Чертежи карта моделист конструктор

Обновлено: 22.04.2024

«Точило» для фрез.
Небольшой обзор процесса изготовления самодельного устройства, предназначенного для затачивания дисковых фрез.

Шпон своими руками.
Автор статьи делится опытом по изготовлению приспособления, предназначенного для самостоятельного изготовления деревянного шпона.

Фуникулёр для горнолыжника.
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки самодельного передвижного бугельного подъёмника для горнолыжника.

На кордодроме – багги.
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции тренировочной автомодели класса «ралли».

Резиномоторный вертолёт.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция двухроторной резиномоторной модели вертолёта.

Огнём и колёсами.
История создания, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию советского лёгкого бронеавтомобиля периода Второй Мировой войны БА-64.

Приемник для «лисолова» (на 3,5 МГц).
Принципиальная схема и принцип работы самодельного приёмника «лисолова», собранного на одной микросхеме и десяти транзисторах.

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №3:

Вместо шила – сверло.
Небольшой обзор процесса изготовления самодельного приспособления, предназначенного для сверления отверстий в ульевых рамках.

Помощники цветовода.
Чертежи, схемы и порядок сборки оригинального унифицированного набора инструментов для цветовода.

Ни бури, ни мели ему не страшны.
Подробное описание, процесс сборки, чертежи и рисунки самодельного полимарана «Спрут».

«Барс» спешит на помощь.
История создания, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию советского океанского буксира-спасателя «Барс».

Чтобы выиграть троеборье.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция модели мотопланера спортивного класса F3B.

«Капля» на кордодроме.
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции гоночной модели автомобиля с двигателем рабочим объёмом 10 см2.

Крылья Красного воздушного флота.
Подробное описание, лётно-технические характеристики, чертежи и рисунки французского истребителя-биплана «Ньюпор-XXIV бис».

Первый истинный авианосец.
Рубрика «Морская коллекция» рассказывает об американских авианосцах 1922-1933 года.

Приёмник для «лисолова» (на 3,5 МГц).
Окончание статьи опубликованной в «М-К» №2 за 1982 год.

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №4:

Косе не страшен камень.
Небольшой обзор процесса изготовления оригинального электрического станка, предназначенного для отбивания рабочей кромки косы.

«Пионер» - карт для начинающих.
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки небольшого спортивного автомобиля класса «Пионер».

По следам ленинской реликвии.
История создания, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию французского легкового автомобиля «РЕНО-40».

На дистанции – электроход.
Для любителей судомоделизма представлена конструкция скоростной радиоуправляемой модели катера с электродвигателем.

Стартует класс А1.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция модели планера спортивного класса A1.

Катер с паропульсиром.
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции модели торпедного катера с пароводяным пульсирующим двигателем.

Дельта-крыло на ракетоплане.
Для любителей ракетомоделизма представлена конструкция модели ракетоплана спортивного класса S4B.

Пять роковых минут.
Рубрика «Морская коллекция» рассказывает о японских тяжёлых и лёгких авианосцах 1921-1937 года.

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №5:

Трактор малого поля.
Подробный обзор опытно-промышленного образца мотоблока «Беларусь» МТЗ-05.

Малыш-богатырь.
Подробное описание, процесс сборки, чертежи и рисунки самодельного консольного винтового пресса.

Атакуют «крылатые танки».
История создания, лётно-технические характеристики, модификации, чертежи и рисунки советского бронированного штурмовика времён Второй Мировой войны Ил-2.

Боевые автомобили.
Интересные факты из истории создания и боевого применения военных автомобилей различных стран.

«Пионер» - карт для начинающих.
Окончание статьи опубликованной в «М-К» №4 за 1982 год.

Влекомая ветром.
Для любителей судомоделизма представлена конструкция модели яхты-катамарана спортивного класса ДХ.

На одном колесе.
Для любителей автомоделизма представлена конструкция скоростной модели автомобиля с воздушным винтом.

В полёте – роторы.
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о различных конструкции моделей воздушных змеев.

Истребитель для асов.
История создания, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию британского самолёта-истребителя «Сопвич-триплан».

Шкаф-комбайн.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению оригинального трансформируемого шкафа.

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №6:

Вам, земледельцы!
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки самодельного мотоагрегата для обработки почвы с двигателем от мотороллера ВП-150М.

Лучший штурмовик поршневой эпохи.
История создания, лётно-технические характеристики, чертежи и рисунки советского штурмовика-бомбардировщика Ил-10М.

Резиномоторка набирает высоту.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция модели планера с резиномоторным двигателя спортивного класса B1.

Победа - за конструкторами.
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции моделёй ракетопланов спортивных классов S3S, S4D и S6A.

Корпус-универсал.
Советы и рекомендации по изготовлению универсального корпуса для судомоделей, который подходит для моделей пяти классов.

В преддверии океанских сражений.
Рубрика «Морская коллекция» рассказывает об английских авианосцах 1924-1939 года.

Помощники автолюбителя.
В статье предоставлены самодельные конструкции прибора для зарядки аккумулятора, устройства прерывистого управления стеклоочистителем, а так же электронного «сторожа».

Гарнитур «Дачник».
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению оригинального мебельного гарнитура для дачи.

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №7:

Машущий. руль.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению оригинального дополнительного ручного привода на передние колёса велосипеда.

«Трофеи» ущелья Урух.
В статье представлены оригинальные конструкции сферической палатки, «трёхствольного» рюкзака, а так же двухместного мини-катамарана.

Первенец морской гвардии.
Интересные факты из истории создания и боевого применения советского минного заградителя «ОКА».

Лента за крылом.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция модели для воздушного боя спортивного класса F2D.

Броневик принимает. старт.
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции модели-копии советского лёгкого бронеавтомобиля периода Второй Мировой войны БА-64.

Инициатива в воздушном бою.
Подробное описание, лётно-технические характеристики, чертежи и рисунки советского истребителя-полутораплана И-5.

Таинственная Шангри-Ла.
Рубрика «Морская коллекция» рассказывает об американских тяжёлых и лёгких авианосцах 1939-1942 года.

По команде - четыре программы.
Принципиальная схема и принцип работы четырёх программной аппаратуры для радиоуправления мощностью излучения 10 мВт.

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №8:

Ластик вместо газировки.
Небольшой обзор конструкции самодельного автомата, предназначенного для продажи карандашей и ластиков.

Накачал - матрас, зашнуровал – лодка.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению оригинальной лодки-шнуровки.

Семья богатырей.
История создания, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию советского магистрального электровоза ВЛ80Т.

Необычный электролёт.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция пилотажной модели самолёта с электродвигателем.

«Двадцатка» S8D.
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции модели ракетоплана спортивного класса S8D.

БМВ - вариант для трассы.
Для любителей автомоделизма представлена конструкция трассовой модели-копии спортивного автомобиля БМВ-М1.

Трёхлопастные на пилотажке
Советы и рекомендации по самостоятельному изготовлению трёхлопастного воздушного винта для кордовых моделей.

По команде - четыре программы.
Окончание статьи опубликованной в «М-К» №7 за 1982 год.

Аквариум-картина.
Подробный обзор процесса изготовления оригинального настенного аквариума.

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №9:

Место стоянки. балкон.
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки самодельного двухместного трицикла «Колибри» с двигателем Ш-32.

Барк «Седов»: биография продолжается.
История создания, главные размерения и технические данные, чертежи и рисунки советского четырёхмачтового учебного парусного судна "Седов".

Магистральный электровоз ВЛ80Т.
Окончание статьи опубликованной в «М-К» №8 за 1982 год.

Гоночное «крыло».
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция «бесхвостовой» кордовой гоночной модели самолёта

Скорость и манёвр.
Подробное описание, лётно-технические характеристики, чертежи и рисунки советского одномоторного истребителя-моноплана 1930-х годов И-16.

Битвы над океаном.
Рубрика «Морская коллекция» рассказывает об американских и японских тяжёлых авианосцах 1940-1945 года.

Реле времени на ИМС.
Принципиальная схема и принцип работы самодельного электронного реле времени с выдержкой 1-63 секунды или 1-63 минуты, собранного на десяти микросхемах и двух транзисторах.

Под красочный аккомпанемент.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению оригинального светомузыкального инструмента.

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №10:

Знакомьтесь: «Спорт-турист».
Подробный обзор самодельного двухместного легкового автомобиля «Спорт-турист» с двигателем ВАЗ-2106.

«Рудулис».
Особенности конструкции и процесс сборки самоходного мотоагрегата для обработки почвы с двигателем ВП-159М.

«Славутич-УТ».
Технические характеристики и компоновка самодельного дельтаплана «Славутич-УТ».

Самый массовый, самый современный.
История создания, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию отечественного трёхосного грузового автомобиля КамАЗ-5320.

Роллер-вело.
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки самодельного подросткового велороллера.

Победные обводы.
Для любителей судомоделизма представлена конструкция модели яхты спортивного класса М.

S1B - две рекордные ступени.
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции двухступенчатой модели ракеты спортивного класса S1B.

Пульс измеряет электроника.
Принципиальная схема и принцип работы самодельного электронного измерителя частоты пульса.

Годен - не годен.
Небольшой обзор процесса изготовления самодельного прибора, предназначенного для отбраковки электролитических конденсаторов.

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №11:

Бесшумный и стремительный.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному переоборудованию обычного карта в гоночный автомобиль с электроприводом.

«Минимакс»: семь лет в пути.
Подробный обзор самодельного микроавтомобиля «Минимакс», построенного инженером-конструктором П. С. Заком.

Ледовая птица.
Подробное описание, процесс сборки, чертежи и рисунки самодельного буера-«восьмиметровика».

Революцией мобилизованный.
Интересные факты из истории создания и боевого применения отечественной вооружённой канонерской лодки "Ваня" №5 (Ваня-коммунист).

Барк «Седов»: биография продолжается.
Окончание статьи опубликованной в «М-К» №9 за 1982 год.

Ещё раз о «Темпе».
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции гоночной автомодели «Темп».

И-семнадцатый.
Подробное описание, лётно-технические характеристики, чертежи и рисунки советского пушечного истребителя И-17.

Преемники «Хабаккука».
Рубрика «Морская коллекция» рассказывает об английских авианосцах различного назначения 1941-1943 года.

Светомузыкальная ёлка.
Принципиальная схема и принцип работы самодельной светомузыкальной установки.

Содержание журнала «Моделист-конструктор» №12:

Предлагают искатели.
В статье опубликованы различные доработки и изобретения, предложенные юными рационализаторами и изобретателями для нужд автомобильного транспорта.

«Парусная лыжа».
Небольшой обзор процесса изготовления самодельной парусной лыжи, предназначенной для зимнего виндсёрфинга.

Мотор на дельтаплане.
Автор статьи делится опытом по модернизации серийного двигателя «Циклон» и применения его в качестве силовой установки на дельтаплане.

Транспорт для двух стихий.
Подробное описание, основные данные, чертежи и рисунки советских аэросаней К-30.

Боевой «Стриж».
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция модели самолёта для воздушного боя спортивного класса F2D.

«Школьная» на корде.
Рубрика «В мире моделей» рассказывает о конструкции учебной модели самолёта, которая изготовлена из досок обычного тарного ящика.

Учебная пилотажная.
Статья рассказывает о том, как своими руками сделать учебную пилотажную модель самолёта спортивного класса F2B.

Революцией мобилизованный.
Окончание статьи опубликованной в «М-К» №11 за 1982 год.

Улица с односторонним движением.
В статье рассматривается теоретическая часть и практические схемы выпрямителя переменного тока собранного на полупроводниковых диодах.

ВСЕ О КАРТЕ. КАК ПОСТРОИТЬ КАРТ

Материалы первых занятий нашей заочной школы картингистов были уже в печати, когда в редакцию стали поступать письма читателей с просьбами проконсультировать по картингу. Нам приятно, что мы предугадали их, начав публикацию серии «Все о карте».

А вот письмо из Коломны: «На станции юных техников при гороно организуется кружок картингистов. Большая к вам просьба оказать кружку помощь в изготовлении картов (мы имеем только книгу М. И. Ерецкого «Автомобиль-карт в школе»). Если есть возможность, то вышлите, пожалуйста, или опубликуйте чертежи машин Руководитель кружка А. К. Калмыков».

Мы надеемся, что публикации «Все о карте» ответили на многие вопросы читателей. Сегодня мы дополнительно помещаем чертежи некоторых узлов карта.

Редакция планирует продолжить эту серию в будущем году — по темам, также подсказанным читателями.

ПЕРЕДНИЙ МОСТ (рис. 1Б, В) состоит из балки, двух проушин и поворотных узлов передних колес.

Поворотная цапфа состоит из оси и шкворневой втулки, выточенных на токарном станке. Ось подгоняют к втулке под углом 98° и приваривают.

Поворотный рычаг (рис. 1В) изгибают из листовой стали толщиной 1,5 мм таким образом, что в сечении он имеет П-образный профиль, после чего его припиливают к поворотной цапфе так, чтобы ось цапфы образовала с осью, проведенной через центр шкворневой втулки и середину поворотного рычага, угол 110°.

Хвостовики осей поворотных цапф имеют резьбу. На концы поворотных рычагов приваривают кольца рулевых шарниров. На токарном станке вытачивают опорные втулки (рис. 1Б), шкворень и ступицу. При этом отверстия опорных втулок делают меньше, чем диаметр шкворня.

Рис. 1. Детали переднего моста

Рис. 1. Детали переднего моста:

А — ступица и ось, Б — втулки, шкворень и проушина, В — поворотный узел.

В шкворне желательно высверлить канал для смазки, сделать поперечные отверстия для выхода смазки к опорным втулкам и нарезать резьбу для установки пресс-масленки.

Опорные бронзовые втулки запрессовывают в шкворневую втулку и обрабатывают под размер шкворня разверткой соответствующего диаметра. Их торцы припиливают под размер проушин балки переднего моста гак, чтобы при полной затяжке гайки шкворня поворотная цапфа легко вращалась на шкворне и не имела люфтов.

В гнезда ступицы (рис. 1А) устанавливают подшипники № 202 и 201, которые с внешних сторон закрыты сальниковыми шайбами. Ступица крепится на оси цапфы корончатой гайкой, стягивающей внутренние обоймы подшипников. Между ними устанавливается распорная втулка (на чертеже не показана), длина которой выбирается таким образом, чтобы при полной затяжке гайки цапфы ступица легко вращалась на подшипниках и не могла сместиться по их наружным обоймам.

КОЛЕСА. Диски колес состоят из двух половинок. Диски передних и задних колес изготавливают из листовой стали толщиной 1,5 мм на токарном стайке, выдавливая по шаблону с помощью ролика. Диски к ступицам крепят четырьмя болтами М6, головки которых прихватывают к ступице электросваркой.

После сварки левого и правого поворотных узлов переднего моста их с помощью шкворней соединяют с проушинами. Последние припиливают к балке (рис. 1 Б) переднего моста так, чтобы угол развала передних колес был нулевым, при этом оси цапф будут расположены горизонтально, а шкворни наклонены внутрь машины на 8°. Кроме того, детали переднего моста перед сваркой надо установить так, чтобы углы наклона шкворней назад составили 12°.

Величина углов наклона шкворней и развала колес значительно влияет на устойчивость и управляемость карта, поэтому работы по их установке надо выполнить с высокой точностью.

РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ. Замкнутое рулевое колесо круглой формы изготовлено из тонкостенной трубы Ø 16 мм. В середине колеса приварена деталь, имеющая форму трехлучевой звезды, изготовленная из листовой стали толщиной 2 мм. Центр колеса соединен с рулевой колонкой посредством сварки. В другом варианте к рулевой колонке приваривался фланец, а центр колеса соединялся с фланцем тремя болтами М6. Рулевая колонка (труба Ø 16 мм с толщиной стенок не менее 2 мм) вращается в двух текстолитовых скользящих подшипниках, прикрепленных стальными накладками к раме карта.

Для предотвращения продольного смещения рулевой колонки на ней привариваются упорные кольца, расположенные под верхним и над нижним скользящими подшипниками. Необходимо беречь подшипники от перегрева при сварке.

Рис. 2. Задняя опора двигателя

Рис. 2. Задняя опора двигателя:

1 — стойка, 2 — кронштейн, 3 — плита, 4 — косынка, 5 — натяжной болт.

К колонке приварена сошка с плечом 60—65 мм, состоящая из двух пластин. Место сварки отыскивают после того, как будут изготовлены поперечная и рулевая тяги (тонкостенные трубы Ø 12 мм). Длину поперечной тяги надо подбирать во время ходовых испытаний машины по наиболее устойчивому ее поведению. Поэтому поперечную тягу надо делать регулируемой.

С этой целью к одному концу тяги приваривается П-образная проушина, а в другой вставляется стальная втулка с внутренней резьбой M10 и приваривается к нему. Во втулку вворачивается стержень длиной 40—50 мм с той же резьбой, на него навертывается контргайка, а к свободному концу приваривается другая проушина. В проушинах есть отверстия Ø 8 мм для соединительных шарнирных болтов. На поперечной тяге расположен шарнир для соединения с рулевой тягой. Последняя состоит из трубки, проушины и шарнира.

На всех шарнирах рулевого механизма поставлены резиновые втулки. Они не имеют люфтов и хорошо работают при изменении углов в сочленениях.

Угол поворота управляемых колес должен быть не менее 30—35° в одну сторону. При этом зазор между вращающимися частями передних колес и рамой должен составить не менее 5 мм. Все соединения собираются с применением корончатых гаек и шплинтуются.

ЗАДНИЙ МОСТ (см. вкладку). Выполнен с открытой осью. Такая конструкция обеспечивает достаточную эластичность рамы и хорошую приспособляемость карта к дороге.

Задняя ось изготовлена из стали I8XHBA без термообработки. Хвостовики оси имеют посадочные шейки для двухрядных подшипников № 1204, продольные шпоночные канавки для установки шпонок и резьбу M12 на концах.

Ступицы заднего моста вытачивают такими, чтобы они по длине и посадочному коническому отверстию устанавливались на конические хвостовики задней оси и могли быть натянуты на конус гайками оси. Ступицы должны обеспечивать крепление к ним дисков задних колес. Кроме того, на правую ступицу на болтах ставится сменная ведомая цепная звездочка, а к левой приваривается (или приклепывается) тормозной барабан от мотороллера ВП-150.

Цепная звездочка изготовлена из дюралюминия без последующей термообработки. Количество ее зубцов зависит от диаметра задних колес, от количества зубцов ведущей звездочки на двигателе, от мощности двигателя и ряда других факторов. В качестве исходной для подбора можно рекомендовать звездочку на 36 зубцов.

Общий вид карта

Ось вращается на трех подшипниках, установленных в подшипниковых опорах. Они зажимают подшипник по наружным обоймам. Каждая опора состоит из двух половинок, которые можно изготовить выдавливанием на прессе из листа стали 3, толщиной 1,5 мм или выточить на токарном станке. Каждая подшипниковая опора крепится к раме двумя болтами М8. Тормозной диск фиксируется относительно рамы теми же болтами, что и левая подшипниковая опора. На тормозном диске собирается стандартный колодочный тормоз мотоциклетного типа (например, от мотоцикла К-175 или от мотороллера ВП-150).

РАМА (см. № 10) делается из тонкостенных бесшовных стальных труб. Лучшими для рамы являются трубы марки 30ХГСА. Вместо них можно применять цельнотянутые трубы из стали 20Х или стали 20, но прочность конструкции при тех же параметрах труб будет ниже. Нельзя применять водопроводные трубы и трубы с продольным швом.

Сборка рамы производится следующим образом: на ровном полу в мастерской мелом размечают колею и базу карта. По разметке устанавливают передний и задний мосты. (При этом к подшипниковым опорам заднего моста уже привернуты кронштейны для крепления моста к раме.) Сваркой прихватывают заранее изогнутые лонжероны к переднему мосту, тщательно выверяют базу (слева и справа) и прихватывают к лонжеронам кронштейны крепления заднего моста. После проверки правильности установки мостов соединения приваривают окончательно. По месту подгоняют остальные элементы рамы и после проверки также приваривают.

СИДЕНЬЕ изготовлено из листа алюминия толщиной 1,5 мм, который обрезается по каркасу жесткости и крепится к нему винтами в пяти точках Каркас жесткости представляет собой трубку Ø 12 мм, образующую контур сиденья. К алюминиевому листу приклеивается лист поролона толщиной 20 мм, который сверху оклеивается дерматином. Для этого применяется клей 88.

Еще лучше, если есть возможность изготовить так называемое анатомическое сиденье из стеклопластика на основе эпоксидных смол. Сиденье выклеивается по предварительно сделанной из гипса или глины форме (рама на рисунке в № 10 рассчитана на такое сиденье).

Бензобак емкостью 2 л сварен из листового железа толщиной 1 мм. По поверхности сопряжения с сиденьем он повторяет форму спинки. В крышке бензобака необходимо сделать дренажное отверстие, а внизу установить краник мотоциклетного типа. Топливо из бака подается к карбюратору самотеком. В настоящее время для подачи топлива используются бензонасосы лодочных моторов, позволяющие располагать бак ниже карбюратора. Однако использование насоса несколько усложняет конструкцию карта.

РЫЧАГИ ПЕДАЛЕЙ сделаны из трубок Ø 10 мм. На их концах приварены площадки. Высота педалей — 180 мм. Приводы от педалей осуществляются гибкими тросами мотоциклетного типа, снабженными устройствами регулировки длины.

Рычаг переключения коробки передач расположен в наиболее удобном месте, под рулем. Рычаг соединен с двигателем жесткой тягой, изготовленной из трубы Ø 10 мм.

ДВИГАТЕЛЬ. Наиболее подходящим для карта этого класса является двигатель от мотоцикла «Ява-50» с рабочим объемом 49,8 см3. Двигатель хорошо вписывается в конструкцию карта, имеет низко расположенный горизонтальный цилиндр, трехступенчатую коробку передач и пусковой механизм, что выгодно отличает его от двигателей других типов. Если такого двигателя у вас нет, на карте можно применять любой двигатель с рабочим объемом до 50 см3, например Ш-51 от мопеда «Рига-3», или «Стадион-С-22». Однако эти двигатели придется заводить с ходу или делать сложное пусковое устройство. В крайнем случае для учебных целей можно использовать двигатель Д-5 от мотовелосипеда. При постройке карта надо помнить, что для различных двигателей потребуются различные конструкции их крепления. На рисунке 2 показаны задняя опора двигателя (для «Явы-50») и устройство натяжения цепи.

Закрепленный в кронштейнах 2 двигатель можно смещать вперед вращением болта, упирающегося в косынку 4. При этом регулируется нормальное натяжение цепи. Плита 3 после регулировки фиксируется болтами на неподвижной плите, приваренной к раме.

«ПИОНЕР» - КАРТ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

Карт класса «Пионер» — самый маленький из спортивных гоночных автомобилей. Рабочий объем его двигателя всего 50 см 3 . Такие карты строят для гонок, в которых участвуют ребята в возрасте от 9 до 16 лет. К сожалению, промышленность эти машины пока не выпускает, и они создаются в секциях и кружках.

В отличие от «взрослых» картов «Пионер» имеет свои конструктивные особенности. Рама его, к примеру, сварена из более тонких труб и имеет клиновидную форму. Ей присущи технологичность и надежность. Обладает она преимуществами перед себе подобными и в жесткости и прочности. Кстати, такой конфигурации рамы мы делаем для картов не только класса «Пионер», но и «Юниор» и «Союзный».

Начальный этап строительства — разработка чертежей и подготовка приспособлений и оснастки. Раму удобнее всего вычерчивать в натуральную величину на листе миллиметровой бумаги, наклеенной на плотный картон. Такой чертеж в дальнейшем послужит плазом, по которому вчерне подгоняются отдельные элементы.

Вычерчивать раму необходимо в двух проекциях — вид сверху и вид сбоку. Отдельно изобразите передний лонжерон. Пусть вас не смущает отсутствие некоторых размеров на чертеже — это значит, что детали здесь надо подгонять по месту.

Следующий этап — изготовление стапеля для сборки рамы. Он потребуется в том случае, если вы намерены производить эти машины малой серией.

Рис. 1. Карт класса «Пионер»

Рис. 1. Карт класса «Пионер»:

1 — передний верхний отбойник,

3 — педаль тормоза,

4 — рычаг переключения передач,

5 — задний отбойник,

6 — тормозной диск,
7 — главный тормозной цилиндр,

Основание стапеля — лист дюралюминия размером 1700X900 мм толщиной 15-20 мм. Вдоль его большой оси проводится четкая продольная линия — след плоскости симметрии рамы карта и перпендикулярно ей — базовая линия для установки фиксаторов шкворневых втулок. Отверстия в последних необходимо разделывать на расточном станке — это обеспечит необходимую точность установки втулок при сварке рамы.

А — подшипник рулевой колонки, Б — подпятник рулевой колонки.

На стапеле устанавливаются также стальные уголки для фиксации продольных лонжеронов.

Сама рама собирается из двух продольных лонжеронов, трех поперечин (передней, средней и задней), переднего отбойника и кронштейнов крепления рулевой колонки. Для ее элементов предпочтительнее всего хромансилевые (из материала 30ХГСА) или цельнотянутые трубы из стали марки 20.

Порядок их подготовки к сборке таков. Нарежьте трубы с припуском около 30 мм и согните с помощью приспособления по чертежу-плазу. Эту операцию лучше всего выполнять без нагрева. Предлагаю несколько наиболее рациональных способов такой обработки.

Наиболее просто гнуть трубы с использованием вставленной внутрь пружины из проволоки марки ОВС. Она навинчивается на токарном станке и затем обязательно нормализуется. Для более толстых труб потребуется проволока диам. 2, 5-3 мм, а для остальных диам. 1, 5-2 мм. Внешний диаметр пружины должен получиться таким, чтобы она вставлялась в трубу с некоторым усилием.

Рис. 2. Рама карта

Рис. 2. Рама карта:

1 — передний нижний отбойник,

3 — передняя поперечная балка,

4 — шкворневая втулка,

5 — продольный лонжерон,

6 — кронштейн крепления пола,

7 — кронштейн крепления рычага переключения передач,

9 — передняя опора двигателя,

10 — задняя опора,

11 — кронштейн задней оси,

12 — задняя поперечина,

13 — кронштейн крепления главного тормозного цилиндра,

14 — ось тормозного рычага,

15 — опоры сиденья,

16 — средняя поперечина,

17 — кронштейн рулевой колонки,

18 — ось-упор рулевой колонки.

Если рама карта изготавливается в зимнее время, то перед гибкой в трубах можно заморозить воду. Неплохой эффект дает заливка расплавленной канифолью.

И наконец, традиционный способ обработки — с набивкой просеянным и прокаленным песком. Трубу легче согнуть, прогревая место изгиба пламенем горелки или паяльной лампы.

Но этот способ менее предпочтителен, поскольку нагрев легированной стали существенно снижает ее- прочность и упругость.

Придав заготовкам требуемую форму, подгоните — припилите их друг к другу так, чтобы в стыках не оставалось зазоров. Эту работу начинайте с установки на стапель передней поперечины (середину совместите с осевой линией стапеля). Далее на одной из сторон установите фиксатор со шкворневой втулкой и подгоните к ней поперечину так, чтобы образовавшаяся плоскость была наклонена под углом около 30° к вертикали. Ту же операцию проделайте с противоположной стороны стапеля.

«ПИОНЕР» - КАРТ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

Подготовленную таким образом переднюю поперечину прижмите скобами к стапелю и к ней припилите ‘продольные лонжероны. К последним аналогичным способом пристыкуйте заднюю поперечину, а к передней поперечине — отбойник.

Все элементы рамы зафиксируйте на стапеле скобами и прижимами, проконтролируйте еще раз их положение и приступайте к сварке. Наилучшие швы получаются при использовании аргонно-дуговой или углекислотой сварки, несколько худшие результаты дает обычная электросварка. Газовой же следует пользоваться в последнюю очередь.

Сваривайте раму в несколько этапов. Сначала «прихватите» вес стыки — каждый в одной-двух точках, а затем приварите их полностью. Не снимая рамы со стапеля, приварите кронштейны крепления двигателя и задней оси. Последние предварительно посадите на ось — это поможет обеспечить ее перпендикулярность плоскости симметрии рамы.

Оси же педалей, кронштейны рулевой колонки, среднюю поперечину и опоры сиденья следует приварить только после предварительной «примерки» карта к гонщику. Нижняя часть сиденья располагается на одном уровне с низшими точками лонжеронов рамы. Правильная посадка гонщика имеет следующие признаки: спина наклонена назад на 20-25°, ноги слегка согнуты в коленях.

Рис. 6. Задний мост

Рис. 6. Задний мост:

1 — ступица колеса,
2 — тормозной диск,
3 — ступица тормозного диска,
4 — опорный кронштейн моста,
5 — вал,
6 — диски колес,
7 — звездочка,
8 — ступица звездочки,
9 — корпус подшипника,
10 — тормозная машинка.

Последними привариваются ушки крепления пола, кронштейны и трубки переднего верхнего отбойника, косынки в местах соединения продольных лонжеронов с передней поперечиной и ушки рычага переключения передач, а также упоры тросов.

Для переднего моста понадобится несколько точеных деталей, в частности передние ступицы (из Д16Т), цапфы (из 30ХГСА), бронзовые втулки и шкворни из стали 45 или 40Х.

Проушину переднего моста лучше всего выгнуть из стальной полосы размером 40X30 мм по шаблону. К ней следует приваривать рычаг, усиливающую косынку и в последнюю очередь цапфу.

Конструкция заднего моста достаточно проста и технологична. Ступицы корпуса подшипников отлиты из алюминиевого сплава с последующей чистовой обработкой на токарном и фрезерном станках.

Тормоз карта — дисковый с гидравлическим приводом. По техническим условиям карт класса «Пионер» оснащают только тормозом задних колес.

«ПИОНЕР» - КАРТ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

Тормозной диск закрепляют на задней оси карта, а на раме устанавливают тормозную машинку. Корпус ее дюралюминиевый, рабочий цилиндр стальной (30ХГСА или Ст. 45). Поршень из латуни или же из материала Д16Т.

Можно использовать и передний колодочный тормоз от мотороллера Т-200 или мотоцикла М-106. При его монтаже следует очень внимательно отнестись к центровке тормозного барабана.

Для подбора оптимального передаточного отношения цепного привода заднего моста рекомендуют изготовить комплект ведомых звездочек с числом зубьев от 22 до 28 с интервалом через два зуба. Это в значительной степени облегчит подгонку привода под вес карта и гонщика, мощность двигателя и частоту вращения его ведущей звездочки.

Диски колес карта можно сделать из алюминиевых сплавов Д16АМ или АМГ-6. Толщина листа заготовки 2-3 мм. Способ выдавливания диска следующий. Сначала из любого металла вытачивается пуансон. Заготовка поджимается к нему задней бабкой токарного станка и закрепленным в резцедержателе роликом обкатывается до тех пор, пока не примет форму пуансона. Обработка ведется при частоте вращения патрона станка от 150 до 300 об/мин, в качестве смазки применяется обычное мыло.

Тормозная машинка

Тормозная машинка:

3 — винт крепления накладки,

4 — тормозной цилиндр,

5 — отверстие для прокачки цилиндра,

6 — резиновая манжета,

8 — тормозная накладка,

9 —фрикционные пластини.

Отверстия в дисках колес лучше всего сверлить по шаблону-кондуктору. Последний желательно сделать из стали и закалить. Не пожалейте на это труда, особенно если вы задумали построить несколько машин.

Крепления передних колес, рулевых тяг и педалей необходимо шплинтовать; вполне допустимы и самоконтрящиеся гайки.

Как уже упоминалось, на картах класса «Пионер» разрешено устанавливать двигатели с объемом цилиндра до 50 см 3 , в частности, отечественные двигатели Ш51, Ш-52, Ш-57, Ш-58 и Ш-02. Не следует сразу приниматься за форсирование двигателя — это резко уменьшит его ресурс и надежность. Нужно лишь правильно отрегулировать карбюратор и зажигание. Для начала сам этого вполне хватит.

Для бензобака лучше всего использовать полиэтиленовую канистру емкостью 2 л. Размещать ее на карте следует так, чтобы горючее самотеком поступало в карбюратор. В нижнюю часть емкости вставляется штуцер или кран, а в пробке канистры сверлится отверстие, сквозь которое пропускается полихлорвиниловая трубка.

Натяжение цепи двигателя регулируется упором — тандером с двумя запрессованными в его ушки подшипниками ШС-8. Если такого тандера под рунами не окажется, приварите на раму гайку M10 и вверните в нее болт так, чтобы он упирался в кронштейн крепления двигателя.

Цепь сверху закрывается щитком из пластика, наполовину загораживающим ведомую звездочку. Ширина щитка 30 мм.

Рулевая колонка устанавливается на расстоянии вытянутой руки спортсмена (кисть захватывает верхнюю часть баранки). Это стальная труба диам. 18 мм; в нижней части к ней приварена поворотная сошна — рычаг из стальной полосы толщиной около 2 мм. При разделывании в сошке отверстия под рулевую тягу следует помнить, что оптимальное соотношение длим рычага поворотного кулака переднего колеса и плеча сошки составляет 1,7:1.

Рулевые тяги — трубчатые, в их концы заправлены втулки с подшипниками ШС-6 или ШС-8, в крайнем случае резиновые втулки. После сборки проверьте функционирование рулевых механизмов: цапфа должна поворачиваться на угол около 35°. Если угол поворота больше, сделайте упоры.

Рулевое колесо выгибается холодным способом из трубы марки АМГ или АМЦ с внешним диам. 22 — 25 мм и толщиной стенки 1,5-2 мм. Труба набивается песком и навивается несколькими витками на подходящую оправку, например, газовый баллон. Таким образом получаются заготовки сразу для нескольких «баранок». Спицы вырезаются из 4 — 5-мм алюминиевого листа марки АМГ или АМЦ. Предупреждаю, что делать спицы из «жестких» сплавов Д16Т, Д1ЭТ, В95 и им подобных не рекомендуется — в местах сварки могут образоваться трещины, и руль развалится. Затем рулевое колесо тремя болтами крепится к подпятнику рулевой колонки, обшивается кожей или кожзаменителем с предварительной оклейкой микропористой резиной или поролоном.

Педали тормоза, газа и сцепления выгнуты из стальных труб диам. 12х1,5 мм. Кольца, за которые к ним крепятся тросы, а также упоры соединяются с педалями сваркой. При сборке не забудьте установить на педаль газа возвратную пружину.

Полин сделан из дюралюминиевого листа толщиной 1,5 мм; он крепится винтами к ушкам, приваренным к раме.

Сиденье проще всего выклеить из стеклопластика, используя в качестве, «болвана» сиденье карта Ленинградского завода ДОСААФ. При выклейке оболочки нанесите на «болван» разделительный слой из паркетной мастики. Окрашивать сиденье желательно не после выклейми, а сразу, подмешивая в эпоксидную смолу черный пигмент.

Спереди сиденье крепится к кронштейнам, приваренным к раме карта, сзади — к двум регулируемым трубчатым опорам.

Поело контрольной сборки, отладки и настройки всех механизмов машину нужно полностью разобрать. Раму тщательно очистить от ржавчины и окалины, обезжирить, загрунтовать и окрасить нитро- или синтетической эмалью. Отбойники, рулевую колонку, педали, рулевые тяги и рычаг переключения передач желательно хромировать. Поворотные кулаки передних колес можно окрасить в черный цвет.

Номера карта вырежьте из пластика, их габариты — 220Х220 мм. Углы квадрата должны быть скруглены радиусом 20 мм.

ПАРТА КАРТИНГИСТА

Во многих КЮТ и СЮТ (клубах и станциях юных техников) есть секции картинга. Маленькая машина не только помогает ребятам изучить общую концепцию устройства автомобиля и освоить азы его вождения, но многим из них проторяет путь в большой автоспорт и раскрывает их возможности в техническом творчестве.

Программа обучения картингистов предусматривает на начальном этапе приобретение ребятами навыков манипулирования педалями сцепления, «газа», тормоза, рукояткой переключения передач. Но последнее действие при неработающем двигателе запрещено инструкцией по эксплуатации, так как оно может привести к поломке механизма переключения передач. При заведенном же моторе это делать просто небезопасно: карт приводится в движение, а обучающийся, по сути, впервые севший за руль, еще не умеет им управлять.

Если даже на СЮТ имеется настоящий автомобильный тренажер, то и после занятий на нем ребята желаемого эффекта по приобретению навыков езды на карте не достигают. Уж очень специфичная машина — карт, а также органы его управления. Даже посадка водителя на нем иная.

В некоторых секциях первоначальные упражнения по манипулированию педалями карта проводят, приподняв задние колеса — установив заднюю часть рамы на подставки. Но это также небезопасно — от вибрации карт может «съехать» с подставок. Для двигателя и механизма переключения передач такой метод тоже не безвреден — мотор работает без нагрузки при значительных оборотах «вразнос», плавно же переключить при этом передачи просто невозможно, и тогда опять вполне вероятны поломки машины.

Мы нашли выход из этой ситуации, сконструировав и изготовив тренировочный стенд, отвечающий требованиям учебной программы и технике безопасности.

Общий вид стенда

Общий вид стенда:

1 — роликовые опоры (Ст3, 4 шт.); 2 — держатели роликовых опор (уголок 40×40, 4 шт.); 3 — ролики (4 шт.); 4 боковой кронштейн (Ст3, лист s5); 5 — рама (швеллер № 10); 6 передние кронштейны (Ст3, лист s5); 7 ручка (2 шт.); 8 — колесо (2 шт.); 9 — ребра (Ст3, лист s5, 4 шт.)

Ролик

Ролик:

1 — стопорное кольцо (проволока Ø2,5); 2 — малая лабиринтная втулка, 3 — большая лабиринтная втулка; 4 — упорные кольца (Ст3, лист s2); 5 — корпус подшипника (сталь 45, круг 122); 6 — корпус ролика (сталь 45); 7 — ось (сталь 45, круг Ø34); 8 — подшипник 80406 (2 шт.); 9 — корпус шипового подшипника (сталь 45, круг 122); 10 — резиновая прокладка (s3); 11 — крышка (Ст3, лист s6); 12 — винт М6х12 (4 шт.)

Основа стенда — рама, сваренная из швеллера № 10 (но можно ее сделать и из швеллера № 8). Она составлена из двух прямоугольников, состыкованных в форме буквы Т.

Сверху, по бокам задней части рамы, установлены 4 роликовые опоры (2 правые и 2 левые). Каждая из них представляет собой брусок с коническими отверстиями под ось ролика, с приваренным кронштейном из уголка 40×40 мм.

Для увеличения жесткости между полками швеллеров под осями роликов вварены пластины-ребра.

Сверху на раме стенда закреплены три кронштейна: два передних — под поперечину рамы карта и один боковой — под лонжерон. Два первых удерживают машину на месте, а последний не позволяет ей смещаться от вибрации в боковом направлении. Трубы рамы карта при этом притягиваются к кронштейнам ремнями, закрепленными на болтах.

Наиболее сложный для исполнения узел стенда — ролик, к тому же их четыре — по два на каждое ведущее заднее колесо.

Общий вид карта на стенде

Общий вид карта на стенде

Электровентилятор

Электровентилятор:

1 — электродвигатель; 2 — обечайка кожуха (лист s2); 3 — пятилопастная крыльчатка (от автомобиля «Жигули»); 4 — держатель электродвигателя

Схема питания электровентилятора

Схема питания электровентилятора:

1 — обмотка генератора; 2 — выпрямитель (диод Д231А) 3 — электродвигатель М367

В цилиндрический полый корпус ролика с противоположных сторон вставлены и завальцованы два корпуса с подшипниками 80406. Подшипники смонтированы на оси, которая своей конической частью закрепляется в опоре.

С одной стороны ролик закрыт крышкой с резиновой прокладкой, с другой — лабиринтными уплотнительными втулками.

Внутрь подшипников и в зазоры втулок набивается консистентная смазка. Собранный ролик должен вращаться свободно. Усилие для приведения его во вращение не должно быть более 3,2 кгс/см.

Перед монтажом на стенде карт тоже доработали. Во-первых, на мотор установили вентилятор с электродвигателем М367 постоянного тока напряжением 6 В и мощностью 5 Вт — от стеклоочистителя мотоколяски С3Д. Генератор же на карте — переменного тока. Поэтому питание электродвигателя осуществляется от него через однодиодный выпрямитель Д231А. Крыльчатка вентилятора пятилопастная — от автомобиля «Жигули». Она закрыта кольцевым ограждением.

Вентилятор в сборе крепится при помощи кронштейна к раме карта в месте, где установлен двигатель.

Топливо в карбюратор поступает самотеком из 1,5-литрового металлического бачка, смонтированного сзади на спинке сиденья.

На стендовый карт установлен тушитель от серийного мотоцикла «Минск», так как у этих машин одинаковый объем двигателя — 125 см 3 .

Перед каждой тренировкой стенд на площадке надо устанавливать так, чтобы ветер был направлен в лицо обучающегося и уносил выхлоп газа из глушителя.

Стенд в сборе

Стенд в сборе

Для перемещения стенда сзади на торце рамы смонтированы два колеса, а по бокам передней части рамы — две ручки. За них стенд поднимают в вертикальное положение и перевозят в нужное место.

На вращающихся роликах стенда карт движется будто по дороге четко включаются все передачи, плавно прибавляются обороты двигателя, не «заклинивает» тормоза даже при резком нажатии на педаль.

Стенд-тренажер изготовлен в секции «Картинг» КЮТ Сызранского турбостроительного завода и вместе с доработкой карта оформлен как рационализаторское предложение. Активное участие в создании стенда принимали члены секции А.Баев и А.Кузьмин.

Многолетняя эксплуатация стенда-тренажера показала его безопасность, повысила эффективность обучения ребят первоначальным навыкам вождения карта.

В. СТАНОТИН, преподаватель СЮТ СТЗ, г.Сызрань, Куйбышевская обл.


Быстрее ветра.
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки самодельного буера, а также советы по его эксплуатации.

Эсминец-ракетоносец.
История создания, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию отечественного эскадренного миноносца «Яков Свердлов».

Белокрылая класса «П».
Для любителей судомоделизма представлена конструкция модели яхты спортивного класса «П».

Первая ступенька в небо.
Для любителей автомоделизма представлена конструкция модели самоходной ракетной установки «Юность-2».

Снегоход.
Подробный обзор процесса изготовления самодельных мотосаней с велосипедным двигателем Д-4, которые можно применять не только для прогулок, но и для перевозки лёгких грузов или почты.

«Оса».
Статья рассказывает о том, как своими руками сделать радиоуправляемую модель одномоторного моноплана с высоко расположенным свободнонесущим крылом.

«Летающее крыло».
Подробное описание, чертежи, схемы и рисунки оригинальной конструкции модели самолёта с двигателем МК-12В.

«Щелкунчик».
Небольшой обзор, а так же чертежи и схемы кордовой пилотажной модели самолёта «NAKKE».

34 команды по радио.
Окончание статьи опубликованной в «М-К» №1 за 1966 год.


Содержание журнала «Моделист-конструктор» №3:

Микромотоцикл «Белка».
Подробное описание, процесс сборки, чертежи и рисунки самодельного микромотоцика «Белка» с велосипедным двигателем Д-4 или Д-5.

Картинг на льду.
Советы и рекомендации по оборудованию гоночного автомобиля для участия в соревнованиях по зимнему картингу.

Гоночная класса 1,5.
Технические характеристики и компоновка гоночной модели автомобиля, которая развивает скорость более 120 км/ч.

По законам красоты.
Для любителей автомоделизма представлена конструкция оригинальной модели легкового автомобиля с резиномотором, которую могут построить даже начинающие моделисты.

Трактор с резиномотором.
Подробный обзор процесса изготовления несложной в изготовлении контурной модели трактора с резиномотором.

Скутер «Ракета».
Для любителей судомоделизма представлена несложной в изготовлении конструкция модели скутера, сделанного из доступных материалов.

Швертбот «Турист».
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки самодельной яхты, которая способна ходить под парусом, на вёслах и с подвесным мотором.

Электросварочный.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению несложного сварочного аппарата, который способен производить точечную сварку стали толщиной до 2,5 мм и дуговую сварку стали толщиной больше 2,5 мм.


Содержание журнала «Моделист-конструктор» №4:

Драгоценная реликвия.
Подробное описание, технические характеристики, модификации, чертежи и рисунки полугусеничного автомобиля «роллс-ройс», на котором передвигался В. И. Ленин.

Планер «Аист».
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция модели планера, который имеет оригинальную систему крепления крыла, состоящую из четырёх частей.

Жизнь, отданная кораблям.
Подробное описание, основные данные, а так же цветные иллюстрации отечественных клипера «Вестник» и полуброненосного фрегата «Генерал-адмирал».

Над полями - АН-2М.
Подробное описание, лётно-технические характеристики, чертежи и рисунки, а так же рекомендации по моделированию советского лёгкого многоцелевого самолёта АН-2М.

Микроавтомобиль на аккумуляторах.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению микроавтомобиля типа «карт», на котором установлен электродвигатель с редуктором в одном блоке.

На одном моторе.
Подробное описание, процесс сборки, чертежи и рисунки самодельной моторной лодки «Маринка» с подвесным лодочным мотором «Москва».

Универсальный инструмент.
Советы и рекомендации по модернизации и самостоятельному изготовлению разметочного инструмента для домашней мастерской.


Содержание журнала «Моделист-конструктор» №5:

«Дельфин»-буксировщик.
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки необычного буксировщика пловца с электромотором мощностью 70-75 Ватт и напряжением питания 20-30 Вольт.

Карт «В» - класс международный.
Технические характеристики и компоновка самодельного детского спортивного автомобиля с серийным двигателем от мотоцикла М-103.

Модель-чемпион.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция радиоуправляемой модели самолёта с двигателем «Фокс-59» объёмом 10 см3.

Торпедные катера.
Подробный обзор, а так же сравнительные характеристики отечественных и зарубежных военных торпедных катеров.

Яхта класса «М».
Для любителей судомоделизма представлена конструкция модели яхты спортивного класса «М».

Секрет десяти каналов.
Подробное описание, принцип работы, а так же конструктивные особенности самодельной аппаратуры, предназначенной для радиоуправления различными моделями.

Лаборатория на столе.
В статье приводятся советы и рекомендации по постройке аэродинамической лаборатории в авиамодельном кружке.

Учись паять.
Автор статьи делится опытом по организации рабочего места радиолюбителя.


Содержание журнала «Моделист-конструктор» №6:

«Радуга».
Подробное описание, процесс сборки, чертежи и рисунки самодельной облегчённой байдарки «Радуга», вес которой составляет 32 кг.

Карт «В» - класс международный.
Продолжение статьи опубликованной в «М-К» №2 за 1966 год.

«Микрон».
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция модели самолёта с двигателем МК-16, которую можно построить за один вечер.

Предшественник гигантов.
Подробное описание, лётно-технические характеристики, чертежи и рисунки советского четырёхмоторного тяжёлого бомбардировщика дальнего действия Пе-8.

Спортивный самолёт Ш-13.
История создания, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию советского многоцелевого самолёта Ш-13.

Специальный автомобиль.
Подобное описание, технические характеристики, чертежи и рисунки экспериментального специализированного автомобиля такси, который построили конструкторы ВНИИТЭ.

Калильные свечи для микродвигателей.
Советы и рекомендации по самостоятельной модернизации калильной свечи для двигателя МД-2,5 и МД-5.

Прибор-судья.
Для любителей ракетомоделизма представлена конструкция самодельного прибора, который определяет высоту взлёта модели ракеты.


Содержание журнала «Моделист-конструктор» №7:

Микроавтомобиль и техническая эстетика.
Статья рассказывает о применении принципов технической эстетики в любительском автостроении, или как сделать микроавтомобиль надёжным и красивым.

Тренируйте зрительную память!
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению оригинального прибора, предназначенного для тренировки зрительной памяти.

Водные лыжи.
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки самодельного спортивного снаряда, предназначенного для передвижения по водной поверхности.

Приёмник на транзисторах.
Принципиальная схема и принцип работы самодельного радиоприёмника прямого усиления, собранного на шести транзисторах.

Как сделать холод.
Статья рассказывает о том, как своими руками сделать простую испарительную установку с пульверизатором.

Солнце вместо котельной.
Подробный обзор процесса изготовления самодельного солнечного коллектора, сделанного из доступных материалов.

«Стрела».
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция модели планера типа «летающее крыло».

Вертолёт-универсал.
Подробное описание, лётно-технические характеристики, чертежи и фотографии советского многоцелевого вертолёта Ка-26.

ЗАЗ-966 - новый «Запорожец».
История создания, основные данные, чертежи и рисунки советского автомобиля особого малого класса ЗАЗ-966 «Запорожец».


Содержание журнала «Моделист-конструктор» №8:

Станок-универсал.
Подробный обзор процесса изготовления самодельного настольного многофункционального станка, предназначенного для обработки деревянных заготовок, а так же для резания тонкого листового металла.

Электронный дирижёр.
Принципиальная схема и принцип работы самодельного электронного метронома.

Для вашего телевизора.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению оригинальной поворотной подставки для телевизора.

Водный велосипед.
Особенности конструкции и процесс сборки самодельного водного велосипеда, сделанного из доступных материалов.

АНТ-25.
История создания, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию советского цельнометаллического однодвигательного самолёта АНТ-25.

Воздушное метро в комнате.
Статья рассказывает о том, как своими руками сделать модель монорельсовой дороги с электровозом.

Аэромобиль.
Для любителей автомоделизма представлена конструкция модели аэромобиля с компрессионным двигателем МК-16.

Артиллерийские катера.
Подробный обзор, а так же сравнительные тактико-технические данные артиллерийских катеров различных стран 1941-1962 года.

«Спрут» идет на погружение.
Для любителей судомоделизма представлена конструкция модели подводной лодки с резиномотором.


Содержание журнала «Моделист-конструктор» №9:

Теплоход с электромотором.
Статья рассказывает о том, как своими руками сделать модель речного прогулочного теплохода.

Для комнатного вертодрома.
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция контурной модели вертолёта «Малыш».

«Либелла».
Подробное описание, процесс сборки, чертежи и рисунки модели вертолёта соосной схемы, с двумя вращающимися в противоположные стороны роторами.

Первые шаги «Автоконструктора».
Советы и рекомендации по постройке первых моделей при организации автомодельного кружка.

Фреза-малютка.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению оригинального станка-фрезы, предназначенного для изготовления корпусов различных электронных самоделок.

Парусник в бутылке.
Описание простого и доступного способа самостоятельной сборки парусника в стеклянной бутылке.

Гоночная лидера: класс 10 см3.
Для любителей автомоделизма представлена конструкция рекордной модели автомобиля с двигателем «Дулинг-61».

«Альфа-Ромео 1600».
Технические характеристики и компоновка итальянского легкового автомобиля «Альфа-Ромео 1600».

Как сделать трансформатор?
В статье описана методика постройки силового трансформатора мощностью 25 Вт с максимальным током нагрузки при напряжении 12 Вольт – 2 Ампера.


Содержание журнала «Моделист-конструктор» №10:

Богатырь в миниатюре.
История создания, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию советского магистрального электровоза переменного тока ВЛ60к.

Регулировка на ходу.
Небольшой обзор процесса изготовления самодельного устройства, предназначенного для регулирования качества рабочей смеси при движении модели на корте.

Новогодние «чудеса».
В статье представлены различные самодельные электронные устройства, которые разнообразят празднование Нового года.

Подарок Владимира Прохазки .
Для любителей судомоделизма представлена конструкция модели моторной лодки, которая сделана из доступных материалов.

Четыре «Санта-Марии».
Статья рассказывает об удачных и не удачных попытках изготовления модели-копии флагманского корабля Христофора Колумба «Санта Мария».

«Звёздочка» на волнах.
Подробное описание, процесс сборки, чертежи и рисунки самодельной моторной лодки «Звёздочка» с подвесным лодочным мотором марки «Москва» или «Ветерок».

Как же сани едут сами.
В статье рассматриваются основные принципы при разработке конструкции и практической реализации при изготовлении самодельных аэросаней.


Содержание журнала «Моделист-конструктор» №11:

Гиперболоид своими руками.
Подробное описание, принцип работы, а так же конструктивные особенности самодельной модели лазерной установки.

Без коробки передач.
Статья рассказывает о том, как своими руками сделать радиоуправляемую модель гусеничного вездехода с автоматической бесступенчатой передачей.

Новогодние «чудеса».
В статье представлены различные схемы электронных устройств, которые помогут сделать новогоднюю ёлку ещё более весёлой и нарядной.

«Икар-5».
Принципиальная схема и принцип работы самодельной аппаратуры, предназначенной для радиоуправления авиамоделями.

Планер «Воробей».
Для любителей авиамоделизма представлена конструкция модели планера, которую сможет сделать любой начинающий конструктор малой авиации.

«Кальмар».
Подробное описание, варианты изготовления, чертежи и рисунки самодельной моторной лодки «Кальмар».

Плавучий институт.
История создания, основные данные, чертежи и фотографии советского научно-исследовательского судна «Академик Курчатов».

Аэросани «Вихрь».
Особенности конструкции и процесс сборки модели аэросаней с резиномотором, которая сделана из доступных материалов.


Содержание журнала «Моделист-конструктор» №12:

Катапульта «Старт».
Подробное описание, чертежи, схемы и рисунки одного из популярных экспонатов музея Н. Е. Жуковского катапульты «Старт».

«Академик Курчатов».
История создания, основные данные, чертежи, рисунки, а так же рекомендации по моделированию советского научно-исследовательского судна «Академик Курчатов».

Труженик дорог.
Подробное описание, технические характеристики, модификации, чертежи и рисунки отечественного грузового автомобиля ЗИЛ-130.

Автомобиль. в зубчатой рамке.
Подробный обзор различных почтовых марок, с изображением старинных и современных автомобилей.

Кузов из стеклопластика.
Автор статьи делится опытом по самостоятельному изготовлению кузова самодельного автомобиля из стеклопластика.

«Икар-5».
Окончание статьи опубликованной в «М-К» №11 за 1966 год.

Первый приёмник.
Подробное описание, принцип работы, а так же конструктивные особенности самодельного детекторного радиоприёмника.

Минные заградители и тральщики.
Интересные факты из истории создания и боевого применения отечественных минных заградителей и тральщиков.

Приборы-помощники.
Статья рассказывает о том, как своими руками сделать различные измерительные приборы, предназначенные для настройки самодельной радиоприёмной и радиопередающей аппаратуры.

Читайте также: