Чертог конструктор ракетной техники

Обновлено: 24.04.2024

Родился 1 марта 1912 года в городе Лодзь в Российской империи (на территории современной Польши) в еврейской семье служащих — Евсея Менасеевича Чертока и Софьи Борисовны Явчуновской.

В августе 1930 года был принят на работу в электроцех отдела оборудования (ОБО) — электромонтёром 4-го разряда на авиазавод № 22 в Москве, выпускавший самолёты ТБ-1. Участвовал во внедрении в производство самолёта ТБ-3. В августе 1938 года занимал должность начальника конструкторской бригады «спецоборудования и вооружения самолётов» на том же заводе.

Окончил в 1940 году Московский энергетический институт. С 1940 по 1945 год Б. Е. Черток работал в ОКБ главного конструктора В. Ф. Болховитинова на заводе № 84,…

Родился 1 марта 1912 года в городе Лодзь в Российской империи (на территории современной Польши) в еврейской семье служащих — Евсея Менасеевича Чертока и Софьи Борисовны Явчуновской.

В августе 1930 года был принят на работу в электроцех отдела оборудования (ОБО) — электромонтёром 4-го разряда на авиазавод № 22 в Москве, выпускавший самолёты ТБ-1. Участвовал во внедрении в производство самолёта ТБ-3. В августе 1938 года занимал должность начальника конструкторской бригады «спецоборудования и вооружения самолётов» на том же заводе.

Окончил в 1940 году Московский энергетический институт. С 1940 по 1945 год Б. Е. Черток работал в ОКБ главного конструктора В. Ф. Болховитинова на заводе № 84, затем на заводе № 293 и в НИИ-1 НКАП СССР под руководством генерал-лейтенанта авиации Я. Л. Бибикова.

2 мая 1945 года в звании майора расписался на Рейхстаге, что считает счастливейшим достижением в своей жизни.

В апреле 1945 года в составе специальной комиссии Б. Е. Черток был командирован в Германию, где до января 1947 года руководил работой группы советских специалистов по изучению ракетной техники. В том же году вместе с А. М. Исаевым он организовал в советской оккупационной зоне (в Тюрингии) совместный советско-германский ракетный институт «Рабе», который занимался изучением и развитием техники управления баллистическими ракетами дальнего действия. На базе института в 1946 году был создан новый институт — «Нордхаузен», главным инженером которого был назначен С. П. Королёв. С этого времени Борис Евсеевич работал в тесном сотрудничестве с Сергеем Павловичем Королёвым.

В августе 1946 года приказами министров авиационной промышленности и вооружения Б. Е. Черток переведён на должность заместителя главного инженера и начальника отдела систем управления Научно-исследовательского института № 88 (НИИ-88) Министерства вооружения. В 1950 году он был переведён на должность заместителя начальника отдела, а в 1951 году — начальника отдела систем управления Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1) НИИ-88, главным конструктором которого был С. П. Королёв.

В 1974 году Б. Е. Черток назначен заместителем генерального конструктора Научно-производственного объединения «Энергия» по системам управления.

Вся научно-инженерная деятельность Б. Е. Чертока с 1946 года связана с разработкой и созданием систем управления ракетами и космическими аппаратами. Им создана школа, которая до настоящего времени определяет научные направления и уровень отечественной техники пилотируемых космических полётов.

Библиография

Б. Е. Черток — автор и соавтор более 200 научных трудов, в том числе ряда монографий, большинство из которых многие годы были засекречены. Некоторые из открытых работ:
* Методы повышения надежности управления движением космических аппаратов (1977)
* Опыт проектирования и разработки систем исполнительных органов для долговременных орбитальных станций (1986)
* Цифровой электрогидродинамический привод ракеты «Энергия» (1990)

Книги на английском:
* Boris…

Б. Е. Черток — автор и соавтор более 200 научных трудов, в том числе ряда монографий, большинство из которых многие годы были засекречены. Некоторые из открытых работ:
* Методы повышения надежности управления движением космических аппаратов (1977)
* Опыт проектирования и разработки систем исполнительных органов для долговременных орбитальных станций (1986)
* Цифровой электрогидродинамический привод ракеты «Энергия» (1990)

Книги на английском:
* Boris Chertok (author), Asif Siddiqi (editor). Rockets and People, 2005. ISBN 0-16-073239-5. Published by NASA.
* Boris Chertok (author). Rockets and People, Volume 2: Creating a Rocket Industry, 2006. ISBN 0-16-076672-9. Published by NASA.
* Boris Chertok (author). Rockets and People, Volume 3: Hot Days of the Cold War, 2009. ISBN 0-16-081733-1. Published by NASA.

Б.Черток - патриарх космонавтики

Борис Евсеевич Черток родился 1 марта 1912 года в городе Лодзи (Польша) в семье служащих. Отец, Черток Евсей Менасеевич, работал счетоводом в текстильной промышленности. Мать, Явчуновская Софья Борисовна, была фельдшером-акушеркой. В 1914 году накануне первой мировой войны родители Бориса вернулись в Москву.

В 1929 году Борис Черток окончил школу-девятилетку и начал трудовую деятельность электромонтером на Краснопресненском силикатном заводе. Еще в школе он увлекся радио и электротехникой, а в 1928 году журнал "Радио всем" опубликовал описание разработанного им универсального лампового приемника.

В конце 1930 года Борис Черток перешел на завод № 22 (впоследствии завод имени Горбунова), который в то время был крупнейшим в стране авиационным предприятием. Здесь он работал электромонтером по промышленному оборудованию, в1930-1933 годах - электрорадиомонтером по оборудованию самолетов , в 1933-1935 годах - радиотехником по самолетному радиооборудованию, в 1935-1937 годах - начальником конструкторской группы ОКБ , в 1937-1938 годах ‑ начальником конструкторской бригады по самолетному оборудованию и вооружению.

В эти годы Борис Черток разработал автоматический электронный бомбосбрасыватель, который прошел испытания. В 1936-1937 годах, не имея законченного высшего образования, Черток был назначен ведущим инженером по электрооборудованию самолетов полярных экспедиций. Он участвовал в подготовке самолетов экспедиции группы Водопьянова на Северный полюс и самолета Леваневского для трансполярного перелета Москва-США.

В 1934-1940 годы Борис Черток учился в Московском энергетическом институте. Темой его дипломного проекта являлась разработка системы электрооборудования тяжелого самолета на переменном токе повышенной частоты. Эта работа была первой серьезной попыткой внедрить новую систему переменного тока в авиацию, но с началом войны она была приостановлена.

С 1940 по 1945 год Борис Черток работал в ОКБ Виктора Болховитинова на заводе №84, затем на заводе № 293 и в НИИ-1 НКАП (Научно-исследовательском институте Народного комиссариата авиационной промышленности), где впоследствии был назначен начальником отдела электро- и спецоборудования, автоматики и управления.

Во время Великой Отечественной войны Борис Черток разрабатывал автоматику управления вооружением самолетов и зажигания жидкостными ракетными двигателями. Им также была создана система управления и электрического зажигания жидкостных ракетных двигателей, которая использовалась в первом полете ракетного самолета БИ-1, осуществленном в 1942 году.

В 1945-1947 годах Борис Черток был командирован в Германию, где руководил работой группы советских специалистов по изучению ракетной техники. Вместе с Алексеем Исаевым он организовал в советской оккупационной зоне (в Тюрингии) совместный советско‑германский ракетный институт "Рабе", который занимался изучением и развитием техники управления баллистическими ракетами дальнего действия. На базе института в 1946 году был создан новый институт - "Нордхаузен", главным инженером которого был назначен Сергей Королев.

В августе 1946 года Борис Черток был переведен на должность заместителя главного инженера и начальника отдела систем управления НИИ-88.

Он принимал участие в изучении, сборке и первых пусках трофейных ракет Фау-2, затем в разработке, производстве и испытаниях их советского аналога Р-1, а вслед за этим и всех последующих советских боевых ракет. В 1950 году Черток перешел на работу в ОКБ-1 (Конструкторское бюро Сергея Королева, с 1994 года - Ракетно-космическая корпорация (РКК) "Энергия" имени С.П. Королева) заместителем начальника отдела № 5 (отдел систем управления), начальником которого в тот период был Михаил Янгель.

В 1974 году Борис Черток стал заместителем генерального конструктора по системам управления. В этой должности он проработал до 1992 года, с 1993 года был главным научным консультантом генерального конструктора РКК "Энергия" имени С.П. Королева.

Борис Черток участвовал в разработке и сдаче на вооружение первых отечественных баллистических ракет дальнего действия, создании и запусках высотных геофизических ракет, космических ракет-носителей, первых искусственных спутников Земли, научных спутников "Электрон", автоматических межпланетных станций для полетов к Луне, Марсу, Венере, спутников связи "Молния-1", фотонаблюдения "Зенит", проектировании и создании первых космических кораблей, на одном из которых совершил полет первый космонавт планеты Юрий Гагарин.

Борис Черток был конструктором в области разработки и создания бортовых комплексов управления и электрических систем изделий ракетно-космической техники. Им создана научная школа в сфере проектирования, изготовления, испытаний и применения бортовых систем управления и электрических систем для ракетных комплексов, ракетно-космических комплексов и систем.

В 1968 году Борис Черток был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР по отделению механики и процессов управления, в 2000 году - действительным членом Российской академии наук, в 1990 году - действительным членом Международной академии астронавтики. Борис Черток является почетным членом Российской академии космонавтики и членом Международной академии информатизации.
Более 50 лет Черток вел педагогическую работу. Он читал лекции студентам Московского физико-технического института и Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана.

Борис Черток ‑ автор и соавтор более 200 научных трудов, в том числе ряда монографий.

В последние годы Борис Черток участвовал в издательской деятельности. Ученый написал четырехтомные воспоминания "Ракеты и люди", изданные в РФ и за рубежом.

Борис Черток был удостоен звания Героя Социалистического Труда (1961). Ему присуждены Ленинская и Государственная премии СССР (1957, 1976). Он награжден двумя орденами Ленина (1956, 1961), орденами Октябрьской Революции (1971), Трудового Красного Знамени (1975), Красной Звезды (1945), "За заслуги перед Отечеством" IV степени (1996), медалью "За оборону Москвы" (1944), а также золотыми медалями РАН имени Б.Н. Петрова (1992) и имени С.П. Королева (2008).
В 2010 году Борису Чертоку была присуждена Международная премия Андрея Первозванного "За веру и верность".

Академик РАН Борис Черток в мемориальном музее космонавтики на Звездной аллее

Сто лет назад, 1 марта 1912 года, родился российский ученый-конструктор, соратник Сергея Королева, академик РАН, доктор технических наук, Борис Евсеевич Черток.

Сто лет назад родился российский ученый-конструктор, соратник Сергея Королева, академик РАН, доктор технических наук, Борис Евсеевич Черток.

Борис Евсеевич Черток родился 1 марта 1912 года в городе Лодзи (Польша) в семье служащих.

Отец, Черток Евсей Менасеевич, работал счетоводом в текстильной промышленности. Мать, Явчуновская Софья Борисовна, была фельдшером-акушеркой. В 1914 году накануне первой мировой войны родители Бориса вернулись в Москву.

В 1929 году Борис Черток окончил школу-девятилетку и начал трудовую деятельность электромонтером на Краснопресненском силикатном заводе. Еще в школе он увлекся радио и электротехникой, а в 1928 году журнал "Радио всем" опубликовал описание разработанного им универсального лампового приемника.

В конце 1930 года Борис Черток перешел на завод № 22 (впоследствии завод имени Горбунова), который в то время был крупнейшим в стране авиационным предприятием. Здесь он работал электромонтером по промышленному оборудованию, в1930-1933 годах - электрорадиомонтером по оборудованию самолетов , в 1933-1935 годах - радиотехником по самолетному радиооборудованию, в 1935-1937 годах - начальником конструкторской группы ОКБ, в 1937-1938 годах - начальником конструкторской бригады по самолетному оборудованию и вооружению.

В эти годы Борис Черток разработал автоматический электронный бомбосбрасыватель, который прошел испытания. В 1936-1937 годах, не имея законченного высшего образования, Черток был назначен ведущим инженером по электрооборудованию самолетов полярных экспедиций. Он участвовал в подготовке самолетов экспедиции группы Водопьянова на Северный полюс и самолета Леваневского для трансполярного перелета Москва-США.

В 1934-1940 годах Борис Черток учился в Московском энергетическом институте. Темой его дипломного проекта являлась разработка системы электрооборудования тяжелого самолета на переменном токе повышенной частоты. Эта работа была первой серьезной попыткой внедрить новую систему переменного тока в авиацию, но с началом войны она была приостановлена.

С 1940 года по 1945 год Борис Черток работал в ОКБ Виктора Болховитинова на заводе №84, затем на заводе №293 и в НИИ-1 НКАП (Научно-исследовательском институте Народного комиссариата авиационной промышленности), где впоследствии был назначен начальником отдела электро- и спецоборудования, автоматики и управления.

Во время Великой Отечественной войны Борис Черток разрабатывал автоматику управления вооружением самолетов и зажигания жидкостными ракетными двигателями. Им также была создана система управления и электрического зажигания жидкостных ракетных двигателей, которая использовалась в первом полете ракетного самолета БИ-1, осуществленном в 1942 году.

В 1945-1947 годах Борис Черток был командирован в Германию, где руководил работой группы советских специалистов по изучению ракетной техники. Вместе с Алексеем Исаевым он организовал в советской оккупационной зоне (в Тюрингии) совместный советско-германский ракетный институт "Рабе", который занимался изучением и развитием техники управления баллистическими ракетами дальнего действия. На базе института в 1946 году был создан новый институт - "Нордхаузен", главным инженером которого был назначен Сергей Королев.

В августе 1946 года Борис Черток был переведен на должность заместителя главного инженера и начальника отдела систем управления НИИ-88.

Он принимал участие в изучении, сборке и первых пусках трофейных ракет Фау-2, затем в разработке, производстве и испытаниях их советского аналога Р-1, а вслед за этим и всех последующих советских боевых ракет. В 1950 году Черток перешел на работу в ОКБ-1 (Конструкторское бюро Сергея Королева, с 1994 года - Ракетно-космическая корпорация (РКК) "Энергия" имени С.П. Королева) заместителем начальника отдела № 5 (отдел систем управления), начальником которого в тот период был Михаил Янгель.

В 1974 году Борис Черток стал заместителем генерального конструктора по системам управления. В этой должности он проработал до 1992 года, с 1993 года был главным научным консультантом генерального конструктора РКК "Энергия" имени С.П. Королева.

Борис Черток участвовал в разработке и сдаче на вооружение первых отечественных баллистических ракет дальнего действия, создании и запусках высотных геофизических ракет, космических ракет-носителей, первых искусственных спутников Земли, научных спутников "Электрон", автоматических межпланетных станций для полетов к Луне, Марсу, Венере, спутников связи "Молния-1", фотонаблюдения "Зенит", проектировании и создании первых космических кораблей, на одном из которых совершил полет первый космонавт планеты Юрий Гагарин.

Борис Черток - ученый, конструктор в области разработки и создания бортовых комплексов управления и электрических систем изделий ракетно-космической техники. Им создана научная школа в сфере проектирования, изготовления, испытаний и применения бортовых систем управления и электрических систем для ракетных комплексов, ракетно-космических комплексов и систем.

В 1968 году Борис Черток был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР по отделению механики и процессов управления, в 2000 году - действительным членом Российской академии наук, в 1990 году - действительным членом Международной академии астронавтики. Борис Черток - почетный член Российской академии космонавтики и член Международной академии информатизации.

Более 50 лет Черток вел педагогическую работу. Он читал лекции студентам Московского физико-технического института и Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана.

Борис Черток - автор и соавтор более 200 научных трудов, в том числе ряда монографий.

В последние годы Борис Черток участвовал в издательской деятельности. Ученый написал четырехтомные воспоминания "Ракеты и люди", изданные в России и за рубежом.

Борис Черток был удостоен звания Героя Социалистического Труда (1961). Ему присуждены Ленинская и Государственная премии СССР (1957, 1976). Он награжден двумя орденами Ленина (1956, 1961), орденами Октябрьской Революции (1971), Трудового Красного Знамени (1975), Красной Звезды (1945), "За заслуги перед Отечеством" IV степени (1996), медалью "За оборону Москвы" (1944), а также золотыми медалями РАН имени Б.Н. Петрова (1992) и имени С.П. Королева (2008).

В 2010 году Борису Чертоку была присуждена Международная премия Андрея Первозванного "За веру и верность".

19 декабря 2011 года академику посмертно была присуждена премия Федерации еврейских общин России.

Родился 1 марта 1912 г. в г. Лодзи (Российская империя, ныне территория Польши). В 1914 г. семья переехала в Москву.

В 1940 г. окончил Московский энергетический институт (ныне Национальный исследовательский университет "МЭИ").

Доктор технических наук (1958), профессор. В 1958 г. был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР по Отделению механики и процессов управления (системы управления), в 2000 г. - действительным членом Российской академии наук (РАН) по тому же отделению.

В 1929 г., после окончания школы, устроился электромонтером на Краснопресненский силикатный завод.
В августе 1930 г. был принят на работу электромонтером по промышленному оборудованию на московский авиазавод №22. Одновременно с 1934 г. учился на вечернем отделении МЭИ. С августа 1938 г. занимал должность начальника конструкторской бригады "спецоборудования и вооружения самолетов".
С 1940 по 1945 г. работал в опытно-конструкторском бюро авиаконструктора Виктора Болховитинова на заводе №84, затем на заводе №293 и в Научно-исследовательском институте №1 (НИИ-1) Народного комиссариата авиационной промышленности СССР. Во время Великой Отечественной войны разрабатывал автоматику управления вооружением самолетов и зажигания жидкостных ракетных двигателей.
С апреля 1945 г. до 1947 г. находился на территории советской оккупационной зоны Германии, где руководил группой специалистов по изучению трофейной ракетной техники. В те годы познакомился с Сергеем Королёвым (основоположник практической космонавтики СССР).
С августа 1946 г. занимал должность заместителя главного инженера и начальника отдела систем управления в НИИ-88 (ныне Центральный научно-исследовательский институт машиностроения, г. Королев Московской обл.).
Одновременно с 1948 г. преподавал в Московском высшем техническом училище им. Н. Э. Баумана (МВТУ, ныне Московский государственный технический университет, МГТУ). Являлся профессором кафедры "Системы автоматического управления" факультета приборостроения вуза.
С 1950 г. работал заместителем начальника отдела, с 1951 г. - начальником отдела систем управления в возглавляемом Сергеем Королевым особом конструкторском бюро №1 НИИ-88 (в 1956 г. ОКБ-1 стало самостоятельной организацией, впоследствии - ЦКБЭМ, НПО "Энергия", ныне Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С. П. Королева).
В 1957-1963 гг. Борис Черток был заместителем начальника и главного конструктора ОКБ-1 Сергея Королева. С 1963 г. занимал должность заместителя начальника ОКБ-1 по научной работе.
С 1966 г. являлся заместителем главного конструктора - руководителем комплекса ЦКБЭМ.
В 1974-1992 гг. был заместителем генерального конструктора НПО "Энергия" по системам управления. Ушел с должности по собственному желанию. Затем до конца своей жизни работал в НПО/РКК "Энергия" главным научным консультантом.
С 1977 г. по инициативе Бориса Чертока в МВТУ им. Н. Э. Баумана стали ежегодно проводиться академические чтения по космонавтике (известны как "Королевские чтения").
С 1978 г. преподавал в Московском физико-техническом институте (ныне МФТИ имеет статус национального исследовательского университета). Заведовал кафедрой "Управление движением" факультета аэрофизики и космических исследований.
Борис Черток - один из основоположников теории и практики создания бортовых систем управления ракетами и космическими аппаратами, основатель научной школы в этой области. При его непосредственном участии были созданы первые советские баллистические ракеты (в т. ч. межконтинентальная Р-7), осуществлены полеты первого искусственного спутника Земли, первого космонавта планеты Юрия Гагарина, миссии автоматических межпланетных станций к Луне, Марсу, Венере и др. Борис Черток руководил созданием бортовых комплексов управления для пилотируемых космических кораблей "Восток", "Восход", "Союз", автоматических кораблей "Прогресс", орбитальных станций "Салют", "Мир", многоразовой космической системы "Энергия - Буран", российского сегмента Международной космической станции.
Автор более 350 научных работ (в т. ч. монографий), книг, статей, изобретений. Написал художественно-документальную летопись истории космонавтики "Ракеты и люди" (1999).
Борис Черток скончался 14 декабря 2011 г. в Москве на 100-м году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Герой Социалистического Труда (1961, за создание образцов ракетной техники и обеспечение успешного полета Юрия Гагарина).
Был награжден двумя орденами Ленина (1956, 1961), орденами Красной Звезды (1945), Октябрьской Революции (1971), Трудового Красного Знамени (1975), "За заслуги перед Отечеством" IV степени (1996), медалями "За оборону Москвы" (1944), "За заслуги в освоении космоса" (2011). Имел благодарность президента РФ (1996).
Лауреат Ленинской премии (1957, за участие в создании первых искусственных спутников Земли), Государственной премии СССР (1976, за участие в осуществлении проекта "Союз - Аполлон"), премии правительства РФ им. Ю. А. Гагарина в области космической деятельности за 2011 г. (посмертно).
Также был награжден премией им. Б. Н. Петрова (1993) и золотой медалью им. С. П. Королева (2007) РАН.
Был удостоен звания "Почетный гражданин города Королева Московской области".
Являлся действительным членом Международной академии астронавтики (1990), почетным членом Российской академии космонавтики, членом Международной академии информатизации.

Б. Е. Черток - Ракеты и люди. Том 1. От самолетов до ракет

Хотя космические полеты давно стали обычным делом, немногие знают об истории создания ракетной и космической техники в нашей стране. Несмотря на то, что в последнее время появилось много новых изданий на эту тему, книги академика Б.Е.Чертока - видного ученого, разработчика ракетных систем, заместителя Главного конструктора ракет С.П.Королева по-прежнему вызывают неослабевающий интерес. Разгадка не только в том, что он стоял, как говорится, "у истоков", непосредственно участвовал в становлении ракетной и космической техники в СССР и создании ракетно-ядерного щита и наших побед в космосе, но и в безусловном писательском таланте автора.…

Борис Черток - Ракеты и люди. Том 2. Подлипки - Капустин Яр - Тюратам

ISBN: 5-9900271-7-6
Год издания: 2006
Издательство: РТСофт
Язык: Русский

Второй том воспоминаний патриарха отечественной ракетной и космической техники, заместителя Главного конструктора, академика Б.Е.Чертока охватывает один из самых интересных и важных периодов становления ракетной техники в Советском Союзе - с 1946 по 1960 год. Автор как непосредственный участник разработки и испытаний сначала немецких, а затем и всех отечественных ракет на полигоне Капустин Яр обоснованно отвечает на вопрос, насколько правомерно говорить о заимствовании достижений немецких ракетчиков. Б.Е.Черток рассказывает о том, что способствовало быстрому развитию нового вида вооружений, какие трудности подстерегали создателей ракетной…

Борис Черток - Ракеты и люди. Горячие дни холодной войны

ISBN: 5-217-03099-2
Год издания: 2002
Издательство: Машиностроение
Язык: Русский

Третья книга воспоминаний (1-е изд. 1997 г.) видного ученого и конструктора Б.Е.Чертока (первую издательство `Машиностроение` выпустило в 1994 г., вторую - в 1996 г., переизданы в 1999 г.) продолжает увлекательное повествование о создании стратегических ракет, о той зыбкой грани между миром и войной, на которой оказалось человечество в период Карибского кризиса, о пилотируемых полетах от Г.С.Титова до В.М.Комарова, о сложнейших коллизиях освоения космического пространства автоматическими аппаратами. Борьба различных технических идей, описание трагической кончины С.П.Королева, гибели В.М.Комарова и Ю.А.Гагарина, выразительные подробности…

Б. Е. Черток - Ракеты и люди. Лунная гонка

ISBN: 5-217-03100-X
Год издания: 2002
Издательство: Машиностроение
Язык: Русский

Четвертая книга воспоминаний видного ученого и конструктора Б.Е. Чертока (первая книга вышла в издательстве `Машиностроение` в 1994 г., вторая - в 1996 г., третья - в 1997 г., переизданы в 1999 г.) посвящена напряженному периоду работы над пилотируемой лунной программой. Детальный рассказ сопровождается размышлениями о том, почему `лунную гонку` выиграли американцы. Книга содержит описание событий, связанных и с другими ракетно-космическими проектами 1960 - 1970-х годов. Книга адресована широкому кругу читателей.

 - Космонавтика XXI века

Книга посвящена научно-техническому прогнозированию развития мировой космонавтики как комплексному проекту. Для формулирования сверхдолгосрочного прогноза используются экспертные методы научно-технического прогнозирования, методы анализа взаимовлияния событий, методы компьютерного моделирования и др. Приводится комплексный системный прогноз на XXI век. Для специалистов в области космонавтики, а также для всех интересующихся методологией прогнозирования в различных отраслях.

Читайте также: