Что должен знать конструктор одежды

Обновлено: 13.05.2024

Мечтаете работать fashion-дизайнером? Но не знаете, какие сейчас требования к дизайнерам-модельерам?

Мы попросили наших преподавателей школы, практикующих дизайнеров и модельеров, рассказать о том, что нужно знать и уметь, чтобы стать дизайнером одежды.

Понятно, что любой, кто решил стать дизайнером одежды, должен любить моду. Но что еще требуется от человека, который хочет быть модельером?

Общие требования для любого fashion-дизайнера

Дизайнер одежды работает в 2х направлениях:

  1. Работа на себя и создание своей марки одежды
  2. Работа в дизайнерской компании

Исходя из выбранного направления будут различаться требования к вашим знаниям и умениям.

Есть общие навыки, которые одинаковы для любого направления:

  • Креативность
    Дизайнерам необходимо постоянно придумывать оригинальные и креативные способы создания одежды, которую они делают, чтобы выделяться среди конкурентов.
  • Знание модных тенденций
    Умение предугадывать последние модные тренды и тенденции поможет любому дизайнеру сохранить свое место в мире моды.
  • Художественные способности
    Модные дизайнеры должны уметь сделать набороски своих идей, которые затем будут использоваться для создания прототипов. Дизайнеры должны уметь выражать свое видение дизайна через иллюстрации.
  • Хороший вкус и внимание к деталям
    Дизайнеры должны хорошо понимать небольшие различия в цвете и другие детали, которые могут сделать дизайн успешным.

Дальше, в зависимости от выбранного направления, требования к умениям и знаниям будут отличаться.

1 вариант: Вы решили открыть свою марку одежды

В этом случае вы будете работать на себя.
Вы можете начать с выпуска небольших капсульных коллекций, а потом перейти к запуску большого fashion-бренда.

Что вы должны знать и уметь:

  • Хорошее деловое чутье
    Успешному модельеру нужны отличные бизнес-навыки, чтобы оставаться в рамках своего бюджета и продавать свою одежду.
  • Организационные навыки
    Вы будете управлять небольшим коллективом — швеи, конструктор, PR-менеджер. И очень важно, чтобы у вас были хорошие организационные навыки. Если вы раньше управляли коллективом или у вас несколько детей, это может вам пригодиться в качестве опыта для организации своего бренда.
  • Знания маркетинга и продвижения одежды
    Создав одежду, вы столкнетесь с тем, что эту одежду нужно как-то продвигать и продавать.
    Вы должны знать, как провести съемку коллекции, как организовать fashion-шоу, как продавать вещи в шоурумах, как продвигать себя в инстаграм, как показывать одежду на пресс-днях.
  • Нужно ли знать компьютерные программы?
    Нет, не нужно. В данном случае вы можете показать конструктору свою идею, нарисованную на бумаге.

2 вариант: Вы решили работать дизайнером в компании

Очень многие начинающие дизайнеры выбирают этот вариант.
Вы устраиваетесь в компанию на постоянную работу с хорошей зарплатой и набираетесь опыта. И можете даже построить хорошую карьеру в сфере моды.

Что вы должны знать и уметь:

  • Отличные навыки рисования fashion-скетчей
    Когда вы работаете дизайнером для себя, необязательно рисовать профессиональные скетчи.
    Когда вы устраиваетесь в компанию, у вас попросят портфолио, в котором нужно показать красивые fashion-скетчи с вашими идеями одежды.
    Научиться рисовать fashion-скетчи не сложно. Можно, например, пройти этот онлайн курс .
  • Владение компьютерными программами
    Большие компании работают с фабриками, поэтому просто рисовать идеи одежды на листках бумаги не получится. Важно уметь рисовать технические эскизы одежды в программе Adobe Illustrator .
    Если вы также умеете рисовать эскизы в Photoshop , это будет ваше преимущество на собеседовании.
    Без знания программ вас скорее всего даже не пригласят на собеседование.
  • Умение работать в команде
    В компании дизайнер не только придумывает эскизы одежды, но еще и участвует в примерках, производстве вещей, закупках тканей и фурнитуры. Поэтому важно, чтобы вы умели работать в команде.

Где всему этому научиться?

Можно выбрать обучение в Италии онлайн на Годовой программе “Дизайнер одежды“.
В рамках этого курса вы получите абсолютно все указанные выше навыки и умения.
Сразу после обучения можно устраиваться на работу дизайнером.

Модельер-конструктор: характеристика, обязанности и карьера

Модельер-конструктор – специалист, разрабатывающий новые модели одежды, обуви, аксессуаров, головных уборов. В производстве этих изделий модельер-конструктор является ключевой фигурой. От его лекал зависят посадка вещи, ее актуальность, соответствие потребительскому запросу.

Современным модельером-конструктором, как считают эксперты, должен быть новатор, человек с гибким мышлением, прислушивающийся к моде и активно увлеченный новыми технологиями.


Особенности профессии

Когда-то модельер был специалистом, совмещающим в себе сразу несколько профессиональных направлений – он считался и художником, и закройщиком, и портным. Со временем произошло так называемое расслоение, и задачи модельера сузились. Например, художник (дизайнер) сосредоточился на анализе модных тенденций, генерации идей и формировании эскизов.

Конкретно конструктор занимается отработкой чертежей, он охватывает сочетание технической и эстетической сторон вопроса. Технолог же занимается обработкой тканей, оптимизацией производства, методами пошива. И эти специалисты обычно работают в группе, формируют совместно новые модные коллекции.

Модельер-конструктор одежды обычно работает уже с готовым эскизом, который создал дизайнер. Если говорить просто, он должен обработать творческий замысел своего коллеги, сделав из идеи реальную вещь, технически оптимально подойдя к этому решению. Конструктор определяет, какую ткань использовать для конкретной модели, работает над лекалами и выкройками, предлагает разные варианты выполнения.

Данное описание говорит, что это техническая работа, но не без творческого начала. И она непременно требует специального образования и развития определенных навыков. Такой человек должен освоить и компьютерные программы, которые помогают в работе и оптимизируют процесс производства. Каждый эскиз модельер-конструктор должен трансформировать, представить в цифрах и чертежах, что требует глубоких и систематичных познаний.


Обязанности

Есть несколько сегментов функционала модельера-конструктора, без которых представить его работу невозможно. Так или иначе, они прописаны в должностных инструкциях. Рассмотрим обязанности модельера-конструктора.

Кроме того, модельер-конструктор часто должен согласовывать техническое задание с заказчиком, контролировать поэтапное изготовление каждой детали, участвовать в примерках, изучать свойства новых материалов и т.д.

В должностных инструкциях прописывается все, чем будет заниматься модельер-конструктор на новом рабочем месте. И эти пункты нужно просматривать внимательно.


Необходимые качества

Их невозможно прописать в строгом документе, но на них основывается профессия. Например, вы не увидите в перечне должностных инструкций умение мыслить не совсем стандартно. Но в запросе компании, которая ищет модельера-конструктора, такие требования вполне могут быть прописаны. И это действительно небеспочвенный запрос. Дизайнер ищет идею, а конструктор ее реализует, и для этого нестандартное мышление, творческий поиск, готовность к экспериментам тоже необходимы.

Какие еще качества понадобятся модельеру-конструктору для успешного построения карьеры?

  • Инициативность – эта работа не может быть рутинной. Если же она станет таковой, о профессиональных успехах можно забыть. Вы должны быть готовы не только подхватывать предложения руководства или коллег, но и выступать с ними.
  • Командные навыки – то есть умение работать в команде. А это требует от специалиста организованности и ответственности, точности, умения вести переговоры, быть дружелюбным и эмоционально лабильным. Вы должны учиться планировать и распределять временные ресурсы.
  • Практический опыт – это не совсем качество, но это тот бэкграунд, который делает из специалиста профи, который поднимает его на ступеньку выше. Нарабатывать этот опыт можно и нужно еще в студенческие годы. А удачные проекты заносите в свое портфолио, вести которое нужно грамотно, ответственно, не без творческого подхода.
  • Готовность учиться – меняются технологические концепции, сама мода, ведение бизнеса. И если вы как специалист будете гибки к этим изменениям, будете готовы принять их и научиться новому, это, безусловно, продвинет вас вперед в карьере.

Профессия модельера-конструктора подойдет людям, имеющим художественный вкус, обладающим воображением и креативным мышлением. Если человек коммуникабельный и любит общение, творческие союзы, ему тоже подойдет эта профессия.

Новаторский взгляд на, казалось бы, обычные вещи – прекрасная стартовая «настройка» будущего хорошего модельера. А если у вас еще развита координация и завидный глазомер, это увеличивает ваши шансы на построение отличной карьеры.


Обучение

Учебных заведений, которые могут сделать из вчерашнего школьника модельера-конструктора, технолога швейных изделий, немало. Учиться можно ближе к месту жительства, выбирая не самые популярные учебные заведения, но доступные. А можно, будучи еще школьником, присмотреться к именитым вузам, само окончание которых уже на старте добавляет вам баллов как специалисту.

Среди таких заведений отметим следующие.

  • Институт социально-гуманитарных технологий МГУТУ. Здесь вы можете получить диплом бакалавра по специальности «Конструирование швейных изделий из ткани».
  • Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина. Из его стен вы можете выйти специалистом, который знает все о художественном проектировании костюма или текстильных изделий.
  • Московский государственный институт культуры, где вы получите диплом по специальности «Дизайн костюма».
  • Невский институт дизайна (Санкт-Петербург), специальность «Дизайн костюма».

От абитуриентов можно часто слышать вопрос о том, тяжело ли учиться на модельера. Творческая привлекательность профессии обманчива в том смысле, что кажется это будет сплошь полет мысли, рисование, создание проектов. А ведь учеба предполагает изучение технических дисциплин и других не самых простых предметов, среди которых материаловедение, эскиз и технический рисунок, плоскостное и объемное моделирование, использование IT-программ. Поэтому если вы не дружите с математикой, придется либо полюбить этот предмет, либо задуматься над выбором другой специальности.


Карьерный рост

Высшая точка карьерного развития – это, наверное, создание частного бизнеса. Открыть свое дело сложно, нужно быть еще и неплохим маркетологом, и иметь бизнес-мышление, но при успешной коллаборации с другими специалистами дело может быть отличной задумкой с прекрасной реализацией. Для некоторых модельеров отличным карьерным ростом считается и преподавание, причем обычно эти специалисты совмещают практику и преподавание.

Вы можете долгое время трудиться конструктором в команде таких же специалистов, а можете стать ведущим модельером-конструктором. Удачного выбора!

Модельер: кто это и что делает?

Профессия модельера привлекает тех, кто интересуется индустрией моды и имеет творческие способности в этом направлении. Образование, конечно, играет не последнюю роль, но без определенного таланта в этой сфере тоже не обойтись. Собираясь учиться на модельера, нужно разобраться – кто это и что делает.


Кто это такой?

Прежде всего, модельер – это человек, наделенный определенными талантами, чувством вкуса и стиля, умением тонко чувствовать окружающий мир, его гармонию, чутко реагировать на все изменения, уметь улавливать желания потребителей. Эти задатки хорошо бы иметь изначально, но развить их можно в процессе работы. Основное предназначение – разрабатывать и создавать новое в области одежды, вносить определенные штрихи. Художник модельер может сам разработать идею, сделать эскиз одежды или обуви, и, возможно, создать первый образец, Модельер, в том числе и портной, должен уметь воплощать в жизнь свои задумки. Но это не входит в его обязанности, этим занимаются другие люди, он может лишь делать описание и руководить процессом.

У модельера могут быть и различные специализации, например, по разработке театрального костюма. И такой человек, конечно, работает в театре или другом учреждении культуры, где требуются его услуги. Такие специалисты работают и в других областях. Так, модельер-парикмахер занимается созданием и воплощением в жизнь различных причесок.

Особенно хотят профессионалам доверить свадебные варианты, чтобы выглядеть на все 100%. Стилист может отвечать не только за создание прически, но и образа в целом.


Плюсы и минусы профессии

Те, кто решает стать модельером, безусловно, видит в профессии множество плюсов. И это действительно так. Это шанс выразить свои идеи и поделиться ими с людьми, сделать их красивее, поднять им настроение. Это интересная насыщенная жизнь, которая проходит в вечном поиске чего-то нового. Это возможность постоянно быть в курсе всех событий мира моды и постоянно совершенствовать свое мастерство. Если человек по-настоящему увлечен профессией, его жизнь будет яркой, поскольку он занимается любимым делом.

Наконец, при усердном труде всегда есть возможность заработать хорошие деньги, открыть свое дело, чтобы реализовать себя более полно. К минусам можно отнести тот момент, что при наличии определенных амбиций не всегда можно реализовать себя в полной мере, всегда высока конкуренция, и пробиться в лидеры не столь просто.

Если приходится работать постоянно с клиентами напрямую, то это определенный запас терпимости, который может понадобиться, если клиент оказался капризным или чересчур требовательным.


Сравнение с дизайнером

Можно сказать, что дизайнер и модельер – это созвучные профессии. Но есть и тонкости, благодаря которым можно обнаружить различия. Дизайнер улавливает общие тенденции в мире моды и занимается разработкой совершенно новых экземпляров, вносит штрихи и ноты, делающие одежду современной, красивой интересной, пользующейся спросом. Дизайнер часто продумывает всю коллекцию в целом, ее основное направление, стиль.

Модельер разрабатывает эскиз и внедряется во все тонкости процесса, работая над созданием каждого отдельного изделия. Этим он и отличается от дизайнера. Но в целом оба профессионала могут заниматься и той и другой деятельностью, пройдя, например, курсы, или освоив какие-то вещи самостоятельно. И тогда разница между ними будет стираться.

В целом это две творческих специальности, требующих от людей таланта, определенных знаний и навыков.


Обязанности

Если модельер работает в ателье или на фабрике одежды, а не занимается индивидуальной деятельностью, на него возлагаются вполне определенные обязанности. Он может заниматься как разработкой собственной коллекции, так и выполнять заказы клиентов, которые только на словах могут озвучить, что примерно они хотели бы видеть, а далее начинается работа модельера, который делает эскиз и предъявляет клиенту. Если эскиз утвержден, к работе подключается закройщик и портной. На примерках могут присутствовать как портной, так и модельер. Но все важные вопросы и изменению или доработке изделия решаются именно с модельером.

Он может выполнять функции и художника, и конструктора, и технолога. Но если речь идет о масштабном предприятии, то это могут быть разные люди. Художник-модельер занимается только созданием эскизов. Вслед за ним модельер-конструктор готовит более детальные чертежи. А уже модельер-технолог решает, каким именно способом претворить задуманное в жизнь. Модельер, создающий коллекции одежды, должен уметь представить их в выгодном свете, продумать нюансы показа вместе с людьми, которые будут заниматься подготовкой мероприятия.


Требования

Любая профессия требует от человека не только профессиональных навыков, но и определенных личных качеств. И модельер не является исключением.

Личные качества

Прежде всего, это человек, который не стоит на месте, он интересуется всем. И в сфере его интересов – не только мир моды. Основной чертой характера должно являться желание совершенствоваться, покорять новые вершины, охотно впускать в жизнь новое. Ведь модельер – это всегда новые веяния, идеи, цели. Активность и целеустремленность – важные составляющие в этом деле. Тем более если человек трудится индивидуально. Он должен уметь завоевывать доверие постоянных клиентов.

Огромное значение имеет коммуникабельность и умение договориться, не теряя при этом самообладания. В процессе работы придется сотрудничать с разными людьми, нужно уметь находить подход к каждому. Будет очень хорошим бонусом умение поддержать любую беседу.

При этом важными нюансами будут грамотная речь и доброжелательное отношение к собеседнику.


Навыки и профессиональные знания

Что касается навыков, то модельер должен уметь рисовать и чертить, чтобы изобразить свою задумку на бумаге и выразить любую идею. Его креативное мышление всегда позволит сделать нужные акценты, внести детали, доработать эскиз в нужном направлении. Человек этой профессии обладает всеми навыками раскройщика и портного. Он способен сделать точные замеры, раскроить ткань и сшить изделие, сделать необходимый декор.

Профессиональные знания заключаются в том, чтобы полностью и досконально знать весь процесс изготовления одежды от самого начального этапа (идеи) до заключительного (изготовления изделия). Модельер знает все о тканях – их свойствах, преимуществах и недостатках, технологии их изготовления. Сочетание цветовой палитры тоже находится в сфере его профессиональной деятельности.

Он также знает все не только о законах моды, стилях и направлениях, но и о том, какие модели, силуэты, цвета подходят для конкретных типов фигуры, внешности и других нюансах, которые позволяют преображать людей с помощью красивой одежды.

Но какими мы знаниями ни обладал профессионал, большое значение имеет опыт. Чем больше и активнее работает мастер, тем более интересные вещи он может создать.


Обучение и карьерный рост

Для того чтобы в будущем стать модельером, следует еще со школьной скамьи развивать в себе определенные навыки. Художественная школа будет большим подспорьем. Там будут освоены разные техники изобразительного искусства. Обучение в художественной школе в любом случае привьет вкус, умение разбираться в стилях и сочетании цветов. Если не удалось поступить в художественную школу, полезными окажутся изостудии и школы дизайна. Можно учиться и развиваться и самостоятельно, но это в дополнение. Реальные педагоги все же не помешают в достижении к цели. Существует немало вузов, поступив в которые можно освоить любимую профессию. Вот лишь некоторые из них.

  • Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна. Можно выбрать такие направления, как «Дизайн, технологии и проектирование текстильных изделий», «Конструирование изделий легкой промышленности».
  • Институт бизнеса и дизайна Москве. Здесь можно обучаться на факультете дизайна и моды.
  • Омский государственный технический университет. Это учебное заведение предлагает направления «Дизайн», «Конструирование изделий легкой промышленности», «Технология изделий легкой промышленности».
  • Кубанский государственный университет. Здесь может заинтересовать будущих модельеров направление «Искусство костюма и текстиля».



Это лишь некоторые вузы и направления, которые помогут получить желанную профессию и сделать первые шаги на пути к воплощению мечты. Всегда можно подобрать тот вуз, что расположен ближе к родному городу. У разных вузов есть свои нюансы поступления, но чаще всего нужно сдавать обязательные предметы – русский язык, литературу и историю. Обязательным будет и творческий конкурс, на котором нужно будет изобразить рисунок, дать ему название и рассказать о своем творении.

Творческий конкурс может проходить в несколько этапов. Все зависит от престижности и востребованности вуза. Далее остается успешно учиться. Если учеба увлечет с самого начала, то и оценки будут высокими. Если же произойдет разочарование, лучше не заставлять себя, ведь это творческая профессия, где без вдохновения никак не обойтись. После окончания вуза главное – хорошая практика, чтобы получить неоценимый опыт.

В будущем всегда можно повышать свой уровень знаний, проходить различные курсы, посещать семинары, самосовершенствоваться, а главное, любить свою работу.


Я считаю, что классическое образование не даёт самые последние новшества в конструировании (очень уж неповоротливая система образования), но оно закладывает необходимые азы знаний, без которых в современном мире тоже нельзя стать успешным. Классическое специальное образование позволит дать Вам целостную картину (некий образ) взаимосвязей всех этапов швейного производства, а также детально разбирает конструкторскую подготовку производства в целом производственном процессе.

Любые курсы, даже самые лучшие, по дизайну, конструированию, моделированию одежды не позволят стать Вам высококвалифицированным конструктором. После окончания курсов, Вы, конечно же, сможете научиться кроить и шить на различные индивидуальные фигуры. Но всё это не даст возможности Вам работать конструктором на серьёзном швейном предприятии без повышения уровня квалификации.

Итак, рассмотрим подробнее то, что необходимо знать конструктору.

1) Фундаментальные знания теории конструирования одежды.

Что понимается под фундаментальными знаниями?

  • Это знание и понимание структуры исходных данных, которые необходимы для проектирования одежды. К этим данным относятся размерные признаки, виды и структура прибавок.
  • Обладать знаниями практической анатомии.
  • Также необходимо знать принципы создания размерной типологии и принципы использования размерных стандартов. Знать типологию населения, принятую в швейной промышленности.
  • Знания психологии человека.

2) Практические навыки конструирования одежды.

Конструирование

Чтобы быть успешным конструктором одежды просто необходимо знать методики конструирования швейных изделий и постоянно следить за всеми современными новшествами в сфере конструирования. При этом необходимо уметь выбирать именно ту методику, которая более всего учитывает все особенности проектируемого ассортимента изделий с учётом всех свойств, предлагаемых материалов, а также позволяет обеспечить наиболее точную развёртку на плоскости будущей модели. Уметь анализировать модель и определять какими конструктивными средствами решены силуэт, форма и крой.

Нужно знать и уметь пользоваться современными САПР (системы автоматизированного проектирования) для разработки чертежей конструкций. Но использование САПР не исключает необходимость знания общих принципов расчёта и построения чертежей конструкций для различных видов изделий.

3) Знания композиции костюма.

Конструктор должен знать основы построения композиции костюма, а также современные способы создания силуэтов и форм одежды в соответствии со свойствами современных тканей и трикотажа. Конструктору необходимо постоянно следить за развитием всех новых тенденций ассортимента, с которым Вам приходится работать, постоянно отслеживать направления моды в одежде на текущий и перспективный период.

4) Владение навыком создания технического эскиза модели.

Умение создавать технический эскиз моделей требуется для всех конструкторов.

Если Вы собираетесь работать как модельер-конструктор и предполагается, что в Ваши обязанности будет входить представление художественных эскизов заказчику, то без владения техникой художественного представления фигуры человека и одежды на ней, Вам просто не обойтись.

Если Вам предстоит работать конструктором в задачи которого входит реализации дизайнерских идей, то Вам просто необходимо умение преобразовывать художественные рисунки (различные наброски, фотографии) в технические эскизы.

5) Знания по материаловедению швейного производства.

Конструктору необходимо знать свойства современных материалов и уметь использовать их при построении конструкций. Ведь свойства материалов оказывают значительное влияние на конструктивные прибавки, а также на технологические припуски в одежде.

6) Знания технологии производства швейных изделий.

Знание технологии швейного производства позволит Вам разрабатывать высококачественные лекала, которые будут адаптированы к условиям конкретного технологического процесса. Знание и понимание различных методов обработки элементов одежды в соответствии с используемым оборудованием и приспособлениями, а также учитывая свойства используемых материалов, позволяет задать оптимальные монтажные припуски для пошива изделий, создать более точные лекала.

Кроме того, знания технологии производства швейных изделий, знание технологических терминов и понятий упрощает взаимопонимание и взаимодействие конструктора с технологами швейного производства, что немаловажно при современных способах автоматизации, особенно, если работа конструктора находится удалённо от швейного производства.

7) Знания оборудования швейного производства.

Конструкторам, работающим в области массового производства для полноценной работы необходимо знать оборудование, которое используется на производстве. Это позволит, как уже говорилось выше, применить более точные прибавки и построить более качественные лекала.

8) Знания промышленного процесса при массовом производстве.

Конструктору также необходимо знать промышленный процесс подготовки моделей к запуску при массовом производстве. Здесь предполагаются знания не только технологического процесса, но и знание структуры пакета конструкторской документации, как текстовой, так и графической для запуска моделей в производство. К текстовой документации относится «Техническое описание модели», а к графической конструкторской документации – комплект лекал для раскроя и производства партии моделей (сюда входят основные, производные и вспомогательные лекала).

SAPR

Конструктор массового производства должен уметь делать техническое размножение лекал для всех рекомендуемых размеров и ростов согласно выбранной методики конструирования одежды. Конечно, современные САПР делают построение чертежей конструкции для всех заданных размеров и ростов одновременно. Это существенно позволяет сберечь время затрачиваемое на подготовку полного пакета лекал.

В большинстве своём современные предприятия заинтересованы в сокращении затрат на конструкторскую подготовку производства и стараются максимально автоматизировать все процессы. Поэтому знания САПР для успешной работы Вам просто необходимы.

9) Знания по основным вопросам организации производства.

Было бы хорошо Вам разобраться в основных вопросах организации промышленного производства, по крайней мере в основных его участках, таких как: раскройный цех, участок дублирования, швейный цех, вышивальный участок, цех окончательной отделки и т.д. Эти знания будут Вам в помощь при адаптации конструкторских разработок к особенностям конкретного промышленного производства.

Ну вот мы и осветили основные направления изучения в постижении конструкторского ремесла. Быть профессионалом высокого уровня – это значит постоянно изучать что-то новое из области выбранной Вами профессии. Так что старайтесь постоянно и как можно глубже изучать специфику выбранной Вами профессии. Опыт приходит с практикой. Не бойтесь ошибаться. Старайтесь подходить к каждой задаче осознанно и искать нетривиальные решения, проверяя истинность тех или иных знаний на практике. Старайтесь постоянно учиться и развиваться, перенимая опыт у опытных мастеров своего дела.

В фэшн-индустрии конструкторов еще называют «инженерами одежды». Они превращают идеи дизайнеров в лекала, переводят на язык производства их рисунки и мудборды. Мы поговорили с работниками индустрии об этой профессии — важнейшей, но недооцененной.

Дизайнер = конструктор?

В идеальном мире дизайнер умеет конструировать сам. В 1930-х годах образцовым примером дизайнера-конструктора была Жанна Ланван: только со знанием женского тела и умением кроить можно было шить впечатляющие платья со сложными драпировками и широкими рукавами. Навыками конструирования владели Кристиан Диор, Юбер де Живанши, Пьер Карден. Александр Маккуин конструировал так же виртуозно, как и придумывал, — и был, по сути, закройщиком своих коллекций. Сегодня экспертиза в обеих профессиях встречается все реже: Раф Симонс, например, даже не рисует эскизы — он собирает файл с описанием идей, из которого ясно, какой силуэт, какую форму и какое настроение хочет передать дизайнер. Вирджил Абло, архитектор по образованию, сможет сконструировать скорее здание, чем костюм («Если бы я учился в фэшн-колледже, то изучал бы конструирование»).

Из актуальных сегодня дизайнеров прекрасными конструкторами считаются Готье и Марк Джейкобс, Читосе Абе из Sacai, которая работала конструктором в Comme des Garçons, и Демна Гвасалия, оттачивавший мастерство в ателье Maison Martin Margiela. Понятно, что ни один из них не делает лекала для всей коллекции, но ценные знания о том, как можно посадить плечо пиджака или нарочно сбить пропорции, точно расширяют кругозор и дают больше возможностей.

«Своим студентам я всегда привожу в пример Марка Джейкобса, — рассказывает Ирина Шакина, преподававшая конструирование в Британской высшей Школе дизайна. — На ютубе есть замечательный фильм, в котором после эскиза дизайнер делает лекала изделия, раскраивает из ткани и показывает лаборантам, как сшить вещь, — и все сам! Все эти этапы во время обучения должен пройти каждый, чтобы не придумывать ерунду — мягко говоря, невыполнимую для производства».

Поскольку владение профессией дизайнера и с художественного, и с инженерного ракурса вряд ли возможно, Ирина предлагает следующее: «В обязательном порядке вы умеете рисовать от руки — это даже не обсуждается. Дальше идете учиться дизайну одежду, потому что просто не представляете себя в другом качестве. Программа обязательно включает в себя конструирование-моделирование, технологию, маркетинг и далее по списку. По окончании учебы вы ищете себе конструктора — не просто хорошего профессионала, а единомышленника, человека с современным видением и хорошим вкусом. Как показывает опыт, совмещение дизайнера и конструктора в одном лице для начинающих специалистов бывает мерой вынужденной, но трудновыполнимой впоследствии — это физически невозможно и нецелесообразно».

Знать общие принципы построения и посадки изделия на фигуре Ирина считает обязательным. Также обязательно уметь моделировать из базовых лекал (лекала классических пиджаков, брюк, юбок — прим. BURO.), потому что это — один из способов создания нового дизайна: «Глядя только на лекала, можно придумать новые формы и линии. Диор, например, владел этим методом в совершенстве, его работы — результат прекрасного моделирования лекал».

«Никогда не верьте, если вам скажут, что конструкторов заменят компьютеры»

Сестры Алиса и Юлия Рубан никогда не учились портновскому мастерству — но их коллекции интересны именно с конструкторской точки зрения: платье-тренч со съемным верхом, блузки с рукавами, меняющими форму, сарафаны, которые превращаются в юбку с большими карманами. Сейчас в ателье марки работают над сложным платьем с двумя запахами. Здесь шутят, что если никто не знает, как сшить определенную вещь, то именно ее дизайнеры никогда не отменяют, а «добивают до последнего». «Расход макетной ткани у нас зашкаливает, иногда на одно изделие строится по несколько образов. Пока наш внутренний рекорд — семь макетов на один кутюрный наряд», — комментирует Алиса.

Конструкторский штат Ruban — две молодые девушки, Наталья Быкова и Ольга Еркова, выпускницы РГУТиС и РосЗИТЛП. Среди самых сложных дизайнерских задумок, над лекалами которых им пришлось покорпеть, Наташа и Оля выделяют платье-тренч из сезона весна-лето 2019 , а еще коллекцию, посвященную Модильяни с тренчкотом, собранным из кожаных вставок разной формы. Конструкторы работают с САПР — это сокращенное название «системы автоматизированного проектирования», то есть набор компьютерных программ для конструирования. Как объясняет Наталья, делается это в первую очередь для скорости.

«Скорость, математическая и геометрическая точность, качество исполнения лекал — то, что отличает САПР от ручного конструирования, — объясняет Ирина Шакина. — САПР не обучит и не поможет, если конструктор плох: это все равно, что посадить за руль не умеющего водить машину. Почувствовать фигуру и форму сначала можно и нужно только через ручное конструирование и моделирование. Учить студентов САПРу считаю лишней опцией — если только вы не технарь с инженерным образованием типа Бауманки или Архитектурного в прошлом. А конструктор сам почувствует, когда он к этому уже готов и ему без этого ну уже никак».

Колумнист американского Vogue Сара Мауэр тоже на стороне ручного конструирования. В своем инстаграме фэшн-критик призывает студентов и дизайнеров не списывать со счетов традиционную работу с лекалами, приводя в пример Маккуина, оттачивавшего свои навыки в ателье на Сэвил-Роу: «Никогда не верьте, если вам скажут, что скоро все будет конструироваться на компьютере или что компьютеры смоделируют все за вас: сегодня конструкторы — одни из самых востребованных специалистов».

«Никто не хочет быть конструктором — все сегодня хотят заниматься дизайном»

Разговоры о востребованности профессии усиливаются еще и тем, что мест, где учат конструированию, становится меньше. Сара Мауэр говорит о том, что английские колледжи моды закрывают конструкторские студии, потому что считают, что в будущем студентам эти знания не пригодятся — все будут делать компьютерные программы. О похожей проблеме в России говорит Ирина Шакина: «К сожалению, с объединением ВУЗов и колледжей стало меньше возможностей учиться конструированию. Раньше в Колледже им. Моссовета был Факультет конструирования и моделирования, причем бюджетный. Так вот, в программе там был академический рисунок все три года обучения — сейчас факультет закрыли. Никто не идет, не хочет быть конструктором — все сегодня хотят заниматься дизайном».

Читайте также: