Что такое конструктор цифровых регламентов это

Обновлено: 14.05.2024

Трансформационные проекты, или проекты цифровой трансформации — это подмножество цифровых проектов, в которых предусмотрено создание или развитие информационных систем особого класса — цифровых платформ. Именно такие проекты приводят к кардинальным изменениям, положительно влияют на большой круг людей и составляют основу цифровой экономики.

Трансформационный проект — цифровой проект, в котором для достижения поставленной цели создается или функционально расширяется (дорабатывается) платформенное решение, то есть решение, основанное на цифровых платформах и доступное широкому либо неограниченному кругу лиц для автоматизированного выполнения каких-либо задач.

Всегда ли цифровой проект нужно делать трансформационным? Нет, цифровой проект может сам не быть трансформационным, но готовить почву для реализации трансформационного проекта. В реальности не всегда есть возможность подойти к трансформации сразу. Например, проект в части природоохранной деятельности зависит от ЦТ управления лесным хозяйством, где пока многие процессы идут в ручном режиме и сопровождаются бумажными документами. В этом случае любой проект автоматизации или цифровой проект может и должен стать подготовкой к трансформационному, то есть учитывать появление в дальнейшем цифровой платформы и использование цифровых технологий.

Наглядный пример ЦТ — поиск и предоставление частных услуг (таких как «дам уроки», «перевезу и помогу собрать мебель», «испеку торт» и десятков других). В доцифровом формате поставщики размещали объявления на столбах и трамвайных остановках, в разделе объявлений в газетах и т. д. Потребитель не знал, будет ли услуга, приобретенная по такому каналу, качественной и каковы риски (например, не украдут ли что-либо в процессе оказания услуги). Подавляющая часть этой деятельности перешла в цифровой формат: объявление видно всем, у кого есть доступ в интернет, поставщики и покупатели могут оценивать друг друга и эта оценка прозрачна.

Трехсекторная модель (см. рисунок 6.5) позволяет фокусироваться не только на том, где происходят изменения, но и на том, куда они направлены. Например, изменения в государственном управлении могут быть направлены на госуправление или на экономику. Но сами изменения непосредственно происходят в определенном виде или даже в подвиде деятельности. И, как правило, изменения в одном секторе оказывают влияние на другие сектора — и это тоже делает их кардинальными.

Трансформационный эффект — это наблюдаемые и измеримые последствия кардинальной смены принципов осуществления видов деятельности в государственном управлении, экономике или социальной сфере.

Появление сервисов таксомоторных пассажирских перевозок значительно повлияло на государственное управление этой отраслью. Во многих странах были внесены существенные изменения в законодательство. Например, появление в России закона о самозанятых отчасти вызвано широким распространением цифровых сервисов заказа такси. Они повлияли и на социальную сферу и бытовое поведение граждан. Стоимость поездки резко упала, и статус такси как условно привилегированного средства передвижения ушел в прошлое. У многих граждан появилась возможность избежать общественного транспорта и в случае необходимости уменьшить контакты с другими людьми.

Если проект предусматривает создание и доработку автоматизированной информационной системы, то это проект автоматизации как минимум. Если такая система интегрируется с одной или несколькими цифровыми платформами, то это уже цифровой проект. А если автоматизированная информационная система может быть отнесена к классу цифровых платформ, то мы называем такой проект трансформационным.

Стратегия ЦТ предусматривает управляемое и осознанное движение к намеченным целям, следовательно, уже на стадии выбора и проработки решений необходимо понимать, как получить проект(ы) именно с трансформационным эффектом. Роль стратегии ЦТ заключается в том, чтобы целенаправленно и системно добиваться кардинальных улучшений на многих направлениях, в различных сферах и видах деятельности, приводящих в итоге к повышению благосостояния граждан. Платформенное решение позволяет получить именно такие улучшения.

Пример платформенных решений в сфере госуслуг — системы, которые позволяют подавать заявления и получать различные социальные услуги дистанционно (электронный больничный, выплаты детского пособия всем гражданам РФ). Несколько цифровых сервисов такого рода возникли в 2020 году в связи с пандемией, но проактивное предоставление госуслуг с помощью электронных сервисов было стратегическим направлением цифровизации социальной сферы и до пандемии. Например, на апрель 2020 года был запланирован переход на беззаявительную выдачу сертификатов на материнский капитал. Это позволило в период пандемии эффективно перевести многие услуги, связанные с выплатами пособий, в дистанционный формат. Были реорганизованы и другие сервисы, например регистрация безработных и мониторинг сферы занятости. Важность предоставления госуслуг без очной явки отметил министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев: «Когда все поняли, что надо довести деньги до граждан, быстро помочь им в тяжелой ситуации, оказалось, что единственный способ сделать это — убрать все требования, все барьеры»


В ходе реализации положений Федерального закона от 30 декабря 2020 г. № 509 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Минэкономразвития России совместно с Минцифры ведёт работу по созданию механизма разработки административных регламентов предоставления государственных услуг в электронном машиночитаемом виде.


Цифровой административный регламент. Из презентации Минэкономразвития.

Принято постановление правительства Российской Федерации от 20 июля 2021 г. № 1228, предусматривающее разработку, согласование, экспертизу, утверждение и государственную регистрацию административных регламентов в электронном виде при помощи конструктора цифровых регламентов ФГИС «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» (ФГИС «ФРГУ»).

Также в работе регионам рекомендовано использовать постановление правительства № 1822 о новых правилах ведения ФРГУ.

Конструктор цифровых регламентов, как сообщил представитель Минэкономразвития, должен заработать с 1 декабря 2021 года, вход в систему будет осуществляться с помощью ЕСИА. Технической реализацией конструктора занимается Минцифры и «РТ-Лабс».

Регионам при разработке своих административным регламентов рекомендовано использовать федеральные правила, но и свои решения допустимы.


Конструктор цифровых регламентов.

Разработка цифровых административных регламентов для региональных и муниципальных услуг ожидается до конца 2023 года, для федеральных услуг – до конца декабря 2022 года.

Пилотный проект по построению цифровых административных регламентов прошёл в апреле в Республике Марий Эл, Ульяновской области и Ненецком автономном округе.

Ранее Минэкономразвития поясняло, что на этапе разработки текста административного регламента предполагается использовать машиночитаемое описание процедур предоставления соответствующей услуги, обеспечивающее автоматизацию процедур предоставления такой услуги с использованием информационных технологий.

При разработке административного регламента орган, предоставляющий государственную услугу, должен будет указать все варианты предоставления государственной услуги, включающие порядок предоставления услуг отдельным категориям заявителей, объединённых общими признаками, в том числе в отношении результата государственной услуги, за получением которого они обратились.

Согласование проектов административных регламентов предполагается осуществлять в ФГИС «ФРГУ», обеспечивающей ведение федерального реестра государственных услуг в электронной форме.


Процесс согласования.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 20 июля 2021 года N 1228

Об утверждении Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

1. Утвердить прилагаемые:

2. Признать утратившими силу акты и отдельные положения актов Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

3. Рекомендовать высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и местным администрациям руководствоваться Правилами, утвержденными настоящим постановлением, при утверждении порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, административных регламентов предоставления муниципальных услуг, проведения экспертизы проектов административных регламентов исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, административных регламентов предоставления муниципальных услуг.

4. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации до 1 декабря 2021 г. обеспечить доработку федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" в целях реализации Правил, утвержденных настоящим постановлением.

5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 декабря 2021 г., за исключением пункта 4 настоящего постановления, который вступает в силу со дня официального опубликования настоящего постановления, и пунктов 1 и 13 приложения к настоящему постановлению, которые вступают в силу с 1 января 2025 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 20 июля 2021 года N 1228

Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" (далее соответственно - орган, предоставляющий государственные услуги, административный регламент).

2. Административные регламенты разрабатываются и утверждаются органами, предоставляющими государственные услуги.

3. Административные регламенты разрабатываются в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в соответствии с единым стандартом предоставления государственной услуги (при его наличии) после внесения сведений о государственной услуге в федеральную государственную информационную систему "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - реестр услуг).

В случае если нормативным правовым актом, устанавливающим конкретное полномочие органа, предоставляющего государственную услугу, предусмотрено принятие отдельного нормативного правового акта, устанавливающего порядок осуществления такого полномочия, наряду с разработкой этого нормативного правового акта подлежит утверждению административный регламент предоставления соответствующей государственной услуги. При этом указанным порядком осуществления полномочия, утвержденным нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа государственного внебюджетного фонда или государственной корпорации, не регулируются вопросы, относящиеся к предмету регулирования административного регламента в соответствии с настоящими Правилами.

Исполнение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Российской Федерации, переданных им на основании федеральных законов с предоставлением субвенций из федерального бюджета, осуществляется в порядке, установленном административным регламентом предоставления государственной услуги в сфере переданных полномочий, который утверждается соответствующим федеральным органом исполнительной власти, если иное не установлено федеральным законом.

4. Разработка, согласование, проведение экспертизы и утверждение проектов административных регламентов осуществляются органами, предоставляющими государственные услуги, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение экспертизы, с использованием программно-технических средств реестра услуг.

5. Разработка административных регламентов включает следующие этапы:

а) внесение в реестр услуг органами, предоставляющими государственные услуги, сведений о государственной услуге, в том числе о логически обособленных последовательностях административных действий при ее предоставлении (далее - административные процедуры);

в) автоматическое формирование из сведений, указанных в подпункте "б" настоящего пункта, проекта административного регламента в соответствии с требованиями к структуре и содержанию административных регламентов, установленными разделом II настоящих Правил.

6. Сведения о государственной услуге, указанные в подпункте "а" пункта 5 настоящих Правил, должны быть достаточны для описания:

всех возможных категорий заявителей, обратившихся за одним результатом предоставления государственной услуги и объединенных общими признаками;

уникальных для каждой категории заявителей, указанной в абзаце втором настоящего пункта, сроков и порядка осуществления административных процедур, в том числе оснований для начала административных процедур, критериев принятия решений, результатов административных процедур и способов их фиксации, сведений о составе документов и (или) информации, необходимых для предоставления государственной услуги, основаниях для отказа в приеме таких документов и (или) информации, основаниях для приостановления предоставления государственной услуги, критериях принятия решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) государственной услуги, а также максимального срока предоставления государственной услуги (далее - вариант предоставления государственной услуги).

Сведения о государственной услуге, преобразованные в машиночитаемый вид в соответствии с подпунктом "б" пункта 5 настоящих Правил, могут быть использованы для автоматизированного исполнения административного регламента после вступления в силу соответствующего административного регламента.

7. При разработке административных регламентов органы, предоставляющие государственные услуги, предусматривают оптимизацию (повышение качества) предоставления государственных услуг, в том числе возможность предоставления государственной услуги в упреждающем (проактивном) режиме, многоканальность и экстерриториальность получения государственных услуг, описания всех вариантов предоставления государственной услуги, устранение избыточных административных процедур и сроков их осуществления, а также документов и (или) информации, требуемых для получения государственной услуги, внедрение реестровой модели предоставления государственных услуг, а также внедрение иных принципов предоставления государственных услуг, предусмотренных Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

8. Наименование административных регламентов определяется органами, предоставляющими государственные услуги, с учетом формулировки нормативного правового акта, которым предусмотрена соответствующая государственная услуга.

II. Требования к структуре и содержанию административных регламентов

9. В административный регламент включаются следующие разделы:

а) общие положения;

б) стандарт предоставления государственной услуги;

в) состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур;

г) формы контроля за исполнением административного регламента;

д) досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, многофункционального центра, организаций, указанных в части 1_1 статьи 16 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", а также их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, работников.

10. В раздел "Общие положения" включаются следующие положения:

а) предмет регулирования административного регламента;

б) круг заявителей;

в) требование предоставления заявителю государственной услуги в соответствии с вариантом предоставления государственной услуги, соответствующим признакам заявителя, определенным в результате анкетирования, проводимого органом, предоставляющим услугу (далее - профилирование), а также результата, за предоставлением которого обратился заявитель.

11. Раздел "Стандарт предоставления государственной услуги" состоит из следующих подразделов:

а) наименование государственной услуги;

б) наименование органа, предоставляющего государственную услугу;

в) результат предоставления государственной услуги;

г) срок предоставления государственной услуги;

д) правовые основания для предоставления государственной услуги;

е) исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги;

ж) исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги;

з) исчерпывающий перечень оснований для приостановления предоставления государственной услуги или отказа в предоставлении государственной услуги;

и) размер платы, взимаемой с заявителя при предоставлении государственной услуги, и способы ее взимания;

к) максимальный срок ожидания в очереди при подаче заявителем запроса о предоставлении государственной услуги и при получении результата предоставления государственной услуги;

л) срок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;

м) требования к помещениям, в которых предоставляются государственные услуги;

н) показатели доступности и качества государственной услуги;

о) иные требования к предоставлению государственной услуги, в том числе учитывающие особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах и особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

12. Подраздел "Наименование органа, предоставляющего государственную услугу" должен включать следующие положения:

а) полное наименование органа, предоставляющего государственную услугу;

б) возможность (невозможность) принятия многофункциональным центром решения об отказе в приеме запроса и документов и (или) информации, необходимых для предоставления государственной услуги (в случае, если запрос о предоставлении государственной услуги может быть подан в многофункциональный центр).

13. Подраздел "Результат предоставления государственной услуги" должен включать следующие положения:

наименование результата (результатов) предоставления государственной услуги;

наименование и состав реквизитов документа, содержащего решение о предоставлении государственной услуги, на основании которого заявителю предоставляется результат государственной услуги;

состав реестровой записи о результате предоставления государственной услуги, а также наименование информационного ресурса, в котором размещена такая реестровая запись (в случае, если результатом предоставления государственной услуги является реестровая запись);

наименование информационной системы, в которой фиксируется факт получения заявителем результата предоставления государственной услуги;

способ получения результата предоставления государственной услуги.

14. Положения, указанные в пункте 13 настоящих Правил, приводятся для каждого варианта предоставления государственной услуги в содержащих описания таких вариантов подразделах административного регламента.

15. Подраздел "Срок предоставления государственной услуги" должен включать сведения о максимальном сроке предоставления государственной услуги, который исчисляется со дня регистрации запроса и документов и (или) информации, необходимых для предоставления государственной услуги:

в органе, предоставляющем государственную услугу, в том числе в случае, если запрос и документы и (или) информация, необходимые для предоставления государственной услуги, поданы заявителем посредством почтового отправления в орган, предоставляющий государственную услугу;

в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал государственных и муниципальных услуг), на официальном сайте органа, предоставляющего государственную услугу;

в многофункциональном центре в случае, если запрос и документы и (или) информация, необходимые для предоставления государственной услуги, поданы заявителем в многофункциональном центре.

Максимальный срок предоставления государственной услуги для каждого варианта предоставления услуги приводится в содержащих описания таких вариантов подразделах административного регламента.

16. Подраздел "Правовые основания для предоставления государственной услуги" должен включать сведения о размещении на официальном сайте органа, предоставляющего государственную услугу, а также на Едином портале государственных и муниципальных услуг перечня нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственной услуги, информации о порядке досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) органов, предоставляющих государственные услуги, а также их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, работников.

17. Подраздел "Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги" должен включать исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия, а также следующие положения:

состав и способы подачи запроса о предоставлении государственной услуги, который должен содержать:

ГОСТ Р 52294-2004

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕГЛАМЕНТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ
И СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Information technology. Organization management.
Electronic reglement of administration and office activity. Main principles

Дата введения 2005-07-01

Задачи, основные принципы и правила проведения работ по национальной стандартизации в Российской Федерации установлены ГОСТ Р 1.0-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения" и ГОСТ Р 1.2-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. "Порядок разработки государственных стандартов"


Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Планум" (Научная организация)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 22 "Информационные технологии"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе "Национальные стандарты", а текст этих изменений - в информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе "Национальные стандарты"

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на автоматизированные системы обработки информации и управления учреждений, предприятий и организаций независимо от форм собственности и подчинения и определяет основные положения по созданию, внедрению, эксплуатации и сопровождению электронного регламента их административной и служебной деятельности.

Положения стандарта следует учитывать при создании новых или совершенствовании существующих технологий управления организацией.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю "Национальные стандарты", составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 9000 и ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 операция (работа): Часть рабочего процесса, создающая воспроизводимый результат в рамках рабочего процесса.

3.1.2 показатели рабочего процесса: Измеримые количественные и (или) качественные характеристики рабочего процесса.

3.1.3 показатели эффективности рабочего процесса: Показатели рабочего процесса, определяющие отношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами.

3.1.4 рабочий процесс: Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы и реализуемых в пределах организации.

3.1.5 регламент: Совокупность правил, устанавливающих порядок проведения работ или осуществления деятельности.

3.1.6 регламентирование: Способ организационного воздействия, заключающийся в разработке и реализации положений, обязательных для исполнения регламента.

3.1.7 регламент административной и служебной деятельности: Совокупность правил, устанавливающих порядок деятельности администрации, менеджеров и исполнителей организации в рамках согласованных рабочих процессов, обеспечивающих достижение заявленных целей.

3.1.8 электронный регламент административной и служебной деятельности: Регламент административной и служебной деятельности, реализованный с применением информационно-коммуникационных технологий.

В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

ППУ (ASP) - поставщик прикладных услуг (Application Service Provider);

СУБД - система управления базой данных.

4 Электронный регламент административной и служебной деятельности

4.1 Направленность электронного регламента

4.1.1 Совершенствование и обеспечение эффективности деятельности организации в современных условиях является сложной, комплексной и многоцелевой проблемой, решение которой в значительной мере зависит от согласованности и адекватности выполнения ее управленческих функций. Учитывая многоплановость, объем и сложность взаимосвязей информационных объектов, одновременно вовлекаемых в процесс управления, необходимым условием эффективной работы организации становится создание и внедрение в этот процесс информационных систем, построенных на основе применения передовых информационных технологий, принципов менеджмента качества, методов и средств стандартизации.

Одно из центральных мест в обеспечении эффективности управления занимают вопросы разработки, внедрения, эксплуатации и сопровождения электронного регламента административной и служебной деятельности как наиболее формализованной и важной части корпоративных знаний организации (см. приложение А). В рамках такого регламента должны быть отражены и согласованы все значимые аспекты деятельности организации и обеспечены условия для реализации соответствующих процессов с надлежащим качеством.

В основе системного проектирования электронного регламента лежит представление об организации в ее взаимодействии со своим окружением как о едином целом, обеспечивающем необходимые для самой организации и ее потребителей результаты через согласование в общей логике деятельности таких элементов, как:

- составляющие деятельности организации и принципы их взаимодействия;

- компетенции (в том числе при взаимодействии с другими организациями и лицами);

- границы компетенции и управления (организационные, правовые, технологические и другие ограничения). Часть границ устанавливает сама организация, часть устанавливается внешним окружением.

Примечание - Управление границами является одним из наиболее эффективных способов достижения целей, так как очень часто оптимальные решения лежат именно на границах.

Одним из конечных результатов такого системного проектирования является регламент административной и служебной деятельности организации, в котором закрепляются правила работы, обеспечивающие желаемые результаты деятельности организации. Реализация такого регламента с применением информационно-коммуникационных технологий создает дополнительные гарантии воспроизводства деятельности по заданным правилам с гарантированным качеством в интересах потребителя при сокращении влияния субъективного фактора в организации.

4.1.2 Базовыми принципами, которым должен удовлетворять электронный регламент административной и служебной деятельности организации, являются:

- обеспечение согласованности и непротиворечивости деятельности исполнителей рабочих процессов в интересах достижения целей организации;

- обеспечение прозрачности, понимаемости и контролируемости заинтересованными лицами процессов принятия решений в рамках определенных полномочий, получение объективной информации о работе организации, ее процессов, подразделений или отдельных исполнителей;

- удовлетворение объективной потребности в информационном обеспечении управления организацией на всех уровнях иерархии;

- сокращение затрат ресурсов на обеспечение управления;

- поддержание объективных возможностей проведения проверки адекватности, согласованности, актуальности и эффективности проектируемых, а также контроля действующих процессов;

- выявление и устранение потенциальных нарушений, управление изменениями деятельности, поддержание адекватного системного представления деятельности организации при принятии управленческих решений.

4.1.3 При создании электронного регламента административной и служебной деятельности как неотъемлемой части системы управления организацией должны быть в приоритетном порядке решены следующие вопросы:

- формирование, ведение и применение моделей целевой деятельности и причинно-следственных отношений в деятельности организации;

- проектирование в соответствии с моделями схем управления и связанной с ними необходимой и согласованной системы событий и объектов;

- проектирование организационной и технологической сред исполнения рабочих процессов и сценариев их функционирования;

- формализация и передача заинтересованным лицам данных о рабочих процессах по принципу "точно по адресу, в требуемом виде и точно в срок" (в том числе данных о рабочих процессах, выполняемых однократно);

- сбор, накопление, анализ и применение данных и документов.

4.1.4 Способы представления административной и служебной деятельности в электронном регламенте в зависимости от ее описания (представления, моделирования) или от конкретных форм управления организацией могут быть различными и определяться их спецификой. Наиболее часто встречаются следующие формы:

- процессная, когда объектом управления является сам процесс создания выходного результата. Такой способ является наиболее эффективным для получения результатов на регулярной основе при относительно стабильной последовательности операций их получения;

- функциональная, где объектом управления является поддержание готовности выполнения отдельными составными частями организации определенных функций с требуемыми характеристиками. Такая схема, как правило, оправдана, когда в организации поддерживаются слабозависимые короткие цепочки работ, каждая из которых выполняется небольшим числом исполнителей;

- проектная, когда фаза проектирования уникального, ограниченного по времени и ресурсам процесса достижения желаемого результата каждый раз включается как необходимый элемент получения этого результата. Такая схема, как правило, оправдана для получения разовых, не воспроизводимых многократно, результатов. В этом случае регламент административной и служебной деятельности для каждого проекта должен формироваться до начала его осуществления.

Общей основой описания процессной, функциональной или проектной организации деятельности является подлежащее регламентации технологическое или пооперационное представление, в рамках которого, исходя из целей организации, устанавливаются связи между операциями для получения конечных, значимых для потребителя, результатов.

4.2 Управленческая среда электронного регламента

В едином процессе управления организацией можно выделить несколько типовых взаимодействующих уровней управления, обеспечивающих реализацию целей и политики организации и консолидирующих ее корпоративные знания. Эти уровни управления в той или иной степени должны найти отражение в рамках электронного регламента служебной и административной деятельности.

4.2.1 Уровень стратегии

Уровень проектирования стратегии организации (формирования единого корпоративного стандарта стратегического видения деятельности организации). На этом уровне формируются общие цели, критерии их достижения, а также принципы и схемы взаимодействия с окружением. Формализуются общая причинно-следственная модель деятельности, цели, измеримые способы отображения уровня достижения целей. Ответственность за правильность и полноту представления данного уровня возлагается на персонал управления высшего звена.

Установленные цели распределяются по отдельным направлениям деятельности и согласуются между собой. Проводится планирование мероприятий на уровне организации по достижению целей.

Определяются сбалансированные показатели, позволяющие давать количественные и качественные оценки достижения поставленных целей организации как единой системы, а также определяются конкретные желаемые значения этих показателей.

На данном уровне устанавливаются отношения следующих объектов корпоративного знания: перспектива (направление) цель ключевые показатели цели связь с другими целями мероприятия по достижению цели ответственность.

К типовым вопросам управления, которые необходимо решать на данном уровне, относятся:

«Госвеб» - единая информационная платформа интернет-порталов органов государственной власти, создаваемая в России.

Содержание

Платформа «Госвеб», создаваемая по инициативе Минкомсвязи, объединит сайты всех федеральных органов власти и местного самоуправления. Реализовывать ее планируется на базе федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных услуг» (ФГИС ЕПГУ).

Разработка «Госвеба» ведется в рамках федерального проекта «Государственное управление» нацпрограммы "Цифровая экономика". Стоимость создания "Госвеба", согласно программе, составит 311 млн рублей.

Создание единого облака для сайтов госорганов и бюджетных организаций

В сентябре 2020 года Минцифры сообщило о создании единой облачной платформы для сайтов региональных и муниципальных органов власти. О некоторых деталях проекта заместитель главы ведомства Олег Качанов рассказал в информационной центре Центризбиркома.

По его словам, новая платформа введет единые стандарты по качеству подготовки цифрового контента, по качеству его подачи, а также по единой навигации и дизайну сайтов. Решение будет включать 250 тыс. бюджетных организаций и органов власти.



Предполагается, что реализация проекта «Госвеб» позволит использовать механизм, предоставляющий возможность органам государственной власти и органам местного самоуправления создавать официальные сайты.

Ранее глава Минцифры Максут Шадаев говорил, что в 2021-2022 гг. регионы обязаны будут обеспечить перевод всех действующих сайтов и страниц на «Госвеб», организовать их наполнение в соответствии с единым стандартом.

Тестирование облачной платформы планируется начать с нескольких регионах, среди которых — Удмуртия, Калмыкия, Ханты-Мансийский автономный округ, Алтайский край, Курганская и Московская области. [1]

Дизайнеры против «РТЛабс». Новый виток разбирательств вокруг проекта «Госвеб»

В мае 2018 года, по его словам, «АИС медиа граф» начал обсуждать с «РТ-Лабс» создаваемые объекты дизайна для последующего заключения контракта. После этого – что содержится в переписке компаний – получил от «РТЛабс» подтверждение, что дизайнерские решения устраивают Минкомсвязи как заказчика работ, и заявление о возможности заключения в будущем контракта. На основе данных фактов и в соответствии с договором, заключенным с «АИС медиа граф», «АИС медиа» продолжил разработку объектов дизайна.



В ходе электронной переписки «РТЛабс» направил «АИС медиа граф» подтверждение, что дизайнерские решения устраивают Минкомсвязи как заказчика работ, и заявление о возможности заключения в будущем контракта, утверждает «АИС медиа граф».

Создание объектов дизайна, по его словам, осуществлялось силами нескольких организаций - «АИС медиа граф», «АИС медиа» и некоторых привлеченных ей компаний-субподрядчиков.

Основную работу по их созданию, по его словам, «АИС медиа граф» проводил, используя онлайн-сервис векторно-графических проектов. Ссылки на содержащиеся в нем разработки компания передавала «РТЛабс». После одобрения и согласования «РТЛабс» итоговых внешних элементов объектов дизайна по электронной почте и в мессенджере Telegram «АИС медиа граф» приступил к разработке их исходного кода. После его создания компания передала «РТЛабс» в мессенджере Telegram ссылку на его облачное хранилище.

Она также отметила, что имеющаяся переписка компаний по электронной почте не может быть доказательством передачи «АИС медиа граф» объектов дизайна «РТЛабс», так как установить ее достоверность, корреляцию ее информации, а также ее участников невозможно. Помимо того, по словам представителя «РТЛабс», электронная переписка могла касаться других проектов, так как в 2017-2018 гг. между компанией и «АИС медиа граф» уже был заключен ряд договоров.

Следующее заседание суда назначено на 6 апреля 2020 года.

Подрядчик "Госвеба" работал без договора и теперь не может получить оплату

В октябре 2019 года компания AIC (АИС медиа граф) ("АИС медиа граф") предъявила иск о нарушении прав на произведения дизайна и запрете использования дизайн-системы "Госвеб" к "РТ Лабс", "Ростелекому", а также Министерству цифрового развития. Об этом TAdviser сообщила управляющий директор AIC Екатерина Лобанова.

По словам Лобановой, в рамках проекта "ГосВеб" без оформления с "РТ Лабс" работ в договорном порядке AIC выполнила обновление ЕПГУ, проведя необходимые для этого исследования, а также проектирование, дизайн, front-end разработку информационной системы. Помимо этого, компания, выполнив тот же спектр работ, создала продукты "Госмедиа", "ГосАссистент", "Открытое государство". Также AIC разработала ряд стандартов для увязывания всех государственных сайтов в единую систему, заявила TAdviser Лобанова.

"Госмедиа" будет представлять собой систему, агрегирующую в себе медиаконтент всех органов власти. В ней будет реализована функция кастомизации новостей под интересы пользователя. Под брендом "ГосАссистент" будет создаваться сервис, способный дать ответ на любой вопрос, связанный с государством. "Открытое государство" станет единым пространством с достоверной информацией о ведомствах, региональных и муниципальных органах власти.

С чего все началось

Взаимодействие с "РТ-Лабс", по словам руководителя AIC, продолжалось с октября 2017 года по декабрь 2018 года.



Пример дизайна из проекта "Госвеб", выложенный в интернет в 2018 году дизайнером Артемом Геллером, также принимавшем участие в разработке "Госвеба"

Для того, чтобы "РТ-Лабс" могла в дальнейшем использовать сданные AIC работы, по словам Лобановой, необходимо было заключить такой договор, который бы содержал условия об отчуждении исключительных прав на объекты дизайна и иные результаты интеллектуальной деятельности либо о предоставлении прав на использование разработок на условиях лицензии.

Она также отметила, что согласованный проект договора был размещен в публичном доступе на сайте госзакупок.

TAdviser удалось найти на сайте госзакупок проект договора о закупке у единственного поставщика на выполнение работ по развитию Единого портала госуслуг. Подписантами должны были стать "РТ-Лабс" (заказчик) и "АИС медиа граф" (исполнитель). Договор на сумму 58,6 млн рублей был размещен 18 декабря 2018 года. Но 28 декабря закупка была отменена по решению "РТ-Лабс".

Почему не был подписан договор

На вопрос о том, почему AIC взялась за работу до подписания договора, Лобанова ответила, что чиновники для демонстрации руководству просили подготовить прототипы сервисов быстро.

О том, по каким причинам "РТ-Лабс" не пошла на заключение согласованного договора с AIC, она сказала следующее:

При этом, в отношении другой компании, выполнявшей по проекту "ГосВеб" работы в части бэкэнда - компании WaveAccess, по словам Екатерины Лобановой, "РТ-Лабс" свои финансовые обязательства выполнила.

Спор вокруг прав

В августе 2019 года AIC направило "РТ-Лабс" официальную претензию. Помимо того, компания направила соответствующие письма заказчикам "РТ-Лабс" - "Ростелекому" и Министерству цифрового развития, предложила обсудить сложившуюся ситуацию и провести переговоры.

Так как выполнение AIC работ для "РТ-Лабс" не было никак оформлено в договорном порядке, то работы и права на объекты авторского права - произведения дизайна (дизайн-систему "ГосВеб") - не были переданы последней юридически, говорит Лобанова. Таким образом, полагает она, "РТ-Лабс" не имеет права никак использовать работы AIC, включая любую модификацию и переработку, передачу результатов третьим лицам ("Ростелекому" и Министерству цифрового развития), размещение объектов дизайна в интернете.

Она также утверждает, что после получения судебного уведомления все публичные отражения контракта, домены и рабочий стенд со сданными работами были закрыты, а дизайн-макеты пытаются переработать таким образом, чтобы не было заметно следов разработки.

Что дальше

Говоря о том, каким в компании видят урегулирование сложившейся ситуации, она заметила, что в начавшемся судебном процессе компания не требует взыскания с "РТ-Лабс" каких-либо компенсаций или стоимости выполненных работ.

В "РТ-Лабс" от комментариев TAdviser относительно судебного разбирательства с AIC воздержались, сославшись на то, что они могут повлиять на решение суда.

В Министерстве цифрового развития РФ TAdviser указали, что получили исковое заявление и в настоящий момент правовой департамент ведомства изучает материалы.

«РТ-Лабс», «Ростелеком» и Минкомсвязи отвергли претензии агентства, требующего расплаты за дизайн «Госвеба»

20 декабря 2019 года в Московском арбитражном суде состоялось основное слушание по иску «АИС медиа граф» к «РТ-Лабс», «Ростелекому» и Минкомсвязи. В ходе заседания представитель «РТ-Лабс» сообщила, что компания не понимает, на каком основании «АИС медиа граф» заявляет о нарушении эксклюзивных прав на созданные объекты дизайна информационной системы «Госвеб».

По словам представителя «РТ-Лабс», со стороны «АИС медиа граф» компания ничего не получала - ни документов, ни носителей, содержащих результаты соответствующих работ.

Представитель «Ростелекома» также заверил суд в том, что «АИС медиа граф» не представила никаких доказательств принадлежности компании объектов дизайна, а также их передачи «РТ-Лабс» и «Ростелекому». По словам представителя «Ростелекома», у «АИС медиа граф» отсутствуют и доказательства переработки «РТ-Лабс» и «Ростелекомом» якобы принадлежащих компании объектов дизайна и последующей передачи их Минкомсвязи.

Также он отметил, что стоимость работ, на выполнении которых настаивает «АИС медиа граф», согласно договору «Ростелекома» с Минкомсвязи, была существенно ниже заявляемой истцом.



«РТ-Лабс» не оформлял договорные отношения с «АИС медиа граф» по причине завышения стоимости обсуждаемых работ, - отметила представитель «РТ-Лабс»

Представитель Минкомсвязи акцентировала на том, что между министерством и «АИС медиа граф» в принципе отсутствуют какие-либо взаимоотношения.

Имеющиеся у «Ростелекома» и Минкомсвязи акты приема-передачи, по его словам, не подтверждают создания объектов дизайна информационной системы «Госвеб» компанией «РТ Лабс». В соответствии с информацией из электронной переписки с «РТ Лабс», их автором является «АИС медиа граф». Также Никита Семченко уведомил суд, что к следующему заседанию компания представит макеты сайтов на материальном носителе - в качестве доказательств наличия у «АИС медиа граф» исключительных прав на произведения дизайна.

Стоимость работ по их созданию «АИС медиа граф» не завышала, заявил Никита Семченко. У компании, по его словам, имеются распечатки с сайта госзакупок, свидетельствующие о том, что в первоначальной закупке «РТ Лабс» фигурировала та стоимость работ, на которую претендует «АИС медиа граф». То есть 58,6 млн рублей.

Создание объектов дизайна, по его словам, «АИС медиа граф» начала до проведения закупок. Требования к их созданию компания получила из соответствующего приказа Минкомсвязи, находящегося в публичном доступе. То, что «АИС медиа граф» создавала объекты дизайна до проведения закупки и заключения договора, Никита Семченко объяснил тем, что, в соответствии с тем же приказом президента, на их разработку давался строго определенный срок. Помимо того, по словам Никиты Семченко, заказчик, «РТ Лабс», также торопил компанию с выполнением работ. Данный факт, как он заверил суд, подтверждается информацией из электронной переписки с «РТ Лабс».

Представитель «РТ Лабс» заметила, что компания не отрицает наличия переписки, но заявляет, что она носила исключительно общий характер.

По итогам слушания суд постановил передать ему и ответчикам результаты экспертного заключения по делу, представленного компанией на заседании, а также выполненные объекты дизайна информационной системы «Госвеб» на носителях. Помимо того, «АИС медиа граф» должен передать суду информацию из электронной переписки с ответчиками, доказывающую факт выполнения и передачи компанией конкретных работ «РТ-Лабс». Следующее заседание суда назначено на 14 февраля 2020 года.

Читайте также: