Что такое лего игрушка

Обновлено: 28.04.2024

Играя, в LEGO ребенок развивается, в процессе конструирования совершенствуется воображение, развивается фантазия, стимулируется детское техническое творчество.

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Благодаря LEGO на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов.

Известно, что дети лучше всего учатся в игре. В процессе игры создаются условия, позволяющие ребенку самостоятельно строить систему взаимоотношений со сверстниками и с взрослыми. В детском саду такой способ обучения традиционно является одним из основных.

LEGO является, пожалуй, самым узнаваемым брендом среди производителей детских игрушек по всему миру. Он появился на свет в далеком в 1932-м году благодаря его создателю – столяру из небольшого городка в Дании – Оле Кирку Кристиансену (он сам придумал название для бренда, составив его из первых букв словосочетания «LEg GОdt» — «играть хорошо» на датском языке. Сегодня нет ни одного ребёнка и практически ни одного взрослого человека, который был бы не знаком с этими замечательными игровыми наборами!

LEGO - конструирование позволяет внедрять информационные технологии в образовательный процесс дошкольного учреждения, помогают дошкольникам овладевать элементами компьютерной грамотности, умениями и навыками работы с современными техническими средствами. Развитие способностей к конструированию активизирует мыслительные процессы ребёнка, способствует изобретательности и самостоятельности, инициативности, стремление к поиску нового и оригинального.

На LEGO-конструировании дети:

• Развивают мелкую моторику рук;

• Учатся правильно и быстро ориентироваться в пространстве;

• Получают математические знания о счете, форме, пропорции, симметрии;

• Расширяют свои представления об окружающем мире;

• Развивают внимание, способность сосредоточиться, память, мышление;

• Учатся воображать, фантазировать, творчески мыслить;

• Овладевают умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое;

• Учатся общаться друг с другом, устраивать совместные игры, уважать свой и чужой труд.

Какая польза конструкторов LEGO для детей?

1. Учёные пришли к выводу, что LEGO способствует развитию двигательных навыков и мелкой моторики. Чтобы соединить небольшие детальки друг с другом, пальчикам придётся хорошо поработать, что принесёт малышу большую пользу. Любое конструирование предполагает разнообразные манипуляции руками. Годовалый малыш учится строить пирамиду из кубиков, тренируя координацию и ловкость маленьких пальчиков. Шестилетний ребёнок возводит достаточно сложные конструкции из разных по форме и размеру деталей. Всё это требует активной работы рук. Развитие же мелкой моторики напрямую связано с развитием мышления и речи.

2. С помощью конструктора совершенствуется речь ребёнка. Возьмём обыкновенный набор деталей, из которого можно построить, например, дом. Благодаря участию взрослого человека ребёнок узнает новые слова (формы, названия строительных материалов, деталей) и их характеристики. Он учится правильно применять понятия в речи, составлять предложения или рассказ.

3. LEGO прекрасно развивает структурно-логическое мышление, необходимое для построения объёмных конструкций и понимания приложенной к конструктору схемы. Собирание из частей целого требует сложной мыслительной деятельности. Чтобы получилось логически правильно законченное произведение, нужно хорошенько подумать. Цвета, в которые окрашены детали, специально подобраны с учётом того, как дети воспринимают мир.

4. Собирая конструктор, ребёнок учится быть внимательным и терпеливым, спокойно переживать неудачи и быть настойчивым на пути к цели, пусть она и будет такой, казалось бы, скромной, как небольшой домик из ярких деталей. Таким образом он развивает самодисциплину и самоорганизацию, это позволяет в процессе игры приобрести качества, которые пригодятся в будущем. Только при внимательном изучении инструкции можно правильно собрать модель. Порой даже незначительное отклонение от задачи может испортить весь замысел. Нередко ребёнку приходится переделывать, исправлять, корректировать уже собранное сооружение.

5. Кроме того, эта игра приносит неоценимую пользу творческому мышлению крохи. Оно необходимо, чтобы постоянно думать над следующим шагом, просчитывать все возможные комбинации и выбирать наиболее удачные, анализировать, какой шаг будет наилучшим. Большим достоинством конструктора LEGO является возможность собирать его по своему вкусу, не ограничиваясь формами, предложенными создателями. Детали разных наборов сочетаются между собой, что даёт неограниченный простор для фантазии.

6. Конструктор развивает воображение. Из деталей конструктора LEGO можно собрать своё неповторимое творение: домик для медведя, гараж для машинки, необыкновенный мост. Придумывать что-то новое из однотипных кубиков, кирпичиков, брёвнышек это так интересно.

От года до 3 лет. Для этой возрастной категории детей придумали серию LEGO под названием Duplo. Детали конструктора более крупные, чтобы малышам было проще с ними управляться и чтобы свести к минимуму возможность проглатывания. Конечно, в любом случае родителям необходимо быть рядом с ребёнком в момент игры.

От 3 до 7 лет. Это обычные наборы конструктора LEGO с более мелкими деталями, из которых можно собрать всё что угодно.

От 7 лет и старше. Наборы этой категории включают большее количество деталей и отличаются высокой сложностью собираемых объектов. У некоторых моделей техники даже присутствует дистанционное управление, любимое многими детьми.

Опыт работы по использованию LEGO в развитии ребенка с ОВЗ: конструирование, LEGO-мультипликация «LEGO – мультик, игра или помощник в развитии ребенка с ОВЗ» 1. Однажды, проходя мимо витрины с детскими игрушками, я заметила необычный.

Организация конструктивно-модельной деятельности в ДОУ с использованием LEGO-конструирования Доклад на тему: "Организация конструктивно – модельной деятельности в ДОУ с детьми дошкольного возраста с использованием LEGO – конструирования.

Консультация «Роль книги в развитии ребенка» Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Мы живем в совсем.

Конспект НОД с применением Lego конструирования «Цветы» в средней группе

Конспект НОД с применением Lego конструирования «Цветы» в средней группе Конспект НОД в средней группе с применением Lego конструирования "Цветы" Цель: закрепить у детей знание садовых и полевых цветов, развивать.

Консультация «Адаптация ребенка как этап социализации. Роль ДОУ в развитии ребенка» Адаптация ребенка как этап социализации. Роль ДОУ в развитии ребенка. ДОУ, являясь первой ступенью образования, выполняет множество функций.

Роль книги в развитии ребенка Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой,.

Роль конструирования в развитии детей дошкольного возраста

Роль конструирования в развитии детей дошкольного возраста Игровая деятельность - ведущий вид деятельности для ребенка от трех до шести лет. занятий ребенка, является Одним из наиболее любимым занятием.

Роль семьи в речевом развитии ребенка С каждым годом все больше и больше жалуются родители и педагоги на то, что дети позже начинают говорить или плохо и мало разговаривают.

Роль ЗОЖ в музыкальном развитии ребенка-дошкольника Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка — целитель здоровья» Бехтерев В. Воздействие музыки на человека Целительные.

Консультация для родителей «Значение конструирования в развитии ребенка» Консультация для родителей «Значение конструирования в развитии ребёнка» Дети всего мира могут общаться на одном языке- языке игры. Игра.

Бывают нумизматы, бывают филателисты, а бывают – коллекционеры LEGO. Это серьёзное, большое и интересное направление, в котором игра сплетается со страстью настоящего кладоискателя. Мы решили сделать подборку самых редких комплектов LEGO, которые когда-либо производились серийно, а теперь пользуются особым вниманием коллекционеров. Если у вас случайно есть такой набор, храните его – через пару десятков лет он будет стоить целое состояние!

LEGO DC Comics Super Heroes «Bat-Pod» (5004590)

В результате сотрудничества LEGO с DC Comics появилась знаменитая линейка LEGO DC Comics Super Heroes, а позже – и отдельная The LEGO Batman Movie. В целом наборы, посвящённые Бэтмену, не слишком редкие: они производятся большими тиражами и свободно продаются. Но в 2015 году был выпущен конструктор Bat-Pod – точная копия бэтцикла из трилогии Кристофера Нолана. Это эксклюзивный набор, произведенный в количестве всего 750 экземпляров, и его нельзя было просто так купить в магазине.

Для получения набора нужно было быть VIP-членом клуба LEGO и в период с 1 по 30 июля 2015 года купить любой комплект из линейки LEGO DC Comics Super Heroes. Среди покупателей и разыгрывались наборы LEGO DC Comics Super Heroes «Bat-Pod». Можно было увеличить свои шансы, купив не один, а несколько комплектов, но эта возможность ограничивалась одной покупкой в день. Сегодня Bat-Pod – страсть всех LEGO-коллекционеров.

LEGO Technic «4x4 Crawler Exclusive Edition» (41999)

Красивый спортивный внедорожник из линейки LEGO Technic не был по-настоящему редким набором – его «тираж» составлял 20000 экземпляров, и хотя производство его закончилось в 2013 году, купить комплект не составляет проблем и сегодня.

Только вот есть одно «но». Дело в том, что LEGO решили для каждого из 20000 наборов сделать одну уникальную деталь – номерной знак. То есть он разный у всех внедорожников, и по сути это 20000 уникальных комплектов! Так что если у вас есть такой набор, знайте: он – единственный в мире, другого такого не существует.

LEGO Star Wars «Gold Chrome C-3PO» (4521221)

В 2007 году компания LEGO выпустила лимитированную до 10000 экземпляров серию хромированных роботов C-3PO из «Звёздных войн» (соответственно,в линейке LEGO Star Wars). Сегодня стоимость такой фигурки у коллекционеров доходит до $500.

Но у этой истории было и продолжение. Пять победителей конкурса в честь 30-летия «Звёздных войн», проводившегося в том же году журналом LEGO Magazine, получили в качестве главного приза аналогичную фигурку из чистого золота массой 14 карат! Золотой C-3PO является самой дорогой и редкой фигуркой за всю историю компании. Интересно, что до 2011 года никто не верил, что конкурс реально был проведен, но затем на одном из фанатских форумов появился человек, чей сын действительно выиграл одну из золотых фигурок. Он привёл фотодоказательства и спросил, сколько может стоить такая фигурка.

LEGO Ideas «Shinkai 6500 Submarine» (21100)

Рядовой с виду набор, изображающий японскую роботизированную субмарину, появился в 2010 году в обычном количестве 10000 экземпляров. Фишка была в том, что он предназначался только для продажи в Японии! Не существовало даже коробки и инструкции на других языках! Интересно, что этот комплект стал родоначальником целой линейки, разработанных японским подразделением LEGO Ideas.

LEGO Star Wars «Ultimate Collector's Millennium Falcon» (10179)

Этот набор включает в себя 5195 деталей – это второй по размерам конструктор за всю историю LEGO (рекордсмен – это модель индийского Тадж-Махала, которую можно собрать из 5922 элементов и о которой мы поговорим ниже). Из-за обилия деталей и окончания выпуска в 2010 году полнокомплектных подержанных наборов LEGO Star Wars «Ultimate Collector's Millennium Falcon» практически не существует, и среди коллекционеров ценятся только нераспечатанные комплекты. Ввиду этого конструктор стоит сегодня в среднем $4000 (впрочем, и по изначальной цене он был самым дорогим набором в истории LEGO, ровно $500).

Сравнимые с ним по сложности современные наборы – это LEGO Ghostbusters «Штаб-квартира охотников за привидениями» (75827) с 4634-мя деталями и LEGO Disney «Сказочный замок Disney» (71040) (4080 элементов). К слову, в гамме LEGO ещё один набор LEGO Star Wars «Сокол Тысячелетия» (75105) – уменьшенный (1329 деталей) и более распространённый вариант.

LEGO Minifigures Series 10 (71001) — Мистер Голд, фигурка-сюрприз

LEGO Minifigures – это целая линейка, включающая себя различные фигурки для заполнения жителями LEGO-городов. Комплекты мини-фигурок активно производятся и сейчас, а в 2013 году был выпущен набор LEGO Minifigures Series 10 (71001). В стандартном наборе было 16 фигурок, но 5000 везунчиков купили расширенную версию с «незадокументированной» фигуркой – мистером Голдом. Он был включен в честь 10-го выпуска линейки LEGO Minifigures и был покрыт блестящим золотым напылением. В комплекте был промо-код, позволявший зарегистрировать своего мистера Голда на официальном сайте и получить сертификат соответствия от компании.

LEGO Creator «Taj Mahal» (10189-1)

Собственно, о модели Тадж-Махала мы уже упоминали: это самая большая модель за всю историю компании, состояла она из 5922 деталей и производилась с 2008 по 2011 год. Забавно, но среди коллекционеров ценится она значительно меньше, чем LEGO Star Wars «Ultimate Collector's Millennium Falcon». Это связано с тем, что «Сокол тысячелетия» является частью Вселенной «Звёздных войн», без которой она кажется неполной, и потому даже коллекционеры, собирающие отдельные серии (например, все LEGO Star Wars), стремятся добыть такой набор. LEGO Creator «Taj Mahal» же является отдельно стоящим набором, не связанным с какой-то конкретной Вселенной, плюс в плане сборки он более однообразен.

LEGO – пожалуй, самый известный детский конструктор в мире. В августе компания традиционно отмечает свой день рождения: в этом году ей исполнилось целых 88 лет! Хотя мы часто шутим о том, как больно наступать босыми ногами на разбросанные по полу детальки, в душе мы, конечно, тоже фанаты LEGO. И в качестве поздравления бренду публикуем сегодня очерк о драматичной истории этой игрушки.

Все началось в 1932 году в маленькой датской деревушке Биллунд. Экономическая ситуация была ужасной, и отцу четырех детей, Оле Кирку Кристиансену, пришлось закрыть свою столярную мастерскую. Но Оле не сдавался: раз уж от производства шкафов и стульев у него осталось столько отпиленных кусков дерева, он решил, что из них можно делать игрушки.

Так появились первые грузовики, автобусы и знаменитая утка на колесиках, за которой сегодня охотятся коллекционеры. С этой уткой связана одна поучительная история. Поначалу компания была исключительно семейным предприятием, и Оле помогал в работе его сын, Готфрид. В частности, он должен был покрывать деревянных уток лаком, упаковывать их и нести на вокзал, откуда их по почте отправляли покупателям.

Как-то раз Готфрид пришел к отцу и похвастался, что придумал, как компания может сэкономить время и средства — используя всего два слоя лака, вместо обычных трех. Отец не был в восторге от такого предложения, заставил сына забрать с почты всю партию халтурных уток и покрыть их лаком заново. Эту историю в компании всегда рассказывают, чтобы проиллюстрировать девиз отца-основателя: «Лучшее никогда не бывает слишком хорошим». Сегодня надпись с этими словами расположена над входом в кафетерий в штаб-квартире LEGO в Биллунде и напоминают сотрудникам о том, что качество превыше всего.

В первые годы существования компании продажи деревянных игрушек шли не очень хорошо. Оле решил, что для фирмы нужно придумать какое-то яркое название. Так в 1934 родился бренд LEGO — сокращение от датского «Leg godt», что значит «хорошо играть». Интересно, что с латыни lego переводится как «я соединяю» и идеально подходит для описания принципа игры в конструктор (к созданию которого в то время еще не приступали).

Как же получилось, что традиционная семейная компания плотника стала делать игрушки из пластмассы? В 1942 году на предприятии был пожар, и пришлось начинать все с начала: строить новую фабрику, восстанавливать эскизы и модели. Оле всегда было интересно пробовать что-то новое, и на одной промышленной выставке он увидел специальную машину, с помощью которой можно было моделировать пластик. В качестве образца к аппарату показывали маленькие пластиковые детальки, напоминающие современные кубики LEGO (к этим образцам мы еще вернемся). Оле решил купить этот аппарат. С его помощью на фабрике начали производство маленьких пластмассовых мишек. Но идея с кирпичиками не оставляла основателя компании, хотя в тот момент никто из других сотрудников не видел в ней особого потенциала.

В начале пятидесятых годов Готфрид, возвращаясь из командировки в Англию, встретил на пароме директора большого торгового центра. Тот пожаловался, что недоволен современными игрушками для детей, потому что они не учат ребенка творческому мышлению и не дают ему «систему игры». Готфрид решил, что нужно сделать такие наборы, из которых дети могли бы строить дома и машины и изучать с их помощью транспортное движение. Наборы из разных деталек — это был первый успешный продукт, который LEGO смогли экспортировать за рубеж. И хотя из него можно было строить отличные маленькие домики, большие конструкции разваливались, потому что между кирпичиками не было крепкого сцепления. Готфрид долго пытался найти решение этой проблемы и наконец нашел: правда, это было не его изобретение. Кубики с крепким сцеплением, которые его отец видел на промышленной выставке, придумал в 1940 году в Англии Хилари Фишер Пейдж (но ему так и не удалось развить эту идею во что-то большее). Хотя создатели LEGO явно скопировали и некоторым образом модифицировали его идею уже в 1953 году, только в 1981 году они символическим образом выкупили патент у компании Пейджа. Из-за проблем с бизнесом Хилари Фишер Пейдж покончил жизнь самоубийством в 1957 году.

Годом позже умер Оле, основатель компании LEGO, но фирма перешла к его сыну Готфриду еще раньше. Новый пожар на фабрике опять полностью уничтожил цех деревянных игрушек. Готфрид решил навсегда отказаться от этого направления в бизнесе и сосредоточиться на пластике. Это было судьбоносное решение. Компания стала стремительно развиваться: в 1961 году Готфрид построил в Биллунде аэропорт, чтобы было удобнее экспортировать игрушки в разные страны мира. Иностранные специалисты стали приезжать, чтобы смотреть отделение предприятия, в котором занимались моделированием новых наборов. В какой-то момент Готфрид решил, что «выставочную» функцию нужно отделить от производства. Так возникла идея парка Леголэнд, в котором из маленьких деталей построены огромные здания и фигуры. За первый год существования (1968) его посетили 600 000 человек. Сегодня парки Леголэнд есть в разных странах мира и пользуются невероятной популярностью как у туристов, так и у местных жителей.

12 удивительных фактов о конструкторе LEGO - слайд

28 января во всем мире празднуют День LEGO. Этот конструктор обожают и дети, и взрослые.

Отметить праздник можно по-разному: в очередной раз собрать свой любимый набор, прикупить новенький, пересмотреть все части «Лего. Фильм». Или вспомнить историю компании. В прошлом году ей исполнилось целых 88 лет.

А еще мы подготовили для вас несколько удивительных фактов о легендарном конструкторе.


История LEGO: от столярной мастерской до мирового культурного феномена

LEGO выпускает больше шин, чем компания Goodyear

Goodyear — это компания, которая производит изделия для автомобильных рынков. Несмотря на то, что почти все силы они направляют на производство шин, угнаться за LEGO им никак не удается.

Эти ребята ежегодно создают примерно 318 миллионов пластиковых шин, а это около 870 тысяч в день. Компания производит детальки 24 часа в сутки, 365 дней в году.

Кто угодно может создать свой набор

Собирайте готовые наборы или придумывайте собственные! Поклонники LEGO предлагают свои идеи на сайте. Другие фанаты голосуют за понравившиеся варианты. Если предложение собирает 10 000 лайков, то его уже рассматривают в компании и решают, возможно ли создать и продавать такой набор.

Художники используют конструктор в своих творениях

Строить башни и домики с детьми, конечно, весело. Но художники и скульпторы по всему миру используют LEGO, чтобы создавать масштабные произведения искусства. Маленькие детальки оказались удобным материалом, из которого легко построить даже фигуру человека.

Детальки из старых наборов подходят к новым


Если вы где-то раздобудете набор из 50-х годов прошлого века, не спешите убирать его на полку и хранить как сувенир. Эти детальки вы можете смешивать с новыми. Все они входят в универсальную систему, поэтому совместимы друг с другом.

Самый дорогой набор выпустили по мотивам «Звездных войн»


Набор «Сокол Тысячелетия» состоит из 7541 детали и стоит 800 долларов (примерно 59 тысяч рублей). Чтобы собрать его, придется потратить много времени и сил. Не зря он предназначен только для лиц старше 16 лет. Но кто не мечтал заполучить себе легендарный корабль Хана Соло?

Существует дом, целиком построенный из LEGO


Конечно, речь не об обычном маленьком домике, который хоть раз строили почти все дети. Это настоящий полноразмерный дом. На его строительство ушло более трех миллионов деталек. Зато в нем есть работающий туалет, горячий душ и ужасно неудобная кровать.

Самая высокая башня попала в Книгу рекордов

А вот на строительство самой высокой башни из LEGO деталей ушло меньше, примерно 500 тысяч. Зато высотой она более 36 метров. Башня даже попала в Книгу рекордов Гиннеса. Правда, это уже далеко не первая башня, заслужившая внимание. Наверняка и этот рекорд тоже скоро побьют.

Во всем мире существует огромное количество деталек

Сейчас во всем мире более 400 миллиардов деталек LEGO. Если собрать их вместе, получится башня высотой 3 839 999 километров. А это примерно в десять раз больше, чем расстояние от Земли до Луны. К тому же башня будет невероятно прочной. Одна деталька выдерживает примерно 432 килограмма. Возможно, стоит строить больше домов из них?

Внутри каждой детали есть номер

Номер внутри каждой детальки помогает узнать, с помощью какой конкретной формы ее изготовили. Если в вашем наборе окажется деталь с дефектом, номер нужно будет сообщить производителю, чтобы он проверил форму и выяснил, что же пошло не так.

Из конструктора собрали принтер Брайля

В 2014 году Шубхам Банерджи сконструировал из LEGO принтер, который переводит буквы алфавита в тактильный шрифт Брайля и распечатывает их на бумаге. Он отмечал, что конструировать принтер из LEGO очень удобно, ведь в случае поломки можно быстро заменить любую деталь. И хотя проект привлек внимание людей, никаких официальных заявлений о массовом производстве принтеров с тех пор не было.

Ваш конструктор будет существовать вечно

Наборы LEGO точно переживут нас всех. Их делают из АБС-пластика. Он начнет разлагаться только под воздействием экстремально высоких температур или огромного количества ультрафиолетового света. Сейчас в компании думают, как сделать конструктор не таким опасным для окружающей среды. Если у них ничего не получится, то и ваши потомки будут наступать на детальки, которые вы оставили им, и ругаться.

Для создания конструкций нужно совсем немного деталек

Вовсе не обязательно покупать кучу разных наборов с большим количеством деталей, чтобы создавать новые конструкции из LEGO. Математик Сорен Эйлерс разработал компьютерную программу, которая вычислила, сколько конструкций можно собрать всего из шести стандартных деталей. Барабанная дробь. Целых 915 103 765! Ладно, «Сокол Тысячелетия» соорудить не получится, но никто не мешает включить воображение и придумать что-то почти такое же интересное.

Что значит LEGO, кто его придумал и как не очень популярная игрушка стала мировым хитом? В издательстве «НЛО» в переводе Анны Ландиховой выходит сборник «Дизайн детства» — о самых важных игрушках XX века. Arzamas публикует отрывок

Крупная многонациональная корпорация, известная сегодня как LEGO, зародилась в самых скромных слоях общества — в маленьком датском городке Биллунн. В 1916 году основатель компании Оле Кирк Кристиансен управлял столярной мастерской, которая занималась обработкой дерева и выпускала простую мебель. В период Великой депрессии он занялся производством небольших предметов домашнего обихода, и в качестве побочного продукта этого производства появились деревянные игрушки. К 1934 году Кристиансен решил полностью переориентировать свой бизнес на производство игрушек и переименовать фирму в LEGO (сокращенная фраза leg godt — «играй хорошо» на датском) LEGO History Timeline: 1932–1939.
H. Wiencek. The World of LEGO Toys. New York, 1987. . Игрушки этого периода делались по устоявшимся образцам. Это были каталки, животные или машинки на веревочке, стилистически идентич­ные деревянной скандинавской игрушке. Происхождение фирмы LEGO из сто­лярного и строительного бизнеса, изделия, которые она выпускала, и даже регулярные пожары на предприятии — все это связывало компанию с давними традициями скандинавских деревянных игрушек. Здесь на первом месте стояли преемственность и мастерство, а вовсе не безоглядное новаторство, которое впоследствии станет характерной чертой имиджа LEGO Больше о традициях и мастерстве создания скандинавской игрушки см.: A. Ogata, S. Weber. Introduction // Swedish Wooden Toys. Yale University Press, 2014. .


Деревянная игрушечная утка компании LEGO. 1930-е годы © LEGO®

На примере истории происхождения компании (сегодня эту историю излагают для покупателей в разнообразной форме: на официальном сайте, в книжках, спонсированных компанией, и даже в виде короткого мультфильма) можно изучать, с какой избирательностью создаются корпоративные истории Среди типичных примеров:
LEGO Group. The Ultimate LEGO Book. New York, 1999.
D. Lipkowitz. The LEGO Book. New York, 2009.
LEGOClubTV. «The LEGO® Story». . Хотя сегодня семья Кристиансена и его фирма предстают перед нами в романтиче­ском ореоле (дизайнеры-новаторы, без устали работающие над высококаче­ственными игрушками), на самом деле первые кирпичики LEGO, выпущенные в 1949 году, были подделкой. В 1946 году вместе с приобретенным у британ­ской фирмы по производству станков аппаратом для отливки пластмассы Кристиансен получил производственные образцы продукта, который прода­вала другая британская фирма — Kiddicraft. Эти «защелкивающиеся кирпи­чики» изобрел основатель компании Хилари Пейдж. Он был детским психологом и изучал роль игры в развитии ребенка. Кристиансен немного изменил дизайн Пейджа и стал выпускать и продавать свои строительные кирпичики В 1988 году в результате тяжбы с конкури­рующим концерном Tyco палата лордов Великобритании приняла решение, что LEGO не обладает исключительными правами на изготовление кирпичиков.
См.: LEGO-Myten der Snublede // Børsen Nyhedsmagasin. June (5). 1987. В официальной истории полностью избегают упоминаний о Kiddicraft, и даже неофициаль­ные источники уклоняются от обсуждения этой темы. Здесь можно найти наиболее полную информацию, в том числе подробное обсуждение Пейджа и Kiddicraft:
J. Hughes. Brick Fetish.
Кроме того, история коротко изложена здесь: S. Herman. A Million Little Bricks: The Unofficial Illustrated History of the LEGO Phenomenon. New York, 2012.
B. Vale B., Vale R. Architecture on the Carpet: The Curious Tale of Construction Toys and the Genesis of Modern Buildings. London, 2013. .

Изобретение Пейджа тоже имело своих предшественников в мире строи­тельных игрушек. Аналогичное соединение «шип-паз» было у бельгийского конструктора из прессованной бумаги Batima (1905) и у английского рези­нового конструктора Minibrix (1935) Architecture Potentielle: Jeux de Construction de la Collection du CCA. Montreal, 1991.
B. Salter. Building Toys. Oxford, 2011. . Как писала историк архитектуры Элис Фридман, родители детей и производители стремились к тому, чтобы игрушки такого рода «не просто учили ловкости рук и умению строить, а с помощью игры формировали у детей нормы поведения, а также устремления и желания будущих граждан и потребителей» A. Friedman. Maisons de Rêve, Maisons Jouets. Montreal, 1995. . Эта же мысль появляется и в книге Пейджа 1953 года «Детский досуг в первые пять лет», где он описывает все преимущества игр с конструктором. Полагая, что игрушки главным образом «занимают» тело и ум, он настаивал на важности развития воображения и внутреннего мира ребенка. «В процессе творческой игры ребенок с каждым днем все усердней готовится к взрослой жизни, изучая ее законы и правила. Однако не менее важно, что воображаемая страна его игр — это островок спасения от тревог и разочарований реального мира» H. P. Fisher. Playtime in the First Five Years. London, 1953. . Кирпичики Пейджа и их копии, сделанные LEGO, точно соответствуют определению типичной обучающей игрушки XX века у Бригитты Эльмквист: «простые по своему строению, текстуре, форме и цвету, гендерно-нейтральные, так что подходят и девочкам, и мальчикам». Они были ориентированы скорее на развитие физи­ческой координации ребенка и, возможно, рациональных основ построй­ки, чем на свободное проявление творчества B. Almqvist. Educational Toys, Creative Toys // Toys, Play, and Child Development. Cambridge University Press, 1994. . Также немаловажно, что их модульная структура позволяла продавать небольшие дополнительные наборы. Этот маркетинговый механизм в конце XIX века был придуман немецкой фирмой Рихтера, предпринимателя, выпускавшего конструктор «Анкерные каменные кубики» (Anker-Steinbaukästen) См., например, один из наиболее исчерпы­вающих текстов о Richter’s на английском языке:
D. Hamlin. Work and Play: The Production and Consumption of Toys in Germany, 1870–1914. University of Michigan Press, 2007. .


Блокирующие строительные кубики Хилари Фишера Пейджа. 1939 год © Chas Saunter / CC BY-SA 2.0

Но хотя LEGO и позаимствовала этот отработанный ход, кубики LEGO в первые годы не приносили ей коммерческого успеха: к 1953 году на них приходилось лишь 7 % продаж фирмы J. Hughes. Brick Fetish. . В 1955 году сын Кристиансена, Готфрид, желая усовершенствовать производство и сбыт, решил пересмотреть линейку продук­ции своей фирмы. Воспользовавшись модульным принципом, лежащим в основе конструктора, он придумал новую концепцию, вроде «общей идеи» продаж и использования конструктора. Это положило начало «Системе игры» (System i Leg) LEGO, которая переместила существующие индивидуаль­ные наборы на шипованный Town Plan «План города» — конструкторский набор LEGO. В него входили кирпичики, из которых можно было построить дома, лужайки, тротуа­ры, бордюры, проезжие части и т. д. В набор также входили подходящие под кирпичики шипованные пластинки, на которые все это можно было ставить. с совместимым креплением. Теперь любой ребенок, следуя общей модернистской или функционалистской архитектурной моде, мог, словно на сетке улиц, расставлять домики на ковре у себя в детской В легендах о LEGO часто воспроизводится другой героический эпизод о своевременном разговоре Готфрида с покупателем игрушек, который стал причиной создания LEGO System.
См.: LEGO Group. Ultimate LEGO Book. New York, 1999. .

После войны среди психологов, учителей и амбициозных родителей со средним достатком начались оживленные дискуссии о школе, детской площадке и городском дизайне. В итоге сложился общественный консенсус: «благонравные» игрушки особенно важны для развития личности и умений ребенка. Послевоенную Европу охватило увлечение «хорошими» игрушками, тесно связанными с дискурсом обновления и реформирования, который сосредотачивался на дизайне детских вещей. «Хорошие» игрушки, подкреп­ленные идеей о ранимом ребенке, нуждающемся в родительском наставлении, противопоставлялись дешевым игрушкам массового производства, с которыми многие ассоциировали бесполезную новизну, материализм, хаос и насилие A. Ogata. Good Toys // Century of the Child. New York, 2012.
Также см.: A. Ogata. Designing the Creative Child. University of Minnesota Press, 2013. .

Нормативное понятие «хорошей», «настоящей» игрушки предполагало, что она искусно сделана из дерева и следует благородной традиции, но фирма LEGO намеренно вписала в этот дискурс свои пластмассовые кирпичики. Пласт­масса — долговечный и гигиеничный материал, при этом достаточно дешевый для масштабного производства. Однако в Европе середины XX века отношение к нему было противоречивым О предубеждениях покупателей относи­тельно пластмассы см.: The Plastics Age: From Modernity to Post-Modernity. London, 1990. . О материале детских игрушек писал не кто иной, как знаменитый философ Ролан Барт: он критиковал пластмассу как «непривлекательный материал, результат химии, а не природы… одновременно грязный и гигиеничный, он разрушает все удовольствие, всю сладость, всю человечность прикосновения» R. Barthes. Mythologies. New York, 1972. . В свете этого в первых маркетинговых страте­гиях LEGO видны попытки одомашнить потенциально чуждый материал с помощью приятных образов и вместе с этим разрекламировать преимущества конструктора. К примеру, в одном объявлении в датском журнале 1960 года говорилось: «Какое удовольствие видеть детей, играющих в LEGO: эта игра вдохновляет и успокаивает. Дети учатся браться за сложные задачи и решать их вместе» «Det er en fornøjelse at se børnene lege med LEGO — for LEGO-legen er rolig og udviklende. Børnene lærer at give sig i kast med store opgaver og løse dem i fællesskab».
Объявление цит. по: J. Hughes. Brick Fetish
Перевод автора. . На рекламной картинке изображены мальчик и девочка, которые играют на полу с Town Plan. За ними наблюдает мать, сидящая в стильном модерновом кресле с деревянной спинкой, с вязанием в руках.


Реклама LEGO в газете Saturday Evening Post. 1962 год © Издательский дом «Новое литературное обозрение»

В конце 1950-х и в 1960-е успех компании за рубежом продолжал расти. Тем временем в ее дизайне активно разрабатывалась тема благонравной сканди­навской идентичности. Постепенно LEGO стала выходить на новые рынки: сначала в Европу (масштабный прорыв в Германию случился в 1956 году), а затем, в начале 1960-х годов, в Северную Америку. Для этого LEGO исполь­зовала лицензионное соглашение с фирмой Samsonite, которая в 1962 году впервые представила на Нью-Йоркской ярмарке игрушек увеличенную версию Town Plan Lego System by Samsonite Unveiled at This Month’s Show // Playthings. March 1962.
Также см.: LEGO History Timeline. . До 1972 года, пока LEGO не начала сама контролировать распро­странение своей продукции в Северной Америке, фирма Samsonite в рекламе конструктора привычно продвигала идею естественности игры в кубики и сообщала, что из абстрактных кирпичиков можно сделать множество разных объектов. Это ставило LEGO в один ряд с другими творческими игрушками для разборчивого среднего класса США. По наблюдению историка дизайна Эми Огаты, в Америке в условиях политической напряженности времен холодной войны дизайн и образование были тесно связаны с понятием творчества, которое стало оплотом демократических ценностей и двигателем научного соревнования A. Ogata. Designing the Creative Child. University of Minnesota Press, 2013. .

Творческие игрушки занимают видное место в дискурсе не только детского образования и психологии, но и творческих профессий. В апрельском номере журнала Progressive Architecture за 1966 год Эллен Перри в статье об архитек­турных игрушках задалась вопросом, «какое влияние они оказывают на буду­щих создателей и потребителей архитектуры. Эффективно ли они развивают творческие способности в эти важные, восприимчивые годы, независимо от того, какая профессия ждет ребенка?» E. Perry. The Child at Play in the World of Form // Progressive Architecture 47. April 1966. И хотя большинство заявлений индустрии Перри воспринимает скептически, все же она исходит из представ­ления, что игрушки должны влиять на образование ребенка и на его способ­ность к творчеству, и настаивает на серьезной ответственности, лежащей на детских дизайнерах в послевоенный период. Проникнувшись идеями модернистов, Перри расхваливает абстрактные игрушки, из которых можно построить все что угодно (именно так в кратком каталоге статьи был охарак­теризован конструктор LEGO). Она заявляет: «Слишком много игрушек создано дизайнерами, обуздавшими свое воображение и направившими его в погоню за буквальностью, которую догнать невозможно. Последнее, что нужно ребенку в игрушке, — чтобы она была предельно точной». Вся эта критика касалась распространенных на рынке конструкторов, воспроизво­дящих конкретные архитектурные стили, в том числе историзированные Там же. .


Набор LEGO «Замок». 1978 год © Издательский дом «Новое литературное обозрение»

Пожалуй, связь между LEGO и широким послевоенным дискурсом «хороших игрушек» яснее всего демонстрируют десять принципов игры, которые в 1962 году установил Кристиансен. Он сделал их частью философии и политики компании:

1. Неограниченные возможности игры.
2. Для мальчиков и девочек.
3. Для всех возрастов.
4. Игра круглый год.
5. Здоровая спокойная игра.
6. Длинная игра на много часов.
7. Развитие, воображение, творчество.
8. Чем больше LEGO, тем интересней.
9. Доступны дополнительные наборы.
10. Качество — в каждой детали Эти принципы часто звучат и в корпоративной литературе, и в комментариях сторонних экспертов. См.: H. Wiencek. World of LEGO Toys. New York, 1987. .

Хотя эти принципы выдвигают на первый план детский игровой опыт и фор­мулируют его в обобщенных жизнеутверждающих выражениях, в них все равно обнаруживается главный рекламный мотив LEGO: компания удачно для себя связывает игровой потенциал конструктора с тем, сколько наборов вы купили. Таким образом, компания открыто объявила творчество и воображение своими ключевыми ценностями, определяющими корпоративный кодекс, что позво­лило рекламировать LEGO как «мирную» и более созидательную альтернативу другим игрушкам. LEGO превратило эти ценности в двигатель прибыльной стратегии, в русле которой и стал в дальнейшем развиваться дизайн конструктора.

Читайте также: