Что такое лего классы

Обновлено: 25.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Применение Лего- технологий в начальной школе

В последние годы в российском образовании все более популярным становится лего-конструирование. На сегодняшний день многие образовательные организации перешли на активное использование лего-наборов в образовании.

Многие практики лего-конструирования рассматривают данную образовательную область как инновационную технологию педагогики, направленную на то, чтобы приобщить учащихся к инженерному творчеству, формированию умений программирования, конструирования и моделирования.

Одним из приоритетных направлений воспитания младших школьников является техническое и инженерное творчества, в котором лего-конструированию выделяется особое место, так как оно обладает большим воспитательным потенциалом. Особое значение введения образовательной робототехники в школе является дефицит квалифицированных педагогических кадров, имеющих способности к преподаванию лего-конструирования.

Содержание ФГОС НОО в сфере образовательной деятельности «Робототехника»

Важнейшей инновационной технологией, которую в настоящее время начинают активно применять в учебном процессе, является лего-конструирование – это образовательная технология, базирующаяся на использовании в учебном процессе лего-конструкторов. Современные лего-конструкторы знакомят детей не только с начальным моделированием технического характера, но и формируют навыки компьютерной грамотности при дальнейшем создании программы для модели-робота.

С 1 января 2010 года в силу вступил новый ФГОС НОО, в основе которого лежит системно-деятельностный подход. ФГОС НОО акцентирует внимание на формирование у обучающихся универсальных учебных действий (УУД), которые определяются как способности ученика к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного приобретения нового опыта. В связи с переходом на ФГОС НОО каждый педагог пересматривает методику обучения, старается найти приемы и средства, дающие возможность формировать УУД учащихся: регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Лего-конструирование является межпредметной наукой, в которой происходит синтез таких наук, как: физика, математика и информатика, а также окружающий мир и предметов художественно-эстетического характера в зависимости от образовательных целей и задач.

Применение лего-конструкторов на уроках или в виде внеурочной деятельности дает возможность сформировать у учащихся целостную картину мира, познакомить их с эволюционными тенденциями современной науки в различных сферах. Занятия по лего-конструированию включают деятельность учащихся по постановке целей, планированию, проектированию, анализу и корректировке результата. Каждое занятие должно быть направлено на получение конечного продукта интеллектуальной деятельности ученика и предполагает командную работу по реализации проекта. Все перечисленные действия определяются ФГОС НОО как УУД учащихся.

Таким образом, лего-конструирование является эффективным и доступным для педагогов средством обучения, дающим возможность для реализации задач образования на современном этапе.

Работа детей с лего-конструкторами дает возможность сформировать навыки деятельности в области программирования, обмена информацией, развитию инновационного мышления, формированию умения вытраивать алгоритмы своей деятельности, умения планировать и прогнозировать учебную деятельность.

Работа с лего-конструкторами формирует навыки технического планирования и конструирования, развивает коммуникационные и поведенческие навыки, социализирует и дисциплинирует ребенка.

Все описанное выше должно помочь сформировать у детей информационную компетентность, использовать полученные знания при изучении многих школьных предметов, создать в урочной и внеурочной деятельности развивающую образовательную среду, которая поспособствует повышению социализирующего потенциала и качества знаний учащихся младших классов.

Описанные мероприятия должны способствовать освоению и соблюдению норм общения, поведения, общепринятых ценностей человеческого общества, созданию положительной мотивации и стремления к успеху, творчеству.

Привлечение детей младшего школьного возраста к исследованиям в области лего-конструирования, обмену технической информацией и начальными инженерными знаниями, развитию новых научно-технических идей даст возможность создать такие условия, которые будут повышать качество образования за счет использования в образовательном процессе новых педагогических подходов и применение новых коммуникационных и информационных технологий. Понимание феномена технологии, знание законов техники, позволит детям соответствовать запросам времени, а также повысит социализирующий потенциал младшего школьника.

Таким образом, лего-конструирование занимает все большее пространство в образовательном процессе начальной школы. В лего-конструкторы играют и девочки, и мальчики из-за большого арсенала конструкторов лего. Раньше лего-наборы представляли собой обычные разноцветные конструкторы, состоящие из кирпичиков одинакового размера. На сегодняшний день, лего-наборы представляют собой конструкторы для формирования и развития мыслительных навыков, чувства пространственности, мышления творческого формата и т.д.

Сегодня в ассортименте лего-наборов есть и простые наборы по моделированию и постройке домиков, автозаправок, самолетиков и машинок, а есть наборы посложнее, например, лего-набор для строительства движущейся нефтяной вышки, светящегося замка для гоблина, железной дороги с самодвижущимися вагончиками.

Эффективность лего-конструирования обусловлена следующими факторами: развивает пространственное и творческое мышление, воображение, формирует основы для изучения таких предметов, как математика, физика, механика, робототехника.

Для занятий лего-конструированием рабочую площадь необходимо зонировать на 4 зоны:

1. Стеллажи и ящики для хранения дего-наборов.

2. Выставочная зона

4. Зона для обыгрывания.

Успешность обучения зависит от подготовленности педагогов к работе с новыми инновационными технологиями, таким образом, необходимо разработать систему подготовки кадров к работе с лего-наборами.

Развивающие возможности лего-технологий

Среди развивающих технологий лего-конструирование занимает особенное место. Для ребенка младшего школьного возраста лего-конструирование является отличным средством развития и обучения. Посредством лего-конструирования эффективно реализуются задачи:

- развития мелкой моторики;

- развитие познавательного интереса.

Рассмотрим их более подробно.

Развитие мелкой моторики

Самая очевидная польза для физического развития ребёнка, когда он конструирует с помощью лего, это развитие мелкой моторики. Мелкая моторика отвечает за движение мелких мышц. Когда ребёнок манипулирует деталями конструктора Лего, он развивает координацию мелких мышц в пальцах и руках. Развитие способности следовать инструкциям также преимущество конструирования с Лего. Многие наборы Лего идут с пошаговыми инструкциями, которым ребёнок должен следовать, чтобы выполнить поставленную задачу.

Лего-конструирование является эффективным средством в развитии речи младших школьников.

В процессе -конструирования дети младшего школьного возраста дети обучаются описыванию созданных моделей по алгоритму, придумывают загадки и стихотворения, пишут сочинения-миниатюры к моделям.

Одним из современных средств, способных помочь решить проблемы развития речевой активности дошкольников, освоения ими речетворческой деятельности, может быть использование конструкторов «ЛЕГО».

В качестве одного из направлений развития речи в процессе лего-конструирования можно вести лего-энциклопедию, в которой хранятся лучшие описания моделей, придуманные в процессе их создания.

Конструкторы «ЛЕГО» могут быть разными, а их роль в развитии речи ребенка-дошкольника очень велика.

Для связной красочной речи детей младшего школьного возраста в процессе работы с лего-конструкторами педагогу важно использовать в речи стихи и песни для более яркого восприятия художественного слова.

С лего легче все узнать,

С лего легче рассказать!

В коробке спать устали!

На уроке строим мы!

Все для нашей детворы!

И машинки, и паром!

И домики, и перрон!

Учителю в процессе лего-конструирования необходимо наблюдать за деятельностью младших школьников, задавать им сложные вопросы, требующие вдумчивого и развернутого ответа, уточнять их представления, развивать инициативную речь.

Алгоритм речевого развития детей младшего школьного возраста:

1. Знакомство с инструкцией и лего-набором.

2. Предложить учащимся назвать детали лего-конструктора.

3. Знакомство с методами соединения деталей лего.

4. Запись в лего-словарик названий деталей. На этом этапе необходимо задавать наводящие вопросы: «На что похожа данная деталь?», «Что из нее можно сделать?».

5. Поэтапный показ образца модели.

6. Проведение пальчиковой гимнастики перед выполнением конструирования модели.

7. Конструирование с комментированием.

8. Анализ сходства выполненной модели с образцом.

9. Обыгрывание созданной модели.

Обычно дети младшего школьного возраста с удовольствием описывают получившуюся модель, придумывают к ней сказки и загадки.

В процессе конструирования возникают речевые ситуации, дающие возможность активизации основных мыслительных процессов ребенка, расширению словарного запаса, формированию монологической и диалогической речи, грамматической и связной речи, развитию навыков коммуникации, умению в обобщении.

Для развития речи в процессе лего-конструирования целесообразно проводить дидактические игры, среди которых наиболее эффективными являются следующие:

- для развития коммуникативных функций подходит игра «Чудесный мешочек»;

- для развития звукопроизносительных навыков хороши такие игры, как «Чудо-Дерево», «Веселый поезд», «Лего-лого-азбука», «Грамматический футбол», «Домик для Леры и Ролана», «Парные звуки»;

- для формирования навыков звукового анализа слова подходят игры: «Выложи кубиками схему слова», «Крототигр», «Котопес».

- для отработки морфем подходят игры: «Что сначала?», «Найди корень среди кубиков»;

- для формирования представлений о глаголах, существительных, наречий, предлогов и прилагательных используют игры: «Транспорт», «Насекомые», «Деревня», «Путешествие в страну Незнайку» и др.;

- для развития описательного повествования подходят игры: «Специальный транспорт», «Моя семья», «Мальчики и девочки», «Моя отчизна». Например, при организации конструирования на тему «Специальный транспорт» учащиеся узнают о разных видах специального транспорта. Младшим школьникам предлагается инструкция по созданию машин «Скорой помощи», «Полиции» и др. Необходимо обращать внимание детей на строение и цвет машины, верное соединение деталей лего.

Таким образом, с помощью лего-конструирования у детей младшего школьного возраста происходит развитие и обогащение словаря, расширение кругозора, формирование связной речи и т.д. Создание описательного рассказа не по картинке, а по реальному образцу, модели способствует осознанию сюжета, его более глубокому представлению, развертыванию.

Для стимуляции речевой деятельности, детям необходимо уметь действовать по плану, проговаривая для себя последовательность действий по следующему алгоритму:

1. Что я делаю сейчас?

2. Что я хочу сделать в дальнейшем?

3. Как я буду это делать?

4. К какому результату я хочу прийти?

Таким образом, в ходе действий по данному алгоритму, дети получают коммуникативные навыки, развитие ролевого общения, учатся взаимодействовать друг с другом.

Элементы лего-конструирования можно вводить практически во всех режимные моменты: на продленке, на уроке, в свободной деятельности, в качестве факультативных форм деятельности, в деятельности лого-пункта и т.д.

Развитие мыслительных процессов

Лего-конструирование требует организации сложной мыслительной деятельности.

Необходимо подчеркнуть, что развитие способностей конструирования активизируют мыслительные процессы младшего школьника, порождают интерес к новому инженерно-творческому мышлению поставленных задач, к изобретательности и самостоятельности. Конструирование развивает в учащихся инициативность, стремление к поиску, формирует волевые качества. Именно поэтому, важнейшим требованием к деятельности конструкторского характера является творческий характер во взаимодействии младших школьников и педагогов, оптимальный уровень сложности в конструирование постройки, положительная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончанию выполнения задания.

Если деятельность младшего школьника носит творческий, не рутинный характер, то она постоянно заставляет его мыслить и становится фактором развития его мышления.

Любая деятельности по собиранию, ломанию, строительству является отличной тренировочной базой для развития логики и интеллекта.

Работа с лего-конструктором дает возможность для развития внимания детей младшего школьного возраста. Ведь для сборки модели необходимо внимательное изучение инструкции по сборке. При допущении ошибок при сборке, возникает необходимость переделки модели.

Развитие познавательного интереса

Конструирование - это вид продуктивной деятельности, развивающий познавательный интерес. Успешность деятельности зависит от уровня развития мышления и восприятия ребенка. Конструирование дает возможность дать знания о многих физических явлениях, познакомить с основами действия некоторых механизмов, устанавливать взаимосвязи между действиями предметов и явлений и их конечным результатом. Чтобы построить конструкцию, необходимо уметь обследовать объект, разделить его на составные части - детали, оценить их размер, пространственное расположение, заменить одни детали другими в случае необходимости. Также для успешности конструирования нужно уметь представлять будущий предмет в целом - со всех ракурсов, спереди, сбоку; особенно представить невидимые детали. На занятиях по лего-конструированию при решении практических задач и поиска решений обучающиеся осваивают понятие равновесие, её оптимальной формы, прочности, устойчивости и подвижности. Знания и умения закрепляют в проектной деятельности.

В непринужденной форме, подбирая детали, младшие школьники закрепляют полученные знания и понятия, учатся сравнивать, анализировать, работать. Лего-конструирование учит планировать свою деятельность, исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, находить решения и реализовывать их, расширяет технический и математический словари. Лего формирует навыки командной работы, стимулирует творческие начинания, учит детей радоваться достигнутым успехам своим и успехам своих сверстников. А если ребенок легко справляется с решением логических и технических задач лего-конструирования, то и любая жизненная задача будет ему по плечу. Любую проблему он без труда сможет правильно разбить на задачи, решить их постепенно одну за одной и получить нужный результат.

На занятиях конструированием ребенок превращается в творца. Однако творит он не как художник, а как архитектор (генерирует идеи и замыслы, фантазирует и строит планы) и строитель (собственноручно участвует в воплощении в жизнь своих фантазий). Эта стыковка теории и практики очень важна с точки зрения эмоционального развития (младший школьник учится совершать и исправлять ошибки, быть более внимательным к деталям, основательно прорабатывать замыслы на этапе черновика), к тому же она познавательна и позволяет маленькому человеку интуитивно нащупать путь к развитию собственных склонностей и интересов.

Работа с детьми младшего школьного возраста с лего-конструкторами происходит в игровой форме, что способствует воспитанию соревновательного характера личности ребенка, формированию у него положительного настроя к учебной деятельности. Развитие инженерного мышления в процессе конструирования создает основы для формирования у ребенка установок к изучению основ физики, математики, программирования, логического анализа, что даст широкий простор для изучения данных предметов в будущем.

Таким образом, лего-конструирование в условиях ФГОС НОО является актуальной технологией, так как:

- дает возможность осуществления интеграции образовательных областей;

- позволяет учителю объединять игру с экспериментально-исследовательской деятельностью.

- дает возможность учителю сочетать образование, воспитание и развитие детей младшего школьного возраста в режиме игровой деятельности (обучение в игре);

- дает возможность формированию познавательной активности, становлению сознания; развитию воображения и творческой активности; коммуникативному взаимодействию.


Использование конструктора «Лего» на уроках в начальной школе - новый тренд в организации учебного процесса, способствующий развитию умственных и физических способностей ребенка. Вместе с тем не пропадает желание учиться, лучше усваивается материал.


О том, как именно это работает, «АиФ» рассказала учитель начальных классов высшей категории с 13-летним стажем СШ №141 г. Минска Елена ВОЛКОВА.

- Ребенку всегда сложно перестраиваться с детского сада на школу. Очень важно, чтобы он видел что-то привычное, и в данном случае это игра, ведь все в детстве собирают конструктор. Благодаря игре в «Лего» период адаптации стал проходить значительно легче и быстрее. Поскольку детали конструктора разноцветные, их легко классифицировать, сравнивать, производить различные арифметические действия. Большое преимущество - в том, что данную модель обучения можно применять на любых этапах урока.

Мелкая моторика

И в обычных классах, и в классах с использованием лего-технологий решаются одни и те же задачи. Это обычный класс, который «идет» по стандартной школьной программе, но лего-уроки проходят на одном дыхании, интереснее, ярче.

На первом этапе дети воспринимают «Лего» как игрушку, но уже спустя несколько занятий начинают относиться к конструктору как к тем же счетным палочкам. Еще одна важная вещь - ребенок становится более самостоятельным, ведь для того, чтобы в следующий раз выполнить задание, необходимо все детали разложить по своим местам.

У каждого ученика есть личный контейнер, где находятся определенное число деталей разного цвета и размера и полотно, на которое крепятся кирпичики. Когда выполнена поставленная задача, конструктор убирается с полотна и кладется на место.

В ходе игры развивается мелкая моторика, это хорошо сказывается и на почерке.


Использование на уроках

Урок письма. При помощи «Лего» ребенок может выкладывать букву или цифру. Учитель следит, насколько точно ученик запомнил, из каких частей состоит знак. При помощи конструктора на полотне можно выложить схему предложения, из скольких слов оно состоит, где используются большие буквы (кирпичик ставится вертикально), а где - маленькие (горизонтально). Также можно определить, сколько слогов в слове и из каких звуков оно состоит (например, кирпичик красного цвета обозначает гласный и т. д.).

Урок математики. Здесь использование конструктора очень помогает при изучении состава числа. К примеру, число семь - это пять красных и два синих кирпичика.

Урок чтения. Конструктор можно использовать при ответах на вопросы учителя о произведении и в ходе тестирования. Учитель задает вопрос, а дети в качестве ответа используют детали конструктора по цветам (зеленый - «верно», красный - «неверно»).

- На уроках необходимо проводить физкультминутки, включая гимнастику для пальчиков. Несомненно, благодаря «Лего» у ребенка развиваются умственные и физические способности, внимание, память, речь (ведь мало просто показать кирпичики, нужно и рассказать, почему выбирается та или иная деталь). Дети начинают строить распространенные предложения, речь становится более связной. Налаживается и контакт со сверстниками, дети учатся работать в парах. И самое главное - внимание ребенка постоянно переключается, эта методика позволяет удержать внимание на протяжении всего образовательного процесса.


Комментарий психолога Анны ГНЕДЬКО:


- Благодаря позитивным эмоциям, связанным с игрой в «Лего», обучение и развитие детей протекают легко и непринужденно. Перебирая мелкие детали, скрепляя и разбирая их, ребёнок не только развивает мелкую моторику, которая тесно связана с развитием речи, но и начинает самостоятельно креативно мыслить. Благодаря конструктору у школьника развиваются усидчивость и терпение.

«Лего» - это конструктор, который представляет собой набор деталей для сборки разных предметов. Наборы «Лего» выпускает компания LEGO Group, основанная еще в 1932 году. Название выглядит и звучит как лат. и итал. «Lego», что в переводе значит «собираю». Основной продукт компании - разноцветные пластмассовые кирпичики и маленькие фигурки.

В прошлом году в школе на Неманской открылись два первых лего-класса. И уже сейчас можно оценить их эффективность.

лего-класс

Обычный класс, обычные дети, разве что мальчиков больше, чем в большинстве других классов. На первый взгляд лего-класс ничем не отличается от других в Минске. Но вот на столах у них стоят ящички с конструктором, и каждый урок дети достают его, чтобы выполнить увлекательные и сложные задания учителя.

Ольга Николаевна Бородина, учитель 1 «Ж» класса средней школы №42, делится своими впечатлениями от работы с конструктором:

«Лего открывает большие возможности, мы же все равно всегда все выкладывали – карточки, счетные палочки, но материал разлетался по всему классу, проверяя, приходилось бегать между рядами, на это уходит много времени.

лего-класс

С конструктором же намного лучше можно наладить обратную связь, сразу увидеть результат работы всех детей, оценить, похвалить.

Ребята постоянно включены в процесс, не приходится долго ждать, чтобы им уделили внимание. Все в работе».

Действительно, на уроке задание выполняют все, процесс томительного ожидания сведен к минимуму, а ведь именно это больше всего угнетает первоклашек. Каждому хочется внимания, чтобы он выполнил задание и сейчас же получил похвалу, но когда детей много, это становится невозможным.

лего-класс

лего-класс

А задания с лего можно выполнять одновременно всем классом. Да еще и проверять всех можно практически сразу. Дети справляются с задачей и поднимают свою доску. Учитель видит результат. Все просто.

«Они и запоминают все намного лучше, понимают. Получается дать больше на уроке, глубже разобраться с материалом», – рассказывает Ольга Николаевна.

Кажется, как же нужно организовать процесс, чтобы дети успевали делать много заданий за 35 минут? Но учитель 1 «Ж» с задачей справляется с блеском.

лего-класс

Дети моментально перестраиваются, самостоятельно и быстро находят нужный материал, а потом аккуратно, но практически мгновенно разбирают собранные схемы на доске. Свой конструктор каждый поддерживает в порядке, ведь, если не сложить аккуратно, потом не успеешь найти нужные детали для следующего задания.

И, думается, что это еще один важный момент обучения: дети учатся пространственному мышлению, развивают внимание, память, учатся сортировать.

Потому применять материал в работе Ольга Николаевна училась на семинарах, которые проводят учителя, уже работающие с лего в образовательном процессе. Многое находится в интернете.

лего-класс

лего-класс

«Что-то и сама придумываю. А еще бывает, что веду урок и понимаю, что здесь чудесно можно использовать лего! И включаю задание вне плана», – делится своим опытом учитель.

Такая подготовка к урокам требует от учителя больше времени, а еще креативности, творческого подхода, но Ольгу Николаевну это только вдохновляет. Тем более что результат этой работы она видит на своих учениках.

На чтении дети выкладывают буквы, определяют и выставляют звуки кубиками, «шифруют» слова с помощью конструктора.

На уроке «Человек и мир» создают свои проекты, выкладывают картинки. Проявляют мастерство конструирования и на трудах, и на рисовании. Даже на письме находится применение лего – схемы предложений, правила – все можно отражать на доске.

лего-класс

лего-класс

«Мы ведь с детьми должны обязательно делать гимнастику для рук, когда пишем, а лучше конструктора, наверное, что-то трудно придумать. Пальчики очень хорошо разминаются, развивается мелкая моторика. Дети все в принципе достаточно хорошо пишут в нашем классе», – находит все новые и новые плюсы такого обучения Ольга Николаевна.

В классе собрались любители легоконструирования, но учительница считает, что такой метод подходит любым детям. Конструктор – материал для обучения, как в других классах счетные палочки, например. Но вряд ли детей подбирают по любви к счетным палочкам. Так что использовать лего можно и с теми ребятами, кто никогда не увлекался конструированием.

Приносят даже готовые проекты из лего по темам, которые изучают в классе. А вот на уроках не играют, работа идет строго по делу, иначе есть риск не успеть, баловаться некогда.

лего-класс

лего-класс

Лего-классы были открыты в школе в этом учебном году впервые. Перед открытием направления Ольга Николаевна приняла участие в семинаре, познакомилась с новой методикой. И уже в 2017 году был объявлен набор в первый лего-класс.

Эта идея вызвала живой интерес у родителей будущих первоклассников, пришлось открывать целых два класса, чтобы вместить всех желающих.

Родители были готовы и к покупке не самого дешевого материала: наборы лего для каждого ученика обошлись в 65 рублей.

Но этого конструктора хватит на весь период обучения в начальной школе, ведь деталей очень много, и пока даже не все используется. Но Ольга Николаевна уверена, что пригодятся все детали, ведь в 2-4 классах открываются новые, еще более увлекательные возможности для применения конструктора.

Дети же, в свою очередь, очень рады, что им довелось учиться в лего-классе. Они не устают перечислять, что им нравится: составлять слова, проверять ошибки, делать картинки, считать, строить геометрические фигуры, схемы, разбирать слова, делать проекты.

лего-класс

Ребята радостно отмечают, что все это и многое другое делать на лего намного легче и понятнее, что такая работа – это творчество и развитие, и просто круто! Так что заметен искренний и живой интерес. А еще мы отметили, что дети не устают от такой деятельности, время пролетело мгновенно, а столько всего успели сделать.

«Когда дети только пришли в 1 класс, их трудно было удержать на месте, ведь бывшие дошколята еще с трудом включались в учебный процесс. А еще почти все мальчики! И тут мне помог конструктор. Я давала ребятам задания на внимательность, ориентацию в пространстве, изучение цвета, они успокаивались и следили за заданиями, старались выполнить правильно, а для этого требовалось спокойно сидеть и внимательно слушать.

В общем, возможностей у этого материала очень много», – не устает радоваться новому методу работы Ольга Николаевна.

лего-класс

Скоро новые первоклассники придут с 42-ую школу. Будут ли снова организованы классы лего, в администрации пока затрудняются ответить, ведь здесь подключается еще и финансовый вопрос – с самого начала года от родителей потребуются достаточно большие вложения в материалы для уроков.

Но, судя по тем результатам, которые есть в существующих конструкторских классах, эксперимент того стоит.


Lego Serious Play или, сокращённо, LSP — это необычный и пока еще не очень распространённый метод игрового моделирования (или – фасилитации). Не запутано начали? Тогда продолжим и, обещаем – ничего сложного в этом нет.

Разберёмся для начала с тем, что такое «фасилитация».
Говоря простым и понятным языком, «фасилитация» – это организация и проведение эффективных встреч, где критерием эффективности является достижение поставленной цели встречи в определённые для этой встречи сроки. Например, если мы организуем двухчасовое планирование итерации, фасилитатор следит, чтобы команда не отвлекалась на смежные темы и не уходила слишком глубоко в детализацию, чтобы через 2 часа у нас появился готовый и качественный план. Причём качество плана подразумевает вовлечённость в процесс всех участников встречи

Теперь вернёмся к тому, с чего начали – Lego Serious Play.

Основная цель данного метода – стимулировать принятие нестандартных решений, визуализации их с помощью деталей конструктора Lego в ходе сессий различной продолжительности, длительность которых зависит от сложности масштабности темы встречи и глубины её проработки.

В ScrumTrek этот метод был недавно опробован, в том числе, для выработки бизнес-стратегии на следующий календарный год (серьезная вещь), так что мы, буквально, из первых уст расскажем о том, что это за зверь, и как выглядит.


Но сначала немного истории: Йохан Рус и Барт Виктор (к моменту создания метода оба были профессорами в швейцарском «Международном Институте Управленческого Развития» – IMD) придумали концепт «серьезной игры в Lego» в середине 90-х годов с одной основной целью – стимулировать управляющий персонал к описанию, созданию и реализации собственных взглядов на стиль и стратегию ведения бизнеса.

Первый опыт применения и проверки концепции был осуществлён создателями (уже упомянутыми Русом и Виктором) с командами управляющих в таких компаниях, как Tetra Pak, Hydro Aluminium и TFL, дополнительно – в университете IMD (для трёхсот сотрудников самой Lego). Было выпущено три научных публикации: в 1998 году в научном журнале университета IMD вышла первая статья «В поисках оригинальных стратегий: как насчёт серьезной игры?», в 1999 – «Двигаясь к моделям создания стратегии на базе серьезной игры», опубликованной в «Европейском Журнале Менеджмента» и, наконец, отраслевой журнал Long-Range Planning опубликовал наиболее популярную статью Мэтта Статлера «Серьезные игры со стратегией».

Забавный факт – Къелд Кирк Кристиансен, создатель конструктора и оригинальный владелец компании Lego, поначалу отнёсся к данной идее со скепсисом, но так как Русу и Виктору удалось быстро доказать применимость модели на практике, г-н Кристиансен первым настоял на применении методов Serious Play в Lego (в самой компании, да).

Сегодня, спустя достаточно лет, Lego Serious Play – это лицензированная методика бизнес-консультации, используемая не только самой Lego, официально в его эффективности признаются Daimler Chrysler, SABMiller, Orange, Nokia, наконец, государственные организации так же берут LSP на вооружение (например, Главное патентное бюро Дании). Не так давно в Lego осознали, что развитие метода в закрытом сообществе идёт крайне медленно и лицензировала методику под Creative Commons, поэтому теперь можно говорить смело, что LSP принадлежит всем.

Закончим с историей и расскажем подробнее про сам метод, состоящий из трёх краеугольных понятий:

«Игра» – это процесс, лимитированный правилами и добровольным участием, задействующим воображение участника. Игра так же регулируется договорённостями между её участниками.

Конструкционизм

Идеи, основанные на трудах Сеймура Паперта, который утверждал что люди лучше всего учатся в процессе вовлечения в игру в процессе создания какого-то продукта, «внешнего» для них самих: замка из песка, машины или компьютерной программы.

Воображение

В течение всей истории человечества термину «воображение» давалось множество трактовок и объяснений, интерпретации которых были тесно связаны с тем языком, на котором «шла речь». В LSP «воображению» присваивается следующая роль: описывать что-либо, создавать, мотивировать к созданию.

Итак, резюмируем самые главные составляющие части Lego Serious Play.

Метод помогает структурировать: мышление, диалог и совместную выработку решений.

3-D модели из элементов конструктора Lego – это основа для: группового обсуждения, обмена знаниями и опытом, принятия решений.

Главные особенности метода:

  1. Полное вовлечение (каждый строит модели);
  2. Самовыражение (высказывается каждый);
  3. Невозможность не участвовать (что очень важно – «слиться» не получится).

Короткие сессии (3-8 часов) используются в первую очередь, для командообразования, решения конкретной проблемы, создания общего видения и раскрытия креативного мышления.

Lego Serious Play декларирует следующие пресуппозиции: каждый участник – эксперт, каждый должен высказаться и дать обратную связь другому участнику, никто не может критиковать или пытаться оценивать модели. Это самый натуральный диалог, способствующий нестандартному мышлению, где в качестве фиксирующих объектов – модели из конструктора, собираемые каждым участником по отдельности в ходе «серьезной игры».

Наш тренер – Денис Тучин, ответил на несколько вопросов касательно использования Lego Serious Play.

— Денис, что такое LSP?

Lego Serious Play, по-большому счёту, это метод фасилитации с парой прикольных моментов:
1. Стопроцентное вовлечение всех участников совещания;
2. Так как работа тактильная (руками), то фантазия работает на полную при помощи тех участков нашего головного мозга, которые не задействованы только в ходе вербальной речи.

— А можешь ли ты чуть-чуть подробнее рассказать об этом?

Во-первых, проводить LSP нельзя “как угодно” и вести серьезную игру не может “кто угодно”. Человек должен хорошо понимать, какую цель он преследует в каждой конкретной игре.

Начинается всё с упражнения, которое называется “на выработку навыка” – оно не привязано ни к какой конкретной задаче, оно лишь демонстрирует работу метода (пример ниже).

Построение модели – это построение метафоры, ни в коем случае, не полной копии. Во-первых потому, что у разных людей копии могут сильно отличаться, поэтому мы сразу же объясняем, что стремиться к идентичности реального мира не нужно – достаточно лишь понятного образа.

Приведём простой пример – «Утка». Все знают, как выглядит утка? Которая птица. Скорее всего да. Теперь представьте, что у вас есть конструктор Lego.

  1. Постройте утку из 10 деталей
  2. Объясните другим участникам, почему ваша модель – утка.
  3. А теперь уберите 5 деталей так, чтобы модель осталась уткой.


  • Если вы не можете найти нужную деталь – представьте, что она у вас есть
  • Не проводите совещание (в том числе с самим собой), ДЕЛАЙТЕ!
  • Ваша модель – ваши суждения и только вы знаете, что они означают (утка и суждения о ней)
  • Слушайте глазами – наблюдайте
  • Получайте удовольствие

— А как решаются настоящие, прикладные, задачи в LSP?

  1. Задание на сбор модели от тренера
  2. Сборка модели (индивидуально или в группе)
  3. Объяснение модели
  4. Вопросы

Так как даётся ограниченное время на создание моделей и продумать модель, а потом строить невозможно, нужно сразу делать. Участник сначала строит, а в момент объяснения – осознаёт и интерпретирует что же его правое полушарие имело в виду. Тут рождается наибольшее число инсайтов.

Впрочем, Lego Serious Play сразу же говорит, что лучше строить, чем рассуждать. То есть не нужно обдумывать, какие детали вам нужны для постройки модели – нужно брать имеющиеся и строить.

При построении личных моделей всплывает огромное количество моментов из области “психотерапии”, о чём нельзя забывать, играя, например, с коллегами.


— Чему была посвящена ваша игра с коллегами?

Мы строили модель работы компании в следующем, 2016, году.
Всё началось с модели себя самого: “Изобразить себя и свой путь в компанию”.
После этого необходимо было изобразить саму компанию “как я вижу её сегодня”.
Наконец, третья модель – групповая, ставила целью то же, что и вторая – “компания в настоящий момент”, но сама метафора строилась коллективно, параллельно двумя командами (все сотрудники нашли себе в них место).
Четвертая модель – это “компания в 2016 году”, строилась опять индивидуально. И пятая – то же самое, но в группе.

Думаю, вы можете представить себе, сколько различной информации мы вынесли из этого. В первую очередь, разница между “сегодня” и “в конце следующего года” несёт весь тот объем данных, что вам необходим для планирования работы и мотивации сотрудников.

Еще мы строили модели “препятствий”, которые могут помешать нам оказаться там, где мы хотим, в конце следующего года – это тоже безумно интересно. Одна группа построила “препятствия” на текущей модели, то есть это текущие задачи/проблемы и сложности, а другая группа – отдельно от модели, то есть это некоторые глобальные задачи и трудности, которые необходимо решать.

Мы также построили модель того, что нужно для преодоления этих препятствия (да, игра комплексная), и вот здесь произошло интересное: команды, строившие модели “в” или “отдельно” от задач компании, способы решения построили противоположно – то есть модели решения “отделённых” проблем выглядели как часть компании, а модели решения “соединённых” (с деятельностью компании) проблем, выглядели как независимые решения.

Таким образом, мы получили во-первых, первые шаги по тому, что можно начать делать для улучшения состоянии компании в 2016 году. Нельзя забывать и о том, что конкретные модели, созданные в ходе игры, должны фиксироваться (фото, видео, текстовое описание). Гуру сообщества фасилитаторов LSP говорят, что лучше всего делать фотографию модели и прямо на ней подписывать, что обозначает та или иная часть модели.


Команда ScrumTrek выражает огромную благодарность Николаю Борисову за вклад в подготовку и проведение этой сессии.


В серии LEGO® Architecture представлены шедевры мировой архитектуры, в мельчайших деталях воссозданные в моделях LEGO. Эти модели — от реальных легендарных зданий до вымышленных сооружений, которые также являются воплощением гениальной конструкторской мысли, — станут великолепным украшением любого офиса, дома или игровой комнаты.


Batman™

В городе Готэм-Сити наступила ночь, и поклонники LEGO® из разных стран приготовились к встрече новых наборов из серии LEGO Batman. Теперь они смогут сразиться со злом вместе со своим любимым Темным рыцарем.


BrickHeadz

Коллекционируйте, собирайте и показывайте друзьям эти потрясающие и детально проработанные фигурки могущественных супергероев, суперзлодеев и других легендарных персонажей! Почему бы не собрать этот набор сегодня?


Brick Sketches™

Создайте объемные иллюстрации из кубиков LEGO®, чтобы оживить легендарных персонажей фильмов и комиксов. Эти коллекционные портреты из кубиков на базе размером 12 на 16 интересно конструировать и идеально использовать для украшения интерьера, размещая на стене или отдельно.


Город LEGO® City — реалистичный мир LEGO, который вашему ребенку предстоит исследовать. На улицах этого оживленного города вы увидите легендарные транспортные средства и здания, среди которых обычные герои ловят плохих парней и тушат пожары. Этот веселый мир обладает особым очарованием и легко разбудит воображение ваших юных строителей.


Classic

Развивайте воображение и творческие способности детей с конструкторами LEGO® Classic. Эти наборы включают в себя карточки с идеями для сборки, а также специальные кубики, вдохновляющие на строительство новых моделей LEGO. Поскольку наборы LEGO Classic рассчитаны на конструкторов самых разных возрастов, они станут великолепным подарком для всей семьи, способным подарить часы веселой игры и пробудить воображение у любого поколения.


Creator 3-in-1

С наборами серии LEGO® Creator ваш ребенок сможет дать волю своей фантазии, собирая различные здания, автомобили, самолеты и живых существ. Из этих наборов можно собрать три разных модели, так что возможности для игр безграничны. Из наборов LEGO Creator 3in1 ваш ребенок сможет построить три великолепные модели, открывающие перед ним еще больше возможностей для игр и творчества.


Creator Expert

А ты готов к финальному этапу конкурса по сборке LEGO®? Наши наборы серии LEGO Creator Expert для опытных конструкторов включают в себя коллекционные модели домов, автомобилей, всемирно известных зданий, ярмарочных площадей, а также сезонные наборы, с которыми ребенок будет увлеченно играть часами.


С наборами DC ваш малыш сможет играть, изобретать и собирать новые модели в красочном мире супергероев. С этими наборами ваш ребенок сможет сконструировать места легендарных событий и с удовольствием играть, воссоздавая сражения между героями и злодеями. Каждый набор предоставляет множество возможностей для игр и обучения.


Disney™

Любимые персонажи LEGO® | Disney — Моана, Эльза, а также принцессы Ариэль, Рапунцель и Золушка, — оживут, когда дети будут воссоздавать их романтические и героические приключения. В наборах LEGO | Disney множество замков, башен, карет, сундуков с сокровищами, ворот и других элементов, с помощью которых ваш ребенок сможет воссоздать классические сюжеты сказок и придумать свои волшебные истории.


Disney Mickey and Friends

Подарите малышам (4+) волшебную возможность познакомиться с основами конструирования, используя подходящие им по возрасту наборы, в которые входят знакомые и любимые персонажи и элементы реальной жизни по тематикам, обычно интересующим детей, — это транспортные средства, животные и настоящие приключения.


Наборы LEGO® DOTS предлагают детям основу для бесконечных и самых смелых экспериментов. Юные дизайнеры могут придумать забавные и стильные браслеты, которые станут отражением их индивидуальности, или создать предметы интерьера, например стаканы для карандашей или рамки для фото, используя уникальные плитки для создания ярких узоров.


DUPLO®


Friends

Мир LEGO® Friends станет для вашего ребенка одним из самых любимых. Эти наборы сочетают в себе классические конструкции LEGO и возможности для воспроизведения сценариев из реальной жизни. Наборы серии LEGO Friends рассказывают о приключениях пяти лучших подружек, живущих вместе с милыми животными в красочной вселенной, наполненной удивительными деталями, которые обязательно понравятся вашему ребенку.


Frozen

Приготовься к новым приключениям! С новыми наборами серии LEGO® | Disney Frozen ты сможешь воссоздать любимые моменты из фильмов Disney «Холодное сердце» и «Холодное сердце 2» и дать волю воображению. Магия в ваших руках! Серия конструкторов LEGO | Disney Frozen включает в себя популярных персонажей фильма Disney «Холодное сердце», а также элементы, возможности и функции, которые разбудят фантазию детей.

Читайте также: