Что такое лего технологии в детском саду

Обновлено: 15.05.2024

Доказано неоднократно, что когда ребенок рождается, то он учится. Он учится абсолютно всему: ползать, затем ходить, кушать ложкой, играть, разговаривать - получает новые умения и навыки. Но не каждый из взрослых знает и осознает, что дети играют для того, чтобы научиться владеть окружающими предметами, то есть приобрести умения, знания и навыки.

Дошкольное детство является наиболее сенситивным временем в жизни каждого малыша, это важнейший жизненный период каждого человека. Именно в этот период закладывается фундамент психофизического здоровья, создаются основы интеллектуальной и мотивационно-эмоциональной сфер личности. Наряду с познанием окружающего мира, огромнейшую роль играет выбор игрушек, которыми играет ребенок. При выборе игрушки необходимо учитывать то, как она будет влиять на формирование всех психических процессов у дошкольников, какую именно функцию она несет.

Лего конструирование в детском саду

Конструирование является одним из самых часто встречающихся видов развития мелкой моторики, а также речи, мышления, воображения, внимания, памяти, интеллекта у детей.

Конструктор ЛЕГО появился в середине 19 века и моментально совершил революцию, которая стала началом бурного и повсеместного развития конструирования. И раньше были различные наборы и конструкторы. Но в отличие от них, ЛЕГО предложил большое количество деталей, которые прочно и удобно соединялись между собой. В результате созданное строение получалось устойчивым, что по достоинству оценили все дети.

Сегодня ЛЕГО конструкторы повсеместно можно видеть в детских садах, в некоторых заведениях предусмотрены целые "ЛЕГО"-комнаты. Освоение ЛЕГО конструктором не должно быть спонтанным, его использование должно быть целенаправленным. Воспитательно-образовательная деятельность педагога должна быть основана на четкой стратегии относительно использования этого конструктора.

Система занятий по ЛЕГО конструированию

Начинать занятия по ЛЕГО конструированию следует со средней группы. Раньше можно, но не рекомендуется, чтобы избежать неприятных ситуаций. На этапе средней группы вовлечение детей в системную конструкторскую деятельность можно посчитать одним из основных условий для формирования способностей осознавать и изучать свойства предметов (размер, форму, цвет).

Перед детьми старшего дошкольного возраста открываются более широкие возможности для конструирования. Дети уже достаточно хорошо могут строить на базе демонстрации методов крепления, а также основываясь на самостоятельном анализе готовых построек. В этом возрасте уместно использовать графические модели. У ребят дошкольного возраста отлично развивается логическое мышление и независимость при решении созидательных задач.

Последний этап по развитию конструкторской деятельности - это обучение в подготовительной группе. Занятия становятся достаточно сложными, они включают элементы экспериментирования, дошкольникам создают условия свободного выбора стратегии их деятельности, проверяются пути решения поставленной творческой задачи, которые они сами выбрали.

Современные педагоги считают ЛЕГО конструкторы игрушками, которые направлены на формирование знаний и умений, как успешно и эффективно действовать в социуме, на развитие способности освоить культурное богатство окружающего мира. Глобализация образования, внедрение инноваций, технологический процесс сегодня направлены на повышение качества воспитания, эффективности обучения, а при необходимости - на коррекцию детей дошкольного возраста. ЛЕГО конструирование - это развитие интеллектуальных способностей, творческая деятельность на практике, которые проявляются в разных видах деятельности: изобразительной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, игровой. Любая деятельность детей - это и воспитание социально-активной личности ребенка со значительной долей свободы практического и логического мышления, а также развитие самостоятельности и любознательности, способностей решать трудные задачи на данном периоде развития творческим образом.

Технологию конструирования можно отнести к интерактивной педагогической технологии. Она определяет направление познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Игра - ведущая деятельность ребенка. Именно в ней формируется способность к созданию новых и новых образов, отражающих функциональные, генетические, структурные связи предметов, действий и явлений, а также укрепляется в восприятии и сочинении сказок, в изобразительном творчестве. Предложенная система связей включает и образ, выраженный в слове. Для каждого взрослого первостепенной задачей должно являться правильно сформировать и закрепить данные связи в процессе общения с ребенком.

Как провести занятие по лего-конструированию в детском саду

Лего-конструирование

С помощью лего-конструктора малыши могут создавать свой уникальный мир, попутно осваивая сложнейшие математические знания, развивая двигательную координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер. Занятия по конструированию стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству. Перед педагогом стоит важнейшая задача — создать необходимые условия для вовлечения детей в увлекательный вид деятельности, позволяющий раскрыть потенциальные способности своих воспитанников.

Цели обучения Лего-конструированию в детском саду, конкретные задачи и приёмы

Лего-конструирование — вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании (строительные игры) с использованием широкого диапазона универсальных Лего-элементов. Использование Лего-конструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.

Дети, разбившись на группы, собирают конструктор

В процессе конструирования создаются благоприятные условия, способствующие всестороннему развитию дошкольников

Лего-технология — пример интеграции всех образовательных областей как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Приведём пример пересечения образовательных и воспитательных направлений в процессе детского конструирования:

  • Развитие математических способностей — ребёнок отбирает, отсчитывает необходимые по размеру, цвету, конфигурации детали.
  • Развитие речевых и коммуникационных навыков — ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со взрослыми, задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства.
  • Коррекционная работа — оказывает благотворное воздействие на развитие ребёнка в целом (развивается мелкая моторика, память, внимание, логическое и пространственное мышление, творческие способности и т. д.).
  • Воспитательная работа — совместная игра с другими детьми и со взрослыми помогает малышу стать более организованным, дисциплинированным, целеустремлённым, эмоционально стабильным и работоспособным, таким образом, играет позитивную роль в процессе подготовки ребёнка к школе.

Задачи Лего-методики

Младший дошкольный возраст (2–4 года):

  • учить различать и правильно называть детали Лего-конструктора «Дупло» (кирпичик, клювик, мостик, основа машины, полукруг, овал и т. д.);
  • знакомить с элементарными умственными операциями анализа построек по таким параметрам: форма, величина, цвет деталей, учить сравнивать предметы;
  • создавать простейшую конструкцию по образцу и оговорённым условиям, например, забор для фермы, гараж для машинки;
  • пополнять словарь новыми словосочетаниями: длинная (короткая), широкая (узкая) дорожка синего цвета;
  • развивать мелкую моторику и зрительную координацию в процессе крепления деталей конструктора.

Конструирование с малышами

С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей

Средний дошкольный возраст (4–5 лет):

  • формировать знания о симметрии, пропорциях, понятии части и целого;
  • учить конструированию с использованием Лего-карточек;
  • запоминать и свободно использовать в речи названия Лего-деталей.

Конструирование в средней группе

В средней группе используются элементы конструктора среднего размера, применяются схемы, фото и картинки с изображениями моделей

Старшая и подготовительная группы:

  • стимулировать детское техническое творчество;
  • обучать моделированию по чертежу и собственному замыслу;
  • формировать умение самостоятельно решать технические задачи;
  • познакомить с основами компьютерного моделирования.

Конструирование в старшей группе

В работе со старшими дошкольниками можно использовать усложнённые модели из мелких деталей

Базовые идеи Лего-технологии:

  • от простого к сложному;
  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей;
  • созидательность и результативность;
  • развитие творческих способностей;
  • комплексный подход, который предусматривает синтез обучающей, игровой, развивающей деятельности.

Особенности практического использования с учётом возраста детей:

  • С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей.
  • С детьми 4–5 лет конструирование усложняется, используются элементы среднего размера, применяются более сложные варианты соединения деталей. В средней группе используются цветные фото и картинки с изображениями моделей, по которым дети должны выполнить постройку. Созидательная деятельность осуществляется по теме, образцу, замыслу и простейшим условиям.
  • В 6–7 лет для технического творчества предлагаются разнообразные виды Лего-конструкторов, от крупных с простыми соединениями элементов до самых миниатюрных со сложной техникой исполнения. В работе со старшими дошкольниками можно использовать задания в виде графических схем, усложнённые модели будущих построек, работу по замыслу, условиям, разнообразные тематические задания.

Фестиваль по конструированию

Одной из форм реализации Лего-методики является фестиваль

Формы реализации Лего-методики в детском саду:

  • Плановые занятия (10–15 минут в младшей группе, 20 минут в средней, 25–30 минут в старшей и подготовительной).
  • Индивидуальная работа педагога в паре с ребёнком или с подгруппой детей (1 раз в неделю не более 40 минут):
    • подготовка ребёнка к конкурсу;
    • работа с одарёнными или отстающими детьми.
    • воспитатель;
    • дети и родители.

    Свободная игра с конструктором

    Театрализованная игра развивает фантазию и творческие способности

    Приёмы работы с детьми на занятиях по конструированию из блочного конструктора

    В процессе обучения используются такие педагогические приёмы:

    • Вступительная беседа, с помощью которой педагог привлекает внимание к теме занятия. Например, в начале занятия в подготовительной группе педагог рассказывает увлекательную сказку о доброй птичке, с которой никто не хотел дружить из-за её большого клюва. Птичка долго печалилась, но потом узнала, что существует на свете удивительная страна под названием Лего, в которой все животные и птицы живут очень дружно. В этой чудесной стране все предметы и даже жители сделаны из маленьких деталей. Попасть туда можно только одним способом — нужно пройти через волшебный мост, который превращает любого, ступившего на него, в горсть мелких кубиков и кирпичиков. Если дети правильно соберут фигурку птички по схеме, то помогут ей ожить и преодолеть все испытания на пути в страну дружбы и счастья, в которой она сможет подружиться с крокодильчиком и обезьянкой.
    • Проблемная ситуация, которая заинтересует, активизирует мышление и вовлечёт детей в активную конструктивную деятельность. Например, под звуки музыки на воздушном шаре спускается Лего-космонавт, он приветствует детей и рассказывает свою удивительную историю. Дети узнают, что он прилетел с далёкой Лего-планеты. Во время посадки на Землю его космический корабль потерпел крушение, и теперь он не может вернуться домой. Лего-человечек просит ребят помочь ему смоделировать новую ракету, которая доставит его на родную планету.
    • Сюжетно-ролевая игра. Как правило, Лего-конструирование переходит в игровую деятельность: дети используют построенные ими модели железнодорожных станций, кораблей, машин и т. д. в ролевых играх, а также играх-театрализациях, когда ребята сначала строят декорации, создают сказочных персонажей из конструктора. Разыгрывание мини-спектаклей на Лего-сцене помогает ребёнку глубже осознать сюжетную линию, отработать навыки пересказа или коммуникации.

    Сюжетно-ролевая игра с конструктором

    Лего-конструирование часто переходит в игровую деятельность: дети используют построенные ими модели в ролевых играх

    Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

    Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

    Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

    Методический кабинет Комсомольское ДОУ «Сказка»«LEGO технологии в работе с.


    Курс повышения квалификации

    Здоровьесберегающие технологии на физкультурных занятиях в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО


    Курс повышения квалификации

    ФГОС ДО: применение игровых практик для современного развития детей


    Курс профессиональной переподготовки

    Воспитание детей дошкольного возраста

    • Сейчас обучается 3071 человек из 85 регионов

    «Ресурсное состояние, эмоциональная сфера, эффективное родительство – мифы и реалии нашей жизни»

    • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
    • Повысим гибкость и раскованность в общении

    Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

    Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    Методический кабинет Комсомольское ДОУ «Сказка»«LEGO технологии в работе с.

    Методический кабинет
    Комсомольское ДОУ «Сказка»
    «LEGO
    технологии в работе с дошкольниками»
    Подготовила: воспитатель-методист Конько Е.Г.

    Актуальность развивающего образования; научной обоснованности и практич.

    развивающего образования;
    научной обоснованности и практической применимости;
    соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
    единства воспитательных, развивающих и обучающих целей
    и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
    интеграции образовательных областей;
    решения программных образовательных задач в совместной
    и самостоятельной деятельности взрослого и детей;
    учета ведущего вида деятельности дошкольника – игры.
    Введение ОС дошкольного образования предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:
    Предлагаемая нами модель воспитательно–образовательной работы в детском саду включает в себя LEGO технологии.
    LEGO – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широкая использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. Игра – важнейший спутник детства. LEGO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.

    «Конструируя, ребенок действует, как зодчий возводящий здание собственного ин.

    «Конструируя, ребенок действует, как зодчий
    возводящий здание собственного интеллекта»
    Ж. Пиаже
    Компания была основана в 1932 году
    Её основателем стал датчанин Оле Кирк Кристиансен
    Слово «LEGO», позже ставшее названием компании,
    появилось в 1934 году, от выражения «leg godt» —
    «увлекательная игра».
    Конструктор лего был создан дедушкой для своего внука.
    Теперь мальчик, для которого дедушка сконструировал
    первую деревянную игрушку лего президент холдинга LEGO Group.
    Сначала игрушки были деревянными и только в 1949 году появились
    первые кубики ЛЕГО, сделанные из пластмассы.

    Виды конструктора LEGOС крупными деталями – Дупло LEGO DUPLO С более мел.

    Виды конструктора LEGO
    С крупными деталями – Дупло
    LEGO DUPLO

    С более мелкими деталями – ДАКТА

    По образцу Виды конструированияПо моделиПо условиямПо темеПо замыслуПо черте.

    По образцу
    Виды конструирования
    По модели
    По условиям
    По теме
    По замыслу
    По чертежам
    и схемам

    Конструирование по образцу подразумевает под собой сборку модели по уже сущес.

    Конструирование по образцу подразумевает под собой сборку модели по уже существующему образцу.
    Конструирование по схемам и чертежам. Есть готовая схема, а задачей детей является собрать свой образец, повторить то, что они видят, правильно выполнить алгоритм предлагаемых действий.
    При конструировании по условиям задаются только условия, которым должна соответствовать будущая постройка или механизм: большой или маленький, высокий или низкий, с использованием деталей определенных цветов и т.п. Дети должны создать свой объект, который будет отвечать заданным характеристикам(Построй устойчивую башню)
    Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам придумает и воплотит в жизнь собственную идею. При этом не делается никаких ограничений. Ребенок сам, исходя из имеющегося материала, создает в воображении образ своего будущего сооружения и строит его

    Взаимодействие с родителямиИгротекиОткрытые мероприятияВыставки совместных ра.

    Взаимодействие с родителями
    Игротеки
    Открытые мероприятия
    Выставки совместных работ
    Пополнение ЛЕГО-уголков в группах
    Консультации
    Оформление стендового материала

    Образовательная область «Физическое развитие»«Мини-футбол» Цель: Развивать ме.

    Образовательная область
    «Физическое развитие»
    «Мини-футбол»
    Цель: Развивать мелкую моторику рук и координационную умелость; тренировать глазомер; совершенствовать пространственную ориентировку; формировать навыки действия по заданному образцу.
    Приведем небольшую подборку игровых упражнений для детей 3-7 лет, способствующих реализации различных образовательных областей ГОС дошкольного образования.

    Образовательная область «Познавательное развитие»«Чудесный мешочек», «Найди т.

    Образовательная область
    «Познавательное развитие»
    «Чудесный мешочек», «Найди такой же!», «Найди и назови!»
    Цель: Развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную и тактильную память; познакомить с понятиями «элемент», «деталь»; формировать умение различать геометрические фигуры, действовать по заданному образцу и словесной инструкции.
    Формирование пространственных отношений
    LEGO конструирование включено в регламент образовательной деятельности
    детского сада, реализуется в рамках образовательной области «Познание»,
    раздела «Конструирование»
    «Что изменилось?» «Чего не стало?»
    Цель: Развивать зрительное внимание, ориентировку в пространстве; продолжать формировать представления о цвете и форме предметов; способность обозначать свои действия словами.

    Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»«Светофор» Цель.

    Образовательная область
    «Социально-коммуникативное развитие»
    «Светофор»
    Цель: Продолжать знакомить с правилами безопасного перехода через проезжую часть; развивать пространственную ориентировку, цветовосприятие.
    «На дороге»
    Цель: Закреплять представления о правилах дорожного движения; побуждать создавать тематические постройки и обыгрывать их в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.
    «Когда за дверью незнакомец»
    Цель: Познакомить с правилами безопасного поведения в ситуации, когда ребенок находится один дома и незнакомец звонит в дверь; развивать активную речь; воспитывать разумную осторожность поведения.

    Образовательная область «Речевое развитие»«Расскажи сказку!» Цель: Развивать.

    Образовательная область
    «Речевое развитие»
    «Расскажи сказку!»
    Цель: Развивать связную речь, формировать умение составлять сюжетный рассказ в логической последовательности, используя три структурные части (зачин, развитие действия, концовка); развивать воображение и словесное творчество детей.
    «Выложи схему слова!»
    Цель: Формировать умение осуществлять звуковой анализ слов, состоящих из трех-шести звуков; продолжать учить выкладывать схему слова, обозначая гласные звуки красным цветом, согласные твердые – синим, согласные мягкие – зеленым цветом; закреплять представления о понятиях «слово», «звук», «буква».
    Формирование графического образа букв
    Овладение звуко-буквенно-слогового анализа слов

    Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»«Построй длинную.

    Образовательная область
    «Художественно-эстетическое развитие»
    «Построй длинную (короткую) дорожку!»
    Цель: Формировать умение выделять пространственные признаки предметов (высота, длина, ширина) и выполнять простые задания. Предполагающие уменьшение или увеличение построек, двумя способами: путем мелких деталей на более крупные и путем надстраивания частей; развивать активную речь за счет использование определений (длинная, короткая, прямая. извилистая).
    «Широкая и узкая тропинки»
    Цель: Продолжать формировать представления о ширине предметов; учить сравнивать предметы по ширине; развивать умение анализировать предметный или графический образец и соотносить свои действия с ним.

    Развитие мелкой моторики рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и у.

    Развитие мелкой моторики рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности.
    В процессе применение LEGO конструктора у ребенка:
    Обучение правильному и быстрому ориентированию в пространстве
    Расширение своих представлений об окружающем мире - об архитектуре, транспорте,
    ландшафте.
    Получение математических знаний о счете, форме, пропорции, симметрии.
    Развитие внимания, способности сосредоточиться, памяти мышления
    Овладение умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое.
    Обучение общению друг с другом, уважение своего и чужого труда
    Обучение воображению,
    творческому мышлению.

    Преимущества LEGO технологий Раскрытие индивидуальностиНе вызывает негатива.

    Преимущества LEGO технологий
    Раскрытие
    индивидуальности
    Не вызывает
    негатива
    Возможность
    различного расположения
    Результат
    не зависит
    от умения
    Нет риска испортить
    Этот мир
    под контролем

    ПерспективаПрограммирование LEGO моделей с помощью компьютераУникальным я.

    Перспектива
    Программирование LEGO моделей с помощью компьютера
    Уникальным явлением в мире игр для детей всего мира, позволяющим без проблем общаться всем на одном универсальном языке – языке игры, является конструктор LEGO.

    Краткое описание документа:

    Предлагаемая модель воспитательно–образовательной работы в детском саду включает в себя LEGO технологии. Приведена подборка игровых упражнений для детей 3-7 лет, способствующих реализации различных образовательных областей ГОС дошкольного образования. Подчеркнуты преимущества использования LEGO технологии в работе с детьми.

    • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
    • Повысим гибкость и раскованность в общении
    • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
    • по всем предметам 1-11 классов

    Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

    Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

    Одним из важнейших свойств природы человека является стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, стремление находиться в активном поиске новых задач. Развитию ребенка в наибольшей мере способствует предоставление ему возможности исследовать окружающую среду и воздействовать на нее.

    Развитие познавательных интересов детей во многом зависит от того, насколько ребенок вовлекается в собственный творческий поиск, открытие новых знаний, в исследовательскую деятельность.

    С ведением ФГОС ДО отличительной особенностью которого, является системно - деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребенка, потребность в использовании новых развивающих технологий. Столкнувшись с их многообразием я выбрала и использую в своей работе Лего-технологии.

    Лего-технологи – одна из известных и распространенных сегодня образовательных систем, использующая модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

    Обучаясь игре с Лего, дети проходят путь от простого к сложному. Простота и строительные возможности конструктора, позволяют детям увидеть модель построенную своими руками, которая выполняет поставленную детьми задачу. А самое главное, что это материал и герои востребованы на данный день.

    Через использование данных конструкторов можно реализовать все пять образовательных областей (речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое и социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие).

    Целью конструкторской деятельности детей является:

    Развитие творческих способностей, конструкторских умений и навыков, речи детей; воспитание личности, способной самостоятельно ставить перед собой задачи и находить оригинальные способы решения.

    При этом решаются такие задачи:

    - Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество;

    -Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением;

    - Развивать умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.

    В работе с Лего- технологиями перед педагогом раскрывается большой выбор тем для работы с детьми, которые я стараюсь формировать в блоки и проводить целую тематическую неделю с использованием лего- конструирования.

    Важными принципами при обучении в игре с «Лего» являются:

    - Последовательность и систематичность;

    - учет возрастных особенностей детей;

    - доступность и наглядность.

    Ведь конструирование – один из излюбленных видов детской деятельности. Отличительной особенностью такой деятельности является самостоятельность и творчество. Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Специфика детского конструирования тесно связано с игрой – ребенок конструирует - создает и одновременно играет – выстраивает отношения.

    А так же, я использую Лего -элементы в дидактических играх и упражнениях, при ознакомлении с окружающим миром.

    Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых, интегрированных, тематических занятий дети развивают свои конструкторские навыки, у детей развивается умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами, развивается логическое мышление, коммуникативные навыки.

    На занятиях использую разные виды конструирования. Это:

    • Конструирование по образцу с использованием готовой модели того, что нужно построить (например, машину. Я использую изображение или схему машины).

    • Конструирование по условиям. В работе с использованием такого конструирования образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, загон для овечки должен быть маленький, дом большой с лесенкой).

    • Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности. Дети с удовольствием сконструировали «домик мечты», «Зоопарк», которые в последствии использовали в играх по развитию речи «Опиши и угадай животных»

    Конструкторы ЛЕГО позволяют учитывать и гендерные особенности детей. Благодаря этому в ходе игры идет усвоение содержания женской и мужской модели личности, формирование системы потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения характерных для того или иного пола. Здесь, помимо навыков проектирования и конструирования, совершенствуются социально-коммуникативные навыки (дети учатся договариваться, согласовывают развитие сюжета, распределяют роли).

    На одном из занятий дети сконструировали дом и родителей «мама, папа, я вот моя семья». Таким образом, выстраивая дом для своей семьи: детьми были установлены социальные связи, вместе с детьми разыграны межличностные ситуации, которые возникают в их семье.

    Было приятно, что дети самостоятельно обдумали и догадались, как разместить каждого, чем занимаются взрослые во дворике. Здесь происходит социально-нравственное воспитание через игру.

    Очень важно, что игровое пространство с Лего не постоянно. Оно трансформируется, обрастает новыми атрибутами, сюжеты имеют творческое развитие.

    Образовательные области в ДОУ не существуют в «чистом виде». Всегда происходит их интеграция, а с помощью применения ЛЕГО-конструирования легко можно интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование с художественно-эстетическим развитием, когда мы говорим о творческом конструировании, с социально – коммуникативным развитием и с другими образовательными областями.

    Так, например, выстраивая «город, районы, многоэтажные башни», мы решаем множество задач из разных областей:

    • социально-коммуникативная область развития, (умение общаться, договариваться, сотрудничать);

    • познавательная область развития (это сенсорное развитие, повторение и применение знаний о количестве и счете, величине, форме, умение ориентироваться в пространстве; умение группировать фигуры, предметы, персонажи по нескольким признакам). При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «спереди», «под», «над», различать понятия «между тем-то и тем-то» т. д., тем самым, формируя понимание пространственных отношений между предметами.

    • речевая область развития (активизируется, пополняется активный и пассивный словарь детей, постепенно отрабатывается правильность построения монологической и диалогической речи детей).

    Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.

    Общение и взаимодействие ребенка с родителями в игре вызывает особый интерес у детей.

    В ходе этого проводятся выставки работ выполненных детьми совместно с родителями, помогаем родителям определиться с выбором Лего-конструктора в

    Соответствии возрасту ребенка.

    Таким образом, в ходе конструкторской деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.

    Использование Лего-технологий в проектной деятельности дошкольников «Использование ЛЕГО-технологий в проектной деятельности дошкольников» Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. В. А. Сухомлинский.

    Развитие связной речи с использованием лего-технологий в работе с детьми дошкольного возраста Дошкольное детство – это возраст игры. Ребенок играя не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Конструкторы ЛЕГО позволяют.

    Интеллектуальная игра для педагогов «Play today» по теме «Использование различных технологий в работе с дошкольниками» Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Чарльза Диккенса 1. Метод «Найди похожих».

    Использование «Лего» — технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи Муниципальное дошкольное бюджетное учреждение «Азинский детский сад» Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми.

    Использование образовательных технологий в работе со старшими дошкольниками Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

    Консультация для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с детьми-дошкольниками» С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который предъявляет ряд.

    Консультация «Использование современных образовательных технологий в работе с дошкольниками» «Использование современных образовательных технологий в работе с детьми дошкольного возраста» Использование современных образовательных.

    Использование метода экспериментирования в работе с дошкольниками

    Использование метода экспериментирования в работе с дошкольниками Метод детского экспериментирования – деятельность, которая присуща практически каждому малышу, ибо каждый ребёнок в душе является экспериментатором.

    Семинар для педагогов ДОУ: «Использование современных технологий в работе с дошкольниками» Воспитатель: МКДОУ ЦРР - ДС №36 «Ласточка» г. Светлоград. Беловицкая Л. А. Цель: Повышение уровня профессионального мастерства педагогов.

    Семинар-практикум для педагогов ДОО «Использование лего-конструирования в образовательной работе с дошкольниками» Семинар-практикум «Использование LEGO-конструирования в образовательной работе с дошкольниками» Конструирование любимый вид деятельности.

    Лего-конструирование

    С помощью лего-конструктора малыши могут создавать свой уникальный мир, попутно осваивая сложнейшие математические знания, развивая двигательную координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер. Занятия по конструированию стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству. Перед педагогом стоит важнейшая задача — создать необходимые условия для вовлечения детей в увлекательный вид деятельности, позволяющий раскрыть потенциальные способности своих воспитанников.

    Цели обучения Лего-конструированию в детском саду, конкретные задачи и приёмы

    Лего-конструирование — вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании (строительные игры) с использованием широкого диапазона универсальных Лего-элементов. Использование Лего-конструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.

    Дети, разбившись на группы, собирают конструктор

    В процессе конструирования создаются благоприятные условия, способствующие всестороннему развитию дошкольников

    Лего-технология — пример интеграции всех образовательных областей как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Приведём пример пересечения образовательных и воспитательных направлений в процессе детского конструирования:

    • Развитие математических способностей — ребёнок отбирает, отсчитывает необходимые по размеру, цвету, конфигурации детали.
    • Развитие речевых и коммуникационных навыков — ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со взрослыми, задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства.
    • Коррекционная работа — оказывает благотворное воздействие на развитие ребёнка в целом (развивается мелкая моторика, память, внимание, логическое и пространственное мышление, творческие способности и т. д.).
    • Воспитательная работа — совместная игра с другими детьми и со взрослыми помогает малышу стать более организованным, дисциплинированным, целеустремлённым, эмоционально стабильным и работоспособным, таким образом, играет позитивную роль в процессе подготовки ребёнка к школе.

    Видео: логопедическое занятие с использованием Лего

    Задачи Лего-методики

    Младший дошкольный возраст (2–4 года):

    • учить различать и правильно называть детали Лего-конструктора «Дупло» (кирпичик, клювик, мостик, основа машины, полукруг, овал и т. д.);
    • знакомить с элементарными умственными операциями анализа построек по таким параметрам: форма, величина, цвет деталей, учить сравнивать предметы;
    • создавать простейшую конструкцию по образцу и оговорённым условиям, например, забор для фермы, гараж для машинки;
    • пополнять словарь новыми словосочетаниями: длинная (короткая), широкая (узкая) дорожка синего цвета;
    • развивать мелкую моторику и зрительную координацию в процессе крепления деталей конструктора.

    Конструирование с малышами

    С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей

    Средний дошкольный возраст (4–5 лет):

    • формировать знания о симметрии, пропорциях, понятии части и целого;
    • учить конструированию с использованием Лего-карточек;
    • запоминать и свободно использовать в речи названия Лего-деталей.

    Конструирование в средней группе

    В средней группе используются элементы конструктора среднего размера, применяются схемы, фото и картинки с изображениями моделей

    Старшая и подготовительная группы:

    • стимулировать детское техническое творчество;
    • обучать моделированию по чертежу и собственному замыслу;
    • формировать умение самостоятельно решать технические задачи;
    • познакомить с основами компьютерного моделирования.

    Конструирование в старшей группе

    В работе со старшими дошкольниками можно использовать усложнённые модели из мелких деталей

    Базовые идеи Лего-технологии:

    • от простого к сложному;
    • учёт возрастных и индивидуальных особенностей;
    • созидательность и результативность;
    • развитие творческих способностей;
    • комплексный подход, который предусматривает синтез обучающей, игровой, развивающей деятельности.

    Особенности практического использования с учётом возраста детей:

    • С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей.
    • С детьми 4–5 лет конструирование усложняется, используются элементы среднего размера, применяются более сложные варианты соединения деталей. В средней группе используются цветные фото и картинки с изображениями моделей, по которым дети должны выполнить постройку. Созидательная деятельность осуществляется по теме, образцу, замыслу и простейшим условиям.
    • В 6–7 лет для технического творчества предлагаются разнообразные виды Лего-конструкторов, от крупных с простыми соединениями элементов до самых миниатюрных со сложной техникой исполнения. В работе со старшими дошкольниками можно использовать задания в виде графических схем, усложнённые модели будущих построек, работу по замыслу, условиям, разнообразные тематические задания.

    Фестиваль по конструированию

    Одной из форм реализации Лего-методики является фестиваль

    Формы реализации Лего-методики в детском саду:

    • Плановые занятия (10–15 минут в младшей группе, 20 минут в средней, 25–30 минут в старшей и подготовительной).
    • Индивидуальная работа педагога в паре с ребёнком или с подгруппой детей (1 раз в неделю не более 40 минут):
      • подготовка ребёнка к конкурсу;
      • работа с одарёнными или отстающими детьми.
      • воспитатель;
      • дети и родители.

      Свободная игра с конструктором

      Театрализованная игра развивает фантазию и творческие способности

      Приёмы работы с детьми на занятиях по конструированию из блочного конструктора

      В процессе обучения используются такие педагогические приёмы:

      • Вступительная беседа, с помощью которой педагог привлекает внимание к теме занятия. Например, в начале занятия в подготовительной группе педагог рассказывает увлекательную сказку о доброй птичке, с которой никто не хотел дружить из-за её большого клюва. Птичка долго печалилась, но потом узнала, что существует на свете удивительная страна под названием Лего, в которой все животные и птицы живут очень дружно. В этой чудесной стране все предметы и даже жители сделаны из маленьких деталей. Попасть туда можно только одним способом — нужно пройти через волшебный мост, который превращает любого, ступившего на него, в горсть мелких кубиков и кирпичиков. Если дети правильно соберут фигурку птички по схеме, то помогут ей ожить и преодолеть все испытания на пути в страну дружбы и счастья, в которой она сможет подружиться с крокодильчиком и обезьянкой.
      • Проблемная ситуация, которая заинтересует, активизирует мышление и вовлечёт детей в активную конструктивную деятельность. Например, под звуки музыки на воздушном шаре спускается Лего-космонавт, он приветствует детей и рассказывает свою удивительную историю. Дети узнают, что он прилетел с далёкой Лего-планеты. Во время посадки на Землю его космический корабль потерпел крушение, и теперь он не может вернуться домой. Лего-человечек просит ребят помочь ему смоделировать новую ракету, которая доставит его на родную планету.
      • Сюжетно-ролевая игра. Как правило, Лего-конструирование переходит в игровую деятельность: дети используют построенные ими модели железнодорожных станций, кораблей, машин и т. д. в ролевых играх, а также играх-театрализациях, когда ребята сначала строят декорации, создают сказочных персонажей из конструктора. Разыгрывание мини-спектаклей на Лего-сцене помогает ребёнку глубже осознать сюжетную линию, отработать навыки пересказа или коммуникации.

      Сюжетно-ролевая игра с конструктором

      Лего-конструирование часто переходит в игровую деятельность: дети используют построенные ими модели в ролевых играх


      В статье авторы описывают технологию лего-конструирования и робототехники, на примере своего опыта работы в детском саду.

      Ключевые слова: конструирование, дети, лего, робототехника.

      Детскими психологами доказано, что если в жизни ребенка не присутствует образная игра, то он начинает неадекватно воспринимать окружающий мир. Лего-конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более наборов лего, можно собирать практически неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры [1, с. 4].

      Конструирование из лего-конструктора полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Следовательно, благодаря ей ребенок особенно быстро совершенствуется в навыках и умениях, в умственном и эстетическом развитии. Известно, что тонкая моторика рук связана с центрами речи, значит, у продвинутого в конструировании ребенка быстрее развивается речь. Ловкие, точные движения рук дают ему возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.

      Ребенок — прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество [2, с. 3].

      Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Характерная черта нашей жизни — нарастание темпов изменений. Мы живем в мире, который совсем не похож на тот, в котором мы родились. И темп изменений продолжает нарастать.

      Сегодняшним дошкольникам предстоит:

      − работать по профессиям, которых пока нет;

      − использовать технологии, которые еще не созданы;

      − решать задачи, о которых мы можем только догадываться.

      Именно поэтому современное дошкольное образование должно соответствовать целям опережающего развития и современные дети должны изучать технологии, которые пригодятся в будущем, а это и есть робототехника.

      С 2018 года в нашем детском саду был открыт кружок «Lego-детки», с целью овладения навыками начального технического конструирования, развитие воображения и мелкой моторики, координации глаз и рук, изучение понятий «конструкция» и ее основных свойств.

      D:\IMG_20190416_110224.jpg

      Рис. 1. Работа с конструктором Lego «Домашние животные»

      Занятия посещают дети всех возрастных групп. В распоряжении детей младшего и среднего дошкольного возраста находятся такие виды конструктора, как «Lego Duplo», «Построй свою эмоцию», «Домашние животные», а также интересный и увлекательный набор «Веселые горки», с помощью которого дети не только строят различные конструкции, но могут и экспериментировать, запуская шарик по туннелям.

      С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок, исследователи (З. В. Лиштван, В. Г. Нечаева, Л. А. Парамонова) предложили различные формы организации обучения:

      − конструирование по образцу;

      − конструирование по модели;

      − конструирование по условиям;

      − конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам;

      − конструирование по замыслу;

      − конструирование по теме [1, с. 6].

      Данные формы активно используются на занятиях по лего-конструированию и робототехники.

      Один из конструкторов для старших групп «Простые механизмы». В процессе работы с набором дети имеют возможность понять, что такое подъёмная сила, равновесие, стойкость конструкции, знакомятся с такими деталями, как рычаг, зубчатые колеса, шестеренка, изучают простейшие механизмы, которые окружают нас в повседневной жизни.

      D:\Фото2.jpg

      Рис. 2. Строительство по схеме

      Хотелось обратить внимание на робототехническую новику LegoWedo 2.0. Данный продукт позволяет детям самостоятельно создавать различных роботов и с помощью программного обеспечения задавать параметры и условия для тестирования разработанного продукта.

      Lego WeDo 2.0 представляет собой не только средство развития памяти, внимания, мышления, сенсорики учащихся, но и средство достижения целей, сформулированных во ФГОС второго поколения как результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО).

      Есть несколько способов проведения занятий с конструктором Lego WeDо 2.0. Продолжительность занятий зависит от сложности моделей, времени на обсуждение результата и проведения анализа собранной модели, экспериментирования и т. д. Дети работают как индивидуально, так и в командах.

      Для начала ребята знакомятся с элементами конструктора и их названиями, рассматривают детали, сортируют их по коробочкам (по цвету, по размеру, по фигурам и т. д.), пробуют собрать несложные модели из этих элементов.

      Затем дошкольники знакомятся с интерфейсом программы конструктора Lego WeDо 2.0., а также объясняются основы построения программы для «оживления» собранных моделей, происходит знакомство с пиктограммами команд и их назначением.

      C:\Users\User\Downloads\Фото1.jpg

      Рис. 3. Работа с конструктором Lego WeDо 2.0.

      Далее дети собирают базовые модели комплекта. Желательно, чтобы ребята проговаривали свои действия при сборке моделей, грамотно называли элементы, умели объяснить процессы, применяемые для «оживления» этих моделей. А в конце занятия оформляется выставка собранных моделей.

      Занятия проходят в легкой и непринуждённой обстановке. Ребята с большим интересом запоминают названия деталей и способы крепления конструктора, создают свои конструкции и строят по схеме.

      Lego-конструирование позволяет в полном объеме реализовать применение современных информационных и коммуникационных технологий для развития навыков общения, творческих способностей детей, для решения познавательных, практических, исследовательских и коммуникативных задач, для реализации проектной деятельности дошкольников.

      1. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие — М.: ТЦ Сфера, 2018;

      2. Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала — М.: Мозаика — Синтез, 2017.

      Читайте также: