Что такое методический конструктор

Обновлено: 28.04.2024

Презентация на тему: " Конструктор урока. Конструктор учебного занятия. Материалы семинара, 29.02.2012." — Транскрипт:

1 Конструктор урока. Конструктор учебного занятия. Материалы семинара,

2 Вопросы для установочного доклада: 1.Формы организации учебного процесса: урок и учебное занятие. 2. Образовательное пространство как условие развития учебной самостоятельности младших школьников 3.Формы конструкторов: «конструктор урока», «конструктор учебного занятия». Основные понятия: урок, учебное занятие, деятельностный подход, учебная самостоятельность, конструктор, образовательное пространство Задачи : 1. сравнить урок и учебное занятие по следующим показателям: Внешние отличия: время, наполняемость; Содержательные отличия: детско-взрослые отношения, содержание предметного материала, формы работы. 2. апробировать конструкторы урока и учебного занятия через их проектирование. ль.

3 Формы организации учебного процесса: урок и учебное занятие.

4 П Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. ФГОС НОО

5 Формы организации образовательного процесса – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Г.М.Коджаспирова

6 Формы организации образовательного процесса различают по основаниям: -количество участников; -отводимое время; -место проведения; -порядок осуществления (построения общения учителя с учащимися). Формы организации образовательного процесса различают по основаниям: -временной регламент; -планируемые результаты; -заданность средств, способов и замысла действия; - контролируемость пространства действий ребёнка; -оцениваемость.

7 Урок - вариативная организационная форма обучения, при которой в течение точно установленного времени осуществляется взаимодействие учителя и постоянной группы учащихся (класса) в специально отведенном месте с учетом особенностей каждого ученика путем использования видов, методов и средств работы, создающих благоприятные условия для усвоения всеми учениками получаемых знаний непосредственно в процессе обучения и для воспитания и развития их познавательных способностей. М.Коджаспирова

8 «Достичь современных целей образования через другое – деятельностное – содержание учебных предметов невозможно, если использовать урок как основную организационную единицу образовательного процесса». А.Б.Воронцов

9 -Почему появились учебные занятия? Ответ на необходимость: - изменения типа общения между учителем (консультативная позиция) и учениками (самостоятельность); - выстраивания индивидуальной траектории развития каждого ребенка; - формирования детской самооценки и инициативности

10 Типы тренировочных учебных занятий 1.Освоение способа, открытого на уроке. 2.Занятия по выделению умений 3.Занятия по соотнесению трудностей с тренировочными карточками 4.Работа с умениями, тетрадь достижений. 5.Подготовка к контрольной или проверочной работе. 6.Работа над ошибками.

11 Опытно- предметный тип учебного занятия (исследование)

12 Образовательное пространство как условие развития учебной самостоятельности младших школьников

13 Образовательное пространство необходимо выстраивать относительно базовых потребностей ребенка (чему он сам хочет научиться).

14 Задача младшего школьного возраста – научить ученика учиться Умение учить себя – способность человека преодолевать собственную ограниченность не только в области конкретных знаний и навыков, но и в любой сфере деятельности и человеческих отношений, в частности в отношениях с самим собой как человеком неумелым и ленивым, невнимательным или безграмотным, но способным меняться и делать себя другим.

15 Ключевой компетентностью в рамках модернизации образовательного процесса признана - учебная самостоятельность В программе начальной школы записано требование воспитывать у младших школьников учебную самостоятельность и умение учиться Самостоятельность- свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки и помощи, способность к независимым действиям, суждениям Толковый словарь русского язык Самостоятельность как итог овладения действием

16 Два источника самостоятельного действия ребенка: 1-й - владение содержанием, средствами, способами действия; 2-й - владение формой сотрудничества с взрослым, инициативность в организации взаимодействия Задача младшего школьного возраста – научить ученика учиться

17 Т ехнология поляризации образовательного пространства учебной деятельности: 1. Введение черновика и построение его как особого места подготовки 2.Особая организация предметно-пространственной среды 3. Введение урока, занятия и поляризованного урока как разных форм организации учебной работы Поляризация (франц. polarisation, первоисточник: греч. pólos ось, полюс) процессы и состояния, связанные с разделением каких-либо объектов, преимущественно в пространстве. Википедия свободная энциклопедия Задача младшего школьного возраста – научить ученика учиться

18 Ожидаемые результаты: 1.Возникновение индивидуального учебного действия у учащихся 2.Появление у педагогов новых средств для организации поляризованного пространства учебной деятельности 3.Овладение педагогами технологией качественного оценивания 4.Создание методических разработок по отдельным темам 5.Овладение средствами наблюдения и диагностики 6.Снижение школьной тревожности у учащихся

19 Конструктор урока и конструктор учебного занятия

20 Структура урока определяется: - планируемыми задачами и результатами; - типом урока (стандартным, нестандартным); - доминирующими видами, методами и средствами работы. Г. М. Коджаспирова

21 Типология уроков в разных системах обучения Основные типы уроков в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова: Урок постановки учебной задачи Урок решения учебной задачи Урок моделирования и преобразования модели Урок решения частных задач с применением открытого способа Урок контроля и оценки

22 В классической дидактике выделяют такие типы уроков: Урок ознакомления с новым материалом Урок закрепления изученного Урок применения знаний и умений Урок обобщения и систематизации знаний Урок проверки и коррекции знаний и умений Комбинированный урок

23 ЦельТипы уроков в разных системах 1.Овладение новым знанием (понятием), действием, способом действия. 1.Урок постановки учебной задачи; 2.Урок ознакомления с новым материалом 3.Урок первичного предъявления новых знаний и (или) способов учебных действий 2.Применение знаний, способов действий Урок закрепления изученного; Урок применения знаний и умений; конкретизация понятия Урок овладения новыми умениями или Формирования первоначальных навыков 3.Обобщение знаний, способов действий. Урок обобщения и систематизации знаний; Урок решения частно - практических задач 4.Оценка уровня усвоения предметных знаний, способов, действий урок проверки и коррекции знаний и умений; контрольный урок; урок оценки, урок контроля. Соотнесение целей и типов уроков в разных системах обучения

24 Констру́ктор (от лат. constructor «строитель») - набор для моделирования, состоящий из деталей и соединительных элементов. Набор - Совокупность предметов, образующих нечто целое, подбор. Викисловарь Набор- этапы; соединительные элементы- методы, формылат.

25 Конструктор урока Цель урока Планируемые результаты Структура (этапы) урока Методы урока Формы организации взаимодейств ия на уроке Педагогич еские действия Дейс твия учащ ихся Л.М.П. Цель урока 1.Овладение новым знанием, способом действия 2.Обобщение знаний и способов действий 3.Применение знаний и способов действий в стандартных ситуациях 4.Оценка уровня усвоения предметных знаний, способов, действий

26 Конструктор учебного занятия Тип учебного занятия Планир уемые результ аты (УУД, предме тные) Этапы занятия Мето ды занят ия Формы взаимод ействия Действи я учителя Действи я учащих ся тренировоч ное опытно- предметное

27 Сравнение урока и учебного занятия УрокЗанятие Внешние отличия Время Наполняемость Содержательные отличия 1.Детско -взрослые отношения 2.Содержание предметного материала 3.Формы работы

28 Сравнение урока и учебного занятия УрокЗанятие Внешние отличия Время45 минутИндивидуальное завершение НаполняемостьВесь класс Малая группа (не более человек). Состав определяет учитель в зависимости от педагогических целей Содержательные отличия 1.Детско- взрослые отношения Учитель - инициатор и организатор, он оценивает общую ситуацию урока Учитель – консультант и эксперт, помогает ребенку адекватно оценить свою работу (выбор карточки, адекватный вопрос) 2.Содержание предметного материала Принятие и постановка учебной задачи, выделение общего способа действия, введение принципов моделирования Освоение операций, входящих в состав введенного способа действия (тренировочное занятие)

29 Сравнение урока и занятия УрокЗанятие Содержательные отличия 3.Формы работы Учащиеся совместно обсуждают введенные принципы; работают коллективно; поставленная цель завершается; учащиеся работаю группой, индивидуально, фронтально, но решают обязательно общий для всех вопрос Со школьники работают индивидуально или небольшими группами. Учащиеся самостоятельно выбирают для себя вид и объем заданий, решают, чем заниматься – тренироваться в совершенствовании определенного умения либо сразу выполнять работу на оценку и проверять свои умения.

30 Отличительные особенности урока: 1. постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс); 2. класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения); 3. представляет по содержанию часть учебного курса по предмету и имеет определенную цель, которая обусловлена местом данного урока в учебном курсе; 4. урок посвящается только одному предмету ( расписание); педагогическое управление уроком; 5. вариативность деятельности учащихся. И.П. Подласый

31 Отличительные особенности учебного занятия: - занятие не заканчивается со звонком; - позиция учителя- консультант, наблюдатель, эксперт; - каждый ученик решают свою задачу

32 Анализ учебного занятия 1. Цель, тип занятия 2. Умеет ли учитель держать паузу? Оставляет ли время для обдумывания? 3. Присутствует ли в речи учителя оценочные суждения? 4. Удается ли учителю перевести детские оценочные суждения в вопросную форму? Чтобы ребенок сформулировал свой вопрос. 5. Какие педагогические приемы удалось обнаружить? 6. Какие важные вопросы задает учитель? 7. Организует ли учитель пространство выбора для ученика? 8. В чем состоит индивидуальность работы каждого конкретного ученика? 9. Какое продолжение своей работы для каждого ребенка после звонка? 10. Как ученику видны собственные трудности? Собственные изменения?

При реализации ФОС третьего поколения огромная роль отводится творческой, методической работе преподавателя, учителя – педагогического работника. Эта работа перестала носить формальный характер, на первый план выходит творческий, научно обоснованный , практико-ориентированный подход к разработке учебной документации.Комбинируя набор элементов Конструктора, меняя связи между ними и их последовательность, можно получать бесконечное разнообразие комбинаций элементов. Будем рассматривать методический конструктор для разработки УМК как алгоритм (последовательность действий), следуя которому можно достичь намеченной цели, реализовать принятые решения..

ВложениеРазмер
metodicheskaya_razrabotka_kostina_sayt.doc 185 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение
«Промышленно-технологический колледж»

Тема: Методический конструктор урока

Разработал: Костина Н.А.

Творческий потенциал педагога, как условие реализации инновационных образовательных технологий

Реализация инновационных идей в учебном процессе

Алгоритм разработки урока/занятия

При реализации ФОС третьего поколения огромная роль отводится творческой, методической работе преподавателя, учителя – педагогического работника. Эта работа перестала носить формальный характер, на первый план выходит творческий, научно обоснованный , практико-ориентированный подход к разработке учебной документации.

Методический конструктор можно представить как набор элементов (модулей, правил), комбинируя которые можно выстраивать разнообразные методические разработки, начиная от занятий, уроков и заканчивая проектами.

Комбинируя набор элементов Конструктора, меняя связи между ними и их последовательность, можно получать бесконечное разнообразие комбинаций элементов. Будем рассматривать методический конструктор для разработки УМК как алгоритм (последовательность действий), следуя которому можно достичь намеченной цели, реализовать принятые решения. . Конструктор не исключает творческого подхода, напротив, способствует развитию педагога, внедрению в образовательный процесс инновационных педагогических технологий. Элементы конструктора формируются на основе существующих ресурсов и находятся в постоянном развитии, педагог постоянно находит и использует что-то новое . Конструктор основан на взаимосвязи результатов педагогической деятельности. Может быть использован педагогами, мастерами П/О, при разработке методических материалов, документов УМК, уроков с учетом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики дисциплины, МДК, учебой, производственной практики.

Основная цель – внедрение в образовательный процесс инновационных образовательных технологий.

Творческий потенциал педагога, как условие реализации инновационных образовательных технологий.

Система - это упорядоченное взаимодействие отдельных элементов, в ходе которого явление (система) приобретает новые качества, несвойственные совокупности этих элементов или отдельному элементу. [1]

Рассмотрим педагогическую систему как совокупность следующих элементов:

Цикл замкнут между целями и обучающимися. Педагог ищет новые методы реализации задач (проблем обучения). Выделим важнейшие моменты:

1 Глобализация мышления. Создание у обучающегося целостной смысловой картины мира.

2.Стандартизация образования при сохранении личностно-деятельного подхода.

3.Гуманизация учебного процесса, реализация идей педагогики сотрудничества. Исключение авторитарной педагогики.

Правила педагогики сотрудничества:

  1. Обучающийся не объект обучения, а субъект учения, равноправный партнёр педагога в процессе познания. Процесс познания – процесс переработки полученной информации.
  2. Педагог не сообщает, не транслирует информацию обучающемуся, а добивается совместного, продуктивного, успешного познавательного поиска, давая обучающемуся максимально возможную для них самостоятельность. Педагог отступает в сторону, если процесс познания идёт успешно. Вмешивается – в случае сбоя, корректирует свою деятельность с учетом процесса познания. В этом случае методический конструктор необходим.
  3. Внесение изменений в образовательный процесс, деятельность педагога происходит с учётом усвоения материала (мониторинга знаний, текущей. промежуточной и итоговой аттестации).
  4. В случае успешного познавательного поиска преподаватель создаёт на уроке атмосферу эмоционального подъёма (похвалы, подбадривания, поддержки)

4.Технологизация учебного процесса с применением методического конструктора:

  1. Педагогическая технология – моделирование конечного результата (на структурно-логическом, модульном уровне). Структурно-логический уровень моделирования это смысловые единицы содержания, которые должны быть усвоены.
  2. Продумывание последовательности и характера педагогических действий, ориентированных на системную деятельность преподавателя.
  3. Отслеживание текущих, промежуточных и итоговых результатов.

Алгоритмизация учебного процесса – уровень профессиональной культуры педагога.

5.Усиление культурологических основ деятельности педагога. Фоном для профессиональной подготовки – уровень культурного и общекультурного развития педагога.

6.Использование педагогической диагностики и самодиагностики, усиление исследовательской деятельности педагога.

7.Совершенствование профессионально-содержательной, профессионально-личностной, профессионально-деятельностной культуры педагога.

Творческая деятельность педагога – условие внедрения инновационных идей.

Творческая деятельность – создание социально-значимого продукта, обладающего оригинальными, нестандартными свойствами.

Творческая педагогическая деятельность отличается тем, что воздействует на внутреннюю сферу личности обучающегося. Результаты педагогической

деятельности трудно измеримы и отодвинуты по времени. Недостатки

Реализация инновационных идей в учебном процессе.

Будем исходить из того, что Рабочая программа учебной дисциплины, программного модуля выполнена в соответствии с локальным актом и прошла все необходимые согласования, утверждена. Далее наступает этап реализации программы. Исходным моментом является поурочное тематическое планирование с конкретным распределением вопросов и тем по урокам.

Урок – целенаправленный процесс взаимодействия педагога и обучающихся по усвоению определённого содержания с помощью различных методов, средств, приёмов с целью образования. воспитания и развития обучающихся. Урок всегда ограничен временем, пространством, списочным составом обучающихся. Урок как целостная система. Урок начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели — чего преподаватель хочет добиться; затем установления средства - что поможет в достижении цели, а уж затем определения способа — как будет действовать преподаватель, чтобы цель была достигнута

Эмпирический способ познания мира Дискретная форма знаний (ответы без вопросов) Монологические формы общения Фронтальные формы работы Субъектно-объектные отношения Деятельностный способ познания мира Коллективно-распределенная деятельность Диалогические формы общения Обучение в сотрудничестве Субъектно-субъектные отношения

Учитель-профессионал - демонстрирует культурные образцы действий, инициирует пробные действия детей, консультирует, корректирует действия, ищет способы включить в работу каждого. Учитель - воспитатель - создает условия для приобретения детьми жизненного опыта , самостоятельной выработки жизненных ценностей, “ со-участник ” , “ третейский судья ” . Учитель – тьютор - оказывает адресную помощь ребенку, не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать. Учитель – конструктор (проектировщик) проектирует пространство развития ребёнка, включая его в деятельность посредством использования приёмов, провоцирующих учебное действие.

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР УРОКА

Таблица - описание основных этапов-модулей урока и набор педагогических приемов и техник, которые позволят организовать деятельность учащихся и учителя на уроке в деятельностном подходе. Справочные материалы : распаковка приёмов педагогической техники, примеры уроков, фрагментов учебных занятий, иллюстрирующих применение этих приёмов

Универсальность Соответствие логике учебного занятия Простота и удобство использования Открытая система Система активных гиперссылок

Принцип свободы выбора Принцип открытости Принцип обратной связи Принцип идеальности Принцип креативности Принцип деятельности

Этапы урока/ прием Орг.момент Актуализация знаний Постановка учебной задачи Решение учебной задачи Закрепление, тренировка, отработка умений Повторение и систематизация изученного Контроль Рефлексия учебной деятельности Рифмованное начало урока Шаг за шагом. Ассоциативный ряд Генераторы критики Деловая игра «Я учитель» Морфологичский ящик. Опрос по цепочке Синквейн Ассоциативный ряд Жокей и лошадь. Отсроченная отгадка Диаграмма Венна Мини-проекты Жокей и лошадь. Согласен- не согласен. Фото- рефлексия Эпиграф к уроку Я беру тебя с собой. Фантастическая добавка Зигзаг Реставратор Диаманта. Блиц-контроль Мысли во времени. Кроссворд Игровая цель Пинг-понг Игровая цель Софизмы и провокации Создай паспорт. Толстый тонкий вопрос Райтинг . Телеграмма соседу Развивающий канон Лови ошибку Работа с Интернет ресурсами Дерево-предсказаний Ложная альтернатива . Плюс-минус Рюкзак. Удивляй Да-нет ЗХУ Угадай В своем темпе Вопросительные слова. Релейный контроль Хокку. Отсроченная отгадка Вопросительные слова Пропорция Инсерт. Мини-исследование Верно- неверно Тихий опрос Хочу спросить. Пословица, поговорка. Корзина идей, понятий, имен Удивляй Лови ошибку. Работа с Интернет ресурсами Программируемый опрос Кластер Рефлексивный экран Эмоциональное вхождение в урок Своя опора-шпаргалка Задания с недост. или избыточн. данными Сорбонка Решение ситуационных задач Своя опора-шпаргалка Взаимоопрос Цветовой индекс Проблемная ситуация прошлого урока Лови ошибку Ситуация яркого пятна Мини-проекты Реставратор Фишбоун (рыбный скелет). Интеллект-карты Пометки на полях

Нажмите, чтобы узнать подробности

Само понятие "методический конструктор" - не новое, уже давно понятно, что пользоваться различными заготовками к уроку, занятию или мероприятию гораздо удобнее, чем планировать все на пустом месте. Можно провести аналогию с детским игровым конструктором в виде кубиков. Ребенок из этих кубиков может построить все, что ему угодно: крепость, замок, дом, даже город. Кубики - это все, что у него есть, просто детали, но играя с ними, можно каждый раз создавать что-то новое. Наверное, и у каждого учителя есть определенный набор таких "кубков": идеи, приемы, технологии, методики. Многие из нас имеют и интересные "матрицы" - то, что мы заполняем нашими "кубиками". Например, для меня это шаблон технологической карты урока, представленной в виде таблицы, заготовка для интерактивной викторины "Своя игра". Последнюю я часто применяю на уроках литературы после изучения творчества какого-либо писателя или произведения, на моей странице сайта "Мультиурок" можно увидеть игру по творчеству М.Ю. Лермонтова, по роману "Евгений Онегин", по поэме "Мертвые души". Сама игра представляет собой презентацию, выполненную в привычной всем программе PowerPoint с использованием гиперссылок. Учащиеся 9 -10 классов проявляют большой интерес к такой игре, в перспективе может быть создание такой игры самими учащимися. Кроме того, данная игра разрабатывалась мной и для внеурочной деятельности, также на моей странице можно найти "Свою игру", посвященную Дню защитника Отечества и Международному женскому дню. Для учащихся пятого класса мной используется заготовка интерактивной игры для отработки орфографических правил "Рыболов", которая привлекает школьников своей яркой анимацией и позволяет в игровой форме закреплять различные правила правописания. В данный момент команда наших учителей занимается разработкой матрицы интерактивной игры-путешествия, которую также можно будет наполнять разным содержанием в зависимости от темы, целей и возраста учащихся.

Виды конструкторов не ограничены, и чем большее их число учитель использует в своей работе, тем разнообразнее и эффективнее его уроки и занятия.

Итак, методический конструктор представляет собой набор элементов, различных модулей, комбинируя которые можно выстроить методическую разработку для урока, его отдельного этапа, проектной и внеурочной деятельности. Методический конструктор также может представлять собой некий продукт для использования в обучении: заготовку настольной игры, чат-бота, образовательной платформы и т.д.

Учитель порой тратит очень много времени на подготовку урока, и методический конструктор может решить эту проблему. Его удобно использовать почти на любом уроке. Анатолий Гин в своей книге "Приемы педагогической техники" представляет такой конструктор для "сборки урока": все этапы обозначаются буквами: А - начало урока, Б - объяснение нового материала, В - закрепление, тренировка, отработка умений, Г- повторение, Д -контроль, Е - домашнее задание, Ж - контроль. Автор предлагает, используя гибкую структуру современного урока, пользоваться этой матрицей, дополняя ее своим содержанием, каждый раз новым, учитывая особенности класса, предмета и других факторов. Конечно же, учитель может добавлять какие-то элементы, например, рефлексию, или убирать ненужные. Обычное тематическое планирование переносится в такую матрицу, помогая нам очень кратко, но в то же время емко наметить все, что необходимо для эффективной работы на уроке. Очень удобно наполнять эту матрицу приемами и технологиями. Если у учителя уже есть богатый набор приемов, методик и технологий, он может даже в ходе самого урока эффектно их комбинировать. Главное условие - чтобы этот набор был систематизирован. Так методический конструктор позволит отследить, какие приемы используются часто, какие - реже, насколько они действенны и эффективны, какие из них необходимо доработать, какие и вовсе перестать использовать.

Используя методический конструктор, учитель может понять, на каком этапе какой прием подходит более других. Также систематизация и упорядочение этих приемов не позволит забыть некоторые из них, как часто бывает на практике. Таким образом мы не просто работаем на зрелищность или развлечение на уроке, но показываем детям, что учиться можно разными способами, и число этих способов безгранично, ведь учитель как творческая личность всегда находится в поиске.

Презентация на тему: " Методический конструктор как средство повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах развития детской одаренности." — Транскрипт:

1 Методический конструктор как средство повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах развития детской одаренности

3 Анализ кадрового состава ДОУ

4 Методический конструктор как средство повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах развития детской одарённости Актуальность проекта определяется социальным заказом общества на вопросы развития одаренности детей дошкольного возраста и высокий уровень профессиональной компетентности педагогов ДОУ Стратегическая цель: создание условий в ДОУ для достижения стабильных результатов в вопросах развития детской одарённости. Цель проекта: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам развития детской одарённости Задачи: Совершенствовать уровень теоретических знаний и практических умений педагогов в вопросах развития одарённости. Обобщить имеющийся педагогический опыт ДОУ в работе по развитию общей одарённости у детей дошкольного возраста. Обеспечить методическую поддержку педагогов по вопросам развития одарённости. Индивидуализировать воспитательно - образовательный процесс в ДОУ Задачи: Совершенствовать уровень теоретических знаний и практических умений педагогов в вопросах развития одарённости. Обобщить имеющийся педагогический опыт ДОУ в работе по развитию общей одарённости у детей дошкольного возраста. Обеспечить методическую поддержку педагогов по вопросам развития одарённости. Индивидуализировать воспитательно - образовательный процесс в ДОУ Сроки реализации проекта: март декабрь 2012 гг. База реализации проекта: МАДОУ 40 Сроки реализации проекта: март декабрь 2012 гг. База реализации проекта: МАДОУ 40 МАДОУ 40 г. Томска Общая информация о проекте

5 Что представляет методический конструктор? Методический конструктор представляет собой набор элементов (модулей), комбинируя которые можно выстраивать различные методические разработки, начиная от занятий и заканчивая проектами. Конструктор - это своего рода матрица, элементами которой могут выступать тексты, иллюстрации, программы, упражнения, педагогические приёмы и т.д. Виды конструкторов не ограничены. С их помощью можно решать различные педагогические проблемы. Так как конструктор состоит из модулей, его можно постоянно дорабатывать, совершенствовать, вносить новую информацию. В результате конструктор одного педагога может отличаться от конструктора другого педагога, т.е. становится индивидуальным педагогическим инструментом. МАДОУ 40 г. Томска

6 Виды конструкторов : Конструктор развития одарённости Конструктор ТРИЗ - занятия Конструктор интеллектуальных конкурсов Конструктор родительских собраний

7 Методы и приёмы ТРИЗ -технологии Конструктор ТРИЗ - занятия Этапы интегрированного занятия Морфологический анализ Синектика Системный оператор Круги Луллия Эмпатия Метод фокальных объектов Конструктор ТРИЗ-занятия

10 Интеллектуальные разминки Разминка - это существенная часть любой тренировки, она готовит мышцы к напряженной работе. Прежде чем устраивать десятикилометровый забег, нужно разогреться. Необходимо потянуть руки, ноги, плечи, спину. Это усилит циркуляцию крови, сделает мышцы более гибкими Аналогично, если вы хорошо разомнете свои мыслительные мышцы, это заметно улучшит показатели работы мозга. «Вхождение в занятие» начинается с одной или нескольких небольших, остроумных задачек, загадок, которую дети могут решить, опираясь на ранее изученный материал. Это должны быть задания, которые требует краткого, быстрого ответа. Интеллектуальные разминки способствуют повышению интереса к знаниям, развивают у детей нестандартное мышление. Интеллектуальные разминки содержат в себе большой потенциал для развития детей дошкольного возраста. Разминки помогают включить детей в работу, актуализировать уже имеющиеся знания перед получением новых. Разминки не занимают много времени, но дают только положительные результаты. Очень важно провести интеллектуальную разминку в хорошем темпе и с позитивным настроем. В интеллектуальную разминку следует включить те учебные задачи, которые помогут в дальнейшем легче усвоить новый учебный материал, позволят воспитанникам провести в дальнейшем определённые сравнения, анализ прошлой и новой информации. Не рекомендуется акцентировать внимание на возможных ошибках, неправильных ответах. Интеллектуальная разминка – это ни в коем случае не контроль знаний. Она преследует совершенно другие цели. Позитивный настрой разминки повлияет на формирование рабочей, психологически комфортной атмосферы всего занятия.

11 Название ритуала Содержание «Букет» Вправо,влево повернись и в цветочек превратись. Собираемся в букеты:по два,по четыре,все вместе. Какой красивый,большой букет у нас получился.Кому бы вы хотели его подарить? «Мой друг» - Доброе утро! Собрались все дети в круг Я твой друг, и ты мои друг. Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.Чтобы у нас весь день было хорошее настроение. «Передай улыбку по кругу» Педагог: У меня хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по кругу (педагог улыбается рядом стоящему ребенку,этот ребенок улыбается своему соседу и т.д.) «Давайте поздороваемся» Дети по сигналу хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути, здороваются определённым образом: Один хлопок- здороваются за руку, Два хлопка –здороваются плечиками, Три хлопка –здороваются спинками «Бабочка –ледышка» По кругу из рук в руки передается мячик,который в зависимости от инструкции то ледышка,тобабочка,то горячая картошка. «Здравствуй,солнышко родное!» Все вместе в кругу: Здравствуй,солнышко родное! Здравствуй,небо голубое! Здравствуй,матушка-земля! Здравствуй,ты, издравствуй,Я! Ритуалы приветствия Цель: создания эмоционального настроя и мотивационной готовности к участию в работе

12 Видеоконструктор ТРИЗ-занятия Структурные компоненты занятия А. Ритуал начала занятия Волшебный клубочек Круг радости Улыбка Бабочки - ледышки Б. Интеллектуально- творческая разминка Волшебные очки Мозговой штурм Найди Найди предмет Кто с кем дружит?

13 Конструктор развития одаренности Гибкость Оригинальность Любознательность Отличная память Высокая концентрация внимания Творческое воображение Продуктивность

14 Компоненты одарённости Приёмы, упражнения, игры Любознатель- ность Интеллектуаль ные игры Исследовате- ли Эксперимен- ты Экскурсии Эвристиче ские беседы Гибкость и беглость мышления Игра "Простые рисунки". Ищем клад Раздели на группы Игра "Противопо- ложность". План местности Перечисли предметы Исследовате- ли Составь группу Кто кем (чем) будет? Игры со словами Геометрич еские головолом ки Смысловы е пары Третий лишний Угадай предметы Какое что бывает? Что подходит? Что снаружи, что внутри? Поиск аналогов. Давай придумы- вать. Кто кем будет? Я луна, а ты звезда. Составь группу. Нелепицы. Оригиналь- ность мышления Чего на свете не бывает? Найди отличия и общее Нитка и клубок Кто назовет больше? Определе- ние Кляксы Составь слово из послед-них звуков Превраще- ния Тропинка На что это похоже? Творческое воображение Салат из сказок Машина времени. Необычное животное Метод Л. Н. Толстого Что будет, если…? Свободное фантазирован ие Облака- загадки Увеличе- ние - уменьшен ие Метод фокальных объектов Оживление Дорисовыва ние Фантасти- ческое объедине- ние Как мне повезло! Ускорение - замедление Склонность к решению дивергентных задач Способы применения предмета Зашифрован- ное послание Сказочные задачи Задачи кота Потряс- кина Кто я? Подумаем вместе Мозговой штурм Говорящие буквы Нравится-не нравится.Чт о можно изменить? Необычная карусель Отличная память Фотоаппараты Опиши соседа Подарки Фруктовый салат Пуговица Запомни фигуру Повторяй за мной Разрисуй по образцу Снежный ком Во что одет сосед? Ниточка и иголочка Что измени - лось? Что ты видел? Угадай персонаж Художник Не упусти детали Запомни и повтори Запомни предметы Высокая концентрация внимания Опиши соседа Найди две одинаковые фигуры Шерлок Холмс Одинако-вые картинки Секретное письмо Слово спряталось Отражение в зеркале Дорисуй фигуру Все помню Лото из фигур Найди отличие Кто спрятал ся? Корректурна я проба Раскрась одинаковые Найди ошибку Посмотри, запомни, нарисуй ЛабиринтВерно- неверно

Читайте также: