Дополнительная программа лего конструирование для детей с овз

Обновлено: 23.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Государственное областное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мурманская коррекционная школа № 1»

Директор_____________ С. И. Павлова

Приказ №____от___________ 20___ г.

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Легоконструирование»

I – IV классы

Автор рабочей программы

Красуля Екатерина Васильевна,

Планируемые результаты освоения обучающимися

с лёгкой умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

программы внеурочной деятельности

«Легоконструирование»

на конец обучения в младших классах.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:

· описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

· выделять существенные признаки предметов;

· обобщать, делать несложные выводы;

· классифицировать явления, предметы;

· давать определения тем или иным понятиям;

· осуществлять поисково-аналитическую деятельность для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении учебных предметов;

· формировать первоначальный опыт практической преобразовательной деятельности.

Предполагаемые результаты по программе внеурочной деятельности:

Первый уровень результатов - школьники приобретут представление о свойствах деталей строительного материала; о технике моделирования механизмов, узнают способы крепления и будут учиться выполнять их; об основных принципах моделирования, конструирования;

Второй уровень результатов - школьники получат опыт работы с деталями, освоят способы крепления деталей; получат возможность развития способности логически мыслить.

Третий уровень результатов – школьники приобретут опыт анализа конструкций и генерирования идей; научатся работать по предложенным инструкциям; творчески подходить к решению задачи по моделированию; излагать, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию, самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

Государственное областное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мурманская коррекционная школа № 1»

Рассмотрено на заседании МО Согласовано

протокол №___ от_________________ Зам. директора по ВР Руководитель МО __________________ ___________________

Рабочая программа по предмету внеурочной деятельности

«Легоконструирование»

I – IV классы

(1-ый год обучения)

Автор рабочей программы

Красуля Екатерина Васильевна,

1. Программа образования – вариант 1 Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (легкая умственная отсталость)

2. Место учебного предмета – входит во внеурочную деятельность и относится к части учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса.

3. Количество учебных часов - 1 час в неделю (34 учебные недели), 34 часа в год.

4. Рабочая программа разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями/ Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014г, №1599

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /М-во образования и науки Рос. Федерации. –М.: Просвещение, 2017;

- «Образовательная робототехника во внеурочной деятельности младших школьников в условиях введения ФГОС», / А. С. Злаказов, Г. А. Горшков, С. Г. Шевалдина; под науч. ред. В. В. Садырина, В. Н. Халамова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011

5. Направление внеурочной деятельности – научно-техническая .

6. Пояснительная записка.

Цель программы – формирование наглядно-образного мышления у детей с нарушением в развитии посредством использования конструирования.

Задачи программы:

1. Формировать у школьников элементы наглядно - схематического мышления путем самостоятельной сборки моделей;

2. Способствовать развитию у детей навыков сюжетного конструирования с использованием материалов Lego;

3. Разработать серию специальных дидактических игр по формированию конструктивных навыков у детей с нарушениями в развитии.

4. Использовать специальные дидактические игры для формирования конструктивных навыков.

7. Разделы программы, количество часов; основное содержание тем:

Уровень цивилизованности общества во многом определяется его отношением к детям с проблемой в развитии. В последнее время все больше внимания уделяется детям-инвалидам, идет поиск путей решения этой социальной проблемы: как сделать так, что бы неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок мог вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его развитие, способствуют приобретению уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного задуманного продукта. Конструирование, прежде всего, важное средство в коррекции и развитии зрительных, слуховых, осязательных восприятий, развитии пространственных ориентировок, ручной умелости у детей с умственной отсталостью.

Конструируя, дети учатся не только различать внешние качества предмета, образца (форму, величину и пр.), у них развиваются познавательные и практические действия.

Формирование пространственных представлений происходит на наглядном материале. Занятие по конструированию способствует развитию речи детей, так как в процессе работы они учатся общаться друг с другом, делиться своими замыслами, правильно обозначать в слове названия направлений (верх, низ, далеко, близко, сзади, спереди, слева, справа и т.д.) они овладевают и такими понятиями, как «широкий - узкий», «высокий- низкий», «длинный- короткий».. Связь между действием, образами и словом возникает лишь в условиях специального, организованного, коррекционного обучения. Развитие регулирующей функции речи, связь воспринятого со словом, активизация представлений по слову осуществляется на всех уроках, в частности и по конструированию.

Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Обучающиеся пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ученики учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

Различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу. Конструирование по образцу - когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема). При конструировании по условиям - образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки - большим). Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.

Дополнительная образовательная программа «Лего-конструирование» предназначена для ребят с ограниченными возможностями , имеющих стабильный интерес к техническому творчеству и желающих осваивать приемы работыс конструкторами Лего.

Направленность программы: образовательная программа «Лего-конструирования» имеет научно-техническую направленность. Образовательная область – лего-конструирование и робототехника.

Актуальность и новизна программы.

Научно-техническое творчество на сегодняшний день является предметом особого внимания. Приоритеты в современном обществе направленные на развитие технического творчества обучающихся, способствовали созданию и апробации данной образовательной программы «Лего-конструирование для детей с ОВЗ.

Общеобразовательной программы с данной группой детей на данный момент не существует. Поэтому возникла необходимость в создании данной программы

Эффективным для технического развития детей является не только обучение детей сложным способам крепления деталей, но и создание условий для самовыражения личности воспитанника через представление своего продукта своего труда.

LEGO-конструктор открывает обучающемуся новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества.

Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление заключается в том, что она обеспечивает системный подход в работе с детьми с ОВЗ. В решении задач в сфере образования, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей детей с ОВЗ.

Знакомясь с конструированием, обучающиеся открывают тайны механики, получают соответствующие навыки, учатся работать, получают основу для будущих знаний, развивают способность находить оптимальное решение, что, несомненно, пригодится им в течение всей будущей жизни.

Конструктор LEGO предоставляет ребенку прекрасную возможность учиться на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться на пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе. Обучение происходит особенно успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который представляет для него интерес. Важно, что при этом ребенок сам строит свои знания, а педагог лишь консультирует его.

Формирование наглядно-образного мышления у детей с нарушением в развитии посредством использования конструирования.

1. Формировать у школьников элементы наглядно - схематического мышления путем самостоятельной сборки моделей;

2. Способствовать развитию у детей навыков сюжетного конструирования с использованием материалов Lego;

3. Разработать серию специальных дидактических игр по формированию конструктивных навыков у детей с нарушениями в развитии.

4. Использовать специальные дидактические игры для формирования конструктивных навыков.

Отличительная особенность программы.

Отличительной особенностью данной общеобразовательной программы в данной области заключается в том, что программа рассчитана на детей с ограниченными возможностями . Практические занятия по программе связаны с использованием конструктом LEGO . Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, предоставление детям выбирать самостоятельно тот или иной конкретный объект конструирования в рамках схемы.

Методы и приемы.

Рассматривание на занятиях готовых п о строек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)

Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Решение проблемных задач с помощью педагога.

Возраст детей участвующих в реализации данной общеобразовательной программы: от 7 до 9 лет.

Мышление. Мыслительные процессы тугоподвижны и инертны. Абстрактное мышление не развито, дети остаются на уровне конкретных понятий. Понятия чаще обобщают несущественные признаки предметов и явлений.

Память. Дети с ОВЗ лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных детей, формируется произвольное запоминание.

Воображение отличается фрагментарностью, неточностью, схематичностью из-за бедности жизненного опыта, несовершенства мыслительных операций.

Внимание характеризуется малой устойчивостью, трудностями распределения, замедленной переключаемостью.

Деятельность. У детей не сформированы навыки учебной деятельности. Недоразвита целенаправленная деятельность, имеются трудности самостоятельного планирования собственной деятельности.

Сроки реализации программы: 2 года

Формы и режим занятий: занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как интерактивна (игровая – ролевые), практическое обучение (практические занятия), теоретическое обучение (лекционные).

Общее количество часов в год: 67 часов.

Количество занятий в неделю: 1 раз в неделю по 1 часу.

Продолжительность занятия 35 минут с 10 минутным перерывом

Ожидаемые результаты освоения программы:

Обучающийся будет знать:

  • основные термины по программе;
  • детали конструктора, их назначение;
  • виды крепежа;
  • понятие и основные виды конструкций;
  • баланс конструкций.

Обучающийся будет уметь:

  • работать со схемой, образцом, инструкцией;
  • создавать простейшие конструкции из лего;
  • создавать конструкции на основе образца и на основе собственного замысла;
  • проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;
  • оценивать результаты своей и чужой деятельности;
  • анализировать и делать выводы по проделанной работе.

Обучающий сможет решить следующие жизненно-практические задачи:

- реализовать право на свободный выбор.

Способы проверки результатов освоения программы:

Промежуточная и итоговая проверка знаний будет проводиться диагностика по экспресс-методике исследования общего состояния психической сферы и личности ребенка, Л.С. Цветковой.

Форма подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы: выставка лего-построек.

Формы педагогического контроля

Эффективность реализации данной программы зависит не только отсодержания и объема учебного материала, заданий, формы проведения занятий.

Во многом это определяется системой отслеживания результата и его своевременной корректировкой.

Отслеживание развития ребенка и результативности его деятельности осуществляется методами: наблюдения, опроса.

Виды и формы контроля:

текущий (осуществляемый в ходе повседневной работы): наблюдение за группой и каждым обучающийся в отдельности;

периодический (проводимый после изучения логически законченной части программы): самостоятельные творческие работы;

итоговый (в конце учебного года): выставка.

При этом учитываются следующие критерии:

  • внимание, сосредоточенность – как быстро усваивается теоретический и практический материал
  • уровень трудности – нужны ли дополнительные занятия;
  • способность создавать модели на основе образца, схемы;
  • способность создавать модели на основе собственного замысла;
  • умение работать в паре, в группе.

Одним из элементов отслеживания результатов во время занятия мною используются такие задания как:

  • создать модель по образцу;
  • внести новое качество в построенную по схеме модель;
  • создать модель по собственному замыслу.

Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимы:

  • необходимое количество часов;
  • проектор для показа слайдов и видео;
  • конструкторыLego;
  • компьютерная программа Lego;
  • инструкции по технике безопасности;
  • учебные пособия, методические материалы и разработки по темам программы;
  • наглядно-демонстрационные материалы.

оборудование, инструменты и приспособления :

  • доска с проектором,
  • рабочие компьютеры,
  • программное обеспечение,
  • компьютерная программа Lego;
  • конструкторы Lego.

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Уровень цивилизованности общества во многом определяется его отношением к детям с проблемой в развитии. В последнее время все больше внимания уделяется детям-инвалидам, идет поиск путей решения этой социальной проблемы: как сделать так, что бы неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок мог вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его развитие, способствуют приобретению уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного задуманного продукта. Конструирование, прежде всего, важное средство в коррекции и развитии зрительных, слуховых, осязательных восприятий, развитии пространственных ориентировок, ручной умелости у детей с умственной отсталостью.

Конструируя, дети учатся не только различать внешние качества предмета, образца (форму, величину и пр.), у них развиваются познавательные и практические действия.

Формирование пространственных представлений происходит на наглядном материале. Занятие по конструированию способствует развитию речи детей, так как в процессе работы они учатся общаться друг с другом, делиться своими замыслами, правильно обозначать в слове названия направлений (верх, низ, далеко, близко, сзади, спереди, слева, справа и т.д.) они овладевают и такими понятиями, как «широкий - узкий», «высокий- низкий», «длинный- короткий».. Связь между действием, образами и словом возникает лишь в условиях специального, организованного, коррекционного обучения. Развитие регулирующей функции речи, связь воспринятого со словом, активизация представлений по слову осуществляется на всех уроках, в частности и по конструированию.

Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Обучающиеся пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ученики учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

Различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу. Конструирование по образцу - когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема). При конструировании по условиям - образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки - большим). Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.

Дополнительная образовательная программа «Лего-конструирование» предназначена для ребят с ограниченными возможностями , имеющих стабильный интерес к техническому творчеству и желающих осваивать приемы работыс конструкторами Лего.

Направленность программы: образовательная программа «Лего-конструирования» имеет научно-техническую направленность. Образовательная область – лего-конструирование и робототехника.

Актуальность и новизна программы.

Научно-техническое творчество на сегодняшний день является предметом особого внимания. Приоритеты в современном обществе направленные на развитие технического творчества обучающихся, способствовали созданию и апробации данной образовательной программы «Лего-конструирование для детей с ОВЗ.

Общеобразовательной программы с данной группой детей на данный момент не существует. Поэтому возникла необходимость в создании данной программы

Эффективным для технического развития детей является не только обучение детей сложным способам крепления деталей, но и создание условий для самовыражения личности воспитанника через представление своего продукта своего труда.

LEGO-конструктор открывает обучающемуся новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества.

Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление заключается в том, что она обеспечивает системный подход в работе с детьми с ОВЗ. В решении задач в сфере образования, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей детей с ОВЗ.

Знакомясь с конструированием, обучающиеся открывают тайны механики, получают соответствующие навыки, учатся работать, получают основу для будущих знаний, развивают способность находить оптимальное решение, что, несомненно, пригодится им в течение всей будущей жизни.

Конструктор LEGO предоставляет ребенку прекрасную возможность учиться на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться на пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе. Обучение происходит особенно успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который представляет для него интерес. Важно, что при этом ребенок сам строит свои знания, а педагог лишь консультирует его.

Формирование наглядно-образного мышления у детей с нарушением в развитии посредством использования конструирования.

1. Формировать у школьников элементы наглядно - схематического мышления путем самостоятельной сборки моделей;

2. Способствовать развитию у детей навыков сюжетного конструирования с использованием материалов Lego;

3. Разработать серию специальных дидактических игр по формированию конструктивных навыков у детей с нарушениями в развитии.

4. Использовать специальные дидактические игры для формирования конструктивных навыков.

Отличительная особенность программы.

Отличительной особенностью данной общеобразовательной программы в данной области заключается в том, что программа рассчитана на детей с ограниченными возможностями . Практические занятия по программе связаны с использованием конструктом LEGO . Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, предоставление детям выбирать самостоятельно тот или иной конкретный объект конструирования в рамках схемы.

Методы и приемы.

Рассматривание на занятиях готовых п о строек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)

Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Решение проблемных задач с помощью педагога.

Возраст детей участвующих в реализации данной общеобразовательной программы: от 7 до 9 лет.

Мышление. Мыслительные процессы тугоподвижны и инертны. Абстрактное мышление не развито, дети остаются на уровне конкретных понятий. Понятия чаще обобщают несущественные признаки предметов и явлений.

Память. Дети с ОВЗ лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных детей, формируется произвольное запоминание.

Воображение отличается фрагментарностью, неточностью, схематичностью из-за бедности жизненного опыта, несовершенства мыслительных операций.

Внимание характеризуется малой устойчивостью, трудностями распределения, замедленной переключаемостью.

Деятельность. У детей не сформированы навыки учебной деятельности. Недоразвита целенаправленная деятельность, имеются трудности самостоятельного планирования собственной деятельности.

Сроки реализации программы: 2 года

Формы и режим занятий: занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как интерактивна (игровая – ролевые), практическое обучение (практические занятия), теоретическое обучение (лекционные).

Общее количество часов в год: 67 часов.

Количество занятий в неделю: 1 раз в неделю по 1 часу.

Продолжительность занятия 35 минут с 10 минутным перерывом

Ожидаемые результаты освоения программы:

Обучающийся будет знать:

  • основные термины по программе;
  • детали конструктора, их назначение;
  • виды крепежа;
  • понятие и основные виды конструкций;
  • баланс конструкций.

Обучающийся будет уметь:

  • работать со схемой, образцом, инструкцией;
  • создавать простейшие конструкции из лего;
  • создавать конструкции на основе образца и на основе собственного замысла;
  • проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;
  • оценивать результаты своей и чужой деятельности;
  • анализировать и делать выводы по проделанной работе.

Обучающий сможет решить следующие жизненно-практические задачи:

- реализовать право на свободный выбор.

Способы проверки результатов освоения программы:

Промежуточная и итоговая проверка знаний будет проводиться диагностика по экспресс-методике исследования общего состояния психической сферы и личности ребенка, Л.С. Цветковой.

Форма подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы: выставка лего-построек.

Формы педагогического контроля

Эффективность реализации данной программы зависит не только отсодержания и объема учебного материала, заданий, формы проведения занятий.

Во многом это определяется системой отслеживания результата и его своевременной корректировкой.

Отслеживание развития ребенка и результативности его деятельности осуществляется методами: наблюдения, опроса.

Виды и формы контроля:

текущий (осуществляемый в ходе повседневной работы): наблюдение за группой и каждым обучающийся в отдельности;

периодический (проводимый после изучения логически законченной части программы): самостоятельные творческие работы;

итоговый (в конце учебного года): выставка.

При этом учитываются следующие критерии:

  • внимание, сосредоточенность – как быстро усваивается теоретический и практический материал
  • уровень трудности – нужны ли дополнительные занятия;
  • способность создавать модели на основе образца, схемы;
  • способность создавать модели на основе собственного замысла;
  • умение работать в паре, в группе.

Одним из элементов отслеживания результатов во время занятия мною используются такие задания как:

  • создать модель по образцу;
  • внести новое качество в построенную по схеме модель;
  • создать модель по собственному замыслу.

Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимы:

  • необходимое количество часов;
  • проектор для показа слайдов и видео;
  • конструкторыLego;
  • компьютерная программа Lego;
  • инструкции по технике безопасности;
  • учебные пособия, методические материалы и разработки по темам программы;
  • наглядно-демонстрационные материалы.

оборудование, инструменты и приспособления :

  • доска с проектором,
  • рабочие компьютеры,
  • программное обеспечение,
  • компьютерная программа Lego;
  • конструкторы Lego.

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная


Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Составлена с учетом требований Федеральных государственных стандартов и соответствует возрастным особенностям школьника.

Образовательные конструкторы LEGO вводят учащихся в мир моделирования и конструирования, способствуют формированию общих навыков проектного мышления, исследовательской деятельности, группового обсуждения. Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие. Оно теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. В работе с младшими школьниками с учетом их возрастных особенностей можно использовать различные виды конструкторов. Использование конструктора LEGO в работе с детьми способствует совершенствованию остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, восприятия формы и габаритов объектов, пространства.

Применение LEGO способствует:

развитию у детей сенсорных представлений; умения работать по предложенным инструкциям; творчески подходить к решению задач; развивать и совершенствовать высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, обобщение); тренировке пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики руки; сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения; развитию умения излагать мысли в чёткой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения.

Цель данного курса — обеспечить дополнительную возможность развития детей 7-11 лет, их самовыражение в техническом творчестве.

Воспитательные:

· формирование целостного оптимистического мироощущения детей;

· воспитание трудолюбия, усидчивости, аккуратности, обязательности;

· воспитание бережного отношения к окружающей среде;

Обучающие:

· формирование у детей теоретических знаний, освоение терминологии конструирования и робототехники;

· освоение детьми практических навыков работы с конструктором, навыков элементарного программирования.;

Коррекционно-развивающие:

· осуществлять коррекцию недостатков познавательной деятельности;

· развивать образное мышление, воображение, пространственную ориентировку, наблюдательность, речь, внимание, моторные навыки, а так же недостатки физического развития;

· формировать творческие способности, фантазию, эстетический и художественный вкус.

Социальные:

· способствовать адаптации к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям;

· готовить к самостоятельной жизни в современном мире;

· учить работать не только самостоятельно, но и коллективно.

Условия реализации

Программа кружковой деятельности по Лего-конструированию основывается на принципах доступности, системности, коллективности, патриотической направленности, проектности, диалогичности.

Принцип доступности осуществляется путём такого распределения материала в течение учебного года и всего курса в целом, что младшие школьники на основе конструктора LEGO закрепляют и углубляют знания по изученным предметам, знакомятся с научными знаниями с учётом психофизических и возрастных особенностей. Связь занятий по Лего-конструирование с изучаемыми предметами поможет усилить межпредметные связи, расширить сферу получаемой информации, подкрепить мотивацию обучения.

Принцип системности предусматривает изучение материала и построение всего курса от простого к сложному. С каждым годом изучения материал повторяется, но уже на новом, более высоком уровне. Благодаря многообразию типов конструктора LEGO возможно постепенное усложнение изделий и способа конструирования (начиная с показа по образцу за учителем, затем работа по схеме, составление по уже готовому образцу, к самостоятельному творческому конструированию).

Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся в конструировании, содержанием которого являются обмен эстетическими ценностями, опытом. Диалогичность требует искренности и взаимного понимания, признания и принятия.

Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение идентификации младших школьников себя с Россией, народами России, российской культурой, природой родного края.

Принцип коллективности предполагает воспитание и образование младшего школьника в детско-взрослых коллективах, даёт опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими.

Принцип проектности предусматривает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку младшего школьника к проектной деятельности, развёртываемой в логике замысел – реализация – рефлексия. В условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретёнными знаниями для решения новых познавательных и практических задач. При работе над проектом появляется возможность формирования у школьников компетентности разрешения проблем, а также освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основной цели:

· работать по предложенным инструкциям,

ознакомление с основными принципами механики,

В процессе работы формируются навыки взаимодействия и развиваются творческие способности.

Программа способствует формированию положительной мотивации к обучению, активная включенность ребенка в процесс игры, создает основу формирования учебных навыков.

Учебное занятие состоит из 3-х частей, взаимосвязанных друг с другом:

Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления (длительность -10 минут).

Цель первой части – развитие элементов логического мышления.

Основными задачами являются:

Совершенствование навыков классификации.

Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.

Активизация памяти и внимания.

Ознакомление с множествами и принципами симметрии.

Развитие комбинаторных способностей.

Закрепление навыков ориентирования в пространстве.

Вторая часть - собственно конструирование.

Цель второй части - развитие способностей к наглядному моделированию.

Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.

Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.

Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO.

Развитие речи и коммуникативных способностей.

Третья часть - обыгрывание построек, выставка работ.

Формы организации занятий самые разные: конструирование по заданным схемам-картам, по изображению, по замыслу.

Конструктор Лего WeDo позволяет учащимся работать в качестве юных исследователей, инженеров, математиков и даже писателей, предоставляя им инструкции, инструментарий и задания для межпредметных проектов. Учащиеся собирают и программируют действующие модели, а затем используют их для выполнения задач из курсов естественных наук, технологии, математики, развития речи.

Конструктор Лего дает возможность экспериментировать и создавать собственный безграничный мир, чувствовать себя, с одной стороны, неотъемлемой частью коллектива, а с другой - беспрекословным лидером в созданной ситуации.

Результаты изучения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, межпредметных и предметных результатов.

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Контроль и оценка планируемых результатов.

В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко­торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели:

– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

Окружающий нас мир.

Данный цикл занятий проходит для закрепления и пропедевтики тем по окружающему миру. Учащиеся повторят уже изученную по окружающему миру тему на новом уровне, закрепят её. Некоторые темы на кружке Лего-робототехнике будут изучаться раньше, чем по программе, поэтому станут хорошей пропедевтической работой.

Основы безопасности жизнедеятельности.

Этот цикл занятий предназначен для закрепления и углубления знаний по основам безопасности жизнедеятельности. Учащиеся повторят правила дорожного движения. Эта одна из самых актуальных тем, так как чаще всего в дорожно-транспортные происшествия попадают именно школьники. Вспомнят об опасностях, которые их могут ожидать дома и на улице.

Художественная литература и Лего-конструирование.

Занятия с темами по художественной литературе помогут в развитии творческих способностей детей. Учащиеся смогут побыть декораторами, актёрами, сценаристами, костюмерами. Познакомятся с такими понятиями, как «театр», «сцена», «спектакль», «афиша». Усвоят правила поведения в театре, музее. Глубже познакомятся с творчеством полюбившихся авторов. В данном блоке занятий автора и произведение для работы могут выбрать сами дети. Педагог остаётся наблюдателем и помощником в воплощении идей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование Лего-конструкторов в развивающей деятельности с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа Психолого-педагогического сопровождения для обучающихся с ОВЗ начальных классов «Лего- конструирование»»

Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области

«Елань – Коленовский центр психолого – педагогической, медицинской и социальной помощи»

от ___ ___20___г. №____

Заместитель директора по СВ и Б

от ___ ___20__ г.№____

Адаптированная рабочая программа

для обучающихся с ОВЗ

Срок реализации программы: 1 год

Количество часов в год 36 в неделю 1

Составитель: Волина Юлия Викторовна, педагог –психолог службы «Гармония»

Квалификационная категория: 1

Педагогический стаж: 17 лет

Программа рассмотрена на заседании школьного методического объединения специалистов

психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Протокол №___ от_________ г.

Руководитель М/О _________________(Л.В. Синельникова )

Елань-Колено, 2017 год

Пояснительная записка

Использование Лего-конструкторов в развивающей деятельности с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья (далее дети с ОВЗ) повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных деталей. Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с учащимися разного возраста и по разным направлениям. Дети с удовольствием посещают игровые занятия. Лего-конструирование – это современное средство обучения детей. Внедрение разнообразных Лего-конструкторов в развивающую деятельность с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья поможет решить проблему адаптации детей к образовательной среде, а также способствует всестороннему развитию личности ребенка и побуждает получать знания дальше. Лего-конструирование является коррекционно- развивающей программой для ребят с ОВЗ. Лего интересно детям, и с помощью конструктора очень легко и увлекательно работать над развитием пространственного, математического мышления. Стараться развивать фантазию, точность, стремление проявить себя, реализовать свою идею.

В данной программе представлены технологии организации психологического сопровождения ребенка с проблемами в развитии, трудностями в обучении и социальной адаптации в условиях ППМС-центра.

Необходимость разработки данной программы обусловлена, с одной стороны, увеличением числа детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в ППМС-помощи, и, с другой стороны, дефицитом эффективных коррекционно-развивающих программ, направленных на обеспечение психологического сопровождения данной категории детей в реальных условиях их обучения и воспитания с учетом их психофизиологических и индивидуально-типологических особенностей. В ходе реализации программы осуществляется коррекционно-развивающее, психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях образовательного учреждения.

Программа курса «Лего-конструирование» соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования. Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Программа помогает детям адаптироваться к жизни. Одним из вариантов помощи являются занятия, где дети комплексно используют свои знания. Материал по программе «Лего-конструирование» строится так, что ребята стараются использовать весь свой потенциал для достижения намеченной цели.

Целью программы ЛЕГО-конструирования являетсяпсихологическое сопровождение обучающихся с ОВЗ, овладение ими навыками начального технического конструирования, математическими представлениями, развитие мелкой моторики, координации «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости),приобретение ими навыка взаимодействия в группе.

Основными задачами программы Лего-конструирования являются:

- обеспечение комфортного самочувствия ребенка;

- развитие творческих способностей и логического мышления ребенка;
- развитие образного, технического мышления и умения выразить свой замысел;
- развитие умения творчески подходить к решению задачи;

- развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

Основное содержание:

Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности световосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе. У учеников формируются математические представления. Математическая подготовка детей с ОВЗ имеет исключительную практическую важность, поскольку человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать арифметическими выражениями, осуществлять счет и различные операции с числовыми величинами. Овладение ребенком математическими представлениями, знаниями и умениями является немаловажным фактором его социализации.

Читайте также: