Эль лисицкий конструктор автопортрет

Обновлено: 16.05.2024

Лисицкий - один из выдающихся художников авангарда, во многом определивший развитие архитектуры и дизайна XX века. Именно он придумал проун - "проект утверждения нового".

Лазарь Лисицкий родился 10 ноября 1890 года в небольшом селе Починок Смоленской области, в еврейской семье. Позже они переехали в Витебск, где Лазарь стал брать уроки рисования у еврейского художника Юделя Пэна. Он, кстати, был учителем Марка Шагала .

Лисицкий поступил в Высшую политехническую школу в немецком Дармштадте и с успехом ее окончил.

В 1915 году он поступил в Рижский политехнический институт, который на время войны эвакуировали в Москву, в 1918 году получил звание инженера-архитектора.

Книги

В 1916 году Лисицкий начал серьезно заниматься живописью. Он участвовал в работе "Еврейского общества поощрения художеств", в выставках — в 1917, 1918 и 1920 году. В 1917 году Лисицкий начал иллюстрировать книги, издаваемые на идише.

В 1919 году Марк Шагал пригласил его в Витебск преподавать в Народном художественном училище. Туда же по приглашению Шагала, приехали Юдель Пэн и Казимир Малевич .

Преподаватели Народного художественного училища. Витебск, 26 июля 1919 года. Сидят слева направо: Эль Лисицкий, Вера Ермолаева, Марк Шагал, Давид Якерсон, Юдель Пэн, Нина Коган, Александр Ромм

Преподаватели Народного художественного училища. Витебск, 26 июля 1919 года. Сидят слева направо: Эль Лисицкий, Вера Ермолаева, Марк Шагал, Давид Якерсон, Юдель Пэн, Нина Коган, Александр Ромм

Шагал и его «клубок единомышленников» были сторонниками фигуративной живописи, авангардист Малевич же в то время основал супрематизм. Работы Малевича приводили Лисицкого в восхищение.

Проуны

С 1920 года Лазарь Лисицкий начинает подписываться как «Эль».

Лисицкий в итоге сделал в пользу супрематизма, однако привнес в него некоторые новшества. В первую очередь он был архитектором, а не художником, поэтому разработал концепцию проунов — «проектов утверждения нового», которая предполагала выход плоскостного супрематизма в объем.

По его собственным словам, это должна была быть «пересадочная станция по пути от живописи к архитектуре» . Для Малевича его творческие концепции были явлением сугубо философским, для Лисицкого же — практическим. Его целью была разработка города будущего, максимально функционального.

Путешественник по всем векам. Фигурина. Эскиз к проекту постановки оперы «Победа над солнцем». Эль Лисицкий, 1921

Путешественник по всем векам. Фигурина. Эскиз к проекту постановки оперы «Победа над солнцем». Эль Лисицкий, 1921

Архитектура

Экспериментируя с расположением зданий, он придумал проект знаменитого горизонтального небоскреба . Такое решение позволило бы получить максимум полезной площади при минимальных опорах — идеальный вариант для центра города, где мало места для застройки. Проект так и не был воплощен в реальность. Единственное здание, построенное по его чертежам, — типография журнала «Огонек», в Москве в 1932 году.

«Ошибка наша была в том, — вспоминал Лисицкий, — что мы хотели сразу проникнуть в ту технику, которой еще нет — я хотел создать архитектуру, которая оторвалась от фундамента и парит в воздухе, преодолев силу тяжести».

Типография журнала «Огонек», возведенная в Москве в 1932 году. В октябре 2008 года здание сильно пострадало от пожара

Типография журнала «Огонек», возведенная в Москве в 1932 году. В октябре 2008 года здание сильно пострадало от пожара

Типография журнала «Огонек», возведенная в Москве в 1932 году. В октябре 2008 года здание сильно пострадало от пожара

Типография журнала «Огонек», возведенная в Москве в 1932 году. В октябре 2008 года здание сильно пострадало от пожара

Типография журнала «Огонек», возведенная в Москве в 1932 году. В октябре 2008 года здание сильно пострадало от пожара

Типография журнала «Огонек», возведенная в Москве в 1932 году. В октябре 2008 года здание сильно пострадало от пожара

У Лисицкого было множество других архитектурных проектов: текстильный комбинат, дом-коммуна, яхт-клуб, комплекс издательства «Правда».

Проект небоскребов не получил воплощения в 1920-х годах, однако пятьдесят лет спустя архитекторы начали активно использовать эту концепцию.


Само имя Эль Лисицкого, знакомо оно вам или нет, кажется нестандартным и футуристичным. Именно такими были сами авангардисты.


Конструктор (автопортрет), 1924. Из собрания Государственной Третьяковской галереи

В начале XX века представители этого направления в искусстве стремились найти новые средства выражения, радикально отличные от предыдущих. Они экспериментировали, расширяли границы и создавали новую художественную реальность будущего. Лисицкий не был исключением. Он проявил себя во многих жанрах искусства – был архитектором, художником, инженером, графическим дизайнером, фотографом и типографом. Почти везде Лисицкий – признанный новатор, а значит, выдающийся авангардист. Лисицкий добился значительных успехов в оформлении книг, в графическом дизайне, в фотографии, в возрождении еврейского искусства. Однако среди его знаковых идей – проуны, горизонтальные небоскребы и инновационный подход к организации выставочного пространства. Именно за них Лисицкого считают выдающимся деятелем авангарда, ведь его универсальный талант подарил миру уникальные художественные решения.

Проуны


Эль Лисицкий. Проун. 1920 г.

Начнем знакомство с самого важного изобретения Лисицкого – проунов. Проун – это неологизм, аббревиатура от амбициозного “проекта утверждения нового”. С 1920 года Эль Лисицкий начал работать в стиле супрематизма, активно взаимодействуя с Малевичем. Супрематизм выражался в комбинациях простых разноцветных геометрических фигур, которые образовывали супрематистские композиции. По словам Малевича, супрематизм является полноценным созданием художника, его чистой фантазией, абстрактным творением. Таким образом, он освобождал художника от подчинения реальным объектам окружающего мира.

Изначально Лисицкий был увлечен концепцией супрематизма, но скоро его стало больше интересовать не идейное наполнение, а практическое применение супрематистских идей. Именно тогда он создает проуны – новую художественную систему, которая соединила идею геометрической плоскости с объемом. Лисицкий придумывает настоящие трехмерные модели, состоящие из разноцветных объемных фигур. Данные модели служат прототипом новаторских архитектурных решений – футуристического города будущего. Лисицкий называл проуны «пересадочной станцией по пути от живописи к архитектуре». Проуны позволяют по-другому взглянуть на организацию пространства – как живописного, так и реального.

Горизонтальные небоскребы


Эль Лисицкий «Горизонтальный небоскреб в Москве. Вид на Страстной бульвар» 1925

В начале XX века авангардисты творили историю – они придумывали города будущего, закладывали новые художественные и эстетические ценности, стремились к кристальной функциональности и практичности. В 1924-1925 гг. Эль Лисицкий представляет необычный проект на площади у Никитских Ворот – горизонтальные небоскребы. Они стали логичным продолжением идеи проунов, которые из живописи трансформировались в архитектурный объект. Подобно проунам небоскребы выглядят, как простые геометрические фигуры. Но на этот раз проуны превратились в строго функциональное изобретение.

В горизонтальных частях небоскребов должны были располагаться центральные учреждения, а в вертикальных опорах размешались бы лифты и лестницы. Одну из опор планировали связать с метрополитеном. Лисицкий ставил перед собой амбициозную цель – получить максимум полезной площади при минимальной опоре. Он планировал поставить восемь небоскребов в центре Москвы – они бы полностью изменили облик города, превратив его в город будущего. Здесь Лисицкий проявил себя настоящим урбанистом. Однако концепция горизонтальных небоскребов была слишком новаторской для своего времени. Она никогда не была воплощена в России. Архитектурные решения Лисицкого оказали значительное влияние на мировую архитектуру. Прототипы горизонтальных небоскребов были построены в других странах.

Выставочное пространство


На еще одно новаторское решение Эль Лисицкого снова вдохновили проуны. В 1923 г. он создает проун-комнату для Большой Художественной выставки в Берлине. Это трехмерное пространство, в котором геометрические фигуры проунов стали по-настоящему объемными — они буквально выросли из стен. В то время экспозиции были организованы по простому принципу – все произведения и предметы были развешены в ряд по стенам. Лисицкий же превращает само пространство выставки в инсталляцию, в арт-объект, который активно взаимодействует со зрителем. В проун-комнате зритель оказывался в объемном пространстве, которое меняется в зависимости от того, под каким углом на него смотреть. Комната и размещенные в ней объекты трансформируются, призывая аудиторию к интерактиву и вовлекая в процесс создания экспозиции. Подобный подход к организации выставочного пространства был новым словом в выставочном дизайне.

Сразу в двух музеях – Третьяковский галлерее и Еврейском музее и центре толерантности – в середине ноября открылись большие выставки, посвященные русскому художнику Эль Лисицкому. Экспозиции можно посмотреть до 18 февраля. Зачем нужно посетить обе выставки и чем они отличаются?

Главное отличие выставок в том, что они посвящены разным периодам творчества Эль Лисицкого. В Еврейском музее и центре толерантности экспозиция рассказывает о начальном еврейском периоде творчества художника. Здесь вы можете увидеть ранние работы Лисицкого. В Третьяковской галлерее представлен основной авангардистский период творчества. Здесь вы познакомитесь со знаменитыми проунами, архитектурными проектами, эскизами выставочного дизайна и фотографией. Перед посещением рекомендуем скачать гид Алены Донецкой и захватить наушники – бывший редактор русского Vogue составит отличную компанию в изучении вселенной Лисицкого.

Начинать знакомство с ретроспективой можно в порядке хронологии с Еврейского музея и центра толерантности – данная часть экспозиции помогает понять истоки творчества Лисицкого, рассказывает о влиянии еврейских корней на работы художника и знакомит зрителей с его уникальным стилем. В свою очередь, экспозиция в Третьяковской галерее представляет авангардный период творчества и включает знаковые работы художника. Наш совет: забудьте про хронологию. Если вы решите посетить первой выставку в Третьяковской галерее, то вам еще больше захочется узнать, что повлияло на Лисицкого. Если сначала вы отправитесь в Еврейский музей, то Третьяковки вам в итоге не избежать, ведь именно там вы узнаете, как развился художественный и архитектурный талант Лисицкого. Дело в акцентах, а как их расставить – решать только вам.


Аня Стеблянская

Эстет, немного путешественник, ценитель литературы, просторных музеев и кинематографа. Верит, что Пушкин – наше все.

Эль Лисицкий (Лазарь Мордухович Лисицкий, 22 ноября 1890, с. Починок, Российская Империя – 30 декабря 1941, Москва, СССР) – российский художник, дизайнер и архитектор, одна из ключевых фигур русского авангарда. Лисицкий, которого часто называют первым российским дизайнером, популяризировал и пропагандировал идеи супрематизма, развивая и трансформируя их в соответствии с собственным видением. Творчество художника оказало существенное влияние на Баухауз и конструктивистов. Его эксперименты с техниками и стилями стали во многом определяющими для графического дизайна ХХ века.
Особенности творчества художника Эль Лисицкого: в ранние годы художник делал иллюстрации для детских книг на идише. После знакомства с Казимиром Малевичем полностью посвятил себя супрематизму и его строгим геометрическим формам. Позже стал создавать объемные конструкции, называемые «проунами» («проекты утверждения нового»), тоже в соответствии с супрематическими идеями. Много внимания уделял дизайну и архитектуре, представляя город не как разрозненные здания, а как единый организм. Кроме того, Лисицкий создал серию агитационных плакатов для советской власти.
Известные произведения Эль Лисицкого: «Клином красным бей белых», «Все для фронта! Все для победы! (Давайте побольше танков)», проуны (1, 2, 3, 4), иллюстрации к книгам «Супрематический сказ про два квадрата» (1, 2, 3) и «Маяковский. Для голоса» (1, 2, 3, 4).

По всему выходило так, что Лазаря Лисицкого ожидала незавидная судьба. Он родился в еврейской семье в Российской Империи, которая, помимо прочего, «славилась» антисемитской политикой. Он жил в Германии и даже женился на немке. Он продвигал не слишком популярные в России идеи супрематизма и конструктивизма. В конце концов, почти 20 лет он был смертельно болен. Но, как это ни удивительно, Лисицкому удалось прожить насыщенную, интересную и невероятно творческую жизнь, ни на шаг не отступая от намеченного курса и не предавая своих идеалов.

Когда Лисицкий был ребенком, его семья периодически жила то в Смоленске, то в Витебске. Рано проявив интерес к живописи, Лазарь стал брать уроки у местного художника Юделя Пэна. В 1909 году он попробовал поступить художественную академию в Санкт-Петербурге, но ему это не удалось, поскольку в то время к обучению в высших учебных заведениях допускалось очень ограниченное число евреев. Поэтому, как и большинство из них, Лисицкий отправился учиться в Германию. Первая мировая война вынудила его вернуться в Россию, но революция и смена власти повлекли за собой по большей части положительные перемены. Лисицкий посвятил себя еврейскому искусству: он устраивал выставки местных художников, иллюстрировал книги (в том числе и детские).

Эти работы стали мощным толчком в творческой карьере Лисицкого. Благодаря им он знакомится с множеством художников, сыгравших в дальнейшем немаловажные роли в его судьбе. Позже он откажется от еврейского искусства и с головой погрузится в супрематизм. Он будет участвовать в огромном количестве выставок, преподавать в нескольких художественных учебных заведениях, сотрудничать с Баухаузом и группой «Стиль», иллюстрировать книги (и даже напишет свою собственную), примкнет к художественной группе Малевича «УНОВИС», и при всем этом еще будет находить время на агитационную продукцию для советской власти. Наверное, именно поэтому Лисицкого не коснулись «кровавые чистки» сталинского режима. Тем не менее, художник, который считал себя в первую очередь архитектором, оставил гораздо более яркий след в Европе, чем в России. Его идеи до сих пор воплощают в жизнь, и сейчас – гораздо охотнее, чем раньше. Вероятно, Лисицкий попросту опередил свое время.

Красный клин

В 1919 году Лисицкий по приглашению давнего друга Марка Шагала снова перебирается в Витебск, чтобы преподавать в недавно открывшемся Народном художественном училище графику, печатное дело и архитектуру. Позже сюда же приезжают Казимир Малевич и бывший учитель Лисицкого Юдель Пэн. Именно Малевич в итоге стал причиной раскола в училище, поскольку его новаторские идеи были восприняты, мягко говоря, прохладно. Шагал и многие другие преподаватели были сторонниками фигуративной живописи, да и публика не понимала и не хотела принимать супрематические картины. Однако Лисицкий был восхищен работами Малевича, его тоже привлекали четкие геометрические формы, и в конце концов он полностью отказался от еврейской живописи. Но несмотря на преданность супрематизму, Лисицкий все еще оставался близким другом Шагала, который старался придерживаться классических форм и техник. Малевича же мало заботило мнение коллег, его политика преподавания была довольно агрессивной, и очень быстро он распространил свои идеи по всему училищу. Лисицкий оказался между двух огней, он не хотел ни лишиться дружбы с Шагалом, ни отказаться от нового учителя. Закончилось все тем, что Шагал из-за «непримиримых разногласий» покинул училище. После этого Лисицкий полностью посвятил себя супрематизму и начал выводить свои работы из плоскости в объем. Так и появились знаменитые проуны, которые позже развились в архитектоны.

В отличие от Малевича, который исповедовал супрематизм как некую философскую идею, взгляды Лисицкого были сугубо практическими. В конце концов, в первую очередь он был архитектором, и основной целью большинства его работ было построение идеального «города будущего». Художник говорил, что его проуны – «пересадочная станция по пути от живописи к архитектуре» . Поднимая геометрические фигуры из двухмерной плоскости, придавая им объем и наделяя каждый элемент строгой функциональностью, Лисицкий создает планы и проекты городов, которые, согласно его замыслу, должны выглядеть и существовать, как единый живой организм. В таких экспериментах рождается знаменитый горизонтальный небоскреб, который, однако, так и не был осуществлен на практике. Как и большинство архитектурных задумок Лисицкого. Единственным его проектом, воплощенным в жизнь, стало здание типографии журнала «Огонек» в Москве.

Еще одним доказательством того, что Лисицкого интересовали в первую очередь не сами идеи, а их практическое применение, можно считать разработанный им в 1930 году проект экономичной квартиры. Это было уникальное жилое пространство, в котором все элементы могли с легкостью перемещаться, что позволяло трансформировать квартиру в соответствии с потребностями и нуждами владельца.

Любовь и смерть

Софи Кюпперс всю жизнь была связана с миром искусства. Она родилась в семье издателя, первым ее мужем был искусствовед и директор Центра современного искусства в Ганновере, и вместе они собрали небольшую, но весьма интересную коллекцию работ перспективных художников (в том числе, Кандинского, Шагала и Клее). В 1922 году Софи овдовела, оставшись с двумя маленькими сыновьями на руках. В том же году женщина попадает в Берлине на выставку, где впервые видит работы советского художника Эль Лисицкого. Личное знакомство с ним только усилило чувство восхищения, которое Софи испытывала, глядя на работы Лисицкого. Между ними завязалась оживленная переписка, которая длилась несколько лет, пока в 1927 году Лисицкий не сделал Кюпперс официальное предложение руки и сердца.

Софи не испугало ни крайнее неодобрение со стороны семьи жениха, ни то, что ради этого брака ей пришлось переехать в Москву, на долгое время расставшись с сыновьями. Добавьте к этому неустойчивое финансовое положение и неизлечимую болезнь Лисицкого. Но Кюпперс уже в 1930 году приняла советское гражданство и перевезла в Москву из Германии своих детей – Курта и Ганса. В этом же году у Лисицких родился сын Борис.

В 1923 году Лисицкий перенес острую пневмонию, а спустя несколько недель ему поставили диагноз «туберкулез». С этого момента и до конца жизни художник потратил массу сил и времени на лечение, при этом никогда не прекращая работать. Однако в то время туберкулез все еще был равен смертному приговору. В период романа в письмах Лисицкий пишет Софи, что ему удалили одно из легких. Оставшееся время ему приходится дышать наполовину. В конце концов, второе легкое тоже начинает сдавать. В последние месяцы жизни Лисицкий живет с выведенной из тела наружу серебряной трубкой, по которой из его единственного легкого выходил гной.

Софи оставалась рядом с мужем до последнего вздоха. Лисицкий не пережил очередного обострения болезни и скончался в своем доме в Сходне в возрасте 51 года. Художнику «повезло» не попасть под каток сталинских репрессий и не столкнуться с ужасами Второй мировой. Гораздо хуже пришлось в этом отношении сыновьям Кюпперс и ей самой. Курта арестовали в Дрездене в 1940 году – как «красного», прожившего 10 лет в России, пасынка еврея. А в тот же день, когда умер Лисицкий, в Москве был арестован Ганс – с вечным ярлыком «немец». Он встретил свою смерть на Урале, Курту же удалось выйти живым из гитлеровских лагерей. В 1944 году Софи вместе с Борисом выслали в Новосибирск, где она прожила до конца своих дней. К счастью ей удалось сохранить и вывезти картины, фотографии и письма Лисицкого. В 60-х годах она передала часть архива мужа в Третьяковскую галерею и написала о художнике книгу. Как ни странно, творчество Лисицкого по-прежнему остается гораздо более популярным за рубежом, чем на родине.

30 июля в Дублине в Ирландском Музее современного искусства открылась выставка выдающегося русского и советского художника-авангардиста Эль Лисицкого. Она посвящена взаимодействию художника и только что рожденной новой страны — СССР. Впрочем , еще больше она иллюстрирует глобальное влияние личности на историю. В том числе книгой , созданной с поэтом Маяковским!

«Художник и государство»: Эль Лисицкий и целый мир

Художественные идеи и работы Лисицкого изучают практически во всех иностранных академиях художеств. Фактически , Эль Лисицкий за рубежом — не менее культовая фигура , чем Малевич или , допустим , Кандинский. Заслуга мастера — не только новаторство в дизайне , но и покорение « третьего измерения» — переход из мира плоских построений.

Автопортрет Лазаря Марковича Лисицкого (Эль Лисицкий) «Чертеж». 1924

Автопортреты писали не только художники-портретисты. Познание мира через исследование собственного образа широко распространено среди мастеров кисти всех времен. Читать дальше Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait , от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше

Эль Лисицкий , Лазарь Маркович Лисицкий — художник , архитектор , типограф , теоретик искусства. Удивительно , что вклад этого выдающегося автора , работающего не только в жанре авангарда , кажется совершенно недооцененным на его родине , в России.

В то же время, именно его художественные идеи и работы изучают практически во всех иностранных акаде

В то же время , именно его художественные идеи и работы изучают практически во всех иностранных академиях художеств. Фактически , Эль Лисицкий за рубежом — не менее культовая фигура , чем Малевич или , допустим , Кандинский.

Эль Лисицкий. Татлин за работой

Чтобы понять сложившееся положение вещей , необходимо — пусть крайне поверхностно — обратиться к творческой деятельности Лисицкого. Хотя бы пунктиром , но обозначить вклад этого без преувеличения великого человека в развитие живописи его времени. Мы обозначим несколько хронологических периодов жизни художника. Итак…

Эль Лисицкий. Исследование

Еврейский авангард

Термином «авангард» сегодняшние специалисты по искусствоведению называют общий тренд новых течений, возникших в мировом искусстве на рубеже XIX и ХХ веков. От понятия «модернизм» его отделяет весьма тонкая грань. Читать дальше Малевич, «изобретая» супрематизм, в мастерскую никого не пускал. Единственным исключением была художница-авангардистка Александра Экстер. Некогда жительница Киева, переехав во Францию, она преподавала в школе Фернана Леже, создавала «модельную» одежду, и после долгого забвения ее картины сегодня ценятся «на миллион». Наш небольшой экскурс – по киевским маршрутам «амазонки русского авангарда». Читать дальше

За год до Октябрьской Революции , вдохновленный идеей нового еврейского искусства , Лазарь Лисицкий путешествует по Литве и Белоруссии в поисках памятников еврейской старины. Он иллюстрирует несколько книг на идише , используя народную еврейскую символику. Фактически , своими работами Лисицкий задал основное направление в еврейской книжной графике на годы вперед.

Иллюстрация Лазаря Лисицкого к сказкам Г. Х.Андерсена на идише. 1920

Иллюстрация Лазаря Лисицкого к сказкам Г. Х.Андерсена на идише. 1920

Создание теории «Проунов»

Закончив в юности архитектурный факультет , Эль Лисицкий тяготился двумерностью чертежей и эскизов. Чтобы вырваться из «прокрустова ложа» плоскости , им была придумана теория « проунов» ( «проекты утверждения нового»), в которых живопись сливается с архитектурой. Фактически , проуны — это трехмерные объемные супрематические модели и миры , с помощью которых автор пытался совершить революцию в искусстве и архитектуре 20-х годов.

Лазарь Лисицкий, «Проун-1»

«Мы увидели , что новое живописное произведение , создаваемое нами , уже не является картиной. Оно вообще ничего не представляет , но конструирует пространство , плоскости , линии с той целью , чтобы создать систему новых взаимоотношений реального мира. И именно этой новой структуре мы дали название — проун».

Рекламный трейлер к видеоигре , созданной на основе теории проунов Эль Лисицкого.

Голландия , 2011 год.

Оформление книг и типографика

В 20-е годы , находясь на лечении в Германии , художник бросает вызов самому Гуттенбергу. Лисицкий объявил книгу целостным художественным организмом , а к дизайну ее подошел как архитектор. «Новая книга требует новых писателей. Чернильница и гусиные перья мертвы» — пишет он в своих заметках « Топография типографики». «Никаких вам больше живописных картинок во всю страницу — оформление и содержание едины!»

Лазарь Лисицкий. Иллюстрация к книге «Супрематический сказ про два квадрата в 6-ти построениях». Ле

Лазарь Лисицкий. Иллюстрация к книге « Супрематический сказ про два квадрата
в 6-ти построениях». Лейпциг , 1922

Результатом сотрудничества Лисицкого с Маяковским стала вышедшая в начале 1923 г. в Берлине книга-шедевр « Маяковский для голоса». Примечательно , что в ней была сделана вырубка-регистр , как в телефонной книге — томик предназначался для чтецов.

Искусство изобретать новое, искусство синтезировать и скрещивать различные стили, искусство, в котором аналитический ум живет бок о бок с романтизмом. Так можно охарактеризовать творчество многогранного художника еврейского происхождения, без которого сложно представить развитие русского и европейского авангарда, – Эля Лисицкого.

Не так давно в России состоялась первая масштабная ретроспектива его произведений. Выставка «Эль Лисицкий» – совместный проект Государственной Третьяковской галереи и Еврейского музея и центра толерантности – раскрывает изобретательность художника и его стремление к совершенству во многих сферах деятельности.

Эль Лисицкий занимался графикой, живописью, полиграфией и дизайном, архитектурой, монтажом фотографии и многим другим. На площадках обоих музеев можно было познакомиться с работами из всех вышеперечисленных областей. В этом обзоре речь пойдет о части экспозиции, представленной в Еврейском музее.




Прямо возле входа на выставку можно увидеть автопортрет художника («Конструктор. Автопортрет», 1924). На снимке ему 34 года, он запечатлен в белом свитере с высоким горлом и с циркулем в руке. Фотография сделана с помощью фотомонтажа, путем наложения одного кадра на другой. Но большая рука, держащая циркуль, не перекрывает и не загораживает лицо автора, а гармонично сливается с ним воедино.

Лисицкий считал циркуль важнейшим инструментом современного художника, поэтому в некоторых работах, которые можно увидеть и на этой выставке, циркуль символизирует точность и четкость. Другие значимые инструменты Художника нового типа – а именно так Эль Лисицкий называл себя сам – это кисть и молоток.

Далее в Еврейском музее представлены работы раннего периода творчества Эля Лисицкого. В то время он был студентом архитектурного факультета Высшей политехнической школы в Дармштадте, поэтому в основном рисовал здания. Как правило, это архитектурные пейзажи родного Смоленска и Витебска (Свято-Троицкая церковь, Витебск, 1910, Башня крепости в Смоленске, 1910). Позднее художник оформил работы из отчета о путешествии по Италии, куда он отправился пешком, делая по дороге зарисовки пейзажей итальянских городов.

В тот же период художник обращался к одной из главных тем своей творческой деятельности − своему происхождению. Он изучал зарождение еврейской культуры, ее наследие, аспекты еврейского искусства. Лисицкий не просто интересовался этой темой – он внес огромный вклад в ее развитие, например, активно участвовал в деятельности «Культур-лиги» и других организаций, задачей которых было возродить национальную еврейскую культуру.

Так, в музее можно увидеть копию росписи могилевской синагоги (1916). К сожалению, эта работа – плод огромного вдохновения художника – не сохранилась, так как синагога была разрушена.




Особенное впечатление производит книга-свиток в деревянном ковчеге − Мойше Бродерзон. Сихат Хулин, 1917. Эль Лисицкий разработал дизайн для древнего еврейского манускрипта. Он вручную проиллюстрировал его, написал пером текст, а затем завернул в нарядную ткань, перевязав золотыми шнурами. Благодаря невероятной внимательности к деталям и трепетному отношению к национальной культуре, свиток стал напоминать старинную драгоценность.

Самым доступным форматом продвижения нового национального искусства была детская книга. На выставке представлены эскизы и иллюстрации Эля Лисицкого для первых детских книг на идише (например, оформление книги «Хад Гадья», 1919). Но это не просто иллюстрации − это долгий процесс поиска себя, как художника, и своего собственного стиля. В них автор ищет простой выразительный язык, в работах прослеживаются модернистские приемы, в том числе − отсылки к стилю Марка Шагала. И именно в иллюстрациях к детским книгам появляется пристрастие Эля Лисицкого к трем основным цветам, которым он останется верен надолго, − красный, черный и белый.

Огромное влияние на дальнейшее творчество оказало знакомство с Казимиром Малевичем. Эль Лисицкий был воодушевлен его новым стилем в живописи − супрематизмом. Беспредметная форма настолько увлекла художника, что он вступил в группировку «Уновис» (Утвердители нового искусства) и начал работать с Малевичем.

В это же время начались активные эксперименты Эля Лисицкого с простыми геометрическими формами и цветами. Глубокий анализ нового завораживающего стиля привел художника к трехмерной интерпретации супрематизма и созданию визуальной концепции моделей супрематистской архитектуры, которую он назвал «проун» (проект утверждения нового).

О создании проунов сам Лисицкий писал следующее:

«Холст картины стал для меня слишком тесным…, и я создал проуны как пересадочную станцию от живописи к архитектуре»

На выставке в Еврейском музее представлено достаточное количество проунов, в том числе работы-литографии из папки Кестнера (1923). Они дают возможность проанализировать концепцию художника и пространственное решение этих абстрактных, но в то же время объемных фигур. Работы геометрически выверены, а линии и формы будто оживают и парят в воздухе.

Шаг за шагом, выстраивая мост между абстракцией Казимира Малевича и реальностью, Эль Лисицкий настойчиво развивал утопические идеи переустройства мира в своих уже архитектурных проектах. Примером может послужить эскиз «Трибуны Ленина» (1920).




Эта огромного размера конструкция из промышленных материалов с различными механизмами, в том числе с передвижными платформами и стеклянным лифтом, образует диагональ в пространстве. На ее вершине находится ораторский балкон, а над ним - проекционный экран, на который предполагалось выводить лозунги.

Важно отметить, что художник внедрил супрематизм не только в объемный мир, но и в дизайн, например, в плакаты и детские книги. Яркий пример этому − знаменитый плакат «Клином красным бей белых» (1920), который также можно увидеть на выставке.

Работа представляет композицию из геометрических фигур, выполненных в любимых - красном, белом и черном - цветах художника. Он как бы ведет зрителя от знака к знаку, акцентируя его внимание на визуальных элементах плаката. Уже из названия несложно догадаться, что красный треугольник символизирует красную армию, белый круг − белую армию, а сам агитационный плакат становится одним из сильнейших символов революции.

Замысел проунов был интегрирован художником и в театральные проекты. На выставке представлен его так и нереализованный проект электромеханической постановки «Победа над солнцем» (1920-1921). По сути, художник решил создать свою оперу, свою историю, которая была призвана восхвалять технологии и их победу над природой.

В своей постановке Эль Лисицкий предлагал заменить людей машинами, превратив их в марионетки. Он даже дал им свое название − «фигурины». В основе каждой из девяти фигур, представленных на выставке, лежат проуны. В постановке было выделено место и для инженера, который, по задумке автора, должен был управлять всем спектаклем: фигуринами, музыкой, эклектическими фразами и прочим.

На выставке также нельзя пройти мимо экспериментов Эля Лисицкого с фотографией. Он вводил ее в построение новых художественных произведений, внедрял фотограммы в плакаты, создавал фотоколлажи - по сути, пробовал и использовал все технические и художественные возможности этого вида искусства.
Один из примеров фотограммы, представленной на выставке, − работа «Человек с гаечным ключом» (1928). На ней изображение человека в полный рост получено фотохимическим способом. Привлекает внимание то, как двигается фигура в пространстве и задает общую динамику работе. В руках человека гаечный ключ, который сливается с кистью и образует с ней единый объект.




В заключение хочется отметить, что в творчестве художника соединяются несовместимые вещи: с одной стороны, склонность к романтизму и утопическим идеям устройства мира, с другой − аналитический подход и добросовестность к любому делу. И хотя Эль Лисицкий не выделял в своей деятельности главной сферы и не создал собственной стилеобразующей концепции, он, несомненно, значимо повлиял на развитие русского и европейского авангарда.

Отличительная особенность его метода работы − способность синтезировать разные стили и художественные приемы и переносить их в различные сферы искусства и человеческой деятельности. И, пожалуй, одной выставки недостаточно, чтобы понять и прочувствовать, насколько изобретательным и универсальным (в хорошем смысле этого слова) художником был Эль Лисицкий.

Читайте также: