Эмз мясищева главный конструктор

Обновлено: 03.05.2024

Виды выполняемых работ:
- Разработка самолетов любых типов.
- Переоборудование самолетов и их модификация.
- Разработка многоступенчатых космических систем.
- Разработка аэростатических аппаратов.
- Испытания самолетов.
- Различного рода исследования на воздушных платформах.
- Разработка и экспериментальные отработки систем самолетов и космических аппаратов на стендах.
- Разработка и летная отработка аппаратов безопасного десантирования людей и грузов.
- Разработка высокотехнологичных устройств и механизмов.
- Разработка и изготовление самолетных конструкций из углепластика.

Контактные лица

Генеральный директор - Горбунов Александр Александрович
Генеральный конструктор - Соколов Леонид Алексеевич

Проекты

- Создание спецсамолётов на базе серийных самолетов ИЛ-20, ИЛ-22, Ил-38
- Создание самолетов - лабораторий на базе самолётов ЯК-42Д
- Проектирование возвращаемого ракетного блока многоразовой ракетной космической системы МРКС-1
- Проектирование оборудования для статических и лётных испытаний самолётов SSJ-100 и МС-21
- Создание комплекса стендов самолёта Т-50
- Сервисное и техническое обслуживание, продление назначенных и межремонтных сроков службы, проведение авторского и технического надзора авиационной техники и авиационной техники двойного назначения
- Модернизация самолетов Л-39, Л-410

Сертификаты и лицензии:

- Лицензия №1675К на осуществление космической деятельности. Выдана 03.04.2012г. Федеральным космическим агентством (Создание и модернизация ракет-носителей, иных средств выведения космической техники в космическое пространство, а также их составных частей и комплектующих, а именно: разработка конструкции элементов планера возвращаемого ракетного блока и системного демонстратора многоразовой космической системы первого этапа).
- Лицензия № 11841-АТ на осуществление разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники. Выдана 21.08.2012г. Министерством промышленности и торговли РФ.
- Лицензия ГТ 0115 № 005735 на осуществление мероприятий и (или) оказанию услуг в области защиты государственной тайны.
Выдана 21.09.2011г. Федеральной службой по техническому и экспортному контролю.
- Лицензия ГТ № 0034019 на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Выдана Управлением ФСБ России по г. Москве и Московской области.
- Лицензия ГТ № 0034020 на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны.

Историческая справка:

Экспериментальный машиностроительный завод (ЭМЗ) имени генерального конструктора Владимира Михайловича Мясищева - преемник и продолжатель предыдущих конструкторских коллективов, возглавляемых знаменитым авиаконструктором.

C 1924 по 1937 гг. В.Мясищев работает в КБ ЦАГИ под руководством А.Туполева. С 1933г. возглавляет бригаду экспериментальных самолетов. С 1937г. руководит переработкой документации лицензионного самолета DC-3 под отечественное серийное производство (Ли-2). В 1938г. В.Мясищев необоснованно репрессирован, но работает ЦКБ-29 НКВД и создает дальний высотный бомбардировщик ДВБ-102, проводит его летные испытания. С 1943 по 1946г. В.Мясищев заменяет погибшего В.Петлякова, возглавляет разработку и выпуск усовершенствованных модификаций пикирующего бомбардировщика ПЕ-2. C 1946 по 1951г. В.Мясищев ведет преподавательскую работу в МАИ. В соответствии с Постановлением Правительства от 24 марта 1951г. В.Мясищев создает ОКБ-23 и через 1 год и 10 месяцев поднимает в воздух стратегический бомбардировщик М-4, опередив по темпам создание американского B-52 аналогичного назначения. С 1956г. начинается выпуск стратегического бомбардировщика 3М (обозначение НАТО - "Бизон"), тогда же в ОКБ-23 осваивают отработку новой системы заправки топливом в полете "штанга-конус". В эти же годы В.Мясищев работает над проектами межконтинентальной ракеты "Буран" и крылатых пилотируемых спутников Земли. В конце пятидесятых годов создается сверхзвуковой стратегический самолет М-50 ("Баундер"), по техническим решениям опередивший время. В 1960г. ОКБ-23 переориентируется на работы по ракетостроению и передается В.М.Челомею.

В 1966г. В.М.Мясищев создает на базе ЛИиДБ бывшего ОКБ-23 новое ОКБ - "Экспериментальный машиностроительный завод". Здесь под его руководством создается проект транспортной авиационной системы ВМ-Т "Атлант", которая должна обеспечивать перевозку блоков ракетоносителя "Энергия" и космического челнока "Буран" на космодром Байконур. Одновременно ОКБ работает над созданием модуля кабины ВКС "Буран", проводит летные испытания в управляемом и автономном режимах на БТС (аналоге "Бурана" с дополнительными двигателями), созданном для горизонтальных летных испытаний. Тогда же на ЭМЗ разрабатывается однодвигательный высотный дозвуковой самолет М-17 "Стратосфера" (первый полет в 1982г.) с высоконесущим сверхкритическим крылом, обеспечивающим высотный полет и установление 25 мировых рекордов. После кончины В.М.Мясищева предприятие возглавляют: Степан Анастасович Микоян, затем, ученик Мясищева — Валентин Александрович Федотов.
В 1981г. ЭМЗ получает имя своего создателя. В эти годы заканчивается постройка "извозчика" ВМ-Т "Атлант" и проходят летную отработку все пять конфигураций, созданной воздушной транспортной системы, а также начинаются летные испытания БТС в пилотируемом и автономном режиме.
С 1986г. ЭМЗ во главе предприятия встает Валерий Константинович Новиков. В 1988г. поднимается в небо уже двухдвигательный самолет М-55 "Геофизика" (М-17РМ), установивший в свою очередь 16 мировых рекордов. М-55, барражируя на высотах более 20 км, способен вести эффективный мониторинг как земной поверхности, так и атмосферы планеты Земля. С 1993г. самолет М-55 "Геофизика" в вариантах воздушной платформы задействован в международных программах изучения атмосферы Земли и озонового слоя. 31 марта 1995г. совершает первый полет самолет бизнес-класса М-101Т "Гжель", используемый как аэротакси, а также, как платформа для мониторинга земной поверхности, картографии и т.п.
31 октября 2006г. генеральным директором ЭМЗ имени В.М. Мясищева назначается Анатолий Алексеевич Проскурнин. На ЭМЗ продолжаются работы по модернизации Ил-22 в ретрансляторы, разрабатывается проект авиационно-космической платформы для туризма М-91 и другие разработки авиационной и космической техники.

В марте 2010г. предприятие преобразовано в ОАО "ЭМЗ им.В.М. Мясищева".
После скоропостижной кончины А.А. Проскурнина (22.01.2011г.) руководителем предприятия становится Александр Александрович Горбунов.
25.03.2011г. В соответствии с Указом Президента РФ 100% акций ЭМЗ им.В.М. Мясищева внесены в уставной капитал ОАО "ОАК".
8 ноября 2011г. Горбунов А.А. назначен генеральным директором предприятия.

В декабре 2011г. высотная исследовательская лаборатория-самолёт М-55 "Геофизика" завершила очередной этап международных исследований состояния атмосферы в северных широтах.

В соответствии с контрактом продолжались работы по модернизации планера индийского самолёта "Сарас", созданного по совместному проекту.

10.01.2013г. состоялся первый облёт самолёта Як-42Д, переоборудованного по техническому заданию "Росгидромета" в вариант уникальной летающей лаборатории по исследованию состояния атмосферы. 31.07.2013г. начались лётные испытания этого самолёта с экипажем операторов и апробированием систем активного воздействия на различные типы облаков.

Продолжаются работы в рамках планов ОАК по созданию стендов перспективных самолётов.

В соответствии с контрактом с ГКНПЦ им.М.В. Хруничева идут работы по проектированию агрегатов возвращаемого блока МРКС-1.

Проводится и ряд других работ.

Прочее:

ОАО "ЭМЗ им. В.М. Мясищева" - предприятие с высоким интеллектуальным и техническим потенциалом, состоит из трёх основополагающих структур: конструкторское бюро, производство, летно-испытательная база.

Предприятие имеет большой опыт по созданию, проведению летных испытаний, внедрению в серию и эксплуатации авиационной техники. Это разработанные на предприятии: высотные дозвуковые самолёты М-17 "Стратосфера", М-55 "Геофизика", транспортный самолёт для перевозки крупногабаритных грузов ВМ-Т "Атлант", многоцелевой самолёт М-101 "Гжель" (с модификациями пассажирского, аэросъемочный комплекс).

В рамках национальной космической программы "Энергия-Буран" создана герметичная кабина воздушно-космического самолёта "Буран" с системами жизнеобеспечения, одновременно спроектирована и отработана система аварийного покидания кабины ВКС, начиная с нулевой отметки; создана силовая установка аналога ВКС "Буран" и проведены его лётные испытания.

Разработаны проекты нескольких авиационно-космических систем для туризма на базе самолётов М-55 и ВМ-Т. Ведутся работы по созданию возвращаемого ракетного блока МРКС-1.

Разработаны проекты дирижаблей, а также вертостата (синтез аэростатического аппарата с вертолётными движителями).

Другим направлением деятельности предприятия является переоборудование серийных самолетов (более 40 лет). Решение сложнейших технических проблем и накопленный опыт позволяет обществу оставаться одним из головных исполнителей Гособоронзаказа по госконтрактам с Министерством обороны. За это время специалистами предприятия обеспечено переоборудование различных самолётов в самолеты-ретрансляторы, воздушные пункты управления, самолёты-лаборатории и другие воздушные платформы с проведением летно-конструкторских, государственных испытаний и их летной эксплуатации.

На предприятии выполняется большой объем работ связанных с проектно-конструкторскими и производственными работами по созданию испытательного оборудования для опытных образцов самолётов, стендов и экспериментальных установок для ЛА разработки предприятий ОАО "ОАК".

Организация и проведение международных научно-исследовательских полётов по изучению параметров верхних слоев атмосферы с использованием модифицированного самолёта М-55 "Геофизика", а также проведение аэрофотосъёмочных работ на базе самолёта М-101Т "Гжель".

Участие в программах и проектах (внутрироссийских, международных):

С 1995г. ЭМЗ им. В.М. Мясищева участвует в международных программах изучения атмосферы (характеристики воздушных масс на разных высотах, состояние озонового слоя, физика образования грозовых аномалий, параметры высотных облачных образований, проблемы изменения климата, валидация спутниковых измерений) до высоты 20 км. В программах задействован дозвуковой высотный самолёт разведчик М-17РМ, модифицированный в вариант исследовательской воздушной платформы М-55 "Геофизика". Лётно-технические характеристики самолёта позволяют разместить на борту 2000 кг научной аппаратуры и создать ряд внешних обтекателей в качестве приборных отсеков.


Экспериментальный машиностроительный завод имени В. М. Мясищева (ЭМЗ) — опытно-конструкторское бюро авиационно-космической направленности в России.

Предприятие-гигант, один из трех китов, включая ЦАГИ им. Жуковского (которому, в этом году исполняется уже 102 года) и ЛИИ им. Громова, на которых много лет держалась жизнь города Жуковского (есть еще несколько предприятий, но они менее масштабные).

Огромная «территория» размером с несколько подмосковных городов, МАКС-ы – международные аэро-космческие салоны, теперь еще и Жукпорт, международный аэропорт – это все кусочки ЭМЗ.

ЭМЗ основали 14 июня 1966 года. Были объединены филиал машиностроительного завода им. М. В. Хруничева, уже находившийся в г. Жуковский, и Конструкторское бюро № 90. Это объединение фактически воссоздавало закрытое в октябре 1961 года ОКБ Мясищева. Первым генеральным конструктором стал Владимир Мясищев, который с 1967 года также являлся ответственным руководителем предприятия.

Сейчас AO ЭМЗ им. В. М. Мясищева входит в структуру ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация»

Основные направления деятельности (сухим языком плаката) - переоборудование самолётов и их модификация; разработка аэростатических аппаратов; испытания самолётов; различного рода исследования на воздушных платформах; разработка и экспериментальные отработки систем самолётов и космических аппаратов на стендах; разработка и изготовление самолётных конструкций из углепластика.

На самом деле это уникальные самолеты, часть осталась в прошлом, как «Буран», сделанный именно здесь, на ЭМЗ. М-55 «Геофизика», многие другие.

В октябре 2018 года мне удалось первый раз в жизни побывать на «территории». Вместе с волонтерами центрального музея ВВС в Монино, которые специально приехали, чтобы спасти для музея очередной уникальный экспонат.


Что меня поразило – в 9 утра на въезде на территорию огромная пробка из личных машин. Такое впечатление, что здесь весь город. Это же хорошо. И пешком, с автобусов и маршруток народ валит толпами, так что пропуска пришлось еще подождать.

Понятно, что попасть в такое ммммм место – дело не простое. Хорошо, что на меня успели сделать пропуск. И даже на фотоаппаратуру. Причем внести ее внутрь – дело не хитрое. А вот ВЫНЕСТИ!


И самое главное – не шататься бесцельно по территории :)


ОК, шатаемся с целью.

Конечно же, сразу за проходной «аллея славы».


Чуть потрепанная временем, но сейчас на всей территории идет глобальный ремонт, так что порядок наведут, я думаю, и скоро. Здесь – все самые значимые достижения ЭМЗ



У волонтеров микроавтобус и бортовой КАМАЗ. Уииии, Я КАТАЛАСЬ НА КАМАЗЕ. :)

По дороге к основному месту работы надо кое-что подобрать


Вообще, такие предприятия, конечно – это неиссякаемый источник ВСЕГО. Как объяснил мне Павел Проскурня, руководитель группы волонтеров, отсюда за 90-е годы «добрые люди» вывезли огромное количество самолетов – не в музеи! Но до сих пор по кустам, ящикам и цехам лежит еще столько всего, что хватит на несколько музеев.

По дороге можно увидеть много всего


Самолеты… и разные



Геофизика как раз


Про каждый, думаю, можно написать отдельную поэму


Вот этот самолет тоже неплохо бы смотрелся в Монино


Конечно, на улице стоит очень малая часть, и это уже не рабочие экземпляры. Все самое главное – внутри огромных ангаров. Есть и новые


А есть старые, построенные здесь сразу после войны


Говорят. Говорят, что эти створки – трофейные, привезены из Германии, с Крупповских заводов.

Работы у волонтеров очень много. Так что в какой-то момент над двумя женщинами сжалились и отправили нас гонцами в столовую.

Сначала зашли в главный административный корпус



Я фамилию Мясищева знаю с детства, соседняя с нашей улица носит его имя. Совершенно фантастическая биография, собственно, как у всех наших гигантов.


Кому лень читать Вики :)


Мы поговорили с Викой, и я сама всегда об этом думаю: предыдущие два поколения – это совсем другая Цивилизация. У меня такое ощущение, что мы сидим на обломках чего-то великого, и как питекантропы, «доедаем» то, что сделали до нас Атланты. Дети крестьян, почти неграмотных рабочих смогли сделать ЭТО


Буквально за 30 лет создав огромную промышленность и науку


А мы все просрали! что у вас?


В столовой снова шок – огромное количество молодежи. Совсем какие-то малыши, студенты наверное? Какое-то время Жуковский «умирал», это было очень заметно по возрасту людей, выходящих через проходные. А сегодня – эге-гей! Жизнь-то кипит!

Столовая, кстати, прекрасная :) Да, не 5*


Но панно вон какое замечательное (тоже ведь небось лет 50-60 ему!), но самое главное еда!


И между прочим! Даже такие цены еще дотируются


СТО СЕМЬДЕСЯТ ПЯТЬ РУБЛЕЙ!


Хочу еще отметить, что во время пандемии и карантина ЭМЗ ни закрывался ни на день. Хорошо это или плохо, не скажу, но оборонзаказ есть оборонзаказ. Люди так и ходили на работу (не только в ЭМЗ, на всех «авиационных» предприятиях города), про количество болеющих ничего сказать не могу, но Жуковский уверенно (ТТТ пять раз) держится в конце списка по Подмосковью. Это хорошо!


Экспериментальный машиностроительный завод имени В. М. Мясищева (ЭМЗ) — опытно-конструкторское бюро авиационно-космической направленности в России.

Предприятие-гигант, один из трех китов, включая ЦАГИ им. Жуковского (которому, кстати, в этом году исполняется 100 лет) и ЛИИ им. Громова, на которых много лет держалась жизнь города Жуковского (есть еще несколько предприятий, но они менее масштабные).

Огромная «территория» размером с несколько подмосковных городов, МАКС-ы – международные аэро-космческие салоны, теперь еще и Жукпорт, международный аэропорт – это все кусочки ЭМЗ.

ЭМЗ появился в Жуковском в 1966 году. Были объединены филиал машиностроительного завода им. М. В. Хруничева, уже находившийся в г. Жуковский, и Конструкторское бюро № 90. Это объединение фактически воссоздавало закрытое в октябре 1961 года ОКБ Мясищева. Первым генеральным конструктором стал Владимир Мясищев, который с 1967 года также являлся ответственным руководителем предприятия.

Сейчас AO ЭМЗ им. В. М. Мясищева входит в структуру ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация»

Основные направления деятельности (сухим языком плаката) - переоборудование самолётов и их модификация; разработка аэростатических аппаратов; испытания самолётов; различного рода исследования на воздушных платформах; разработка и экспериментальные отработки систем самолётов и космических аппаратов на стендах; разработка и изготовление самолётных конструкций из углепластика.

На самом деле это уникальные самолеты, часть осталась в прошлом, как «Буран», сделанный именно здесь, на ЭМЗ. М-55 «Геофизика», многие другие.

Сегодня мне удалось первый раз в жизни побывать на «территории». Вместе с волонтерами центрального музея ВВС в Монино, которые специально приехали, чтобы спасти для музея очередной уникальный экспонат. Про него я расскажу, а сейчас – ЭМЗ им. Мясищева.


Что меня поразило – в 9 утра на въезде на территорию огромная пробка из личных машин. Такое впечатление, что здесь весь город. Это же хорошо. И пешком, с автобусов и маршруток народ валит толпами, так что пропуска пришлось еще подождать.

Понятно, что попасть в такое ммммм место – дело не простое. Хорошо, что на меня успели сделать пропуск. И даже на фотоаппаратуру. Причем внести ее внутрь – дело не хитрое. А вот ВЫНЕСТИ!


И самое главное – не шататься бесцельно по территории :)


ОК, шатаемся с целью.

Конечно же, сразу за проходной «аллея славы».


Чуть потрепанная временем, но сейчас на всей территории идет глобальный ремонт, так что порядок наведут, я думаю, и скоро. Здесь – все самые значимые достижения ЭМЗ



У волонтеров микроавтобус и бортовой КАМАЗ. Уииии, Я КАТАЛАСЬ НА КАМАЗЕ. :)

По дороге к основному месту работы надо кое-что подобрать


Вообще, такие предприятия, конечно – это неиссякаемый источник ВСЕГО. Как объяснил мне Павел Проскурня, руководитель группы волонтеров, отсюда за 90-е годы «добрые люди» вывезли огромное количество самолетов – не в музеи! Но до сих пор по кустам, ящикам и цехам лежит еще столько всего, что хватит на несколько музеев.

По дороге можно увидеть много всего


Самолеты… и разные



Геофизика как раз


Про каждый, думаю, можно написать отдельную поэму


Вот этот самолет тоже неплохо бы смотрелся в Монино


Конечно, на улице стоит очень малая часть, и это уже не рабочие экземпляры. Все самое главное – внутри огромных ангаров. Есть и новые


А есть старые, построенные здесь сразу после войны


Говорят. Говорят, что эти створки – трофейные, привезены из Германии, с Крупповских заводов.

Работы у волонтеров очень много. Так что в какой-то момент над двумя женщинами сжалились и отправили нас гонцами в столовую.

Сначала зашли в главный административный корпус



Я фамилию Мясищева знаю с детства, соседняя с нашей улица носит его имя. Совершенно фантастическая биография, собственно, как у всех наших гигантов.


Кому лень читать Вики :)


Мы поговорили с Викой, и я сама всегда об этом думаю: предыдущие два поколения – это совсем другая Цивилизация. У меня такое ощущение, что мы сидим на обломках чего-то великого, и как питекантропы, «доедаем» то, что сделали до нас Атланты. Дети крестьян, почти неграмотных рабочих смогли сделать ЭТО


Буквально за 30 лет создав огромную промышленность и науку


А мы все просрали! что у вас?


В столовой снова шок – огромное количество молодежи. Совсем какие-то малыши, студенты наверное? Какое-то время Жуковский «умирал», это было очень заметно по возрасту людей, выходящих через проходные. А сегодня – эге-гей! Жизнь-то кипит!

Столовая, кстати, прекрасная :) Да, не 5*


Но панно вон какое замечательное (тоже ведь небось лет 50-60 ему!), но самое главное еда!


И между прочим! Даже такие цены еще дотируются


СТО СЕМЬДЕСЯТ ПЯТЬ РУБЛЕЙ!


Божественный гороховый суп с крутоном, рыба с овощами и два пирожка. Жить сразу стало лучше, жить стало веселее. Купили мужчинам пирожков и курицу, тетушки выдали нам судочки для выноса, и мы пошли обратно на ВПП, вернее, ее закрома.

Фантастический день, очень рада, что познакомилась с новыми ребятами из отряда волонтеров.

В.А.Федотов

МИКОЯН Степан Анастасович (12.07.1922) - профессиональный военный летчик и летчик-испытатель.
Окончил Качинскую военную школу пилотов в 1941 году. В Великую Отечественную войну воевал летчиком-истребителем. После войны окончил Военно-Воздушную Инженерною Академию им. Жуковского. С 1951 года служил летчиком-испытателем в Научно-испытательном Институте Военно-Воздушных Сил. С 1959 года - начальник испытательного Управления этого Института, а с 1965 года - первый заместитель начальника Института.
Общий налет около 3500 часов, летал на 102 типах летательных аппаратов, в основном на истребителях, а также на бомбардировщиках, транспортных самолетах и вертолетах.
Генерал-лейтенант авиации, Заслуженный летчик-испытатель СССР (1964). В 1975 году удостоен звания Героя Советского Союза за мужество и героизм, проявленные при испытаниях самолетов.
Кандидат технических наук (1979). С 1978 года работает в ОАО НПО «Молния», разработавшем орбитальный корабль «Буран» в качестве заместителя Генерального директора по летным испытаниям. Руководил летными испытаниями атмосферного аналога корабля «Буран», технической и стендовой подготовкой летчиков-испытателей, а также участвовал в проектных работах по вопросам деятельности экипажа. Руководил работами по орбитальной летающей модели «Бор-4». При первом орбитальном полете беспилотного корабля «Буран» С.А.Микоян был ответственным за управление кораблем на участке снижения и посадки.
После смерти В.М.Мясищева в 1978 г. несколько месяцев возглавлял ОКБ его имени.
В 1987 году С.А.Микоян был избран Почетным членом Общества летчиков-испытателей-экспериментаторов (Калифорния, США).

ФЕДОТОВ Валентин Александрович (1913-2002) - Советский авиаконструктор. 22.02.1979 возглавил ЭМЗ имени В.М.Мясищева.
Авиаконструктор, доктор технических наук, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Родился в Москве. Трудовую деятельность начал в 1929 г. одновременно с учебой в школе. В 1939 г. окончил Московский институт инженеров гражданского воздушного флота им.К.Э.Циолковского (позднее Московский авиационно-технологический институт), факультет проектирования и эксплуатации дирижаблей.
Инженерную деятельность начал в 1938 г. в ГСКБ-47 Наркомата боеприпасов. С 1939 по 1951 г. работал в КБ ЦАГИ, где принимал участие в создании самолетов СК-1 и СК-2, совершенствовании аэродинамических и прочностных характеристик боевых самолетов и занимался проектированием и созданием высокооборотных установок большой мощности.
В 1951 г. был переведен в ОКБ-23, где работал начальником отдела внешних нагрузок и динамической прочности. Здесь он впервые разработал методы исследований на конструктивно-подобных моделях и предложил принципы создания комплексной динамической компоновки самолетов. Также впервые в системе МАП он внедрил расчеты на ЭВМ.
С 1960 по 1966 г. работал в области прочности конструкции спутников и ракетных систем в ОКБ-52, где разработал ряд типовых конструкций с высокой весовой отдачей. В 1967 г. переведен на Экспериментальный машиностроительный завод, где возглавил работы по проектированию и прочности перспективных самолетных конструкций, а также продлению ресурса стоявших на вооружении самолетов М-4 и 3М. В этот период им разработаны методы расчетных и экспериментальных исследований аэроупругости, бафтинга и компоновочного флаттера.
В 1979 г. назначен руководителем ЭМЗ им.В.М.Мясищева с присвоением звания главный конструктор. Под его руководством проведены работы по созданию пяти конфигураций транспортной авиационной системы ВМ-Т «Атлант» на базе самолета 3М, обеспечена постройка этих самолетов на ЭМЗ им.В.М.Мясищева и проведены первые транспортировки блоков ракеты «Энергия» массой до 40 т и диаметром 8м и ВКС «Буран». В 1990 на этом самолёте установлено более 20 мировых рекордов высоты и скорости полёта и скороподъёмности.
В 1982 г. совершил свой первый полет дозвуковой высотный разведчик М-17 «Стратосфера», разработка которого была начата под руководством В.М.Мясищева. Его гражданский вариант М-55 «Геофизика» оборудован для ведения высотной экологической разведки.
На заводе с 70-х годов создается и запущен в серийное производство самолет-ретранслятор специального назначения на базе самолета Ил-22 и воздушные пункты управления Ил-22М11.
10 ноября 1985 г. подготовлен и осуществлен первый полет БТС - аналога «Бурана».
В 1986 г. В.А.Федотов переведен в НПО «Молния», где возглавлял проведение научных исследований. Автор более 25 изобретений и многих печатных работ.
Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, «Знак Почета», медалями.

В.К.Новиков

НОВИКОВ Валерий Константинович (28.05.1939) - генеральный конструктор ЭМЗ им.В.М.Мясищева с 1986 г.
Родился в г.Москве; окончил Московской авиационный институт в 1962 г., академик РАЕН (1999), академик Академии наук авиации и воздухоплавания;
1962-1979 - техник, инженер, старший инженер, начальник группы, начальник сектора НПО «Энергия»;
1979-1987 - заместитель главного конструктора НПО «Молния»;
1987-1992 - главный конструктор - ответственный руководитель ЭМЗ им. В.М.Мясищева; почетный авиастроитель авиационной промышленности СССР; награжден медалями Федерации космонавтики им. С.П.Королева, К.Э.Циолковского, М.В.Келдыша, Ю.А.Гагарина; принимал непосредственное участие в разработках, испытаниях и запусках космических кораблей и станций «Восток», «Восход», «Союз», «Салют», «Мир», в международной программе «Союз-Аполлон», а также авиационно-космической системы «Энергия-Буран»;
с 1992 г. - ответственный руководитель ЭМЗ им. В.М.Мясищева.
В 1988 г. поднимается в небо уже новый двухдвигательный самолет М-55 «Геофизика» (изготовитель - Смоленский авиационный завод), установивший 16 мировых рекордов. М-55, барражируя на высотах более 20 км, способен вести эффективный мониторинг как земной поверхности, так и атмосферы планеты Земля.
С 1993 г. самолет М-55 «Геофизика» в вариантах воздушной платформы задействован в международных программах изучения атмосферы Земли и озонового слоя.
31 марта 1995 г. совершил первый полет самолет бизнес-класса М-101Т «Гжель» (изготовитель - Нижнегородский авиастроительный завод «Сокол»). К настоящему времени самолет «Гжель», разработанный в соответствии с международными нормами сертификации, запущен в серию.
В рамках конверсии велась также разработка самолета бизнес-класса «Дуэт», сельскохозяйственного самолета М-500, грузопассажирских самолетов М-112 и М-150. ЭМЗ головное предприятие по доработке и модернизации самолетов L-39 и L-410.

А.А.Проскурнин

ПАЙКИН Борис Романович (26.03.1965) - генеральный директор ЭМЗ имени В.М.Мясищева с 28 апреля 2006 года.
Родился в Ленинграде. После окончания в 1987 г. Ленинградского технологического института холодильной промышленности занимался предпринимательской деятельностью. В 1992 г. являлся президентом АОЗТ «Финн-Полпа-Нева». В середине 90-х гг. на общественных началах работал советником первого заместителя мэра - председателя комитета по управлению городским хозяйством Владимира Яковлева. В 1996 г. распоряжением мэра Петербурга Анатолия Собчака был назначен главой администрации Петроградского района.
11 ноября 2003 назначен генеральным директором федерального казенного предприятия «Северо-Западная дирекция Госстроя России - дирекция комплекса защитных сооружений г.Санкт-Петербурга от наводнений».
В июле 2006 года на базе контейнера безопасного десантирования «Ганимед», представлен технический проект контейнера морского десантирования «Горгона» с экипажем из трех спасателей.

ПРОСКУРНИН Анатолий Алексеевич - генеральный директор ФГУП «ЭМЗ им. В.М.Мясищева» с 21.12.2006, генерал-лейтенант авиации в запасе.
В 1966 г. закончил Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков;
в 1975 г. Военно-воздушную академию им.Ю.А.Гагарина;
в 1985 г. Военную академию Генерального штаба ВС.

  • Гай Д.И., Небесное притяжение, М., 1984
  • Козлов П.Я., Конструктор, М., 1989.
  • Н.В.Якубович., В.Н.Лавров, Самолеты В.М.Мясищева, М.,1999

Опережая время: уникальные самолеты Мясищева

14 июня свой 55-летний юбилей отметил Экспериментальный машиностроительный завод им. В.М. Мясищева. «Мясищевцы» всегда смело брались за казавшиеся нереальными для своего времени проекты. Прогрессивные идеи, заложенные в самолеты предприятия, создали технологический задел в отечественном авиастроении на годы вперед, нашли широкое применение в российской военной авиации и космонавтике.

Создатель авиации завтрашнего дня

Во многом облик ЭМЗ определился самой личностью его создателя – генерального конструктора Владимира Михайловича Мясищева. Он был выдающимся новатором, всегда смотревшим в будущее авиации. При этом его имя стоит в тени других прославленных авиастроителей, отчасти в силу природной скромности, отчасти – из-за порой зашкаливающей новизны его работ. Многие из крылатых машин Мясищева остались в виде экспериментальных моделей: промышленность тех лет была не готова к столь высокому полету мысли авиаконструктора.

4983dcdeefe9c9d47635faeb11071c8c.jpg

Экспериментальный машиностроительный завод, образованный в 1966 году, стал логичным продолжением предыдущих ОКБ Мясищева, первое из которых он возглавил в 1942 году. До создания завода Владимир Михайлович успел поработать под началом легендарных В.М. Петлякова и А.Н. Туполева, побывать в «туполевской шараге» и в кресле руководителя ЦАГИ, создать ряд прогрессивных самолетов: дальний скоростной высотный бомбардировщик ДВБ-102, модификацию пикирующего бомбардировщика Пе-2, стратегические бомбардировщики М-4 и 3М, сверхзвуковой стратегический самолет М-50.

М-4 стал первым в мире серийным реактивным межконтинентальным самолетом – носителем ядерного оружия. «Стратеги» Мясищева, способные доставлять атомный заряд до цели, обеспечили паритет нашей страны во времена холодной войны. Эти машины служили Родине вплоть до середины 1990-х годов, в преклонном возрасте работая «воздушными бензоколонками». Прорывные идеи, которые Владимир Михайлович вложил в них, до сих пор применяются в стратегической авиации.

Первые проекты завода

Постановление Совета министров СССР о создании в подмосковном городе Жуковском Экспериментального машиностроительного завода (ЭМЗ) вышло 14 июня 1966 года. Базой для предприятия стали филиал завода имени М.В. Хруничева и КБ-90 Министерства общего машиностроения. В структуру возглавляемого В.М. Мясищевым завода вошли конструкторское бюро, опытное производство и летно-испытательный комплекс.

Il22-3.jpg

Ил-22

Работа ЭМЗ началась с создания летающих лабораторий на базе уже существующих самолетов. Затем был разработан воздушный пункт управления Ил-22 на основе гражданского авиалайнера Ил-18, впервые взлетевший в 1972 году. Его новейшие модификации успешно эксплуатируются ВКС РФ.

После этого ЭМЗ переключился на проектирование легкого военно-транспортного самолета. Работа велась параллельно с КБ О.К. Антонова и КБ Г.М. Бериева по двум вариантам машин: вертикального взлета и посадки и короткого взлета и посадки. «Эмзовцы» доказали реальность обоих вариантов, однако приоритет был отдан киевлянам, в результате чего на свет появился уникальный транспортник Ан-72. Немало других проектов ЭМЗ постигла похожая участь – они оставались только на бумаге.

ЭМЗ на высоте: «Стратосфера» и «Геофизика»

С началом холодной войны беспилотные разведывательные аэростаты стали настоящей головной болью советских ПВО. Для перехвата столь необычных целей не подходили истребители или наземное вооружение – нужна была простая машина, способная летать на высотах до 25 км. Работа над таким самолетом началась на ЭМЗ в 1970 году.

2.M-17-Stratosfera-na-vzlete..jpg

М-17 «Стратосфера»

Специалисты завода разработали оригинальную конструкцию крыла, что обеспечило высотный дозвуковой полет. Противоаэростатный самолет М-17 «Стратосфера» взлетел в 1982 году. Всего было изготовлено три единицы, в 1989 году на одной из них было поставлено 25 мировых рекордов. Но по назначению М-17 так и не использовался. К моменту госиспытаний надобность в таких самолетах отпала, так как применение дрейфующих аэростатов прекратилось. На одном из бортов в дальнейшем проводили изучение проблем озоновых дыр.

Опыт разработки высотников пригодился «эмзовцам» при создании нового разведчика М-17РМ. Для этого потребовалось увеличить дальность полета и грузоподъемность самолета. Первый полет состоялся в 1988 году, всего было выпущено четыре самолета. М-17РМ мог подниматься на высоту до 20 км, на нем было поставлено 18 мировых рекордов. Как и «Стратосфера», новый самолет не использовался по назначению. С 1990-х–2000-х годов самолет применяется в международных геофизических исследованиях под шифром М-55 и названием «Геофизика».

ЭМЗ в космосе: проект «Буран»

Движение в сторону космической тематики было начато В.М. Мясищевым еще в 1950-е годы. Тогда был разработан проект межконтинентальной ракеты и даже были проведены первые испытания опытной модели. На основе ракеты Владимир Михайлович предлагал создать пилотируемые крылатые спутники. Символично, что проект назывался «Буран» − через 20 с лишним лет коллектив Мясищева будет работать над другим «Бураном», прославившимся на весь мир.

В 1976 году ЭМЗ входит в состав НПО «Молния», созданного для разработки космического корабля многоразового использования «Буран». Для первого в мире «челнока» была принята принципиальная аэродинамическая схема, разработанная на ЭМЗ. На базе мясищевского бомбардировщика 3М был создан тяжелый транспортник ВМ-Т «Атлант», который перевозил и элементы ракеты-носителя «Энергия», и самого «Бурана». Кроме того, конструкторами ЭМЗ был разработан уникальный герметичный модуль кабины «Бурана» с системами жизнеобеспечения, терморегулирования и аварийного спасения.

Владимир Михайлович не застал окончания работы по проекту «Буран», скоропостижно скончавшись в 1978 году. Первый полет ВМ-Т «Атлант» состоялся в 1982 году. В течение нескольких лет «Атланты» совершили более 150 полетов, обеспечивая проведение наземных испытаний, а затем и сам космический полет. Успешный полет «Бурана» в 1988 году стал важнейшей вехой в истории освоения космоса. За участие в программе 57 специалистов ЭМЗ, который с 1981 года носит имя В.М. Мясищева, получили правительственные награды.

Гражданское направление ЭМЗ и современные работы

Перестройка и сокращение оборонного заказа стимулируют интерес завода к гражданскому авиастроению, мечту о котором В.М. Мясищев так и не успел реализовать. С 1989 года на заводе разрабатывается легкий самолет бизнес-класса М-101Т «Гжель». Для самолета была выбрана классическая схема, количество пассажиров – до 7 человек. Серийное производство освоено на Нижегородском авиазаводе «Сокол». Всего было выпущено 26 машин.

Этот самолет стал первой гражданской моделью ОКБ Мясищева. Предполагалось использовать его как аэротакси, в том числе в малонаселенных пунктах. Важным преимуществом самолета является возможность работать с грунтовых аэродромов. М-101Т может изготавливаться в следующих вариантах: бизнес-класс, пассажирский, грузо-пассажирский, санитарный, учебный, патрульный, десантный. Разработка ЭМЗ использовалась для аэрофотосъемки и проведения геофизических работ, в том числе при подготовке Олимпиады в Сочи.

В 2011 году ЭМЗ вошел в состав Объединенной авиастроительной корпорации. Сегодня на предприятии продолжаются работы в рамках планов ОАК по созданию авиационной техники. В прошлом году ЭМЗ завершил модернизацию основного учебно-тренировочного самолета Л-39 и работы по усовершенствованию серийного самолета Ан-140-100 в варианте аэросъемки. Также совместно с Роскосмосом продолжаются работы над перспективными образцами авиационно-космической техники в рамках создания комплекса демонстраторов многоразовых крылатых ракетных блоков.

Читайте также: