Эсминец смелый моделист конструктор

Обновлено: 17.04.2024

Юные корабелы, историки морского флота, почитателе «Морской коллекции» нашего журнала! С этого номера мы начинаем третью серию статей полюбившейся вам рубрики. Как только публикации, посвященные подводным лодкам, подошли к концу, в редакцию поступило множество писем, в которых вы, не сомневаясь, что «Морская коллекция» будет продолжена, высказывали свои предложения и пожелания. Учитывая их (а сделать это было непросто!), редакция остановила выбор на миноносцах.

Чем интересен этот класс боевых кораблей! Прежде всего тем, что, развиваясь стремительными темпами, они за время своего существования сильно видоизменились, пройдя путь от легкого катера с паровым двигателем, водоизмещением 6 т до крупного корабля водоизмещением 1—4 тыс. т. Изучая историю миноносного флота, знакомясь с характерными типами кораблей, можно поэтапно проследить их эволюцию. Это были: минный катер, миноноска, миноносец, эскадренный миноносец (эсминец) и, наконец, лидер эсминцев.

В современных эсминцах сочетаются значительная скорость, хорошая мореходность и большая дальность плавания. У них сильное оружие нападения и обороны. Все это позволяет им быть наиболее мобильными в ходе боевых действий и оперативно решать тактические задачи.

Миноносцы всегда были самым «гибким» классом кораблей, чутко откликающимся на любые новшества военно-морского оружия. Так, первоначально они предназначались только для нанесения торпедных ударов по крупным кораблям противника. Но в дальнейшем, войдя в состав эскадры, они становятся многоцелевыми кораблями. На них устанавливается мощная артиллерия (даже за счет торпедного оружия), которая способна поражать не только морские и наземные, но и воздушные цели; потом — глубинные бомбы и противолодочные торпеды для борьбы с подводными лодками. Кроме того, теперь эсминцы несут разведывательную и дозорную службу, охраняют корабли эскадры и суда, устанавливают минные заграждения, выводят торпедные катера в атаку, обстреливают побережье, а также выполняют другие задачи.

С появлением новых видов оружия (атомного и ракетного) класс эсминцев приобретает еще большее значение в военно-морских силах. Ко в то же время начинается его деление на самостоятельные подклассы военных кораблей, имеющие узкоцелевое назначение. Современные эсминцы вооружены ракетами, имеют мощные радио- и гидролокационные системы, новейшее противолодочное и противовоздушное оружие, оснащены также средствами противоатомной защиты. Все это привело и тому, что в некоторых странах их водоизмещение приблизилось к водоизмещению довоенных крейсеров! Эти типы кораблей продолжают развиваться и в наши дни.

ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ

Завершение Второй мировой войны и начало войны «холодной» поставило кораблестроителей ведущих стран мира в очень нелегкое положение. Каким будет флот ближайшего будущего? Вразумительно ответить на этот вопрос не мог никто. С одной стороны, военно-морские теоретики и инженеры получили колоссальный опыт боевых действий на море, который, казалось бы, заслуженно мог считаться критерием истины. С другой стороны, прогресс в военной технике был столь стремительным, что угнаться за ним не всегда представлялось возможным. Радиоэлектроника, реактивная авиация, управляемые ракеты, атомное оружие—все эти новации требовали осмысления, и самым разумным решением здесь было бы не спешить и «выдержать паузу». Однако позволить себе такое могли разве что Соединенные Штаты: к концу 1945 года они имели огромный флот и по , праву считались бесспорным мировым лидером. Другие же страны, особенно те, чьи ВМС понесли серьезные потери, ждать не могли и приступили к постройке новых кораблей немедленно. Итог этой затеи стал вполне закономерным: первые послевоенные эсминцы, создававшиеся на базе предшествовавших проектов, к моменту вступления в строй оказались морально устаревшими и практически непригодными для решения боевых задач в новых условиях.

За восстановление флота взялся и Советский Союз. В октябре 1945 года Совнарком утвердил 10-летнюю судостроительную программу, по которой планировалось построить более трех тысяч боевых кораблей и катеров, в том числе 34 крейсера, 188 эсминцев и 367 подводных лодок. Причем в целях экономии времени решили максимально использовать готовые проекты с их минимальной доработкой. В частности, строительство серийных эсминцев предлагалось развернуть по чертежам «Огневого» (см. «Моделист-конструктор» №11 за 2001 г.). Тот факт, что корабль не вполне отвечал предъявляемым требованиям еще на момент утверждения проекта (1939 год!), почему-то никого не смутил.

Головной эсминец проекта 30-бис «Смелый» вошел в строй Советского ВМФ к 70-летию И.В.Сталина, в декабре 1949 года. По архитектуре и компоновке он повторял «Огневой», отличаясь лишь несколько увеличенными размерениями и слегка усиленным зенитным вооружением. Торпедные аппараты стали пятитрубными (впрочем, по спецификации они такими же должны были быть и на «тридцатках» — их просто не успели изготовить). Рост водоизмещения пошел, главным образом, на усиление конструкции корпуса и увеличение запаса топлива. Большое внимание уделялось улучшению технологичности постройки, в частности, цельносварной корпус предусматривал возможность секционной сборки. Последнее сыграло важную роль: огромную серию кораблей (70 единиц) удалось построить всего за пять лет. А при сооружении одного из кораблей — «Способного»—был установлен непревзойденный рекорд: от закладки эсминца до подписания приемного акта прошло меньше десяти месяцев — случай для отечественной промышленности уникальный.

«Тридцатки-бис» вместе с крейсерами типа «Свердлов» стали своего рода «визитной карточкой» Советского ВМФ 50-х годов — в основном благодаря изящному «миноносному» силуэту. Правда, кроме эффектного внешнего вида, остальные достоинства этих кораблей были сомнительными. Эсминцы обладали плохой мореходностью, недостаточной дальностью плавания, старомодной энергетикой, слабыми средствами обнаружения, неэффективным зенитным и противолодочным вооружением… В целом они соответствовали стандартам 30-х годов, опоздав родиться лет на пятнадцать! Корабли проекта 30-бис оказались единственными в мире эсминцами послевоенной постройки с неуниверсальной артиллерией. Увы, но постройка самой большой в истории нашего флота серии эсминцев одновременно оказалась и самой непродуманной тратой денег.

Великобритания к моменту завершения Второй мировой войны морально еще не была готова распрощаться со званием «владычицы морей» и потому отказываться от постройки новых кораблей не желала. Как мы уже знаем, Королевский флот начал оснащаться более-менее современными эсминцами типа «Бэттл» (см. «Моде-лист-конструктор» №8 за 2001 г.) только к 1945 году. Причем большая часть «бэттлов» к окончанию боевых действий все еще пребывала в стадии постройки. Также на стапелях находились и корабли типа «Бэттлекс» (серия «Уэпон»— «Оружие»). Последние были меньше по размерам, несли скромное вооружение из спаренных 102-мм зениток в открытых палубных установках, но зато обладали повышенной живучестью энергетической установки за счет разнесения котельных и машинных отделений. Внешне «Бэттлекс» выделялся необычным силуэтом: впервые после знаменитых «трайблов» британский эсминец стал двухтрубным, но при этом тонкая носовая труба была спрятана внутрь решетчатой мачты.

ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ

293. Эсминец «Дэринг», Англия, 1952 г.

Строился фирмой «Суон Хантер». Водоизмещение стандартное 2830 т, полное 3580 т. Длина наибольшая 118,8 м, ширина 13,1 м, осадка 4,1 м. Мощность двухвальной турбинной установки 54 000 л.с., скорость 34,7 узла. Вооружение: шесть 114-мм универсальных орудий, шесть 40-мм автоматов, два пятитрубных 533-мм торпедных аппарата. Всего построено 11 единиц: восемь в 1952—1954 годах в Англии и три в 1957— 1958 годах в Австралии. Один из британских кораблей в 1964 году продан Австралии, а два других — Перу в 1970 году.

294. Эсминец «Смелый» (проект 30-6ис), СССР, 1949 г.

Строился на заводе имени А. А.Жданова в Ленинграде. Водоизмещение стандартное 2316 т, полное 3066 т. Длина наибольшая 120,5 м, ширина 12 м, осадка 3,9 м. Мощность двухвальной турбинной установки 60 000 л.с., скорость 36,5 узла. Вооружение: четыре 130-мм орудия, две 85-мм зенитные пушки, семь 37-мм автоматов, два пятитрубных 533-мм торпедных аппарата. Всего в 1949—1953 годах построено 70 единиц. Позже 16 кораблей переданы другим странам (два — Польше, шесть—Египту и восемь—Индонезии).

295. Эсминец «Сюркуф», Франция, 1955 г.

Строился на верфи в Лорьяне. Водоизмещение стандартное 2750 т, полное 3740 т. Длина наибольшая 128,6 м, ширина 12,7 м, осадка 5,4 м. Мощность двухвальной турбинной установки 63 000 л.с., скорость 34 узла. Вооружение: шесть 127-мм универсальных орудий, шесть 57-мм и четыре 20-мм автомата, четыре трехтрубных 550-мм торпедных аппарата. Всего в 1955—1957 годах построено 12 единиц.

На тот момент в Адмиралтействе уже имелись разработанные чертежи нового эсминца, который наконец был лишен явных недостатков своих предшественников. Проект утвердили еще в феврале 1945 года и до окончания войны успели выдать заказ на постройку 16 кораблей. Правда, головной «Дэринг» заложили только в сентябре 1945-го. Последовавший затем экономический кризис заставил пересмотреть судостроительные программы в сторону их резкого сокращения, но серию новых дестройеров удалось отстоять, хотя и сокращенной до восьми единиц.

«Дэринг» представлял собой увеличенный «Бэттл» с третьей 114-мм башней и архитектурой наподобие «Уэпона». Это был довольно крупный корабль: штат его экипажа соответствовал рангу крейсера с кэптеном (капитаном 1 ранга) во главе. Корпус впервые для британского судостроения выполнялся цельносварным (что, кстати, вызвало много технологических проблем). Паротурбинная установка имела повышенные параметры пара и обладала хорошей живучестью за счет более удачной компоновки. Благодаря новым котлам и усовершенствованной редукторной приставке «Дэринг» на 590 тоннах нефти мог пройти 20-узловым ходом 4440 миль, в то время как меньшему по размерам «Бэттлу» для этой цели потребовалось бы не менее 700 т топлива. Применение двух рулей позволило улучшить маневренность — по сравнению с предшественником, диаметр циркуляции уменьшился с 608 до 480 м. На последних четырех кораблях серии применили еще одно новшество — электрооборудование на переменном токе напряжением 440 В.

Вооружение «Дэринга» включало в себя три новые полностью механизированные 114-мм башенные артустановки Мк-VI. Сами орудия остались прежними, но за счет более совершенной системы подачи боезапаса (на каждый ствол теперь работали два снарядных и один зарядный элеваторы) эффективность стрельбы заметно повысилась. Торпедное вооружение — два пятитрубных 533-мм аппарата — поначалу соответствовало «Бэттлу», но впоследствии было полностью демонтировано. Собственно говоря, на «Дэринге» и заканчивается эволюция классических торпедных кораблей Ройял Нэйви.

Франция в рамках программы возрождения своего флота не обошла стороной и эсминцы. Корабли типа «Сюркуф» проектировались в конце 40-х годов на основе опыта Второй мировой войны. По схеме расположения вооружения они сильно напоминали довоенный «Ле Харди», но были крупнее и оснащались артиллерией и торпедами нового поколения. Подходящей пушки у французов не было, и ее пришлось разрабатывать заново. Так появилось полуавтоматическое 127-мм 54-калиберное универсальное орудие, созданное с американской помощью и способное стрелять американскими же боеприпасами. «Сюркуф» был вооружен шестью такими пушками в трех спаренных башенных установках; их дополняли довольно мощные 57-мм автоматы, а также несколько «эрликонов». Размещение торпедных аппаратов на палубе выглядело несколько старомодным: они устанавливались не в диаметральной плоскости, а парами у бортов. Причем назначение их было различным: кормовая пара стреляла обычными дальноходными торпедами против надводных кораблей, а носовая — самонаводящимися против подводных лодок. В этом отношении «Сюркуф» можно назвать переходной ступенью от классического эсминца к многоцелевому эскортному кораблю недалекого будущего. Здесь уместно заметить, что сразу после Второй мировой войны французский флот принял новую классификацию кораблей, из которой эсминцы (contre-torpilleur) формально были исключены.

296. Эсминец «Импетуозо», Италия, 1958 г.

296. Эсминец «Импетуозо», Италия, 1958 г.

Строился на верфи в Рива Тригозо. Водоизмещение стандартное 2775 т, полное 3810 т. Длина наибольшая 127,6 м, ширина 13,2 м, осадка 4,5 м. Мощность двухвальной турбинной установки 65 000 л.с., скорость 34 узла. Вооружение: четыре 127-мм универсальных орудия, шестнадцать 40-мм автоматов, один трехтрубный 533-мм торпедный аппарат, один бомбомет. Всего построено две единицы: «Импетуозо» и «Индомито».

О царившем тогда разброде в вопросах тактического использования надводного флота косвенно может свидетельствовать тот факт, что за шесть лет «Сюркуф» четыре раза переводили из одного класса в другой: в 1949 году он значился «быстроходным эскортером ПВО» (escorteur rapide anti-aerien), с 1952-го— «эскортером 1 класса» (escorteur de 1 classe), с 1953-го — «быстроходным эскортером» (escorteur rapide) и с 1955-го — «эскадренным эскортером» (escorteur d’escadre).

Всего в 50-е годы французы построили 12 кораблей типа «Сюркуф» и пять типа «Дюпрэ». Последние выделяют в самостоятельный тип лишь из-за усиленного радиолокационного и противолодочного вооружения (противокорабельные торпедные аппараты заменили реактивным бомбометом «Бофорс»). В остальном обе серии эсминцев абсолютно идентичны.

Италия к созданию первых послевоенных эсминцев приступила сразу же после вступления в 1949 году в НАТО. Разумеется, о былых претензиях на господство на Mare Nostrum речь уже не шла, и новые корабли теперь строились лишь в единичных экземплярах. «Импетуозо» и «Индомито» разрабатывались на базе «дальних родственников» лидера «Ташкент» —легких крейсеров типа «Капитани Романи», но имели меньшее водоизмещение. По составу вооружения и радиоэлектронного оборудования они почти в точности соответствовали американскому «Гирингу», за исключением торпедных аппаратов (итальянцы ограничились одним трехтрубным). Кроме того, вместо бомбометов «Хеджехог» «Импетуозо» получил новый трехствольный противолодочный бомбомет — это был единственный в Италии образец морского оружия собственной разработки.

Подводя итог, можно утверждать, что хотя на Западе эсминцы первого послевоенного поколения в техническом отношении были впереди советских, устарели и те и другие практически одновременно. Начиналась эпоха ракетно-ядерного противостояния, и требования к надводному флоту радикально изменились.

293. Эсминец «Дэринг», Англия, 1952 г.

293. Эсминец «Дэринг», Англия, 1952 г.

Строился фирмой «Суон Хантер».

Водоизмещение стандартное 2830 т, полное 3580 т.

Длина наибольшая 118,8 м, ширина 13,1 м, осадка 4,1 м.

Мощность двухвальной турбинной установки 54000 л.с., скорость 34,7 узла.

шесть 114-мм универсальных орудий, шесть 40-мм автоматов, два пятитрубных 533-мм торпедных аппарата.

Всего построено 11 единиц:

восемь в 1952-1954 годах в Англии и три в 1957-1958 годах в Австралии.

Один из британских кораблей в 1964 году продан Австралии, а два других - Перу в 1970 году.

294. Эсминец «Смелый» (проект 30-бис), СССР, 1949 г.

294. Эсминец «Смелый» (проект 30-бис), СССР, 1949 г.

Строился на заводе имени А.А.Жданова в Ленинграде.

Водоизмещение стандартное 2316 т, полное 3066 т.

Длина наибольшая 120,5 м, ширина 12 м, осадка 3,9 м.

Мощность двухвальной турбинной установки 60000 л.с., скорость 36,5 узла.

четыре 130-мм орудия, две 85-мм зенитные пушки, семь 37-мм автоматов, два пятитрубных 533-мм торпедных аппарата.

Всего в 1949-1953 годах построено 70 единиц.

Позже 16 кораблей переданы другим странам (два - Польше, шесть - Египту и восемь - Индонезии).

295. Эсминец «Сюркуф», Франция, 1955 г.

295. Эсминец «Сюркуф», Франция, 1955 г.

Строился на верфи в Лорьяне.

Водоизмещение стандартное 2750 т, полное 3740 т.

Длина наибольшая 128,6 м, ширина 12,7 м, осадка 5,4 м.

Мощность двухвальной турбинной установки 63000 л.с., скорость 34 узла.

шесть 127-мм универсальных орудий, шесть 57-мм и четыре 20-мм автомата, четыре трехтрубных 550-мм торпедных аппарата.

Всего в 1955-1957 годах построено 12 единиц.

296. Эсминец «Импетуозо», Италия, 1958 г.

296. Эсминец «Импетуозо», Италия, 1958 г.

Строился на верфи в Рива Тригозо.

Водоизмещение стандартное 2775 т, полное 3810 т.

Длина наибольшая 127,6 м, ширина 13,2 м, осадка 4,5 м.

Мощность двухвальной турбинной установки 65000 л.с., скорость 34 узла.

четыре 127-мм универсальных орудия, шестнадцать 40-мм автоматов, один трехтрубный 533-мм торпедный аппарат, один бомбомет.

Всего построено две единицы:

«Импетуозо» и «Индомито».

Завершение Второй мировой войны и начало войны «холодной» поставило кораблестроителей ведущих стран мира в очень нелегкое положение. Каким будет флот ближайшего будущего? Вразумительно ответить на этот вопрос не мог никто. С одной стороны, военно-морские теоретики и инженеры получили колоссальный опыт боевых действий на море, который, казалось бы, заслуженно мог считаться критерием истины. С другой стороны, прогресс в военной технике был столь стремительным, что угнаться за ним не всегда представлялось возможным. Радиоэлектроника, реактивная авиация, управляемые ракеты, атомное оружие - все эти новации требовали осмысления, и самым разумным решением здесь было бы не спешить и «выдержать паузу». Однако позволить себе такое могли разве что - Соединенные Штаты: к концу 1945 года они имели огромный флот и по праву считались бесспорным мировым лидером. Другие же страны, особенно те, чьи ВМС понесли серьезные потери, ждать не могли и приступили к постройке новых кораблей немедленно. Итог этой затеи стал вполне закономерным: первые послевоенные эсминцы, создававшиеся на базе предшествовавших проектов, к моменту вступления в строй оказались морально устаревшими и практически непригодными для решения боевых задач в новых условиях.

За восстановление флота взялся и Советский Союз. В октябре 1945 года Совнарком утвердил 10-летнюю судостроительную программу, по которой планировалось построить более трех тысяч боевых кораблей и катеров, в том числе 34 крейсера, 188 эсминцев и 367 подводных лодок. Причем в целях экономии времени решили максимально использовать готовые проекты с их минимальной доработкой. В частности, строительство серийных эсминцев предлагалось развернуть по чертежам. Тот факт, что корабль не вполне отвечал предъявляемым требованиям еще на момент утверждения проекта (1939 год!), почему-то никого не смутил.

Головной эсминец проекта 30-бис «Смелый» вошел в строй Советского ВМФ к 70-летию И.В.Сталина, в декабре 1949 года. По архитектуре и компоновке он повторял «Огневой», отличаясь лишь несколько увеличенными размерениями и слегка усиленным зенитным вооружением. Торпедные аппараты стали пятитрубными (впрочем, по спецификации они такими же должны были быть и на «тридцатках» - их просто не успели изготовить). Рост водоизмещения пошел, главным образом, на усиление конструкции корпуса и увеличение запаса топлива. Большое внимание уделялось улучшению технологичности постройки, в частности, цельносварной корпус предусматривал возможность секционной сборки. Последнее сыграло важную роль: огромную серию кораблей (70 единиц) удалось построить всего за пять лет. А при сооружении одного из кораблей - «Способного» - был установлен непревзойденный рекорд: от закладки эсминца до подписания приемного акта прошло меньше десяти месяцев - случай для отечественной промышленности уникальный.

«Тридцатки-бис» вместе с крейсерами типа «Свердлов» стали своего рода «визитной карточкой» Советского ВМФ 50-х годов - в основном благодаря изящному «миноносному» силуэту. Правда, кроме эффектного внешнего вида, остальные достоинства этих кораблей были сомнительными. Эсминцы обладали плохой мореходностью, недостаточной дальностью плавания, старомодной энергетикой, слабыми средствами обнаружения, неэффективным зенитным и противолодочным вооружением. В целом они соответствовали стандартам 30-х годов, опоздав родиться лет на пятнадцать! Корабли проекта 30-бис оказались единственными в мире эсминцами послевоенной постройки с неуниверсальной артиллерией. Увы, но постройка самой большой в истории нашего флота серии эсминцев одновременно оказалась и самой непродуманной тратой денег.

Великобритания к моменту завершения Второй мировой войны морально еще не была готова распрощаться со званием «владычицы морей» и потому отказываться от постройки новых кораблей не желала. Как мы уже знаем, Королевский флот начал оснащаться более-менее современными эсминцами типа «Бэттл» только к 1945 году. Причем большая часть «бэттлов» к окончанию боевых действий все еще пребывала в стадии постройки. Также на стапелях находились и корабли типа «Бэттлекс» (серия «Уэпон» - «Оружие»). Последние были меньше по размерам, несли скромное вооружение из спаренных 102-мм зениток в открытых палубных установках, но зато обладали повышенной живучестью энергетической установки за счет разнесения котельных и машинных отделений. Внешне «Бэттлекс» выделялся необычным силуэтом: впервые после знаменитых «трайблов» британский эсминец стал двухтрубным, но при этом тонкая носовая труба была спрятана внутрь решетчатой мачты.

На тот момент в Адмиралтействе уже имелись разработанные чертежи нового эсминца, который наконец был лишен явных недостатков своих предшественников. Проект утвердили еще в феврале 1945 года и до окончания войны успели выдать заказ на постройку 16 кораблей. Правда, головной «Дэринг» заложили только в сентябре 1945-го. Последовавший затем экономический кризис заставил пересмотреть судостроительные программы в сторону их резкого сокращения, но серию новых дестройеров удалось отстоять, хотя и сокращенной до восьми единиц.

«Дэринг» представлял собой увеличенный «Бэттл» с третьей 114-мм башней и архитектурой наподобие «Уэпона». Это был довольно крупный корабль: штат его экипажа соответствовал рангу крейсера с кэптеном (капитаном 1 ранга) во главе. Корпус впервые для британского судостроения выполнялся цельносварным (что, кстати, вызвало много технологических проблем). Паротурбинная установка имела повышенные параметры пара и обладала хорошей живучестью за счет более удачной компоновки. Благодаря новым котлам и усовершенствованной редукторной приставке «Дэринг» на 590 тоннах нефти мог пройти 20-узловым ходом 4440 миль, в то время как меньшему по размерам «Бэттлу» для этой цели потребовалось бы не менее 700 т топлива. Применение двух рулей позволило улучшить маневренность - по сравнению с предшественником, диаметр циркуляции уменьшился с 608 до 480 м. На последних четырех кораблях серии применили еще одно новшество - электрооборудование на переменном токе напряжением 440 В.

Вооружение «Дэринга» включало в себя три новые полностью механизированные 114-мм башенные артустановки Mk-VI. Сами орудия остались прежними, но за счет более совершенной системы подачи боезапаса (на каждый ствол теперь работали два снарядных и один зарядный элеваторы) эффективность стрельбы заметно повысилась. Торпедное вооружение - два пятитрубных 533-мм аппарата - поначалу соответствовало «Бэттлу», но впоследствии было полностью демонтировано. Собственно говоря, на «Дэринге» и заканчивается эволюция классических торпедных кораблей Ройял Нэйви.

Франция в рамках программы возрождения своего флота не обошла стороной и эсминцы. Корабли типа «Сюркуф» проектировались в конце 40-х годов на основе опыта Второй мировой войны. По схеме расположения вооружения они сильно напоминали довоенный «Ле Харди», но были крупнее и оснащались артиллерией и торпедами нового поколения. Подходящей пушки у французов не было, и ее пришлось разрабатывать заново. Так появилось полуавтоматическое 127-мм 54-калиберное универсальное орудие, созданное с американской помощью и способное стрелять американскими же боеприпасами. «Сюркуф» был вооружен шестью такими пушками в трех спаренных башенных установках; их дополняли довольно мощные 57-мм автоматы, а также несколько «эрликонов». Размещение торпедных аппаратов на палубе выглядело несколько старомодным: они устанавливались не в диаметральной плоскости, а парами у бортов. Причем назначение их было различным: кормовая пара стреляла обычными дальноходными торпедами против надводных кораблей, а носовая - самонаводящимися против подводных лодок. В этом отношении «Сюркуф» можно назвать переходной ступенью от классического эсминца к многоцелевому эскортному кораблю недалекого будущего. Здесь уместно заметить, что сразу после Второй мировой войны французский флот принял новую классификацию кораблей, из которой эсминцы (contre-torpilleur) формально были исключены.

О царившем тогда разброде в вопросах тактического использования надводного флота косвенно может свидетельствовать тот факт, что за шесть лет «Сюркуф» четыре раза переводили из одного класса в другой: в 1949 году он значился «быстроходным эскортером ПВО» (escorteur rapideanti-aerien), с 1952-го - «эскортером 1 класса» (escorteur de 1 classe), с 1953-го - «быстроходным эскортером» (escorteur rapide) и с 1955-го - «эскадренным эскортером» (escorteur d'escadre).

Всего в 50-е годы французы построили 12 кораблей типа «Сюркуф» и пять типа «Дюпрэ». Последние выделяют в самостоятельный тип лишь из-за усиленного радиолокационного и противолодочного вооружения (противокорабельные торпедные аппараты заменили реактивным бомбометом «Бофорс»). В остальном обе серии эсминцев абсолютно идентичны.

Италия к созданию первых послевоенных эсминцев приступила сразу же после вступления в 1949 году в НАТО. Разумеется, о былых претензиях на господство на Mare Nostrum речь уже не шла, и новые корабли теперь строились лишь в единичных экземплярах. «Импетуозо» и «Индомито» разрабатывались на базе «дальних родственников» лидера «Ташкент» - легких крейсеров типа «Капитани Романи», но имели меньшее водоизмещение. По составу вооружения и радиоэлектронного оборудования они почти в точности соответствовали американскому «Гирингу», за исключением торпедных аппаратов (итальянцы ограничились одним трехтрубным). Кроме того, вместо бомбометов «Хеджехог» «Импетуозо» получил новый трехствольный противолодочный бомбомет - это был единственный в Италии образец морского оружия собственной разработки.

Подводя итог, можно утверждать, что хотя на Западе эсминцы первого послевоенного поколения в техническом отношении были впереди советских, устарели и те и другие практически одновременно. Начиналась эпоха ракетно-ядерного противостояния, и требования к надводному флоту радикально изменились.

ЭСМИНЕЦ «СМЕЛЫЙ»

К началу второй мировой войны советские эскадренные миноносцы и лидеры по своим боевым тактико-техническим характеристикам превосходили лучшие корабли таких же классов, построенные в других странах. Эсминцы типов «Гневный» и «Сторожевой» и лидер типа «Ленинград» были вооружены 130-мм орудиями, трех- и четырехтрубными торпедными аппаратами, спаренными зенитными автоматами, пулеметами, имели параван-охранители, несли на борту глубинные бомбы и мины заграждения. По мощности артиллерийского залпа и дальности стрельбы эти корабли имели значительное преимущество перед новейшими в то время германскими эсминцами серии 2 и американскими типа «Бристоль».

Если самые быстроходные немецкие корабли подобного класса развивали скорость хода до 37 узлов, то наши могли ходить во скоростью почти 39 узлов. Для лидеров типа «Ленинград» эта величина превышала 43 узла. К началу второй мировой войны »ти корабли считались самыми быстроходными в мире.

Наш рассказ о создании знаменитого советского эскадренного миноносца типа «Смелый», который по праву считался лучшим в мире кораблем этого класса.

На базе опыта, полученного в эксплуатации первых двух серий эсминцев, советские кораблестроители в предвоенные годы приступили к проектированию новой серии еще более мощных и более совершенных эскадренных миноносцев типа «Огневой» с башенной артиллерией и более экономичными механическими установками.

Стрельба из открытых орудий главного калибра как на наших, так и на иностранных эсминцах сильно затруднялась в штормовых условиях боя, когда волны и брызги не позволяли обеспечить быстрое заряжание орудий и вести прицельный огонь. Для нового корабля разработали двухорудийные башни, которые были пуленепробиваемы и водонепроницаемы. Они имели новую систему наводки орудий и более совершенные приборы управления стрельбой.

Была спроектирована и новая механическая установка. Паровые турбины лидеров типа «Ленинград» имели необычно высокий КПД: достаточно сказать, что их относительный КПД составил 78% вместо 72%, обычно получаемых на подобных установках. Правда, эти турбины отличались повышенным расходом топлива на малых и промежуточных ходах.

Проектировщикам силовых установок хорошо известно, что чем выше частота вращения турбины, тем выше ее КПД и меньше габариты. С другой стороны, чем выше частота вращения гребного винта, тем ниже его КПД. Искусство конструктора, таким образом, здесь сводится к оптимальному выбору частот вращения турбин и гребного винта, иначе говоря, к определению наиболее выгодного зубчатого редуктора.

ЭСМИНЕЦ «СМЕЛЫЙ»

Тщательный анализ расчетных норм редукторов и данных эксплуатации советских эсминцев позволили создать для новой серии этих кораблей турбинную установку высокой надежности и экономичности. Частота вращения гребного винта была принята ниже, чем на эсминце типа «Сторожевой», что обеспечивало более высокий КПД гребного винта.

Полагаю, что читателям журнала будет небезынтересно сравнить «Огневой» (корабль нового типа) с новейшими эсминцами того периода, построенными в Германии.

В конце 1939 года мне довелось в составе советской правительственной делегации судостроителей посетить ряд военно-морских верфей Германии и осмотреть некоторые немецкие корабли.

На эсминцах серии Z стояло по четыре турбины, работавших на один редуктор. Но поскольку все эти турбины невозможно разместить так, чтобы они непосредственно работали на один редуктор, немцам пришлось устанавливать их через паразитные шестерни. Получилась громоздкая, тяжелая машина с пониженной экономичностью, работавшая с невыносимым шумом. Не знаю до сих пор, почему в те годы немецкие конструкторы шли по такому странному пути компоновки турбин. Даже на их знаменитом линкоре «Бисмарк» на один редуктор работало одновременно пять турбин.

Я видел эту турбину-мастодонта, мне она показалась чудовищно громоздкой.

После осмотра машинного отделения германского эсминца серии Z № 22 типа «Антон Шмидт» мне стало ясно, что немецкие конструкторы не задумывались об оптимальном выборе частоты вращения гребного винта и турбин. На том корабле частота вращения винта была принята 475 об/мин, что, конечно, предопределяло низкий КПД винта. Немцы стремились получить по возможности минимальный расход топлива на лошадиную силу, в то время как наши конструкторы точно обеспечивали получение минимального расхода топлива на милю в час. В целях снижения этого расхода на 1 л·с·ч немецкие конструкторы для своих кораблей приняли неоправданно высокие параметры пара: 75 атм — начальное давление и 430° — температура перегрева. Самый простой расчет показывает, что повышение начального давления пара в котлах с 50 до 75 атм дает ничтожный эффект. Неприятности у механиков этих немецких кораблей начинались на малых и крейсерских ходах. Если при полном ходе корабля и можно получить некоторое уменьшение расхода топлива на 1 л. с., то при промежуточных ходах этот расход становится недопустимым: выше, чем при начальном давлении пара 20 атм. Вот почему германские эсминцы, имея более мощные установки, развивали скорость меньшую, чем наши корабли типа «Ленинград».

ЭСМИНЕЦ «СМЕЛЫЙ»

ЭСМИНЕЦ «СМЕЛЫЙ»

ЭСМИНЕЦ «СМЕЛЫЙ»:

1 — эмблема (пятиконечная звезда), 2 — буксирный полуклюз, 3 — гюйс-шток, 4 — гюйс, 5 — фонарь якорного огня, 6 — леер для флагов расцвечивания и иллюминации, 7 — становой якорь, 8 — якорный клюз, 9 — киповая планка с двумя роульсами, 10 — якорный шпиль, 11 — кнехт, 12 — волнолом, 13 — двухорудийная башня, 14 — вьюшка швартовного троса, 15 — спасательный круг, 16 — вымбовки, 17 — носовая рубка, 18 — вентиляционная головка, 19 — командирский пост, 20 — ветрозащитное стекло командирского поста, 21 — штыревая радиоантенна, 22 — пелорус гирокомпаса, 23 — прожектор, 24 — магнитный путевой компас, 25 — прожекторный пост, 26 — фонарь бортового отличительного огня, 27 — прибор управления торпедной стрельбой, 28 — антенна РЛС, 29 — дальномерный пост, 30 — фонарь топового огня, 31 — антенна РЛС, 32 — фонарь топового огня, 33 — антенна радиопеленгатора, 34 — фонарь дежурного огня, 35, 36 — антенны РЛС, 37 — радиоантенна, 38 — фонарь ходового огня, 39 — фок-мачта, 40 — фалы сигнальных флагов, 41 — тифон, 42 — искрогаситель, 43 — первая дымовая труба, 44 — шлюпбалка, 45 — световой люк турбинного отделения, 46 — радиоантенна, 47 — торпедный аппарат, 45 — аварийный командирский пост, 49 — грот-мачта, 50 — радиоантенна, 51 — фонари ходовых огней грот-мачты, 52 — гафель, 53 — Военно-морской флаг СССР, 54 — вертикальный трап, 55 — вторая дымовая труба, 56 — средняя рубка, 57 — кормовой ноет, 58 — забортный трап, 59 — 37-мм спаренный зенитный автомат, 60 — спасательный плот, 61 — пожарный топор, 62 — пожарный багор, 63 — двухорудийная зенитная башня, 64 — огнетушитель, 65 — трап-балка, 66 — спасательный круг, 67 — иллюминатор, 68 — леерные стойки, 69 — леерная стойка с контрафорсом, 70 — швартовный шпиль, 71 — сходной люк румпельного отделения, 72 — бомбомет, 73 — стеллажи для глубинных бомб, 74 — дымоаппаратура, 75 — кормовой флагшток, 76 — фонарь гакобортного огня, 77 — пост сбрасывания глубинных бомб, 78 — эмблема (герб СССР), 79 — перо руля, 80 — гребной винт, 81 — обтекатель гребного вала, 82 — скуловой киль, 83 — вертикальная вьюшка швартовного троса, 84 — гидролокационная станция, 85 — зуб параван-охранителя, 86 — люк цепного ящика, 87 — походный стопор станового якоря, 88 — переносной цепной стопор якорь-цепи, 89 — кулачковый стопор якорь-цепи, 90 — дезактиватор, 91 — вахтенный пост, 92 — вход в командирский пост, 93 — универсальный визир, 94 — разъездной катер, 95 — краспица фок-мачты, 96 — минные рельсы, 97 — цистерны дезактиватора, 98 — люк котельного отделения, 99 — люк, 100 — световой люк кормового турбинного отделения, 101 — дверь, 102 — люк румпельного отделения, 103 — второй люк румпельного отделения, 104 — кормовые скаты, 105 — кормовой дезактиватор, 106 — ростры, 107 — шестивесельный ял, 108 — барказ, 109 — кранцы первых выстрелов 37-мм орудий, 110 — мостик, 111 — переносной штурманский стол, 112 — тумба машинного телеграфа, 113 — выносной индикатор кругового обзора, 114 — пульт управления торпедной стрельбой, 115 — рулевая колонка, 116 — киповая планка.

Хотя в 1939 году немецкие кораблестроители сообщали нам, что дальность плавания их эсминцев достигает 4000 миль, мы оценивали эту величину цифрой не более 2000 миль. Практика наглядно показала правильность нашей оценки. Вот пример. Во время так называемой Нарвикской операции в составе германской эскадры наряду с крейсерами участвовало восемь новейших эсминцев. Пройдя 2000 миль, эскадра прибыла в норвежский порт Нарвик. Обратно выйти в море эти корабли не смогли: в их топливных цистернах остался только мертвый запас 35 т. Все корабли были потоплены в чужом порту английской авиацией. В составе этой эскадры находилось два старых эсминца, силовые установки которых имели обычные параметры пара. В их бункерах оставалось 50 процентов топлива, и это позволило им сняться с якоря и уклониться от ударов британских бомбардировщиков.

Принятая немцами слишком высокая частота вращения гребных винтов эсминцев приводила не только к увеличению расхода топлива на милю, но и к повреждению гребных винтов кавитацией. После нескольких часов плавания корабля на полном ходу лопасти гребных винтов отваливались. В цехах судостроительных заводов Германии тех лет я видел груды поврежденных гребных винтов с новых эскадренных миноносцев.

Проводя сравнение наших кораблей этого класса с германскими, можно утверждать, что советские эсминцы были легче, быстроходнее, маневреннее и имели большую дальность плавания. Выше была у наших кораблей и дальнобойность башенной артиллерии. А если говорить о живучести немецких эсминцев, то она ни а какое сравнение не идет с живучестью наших кораблей. Линейное расположение в машинном отделении механизмов на немецких кораблях делало их уязвимыми по сравнению с нашими, где применялось только эшелонное расположение механизмов.

В первые месяцы войны отечественная судостроительная промышленность понесла большой урон. В августе 1941 года враг захватил крупнейший центр судостроения на Черном море — Николаев. По приказу начальника николаевской военно-морской базы контр-адмирала Кулешова из строя было выведено все оборудование кораблестроительных заводов, взорваны на стапелях строившиеся крейсеры «Фрунзе» и «Куйбышев».

Недостроенный эсминец «Огневой» решено было использовать для эвакуации семей рабочих и служащих заводов. Для этого на корабле оборудовали временные жилые помещения, а трюмы загрузили бронзовой арматурой и другим ценным имуществом.

Когда августовским солнечным днем «Огневой», имея на борту несколько сотен женщин, детей и стариков, следовал на буксире в Севастополь, в небе над ним появились фашистские «юнкерсы». Для них это был лакомый кусочек и легкая мишень. Несколько стервятников на бреющем полете кинулись в атаку… За несколько часов до выхода «Огневого» в море николаевские судостроители сумели смонтировать на нем 76-мм двухствольную зенитную установку, а командование базы укомплектовало ее опытным орудийным расчетом. Именно огонь этой зенитной башни и спас недостроенный эсминец и всех находившихся на его борту от верной гибели. Один фашистский самолет, получив прямое попадание, упал в море, второй, задымив, тут же отвернул с атакующего курса и ушел за горизонт, остальные последовали за ним.

После окончания Великой Отечественной войны проект эсминца «Огневой» был откорректирован с учетом накопленного опыта войны. На корабле значительно усилили зенитное вооружение, установили более мощные турбо- и дизель-генераторы и радиолокационное оборудование. Получились отличные корабли!

В практике случается весьма редко, когда сложный агрегат или сооружение, особенно класса современного военного корабля, получается, как говорят, «с чертежа». И строительство эсминцев типа «Огневой» смело можно отнести к числу таких счастливых случаев. Трудно припомнить хотя бы один пример отступления от проекта, какой-нибудь неполадки при испытаниях кораблей этой серии или претензии приемщиков.

Тем не менее, пока серия «Огневой» достраивалась, конструкторы уже приступили к модернизации этого корабля. Вооружение и оборудование остались почти прежними, изменения коснулись главным образом корпуса и технологии постройки. Перед войной наши кораблестроители очень осторожно, даже с опаской, подходили к использованию сварки. Сварные конструкции применялись тогда только на легких надстройках военных кораблей. Опыт войны стимулировал использование сварки в широких масштабах не только в кораблестроении, но и во всех отраслях военной промышленности, особенно в танкостроении.

Корпус эсминцев типа «Огневой» перепроектировали на сварку, и вместо подетальной сборки на стапеле, «по листу» была разработана методика постройки корпусе из секций, а позже и из блоков, изготовлявшихся в цехах. По старой технологии со стапеля спускался пустой корпус корабля, нагрузка и монтаж механизмов, оборудования и вооружения производились у достроечной набережной, что было сопряжено с огромными затратами труда и времени. Теперь корабль выводился из эллинга на спусковое устройство или сходил со стапеля готовым полностью. После спуска на воду сразу же начинались швартовные испытания, погрузка снабжения, запасных частей и комплектации.

Головной корабль этой серии был назван «Смелый». Это был по тем временам самый современный, самый мощный по вооружению и самый быстроходный корабль этого класса в мире. По тактико-техническим данным он выгодно отличался от лучших эсминцев типа «Флетчер», строившихся во время второй мировой войны в США. Хотя американские корабли этого типа обладали высокой надежностью механической установки, они уступали нашему кораблю по скорости хода и мощности залпа орудий главного калибра и их дальнобойности. После окончания войны, в 1945 году, мне пришлось работать в инвентаризационной комиссии по германским кораблям, капитулировавшим в западном полушарии, и осмотреть немецкий эсминец типа Z № 36 — один из последних кораблей этой серии.

Механическая установка этого корабля находилась в плачевном состоянии. Все трубопроводы, арматура, крышки конденсаторов и пр., сделанные из стали, проржавели буквально до дыр. Почти все электродвигатели постоянного тока в машинных и котельных отделениях вышли из строя из-за недопустимо высокой температуры. Во время осмотра вызванный на корабль бывший старший механик рассказал, что эксплуатация механической установки всегда была связана с постоянными неполадками и что за время службы корабля он ни разу не мог развить полную мощность установки. В результате изучения документации этого корабля удалось установить, что по сравнению с эсминцем № 22 его турбины были переделаны: частота вращения гребных винтов изменена с 475 на 390 об/мин. Бывший механик Z № 36 сообщил, что это было единственное средство избежать катастрофического разрушения лопастей гребных винтов от кавитации.

Эсминец типа «Смелый» считается в истории отечественного Кораблестроения выдающимся проектом. Можно полагать, что многим знатокам и любителям флота понравятся изящные обводы корпуса и стройный силуэт этого великолепного корабля. Его подробные чертежи, публикуемые впервые, позволят судомоделистам построить точные модели этого эсминца и успешно выступить на соревнованиях.

ОКРАСКА МОДЕЛИ

Шаровый цвет: волнолом, орудийные башни, вьюшки швартовных тросов, рубки, вентиляционные головки, командирский пост, пелорус гирокомпаса, путевой магнитный компас, прожекторный пост, приборы управления торпедной стрельбой, дальномерный пост, фок-мачта, дымовые трубы, шлюпбалки, крышки световых люков, торпедные аппараты, аварийный командирский пост, грот-мачта, вертикальные трапы, кормовой пост, зенитные автоматы, вьюшки электрокабелей, трап-балки, шахта румпельного отделения, дезактиваторы, краспица фок-мачты, цистерны дезактиваторов, двери, шестивесельный ял, барказ, кранцы первых выстрелов 37-мм орудий, тумбы машинного телеграфа, выносной индикатор кругового обзора, пульт управления торпедной стрельбой, рулевая колонка.

ЭСМИНЕЦ «СМЕЛЫЙ»

Черный цвет: буксирный полуклюз, становые якоря, якорные клюзы, киловые планки, якорный шпиль, кнехты, штыревые антенны, прожекторы, антенны РЛС, искрогасители, швартовный шпиль, бомбометы, стеллажи для глубинных бомб, дымоапларатура, пост сбрасывания глубинных бомб, все стопоры якорь-цепи, универсальный визир, динамик громкоговорящей связи, киловые планки.

Белый цвет: гюйс-шток, половины каждого спасательного круга, фонари всех огней, рамки радиопеленгаторов, штыревые радиоантенны, гафель, все леерные стойки, кормовой флагшток, спасательные плоты.

Красный цвет: эмблема (пятиконечная звезда), гюйс, половины каждого спасательного круга, фонарь левого бортового отличительного огня, пожарные топоры и багры (наполовину), огнетушители, вымпел.

Коричневый цвет: перо руля, обтекатели гребных валов, бортовые кили, упор скобы параван-охранителя, минные рельсы, кормовые скаты, ростры.

Константин Королев и его корабль у воронежского водохранилища

Воронежцу Константину Королеву 70 лет. Не так давно он закончил работу над действующей моделью эсминца «Смелый» проекта 30бис. Стеклопластиковая модель не только выглядит как настоящая, но и оснащена моторами и может бороздить воды воронежского водохранилища. Пенсионер рассказал о своем увлечении корреспонденту «АиФ-Воронеж».

Любовь к моделизму с первого взгляда

«Когда я был маленьким, я увидел, как парень в канале запускает модель торпедного катера. Это был конец 50-х годов XX века. Модель была ходовая, на электромоторе. Он увидел, что я потрясен и дал мне модель на неделю. С тех пор я мечтал сделать модель корабля», — вспоминает мужчина.

«Оживший» с помощью компьютерного волшебства памятник поэту

Воплотить мечту в жизнь удалось, когда у нашего героя появился сын. Константин работал инженером, затем программистом и эти навыки ему очень помогли. Первая максимально соответствующая оригиналу модель была сделана из бумаги — самого доступного тогда материала. Несмотря на это, довоенный эсминец проекта 7у получился как настоящий. Подобные корабли участвовали в боях Великой Отечественной войны на Черном и на Балтийском морях, в Северном Ледовитом океане.

«Корабль был сделан с нуля. Чертежи я нашел в журнале «Моделист-Конструктор». Мне хотелось сделать модель, наиболее приближенную к оригиналу. Привлекала меня прежде всего деталировка», — рассказывает Константин.

Подробных чертежей в 80-е годы не было. Все восстанавливалось по картинкам из журнала. Поэтому несмотря на точность деталировки Константин свою первую модель полноценной копией не считает. Впрочем, эсминец хранится как и действующая модель — под стеклом — на радость потомкам.

Даже на полмиллиметра нельзя ошибиться

Сделать точную копию, которая к тому же и ходит по воде, как настоящий корабль, Константин решил в начале 90-х:

«Я пообщался с живущими в Ташкенте моделистами мировой известности и загорелся желанием сделать что-то действительно стоящее — настоящую модель. Выбрал эсминец «Смелый» проекта 30бис. Эта модель переходная от довоенной техники к военным судам, на которых уже начало появляться современное сложное технологическое оборудование и вооружение».

Постройка модели фактически ничем не отличается от постройки настоящего корабля, разве что масштабы другие. Константин рассказал, что сначала делаются чертежи отдельных узлов, чтобы при постройке они все поместились на корпусе. Потому что если ошибся даже на половину миллиметра, деталь уже нужно переделывать.

Эсминец «Смелый» и ранняя модель Константина — эсминец проекта 7У (сверху)

Эсминец «Смелый» и ранняя модель Константина — эсминец проекта 7У (сверху) Фото: Из личного архива/ Константин Королев

«Все делается в масштабе. У меня масштаб 1:100. Это значит что если корабль длиной 125 метров, то у моей модели длина 1,25 метра. Все маленькие детали делаются также по масштабным размерам», — рассказывает Константин.

Поскольку мастер работал программистом, у него нашлось много старых картонных перфокарт от компьютеров старого образца. Из них Константин делал надстройку будущего эсминца.

Корпус корабля стеклопластиковый. Моделист сначала сделал деревянную болванку. Получившуюся основу оклеивал стеклотканью и промазывал эпоксидной смолой.


«Мне пришлось снова обратится к чертежам журнала «Моделист-конструктор». Вообще сделать стопроцентно точную модель корабля очень сложно. Потому что каждый завод вносил свои изменения и военные суда отличались друг от друга. Кроме того в те годы не было интернета и практически не было фотографий прототипа».

В какой-то момент работа остановилась из-за нехватки времени, вдохновения и, что немаловажно — информации. С новыми силами Константин взялся за свой эсминец, когда появился доступ к интернету.

Без увеличительных приборов никуда

«Когда мы переехали в Воронеж, я нашел множество фотографий в интернете на форумах моделистов. Это были уже 2000-е годы. Когда увидел, сколько в интернете информации, снова загорелся идеей и доделал корабль», — рассказывает Константин.

На корабле огромное количество мелких деталей. По словам мастера, одна зенитная установка состоит из целых 120 элементов! При том, что размер ее основания — 20 миллиметров, а высота — 12. Поэтому моделист использует увеличительные приспособления. Точная деталировка — это еще не все. Константин хотел, чтобы корабль ходил по воде.

Точность проработки мелких деталей эсминца поражает воображение

Точность проработки мелких деталей эсминца поражает воображение Фото: Из личного архива/ Константин Королев

«На модели корабля стоят электродвигатели, которые питаются от аккумуляторов, передатчик, приемник и регулятор хода, который позволяет плавно изменять скорость вращения электродвигателя. Есть также устройство, которое управляет поворотом руля», — говорит моделист.

Масштабная модель ходит по воде с масштабной скоростью. Управляется с берега. По словам Константина, если прототип ходит со скоростью 37 узлов, то масштабная скорость модели — около 1,85 метра в секунду.

На международном молодежном фестивале исторической реконструкции «Русборг».

На воде «Смелый» издает звуки корабельной сирены и выстрелов из орудий. Как настоящий корабль, модель один раз даже попала в шторм. Константину пришлось выливать из нее воду. Но кораблю ничего не сделалось. Ведь все картонные элементы пропитаны эпоксидной смолой и покрашены.

«Пластиковые модели в наборах не покупаю, хотя конечно, из них также можно сделать интересные модели, максимально соответствующие оригиналу. Но мне интереснее сделать все самому», — говорит моделист.

Читайте также: