Фердинанд порше конструкторы бронетехники

Обновлено: 22.04.2024

Летом 2021 года в Танковом музее парка "Патриот" была показана экспозиция редких и существующих в единственном экземпляре образцов бронетехники. На выставке собрано более 80 уникальных танков, самоходок и бронеавтомобилей.

Особо заметен среди других экспонатов сверхтяжелый танк Pzkpfw.VIII Maus ("Мышь"). Ироничное несоответствие названия габаритам конструкции довольно необычно (если вспомнить "Тигра" и "Пантеру"), вместе с тем великолепно подчеркивает его колоссальные размеры. Этот танк весом около 188 тонн был построен в гитлеровской Германии конструкторами под руководством Фердинанда Порше. Габариты (в мм):

Длина корпуса 9050

Длина с пушкой вперед 10 200

Своим появление Pzkpfw.VIII Maus обязан навязчивой идее германского командования - создать абсолютно неуязвимый для вражеского огня штурмовой танк.

В конце 1942 года по инициативе фюрера, под руководством Фердинанда Порше начались работы над "танком прорыва", с максимально возможной бронезащитой. В создании машины приняли участие несколько фирм: корпус и башню изготавливал "Крупп", "Даймлер-Бенц" отвечал за двигательную установку, а "Сименс" за элементы трансмиссии. Общая сборка велась на заводе фирмы "Алкет".

Проект "Порше Тип 205" был частично реализован в 1944 году в виде двух опытных образцов. 14 мая 1943 года полноразмерный деревянный макет танка был представлен фюреру, через год два прототипа танка появились в металле.

Человек, которого называют "инженером столетия", конструктор автомобилей и бронетанковой техники, доктор Фердинанд Порше, ушел из жизни в 1951 году. Не каждое его творение было удачным. Фортуна как будто испытывала его на прочность.

Два автомобиля конструктора Порше - Porsche 911 и Фольксваген "Жук" - вошли в звездную пятерку "автомобилей столетия". Но его работа над танками периода Второй Мировой войны не стала настолько блестящей, как в гражданском машиностроении.

Фердинанд Порше рядом с тестовым автомобилем Фольксваген Жук. Австрия, 1940 год. Фото из открытого доступа.

Фердинанд Порше рядом с тестовым автомобилем Фольксваген Жук. Австрия, 1940 год. Фото из открытого доступа.

Впервые инженер Порше попробовал силы как создатель танков в 1920-е годы. Первенцем стал "Grosstraktor". В 1925 году три столпа машинной индустрии "Rheinmetall-Borsig", "Daimler Benz" и "Krupp" участвовали в конкурсе на разработку среднего танка. Технические характеристики длина 6 метров, ширина 2,4 метра, вес до 15 тонн и 75-миллиметровое орудие, установленное во вращающейся башне.

Версальский мирный договор запрещал Германии иметь танки, и компании прибегли к незаконным ухищрениям: для корпуса прототипов использовалась мягкую сталь (6-14 миллиметров), такая же, как в автомобилестроении. Инженером и конструктором "Daimler Benz", курирующим проект, был назначен Фердинанд Порше.

Первые ходовые испытания были запланированы на 1929/30 год. Прототип танка был вооружен одной 75-мм пушкой KwK L/24 и тремя-четырьмя 7,92-мм пулеметами Schwere. Масса танка составляла 15,4 тонн, что превышало лимит конкурсных требований. На шоссе танк развивал положенные 40 км/час, но по воде он мог передвигаться со скоростью не выше 4 км/час.
Согласно требованиям заказчика, было построено два прототипа — в 1929 году и 1930 году.

На испытаниях выяснилось, что у танков большие проблемы с гусеничными лентами, склонными к сбросу, и с охлаждением двигателя. В оба получили неудовлетворительную оценку и в производство не пошли.

Учитывая требования Версальского мирного договора 1919 года, испытания проходили в режиме строгой секретности.

PzKpfw VI Tiger (P). Таким буквенным обозначением назвали танк, который отнял у "инженера столетия" множество сил и времени. Танк появился в результате бесконечных технических разногласий, но стал первым детищем Фердинанда Порше, непосредственно участвовавшим в боевых действиях. Его называли "Тигр Порше".

История создания "Tiger (P)" тесно связана с созданием другого "Тигра" - "Тигра Хеншеля" - того ставшим известным танка, которые впервые немцы массово применили летом 1943 года на Курской дуге.

Конструктор Фердинанд Порше на броне прототипа немецкого тяжелого танка «Тигр» (Panzerkampfwagen VI «Tiger P) — VK4501 (P)). Предположительно, весна 1943 г. Фото из открытого доступа.

Конструктор Фердинанд Порше на броне прототипа немецкого тяжелого танка «Тигр» (Panzerkampfwagen VI «Tiger P) — VK4501 (P)). Предположительно, весна 1943 г. Фото из открытого доступа.

Однако его признали более удачным и более дешевым в производстве. В серийное производство и на вооружение вермахта пошел "Тигр Хеншеля", а производство "Tiger (P)" ограничилось 5 машинами.

Документально известно только об одном "Тигре" фирмы "Порше": в 1944 году он участвовал в боях на Восточном фронте в районе Галиции.

Утром 5 июля 1943 года в бой впервые были брошены тяжелые самоходно-артиллерийские установки "Элефант". Несмотря на малочисленность серии - всего 90 штук - данная машина является одним из самых известных представителей класса самоходных орудий, и с ней связано большое количество легенд.

Разработка этой противотанковой машины тесно связана с предыдущей конструкцией Порше - "Тигром П". Как будто не обращая внимания на неудачу с "Тигром", доктор не прекращал работы над совершенствованием танка, и наконец фортуна повернулась к нему лицом.

Германское руководство требовало создать хорошо защищенную противотанковую артиллерийскую установку. В конце сентября 1942 года разработать ее поручили конструкторскому бюро "Порше", причем, в основу проекта должно было лечь шасси от "Тигра П".

Самоходная артиллерийская установка класса истребителей танков вермахта "Фердинанд" (Sd.Kfz. 184) во время ходовых испытаний. Справа (на переднем плане) сидит Фердинанд Порше. Управляет машиной рейхсминистр вооружения и боеприпасов Альберт Шпеер.

Самоходная артиллерийская установка класса истребителей танков вермахта "Фердинанд" (Sd.Kfz. 184) во время ходовых испытаний. Справа (на переднем плане) сидит Фердинанд Порше. Управляет машиной рейхсминистр вооружения и боеприпасов Альберт Шпеер.

Сжатые сроки проектирования пошли не на пользу конструкции - построенные самоходки не имели пулемета и подсмотренного у советских танков наклонного бронирования. Зато две 100-миллиметровые пластины практически не поддавались орудиям союзников, а пушка "Фердинанда" пробивала советские "тридцатьчетверки" с 2 000 метров.

Самоходная артиллерийская установка класса истребителей танков вермахта "Фердинанд" (Sd.Kfz. 184) во время ходовых испытаний. Германия, 1943 год. Фото из открытого доступа.

Самоходная артиллерийская установка класса истребителей танков вермахта "Фердинанд" (Sd.Kfz. 184) во время ходовых испытаний. Германия, 1943 год. Фото из открытого доступа.

Новое творение конструктора осенью 1943 года было переименовано в "Ferdinand".

Panzerkampfwagen VIII Maus. Самому большому в мире из всех выполненных в металле танков Panzerkampfwagen VIII дали название "Маус", хотя вес этой "Мыши" достигал массы трех "Тигров" - почти до 190 тонн. Столько же в среднем весят, к примеру, 20 слонов или две с половиной тысячи человек.

В конце июля 1942 года конструкторскому бюро "Порше" было поручено начать работы над танком, вооруженным пушкой калибра 128 мм или 150 мм. Разработка продолжалась с 1942 по 1945 годы. Медлительность в работе связывают, в числе прочих факторов, работу советских и союзных авиаторов, которые регулярно бомбили заводы Германии. Возможно, поэтому во всех официальных бумагах имя у танка было такое неприметное - для защиты от шпионов.

24 декабря 1943 года состоялся первый пробный выезд танка. К тому моменту башня еще не была построена и вместо нее на танк установили груз, соответствующий массе башни. Прототип показал весьма неплохую маневренность, когда смог выехать из тесного для него монтажного цеха. По воспоминаниям людей, которым довелось управлять танком, "Маус" был легче в управлении, чем средний немецкий танк Pz IV.

Дальнейшие работы по выпуску десяти серийных танков были прекращены по указанию самого фюрера, так как у Германии не хватало производственных мощностей для выпуска даже других, более "ходовых" видов оружия.

До середины 1944 года было построено еще два прототипа и проведено множество испытаний, в которых танк снова и снова показывал очень неплохие результаты: после подготовки "Маус" мог преодолевать по дну водные преграды.

Огромная масса исключала возможность перехода "Мауса" через реки по автодорожным мостам. Поэтому предполагалось переправлять танки попарно по дну реки. При этом загерметизированный, без экипажа, "Маус" получал по кабелю управление и электропитание для движения от другого "Мауса" на берегу.

Лобовая броня была непробиваема для пушек - 200 миллиметров под скошенным углом, бронирование кормы и бортов лишь немногим уступало лобовой броне. Орудие танка 12,8 cm PaK 44 на момент создания не имела аналогов по дальности стрельбы и бронепробиваемости.

В конце 1944 года доработка танков была прекращена, поскольку к этому времени немецкая танкостроительная промышленность уже не могла обеспечить серийный выпуск сверхтяжелых "Маусов" даже при минимальном выпуске - 10 машин в месяц.

Немецкий опытный сверхтяжелый танк "Маус" (Panzerkampfwagen VIII «Maus») во время ходовых испытаний на полигоне в городе Бёблинген. Спиной к зрителю в шляпе стоит конструктор танка Фердинанд Порше. Место съемки: Бёблинген, Германия. Декабрь 1943 года. Фото из открытого доступа.

Немецкий опытный сверхтяжелый танк "Маус" (Panzerkampfwagen VIII «Maus») во время ходовых испытаний на полигоне в городе Бёблинген. Спиной к зрителю в шляпе стоит конструктор танка Фердинанд Порше. Место съемки: Бёблинген, Германия. Декабрь 1943 года. Фото из открытого доступа.

Применить экспериментальный танк в боях с советскими танками под Берлином вермахту так не пришлось. 21 апреля 1945 года, при приближении частей Красной Армии к полигону, прототипы были по заранее подготовленному плану уничтожены.

Танки были взорваны, но значительным разрушениям подвергся только один. В дальнейшем из поврежденных танков по указанию командующего бронетанковых и механизированных войск Я.Н. Федоренко был собран один. 4 мая 1946 года он был доставлен на полигон в Кубинке.

Солдаты 7-го запасного танкового батальона вермахта откапывают увязший в грязи танк "Маус". 16 марта 1944 года, в ходе испытаний "Мауса" в Бёблингене (Böblingen), при попытке преодолеть вязкий участок грунта, машина безнадежно застряла. Фото из открытого доступа.

Солдаты 7-го запасного танкового батальона вермахта откапывают увязший в грязи танк "Маус". 16 марта 1944 года, в ходе испытаний "Мауса" в Бёблингене (Böblingen), при попытке преодолеть вязкий участок грунта, машина безнадежно застряла. Фото из открытого доступа.

"Танки были так велики, что даже "Королевский Тигр" показался бы рядом с ними танкеткой", - позже напишет в своих воспоминаниях дважды Герой Советского Союза, командир 53-й гвардейской танковой бригады, полковник Василий Архипов.

Бригада Архипова приняла активное участие в Берлинской операции. Судя по записи в журнале боевых действий 53-й гв. танковой бригады, населенный пункт Куммерсдорф являлся последним опорным пунктом на подступах к крупному промышленному центру Германии - Франкфурту на Майне. Для защиты города немцы, кроме обороны на рубеже Лайссов, Треттин, Кунерсдорф и далее по лесному массиву на Райпциг, выбросили из Франкфурта-на-Майне танки и самоходные орудия частей ТД "Великая Германия" общей численностью до 100 единиц.

Однако сверхтяжелые танки были обнаружены не во время боевых действий, а лишь в июне 1945 года.

Опытный образец танка "Маус" с макетом башни, вытащенный из грязи на ходовых испытаниях в Беблингене (Boblingen), Германия. Беблинген, Германия. 17 марта 1944 года. Фото из открытого доступа.

Опытный образец танка "Маус" с макетом башни, вытащенный из грязи на ходовых испытаниях в Беблингене (Boblingen), Германия. Беблинген, Германия. 17 марта 1944 года. Фото из открытого доступа.

4 июня сего года советскими оккупационными войсками в Германии были найдены два сверхтяжёлых немецких танка.

Один из них, с вооружённой башней и дизельмотором — в 40 км южнее Берлина в районе Штамлагер; второй танк с необработанной башней и карбюраторным двигателем — в 62 км южнее Берлина в районе Куммерсдорф.

Особенностью сверхтяжёлых танков является применение электротрансмиссии и спаренной установки пушек — крупного калибра (128 мм) и калибра 75 мм.

По показаниям немецких инженеров, работавших на танковом полигоне, сверхтяжёлые танки проектировались конструктором Порше в районе Штутгарт-Боблинген и были изготовлены фирмой Нибелунгенверке (в Австрии).

Советский солдат осматривает подорванный "Маус" на полигоне в Куммерсдорфе. 1945 год. Фото из открытого доступа.

Советский солдат осматривает подорванный "Маус" на полигоне в Куммерсдорфе. 1945 год. Фото из открытого доступа.

Советские инженеры в Германии тщательно изучили трофеи. Агрегаты прототипов были извлечены из корпусов и отправлены в СССР. Из оставшихся деталей был собран "гибрид" танка, который в мае 1946 года прибыл для изучения в Кубинку. После изучения Pzkpfw.VIII Maus отбуксировали в музей при полигоне.


Премиумный танк Panzerbefehlswagen Tiger (P) доступен для покупки за Золотые Орлы

Фердинанд Порше, автор знаменитого автомобиля «Жук», был талантливым конструктором, создававшим, помимо всего прочего, различные образцы боевой техники. В ходе Второй мировой войны конструкторское бюро Порше разработало автомобили военного назначения на базе «Жука», а также бронетехнику: тяжёлые танки «Tiger (P)» и «Королевский Тигр», противотанковую САУ «Фердинанд (Элефант)» и сверхтяжёлый танк «Мышь» (нем. Maus). Но еще больше типов бронетанковой техники Порше осталось в качестве проектов.

Первым проектом, разработанным еще в 1925 году (когда Фердинанд Порше занимал должность главного инженера штутгартской компании Daimler-Benz AG) стал Grosstraktor Daimler-Benz 1. Машина вооружалась 75-мм пушкой KwK L/24, а также 7,92-мм пулеметами «Schwere» в количестве 3 или 4 штук. Из-за возникших в ходе испытаний проблем от дальнейшей работы над проектом было решено отказаться.

Среди последующих проектов бронетехники Ф. Порше можно выделить следующие образцы.

Тяжелый танк VK 3001 (P)

В 1941 году была закончена сборка прототипа, но из-за затянувшихся до мая 1942 года испытаний от проекта отказались в пользу работ над VK 4501 (P) – прототипом «Tiger» (P).

Тяжелый танк VK 4501(P)

Тем не менее, VK 4501(P) на испытаниях показал низкую маневренность, вяз в мягком грунте и без помощи эвакуационных машин не мог выбраться из этой западни самостоятельно. Ненадежной оказалась и система управления. По итогам испытаний в серию пошел VK 4501(H) фирмы Henschel.

Несмотря на то, что, будучи уверенным в победе своего прототипа, Порше выпустил девяносто VK 4501(P), один из которых даже принял участие в боевых действиях, танк можно считать несостоявшимся проектом. Шасси остальных VK 4501(P) были использованы при производстве тяжёлых самоходных орудий Panzerjäger Tiger(P) – Ferdinand – Elephant.

Разрушитель баррикад и оборонительных сооружений Rammtiger/ Raumpanzer Tiger(P)


Неудача с проектом VK 4501(P) позволила Фердинанду Порше, однако, создать на его базе ряд интересных проектов бронированной техники.

Так, по приказу Гитлера от 22 ноября 1942 года под влиянием донесений о боях в Сталинграде конструктору было поручено создать один образец Rammtiger для разрушения баррикад и оборонительных сооружений. Машина должна была быть оснащена наклонными бронеплитами и ножом-отвалом для тарана укреплений врага. Rammtiger предполагалось вооружить одним одним 7,92-мм пулеметом.

К 7 декабря 1943 года техническая документация была подготовлена. Последовал заказ на три Rammtigger. Однако никаких достоверных фактов о применении этого детища Порше не сохранилось.

Ремонтно-эвакуационные машины Bergepanzer Tiger (P)


Порше пытался реализовать потенциал 90 построенных VK 4501(P), в связи с чем появилась идея создать два тяжелых танковых батальона, вооруженных Tiger (P), для боев в Северной Африке. Однако из-за проблем с воздушным охлаждением двигателей этого танка идея так и осталась идеей.

Но 5 машин уже были направлены в австрийский Dollersheim для испытаний и обучения танкистов перед отправкой в северную Африку. После отказа этой идеи, с августа по сентябрь 1943 года все пять Tiger (P) были переделаны в ремонтно-эвакуационные машины Bergepanzer Tiger (P) и отправлены на фронт для спасения поврежденных САУ Panzerjäger Tiger(P) – Ferdinand – Elephant.

Bergepanzer Tiger (P) обладал невысокой рубкой в кормовой части, оснащенной люками и пулеметом в шаровой установке, вмонтированной в лобовой бронированный лист. Помимо этого, машина была оснащена краном.

Колесный тягач RSO/ Тyp 175


В 1942 году бюро Ф. Порше разработало колесный тягач RSO (Radschlepper Ost – колесный тягач для Востока), обозначаемый как Тyp 175. Тягач предполагалось использовать для перевозки грузов и буксировки тяжелых артиллерийских орудий на Восточном фронте

Несмотря на то, что было выпущено около 200 машин для войсковых испытаний, от производства тягача отказались в пользу полугусеничных грузовых автомобилей «Маультир» более удачной конструкции. 11 апреля 1943 г. А. Гитлер издал распоряжение о прекращении производства тягочей RSO.

Тяжелый танк VK 4502 (P)


Пытаясь улучшить проект VK 4501 (P), Порше разработал новый вариант тяжелого танка – VK 4502 (P), обозначаемый также VK 4501 (P2) и Typ 180\Typ 181.

В ходе разработки данного проекта Фердинанд Порше пытался использовать максимальное количество новых инженерных решений, стараясь добиться высоких тактико-технических характеристик танка. Для проекта были разработаны четыре новых образца двигателей, новые варианты гидравлического и электрического приводов. Танк мог иметь боевую рубку, вынесенную вперед или назад, представляя собой некую модульную конструкцию, позволявшую выбрать лучшую компоновку.

Танк не пошел в серию из-за проблем с двигателем, разработанным непосредственно в бюро Порше. Силовая установка оказалась ненадежной, и в ноябре 1942 года проект был закрыт. VK 4502 (P) оставил в наследство более поздним танкам “башню Порше”, которая впоследствии ставилась на серийные Tiger II.

Танк Typ 245


Не оставляя попыток вернуться в «высшую лигу» немецкого танкостроения, бюро Ф. Порше в 1943 году разработало проект разведывательного танка Typ 245, который должен был конкурировать с VK1602 «Leopard» и Pz.II «Luchs». Выполненный с сильно наклоненными листами корпуса, новый танк имел ходовую часть, состоящую из 6 опорных катков, которые были собраны в три тележки, а также – из переднего направляющего и заднего ведущего колеса. Машина была вооружена 55-мм пушкой МK112 и одним 7,92-мм пулеметом MG42.

На базе этого разведывательного танка были разработаны пять модификаций:

1. Typ 245/1 (Leichter Panzerkampfwagen) – легкий танк.

2. Typ 245/2 (Leichter Mehrzwecke-Panzerkampfwagen) – легкий танк многоцелевого назначения.

3. Typ 245/10 – (Leichter Panzerkampfwagen zur Verwendung gegen Erd un Luftziele) – легкий танк для борьбы с наземными и воздушными целями, пулемет не устанавливался.

4. Typ 245/11 (Aufklaerungs-Panzer) – легкий разведывательный танк.

5. Typ 245 «Sonderfahrzeug V» (Leichtes gepanzertes Mehrzweckefahrzeug fur Aufklarung und Begleit) – легкий многоцелевой танк для разведки и боевого сопровождения.

Тем не менее, ни один из проектов не пошёл в серию.

Штурмовое орудие Schwerer Kleiner Panzer


В том же 1943 г. Фердинанд Порше предложил проект штурмового орудия для уничтожения бронетехники противника, а также различных укреплений. Машину предполагалась оснастить 105-мм пушкой фирмы Рейнметалл с боезапасом из 60 кумулятивных снарядов. Экипаж штурмового орудия состоял из 4 человек. Общая масса машины должна была составить приблизительно 30 т.

Для обеспечения противовоздушной обороны на Schwerer Kleiner Panzer предполагалось установить в командирской башенке 30-мм авиационную пушку Mk108 с боезапасом в 700 выстрелов той же фирмы Рейнметалл, ввиду ее малых габаритов. Однако и этот проект остался лишь в виде чертежей, и в 1944 году был закрыт.

Противотанковая САУ Е-25/ Typ 255


В 1944 году Фердинанд Порше предложил проект истребителя танков Е-25 (Typ 255), который иначе именовался Mehrzweckpanzer. Главным орудием этой установки должна была быть 105-мм пушка leFH43, размещавшаяся в лобовом бронелисте. В качестве дополнительного вооружения предполагалась 30-мм пушка Mk108. В проекте использовались наработки разведывательного танка Typ 245. Бронирование корпуса в некоторых проекциях должно было достигать 120 мм. Экипаж установки должен был состоять из 4 человек. Двигатель V-12 мощностью в 500 л.с. должен был разгонять САУ весом в 27 тонн до скорости 57 км/час. Проект также остался нереализованным.

Штурмовое орудие Panzerjäger Tiger Ausf. B «Jagdtiger»


Несмотря на то, что данный проект изначально был разработан компанией Henschel в сотрудничестве с фирмой Kruppe, из-за непозволительно высокой стоимости ходовой части эталонного образца САУ доработку машины поручили бюро Фердинанда Порше. Он предложил использовать подвеску с САУ «Elefant», что облегчало изначальную конструкцию на 2,5 тонны, а также значительно удешевляло производсто машины. Однако на испытаниях опорная тележка сломалась, и в серийное производство была рекомендована САУ с подвеской фирмы Henschel. Тем не менее, 11 САУ «Jagdtiger» были выпущены с подвеской фирмы Порше.

Тяжелый танк VK 100.01(P)/ KV3381


Данный проект представлял собой исходный дизайн Pz.Kpfw.Maus, разработанный 4 июня 1942 года. В данном варианте общая масса машины должна была составить 100 тонн. В качестве вооружения планировалось использовать 149-мм пушку KwK L/40.

Однако незадолго до этого Адольфом Гитлером было предложено увеличить боевую массу машины до 120 тонн. Проект ушел на доработку. В версии чертежей К3382 масса машины возросла до 140 тонн. Рассматривались варианты установки на месте командирской башенки второй башни с 75-мм пушкой KwK L/24.

Однако и эти варианты танка оказались нереализуемыми, и инженеры сосредоточились на разработке следующего проекта – Typ 205A «Mäuschen», в рамках которого масса машины возросла до 150 тонн. На неё предполагалось установить двигатель MB.507 мощностью 900 л.с. и новую башню со спаренными орудиями KwK L/31 и KwK L/24. В данном варианте была полностью переработана подвеска, предусматривающая дополнительный ряд траков для снижения давления на почву. Этот вариант, как и прежние, через некоторое время был отвергнут.

Сверхтяжелый танк Panzerkampfwagen VIII «Maus»/ Porsche 205


Работа над проектом велась с 1942 по 1945 годы в кооперации с фирмами «Круп», «Даймлер-Бенц» и «Сименс». Общая сборка танка осуществлялась на заводе фирмы «Алкетт». Были построены две опытных машины.

Танк до сегодняшнего дня является самым крупным из построенных машин этого класса. В боевых действиях «Maus» участия не принимал. Один экземпляр машины находится в танковом музее в «Кубинке».

В будущих обновлениях мы представим декаль "Schwere Panzerjäger-Abteilung 653" - подразделения, в котором на вооружении состояли некоторые из истребителей танков Ferdinand 'Elefant' и Pz.Bfw. VI (P)

В германии наступили сложные времена кризиса после поражения в Первой Мировой Войне. Тем временем, США процветали за счёт получения денег с долгов и репараций, а Генри Форд создал первый воистину массовый автомобиль для нужд граждан соединённых штатов.

Этот же успех хотел повторить и Фердинанд Порше, как только возымел такую возможность. Приход Адольфа Гитлера даже поспособствовал дальнейшему развитию, а идею Порше приглянулись фюреру, который желал помочь стране, в которой жил, несмотря на свои нацистские рассуждения.

В дальнейшем была основана фирма Volkswagen, в которой «кипела работа» над созданием автомобилей на подобии Ford. Для этого, Фердинанд получал государственное финансирование, но взамен гениальный инженер должен был создавать не только автомобили для граждан, но и военных нужд.

Автомобили военного назначения.

Одним из наиболее известных и при этом массовых автомобилей стал Kübelwagen, более известный под индексом Typ 82. Его создали в фирме Volkswagen на основе уже имеющихся разработок по модели Käfer, по-русски Жук.

Однако машина военных имела некоторые отличия. В частности металл обладал большей прочностью. Это не всегда спасало от пуль и осколков, но повышало шансы на выживание.

Среди уникальных проектов была машина амфибия. Её вал мог переключаться как на колёса, так и на винты в зависимости от необходимости, однако этот образец в серию не пошёл.

Танки.

Ещё в конце 30-х годов, немецкое командование изъявило желание о тяжёлом штурмовом танке. Однако Panzer III и IV вполне соответствовали своему времени, так что технические требования были весьма неточными. Эта ситуация исправилась к 1941 году, когда танкисты вермахта столкнулись с советскими танками Т-34 и КВ. Однако не только они стали стимулом для развития… Толчком прогресса были и американские M4 Sherman в составе британского экспедиционного корпуса, а так же пехотные машины Matilda и Churchill.

За проект нового тяжёлого танка взялись две компании Henschel и Porsche. Хочу отметить, что Порше не имел опыта создания бронетехники. Это было значительным минусов в глазах военных, но не вызывало сомнений у фюрера и самого Фердинанда.

По мнению инженера, а в дальнейшем и профессора, танк должен был обладать эффективной 88 мм пушкой, которая не сразу обговаривалась среди ТТХ. Но такой шаг даже сыграл на руку в дальнейшем.

Второй особенностью была коробка передач. Она представлялась не редуктором (набором шестерёнок), а парой электромоторов, перенаправляющих мощность с двигателя на ведущие катки.

Недостаток был в том, что механизм для передачи мощности с одного агрегата на две блока трансмиссии был довольно сложен и для простоты использовалось два обычных двигателя от улучшенных самоходных установок Stug III.

Ещё одной проблемой стал изъян конструкции. Коробка передач не могла работать с большим весом в первоначальном варианте, поэтому пришлось ограничивать обороты самих моторов и делать размеры больше.

Итогом стал проект VK4501 (P). Однако прототип не приняли на вооружение из-за уникальной трансмиссии, требующей дефицитную на тот момент медь. Однако серийные танки под названием Tiger I получили башню именно от проекта Porsche из-за более мощного орудия и продуманных механизмов, что предполагалось не свойственным для начинающего в танкостроении.

Все знают "инженера столетия" доктора Фердинанда Порше как автомобилей, но мало кто помнит о его работе над танками в фашистской Германии. Насколько ему везло в гражданском машиностроении, настолько не везло в сооружении "машин смерти". Сегодня, в годовщину гибели конструктора, мы вспомним его военные разработки

30 января 1951 года в Штутгарте скончался "инженер столетия" доктор Фердинанд Порше. По итогам всемирного рейтинга сразу два его детища - Porsche 911 и Фольксваген "Жук" - вошли в звездную пятерку "автомобилей столетия". Все знают его как конструктора, но мало кто помнит о его работе над германскими танками периода Второй Мировой войны, ведь насколько ему везло в гражданском машиностроении, настолько не везло в сооружении "машин смерти". Сегодня, в годовщину гибели конструктора, мы сдуем пыль с архивов и вспомним военные разработки Порше.

Grosstraktor


Первой "пробой пера" инженера Порше в создании танков стал "Grosstraktor". В 1925 году три кита машинной индустрии "Rheinmetall-Borsig", "Daimler Benz" и "Krupp" участвовали в конкурсе на разработку среднего танка. Его технические характеристики были следующими: длина 6 метров, ширина 2,4 метра, вес до 15 тонн и 75-миллиметровое орудие, установленное во вращающейся башне. Версальский мирный договор запрещал Германии иметь танки, и для конспирации каждая компания должна была использовать для корпуса прототипов мягкую сталь (6-14 миллиметров), такую же, как в автомобилестроении.

Инженером и конструктором "Daimler Benz", курирующим проект, был назначен Фердинанд Порше. "Grosstraktor" он видел вооруженным 75-миллиметровой пушкой "KwK L/24" - для 1925 года она была чудо как хороша. Также танк должен был передвигаться как по суше, так и по воде. В итоге было сконструировано два прототипа, оба получили неудовлетворительную оценку и в производство не пошли.

Кстати, все из-за того же мирного договора испытания прототипы проходили в СССР на полигоне "Кама", выгода была обеим сторонам - немцы могли, не нарушая договоренностей, испытывать вооружение, а советские конструкторы перенимали у них ценнейший опыт.

PzKpfw VI Tiger (P)

Под этим сложным буквенным обозначением скрывается танк, который отнял у "инженера столетия" множество сил, танк, родившийся в результате бесконечных споров. Наконец, первый танк немецкого конструктора, непосредственно участвовавший в боевых действиях - "Тигр Порше". История создания "Tiger (P)" тесно связана с созданием другого "Тигра" - "Тигра Хеншеля" - того самого легендарного танка, дебют которого произошел в бою на Курской дуге.

Документально известно только об одном "Тигре" фирмы "Порше": в 1944 году он участвовал в боях на Восточном фронте в районе Галиции.

"Фердинанд" или "Элефант"


Утром 5 июля 1943 года обороняющиеся под Курском солдаты Красной Армии столкнулись с удивительным явлением - снаряды из мощнейших противотанковых пушек отскакивали от нового немецкого "чудовища", не нанося ему практически никакого вреда. В бой шли первые тяжелые самоходно-артиллерийские установки "Элефант". Несмотря на малочисленность серии - всего 90 штук - данная машина является одним из самых известных представителей класса самоходных орудий, и с ней связано большое количество легенд.

Разработка этой противотанковой машины переплетается с предыдущим творением Порше - "Тигром П". Стараясь не придавать значения проигранной борьбе за производство "Тигра", доктор не прекращал работы над совершенствованием танка, и в этот раз удача ему улыбнулась. Германское руководство настаивало на создании хорошо защищенной противотанковой артиллерийской установки. В конце сентября 1942 года разработать ее поручили конструкторскому бюро "Порше", причем, в основу проекта должно было лечь шасси от "Тигра П".

Сжатые сроки проектирования дали о себе знать - построенные самоходки не имели пулемета и подсмотренного у советских танков наклонного бронирования. Зато две 100-миллиметровые пластины практически не поддавались орудиям союзников, а пушка "Фердинанда" легко пробивала советские "Т-34" с 2000 метров.

Новое творение конструктора осенью 1943 года было переименовано в "Ferdinand".

Panzerkampfwagen VIII Maus


Самый большой в мире из всех выполненных в металле танков Panzerkampfwagen VIII имел скромное название "Маус", хотя вес этой "Мыши" был равен массе трех "Тигров" - 191 тонн. Столько же в среднем весят, к примеру, 20 слонов или две с половиной тысячи человек.

В конце июля 1942 года конструкторскому бюро "Порше" было поручено начать работы над танком, вооруженным пушкой калибра 128 мм или 150 мм. Разработка продолжалась с 1942 по 1945 годы - на скорость постройки влияла советская авиация, которая практически каждую неделю бомбила заводы Германии. Именно поэтому во всех официальных бумагах имя у танка было такое неприметное - для защиты от шпионов.

24 декабря 1943 года состоялся первый пробный выезд танка. К тому моменту башня еще не была построена и вместо нее на танк установили груз, соответствующий массе башни. Прототип показал весьма неплохую маневренность, когда смог выехать из тесного для него монтажного цеха. По воспоминаниям людей, которым довелось управлять танком, "Маус" был легче в управлении, чем средний немецкий танк Pz IV.

До середины 1944 года было построено еще два прототипа и проведено множество испытаний, в которых танк снова и снова показывал очень неплохие результаты: после подготовки "Маус" мог преодолевать по дну водные преграды. Лобовая броня была непробиваема для пушек - 200 миллиметров под скошенным углом, бронирование кормы и бортов лишь немногим уступало лобовой броне. Орудие танка 12,8 cm PaK 44 на момент создания не имела аналогов по дальности стрельбы и бронепробиваемости.

Весной 1945 года три опытных образца находились на полигоне в Кумерсдорфе. На случай, если на полигон войдет Красная Армия, все прототипы были подготовлены для уничтожения, что удалось сделать некоторым немецким солдатам 21 апреля 1945 года. В мире сохранился только один экземпляр "Мауса" - собранный из частично разрушенных машин он стоит в Бронетанковом музее в Кубинке.

Фердинанд Порше.

Родившийся 145 лет назад — 3 сентября 1875 года — выдающийся конструктор разнообразной техники Фердинанд Порше хорошо известен не только на своей родине, но и в России. Его имя легко узнаваемо по продающимся сейчас спорткарам, а также по образцам военной техники, воевавшей на Восточном фронте и принимавшей участие в сражении на Курской дуге и на других участках фронта. Самоходки «Фердинанд» стали одним из самых грозных образцов оружия вермахта. Однако всемирную славу Порше принесла не служба гитлеровскому режиму, а его конструкторская школа и множество передовых идей, воплощенных в автомобилях, грузовиках и в даже в карьерных самосвалах.

Первые гибриды

Семья Порше жила в Австрийской империи, в небольшом городке Мафферсдорф, который сейчас является частью Чехии и называется Вратиславице. Его отец владел ремонтной мастерской и передал двум сыновьям любовь к технике. С 15 лет молодой Фердинанд работал вместе с братом в мастерской и готовился продолжать дело отца, однако интенсивное развитие промышленности требовало больше теоретических знаний. Он уже не хотел быть кустарем и уговорил родителей оплатить обучение в техническом училище в городе Райхенберг, а затем поступил в Имперский технический университет Австрии. Его интересовала электротехника. А устройство на работу в электротехническую компанию Лонера сформировало взгляды на жизнь.

В конце XIX века шла борьба двух технических направлений. Одни конструкторы видели будущее за электрическими системами в моторостроении, а другие совершенствовали двигатель внутреннего сгорания, считая, что именно ему суждено стать главным на транспорте. Молодой Фердинанд Порше считал, что истина лежит где-то посередине и выступал за симбиоз этих технических решений.


Уже в 1889 году конструкторское бюро венской фирмы Лонера под руководство Фердинанда Порше разработало бестрансмиссионный автомобиль на электрической тяге. Эта машина отличалась тем, что была гибридной и переднеприводной одновременно, что по тем временам было новшеством. Машина имела бензиновый генератор, вырабатывающий электрический ток, и два электромотора в передних колесах, обеспечивающих тягу. В 1890 году на Всемирной выставке в Париже машина получила Гран-при.

Порше обрел признание автомобилистов и известность среди конструкторов, и его карьера пошла в гору. В 1906 году Фердинанд Порше стал техническим директором и главным конструктором венской компании Austro-Daimler. Под его руководством создаются автомобили Prinz-Heinrich, Sascha, ADM и ADR, а также множество образцов гибридных двигателей для военной и железнодорожной техники. Австрийское правительство заказывает в разработку новые моторы для самолетов и дирижаблей. И с началом Первой мировой войны Austro-Daimler и конструкторское бюро под управлением Фердинанда Порше работают на военную промышленность. Гибридные моторы закупает Германия для дирижаблей, за что Фердинанд Порше получил от немецкого кайзера крест «За заслуги», а от венского имперского дома удостоился звания заслуженного профессора Венского технического университета.

Готтлиб Даймлер.

Автомобили и спорткары

После Первой мировой войны и крушения Австро-Венгерской империи и по окончании гражданской войны Фердинанд в 1923 году переехал в Германию и вступил в должность главного инженера штутгартской компании Daimler-Benz AG, где с воодушевлением приступил к работе над автомобилями Mercedes, в том числе и над их гоночными модификациями. Под его руководством идет работа над прославленными компрессорными двигателями, принесшими славу штутгартской марке.

Самыми знаменитыми Mercedes, созданными под началом Порше, стали спортивные S и SS, побеждавшие во многих соревнованиях в Европе.

В 1932 году по приглашению советского правительства Фердинанд Порше посетил СССР и побывал на некоторых строящихся заводах, в том числе и на сталинградском тракторном. Конструктору было предложено остаться и заниматься разработкой военной техники. Однако, взвесив все достоинства и недостатки предложения, он отказался.

Роберт Бош на автомобильной выставке в Берлине 1931 года.

С приходом к власти нацистов Daimler-Benz AG занялся изготовлением спортивных моделей «Серебряные стрелы», которые приняли участие в европейских соревнованиях, а также в рекордных заездах. Фердинанд Порше занимался разработкой рекордных моделей Auto-Union, на которых гонщик Бернд Роземайер установил несколько рекордов. На автобане «Франкфурт — Дармштадт» он впервые преодолел барьер скорости в 400 км/ч, а в январе 1938 года Auto-Union Type R показал 436 км/час. Однако гонщик погиб.

В начале 30-х годов конструктор создает свое бюро под названием «Dr. Ing. h. c. F. Porsche GmbH» и приступает к самому знаменитому своему проекту. В июне 1934 года он получает контракт на разработку «народного автомобиля» (Volks-Wagen). Прототипы машины были готовы в сентябре 1936 года. Это двухдверные купе V1 и четырехдверные седаны V2. Машина прошла испытание и готовилась к выпуску. Первые экспериментальные партии выпустил завод Daimler-Benz. Началось строительство нового завода. Однако в планы вмешалась война, и на базе народного автомобиля в 1938 году был разработан прототип армейского полноприводного автомобиля VW Typ 82 (Kübelwagen).

Kübelwagen.

Грозный «Фердинанд»

Во время Второй мировой войны Фердинанд Порше вернулся к идее гибридного двигателя. Эта схема оказалась полезной в танкостроении. Его конструкторское бюро взялось за разработку танка «Тигр». Порше предложил использовать электрические моторы в задних колесах танка, а в качестве мотор-генераторов — 12-цилиндровые низкооборотистые карбюраторные 265-сильные двигатели водяного охлаждения «Майбах» HL 120 TRM, установленные параллельно. Эта гибриная схема позволяла отказаться от коробки передач и решала проблемы с недостатком крутящего момента бензиновых моторов. Электрические двигатели могли выдавать максимальный момент с нуля оборотов, что позволяло для танка решить проблемы проходимости. Танк «Тигр» виделся Фердинанду Порше гибридным.

Между тем военные идею не поддержали. Машина казалась им очень сложной в производстве и эксплуатации. Комиссия решила принять на вооружение танк фирмы «Хеншель» под тем же названием «Тигр».

Андре Ситроен.

Однако по поручению Гитлера Фердинанду Порше позволили опробовать свою схему на практике. В серию пошли самоходные артиллерийские установки «Фердинанд», построенные на шасси «Тигра» от Порше. Гибридная схема показала себя с наилучшей стороны, однако гигантский вес машины почти в 70 тонн создавал массу неудобств в болотах Восточного фронта. Тяжелая 200-миллиметровая броня и отсутствие поворачивающейся башни сделали эту самоходку уязвимой в ближнем бою. Однако на дальних расстояниях «Фердинанд» был опасным оружием. Не зря название «Фердинанд» стало нарицательным среди советских танкистов, и к концу войны так называли все немецкие самоходки с задним расположением артиллерийской башни.

После войны Фердинанд Порше был арестован союзниками и попал в руки французов. В течение двух лет он, будучи в заключении, помогал создавать компании Renault народную модель 4CV, а затем после освобождения передал бразды правления своей фирмой в руки своего сына Фердинанда (Ферри) Порше-младшего, которому пришлось начинать все с нуля. При нем компания получила новое дыхание и стала одним из ведущих конструкторских бюро мира.

Читайте также: