Фирсова методический конструктор урок литературного чтения

Обновлено: 04.05.2024

1. При обучении чтению важно соблюдать главное условие – регулярно тренировать детей в чтении и целенаправленно совершенствовать их читательские умения по работе с текстом. С выполнением этого условия связано ежедневное проведение уроков чтения в начальных классах. (М. Р. Львов)

2. Урок должен взаимодействовать с уроками других предметов – русским языком, природоведением, музыкой, изо; полученные на чтении знания должны приниматься во внимание при подготовке внеклассных мероприятий. (М. Р. Львов)

3. В его составе обязательно предусматривается работа по развитию речи детей, причем всех видов – слушанию, говорению, чтению и письму. Непосредственная читательская деятельность детей с текстом должна составлять примерно 2/3 урока. (М. Р. Львов)

4. Наиболее жесткой структурой обладает урок ч т е н и я и к о л л е к т и в н о г о а н а л и з а х у д о ж е с т в е н н о г о п р о и з в е д е н и я. Он состоит из таких этапов: 1. Подготовка к восприятию текста.

2. Первичное восприятие текста.

3. Проверка первичного восприятия текста.

4. Чтение и анализ произведения.

6. Перечитывание произведения с новой читательской целью.

7. Творческая работа учащихся по следам прочитанного.

Такой урок принято называть к о м б и н и р о в а н н ы м, так как он включает в себя комбинацию трех главных этапов чтения и обдумывания произведения: первичный синтез – анализ – вторичный синтез. (М. Р. Львов)

5. При подготовке к уроку учитель в первую очередь должен подумать о возрасте детей, об уровне сформированности их навыка чтения и читательских умений, об индивидуальных особенностях учеников класса. Затем следует для себя установить место урока в разделе, соотнести конкретный урок с тем, что читали дети по этой теме в предыдущем классе и что будут читать в следующем, учесть их читательский опыт, приобретенный на уроках внеклассного чтения, а также вне школы.

Современный учитель начальных классов в практике сталкивается с разной степенью начитанности учеников и разным уровнем их читательских умений. Разрабатывая урок чтения, следует продумывать задания как для детей с высокой читательской подготовкой, так и для тех, кто учится читательской деятельности в классе. (М. Р. Львов)

6. Центром подготовки учителя к уроку чтения должен стать литературоведческий анализ художественного произведения. При этом учитель определяет тему, родо-жанровую разновидность произведения. После этого учителю нужно познакомиться с методическим аппаратом, помещенным к тексту в хрестоматии, а также с методическими указаниями в пособиях для учителя и других изданиях, чтобы иметь представление о том, как рекомендуют работать над произведением авторы учебника и какой опыт накоплен другими учителями.

7. Для того чтобы каждому ребенку было интересно воспринимать и осмысливать новое произведение, необходимо создавать особую проблемную ситуацию, интриговать учеников ситуацией неопределенности, незнания того, что им самим предстоит узнать, разгадать, понять в тексте, то есть «уловить авторский замысел». (Е. И. Матвеева)

8. Успех урока определяется тем, насколько правильно и четко определил учитель его цели. Занятия на уроке чтения художественного произведения должны быть организованы так, чтобы обеспечить достижение поставленных целей. Целевая направленность урока в развитии учебных навыков учащихся определяется программными требованиями данного этапа обучения и возможностями использовать произведение для выполнения конкретных программных требований.

9. Каждый урок должен иметь воспитательно-образовательную цель и в соответствии с ней четкую структуру. Воспитательные возможности уроков чтения определяются воспитательным потенциалом художественного произведения, которое предстоит читать детям. (М. Р. Львов)

10. Одно из важнейших качеств урока чтения художественной литературы – эмоциональность. Если учитель не затронет эмоциональную сферу детей, урок превратится в формальные рассуждения и своей воспитательно-образовательной цели не достигнет.

11. Именно особенностями текста определяется подход к планированию урока, выбор средств и способов обучения. Понимание учителем главной мысли произведения поможет правильно сформулировать и расположить вопросы и задания к тексту, которые подведут детей к осознанию идеи, ради которой создано произведение. В силу неразрывности содержания и формы по ходу своей работы выявляется своеобразие авторской манеры (для младших школьников это прежде всего особенности использования языковых средств.)

12. Обдумывая набор и последовательность разных видов работы с текстом, следует стремиться к разумному сочетанию заданий и упражнений аналитического и синтетического характера, что сделает урок более живым и интересным.

13. Использование разнообразных методических приемов на уроке чтения не должно становиться самоцелью, а должно увязываться с этапами работы над произведением, его литературными особенностями, с обучающими целями урока и его развивающими задачами. Тогда работа с текстом художественного или научно-познавательного произведения будет активизировать умственную деятельность детей.

Конспект урока по литературному чтению «С. Есенин «С добрым утром!»

Цели урока :

• Познакомить учащихся со стихотворением С. Есенина «С добрым утром»; объяснить значение новых слов; учить чувствовать и понимать образный язык поэтической речи.

• Воспитывать любовь к родной природе, поэзии.

• Развивать воображение, память; помочь детям понять и почувствовать величие, значимость, красоту слова, поэзии; развивать навык слушания, формировать умение видеть образные языковые средства — метафоры, олицетворения, сравнения.

Ход урока

1. Организационный этап.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Тихо сели, спинки прямо.

И урок пора начать нам.

– Ребята, улыбнитесь друг к другу. Пожелайте удачи на уроке. (кивок головой).

- Начинаем урок. Литературное чтение, как никакой другой урок, даёт возможность понять друг друга и получить от урока эстетическое наслаждение. Надеюсь на плодотворную работу. Желаю всем удачи!

2. Актуализация знаний (парная работа).

- Сегодняшний урок я хочу начать со следующего задания: у вас на партах лежат карточки. Вам необходимо соединить название стихотворения с его автором. Предлагаю это задание выполнить в парах.

В. Брюсов «Осень наступила, высохли цветы…»

А. Плещеев «Сухие листья»

С. Есенин «Хитрые грибы»

М. Пришвин «Осеннее утро»

- Давайте проверим что у вас получилось. (Выполняют проверку)

- Какое произведение вы могли бы назвать лишним? («Осеннее утро» Пришвина, так как это рассказ, а остальные произведения – стихотворения).

- Все ли авторы у вас остались заняты? (Нет, остался С. Есенин, его стихотворения нет в списке).

3. Постановка проблемы, формулирование темы и целей урока.

- Верно. Как вы думаете, почему он остался лишним? (Мы будем читать его произведение на уроке).

- Верно. Сегодня предметом нашего разговора будет жизнь, судьба, творчество поэта С. А. Есенина. Полистаем страницы жизни поэта. -Прикоснемся к его чистым, как родник, стихам, которые льются из самого сердца. Почувствуем глубину его любви к Родине, природе. Есенин - удивительный поэт. Недаром так легко поются песни на его стихи.

- Сегодня мы с вами прочитаем ещё одно из его стихотворений. Название его вы узнаете, прочитав буквы только русского алфавита (СZWDS Д ОI БRР ЫS М У tТW Р Оh М)

– Какое название у вас получилось? (С добрым утром)

- Правильно, темы сегодняшнего урока : С. Есенин «С добрым утром!».

- Какие цели мы поставим на сегодняшнем уроке? (Познакомиться со стихотворением С. Есенина «С добрым утром», тренироваться в выразительном чтении)

4. Знакомство с автором.

- А что вы уже знаете о С. Есенине? (Ответы детей)

- Ребята, в истории случаются великие события. Давным-давно кем-то было изобретено колесо, найдены лекарства от многих болезней, появились телефоны, компьютеры. А в одну из сентябрьских ночей, точнее – 21 сентября 1895 года (по старому стилю, на свет появился младенец, которому звезды определили стать великим русским поэтом и посвятить всю свою короткую жизнь воспеванию русской природы и души русского народа. Это, как вы уже догадались, Сергей Есенин.

Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895года в селе Константиново Рязанской губернии. Поэт родился в семье зажиточных крестьян. Среди ребятишек маленький Сергей выделялся своим озорством, был драчуном и заводилой. Очень любила будущего поэта бабушка. Она рассказывала ему сказки, правда, очень часто они заканчивались плохо, поэтому Сережа переделывал их на свой лад. Дедушка пел ему старинные песни, рассказывал истории из Библии. Сергей научился читать в пять лет, а в 9 лет стал писать свои первые стихи, подражая частушкам. К сожалению, ранние стихи поэта не сохранились. Будущий поэт окончил четырёхклассное сельское училище, затем церковно-учительскую школу. В 1912 году Есенин приехал в Москву, поступил в университет Шанявского,но не окончив его вернулся в деревню. Первые стихи появились в московских журналах в 1914 году. В начале 1916 году вышел в свет первый сборник поэта «Радуница» в нем как раз и было и стихотворение «С добрым утром!»

5. Первичное восприятие текста.

Утром рано на заре

Выступает на траве.

Это капельки с водой

Называются (Росой.)

Что напоминают капельки (Капельки росы напоминают жемчужину, слезинку).

– Какие звуки вы слышите? (Тишина, лишь изредка сонная птица подаст голос)

– А сейчас послушайте стихотворение С. Есенина» С добрым утром!» и ответьте, какие картины природы вы ярко увидели? Что запомнилось? Во время прослушивания следите по тексту учебника (Дети слушают аудиозапись стихотворения).

– Какие чувства вы испытали?

– Какие картины вы себе представили?

– Как вы думаете, что почувствовал поэт?

– Подумайте, какой увидел природу С. Есенин? Какие чувства владели поэтом, когда он писал это произведение? (Стихотворение проникнуто тихой любовью к родной природе.)

- Изменяется ли поэтическое настроение? (Настроение не меняется) Отличается ли картина раннего утра, увиденная вами и поэтом? Понравилось ли вам стихотворение?

- Прочитайте его ещё раз про себя и отметьте непонятные слова. Поработайте в парах со словарем и объясните значение этих слов.

6. Лексическая работа со словарем (на доске).

Затон –вдавившиеся в берег речной залив.

Брезжить – слабо светиться, светать.

Заводь – небольшой залив в реке с замедленным движением.

Небосклон – часть неба над горизонтом.

Плетень – изгородь из плетённых прутьев и ветвей.

Перламутр – твердый слой раковин, обладающий радужным блеском, ценное вещество с переливчатой окраской.

– Доброе утро! – птицы запели.

(дети машут руками)

Добрые люди встают с постели;

(показывают, как просыпаются, потягиваются)

Прячется все темнота по углам,

(разбегаются, прячутся за мебелью)

Солнце вошло и идет по делам! (возвращаются на прежнюю позицию, разводят в стороны руки, маршируют на месте)

8. Анализ произведения.

- Прочитаем первую строфу. Скажите, что указывает на наступление утра (Затон задрожал.)

– Почему? (Ветерок проснулся, проснулось солнышко и стало светить, за-румянился небосклон.)

– А почему автор говорит, что звезды задремали? (Потому что звезды сияют ночью, а утром они идут отдыхать, уступают место солнцу.)

- Читаем вторую строфу. Что здесь указывает на наступление утра (Описание березок.)

– Что сделали березки? Докажите, что они проснулись. (Березки улыбнулись, растрепали косы, зашелестели сережки.)

– Кто помог проснуться березкам? (Ветерок)

– Как вы понимаете выражение «горят серебряные росы» (Они блестят на солнце,переливаются всеми цветами радуги.)

Читаем третью строфу.

– Что здесь разбудил ветерок? Чему не дал поспать (Крапиве.)

– Много ли у плетня крапивы? (Много)

– Почему (У плетня заросшая крапива.)

– Рада ли крапива наступлению утра? (Да. Она рада, даже нарядилась.)

– Докажите примером из текста (Обрядилась ярким перламутром.)

– Скажите, крапива радуется пробуждению (Радуется.)

– Прочитайте (И качаясь, шепчет шаловливо.) Как вы понимаете это выражение? (Игриво)

– А можно ли ее назвать проказницей? (Да. Она может напроказничать, наказать вас, если захотите ее сорвать.)

– Вы согласны, что растения выступают как живые? (Да.) Как называется такой прием? (Олицетворение.)

– Что помогает автору создать такие замечательные образы? Как называются такие средства художественной выразительности?

Памятка: Средства художественной выразительности

Олицетворение – изображение неодушевлённого предмета как одушевленного.

Эпитет – образное определение предмета. Чаще всего эпитеты – это красочные определения, выраженные прилагательными.

Метафора – перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства, переносное значение слова.

Сравнение–изображение одного предмета, явления при помощи сопоставления с другим.

– Найдите цветовые прилагательные в тексте, запишите их в тетрадь. (Золотые звезды, зеленые сережки, серебряные росы, ярким перламутром)

- Как они называются по-другому? (Эпитеты.)

– Пользуясь памяткой найдите средства выразительности в стихотворении по группам. Первая группа находит олицетворения, вторая- сравнения. ( Олицетворения: Задремали звезды. Задрожало зеркало затона. Улыбнулись березки. Растрепали косы. крапива обрядилась. Сравнения: зеркало затона, сетку небосклона

- Дома вы будете учить стихотворение наизусть. Сейчас мы с вами должны выбрать слова, на которые падает ударение, они еще называются ключевыми. Выполнитеразбор стихотворения. Расставьте паузы. (У каждого ученика карточка белого цвета)

- Давайте проверим, как вы выполнили разбор. Ребята, на слова какой части речи падает логическое ударение? Почему?

- Определите какая рифма у этого стихотворения? (Перекрестная).

Ребята, как вы думаете, кому говорит природа «С добрым утром!»,с кем она здоровается?А как вы здороваетесь друг с другом? Какими словами будит вас утром мама? Почему люди употребляют вежливые слова?

9. Творческая работа.

- Ребята, а теперь на основе прочитанного стихотворения я предлагаю вам составить СИНКВЕЙН. Давайте для начала вспомним правила его составления.

Дети составляют синквейны, желающие представляют своим работы классу.

- Какие чувства возникли в вашей душе: изумление, радость, восхищение, сожаление, восторг?

- Чего вы не знали, а что нового открыли для себя сейчас?

- Подходит к концу урок. Закончить его я хочу такими словами: «Талантливый поэт одним словом может разбудить чувства в нашей душе, и мы начинаем понимать, чувствовать «живой язык природы». Вы согласны с этим высказыванием? Почему?

- Какие цели мы ставили в начале урока? Достигли ли мы их?

- Продолжите предложения на доске:

Больше всего мне удалось…

За что я могу себя похвалить?

За что я могу похвалить одноклассников?

Для меня было открытием то, что.

На мой взгляд, не удалось…

12. Домашнее задание

Выучить стихотворение С. Есенина «С добрым утром» наизусть,

записать в тетрадь загадки о природе.

Дидактическое пособие к урокам литературного чтения в 1–4 классах «Детские писатели в начальной школе» с презентацией Цель: знакомство с детскими писателями и их творчеством Задачи: проявлять интерес к творчеству русских и зарубежных писателей и поэтов,.

Инсценировка сказки В. Сутеева «Мешок яблок» на уроках чтения в начальных классах

Инсценировка сказки В. Сутеева «Мешок яблок» на уроках чтения в начальных классах Все дети любят сказки. Они их с удовольствием слушают, рассказывают, читают. А особенно дети любят в сказках участвовать. Именно поэтому.

Интегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства в 3 классе «Произведения о детях. А. П. Чехов. «Ванька» Тема урока: «Произведения о детях».А. П. Чехов. «Ванька» Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины.

Урок литературного чтения в 4 классе «Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки» Л. КАССИЛЬ. «ДОРОГИЕ МОИ МАЛЬЧИШКИ». ЭТИКЕТНЫЕ ЖАНРЫ И СЛОВА ВЕЖЛИВОСТИ Учащиеся должны знать: в чем заключается роль речи (диалога) в характеристике.

Презентация к уроку литературного чтения в начальных классах «Устное народное творчество»

Презентация к уроку литературного чтения в начальных классах «Устное народное творчество» Добрый день, коллеги! Приглашаю Вас на просмотр презентации, предназначенной для уроков литературного чтения в начальной школе, изучающих.

Урок литературного чтения в 4 классе по сказке «Аленький цветочек» Сергей Тимофеевич Аксаков продолжение) Цели: продолжить работу над сказкой С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»; пробуждать в детях чувство.

Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах Слайд 1 Орфография в начальной школе Слайд 2 «Самая умная, самая остроумная цитата, написанная с орфографическими ошибками, выглядит,.

Урок литературного чтения в 4 классе по сказу П. П. Бажова «Серебряное копытце» (первый урок) Цели: познакомить учащихся с жизненным и творческим путями уральского сказочника Павла Петровича Бажова; показать своеобразие,.

Урок литературного чтения в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [Л, Л’]. Буквы «Л, л» Урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [л, л’]. Буквы Л, л» Тип урока: открытие нового знания.

Данная разработка включает в себя краткое теоретическое изложение материала по теме «Технология продуктивного чтения» и развернутую технологическую карту урока литературного чтения в 4 классе по теме «К. Г. Паустовский «Теплый хлеб». Технологическая карта урока составлена на основе УМК «Перспектива». Разработка будет полезна учителям начальных классов.

ВложениеРазмер
Данная разработка включает в себя краткое теоретическое изложение материала по теме «Технология продуктивного чтения» и разверну 44.05 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования городского округа «Сыктывкар»

Управление дошкольного образования АМО ГО «Сыктывкар»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия № 81» г. Сыктывкара (МАОУ «Прогимназия № 81»)

Заместителем директора МАОУ «Прогимназия № 81» по УВР ___________.

Методическим объединением специалистов ДО МАОУ «Прогимназия № 81»

30.02.2021 г., протокол № 1

Педагогическим советом МАОУ

30.02.2021 г., протокол № 1

« Технология продуктивного чтения в начальной школе, как средство реализации требований в ФГОС НОО на примере урока литературного чтения в 4 классе по теме «К.Г.Паустовский «Теплый хлеб»

учитель начальных классов

МАОУ «Прогимназия № 81»

Данная разработка включает в себя краткое теоретическое изложение материала по теме «Технология продуктивного чтения» и развернутую технологическую карту урока литературного чтения в 4 классе по теме «К. Г. Паустовский «Теплый хлеб». Технологическая карта урока составлена на основе УМК «Перспектива». Разработка будет полезна учителям начальных классов.

«Мастерство учителя – это специальность,

которой надо учиться»

Современное общество ставит перед образовательными учреждениями задачу подготовки человека думающего, способного активно участвовать в созидательной жизнедеятельности, проявлять инициативу, независимость и ответственность. В решении этой задачи важнейшую роль играет художественная литература. Обучение чтению является неотъемлемой частью общего образования человека. Именно чтение представляет собой важнейший способ освоения и поддержания любого жизненно важного знания, ценностей и норм прошлого и настоящего. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Педагогической наукой доказано, что отношение человека к книге формируется в первом десятилетии жизни. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. В дошкольном образовании общение с книгой задает взрослый воспитатель, пользуясь методом чтения-рассматривания книги и активного слушания. Начальная школа, как следующая ступень общего образования, призвана внести существенный вклад в процесс формирования основ читательской самостоятельности младшего школьника, так как именно в этот период происходит становление ученика – читателя.

Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения обучающимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях).

Все это и обусловило актуальность темы моей методической разработки .

Цель методической разработки: повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность с требованиями ФГОС через внедрение технологии продуктивного чтения на уроках литературного чтения.

  • изучить учебно-методическую и психолого-педагогическую литературу по теме «Технология продуктивного чтения»;
  • разработать технологическую карту урока с применением технологии продуктивного чтения для организации учебно-познавательной и повышения качества обучения.
  • обобщить опыт собственной педагогической работы.

Технология продуктивного чтения - это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

Продуктивное чтение - это целенаправленно организованный поиск информации в прочитываемом тексте.

3. Основная часть

3.1 Теоретическая часть

В современном мире каждый человек должен уметь находить нужную
информацию, уметь ее осмысливать и интерпретировать, независимо от рода
деятельности. Чтение - это именно та техника получения знаний, а благодаря
пониманию текста происходит познавательная деятельность, в ходе которой
устанавливается смысл текста на основе читательского опыта.
Изучением читательской деятельности занималась профессор
Н.Н.Светловская, которая внесла большой вклад в это дело: разработала
теорию формирования типа правильной читательской деятельности, в
которую были введены такие понятия, как «читательская деятельность»,
«технология продуктивного чтения». По словам Н.Н. Светловской, технология продуктивного чтения - это образовательная технология, которая при помощи определенных приёмов чтения позволяет развить такие качества, как полное понимание текста и его оценка, выработка читательской позиции.
Технология продуктивного чтения (смыслового чтения) - это образовательная технология, которая опирается на законы читательской деятельности, благодаря которой происходит полноценное восприятие и понимание текста учащимся, а также происходит выработка читательской позиции по отношению к тексту и его автору.

Продуктивное чтение - это целенаправленно организованный поиск информации в прочитываемом тексте. То есть, чтение становится продуктивным когда:

  • ученик приступает к чтению осознанно, держа в уме определенную познавательную (учебную) цель;
  • ученик владеет инструментарием поиска информации в рамках текста;
  • ученик предполагает дальнейшее использование полученной информации.

В России развиваются процессы "кризиса чтения". Сегодня компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой.

Современное литературное чтение рассматривает художественное произведение как сложное системное единство, познать которое можно лишь с помощью целостного анализа. Умение анализировать художественное произведение следует рассматривать как сложное умение, представляющее собой систему частных умений, ориентированных на постижение отдельных компонентов произведения как частей художественного целого.

Цель и задачи технологии продуктивного чтения

Цель технологии : формирование читательской компетенции школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающего книги, умеющего их самостоятельно выбирать.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач :

1. Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать.

2. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса.

3. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей.

4. Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.

Сама технология продуктивного чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом:

I этап. Работа с текстом до чтения .

  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения); ученики прогнозируют содержание текста, предполагают о чем он по его названию, иллюстрации, портрету писателя. Возникает мотивация к чтению.

Работа в классе начинается с вопросов учителя: какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникали? На что обратили внимание перед чтением и почему?

Итак, на этапе работы с текстом до чтения учащиеся прогнозируют и предполагают.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

Цель этапа : понимание текста и создание его читательской интерпретации

Читаем и ведем диалог с автором, задаем вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту. Возникает читательская интерпретация.

III этап. Работа с текстом после чтения

Цель: достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли

Концептуальная (смысловая) беседа по тексту . Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Беседуем и уточняем позицию автора.

В результате использования данной технологии мы формируем:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

1)формируем умение слушать и понимать других;

2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4)формируем умение работать в паре.

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

1) формируем умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

3)формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3.2 Практическая часть

Технологическая карта урока литературногочтения в 4 клаассе по теме «К.Г. Паустовский «Теплый хлеб».

Автор : Липина Анна Александровна

Тема: Константин Георгиевич Паустовский «Теплый хлеб»

Цель урока: Формировать культурную идентичность обучающегося как гражданина России

  • учить анализировать художественный текст, совершенствовать развитие устной речи, расширять кругозор.
  • развивать умение работы с текстом, формировать умение осмысленного восприятия текста, работать с книгой и дополнительными источниками информации, совершенствовать навык правильного выразительного чтения;
  • активизировать и развивать творческое воображение, мышление;
  • развивать навыки работы в группе, приобщать к ценностям русской литературы, знакомя с новыми авторами.
  • совершенствовать мотивацию к самостоятельному чтению, умение слушать и слышать собеседника;
  • воспитывать чувство сопереживания, гордости за свой народ, Родину.

Предлагаемая технология: технология продуктивного чтения

Оборудование: Компьютер, экран, проектор, звуковые колонки, атрибуты для инсценировки (маска коня, солонка, хлеб, шапки и шарфики), карточки с заданиями для работы в группах, цветовые сигналы, бумажные сотовые телефоны

(в соответствии с выбранной технологией)

I этап.Работа с текстом до чтения .

Цель :понимание текста и создание его читательской интерпретации

Проверяет готовность к уроку

- Ребята, у нас сегодня на уроке много гостей. Поприветствуем их.

Учащиеся выстраиваются в шеренгу у классной доски.

- Мы приветствуем гостей,

Всех знакомых, незнакомых,

И красивых, и весёлых.

Здесь сейчас четвёртый класс,

Мы приветствуем всех вас!

Учитель протягивает детям руку ладонью вверх.

Может быть тёплым/ день за окошком./

Тёплой –/ улыбка,/ тёплою –/ кошка./

Тёплыми /могут быть/ автора строки./

Тёплым/ – общенье/ на нашем уроке./

- Спасибо вам за теплоту ваших ладошек. Присаживайтесь на свои места.

- Какое слово я повторила сейчас много раз? Почему я начинаю урок с этих слов?

Открывает тему урока .(К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб»)

Ученики кладут свои ладошки на ладонь учителя одна на другую. Слушают учителя.

Рассаживаются по местам.

Отвечают на вопрос. Формулируют тему урока.

Регулятивные : принятие учебной задачи.

Познавательные : умение извлекать информацию из текста.

Коммуникативные: умение слушать и понимать других, Личностные: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

- Какие знания по данной теме мы имеем?

- Какую учебную задачу мы можем спланировать на урок?

- Что нужно сделать, чтобы лучше понять переживания героев?

- Знаете ли вы, что такое инсценировка?

- От основы какого глагола образовалось существительное?

Формулируют учебную задачу.

(Лучше узнать героев, понять их характеры, мысли и чувства, выяснить главную мысль произведения.)

(Попробовать оказаться на их месте)

Регулятивные : принятие учебной задачи.

Коммуникативные: умение слушать и понимать других, Личностные: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

4. Этап актуализации знаний

Просмотр отрывка из фильма по сказке К. Паустовского «Тёплый хлеб».

- Какой части сказки соответствует просмотренный фрагмент фильма?

- Как вы думаете, мог ли К. Паустовский завершить на этом свою сказку?

Смотрят фрагмент фильма. Отвечают на вопросы.

(предпоследняя часть: Искупление вины.)

(Нет. Нужно уметь признавать свои ошибки, просить прощение)

- научатся осознанно воспринимать содержание авторской сказки.

Регулятивные : принятие учебной задачи, умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, Познавательные : умение выявлять особенности объектов, умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные: умение слушать и понимать других.

Личностные: умение высказывать своё отношение к героям, умение оценивать поступки в соответствии с ситуацией.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

Цель :понимание текста и создание его читательской интерпретации

Выявление затруднения и поиск решения проблемы.

Прием: Выборочное чтение. Исполнительский анализ (мизансценирование, звуковое сопровождение)

Организует работу с текстом.

- Прочитайте отрывок из текста (1 ряд: хрестоматия, стр. 169; 2 ряд: хрестоматия, стр. 170). Найдите слова, которые помогут нам передать переживания героев при инсценировании.

(Конь вышел, вытянул голову, но хлеб не взял, попятился в сарай. Филька разломил буханку, посолил и протянул коню; громко заплакал. Ребята притихли. Панкрат потрепал коня по шее, заговорил с ним. Конь помотал головой, вытянул шею и взял хлеб, затем взял второй кусок. Филька заулыбался. Конь положил голову ему на плечо. Все улыбались, радовались. Стрекотала сорока.)

Самостоятельно читают отрывок из текста. Подчёркивают нужные слова и выражения.

- научатся осознанно воспринимать содержание авторской сказки.

Регулятивные : принятие учебной задачи, отбор способов её решения, Познавательные : умение извлекать информацию из текста, умение выявлять особенности объектов

Коммуникативные: умение слушать и понимать других, Личностные: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

III этап.Работа с текстом после чтения

Цель: достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли


В методических рекомендациях представлены педагогические требования к составлению конспектов уроков по чтению. Цель рекомендации - помочь студентам педагогических колледжей и учителям начальных школ теоретически и методически правильно составить конспекты уроков.

Содержимое разработки

ГПОУ ТО «Тульский педагогический колледж»

Методические рекомендации по написанию конспекта урока по литературному чтению

Составитель: преподаватель Трунова О.П.

2.Универсальные учебные действия применительно к урокам литературного чтения.

3.Требования к содержанию, оформлению и порядку выполнения конспекта.

4.Структура урока литературного чтения в соответствии с технологией читательской деятельности.

5.Основные требования к уроку литературного чтения.

7.Технологическая карта урока.

Предмет «литературное чтение» является одним из основных в системе подготовки младшего школьника. Наряду с учебным предметом «русский язык» он формирует функциональную грамотность, общеучебный навык чтения и умения работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы, способствует общему развитию и воспитанию школьника.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель владеет техникой чтения и приемами работы с текстом. Понимает прочитанное и прослушанное произведение.

В современных учебниках по литературному чтению («Литературное чтение», авторы — Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина) отражаются идеи ФГОС НОО: формирование системы духовно-нравственных ценностей средствами литературы и искусства, формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных УУД. Содержание литературного материала позволяет развивать креативные способности учащихся, используя такие методы работы с текстом, как чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии). В учебниках так же представлен материал по организации самостоятельной работы учащихся с текстом.

В результате освоения предметного содержания этой школьной дисциплины учащиеся приобретают общеучебное умение — осознанно читать тексты.

В процессе работы над художественным произведением младший школьник, осваивая основные нравственно-этические ценности, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, что способствует формированию нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника, пониманию духовной сущности произведений.

Умение работать с различными видами текстов будет способствовать освоению младшими школьниками речевой, письменной, коммуникативной культуры, привьет эстетическое отношение к действительности, отраженной в художественной литературе, а так же в живописи, театре, кино, музыке.

Универсальные учебные действия применительно к урокам литературного чтения.

Коммуникативные УУД:

- выражение собственного мнения учащегося;

- исполнение различных диалоговых приемов;

- формирование умения слушать собеседника, договариваться, убеждать его;

- культура поведения в учебном диалоге.

Регулятивные УУД:

- осуществление действий по образцу и заданному правилу;

- сохранение заданной цели;

- умение видеть ошибку и и справлять ее;

- способность контролировать свою деятельность по результату;

- адекватное понимание оценки взрослого собеседника.

Познавательные УУД:

- формирование познавательной активности, творчества и самостоятельности на уроке;

- создание условий для проявления способностей учащихся.

Личностные УУД:

- формирование у обучающихся ответственности за свою деятельность;

- эмоциональный отклик на прочитанное произведение;

- оценка результатов своей деятельности, рефлексия.

Требования к содержанию, оформлению и порядку выполнения конспекта

1. Определите последовательность этапов, которые лежат в основе построения урока литературного чтения.

2. Сформулируйте цель и предметные задачи урока в соответствии с изучаемой темой.

3. Оформите метапредметные задачи урока в соответствии с изучаемой учебной темой.

4. Подготовьте таблицу, в которой будут представлены следующие части:

а) название этапа урока;

б) предполагаемое время для планируемого этапа;

в) содержание работы на уроке;

г) примечания, в которых необходимо указать методическое сопровождение урока.

5. Составьте конспект урока в соответствии с материалами учебника.

Структура урока литературного чтения в соответствии с технологией читательской деятельности.

1. Работа с текстом до чтения (предвосхищение, предугадывание).

На этом этапе необходимо заинтересовать ученика, эмоционально настроить (рассказ учителя, словарная работа, показ репродукции картин, чтение малых фольклорных жанров по теме, прослушивание музыкальных произведений, демонстрация слайдов и т. д.); определить цели урока, обозначить проблему.

2. Работа с текстом во время чтения:

а) первичное восприятие текста (читают учитель и подготовленные ученики, использование аудиозаписи чтения в исполнении мастеров художественного слова);

б) проверка первичного восприятия — проверка эмоционального воздействия произведения на учащихся (вопросы учителя, диалог «учитель — ученик»);

в) чтение текста учениками;

г) необходимый комментарий (подтекст);

д) литературоведческая пропедевтика (определение жанровых особенностей, композиционного своеобразия);

е) система работы над текстом (беседа, выборочное чтение, словарная работа, деление текста на части, озаглавливание частей, составление плана и т. д.)

3. Концептуальная беседа по тексту:

а) коллективное обсуждение проблемы, дискуссия;

б) соотнесение читательской интерпретации с авторской позицией (беседа, выборочное чтение, соотнесение идеи произведения с пословицами);

в) уточнение основной идеи произведения, главной мысли;

г) работа с иллюстрациями;

д) работа над заглавием произведения (что автор хотел подчеркнуть).

4. Творческие задания (выразительное чтение, инсценирование, чтение по ролям, графическое и словесное рисование, творческий пересказ, составление аннотации, создание теста по аналогии и т. д.).

В настоящее время созданы различные методические рекомендации к урокам литературного чтения, помогающие учителям грамотно построить урок. Главная методическая цель урока при системно-деятельностном подходе к обучению — создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Основные требования к уроку литературного чтения:

1) урок литературного чтен.должен удовлетворять всем дидактическим требованиям (четкое формулирование образ., воспит., и развивающ.задач, а так же цели, правильный выбор методов, средств и приемов обучения, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на ур., эффек.испол.наглядности и ТСО);

2) урок литературного чтения должен удовлетворять психологическим требованиям (учет возрастных особенностей, учет психологических особенностей – память, мышление и т.д.);

3) урок лит.чтения должен удовлетворять гигиенические требования (освещенность, температурный режим и т.д.);

4) время урока должно быть оптимальным (около 30 мин.отводится на чтение);

5) должна присутствовать последовательность работы: а)подготовка к восприятию;

б) первичное восприятие; в)проверка качества первичного восприятия; г)анализ текста с включением заданий; д)творческие виды работы с текстом (вторичный синтез);

6) должна на уроке присутствовать эмоциональность;

7) учет видо-жанровой специфики литературного произведения и его художественного своеобразия (учителю необходимо правильно сформулировать вопросы и задания к тексту, должен передать главную мысль текста);

8) должна проводится целенаправленная работа над формированием навыка чтения: а)работа над пониманием текста; б)отработка способа и темпа чтения (2 кл.-плавное чтение по слогам с переходам на чтение целыми словами; 3 кл.-чтение целыми словами и по слогам трудных слов; 4 кл.-чтение словами в разговорном темпе); в)отработка правильности чтения; г)формирование умения выразительно читать (обучаем со 2 кл., а контролируем с 3 кл.);

9) д/з должно соответствовать содержанию работы на уроке: необходимо продумывать его объём (2 кл.-1-1,5 стр.; 3 кл.-2-2,5 стр.; 4 кл.-3-3,5 стр.); 10) учитель должен стремится к разумному сочетанию заданий и упр.аналитического и синтетического хар-ра;

11) объективность оценки результатов учебной деятельности учащихся.

Виды уроков.

I. Вводные уроки ( В.У.)

В.У. открывает изучение темы или тематического раздела. Поскольку в большинстве программ разделы организуются по тематическому принципу, то целью вводного урока становится подготовка детей к восприятию произведений определенной тематики, пробуждения у них интереса к этой теме, оживление их личных впечатлений, повторение уже имеющихся у них сведений и знаний, необходимых для изучения произведений данной тематической группы. Отобранный учителем материал к этому уроку должен носить обобщенный характер и формировать у учеников общее представление о произведении.

Данный материал должен отвечать 2-м ТРЕБОВАНИЯМ:

1. Должен вытекать из уже изученного детьми (теоретико-литературными знаниями, личного опыта ребенка).

2. Открыть детям перспективу работы; то новое, что им предстоит узнать. И тем самым создавать проблемную ситуацию ко всем урокам темы. На вводном уроке ребенок осознает, что ему предстоит сделать, чему научиться, что узнать?

Обязательное использование наглядности (портреты писателей, репродукции картин, аудиозаписи муз. произведений или актерского чтения.

II. Урок изучения литературного произведения.

III. Урок развития речи.

Эти уроки могут проводиться, как в процессе изучения темы или раздела, так и по его завершении. Цель уроков развития речи зависит от того, какие речеведческие знания и умения формировались при изучении литературных произведений, или, какие еще предстоит сформировать. Учебным материалом для этих уроков может быть изученное литературное произведение или ряд произведений, сюжетные картинки, личный опыт учеников, чужой или собственный текст для редактирования.

Деятельность учителя на уроке развития речи:

1, Подготовка и настрой учеников на работу над сочинением- создание мотивации для речевой деятельности.

2, Помощь ученикам в формировании замысла сочинения и его основной мысли.

3. Помощь в отборе материалов для сочинения, составление плана.

4. Проверка сочинений и рекомендации по совершенствованию текста.

5. При редактировании текста учитель подбирает материалы для работы, отмечает недостатки и нацеливает учеников на необходимость редактирования текста.

IV. Обобщающий урок

Уроки проводятся после изучения темы или раздела и призваны подвести итоги, т.е. активизировать и закрепить в сознании учеников новые знания, умения. Приемы работы и т.д. Материалом для таких уроков могут стать самостоятельно прочитанные книги по теме, задания, направленные на активизацию памяти, на развитие логического и творческого мышления. Это может быть и контр. Работа, выявляющая уровень литературного развития учеников.

Деятельность учителя на уроках обобщения.

1. Подбор дидактического материала, заданий для детей.

2. Создание мотивов для учебной деятельности.

3. Анализ детских работ и корректировка дальнейшей учебной деятельности.

На уроке учитель задает вопросы, формулирует задания, обобщает ответы учеников. Помогает им сформулировать выводы, оценивает их деятельность.

Деятельность учеников на уроке обобщения:

Самостоятельные ответы на вопросы и самостоятельное выполнение заданий, анализ собственной деятельности и попытки её обобщения.

Приёмы работы на уроке литературного чтения:

Этапы формирования навыка чтения

1. Аналитический (1-2 класс – чтении е по слогам)

2. Синтетический (3-4 класс – чтение целыми словами)

3. Этап автоматизации – последующие годы

Направления анализа художественного произведения

- анализ сюжета развития действия

- анализ идейно-тематического содержания (О чем?)

- анализ художественных образов

- структурно-стилистический анализ, выделение изобразительных средств

- творческие задания (сравнительные характеристики с другими видами искусств)

Методическая подструктура урока литературного чтения

- Этапы работы с художественным текстом:

- подготовка к восприятию текста,

- проверка первого восприятия

Словесное и графическое иллюстрирование, инсценирование, сравнительный анализ, творческий пересказ, чтение в лицах, конкурсы, викторины.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА).

Регулятивные:

Познавательные:

Оборудование: учебник, тетрадь, презентация

Самоопределение к деятельности (организационный момент

1. Общая готовность детей к уроку.

2. Концентрация внимания детей.

3. Общий план действий.

1. Проверка готовности.

2.Выбор эффективного способа, приёма концентрации внимания.

3. Наличие общей установки на урок.

1. Самоконтроль готовности.

2. Реакция на учителя, внимание.

- знаю, что буду делать;

- понимаю, хочу делать или нет;

- думаю, что могу сделать или нет

(I этап до чтения

1. Проверка домашнего задания.

Выбор способа проверки (критерии: необходимость проверки, активность способа, соответствие теме и типу урока, обратная связь, создание возможности для учащихся корректировать свою работу, формировать навык самооценки и самоконтроля).

2. Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока.

Точность подобранных заданий (в том числе, и по учебной тетради), их объём и характер, связь с темой нового урока. Способ постановки темы, проблемы урока.

3. Антиципация чтения.

Организация подготовки учащихся к чтению текста, прогнозирование его содержания и тематической, эмоциональной направленности в соответствии с их возрастом.

4. Появление целей урока.

Постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

1. Свободное владение прошлым материалом. Умение работать самостоятельно, по цепочке, в парах и группах с использованием ранее изученного материала и освоенного инструментария.

2.Умение зафиксировать затруднение или удивление, выразить их в речи, самостоятельно сформулировать тему урока.

3. (Самостоятельное) по названию, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации, с опорой на читательский опыт определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев.

4. Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста.

Изучение новой темы

(II этап во время чтения

1. Знакомство с писателем.

Рассказ о писателе. Организация беседы о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками


методы: построение модели взаимоотношений, метод сравнения, метод конструирования правил поведения, метод чтения в парах.

Содержимое разработки

Конспект урока литературного чтения по ФГОС НОО

УМК: «Школа России»

Программа: Л.Ф.Климанова «Литературное чтение» для 2 класса

Тема раздела: Детские писатели. Я и мои друзья.

Тема урока: В. А. Осеева «Волшебное слово»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Формируемые УУД:

Личностные (ЛР):

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами, сформировать собственную позицию поведения ребенка;

Метапредметные (МПР):

регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке;

познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации), сформировать правила бесконфликтных взаимоотношений;

коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предположение убеждать и уступать, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы; работать в паре: обсуждать, сравнивать прочитанное произведение, моделировать взаимоотношения; осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

Предметные (ПР):

соотносить содержание рассказа с пословицей; моделировать семейные взаимоотношения; формулировать правила поведения.

Применяемые методы, педагогические технологии:

технология деятельностного метода обучения, технология проблемно-диалогического обучения, технология развития критического мышления;

методы: построение модели взаимоотношений, метод сравнения, метод конструирования правил поведения, метод чтения в парах.

Используемые средства обучения: учебник Л. Ф. Климановой «Литературное чтение» 2 класс, портрет В. А.Осеевой, карточки - листы с записанными волшебными словами, напечатанные на листах отрывки текста, конверты с сердечками для самооценки.

Мастер-класс Парад эффективных методов и приёмов инновационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе.

эффективные методы и приёмы на уроках литературного чтения.

· передача продуктивных способов работы на уроке литературного чтения путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

· совместная отработка методических подходов и приёмов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;

· рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

ФОРМА: Интегрированное (лекционно-практическое) занятие.


ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивные презентации, раздаточный материал для участников мастер-класса.

1. Приветствие. Вступительное слово.(Слайд 1)

В начале моего мастер-класса я предлагаю поговорить о культуре.

Хочу задать вам вопрос – что такое культура?

В толковом словаре несколько значений этого слова .

Хочу обратить ваше внимание на такое определение – культура – высокий уровень чего-либо, высокое развитие, умение. (Слайд 2)

Каким образом это определение можно связать с нашей профессиональной деятельностью?

Сегодня я решила не отступать от темы единого методического дня, а именно поговорить о культуре применения эфективных методов и приёмов, т.е. умению грамотно и целесообразно использовать их на уроках литературного чтения.

Тема мастер-класса: « Парад эффективных методов и приёмов инновационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе.

Цель моего мастер-класса показать, как можно применять на практике новые технологии, эффективные методы и приёмы на уроках литературного чтения.

2.Основное содержание.

Уже никому не нужно доказывать, что у школьника с устойчивой мотивацией к учению будет повышаться качество знаний. Эту аксиому очень точно отражают слова Владимира Борисова: « Ничему не научишь человека, не научив его хотеть» . (Слайд 3)

Задача педагога пробудить эти мотивы, вызвать ученика на диалог, но, не вынуждая, а что бы это была инициатива с его стороны, его желание поучаствовать в процессе.

Инициатива – спонтанное, самостоятельное проявление человеком своей активности, его включение в тот или иной вид деятельности по собственной воле.

Творчество, являясь формой активности и самостоятельной деятельности, приводящей к созданию чего-либо нового, ранее не существовавшего, выступает «механизмом продуктивного развития» (Я.Пономарев).

Чтобы повысить творческую активность педагог должен разнообразить формы работы на различных этапах уроков. Помимо традиционных приемов и методов работы, которыми мы владеем, современная педагогика, постоянно развиваясь, предлагает нам инновационные технологии, которые, безусловно, помогают повысить качество обучения.

Использование инновационных технологий на уроках имеет большие преимущества. Учебный процесс становится для учащихся интересным, что повышает активность учащихся, развивает навыки самостоятельно получать знания в процессе взаимодействия и поиска. Повышается качество и прочность полученных знаний. Развиваются исследовательские навыки и умения, формируются аналитические способности учащихся. Параллельно с процессом обучения идет развитие коммуникативных качеств и формирование лидерских качеств личности.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Обратимся к примерам.

Технология развития критического мышления.(Слайд 4)

Цель этой технологии :

Ø Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни.

Ø Умение принимать взвешенные решения, анализировать различные стороны явлений.

В основе этой технологии лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз:

ü Фаза реализации смысла (осмысление)

ü Фаза рефлексии

Технологические приёмы в рамках этой технологии: (Слайд 5)

Верные и неверные высказывания;

Чтение с остановками;

Толстые и тонкие вопросы;

Шесть шляп мышления.

Первая стадия – вызов.

Её присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить к активной работе не только на уроке, но и дома.

На данном этапе можно использовать следующие приемы и методы: составление списка «известной информации», рассказ – предположение по ключевым словам; графическая систематизация материала в кластеры, таблицы, схемы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки; рассматривание иллюстраций; мозговой штурм.

Одним из приёмов технологии развития критического мышления являются КЛАСТЕРЫ. (Слайд 6)

КЛАСТЕР – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы, часто интуитивно, распределяем их особым образом, компонуем по категориям.

Грозди – графический прием в систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а "гроздятся", то есть, располагаются в определенном порядке. (Слайд 7)

Так как же составлять и применять в работе данный приём.

Кластер «БАСНЯ»

Практическая работа над темой «Басня».

Рассмотрим составление кластера на примере. Эта работа проводилась на уроке литературного чтения в 3 классе по теме: «Крылов И.А. Лебедь, рак и щука».Дети были уже знакомы с таким литературным жанром, как басня. На протяжении трёх уроков дети узнавали новые сведения об этом литературном жанре. На стадии вызова детям было предложено составить кластер на тему «Басня». Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ

АЛЛЕГОРИЯ (ИНОСКАЗАНИЕ)

В СТИХОТВОРНОЙ ФОРМЕ

ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ ЖИВОТНЫЕ

В КОНЦЕ БАСНИ

В НАЧАЛЕ БАСНИ

Прежде чем познакомить вас с тем, что получилось у детей, предлагаю вам составить кластер на эту же тему. Возьмите лист, на котором написано Кластер.

Сначала надо написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» центром идеи, темы. У нас это слово –БАСНЯ.

От нее отходят лучи — крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия. Многие учителя сравнивают этот прием с моделью солнечной системы.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

Вот что получилось у детей 3 класса (Слайд 8).

На стадии рефлексии этот кластер был дополнен новыми знаниями.

На стадии осмысления можно применить приём «Верные и неверные утверждения». Детям (каждому) либо паре( работа в паре) можно выдать текст для чтения, содержащий новые сведения об авторе ( Крылове И.А.). Затем на экране появляются вопросы по содержанию текста. Дети отвечают на вопросы с помощью сигнальных карточек : да, согласен - зелёный цвет карточки; нет, не согласен – красный цвет карточки.( Слова ДА и НЕТ появляются по щелчку мыши).(Слайд 10)

1. Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года. да

2. Он родился в городе Самаре. нет

3. Его семья жила бедно. да

4. Иван Андреевич Крылов начал работать в Петербурге. да

5. Он работал продавцом. нет

6. Крылов выучил несколько языков. да

7. Он начал писать в 16 лет. нет

8. Крылатые фразы из басен Ивана Андреевича Крылова стали поговорками. да

9. В первой книге Крылова были рассказы. нет

10. Фраза «Басня – книга мудрости» принадлежит Гоголю. да

Прием «синквейн» ( Слайд 11)

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала, излагаемого в предельно кратких выражениях В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Вот некоторые возможности использования данной стратегии на уроке чтения.

Синквейн обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит формировать идею (ключевую фразу), позволяет почувствовать себя творцом. Этот приём можно использовать на этапе рефлексии, как творческую работу.

Правила написания синквейна: (Слайд 12)

В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

Четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).

Последняя строка – это синоним из одного слова, который выражает суть темы.

Сразу дети написать синквейн не смогут, этому необходимо учить постепенно. Сначала мы учились вместе с детьми составлять синквейн по алгоритму. Это могли быть заготовки фраз, слов, из которых дети выбирают самые важные и точные.

Обратимся вновь к примерам.

При прохождении учебного материала из раздела «Русские народные сказки» предлагаю определить значение слова сказка на основе составления синквейна.

· Имя существительное, выраженное одним словом. Сказка.

· Описание темы именами прилагательными. Волшебная, бытовая.

· Описание действия. Учит, помогает, воспитывает.

· Фраза, выражающая отношение автора к теме. Сказка — ложь, да в ней намек.

· Слово — синоним. Волшебство.

Практическое задание. Синквейн на тему «Басня». А теперь возьмите листочек, на котором написано Синквейн. Попробуем составить синквейн на тему «Басня». У многих ребят 3 класса получилось следующее (Слайд 14)

Прием «Уголки»(Слайд 15)

Его можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая — об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.

"Кубик Блума" прием технологии критического мышления,(Слайд 16)

разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом.

Для справки : Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, или "таксономия", разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано:

Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

Работа над отрывком из «Сказки о рыбаке и рыбке»:

А) слушание отрывка аудиозаписи из сказки;

Б) беседа по содержанию сказки;

НАЗОВИ главных героев сказки

ПОЧЕМУ старик отпустил золотую рыбку?

СРАВНИ старуху и рыбку

ПРЕДЛОЖИ как поступить старухе после того, как она опять осталась

у разбитого корыта?

ПРИДУМАЙ имена старухе и старику

ПОДЕЛИСЬ какие чувства у тебя вызывает старик?

Приём «Логическая цепочка» (Слайд 17)

И звестен в методике давно. Он помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, развитие памяти и умение логически мыслить. Метод "Логические цепочки" можно использовать на уроках по всем предметам и на любой стадии урока. Все зависит от целей, которые ставит учитель.

Стратегия приема состоит в построении цепочки из фактов, предложений, слов, дат, правил, цитат в логическом или хронологическом порядке. Построение логической цепочки может проводиться совместно с учителем, в группах/парах на уроке, может предлагаться в качестве самостоятельной работы или задания на дом.

Можно использовать на стадии осмысления. При знакомстве с биографией Пушкина А.С. текст высвечивается либо на экране ( ИКТ технология), либо выдаётся детям на распечатанных листах.(Слайд 18).

Выстраивается следующая логическая цепочка (Москва – книжка - бабушка и няня - 5 сказок).(Слайд 19)

После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.

Использовать этот приём помогает ИОС (Информационно образовательная среда).

Приём «Шесть шляп мышления» или « Шляпы де Боно»(Слайд 21)

На фазе рефлексии можно использовать «Приём шести шляп».

Весь класс делится на шесть групп ( Можно на 2 группы). Каждой группе вверяется одна из шести шляп. Каждой группе предлагается высказать свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы.

Приём «Шляпы де Боно» на уроке литературного чтения в УМК «Планета знаний» по теме Л. Толстой «Лев и собачка» 3 класс.
-На доске вы видите изображение шляп, имеющие разные цвета. У каждой шляпы есть своё название, а также вопрос. Продолжаем нашу работу по группам. 1 группа будет представлять льва, 2 группа- собаку.
«Белая шляпа - факты»: соберите все факты, опираясь на текст, из жизни льва и собаки. (1 группа: царь зверей, жил в зверинце, подселили собаку, стали жить, после смерти собаки умирает сам.
2 группа: жила у хозяина, была поймана, заболела, вскоре сдохла.)
«Красная шляпа – эмоции»: проанализируйте какие чувства, эмоции испытывает герой, используя слова из текста. Лев – видя собачку в клетке. Собака, попадая в клетку ко льву.
«Жёлтая шляпа – оптимизм»: найдите положительные моменты в критических ситуациях, в какие попадает лев, собака. (1 группа: у царя зверей может быть доброе верное сердце, может любить.2 группа: обрела друга.)
«Чёрная шляпа критика, или прогноз на будущее»: какие самые трагические события могут произойти с героями. Обоснуйте их.
«Зелёная шляпа - творчество»: ответьте какие качества герой смог сохранить в себе. Подтвердите слова из текста. (1 группа: лев смог сохранить в себе любовь к ближнему, слабому, величие души.
2 группа: собака сохранила в себе верность, чувство благодарности.)
«Синяя шляпа – жизненный урок». ответит на вопрос: чему тебя научил данный рассказ.
Работая по данной технологии, я отмечаю следующие преимущества:
• учащиеся становятся более восприимчивы к опыту других детей: учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
• увеличивается интеллектуальный потенциал участников, расширяется их словарный запас;
• совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
• вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
• обостряется любознательность, наблюдательность;
• развивает активное слушание;
• повышает самооценку.

3. Подведение итогов мастер-класса. ( Слайд 22)

У каждой методики есть свои плюсы и минусы.

+ Активные методы обучения помогают:

· развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика,

· учить учащихся самостоятельно добывать знания,

· развивать интерес к предмету,

· позволять активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

- Активные методы обучения имеют недостатки

Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому:

· не могут совладать со своими эмоциями, следовательно, на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем.

Приведенные мною методы – лишь малая часть известных на сегодняшний день методов обучения. Надеюсь, мой мастер-класс был вам полезен.

Читайте также: