Фонокорректор конструктор для сборки

Обновлено: 27.04.2024

Мы нашли это объявление 4 года назад
Нажмите Следить и система автоматически будет уведомлять Вас о новых предложениях со всех досок объявлений

Новая жалоба

Еще объявления

Говорить про этот фонокорректор( корректор от Василича), который имеет регулировку RIAA коррекции, можно много, на соответствующем форуме( просто набираете в поисковике корректор от Василича) можно многое прочитать, там от высокомерных , ни чем не подтвержденных критических высказываний до благодарных писем Василичу , но главное то . , что он "делает" по качеству воспроизведения многие именитые бренды , и Вы подстраиваете его под свою головку, так как какой бы ни был у Вас классный корректор он был настроен под свою головку, которой скорее всего у Вас нет, а они все имеют разные параметры, сопротивление, индуктивность. емкость , массу подвижной части и т.д. .А изначально стандарт RIAA разрабатывался в некой лаборатории где использовались как правило именитые бренды , типа ШУР. и Вы можете долго искать свой звук , а здесь Вы подстраиваете корректор , как Вам удобно, как Вам подсказывает Ваш слух, регуляторами которые несколько сдвигают RIAA коррекцию под под Ваше восприятие звука. Это на мой взгляд самый большой плюс этого фонокорректора . Цена ---да не маленькая, первые образцы -с коленки-- были намного дешевле. Здесь только корпус стоит приличных денег. резисторы AlenBredli, карбоновые пленочные , в коррекции кондесаторы ФТ, бумага в масле, разделительный -бумага в масле. Электронный фильтр по питанию, выпрямленный накал . Можно взять послушать под залог.

Фонокорректор мм ламповый от Василича имеет свои настройки низ. и верх. частоты, не уступает более дорогим корректорам

Пpoдам кoмплект для прoигрывателя грамплaстинoк (винила) фoнoкорpeктор + уcилитeль мoщнocти. В фонокoppектоpe eсть peгулирoвка по ВЧ и CЧ. В усилителe peгулиpовка грoмкoсти по кaнaлaм. Получаетcя в peжиме Direct. Тембpоблока нeт, но пpи неoбxодимocти мoжнo рeгулиpовать на фонокорректоре. ! Фонокорректор ламповый по схеме Василича. Цена отдельно 10500 р. ! Усилитель мощности (мощник) Yаmаhа МХ-35. Цена отдельно 10500 р. Отправлю ТК по РФ после оплаты. Упаковка хорошая.

Лaмповый фoнокoppeктор "Ваcилича" (мaстepа из гopода Ceвacтoпoля, отошел oт дeл пaру лет нaзaд) для MМ гoлoвок. Hавесной мoнтaж, на пути сигнала нет ни одного пpoвода. Haстpoeн на существующий cтaндарт RIAА, с возможнocтью корpeкции AЧХ на СЧ и ВЧ относительно 1 кГц. Данная коррекция позволяет прослушивать винил, записанный по стандартам RIАА разных годов, с высоким качеством в том числе нашу "Мелодию", будете приятно удивлены, что у нас тоже хорошо музыку писали на студиях звукозаписи. У меня четыре фонокорректора этого мастера, один оказался лишним (купил голову МС). Звук просто классный, теплый, хороший бас, середина отчетливая и верх воздушный. Не один встроенный в усилитель (даже очень дорогой) фонокорректор не переиграет этот фонокорректор "Василича"!

Фонокорректор ламповый ММ с питанием на кенотроне по схеме Василича,с регулировкой по тембру вч и сч.

Пpодaю лaмповый фoнокoрректоp МM, сделaнный Маcтерoм Юpиeм Bacильевичем Мнoй был пpoведен внeшний aпгpейд: кopпус пoкрашен краскoй чepный метaллик, заменены pучки pегулирoвки, поставлeны шильдик и ножки. BНУTРИ HИKАКИX ИЗМEНEНИЙ HЕT Прoдаю тoлькo из-зa пepeхода на МС! Надёжно упакую и отправлю ТК Просьба обращаться, только с целью приобретение. Для общения существуют форумы, а здесь - торговая площадка

Продам ламповый фонокорректор мастера Василича из Севастополя. Простые разъемы RCA заменены на качественные фирмы CMC С двойным серебрением, установлен разъем под силовой кабель, внутренняя разводка провода заменена на моножилу Audioquest.

В отличном состоянии. Играет супер.нет ни какого фона Вообще. тембро блок на средне и высокие частоты..монтаж навесной. отправлю тк на выбор.фото работы по запросу..как и внутренний монтаж.

Продаётся в связи с переходом на корректор выше уровнем. За эти деньги такого лампового звука не купите, только то где лампы для красоты стоят! Исполнение ОЧЕНЬ аккуратное! Сам афтар клепает намного хуже! Торг не актуален. Забирать м.Шипиловская в первой половине дня, подойду к метро.

Пpодaм выcококачественный ламповый фoнокoррeктop ММ. Ha лaмпax 1шт.6н17б+2шт.6н16б c вoзможностью peгулирoвки АЧX пoд всe стандaрты зaписи. Фонокорpектоp изготaвливaлeн по сxeмe Юрия Вacильeвичa. ВНИМAНИE! Пpисутcтвуeт фoн при xолостой pабoтe, когдa звука нeт. Kогда пластинка играет, этого фона не слышно! Я не специалист. (Советуют, что что-то надо заэкранировать еще, чтобы не было фона, но я, повторяю, совсем не специалист, и руки у меня растут. сами знаете откуда. ))) Если данной информации недостаточно, то можно в любом поисковике набрать "фонокорректор от Василича" и узнать о нём всё. Чтобы посмотреть все мои лоты на АВИТО наберите в поиске: оrеh1965 Качественная сборка в хорошем корпусе с хорошими комплектующими. См.фото. Продажа, обмен не желателен, но возможен!

Размеры ш150 г300 в90. Покрашен порошковой эмалью. Черный матовый. Сталь 1.5 мм. Отверстия для ножек, вход, выход, сеть, вентиляция, две регулировки, для трансформатора- выполнены лазерной резкой. Изменены вентиляционные решетки,Заводское производство. Отправка по стране Есть еще 140х170х65 и другие размеры

Корпус 260\125\95 металл 1.5 мм Окраска порошковая полимерная Тороидальный трансформатор.Подробная информация Вторая жизнь старого радио фонокорректор Василича почта России.

Кривая RIAA является общепринятым стандартом для виниловых дисков. Он используется в течение длительного времени с 1954 года. К 1956 году новый стандарт, за которым закрепилось название «кривой RIAA», вытеснил конкурирующие форматы и захватил рынки США и Западной Европы. В 1959 году кривая RIAA была одобрена, а в 1964 году стандартизована Международной электротехнической комиссией. В 1976 году МЭК видоизменила стандартную кривую воспроизведения RIAA в области низких частот; нововведение встретило ожесточённую критику и не было принято промышленностью. В XXI веке подавляющее большинство производителей предусилителей-корректоров следует первоначальному стандарту кривой RIAA без изменений, введённых МЭК в 1976 году.

Частотная коррекция по стандарту RIAA может быть реализована как активными, так и пассивными фильтрами, и комбинациями фильтров двух типов. Многие используют корректоры, построенные полностью на пассивных фильтрах, в убеждении, что они звучат «лучше», но схема, показанная здесь, реализована комбинацией фильтров двух типов. Эта концепция была разработана мною задолго до появления Интернета, а показанная схема (с несколькими небольшими изменениями) была впервые опубликована на веб-сайте ESP в 1999 году.


Теоретическая и фактическая кривая RIAA

На приведенном выше графике показана теоретическая и фактическая АЧХ RIAA, нормализованная к 0 дБ на частоте 1 кГц. Большинство фонокрорректоров RIAA имеют дополнительный (и нежелательный) ноль на некоторой частоте выше 20 кГц. Этот дополнительный ноль отсутствует в описываемой конструкции, потому что в схеме используется пассивный фильтр нижних частот, который продлевает кривую АЧХ выше 20 кГц, при этом конечный предел значительно превышает 10 МГц (в зависимости от собственной индуктивности конденсатора).

Термины «полюс» и «нуль» нуждаются в некотором (в данном случае упрощенном) объяснении. Один полюс заставляет сигнал снижаться со скоростью 6 дБ / октава (20 дБ / декада), а один нуль вызывает рост с той же скоростью. Если после полюса вводится ноль (как показано выше), то эффект заключается в том, чтобы перевести АЧХ в горизонтальную форму. Горизонтальная АЧХ наблюдается на частотах от 500 Гц до 2100 Гц. Следующий полюс (2,100 Гц) заставит сигнал снова снижаться. «Неопределенный» ноль выше 20 кГц вызван тем, что многие предусилители не могут уменьшить свой коэффициент усиления ниже некоторого фиксированного значения, определенного схемой. Однако, не все корректоры обладают этой проблемой, нет ее и в приведенной схеме.

Следует отметить, что стремление к «идеальной» точности бессмысленно, так как многое зависит от иглы, тонарма и (конечно) записи. Когда вы покупаете винил, никто не скажет вам, какой эквалайзер был применен во время мастеринга, кроме того, АЧХ ухудшается после многократного воспроизведения. Поэтому, в конечном счете, вы должны позволить своим ушам стать последним судьей в том, что предпочтительно именно вам.

Схема фонокорректора

Представленный фонокорректор соответствует кривой RIAA, он очень «тихий» и обеспечивает гораздо лучшую звуковую эффективность, чем подавляющее большинство тех устройств, что приводятся в различных журналах. Как и в остальных каскадах предусилителя, в схеме фонокорректора используется ОУ NE5532. Он обладает низким уровнем шума, высокой скоростью и приемлемой ценой. Он идеально подходит для такого рода применения. Другим отличным ОУ является OPA2134.


Рис. 1. Схема фонокорректора

Конденсаторы с высокими емкостями могут быть неполярными электролитическими, так как через них не будет (практически) протекать постоянный ток. Тем не менее, они довольно большие по размеру, и стандартные электролитические или даже танталовые конденсаторы могут быть использованы вместо них. Полярные конденсаторы будут нормально функционировать без влияния постоянного напряжения, а тантал - мой нелюбимый тип конденсатора и поэтому не рекомендуется. Напряжение переменного тока, протекающего через С2L/R и C3R/L никогда не будет превышать ~5 мВ на любой частоте вплоть до 10 Гц, и эти конденсаторы не играют никакой роли в построении кривой RIAA. Не бойтесь увеличить значение, если хотите (100 мкФ не является проблемой).

Конденсаторы с низкими емкостями должно быть с точностью 2,5%, в противном случае будет трудно подобрать те, которые находятся ближе всего к требуемому значению. Будет происходить некоторое отклонение от идеальной кривой RIAA, если номиналы этих конденсаторов будут находятся слишком далеко от указанных значений. Наиболее важным является соответствие между каналами - он должно быть как можно более точным.

Резисторы - металлопленочные с точностью 1% и низким уровнем шума. Эта конструкция отличается от большинства других тем, что формирование низкой и высокой частоты выполняется независимо – активным фильтром НЧ и пассивным фильтром ВЧ. Из-за низкого значения выходного резистора, входное сопротивление следующего каскада снизится до 22 кОм и вызовет незначительное искажение кривой RIAA.

На рис. 1 показан только один канал, а другой использует оставшуюся половину каждого ОУ. Помните, что «+» питания подключается к контакту 8, а «–» питания - к контакту 4.

Общепринятое выравнивание кривой при 50 Гц не была полностью реализовано, так как большинство слушателей считают, что бас звучит гораздо более естественно без этого. В связи с этим можно сказать, что точности не хватает, но я до сих пор использую эту неточность и не выявил никаких проблем с низкочастотным шумом.

Обратите внимание, что нет необходимости использовать фильтр ИНЧ. Схема обеспечивает уровень -3 дБ в точке около 3 Гц. ИНЧ играют важную роль, особенно если вы используете сабвуфер. Отличным вариантом является хорошо демпфированная и изолированная платформа для проигрывателя. Я успешно использовал большую бетонную плиту, покрытую ковровым покрытием и демпфированную с использованием пенорезины. Для того, чтобы все сделать правильно, потребуются некоторые эксперименты. Как правило, хорошие результаты получаются при сжатии пеноматериала до 70% его нормальной толщины под весом бетонной плиты и проигрывателя. Полка, прикрепленная к стене, является еще одним хорошим методом обеспечения инфразвуковой изоляции.

Если все же будет иметь место низкочастотный шум, вы увидите энергичное движение диффузора, даже если нет баса. В таком случае я рекомендую включать в схему инфразвуковой фильтр (Project 99). Стандартная конфигурация - 36 дБ на октаву с ослаблением -3 дБ на частоте 17 Гц. Как правило, это помогает устранить даже самые сильные низкочастотные помехи, вызванные использование искривленных дисков. Обычно это помогает также устранить проблемы НЧ обратной связи, но они должны быть ниже частоты среза фильтра.

Характеристики кривой RIAA

Частота, Гц Постоянна времени, мкс Усиление, дБ Норма, дБ Отклонение, дБ
20 - 62.25 - -
50 3180 59.16 58.42 0.74
500 318 43.87 44.42 -0.55
1000 - 41.42 Эталонная -
2100 75 38,88 38,42 0,46
21000 22,17 21,42 21,42 0,75


Как видно из таблицы, отклонение от стандарта составляет менее 1 дБ, а коэффициент усиления на частоте 1 кГц составляет около 40 дБ (100), поэтому номинальные 5 мВ с выхода звукоснимателя даст 500 мВ. Это значение может быть увеличено в случае необходимости за счет увеличения значения резистора 100 кОм во втором каскаде. Необходимо проявлять осторожность, чтобы усиление не возросло слишком сильно и не вызвало клиппинг. Как можно заметить, второй каскад имеет коэффициент усиления 38 (31 дБ).

Это означает, что фактический уровень выходного сигнала на частоте 20 кГц обычно составляет в лучшем случае около 1 В RMS. Тем не менее, если усиление второго каскада увеличить слишком сильно, существует риск клиппинга. Это возможность маловероятна в связи с характером музыки - очень мало основной частоты любого инструмента (кроме синтезатора) выше 1 кГц, и большинство гармоник скатываются естественным образом на 3-6 дБ на октаву выше 2 кГц,– но она должна обязательно учитываться.

Одним из факторов, который часто упускается из виду в фонокорректорах, является емкостная нагрузка на выходе операционного усилителя на высоких частотах. Это устранено в данной конструкции, а так как NE5532 и OPA2134 могут с легкостью управлять нагрузкой в 600 Ом, то резистор 820/750 Ом изолирует выходной каскад от любой емкостной нагрузки. Первый каскад имеет 10 кОм в сочетании с конденсатором, поэтому емкостная нагрузка не является проблемой.

Каждый ОУ должен быть зашунтирован электролитическими конденсаторами 10 мкФ х 25 В от каждого плеча питания на землю и конденсаторами емкостью 100 нФ между выводами питания.

Заметим, что при использовании звукоснимателя с подвижной катушкой, должен быть использован повышающий трансформатор или предварительный усилитель со сверхнизким уровнем шума. Эта схема предназначена для использования со стандартным подвижным магнитом.

Фото завершенного узла


Фото завершенного узла

Зависимость уровня сигнала от частоты

Существует очень мало информации в сети и других местах, чтобы дать любому человеку представление о том, на каком уровне они должны ожидать звук на любой частоте. Изображение на рис. 2 было захвачено с использованием «Visual Analyzer» – одной из многих доступных компьютерных программ на основе быстрого преобразования Фурье. Сигнал был взят из FM-тюнера – вы можете увидеть резкий спад частотной характеристики выше 15 кГц и пилот-тон на частоте 19 кГц, используемый для декодирования 38 кГц FM-поднесущей. Захват был снят с австралийской "альтернативной" радиостанции, так что включает в себя несколько различных жанров музыки, а также речь.

Типичная АЧХ


Рис. 2. Типичная АЧХ

Захват был настроен для удержания максимального уровня, обнаруженного за время выборки (более 2-х часов), так что представляет собой самый высокий уровень, записанный по все полосе частот. Коррекция не использовалась на принятом сигнале, захватывался непосредственно эфирный сигнал. Хотя все выше 15 кГц удаляется, общая тенденция отчетливо видна. В то время, как всегда будут отклонения и исключения с различными музыкальными стилями, общая тенденция действует в широком диапазоне музыкальных стилей.

"Эталонный" уровень -9 дБ на частоте 1 кГц. Максимальные пиковые уровни наблюдаются между 30 Гц и 100 Гц, А уровень между 200 Гц и 2 кГц является достаточно «плоским», показывая примерно 3 дБ падения в границах этого диапазона частот. Наблюдается спад с крутизной 6 дБ в октаву в диапазоне 2-4 кГц, за которам следует ослабление в 10 дБ в диапазоне 4-8 кГц.

Больший интерес представляет амплитуда самых высоких пиков, потому что перегрузка будет иметь место на пиках, а не средних уровнях. На 10 кГц и чуть выше, есть пики при -18 дБ и некоторые дополнительные пики (-24 дБ) на частоте чуть ниже 15 кГц.

Исходя из этого, разумно ожидать, что худшем случае уровень сигнала на частотах выше 15 кГц не будет превышать -30 дБ, и это на 21 дБ ниже уровня на частоте 1Гц (чуть меньше, чем 1/10). Поэтому звукосниматель с выходом 5 мВ на эталонной частоте 1кГц не будет иметь больше 5 мВ на любой частоте около 20 кГц – это самый высокий уровень, которого мы можем ожидать.

При использовании рекомендуемых значений компонентов для эквалайзера RIAA максимально возможный уровень сигнала на выходе второй ступени составляет около 1 В RMS – довольно хорошо в пределах возможностей предложенных операционных усилителей. Даже если максимальный уровень будет 50 мВ (тот же результат на 20 кГц как и на 1 кГц), второй каскад по-прежнему будет ниже уровня перегрузки.

Дальнейшее повышение коэффициента усиления не рекомендуется, если вы не понимаете вероятный результат.

Общая АЧХ

Если схема корректора соответствует обратной кривой RIAA, то общая АЧХ должна быть ровной. Уже отмечалось, что представленный корректор имеет небольшое усиление в низкочастотной области, что можно увидеть на следующем графике.


Рис.3. АЧХ фонокорректора без фильтра ИНЧ и с использованием фильтра ИНЧ

Конечным результатом является усиление 1 дБ на частоте 40 Гц, при этом АЧХ падает на 36 дБ / октава ниже 20 Гц.

vimay Опубликована: 19.08.2017 Изменена: 05.10.2020 0 0


Вознаградить Я собрал 0 1

Хочется послушать винил, но для этого кроме винилового проигрывателя и усилителя ещё нужен фонокорректор. Где его взять за небольшие деньги?

Б.у. виниловую вертушку можно приобрести за совсем не большие деньги и даже укомплектованную работоспособным звукоснимателем (головка звукоснимателя,игла и т.д.). Но для корректного воспроизведения пластинки требуется фонокорректор с предусилителем. Предусилитель -это понятно, сигнал имеет слишком маленький уровень для входа усилителя. А корректор это что? Дело в том , когда записывают сигнал на пластинку его изменяют, чтобы музыки можно было записать на пластинку больше по времени . А после проигрывания пластинки нужно сигнал вернуть к первоначальному значению - для этого и служат фоно корректоры звука. Раньше корректоры встраивали в усилители и обозначали вход надписью "PHONO" - но сейчас это очень редкая опция и большинство усилителей фонокорректором не оборудованы.

Если пойти в магазин, то самый простой фонокорректор можно купить за 6 т.р. , а самый дорогой может стоить и миллион. В то же время если проигрыватель купили недорого, за 500 рублей- 1500 рублей, то отдавать 6 тыс.рублей как бы . жаба давит. За непонятный результат. Когда осознана потребность в аудио устройстве, то можно потратить и больше - а на "попробовать" это как бы дорого.

Итак рассмотрим эконом варианты приобретения фонокорректора.

Самый простой способ это купить платку фонокрректора на АлиЭкспрессе. Можно купить и устройство в сборе - в корпусе и с блоком питания. Но это будет уже в разы дороже.

А купить не самую "дешманскую" платку фонокорректора можно, например , примерно за 600 рублей с доставкой . Плата с помпезным названием: "Hifi Stereo Mm Phono Riaa Verstärker Ne5532 Diy Preamplifier Audio Board T3C8". С комплектацией деталями хорошего бюджетного качества.

Нужно только добавить питание и если нужно корпус - и фонокорректор готов.

Бывают платы собранные, а бывают паять детали нужно самому.

Цена на платы начинается от 300 рублей и достигает 15 000 рублей. Готовые устройства можно купить от 1000 рублей в корпусе и с блоком питания.

Можно выбрать хороший вариант. Но лучше выбрать набор для пайки с не распаянными деталями - так как китайские сборщики очень вольно обращаются с номиналами деталей в цепях коррекции и фоно корректор может неправильно восстанавливать звук. Самый же главный недостаток этого способа - посылку ждать долго.

И да - супер дешёвые платки фоно корректоров вызывают, откровенно говоря, большие разочарования в звуке винилового проигрывателя. ОЧЕНЬ БОЛЬШИЕ разочарования.

Есть ли другие варианты из категории "Дешево и Сердито". Как не быть -есть.

В свое время, встроенные фоно корректоры были очень распространены, сейчас на толкучках и разборках можно купить платы встроенных фоно корректоров от советской и иностранной техники. Конечно, придётся поискать , но купить можно. У нас в городе цена таким платкам -200 -350 рублей. Опять же, к такой плате надо делать блок питания.

Например, плата фонокорректора от винилового проигрывателя "Арктур-006". Аппарата, по советским меркам, вполне приличного.

Василичь

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.

Последние посетители 0 пользователей онлайн

Топ авторов темы

I_Avals 412 постов

Василичь 444 постов

Alex-007 373 постов

vovans 244 постов

Популярные посты

Василичь

Василичь

Разработан мною простой для повторения и изготовлено мною уже более 150 этих фонокорректоров ламповых. Схема ниже. Этот фоно корректор в прямом сравнении звучит лучше корректоров ценой до 2700 фунтов.

Юрий III

13 февраля, 2018

Васильич! Клоун. Что ты знаешь о военной приемке. НИ ХЕРА . Ты НИКОГДА НЕ РАБОТАЛ НА РЕЖИМНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ. И учишь меня, у которого был первый допуск. И двадцать лет без права выезда

Изображения в теме

golota666

То есть, возможен вариант подключения датчика, когда выход датчика через резистор подключен на +пит (зачем?), и он становится как токовый?

RTF

Всё правильно, кроме одного: "нИкак" пишется так. Резюме: при подключении на 5-вольтовую линию нагрузки 10 Ом напряжения 5 и 12 В при полном напряжении сети в норме.

finn32

Это не пояснение, а безграмотная копипаста. Нинада. В чем конкретно я не прав? При "измерении" в любительских условиях кто контролирует, что микрофон в линейном режиме? И где можно посмотреть искажения конкретного капсюля из известных измерительных? Само преобразование в микрофоне суть процесс нелинейный. Насколько он нелинеен на конкретных частотах и при конкретных уровнях оценить довольно сложно хотя бы потому, что нужен эталон при прочих равных. А у кого он имеется дома?

Умклайдет

И вообще, С 2000 позволяет посмотреть состояние шс. Инструкция в помощь. И посмотрите архив событий. Там видо как вы ШС берете и реакцию системы при этом. А если циферки справа слева от 0 понажимать.

Iv T

Диего

Это надо к ноуту прибор(контроллер) подключать? По поводу работало раньше или нет, не могу сказать. Так как работаю здесь на предприятии недавно и насколько знаю раньше обслуживала все спец организация и претензий ни у кого не было. Но проблема обнаружилась когда пришлось датчики, в том числе и ручник, демонтировать и немного поставить в другое место, но кто демонтировал, он говорит даже провода не отсоединял, потом просто решил все проверить и вылезла такая проблема.

КЭС

Еще раз посмотрел фото приборов. На Сигнал-20 нет ни одного зеленого шлейфа. Возможно, там нет такой индикации. Но шлейф №3, похоже, в норме, судя по другим. Возвращаемся к вопросам: а оно раньше работало? Посмотреть бы конфигурацию контроллера (программой Pprog).

Все началось с того, что меня перестала устраивать старая головка звукоснимателя на моей вертушке. С возрастом только вино становится лучше, да и то не всегда, и верный Ortofon, служивший мне верой и правдой много лет, стал прямым тому доказательством.

Я всегда пользовался только MM-картриджами, привык к ним и менять привычку не собирался. Поэтому, «прошерстив» весь список предложений на рынке аудиотехники, я пришел к выводу, что по заявленным параметрам и соотношению качество/цена мне лучше всего подойдет MM-головка Sumiko Pearl.

Я никогда не доверял рекламе и чужим отзывам, поэтому на досуге заехал в достойный аудиосалон и попросил менеджера продемонстрировать картридж в действии. Честно проведенный тест показал, что в сравнении с «одноклассниками» Pearl работает несколько ровнее и чище, выдает объемную и хорошо детализированную акустическую картину и, главное, – не окрашивает звук, добавляя собственные обертона в исходный спектр пластинки.

Вернувшись домой, я установил обновку на вертушку, отъюстировал азимут, включил и… разочаровался. Нет, новый картридж работал лучше прежнего, но не настолько, чтобы я был впечатлен результатом. Методом исключения я выявил причину: старый фонокорректор просто оказался неспособен полностью раскрыть потенциал головки.

Я позвонил приятелю, у которого всегда «в загашнике» можно было отыскать что-то полезное, и спросил, нет ли у него лишнего фонокорректора, который можно взять напрокат, пока я не подберу подходящую модель на рынке. Приятель ответил, что недавно ради эксперимента купил на Aliexpress недорогой DIY-конструктор, спаял и даже подобрал к нему трансформатор, которого не было в комплекте, но еще не пробовал подключать. Словом, если мне интересно, то за потраченную им сумму он готов расстаться с приобретением, на доводку которого у него нет времени.

Цена вопроса меня устроила, и через час я получил в собственность собранную плату фонокорректора в неказисто корпусе, в отдельном корпусе – небольшой понижающий трансформатор, а, в довесок, – моток великолепного профессионального кабеля и пакетик с «тюльпанами».

С полчаса провозившись с распайкой разъемов и кабелей, я подключил устройство, и… меня ждало новое разочарование. Нет, корректор работал очень чистенько и даже как-то по-ламповому, но было такое ощущение, будто в мой комплекс внедрили 12-полосный эквалайзер, на котором крайние левый и правый потенциометры задвинули на минимум. Кроме того, чтобы избежать наводок, понижающий трансформатор пришлось отодвинуть настолько далеко от фонокорректора, насколько позволял провод. Словом, впору было возвращать это китайское чудо, но тут меня обуял азарт. Действительно, почему бы мне самому не разобраться в устройстве и не довести его до ума?

Принципиальной схемы корректора у приятеля не было, и я потратил день на ее поиски в Интернете. Как я и ожидал, схема оказалась проста и вполне традиционна. Попутно выявилась приятная деталь: корректор был собран на очень приличных аудиофильских mosfet-сборках (сборках полевых транзисторах), что, собственно, объяснило «ламповый» характер звучания. За кривую RIAA-коррекции в схеме отвечал простейший фильтр первого порядка, который обеспечивал отрицательную обратную связь в первом каскаде.

Я решил, что, просто чуть сдвинув вверх границу среза, я хотя бы добьюсь появления «низов», а, попутно, могут раскрыться пара килогерц по верхам. Я поскреб по сусекам, нашел хорошие резисторы и приличные «полистирольные» конденсаторы подходящих номиналов, запаял все это хозяйство, включил и… обалдел: моя стереосистема запела так, как не пела никогда раньше. Даже те пластинки, которые я полагал скучноватыми, заиграли новыми, неожиданными красками. При этом я не уловил никаких окрашивающих призвуков: корректор работал честно, ровно и максимально открыто. Такой эффект я могу объяснить только тем, что АЧХ фонокорректора стала практически идеально гармонировать с АЧХ акустики и всего остального тракта.

Читайте также: