Формы работы с лего

Обновлено: 04.05.2024

Современные педагоги считают конструкторы ЛЕГО игрушками, которые направлены на формирование знаний и умений, как успешно и эффективно действовать в социуме, на развитие способности освоить культурное богатство окружающего мира. Глобализация образования, внедрение инноваций, технологический процесс сегодня направлены на повышение качества воспитания, эффективности обучения, а, при необходимости, на коррекцию детей дошкольного возраста.

Помимо традиционных методик обучения в последнее время в коррекционно-педагогическом процессе всё шире используются ЛЕГО-технологии. Внедрение и использование ЛЕГО-конструирования в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи чрезвычайно актуально для образовательной деятельности соответствующей требованиям ФГОС ДО.

Каждый ребёнок любит и хочет играть, но не каждый может научиться этому самостоятельно. Учеными (Стребелевой Е.А., Косовой О.В.) доказано, что дети, имеющие речевые нарушения требуют более внимательного и целенаправленного руководства игрой со стороны педагога, чем их нормально развивающие сверстники.

ВложениеРазмер
Коррекционная работа с дошкольниками с использованием конструктора LEGO 53.57 КБ

Предварительный просмотр:

«Разнообразие форм коррекционной работы с дошкольниками в организации образовательной деятельности с использованием конструктора ЛЕГО»

Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий, одной из которых является ЛЕГО-технология. Системно-деятельностный подход, который является отличительной особенностью ФГОС и предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка, легко реализовать с ЛЕГО-конструированием, так как конструкторы ЛЕГО позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться.

Современные педагоги считают конструкторы ЛЕГО игрушками, которые направлены на формирование знаний и умений, как успешно и эффективно действовать в социуме, на развитие способности освоить культурное богатство окружающего мира. Глобализация образования, внедрение инноваций, технологический процесс сегодня направлены на повышение качества воспитания, эффективности обучения, а, при необходимости, на коррекцию детей дошкольного возраста.

Помимо традиционных методик обучения в последнее время в коррекционно-педагогическом процессе всё шире используются ЛЕГО-технологии. Внедрение и использование ЛЕГО-конструирования в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи чрезвычайно актуально для образовательной деятельности соответствующей требованиям ФГОС ДО.

Каждый ребёнок любит и хочет играть, но не каждый может научиться этому самостоятельно. Учеными (Стребелевой Е.А., Косовой О.В.) доказано, что дети, имеющие речевые нарушения требуют более внимательного и целенаправленного руководства игрой со стороны педагога, чем их нормально развивающие сверстники.

Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. ЛЕГО-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Новизна ЛЕГО-технологии в том, что, строясь на интегрированных принципах, она объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Кроме того, ЛЕГО-технология позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре); формирует навыки общения и сотворчества. Игры с ЛЕГО выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире. Используя конструктор ЛЕГО, мы ставим перед детьми простые, понятные и привлекательные для них задачи, решая которые они, сами того не замечая, обучаются.

В дошкольном учреждении требования к ЛЕГО конструированию достаточно просты: правильно создавать конструкции по схемам. Но даже это позволяет не только развивать у детей навыки конструирования, но и решать задачи других образовательных областей, предусмотренные образовательной программой.

Обновление форм коррекционно-развивающей работы воспитателя посредством включения ЛЕГО конструирования в образовательный процесс группы компенсирующей направленности для детей с ОНР

- обеспечение коррекции нарушений развития и социальной адаптации воспитанников с ОВЗ через создание условий, способствующих освоению

- повысить уровень речевого развития детей с общим недоразвитием речи посредством развития их коммуникативных навыков в процессе работы в паре, в коллективе;

- формировать активное отношение к собственной познавательной деятельности в области математических представлений, умение выделять в ней цель и основы и способы достижения, рассуждать о них, объективно оценивать свои результаты, повысить уровень сформированности элементарных математических представлений;

- развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество, развивать умение конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу.

Технология ЛЕГО-конструирования способствует развитию и формированию навыков в разных образовательных областях. Она является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников и обеспечивает интеграцию всех образовательных областей (далее ОО).

Техническое конструирование, воплощение замысла из деталей конструктора ЛЕГО ‒ формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Формирование элементарных математических представлений – свойства и объекты окружающего мира (форма, цвет, размер, материал, звучание, ритм, темп, количеств, число, часть и целое, пространство и время, движение и покой, причина и следствие). (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Формирование культурно-ценностной мотивации – изучение построек, природных сообществ, рассмотрение и анализ природных форм и конструкций; изучение природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания.

Работа над развитием фонематического слуха, грамматическим строем речи, звуковой культуры речи и связной речи ‒ развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Создание совместных построек, объединенных одной идеей, одним проектом ‒ развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; развитие устной речи в процессе анализа и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связанных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формировании выводов).

Творческое конструирование – создание замысла из деталей конструктора ЛЕГО ‒ реализация самостоятельной творческой деятельности детей, конструктивно-модельной. (конструирование, рисование, аппликация, лепка) – использование художественных средств, моделирование с учетом художественных правил.

Координация движения, развитие крупной и мелкой моторики обеих рук .

Конструктор ЛЕГО предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе. Обучение происходит особенно успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который представляет для него интерес. Важно, что при этом ребенок сам строит свои знания, а педагог лишь консультирует его.

С помощью ЛЕГО-технологий формируются обучающие задания разного уровня – своеобразный принцип обучения «шаг за шагом» , ключевой для ЛЕГО-педагогики. Каждый ребёнок может и должен работать в собственном темпе, переходя от простых задач к более сложным.

Система работы по использованию ЛЕГО-конструкторов в образовательной среде группы компенсирующей направленности

для детей с ТНР

Начиная с октября 2015 года , я в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР провожу углубленную работу с применением ЛЕГО-технологии.

Конструктор ЛЕГО использую практически во всех режимных моментах: во время зарядки, на физкультурных занятиях, в развлечениях, в свободной деятельности, в индивидуальной коррекционной работе, в процессе непрерывной образовательной деятельности и т.д.

Работа по включению конструктора ЛЕГО в образовательную деятельность начиналась со знакомства с конструктором ЛЕГО. В первую очередь я стала знакомить детей с названиями деталей ЛЕГО, приемами правильного их соединения в строительстве разнообразных моделей, организовывала исследование деталей конструктора, в котором определяла их свойства, качества. После таких ознакомительных мероприятий дети в свободной деятельности по конструированию стали свободнее общаться между собой, называя правильно детали и предметы, у них появилось большее желание строить из конструктора ЛЕГО, и в результате получать удовольствие от своей продуктивной деятельности.

В совместной деятельности предлагалось детям выполнить задания по ЛЕГО конструированию. Первые постройки ребята выполняли с помощью наглядной модели из крупного конструктора ЛЕГО из небольшого количества деталей (3-5 деталей). Дети с интересом включались в работу и, как правило, дополняли в предложенную модель из конструктора свои детали.

В дальнейшем я усложняла виды предлагаемых построек с помощью увеличения деталей и составления схем. Дети с интересом включались в работу и дополняли предложенную модель своими деталями конструктора.

Для разнообразия конструктивной деятельности я сама придумывала модели, изготавливала их и делала схемы (фото или в виде образца), которые, в дальнейшем, предлагала детям для конструирования. В результате я создала картотеку фотосхем моделей из конструктора ЛЕГО.

В результате, дети получали возможность использовать конструктор ЛЕГО в моделировании предметов для сюжетно-ролевых игр, в которых, объединяясь в небольшие группы (2-3 ребенка), они создавали свой спонтанный игровой сюжет. Созданные постройки из ЛЕГО я также использовала в играх-театрализациях, которые очень нравятся детям. Такие игры создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу дошкольников.

Конструктивную деятельность я строю согласно комплексно-тематического планирования, еженедельно подбирая разные темы для строительства, например, «Дом, в котором я живу», «Путешествуем на транспорте», «Домашние животные», «Дикие животные», «Новогодняя елочка». Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО-конструктора даёт возможность детям запомнить новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы, так как лучше всего у детей с ОНР накопление словаря происходит через увиденное и осознанное.

Систематическая работа по развитию речи с применением ЛЕГО-технологий делает коррекционно-логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению необходимого материала. Во время выполнения практических заданий включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, познавательно-речевой деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка. Например, чтобы выкладывание схем звуко-слогового анализа не превратилось в однотипное, нудное занятие, предлагаю ребенку выложить схемы из кирпичиков конструктора ЛЕГО: «посадить звуки в вагончики», «поселить в домики», «вырастить дерево» и др.

Используя ЛЕГО в образовательной деятельности, я провожу дидактические игры и упражнения с помощью деталей конструктора, что помогает легче усвоить материал. Например, игра «Чудесный мешочек», в которой у детей развивается тактильное восприятие и речь, игра «Запомни и повтори», которая направлена на коррекцию памяти и мышления.

Применение дидактических упражнений в индивидуальной коррекционной работе и в режимных моментах, на занятии по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) с использованием ЛЕГО-элементов позволило усилить обучающий эффект, способствовало развитию умения классифицировать по цвету, размеру, величине, научила дошкольников ориентировке в пространстве. В образовательную деятельность по ФЭМП включались такие игры, как «Посчитай ступеньки», «Слева, справа, снизу, вверху», «Длинный ‒ короткий», «Найди недостающую фигуру», «Разноцветные дорожки», «Продолжи числовой ряд», «Где больше?».

Выполняя утреннюю гимнастику, я использую вместо предметов детали ЛЕГО конструктора, соответственно, называя каждое упражнение: «Перекладываем кирпичики», «Тянемся к солнцу», «Достань до кубика», «Добеги – собери» и др.

В результате системной и углубленной работы с конструктором ЛЕГО у детей повысилась коммуникативная активность, сформировалось умение работать индивидуально, в паре, в группе, усовершенствовались творческие способности, повысилась мотивация к обучению.

В процессе конструктивно-игровой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферу, формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к образовательной деятельности.

Работа по развитию речи с применением ЛЕГО-технологий делает коррекционно-логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению необходимого материала.

Формы организации обучения дошкольников Лего – конструированию.

С первых дней своей жизни ребенок учится, он учится абсолютно всему: поднимать голову, ползать, кушать ложкой, ходить, разговаривать, играть. Но не каждый родитель знает, что ребенок играет для того, чтобы приобрести умения и навыки. Поэтому большую роль в развитии интеллектуальной и мотивационно - эмоциональной сфер личности играет выбор игрушек, которыми играет ребенок. При выборе игрушки необходимо учитывать, как она будет влиять на формирование всех психических процессов у дошкольников, какую именно функцию она несет.

Лего - самая популярная игра на планете имеющая большой потенциал, подходит для мальчиков и девочек всех возрастов.

Лего - конструирование способствует развитию мелкой моторики, собирая и рассоединяя детали различных по направленности, силе, длительности, разнообразных по форме и размеру требует от малышей много усилий, тем самым замечательно тренирует руку, готовит ее к письму, способствуя развитию мышления малыша. Придумывание собственных моделей, сочетая детали разных цветов, форм, размеров способствует развитию креативности и нестандартного мышления. При создании моделей по инструкции ребенок учится разбивать задачу на этапы, следить за их выполнением, читать схемы. Ребенок учится планировать свою деятельность, находить и решать проблемы. Пополняется словарный запас за счет обсуждения моделей ( например: при конструировании машинки дети узнают. Что у нее есть багажник, капот, топливный бак и т. д, играя со сверстниками ребенок пытается объяснять свои идеи, описывает способы конструирования.

В настоящее время в детских садах активно развивается лего-конструирование.

В процессе игры с Лего - конструктором воспитатели в работе используют разнообразные формы организации обучения конструированию :

- конструирование по образцу;

- конструирование по модели;

- конструирование по условиям;

- конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам;

- конструирование по замыслу;

- конструирование по теме.

Конструирование по образцу - дошкольникам предлагают образцы построек, выполненных из деталей Лего - конструктора и показывают способы их воспроизведения. Это конструирование трудно напрямую связывать с развитием творчества так, как данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, - важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера

Конструирование по модели. Дошкольникам в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов. Данную модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. В данном случае детям предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Конструирование по модели является усложненной разновидностью конструирования по образцу.

Конструирование по условиям. Не давая дошкольникам образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое е назначение. В данном случае задачи конструирования выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку, способов их решения не дается. При этом виде конструирования у детей формируется умение анализировать. Такая форма организации обучения в наибольшей степени помогает развитию творческого конструирования.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такой деятельности у детей формируется мышление и познавательные способности.

Конструирование по замыслу. Обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как он будет конструировать. Данная форма – не средство обучения детей созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее.

Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель организации конструирования по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику.

Лего – конструктор может стать для дошкольника не только хорошей игрушкой, но и творческим и учебным материалом.

Игры-тренажеры для обучения старших дошкольников чтению

Игры-тренажеры для обучения старших дошкольников чтению На протяжении многих лет веду дополнительные платные курсы по подготовке дошкольников 6 – 7 лет к школе по обучению грамоте "АБВГДейка".

«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации

«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.

«Веселый английский». Программа раннего обучения дошкольников Программа «Веселый английский» Содержание: 1. Пояснительная записка: актуальность, проблема, цель, задачи, ожидаемые результаты. 2. Структура.

Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Семинар «Формы и методы взаимодействия с семьей по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» Цель: повышение профессиональной.

Консультация для педагогов «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников» ЧАСТЬ 3Консультация для педагогов на тему "Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников". СЛАЙД.

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Методические рекомендации по организации дистанционного обучения с детьми дошкольного возраста Сложившаяся ситуация в мире требует от педагогов,.

Положение об организации дистанционного обучения в ДОУ ПОЛОЖЕНИЕ об организации дистанционного обучения I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение об организации образовательной деятельности.

Рекомендации родителям в период дистанционного обучения «Штриховка для дошкольников»

Рекомендации родителям в период дистанционного обучения «Штриховка для дошкольников» Штриховка – это очень полезное упражнение для детей, которое развивает мелкую моторику руки, речь и наглядно - образное мышление. Для штриховки.

Конструирование – одно из самых любимых детских занятий. Оно является не только увлекательным, но и полезным для ребенка. Конструирование создает необходимый фундамент всестороннего развития ребенка. Оно способствует формированию образного мышления и чувства красоты, воображения и ловкости, внимания и целеустремленности. ЛЕГО-конструирование – это современное средство обучения детей.

Основными формами конструктивной деятельности являются:

• сотворчество взрослых и детей

Данные формы направлены на интеграцию образовательных областей и стимулируют развитие потенциального творчества ребенка.

Сегодня мы познакомимся с использованием различных форм работы с детьми, используя конструктор.

В образовательной деятельности Лего-конструкторы могут выступать в роли дополнительного материала — наглядного или практического.

Игровая форма выполнения дидактических заданий с использованием деталей лего развивает у детей познавательный интерес, избавляет их от излишнего дидактизма и переутомления. При соблюдении этих условий игровые приемы по обучению детей грамоте и формированию математических представлений становятся действительно развивающим, воспитывающим средством.

При ознакомлении детей с понятиями звук, слог, слово, предложение, как структурными единицами нашей речи, можно использовать различную величину деталей. Таким образом, детям легче усвоить эти абстрактные понятия с опорой на зрительные ориентиры. Вашему вниманию на экране представлен ряд дидактических и словесных игр по обучению грамоте.

Цель: закрепить умение проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки (согласные и гласные, соотносить слово с заданной схемой; развивать внимание, зрительную память, мелкую моторику пальцев рук.

Материал: звуковые схемы слов из конструктора ЛЕГО, предметные картинки к сконструированным схемам.

Ход игры.

Ребенок должен подобрать предметную картинку к заданной звуковой схеме.

«Выложи схему»

Цель: совершенствовать навыки звукового анализа слов; развивать внимание, зрительную память, мелкую моторику пальцев рук.

Материал: конструктор ЛЕГО, предметные картинки.

Ход игры.

Взрослый показывает ребенку картинку и предлагает выполнить звуковой анализ слова. Ребенок поочередно называет звуки слова и выкладывает из кирпичиков пирамидку.

«Построй букву»

Цель: закрепить графический образ букв; развивать внимание, зрительную память, мелкую моторику пальцев рук.

Материал: конструктор ЛЕГО, картотека схем «ЛЕГО буквы».

Ход игры.

Дети конструируют из ЛЕГО- элементов графический образ пройденных букв.

Для развития речи можно поиграть в игру «Угадай сказку» .Игра для проверки сообразительности, которая также необходима любому инженеру. Нужно отгадать сказку и найти соответствующую картинку.

Лего-конструктор можно использовать на математике, с целью закрепления навыков прямого и обратного счета, сравнение чисел, знания состава числа, геометрических фигур, умения ориентироваться на плоскости, классифицировать по признакам, также при сравнении предметов по ширине, длине.

Цель: развивать мышление, внимание, координацию движений.

Дети самостоятельно строят лабиринты, сложные и простые, на Лего-пластине. Или играют в готовый лабиринт, построенный воспитателем.

«Собираем и считаем»

Цель: закреплять счет и состав числа в пределах 9; развивать внимание, мышление.

Дети называют число, изображенное в столбце. Считая кубики, собирают башенку из стольких кубиков, какое число изображено в данном столбце.

Ребенок, выкладывая кубики на карточку, считает их и подбирает из карточек ту цифру, которая необходима.

«Запомни расположение»

Материал: набор конструктора Лего "Дакта", платы у всех игроков.

Цель: развитие внимание, памяти.

Правила: ведущий строит, какую-нибудь постройку не более восьми деталей. В течение небольшого времени дети запоминают конструкцию, потом постройка закрывается, и дети пытаются по памяти построить такую же. Кто выполнит правильно, тот выигрывает и становится ведущим.

«Найди кирпичик, как у меня»

Цель: закреплять цвет, форму (квадрат, прямоугольник).

Оборудование: кирпичики LEGO «Дупло» красного, синего, зеленого, желтого цвета (2х2, 2х4 см).

В коробке лежат кирпичики LEGO. Педагог достает по очереди по одному кирпичику и просит назвать цвет и форму и найти такую же деталь среди предложенных трёх-четырёх деталей, лежащих перед ребенком.

Игры по «Социально-коммуникативному развитию»

«По грибы, по ягоды»

Цель: закрепить, какие грибы съедобные, а какие – нет; закрепить цвета

Оборудование: кирпичики LEGO.

В лес с ребятами пойдем, грибы ягоды найдем

Они спрятались от нас, мы отыщем их сейчас

Объясняем детям условия игры. Пусть, например, зеленые кирпичики съедобные грибы, красные мухоморы. Нужно собрать только съедобные грибы. Или желтые кирпичики грибы, красные ягоды. Одни детки собирают грибы, а другие – ягоды.

Оборудование: конструктор LEGO

Цель: закреплять значение сигналов светофора; развивать внимание, память.

Правило: Педагог- «светофор», дети -«автомобили». Педагог показывает кирпичик красного цвета, «автомобили» останавливаются, желтый-приготавливаются, зеленый-едут.

«Художественно-эстетическое развитие».

«Выложи вторую половину узора»

Цель: научить соблюдать симметричность в постройках, выкладывании узора.

Оборудование: конструктор Лего

Педагог выкладывает первую половину узора, а дети должны, соблюдая симметрию, выложить вторую половину узора.

Можно использовать лего-детали в аппликации. Получаются объемные интересные работы. Детали лего используют вместо печатей.

«Физическое развитие»

«Собери кирпичики LEGO»

Цель: закреплять названия цветов; развивать внимательность, быстроту движений.

Оборудование: кирпичики LEGO четырех цветов.

Детей делим на группы по четыре человека, раскидываем на ковре кирпичики, ставим коробочки, распределяем, кто какой цвет будет собирать. По команде «Начали!» дети собирают кирпичики. Побеждает тот, кто быстрее соберет.

«Лего на голове»

Цель: совершенствовать пространственную ориентировку; формировать умения действовать по словесной установке

Оборудование: кирпичики LEGO

Ребенок кладет на голову кирпичик лего. Остальные дети дают ему задания, например, пройти два шага, присесть, поднять одну ногу, постоять на одной ноге, покружиться. Если ребенок выполнил три задания и у него не упал кирпичик с головы, значит, он выиграл и получает приз.

Для корригирующей гимнастики и профилактики плоскостопия можно использовать коврики из лего — конструктора. Данные коврики будут массировать стопы ног за счет выпуклой формы деталей лего, а также будут привлекать детей своей яркостью за счет разнообразной цветовой гаммы.

Многие их представленных игр можно использовать не только в образовательной деятельности,но и на праздниках, развлечениях, соревнованиях.

Можно проводить различные мероприятия с использованием кирпичиков лего. Н-р,Лего-квест,лего-турнир (цель которого может быть выявление одаренных и талантливых детей дошкольного возраста в области лего-конструирования).

Можно провести тематический праздник или день рождение в стиле лего.

Огромный интерес для детей представляют развлечения различного характера: тематические, спортивные, которые можно проводить уже с раннего возраста.

Одной из форм работы с конструктором является проведение кружковой деятельности и КОП. Программа кружка нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Цель: создать благоприятные условия для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования.

Проведение КОПов с использованием Лего помогают знакомить детей в игровой форме с основными элементами конструктора ЛЕГО. Формируют умения у детей классифицировать по форме, размеру, цвету.

Проектная деятельность тоже является одной из форм работы. Цель: совершенствовать практические навыки конструирования. Установление и расширение творческой связи между юными изобретателями Чаще всего проводят краткосрочные. Тема может быть связана с каким-нибудь событием, для участия в конкурсе или для закрепления пройденного материала, н-р, «Космическая станция», «Гончарная мастерская», «Двойняшки-милашки».

Формой работы с конструктором является и совместная деятельность. Помимо уже знакомых нам игр, можно играть в ТРИЗ-игры с Лего.

Игры для развития образного мышления

Первый игрок сооружает какую-либо абстрактную фигуру, передает ее второму игроку. Тот достраивает фигуру до узнаваемого образа какого-либо объекта.

Например, однотипную «горку» из кубиков можно превратить в елочку, собачку или человека.

Понадобится много одинаковых по размеру и форме кубиков.

Берем 1 кубик. На что он может быть похож? Предлагаем варианты: на коробку, на кнопочку, на табурет и т. д. Берем 2 кубика, соединяем так, как хотим. На что теперь стало похоже? Дальше берем 3, 4, 5… кубиков, соединяем произвольно и фантазируем, дополняем образы!

Игры для развития функционального и ресурсного мышления

Соединим Lego и бумагу (если проколоть ее дыроколом, отверстия идеально подойдут для стыковки с кубиками) — получаем такие фигуры, которые сложно построить только из кубиков.

Как еще можно использовать конструктор, помимо игр? Например, можно сказать, что детали конструктора прочно скрепляются друг с другом, они могут удерживать и другие предметы. Если деталей накопилось очень много, то, рассуждая по методу Робинзона Крузо, можно сделать полезные функциональные предметы и давать детям творческие задания.

Стаканчики для кухни и ванной,часы, подставка для ножа или для телефона, коробочка для подарка, рамка для зеркала или чего угодно, экологические знаки и т. д.

Созданные Лего-постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх. Для развития полноценного конструктивного творчества необходимо, чтобы ребёнок имел предварительный замысел и мог его реализовывать, умел моделировать. Замысел, реализуемый в постройках, дети черпают из окружающего мира. Поэтому чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут их впечатления об окружающем мире, тем интереснее и разнообразнее станут их постройки. И наоборот, Лего помогает видеть мир во всех его красках, что способствует развитию ребёнка.

Организовывать тематические выставки из лего так же является одной из нетрадиционных форм работы. Выставки - это одна из форм взаимодействия и сотрудничества с семьями воспитанников. Такие мероприятия сближают детей и взрослых, увлекая их совместным делом. Целью организации выставки из лего-моделей является привлечение внимания родителей и детей к играм с конструктором Лего, развитие детских способностей, творческого потенциала. На слайде выставка «Моя первая конструкция»

В детском саду очень важная роль отводится театрализованной деятельности. Здесь так же можно использовать конструктор. Дети с радостью делают постройки (домики, заборчики, деревья, которые потом могут использовать в качестве декораций в кукольном настольном театре.

Кроме этого, у ребёнка появляется возможность создать свой собственный образ сказочного героя (зайца или волка, наделить свой персонаж теми качествами, которыми он хочет.

Игры-театрализации с созданными Лего-персонажами очень нравятся детям - это создает условия для развития речи, творчества, благоприятно влияет на эмоциональную сферу ребёнка, помогает формировать у детей жизненный опыт, знания об окружающем мире, развивает воображение. Посредствам героев сказки, которые выполнены своими руками, ребёнку легче раскрыть свои индивидуальные особенности.

Существует еще одна инновационная технология «Создание мультфильмов с использование Лего-конструктора». Цель: развитие творческой деятельности дошкольников в процессе создания собственного медиапродукта (мультфильма) средствами LEGO-конструирования. Создавать мультфильмы - это всегда здорово, весело и интересно! Особенно, если ребёнок умеет сам создавать их.

Мультипликация позволяет развить воображение, почувствовать свободу творчества, выдвинуть и реализовать свои идеи. Здесь нет строгих рамок. Здесь принимают ребёнка таким, какой он есть.

Участие в конкурсах по конструированию так же является одной из форм работы с детьми. Выполняя различные задания, дети показывают свои умения и навыки, дружно работая в команде. На время конкурса они превращаются в строителей, архитекторов и творцов, играя, они придумывают и воплощают в реальность свои идеи. Такие мероприятия по праву можно назвать праздничным, так как проходят в атмосфере здорового соперничества, всеобщей радости и доброжелательности. Наши ребята совместно с педагогами принимали участие в различных конкурсах: дистанционная командная онлайн - игра «LEGO TRAVEL»«Икаренок с пеленок», «Икаренок», конкурс разработок интегрированных занятий для воспитанников дошкольных образовательных организаций и учащихся «Кем быть? Профессии будущего с IT», «Турнир по моделированию и конструированию «Я-строю! Я –создаю!», «Каждый робот имеет шанс», конкурс профессионального самоопределения «Выбор».

Таким образом, можно сделать вывод, чем больше разнообразных форм при работе с конструктором педагог применяет своей работе, тем легче ему создавать образовательный процесс более интересным, увлекательным и запоминающимся.

Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условия введения ФГОС: пособие для педагогов. – всерос. уч. -метод. центр образоват. Робототехники. -М. : Изд. -полиграф. центр «Маска» - 2013.

Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). - М. ; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.

Лусс Т. С. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Лего : пособие для педагогов-дефектологов. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

Фешина Е. В. «Леоконструирование в детском саду» : Пособие для пелегогов. М. : изд. Сфера, 2011.

Аннотация к программе дополнительного образования для кружковой работы по Лего-конструированию Девиз программы: Всегда найдется дело для умелых рук, Если хорошенько посмотреть вокруг. Мы чудо сотворить сумеем сами Вот этими умелыми.

Опыт работы «Лего-конструирование в работе с детьми дошкольного возраста»

Опыт работы «Лего-конструирование в работе с детьми дошкольного возраста» Лего-конструирование в работе с детьми дошкольного возраста. Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств, в руках общества.

Формы и методы работы воспитателя с родителями и детьми Для воспитателя необходимо знать о том, как и когда рационально в образовательном процессе применять формы и методы работы, чтобы получить.

Консультация для родителей «Формы работы с детьми на логопункте» Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому,.

Формы работы с детьми по теме «Здоровье» Дыхательная гимнастика Вдох - с улыбкой день встречаем, Выдох - всё мы замечаем. Вдох - мы руки развели И плывём как корабли. Выдох.

Конспект мастер-класса по лего-конструированию для родителей совместно с детьми по теме «Эмоции»

Конспект мастер-класса по лего-конструированию для родителей совместно с детьми по теме «Эмоции» Тема:"Эмоции" Место проведения: МБДОУ ДС ОВ №24 "Русалочка" Продолжительность мастер-класса: 30 минут Цель мастер-класса: Способствовать.

Конспект НОД по лего-конструированию в средней группе «Красивый двор для лего-человечков» Конспект НОД по лего-конструированию в средней группе «Красивый двор для лего-человечков» Цель: Развитие познавательной активности детей.

Конспект занятия по лего-конструированию «Путешествие в Лего-страну» (старшая группа) Конспект занятия по лего-конструированию «Путешествие в Лего-страну» для старшей группы Подготовила: воспитатель Ткач Светлана Юрьевна.

Мини-презентация проекта по лего-конструированию «Сказочное Лего» В процессе своей работы, наблюдая за детьми, было выявлено, что дети очень интересуются конструктором и много времени проводят, собирая.

Программа дополнительного образования для кружковой работы по Лего-конструированию Актуальность Сегодня, чтобы успеть за новыми открытиями и шагать с миром в одну ногу, наше образование должно достичь еще немало важных.

Цель: развитие у детей способностей к техническому творчеству, конструктивной деятельности посредством лего - конструирования.

Развитие индивидуальных способностей ребенка;

Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно техническое творчество.

развивать умение конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме, по замыслу;

развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу;

формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;

АКТУАЛЬНОСТЬ: В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно - коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их уже сложно удивить. Развитие образовательного процесса идет по многим направлениям, затрагивая главным образом формирование личностных качеств дошкольника. Результатом образовательной деятельности ДОУ ныне считается не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребенком личностные качества: любознательность, активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность.

Использование лего - конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов детской деятельности (игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, конструктивная, самообслуживание и элементарный бытовой труд, двигательная).

Детей трудно заинтересовать абстрактными понятиями и уж тем более невозможно заставить их выучить материал, если цель его изучения им непонятна. Мы, педагоги, стремимся использовать разнообразные приемы и методы, понимая, что сами должны обучаться современным технологиям, ведь наши воспитанники живут в мире компьютеров, Интернета, электроники и автоматики. Они хотят видеть это и в образовательной деятельности, изучать, использовать, понимать. Одним из таких современных методов считается совместная (дошкольники, педагоги и родители) интеграционную деятельность – лего - конструирование.

ЛЕГО - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

Каждый ребенок - прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструктивной деятельности. Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием ребенка.

В этом виде деятельности своей новизной отличается использование Лего - конструктора, с помощью которого ребенок имеет возможность общаться, исследовать и играть.

Лего побуждает работать в равной степени и голову и руки. Конструктор помогает детям воплощать в жизни свои задумки, строить и фантазировать, увлеченно работая и видя конечный результат.

Детей увлекающихся конструированием отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития ребенка.

Созданные постройки из ЛЕГО можно использовать в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества. Чаще всего основой игр-театрализаций являются народные сказки «Репка», «Колобок», «Теремок»

Лего – это всегда новое открытие, новая идея. Новый толчок к развитию.

Все эти данные подтверждают актуальность использования лего-конструирования в ДОУ, как средство развития интеллектуальных способностей детей.

Основные принципы организации деятельности по ЛЕГО – конструированию.

Доступность изучаемого материала.

Систематичность, последовательность проведения занятий.

Эмоционально насыщенная тематика занятий.

Проблемно – ситуативный характер заданий.

Вариативно – дифференцированное содержание заданий.

Представление детям широкой самостоятельности, поощрение их инициативы.

В работе с дошкольниками с учетом их возрастных особенностей можно использовать различные виды конструктора. Это конструктор Дупло, предназначенный для детей от полутора до пяти лет и более мелкий конструктор Дакта, рекомендованный к использованию для детей от четырех лет.

На первом этапе я познакомила детей с конструктором LEGO, его разновидностями и свойствами. Мы исследовали детали: размер, форму, цвет, из чего сделаны, проверили опытным путем на прочность и плавучесть. Определили с ребятами название каждой формы.

Затем в совместной деятельности я предлагала детям выполнить задания по лего-конструированию. Первые постройки ребята выполняли с помощью наглядной модели из крупного конструктора Лего Дупло и его аналогов из небольшого количества деталей (3-5 детали). Дети с интересом включались в работу и, как правило, дополняли в предложенную модель из конструктора свои детали.

После подробного знакомства с конструктором и первых совместных опытов конструирования дети стали чаще играть с конструктором ЛЕГО, причем, использовали его не, только как самостоятельную игру, но и как способ дополнения в сюжетно-ролевых играх.

После овладения навыков скрепления крупного конструктора Лего, мною детям было предложено выполнение построек с использованием конструктора Дакта (привычный размер конструктора Лего).

На следующем этапе своей работы, занимаясь с детьми лего-конструированием, я усложняла виды предлагаемых построек с помощью увеличения деталей и составления схем. Задания со схемами требуют большей концентрации внимания и четких согласованных действий, безусловно, они более сложны для детей, чем конструирование по наглядной модели, но развивают максимальную самостоятельность действий у ребенка.

Конструктивная деятельность подразумевает не только индивидуальное выполнение построек, но и работу в парах, микрогруппах, а также коллективную работу.

Одним из любимых видов лего-конструирования для детей является выполнение работ по собственному замыслу, ведь каждый ребенок может создать собственную сюжетную линию игры. Конструирование по замыслу подходит для диагностики, которая проводится 1 раз в два месяца.

Исходя из проведенной работы, я сделала вывод, что создавая конструкции из ЛЕГО, я не только развиваю у детей навыки конструирования, но и решаю задачи других образовательных областей, предусмотренные программой. Используя лего-конструктор я ставлю перед детьми простые, понятные и привлекательные для них задачи, решая которые они, сами того не замечая, обучаются.

В лего - конструировании предусматривается участие родителей, которые могут повлиять на развитие способностей детей и выявление их талантов.

В начале учебного года мной был проведен опрос родителей о наличии у детей дома конструктора ЛЕГО.

В ходе своей работы я отметила у детей более высокую заинтересованность в конструктивной деятельности. Ребята активно конструируют, они готовы фантазировать и пробовать творить на любую тему, не боятся создавать что-то новое, все реже стали звучать фразы: «Я не умею» или «Как это сделать?». Уже в ходе обсуждения предстоящей постройки многие дети предлагают варианты конструирования, в самом процессе деятельности общение между ребятами становится более продуктивным и уважительным по отношению друг к другу.

В будущем в своей работе мне бы хотелось познакомить ребят с обучающей серией LEGO Education, созданной для развития умственных способностей, особенностью которой является программирование лего моделей с помощью персонального компьютера.

По итогам своей работы, я пришла к выводу, что конструктор Лего, отвечая всем современным требованиям образовательных стандартов, позволяет учиться, играя и обучаться в игре.


Введение «ФГОС ДО» обязало нас создать образовательную модель, в основу которой вошли развивающие, игровые и информационно-коммуникативные технологии.

Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, особое значение предается дошкольному воспитанию и образованию ведь именно в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребенка.

Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности - вот главные задачи которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС. Эти непростые задачи в первую очередь требуют создание особых условий в учении, в связи с этим огромное значение отведено – конструированию.

Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход. Конструирование в детском саду проводиться с детьми всех возрастов, в доступной игровой форме, от простого к сложному. Конструктор побуждает работать в равной степени и голову и руки, при этом работает два полушария головного мозга, что сказывается на всестороннем развитии ребенка. Ребенок не замечает, что он осваивает устный счет, состав числа, производит простые арифметические действия, каждый раз непроизвольно создаются ситуации, при которых ребенок рассказывает о том, что он так увлеченно строил, он же хочет чтобы все узнали про его сокровище - не это ли развитие речи и умение выступать на публике легко и непринужденно.

От простых кубиков ребенок постепенно переходит на конструкторы, состоящие из простых геометрических фигур, затем появляются первые механизмы и программируемые конструкторы программирование происходит не только благодаря компьютеру, но и созданным специальным программам.

Образовательная робототехника представляет собой новую, актуальную педагогическую технологию, которая находится на стыке перспективных областей знания: механика, электроника, автоматика, конструирование, программирование и технический дизайн. LEGO – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широкая использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. Игра – важнейший спутник детства. LEGO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.

Использование LEGO - конструкторов в образовательной деятельности повышаетмотивацию ребёнка к обучению, так как при этом требуются знания практически извсех образовательных областей.

Причем обучение детей с использованием робототехнического оборудования - это и обучение в процессе игры и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом, самодостаточных людей нового типа.

Путь развития совершенствования у каждого человека свой. Задача образования при этом сводится к тому, чтобы создать среду, облегчающую ребенку возможность раскрытия собственного потенциала, позволит ему свободно действовать, познавая эту среду, а через нее и окружающий мир. Роль педагога состоит в том, чтобы организовать и оборудовать соответствующую образовательную среду и побуждать ребенка к познанию, к деятельности.

Основными формами конструктивной деятельности являются:

  • образовательная,
  • индивидуальная,
  • самостоятельная,
  • досуговая,
  • коррекционная
  • сотворчество взрослых и детей

Данные формы направлены на интеграцию образовательных областей и стимулируют развитие потенциального творчества и способности каждого ребенка, обеспечивающие его готовность к непрерывному образованию.

В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.

Внедрение лего-технологии в ДОО происходит посредством интеграции во все образовательные области как в совместной организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей в течение дня. В процессе лего-конструирования дошкольники развивают математические способности, пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину. Дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность, ориентировкой в пространстве. Лего-конструирование развивает и речевые навыки: дети задают взрослым вопросы о различных явлениях или объектах, что формирует также коммуникативные навыки. На наш взгляд, одна из основных целей в лего-конструировании – научить детей эффективно работать вместе. Сегодня совместное освоение знаний и развитие умений, интерактивный характер взаимодействия востребованы как никогда раньше.

Лего-конструирование незаменимое средство в коррекционной работе с детьми, так как оно оказывает благотворное влияние на все аспекты развития ребенка. Кроме того, Лего-конструирование – эффективное, воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса воспитания и развития ребенка. В совместной игре с родителями ребенок становится более усидчивым, работоспособным, целеустремленным, эмоционально отзывчивым.

Одним из факторов, обеспечивающих эффективность качества образования, является непрерывность и преемственность в обучении, которые предполагают разработку и принятие единой системы целей и задач являющихся прочным фундаментом содержания образования на всем периоде обучения начиная от детского сада до последипломного и курсового обучения.

Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, которая отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на универсальные учебные действия (УУД), которые уже приобретены дошкольниками в детском саду, активно используются для дальнейшего всестороннего развития учащихся.

Так, как робототехника вписывается в конструктивистский подход к обучению и является педагогическим инструментом, предназначенным для развития познавательных ключевых компетенций детей старшего дошкольного возраста, то эффективность обучения зависит и от организации конструктивной деятельности, проводимой с применением следующих методов :

  • Объяснительно-иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.);
  • Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);
  • Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми;
  • Программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность);
  • Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);
  • Частично - поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога;
  • Поисковый – самостоятельное решение проблем;
  • Метод проблемного изложения - постановка проблемы педагогом, решение ее самим педагогом, соучастие ребёнка при решении.
  • Метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей.

Как правило, конструирование по робототехнике завершается игровой деятельностью. Дети используют роботов в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях.

Таким образом, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых и экспериментальных действий дети развивают свои конструкторские навыки, логическое мышление, у них формируется умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами.

Читайте также: