Французский воздухоплаватель конструктор дирижаблей

Обновлено: 28.03.2024

Анри (8.2.1825, Париж, — 14.4.1882, там же), французский конструктор. Построил дирижабль объёмом 2500 м 3 , на котором 24 сентября 1852 совершил первый полёт (оболочка дирижабля была наполнена светильным газом). В 1878 Ж. построил привязной сферический аэростат объёмом 25 тыс. м 3 с гондолой на 40 пассажиров для подъёма посетителей на Международной выставке в Париже. Ж. изобрёл Инжектор для паровых котлов, носящий его имя.

Лит.: Франк М. Л., История воздухоплавания и его современное состояние, ч. 1—2, СПБ. 1910—11 (Воздухоплавание, т. 1).

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое "Жиффар" в других словарях:

Жиффар — (фр. Giffard, англ. Giffard) французская фамилия и английское имя. Известные носители Анри Жиффар французский воздухоплаватель. Готье I Жиффар (или Вальтер Жиффар I) крупный нормандский аристократ, участник нормандского завоевания… … Википедия

Жиффар Анри — А. Жиффар Жиффар Анри (Giffard) (1825—1882) — французский конструктор дирижаблей и аэростатов, воздухоплаватель. В 1851 построил дирижабль (объём 2,5 тыс. м3) с паровой машиной (мощностью 2,2 кВт), вращавшей воздушный винт. В качестве… … Энциклопедия «Авиация»

Жиффар Анри — А. Жиффар Жиффар Анри (Giffard) (1825—1882) — французский конструктор дирижаблей и аэростатов, воздухоплаватель. В 1851 построил дирижабль (объём 2,5 тыс. м3) с паровой машиной (мощностью 2,2 кВт), вращавшей воздушный винт. В качестве… … Энциклопедия «Авиация»

ЖИФФАР (Giffard) Анри — (1825 82) французский воздухоплаватель. Сконструировал и построил несколько оригинальных дирижаблей, демонстрировал их на Всемирных выставках в Лондоне (1868) и Париже (1878). Изобрел струйный инжектор для паровых котлов, носящий его имя … Большой Энциклопедический словарь

Жиффар Анри — Жиффар (Giffard) Анри (8.2.1825, Париж, 14.4.1882, там же), французский конструктор. Построил дирижабль объёмом 2500 м3, на котором 24 сентября 1852 совершил первый полёт (оболочка дирижабля была наполнена светильным газом). В 1878 Ж. построил… … Большая советская энциклопедия

Жиффар Анри — (1825 1882) французский конструктор дирижаблей и аэростатов, воздухоплаватель. В 1851 построил дирижабль (объём 2,5 тысячи м3) с паровой машиной (мощностью 2,2 кВт), вращавшей воздушный винт. В качестве руля использовался особый парус,… … Энциклопедия техники

ЖИФФАР Анри — ЖИФФАР (Giffard) Анри (1825 82), французский воздухоплаватель. Сконструировал и построил несколько оригинальных дирижаблей, демонстрировал их на Всемирных выставках в Лондоне (1868) и Париже (1878). Изобрел струйный инжектор для паровых котлов,… … Энциклопедический словарь

Жиффар, Уолтер, 1-й граф Бекингем — В Википедии есть статьи о других людях с именем Готье. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Жиффар. Уолтер II Жиффар англ. Walter Giffard фр. Gautier Giffard … Википедия

Жиффар, Анри — Анри Жиффар Henri Giffard Имя при рождении: Анри Жак Жиффар Дата рождения … Википедия

Жиффар, Готье — Готье I Жиффар (или Вальтер Жиффар I; фр. Gautier Giffard; ум. 1084) крупный нормандский аристократ, участник нормандского завоевания Англии, основатель англонормандского рода Жиффаров, впоследствии графов Бекингем. Содержание 1 Биография 2 Брак… … Википедия

Жиффар, Уолтер, 2-й граф Бекингем — В Википедии есть статьи о других людях с именем Готье. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Жиффар. Уолтер III Жиффар англ. Walter Giffard фр. Gautier Giffard … Википедия

(1825-1882) — французский конструктор дирижаблей и аэростатов, воздухоплаватель. В 1851 построил дирижабль (объём 2,5 тысячи м3) с паровой машиной (мощностью 2,2 кВт), вращавшей воздушный винт. В качестве руля использовался особый парус, закреплённый в корме оболочки. 24 сентября 1852 Ж. совершил на этом дирижабле полёт, поднявшись на высоту 1800 м. Второй дирижабль (объём 3,2 тысячи м3 ) Ж. совместно с механиком Г. Ионом испытал в 1855. В 1868 для Лондонской всемирной выставки Ж. построил привязной аэростат объёмом 11,5 тысяч м3 для подъёма 30 человек, на высоту до 600 м. В 1878 для Парижской выставки построил привязной аэростат объёмом 25 тысяч м3. Аэростат поднимал в гондоле 40 пассажиров на высоту 500 м. За 2,5 месяца работы выставки было поднято 40 тысяч посетителей. Ж. изобрёл струйный инжектор для паровых котлов, носящий его имя.

Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия . Главный редактор Г.П. Свищев . 1994 .

Смотреть что такое "Жиффар Анри" в других словарях:

Жиффар, Анри — Анри Жиффар Henri Giffard Имя при рождении: Анри Жак Жиффар Дата рождения … Википедия

Жиффар Анри — А. Жиффар Жиффар Анри (Giffard) (1825—1882) — французский конструктор дирижаблей и аэростатов, воздухоплаватель. В 1851 построил дирижабль (объём 2,5 тыс. м3) с паровой машиной (мощностью 2,2 кВт), вращавшей воздушный винт. В качестве… … Энциклопедия «Авиация»

Жиффар Анри — А. Жиффар Жиффар Анри (Giffard) (1825—1882) — французский конструктор дирижаблей и аэростатов, воздухоплаватель. В 1851 построил дирижабль (объём 2,5 тыс. м3) с паровой машиной (мощностью 2,2 кВт), вращавшей воздушный винт. В качестве… … Энциклопедия «Авиация»

ЖИФФАР Анри — ЖИФФАР (Giffard) Анри (1825 82), французский воздухоплаватель. Сконструировал и построил несколько оригинальных дирижаблей, демонстрировал их на Всемирных выставках в Лондоне (1868) и Париже (1878). Изобрел струйный инжектор для паровых котлов,… … Энциклопедический словарь

Жиффар Анри — Жиффар (Giffard) Анри (8.2.1825, Париж, 14.4.1882, там же), французский конструктор. Построил дирижабль объёмом 2500 м3, на котором 24 сентября 1852 совершил первый полёт (оболочка дирижабля была наполнена светильным газом). В 1878 Ж. построил… … Большая советская энциклопедия

Жиффар — (фр. Giffard, англ. Giffard) французская фамилия и английское имя. Известные носители Анри Жиффар французский воздухоплаватель. Готье I Жиффар (или Вальтер Жиффар I) крупный нормандский аристократ, участник нормандского завоевания… … Википедия

ЖИФФАР (Giffard) Анри — (1825 82) французский воздухоплаватель. Сконструировал и построил несколько оригинальных дирижаблей, демонстрировал их на Всемирных выставках в Лондоне (1868) и Париже (1878). Изобрел струйный инжектор для паровых котлов, носящий его имя … Большой Энциклопедический словарь

Жиффар — (Giffard) Анри (8.2.1825, Париж, 14.4.1882, там же), французский конструктор. Построил дирижабль объёмом 2500 м3, на котором 24 сентября 1852 совершил первый полёт (оболочка дирижабля была наполнена светильным газом). В 1878 Ж. построил… … Большая советская энциклопедия

Хронология изобретений человечества — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

1825 год — Годы 1821 · 1822 · 1823 · 1824 1825 1826 · 1827 · 1828 · 1829 Десятилетия 1800 е · 1810 е 1820 е 1830 е · … Википедия

Жиффар Анри Жиффар (Giffard) Анри (8.2.1825, Париж, — 14.4.1882, там же), французский конструктор. Построил дирижабль объёмом 2500 м 3 , на котором 24 сентября 1852 совершил первый полёт (оболочка дирижабля была наполнена светильным газом). В 1878 Ж. построил привязной сферический аэростат объёмом 25 тыс. м 3 с гондолой на 40 пассажиров для подъёма посетителей на Международной выставке в Париже. Ж. изобрёл инжектор для паровых котлов, носящий его имя.

Лит.: Франк М. Л., История воздухоплавания и его современное состояние, ч. 1—2, СПБ. 1910—11 (Воздухоплавание, т. 1).

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое "Жиффар Анри" в других словарях:

Жиффар, Анри — Анри Жиффар Henri Giffard Имя при рождении: Анри Жак Жиффар Дата рождения … Википедия

Жиффар Анри — А. Жиффар Жиффар Анри (Giffard) (1825—1882) — французский конструктор дирижаблей и аэростатов, воздухоплаватель. В 1851 построил дирижабль (объём 2,5 тыс. м3) с паровой машиной (мощностью 2,2 кВт), вращавшей воздушный винт. В качестве… … Энциклопедия «Авиация»

Жиффар Анри — А. Жиффар Жиффар Анри (Giffard) (1825—1882) — французский конструктор дирижаблей и аэростатов, воздухоплаватель. В 1851 построил дирижабль (объём 2,5 тыс. м3) с паровой машиной (мощностью 2,2 кВт), вращавшей воздушный винт. В качестве… … Энциклопедия «Авиация»

ЖИФФАР Анри — ЖИФФАР (Giffard) Анри (1825 82), французский воздухоплаватель. Сконструировал и построил несколько оригинальных дирижаблей, демонстрировал их на Всемирных выставках в Лондоне (1868) и Париже (1878). Изобрел струйный инжектор для паровых котлов,… … Энциклопедический словарь

Жиффар Анри — (1825 1882) французский конструктор дирижаблей и аэростатов, воздухоплаватель. В 1851 построил дирижабль (объём 2,5 тысячи м3) с паровой машиной (мощностью 2,2 кВт), вращавшей воздушный винт. В качестве руля использовался особый парус,… … Энциклопедия техники

Жиффар — (фр. Giffard, англ. Giffard) французская фамилия и английское имя. Известные носители Анри Жиффар французский воздухоплаватель. Готье I Жиффар (или Вальтер Жиффар I) крупный нормандский аристократ, участник нормандского завоевания… … Википедия

ЖИФФАР (Giffard) Анри — (1825 82) французский воздухоплаватель. Сконструировал и построил несколько оригинальных дирижаблей, демонстрировал их на Всемирных выставках в Лондоне (1868) и Париже (1878). Изобрел струйный инжектор для паровых котлов, носящий его имя … Большой Энциклопедический словарь

Жиффар — (Giffard) Анри (8.2.1825, Париж, 14.4.1882, там же), французский конструктор. Построил дирижабль объёмом 2500 м3, на котором 24 сентября 1852 совершил первый полёт (оболочка дирижабля была наполнена светильным газом). В 1878 Ж. построил… … Большая советская энциклопедия

Хронология изобретений человечества — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

1825 год — Годы 1821 · 1822 · 1823 · 1824 1825 1826 · 1827 · 1828 · 1829 Десятилетия 1800 е · 1810 е 1820 е 1830 е · … Википедия

В 1851 построил дирижабль (объем 2,5 тысячи м3) с паровой машиной (мощностью 2,2 кВт), вращавшей воздушный винт. В качестве руля использовался особый парус, закрепленный в корме оболочки. 24 сентября 1852 совершил на этом дирижабле полет, поднявшись на высоту 1800 м. Второй дирижабль (объем 3,2 тысячи м3 )совместно с механиком Г. Ионом испытал в 1855. В 1868 для Лондонской всемирной выставки построил привязной аэростат объемом 11,5 тысяч м3 для подъема 30 человек, на высоту до 600 м. В 1878 Ж. построил привязной сферический аэростат объемом 25 тыс. м3 с гондолой на 40 пассажиров для подъема посетителей на Международной выставке в Париже. Аэростат поднимал в гондоле 40 пассажиров на высоту 500 м. За 2,5 месяца работы выставки было поднято 40 тысяч посетителей. Он изобрел струйный инжектор для паровых котлов, носящий его имя.
Аэростат Анри Жиффара, 1878*

Никакого инженерного образования Жиффар не имел и сначала трудился простым рабочим в железнодорожных мастерских. Он «заболел» воздухоплаванием, когда в качестве пассажира совершил несколько полетов на воздушном шаре. С того времени мысль создать управляемый аэростат уже не оставляла его. Понимая, что самая большая трудность в этом деле — двигатель, Жиффар начал с него. К середине ХIХ века паровая машина была уже довольно совершенным двигателем, поэтому Жиффар именно ее решил установить на своем дирижабле. Правда, обычная паровая машина для этого не годилась. Надо было сконструировать и построить машину специальную, особо легкую.

Целый год талантливый изобретатель, забыв об отдыхе, работал над созданием парового двигателя, пригодного для установки на воздушном корабле.

Ему удалось построить машину весом 45 килограммов при мощности в три лошадиные силы. Для того времени это являлось рекордным достижением. Машина работала на паре, получаемом в котле тоже всемерно облегченной конструкции.
Оболочка дирижабля Жиффара по форме напоминала остроконечную сигару длиной 44 метра и диаметром в самой толстой ее части — 12 метров. На оболочку была наброшена сеть. Снизу к сети прикреплялся деревянный брус, а к нему — небольшая платформочка, на которой размещались котел, паровая машина и запасы угля. Здесь же, перед котлом, находилось, окруженное легкими перильцами, место воздухоплавателя. Двигать дирижабль должен был воздушный винт, трехлопастный пропеллер, диаметром почти три с половиной метра.
Панорама стартовой площадки в Тюильри с толпами зевак

«Сигара», оболочка дирижабля объемом в 2500 кубических метров, заполнялась светильным газом, легким (легче воздуха), но горючим и взрывчатым. Поэтому изобретателю пришлось хорошенько подумать о мерах безопасности. Ведь вблизи оболочки с таким коварным газом горело пламя, и даже маленькая искорка могла вызвать взрыв и пожар!
Навес для тросов аэростата

Топку котла он тщательно экранировал со всех сторон, дымовую трубу направил не вверх, как обычно, а вниз. Вследствие этого в трубе пришлось создавать искусственную тягу с помощью струи пара.
Анри Жиффар, разумеется, хорошо понимал, что мощность созданной им машины — крайне невелика, что бороться с сильным ветром его дирижабль не сможет.
Подготовка к старту

День 23 сентября 1852 года выдался ветреным, и все же Жиффар решил лететь, так сильно было его желание поскорее опробовать воздушный корабль. Он забрался на платформочку и развел в топке котла огонь. По команде воздухоплавателя дирижаблю дали свободу.
Аэростат перед стартом. Тюильри, Париж

Через пару минут аэростат поднялся на высоту почти двух километров. Изобретатель дал полный ход машине. И хотя винт быстро вращался, перебороть встречный ветер дирижабль не мог. Удалось лишь немного отклоняться в сторону, идти под некоторым углом к желаемому курсу. Убедившись в этом, аэронавт затушил огонь в топке и благополучно опустился на Землю.
Привязной аэростат Анри Жиффара над Парижем

Анри Жиффару не удалось пролететь по кругу, как он этого хотел. Скорость его дирижабля оказалась очень небольшой, всего 11 километров в час. Лишь в полный штиль корабль смог бы стать управляемым. Бороться даже со слабым ветром ему было не под силу. Это вызвало большое разочарование у современников изобретателя. Да и сам он, понятно, был недоволен результатом первого опыта.

Конечно, Жиффар на этом не остановился. Он решил построить более совершенный воздушный корабль. Его второй управляемый аэростат был значительно крупнее первого: в полтора раза длиннее и объемом в 3200 кубических метров.
Вид на Сену с высоты птичьего полета во время одного из полетов аэростата

Испытание нового дирижабля едва не стоило жизни его создателю. На этот раз Жиффар поднялся в воздух не один, а вместе со своим помощником. На высоте часть газа вышла из оболочки (что было нормально), но, уменьшившись в объеме, огромный баллон начал вдруг вылезать из покрывавшей его сетки. Жиффар, видя это, поспешил опустить дирижабль и сделал это вовремя. Едва платформа с воздухоплавателями коснулась земли, как «сигара» выскользнула из сети, взвилась в небо и исчезла в облаках.
Панорама Парижа с борта аэростата

Несмотря на столь неудачный опыт, упорный изобретатель решил построить воздушный корабль еще больших размеров, почти в сто раз крупнее своего первого аэростата! Это позволило бы установить на нем мощную паровую машину.
Но случилась трагедия: Анри Жиффар заболел и ослеп. Жизнь без творческой работы для него потеряла всякий смысл. В середине апреля 1882 года он был найден в его квартире мертвым. Талантливый изобретатель покончил жизнь самоубийством.
Однако труды Жиффара не были напрасными. Другие изобретатели учли его опыт. Когда появился (в начале прошлого века) надежный и достаточно легкий бензиновый мотор, дирижабли начали летать уверенно, стали, действительно, управляемыми воздушными кораблями.
Публика в кафе возле стартовой площадки в саду Тюильри

Двадцатые и тридцатые годы прошлого столетия стали для дирижаблей золотой эпохой. А главной звездой того времени было воздушное судно LZ 127 «Граф Цеппелин». За свою долгую жизнь дирижабль провел в воздухе более 17 тысяч часов, совершил без малого 600 вылетов, преодолев порядка 1,7 миллиона километров. Только представьте: «Граф Цеппелин» 143 раза пересекал Атлантику и 1 раз — Тихий океан!


Журналисты не уставали петь дифирамбы воздушному судну, его популярность считали мистической. При этом люди прекрасно знали о том, что дирижабли являлись, наверное, самым опасным из существовавших тогда транспортных средств. Ведь в те годы человек ещё не мог серьёзно противостоять погодным условиям. Поэтому аварии случались часто, но немцы упрямо и педантично создавали новые судна.

Так продолжалось вплоть до 6 мая 1937 года, когда потерпел крушение LZ 129 «Гинденбург». Трагедия вызвала большой общественный резонанс. Из-за разразившегося скандала дирижабли лишили статуса пассажирских транспортных средств. Не пощадили даже ветерана «Графа Цеппелина», превратив его в музей. Когда же началась Вторая мировая война, это судно, как и его ближайший родственник «Граф Цеппелин II» (LZ 130, построенный в 1938 году), разобрали на запчасти. На этом эпоха дирижаблей закончилась.

Суда недаром носили имя графа Фердинанда фон Цеппелина. Этот человек всю свою жизнь посвятил осуществлению мечты — сделать дирижабли безопасными. Идти к намеченной цели графу было тяжело, ошибки и провалы преследовали его буквально на каждом шагу. Но Фердинанд фон Цеппелин с фанатичным упрямством доказывал всему миру, что, если верить и трудиться, все получится.

[/b]Отряд самоубийц[b]

Казалось, 1896 год станет прорывом для воздухоплавания. Когда доктор Вельфер сумел оторваться от земли и взмыть к облакам на аппарате с двигателем внутреннего сгорания Даймлера и Бенца, инженеры и конструкторы ликовали, думая, что верная дорога найдена. Но уже второй полет перечеркнул предыдущий успех. Из выхлопной трубы силового агрегата вылетела искра. И все бы ничего, но через оболочку просачивался водород. Дирижабль буквально разорвало на куски из-за мощнейшего взрыва. Вместе со своим детищем погиб и творец…

Катастрофа не поставила крест на эволюционном пути дирижаблей. Во многом благодаря графу Фердинанду фон Цеппелину, уроженцу города Констанца.


К 1863 году за плечами двадцатипятилетнего мужчины были военная академия и звание лейтенанта вюртембергской армии. Но военная муштра ему наскучила. Фердинанд взял отпуск и отправился в университет Тюбингена, чтобы освоить общественно-политические науки, а заодно химию и машиностроение. В 1863 году его отправили в США как военного наблюдателя. В то время США сотрясала война между Севером и Югом. Там, на чужой земле, Фердинанд впервые совершил полет. Точнее, полетом это можно назвать с большой натяжкой. Фон Цеппелин просто поднялся в воздух на привязанном аэростате. Одного такого «полета» оказалось достаточным. Немец вдруг понял, что уже не сможет прожить без неба.

В середине шестидесятых годов 19-го века ему пришлось вернуться на родину. Сначала фон Цеппелин принял участие в прусско-австрийской, а затем в франко-прусской войнах. В последней он показал себя хорошим разведчиком. Во время боевых действий с французами Фердинанд активно использовал воздушные шары. Они оказались очень удобными для наблюдения за противником.

Чуть позже Фердинанд познакомился с докладом Генриха фон Штефана — человека, который являлся отцом Всемирного почтового союза. В том документе он предлагал для более быстрой доставки почты использовать аэростаты. Открывающиеся перспективы так сильно поразили Цеппелина, что он решил посвятить жизнь созданию таких летных машин.

Первый блин

В 1887 году Фердинанд отправил королю Вюртенбергскому особое письмо, в котором подробно описал свою идею создания целого флота огромных воздушных кораблей. Объяснил фон Цеппелин и то, что радеет о высочайшей военной силе Германии. И без «небесного воинства» выйти в лидеры не получится. Кроме того, в мечтах конструктора дирижабли смогли бы облегчить немцам освоение не только Африки, но даже Северного полюса.

То послание (меморандум) пресса и общественность восприняли неоднозначно. Одни смеялись, другие критиковали, третьи скептически качали головами. Но Цеппелин был не из тех, кто сразу сдается.

…Шло время. В 1891 году фон Цеппелин вышел в отставку в звании адъютанта короля Вюртембергского. Поскольку свободного времени стало много, Фердинанд решил полностью посвятить его главному делу свой жизни. Накопленные средства пошли на строительство специализированной мастерской у Боденского озера, а также на оплату услуг талантливых инженеров. Во главе группы изобретателей встал Теодор Кобер.


Прошло несколько лет, каких-либо серьезных продвижений в работе над дирижаблем не происходило. Местный народ начал активно посмеиваться над фанатичным стариком и его «компашкой». Особенно ядовито публика отреагировала на идею создания «воздушного поезда». Цеппелин предложил соединить несколько сферических аэростатов друг с другом, видя в этом проекте большой потенциал. Но ученый совет и пресса были иного мнения. Вместо одобрения Фердинанд получил насмешки и обидные карикатуры.

Мучительный поиск

Занимаясь идеей «воздушного поезда», фон Цеппелин и его команда не обратили внимания на конкурента. В начале ноября 1897 года конструктор Давид Шварц создал новинку — дирижабль жесткой конструкции. Причем не на бумаге, судно поднялось в воздух! До Шварца никто не пытался сделать дирижабль жестким. Они были или мягкие, или полужесткие. И вдруг такой прорыв! В своем детище Шварц спрятал баллоны внутри специального каркаса из алюминия. Сам же дирижабль был обтянут тканью и имел стандартную сигарообразную форму. Благодаря такой конструкции отпала необходимость закачивать водород под большим давлением, резко увеличилась надежность. Шварц был на верном пути, но… вскоре он умер. Цеппелину выкупил у вдовы все наработки. И «конструкторское бюро» получило пищу для размышления.


На реализацию проекта требовалось много денег. Поддержку Цеппелину оказал Союз немецких инженеров, совместно они организовали «Акционерное общество развития управляемого воздухоплавания». Начальный капитал — примерно 400 тысяч марок — Фердинанд выделил из своих личных сбережений. Этого хватило для старта работ.

Спустя год «Luftschiffbau Zeppelin» (LZ-1) был построен. Его длина составляла 128 метров, в диаметр — порядка 12 метров. Воздушное судно получилось гигантским. И в 1900 году сам граф поднялся в воздух на своем детище.

Первый блин оказался комом. Несколько месяцев дирижабль ремонтировали и доводили до ума. Второй полет стал более удачным, но беда пришла с другой стороны. Сначала обанкротилось «Акционерное общество развития управляемого воздухоплавания», потом в финансировании отказали военные. Затем сильный ураган практически уничтожил LZ-1. Денег на ремонт у старого графа уже не оставалось. Можно было впадать в отчаяние, но Фердинанд держался.

Через 4 года после катастрофы, в 1905 году, король Вюртемберга словно решил сжалиться над Цеппелином. Он организовал благотворительную лотерею, желая поддержать воздухоплавание. Граф разжился хоть и небольшой, но очень нужной суммой. Продав часть имущества, а также остатки LZ-1, ему удалось набрать 400 тысяч марок. Они пошли на создание LZ-2.

Злой рок шел след в след за Цеппелином. Сначала дирижабль упал в озеро. Затем его подхватило течение… До середины января 1906 года судно ремонтировали. Но как только оно было готово, налетел ураган и уничтожил детища Цеппелина. Народ поговаривал, что он проклят. Наверное, в тот момент и сам Фердинанд в это поверил.

Сумев выдержать очередной удар насмешек и порицания, фон Цеппелин заложил свое имущество, а вырученные деньги вложил в создание LZ-3. И в начале октября 1906 года дирижабль был готов. Наконец-то графу повезло. Третье по счету его творение оказалось удачным. Правда, еще в течение целого года аппарат то и дело модернизировали и доводили до ума. Зато результат превзошел все ожидания, «тройка» сумела зависнуть в воздухе на восемь часов! Этот успех не могли не заметить военные. Вскоре они заказали «конструкторскому бюро» Цеппелина дирижабль, выделив на это изобретателю необходимые 400 тысяч марок. А спустя некоторое время расщедрились на фантастическую по тем временам сумму — свыше миллиона марок.

К июню 1908 года LZ-4 был готов. А в июле король и королева Вюртемберга вместе с графом поднялись на дирижабле в воздух. Старый изобретатель дождался своего звездного часа и получил орден «Черного орла». Тогда он и не подозревал, что до трагедии оставалось совсем немного…

Вскоре фон Цеппелин получил порядка восьми миллионов марок. Такая сумма позволила графу не только вернуть свое имущество, но и помочь другим пионерам воздухоплавания. Например, он оказал помощь Коберу, чтобы тот смог заняться созданием гидросамолетов.

В конце мая в воздух поднялось пятое детище Цеппелина. Дирижабль LZ-5 стал творцом истории — его официально взяли в армию. И хоть через год судно разбилось, граф поставил производство дирижаблей на поток.

К началу Первой мировой войны у Германии на вооружении находилось восемь воздушных судов. Деньги, полученные от военных, позволили Цеппелину организовать производство аппаратов по всей стране. Военные дирижабли графа могли нести смертоносный груз до тонны и оснащались несколькими пулеметами. В мае 1915 года именно они скидывали бомбы на Лондон.

На Цеппелина посыпались новые заказы. Заказчиков не смущало даже то, что дирижабли легко выходили из строя от зажигательных пуль и авиационных пулеметов. И к 1917 году немцы потеряли более сотни «цеппелинов».

Граф умер в 1917 году. В следующем году Германия капитулировала и подписала Версальский мир. По его условиям стране запрещалось строить, а также эксплуатировать дирижабли. Те немногие аппараты, которые сумели пережить войну, забрали победители. Казалось, дело старого графа погибло. Но его бывший пресс-атташе сумел найти выход из ситуации. Помогли ему американцы. Их заинтересовали дирижабли, и они сделали заказ. Так в 1920 году появился LZ-126. От «исходника» он отличался тем, что в баллоны закачивали не водород, а безопасный гелий. Немецкое детище пришлось заказчикам по вкусу. Вскоре родилось совместное производство «Goodyear-Zeppelin». Просуществовало оно недолго — сказался мировой экономический кризис. Поэтому конструкторы сумели создать лишь один дирижабль: «Акрон» длиной в 239 метров (разбился в 1933 году).

А в 1928 году, спустя восемьдесят лет со дня рождения графа, в воздух взмыл LZ-127 «Граф Цеппелин». Именно это воздушное судно совершило кругосветное путешествие, уложившись в двадцать один день.

Кстати, в немецком языке слово «дирижабль» вообще не встречается. Вместо него — «цеппелин»…

Читайте также: