Фразовый конструктор для дошкольников цель

Обновлено: 28.03.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

МКДОУ Тогучинского района «Тогучинский детский сад №6»

Использование фразового конструктора в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда

Учитель-логопед Алексеева Е.А.

Дети с тяжелыми нарушениями речи, без сомнения, имеют серьезные проблемы в общении. Эти проблемы, с одной стороны, связаны с нехваткой объема словаря, а с другой стороны, с неумением грамматически правильно строить свое высказывание. (грамматика – морфология и синтаксис).

Работа по формированию фразовой речи является одним из важных этапов коррекционной логопедической работы. Овладение ею является необходимым этапом в познавательном и социально-коммуникативном развитии ребенка.

У детей с особыми образовательными потребностями фразовая речь не может быть сформирована без систематических и целенаправленных занятий. Необходимо проводить одновременную работу над пониманием обращенной речи, обогащением словаря, построением фразы. Прорабатываются все уровни родного языка – лексика, грамматика и конечно же, звукопроизношение.

Для формирования высказывания в логопедии используются различные приемы: использование схем при составлении описательных рассказов, опорных карточек, знакомство со схемами предлогов, с приемами мнемотехники.

Но мне хотелось бы поделиться опытом по работе с комплектом пособий (технология), которое помогает выстраивать предложение – фразу. Называется оно «Фразовый конструктор». Ценность этого пособия состоит в том, что дети не только повторяют фразы, произнесенные педагогом или другими детьми, а конструируют предложения сами или по образцу педагога. Дети с удовольствием вовлекаются в деятельность по конструированию предложений.

Безусловно, такой вид работы появился не на пустом месте. Я использовала картинно-графические планы рассказов, предложенные Бардышевой Т.Ю, Моносовой Т.Н. Позднее я познакомилась с фразовым тренажером Н.Коняхиной.

Принимая во внимание природу дефекта и обусловленную им структуру нарушения, я определила цель работы по использованию ФК - создание таких условий, которые были бы необходимы и достаточны для устранения и предупреждения речевых нарушений.

Пособие ФК направлено на решение следующих задач:

Ø Установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;

Ø Обучение построению двухсловных и трехсловных предложений;

Ø Актуализация накопленного пассивного и активного словаря;

Ø Формирование связности и четкости высказывания;

Ø Развитие зрительного, слухового, кинестетического анализаторов;

Ø Работа над пониманием сказанного.

1. Перед началом работы с ФК, обучаю детей соотносить слова с игрушками и изображениями, т.е. дети должны понимать, о чем или о ком будет идти речь. Учу понимать смысл первых глаголов. Перед конструктором развиваю навык использования однословной фразы, т.к именно она является отправным пунктом к расширению и структурированию фразовой речи. Работа строится в вопросно-ответной форме с составлением предложений по непосредственно произведенным действиям или изображенным ситуациям. Это машина. Мальчик играет.

2. Отработка простого двусоставного п-я на материале слов, доступных детям по звуко-слоговой структуре. Инструкция четкая и короткая, с использованием двух слов фразы. Это является программой правильного ответа ребенка. Работа строится в вопросно-ответной форме, используется сопряженная и отраженная речь. Отрабатывается з\п и ССС. Бабушка сидит. Дед пьет.

3. Работа по формированию трехсловных предложений с прямым или косвенным дополнением. Мальчик ест кашу. Девочка гуляет в парке. Для формирования у детей навыков словоизменения педагогу необходимо при произнесении акцентуировать падежные окончания. Особое внимание уделяется работе по формированию у детей правильного употребления простых предлогов, обозначающих пространственные отношения. (в, за, под, над)

4. Вводим определение в предложение. Это коричневый мишка.

5. Четырехсловная фраза. Мама ест овощной суп. Мама гладит голубое платье.

Важно помнить, что, формируя фразовую речь у ребенка, не следует ограничиваться только механическим построением фраз. Необходимо постепенно вводить усвоенные фразы в диалогическую речь и инициировать навыки комментирования.

Благодаря использованию ФК занятия по развитию связной речи перестали быть скучными, дети вовлечены в деятельность по составлению предложений, ускорился процесс введения в речь предлогов. Визуализация предложений помогает воспроизводить фразы даже по отдельным опорным карточкам, а также помогает развивать планирующую функцию речи при составлении аналогичных высказываний.

Использование в играх занимательного наглядного материала при работе с дошкольниками – один из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям. Ребенку не просто осознать, что такое звук, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются иллюстративным материалом. Использование в играх практических приемов позволяет наглядно показать суть этих понятий и их назначение, так как основной формой деятельности дошкольников является наглядно – практическая.

Предлагаем вашему вниманию игры, направленные на расширение и уточнение словарного запаса, формирование грамматического строя речи.

Игра-занятие «Фразовый конструктор»

Описание: планшет размером 50×80см с магнитами; наборы карточек 8×8см:

1) предметные картинки;

2) схематические картинки;

3) серия сюжетных картинок

В игре могут участвовать от одного до нескольких игроков. Игра может использоваться на индивидуальных, групповых и фронтальных логопедических занятиях.

Цель: Учить составлять предложения, пересказывать текст, составлять сюжетный рассказ с опорой на картинки. Формировать лексико-грамматические представления. Развивать внимание, память, мышление, воображение, связную речь.

Ход: Игра включат в себя несколько комплектов карточек, и используется в зависимости от уровня сформированности речи, этапа обучения и возраста ребенка. На первых этапах педагог самостоятельно подбирает группу карточек, объясняя, почему карточки идут друг за другом в определенной последовательности, и просит ребенка составить по ним предложение. Далее ребенок может подбирать карточки сначала на предложенную тему, затем самостоятельно выбирать и составлять любые предложения.

Варианты игр первого вида:

Используются карточки с предметными картинками.

«Мостик»: Логопед выкладывает перед ребенком по очереди две карточки. Задача ребенка – найти слово, которое связало бы эти два изображенных на карточках предмета, являясь как бы «мостиком» между ними. Выбор слов следует обосновать. Например, даются слова: «бабушка» и «торт». «Мостиком» могут быть следующие слова: «купила», «испекла», «принесла» и т.д.

«Добавь слова» - игра на распространение предложений. Логопед предлагает ребенку послушать предложение, например, «Мама шьет платье». Далее логопед спрашивает: «Как ты думаешь, что можно сказать про платье, какое оно (шелковое, легкое, красивое и т.д.)? Если мы добавим эти слова, как изменится предложение?»

«Кто? Что?» Логопед предлагает составить пир помощи картинок предложения по разным моделям. Например, составь такое предложение, в котором будет говориться о том, Кто? Что делает? Что? ( Маша поливает помидоры») и т.д.

Варианты игр второго вида:

Используются карточки со схематичными картинками.

«Послушай, повтори». Логопед читает рассказ и по ходу выставляет опорные картинки. Далее повторяет текст и просит ребенка его повторить, опираясь на карточки.

«Выложи по порядку». Логопед читает рассказ и просит ребенка самостоятельно подобрать и расставить картинки. Далее логопед повторяет текст и проверяет правильность выбранных картинок и их последовательность. Затем просит ребенка самостоятельно повторить рассказ. Например:

Однажды к нам во двор зашел ёж. Во дворе он нашёл арбузную корку. Пока ёж ел корку, сзади к нему подкрался кот. Кот прыгнул на ежа и наколол себе лапу. Запищал кот, захромал и убежал домой.

Варианты игр третьего вида:

Используются карточки с серией сюжетных картинок.

«Расскажи, что нарисовано». Логопед выкладывает серию картинок в нужной последовательности, дает возможность их рассмотреть. Разбирает содержание каждой картинки, объясняет, почему они расположены в такой последовательности. Долее просит рассказать, что нарисовано на данной серии картинок.

«Составь рассказ». После того, как будет отработано умение составлять рассказ по серии, выложенной педагогом, можно предложить ребенку самостоятельно рассмотреть серию картинок, разложить и составить рассказ. Например:

«Заяц и снеговик»

Была зима. Однажды заяц увидел снеговика. Вместо носа у снеговика была морковка. Решил заяц её достать. Прыгал, прыгал, не смог. Тогда он принес лестницу. Но и лестница ему не помогла. Сел зайчик около снеговика и заплакал. Но тут стало припекать солнышко. Снеговик начал таять. И морковка сама упала к зайцу в лапы.

Во время составления рассказов обратите внимание ребенка на различные подробности рисунков, что поможет раз от раза делать истории все интереснее.

На более поздних этапах можно привлекать к игре нескольких участников. Детям раздаются карточки одной группы, и они по очереди могут выкладывать их в цепочку, а затем составить предложение или рассказ. Дети очень любят фантазировать, а данный материал очень поможет им в этом.

Учитель-дефектолог: Попова Н.И.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект игры-занятия в специализированной группе.Подвижные игры:"Воробушки и автомобиль","Лиса и зайцы","Кот и мыши"."У медведя во бору".

Конспект игры-занятия в специализированной группе. Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Лиса и зайцы», «Кот и мыши», "У медведя во бору".Цель:Коррекционно-образовательные.Учить детей.


Конспект открытого комплексного занятия по экспериментированию с водой детей третьего года жизни Игра - занятие: «Играем с водой».

Знакомство детей раннего возраста со свойствами воды, учить окрашивать воду в разные цвета.

Фразовый конструктор

laquo;Фразовые конструкторы» - это пособия, которые включают набор рисунков, пиктограмм, отдельных элементов, из которых ребенок может составить предложение в наглядной форме.

Фразовый конструктор.

Фразовый конструктор - состоит из картинок, которые обозначают разные части речи (существительное, глагол, прилагательное, предлог и т.д.) Фразовый конструктор необходим для запуска речи на этапе.


Логопедическое пособие " Фразовый конструктор"

Дидактическое пособие «Фразовый конструктор»для детей 5-7 летЦель: Упражнять детей в умении составлять предложения.Задачи:1.Закреплять практическое усвоение детьми.


Фразовый конструктор

Фразовый конструктор состоит из картинок, которые обозначают разные части речи (существительное, глагол, прилагательное, предлог и т.д.)Фразовый конструктор необходим для запуска речи на этапе становл.


Повышение качества подготовки к школьному обучению. Использование фразового конструктора. Формирование языковой способности.

В формирование устной речи и лексико-грамматических отношений между членами предложения помогает пособие «Фразовый конструктор».

Фразовый конструктор состоит из картинок, которые обозначают разные части речи (существительное, глагол, прилагательное, предлог и т.д.)
Фразовый конструктор необходим для запуска речи на этапе становления фразы, а также для развития уже имеющейся фразовой речи у ребенка. Также очень полезен для развития связи слов и сочетания их друг с другом.
Подойдет для деток от 2 до 5 лет.

ВложениеРазмер
q6w1oj5ij1k.pdf 561.54 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-занятие «Фразовый конструктор»

Предлагаю вашему вниманию игру, направленную на расширение и уточнение словарного запаса, формирование грамматического строя речи , развития связной речи.


Консультация для родителей «Современные конструкторы: конструкторы с суставным соединением, модели для сборки, решетчатый конструктор».

Каждого ребёнка с детства окружают игрушки. Игра является одним из способов познания окружающего мира. Хорошая игрушка должна не только приносить удовольствие, но и развивать. Различные разновидности .


Детский конструктор: в чем его польза и какой конструктор выбрать? В чем польза конструктора?

Описание разного вида конструктора.какой на каком этапе взросления выбрать ребенку конструктор.

Фразовый конструктор

laquo;Фразовые конструкторы» - это пособия, которые включают набор рисунков, пиктограмм, отдельных элементов, из которых ребенок может составить предложение в наглядной форме.

Фразовый конструктор.

Фразовый конструктор - состоит из картинок, которые обозначают разные части речи (существительное, глагол, прилагательное, предлог и т.д.) Фразовый конструктор необходим для запуска речи на этапе.


Логопедическое пособие " Фразовый конструктор"

Дидактическое пособие «Фразовый конструктор»для детей 5-7 летЦель: Упражнять детей в умении составлять предложения.Задачи:1.Закреплять практическое усвоение детьми.


Повышение качества подготовки к школьному обучению. Использование фразового конструктора. Формирование языковой способности.

В формирование устной речи и лексико-грамматических отношений между членами предложения помогает пособие «Фразовый конструктор».

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

формирование грамматического строя речи старших дошкольников.

  • дифференцировать понятия «предложение» и «слово»,
  • развивать умение образовывать предложения из слов,
  • закреплять умение определять количество слов в предложении, их последовательность,
  • упражнять в согласовании прилагательного с существительным, существительного и числительного, глагола с существительным,
  • обогащать речь детей через систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром,
  • воспитывать желание говорить правильно.

Описание игры

В основе игры «Составь предложение» — обклеенные кубики, на гранях которых наклеены картинки.

  1. Кубики с изображениями картинок-предметов по различным темам (игрушки, домашние животные, фрукты, овощи, семь, части тела, и т.д.)
  2. Кубик, на грани которого нанесены картинки с изображениями действий (стоит, лежит, идет, сидит, бежит, летит).
  3. Кубик, на грани которого нанесены картинки с изображениями цифр.
  4. Кубик, на грани которого нанесены картинки с изображениями геометрических фигур.
  5. Кубик с разноцветными гранями.

Правила игры

  • в игре принимают участие разное количество детей;
  • с детьми игру проводит взрослый — ведущий, после объяснения правил, дети могут играть самостоятельно;
  • количество игровых заданий можно регулировать в зависимости от возраста и восприятия детей;
  • продолжительность игры зависит от интереса и особенностей детей, но не превышать 20 - 30 минут.

Варианты игры

В-1. Соединяем в игре два кубика – предмет и действие. Объединяем в словосочетание выпавшие картинки: «Что это? Что делает?», заодно уточняем у ребенка, бывает ли такое.

Например, выпало две картинки – на одном кубике лошадь, на другом — летит. Составили предложение — «Лошадь летит». Такое бывает или нет? Лошадь летит по воздуху — такое бывает или не бывает? Лошадь летит по полю — такое бывает или не бывает? Когда можно сказать, что лошадь летит? (если она быстро бежит). А как по-другому можно сказать — Лошадь что делает: летит как стрела, быстро летит, мчится, летит как пуля». Так мы можем познакомить ребенка с прямым и переносным смыслом слова. Не забываем уточнять: «Бывает - не бывает?», «Когда это бывает?»

В-2. Соединяем в игре два кубика – предмет и количество (кубик, на гранях которого цифры от 1 до 6). Бросаем два кубика – с предметом и сцифрами: «Что это? Сколько?». Учим малыша согласовывать числительное и существительное: две пирамидки, но шесть пирамидок. Один мя ч , два мяч а , пять мяч ей . Не забываем уточнять: «Бывает - не бывает?», «Когда это бывает?»

В-3. Соединяем в игре два кубика – предмет и геометрическая фигура. Бросаем два кубика – с предметом и геометрическими фигурами: «Что это? Какой? Какая?». (КруглЫЕ часы, круглЫЙ зонтик, круглЫЙ стол, круглЫЙ шкаф). Не забываем уточнять: «Бывает - не бывает?», «Когда это бывает?»

В-4. Соединяем в игре два кубика – предмет и цвет. Бросаем два кубика – с предметом и цветами: «Что это? Какой? Какая?». (краснЫЙ мяч, краснАЯ пирамидка, краснОЕ яблоко, краснЫЕ помидоры, краснЫЙ нос). Не забываем уточнять: «Бывает - не бывает?», «Когда это бывает?»

В-5. Соединяем в игре два кубика – фигура и цвет. Бросаем два кубика – с геометрической фигурой и цветами: «Какая это фигура? Какой? Какая?» (красный треугольник, синий круг, зеленый квадрат).

В-6. Соединяем в игре два кубика – фигура и количество. Бросаем два кубика – с фигурой и цифрами: «Какая это фигура? Сколько?» (два треугольника, один круг, четыре квадрата).

В-7. Знакомим с интонацией в игре. Если «не бывает» — знакомим с вопросительной интонацией, затем можно поиграть и с восклицательной: «Красный банан?» (вопросительно), «Красный банан!» (восклицательное предложение, удивленно, восхищенно, изумленно).

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

«Развитие речи у детей дошкольного возраста при работе с пособием «Фразовый конструктор»

Использование в играх занимательного наглядного материала при работе с дошкольниками – один из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям. Ребенку не просто осознать, что такое звук, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются иллюстративным материалом. Использование в играх практических приемов позволяет наглядно показать суть этих понятий и их назначение, так как основной формой деятельности дошкольников является наглядно – практическая.

Предлагаю вашему вниманию игры, направленные на расширение и уточнение словарного запаса, формирование грамматического строя речи.

Игра «Фразовый конструктор»

S73F0565.JPG

Описание: планшет размером 50×80см с магнитами; наборы карточек 8×8см:

1) предметные картинки;

2) схематические картинки;

3) серия сюжетных картинок

В игре могут участвовать от одного до нескольких игроков. Игра может использоваться на индивидуальных, групповых и фронтальных логопедических занятиях.

Цель: Учить составлять предложения, пересказывать текст, составлять сюжетный рассказ с опорой на картинки. Формировать лексико-грамматические представления. Развивать внимание, память, мышление, воображение, связную речь.

Ход: Игра включат в себя несколько комплектов карточек, и используется в зависимости от уровня сформированности речи, этапа обучения и возраста ребенка.

На первых этапах педагог самостоятельно подбирает группу карточек, объясняя, почему карточки идут друг за другом в определенной последовательности, и просит ребенка составить по ним предложение.

Далее ребенок может подбирать карточки сначала на предложенную тему, затем самостоятельно выбирать и составлять любые предложения.

Варианты игр первого вида:

Используются карточки с предметными картинками.

Логопед выкладывает перед ребенком по очереди две карточки. Задача ребенка – найти слово, которое связало бы эти два изображенных на карточках предмета, являясь как бы «мостиком» между ними. Выбор слов следует обосновать. Например, даются слова: «бабушка» и «торт». «Мостиком» могут быть следующие слова: «купила», «испекла», «принесла» и т.д.

«Добавь слова» - игра на распространение предложений.

Логопед предлагает ребенку послушать предложение, например, «Мама шьет платье». Далее логопед спрашивает: «Как ты думаешь, что можно сказать про платье, какое оно (шелковое, легкое, красивое и т.д.)? Если мы добавим эти слова, как изменится предложение?»

Логопед предлагает составить пир помощи картинок предложения по разным моделям. Например, составь такое предложение, в котором будет говориться о том, Кто? Что делает? Что? ( Маша поливает помидоры») и т.д.

Варианты игр второго вида:

Используются карточки со схематичными картинками.

Логопед читает рассказ и по ходу выставляет опорные картинки. Далее повторяет текст и просит ребенка его повторить, опираясь на карточки.

«Выложи по порядку».

Логопед читает рассказ и просит ребенка самостоятельно подобрать и расставить картинки. Далее логопед повторяет текст и проверяет правильность выбранных картинок и их последовательность. Затем просит ребенка самостоятельно повторить рассказ.

Например: «Еж и кот»

Однажды к нам во двор зашел ёж. Во дворе он нашёл арбузную корку. Пока ёж ел корку, сзади к нему подкрался кот. Кот прыгнул на ежа и наколол себе лапу. Запищал кот, захромал и убежал домой.

Варианты игр третьего вида:

Используются карточки с серией сюжетных картинок.

«Расскажи, что нарисовано».

Логопед выкладывает серию картинок в нужной последовательности, дает возможность их рассмотреть. Разбирает содержание каждой картинки, объясняет, почему они расположены в такой последовательности. Долее просит рассказать, что нарисовано на данной серии картинок.

После того, как будет отработано умение составлять рассказ по серии, выложенной педагогом, можно предложить ребенку самостоятельно рассмотреть серию картинок, разложить и составить рассказ. Например: «Заяц и снеговик»





Была зима. Однажды заяц увидел снеговика. Вместо носа у снеговика была морковка. Решил заяц её достать. Прыгал, прыгал, не смог. Тогда он принес лестницу. Но и лестница ему не помогла. Сел зайчик около снеговика и заплакал. Но тут стало припекать солнышко. Снеговик начал таять. И морковка сама упала к зайцу в лапы.

Во время составления рассказов обратите внимание ребенка на различные подробности рисунков, что поможет раз от раза делать истории все интереснее. На более поздних этапах можно привлекать к игре нескольких участников. Детям раздаются карточки одной группы, и они по очереди могут выкладывать их в цепочку, а затем составить предложение или рассказ. Дети очень любят фантазировать, а данный материал очень поможет им в этом.

Читайте также: