Фразовый конструктор для неговорящих детей коняхиной

Обновлено: 05.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Работой над построением фразы занимаются все специалисты: учителя - логопеды, дефектологи, психологи, мы даем образцы тех правильных фраз, с помощью которых ребенок в дальнейшем будет коммуницировать (слайд 2).

Идея создания фразового конструктора взята у западных коллег, и адаптирована нашими российскими специалистами: Тамарой Новиковой – Иванцовой, Татьяной Грузиновой, Натальей Коняхиной, Еленой Круогла.

В своей логопедической практике для расширения и обогащения словаря, обучения построению предложений, использую авторское пособие Е. Круогла «Фразовый конструктор», который строится на основе метода наглядного моделирования (слайд3) фразы Валерии Ивановны Балаевой (12 моделей). Эти фразы очень хорошо ложатся в простые схемы, которые понятны детям.

Данный метод выбран мною не случайно. На коррекционно – развивающих логопедических занятиях параллельно с пониманием речи (через предметно – практические действия с игрушками и соотнесением их с картинками), развиваем зрительный, слуховой, кинестетический анализаторы, что так необходимо для данной категории детей.

Следует заметить, что прежде, чем перейти к фразе, обучаем детей соотносить слова с игрушками и изображениями, т. е. дети должны понимать, о чем или о ком будет идти речь. Учим понимать смысл первых глаголов, дифференцировать их. Перед работой с конструктором, развиваем навык использования однословной фразы, т. к. именно она является отправным пунктом к построению предложений.

Работа строится в вопросно – ответной форме с составлением предложений по непосредственно произведенным действиям или изображенным ситуациям. Используются приемы сопряженной и отраженной речи.

Ну, а сейчас непосредственно о конструкторе (слайд 4)

Часть 1 фразового конструктора позволяет отработать простое двухсоставное предложение на материале слов, доступных обучающемуся по звуко – слоговой структуре. Инструкция четкая и короткая, с использованием двух слов фразы. Параллельно с построением двухсловной фразы отрабатывается звукопроизношение и слоговая структура слова. Используем слова 1 типа слоговой структуры слова (простые слова с открытым слогом – мама, папа, баба, зая и т.д со звуками раннего онтогенеза). Если ребенок не соотносит рисунок со словом папа, то используем фотографии родителей и родственников. Глаголы берем из обихода: есть, пить, спать, сидеть.

По мере усвоения и автоматизации двухсоставной фразы отрабатываются навыки самостоятельного выполнения действий.

Сейчас мы посмотрим видеофрагмент работы с первой частью фразового конструктора. (слайд 5,видео)

После работы с картинками переводим данную фразу в игровые и обиходные действия в реальной жизни.

Во 2 части фразового конструктора (слайд 6) отрабатывается трёхсловная фраза с прямым дополнением (Кто? Что делает? Кого? Что?), обращается внимание на окончания существительных и обобщающие слова. Давайте посмотрим видеофрагмент (слайд 7, видео).

В 3 части фразового конструктора (слайд 8) вводится косвенное дополнение (Кто? Что делает? Где?), добавляются самые первые простые предлоги (в, на, за) и самые простые социальные места, где бывает ребенок. (слайд 9,видео).

В 4 части фразового конструктора (слайд 10) добавляется определение, подключается работа над развитием логического мышления с помощью вопросов: Это зеленое солнце? А какое?. Учим отвечать на вопросы словами – да или нет (или с помощью кивка головы, если ребенок невербальный). (слайд11, видео)

В 5 части фразового конструктора (слайд 12) отрабатывается фраза, состоящая из 4 слов (слайд 13, видео).

Таким образом, проработав разные модели фраз, ребенок имеет возможность пользоваться ими.

При формировании фразовой речи, не ограничиваемся механическим повторением фразы, а учим детей употреблять полученные навыки в спонтанных жизненных ситуациях. (Слайд 14). Спасибо за внимание!

Фразовый конструктор

Что это такое и зачем он нужен? Фразовый конструктор состоит из картинок, которые обозначают разные части речи (существительное, глагол, прилагательное, предлог и т.д.) Фразовый конструктор необходим для запуска речи на этапе становления фразы, а также для развития уже имеющейся фразовой речи у ребенка. Также очень полезен для развития связи слов и сочетания их друг с другом. Подойдет для деток от 2 до 5 лет. В пособии представлены: • схемы построения фраз, от простых к сложным; • картинки для использования со схемами; • инструкция по взаимодействию с пособием; • приложение для возможности отслеживания новых фраз и достижений у ребенка.


Фразовый конструктор“


Здравствуйте


Вашему вниманию представлен ”Фразовый конструктор“

Что это такое и зачем он нужен?

Фразовый конструктор состоит из картинок, которые обозначают разные части речи (существительное, глагол, прилагательное, предлог и т.д.)

Фразовый конструктор необходим для запуска речи на этапе становления фразы, а также для развития уже имеющейся фразовой речи у ребенка. Полезен для развития умения связывать и сочетать слова друг с другом.

Подходит для детей от 2 до 4,5 лет.

В пособии представлены:

схемы построения фраз, от простых к сложным; картинки для использования со схемами; инструкция по взаимодействию с пособием.

Как использовать фразовый конструктор?

Первая задача, которую необходимо выполнить - это вырезать все картинки, предварительно можно их заламинировать.

Схемы, расположенные в конце пособия, должны остаться единым листом, т.к. картинки будут накладывать именно на схемы.

Конструктор составлен так, что практически все картинки можно сочетать друг с другом. Но, стоит учитывать рекомендации, написанные на некоторых листах. Есть глаголы, которые можно использовать только с подобранными изображениями.







Слова, предложенные к этому глаголу, необходимо использовать вместе с предлогом Н ПО“. Например, мама идёт ПО лесу.



Слова, предложенные к этому глаголу, необходимо использовать вместе с предлогом “НА". Например, папа едет НА метро.



Стакан Овощи Фрукты Игрушки




Кидает сози

Копает звав Убирает

Фаво

Предлоги


Схемы

Для удобства представлены З схемы фраз.

Фраза из 2 слов.

Фраза из З слов.

Фраза из 4 слов. Данная схема обязательно используется с символами предлогов. Для деток, которые только начинают говорить сложными фразами, предлоги помогает расположить взрослый.

Фразовый конструктор - состоит из картинок, которые обозначают разные части речи (существительное, глагол, прилагательное, предлог и т.д.) Фразовый конструктор необходим для запуска речи на этапе становления фразы, а также для развития уже имеющейся фразовой речи у ребенка. Также очень полезен для развития связи слов и сочетания их друг с другом.










По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-занятие «Фразовый конструктор»

Предлагаю вашему вниманию игру, направленную на расширение и уточнение словарного запаса, формирование грамматического строя речи , развития связной речи.


Консультация для родителей «Современные конструкторы: конструкторы с суставным соединением, модели для сборки, решетчатый конструктор».

Каждого ребёнка с детства окружают игрушки. Игра является одним из способов познания окружающего мира. Хорошая игрушка должна не только приносить удовольствие, но и развивать. Различные разновидности .


Детский конструктор: в чем его польза и какой конструктор выбрать? В чем польза конструктора?

Описание разного вида конструктора.какой на каком этапе взросления выбрать ребенку конструктор.

Фразовый конструктор

laquo;Фразовые конструкторы» - это пособия, которые включают набор рисунков, пиктограмм, отдельных элементов, из которых ребенок может составить предложение в наглядной форме.


Логопедическое пособие " Фразовый конструктор"

Дидактическое пособие «Фразовый конструктор»для детей 5-7 летЦель: Упражнять детей в умении составлять предложения.Задачи:1.Закреплять практическое усвоение детьми.


Фразовый конструктор

Фразовый конструктор состоит из картинок, которые обозначают разные части речи (существительное, глагол, прилагательное, предлог и т.д.)Фразовый конструктор необходим для запуска речи на этапе становл.


Повышение качества подготовки к школьному обучению. Использование фразового конструктора. Формирование языковой способности.

В формирование устной речи и лексико-грамматических отношений между членами предложения помогает пособие «Фразовый конструктор».

«Фразовые конструкторы» - это пособия, которые включают набор рисунков, пиктограмм, отдельных элементов, из которых ребенок может составить предложение в наглядной форме.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-занятие «Фразовый конструктор»

Предлагаю вашему вниманию игру, направленную на расширение и уточнение словарного запаса, формирование грамматического строя речи , развития связной речи.


Консультация для родителей «Современные конструкторы: конструкторы с суставным соединением, модели для сборки, решетчатый конструктор».

Каждого ребёнка с детства окружают игрушки. Игра является одним из способов познания окружающего мира. Хорошая игрушка должна не только приносить удовольствие, но и развивать. Различные разновидности .


Детский конструктор: в чем его польза и какой конструктор выбрать? В чем польза конструктора?

Описание разного вида конструктора.какой на каком этапе взросления выбрать ребенку конструктор.

Фразовый конструктор.

Фразовый конструктор - состоит из картинок, которые обозначают разные части речи (существительное, глагол, прилагательное, предлог и т.д.) Фразовый конструктор необходим для запуска речи на этапе.


Логопедическое пособие " Фразовый конструктор"

Дидактическое пособие «Фразовый конструктор»для детей 5-7 летЦель: Упражнять детей в умении составлять предложения.Задачи:1.Закреплять практическое усвоение детьми.


Фразовый конструктор

Фразовый конструктор состоит из картинок, которые обозначают разные части речи (существительное, глагол, прилагательное, предлог и т.д.)Фразовый конструктор необходим для запуска речи на этапе становл.


Повышение качества подготовки к школьному обучению. Использование фразового конструктора. Формирование языковой способности.

В формирование устной речи и лексико-грамматических отношений между членами предложения помогает пособие «Фразовый конструктор».

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

МКДОУ Тогучинского района «Тогучинский детский сад №6»

Использование фразового конструктора в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда

Учитель-логопед Алексеева Е.А.

Дети с тяжелыми нарушениями речи, без сомнения, имеют серьезные проблемы в общении. Эти проблемы, с одной стороны, связаны с нехваткой объема словаря, а с другой стороны, с неумением грамматически правильно строить свое высказывание. (грамматика – морфология и синтаксис).

Работа по формированию фразовой речи является одним из важных этапов коррекционной логопедической работы. Овладение ею является необходимым этапом в познавательном и социально-коммуникативном развитии ребенка.

У детей с особыми образовательными потребностями фразовая речь не может быть сформирована без систематических и целенаправленных занятий. Необходимо проводить одновременную работу над пониманием обращенной речи, обогащением словаря, построением фразы. Прорабатываются все уровни родного языка – лексика, грамматика и конечно же, звукопроизношение.

Для формирования высказывания в логопедии используются различные приемы: использование схем при составлении описательных рассказов, опорных карточек, знакомство со схемами предлогов, с приемами мнемотехники.

Но мне хотелось бы поделиться опытом по работе с комплектом пособий (технология), которое помогает выстраивать предложение – фразу. Называется оно «Фразовый конструктор». Ценность этого пособия состоит в том, что дети не только повторяют фразы, произнесенные педагогом или другими детьми, а конструируют предложения сами или по образцу педагога. Дети с удовольствием вовлекаются в деятельность по конструированию предложений.

Безусловно, такой вид работы появился не на пустом месте. Я использовала картинно-графические планы рассказов, предложенные Бардышевой Т.Ю, Моносовой Т.Н. Позднее я познакомилась с фразовым тренажером Н.Коняхиной.

Принимая во внимание природу дефекта и обусловленную им структуру нарушения, я определила цель работы по использованию ФК - создание таких условий, которые были бы необходимы и достаточны для устранения и предупреждения речевых нарушений.

Пособие ФК направлено на решение следующих задач:

Ø Установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;

Ø Обучение построению двухсловных и трехсловных предложений;

Ø Актуализация накопленного пассивного и активного словаря;

Ø Формирование связности и четкости высказывания;

Ø Развитие зрительного, слухового, кинестетического анализаторов;

Ø Работа над пониманием сказанного.

1. Перед началом работы с ФК, обучаю детей соотносить слова с игрушками и изображениями, т.е. дети должны понимать, о чем или о ком будет идти речь. Учу понимать смысл первых глаголов. Перед конструктором развиваю навык использования однословной фразы, т.к именно она является отправным пунктом к расширению и структурированию фразовой речи. Работа строится в вопросно-ответной форме с составлением предложений по непосредственно произведенным действиям или изображенным ситуациям. Это машина. Мальчик играет.

2. Отработка простого двусоставного п-я на материале слов, доступных детям по звуко-слоговой структуре. Инструкция четкая и короткая, с использованием двух слов фразы. Это является программой правильного ответа ребенка. Работа строится в вопросно-ответной форме, используется сопряженная и отраженная речь. Отрабатывается з\п и ССС. Бабушка сидит. Дед пьет.

3. Работа по формированию трехсловных предложений с прямым или косвенным дополнением. Мальчик ест кашу. Девочка гуляет в парке. Для формирования у детей навыков словоизменения педагогу необходимо при произнесении акцентуировать падежные окончания. Особое внимание уделяется работе по формированию у детей правильного употребления простых предлогов, обозначающих пространственные отношения. (в, за, под, над)

4. Вводим определение в предложение. Это коричневый мишка.

5. Четырехсловная фраза. Мама ест овощной суп. Мама гладит голубое платье.

Важно помнить, что, формируя фразовую речь у ребенка, не следует ограничиваться только механическим построением фраз. Необходимо постепенно вводить усвоенные фразы в диалогическую речь и инициировать навыки комментирования.

Благодаря использованию ФК занятия по развитию связной речи перестали быть скучными, дети вовлечены в деятельность по составлению предложений, ускорился процесс введения в речь предлогов. Визуализация предложений помогает воспроизводить фразы даже по отдельным опорным карточкам, а также помогает развивать планирующую функцию речи при составлении аналогичных высказываний.

Читайте также: