Где похоронен конструктор королев

Обновлено: 25.04.2024

Сергей Королев — выдающийся советский конструктор и ученый, академик АН СССР, основоположник космонавтики и крупнейший специалист в области космического кораблестроения. Сегодня достижения исследователя используются в современном ракетостроении.

Детство и юность

Сергей Павлович родился 12 января 1907 года (по старому стилю — 31 декабря 1906-го) в Житомире. Отец, из разночинцев, работал учителем. После распада семьи мальчика отправили к родителям матери в Нежин, где он воспитывался в купеческой семье. С 1917 года будущий ученый жил в Одессе с матерью Марией Николаевной и отчимом Григорием Михайловичем Баланиным. Школьную программу осваивал дома, с 1922 по 1924 год учился в строительной школе.

Начало карьеры

В 1921 году Королев познакомился с летчиками гидроотряда и участвовал в авиационной жизни, а уже в 16 лет читал лекции об авиации. Первое изобретение, созданное юношей в 17 лет, — безмоторный самолет К-5, рекомендованный к постройке. Окончив строительную школу, молодой конструктор поступил в Киевский политех.

В 1926 году Сергей перевелся в высшее техническое училище в Москве. В столице парень участвовал в организации планерной школы, стал инструктором и испытателем планеров, закончил школу летчиков, посещал аэродинамический кружок и разрабатывал легкие самолеты. Начиная с четвертого курса Королев работал в конструкторском бюро.

В 1929-м в биографии конструктора состоялась знаковая встреча с Константином Циолковским, который посоветовал Сергею заняться полетами в космос, подарил книгу «Космические ракетные поезда» и рекомендовал обратиться к Фридриху Артуровичу Цандеру — инженеру ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института).

В феврале 1930 года под руководством Андрея Туполева Королев защитил проект самолета СК-4. Одновременно с этим молодой ученый создал планер СК-3 «Красная звезда», на котором в свободном полете выполнялись петли Нестерова. В марте 1931 года он начал работу в ЦАГИ старшим инженером по летным испытаниям. Главное событие этого периода — встреча с Цандером, который занимался испытаниями двигателя ОР-1.

Позднее Королев возглавил научно-технический совет московской Группы изучения реактивного движения. Первостепенное внимание в ней уделялось ракетному оружию, необходимому для укрепления обороноспособности страны. Сергей Павлович создал первое КБ, вошедшее в историю ракетостроения.

Достижением этого периода стал запуск жидкостной ракеты ГИРД-09, поднявшейся на высоту 400 м. Результаты работы Королев описал в книге «Ракетный полет в стратосфере». Здесь же он осветил возможности некосмического использования ракет в военных и научных целях.

В сентябре 1933 года 26-летнего Королева назначили заместителем директора Реактивного института. Надежды гирдовцев о переходе к серьезным проектам не оправдались, тематика разработок сократилась, и в 1934 году Королев был освобожден от должности. Он остался работать в институте рядовым инженером, сосредоточив усилия на разработке крылатых ракет.

В 1936 году Сергей Павловича назначили главным конструктором отдела РНИИ, разрабатывавшего ракетные летательные аппараты. Ученый обладал удивительной интуицией, энциклопедическими знаниями и опытом. В частности, он первым обосновал концепцию ракетного истребителя-перехватчика, достигающего за несколько минут большой высоты и атакующего самолеты, угрожающие защищаемому объекту.

Арест

Сергея Павловича приговорили к 10 годам в исправительно-трудовых лагерях, а также к 5 годам поражения в правах. В апреле 1939-го инженера этапировали на Колыму, в лагерь, где он занимался тяжелыми работами на золотых приисках. Плохие бытовые условия и суровый климат скоро негативно сказались на здоровье конструктора — он заболел цингой. Только благодаря ходатайству Михаила Усачева Королева выходили в местной санчасти.

Тем временем родственники боролись за освобождение Сергея Павловича, в результате чего дело конструктора пересмотрели, и в 1939-м его отправили в Москву. Только в марте 1940-го, задержавшись в пути из-за болезни, ученый попал в столицу, где прошел новые судебные разбирательства. Теперь его приговорили к 8 годам, после чего перевели в спецтюрьму, где он смог продолжить научную деятельность.

Великая Отечественная война

Находясь в заключении, Королев выступал ассистентом Льва Термена в отделе, занимавшемся проектированием беспилотных летательных аппаратов. Позже, уже под руководством Андрея Туполева, разрабатывал несколько объектов, среди которых оказались бомбардировщики и аэроторпеды. В декабре 1941 года коллектив Туполева эвакуировали в Омск. Здесь самолет Ту-2 был запущен в производство.

Успехи конструктора способствовали его переводу в Казань, где Королев занялся усовершенствованием ракетных двигателей, которые затем применялись в авиации. В 1943-м совершил полет пикирующий бомбардировщик Пе-2 — Сергей Павлович приложил руку к улучшению характеристик этой модели. Через год инженер был досрочно освобожден по приказу Иосифа Сталина, а после начал работать преподавателем в Казанском авиационном институте.

Конструктор МБР

В мае 1946 года советское руководство приняло постановление, положившее начало развитию ракетостроения. В подмосковном Калининграде (сегодня — Королев) создали Государственный союзный НИИ реактивного вооружения (НИИ-88). Сергея Павловича назначили одним из главных его конструкторов.

Далее события развивались стремительно. По указанию Сталина создали копию немецкой ракеты. Проводились испытания ракет А-4, собранных из трофейных узлов в институтах Нордхаузен и НИИ-88. Испытывались первые ракеты Р-1, воспроизводившие А-4 уже из своих материалов и по отечественной документации. Королев оказался не только талантливым конструктором, но и организатором, сумевшим скоординировать работу всех подразделений.

Освоение вершин военной техники началось с создания ракеты с дальностью 300 км. В 1948 году была создана ракета Р-2 с дальностью 600 км, способная достичь некоторых американских баз. В результате дальнейших разработок появилась РДД Р-5М с дальностью 1200 км и ядерной боевой частью. Испытания стратегической ракеты проводились на Семипалатинском полигоне 2 февраля 1956 года.

Основным направлением деятельности Королева стала разработка многоступенчатых межконтинентальных ракет. Созданная им баллистическая ракета (МБР) Р-7 имела дальность 8 тыс. км, а модернизированный вариант Р-7А — 12 тыс. км. Жидкостные МБР проигрывали американским твердотопливным, поэтому создали экспериментальную ракету РТ-1 на твердом топливе.

Космонавтика

Военные разработки стали для Королева условием для дальнейшего освоения космоса. 4 октября 1957 года впервые в истории землян запустили искусственный спутник. Спустя месяц, 3 ноября, на орбиту был отправлен второй спутник, на борту которого находилась собака Лайка. 12 апреля 1961 года в космос полетел Юрий Алексеевич Гагарин. В реализации этих проектов были задействованы специалисты Совета главных конструкторов, созданного Королевым.

При жизни исследователя успешно осуществили еще семь полетов пилотируемых кораблей, запустили спутники, космические научные станции и системы. Также инженер разрабатывал идеи покорения Луны и Марса.

Личная жизнь

Личная жизнь конструктора оказалась относительно спокойной и гармоничной. Сергей Королев был дважды женат. Первый раз инженер зарегистрировал отношения в августе 1931 года с одноклассницей Ксении Винцентини, в 1935 году супруга родила ему дочь. В 1948 году семья распалась.

Со второй женой Ниной Ивановной Котенковой, переводчицей в НИИ-88, исследователь познакомился на работе.

Смерть

Главного конструктора не стало 14 января 1966 года. Причиной смерти была признана остановка сердца во время хирургической операции. При оперативном вмешательстве для удаления полипов в кишечнике внезапно выявились непредвиденные обстоятельства (у больного обнаружили опухоль, возникла необходимость экстренного введения общего наркоза, чтобы убрать новообразование). Возникли сложности и с интубацией (по некоторым сведениям, у ученого после допросов в конце 30-х годов была сломана челюсть, которая оставалась малоподвижной). Организм Королева не выдержал такой нагрузки.

Память

В память о конструкторе дом в Житомире, в котором родился Сергей Павлович, переоборудовали в музей. Также мемориальный музей открылся в Москве. Имя инженера носит город, где он работал, а также многие улицы и проспекты не только в России, но и в странах СНГ. В разных уголках Земли открыты памятники ученому (некоторые скульптуры запечатлели Королева вместе с Юрием Гагариным, например в Таганроге, перед корпусом радиотехнического института). В честь покорителя космоса названы и космические объекты.

Фамилию исследователя носит самый большой конференц-зал в компании SpaceX, возглавляемой Илоном Маском. Этого американского предпринимателя, миллиардера и инженера многие сравнивают с Сергеем Павловичем по прогрессивности предлагаемых идей и созданных объектов для покорения космоса. В 2021-м американец устроил экскурсию по заводу, производящему корабли Сrew Dragon, для внука и правнука советского конструктора. Маск отметил, что вместе с командой при инновационных разработках обращался к достижениям Королева.

Фигура Сергея Павловича (или же его прообраз) появляется в советских и российских фильмах. В разное время образ конструктора успели примерить на себя актеры Георгий Жженов, Кирилл Лавров, Владимир Ильин и другие. Также биографии ученого посвятила книгу дочь Наталия Сергеевна.

Сергей Павлович Королев – легендарный советский конструктор, совершивший беспрецедентный научно-технический прорыв и подаривший миру космос, создатель ракетно-технической техники.

На фото: Сергей Павлович Королёв

Его наследие сложно переоценить. Но славы при жизни он не удостоился, его имя долго было засекреченным. Юрию Гагарину рукоплескал весь мир, а гений, обеспечивший его запуск, смотрел парад в честь полета не с главной трибуны, а по телевизору. Он мог стать Нобелевским лауреатом – за впервые в истории произведенный запуск спутника и за полет в космическое пространство человека. Однако имя создателя «звездных кораблей» при выдвижении кандидатов Никита Хрущев не сообщил, декларировав, что «их творцом был весь советский народ».

Сегодня же имя Сергея Королева носят космические объекты, город в Подмосковье, множество учреждений и улиц, а благодаря существованию космических спутников работают системы навигации, доступные каждому автомобилисту, мобильные телефоны, позволяющие позвонить в любую точку Земли, интернет, доступный в отдаленных уголках планеты, телевизоры, транслирующие каналы со всех разных концов света.

Ранние годы

Великий покоритель космоса родился 12 января 1907 г. в Житомире, на северо-западе Украины, в семействе преподавателя-филолога Павла Яковлевича, уроженца белорусского Могилева, и Марии Николаевны, родом из украинского Нежина. Вскоре они перебрались в Киев.

Житомир - родина Сергея Королёва

Когда сынишке исполнилось 3 годика, мама занялась учебой, а он стал жить у бабушки с дедушкой в Нежине, где впервые увидел полет аэроплана. В этот момент у него и пробудился интерес к воздухоплаванию. В пять лет он самостоятельно склеил модель самолета, в шесть с восхищением наблюдал рекордный групповой (из трех воздушных суден) перелет Киев-Остер-Козелец-Нежин-Киев, возглавляемый военным летчиком Петром Нестеровым, и демонстрационные показы возможностей машин и летного мастерства авиатора Уточкина.

Сергей Королёв в детстве

В 1914 родители забрали сына в Киев. В 1916 их брак был расторгнут, через год Сережа с мамой и отчимом-инженером уже проживал в Одессе. Обстановка в обществе была напряженной из-за грянувшей Гражданской войны, и школьную программу мальчик постигал дома. Он не оставил своего увлечения авиационной техникой – постоянно пропадал на Базе гидросамолетов порта, старался быть полезным механикам, поднимался и в небо.

Образование

С 1922 Сергей стал учащимся стройпрофшколы, дающей высокий уровень знаний – ее выпускников принимали в вузы без вступительных испытаний. В 1923 вместе с отчимом, помогавшим ему переводить статьи авиационных журналов с иностранных языков, Королев вступил в Общество авиации, стал читать профильные лекции и доклады, организовал на заводе секцию планеризма. Параллельно он подготовил проект собственного летательного аппарата К-5.

Сергей Королёв в молодости

В 1924 юный изобретатель стал студентом Киевского политеха, где проявлял неординарные способности, строил планеры, добиваясь максимальной дальности их полетов. Он также начал посещать курсы инструкторов планерного спорта.

После упразднения аэромеханического направления в КПИ в 1926 он перевелся на отделение аэромеханики в МВТУ. Наибольший интерес он теперь проявлял к изучению пилотирования самолетов, возможностям освоения стратосферы, высокоскоростным полетам на большой высоте. Вскоре он начал совмещать обучение с работой в КБ Всесоюзного авиаобъединения, а в 1928 возглавлял бригаду его конструкторов.

Сергей Павлович Королёв

В 1929 он был среди энтузиастов Всесоюзных планерных соревнований в Коктебеле, заработав свидетельство пилота. В тот же период, после знакомства с трудами Константина Циолковского о космосе и встречи с гениальным ученым, он окончательно заразился идеей строительства ракет.

В 1930 он получил в МВТУ диплом инженера-аэромеханика, защитив работу по созданию СК-4, впоследствии запущенного в производство (руководителем его был Андрей Туполев), а также квалификацию летчика в Осоавиахиме.

Развитие карьеры

В 1931 молодой специалист трудился в ЦКБ одного из столичных авиазаводов. Спустя пару месяцев он перешел в Центральный аэрогидродинамический институт. Затем, будучи старшим инженером ЦАГИ, он занялся также исследованиями принципов работы реактивных двигателей в созданной совместно с изобретателем Цандлером и при содействии Осоавиахима организации ГИРД, где под его началом были испытаны первые в СССР баллистические ракеты на жидком топливе. По итогам достижений такого масштаба он получил нагрудный знак Осоавиахима «За активную оборонную работу».

Сергей Королёв (крайний справа) за работой

В 1933 на базе их группы и профильной лаборатории из города на Неве учредили РНИИ Наркомата тяжелой промышленности. В данном институте 26-летний инженер-конструктор получил пост замдиректора по научной работе и категорию дивизионного инженера, то есть, генеральское звание. Однако спустя год за несогласие с руководством по ряду рабочих моментов его освободили от высокой должности. Он сосредоточился на разработке новейших вооружений, создав новаторские типы ракет.

Трудные годы

В 1938 выдающийся «космический отец» был обвинен в диверсионно-террористической деятельности. Королев работал над пороховой крылатой торпедой с фотоэлементами, которые в текущих условиях не могли быть изготовлены. Конструктора обвинили в нагрузке производства заведомо непригодными для государства проектами, ущерб был оценен в 120 тысяч рублей.

В 1938 году Королев был арестован и осужден на 10 лет тюремного заключения

Королев был арестован и осужден на 10 лет тюремного заключения с конфискацией имущества. На допросах с пристрастием его избивали до сотрясения мозга и сломанной челюсти. Но его считали «счастливчиком», ведь многих руководителей РНИИ тогда расстреляли.

В 1939 конструктора вывезли копать золото на Колыму, где он едва не умер от голода, холода и цинги. Мать и друзья хлопотали о пересмотре дела, и в конце того же года добились решения о доставке ученого обратно на Большую Землю для дополнительного расследования. На пути в Магадан в 40-градусный мороз в судьбу изобретателя снова вмешалось провидение, когда он, замерзший и голодный, нашел на снегу теплую буханку хлеба, а затем не смог попасть на последний перед закрытием навигации пароход «Индигирка». Это расстроившее его чуть не до слез обстоятельство в действительности спасло ему жизнь – судно на четвертые сутки пути затонуло с пассажирами и экипажем в шторм в Японском море.

В столицу он добрался в марте, был повторно судим, получил 8 лет с отправкой в местную спецтюрьму, где смог работать в любимой сфере деятельности под началом осужденного Андрея Туполева. Они выпускали прогрессивные бомбардировщики, а Королев по собственной воле трудился над разработкой ракет. В июле 1941 их эвакуировали в Омск.

Узнав о проектировании ракетных систем в аналогичном КБ при авиазаводе в Казани, где главным конструктором являлся его бывший коллега по РНИИ Валентин Глушко, экспериментатор обратился с ходатайством о пересылке в Казань. Осенью 1942 он прибыл в татарскую столицу и уже зимой представил план по созданию реактивного ускорителя для пикирующего бомбардировщика Пе-2.

В 1944 году Королёв был досрочно освобождён по приказу Сталина

В 1944 стало ясно, что победа в войне близка, а заниматься разработкой авиационной техники будет некому – все высококвалифицированные конструкторы сидят по тюрьмам. Тогда Лаврентий Берия обратился к Иосифу Сталину с предложением досрочно освободить со снятием судимости ряда талантливых заключенных. Председатель Госкомитета обороны дал свое согласие, и Королев получил свободу.

Ракетостроение

В 1945 высококлассного специалиста удостоили ордена «Знак почета», он получил должность старшего преподавателя в Казанском авиационном вузе и был откомандирован в звании подполковника в ГДР для заимствования лучших идей конструкций немецкой ракетной техники. Спустя год его назначили ведущим инженером созданного в немецком Нордхаузене института по анализу «Фау-2». В 1948 он приступил к испытаниям сделанных по их образцу Р-1. С 1950 года, после устранения выявленных в ходе учебно-боевых пусков недостатков, они были приняты на вооружение и надежно защищали страну.

В 1945 Королёва удостоили ордена «Знак почета»

Затем Сергей Королев успешно занимался оптимизацией, проектированием и испытанием различных вариантов крылатых ракет (двухступенчатых, межконтинентальных, стратегических, наземного, морского базирования и пр.), координацией работ предприятий-участников их производства, действий ученых по их созданию (как глава Совета главных конструкторов) и стремился к покорению космического пространства.

В 1955 вместе со своими сподвижниками Мстиславом Келдышем и Михаилом Тихонравовым ученый вышел в верха с предложением о выводе в околоземное пространство искусственных тел. Их идею одобрили, и в 1957 Королев провел запуск посредством ракеты-носителя первого искусственного спутника планеты. Это событие имело в мире колоссальный успех, повысив авторитет страны.

В 1957 Королев провел запуск первого искусственного спутника планеты

Затем конструктором проводились работы над космическими летательными аппаратами для научных исследований межпланетной среды и прикладных задач – был осуществлен пуск ракеты к Луне, доставка на нее вымпела СССР, съемка поверхности и невидимой стороны, отправка межпланетной станции на Венеру и к Марсу.

Одновременно велись изыскания по подготовке первого полета человека в космос на пилотируемом корабле, блестяще реализованного ученым в 1961 году и ставшего эпохальным событием для всего человечества. При его жизни были успешно проведены еще ряд полетов отечественных первопроходцев космоса, включая групповой полет, запуск исследовательских станций и первый выход человека в космос.

Личная жизнь Сергея Королева

Гений, перешагнувший грань неизведанного, дважды был связан узами Гименея. Первой его избранницей являлась подруга детства Ксения Винцентини, уроженка Кишинева, имевшая итальянские корни, учившаяся вместе с ним в стройпрофшколе. Своенравная красавица долго не проявляла желания узаконить их романтические отношения. Он добивался ее согласия на брак целых 7 лет, ждал, пока она окончит Харьковский мединститут и поработает по распределению на Донбассе в Алчевске. Они поженились в 1931 году во время ее командировки в Москву.

Сергей Королёв и Ксения Винцентини

В 1935 у пары появилась на свет единственная дочь Наталья, ставшая во взрослом возрасте хирургом и доктором наук. Когда муж по ложному обвинению оказался в заключении, Ксении приходилось трудиться на трех работах, чтобы содержать дочь и иметь средства для поддержки супруга. После освобождения мужа на отношениях супругов сказались его постоянные командировки и занятость. В 1949 их брак был расторгнут.

Сергей Королёв и Нина Котенкова

Второй женой ученого была Нина Котенкова, уроженка Ижевска, переводчица техдокументации. Он познакомился с ней в 1947 на собеседовании при ее приеме на службу в НИИ, где Королев работал главным конструктором. После его развода они поженились. Женщина была дочерью коммерческого директора оборонного завода №8 в Подлипках, выпускницей Московского пединститута иностранных языков. Первым мужем ее был авиаконструктор Владимир Ермолаев, скончавшийся в 1944 году от тифа.

Смерть

Творческий полет мыслей одного из величайших умов ХХ века оборвала в 1966 году преждевременная кончина. Лагерные испытания и невероятные нагрузки на работе подточили его здоровье. Врачи настаивали на проведении хирургической операции по удалению полипов, и он согласился. Но во время ее проведения возник ряд осложнений. Сердце ученого не выдержало и остановилось. Урна с его прахом покоится у Кремлевской стены.

Герой Социалистического Труда

Серге́й Па́влович Королёв (30 декабря 1906 (12 января 1907), Житомир — 14 января 1966, Москва) — советский учёный, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР.

Сергей Королёв — создатель советского стратегического ракетного оружия средней и межконтинентальной дальности и основоположник практической космонавтики. Его конструкторские разработки в области ракетной техники имели исключительную ценность для развития советского ракетного вооружения, а вклад в организацию и развитие практической космонавтики имеет мировое значение. С. П. Королёв является создателем советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой.

Содержание

Биография


С. П. Королёв родился 12 января 1907 в городе Житомире (Украина) в семье учителя Павла Яковлевича Королева (1877—1929). Ему было около трёх лет, когда родители развелись. По решению матери, маленького Сережу отправили в Нежин к бабушке и дедушке.

С 1917 жил с отчимом и матерью, Григорием Михайловичем и Марией Николаевной Баланиными, в Одессе, где с их помощью дома изучал школьную программу, Ещё в школьные годы Сергей отличался исключительными способностями и неукротимой тягой к новой тогда авиационной технике. В 1922-24 учился в строительной профессиональной школе, занимаясь во многих кружках и на разных курсах.

В 1921 познакомился с летчиками Одесского гидроотряда и активно участвовал в авиационной общественной жизни: с 16 лет как лектор по ликвидации авиабезграмотности, а с 17 - как автор проекта безмоторного самолета К-5, официально защищенного перед компетентной комиссией и рекомендованного к постройке.

Поступив в 1924 году в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, Королёв за два года освоил в нём общие инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом. Осенью 1926 г. он переводится в Московское высшее техническое училище (МВТУ).

За время учёбы в МВТУ С. П. Королёв уже получил известность как молодой способный авиаконструктор и опытный планерист. Спроектированные им и построенные летательные аппараты: планеры «Коктебель», «Красная Звезда» и лёгкий самолёт СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полёта,— показали незаурядные способности Королёва как авиационного конструктора. Однако его особенно увлекали полёты в стратосфере и принципы реактивного движения. В сентябре 1931 С. П. Королёв и талантливый энтузиаст в области ракетных двигателей Ф. А. Цандер добиваются создания в Москве с помощью Осоавиахима общественной организации — Группы изучения реактивного движения (ГИРД) [1] : В апреле 1932 она становится по существу государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов, в которой создаются и запускаются первые отечественные жидкостно-баллистические ракеты (БР) ГИРД-09 и ГИРД-10.

17 августа 1933 года состоялся первый удачный пуск ракеты ГИРД. В 1936 году С. П. Королёву удалось довести до испытаний крылатые ракеты: зенитную—217 с пороховым ракетным двигателем и дальнобойную—212 с жидкостным ракетным двигателем.

Арест и работа в закрытых КБ

В феврале 1938 С. П. Королёв был арестован по обвинению в «участии в троцкистской террористической организации и во вредительстве (нецелевое расходование средств)». Год провёл в Бутырской тюрьме. На допросах подвергался жестоким пыткам и избиениям в результате которых Королёву сломали челюсти (также получил сотрясение мозга). В 1939 приговорён Особым совещанием при НКВД к 10 годам в ИТЛ. В 1939 попал на Колыму на золотой прииск Мальдяк, где был занят на т. н. «общих работах». Осенью 1940 он был переведён в новое место заключения — московскую спецтюрьму НКВД ЦКБ-29, где под руководством А. Н. Туполева, также заключённого, принимал активное участие в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2 и одновременно инициативно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика. Это послужило причиной для перевода Королёва в 1942 в другое КБ тюремного типа — ОКБ-16 при Казанском авиазаводе № 16, где велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации. С. П. Королёв со свойственным ему энтузиазмом отдаётся идее практического использования ракетных двигателей для усовершенствования авиации: сокращения длины разбега самолёта при взлёте и повышения скоростных и динамических характеристик самолётов во время воздушного боя.

Арест и пребывание в ГУЛАГе навсегда заразили Королёва пессимистическим отношением к окружающей действительности. По воспоминаниям близко знавших его людей, любимой поговоркой Сергея Павловича была фраза «Шлёпнут без некролога…» [2] .

Разработка баллистических ракет


Говоря о конструировании советских ракет, последовавших за Р-1, трудно разграничить временные периоды по их созданию. Так Королёв об Р-2 задумывается ещё в Германии, когда проект Р-1 ещё не обсуждался, Р-5 разрабатывается им ещё до сдачи Р-2, а ещё раньше начинается работа над небольшой мобильной ракетой Р-11, и первые расчёты по межконтинентальной ракете Р-7.

В августе 1946 года С. П. Королёв начал работать в подмосковном Калининграде (затем переименованном в 1996 году в Королёв), где был назначен главным конструктором баллистических ракет дальнего действия и начальником отдела № 3 НИИ-88 по их разработке.

Первой задачей, поставленной правительством перед С. П. Королёвым как главным конструктором и всеми организациями, занимающимися ракетным вооружением, было создание аналога ракеты Фау-2 из отечественных материалов. Но уже в 1947 году выходит постановление о разработке новых баллистических ракет с большей, чем у Фау-2, дальностью полёта: до 3000 км. В 1948 С. П. Королёв начинает лётно-конструкторские испытания баллистической ракеты Р-1 (аналога Фау-2) и в 1950 успешно сдаёт её на вооружение.

В течение одного только 1954 года Королев одновременно работает над различными модификациями ракеты Р-1 (Р-1А, Р-1Б, Р-1В, Р-1Д, Р-1Е), заканчивает работу над Р-5 и намечает пять разных её модификаций, завершает сложную и ответственную работу над ракетой Р-5М — с ядерным боевым зарядом. Идут полным ходом работы по Р-11 и её морскому варианту Р-11ФМ, и всё более ясные черты приобретает межконтинентальная Р-7.

В 1956 году под руководством С. П. Королёва была создана первая отечественная стратегическая ракета, ставшая основой ракетного ядерного щита страны. В 1957 Сергеем Павловичем были созданы первые баллистические ракеты (мобильного наземного и морского базирования) на стабильных компонентах топлива; он стал первопроходцем в этих новых и важных направлениях развития ракетного вооружения.

В 1960 году на вооружение поступила первая межконтинентальная ракета Р-7, имевшая две ракетных ступени. Это тоже была победа С. П. Королёва и его сотрудников.

Первый искусственный спутник Земли


В 1955 (задолго до лётных испытаний ракеты Р-7) С. П. Королёв, М. В. Келдыш, М. К. Тихонравов вышли в правительство с предложением о выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли (ИСЗ). Правительство поддержало эту инициативу. В августе 1956 ОКБ-1 вышло из состава НИИ-88 и стало самостоятельной организацией, главным конструктором и директором которой назначен С. П. Королёв.

Для реализации пилотируемых полётов и запусков автоматических космических станций С. П. Королёв разработал на базе боевой ракеты семейство совершенных трёхступенчатых и четырёхступенчатых носителей.

4 октября 1957 года был запущен на околоземную орбиту первый в истории человечества ИСЗ. Его полёт имел ошеломляющий успех и создал Советскому Союзу высокий международный авторитет.

«Он был мал, этот самый первый искусственный спутник нашей старой планеты, но его звонкие позывные разнеслись по всем материкам и среди всех народов как воплощение дерзновенной мечты человечества». — сказал позже С. П. Королёв.

Другие спутники и запуск космических аппаратов на Луну

Параллельно с бурным развитием пилотируемой космонавтики ведутся работы над спутниками научного, народнохозяйственного и оборонного назначения. В 1958 году разрабатываются и выводятся в космос геофизический спутник, а затем и парные спутники «Электрон» для исследования радиационных поясов Земли. В 1959 году создаются и запускаются три автоматических космических аппарата к Луне. Первый и второй — для доставки на Луну вымпела Советского Союза, третий с целью фотографирования обратной (невидимой) стороны Луны. В дальнейшем С. П. Королёв начинает разработку более совершенного лунного аппарата для его мягкой посадки на поверхность Луны, фотографирования и передачи на Землю лунной панорамы (объект Е-6).

Человек в космосе

12 апреля 1961 г. С. П. Королёв снова поражает мировую общественность. Создав первый пилотируемый космический корабль «Восток-1», он реализует первый в мире полёт человека — гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина по околоземной орбите. Сергей Павлович в решении проблемы освоения человеком космического пространства не спешит. Первый космический корабль сделал только один виток: никто не знал, как человек будет себя чувствовать при столь продолжительной невесомости, какие психологические нагрузки будут действовать на него во время необычного и неизученного космического путешествия. Вслед за первым полётом Ю. А. Гагарина 6 августа 1961 года Германом Степановичем Титовым на корабле «Восток-2» был совершён второй космический полёт, который длился одни сутки. Опять — скрупулёзный анализ влияния условий полёта на функционирование организма. Затем совместный полёт космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4», пилотируемых космонавтами А. Н. Николаевым и П. Р. Поповичем, с 11 по 12 августа 1962 года; между космонавтами была установлена прямая радиосвязь. На следующий год — совместный полёт космонавтов В. Ф. Быковского и В. В. Терешковой на космических кораблях «Восток-5» и «Восток-6» с 14 по 16 июня 1963 года — изучается возможность полёта в космос женщины. За ними — с 12 по 13 октября 1964 года — в космосе экипаж из трёх человек различных специальностей: командира корабля, бортинженера и врача на более сложном космическом корабле «Восход». 18 марта 1965 г. во время полёта на корабле «Восход-2» с экипажем из двух человек космонавт А. А. Леонов совершает первый в мире выход в открытый космос в скафандре через шлюзовую камеру.

Проект орбитальной станции

Продолжая развивать программу пилотируемых околоземных полётов, Сергей Павлович начинает реализовывать свои идеи о разработке пилотируемой ДОС (долговременная орбитальная станция). Её прообразом явился принципиально новый, более совершенный, чем предыдущие, космический корабль «Союз». В состав этого корабля входил бытовой отсек, где космонавты могли долгое время находиться без скафандров и проводить научные исследования. В ходе полёта предусматривались также автоматическая стыковка на орбите двух кораблей «Союз» и переход космонавтов из одного корабля в другой через открытый космос в скафандрах. К сожалению, Сергей Павлович не дожил до воплощения своих идей в космических кораблях «Союз».

Вклад

С. П. Королёв был генератором многих неординарных идей и прародителем выдающихся конструкторских коллективов, работающих в области ракетно-космической техники, его вклад в развитие отечественной и мировой пилотируемой космонавтики является решающим. Можно только удивляться многогранности таланта Сергея Павловича, его неиссякаемой творческой энергии. Он является первопроходцем многих основных направлений развития отечественных ракетного вооружения и ракетно-космической техники. Трудно себе даже представить, какого уровня достигла бы она, если бы преждевременная смерть Сергея Павловича не прервала творческий полёт его мыслей. После смерти 14 февраля 1966 г. урна с прахом С. П. Королёва захоронена в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

В 1966 году академия наук СССР учредила золотую медаль имени С. П. Королёва «За выдающиеся заслуги в области ракетно-космической техники». Учреждены стипендии имени С. П. Королёва для студентов высших учебных заведений. В Житомире, в Москве, на Байконуре, в других городах сооружены памятники учёному, созданы мемориальные дома-музеи. Его имя носят Самарский Государственный Аэрокосмический Университет, город в Московской области, улицы многих городов, два научно-исследовательских судна, высокогорный пик на Памире, перевал на Тянь-Шане, астероид, талассоид на Луне.

Академик АН СССР, лауреат Ленинской премии, дважды Герой Социалистического Труда. Награждён 3 орденами Ленина, орденом «Знак Почёта» и медалями. Почётный гражданин города Королёв.

Герой Социалистического Труда

Серге́й Па́влович Королёв (30 декабря 1906 (12 января 1907), Житомир — 14 января 1966, Москва) — советский учёный, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР.

Сергей Королёв — создатель советского стратегического ракетного оружия средней и межконтинентальной дальности и основоположник практической космонавтики. Его конструкторские разработки в области ракетной техники имели исключительную ценность для развития советского ракетного вооружения, а вклад в организацию и развитие практической космонавтики имеет мировое значение. С. П. Королёв является создателем советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой.

Содержание

Биография


С. П. Королёв родился 12 января 1907 в городе Житомире (Украина) в семье учителя Павла Яковлевича Королева (1877—1929). Ему было около трёх лет, когда родители развелись. По решению матери, маленького Сережу отправили в Нежин к бабушке и дедушке.

С 1917 жил с отчимом и матерью, Григорием Михайловичем и Марией Николаевной Баланиными, в Одессе, где с их помощью дома изучал школьную программу, Ещё в школьные годы Сергей отличался исключительными способностями и неукротимой тягой к новой тогда авиационной технике. В 1922-24 учился в строительной профессиональной школе, занимаясь во многих кружках и на разных курсах.

В 1921 познакомился с летчиками Одесского гидроотряда и активно участвовал в авиационной общественной жизни: с 16 лет как лектор по ликвидации авиабезграмотности, а с 17 - как автор проекта безмоторного самолета К-5, официально защищенного перед компетентной комиссией и рекомендованного к постройке.

Поступив в 1924 году в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, Королёв за два года освоил в нём общие инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом. Осенью 1926 г. он переводится в Московское высшее техническое училище (МВТУ).

За время учёбы в МВТУ С. П. Королёв уже получил известность как молодой способный авиаконструктор и опытный планерист. Спроектированные им и построенные летательные аппараты: планеры «Коктебель», «Красная Звезда» и лёгкий самолёт СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полёта,— показали незаурядные способности Королёва как авиационного конструктора. Однако его особенно увлекали полёты в стратосфере и принципы реактивного движения. В сентябре 1931 С. П. Королёв и талантливый энтузиаст в области ракетных двигателей Ф. А. Цандер добиваются создания в Москве с помощью Осоавиахима общественной организации — Группы изучения реактивного движения (ГИРД) [1] : В апреле 1932 она становится по существу государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов, в которой создаются и запускаются первые отечественные жидкостно-баллистические ракеты (БР) ГИРД-09 и ГИРД-10.

17 августа 1933 года состоялся первый удачный пуск ракеты ГИРД. В 1936 году С. П. Королёву удалось довести до испытаний крылатые ракеты: зенитную—217 с пороховым ракетным двигателем и дальнобойную—212 с жидкостным ракетным двигателем.

Арест и работа в закрытых КБ

В феврале 1938 С. П. Королёв был арестован по обвинению в «участии в троцкистской террористической организации и во вредительстве (нецелевое расходование средств)». Год провёл в Бутырской тюрьме. На допросах подвергался жестоким пыткам и избиениям в результате которых Королёву сломали челюсти (также получил сотрясение мозга). В 1939 приговорён Особым совещанием при НКВД к 10 годам в ИТЛ. В 1939 попал на Колыму на золотой прииск Мальдяк, где был занят на т. н. «общих работах». Осенью 1940 он был переведён в новое место заключения — московскую спецтюрьму НКВД ЦКБ-29, где под руководством А. Н. Туполева, также заключённого, принимал активное участие в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2 и одновременно инициативно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика. Это послужило причиной для перевода Королёва в 1942 в другое КБ тюремного типа — ОКБ-16 при Казанском авиазаводе № 16, где велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации. С. П. Королёв со свойственным ему энтузиазмом отдаётся идее практического использования ракетных двигателей для усовершенствования авиации: сокращения длины разбега самолёта при взлёте и повышения скоростных и динамических характеристик самолётов во время воздушного боя.

Арест и пребывание в ГУЛАГе навсегда заразили Королёва пессимистическим отношением к окружающей действительности. По воспоминаниям близко знавших его людей, любимой поговоркой Сергея Павловича была фраза «Шлёпнут без некролога…» [2] .

Разработка баллистических ракет


Говоря о конструировании советских ракет, последовавших за Р-1, трудно разграничить временные периоды по их созданию. Так Королёв об Р-2 задумывается ещё в Германии, когда проект Р-1 ещё не обсуждался, Р-5 разрабатывается им ещё до сдачи Р-2, а ещё раньше начинается работа над небольшой мобильной ракетой Р-11, и первые расчёты по межконтинентальной ракете Р-7.

В августе 1946 года С. П. Королёв начал работать в подмосковном Калининграде (затем переименованном в 1996 году в Королёв), где был назначен главным конструктором баллистических ракет дальнего действия и начальником отдела № 3 НИИ-88 по их разработке.

Первой задачей, поставленной правительством перед С. П. Королёвым как главным конструктором и всеми организациями, занимающимися ракетным вооружением, было создание аналога ракеты Фау-2 из отечественных материалов. Но уже в 1947 году выходит постановление о разработке новых баллистических ракет с большей, чем у Фау-2, дальностью полёта: до 3000 км. В 1948 С. П. Королёв начинает лётно-конструкторские испытания баллистической ракеты Р-1 (аналога Фау-2) и в 1950 успешно сдаёт её на вооружение.

В течение одного только 1954 года Королев одновременно работает над различными модификациями ракеты Р-1 (Р-1А, Р-1Б, Р-1В, Р-1Д, Р-1Е), заканчивает работу над Р-5 и намечает пять разных её модификаций, завершает сложную и ответственную работу над ракетой Р-5М — с ядерным боевым зарядом. Идут полным ходом работы по Р-11 и её морскому варианту Р-11ФМ, и всё более ясные черты приобретает межконтинентальная Р-7.

В 1956 году под руководством С. П. Королёва была создана первая отечественная стратегическая ракета, ставшая основой ракетного ядерного щита страны. В 1957 Сергеем Павловичем были созданы первые баллистические ракеты (мобильного наземного и морского базирования) на стабильных компонентах топлива; он стал первопроходцем в этих новых и важных направлениях развития ракетного вооружения.

В 1960 году на вооружение поступила первая межконтинентальная ракета Р-7, имевшая две ракетных ступени. Это тоже была победа С. П. Королёва и его сотрудников.

Первый искусственный спутник Земли


В 1955 (задолго до лётных испытаний ракеты Р-7) С. П. Королёв, М. В. Келдыш, М. К. Тихонравов вышли в правительство с предложением о выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли (ИСЗ). Правительство поддержало эту инициативу. В августе 1956 ОКБ-1 вышло из состава НИИ-88 и стало самостоятельной организацией, главным конструктором и директором которой назначен С. П. Королёв.

Для реализации пилотируемых полётов и запусков автоматических космических станций С. П. Королёв разработал на базе боевой ракеты семейство совершенных трёхступенчатых и четырёхступенчатых носителей.

4 октября 1957 года был запущен на околоземную орбиту первый в истории человечества ИСЗ. Его полёт имел ошеломляющий успех и создал Советскому Союзу высокий международный авторитет.

«Он был мал, этот самый первый искусственный спутник нашей старой планеты, но его звонкие позывные разнеслись по всем материкам и среди всех народов как воплощение дерзновенной мечты человечества». — сказал позже С. П. Королёв.

Другие спутники и запуск космических аппаратов на Луну

Параллельно с бурным развитием пилотируемой космонавтики ведутся работы над спутниками научного, народнохозяйственного и оборонного назначения. В 1958 году разрабатываются и выводятся в космос геофизический спутник, а затем и парные спутники «Электрон» для исследования радиационных поясов Земли. В 1959 году создаются и запускаются три автоматических космических аппарата к Луне. Первый и второй — для доставки на Луну вымпела Советского Союза, третий с целью фотографирования обратной (невидимой) стороны Луны. В дальнейшем С. П. Королёв начинает разработку более совершенного лунного аппарата для его мягкой посадки на поверхность Луны, фотографирования и передачи на Землю лунной панорамы (объект Е-6).

Человек в космосе

12 апреля 1961 г. С. П. Королёв снова поражает мировую общественность. Создав первый пилотируемый космический корабль «Восток-1», он реализует первый в мире полёт человека — гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина по околоземной орбите. Сергей Павлович в решении проблемы освоения человеком космического пространства не спешит. Первый космический корабль сделал только один виток: никто не знал, как человек будет себя чувствовать при столь продолжительной невесомости, какие психологические нагрузки будут действовать на него во время необычного и неизученного космического путешествия. Вслед за первым полётом Ю. А. Гагарина 6 августа 1961 года Германом Степановичем Титовым на корабле «Восток-2» был совершён второй космический полёт, который длился одни сутки. Опять — скрупулёзный анализ влияния условий полёта на функционирование организма. Затем совместный полёт космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4», пилотируемых космонавтами А. Н. Николаевым и П. Р. Поповичем, с 11 по 12 августа 1962 года; между космонавтами была установлена прямая радиосвязь. На следующий год — совместный полёт космонавтов В. Ф. Быковского и В. В. Терешковой на космических кораблях «Восток-5» и «Восток-6» с 14 по 16 июня 1963 года — изучается возможность полёта в космос женщины. За ними — с 12 по 13 октября 1964 года — в космосе экипаж из трёх человек различных специальностей: командира корабля, бортинженера и врача на более сложном космическом корабле «Восход». 18 марта 1965 г. во время полёта на корабле «Восход-2» с экипажем из двух человек космонавт А. А. Леонов совершает первый в мире выход в открытый космос в скафандре через шлюзовую камеру.

Проект орбитальной станции

Продолжая развивать программу пилотируемых околоземных полётов, Сергей Павлович начинает реализовывать свои идеи о разработке пилотируемой ДОС (долговременная орбитальная станция). Её прообразом явился принципиально новый, более совершенный, чем предыдущие, космический корабль «Союз». В состав этого корабля входил бытовой отсек, где космонавты могли долгое время находиться без скафандров и проводить научные исследования. В ходе полёта предусматривались также автоматическая стыковка на орбите двух кораблей «Союз» и переход космонавтов из одного корабля в другой через открытый космос в скафандрах. К сожалению, Сергей Павлович не дожил до воплощения своих идей в космических кораблях «Союз».

Вклад

С. П. Королёв был генератором многих неординарных идей и прародителем выдающихся конструкторских коллективов, работающих в области ракетно-космической техники, его вклад в развитие отечественной и мировой пилотируемой космонавтики является решающим. Можно только удивляться многогранности таланта Сергея Павловича, его неиссякаемой творческой энергии. Он является первопроходцем многих основных направлений развития отечественных ракетного вооружения и ракетно-космической техники. Трудно себе даже представить, какого уровня достигла бы она, если бы преждевременная смерть Сергея Павловича не прервала творческий полёт его мыслей. После смерти 14 февраля 1966 г. урна с прахом С. П. Королёва захоронена в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

В 1966 году академия наук СССР учредила золотую медаль имени С. П. Королёва «За выдающиеся заслуги в области ракетно-космической техники». Учреждены стипендии имени С. П. Королёва для студентов высших учебных заведений. В Житомире, в Москве, на Байконуре, в других городах сооружены памятники учёному, созданы мемориальные дома-музеи. Его имя носят Самарский Государственный Аэрокосмический Университет, город в Московской области, улицы многих городов, два научно-исследовательских судна, высокогорный пик на Памире, перевал на Тянь-Шане, астероид, талассоид на Луне.

Академик АН СССР, лауреат Ленинской премии, дважды Герой Социалистического Труда. Награждён 3 орденами Ленина, орденом «Знак Почёта» и медалями. Почётный гражданин города Королёв.


Сергей Королев – советский конструктор, разработчик ракетно-космических комплексов. Внес огромный вклад в отечественное ракетостроение и покорение космоса.

Имя выдающегося конструктора Сергея Королева известно во всем мире. В историю он вошел, как талантливый ученый, положивший начало развитию отечественной космонавтики. Результаты изысканий Сергея Павловича по сей день применяются в ракетостроении и ряде смежных областей.

Детство и юность

Конструктор родился 31 декабря 1906 года в украинском городе Житомир, входившем тогда в состав Волынской губернии Российской империи. Отец мальчика, учитель по профессии, рано покинул семью, после чего Сережу передали на воспитание к родственникам со стороны матери в город Нежин. В 1917-м будущий ученый воссоединился с матерью, которая к тому времени повторно вышла замуж. Семья перебралась в Одессу, где Королев поступил в строительную школу.

Начало трудовой деятельности

В начале 1920-х Сергей увлекся авиацией, познакомившись с членами летного отряда. В 17-летнем возрасте начинающий конструктор представил модель безмоторного самолета К-5, который вскоре рекомендовали к постройке. После строительной школы талантливый юноша стал студентом Киевского политехнического института, откуда в 1926 году перевелся в столичное техническое училище. В Москве молодой человек активно участвовал в авиационной жизни: был одним из организаторов планерной школы, в аэродинамическом кружке изобретал легкие самолеты, испытывал модели и инструктировал летчиков. На четвертом курсе Королев поступил на работу в конструкторское бюро.

Сергей Павлович Королев

В конце 1929-го изобретатель познакомился с Константином Циолковским, и это стало самым знаковым событием в биографии молодого конструктора. Ученый подарил коллеге книгу «Космические ракетные поезда» и посоветовал ему заняться изучением космических полетов. По рекомендации Циолковского Сергей стал сотрудничать с инженером Центрального аэрогидродинамического института Фридрихом Цандером.

В начале 1930-го, работая под началом Андрея Туполева, Королев представил модель самолета СК-4. Параллельно вел работу над проектом планера «Красная звезда», который мог виртуозно выполнять петлю Нестерова. В 1931 году конструктор получил должность старшего инженера по летным испытаниям в Центральном аэрогидродинамическом институте. В тот же период Сергей возобновил сотрудничество с Цандером, который проводил испытания двигателя ОР-1.

Позже инженер стал руководителем научно-технического совета столичной Группы изучения реактивного движения. Эта организация занималась разработкой ракетного вооружения, необходимого для обороны молодой страны. Королев стал основателем первого в СССР конструкторского бюро, получившего мировую известность.

Сергей Павлович Королев

Одним из главных достижений Сергея Павловича в те годы стали успешные испытания жидкостной ракеты ГИРД-09, которую удалось поднять на высоту почти в полкилометра. После запуска конструктор опубликовал книгу «Ракетный полет в стратосфере», где описал все этапы проведенной работы. В этом же труде автор развил тему, связанную с некосмическим применением ракет в научных и военных целях.

Осенью 1933 года Королев занял пост заместителя руководителя Реактивного института. Успехи ученых в области аэрогидродинамики на тот момент были весьма скромными, серьезные проекты воплощать в жизнь не удавалось. Финансирование разработок постепенно сократилось, а самого конструктора освободили от занимаемой должности. Тем не менее, Королев остался в институте на посту рядового инженера и продолжил разрабатывать крылатые ракеты.

Сергей Павлович Королев

В середине 1930-х Сергей Павлович возглавил конструкторский отдел РНИИ, где разрабатывалась ракетная техника. Современники инженера отмечали, что это был человек с поразительной интуицией и колоссальным опытом, подкрепленным энциклопедическими знаниями.

Читайте также: