Где появилось первое лего

Обновлено: 17.04.2024

За свою историю Lego перебрала множество деревянных, круглых, рукописных вариантов, пока не нашла себя — последнему логотипу компании уже 46 лет.

В 1932 году плотник и столяр Оле Кирк Кристиансен основал свой бизнес в датской деревне Биллунд. Он производил стремянки, гладильные доски, табуретки и деревянные игрушки. Его сын Готфрид Кирк Кристиансен начал работать с ним с 12 лет.

В 1934 году компания Оле и её продукция получили название Lego — сокращение от двух датских слов «leg godt», означающих «играй хорошо». Первый логотип компании использовался на корреспонденции, отгрузочных наклейках и других печатных материалах, но не на игрушках.

В 1936 году логотип изменился — чернильный оттиск Lego Fabriken Billund впервые использовали на деревянных игрушках.

Следующая итерация логотипа появилась в 1939–1940 годах. Этот логотип был тёмным, с тёплыми и деревянными цветами, напоминал гравюру на дереве. Он наклеивался на деревянные игрушки на протяжении десяти лет.

С 1946 по 1950 год компания экспериментировала со стилем.

В 1949 году Lego выпустила предшественника «кирпичика» — Automatic Binding Bricks.

Для первых пластиковых игрушек Lego в 1950 году выпустила отдельный логотип в круглом обрамлении.

В 1951 году Lego Mursten (Lego Bricks) заменил собой название Automatic Building Bricks, потому что сын Оле хотел добиться более широкого признания бренда Lego.

С 1953 по 1955 год логотип сменился трижды: компания экспериментировала с начертанием букв.

На какое-то время в 1954 году компания даже возвращалась к «деревянному» стилю.

Первый овальный логотип Lego появился в конце 1954 года в каталогах Lego Mursten. Компания не стандартизировала цвета, и есть различные варианты, которые зависели от цвета каталога.

В 1955 году появился обновлённый логотип, который, по предположению издания Logodesignlove, мог быть нарисован от руки. В первый раз его использовали в наборе System of Play.

Первый похожий на классический логотип появился в конце 1955 года и продержался до 1959 года. Он получил стандартные цвета и дизайн, использовался во всех деревянных и пластмассовых игрушках.

В 1960 году появился первый логотип с острыми гранями. Так компания подчёркивала основной продукт — кирпичик Lego.

Weetabix Castle был рекламным набором для производителя сухих завтраков Weetabix, 1970 год logodesignlove

В 1973 году Lego начала производство и распространение в США и разработала универсальный логотип, который должен был стать единым всемирным и узнаваемым логотипом компании. Lego удалось — именно это изображение стало олицетворением Lego для всех современных поколений детей и взрослых.

Форма фона намекает на квадратные кирпичики компании, а фирменный шрифт Lego Font, которым написано слово Lego, разработан «мягким и легкомысленным». Его закруглённые края и пузырьковая форма передают «идею веселья». Компания использует яркие и привлекающие внимание цвета — красный и жёлтый.

В 1998 году начертание Lego в логотипе стало тоньше, чтобы лучше выглядеть в «цифровую эпоху». Также в последней итерации логотипа Lego увеличила размер букв, что вместе с яркими цветами помогает коробкам с инструктором выделиться на полках и привлечь детей.

Видимо, отношусь к тому 0.00000000001% людей, которые не фанатеют от LEGO. При том, что бренд, очевидно, переживёт и наших правнуков.

Может быть, меня избаловали в детстве игрушками, однако ни тогда, ни сейчас я не понимаю, как можно променять реализм на кубики.

Как можно было играть в леговских квадратных «солдатиков» при живых G.I. Joe? Как без слез катать квадратные «машинки», когда есть Matchbox, Hot Wheels и Burago? И, наконец, как леговский Бэтмен или Черепашки-ниндзя (в отличии, например, от нетленок Playmates) могут хотя бы отдалённо изобразить драку?

Наверное, дело в модели и сценариях игры. Но, чёрт возьми, не ситком же по Марвелу разыгрывать.

Всем привет! Наверное, все мы в детстве играли в лего, я тоже не стал исключением. Прошли годы, и Лего вернулось в мою жизнь: я начал коллекционировать наборы. Сейчас у меня их уже (или всего) 650. Хочу вам рассказать, как пришел к этому хобби и почему для меня оно стоит того, чтобы тратить на него огромную часть свободного времени и денег. Ну и, само собой, похвастаюсь любимыми наборами :)

Первый набор Лего мне подарила бабушка в 1995 году. Он был совсем маленький, с фигуркой космического шпиона на звездолете. А чуть позже, на Новый год, родители вручили комплект «Космический порт» с камазом и вертолетом. Эти наборы у меня сохранились, но сейчас они разобраны, поэтому вот фото коробок:

И второй. Это реалистик-набор: техника предназначена для строительства «настоящего» космопорта, поэтому выглядит довольно привычно

Меня до сих пор переполняют эмоции, когда вспоминаю, как собирали с отцом на зимних каникулах этот набор с грузовиком. Было чудесно! Потом случился бум, когда все скупали «Волшебные сундучки» Лего и Milky Way. Они стоили дорого, но родители заметили мой интерес и по мере возможности покупали то один набор, то другой. Мы с друзьями постоянно собирались у кого-то дома: каждый притаскивал свои детали и мы строили и перестраивали комплекты, создавая миллион разных сценок. Потратили на эти игры просто бесконечное количество часов.

Затем наступили «темные годы» — Dark Age, как говорят любители Лего. Это тот период, когда ты забрасываешь конструктор: вроде бы повзрослел, играть уже не так интересно, а к идее коллекционирования еще не пришел. У меня он начался в 11-12 лет. Тогда появился компьютер, я начал играть в онлайн-игры, а дальше — как у всех: окончание школы, армия, университет.

А лет в 20 я понял, что хочу вернуться к своему детскому хобби, только уже на более продвинутом уровне. К тому же у меня перед глазами был пример отца: он собрал небольшую, но классную коллекцию монет. Мне нравилось разглядывать эти монеты, зарисовывать их, подмечать, чем они друг от друга отличаются. Не побоюсь сказать, что именно папина коллекция помогла сформироваться мне как коллекционеру и личности.

Поворотный момент, разделивший жизнь на до и после, случился во время встречи с другом. Мы гуляли и обсуждали, как классно живется тем, у кого есть интересное хобби. Тут друг спрашивает:

— А вот тебе что больше всего нравится? Чем бы ты мог заниматься прямо всю жизнь?

Я подумал и ответил:

— Слушай, наверное, это Лего. Я в детстве обожал их наборы. Но это как-то несерьезно, что ли…

Мы шли, разговаривали об этом, а буквально через пару минут нашли на дороге редкую большущую деталь лего!

На меня находка произвела огромное впечатление, да и на друга тоже. Мы решили, что это знак, и начали обсуждать вопрос коллекционирования уже всерьез. Больше всего меня смущало, что Лего недешево стоит — я ведь тогда был студентом и еще не работал. На это друг возразил: зачем покупать дорогие новые наборы, если можно брать классные бэушные на том же Авито?

«Разумно», — подумал я и в тот же день полез в интернет искать подержанные комплекты. Так начался новый этап моей жизни.

Скоро я понял, что начать с площадок вроде Авито и Юлы — отличная идея, и не только из-за дешевизны. Типичная закупка была такой: я находил объявление, где продавали сразу много деталей Лего из разных наборов, покупал все это богатство и потом чистил его и сортировал, выкидывал поврежденные детальки.

Из нескольких кило деталей я собирал несколько комплектов, и это был непередаваемый кайф. Представьте: раздобыл мешок деталей, вымыл их, перебрал — и вдруг понимаешь, что сможешь сейчас восстановить старый редкий набор, о котором мечтал в детстве, листая с друзьями каталоги и огорченно вздыхая при виде цен! Это невероятный экспириенс, которого ты никогда не испытаешь, если покупаешь только новенькие комплекты в магазине. Я считаю, что нет смысла начинать коллекционировать лего, если процесс промывки деталей не доставляет удовольствия.

Один из таких наборов — «Шаттл Дискавери STS-31» 2003 года (полный обзор в моем блоге). Это лимитированный набор, выпущенный совместно с научно-популярным каналом «Дискавери». Внутри шаттла — телескоп «Хаббл», элементы которого встречаются всего лишь в десяти других комплектах Лего.

Еще я горжусь «Городским аэропортом» 1994 года, это бриллиант моей коллекции — один из самых редких наборов (на него тоже делал обзор):

Вот роскошный «Полицейский штаб и государственная тюрьма» 1996 года (обзор здесь). Это один из самых функциональных и разнообразных наборов для игр, там огромное количество техники — мотоциклы, грузовик для перевозки преступников, вертолет и катер.

Примерно 65% моей коллекции — это раритеты 90-х и 2000-х годов, которые уже не производят: подводные лодки, космические звездолеты, пиратский остров и другие. В старых наборах есть особая ламповость, поэтому очень люблю их.

Часто продавцы разделяют свои наборы Лего: беспорядочно сваливают детали в несколько пакетов и продают двум-трем разным людям. Понятно, полный набор тут не собрать. Оставалось одно: все равно покупать детали и отправлять их в запас. Когда запасных деталек накапливалось достаточно много, я старался найти и купить соответствующие наборы даже с обгрызенными, потерянными или испорченными деталями, чтобы заменить их своими резервными. Это процесс долгий, надо набраться терпения, но так вынуждены делать все коллекционеры старых наборов.

В общем, львиную долю своей коллекции я приобрел на вторичном рынке.

Охотиться за б/у наборами — классно, но требует слишком много времени и сил. После университета у меня появилась постоянная работа (я техник по обслуживанию медицинского оборудования), плюс я завел блог про Лего, а он тоже требует времени. Поэтому теперь в основном покупаю новые наборы.

Я фанат Гарри Поттера, поэтому у меня полно наборов из этой серии. Самые дорогие в моей коллекции — «Замок Хогвартс» и «Косой Переулок», в каждом больше 5 500 деталей. Я не богач и не могу сметать наборы из всех серий, которые мне нравятся, но все, что относится к Гарри Поттеру, покупаю без раздумий.

«Хогвартс» — самый большой набор серии и третий по величине среди всех наборов Лего. Там классные детали и фигурки, но есть и минусы: замок не совсем соответствует книжному, а некоторые элементы довольно хлипкие

«Косой Переулок» занимает чуть больше метра в длину. Лицевые стороны зданий сделаны классно, но вообще я считаю половинчатые здания изжившей себя идеей — более интересны раздвижные, цельные, которые выглядят законченно и намного больше внутри

Про «Косой Переулок» подробно рассказал в серии статей — почитайте, если тоже любите мир Гарри Поттера: первая часть, вторая и третья.

Еще я люблю знаковые серии Лего — «Биониклы», «Техник» и «Город». «Город» особенно нравится детям, прежде всего мальчикам: там много машинок. «Биониклы» — это просто серия, которая спасла компанию в свое время и привлекла очень много фанатов. А что касается «Техника», то это самая поразительная серия. Меня до сих пор удивляет, какие там создают механизмы: огромные движущиеся экскаваторы, грузовики и так далее.

Кстати, «Аполкалипсбург» прекрасно иллюстрирует, как улучшается качество мини-фигурок Лего со временем. Как я уже говорил, я люблю старые наборы, но фигурки — не лучшая их сторона. А здесь ими можно любоваться: отличная детализация, много уникальных, не встречающихся в других наборах.

650 наборов — это много, и в собранном виде я их почти не храню. После промывки, сборки и сортировки фотографирую их, разбираю, упаковываю в пакетики, которые сортирую по сериям и укладываю в ящики. Ящики стоят на балконе от пола до потолка. Места не хватает, и это уже становится большой проблемой.

Так выглядят наборы в разобранном виде внутри коробок:

Коллекционирование наборов Лего — дорогое хобби. Интересных, достойных наборов выходит великое множество в год, но стоят они порой просто невероятных денег. Чтобы покупать Лего за полную цену, надо быть миллиардером. Или сидеть круглые сутки на Авито, как я раньше. Иногда бывает, что кто-то находит в шифоньере старый набор в отличном состоянии и выкладывает его задешево, не зная цен. Но это редкость, да и покупают такие наборы почти моментально.

Поэтому я стараюсь брать наборы по акциям и жду ежегодных распродаж в «черную пятницу» и под Новый год. Могу полгода ничего не покупать, а потом приобрести детали и наборы раз шесть за месяц, потому что появились выгодные предложения. Так долго ждать — это боль, но ничего не поделаешь. Раритетные наборы я уже специально не ищу, потому что слишком многие мне хотелось бы иметь в коллекции, слишком дорого они стоят и слишком быстро разлетаются после поступления в продажу.

Дороговизна — наверное, главная причина, по которой коллекционирование Лего в России слабо развито. Не то чтобы коллекционеров совсем нет: например, недавно проходил фестиваль Лего в Таганроге, на котором был и я. Но на западе проводят в разы больше мероприятий, и их уровень гораздо выше. Там целая индустрия: участники иногда по несколько лет собирают огромные самоделки из 400 тысяч деталей! На Реддите фото своих работ выкладывают буквально сотни тысяч фанатов. Видимо, это потому, что Лего для них доступнее, чем для россиян.

Плюс Лего в том, что наборы, как правило, не теряют в цене со временем. По моим наблюдениям, дешевеют только наборы из детских серий вроде «Ниндзяго»: их регулярно перевыпускают. А вот другие только дорожают. В основном рост стоимости незначителен и компенсируется инфляцией, но все же наборы не обесцениваются.

Хорошо прибавляют в цене большие наборы, которые мало кто мог себе позволить, и культовые серии — те же «Гарри Поттер», «Властелин Колец», «Хоббит». То же относится к наборам из серий, которые закрылись, — некоторые из них с годами колоссально выросли в цене. Например, цена набора со статуей Свободы 2000 года выпуска варьируется от 1 400 до 3 000 долларов (103 тысячи и 220,8 тысячи рублей соответственно).

В 2018 году я решил рассказывать о своем хобби и завел канал в Яндекс.Дзене. Там много обзоров разных наборов, старых и новых, но время от времени я делаю аналитические материалы. Вот те статьи, которыми горжусь:

    : все о том, какими были первые фигурки 60-х годов и как они эволюционировали вплоть до наших времен.
  • Как развивались фигурки зверей, фантастических монстров и различных тварей. Рассказываю, когда появилась каноничная акула, какая серия подарила нам редких черных скатов и рыбу-пилу и как выглядят ездовые варги и король гоблинов из «Властелина колец».
  • Я люблю серию биониклов, и у меня есть несколько статей, где я разобрал их историю и легенды.
  • Ну и еще разное интересное, например, как телеведущий шоу Top Gear Джеймс Мэй строил дом из Лего, а рыбак потратил три года на изготовление линкора «Миссури» (7,4 метра в длину!).

Может, кто-то здесь тоже увлекается Лего? Скидывайте фото своих наборов в комментариях :)

Кто ни разу не слышал о Lego? Самый популярный конструктор в мире, который уступает по продажам лишь только компании "Hasbro" с их трансформерами и монополией. А ведь всё началось с простого бригадира Оле Кирка Кристиансена и его команды плотников. Основав компанию, которая состояла всего из семи человек, они были одними из тех, кто активно продвигал идею пластмассовых игрушек вместо деревянных, хотя и начинали с дерева. Позаимствовав концепцию скрепляющихся кирпичиков у Kiddicraft, Лего начали развивать свои собственные идеи, которые в итоге вылились в мировой бренд и гарант качества. Разрабатывая всё новые и новые дизайны, Лего никогда не останавливались на достигнутом. Не зря, слоган компании "Det bedste er ikke for godt", что с датского обозначает "лучшее ещё не достаточно хорошо".

В дальнейшем была разработана одна из самых узнаваемых деталей наборов лего, лего-человечек. Так ближе к нулевым, большую популярность обрело создание лего-фильмов. Чтобы стать режиссёром, многого не требовалось. Достаточно было создать декорации из конструктора и задействовать местных "лего-актёров". Дальше в дело вступала собственная камера и манёра съёмки stop-motion. "Свет, камера, мотор, начали!". Подобные короткометражные фильмы стали очень популярны среди энтузиастов.

Интуитивно простой, но при этом развивающий конструктор стал настолько распространён во всём мире, что расширение сфер деятельности было лишь вопросом времени.

Пока Лего всё сильнее укреплялись на рынке игрушек, параллельно им уже во всю развивалась игровая индустрия, особенно 3д. В перспективах была отличная возможность закрепиться на новом рынке развлечений.

Так в 1997-ом году на свет выходит первая лего-игра Lego Island. Сюжет рассказывает о молод пареньке, которого зовут Пеппер Рони. Он работает доставщиком пиццы у своих родителей. Однажды поступает заказ на пиццу прямиком из местной тюрьмы. Приехав на место, Пеппер Рони отдаёт пиццу местному преступнику, который с помощью неё сбегает из тюрьмы, крадёт вертолёт и грозится уничтожить весь остров и построить на новом месте свой собственный. Игроку предстоит поймать неуловимого преступника и спасти остров. Такой вот незамысловатый сюжет.

Вся игра будет разворачиваться на небольшом лего-острове, по которому можно поездить и полюбоваться на трёхмерную графику 90-х. Весь геймплей строится на коротеньких миссиях и не представляет собой ничего сложного. Из минусов стоит отметить достаточно неудобное управление и оптимизацию. Сама по себе игра очень короткая, и чтобы оставить игрока ещё ненадолго в этом мире, были введены дополнительные персонажи со своими мини-миссиями. Очень радует способы передвижения в игре. Игроку удастся полетать на вертолёте, поездить на велосипеде и даже поплавать на лодке. В общем получилась достаточно неплохая детская игра с интересными идеями. Простенький сюжет и в меру увлекательные миссии.

Дальше игры лего стали выходить достаточно часто, но качество проектов разнилось. Пожалуй стоит отметить лего-шахматы, которые взяли за основу старую проверенную временем игру и сделали её в формате лего со своим колоритом. Вышел интересный проект, которому возможно не повезло с бюджетом.

Также очень увлекательной вышла диалогия гонок Lego-Racers. Сюжет обоих игр посвящён одной цели-победить известного гонщика "Ракету". Но посоревноваться с "Ракетой" не так-то просто. Всю игру, игроку предстоит участвовать в различных заездах, чтобы доказать всем, что он не пальцем деланный. В игре отчётливо видно влияние таких проектов, как Mario Kart. Отличительной особенностью двух игр является возможность создать своего собственного персонажа и личное транспортное средство. В игре присутствуют неплохие локации, элементы приключения и даже соревновательный дух. В эти игры можно поиграть на двоих в режиме разделённого экрана. Если вам нравится лего и марио карт, то лучше игры и не придумать.

Выходила также игра, про команду исследователей, которые затерялись на чужой планете, и чтобы улететь с неё они вынуждены добывать кристаллы, чтобы зарядить энергией свой корабль. Были также градостроительные симуляторы, симуляторы дорожных линий и симуляторы конструктора. Стоит отдать должное, на рынок видеоигр часто выходили достаточно разноплановые лего-проекты.

В 1999 году лего подворачивается очень выгодная и важная сделка. Лего начинает сотрудничать с франшизой "Звёздные войны". Наборы конструктора по звёздным войнам становятся первым лицензионным продуктом лего и одним из самых популярных. Данное сотрудничество дало начало многим будущим лицензиям. Например в 2001-2002-ых годах выходит игры про первые два фильма по Гарри Поттеру. Особую популярность они не обрели, так как были достаточно сложны в освоении и имели проблемы с оптимизацией. Представляли они собой виртуальный конструктор, с возможностью поучаствовать в известных сценках из фильма.

Также выходила парочка игр по конструктору Bionicle. Более известной стала Bionicle Heroes, которая представляла из себя коридорный шутер от третьего лица. В ней было шесть персонажей со своими уникальными способностями, которые позволяли продвигаться по локациям. Интересно особенностью была возможность игры за боссов, после победы над ними.

Сейчас современному игроку будет очень трудно поиграть во все эти старые игры. Вышли они очень давно и современными системами практически не поддерживаются. Несмотря на неплохие продажи, они широкого признания не получили, так и оставшись нишевыми играми, которые продавались только за счёт имени известного бренда.

В 2005 году происходит революция в лего-играх. На свет выходит Lego Star Wars, которая навсегда изменила подход к созданию лего-игр. Разработчики Traveller's Tales взяли за основу своей игры популярную вселенную звёздных войн, а именно трилогию приквелов. Игроку предстоит пройтись по самым знаменитым сценам трёх эпизодов, попутно решая несложные головоломки и занимаясь платформингом. Вся игра построена на кооперативном взаимодействии со вторым игроком или компьютером.

Что же делало эту игру такой успешной и отличной от других? Игра очень хорошо следовала сюжету оригинальных фильмов, добавляя в них щепотку своего юмора. У неё были очень проработанные локации из фильмов, которые зритель мог видеть лишь только краем глаза. Игра имела очень приятный и не напрягающий геймплей, который пестрил большим разнообразием. Очень сложно присвоить какой-то один жанр этой игре. С одной стороны её можно назвать платформером с элементом файтинга, с другой она предстаёт в виде незамысловатой гонки, а иногда она и вовсе превращается в аркадный симулятор космических полётов.

Отдельной фишкой игры, а в дальнейшем и всех лего игр, стали персонажи. В игре присутствует огромное количество разных героев, которые разнятся от главных, до второстепенных. Все герои делятся на группы по способностям. Например, маленькие персонажи способны пролезать в труднодоступные зоны, а дроиды могут открывать закрытые двери. У счастливых обладателей светового меча также есть своя светлая и тёмная "магия", которая способна влиять на определённые объекты.

После прохождения сюжетной компании, можно было начать перепроходить пройденные уровни за других персонажей, тем самым занимаясь отыгрышем. Конечно, если сейчас взглянуть на игру, то возникнет вопрос. А что там отыгрывать? Но для юного фаната звёздных войн игра открывает невиданные возможности. Кто устоит перед возможностью пройти всю игру, в команде молодого Энакина и Люка Скайуокеров? Разработчики создали крепкую сюжетную основу, на которой игроки строили свои собственные мини-истории и развивали воображение. В контексте лего-игр, лучшего и не придумаешь.

В игре присутствует хорошая реиграбельность. Для стопроцентного прохождения игры нужно открыть дополнительный уровень. Чтобы открыть уровень, нужно собрать все спрятанные наборы на прошлых уровнях. А чтобы эти наборы собрать, нужно играть за других персонажей. Так что в игре есть чем заняться, даже после её прохождения, ведь разработчики ставят перед игроками вполне желанную цель, купить модельку Дарта Вейдера и имперского штурмовика (ну и ещё повстанцы, да).

Так в чём успех игры? В неё банально было интересно играть. Игре удалось передать дух звёздных войн и при этом развлечь игрока, позволив ему собирать свои сюжетные линии, которые очень хорошо работали на фантазию.

Сиквел игры был посвящён оригинальной трилогии, который так и назывался "Lego Star Wars 2:The Original Trilogy".

Игра сделала шаг вперёд и стала шире. Персонажей стало больше, головоломки сложнее, уровни более долгие и интересные. Разнообразие игровых ситуаций также никуда не делось. Юмор всё так же забавен и нисколько не раздражает, а сюжет подаётся плавно и ненавязчиво.

Разработчики добавили в игру целый редактор, который позволял состряпать своего собственного персонажа. В игре стало больше уровней связанных с техникой, поэтому появилась возможность покупать космические корабли, задействованные в фильмах.

Играя в игру, всё также было чем заняться. Разработчики предоставили все возможности игроку самому ставить себе условия игры и играть так, как он хочет. Если первая часть старалась балансировать между сюжетом и геймплеем, то вторая была полностью открыта для геймплейных пожеланий игрока. В своей второй лего-игре, Traveller's Tales развила все лучшие стороны первой части и сделала достойный сиквел, который и сейчас ни чем не уступает по качеству новым лего-играм.

В дальнейшем, в честь 30-ти летия франшизы "Звёздных Войн", разработчики выпускают "Lego Star Wars:The complete Saga", в котором они объединили обе свои игры и добавили в неё ещё немного контента. Эта версия является самой актуальной и распространённой на данный момент. К тому же, её можно купить в стиме.

Диалогию "The Lego Star Wars" можно смело назвать виртуальной энциклопедией и признанием в любви "Звёздным Войнам". Traveller's Tales сделали очень увлекательные и разнообразные игры, в которых нашлось место юмору и атмосфере. Скрупулёзно поработав над каждой составляющей игры, разработчики создали настоящую классику, на основе которой до сих пор выпускаются игры.

Благодаря звёздным войнам, франшиза лего-игр обрела второе дыхание и сейчас занимает заслуженную нишу в игровой индустрии. Каждый год выходят новые лего-игры, посвящённые различным лицензиям. Тогда в 2005-м году мало кто мог подумать, что нас будут ждать игры по "Бэтмену", "Пиратам Карибского Моря", "Толкину" и т.д. Traveller's Tales сделали по-настоящему прорывные игры. Не удивительно, что Лего им доверились и они до сих пор выпускают все игры, где есть приставка Lego.

Вы знаете, что детали LEGO, производимые сейчас, можно соединять с теми, что выпускались полвека назад? Только представьте, с тех пор, как был придуман уникальный кубик LEGO, технология не изменилась!

От дерева к пластику

Слышали, как начиналась история компании LEGO? Представляете, основатель огромной международной компании не был на момент ее создания ни успешным бизнесменом, ни специалистом в играх. Он был обычным датским плотником и многодетным отцом. 1932 год стал для Оле Кирк Кристиансена одновременно и трагичным, и знаковым. Сначала он потерял работу, а потом супругу, которая покинув этот мир, оставила его одного с 4-мя сыновьями. Но именно в этом году Оле создал мастерскую, где сколачивал стремянки и деревянные игрушки. И это стало датой основания компании LEGO.

Многие знают о том, что одной из первых игрушек, сделанных в мастерской, стала деревянная уточка. Но кубики там тоже делали! Правда, это были самые обычные деревянные кубики с выбитыми на них буквами и цифрами.

Мог ли тогда Оле Кирк Кристиансен представить, что его деятельность приведет к такому успеху? Вряд ли. Но его история – это путь преодоления трудностей, который вызывает восхищение! Мало того, что он начинал свое дело в очень трудные времена, один, с маленькими детьми на руках. Фортуна не спешила поворачиваться к нему лицом. Чуть только дела пошли в гору, началась война. А потом еще сгорела фабрика, которую пришлось восстанавливать. Но всем напастям вопреки в 1946 году компания LEGO для производства игрушек приняла решение купить первую в Дании машину для литья пластмасс под давлением. Пожалуй, это стало судьбоносным поворотом!

В образцах продукции, полученной вместе с машиной для литья, Кристиансен нашел кубики, которые можно скреплять друг с другом. И хотя конструкции, создаваемые из них, были крайне неустойчивые и рассыпались, он понял, что за этой идеей большое будущее.

Новое поколение – новые идеи

Свои первые пластмассовые кубики под названием Automatic Binding Bricks компания LEGO выпустила в 1949 году. В качестве материала использовалась пластмасса на основе ацетата целлюлозы. Компания начала производство наборов, состоявших их кубиков, но их сцепление друг с другом все еще не было достаточно надежным. В 1953 году кирпичики получили название LEGO Mursten.

В 1954 году сын Оле, Готфрид, который с 12 лет помогал отцу в компании, придумывает концепцию игровой системы LEGO, основанную на шести качествах, которые он назвал «Принципами игры». Кубики LEGO прекрасно соответствовали всем шести пунктам, однако имеющиеся проблемы с устойчивостью соединений, мешали реализации идеи. Тогда началась интенсивная работа по проектированию новой модели кубика, и к концу 1957 было создано несколько различных прототипов, которые соединялись намного лучше, чем выпускаемые LEGO Mursten. Новые кубики были протестированы детьми, и выбрана самая лучшая конструкция, которая и стала основой сегодняшних кубиков.

Только вперед

Современный кубик LEGO с той системой соединения, которую мы знаем, был запатентован в 28 января 1958 года. А в 1963 году ацетат целлюлозы, используемый для изготовления элементов конструктора, был заменен на акрилонитрил (Acrylonitrile Butadiene Styrene, или ABS) – пластмассу, используемую до сих пор. К слову сказать, кубики, выпущенные тогда, до сих пор сохраняют форму и цвет. А еще – прекрасно сцепляются с кубиками, изготовленными в наши дни.

Уже много десятилетий все детали конструкторов LEGO производятся по строгому стандарту, для соблюдения которого формы для штамповки элементов производятся с точностью 10 мкм, а точность изготовления самих кубиков составляет 2 тысячные миллиметра.

Обзор 11 стартапов и решений, использующих в своей технологии детали популярного конструктора.

История Lego — пример того, как компания сумела вовремя найти свою нишу. Фабрика по производству деревянных игрушек была открыта ещё в 1932 году. В 1934 году она получила название Lego — от датского leg godt, что значит «увлекательная игра». Через два года ассортимент увеличился до 42 видов игрушек, тогда же родился известный слоган компании — «Достаточно хорошим может быть только лучшее».

В 1947 году предприятие разрослось, но ассортимент был уменьшен. Деревянные изделия заменены пластиком. К началу 1950-х годов выручка достигала 1,5 млн крон, технология была запатентована. Тогда же были сформулированы принципы, определившие дальнейшее развитие Lego, — прочность, доступность, многообразие подходов к игровому процессу.

Последующие годы компания переживала затяжной кризис — были всплески продаж и сокрушительные неудачи. В 1980-х годах прекратил свое действие патент, рынок заполнили конкуренты, в том числе гиганты Tyco Toys и Mega Blocks, что вынудило Lego снизить цены на свою продукцию.

В итоге управленцам пришлось признать собственную неэффективность, прекратить выпуск неудавшихся проектов в пользу «звезд» — Lego Technic, Lego Castle, Lego City — и пересмотреть стратегию, что на 15 лет обеспечило стабильный рост ежегодной прибыли на 10%.

Удачным решением стало сотрудничество корпорации с Lucas Arts. После выхода серии Star Wars «Скрытая угроза» продажи тематических наборов составили одну шестую часть прибыли Lego.

С 1998 года компания вывела на рынок Lego Mindstorms (набор для создания программируемого робота), улучшенные парки Legoland, серию Bionicle и другие проекты, которые позволяют ей год за годом оставаться «в игре».

В 2017 году на рынке продолжают появляться стартапы, которые используют технологии всемирно известного конструктора.

Проект был основан в 2014 году тремя единомышленниками — разработчиком, физиком и маркетологом. Его идея — объединение технологии беспилотного и компьютерного зрения в продуктах общего пользования. Создатели не нашли подходящей аппаратной системы для своего квадрокоптера, поэтому придумали новую.

Для создания корпуса сначала применялась 3D-печать, но использование кирпичиков Lego расширило возможности продукта — теперь покупатели могут легко и без лишних затрат собирать дронов по собственным проектам.

Детали корпуса и контроллер отправляются заказчикам по почте, дрон управляется с помощью приложения на смартфоне. Как утверждает Gadget Blog, цена квадрокоптера осенью 2016 года составляла 149$. Собрать его можно за 15 минут, а исходный код есть в открытом доступе.

В сентябре 2016 года проект успешно прошел стадию бета-тестирования и привлек инвестиции в размере $1 млн. В течение трех месяцев с момента официального запуска компания реализовала продукцию на $1,9 млн. По данным за апрель 2017 года отгружено более 8 тысяч наборов.

13-летний Шубам Банерджи реализовал свою идею — бюджетную версию принтера Брайля (печать текстов для слабовидящих людей). При этом он использовал детали Lego Mindstorms EV3.

Принтер наносит текст на бумагу с помощью канцелярских скрепок. Первый прототип был собран для школьной выставки в начале 2014 года. Основной целью проекта было удешевление стоимости печати, что реализовалось в полном объеме — приобрести экземпляр можно за 500$, что дешевле обычного принтера Брайля в четыре раза. В США спрос на продукт невысок, но Банерджи рассчитывает на востребованность в других странах за счет низкой цены.

Проект изначально финансировала фирма отца Банерджи Braigo Labs, она вложила в общей сложности $35 тысяч. В 2014 году стартап получил финансирование от Intel Capital, в качестве процессора в устройстве используется чип Intel Edison.

Стартап изготавливает полноразмерные кубики — аналог Lego. С их помощью можно создать практически любую конструкцию без помощи креплений и инструментов.

Блоки состоят из полипропилена, представлены в нескольких модификациях и имеют 14 цветовых решений. В них можно просверлить каналы для проводов или, например, светодиодной ленты. С их помощью можно сложить и маленьких столик, и маленький дом.

На сайте EverBlock есть расчеты, сколько блоков понадобится для проекта, который предложит пользователь. По желанию мебель можно разобрать и использовать материал для новой идеи.

Автор проекта считает, что технология будет востребована в качестве временного жилья для регионов, пострадавших от стихийных бедствий. Стоимость одного комплекта составляет от $3,95 до $155,90.

Это независимый частный музей, где выставлены коллекционные фигурки Lego, строятся Lego-города и даже есть миниатюрный «Эрмитаж».

Во время просмотра экспозиции можно купить понравившиеся экспонаты или материал для будущего строительства. Музей ведет просветительскую деятельность, проводит тематические недели и собирает интересные работы поклонников Lego. Выставка музея лишь на 80% состоит из собственных экспонатов, остальное принесли поклонники.

Российский разработчик робототехнического комплекса «Брейн Девелопмент» создал на основе Lego EV3 конструктор «Мой робот» для обучения детей в возрасте от 10 до 14 лет. Построенным роботом можно управлять с помощью ноутбука или планшета.

Набор дороже оригинального Lego EV3 на 6%, однако имеет больше деталей, дополнительные мотор и плату и ещё ряд улучшений. Конструктор разработан для образовательной программы клубов робототехники «Роботрек».

Читайте также: