Где учиться на конструктора космических аппаратов

Обновлено: 04.05.2024

Рассказываем, кем нужно работать и где нужно учиться, чтобы связать свою карьеру с космосом.

Космонавт

Самый очевидный вариант, но не самый простой для претворения в жизнь. Космонавт управляет космическим кораблём, проводит работы на Международной космической станции и даже выходит в открытый космос. В задачу космонавтов входит проведение научных исследований, а также испытание различных технических устройств. Порой космонавтам приходится ремонтировать оборудование, находящееся на борту станции. Само пребывание людей на околоземной орбите — биологический эксперимент, на Земле космонавты становятся объектом изучения для врачей и биологов.

Отбором и обучением космонавтов-испытателей занимается Центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина. Подать заявку на поступление в отряд космонавтов может любой желающий моложе 35 лет. Среди основных требований к космонавтам — хорошее здоровье и высшее образование. Самые востребованные специальности на орбите — пилот и инженер, а самый простой путь в космонавты лежит через профессию военного лётчика.

Где работать: в Отряде космонавтов «Роскосмоса».

Где учат:

  • Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков им. А.К.Серова;
  • Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов (филиал Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина»);
  • Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков (филиал Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина»).

Инженер-конструктор

Проектирует схемы отдельных деталей и механизмов летательных аппаратов — ракет, космических кораблей, спутников. Создает новые технические решения, участвует в сборке и тестировании аппаратов и механизмов, готовит инструкции по эксплуатации оборудования. Инженеры-конструкторы проектируют ракетные двигатели, космические аппараты и ракетно-космические комплексы, патентуют новые конструкции узлов и агрегатов.

Где работать: У Илона Маска 🙂 На предприятиях военно-космической и оборонной промышленности, научно-исследовательских институтах, конструкторских бюро (НПО им. С.А. Лавочкина, Центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры, Институт космических исследований РАН, НПО Энергомаш им. академика В. П. Глушко, Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С. П. Королёва, ОАО МНПК «Авионика», АО «Российские космические системы»).

Где учат:

Вуз Факультет
Московский авиационный институт Институт № 6 «Аэрокосмический факультет»
МГТУ имени Н. Э. Баумана Аэрокосмический факультет
МГУ им. М. Ломоносова Аэрокосмический факультет
Санкт-Петербургский государственный университет Институт ракетно-космической техники
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения Институт космической техники
Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова Факультет «А» ракетно-космической техники
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения «Приборостроение»
Санкт-Петербургский государственный университет «Фундаментальная механика»

Инженер-робототехник

Он разрабатывает роботизированные автоматические системы, в том числе с применением технологий искусственного интеллекта — одно из ведущих направлений современной науки. Инженеры-робототехники в космической отрасли создают и программируют аппараты для исследования космоса и космических объектов. Среди последних достижений космической робототехники — робот-помощник астронавта на борту космической станции и робот для переноски тяжестей и помощи в экстремальных ситуациях, которые могут произойти на орбите. Российская робототехника пока отстаёт от зарубежной, но в ближайших планах — выход на мировой уровень.

Где работать: в конструкторских бюро авиации и космонавтики, в научно-исследовательских институтах, предприятиях космической отрасли (НПО им. С.А.Лавочкина, НПО «Андроидная техника», Кластер космических технологий и телекоммуникаций фонда «Сколково», Институт проблем механики РАН, ЦНИИ робототехники и технической кибернетики, Научно-испытательный центр ракетно-космической промышленности, «Объединённая ракетно-космическая корпорация», Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С. П. Королёва, Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры, АО «Российские космические системы»).

Где учат:

Вуз Факультет
Московский авиационный институт Факультет № 7 «Робототехнические и интеллектуальные системы»
МГТУ им. Н.Э. Баумана Робототехника и комплексная автоматизация; Специальное машиностроение»
Московский государственный технологический университет «Станкин» Институт автоматизации и робототехники
Московский технологический университет (МИРЭА) Институт кибернетики
Балтийский государственный технический университет «Военмех им. Д. Ф. Устинова» Факультет «И» информационные и управляющие системы
«Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнёва» Институт машиноведения и мехатроники

Инженер по телекоммуникациям и связи

Без связи с ЦУПом невозможны космические полёты и освоение околоземного пространства. Инженеры по связи и телекоммуникациям обеспечивают бесперебойную работу аппаратуры по запуску и управлению спутников и космических аппаратов, занимаются проектированием и обслуживанием спутниковых коммуникаций, благодаря которым осуществляется передача радио- и телевизионного сигнала по всей Земле. Инженеры по связи участвуют в эксплуатации глобальных систем спутниковой навигации ГЛОНАСС и спутникового позиционирования GPS.

Специалистов по связи и коммуникации в космической отрасли готовят на кафедрах, где изучают спутниковые сети, сети передачи данных, радиоуправление, радионавигацию и радиолокацию.

Где работать: Центр дальней космической связи в Евпатории, АО «Российские космические системы» или в центрах связи предприятия «Космическая связь», ОАО «Информационные спутниковые системы» им. академика М.Ф. Решетнёва.

Где учат:

Вуз Факультет
Московский авиационный институт "Институт № 4 «Радиоэлектроника, инфокоммуникации и информационная безопасность»
МГТУ имени Н. Э. Баумана «Радиоэлектроника и лазерная техника»
Московский технологический университет (МИРЭА) Институт радиотехнических и телекоммуникационных систем
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения "Радиолокационные системы и комплексы, Радиоэлектронные системы передачи информации
Самарский аэрокосмический университет Факультет электроники и приборостроения
«Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнёва» Институт информатики и телекоммуникаций
Балтийский государственный технический университет «Военмех им. Д. Ф. Устинова» Факультет «И» информационные и управляющие системы
Рязанская радиотехническая академия Факультет радиотехники и телекоммуникаций

Инженер-программист

В космической отрасли не обойтись без специалистов по информационным технологиям и программированию. Они занимаются программированием бортовых компьютеров спутников и космических аппаратов. Программисты востребованы на предприятиях, выпускающих системы управления и радиоэлектронной аппаратуры для ракетно-космической техники. В обязанности инженера-программиста входит разработка, создание, проверка управляющих программ, их сопровождение и обслуживание.

Где работать: в «Роскосмосе», АО «Российские космические системы», ОАО «Информационные спутниковые системы» им. академика М.Ф. Решетнёва, на предприятиях военно-космической и оборонной промышленности, конструкторских бюро авиации и космонавтики, научно-исследовательских институтах.

Где учат:

Вуз Факультет
Московский авиационный институт Факультет № 8 «Информационные технологии и прикладная математика»
МГТУ имени Н. Э. Баумана «Информатика и системы управления»
МГУ им. М. Ломоносова Факультет космических исследований (Космические исследования и космонавтика)
Санкт-Петербургский государственный университет, Программирование и информационные технологии; Программная инженерия
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения Разработка программно-информационных систем
Самарский национальный исследовательский университет им.С.П. Королёва Факультет информатики; Институт информатики, математики и электроники"
Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им.Д. Ф. Устинова Факультет «И» информационные и управляющие системы
Рязанская радиотехническая академия Факультет вычислительной техники (кафедра космических технологий)

Космический баллистик

Другое название этой профессии — инженер-исследователь по динамике, баллистике, управлению движением космических аппаратов. Космические баллистики занимаются расчетами движения орбитальных аппаратов и межпланетных станций, отвечают за безопасность и точность движения космических аппаратов.

Где работать: в Центре управления полётами, войсках противовоздушной обороны, на специализированных предприятиях, в исследовательских лабораториях и центрах.

Где учат:

Вуз Факультет
Московский авиационный институт Факультет №1 «Авиационная техника»
МГТУ имени Н. Э. Баумана «Информатика и системы управления»
МГУ им. М. В. Ломоносова Факультет космических исследований (Космические исследования и космонавтика)
Самарский национальный исследовательский университет им.С.П. Королёва Институт авиационной техники
Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского Факультет систем управления ракетно-космических комплексов и информационно-технического обеспечения
Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова Факультет «А» ракетно-космической техники

Астроном

Астрономия — раздел физики и одна из старейших научных дисциплин. Современная астрономия подразделяется на астрофизику, астрометрию, небесную механику, звёздную астрономию. Специалисты-астрономы занимаются фундаментальными исследованиями космического пространства и динамики звёздных систем, изучают Солнце и солнечную систему, отдельные звёзды и целые галактики, постигают природу сверхновых и черных дыр. Делают они это с помощью наблюдений через современные телескопы и технологий компьютерного моделирования.

Где работать: в научно-исследовательских институтах, обсерваториях (Институт космических исследований РАН, Астрокосмический центр Физического института Академии Наук, Российский фонд фундаментальных исследований, Астрономический институт им. В. В. Соболева, Главная (Пулковская) астрономическая обсерватория РАН, Специальная астрофизическая обсерватория РАН, «Крымская Астрофизическая обсерватория РАН»).

Где учат:

Вуз Факультет
МГУ им. М. В. Ломоносова Физический факультет, специальность «Астрономия»
СпБГУ Астрономия

Космический биолог

Специальности, которые ещё недавно существовали только на страницах фантастических романов, сегодня становятся реальностью. Космическая биология исследует особенности функционирования живых организмов в невесомости, занимается разработкой систем жизнеобеспечения космонавтов, а также изучает жизнь на других планетах, например, на Марсе.

Где работать: в Центре астробиологических исследований при биологическом факультете МГУ, Институте медико-биологических проблем РАН.

Где учат:

Вуз Факультет
МГУ им. М. В. Ломоносова Биологический факультетФакультет космических исследований (магистерская программа «Космические медико-биологические исследования»),

Специалист по космической медицине

«Космические медики» занимаются постоянным медицинским сопровождением и мониторингом здоровья космонавтов, разработкой критериев отбора в отряд космонавтов, созданием специальных реабилитационных техник, которые помогают преодолеть последствия невесомости. Дальнейшее продвижение человека в космос, например, освоение Луны и Марса, потребует новых специалистов в области космической медицины и поставит перед ними новые задачи по адаптации человеческого организма к условиям пониженной силы тяжести.

Где работать: Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина.

Где учат:

Вуз по специальности «Лечебное дело»
Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова
Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова
Казанский государственный медицинский университет
Северный государственный медицинский университет
Сибирский государственный медицинский университет
Самарский государственный медицинский университет и другие медицинские вузы

Вуз Программа послевузовской подготовки
МГМУ им. Сеченова «Авиационная и космическая медицина»
Медицинская академия последипломного образования Академический образовательный центр фундаментальной и трансляционной медицины, кафедра авиационной и космической медицины

У человечества есть большие планы на космос: колонизация планет и исследование просторов Вселенной. Поэтому количество «космических» профессий в будущем увеличится — понадобятся менеджеры космического туризма, дизайнеры внеземных сооружений, специалисты по космической экономике и праву. Так что, если вам хочется связать жизнь с космосом, но в нашем списке ничего не привлекает, — не отказывайтесь от мечты!

Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей

Ниже вы можете посмотреть вузы, в которых можете выучиться на профессию Конструктор космических аппаратов и систем в Москве. Нажмите на название вуза, чтобы посмотреть список программ и нем.

средняя цена обучения (год)

проходные баллы (от)

В каких вузах Москвы можно получить профессию Конструктор космических аппаратов и систем?

логотип МГТУ им. Н.Э. Баумана

Москва Программы Факультеты Задать вопрос

Автоматизация технологических процессов и производств, Бизнес-информатика, Биотехнические системы и технологии, Высокотехнологические плазменные и энергетические установки и еще 52 направления

логотип МАИ

Москва Программы Факультеты Задать вопрос

Авиастроение, Автоматизация технологических процессов и производств, Баллистика и гидроаэродинамика, Бизнес-информатика и еще 44 направления

логотип МГУЛ

Москва Программы Факультеты Задать вопрос

Автоматизация технологических процессов и производств, Землеустройство и кадастры, Инноватика, Информатика и вычислительная техника и еще 22 направления

логотип Технологический университет

Москва Программы Факультеты Задать вопрос

Бизнес-информатика, Государственное и муниципальное управление, Дизайн, Информационная безопасность и еще 17 направлений

Вузы Москвы по профессии Конструктор космических аппаратов и систем

На этой странице вы найдете все вузы Москвы, в которых можно освоить профессию Конструктор космических аппаратов и систем. Нажмите на интересующий вуз, чтобы узнать подробности обучения в нем: проходные баллы, комбинации предметов ЕГЭ, стоимость обучения и прочее. При необходимости настройте профессию по городу. Также посмотрите программы по профессии.

Ниже вы можете ознакомиться с вузами, где можно выучиться на профессию Конструктор космических аппаратов и систем. С помощью фильтра справа вы можете отфильтровать вузы по необходимым критериям.

средняя цена обучения (год)

проходные баллы (от)

В каких вузах можно получить профессию Конструктор космических аппаратов и систем?


Москва Программы Отзывы Факультеты Задать вопрос


Москва Программы Отзывы Факультеты Задать вопрос


Москва Программы Отзывы Факультеты Задать вопрос


Санкт-Петербург Программы Отзывы Факультеты Задать вопрос


Москва Программы Отзывы Факультеты Задать вопрос


Санкт-Петербург Программы Отзывы Факультеты Задать вопрос


Омск Программы Отзывы Факультеты Задать вопрос


Самара Программы Отзывы Факультеты Задать вопрос


Волгоград Программы Отзывы Факультеты Задать вопрос


Оренбург Программы Отзывы Факультеты Задать вопрос


Красноярск Программы Отзывы Факультеты Задать вопрос

Вузы России по профессии Конструктор космических аппаратов и систем: какие вузы учат

На этой странице вы найдете все вузы России, которые учат на профессию Конструктор космических аппаратов и систем. Нажмите на интересующий вуз, чтобы узнать подробности обучения в нем: проходные баллы, комбинации предметов ЕГЭ, стоимость обучения и прочее. При необходимости настройте профессию по городу. Также посмотрите программы по профессии.

Вузы Москвы, где можно получить профессию Конструктор космических аппаратов и систем

МФТИ

Прикладная математика и информатика . Прикладные математика и физика . Информатика и вычислительная техника . Электроника и наноэлектроника . Техническая физика . Биотехнология . Системный анализ и управление . Компьютерная безопасность . Прикладная математика и информатика . Прикладные математика и физика . Информатика и вычислительная техника . Инфокоммуникационные технологии и системы связи . Электроника и наноэлектроника . Фотоника и оптоинформатика . Ядерные физика и технологии . Техническая физика . Биотехнология . Материаловедение и технологии материалов . Баллистика и гидроаэродинамика . Системный анализ и управление . Наукоемкие технологии и экономика инноваций . Бизнес-информатика . Математика и механика . Компьютерные и информационные науки . Физика и астрономия . Химические науки . Наука о земле . Биологические науки . Информатика и вычислительная техника . Электроника, радиотехника и системы связи . Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии . Авиационная и ракетно-космическая техника

МГТУ

Системы управления летательными аппаратами . Управление в технических системах . Информационные системы и технологии . Конструирование и технология электронных средств . Информатика и вычислительная техника . Прикладная информатика . Программная инженерия . Компьютерная безопасность . Информационная безопасность автоматизированных систем . Прикладная математика и информатика . Экономика . Инноватика . Менеджмент . Бизнес-информатика . Машиностроение . Проектирование технологических машин и комплексов . Стандартизация и метрология . Материаловедение и технологии материалов . Дизайн . Наноинженерия . Электроника и наноэлектроника . Ракетные комплексы и космонавтика . Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов . Навигационно-баллистическое обеспечение применения космической техники . Боеприпасы и взрыватели . Радиоэлектронные системы и комплексы . Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие . Мехатроника и робототехника . Наземные транспортно-технологические средства . Транспортные средства специального назначения . Электроэнергетика и электротехника . Биотехнические системы и технологии . Лазерная техника и лазерные технологии . Оптотехника . Электронные и оптико-электронные приборы и системы специального назначения . Проектирование авиационных и ракетных двигателей . Специальные системы жизнеобеспечения . Холодильная, криогенная техника и системы жизнеобеспечения . Технологические машины и оборудование . Ядерная энергетика и теплофизика . Ядерные реакторы и материалы . Высокотехнологические плазменные и энергетические установки . Техносферная безопасность . Энергетическое машиностроение . Прикладная механика . Автоматизация технологических процессов и производств . Прикладная математика . Техническая физика . Математика и компьютерные науки . Лингвистика . Управление в технических системах . Информационные системы и технологии . Конструирование и технология электронных средств . Информатика и вычислительная техника . Программная инженерия . Информационная безопасность . Прикладная математика . Менеджмент . Ракетные комплексы и космонавтика . Организация и управление наукоемкими производствами . Наукоемкие технологии и экономика инноваций . Экономика . Машиностроение . Технологические машины и оборудование . Стандартизация и метрология . Материаловедение и технологии материалов . Дизайн . Электроника и наноэлектроника . Наноинженерия . Мехатроника и робототехника . Наземные транспортно-технологические комплексы . Биотехнические системы и технологии . Лазерная техника и лазерные технологии . Оптотехника . Энергетическое машиностроение . Холодильная, криогенная техника и системы жизнеобеспечения . Ядерная энергетика и теплофизика . Высокотехнологические плазменные и энергетические установки . Техносферная безопасность . Прикладная механика . Автоматизация технологических процессов и производств . Техническая физика . Математика и компьютерные науки . Управление интеллектуальной собственностью . Прикладная информатика . Химическая технология . Лингвистика . Социология . Математика и механика . Физика и астрономия . Химические науки . Информатика и вычислительная техника . Информационная безопасность . Электроника, радиотехника и системы связи . Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии . Электро- и теплотехника . Ядерная, тепловая и возобновляемая энергетика и сопутствующие технологии . Машиностроение . Механика и математическое моделирование . Социология . Судебная экспертиза


– Чем занимаются «Информационные спутниковые системы имени Решетнева»?
– Наше предприятие осуществляет полный цикл производства и эксплуатации космических аппаратов, начиная от разработки и заканчивая сдачей заказчику изделия на орбите. В основном мы специализируемся на космических аппаратах связи и телевещания, геодезии, научных исследованиях. «Информационные спутниковые системы имени Решетнева» — одно из ведущих предприятий в этой сфере не только в России, но и во всем мире.

– Предприятие разрабатывает новые модели спутников или создает аналоги уже существующих?
– Частично мы строим аналоги уже летающих спутников. Ведь существует Федеральная целевая программа, которая планирует запуск космических аппаратов на несколько лет вперед. К тому времени, когда «старый» спутник закончит срок своего активного существования, нужно подготовить новый аппарат на его замену, чтобы не было перебоев в предоставлении услуг.
Кроме того, спутники постоянно совершенствуются. В них устанавливают новую полезную нагрузку: антенны, телескопы, проводят иные модификации. Каждое усовершенствование направлено на увеличение срока активного существования, открытие новых возможностей. Появляются и экспериментальные космические аппараты. Однако это происходит нечасто, ведь изготовление спутников стоит недешево.

– Вы работаете инженером-конструктором отдела проектирования. Что входит в ваши обязанности?
– Я занимаюсь проектированием космических аппаратов. Инженеры проектного отдела выпускают ряд исходных данных — теоретический чертеж, массовые сводки, энергетические сводки, схему сборки, 3D-модель космического аппарата, после данные передаются в другие системные отделы.

– Какие специалисты дальше работают с этими данными?
– Так как предприятие проводит цикл создания космических аппаратов: от идеи до изготовления, то в работе помимо проектного отдела участвуют и другие.
После проектировщиков за работу берутся системные отделы, например, конструкторский отдел, который непосредственно прорабатывает аппарат. Другой отдел придумывает логику работы бортового комплекса управления, проверяет совместимость средств выведения (ракеты) и устройства отделения космического аппарата. Следующие отделы занимаются электрическим проектированием, тянут кабели, разрабатывают систему ориентации этого аппарата.
Когда производство изготавливает отдельные части аппарата, приступают к сборке. После сборки проходят испытания на земле, затем — запуск и испытания космического аппарата уже на орбите.
Наш отдел отслеживает весь «жизненный цикл» аппарата, ведь мы не только создаем его, но потом и отвечаем за конечное изделие целиком.

– Сколько времени уходит на то, чтобы сделать космический аппарат?
– На создание спутника уходит примерно два года. Было время, что мы запускали аппараты чуть ли не каждые три месяца.

– Кто заказывает космические аппараты?
– «Информационные спутниковые системы имени академика М.Ф. Решетнева» — государственная корпорация, которая относится к «Роскосмосу». Многие аппараты мы создаем именно под его нужды — для участия в федеральной космической программе или в отдельных проектах, например, ГЛОНАСС (отечественная глобальная навигационная спутниковая система — прим. сайта). Среди наших клиентов есть российские компании, такие как «Газпром космические системы». Есть у нас и зарубежные заказчики, к примеру, из Индонезии, для которых мы создаем космические аппараты связи.

– Для чего используются аппараты, которые вы разрабатываете?
– Основной тип нашей продукции — это спутники космической связи. Они обеспечивают связь — правительственную, военную и обычную, благодаря которой мы смотрим телевизор, разговариваем по телефону, пользуемся интернетом. Кроме того, спутники нужны для дистанционного зондирования планеты, составления карт, навигации и геодезии (изучения поверхности, определения положения объектов и измерения площадей земельных участков — прим. сайта).

– Как вы стали инженером-конструктором в космической отрасли?
– Я училась в аэрокосмической школе — одном из подшефных заведений Сибирского государственного аэрокосмического университета. Там нам еще за партой прививали не только любовь к космосу, но и знания, которые понадобятся для работы в этой отрасли. Окончив такую школу, можно было вне конкурса поступать в Аэрокосмический университет на различные специальности, связанные с космосом, что я и сделала, выбрав специальность «Ракетостроение».

– Какое высшее образование нужно получить, чтобы стать инженером-конструктором космических аппаратов?
– Могу порекомендовать родное учебное заведение — Сибирский государственный аэрокосмический университет имени Решетнева. Кроме того, я советую после окончания вуза поступать в аспирантуру. Существует огромная база материалов и нерешенных проблем на предприятии для подготовки научного исследования, и есть большой шанс успешно защитить кандидатскую диссертацию.

– На какие предметы стоит делать упор старшеклассникам, которые хотят стать инженерами-конструкторами?
– В первую очередь это математика и физика. Неплохо бы уметь хорошо чертить — это важный навык для инженера-конструктора. А остальному научат уже в университете.

– Должен ли человек, который хочет стать инженером-конструктором, уметь программировать?
– Лишним это не будет, как и знание английского языка. Однако программное обеспечение для космических аппаратов все же создают специальные люди — инженеры-программисты. Несмотря на то, что в названии обеих профессий фигурирует слово «инженер», эти специалисты обладают совершенно разными навыками, и их обязанности не пересекаются.

– Какими компетенциями должен обладать инженер-конструктор?
– Он должен уметь творчески мыслить и быть стрессоустойчивым. Человеку из проектного отдела приходится иметь дело со множеством людей, общаться и со внешними заказчиками, и с сотрудниками его предприятия. Также инженер-конструктор должен быть целеустремленным и организованным. Все-таки у него ответственная работа. Малейшая ошибка может привести к печальным последствиям.

– Какой карьерный рост может быть у инженера-конструктора?
– Приходя к нам на работу, выпускник сразу сталкивается с практическими задачами. От того, насколько успешно он с ними справится, и зависит его дальнейший рост в профессиональном плане. Для талантливого человека нет ограничений — он может стать и начальником отдела, и генеральным директором. Или просто может стать известным благодаря своим изобретениям.

– Сколько получают инженеры-конструкторы?
– Думаю, 30–40 тысяч.

– От чего может устать инженер-конструктор?
– От постоянной работы за компьютером — все-таки глаза сильно устают. Хотя я не могу сказать, что провожу весь рабочий день перед экраном, ведь инженер-конструктор — это творческая работа. Можно час рисовать, а потом полчаса стоять у окна и размышлять.

– Чем может заняться инженер-конструктор, решивший попробовать себя в чем-то новом?
– Во время учебы в университете инженеру-конструктору дают базовые знания в различных областях. При желании этот специалист может уйти в смежную область, например, на предприятие, которое производит другой тип продукции, работать на производстве (за станками, оборудованными числовым программным управлением, или технологом).

– Существуют ли какие-нибудь кружки, где старшеклассник может получить практические навыки в проектировании космических аппаратов?
– Наше предприятие регулярно организует для школьников, записавшихся на целевое обучение, «Космическое погружение». Старшеклассники, участвующие в этом проекте, на три дня приезжают в лагерь, где слушают лекции, делают собственные проекты и получают базовые навыки, как строить космические аппараты.
Для школьников, которые не хотят ограничиваться короткими курсами, существуют профильные образовательные учреждения, например, Аэрокосмический лицей в Новосибирске.

– Что вы могли бы порекомендовать почитать и посмотреть старшеклассникам, которые хотят больше узнать о работе инженера-конструктора?
– Пусть посмотрят канал «ТВ-Развитие», созданный АО «Информационные спутниковые системы», там достаточно много информации о деятельности не только инженера-конструктора, но, в принципе, всех инженерных специальностей, которые есть в космической отрасли.
Также рекомендую прочесть «Общее проектирование космических аппаратов информационного обеспечения» В.Е. Чеботарева, а также посмотреть фильмы про Сергея Павловича Королева, Михаила Федоровича Решетнева, Юрия Гагарина и других известных личностей, работавших и оставивших свой след в космической отрасли.

Читайте также: