Генеральный директор главный конструктор

Обновлено: 26.04.2024

Чем занимается организация, виды деятельности

Основной вид деятельности организации: Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие (код по ОКВЭД 72.19).

Дополнительно организация заявила следующие виды деятельности:

20.30 Производство красок, лаков и аналогичных материалов для нанесения покрытий, полиграфических красок и мастик
41.20 Строительство жилых и нежилых зданий
43.21 Производство электромонтажных работ
43.22 Производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха
43.29 Производство прочих строительно-монтажных работ

ООО "ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКТОР" имеет лицензии на право заниматься следующими видами деятельности:

Номер Кем выдана Виды деятельности Срок действия
77-Б/06729 Главное управление МЧС России по г. Москве Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с 19.02.2019
МКРФ 20306 Министерство культуры Российской Федерации Деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с 20.05.2020

Где находится ООО "ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКТОР", юридический адрес

До 12.12.2018 организация находилась по адресу: .

По текущему юридическому адресу других организаций не значится.

Кто владелец (учредитель) организации

Учредителем ООО "ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКТОР" является:

Учредитель доля стоимость с какой даты
Корнетова Ольга Юрьевна (ИНН: 773310538119) 100% 10 тыс. руб. 20.10.2015

Кто руководит ООО "ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКТОР"

Руководителем организации (лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица) с 20 октября 2015 г. является генеральный директор Шестериков Александр Валентинович (ИНН: 770470928471).

Кем руководит и владеет организация (числится учредителем)

ООО "ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКТОР" не значится учредителем каких-либо российских юридических лиц.

Численность сотрудников

В 2021 году среднесписочная численность работников ООО "ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКТОР" составила 12 человек. Это на 2 человека больше, чем в 2020 году.

Финансы организации

Уставный капитал ООО "ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКТОР" составляет 10 тыс. руб. Это минимальный уставный капитал для организаций, созданных в форме ООО.

В 2021 году организация получила выручку в сумме 21,3 млн руб., что на 326 тыс. руб., или на 1,5 %, меньше, чем годом ранее.

По состоянию на 31 декабря 2021 года совокупные активы организации составляли 45,2 млн руб. Это на 3,5 млн руб. (на 7,1 %) меньше, чем годом ранее.

Чистые активы ООО "ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКТОР" по состоянию на 31.12.2021 составили 6,5 млн руб.

Результатом работы ООО "ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКТОР" за 2021 год стала прибыль в размере 263 тыс. руб. Это на 81,1 % меньше, чем в 2020 г.

Организация не применяет специальных режимов налогообложения (находится на общем режиме).

Организация относится к категории микропредприятий. В соответствии с нормативно утвержденными критериями, микропредприятием считается организация с выручкой до 120 млн. руб. в год и численностью сотрудников до 15 человек.

Полная информация о составе имущества и обязательств организации, финансовых результатах доступна в бухгалтерской отчетности ООО "ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКТОР".

Сведения об уплаченных организацией суммах налогов и сборов за 2020 год

Налог на добавленную стоимость3,34 млн. руб.
Налог на прибыль655 тыс. руб.
Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством73,6 тыс. руб.
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования326 тыс. руб.
Налог на имущество организаций0 руб.
Страховые и другие взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации953 тыс. руб.
Итого5,35 млн. руб.

Организация не имела налоговой задолженности по состоянию на 01.10.2020.

Лица, связанные с ООО "ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКТОР"

На основе данных единого государственного реестра юридических лиц прослеживаются следующие взаимосвязи лиц, имеющих прямое или косвенное отношение к организации:


    (руководитель)
    (учредитель)

    (Корнетова Ольга Юрьевна - учредитель)

    (руководитель ООО "ПОЖАРНЫЙ ИНЖЕНЕР")
    (руководитель до 06.09.2019 *ООО "ПОЖАРНЫЙ ИНЖЕНЕР")
    (руководитель до 13.12.2018 *ООО "ПОЖАРНЫЙ ИНЖЕНЕР")

Дальнейшие связи не найдены

Последние изменения в ЕГРЮЛ

  1. 21.06.2020. Представление лицензирующим органом сведений о предоставлении лицензии.
  2. 28.10.2019. Государственная регистрация изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, связанных с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, на основании заявления.
  3. 11.03.2019. Представление лицензирующим органом сведений о предоставлении лицензии.
  4. 12.12.2018. Изменение сведений о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.
  5. 14.11.2016. Внесение сведений о регистрации в ПФ РФ.
  6. 22.10.2015. Внесение сведений о регистрации в ФСС РФ.
  7. 20.10.2015. Внесение сведений об учете в налоговом органе.

* Указана дата изменения в ЕГРЮЛ (может не совпадать с фактической).

Дополнительные проверки

Представленные на этой странице данные получены из официальных источников: Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), Государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности (ГИР БО), с сайта Федеральной налоговой службы (ФНС), Минфина и Росстата. Указанные данные подлежат опубликованию в соответствии с законодательством РФ.

Разработкой программного обеспечения и обработкой информации занимается ООО "Профсофт" (ИНН 3906992381). Используется информация только из официальных открытых источников. Если вы заметили ошибку или некорректную информацию, пожалуйста, свяжитесь с разработчиком.


Но перед тем, как перейти к вопросам, расскажем немного о нашем собеседнике. Александр родился в Ленинграде 26 апреля 1979 года. В 2002 году закончил с отличием Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" им В. И. Ульянова (Ленина) по специальности "Автоматизированные системы обработки информации и управления". В 2004 году без отрыва от производства окончил с отличием вечернее отделение Санкт-Петербургского государственного морского технического университета по специальности "Кораблестроение". Свою трудовую деятельность в ЦКБ "Айсберг" начал с 2000 года, пройдя все ступени карьерной лестницы от инженера-конструктора 3 категории до генерального директора – главного конструктора бюро.

Работая в должностях главного конструктора по общему проектированию и заместителя главного конструктора проекта 22220, Александр принимал участие в разработке проектов:

  • Универсального атомного ледокола;
  • Плавучего энергоблока атомной теплоэлектростанции малой мощности "Академик Ломоносов";
  • Многофункционального атомного ледокола оффшорного типа;
  • Атомного ледокола проекта "Лидер" – "Россия".

– Какие проекты сейчас находятся в разработке вашего КБ?

– ЦКБ "Айсберг" недавно завершил разработку проекта 22220. Головной ледокол "Арктика" был успешно сдан буквально несколько недель назад. Если вспоминать историю, то первые аванпроекты мы начали делать в 2005 году: формировалось техзадание, разрабатывался эскизный проект, создавался технический проект. В 2012 году, когда Балтийский завод и Росатом заключили договор на строительство, мы принялись за рабочую конструкторскую документацию. Сейчас занимаемся техническим сопровождением, авторским надзором и корректировкой документации для серийных ледоколов этого проекта: речь идёт о ледоколах "Сибирь", "Урал", "Чукотка", "Якутия".

В прошлом году был успешно передан заказчику атомный плавучий энергоблок "Академик Ломоносов", который ныне базируется в городе Певек. В этом году он уже полностью введен в эксплуатацию. В ЦКБ завершена разработка эскизных проектов ПАТЭС второго поколения, и на следующий год должны начаться работы по техническому проектированию. Вскоре ожидается закладка уникального ледокола проекта "Лидер" на заводе "Звезда". В разработке многофункциональное судно атомно-технического обслуживания проекта 22770.

Это если говорить про атомную тематику и все, что с ней связано.

Но мы занимаемся не только атомной тематикой. Одно из наших новых направлений – плавучие теплоэлектростанции, работающие на сжиженном природном газе. И тут мы двигаемся достаточно активно. ЦКБ "Айсберг" завершило разработку эскизных проектов плавучих электростанций разной мощности. Рассчитываем, что на следующий год начнутся работы по техническому проектированию этих интересных объектов. Одновременно с этим для Военно-Морского флота мы разрабатываем проекты судов специального назначения.


Ледокол "Арктика"

– Давайте остановимся с вами подробнее на плавучих теплоэлектростанциях, использующих СПГ.

– Хорошо. Честно говоря, достаточно новый и перспективный проект. Плавучие теплоэлектростанции, работающие на СПГ, с моей точки зрения, имеют большие перспективы как в России, так и за рубежом. У многих стран нет инфраструктуры, позволяющей эксплуатировать атомные объекты, а суда на СПГ и электростанции могут в подобных странах быть очень и очень востребованы. Мы разработали целую линейку плавучих электростанций, начиная от 5-6 МВт и заканчивая 300 МВт. Это абсолютно разные энергоблоки, причем есть варианты и самоходных и стоечных судов. Могут строиться в Российской Федерации, в кооперации с иностранными партнерами и дальше буксироваться на место базирования, на котором будут вырабатывать электроэнергию, длительное время снабжая автономные районы необходимой электроэнергией. Могут использоваться, в случае необходимости, как аварийные источники электроэнергии при ЧС, так как их возможно быстро доставить до какой-либо точки.

На сегодняшний день мы прорабатываем два проекта плавучих теплоэлектростанций в различных конфигурациях: когда хранилище находится на борту судна и когда хранилище может быть отдельным судном, которое располагается рядом с основным, вырабатывающим электроэнергию.

– Может ли получится так, что теплоэлектростанции на СПГ станут конкурировать с ПАТЭС?

– По моему глубочайшему убеждению это не два конкурирующих варианта, это два дополняющих друг друга варианта, и, в зависимости от точки базирования, может использоваться как один, так и другой. А в определенных ситуациях могут использоваться и оба, потому что атомное судно строится длительное время, а если заказчику требуется электроэнергия прямо "завтра", то возможно временное использование плавучей электростанции на СПГ, с последующей заменой атомным вариантом. Заказчик получает энергоблок на СПГ, и пока он вырабатывает энергию, строится атомный вариант.

– Чем ПАТЭС второго поколения будут отличаться от своего предшественника "Академик Ломоносов" по характеристикам и конструктивно?

– На энергоблоке "Академик Ломоносов" используются реакторы типа КЛТ-40С, спроектированные еще в 60-е годы, которые очень хорошо себя зарекомендовали на всех атомных ледоколах предыдущих поколений. Но эти реакторы имеют серьезный минус – малую автономность по топливу, которая позволяет их эксплуатировать без перезарядки всего 3 года. В принципе, для транспортных судов это нормально, через 3 года всегда можно найти время для перегрузки ядерного топлива, но когда энергоблок имеет весьма удаленную точку базирования, то один раз в 3 года осуществлять перегрузку с помощью судна атомного технологического обслуживания достаточно проблематично.

Для того, чтобы этого не делать, на "Академике Ломоносове" был предусмотрен целый ряд хранилищ для отработанного ядерного топлива. На борту энергоблока можно выполнять операции по выемке ядерного топлива из реакторов и размещению его в собственном, находящемся на энергоблоке, хранилище. Загрузка нового ядерного топлива так же возможна прямо на энергоблоке. Таким образом мы увеличили автономность "Академика Ломоносова". После этого его придется буксировать на завод-строитель.

Сейчас же появились новые реакторы типа "РИТМ-200", разработки АО "ОКБМ Африкантов", автономность по топливу которых составляет от 8 до 10 лет. А это уже интереснее. Для ПАТЭС второго поколения мы смогли отказаться от целого комплекса помещений и оборудования по хранению отработавшего ядерного топлива. Соответственно, снизилась и конечная стоимость плавучих энергоблоков.

– В каком техническом исполнении будут представлены энергоблоки второго поколения с учетом базирования? Возможно ли создание универсального ПАТЭС, которое при необходимости можно будет перемещать между широтами?

– В первую очередь скажу, что создание универсального энергетического блока, который можно было бы эксплуатировать и на Севере и на Юге, экономически и практически нецелесообразно. Это совершенно разные системы охлаждения, вентиляции, кондиционирования. Часть механизмов попросту будет простаивать.

Как и плавучие теплоэлектростанции на СПГ, ПАТЭС, в зависимости от точки базирования, будут в стоечном варианте и в варианте, которое мы назвали "Судно обеспечения электроэнергией". Это самоходное судно, которое имеет на своем борту атомную энергетическую установку и устройство передачи электроэнергии на берег, что позволяет ему при необходимости находиться на расстоянии от берега. Выбор будет зависеть от конкретной ситуации. Например, для цунамиопасных районов Южных стран использование стоечного варианта может быть просто невозможным. В других случаях, где цунами не так опасно, есть защищенные гавани, совершенно спокойно может использоваться энергоблок в стоечном варианте.

При этом по желанию заказчика мы можем разместить жилой комплекс на энергоблоке, если он находится на площадке, расположенной далеко от цивилизованных мест.


ПАТЭС "Академик Ломоносов"

– Насколько экономически выгодна эксплуатация лавучих теплоэлектростанций?

– Расчеты вместе с нашими контрагентами, показывают, что это выгодно. Нам удалось добиться конкурентоспособной цены за кВт электроэнергии, а для отдельных регионов стоимость электричества будет значительно ниже, чем аналог на органическом топливе. Хотя, могу сразу сказать, если мы решим поставить атомную станцию, например, в Саудовскую Аравию, то, думаю, это будет невыгодно по причине того, что там достаточно своих ресурсов в виде нефти и газа.

В том числе рассматриваем возможность использования энергоблоков совместно с опреснительными станциями. Возможно и комбинированное использование. Днем энергия будет направлена на одни нужды, вечером на другие, ночью на третьи. Город уснул, потребление энергии снизилось, и мы спокойно её пускаем на опреснение. Или можем полностью всю электроэнергию использовать для производства пресной воды, что весьма актуально и целесообразно для южных районов.

Как показывает практика, в скором будущем пресная вода может оказаться одним из основных ресурсов, так как её потребление растет.

– Конкурирует ли кто-то за рубежом с вами в разработке плавучих теплоэлектростанций?

– Россия на данный момент единственная страна, которая имеет действующий атомный плавучий энергоблок "Академик Ломоносов". В свое время были заявления со стороны Китая о том, что они хотят построить целую серию энергоблоков. Интерес со стороны других стран, безусловно, есть, но смогут они что-то построить или нет, покажет время.

– Давайте перейдем к МСАТО, как его часто называют. В чем уникальность многофункционального судна атомно-технического обслуживания проекта 22770?

– Суда технологического обслуживания – большое и непростое направление в судостроении. Эти суда необходимы для обеспечения работоспособности атомных ледоколов, плавучих атомных энергоблоков, и, собственно говоря, без них атомные ледоколы функционировать полностью не в состоянии, так как они обеспечивают перегрузку ядерного топлива. На атомном ледоколе автономность достаточно велика и может достигать 10 лет, но, всё-таки, через какое-то время необходимо ядерное топливо заменить. Именно для этого используются суда технологического обслуживания, которые совместно с береговой инфраструктурой Атомфлота могут производить перегрузку ядерного топлива, хранить его, после чего обеспечивать погрузку для транспортировки на переработку.

Хочется отметить, что судно, спроектированное ЦКБ "Айсберг", способно обслуживать как ледоколы предыдущего поколения "50 лет Победы", "Ямал", Таймыр", "Вайгач", которые в настоящий момент находятся в эксплуатации, так и ледокол нового поколения "Арктика" и, соответственно, активно строящиеся серийные на Балтийском заводе проекта 22220, а в будущем и ледокол "Лидер". Потенциально МСАТО может эксплуатироваться с плавучими энергоблоками на атомной энергии.

– Поговорим про "Лидер". Какие требования выдвигались к будущем атомоходу, что было наиболее важным?

– Сразу же хочется отметить, что головному ледоколу проекта "Лидер" присвоено имя – "Россия". Поэтому предлагаю в дальнейшем пользоваться именно этим именем, а не общим названием проекта. Одним из фундаментальных требований Заказчика при разработке проекта была необходимость обеспечения скорости не меньше 10 узлов по льду толщиной 2 метра – это средняя толщина однолетнего льда, который намерзает в наиболее сложный ледовый период в апреле-мае. Разрабатывая проект, мы определяли форму обводов корпуса, провели целый ряд испытаний в Крыловском Государственном научном центре, в ледовом бассейне, гидродинамическом, мореходном, по управляемости. Определили движительные комплексы. Разработали новые винты. Одновременно с этим ОКБМ велась работа над энергетической установкой. Был разработан проект нового реактора "РИТМ-400", базирующегося на решениях, принятых в реакторе "РИТМ-200", который используется на ледоколах проекта 22220. Была разработана новая паротурбинная установка с 4 главными турбогенераторами, система электродвижения с 4 гребными электродвигателями тандемного типа. Все это позволило обеспечить мощность, ледовую проходимость и экономически приемлемую скорость, которая, исходя из всех испытаний, будет около 12 узлов.

В настоящий момент разрабатываем рабочую конструкторскую документацию, выполняем корпусные секции.

Первая резка металла для строительства ледокола "Россия" состоялась 06 июня 2020 года на ССК "Звезда", срок ввода в эксплуатацию назначен на 2027 год. В 2023 году планируется закладка следующих ледоколов, а сдача заказчику до 2033 года.


Атомный ледокол "Лидер"

– Насколько будете держать руку на пульсе при строительстве ледокола "Россия"?

– Как показывает практика отечественного и мирового судостроения, проектант, безусловно, активно участвует в строительстве. Мы разрабатываем рабочую конструкторскую документацию по всем специализациям. Кроме того, мы выполняем работы по техническому сопровождению. Это нормальная практика. Оперативная группа прямо на заводе "Звезда" будет принимать решения по ходу строительства. Так же мы выполняем авторский надзор за строительством. Так что мы полностью участвуем во всем цикле вплоть до пуска ядерной энергетической установки, швартовных испытаний, ходовых испытаний и подписания приемного акта.

– Можно ли ожидать в ближайшей перспективе строительства ещё более мощных ледоколов?

– В настоящий момент мы не видим необходимости в создании более мощных ледоколов. "Лидер" обеспечит проводку судов, предназначенных для использования на трассах Северного морского пути; и ныне действующих и тех, что ещё проектируются и строятся. Безусловно, теоретически это возможно, и, если будет такая задача, мы сможем ее решить. Однако в перспективе ближайших 40 лет целесообразности в этом не видно.

– А готовы ли сегодняшние специалисты работать с новой активно создающейся атомной техникой?

– ФГУП "Атомфлот", основная эксплуатирующая организация атомных ледоколов, проводит обучение или переквалификацию специалистов, которые будут эксплуатировать новую технику. В частности, одновременно с созданием ледокола 22220 был создан полномасштабный тренажер ядерной энергетической установки и размещен в академии имени Макарова. Все специалисты, которые работают в ЦПУ в обязательном порядке прошли обучение. На тренажере отрабатываются различные как штатные, так и аварийные ситуации, и действия персонала в этих ситуациях. То есть экипаж заходит на судно подготовленный.

– Сейчас много говорится о строительстве грузовых судов с ядерной энергетической установкой. Ведете работу в этом направлении? Анализируются ли экономические перспективы атомных танкеров и газовозов?

– Мы исследуем это направление. Не думаю, что это будут танкеры или газовозы, возможно, это будут суда для перевозки генеральных грузов или контейнеровозы. Наработки есть, и, если заказчиком будет принято решение о дальнейшем проектировании и строительстве таких судов, то мы к этому готовы. В настоящий момент в мире эксплуатируется единственное грузовое транспортное судно с ядерной энергетической установкой – атомный контейнеровоз "Севморпуть", которое отлично себя зарекомендовало. Если мы планируем превращать СМП в транзитную транспортную магистраль, то такие суда будут необходимы. К тому же атомная энергия отличается высокой автономностью, которую невозможно достичь на судах с установкой на органическом топливе, а бункеровка в условиях Арктики дорогая; плюс к этому мощность, экологичность.

– Современные атомные "машины" безопасны?

– Создаваемые атомные энергетические установки, которые в настоящий момент мы используем для гражданской техники, безопасны. При проектировании мы прорабатываем самые различные ситуации, начиная от падения вертолета, тарана в борт и заканчивая посадкой на мель. Соответственно, закладываем в конструкцию определенные решения, которые сведут на нет все последствия. Это достаточно большая и серьезная работа, поэтому суда с атомными энергетическими установками и долго проектируются и долго строятся.

– Давайте поговорим о перспективах.

– Сейчас одно из основных направлений работы – ледокол "Россия". В связи с этим мы значительно увеличиваем штат сотрудников, потому что это амбициозный проект, который будет длиться не один год и может стать новой точкой отсчета в развитии атомного гражданского судостроения.

Так же хочется сказать, что по проекту "Лидер" будет построен не один, а целая серия из трех ледоколов. Все это будет реализовано на мощностях ССК "Звезда" в Приморском крае.

Следует отметить, что осенью 2020 года основной пакет акция нашего ЦКБ (более 65%) приобрело ПАО "НК "Роснефть", которому также принадлежит Судостроительный комплекс "Звезда". Объединение конструкторского бюро и верфи в единый кластер обеспечит в перспективе создание центра арктического судостроения, что соответствует лучшим мировым практикам.

– Стоит ли перед ЦКБ проблема кадрового обеспечения?

– Проблема судостроительной отрасли заключается в том, что в 90-е годы пропало целое поколение судостроителей – инженеров, проектантов. Конечно, кадровый голод ощущается. Хотя в последние годы нам удалось омолодить и обновить коллектив. К нам приходят толковые, грамотные молодые специалисты, но им, к сожалению, не хватает опыта. А опыт приобретается только через строительство и сдачу судов.

В заключение отметим, что более 70 лет ЦКБ "Айсберг" носит гордое звание единственного в России бюро, специализирующегося на проектировании атомных ледоколов. И это закономерно. Если вспомнить истоки – в далеком 1947 году предприятие носило название "специальное конструкторское бюро". Термин "специальное" подчеркивал, что трудовой коллектив призван решать неординарные задачи. Со временем изменилось название, но не суть. На сегодняшний день ЦКБ "Айсберг", сохраняя традиции, обладает внушительным конструкторским и производственным потенциалом, и готово к созданию судов и кораблей следующего поколения. Теперь перед ЦКБ стоят еще более масштабные задачи, обусловленные активным освоением Северного Морского пути и разработкой природных ресурсов арктического шельфа.

Должностные обязанности. Руководит созданием новых и модернизацией конструкций изделий (комплексов, машин, аппаратов, приборов, механизмов) действующего производства, обеспечивая их высокий технический уровень, конкуренто- и патентоспособность, соответствие современным достижениям науки и техники, требованиям технической эстетики и наиболее экономичной технологии производства. Принимает меры по ускорению освоения в производстве перспективных конструкторских разработок, новейших материалов, широкому внедрению научно-технических достижений. Организует разработку проектов новых опытных и промышленных установок, нестандартного оборудования и приспособлений в связи с реконструкцией объектов, автоматизацией производства и механизацией трудоемких процессов. Проводит работу по повышению уровня унификации, стандартизации и сертификации разрабатываемых конструкций изделий. Обеспечивает соответствие новых и модернизированных конструкций техническим заданиям, стандартам, требованиям рациональной организации и охраны труда, нормам техники безопасности. Руководит подготовкой технико-экономических обоснований эффективности новых конструкторских разработок, их преимуществ по сравнению с ранее изготовлявшимися. Организует разработку перспективных и текущих планов внедрения и освоения новой техники, конструкторской подготовки производства, исследовательских и опытно-конструкторских работ, контролирует их выполнение. Обеспечивает внедрение систем автоматизированного проектирования, своевременное составление, согласование и утверждение чертежей и другой технической документации, разрабатываемой конструкторскими подразделениями. Совместно с заказчиками осуществляет разработку технических заданий на проектирование, обеспечивает защиту и согласование в установленном порядке разработанных эскизных, технических и рабочих проектов, представляет проектные решения на утверждение. Организует хранение в соответствии с действующими правилами, размножение и своевременное обеспечение производства чертежами и другой конструкторской документацией. Принимает меры по сокращению сроков освоения новой техники, стоимости и цикла конструкторской подготовки производства за счет внедрения прогрессивных методов проектирования, вычислительной и телекоммуникационной техники, передовых способов размножения технической документации, широкого использования в проектах стандартизованных и унифицированных деталей и сборочных единиц. Осуществляет руководство исследовательскими и экспериментальными работами, проводимыми в подразделениях опытного производства. Организует изготовление опытных образцов, их экспериментальную проверку, отработку установочных партий и выпуск первых промышленных серий, добиваясь постоянного повышения качества и надежности изделий, уровня их технологичности, экологичности, снижения их себестоимости, трудоемкости и материалоемкости. Участвует в монтаже, испытаниях, наладке и пуске новых конструкций изделий. Осуществляет авторский надзор за изготовлением изделий и их эксплуатацией. Представляет на утверждение изменения, вносимые в техническую документацию по конструкторской подготовке производства. Принимает участие в работе по аттестации изделий по категориям качества, разработке предложений по реконструкции, техническому перевооружению, интенсификации производства, повышению его эффективности, обеспечивает конструкторскую разработку принятых к внедрению рационализаторских предложений и изобретений. Рассматривает и дает отзывы и заключения на наиболее сложные рационализаторские предложения, а также на проекты стандартов и другую конструкторскую документацию, поступающую на предприятие от сторонних организаций. Организует работу по повышению квалификации работников, осуществляющих конструкторскую подготовку производства. Руководит работниками отдела, направляет и координирует деятельность подчиненных ему подразделений.

Должен знать: законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по конструкторской подготовке производства; профиль, специализацию и особенности организационно-технологической структуры предприятия; перспективы технического развития отрасли и предприятия; технологию производства продукции предприятия; системы и методы проектирования; организацию конструкторской подготовки производства в отрасли и на предприятии; производственные мощности, технические характеристики, конструктивные особенности и режимы работы оборудования предприятия, правила его эксплуатации; порядок и методы планирования конструкторской подготовки производства; технические требования, предъявляемые к разрабатываемым конструкциям, условиям их монтажа и сдачи в эксплуатацию; методы проведения технических расчетов; основы технической эстетики, художественного конструирования и эргономики; стандарты, технические условия и другие руководящие материалы по разработке и оформлению конструкторской документации; основы патентоведения, стандартизации и сертификации; системы автоматизированного проектирования; современные вычислительные и телекоммуникационные средства, включая средства копирования и размножения конструкторской документации; требования рациональной организации труда к проектно-конструкторским разработкам; отечественные и зарубежные достижения науки и техники в соответствующей отрасли производства; передовой отечественный и зарубежный опыт конструирования аналогичной продукции; основы экономики, организации производства, труда и управления; основы экологического законодательства; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное (техническое) образование и стаж конструкторской работы на инженерно-технических и руководящих должностях в соответствующей профилю предприятия отрасли не менее 5 лет.

Статус генерального конструктора

После выхода Указа № 18 многие эксперты, политики и СМИ заговорили о том, что Генеральные конструктора получают очень большие полномочия в техническом и экономическом плане. Заявление Президента России о том, что Генеральных конструкторов на все проекты будет не больше 20-ти человек подтверждает, что это должны быть лучшие из лучших. Заместитель председателя Военно-промышленной комиссии Российской Федерации Олег Бочкарев добавляет к этому, что эти люди будут первым лицом компании в рамках своих полномочий.

Для того, чтобы понять, что же из себя сможет представлять это новое лицо - Генеральный конструктор, попытаемся посмотреть на статус и возможности Генерального конструктора не через эмоции и мнения, а через пункты Положения о Генеральном конструкторе.

Согласно Положения генеральному конструктору вменяется в обязанности, по сути, весь комплекс работ по проектированию, разработке и модернизации военной техники в рамках его компетенции. Ответственность определена за конкретные работы и направления.

А вот дальше у генерального конструктора всё становится весьма неоднозначно.

Генеральный конструктор, после утверждения Военно-Промышленной Комиссией, назначается заместителем руководителя организации в соответствие с законодательством РФ.

В положении никак не рассмотрены какие-либо особые полномочия заместителя руководителя организации со статусом Генерального конструктора. В Положении прямо указано, что полномочия Генерального конструктора регулируются уставом предприятия, иными регламентирующими документами компании и трудовым договором, который подписывает с Генеральным конструктором организация.

Все мы знаем, что у руководителя организации не один заместитель, их число иногда превышает число пальцев на руках. Каждый из этих руководителей имеет своё направление ответственности, как собственно и Генеральный конструктор. С каждым из них заключены трудовые договора в соответствие с законодательством РФ и взаимоотношения с руководителем компании регулируются уставом, и другими регламентирующими документами компании.

  • зам. руководителя по финансам
  • зам. руководителя по персоналу
  • зам. руководителя по производству
  • главный инженер – зам. руководителя

и вот появляется Генеральный конструктор – зам. руководителя организации.

В положении написано, что генеральный конструктор, после назначения заместителем руководителя организации «может быть наделен правом принятия решений ресурсного обеспечения проекта, реализуемого под его руководством, в том числе по финансовым вопросам, актом руководителя организации» (п. 8).

Может быть наделен, а может - и не наделен…?

Право давать ли ему ресурсные возможности принимает руководитель компании, причем не в обязательном порядке…

Вариант 1. Руководитель компании принимает решение о предоставлении генеральному конструктору права принимать ресурсные решения.

Что же делать руководителю компании с зам. руководителя по финансам и зам. руководителя по кадрам? Делить полномочия в одной и той же сфере ответственности?

Но ведь в соответствие с тем же положением, Генеральному конструктору поручается (п. 14), причем без всяких может, а конкретно отвечать за своевременное выполнение программ и контроль эффективности расходования выделенных средств, причем не только по разработке, но и по модернизации, и по развитию, и по ремонту….

Получается, что для выполнения этих обязательств, генеральному конструктору необходимо управлять не только финансовыми и кадровыми ресурсами, но и закупочными, и производственными, и оборудованием, и его ремонтом…

Исходя из этого, все, перечисленные выше замы руководителя, должны бы, по сути, ориентироваться на задачи зам. руководителя – Генерального конструктора, как на приоритетные? Но, как и чем это регулируется? И как это реализовать на практике, при условии, что предприятие одновременно реализует не один проект, каждый из них может находиться на разных этапах и совсем не обязательно, что все эти проекты входят в компетенцию Генерального конструктора.

Остается только надеяться, что в России найдутся предприятия ВПК, которые добровольно (поскольку положение указа 18 не обязывает) изменят приоритеты 80 % своих замов на задачи одного Генерального конструктора и смогут в таких условиях не нарушить выполнение других направлений работы.

В связи с этим, остается непонятным, почему, те, кто готовил Указ № 18 и Положение к нему, не помогли Генеральным конструкторам и руководителям компании с упрощением выбора модели взаимодействия, прописав однозначно, что Генеральный конструктор должен быть принят на предприятие на должность первого заместителя руководителя компании? Это не решит проблем разделения полномочий на предприятии целиком, но позволит Генеральному конструктору однозначно получить некий приоритет по отстаиванию ресурсов на реализацию проекта.

Вариант 2. Руководитель компании принимает решение не наделять Генерального конструктора правами принятия ресурсных решений.

Этот пункт отсылает нас к Положению о Генеральном конструкторе, введенным указом Президента России № 18, чтобы попытаться понять, а что же говорит нам этот документ на такой случай?

  • предоставлять предложения по финансовой потребности
  • подготавливать предложения по новым технологиям;
  • осуществлять отбор и рекомендовать специалистов;
  • подготавливать предложения по заработной плате и штатному расписанию, но только в пределах установленного ФОТ

Согласно этим пунктам Положения, прием Генерального конструктора на должность заместителя руководителя компании полностью укладывается существующий порядок вещей в нашей теоретической компании без необходимости каких-либо изменений, потому что Генеральный конструктор, согласно Положения, получает лишь теоретические полномочия по обеспечению ресурсами.

  • либо руководители направлений, ответственные за обеспечение конкретными ресурсами предприятия;
  • либо руководитель компании, которому подчиняется Генеральный конструктор;
  • либо совет директоров;
  • либо основные акционеры.
  • в самом крайнем случае - Военно-Промышленная Комиссия

Однако, согласно Положения к Указу № 18 п. 10 «Генеральный конструктор не может … владеть акциями акционерных обществ, связанных с реализацией проекта». О том, может ли, или должен ли Генеральный конструктор входить в совет директоров, Положение умалчивает.

Такой подход предполагает, что полномочия Генерального конструктора по обеспечению проекта ресурсами ограничены подготовкой предложений в соответствие с действующими на предприятии положениями.

Является ли такой механизм достаточным для обеспечения проекта ресурсами – сказать сложно, однако, несложно увидеть, что данное Положение и полномочия не сильно отличаются от полномочий обычного заместителя руководителя по своему направлению. Практика недофинансирования или несвоевременного финансирования, неэффективного использования средств на предприятиях, говорит о том, что стандартные полномочия, для решения критичных задач – не подходят.

Так что же такого уникального получил Генеральный конструктор, помимо широкого, четко определенного круга обязанностей и ответственности, а также потенциальных полномочий?

  • назначается Генеральным конструктором только по решению Военно-Промышленной Комиссии
  • прекратить действие полномочий Генерального Конструктора может тоже только Военно-Промышленная Комиссия
  • Генеральный конструктор получает право докладывать о своей работе не только руководителю компании, но и на Военно-Промышленной Комиссии.
  • в какой именно области претендент должен быть «высококвалифицированным специалистом»?
  • каковы критерии высокой квалификации для данной категории работника?
  • в какой области знаний претендент должен иметь ученую степень доктора наук?
  • каков минимальный уровень инженерно-конструкторских должностей, которые должен занимать претендент в течение последних 10 лет?
  • какой именно опыт участия в реализации государственных программ должен иметь претендент?
  • в каких областях, и по каким конкретно направлениям претендент должен иметь научные достижения?

Единственным неоспоримым и не субъективным критерием для выбора кандидата, согласно принятого Положения, по сути, является – наличие высшего технического образования…

Генеральный директор - главный конструктор Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения Андрей Терликов

Генеральный директор - главный конструктор Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения Андрей Терликов.

Андрей Терликов возглавляет УКБТМ с 2011 года

МОСКВА, 22 февраля. /ТАСС/. Генеральный директор, главный конструктор АО "Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения" Андрей Терликов отпразднует 22 февраля 60-летний юбилей. Об этом ТАСС сообщили в пресс-службе концерна.

"Сегодня свой 60-летний юбилей отмечает генеральный директор - главный конструктор АО "УКБТМ" Андрей Леонидович Терликов", - отметили в пресс-службе "Уралвагонзавода".

Терликов является представителем уральской школы танкостроения.

"Он начал деятельность в УКБТМ в исследовательском отделе. Пошел по стопам отца - выдающегося инженера-исследователя, труженика тыла ВОВ Леонида Филипповича Терликова. Без отрыва от работы получил высшее образование", - сообщили в концерне.

Терликов возглавляет УКБТМ с 2011 года.

"За это время разработаны модернизированный танк Т-90М "Прорыв" и универсальная бронированная инженерная машина УБИМ. Реализован ряд модернизационных проектов танка Т-72. Но в истории мирового танкостроения имя Андрея Терликова прежде всего будет ассоциироваться с разработкой, которая не имеет аналогов в мире, с "Арматой", - добавили в пресс-службе концерна.

Танк Т-14 на базе тяжелой унифицированной боевой платформы "Армата" спроектировали как основной танк российских сухопутных войск. В нем применили уникальные конструкторские решения, аналогов которым в мире нет. "Армата" впервые в истории мирового танкостроения получила необитаемую башню и изолированную бронированную капсулу для экипажа, а также полностью цифровое оборудование. Броня защищает от всех современных снарядов танковых и противотанковых пушек, а также противотанковых ракет и боеприпасов.

Дистанционно управляемая необитаемая башня танка оснащена гладкоствольным орудием калибра 125 мм, спаренным пулеметом калибра 12,7 мм и автоматическим гранатометом калибра 57 мм. Т-14 оснащен системой активной защиты, которая может сбивать летящие в машину снаряды и ракеты. Модульная система позволяет заменять вооружение и оборудование танка в зависимости от задач. Впервые Т-14 был продемонстрирован на параде Победы 9 мая 2015 года. В 2019 году он прошел предварительные испытания.

Читайте также: