Генеральный конструктор одк климов

Обновлено: 27.04.2024

Акционерное общество «Объединенная двигателестроительная корпорация», АО ОДК является интегрированной структурой государственной корпорации Ростех, которая специализируется на разработке, изготовлении и сервисном обслуживании двигателей для военной и гражданской авиации, космических программ, военно-морского флота, нефтегазовой промышленности, а также энергетики. Одним из приоритетных направлений деятельности корпорации является реализация комплексных программ развития предприятий с внедрением новых технологий, соответствующих международным стандартам. Миссия компании обеспечение конкурентоспособности российского двигателестроения на внутреннем и мировом рынке. Корпорация осуществляет разработку, производство и послепродажное обслуживание широкого ряда газотурбинных двигателей.

Совет директоров ОДК

Артяков Владимир Владимирович
Первый заместитель генерального директора Государственной корпорации «Ростех», председатель Совета директоров

Артюхов Александр Викторович
Генеральный директор АО «ОДК»

Леликов Дмитрий Юрьевич
Заместитель генерального директора по инвестиционной деятельности Госкорпорации Ростех

Сердюков Анатолий Эдуардович
Индустриальный директор авиационного комплекса Государственной корпорации «Ростех»

Лалетина Алла Сергеевна
Директор по правовому обеспечению и корпоративному управлению Госкорпорации «Ростех»

Лобанова Оксана Геннадьевна
Директор по экономике и финансам Госкорпорации «Ростех»

Бочаров Олег Евгеньевич
Заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации

Правление ОДК

Артюхов Александр Викторович
Генеральный директор

Шмотин Юрий Николаевич
Заместитель генерального директора - генеральный конструктор

Грачев Александр Владимирович
Заместитель генерального директора по продажам и сервису

Тищенко Вячеслав Валерьевич
Заместитель генерального директора по экономике и финансам

Кудашкин Александр Васильевич
Заместитель генерального директора по правовым вопросам и корпоративному управлению

Незнамов Александр Владимирович
Заместитель генерального директора по стратегии, программно-проектному управлению и организационному развитию

Михайлов Сергей Алексеевич
Заместитель генерального директора - Руководитель дивизиона «Энергетические и промышленные программы»

Гейкин Валерий Александрович
Заместитель генерального директора - руководитель приоритетного технологического направления «Технологии двигателестроения»

Коршунов Александр Юрьевич
Директор по развитию бизнеса

Антропов Сергей Владимирович
Директор по качеству

Христолюбов Вячеслав Леонидович
Директор по информационным технологиям

Суркова Наталья Борисовна
Заместитель генерального директора по персоналу

Теплов Валерий Сергеевич
Директор по производству

Громов Алексей Николаевич
Руководитель производственного комплекса «Салют» АО ОДК

11 января 2018 года Госкорпорация «Ростех» ликвидировала Объединенную промышленную корпорацию «Оборонпром». Государственная компания выполнила свою задачу, и ее дальнейшее существование признали нецелесообразным. Отмечается, что дочерние структуры Оборонпрома - холдинг «Вертолеты России» и Объединенная двигателестроительная корпорация - перейдут в прямое управление «Ростеха». Оборонпром занималась торговлей и поставками продукции и услуг военного назначения, в частности, запчастей, а также обслуживанием и ремонтом ранее поставленной военной вертолетной техники, в том числе на внешние рынки.

85 лет со дня рождения авиаконструктора А.А. Саркисова

Санкт-Петербург, 19 мая 2021 года

В АО «ОДК-Климов» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха) почтили память А.А. Саркисова, генерального конструктора – руководителя ФГУП «Завод им. В. Я. Климова» в связи с 85-летием со дня его рождения.

image0.jpg



Для того, чтобы отдать дань уважения А.А. Саркисову, для сотрудников предприятия и приглашенных гостей в АО «ОДК-Климов» была организована экскурсия по обновленному музею авиационных двигателей. В составе экспозиции можно увидеть интерактивную цифровую панель, содержащую информацию о вкладе А.А. Саркисова в деятельность завода. Участниками мероприятия стали родственники Александра Александровича, коллеги, руководители из других предприятий-партнеров. В частности, президент, председатель совета директоров ЗАО «ВК-МС» Анатолий Петрович Ситнов и президент АССАД Виктор Михайлович Чуйко. В конце экскурсии посетители увидели видеоролик, посвященный памяти А.А. Саркисова.

«На долю Александра Александровича выпало тяжелое время: война, послевоенное время, 90-е. Тем не менее вся отрасль его знает, как человека решительного, грамотного и соответствующего духу «Климова». Мы это тоже помним, и в музее эта память отражена», - подчеркнул Александр Иванович Ватагин, исполнительный директор АО «ОДК-Климов».

Президент АССАД Виктор Михайлович Чуйко, вспоминая А.А. Саркисова, сказал: «Оригинальность мышления и особое отношение к жизни привели к тому, что он проходил все этапы уверенно. Какой бы безвыходной ситуация не казалась, он всегда говорил, что эту задачу можно выполнить».
Осмотрев обновленный музей авиадвигателей ОДК-Климов, Виктор Михайлович также отметил: «Тот коллектив, который бережет прошлое, изучает его и уважает, – непобедим».

***
Известный конструктор авиационных двигателей, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Александр Александрович Саркисов родился 19 мая 1936 года. В 1988—2003 гг. Александр Александрович занимал должность генерального конструктора – руководителя ФГУП «Завод им. В. Я. Климова».

В тяжелые 90-е Александр Александрович сумел сохранить предприятие, не только организовать производство, но и обеспечить выход изделий ФГУП «Завод им. В.Я. Климова» на мировой рынок.

Под руководством А.А. Саркисова коллективу удалось увеличить межремонтный ресурс РД-33 в 10 раз, было создано большое количество уникальных модификаций двигателя.
На предприятии А.А. Саркисов руководил проектом создания управляемого вектора тяги первого отечественного реактивного двигателя. Он предложил сделать сопло с управляемым вектором тяги – всеракурсным. При использовании такой конструкции значительно повышается безопасность полетов, увеличиваются возможности маневра боевой машины. Новую конструкцию назвали «КЛИВТ» (Климовский вектор тяги). Был создан двигатель РД-133 (РД-МК), предназначенный для оснащения самолетов, базирующихся на авианесущих крейсерах ВМФ.
В 1998 году А.А. Саркисов организовал на предприятии комплекс систем управления, специалисты которого стали создавать цифровые электронные блоки автоматического регулирования и контроля (БАРК).

АО «ОДК-Климов» - предприятие двигателестроительной отрасли, занимается разработкой, производством газотурбинных двигателей и систем управления для самолетов и вертолетов. Включает в себя конструкторское бюро, современную производственную и экспериментальную базы, сервисные центры. АО «ОДК-Климов» входит в состав АО «Объединенная двигателестроительная корпорация».
АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (входит в Госкорпорацию Ростех) – интегрированная структура, специализирующаяся на разработке, серийном изготовлении и сервисном обслуживании двигателей для военной и гражданской авиации, космических программ и военно-морского флота, а также нефтегазовой промышленности и энергетики.
Госкорпорация Ростех – одна из крупнейших промышленных компаний России. Объединяет более 800 научных и производственных организаций в 60 регионах страны. Ключевые направления деятельности – авиастроение, радиоэлектроника, медицинские технологии, инновационные материалы и др. В портфель корпорации входят такие известные бренды, как АВТОВАЗ, КАМАЗ, ОАК, «Вертолеты России», ОДК, Уралвагонзавод, «Швабе», Концерн Калашников и др. Ростех активно участвует в реализации всех 12 национальных проектов. Компания является ключевым поставщиком технологий «Умного города», занимается цифровизацией государственного управления, промышленности, социальных отраслей, разрабатывает планы развития технологий беспроводной связи 5G, промышленного интернета вещей, больших данных и блокчейн-систем. Ростех выступает партнером ведущих мировых производителей, таких как Boeing, Airbus, Daimler, Pirelli, Renault и др. Продукция корпорации поставляется более чем в 100 стран мира. Почти треть выручки компании обеспечивает экспорт высокотехнологичной продукции.

Российский ученый в области авиационного моторостроения. Конструктор авиационных двигателей. Генерал-майор инженерно-авиационной службы. Академик Академии Наук Советского союза. Дважды Герой Социалистического Труда. Лауреат четырех Сталинских премий.

Владимир Климов родился 23 июля 1892 года в городе Москва. Его родители были крестьянами из Владимирской губернии, отец - Яков Алексеевич, Мать, Прасковья Васильевна. Владимир был одним из восьми детей. Свое образование юноша получил в Комиссаровском техническом училище, а позже в государственном техническом университете города Москвы.

Трудовую деятельность начал в октябре 1917 года инженером-конструктором общества Коломенских заводов. С июля 1918 по 1931 год работал старшим инженером-лаборантом, начальником отдела, помощником директора научной автомобильной лаборатории, преобразованной затем в Научный автомоторный институт СССР.

С 1931 года работал начальником технического контроля отдела бензиновых двигателей Центрального института авиационного моторостроения. По совместительству преподавал в Московском высшем техническом училище, Ломоносовском институте и Академии Военно-Воздушного Флота имени Жуковского, руководил кафедрой проектирования двигателей Московского авиационного института.

Помимо этого, он участвовал в разработках различных двигателей, таких как М-12, М-13, М-23, М-100, М-105, ВК-107, ВК-108 и другие. Разработанные им двигатели устанавливались на бомбардировщиках, которые успешно воевали во Второй мировой.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1940 года за выдающиеся достижения в области создания новых типов вооружения, поднимающих оборонную мощь Советского Союза, Климову Владимиру Яковлевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С началом Великой Отечественной завод, на котором работал Климов Владимир, был эвакуирован в Уфу. Он стал руководить Уфимским моторным заводом №28. Ученый не только наладил серийное производство уже проверенных двигателей, но и улучшал их. После каждого боевого вылета военного самолета ученый получал возможность проверить работу двигателя на практике и устранить случающиеся недочеты.

Около 90% военных самолетов летали на двигателях Владимира Климова. За годы войны он вложил в постройку боевых самолетов более семидесяти тысяч рублей из личных сбережений. Об этом он известил Сталина в письме и получил в ответ одобрение.

После войны в жизни Владимира Климова начался новый этап. Он занялся созданием реактивных авиационных двигателей. Первые прототипы создавались в конце сороковых годов двадцатого века. К 1951 году ученым был сконструирован ВК-1Ф. Такое название получил один из первых на мировом рынке турбореактивных двигателей оснащенных форсажной камерой, который устанавливался на истребителях.

За выдающиеся заслуги в создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года Климов Владимир Яковлевич награжден второй золотой медалью «Серп и Молот».

В это же время Владимир Климов назначен Генеральным конструктором по авиадвигателям в Союзе. Также он оставался директором завода №117. Помимо конструирования, ученый занимался исследовательской деятельностью, например, изучал теорию смазки. В 1960 году ушел на заслуженный отдых. Последние годы жизни прожил в Москве.

Владимир Яковлевич Климов скончался 9 сентября 1962 года в возрасте семидесяти лет. Похоронен ученый в столице на Новодевичьем кладбище рядом с женой.

Семья Владимира Климова

Отец - Яков Алексеевич Климов из крестьянин д. Аннино Владимирской губернии. С детского возраста отправился в Москву на заработки, поднялся от ученика до хозяина артели мастеровых, работал по строительным подрядам, разбогател, купил в Москве участок земли и построив на нём доходный дом, стал домовладельцем.

Мать - Прасковья Васильевна Устинова из крестьянской семьи соседней деревни Еросово.

Награды Владимира Климова

дважды Герой Социалистического Труда (28.10.1940, медаль № 9; 12.07.1957)
пять орденов Ленина (29.12.1936; 28.10.1940; 30.12.1943; 02.07.1945; 23.07.1952)
орден Суворова 1-й степени (16.09.1945)
орден Суворова 2-й степени (19.08.1944)
орден Отечественной войны I степени (10.06.1945)
орден Трудового Красного Знамени (05.03.1939)
медаль «За боевые заслуги» (05.11.1954)
другие медали
Сталинская премия первой степени (1941 год) - за разработку нового авиационного мотора
Сталинская премия второй степени (1943 год) - за усовершенствование авиационного мотора
Сталинская премия первой степени (1946 год) - за создание нового образца авиационного мотора
Сталинская премия первой степени (1949 год) - за создание двигателя

Память о Владимире Климове

Именем В. Я. Климова названо Научно-производственное объединение им. Климова (в настоящее время АО «ОДК-Климов» в составе Объединённой двигателестроительной корпорации - АО «ОДК», холдинговой компании ГК «Ростех» в сфере двигателестроитения). 23 октября 2017 года на территории предприятия был открыт памятник В. Я. Климову. На здании завода, выходящем на площадь, установлена мемориальная доска. Ежегодно предприятие проводит конкурс им. В. Я. Климова среди петербургских студентов 3-4 курсов бакалавриата, специалитета и магистратуры дневных отделений вузов и техникумов - «климовские» стипендии.

Имя носит площадь на пересечении Большого Сампсониевского пр. и Кантемировской ул. в Выборгском районе Санкт-Петербурга.

Бюст В. Я. Климова установлен в Москве в начале улицы Авиамоторной, на которой расположен ЦИАМ им. Баранова.

В 2002 году именем Владимира Яковлевича Климова была названа улица в Шевченском районе города Запорожье. Также в Запорожье есть парк академика Климова.

В Санкт-Петербурге 23 октября 2017 года Владимиру Климову на территории двигателе-строительного завода «Климов» открыли памятник.

После начала спецоперации перед руководителями оборонных промышленных предприятий встала задача не просто сохранить работоспособность производств в условиях санкций, но и нарастить темп. АО «ОДК-Климов», входящее в Объединенную двигателестроительную корпорацию «Ростеха», продолжает вести разработки, выводя проекты на новый уровень. Технологические компетенции позволяют предприятию создавать востребованные на рынке модели авиадвигателей, а вопросы импортозамещения решаются в экстренном порядке.

На российском рынке «ОДК-Климов» является основным поставщиком двигателей для вертолетов

На российском рынке «ОДК-Климов» является основным поставщиком двигателей для вертолетов

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

На российском рынке «ОДК-Климов» является основным поставщиком двигателей для вертолетов

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

На российском рынке «ОДК-Климов» является основным поставщиком двигателей для вертолетов. После запуска в 2014 году конструкторско-производственного корпуса в Шувалово на базе имевшейся у предприятия площадки удалось наладить серийное производство моторов ТВ3-117 и ВК-2500.

При сохранении основной функции «ОДК-Климов» как разработчика авиационных двигателей появилось производство, рассчитанное на выпуск 100% необходимого спроса предприятий холдинга «Вертолеты России» и коммерческих эксплуатантов всего мира. Сейчас перед предприятием стоит задача в кратчайшие сроки разработать отечественный аналог двигателей иностранного производства для многоцелевых вертолетов «Ансат», Ка-226, Ка-62.

«Необходимость в новых разработках и наращивании темпов выпуска двигателей требует дополнительных инвестиций в реконструкцию производственных площадей с выделением новых участков, привлечения новых сотрудников. Работа серьезная и сложная исходя из сроков и задач, которые перед нами поставлены. По сути, нужно форсировать проекты по новым двигателям и значительно увеличить производство выпускаемой номенклатуры»,— рассказал о стратегии предприятия исполнительный директор АО «ОДК-Климов» Александр Ватагин.

«ОДК-Климов» совместно с властями Санкт-Петербурга рассматривает несколько сценариев развития существующей территории предприятия. В частности, планируется стройка дополнительных производственных корпусов.

Форсирование новых проектов

«ОДК-Климов» ведет разработки вертолетных двигателей ВК-650В и ВК-1600В, а также гибридной силовой установки (ГСУ). ВК-650В создается для вертолетов «Ансат», «Ансат-У», Ка-226Т. ВК-1600В предназначен для Ка-62, других многоцелевых и специальных вертолетов взлетной массой 5–8 тонн.

Потенциальными объектами применения ГСУ мощностью 500 кВт являются легкие многоцелевые вертолеты, перспективные беспилотные летательные аппараты взлетной массой 2–8 тонн, самолеты местных воздушных линий, аэротакси, бизнес-авиация, летательные аппараты вертикального взлета и посадки.

«Важно в максимально сжатые сроки получить отечественную силовую установку для вертолета "Ансат". Задачи по ВК-650В: провести стендовые испытания образцов доработанных двигателей, обеспечить вертолет натурными макетами в этом году для компоновки систем, в следующем году поставить двигатели для летных испытаний, в 2024 году получить сертификат типа и начать серийное производство. По ВК-1600В сроки и задачи проекта аналогичные»,— рассказывает генеральный конструктор АО «ОДК-Климов» Всеволод Елисеев.

По его словам, чтобы выполнить эту задачу, нужно пересмотреть распределение производственных ресурсов всей кооперации. «Нужны инвестиции, дополнительные площади, квалифицированные рабочие руки. Свои программы по развитию предприятия и обеспечению всей кооперации мы сформировали и защитили. Кроме того, что в новых реалиях нужно решить ряд вопросов как финишеру процесса по выпуску изделий (это сборка, испытания, переборка, изготовление узлов и систем автоматического управления), в рамках всей кооперации нужно создать мощности и обеспечить ритм. Решение задач будет обеспечено, если будет ритмичное, планомерное производство комплектующих и узлов на предприятиях ОДК»,— подчеркнул господин Елисеев.

Надежная классика

Самый известный современный отечественный вертолетный двигатель разработки и производства «ОДК-Климов» — ВК-2500 в различных модификациях. Эти двигатели имеют цифровую систему управления и ряд конструктивных решений, которые повышают надежность и безотказность.

Например, версия ВК-2500ПС-03 в качестве силовой установки применяется на вертолете Ми-171А2 — самой современной модификации машин семейства Ми-8/17. Конструкция двигателя ВК-2500ПС-03 предусматривает возможность эксплуатации во всех климатических условиях. Работоспособность двигателя обеспечивается в диапазоне эксплуатационных температур наружного воздуха от –50°С до +60°С. Эти же двигатели установлены на Ми-171А3 — это первый российский специализированный вертолет для обслуживания морских буровых платформ. Сейчас вертолет проходит испытания на статическую прочность планера.

Турбовальный двигатель ВК-2500ПС-02 предназначен для гражданского вертолета Ка-32. Двигатель устанавливается на модернизированный Ка-32А11М, который считают одним из лучших пожарных вертолетов в мире. Благодаря новой силовой установке расширяются возможности по эксплуатации вертолета, в том числе при работе с внешней подвеской. ВК-2500ПС-02 позволяет использовать машину в условиях повышенной температуры и в горной местности, придает устойчивости при сильном боковом ветре. Ресурсом двигателя можно управлять исходя из конкретных условий его применения.

Санкции и обязательства

Новые экономические условия и санкции затронули «ОДК-Климов» в части производственного оснащения. Кроме того, учитывая увеличение объемов производства, есть потребность в кадрах.

«Промышленность Петербурга преодолеет все сегодняшние трудности. Несмотря ни на какие санкции, "ОДК-Климов" исполнит все свои обязательства перед заказчиками. Наше предприятие имеет все предпосылки для дальнейшего роста и развития»,— комментирует Александр Ватагин.

«ОДК-Климов» имеет долю в 10% от мирового рынка вертолетных двигателей

«ОДК-Климов» имеет долю в 10% от мирового рынка вертолетных двигателей

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

«ОДК-Климов» имеет долю в 10% от мирового рынка вертолетных двигателей

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

На российском рынке «ОДК-Климов» является основным поставщиком двигателей для вертолетов и самолетов. В настоящее время общие производственные мощности компании позволяют выпускать 300 двигателей в год, в том числе 250 вертолетных. «Разумеется, какие-то комплектующие поставляются с других предприятий России, но конечная продукция в виде готового двигателя выходит именно с "ОДК-Климов"»,— говорит Денис Новиков, директор группы оценки бизнеса и активов КПМГ в России и СНГ. При этом компетенциями по созданию авиадвигателей, помимо России, обладают всего шесть стран. Государство, в свою очередь, поддерживает отрасль миллиардными инвестициями в разработку технологий. Кроме того, для обеспечения роста объема производства и реализации гражданской экспортно ориентированной продукции, конкурентоспособной на мировых рынках, «ОДК-Климов» в ходе работы ПМЭФ-2021 заключает соглашение с опорным банком «Ростеха» Новикомбанком, который будет предоставлять льготное финансирование.

По мнению собеседников BG, к преимуществам «ОДК-Климов» можно отнести то, что предприятие было сравнительно недавно перенесено на новое место и сейчас располагается на современной высокотехнологичной производственной площадке, а также обладает сильным конструкторским бюро и высокими компетенциями. «Преимущества "ОДК-Климов" — в технологических разработках, которые позволяют создавать новые модели двигателей, востребованных на российском и мировом рынках»,— говорит Артем Деев, руководитель аналитического департамента AMarkets.

По оценке начальника аналитического отдела ИК «ЛМС» Дмитрия Кумановского, компания имеет долю в 10% от мирового рынка вертолетных двигателей объемом $2,6 млрд, или 2862 единицы.

Около половины вертолетного парка с двигателями марки «Климов» используется в сельском хозяйстве и нефтегазодобыче, в пожаротушении, трелевке леса, грузовых и пассажирских перевозках, аварийно-спасательных и медицинских работах, установке крупногабаритных конструкций, работе в условиях крайнего севера (Арктика), а также в перевозке VIP-персон. «Многие главы государств предпочитают именно российские вертолеты с двигателями "ОДК-Климов". Президент России также летает на российской технике»,— говорят в компании.

«ОДК-Климов» активно развивает сервисную базу, позволяющую осуществлять послепродажное сервисное обслуживание. Взаимодействию с российскими и иностранными заказчиками не помешала и пандемия. Так, в условиях ограничений сервисная служба предприятия выполняла свои обязательства удаленно по видеоконференцсвязи. Успехи в экспорте сервисных услуг помогли предприятию стать призером всероссийского конкурса «Экспортер года».

Востребованные разработки

В прошлом году АО «ОДК-Климов» выпустило 215 двигателей ВК-2500/ТВ3–117, серийное производство которых было организовано в 2015 году. Это самый массовый серийный вертолетный двигатель, который решил задачу импортозамещения двигателей зарубежного производства. Двигатели ВК-2500, в отличие от западных аналогов, могут летать в условиях высокогорья, при перепадах низких и высоких температур, в солевом тумане, песке.

В настоящее время запущен в серийное производство модернизированный двигатель ВК-2500ПС-03 для современного вертолета Ми-171А2. Его военная версия — двигатель ВК-2500П — в прошлом году успешно завершила государственные испытания в интересах Министерства обороны РФ. Этот двигатель предназначен для модернизированного вертолета Ми-28НМ. В конце прошлого года АО «ОДК-Климов» вплотную занялось ОКР по двигателю ВК-2500ПС-02 для модернизации вертолетов Ка-32. Предполагается, что благодаря этому двигателю будут расширены возможности при эксплуатации вертолета на работах с внешней подвеской.

Еще один современный вертолетный двигатель, который разрабатывается и серийно выпускается АО «ОДК-Климов» в широкой кооперации с другими предприятиями «Ростеха»,— ТВ7–117В. Главные преимущества силовой установки — новейшая система автоматического регулирования и контроля с полной ответственностью БАРК-6В, высокая мощность при низком удельном расходе топлива, возможность запуска и работы двигателя на больших высотах, высокие показатели надежности и безотказности, эксплуатация по техническому состоянию.

«Перспективы роста объемов производства вертолетных двигателей можно ожидать благоприятными, так как в ближайшее время потребуется замена изношенных двигателей и производство новых вертолетов, как для нужд ОПК, так и для гражданских и коммерческих эксплуатантов»,— замечает господин Новиков.

Передовые идеи

В настоящее время производитель ведет работы по созданию двигателя ВК-650В взлетной мощностью 650 л. с., предназначенного для эксплуатации в составе российских вертолетов легкого класса Ка-226Т, вертолетов Ансат-У, VRT-500 и зарубежных «одноклассников». «Прорабатываются вопросы по возможности сертификации двигателя ВК-650В с деталями, изготовленными с помощью метода 3D-печати»,— говорят в «ОДК-Климов».

«Модернизация и разработка новых двигателей — например, создание ВК-650В — говорит о готовности соответствовать высоким требованиям, в том числе имея возможность в перспективе нарастить экспортный потенциал»,— говорит Евгений Миронюк, аналитик «Фридом Финанс».

Еще один двигатель, ВК-1600В, разрабатывается для вертолета Ка-62. В настоящее время ведутся работы по созданию двигателя-демонстратора для проведения стендовых испытаний. Запуск серийного производства данных двигателей ожидается в 2023 году.

Двигатели будущего

По мнению экспертов, будущее — за гибридными двигателями. «Кроме того, при создании двигателей должны использоваться инновационные материалы и аддитивные технологии, сокращен производственный цикл изделий, оптимизирована их конструкция»,— комментирует исполнительный директор АО «ОДК-Климов» Александр Ватагин. В части систем автоматического управления (САУ) будет применяться искусственный интеллект, который помогает при эксплуатации предсказывать развитие нештатных ситуаций и предупреждать их.

«В августе 2020 года в ОДК инициирован проект по созданию демонстратора гибридной силовой установки (ГСУ). Проект нацелен на получение компетенций в части создания элементов гибридной установки и последующей их интеграции в единую систему. Полученный опыт позволит в рамках ОКР создать линейку силовых установок под требуемые рынком платформы. По результатам научно-исследовательской работы по созданию демонстратора гибридной силовой установки предусмотрена потенциальная возможность совместной ОКР ГСУ для легких БЛА, в том числе вертолетного типа»,— говорят в АО «ОДК-Климов». Использование ГСУ позволит снизить расход топлива, увеличить ресурс и надежность силовой установки, повысить безопасность полетов.

И не только вертолеты

С точки зрения использования продукции «ОДК-Климов» в самолетостроении ключевым драйвером роста объема производства можно ожидать выход в серию самолетов Ил-112В и Ил-114–300, которые должны прийти на смену изношенного парка Ан-24 и Ан-26, а также направлены на развитие региональной авиации. Так, в «ОДК-Климов» планируется производство двигателей ТВ7–117СТ и ТВ7–117СТ-01 для Ил-112В и Ил-114–300 соответственно. В конце 2020 года на аэродроме ЛИИ им. Громова в Жуковском гражданские двигатели ТВ7–117СТ-01 впервые подняли в небо новый пассажирский региональный турбовинтовой самолет Ил-114–300. Президент РФ Владимир Путин назвал это событие большим достижением.

Кроме того, совсем недавно совершил свой второй полет легкий военно-транспортный самолет Ил-112В, создаваемый по заказу Минобороны России.

В числе продукции АО «ОДК-Климов» есть и самолетные турбореактивные двигатели для истребителей марки МиГ: МиГ-29, МиГ-29К, МиГ-35. На МиГ-29 устанавливаются двигатели РД-33, для МиГ-29К и МиГ-35 предназначены двигатели РД-33МК. АО «ОДК-Климов» является разработчиком данных двигателей, серийное производство осуществляется на другом предприятии ОДК — АО «ММП им. Чернышева».

Благодаря климовским моторам истребители приобретают высокие эксплуатационные характеристики и маневренность. Знаменитая пилотажная группа «Стрижи» выступает именно на самолетах МиГ-29 с двигателями РД-33.

Читайте также: