Генеральный конструктор спмбм малахит антонов

Обновлено: 04.05.2024

Открытое акционерное общество «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» было создано в 1948 году (СКБ 143) для проектирования и отработки новых энергетических установок для подводных лодок, а также для проектирования скоростных подводных лодок с энергетическими установками этого типа.

За последние полвека подводные силы превратились в океанские, атомные, ракетные и стали равноправной морской составляющей триады стратегических ядерных сил России.

В этом немалая заслуга коллектива «Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» - авангарда отечественного подводного кораблестроения.

Первый в мире пуск баллистической ракеты с борта подводной лодки, спроектированной коллективом бюро, был осуществлен в 1955 году, что послужило началом создания нового подкласса кораблей подводных сил страны – ракетных подводных лодок стратегического назначения.

Первая отечественная атомная подводная лодка была спроектирована коллективом бюро и построена в 1958 году. На ее базе были созданы первые серии отечественных торпедных и ракетных атомных подводных лодок I поколения.

Первая в мире титановая высокоскоростная атомная подводная лодка, вооруженная крылатыми ракетами с подводным стартом, была построена по проекту бюро в 1969 году, обеспечив внедрение титановых сплавов в отечественное подводное кораблестроение.

Первая в мире комплексно автоматизированная ракето-торпедная титановая атомная подводная лодка была построена по проекту бюро в 1971 году, обеспечив создание нового подкласса кораблей подводных сил страны – многоцелевых ракето-торпедных атомных подводных лодок II, III и IV поколений.

Первые погружения спроектированных в бюро отечественных обитаемых глубоководных аппаратов на глубины материкового склона и океанского ложа в 1970-1985 годах позволили уже в 1986 году создать серии уникальных обитаемых глубоководных технических средств освоения Мирового океана.

В настоящее время создание глубоководных технических средств для комплексного мониторинга Мирового океана является одним из ведущих направлений в деятельности бюро, его дальнейшие перспективы определены Федеральной целевой программой «Мировой океан», проект которой разработан нашими специалистами.

  • Мировой лидер по внедрению новых типов торпедного и ракетного оружия на подводных лодках;
  • ведущее в стране бюро по проектированию современных многоцелевых атомных подводных лодок и глубоководных технических средств;
  • признанный пионер освоения новых типов энергетических установок и высокопрочных корпусных материалов подводных лодок;
  • базовое в стране бюро по координации работ с ядерными энергетическими установками подводных лодок и технических средств освоения Мирового океана.

Накопленный научно-технический потенциал и славные традиции коллектива бюро найдут достойное применение на российском и мировом рынке современных военно-морских технологий.

Опыт работы по военному кораблестроению позволил коллективу бюро успешно решать и народно-хозяйственные задачи. Завод по производству желатина в г. Могилев республики Беларусь, судно для обеспечения бурения на Арктическом шельфе – это реализованные проекты, а также ряд проектов, ждущих своих заказчиков – это подводный танкер, подводный ресторан, плавучая гостиница, плавучие атомные электростанции.

Открытое акционерное общество «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» было создано в 1948 году (СКБ 143) для проектирования и отработки новых энергетических установок для подводных лодок, а также для проектирования скоростных подводных лодок с энергетическими установками этого типа.

За последние полвека подводные силы превратились в океанские, атомные, ракетные и стали равноправной морской составляющей триады стратегических ядерных сил России.

В этом немалая заслуга коллектива «Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» - авангарда отечественного подводного кораблестроения.

Первый в мире пуск баллистической ракеты с борта подводной лодки, спроектированной коллективом бюро, был осуществлен в 1955 году, что послужило началом создания нового подкласса кораблей подводных сил страны – ракетных подводных лодок стратегического назначения.

Первая отечественная атомная подводная лодка была спроектирована коллективом бюро и построена в 1958 году. На ее базе были созданы первые серии отечественных торпедных и ракетных атомных подводных лодок I поколения.

Первая в мире титановая высокоскоростная атомная подводная лодка, вооруженная крылатыми ракетами с подводным стартом, была построена по проекту бюро в 1969 году, обеспечив внедрение титановых сплавов в отечественное подводное кораблестроение.

Первая в мире комплексно автоматизированная ракето-торпедная титановая атомная подводная лодка была построена по проекту бюро в 1971 году, обеспечив создание нового подкласса кораблей подводных сил страны – многоцелевых ракето-торпедных атомных подводных лодок II, III и IV поколений.

Первые погружения спроектированных в бюро отечественных обитаемых глубоководных аппаратов на глубины материкового склона и океанского ложа в 1970-1985 годах позволили уже в 1986 году создать серии уникальных обитаемых глубоководных технических средств освоения Мирового океана.

В настоящее время создание глубоководных технических средств для комплексного мониторинга Мирового океана является одним из ведущих направлений в деятельности бюро, его дальнейшие перспективы определены Федеральной целевой программой «Мировой океан», проект которой разработан нашими специалистами.

  • Мировой лидер по внедрению новых типов торпедного и ракетного оружия на подводных лодках;
  • ведущее в стране бюро по проектированию современных многоцелевых атомных подводных лодок и глубоководных технических средств;
  • признанный пионер освоения новых типов энергетических установок и высокопрочных корпусных материалов подводных лодок;
  • базовое в стране бюро по координации работ с ядерными энергетическими установками подводных лодок и технических средств освоения Мирового океана.

Накопленный научно-технический потенциал и славные традиции коллектива бюро найдут достойное применение на российском и мировом рынке современных военно-морских технологий.

Опыт работы по военному кораблестроению позволил коллективу бюро успешно решать и народно-хозяйственные задачи. Завод по производству желатина в г. Могилев республики Беларусь, судно для обеспечения бурения на Арктическом шельфе – это реализованные проекты, а также ряд проектов, ждущих своих заказчиков – это подводный танкер, подводный ресторан, плавучая гостиница, плавучие атомные электростанции.


Пялов Владимир Николаевич

Родился 28 февраля 1934 года в г. Кош-Агач Горно-Алтайской области. Окончил в 1959 году Ленинградский кораблестроительный институт по специальности «инженер-механик» и занимал в СПМБМ «Малахит» должности от инженера-конструктора проектного отдела до главного конструктора проекта. Начав трудовую деятельность в секторе перспективного проектирования, освоил теорию и практику проектирования многоцелевых подводных лодок; принимал участие в постройке серий атомных подводных лодок первого поколения; занимался разработкой концепции и системного подхода в проектировании атомных подводных лодок второго поколения. При его непосредственном участии и руководстве была спроектирована и построена экспериментальная подводная лодка, на которой проверялись новейшие технические решения. В 1993 году был назначен генеральным конструктором комплекса работ по проекту атомной подводной лодки четвертого поколения, а с 1998 года назначен начальником и генеральным конструктором ГУП «СПМБМ «Малахит». Действительный член Международной академии информатизации и Международной энергетической академии.

6 апреля 2018 года Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения (СПМБМ) «Малахит» отметило 70-летие. За это время инженеры фирменной проектной школы создали более сотни различных проектов, по которым было построено более 300 морских объектов различного назначения, в том числе, несколько поколений многоцелевых атомных подводных лодок (АПЛ) и глубоководных технических средств. Корреспонденту Sudostroenie.info удалось посетить знаковое для отрасли событие и познакомиться ближе не только с историей, но и с перспективами знаменитого бюро.

Музей СПМБМ

Формально 70-летие "Малахита" пришлось на 31 марта. В этот день в 1948 году постановлением Совета Министров СССР было организовано специальное конструкторское бюро № 143 (СКБ-143). Бюро было создано для решения неординарных и специфических задач в области проектирования и отработки новых энергетических установок для подводных лодок, а также для создания скоростных подводных лодок проекта 617.

Средняя поводная лодка проекта 617

Основные мероприятия, посвящённые 70-летию СПМБМ "Малахит", прошли в пятницу, 6 апреля.

Открытие мемориальной доски В.Н. Пялову в СПМБМ


С утра на здании на улице Фрунзе "малахитовцы" открыли мемориальную доску генеральному конструктору многоцелевых атомных подводных лодок Владимиру Николаевичу Пялову. В церемонии приняли участие вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Мовчан, президент ОСК Алексей Рахманов, заместитель главкома ВМФ России по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук, генеральный директор СПМБМ "Малахит" Владимир Дорофеев.

Открытие мемориальной доски В.Н. Пялову

Белое покрывало с памятной доски сняли генеральный конструктор многоцелевых атомных подводных лодок и их вооружения Александр Антонов и сын В.Н. Пялова, Николай.

Открытие мемориальной доски В.Н. Пялову

В.Н. Пялов останется в истории как один из самых известных корабельных конструкторов. В частности, под его руководством была создана многоцелевая АПЛ четвёртого поколения проекта 885 "Ясень".

Мемориальная доска В.Н. Пялову

Затем в стенах "Малахита" открылась конференция, посвящённая 70-летию предприятия.

Конференция, посвященная 70-летию СПМБМ Малахит

Открыло мероприятие выступление ансамбля юных барабанщиков.

Конференция, посвященная 70-летию СПМБМ Малахит

Центральным стало выступление гендиректора бюро Владимира Дорофеева. Разбив историю предприятия на десятилетия, руководитель "Малахита" рассказал о ключевых вехах бюро и перспективных планах, связав это с динамикой численности работников и уровня заработной платы.

Выступление В.Ю. Дорофеева

На ключевом слайде презентации нашли своё отражение численность сотрудников, эквивалент заработной платы в универсальном эквиваленте – буханках ржаного хлеба, а также оклад инженера-конструктора 2-й категории. Примечательно, что наибольшая численность сотрудников пришлась на 70-е и 80-е годы. Несмотря на то, что наибольший оклад наблюдается в последнее десятилетие, однако пик заработной платы в буханках пришёлся на 1958 год.

История СПМБМ Малахит

Что касается перспектив предприятия, то, по словам Дорофеева, впереди "Малахит" ждёт создание перспективной АПЛ пятого поколения. В марте бюро завершило разработку аванпроекта подлодки "Хаски". Создание этого корабля не будет возможным без совместной работы всех организаций, имеющих отношение к подводному кораблестроению.

При этом, помимо выдающихся технических характеристик, новые подлодки должны отличаться и экономической эффективностью. "Наши корабли должны стать не только мощнее, но и дешевле", – подчеркнул Владимир Дорофеев, выступая на фоне собаки с голубыми глазами.

Гендиректор СПМБМ Малахит Владимир Дорофеев

В свою очередь президент ОСК Алексей Рахманов предложил "Малахиту" провести ближайшее десятилетие "под эгидой инноваций" и напомнил о новом проекте корпорации – глубоководном аппарате с глубиной погружения 12 тысяч метров и более. Предполагается, что с помощью этой техники путешественник Федор Конюхов и полярник Артур Чилингаров достигнут дна Марианской впадины.

Президент ОСК Алексей Рахманов

В истории "Малахита" есть опыт разработки автономных глубоководных аппаратов (АГА) с предельной глубиной погружения до 6 тысяч метров. Среди разработок бюро – АГА "Русь" и "Консул".

Подводные аппараты разработки СПМБМ Малахит

Заместитель главнокомандующего ВМФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук зачитал текст поздравления адмирала Владимира Королёва и напомнил о том, что техника должна быть надёжной и обеспечивать возвращение моряков домой.

Заместитель главкома ВМФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук

Празднование 70-летия не могло обойтись без вручения наград. От администрации Санкт-Петербурга грамоты вручил вице-губернатор Сергей Мовчан.

Вручение наград работникам СПМБМ Малахит

Со стороны ОСК лучших работников отметил президент корпорации Алексей Рахманов.

Вручение наград работникам СПМБМ Малахит

Помимо конференции, к 70-летию предприятия в здании на улице Фрунзе была подготовлена обновлённая музейная экспозиция.

Музей СПМБМ Малахит

Центральный экспонат – стилизованная прозрачная подводная лодка с установленными внутри макетами трёх наиболее известных разработок "Малахита" – стала любимым местом для фотографирования гостей мероприятия.

Ветераны СПМБМ Малахит

В прозрачной субмарине разместились: большая многоцелевая ракетно-торпедная атомная подводная лодка второго поколения проекта 671РТМ,

большая многоцелевая ракетно-торпедная атомная подводная лодка второго поколения проекта 671РТМ

большая атомная подводная лодка третьего поколения проекта 971,

большая атомная подводная лодка третьего поколения проекта 971

и атомный подводный крейсер четвёртого поколения проекта 885.

атомный подводный крейсер четвёртого поколения проекта 885

Закрывая конференцию, гендиректор СПМБМ "Малахит" подчеркнул, что каким бы славным не было прошлое, фундамент, созданный предшественниками, – это площадка для опоры только одной ноги. "Второй ногой мы должны стоять в далёком будущем, – заявил Владимир Дорофеев. – Мы должны быть открытыми и современными, не забывая при этом о самом главном – надёжности техники".

Генеральный конструктор многоцелевых АПЛ и их систем вооружения Александр Антонов из питерского бюро "Малахит", да и генеральный директор этой проектно-конструкторской организации Владимир Дорофеев никак не ожидали узнать про себя горячую новость из Интернета. О том, что имя четвероногой Лайки, погибшей 60 лет назад в космосе, будет увековечено под водой - в проектных документах или названии всего проекта атомной подлодки пятого поколения.


Конструктор, ветеран "Малахита" и хранитель его истории Радий Анатольевич Шмаков анонимным новостям из сомнительных источников предпочитает правду факта и открытый диалог. Фото: Александр Емельяненков

Именно так - ОКР "Лайка" - решено назвать опытно-конструкторские работы по созданию АПЛ пятого поколения, если верить анонимному "источнику ТАСС в оборонно-промышленном комплексе".

Источник не раскрыл предполагаемые технические характеристики разрабатываемой субмарины, но отметил, что "одним из видов ее ударного оружия будут гиперзвуковые ракеты "Циркон". А еще заявлено, что "Лайка" будет иметь "модульную конструкцию и единую интегрированную систему боевого управления с искусственным интеллектом ".

До сего дня было известно, что концептуальный облик такой универсальной субмарины действительно разрабатывался в СПМБМ "Малахит" под шифром "Хаски". Более того, гендиректор "Малахита" в эксклюзивном интервью "Российской газете" подтвердил, что "работы по определению облика перспективной многоцелевой подводной лодки следующего поколения проведены и представлены заказчику в лице Министерства обороны".

А что до шифров и названий…

"Мы это не комментируем", - ответил тогда Владимир Дорофеев . И лишь коротко пояснил: "Раскрывать сейчас все направления и особенности перспективной АПЛ было бы неправильно. Поэтому скажу так: подводные корабли пятого поколения будут отвечать всем перспективным требованиям Военно-морского флота и смогут эффективно парировать возникающие угрозы".

При этом гендиректор "Малахита" не стал утверждать, что разработка облика перспективной АПЛ - это миссия исключительно их проектно-конструкторского бюро. "Министерство обороны всегда поощряло техническую конкуренцию между бюро-проектантами и организациями промышленности. Поэтому, когда мы говорим о перспективных кораблях разного назначения, такая конкуренция поощряется, особенно на ранних стадиях. И работы в той или иной степени ведутся разными организациями", - подчеркнул Владимир Дорофеев в интервью "РГ".

Было бы наивно полагать, что он или кто-то другой из "Малахита", даже если им напрямую позвонить, стал бы комментировать информацию анонимного происхождения. Но думаю, почти уверен - они обескуражены. Тем, как раз за разом из больших чиновных кабинетов утекают конфиденциальные сведения - из щелей, под дверью, в приватной болтовне…

Буквально только что, и опять из "анонимного источника в руководстве ОПК", мы узнали, что в дополнение к утвержденной программе вооружений на "Севмаше" собираются построить еще две подлодки серии "Борей", но вооружить их не "Булавой", а крылатыми ракетами большой дальности.

А еще тем же способом сообщили, что уже во вторник, 23 апреля на верфи в Северодвинске будет спущена на воду атомная подлодка специального назначения "Белгород" - носитель таинственного "Посейдона", подводного беспилотника с ядерной энергодвигательной установкой…

И это при том, что в самих КБ, проектных организациях и на заводах-изготовителях режимные гайки закрутили до предела и по всем статьям. Не только сотрудникам пресс-служб и ведущим специалистам, но и первым лицам - генеральным директорам и конструкторам - не позволяют рта открыть. Даже по тем вопросам, событиям и фактам, которые не содержат военной или государственной тайны, уже были обнародованы, обсуждались или требуют актуальных комментариев сегодня.

Тем временем

Владимир Королёв и Владимир Дорофеев

Главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Владимир Королёв и генеральный директор СПМБМ "Малахит" Владимир Дорофеев в музее предприятия. Фото Дмитрия Агальцова.

В Санкт-Петербурге обсудили вопросы создания новых подводных атомоходов

В рамках посещения Санкт-петербургского морского бюро машиностроения (СПМБМ) "Малахит" главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Владимир Королёв провел рабочее совещание по вопросам создания атомных подводных лодок 5-го и последующих поколений.

"В ходе совещания, в работе которого приняли участие генеральный директор СПМБМ "Малахит" Владимир Дорофеев, заместитель Главкома ВМФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук, генеральный конструктор СПМБМ "Малахит" по многоцелевым атомным подводным лодкам и их вооружению Александр Антонов, Главком ВМФ обсудил с его участниками вопросы создания атомных многоцелевых подводных лодок 5-го и последующих поколений, повышения параметров их скрытности, внедрения в подводное кораблестроение роботизированных систем", - сообщил представитель Департамента информации и массовых коммуникаций Министерства обороны РФ по Военно-морскому флоту капитан 1 ранга Игорь Дыгало.

Участники совещания также обсудили ход строительства атомных многоцелевых подводных 4-го поколения "Ясень-М".

После завершения совещания, главком ВМФ РФ адмирал В. Королёв осмотрел научно-производственную базу и музей СПМБМ "Малахит", которое 31 марта этого года отметило свой 70-летний юбилей. Напомним, что именно 31 марта 1948 года Постановлением Совета Министров СССР №3679сс и во исполнение его по приказу Министерства судостроительной промышленности №00164 от 7 апреля 1948 года было организовано специальное конструкторское бюро № 143 (СКБ-143) в составе V Главного управления Минсудпрома.

Термин "специальное" в названии бюро подчеркивал, что оно создано для решения неординарных, специфических, целевых задач, таких как "проектирование и отработка новых энергетических установок (типа парогазотурбинных) для подводных лодок, а также проектирования скоростных подводных лодок с энергоустановками этого типа (ПЛ проекта 617)". Начальником бюро и главным конструктором ПЛ проекта 617 был назначен А.А. Антипин. Причем для обеспечения выполнения работ, связанных с парогазотурбинной установкой (ПГТУ), из ЦНИИ-45 в СКБ-143 был переведен весь научно-исследовательский энергетический отдел во главе с его начальником Б.Д. Златопольским. Параллельно с ним над ПГТУ работали и немецкие специалисты, прибывшие из Германии.

1 апреля 1966 года приказом министра судостроительной промышленности введено новое наименование СКБ-143 – Союзное проектно-монтажное бюро машиностроения (СПМБМ), а 23 февраля 1974 года приказом министра судостроительной промышленности СПМБМ и Центральное проектное бюро "Волна" (ЦКБ-16) были объединены в одно бюро – СПМБМ "Малахит". Сегодня эта проектная организация носит название АО "Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения "Малахит"".

За годы своего существования специалисты "Малахита" выполнили свыше 50 проектов подводных лодок различного класса и типа, по которым построено более 300 субмарин, в том числе сотня подлодок с атомной энергетической установкой. Именно в "Малахите" создана уникальная многоцелевая атомная подлодка проекта 885 "Ясень", модель которой у себя перед кабинетом поставил в свое время руководитель программ подводного кораблестроения в Командовании военно-морских систем ВМС США контр-адмирал Дэвид Джонсон. "Мы будем иметь дело с очень серьезными противниками. Чтобы понять это, просто взгляните на "Северодвинск" – российский вариант атомной подводной лодки с крылатыми ракетами", – отметил как-то адмирал. И он был прав.

Владимир Щербаков

Ответственный редактор "Независимого военного обозрения"

Права на данный материал принадлежат Независимое военное обозрение
Материал размещён правообладателем в открытом доступе

Читайте также: