Генеральным конструктором первых советских космических аппаратов был

Обновлено: 05.05.2024

Ровно 50 лет назад, 14 января 1966 года, из жизни ушел выдающийся советский ученый, конструктор и основоположник практической космонавтики Сергей Павлович Королёв. Данный выдающийся отечественный деятель навсегда вошел в историю как создатель советской ракетно-космической техники, который помог обеспечить стратегический паритет и превратил Советский Союз в передовую ракетно-космическую державу, став одной из ключевых фигур в освоении космоса человеком. Именно под непосредственным руководством Королёва и по его инициативе были осуществлены запуски первого искусственного спутника Земли и первого космонавта Юрия Гагарина. Сегодня в России есть город, который был назван в честь выдающегося ученого.

Сергей Королёв был человеком удивительной судьбы. Он мог разбиться на планере, но не разбился. Его вполне могли расстрелять как «врага народа», но приговорили к тюремному сроку. Он мог погибнуть уже в лагерях, но он выжил. Должен был утонуть на корабле в Тихом океане, однако опоздал на судно, которое через 5 дней потерпело катастрофу. Этот великий ученый выжил для того, чтобы в буквальном смысле пройти через тернии к звездам и первым вывести человечество в космос. Наверное, не было на планете другого такого человека, который бы так сильно и преданно любил небо.

Сергей Павлович Королёв родился 12 января 1907 года (30 декабря 1906 года по старому стилю) в городе Житомире в семье учителя русской словесности Павла Яковлевича Королёва и дочери нежинского купца Марии Николаевны Москаленко. Ему было три года, когда семья распалась, и по решению матери его отправили на воспитание к бабушке и дедушке в Нежин, где Сергей прожил до 1915 года. В 1916 году его мать снова вышла замуж и вместе с сыном и новым мужем Георгием Михайловичем Баланиным переехала в Одессу. В 1917 году будущий ученый поступил в гимназию, которую не успел окончить из-за начала революции. Гимназия была закрыта, и на протяжении 4-х месяцев он занимался в единой трудовой школе, а затем получал образование на дому. Он занимался самостоятельно по гимназической программе при помощи отчима и матери, которые оба были учителями, а отчим помимо педагогического имел и инженерное образование.

Сергей Павлович Королёв. Через тернии к звёздам

Еще обучаясь в школе, Сергей Королёв отличался исключительными способностями и большой тягой к новой для того времени авиационной технике. Когда в 1921 году в Одессе был образован отряд гидросамолетов, будущий конструктор ракет всерьез увлекся воздухоплаванием. Он свел знакомство с членами данного отряда и совершил свои первые полеты на гидросамолете, решив стать летчиком. При этом страсть к небу перемежалась у него работой в школьной производственной мастерской, где будущий конструктор научился работать за токарным станком, он вытачивал детали очень сложной формы и конфигурации. Эта «столярная» школа очень пригодилась ему в будущем, когда он начал строить свои собственные планеры.

При этом будущий конструктор ракет сумел получить среднее образование не сразу, у него не было для этого условий. Только в 1922 году в Одессе была открыта стройпрофшкола, в которой на тот момент преподавали лучшие учителя. В нее и поступил 15-летний Сергей. Прекрасная от природы память позволяла Королёву запоминать наизусть целые страницы текста. Учился будущий конструктор очень прилежно, можно сказать, увлеченно. Его классный руководитель говорила про него матери: «Парень с царем в голове». В строительной профессиональной школе он обучался с 1922 по 1924 годы, занимаясь параллельно во многих кружках и на различных курсах.

В 1923 году правительство обратилось к народу с призывом создать в стране свой Воздушный флот. На Украине было образовано Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма (ОАВУК). Сергей Королёв сразу же стал членом данного общества и начал усиленно заниматься в одном из его планерных кружков. В кружке он даже сам читал рабочим лекции по планеризму. Знания по истории авиации и планеризму Королёв приобрел самостоятельно, читая специализированную литературу, в том числе книга на немецком языке. Уже в возрасте 17 лет он разработал проект летательного аппарата оригинальной конструкции, «безмоторного самолета К-5».


В 1924 году Сергей Королёв поступил в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, всего за 2 года он освоил в нем общие инженерные дисциплины и стал настоящим спортсменом-планеристом. Осенью 1926 года Королёв перевелся в Московское высшее техническое училище (МВТУ) имени Баумана, где обучался на аэромеханическим факультете. Молодой студент учился всегда со свойственным ему трудолюбием, много времени он занимался самостоятельно, посещая техническую библиотеку. Особой популярностью в те годы пользовались лекции молодого 35-летнего авиаконструктора Туполева, который читал студентам вводный курс по самолетостроению. Уже тогда Туполев заметил выдающиеся способности Сергея и в дальнейшем считал Королёва одним из лучших своих учеников.

Во время учебы в Москве Сергей Королёв уже был достаточно хорошо известен как молодой и перспективный авиационный конструктор, опытный планерист. Начиная с 4-го курса, он совмещал учебу и работу в КБ. С 1927 по 1930 годы принимал участие во Всесоюзных планерных соревнованиях, которые проходили на территории Крыма под Коктебелем. Здесь Королёв летал сам, а также представлял модели своих планеров, в том числе СК-1 «Коктебель» и СК-3 «Красная звезда».

Огромное значение на жизнь Сергея Королёва оказала его встреча с Циолковским, которая произошла в Калуге в 1929 году по дороге из Одессы в Москву. Эта встреча предопределила дальнейший жизненный путь ученого и конструктора. Беседа с Константином Эдуардовичем произвела на молодого специалиста неизгладимое впечатление. «Циолковский потряс меня тогда своей непоколебимой верой в возможность космоплавания, — много лет спустя вспоминал конструктор, — я ушел от него с одной единственной мыслью: строить ракеты и летать на них. Всем смыслом жизни для меня стало одно — пробиться к звездам».


В 1930 году он начинает работать в Центральном КБ завода имени Менжинского, а с марта следующего года становится старшим инженером по летным испытаниям в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ). В том же 1931 году он принимает участие в организации ГИРД — Группы изучения реактивного движения, которую возглавит уже в 1932 году. Под руководством Сергея Королёва были осуществлены первые запуски советских ракет на гибридном двигателе «ГИРД-9», которые состоялись в августе 1933 года, а также на жидком топливе «ГИРД-X» в ноябре того же года. После того, как в конце 1933 года произошло слияние ленинградской Газодинамической лаборатории (ГДЛ) и московского ГИРДа и был создан Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ), Сергей Королёв был назначен его замдиректора по научной части, а начиная с 1934 года, он стал руководителем отдела ракетных летательных аппаратов.

В 1934 году вышла в свет первая печатная работа Сергея Королёва, которая называлась «Ракетный полет в стратосфере». Уже в этой книге конструктор предупреждал о том, что ракета является очень серьезным оружием. Образец книги он послал и Циолковскому, который назвал книгу содержательной, разумной и полезной. Уже тогда Королёв мечтал, как можно более плотно заняться постройкой ракетоплана, но задумкам его не суждено было тогда осуществиться. Осенью 1937 года волна репрессий, захлестнувших Советский Союз, докатилась и до РНИИ.

Королёва арестовали по ложному обвинению 27 июня 1938 года. 25 сентября он был включен в список лиц, подлежащих суду Военной коллегии Верховного суда СССР. В списке он проходил по первой категории, что значило: рекомендуемая органами НКВД мера наказания — расстрел. Список был утвержден лично Сталиным, так что приговор можно было считать практически утвержденным. Однако Королёву «повезло», он был приговорен к 10 года лагерей. До этого он год провел в Бутырской тюрьме. По некоторым данным, будущий покоритель космоса подвергался серьезным пыткам и избиениям, в результате которых у него была сломана челюсть. На Колыму конструктор попал 21 апреля 1939 года, где трудился на золотом прииске Мальдяк Западного горнопромышленного управления, при этом конструктор ракетных двигателей был занят на «общих работах». 2 декабря 1939 года Королёв был направлен в распоряжение Владлага.


Сергея Павловича досрочно освободили только в июле 1944 года по личному указанию Сталина, после чего еще один год он продолжал работать в Казани. Крупный специалист в области авиационного оборудования Л. Л. Кербер, трудившийся в ЦКБ-29, отмечал, что Королёв был циником, скептиком и пессимистом и довольно мрачно смотрел в будущее, приписывая конструктору фразу «Хлопнут без некролога». Вместе с тем существует высказывание и летчика-космонавта Алексея Леонова, который отмечал, что Королёв никогда не был озлоблен и никогда не жаловался, не опускал рук, никого не проклинал и не ругал. На это у конструктора просто не было времени, он прекрасно понимал, что озлобленность вызовет в нем не творческий порыв, а лишь его угнетение.

После завершения Великой Отечественной войны, во второй половине 1945 года Сергей Королёв в составе группы специалистов был отправлен в Германию в командировку, где занимался изучением немецкой техники. Особый интерес для него представляла, конечно же, немецкая ракета V-2 (Фау-2). В августе 1946 года конструктор приступает к работам в подмосковном Калининграде, где становится главным конструктором ракет дальнего радиуса действия и начальником отдела №3 при НИИ-88 по их разработке.


Первой задачей, которая была поставлена правительством перед Королёвым как главным конструктором и всеми организациями, занимающимися на тот момент времени ракетным вооружением, была разработка советского аналога немецкой ракеты Фау-2 из отечественных материалов. При этом уже в 1947 появилось новое постановление правительства о создании новых баллистических ракет с большей, чем у Фау-2, дальностью полета — до 3-х тысяч км. В 1948 году Королёв проводит летно-конструкторские испытания первой советской баллистической ракеты Р-1 (аналог Фау-2) и в 1950 году сдает ракету на вооружение. В течение следующих нескольких лет он трудится над различными модификациями данной ракеты. В течение только одного 1954 года он завершил работу над ракетой Р-5, наметив сразу пять ее возможных модификаций. Также была завершена работа над ракетой Р-5М, оснащенной ядерным боевым зарядом. Помимо этого, он работал над ракетой Р-11 и ее морским вариантом, все более четкие очертания приобретала и его будущая межконтинентальная ракета Р-7.

Работы над межконтинентальной двухступенчатой ракетой Р-7 были завершены в 1956 году. Это была ракета с дальностью полета 8 тысяч километров и отделяемой головной частью массой до 3-х тонн. Ракета, созданная под непосредственным руководством Сергея Павловича, была успешно испытана в 1957 году на специально построенном для этих целей полигоне №5, расположенном в казахской степи (сегодня это космодром Байконур). Модификация данной ракеты Р-7А, обладавшая увеличенной до 11 тысяч километров дальностью пуска, находилась на вооружении РВСН Советского Союза с 1960 по 1968 годы. Также стоит отметить тот факт, что в 1957 году Королёвым были созданы первые баллистические ракеты на стабильных компонентах топлива (мобильного наземного и морского базирования); конструктор стал настоящим первопроходцем в этих новых и очень важных направлениях развития ракетного вооружения.

4 октября 1957 года спроектированная Сергеем Королёвым ракета вывела на земную орбиту первый в истории искусственный спутник. С этого дня берет свое начала эра практической космонавтики, а Королёв становится отцом этой эры. Первоначально в космос отправляли лишь животных, но уже 12 апреля 1961 года конструктор вместе со своими коллегами и единомышленниками осуществляет успешный запуск космического корабля «Восток-1», на борту которого находился первый космонавт планеты Юрий Гагарин. С этого полета, которого не было бы без Королёва, начинается эра пилотируемой космонавтики.


Также с 1959 года Сергей Королёв осуществлял руководство программой по исследованию Луны. В рамках этой программы к естественному спутнику Земли было выслано несколько КА, в том числе аппаратов с мягкой посадкой. При проектировании аппарата для посадки на лунной поверхности было много споров о том, что она из себя представляет. В то время общепринятой была гипотеза, выдвинутая астрономом Томасом Голдом, согласно которой Луна была покрыта толстым слоем пыли из-за микрометеоритной бомбардировки. Но Королёв, который был знаком с другой гипотезой — советского вулканолога Генриха Штейнберга, приказал считать лунную поверхность твердой. Его правота была подтверждена в 1966 году, когда на Луне совершил мягкую посадку советский аппарат «Луна-9».

Еще одной интересной историей из жизни великого ученого и конструктора стал эпизод с подготовкой автоматической станции для отправки к одной из планет солнечной системы. При ее создании конструкторы столкнулись с проблемой лишнего веса исследовательской аппаратуры на борту станции. Сергей Королёв изучил чертежи станции, после чего осуществил проверку прибора, который должен был передать на Землю информацию о наличии или отсутствии органической жизни на планете. Он вывез прибор в выжженную казахскую степень неподалеку от космодрома и прибор передал по радио сигнал, что на Земле нет жизни, что и послужило поводом для исключения этого ненужного оборудования из состава оснащения станции.

При жизни великого конструктора на космических кораблях его конструкции в космосе успело побывать 10 космонавтов, помимо Гагарина, был осуществлен выход человека в открытый космос (это сделал Алексей Леонов 18 марта 1965 года). Под непосредственным руководством Сергея Королёва в СССР был создан первый космический комплекс, многие геофизические и баллистические ракеты, запущены первые в мире межконтинентальная баллистическая ракета, ракета-носитель «Восток» и ее модификации, искусственный спутник Земли, осуществлены полеты космических кораблей «Восток» и «Восход», разработаны первые космические аппараты серий «Луна», «Венера», «Марс», «Зонд», разработан космический корабль «Союз».


Сергей Павлович Королёв ушел из жизни довольно рано — 14 января 1966 года в возрасте всего 59 лет. По всей видимости, здоровье конструктора все-таки было подорвано на Колыме и несправедливое обвинение (в 1957 году он был полностью реабилитирован) наложило отпечаток на его здоровье. К этому моменту Королёв уже успел многое сделать для осуществления своей мечты по покорению космоса, он реализовал ее на практике. Но некоторые проекты, например лунная программа СССР, оказались нереализованными. Лунный проект был свернут после смерти выдающегося конструктора.

В 1966 году Академия наук Советского Союза учредила золотую медаль «За выдающиеся заслуги в области ракетно-космической техники» имени Сергея Павловича Королёва. В Житомире, Москве и на Байконуре ему были установлены памятники. Память конструктора увековечили большим количеством названных в его честь улиц, а также мемориальным домом-музеем. В 1996 году подмосковный город Калининград был переименован в наукоград Королёв в честь работавшего здесь выдающегося конструктора ракетной техники. Также в его честь были названы перевал на Тянь-Шане, крупный лунный кратер и астероид. Так что имя Сергея Королёва продолжает жить не только на Земле, но и в космосе.

4 октября 1957 года в половине одиннадцатого вечера по московскому времени со стартовой площади Тюратам в Южном Казахстане (тогда ещё не принято было говорить о «космодроме Байконур») стартовала ракета, которая вывела на околоземную орбиту первый искусственный спутник Земли (ИСЗ).


Аппарат этот представлял собой металлический шар, выполненный из алюминиевых сплавов, диаметром чуть более полуметра и весом – 83,6 кг. Две антенны, состоящие каждая из двух штырей, распространяли сигнал – знаменитый «бип-бип-бип», который первыми услышали учёные, находившиеся на космодроме. Это сразу же вызвало всеобщее ликование. Уже очень скоро этот завораживающий сигнал услышит всё человечество. Энтузиасты, вооружённые подзорными трубами и самодельными телескопами даже разглядят на ночном небе некий светящийся объект, который будет назван русским словом «спутник» и под этим именем войдёт в историю. Но разве можно разглядеть с земли полуметровый шарик, летящий в сотнях километров от поверхности планеты? Разумеется, нет. За сам аппарат энтузиасты принимали последнюю ступень разгонного блока ракеты-носителя, что, собственно, и вывела «шарик» на орбиту.

Сам аппарат носил название ПС-1 (простейший спутник–1). Это название предложил ему дать сам генеральный конструктор Сергей Павлович Королёв, а вот ракета-носитель как раз и называлась «Спутник». И уж потом это название перешло на весь аппарат и стало символическим.

С тех пор любой космический корабль, обращающийся на орбите Земли, носит имя спутника Земли, или иных планет, если он выйдет на их орбиты.

Казалось бы – простейшее устройство, шарик из металла, с незамысловатыми приборами на борту, а какой огромный шаг для всего человечества! Какой огромный и трудный путь пришлось пройти к нему. Когда же начался этот путь? Разумеется, мы сразу же вспомним Константина Эдуардовича Циолковского с его идеями освоения космического пространства реактивными приборами. Но Циолковский был теоретик, мечтатель. Его считали фантазёром, может быть, отчасти он и был им – скромный учитель математики из провинциальной Калуги.

Скорее, Циолковского можно назвать идеологом космического движения в России, он заразил своей мечтой о выходе человечества в космос многих энтузиастов, людей с техническим мышлением, и они взялись претворять его идеи в жизнь.

Первым, кто реально занялся ракетостроением в России, был Николай Иванович Тихомиров, создатель знаменитой Газодинамической лаборатории (ГДЛ) в Петрограде в 1921 году. Она будет после слита с ГИРД (Группа изучения ракетного движения) в Москве и на этой базе в 1933 году будет создан Реактивный НИИ, из стен которого и вышли создатели космического проекта в России. А это целая плеяда великих изобретателей (в том числе Сергей Павлович Королёв и его соратник, выдающийся конструктор ракетных двигателей Валентин Петрович Глушко). Сам же Николай Тихомиров (а родился он в 1859 году, ещё до отмены крепостного права) был химиком-практиком, работал на сахарных заводах, изобретал фильтры и различные устройства для этого производства. И вот этот-то, казалось, далёкий от неба человек вдруг занялся созданием «самодвижущихся мин» – прообраза реактивных снарядов! В 1912 году он уже представил военному ведомству проект такого снаряда и получил патент. Откуда вдруг у мирного работника сахарного завода явилась мысль о ракете? Понять это трудно, видимо, чувство патриотизма заставило его взяться за создание оружия, способного защитить Россию.

Сам принцип движения ракеты от воздействия реакции газов, которая происходит при сгорании жидкого или твёрдого топлива был сформулирован Тихомировым при сотрудничестве с известным «отцом аэродинамики» профессором Николаем Егоровичем Жуковским, который в 1916 году одобрил идею Тихомирова. В сущности, ракета – это мощный двигатель и динамическая оболочка, позволяющая ракете устойчиво двигаться как в воздушном, так и в безвоздушном пространстве. Поэтому неудивительно, что создатели первых наших ракет были и авиаконструкторами одновременно. Сергей Павлович Королёв, как известно, прежде чем заняться ракетами создал проект аэроплана, строил планеры и даже сам летал на них, но после знакомства с теоретическими трудами Циолковского более дерзкие мечты овладели им.

В 1929 году Королёв заканчивает Московское высшее техническое училище им. Баумана (МВТУ) и начинает работать в ГИРД, который располагался в жилом доме у Красных ворот в Москве, а первые ракеты возили на стартовые площадки… на трамвае, покупая им билет, как за провоз багажа.

Первая ракета, созданная ГИРД (конструктор Михаил Тихонравов), поднялась в небо 17 августа 1933 года с полигона у подмосковного Нахабино. Она была маленькой и улетела недалеко, но на ней уже стоял жидкостно-реактивный двигатель (ЖРД) – прообраз будущих мощных ракетных систем.

После этого события руководство Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) уверовало в возможность построения боевых ракет, и сам Тухачевский подписал приказ о создании Реактивного научно-исследовательского института РККА. Впоследствии связь этого института с опальным маршалом послужит очень плохую службу для ракетного дела в СССР, так как в 1937 году, когда полетят многие военные головы, это ударит и по учёным РНИИ. Некоторые из них, обвинённые в связях с «военной оппозицией» Сталину, окажутся в местах не столь отдалённых, как, к примеру, С.П. Королёв, который вместо создания передовой ракетной техники будет мыть золото на «общих работах» в магаданских лагерях.

Арестуют и его соратника Валентина Петровича Глушко, правда, не отправили в Сибирь, а привлекли к работам в так называемых «шарашках» – специальных закрытых научных КБ, созданных наркомом внутренних дел Лаврентием Берией для осуждённых учёных. Делу ракетостроения в нашей стране в этих злосчастных 1937–1938 годах будет нанесён, конечно, сильнейший удар. А ведь к 1937 году уже были созданы проекты ракетоплана и испытан ряд крылатых и баллистических ракет, то есть мы тогда явно опережали и Америку, и Европу, ту же нацистскую Германию, где Вернер фон Браун создаст свои знаменитые «Фау» только к 1943–1944 годам. А нам после войны пришлось учится у этого штурмбанфюрера СС, копировать его разработки, и посылать для этого в поверженную Германию тех же самых учёных, которых «мариновали» в тюрьмах в 1937-м.

И только в мае 1946 года вышло Постановление Совета Министров СССР №1017-49. Его подписал Сталин, гриф «Совершенно секретно. Особая папка». В постановлении были изложены вопросы реактивного вооружения с обязательным созданием ряда научно-исследовательских институтов и опытно-конструкторских бюро. Задела для создания крупных ракет в СССР не было, а время поджимало. Американцы уже создали и применили в боевых условиях атомную бомбу. Над японскими городами Хиросима и Нагасаки её сбрасывали с тяжёлых бомбардировщиков на парашютах. Бомба опускалась медленно, самолёт успевал до взрыва отлететь на достаточно большое расстояние, однако ядерный взрыв был такой силы, что бомбардировщик буквально швыряло в небе воздушной волной. Создание ракеты для доставки ядерного заряда до объектов противника стало насущной необходимостью в случае начала ядерной войны. Потому американцы вывезли из поверженной Германии знаменитого конструктора ракет Фау-2 Вернера фон Брауна, простили ему все нацистские грехи, предоставили лучшие лаборатории и полигоны в Штатах. Началась ракетная гонка. Мы смогли захватить в Германии сами ракеты со всей оснасткой и нескольких немецких конструкторов, помощников фон Брауна. Для ознакомления с этой техникой и направлены были в Германию советские конструкторы, недавние узники ГУЛАГа Королёв, Глушко и многие другие.

С них даже обвинения ещё не успели снять, они ещё не были полностью реабилитированы, а уже возглавили специализированные опытно-конструкторские бюро (ОКБ). Одно из важнейших ОКБ по ракетостроению возглавил Сергей Павлович Королёв, а ОКБ по жидкостно-ракетным двигателям – Валентин Петрович Глушко.

Так как эти учёные и явились, собственно, главными создателями советской космической техники, расскажем о них поподробнее. Оба родились на Украине. Отец С.П. Королёва был учитель. А В.П. Глушко был сыном простого батрака из Одессы, этого русского города с давней высокой культурой, с основания своего тесно связанного с Россией. Удивительно, что оба они - и Королёв, и Глушко – в юные годы росли в Одессе, отсюда начинался их путь в небо. Оба выходца с Украины получили образование в российских вузах, оба увлеклись идеями Циолковского, работали в Реактивном НИИ, пострадали от политических репрессий, а после работали на оборону страны в тюремных КБ. А в 1945–46 годах вместе оказались в поверженной Германии, изучая ракетное наследство фон Брауна. Там же, в Германии, Королёв познакомился с молодым (родился в 1917 году) конструктором Василием Павловичем Мишиным, выходцем из крестьянской семьи, из деревни Бывалино под Павловским Посадом. Василий Павлович начинал свой путь простым рабочим в ЦАГИ, окончил Московский авиационный институт и уже во время войны в КБ Болховитинова разрабатывал первый советский ракетный самолёт БИ-1. Как специалист по авиационным ракетным двигателям и он был направлен в Германию, изучать Фау-2, здесь и познакомился с Королёвым, и стал его первым заместителем в ракетном ОКБ-1 на долгие годы. Вот эти три богатыря и стали той могучей кучкой, вокруг которой сплотились сотни, тысячи талантливых конструкторов и инженеров, целая армия специалистов и рабочих, что вывела нашу страну на высочайший уровень науки и техники.

Конечно, все решения по созданию космической отрасли принимались политическим руководством нашей страны. Сталин уделял повышенное внимание разработкам передовой техники. Конечно, обидно было учиться у нацистских конструкторов азам ракетостроения, но у них же учились и американцы, ведь даже создатель американской атомной бомбы Роберт Оппенгеймер был выходцем из Германии. А наша первая баллистическая ракета Р-1, созданная Королёвым, Мишиным и Глушко, была повторением брауновской Фау-2 и летала, как и она, на 300 км. Но уже к концу сороковых годов с полигона Капустин Яр под Сталинградом новые советские ракеты класса "Р" летали всё дальше и дальше.

Перед самой своей смертью, в феврале 1953 года, Сталин подписал распоряжение о создании мощной баллистической ракеты, которая могла бы наносить удары по врагу на других континентах. Это была ракета Р-7. Преобразованная под мирные цели, она и вывела наш первый спутник на околоземную орбиту.

Известный советский конструктор ракетных двигателей В.И. Гуров пишет в своих воспоминаниях: «До запуска первого искусственного спутника Земли оставалось менее двух месяцев. В августе 1957 года Вернер фон Браун публично заявил в конгрессе США о том, что русские в попытке освоения космоса далеко отстали от американских достижений. Сытые американцы не могли представить себе русский темп созидания новой техники. А вместе с тем в мае 1957 года было завершено строительство космодрома Байконур. Бытует легенда, по которой руководство СССР ради обеспечения режима секретности огласило на весь мир, в качестве отвлекающего маневра, затею об освоении целинных земель в Казахстане. А строительство возле малюсенькой станции Тюратам (так вначале назывался космодром) – это, мол, всего-навсего строительство грандиозного спортивного комплекса с обязательным огромным стадионом».

Казалось бы, металлический шарик, игрушка – и ради этого были истрачены колоссальные средства, в то время как Россия едва оправлялась от послевоенной разрухи. Но мы видим сейчас, как наш мир потрясают военные конфликты, как нарастает напряжённость между странами. Существуют тысячи причин для вражды и войны, для взаимного самоистребления. А что объединяет человечество?

Есть ли те скрепы, что не позволяют народам и странам окончательно перессориться и истребить самих себя? Такие скрепы есть – это победы человечества над мёртвой материей, это прорывы в будущее. Первый спутник и был таким прорывом, он объединил человечество, заставил людей понять, что мы все едины, и будущее у нас всех – одно.

Конструктор Сергей Павлович Королев

Сергей Павлович Королев родился 12 января 1907 года в Житомире в семье учителя гимназии. В 1909 году семья перебралась в Киев; вскоре после этого родители разошлись. В 1916 году мать вновь вышла замуж и вместе с сыном и мужем переехала в Одессу.

Сергей Королев сидит в кабине планера Коктебель

В 1927-1930 годах Сергей Королев участвовал в планерных соревнованиях в Крыму под Коктебелем, где летал сам и представлял свои планеры, в том числе планер СК-3, специально сконструированный и построенный для исполнения фигур высшего пилотажа.

Модель самолета СК-4 конструкции Сергея Королева

В эти годы Королев пришел к мысли поставить на планер ракетный двигатель. Работая в Центральном КБ завода им. В.Р.Менжинского, создал ряд конструкций планеров ("Коктебель", "Красная звезда" и др.).
На фото: модель самолета СК-4 конструкции Королева.

Сережа Королев - будущий конструктор, главный организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР и основоположник практической космонавтики

В 1917 году Сергей Королев поступил в гимназию, однако началась революция, гимназию закрыли, и он стал заниматься дома по гимназической программе. В 1922-1924 годах будущий конструктор учился в стройпрофтехшколе.

© AFP 2022 / Files Pravda 4 октября 1957 года под руководством Сергея Королева с космодрома Байконур был запущен первый искусственный спутник Земли.
На фото: статья в газете "Комсомольская правда" о запуске первого искусственного спутника Земли, 1957 год.

Статья в газете Комсомольская правда о запуске первого искусственного спутника Земли. 1957 год

4 октября 1957 года под руководством Сергея Королева с космодрома Байконур был запущен первый искусственный спутник Земли.
На фото: статья в газете "Комсомольская правда" о запуске первого искусственного спутника Земли, 1957 год.

Конструктор Сергей Королев

В 1924 году Королев поступил на механический факультет Киевского политехнического института, но, поскольку там не было открыто аэромеханическое отделение, перешел в Московское высшее техническое училище им. Баумана на аэромеханический факультет.

Вымпелы, доставленные советской космической ракетой на Луну в 1959 году

С 1959 года Сергей Королев руководил программой исследования Луны.
На фото: вымпелы с изображением герба Советского Союза и надписью "Союз Советских Социалистических республик. Сентябрь 1959 года", доставленные советской космической ракетой на Луну.

© Фото : Public domain В рамках этой программы к Луне было направлено несколько космических аппаратов, в том числе аппаратов с мягкой посадкой.
На фото: "Луна-2" – первая в мире станция, достигшая поверхности Луны.

Луна-2 - первая в мире станция, достигшая поверхности Луны

В рамках этой программы к Луне было направлено несколько космических аппаратов, в том числе аппаратов с мягкой посадкой.
На фото: "Луна-2" – первая в мире станция, достигшая поверхности Луны.

Королев с собакой перед запуском ее в космос

19 августа 1960 года на орбиту были отправлены советские собаки Белка и Стрелка – первые животные, совершившие космический полет.
На фото: Сергей Королев с собакой перед запуском ее в космос.

Академик Сергей Королев принимает экзамен по материальной части корабля Восток у кандидата в космонавты Юрия Гагарина

Академик Сергей Королев, основоположник практической космонавтики, принимает экзамен по материальной части корабля "Восток" у кандидата в космонавты Юрия Гагарина.

Юрий Гагарин в кабине космического корабля Восток-1 перед стартом 12 апреля 1961 года

12 апреля 1961 года был осуществлен первый полет человека в космос.
На фото: Юрий Гагарин, летчик-космонавт СССР, первый человек в мировой истории, совершивший полёт в космическое пространство, перед стартом в кабине космического корабля "Восток-I".

Старт космического корабля Восток-1

Старт ракеты-носителя "Восток" с кораблём "Восток-1", на борту которого летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин, первый человек в истории, совершивший полет в космическое пространство 12 апреля 1961 года.

Академик Сергей Королев во время запуска Востока с Юрием Гагариным

Сергей Королев, Алексей Леонов, жена Юрия Гагарина Валентина, Юрий Гагарин и Григорий Постников рассматривают портреты первого космонавта мира

Генеральный конструктор ракетно-космической промышленности СССР Сергей Королев, член первого отряда космонавтов Алексей Леонов, жена Юрия Гагарина Валентина, первый летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин и скульптор Григорий Постников (справа налево).

© Фото : Роскосмос/Герман Титов Первая фотография Земли из космоса космонавта Германа Титова, 1961 год.

Первая фотография Земли из космоса космонавта Германа Титова. 1961 год

Космонавт Герман Степанович Титов готовится к старту космического корабля Восток-2

Летчик-космонавт Валентина Терешкова в кабине корабля Восток-6

16 июня 1963 года начался космический полет первой в мире женщины-космонавта Валентины Терешковой.
На фото: летчик-космонавт Валентина Терешкова в кабине корабля "Восток-6".

Космонавт Валентина Терешкова перед полетом в космос и главный конструктор первых ракетно-космических систем, академик АН СССР Сергей Королев

Космонавт Валентина Терешкова перед полетом в космос и Главный конструктор первых ракетно-космических систем, академик АН СССР Сергей Королев.

Летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин и генеральный конструктор ракетно-космической промышленности СССР, академик Сергей Королев с женами

Летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин и генеральный конструктор ракетно-космической промышленности СССР, академик Сергей Королев с женами - Валентиной Гагариной и Ниной Королевой во время отдыха в мае 1961 года.

Советский космонавт Алексей Леонов во время выхода в открытый космос

18 марта 1965 года летчик-космонавт СССР Алексей Леонов впервые в истории совершил выход в открытый космос с борта корабля "Восход-2", пилотируемого Павлом Беляевым.

Подготовка к полету космического корабля Восход-2

Врачи извлекают подопытных собак Белку и Стрелку из кабины головной части геофизической ракеты на месте приземления

Врачи извлекают собак-космонавтов Белку и Стрелку из кабины головной части геофизической ракеты на месте приземления.

Планер Красная звезда конструкции Сергея Королева

Макет ракеты ГИРД-09

В начале 1930-х годов Сергей Королев стал одним из инициаторов создания Группы изучения реактивного движения (ГИРД), которая разработала и запустила 17 августа 1933 года ракету ГИРД-09 на гибридном топливе.
На фото: макет ракеты ГИРД-09.

Автоматическая межпланетная станция Марс-1

Под руководством Сергея Королева был создан первый космический комплекс, многие баллистические и геофизические ракеты.
На фото: автоматическая межпланетная станция "Марс-1".

Советский спутник связи Молния-1. Кадр из кинофильма Космический мост

Под его руководством также были созданы первые КА серий "Луна", "Венера", "Марс", "Зонд", ИСЗ серий "Электрон", "Молния-1" и некоторые ИСЗ серии "Космос".
На фото: cоветский спутник связи "Молния-1".

Сергей Люшин, Сергей Королев и Константин Арцеулов возле планера Коктебель

Советский ученый Сергей Королев (слева), советский авиаконструктор Сергей Люшин (в центре) и советский летчик Константин Арцеулов возле планера "Коктебель".

Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640
Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).
Правила использования материалов
Политика конфиденциальности

Королев с собакой перед запуском ее в космос. Архивное фото

Основоположник практической космонавтики, ученый и конструктор в области космонавтики и ракетостроения, главный конструктор первых ракет‑носителей, пилотируемых космических кораблей Сергей Павлович Королев родился 12 января 1907 года (30 декабря 1906 года по старому стилю) в Житомире (Украина) в семье учителей.

В 1908 году Сергей Королев переехал с родителями в Киев (Украина). С 1910 года жил у родителей матери в Нежине (ныне Черниговская область, Украина), а в 1914 году вернулся в Киев. В 1916 году родители Сергея Королева развелись. С 1917 года он жил с отчимом и матерью в Одессе, где с их помощью дома изучал школьную программу. В 1922‑1924 годах учился в строительной профессиональной школе, занимаясь во многих кружках и на разных курсах.

Сергей Королев увлекся воздухоплаванием после знакомства в 1921 году с летчиками военной авиации на Базе гидросамолетов в Хлебной гавани одесского порта. В июне 1923 года он вступил в Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма, а через месяц сам организовал кружки планеризма в одесском порту и на судоремонтном заводе. В 17‑летнем возрасте он создал свой первый проект летательного аппарата — "безмоторный самолет К‑5".

В августе 1924 года Сергей Королев поступил в Киевский политехнический институт на авиационное отделение механического факультета. Параллельно с учебой занимался в планерном кружке, где спроектировал несколько летательных аппаратов. Особенно его увлекали принципы реактивного движения и перспективы полетов в стратосферу.

В эти же годы Королев работал разносчиком газет, участвовал статистом в киносъемках, чинил крыши (ремесло черепичника он освоил еще в стройпрофшколе).

В 1926 году для продолжения учебы Сергей Королев перевелся на третий курс аэромеханического отделения механического факультета Московского высшего технического училища (МВТУ, ныне Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана).

В марте 1927 года он окончил планерную школу при МВТУ, получив звание пилота‑планериста. Сергей Королев занимался еще и в аэродинамическом кружке им. Н. Е. Жуковского, где разрабатывал оригинальные планеры и легкие самолеты. В 1929 году он спроектировал и построил планер "Коктебель" (вместе с Сергеем Люшиным) и 15 октября 1929 года летал на нем на VI Всесоюзных планерных состязаниях в Коктебеле. В ноябре того же года получил удостоверение пилота‑парителя, а в июне 1930 года окончил Московскую школу летчиков Осоавиахима, получив квалификацию "летчик".

С четвертого курса института Сергей Королев совмещал учебу с работой. С мая по ноябрь 1927 года работал в конструкторском бюро Государственного авиационного завода № 22 имени 10‑летия Октября, а затем в опытном отделе авиаконструктора Дмитрия Григоровича на заводе № 22. С октября 1928 года исполнял обязанности начальника конструкторской бригады центроплана этого отдела; в марте 1929 года был переведен в опытный отдел при заводе № 28, где участвовал в разработке торпедоносца Т0М‑1 под руководством Поля Эмэ Ришара.
В декабре 1929 года Королев защитил дипломный проект легкого самолета СК‑4 (руководитель Андрей Туполев), а в феврале 1930 года получил свидетельство об окончании МВТУ и присвоении квалификации "инженер‑аэромеханик".

После окончания МВТУ работал начальником бригады моторного оборудования в центральном конструкторском бюро (ЦКБ) на авиационном заводе № 39.

С марта 1931 года Королев начал работать старшим инженером по летным испытаниям в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), где летал вместе с Михаилом Громовым, занимаясь, в частности, отработкой первого отечественного автопилота.

В сентябре 1931 года Сергей Королев принял участие в организации московской Группы изучения реактивного движения (ГИРД) при Осоавиахиме СССР во главе с Фридрихом Цандером, а в мае 1932 года, оставаясь штатным сотрудником ЦАГИ, стал ее начальником. В августе 1933 года в подмосковном Нахабино он руководил первым в СССР летным испытанием ракеты с двигателем на гибридном топливе "ГИРД Р‑1", а 25 ноября ‑ ракеты на жидком топливе "ГИРД‑Х". Итогом его деятельности в ГИРДе стал врученный в декабре 1933 года нагрудный знак "За активную оборонную работу" ‑ высшая награда Осоавиахима СССР.

В 1933‑1938 годах Сергей Королев работал в Реактивном научно‑исследовательском институте Наркомата тяжелой промышленности (с 1937 года — НИИ‑3 Наркомата оборонной промышленности): заместителем начальника института, старшим инженером сектора крылатых ракет, начальником сектора, начальником отдела, начальником группы, старшим инженером группы. В этот период он разрабатывал ряд проектов летательных аппаратов, в том числе проекты управляемой крылатой ракеты (летавшей в 1939 году).

В 1938 году по ложному обвинению Сергей Королев был арестован и осужден на 10 лет лишения свободы. Наказание отбывал на Колыме. В сентябре 1940 года Королёв благодаря ходатайству Андрея Туполева был переведен в Особое техническое бюро при наркоме внутренних дел СССР (ЦКБ‑29). Находясь в заключении, работал инженером‑аэромехаником в конструкторском бюро (КБ) Туполева, разрабатывавшем проект пикирующего бомбардировщика Ту‑2.

В июле 1941 года вместе с ЦКБ‑29 был эвакуирован в Омск, где до ноября 1942 года работал технологом КБ и помощником начальника сборочного цеха на авиазаводе № 166 (ныне ПО "Полет").

В ноябре 1942 года Королев был переведен в Казань на авиамоторостроительный завод №16, где в опытном конструкторском бюро спецотдела НКВД под руководством Валентина Глушко работал ведущим инженером ‑ главным конструктором группы реактивных установок, занимаясь проблемой оснащения серийных боевых самолетов жидкостными ракетными ускорителями.

27 июля 1944 года Президиум Верховного Совета СССР принял постановление о досрочном освобождении Сергея Королева со снятием судимости.

С сентября 1945 года по январь 1947 года Королев находился в составе группы советских специалистов в Германии, где изучал немецкую трофейную ракетную технику. Работал сначала в специнституте "Рабе" в Бляйхероде в должности начальника группы "Выстрел", а позже первым заместителем начальника, главным инженером института "Нордхаузен".

В августе 1946 года Королев был назначен главным конструктором первой советской баллистической ракеты дальнего действия (БРДД), а также начальником отдела специального конструкторского бюро НИИ № 88 Министерства вооружения СССР (город Калининград Московской области, ныне город Королев). В 1947 году осуществлял техническое руководство первым пуском трофейной ракеты А‑4 на полигоне Капустин Яр. В 1948 году был проведен первый пуск БРДД Р‑1.

В мае 1950 года после реорганизации НИИ‑88 Сергей Королев был назначен начальником и главным конструктором опытного конструкторского бюро (ОКБ), а в сентябре 1951 года на него дополнительно возложили обязанность заместителя директора НИИ‑88.
С конца 1947 года до 1952 года по совместительству он был преподавателем кафедры реактивного вооружения МВТУ.
В 1956‑1966 годах — начальник и главный конструктор ОКБ‑1, выделенного из НИИ‑88 в самостоятельное предприятие (ныне Ракетно‑космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королева).

Под непосредственным руководством Сергея Королева было обеспечено создание ракетно‑ядерного щита страны (разработка и сдача на вооружение первых отечественных ракет дальнего действия на высококипящих, низкокипящих и твердотопливных компонентах топлива), начато исследование космического пространства (первые высотные геофизические ракеты, первый искусственный спутник Земли, первый космический полёт человека ‑ Юрия Гагарина, первые научные спутники "Электрон", автоматические станции к Луне, Марсу, Венере, первый отечественный спутник связи "Молния‑1", спутник фотонаблюдения "Зенит"). Были осуществлены работы по программам пилотируемых кораблей "Восток", "Восход", начаты работы по пилотируемым лунным программам, велись проектно‑поисковые разработки по пилотируемым комплексам для полетов к планетам Солнечной системы и другие проекты.

Как инициатор создания и председатель Совета главных конструкторов Королев обеспечивал в 1945‑1965 годах техническое руководство и координацию работ предприятий и организаций страны по ракетным, ракетно‑космическим и космическим проектам, разрабатывавшимся при головной роли руководимого им предприятия.

Сергей Королев был доктором технических наук, действительным членом Академии наук СССР (1958), членом Президиума АН СССР (1960‑1966), дважды Героем Социалистического Труда (1956, 1961), лауреатом Ленинской премии (1957), был награжден двумя орденами Ленина (1956, 1961), орденом "Знак Почёта" (1945), медалями.

Королев был женат дважды. Первая жена (1931‑1948) — Ксения Винцентини. В 1935 году у них родилась дочь Наталья, но этот брак распался. Вторая жена (1949‑1966) — Нина Котенкова.

Сергей Королев скончался 14 января 1966 года (остановилось сердце после хирургической операции). Урна с его прахом установлена в Кремлевской стене на Красной площади в Москве.

В 1966 году Академия наук СССР учредила золотую медаль его имени "За выдающиеся работы в области ракетно‑космической техники".

Имя Королева носит Самарский национальный исследовательский университет, Военный институт в Житомире, Ракетно‑космическая корпорация (РКК) "Энергия", наукоград Королев в Московской области (переименован в 1996 году из Калининграда), центральный проспект этого города. Именем академика Королева названы улицы во многих городах СНГ. В честь Королева названы два научно‑исследовательских судна, кратер на Марсе, кратер на обратной стороне Луны, астероид 1855, высокогорный пик на Памире, перевал на Тянь‑Шане.

В Москве в доме, где в 1959‑1966 годах жил Королёв, в 1975 году был открыт мемориальный Дом‑музей Королёва. Мемориальные дома‑музеи есть в Житомире и на Байконуре.

Летчик-космонавт Ю.Гагарин в кабине космического корабля “Восток”

12 апреля в России отмечается День космонавтики. В этот день 49 лет назад c космодрома Байконур стартовал корабль "Восток" с Юрием Гагариным на борту. Спустя час с момента старта человечество вступило в новую, космическую "эру", а Советский Союз стал первым в истории исследования космоса.

Дорогу в космос отечественные ученые начали прокладывать раньше, чем принято считать. У истоков космонавтики в нашей стране стоял Гагарин, но не Юрий Алексеевич, а родившийся в 1829 году Николай Федоров - внебрачный сын князя Павла Гагарина, взявший фамилию крестного отца. Как пишет журнал "Идея ИКС", выдающийся философ первым выдвинул идею о необходимости полетов в космос. В этом он смог убедить всех своих современников и молодых учеников, в том числе и Циолковского.

Циолковский и его ученики

"Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели", - писал Циолковский, вдохновленный теорией Федорова. Одаренный юноша, приехавший из глубинки на учебу в Москву, встретился с основоположником русского космизма в Чертановской публичной библиотеке.

Поступить в техническое училище Циолковский так и не смог, однако Федоров заменил ему всех университетских профессоров. Его ученик тогда еле сводил концы с концами. Но несмотря на свое бедственное положение, каждый день приходил в библиотеку, где часами штудировал науки под присмотром "московского Сократа".

Циолковский первым разработал модель ракеты, способной полететь в космос. Однако наблюдать ее запуск при жизни ему так и не довелось. После себя ученый оставил труды, опередившие свое время на десятилетия вперед. Среди них - "Исследование мировых пространств реактивными приборами" (1903 год) и "Космические ракетные поезда" (1929 год).

Через тернии.

Еще один ученик Циолковского, Сергей Королев, внес поистине неоценимый вклад в достижения отечественной космонавтики. В 1931 году 24-летний Королев и талантливый энтузиаст в области ракетных двигателей Фридрих Цандер добились создания в Москве Группы изучения реактивного движения, через два года ставшей частью Реактивного научно-исследовательского института.

Под руководством Королева была создана первая советская ракета Р-1, первые твердотопливные ракеты и знаменитая "семерка" - Р-7, на базе которой до сих пор продолжают делать ракеты "Союз". Однако о том, кто стоит за всеми этими гениальными разработками знали немногие: имя Королева долгое время было одним из самых засекреченных в стране.

О том, что генеральный конструктор, академик, дважды герой Соцтруда и Лауреат Ленинской премии был репрессирован по ложному доносу, также нигде не упоминалось. В 1938 году вместе с Королевым был арестован и Глушко. Двум величайшим советским ученым довелось встретиться только в 1942 году - в так называемой казанской "шарашке". Здесь, в КБ тюремного типа, велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации, пишет "Википедия".

После войны Сергей Королев был назначен главным конструктором баллистических ракет дальнего действия и начальником отдела по их разработке в подмосковном Калининграде (ныне - Королеве). Однако помимо разработки баллистических ракет, его не отпускала мечта исследования космических просторов. В 1957 году был запущен первый в мире искусственный спутник Земли, созданный под руководством Королева.

"Спутник-1", снабженный радиопередатчиком, представлял собой алюминиевый шар диаметром 58 см и массой 83 кг.

"Он был мал, этот самый первый искусственный спутник нашей старой планеты, но его звонкие позывные разнеслись по всем материкам и среди всех народов как воплощение дерзновенной мечты человечества", - сказал позже Сергей Королев.

Космическая эра собаки

Со временем помимо боевых ракет и спутников в Советском Союзе стали запускаться научно-исследовательские ракеты, "пассажирами" которых нередко становились собаки.

Рассказывают, что Юрий Гагарин уже после своего полёта на одном из банкетов произнес фразу, ставшую печатной только в наше время. "До сих пор не пойму, - сказал он, - кто я: "первый человек" или "последняя собака".

Произнесенное сочли за шутку, но, как известно, в каждой шутке есть доля правды. Именно собаки прокладывали дорогу в космос всем советским космонавтам. Примечательно, что "собачье" название носит и первый в мире космодром: на казахском "бай" - "пес", а "Байконур" - буквально "собачий домик".

После первого собачьего старта дворняг Дезика и Цыгана, состоявшегося 22 июля 1951, ученые пришли к выводу, что живые существа на ракетах летать могут. Однако спустя неделю был открыт скорбный список жертв космоса: во время второго испытания у Дезика не раскрылся парашют, и собака разбилась.

Прежде чем удался легендарный полёт Белки и Стрелки, было загублено восемнадцать собачьих жизней. Собаки гибли от разгерметизации кабины, отказа парашютной системы, неполадок в системе жизнеобеспечения.

Собак запускали в космос вплоть до весны 1961 года. 25 марта в космос ушла Звездочка, которой предстояло сделать один оборот вокруг земли и вернуться, таким образом, совершив точную модель полёта человека. До старта человека в космос оставалось 18 дней.

Гагаринский старт

В то время как ученые отправляли в космос корабли с собачьими экипажами, 19 молодых летчиков-истребителей интенсивно готовились к полету в Центре подготовки космонавтов. О том, кому суждено стать "первопроходцем космоса", стало известно только 8 апреля 1961 года. А уже 12 апреля корабль "Восток" с Юрием Гагариным на борту стартовал c космодрома Байконур.

Через час с небольшим старший лейтенант Гагарин стал самым известным человеком Земли, но его первый виток вокруг Земли был заслугой огромного множества людей и в первую очередь генерального конструктора космических кораблей Сергея Павловича Королева.

Так, как волновался в тот день главный конструктор "Востока", не волновался больше никто в Центре управления полетами. Королев на протяжении всего полета поддерживал связь с Гагариным. Однако неожиданно корабль вышел на гораздо более высокую орбиту, чем расчетная. Это означало, что, если при спуске откажет тормозная система, корабль будет сходить с орбиты за счет аэродинамического торможения в верхних слоях атмосферы. В таком случае Гагарин мог бы вернуться на Землю только через 5-7 суток.

К счастью, система включилась штатно. Когда корабль сошел с орбиты, космонавт катапультировался и приземлился, однако не в запланированной области в 110 км от Волгограда, а в Саратовской области, неподалёку от Энгельса.

На Земле летчика истребительного авиационного полка встречали как национального героя. В следующем году день полета в космос был объявлен праздником - Днем космонавтики.

От "Востока" до "Восхода"

После полета Гагарина достижения последующих космонавтов с каждым разом становились еще более фантастическими. В том же 1961 году в космос отправился дублер Юрия Гагарина во время первого полета - Герман Титов. 6-7 августа он совершил на корабле "Восток-2" 17 оборотов вокруг Земли. Всего космический полет продолжался 1 сутки 1 час. В книгу рекордов Гиннесса Герман Титов вошел как самый молодой космонавт. Тогда ему было без одного месяца 26 лет.

Через два года в космос впервые отправилась женщина - бывшая работница текстильной промышленности и парашютист-любитель Валентина Терешкова. В июне 1963 года она совершила совместный полет с Валерием Быковским, который продолжался трое суток.

Список рекордов космонавтики пополнил Алексей Леонов. Во время полета на космическом корабле "Восход-2", 18 марта 1965 года, он первый в мире совершил выход в открытый космос, задержавшись в нем на 10 минут.

При возвращении в корабль скафандр космонавта раздуло от внутреннего давления, и он не мог пролезть в люк. К счастью, Леонов догадался сбросить давление и благополучно вернулся в корабль.

Первые орбитальные станции

Следующим после первых пилотируемых полетов шагом на пути исследования космоса должно было стать создание орбитального комплекса на орбите, однако этот путь развития был прерван лунной гонкой двух космических держав, закончившейся успешной высадкой на Луну экипажа "Апполона-11".

К тому времени, на орбите уже побывала первая орбитальная станция, которую в январе 1969 года образовали состыковавшиеся корабли "Союз-4" и "Союз-5". Через три года на орбите появилась первая в мире долговременная орбитальная станция "Салют". Для сравнения: первая американская станция "Скайлэб" появилась на орбите только в 1973 году.

В 1986 году началась сборка и эксплуатация комплекса "Мир". В течение последующих десяти лет к базовому блоку станции было пристыковано шесть модулей, а 23 марта 2001 года станция была затоплена в районе островов Фиджи. Всего "Мир" проработал в три раза дольше первоначально установленного срока; на станции успели побывать свыше сотни космонавтов из разных стран.

Преемницей советской станции "Мир" стала Международная космическая станция, сборка которой продолжается до сих пор. В ее создании, кроме России и США, участвуют Канада, Япония и страны Европейского сотрудничества. От российской стороны в проекте участвуют РКК "Энергия", Центр имени Хруничева и другие ведущие организации ракетно-космической промышленности РФ.

Строительство МКС на околоземной орбите началось 20 ноября 1998 года запуском функционально-грузового блока "Заря". В этом же году к нему был пристыкован американский соединительный модуль "Юнити", доставленный на орбиту шаттлом "Индевор".

Всего за время развертывания станции на борту МКС побывало около 30 экспедиций. А в 2001 году на МКС была открыта новая страница в коммерческом использовании космоса – на российский сегмент МКС были отправлены первые космические туристы - американец Дэнис Тито (в 2001 году) и южноафриканец Марк Шаттлуорт (в 2002 году).

Рекордсменом среди космических туристов является один из основателей компании Microsoft, соратник Билла Гейтса, американец венгерского происхождения Чарльз Симони. На МКС он стартовал дважды. Первый раз в 2007 году Симони заплатил за полет 25 миллионов долларов. Второй полет обошелся ему в 35 миллионов долларов.

Однако второе путешествие на орбиту, скорее всего, станет для Симони последним: все места в российских космических кораблях "Союз" уже распределены на несколько лет вперед между космонавтами из России, Казахстана, США и Европы.

Читайте также: