Геометрические конструкторы для дошкольников

Обновлено: 23.05.2024

Математические игры по составлению плоскостных фигур – силуэтов из геометрических фигур используются с давних времён. Наиболее популярными из этих игр являются «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг». Квадрат, овал, круг разрезаются на несколько частей, из которых можно сложить разнообразные сюжетные фигуры. Такие игры часто называют «Геометрическим конструктором» или «головоломкой». Они вызывают интерес у детей необычностью и занимательностью, требуют умственного и волевого напряжения, способствуют развитию пространственных представлений, творческой инициативы, смекалки, сообразительности.

Для составления плоскостных фигур по образцу необходимо не только знания названия геометрических фигур, их свойств и отличительных признаков, но и умение представить, вообразить что получится в результате соединения нескольких фигур, зрительно расчленить образец, представленный контуром или силуэтом, на составляющие его части.

Правила игры.

1.Использовать для составления каждой фигуры все части квадрата, круга, овала.

2.Соединять их только по граням, чтобы они плотно примыкали одна к другой.

3.Не допускать наложения одной части на другую.

Этапы обучения детей играм.

Обучение детей играм «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг» должно проводиться последовательно, с учётом индивидуальных способностей ребёнка.

Дети должны знать и уметь практически выделять отличительные признаки геометрических фигур (треугольников, четырёхугольников, круга, овала), при условии различного расположения их в пространстве. Можно поупражнять детей в создании разнообразных новых геометрических фигур из фигур данного набора.

Дети должны иметь необходимые практические навыки в трансфигурации геометрических фигур (соединении нескольких фигур в целях создания новой). После ряда таких упражнений можно переходить ко второму этапу.

2 этап. Составление сюжетных фигур по элементному изображению предмета: заключается в механическом подборе, копировании способа расположения частей игры. Необходимо внимательно рассмотреть образец, назвать составные части, их расположение и соединение.

Такой способ не позволяет ребёнку проявить творчество, самостоятельность, поэтому долго задерживаться на данном этапе нежелательно. Достаточно предложить детям 2-3 силуэта и переходить к следующему этапу.

3 этап. Составление сюжетных фигур по частичному элементному изображению. Здесь детям предлагаются образцы, на которых указано место расположения одной-двух составных частей, остальные они должны расположить самостоятельно.

Дети могут накладывать части на образец, учитывая направление линий контура, пропорциональное соотношение. Ребёнок самостоятельно ищет способы составления силуэта. Методом проб и ошибок он добивается необходимого результата.

4 этап. Составление сюжетных фигур по контурному или силуэтному образцу.

На этом этапе ребёнку нужно научиться зрительно дифференцировать направление линий силуэта (контура) составляемой фигуры. В процессе предварительного анализа образца он должен зрительно расчленить сложную фигуру на составляющие элементы. После чего практически проверить своё предположение. Для детей подобный процесс воссоздания является сложным, вызывает активную работу мысли, воображения. Если ребёнок затрудняется в составлении сюжетной фигуры, необходимо обратить его внимание на направление и соотношение линий, общее строение, форму изображённого на образце предмета, указать место расположения некоторых частей. По мере усвоения детьми способов и приёмов составления различных сюжетных фигур у них появляется желание создать что-то своё. Переход ребёнка к построению фигур по замыслу- это яркое проявление творческих способностей, самостоятельности, гибкости ума, смекалки и сообразительности.

Советы взрослым (педагогам).

Если вы видите, что дети справляются с заданием, переходите к следующему этапу.

Предложите детям обвести понравившуюся композицию на лист бумаги и заштриховать (закрасить) её.

Предложите детям придумать собственную фигуру (можно сделать вместе со взрослым).

Конструктор крайне положительно влияет на развитие детей. Конструктор не только развивает фантазию и воображение, но также благотворно влияет на развитие мышления, памяти и моторики рук (как общей, так и мелкой).Своевременное развитие рук поможет в будущем малышу раньше начать говорить и правильно мыслить.

Цель: закрепить название геометрических фигур и название цветов.

Задачи: учить детей называть геометрические фигуры. Развивать мелкую моторику рук, зрительное восприятие, внимание и память.

Для создания игры понадобятся:

Ход работы:

1. Рассчитать размер и количество деталей конструктора. Расчертить картон и вырезать необходимые геометрические фигуры. Цвета фигур (синий, желтый, красный, зеленый) выбрала для определенной возрастной группы (3-4 года).

Дидактическая игра «Геометрический конструктор»

2. Составить карточки с изображением схем для выполнения заданий. Схемы выполнены на альбомном листе и раскрашены цветными карандашами.



Вот такие получились схемы (дом, поезд, машина, трактор, ракета и караблик)







3. Оформить коробку для игры.


Дидактическая игра «Геометрический конструктор»

Дидактическая игра «Геометрический конструктор» Возникла данная игра довольно случайно. После благоустройства нашего участка осталось большое количество деревянных обрезков. Мы - люди бережливые,и.

Дидактическая игра «Геометрический лоскуток»

Дидактическая игра «Геометрический лоскуток» Хочу представить вашему вниманию развивающую игру "Геометрический лоскуток". Эту игу можно изготовить своими руками. Основа - тканевое полотно(.

Дидактическая игра — конструктор «Готовим бутерброд».

Дидактическая игра — конструктор «Готовим бутерброд». В нашей группе мы, воспитатели, очень часто изготавливаем различные игры: дидактические, настольные, настольно – печатные и др. Для игры.

Дидактическая игра «Конструктор-липучка»

Дидактическая игра «Конструктор-липучка» В детском возрасте мы с друзьями, играя на улице, очень часто в различных играх использовали обычные нераспустившиеся цветы репейника, делали.

Дидактическая игра по математике для среднего дошкольного возраста «Геометрический коврик»

Дидактическая игра по математике для среднего дошкольного возраста «Геометрический коврик» Занятия по математике стараюсь с детьми проводить в разнообразных формах, использую разнообразные методы, приемы, дидактические игры и упражнения,.

Игра для дошкольников «Конструктор эмоций»

Игра для дошкольников «Конструктор эмоций» Сегодня я хочу представить вашему вниманию игру для детей дошкольного возраста "Конструктор эмоций". Главная задача этой игры - это познакомить.

Мастер-класс для родителей «Мастерим плоскостной геометрический конструктор»

Мастер-класс для родителей «Мастерим плоскостной геометрический конструктор» Цель: Расширение знаний родителей о пользе конструкторских игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного.

Мастер-класс для воспитателей и родителей «Мастерим плоскостной геометрический конструктор»

Мастер-класс для воспитателей и родителей «Мастерим плоскостной геометрический конструктор» Конструирование это одно из самых полезных занятий для детей. Редко можно встретить ребенка, которому были бы неинтересны конструкторы.

Наша любимая игра-конструктор «Банчемс»

Наша любимая игра-конструктор «Банчемс» Помните в детстве рвали репейник и делали из него разные поделки? А вот современным детям в этом плане повезло — у них теперь тоже есть.

«С детьми играть – ум, разум, душу развивать!». Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем занял достойное место в жизни общества. Ни к какой деятельности ребенок не проявляет столько интереса, сколько к игровой деятельности

Игры-головоломки и плоскостные геометрические конструкторы известны всем давно. Сущность этих игр состоит в том, чтобы воссоздавать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Исследованиями установлено, что они являются эффективным средством умственного и математического развития детей дошкольного возраста.

К играм-головоломкам или плоскостным геометрическим конструкторам относятся «Танграм», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Колумбово яйцо». Все эти игры объединяет общая цель, способ действия и результат. Основной и важный принцип игр от простого — к сложному. Овладев одной игрой, ребенок получает ключ к освоению следующей.

Игры - головоломки развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач, способствуют успешной подготовке детей к школе. Рекомендуется пособие прежде всего детям 4-7 лет, которых привлекает в играх занимательность, свобода действий и подчинение правилам, возможность проявить творчество и фантазию. Возможно, кого-то из ребят эти игры сразу не заинтересуют или привлекут самые простые, возможно, что-то не будет получаться. Не стоит огорчаться из-за этого. Поможет сотрудничество со взрослым, его помощь, контакты с более опытными сверстниками и старшими ребятами.

Выкладывать геометрические фигуры, входящих в набор можно на полу, столе, на магнитной доске. Способ действия в играх прост, однако требует умственной и двигательной активности, самостоятельности. Все игры результативны : получается плоскостное, силуэтное изображение предмета. Образ легко угадывается по основным, характерным признакам предмета, строению, пропорциональному соотношению частей, форме. Каждая игра имеет свой комплект элементов, отличающихся от элементов других игр, и обладает только ей присущими возможностями в создании силуэтов на плоскости. Так, из деталей «Танграма» можно выкладывать силуэты животных, человека, предметы домашнего обихода, буквы, цифры, из деталей игры «Колумбово яйцо» — силуэты птиц, животных. Опыт игровой деятельности, самостоятельные поиски решения, творческое воображение помогут ребятам не только определить оптимальные возможности и особенности той или иной игры, но и значительно расширить эти возможности за счет создания новых разнообразных силуэтных изображений предметов, форм, фигур. Изготовить игры чрезвычайно просто в домашних условиях. Используется для изготовления самый разнообразный материал: плотная бумага, картон, пластик, фанера и т. д. Чертеж переносится на выбранный материал, и по основным линиям делаются разрезы. Размер деталей набора можно по желанию увеличить или уменьшить. Окраска комплекта с обеих сторон должна быть одинаковой. Образцы можно выполнить в том же масштабе, что и детали игры (в этом случае составление силуэта облегчается, а также уменьшив или увеличив их.

Круг из 10 частей: среди которых 4 равных треугольника, остальные части, попарно равны между собой, сходны с фигурами треугольной формы, но одна из сторон у них имеет закругление. Из частей игры удобно составлять человечков, птиц, ракеты и другие фигуры.

Правила игры те же, что и в других подобных играх: использовать для составления силуэта все 10 частей, не накладывая одну часть на другую.

Цель: учить анализировать, искать способы соединения одной части с другой; развивать у детей образное мышление, комбинаторные способности, практические и умственные действия. Благодаря сложности и многообразию геометрических фигур это развивает пространственное воображение, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, а также усидчивость и мелкую моторику.

Знакомиться с игрой стоит постепенно - вместе с ребенком рассмотрите элементы, сгруппируйте их по размерам, форме, найдите одинаковые. Потом попробуйте их по-разному скомбинировать друг с другом, чтобы понять принцип.

Из фигур игры составляются силуэты человека, животных, растений, рыб и т. д., которые потом можно перенести на бумагу - дорисовать и раскрасить.

По возможности помогайте малышу преодолевать трудности - сначала можно предлагать достраивать схемы или ваши рисунки, или же, наоборот, заканчивать начатую ребенком работу.

Игра “Колумбово яйцо” поможет развить в вашем ребенке сенсорные способности, пространственное представление, образное и логическое мышление, сообразительность и смекалку. У детей формируется усидчивость и привычка к умственному труду, стимулируется проявление творчества. Такую игру можно купить готовую, но ее несложно сделать и самостоятельно. Овал размером 15*12 см разрезают, как показано на схеме. В результате получается 10 частей: 4 треугольника (2 больших и 2 маленьких, 2 фигуры, похожие на четырехугольник, одна из сторон которых округлой формы, 4 фигуры (большие и маленькие, имеющие сходство с треугольником, но с закругленной одной стороной.

Для изготовления игры используют картон или пластик, одинаково окрашенный с обоих сторон. Если картон, то обклеенный цветной бумагой. Правила игры те же создавая силуэт, использовать все части игры, присоединяя одну к другой.

На начальном этапе освоения игры (рассматривание и называние частей, определение их формы и размера, комбинирование) детям предлагают найти сходство по форме ее частей и комбинаций из них с реальными предметами и их изображениями. В результате можно заметить, что фигуры треугольной формы с закруглением имеют сходство по форме с крыльями птиц, большие по размеру фигуры (треугольники и четырехугольники с закругленной стороной) похожи на туловище птиц, зверей, морских животных. Такое соотношение и сравнение частей игры с предметами развивают у детей воображение, умение анализировать предметы и изображения сложной формы, выделять составляющие части.

Пусть дети подумают, что можно составить из набора фигур к игре “Колумбово яйцо”? Кто-то изобразит птицу в полете, пингвина, человека, кто-то увидит рыцаря, коня, балерину, воина, лошадку и т. д. В помощь вашей фантазии вы можете увидеть посмотреть на наши картинки.

В ходе приобщения к игре необходимо соблюдать последовательность в усложнении, учитывая возраст и индивидуальные возможности ребенка.

В случае затруднения, вы можете предложить ребенку сложить фигуру из образцов. А можно дать подсказку: мысленно представить составляемую фигуру, расчленяя ее форму и строение на части, а затем воссоздавать на столе.

Фигуры-силуэты, придуманные детьми, можно зарисовать в альбом (в семейный архив) или сфотографировать. А за самые выразительные фигуры, я думаю, вы согласитесь со мной, ребенок заслуженно может рассчитывать на поощрение.

Развивающее, воспитывающее и обучающее влияние геометрических конструкторов многогранно.

Танграм - это древняя китайская игра. Если разделить квадрат на семь геометрических фигур, как это показано на рисунке, то из них можно составить огромное количество (несколько сотен) самых разнообразных силуэтов: человека, предметов домашнего обихода, игрушек, различных видов транспорта, цифр, букв и т. д. Игра очень проста. Квадрат ( величина его практически может быть любой: 5*5, 7*7, 10*10, 12*12 см и т. д.) разрезается так, чтобы получилось пять прямоугольных треугольников разных размеров (два больших один средний, два маленьких); один квадрат, равный по размерам двум маленьким треугольникам; параллелограмм, по площади равный квадрату.

При составлении силуэтов взрослый постоянно напоминает детям, что необходимо использовать все части набора, плотно присоединяя их друг к другу. Взрослый может применять некоторые приемы, которые помогут дошкольнику достичь наилучших результатов: предложить анализ образца в целом или наиболее сложной его части, указать на расположение одной-двух фигур в составляемом силуэте, начать выкладывание, а затем предложить ребенку закончить силуэт или, наоборот, завершить то, что начато ребенком. Следует постоянно подтверждать правильность хода мысли и действий ребенка, побуждать его планировать ход своей работы, обсуждать способы выкладывания и результаты, поощрять стремление доводить начатое дело до конца, преодолевая трудности в достижении поставленной цели, выполнении задуманного. Помощь ребенку должна быть тактичной, побуждающей к самостоятельности, активности, настойчивости, инициативным действиям, ведущим к достижению результата. Прямых указаний, что и как делать, лучше избегать. Игра «Танграм» вызывает у детей (и не только у них) огромный интерес, способствует развитию аналитико-синтетической и планирующей деятельности, открывает новые возможности для совершенствования сенсорики, развития творческого, продуктивного мышления, а также нравственно-волевых качеств личности.

Проводя время вместе с ребёнком, играя с ним, взрослый тем самым находится на территории его интересов, проблем, лучше понимает собственного ребенка, замечает отличительные стороны своего малыша, как положительные, так и отрицательные, поэтому надо как можно больше посвящать время совместным играм!

Детский мастер-класс по изготовлению из картона дидактической игры «Квадраты-головоломки» по методике Никитиных

Детский мастер-класс по изготовлению из картона дидактической игры «Квадраты-головоломки» по методике Никитиных Цель: сформировать у детей подготовительной к школе группы умение создавать дидактическую игру с опорой на квадраты Никитиных. Задачи:.

Мастер-класс по конструированию из бумаги конвертов для игры «Квадраты — головоломки» с детьми подготовительной группы

Мастер-класс по конструированию из бумаги конвертов для игры «Квадраты — головоломки» с детьми подготовительной группы После изготовления детьми дидактической игры «Квадраты-головоломки» по методике Никитиных возникла необходимость создать условия для хранения.

Дидактические игры «Геометрические фигуры» по формированию элементарных математических представлений

Дидактические игры «Геометрические фигуры» по формированию элементарных математических представлений Дидактические игры для детей дошкольного возраста имеют огромное значение, в дошкольных образовательных учреждениях их используют практически.

Игры-головоломки для детей 6–7 лет

Игры-головоломки для детей 6–7 лет Огромное значение имеет игра как средство воспитания и развития детей, в жизни которых она занимает большое место и делает их счастливыми.

Игры-головоломки с палочками

Игры-головоломки с палочками Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) головоломки с палочками (можно использовать.

Использование игры-головоломки «Монгольская игра» для развития логического мышления у дошкольников

Использование игры-головоломки «Монгольская игра» для развития логического мышления у дошкольников Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются.

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Четвертый лишний. Геометрические фигуры»

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Четвертый лишний. Геометрические фигуры» Хочу представить Вашему вниманию дидактическую игру «Четвертый лишний» на обобщение и закрепление знаний о геометрических фигурах и цвете.

Спортивный праздник «Олимпийские игры для дошколят»

Спортивный праздник «Олимпийские игры для дошколят» Цель: Сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Задачи: Формировать у детей представление об олимпийских играх. Совершенствовать.

«Танграм». Игры-головоломки для детей с 3-х лет (игрушки из ковролина)

«Танграм». Игры-головоломки для детей с 3-х лет (игрушки из ковролина) Игра предназначена для подгрупповой или индивидуальной работы с детьми (дома или в детском саду); для игр с родителями или воспитателем.

Математические игры по составлению плоскостных фигур – силуэтов из геометрических фигур используются с давних времён. Наиболее популярными из этих игр являются «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг». Квадрат, овал, круг разрезаются на несколько частей, из которых можно сложить разнообразные сюжетные фигуры. Такие игры часто называют «Геометрическим конструктором» или «головоломкой». Они вызывают интерес у детей необычностью и занимательностью, требуют умственного и волевого напряжения, способствуют развитию пространственных представлений, творческой инициативы, смекалки, сообразительности.

Для составления плоскостных фигур по образцу необходимо не только знания названия геометрических фигур, их свойств и отличительных признаков, но и умение представить, вообразить что получится в результате соединения нескольких фигур, зрительно расчленить образец, представленный контуром или силуэтом, на составляющие его части.

1. Использовать для составления каждой фигуры все части квадрата, круга, овала.

2. Соединять их только по граням, чтобы они плотно примыкали одна к другой.

3. Не допускать наложения одной части на другую.

Этапы обучения детей играм.

Обучение детей играм «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг» должно проводиться последовательно, с учётом индивидуальных способностей ребёнка.

Дети должны знать и уметь практически выделять отличительные признаки геометрических фигур (треугольников, четырёхугольников, круга, овала, при условии различного расположения их в пространстве. Можно поупражнять детей в создании разнообразных новых геометрических фигур из фигур данного набора.

Дети должны иметь необходимые практические навыки в трансфигурации геометрических фигур (соединении нескольких фигур в целях создания новой). После ряда таких упражнений можно переходить ко второму этапу.

2 этап. Составление сюжетных фигур по элементному изображению предмета: заключается в механическом подборе, копировании способа расположения частей игры. Необходимо внимательно рассмотреть образец, назвать составные части, их расположение и соединение.

Такой способ не позволяет ребёнку проявить творчество, самостоятельность, поэтому долго задерживаться на данном этапе нежелательно. Достаточно предложить детям 2-3 силуэта и переходить к следующему этапу.

3 этап. Составление сюжетных фигур по частичному элементному изображению. Здесь детям предлагаются образцы, на которых указано место расположения одной-двух составных частей, остальные они должны расположить самостоятельно.

Дети могут накладывать части на образец, учитывая направление линий контура, пропорциональное соотношение. Ребёнок самостоятельно ищет способы составления силуэта. Методом проб и ошибок он добивается необходимого результата.

4 этап. Составление сюжетных фигур по контурному или силуэтному образцу.

На этом этапе ребёнку нужно научиться зрительно дифференцировать направление линий силуэта (контура) составляемой фигуры. В процессе предварительного анализа образца он должен зрительно расчленить сложную фигуру на составляющие элементы. После чего практически проверить своё предположение. Для детей подобный процесс воссоздания является сложным, вызывает активную работу мысли, воображения. Если ребёнок затрудняется в составлении сюжетной фигуры, необходимо обратить его внимание на направление и соотношение линий, общее строение, форму изображённого на образце предмета, указать место расположения некоторых частей. По мере усвоения детьми способов и приёмов составления различных сюжетных фигур у них появляется желание создать что-то своё. Переход ребёнка к построению фигур по замыслу- это яркое проявление творческих способностей, самостоятельности, гибкости ума, смекалки и сообразительности.

Советы взрослым (педагогам).

Если вы видите, что дети справляются с заданием, переходите к следующему этапу.

Предложите детям обвести понравившуюся композицию на лист бумаги и заштриховать (закрасить) её.

Предложите детям придумать собственную фигуру (можно сделать вместе со взрослым).

Дидактическая игра «Геометрический конструктор»

Дидактическая игра «Геометрический конструктор» Возникла данная игра довольно случайно. После благоустройства нашего участка осталось большое количество деревянных обрезков. Мы - люди бережливые,и.

Консультация для родителей «Детский конструктор: в чём его польза и какой конструктор выбрать?» В чем польза конструктора? Прежде всего, детский конструктор является предлогом для того, чтобы общаться с детьми всех возрастов. Общение.

Консультация для родителей и педагогов детского сада «Конструктор LEGOWeDoв в работе с детьми»

Консультация для родителей и педагогов детского сада «Конструктор LEGOWeDoв в работе с детьми» Всевозможные конструкторы известны с давних времён: первые конструкторы появились очень давно. Воспитатели детских садов считают конструкторы:.

Консультация для родителей и воспитателей «Будьте бдительны»

Консультация для родителей и воспитателей «Будьте бдительны» Консультация для родителей и воспитателей «Будьте бдительны» Очень часто наша безопасность и безопасность наших детей зависит от нас самих.

Консультация для родителей «LEGO конструктор — игра для развития ребенка»

Консультация для родителей «LEGO конструктор — игра для развития ребенка» Для современных детей просмотр мультфильмов – является неотъемлемой частью их жизни. Сейчас телевидение предлагает огромное количество.

Консультация для родителей. Выбираем конструктор для ребенка Консультация для родителей. Выбираем конструктор для ребенка Одно из любимых детских занятий – конструирование, т. е. создание из отдельных.

Консультация для воспитателей и родителей «Любим мы трудиться» Воспитание любви к труду, формирование элементарных трудовых навыков, уважение к людям труда-важная задача дошкольных учреждений. Приобщение.

Консультация для воспитателей и родителей на тему «Осень» СЕНТЯБРЬ Сперва незаметно, украдкой, а потом все громче о себе заявляя, подкралась осень. Зарумянились кроны осин, озолотились липы и березы,.

Консультация для воспитателей и родителей «Настольно-печатные игры» Консультация для родителей «Настольно-печатные игры». 1. Какие бывают настольные игры. 2. Значение настольно-печатных игр в развитии ребенка.

Консультация для воспитателей и родителей «Вредные мультфильмы» Мультфильмы занимают важное место в жизни современных детей. Далеко не всегда их качество и смысловое содержание соответствует возможностям.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

Статья на тему: «Плоскостные геометрические конструкторы».

Выполнила: Иванова Л.И. , учитель начальных классов МБОУ г. Кургана «СОШ № 43».

Формирование конструктивной деятельности — важный этап в психическом развитии ребенка. Сформированность конструктивной деятельности определяет уровень развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления у ребенка. Как известно, теоретическому мыслительному анализу и синтезу предшествует практический анализ и синтез вещей в действии, то есть, формируясь сначала в практике, анализ и синтез затем становятся операциями теоретического мыслительного процесса. Именно поэтому столь серьезное значение имеет конструирование как в детском саду так и в школе.

Способность анализировать графические изображения – вычленять составляющие их элементы, соотносить их друг с другом, синтезировать графический образ – известный отечественный психолог А.Р. Лурия назвал зрительным анализом и экспериментально доказал важность и необходимость развития этого психического качества для успешного начала школьного обучения.

Нарушение развития оптико-пространственного гнозиса, задержка в формировании пространственных представлений, несформированность зрительного восприятия, неразвитость мелкой моторики, недостаточное развитие мыслительной деятельности считается характерным для болшинства детей с ДЦП и другими ОВЗ. Поэтому конструирование можно считать коррекционным видом деятельности для детей с общим недоразвитием речи, способным решать многие задачи, а именно: развитие

· мелкой моторики пальцев рук,

· умения делить сложную форму на составные части,

· соотносить размеры объектов,

· определять их местоположение и мысленно менять их взаимное расположение.

Математические игры по составлению плоскостных фигур – силуэтов из геометрических фигур используются с давних времен. Наиболее популярными из этих игр являются «Танграмм», « Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Сказочные треугольники», счетные палочки и другие наборы из плоских геометрических фигур.

« Волшебный круг»

Круг разрезается на 10 частей. В результате получается 4 одинаковых треугольника (№1 на рис), остальные части, попарно равные между собой имеют сходство с фигурами треугольной формы, но одна из сторон у них закруглена(№2 на рис).

Правила игры:

1.Использовать для составления каждой фигуры все части квадрата, круга, овала.

2.Соединять части только по граням, чтобы они плотно примыкали одна к другой.

3.Не допускать наложения одной части на другую.

4. Квадрат, круг, овал, треугольники желательно ,чтобы были одинакового цвета с обеих сторон. (в интернете в нескольких статьях квадрат разноцветный).

Виды конструирования:

1. конструирование путем наложения на образец по очерченным( расчлененным) граням;

2. конструирование путем наложения на образец по частично очерченным( расчлененным) граням;

3. конструирование путем наложения на образец по силуэту;

4. конструирование рядом с образцом по очерченным (расчлененным) граням;

5. конструирование рядом с образцом по по частично - очерченным( расчлененным) граням;

6. конструирование рядом с образцом по силуэту;

7. конструирование по замыслу инструктора;

7. конструирование по собственному замыслу.

При работе с любым видом конструктора необходимо соблюдать принципы- «от простого к сложному» и учет индивидуальных способностей ребенка. Порядок нарастания уровня сложности заданий направлен на поэтапное формирование навыков самостоятельного выполнения конструкторской деятельности.

На 1 этапе работы с любым конструктором происходит знакомство с его частями путем наблюдения, анализа, называние фигур, их цвета, соединение (синтез) в квадрат, круг, овал, треугольники или в фигуру - силуэт по образцу. Такая деятельность позволяет научить ребенка воссоздавать целое предмета из частей и переводить практические, внешние действия во внутренний план.

После того как задание будет выполнено, обязательно вместе с ребёнком необходимо определить, соответствует ли результат заданному эталону, использованы ли те способы, которые были предложены взрослым, дать общую оценку работы.

При этапах конструирования рядом с образцом по по частично - очерченным ( расчлененным) граням и по контурному силуэту важна помощь взрослого. Если ребенок затрудняется в составлении сюжетной фигуры, необходимо обратить внимание на направление и соотношение линий, общее строение, форму изображенного на образце предмета, указать место расположения некоторых частей.

Кроме того некоторые виды плоскостных конструкторов позволяют измерить площади этих фигур, причем в качестве мерок используются площади частей квадрата.

Задания описаны для работы в компьютерном варианте. Однако лучше начинать работать с реальными предметами, т.е. с конструктором, сделанным из картона или пластмассы.

Выполнение заданий этой серии конкретизирует понятие площади и понятие измерения одной площади другой (меркой). Кроме этого, развивает пространственное мышление и воображение, способность к конструированию и планированию своих действий.

По мере усвоения детьми способов и приемов составления различных сюжетных фигур по образцу у детей появляется желание создать что – то свое. Переход ребенка к конструированию по замыслу – яркое проявление умственного и волевого напряжения, творческих способностей и инициативы, самостоятельности, гибкости ума, смекалки, сообразительности.

При работе с геометрическим конструктором «Танграмм», применяя практический и деятельностный методы, кроме конструирования фигур, мной были использованы еще самые разнообразные упражнения. Например:

а) знакомство с треугольником, квадратом, четырехугольником;

б) классификация геометрических фигур по 2 признакам (величине и количеству углов), объединение фигур; какой предмет лишний;

в) знакомство с количеством и цифрами в пределах 7 (при условии нумерации фигур с обратной стороны); конструирование цифр;

г) работа по составу чисел от 1-7, сложение и вычитание с помощью фигур в этих пределах;

д) последовательность чисел от 1-7 в прямом и обратном порядке в виде соревнования;

е) сравнение чисел, количества фигур, использование треугольников в виде знаков «больше, меньше», параллелограмма в виде знака « равно»;

е) на уроке обучения грамоте пособие можно использовать для конструирования практически всех букв русского алфавита, выделения звуков, деление на слоги слов- фигур, полученных при конструировании фигур- силуэтов, постановка в них ударения;

ж) на уроке русского языка может быть проведена работа по развитию речи: ответы на вопросы, составление словосочетаний и предложений;

Кто? Что? Что делает? Какой? Много

фигуры – силуэты лисичка

з) на уроке письма штриховка, после обведения фигур на листе;

и) проектная деятельность на интегрированных уроках (трудовое обучение и литературное чтение; трудовое обучение и окружающий мир) по

сказкам, например: «Теремок», «Заячья избушка», « Петушок и бобовое зернышко» и т. д.; рассказ про животных по вопросам: Кто? Где живет? Чем питается?

й) нахождение периметра и площади фигур;

к) Творите, выдумывайте, пробуйте.

Таким образом, можно просто говорить об универсальности такого методического пособия, как «Танграм». Через игру, творчество, соревнование мы развиваем самые разные способности обучающихся.

1.Игнатьев В.А. Внеклассная работа по арифметике в начальной школе. Пособие для учителей.4 изд., дополнен. Издательство «ПРОСВЕЩЕНИЕ». Москва, 1965.с. 82.

2.Тарабаркина Т.И. ,Елкина Н.В.И учеба, и игра: математика. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. А КАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ. А КАДЕМИЯ, К А КАДЕМИЯ ХОЛДИНГ, 2001с.64.

Читайте также: