Главный конструктор цмкб алмаз

Обновлено: 24.04.2024

Юхнин Евгений Иванович – советский конструктор в области кораблестроения, бывший начальник и главный конструктор Центрального морского конструкторского бюро «Алмаз» Министерства судостроительной промышленности СССР, город Ленинград.

Родился 6 (19) февраля 1912 года в деревне Шиловская Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии (ныне село Спаспоруб Прилузского района Республики Коми). Русский.

С 1926 года трудился на судах Северо-Двинского управления речного транспорта: юнга, матрос, боцман, 3-й помощник капитана лесовоза «Степан Разин». Одновременно обучался в судостроительном техникуме в городе Великий Устюг Северного края (ныне в Вологодской области), который окончил в 1930 году.

В 1936 году окончил Ленинградский кораблестроительный институт. С 1936 года работал на заводе имени Андре Марти (с 1937 года - судостроительный завод № 194, Ленинград): конструктор, начальник сектора, начальник отдела заводского конструкторского бюро. Работал над созданием торпедных катеров.

Участник Великой Отечественной войны и обороны Ленинграда. Выполнял ответственное задание по строительству из корабельных броневых плит оборонительных сооружений вокруг города.

В 1943 году назначен главным конструктором конструкторского бюро судостроительного завода № 639 (Тюмень). Внёс большой вклад в организацию выпуска торпедных катеров и катеров типа «малый охотник». С 1944 года - начальник отдела и главный конструктор Центрального конструкторского бюро № 19.

С 1949 года - главный конструктор специализированного конструкторского бюро «СКБ-5» по проектированию катеров дальнего действия (с 1956 — «ЦКБ-5», с 1963 — Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз»). Начальник — главный конструкор ЦМКБ «Алмаз» с ноября 1952 по 1981 годы, одновременно в 1970 — 1974 годах - генеральный директор Производственного объединения «Алмаз» (в которое входили ЦМКБ «Алмаз», завод № 5, Невский морской завод).

Под руководством Е.И. Юхнина в конце 1950-х годов создавались первые в мире ракетные катера проекта 183Р «Комар» (прошел государственные испытания с первыми ракетными стрельбами в 1957 году, построено свыше 150 единиц), в 1960—1970-х — ракетные катера проектов 205 и 205У «Оса» (построено свыше 200 единиц), малые ракетные корабли типа «Овод» (проект 1234), скоростные патрульные катера и малые сторожевые корабли для морских пограничников, телеуправляемые катера специального назначения. Под руководством Е. И. Юхнина были разработаны уникальные проекты кораблей, такие как ракетный корабль на автоматически управляемых крыльях «Ураган», ракетный корабль на воздушной подушке скегового типа «Сивуч», самый большой в мире амфибийный корабль на воздушной подушке «Зубр».

Им был внесён также огромный вклад в создание скоростных ударных боевых катеров, кораблей и катеров на воздушной подушке и на автоматически управляемых подводных крыльях.

В середине 1970-х годов при активном участии Е.И. Юхнина разработана и утверждена Советом Министров СССР система малых кораблей и морских частей пограничных войск. Её внедрение позволило систематизировать типы строящихся кораблей и катеров, существенно сократить сроки постройки и расходы на их создание и эксплуатацию. Одним из основополагающих кораблей этой системы стал ракетный катер третьего поколения «Молния», на базе которого построено более 100 катеров различных модификаций и в две страны продана лицензия на их строительство.

За большие заслуги в деле создания и производства новых типов боевых кораблей Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 7 июля 1983 года Юхнину Евгению Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Работал главным конструктором до 1987 года. В 1980-1990-х годах - инициатор проектирования и строительства на шести заводах ракетных катеров третьего поколения проекта 1241 «Молния» для ВМФ, морской пограничной охраны и на экспорт.

Автор ряда научных трудов по устройству и проектированию кораблей. Доктор технических наук.

В 1987 году вышел на заслуженный отдых, но продолжил трудиться в должности ведущего конструктора ЦМКБ «Алмаз» до последних дней жизни.

Жил в городе-герое Санкт-Петербурге. Скончался 7 марта 1999 года. Похоронен на Серафимовском кладбище.

Ленинская премия (1962). Государственная премия Российской Федерации (1997). Премия Правительства Российской Федерации (1998).

Награждён 2 орденами Ленина (25.07.1966, 07.07.1983), орденом Октябрьской Революции (26.04.1971), медалями, в том числе "За трудовую доблесть" (02.10.1950).

В Санкт-Петербурге установлена мемориальная доска в честь Героя (2013).

Сын — Владимир Евгеньевич Юхнин (родился в 1937 году) - также крупный конструктор-судостроитель. С 2004 года — генеральный конструктор Северного проектно-конструкторского бюро.

Дмитрий Цымляков прокомментировал расследование дела, по которому проходит свидетелем Ренат Мистахов.

Главный конструктор ЦМКБ «Алмаз»: Показания Ефимова не сказались на оборонзаказе завода

(Казань, 27 февраля, «Татар-информ», Артур Казанцев). Главный конструктор Центрального морского конструкторского бюро «Алмаз» Дмитрий Цымляков прокомментировал затрагивающие бывшего генерального директора Зеленодольского завода имени А. М. Горького Рената Мистахова показания полковника в отставке Юрия Ефимова. По его словам, расследование дела никак не повлияло на оборонный заказ.

«Дело Мистахова никак не сказалось на оборонзаказе, мы продолжаем работать в штатном режиме. Я знаю, что он привлекался в качестве свидетеля, остальное мне неизвестно. Я вообще не понимаю, о чем там идет речь, все очень странно и непонятно. Из того, что я читал, мне кажется, что там какая-то подковерная возня. Я знаю Рената Искандеровича [Мистахова] много лет, это не те деньги, ради которых стоит жертвовать репутацией и своим будущим», – заметил он.

Уголовное дело о коррупции в Департаменте аудита госконтрактов Минобороны РФ, по которому генеральный директор АО «Судостроительная корпорация “Ак Барс“» Ренат Мистахов проходит в качестве свидетеля, началось после дачи показаний бывшим начальником отдела департамента – полковником в отставке Юрием Ефимовым.

Ефимов заключил досудебное соглашение о сотрудничестве. Согласно его показаниям, Мистахов заплатил ему 65 млн рублей за согласование контрактов о поставке военному ведомству комплектующих для боевых катеров. Татарстанский менеджер отрицает свое участие в противозаконных сделках.

По информации СМИ, речь идет о деталях для противодиверсионных катеров проекта 21980 «Грачонок». Со слов Ефимова, за согласование контрактов и незанижение цен при их заключении Мистахов якобы заплатил ему 30 млн рублей в 2014 году и еще 35 млн рублей в 2015-м.

ЦМКБ «Алмаз» разработало в том числе и малые ракетные корабли проекта 22800 «Каракурт», один из которых под названием «Туча» был заложен накануне на Зеленодольском заводе имени А. М. Горького.

Конструкторское творчество ЦМКБ «Алмаз» всегда отличала новизна проектных решений, поэтому к большинству созданных бюро кораблей, судов и катеров подходят определения «уникальный» и «первый в мире». Это вошедшие в славную историю отечественного кораблестроения легендарные ракетные катера «Комар», «Оса», «Молния», десантные корабли на воздушной подушке «Джейран», «Скат», «Кальмар», «Зубр», малые ракетные корабли «Овод», ракетные корабли на воздушной подушке скегового типа «Сивуч». Это и современные корветы, спасательные и океанографические суда, новейшие пограничные сторожевые корабли проекта «Океан», самые крупные в мире тральщики в монолитном стеклопластиковом корпусе «Александрит». Этими и многими другими проектами по праву может гордиться наша страна.

Корабль ПМО проекта «Александрит». ФОТО предоставлено ЦМКБ «Алмаз»

Началом истории нашей организации принято считать 22 октября 1949 г., когда приказом Министерства судостроительной промышленности СССР при Ленинградском судостроительном заводе было создано специальное конструкторское бюро по проектированию торпедных катеров дальнего действия. И уже в 1951 году был разработан лучший отечественный торпедный катер, создатели которого были удостоены Сталинской премии.

Всего через месяц после первого триумфа советской космонавтики - запуска первого в мире спутника в декабре 1957 г. в СССР состоялся первый в мире успешный пуск боевой ракеты с катера, который стал началом отечественного ракетного катеростроения, а впоследствии и мирового. В будущем ракетные катера типа «Комар» и «Оса», показав свою высокую боевую эффективность, не только составят новую надежную систему обороны ближней морской зоны СССР, но и будут поставляться дружественным странам.

В 1966 году бюро, получившее наименование Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз», завершило технический проект «Овод», в рамках которого был создан новый подкласс военно-морской техники - малые ракетные корабли (МРК). Главнокомандующий ВМФ СССР адмирал флота С. Г. Горшков, по достоинству оценив мощь нового оружия, назвал их «пистолетом у виска империализма».

Шестидесятые годы прошлого столетия - время создания первых в мире опытных судов на подводных крыльях и на воздушной подушке. И тут конструкторскому коллективу «Алмаза» принадлежит приоритет. Уже в 1965 году ленинградские корабелы по проекту бюро построили первый в мире амфибийный танкодесантный корабль на воздушной подушке проекта «Джейран».

360-тонный корабль мог транспортировать два средних танка или пять БТР и роту морских пехотинцев на скорости 50 узлов на дальность триста миль. Построенные большой серией амфибийные корабли и катера на воздушной подушке проектов «Джейран», «Скат», «Кальмар», «Омар» и «Косатка» обеспечивали нашему флоту такие возможности, которыми долгое время не располагал ни один флот мира.

Полученный уникальный опыт чуть позже позволил создать еще более мощный амфибийный корабль, способный транспортировать три основных танка на скорости 60 узлов. До настоящего времени знаменитый ныне «Зубр» остается самым крупным и быстроходным в мире амфибийным десантным кораблем. Уникальность «Зубра» сделала возможной небывалую для периода холодной войны ситуацию: спроектированные и построенные в России боевые корабли были куплены и поставлены на вооружение Греции, страны - участницы блока НАТО.

Конструкторскому коллективу ЦМКБ «Алмаз» удалось создать еще один ни на что не похожий проект. Ракетный корабль на воздушной подушке скегового типа «Сивуч» вобрал в себя лучшие достижения отечественной науки и техники конца 1970-х годов. И сегодня ракетные корабли на воздушной подушке указанного проекта «Бора» и «Самум», - один залп которых по мощи сравним с ракетным крейсером, а максимальная скорость при этом превышает 50 узлов, - служат в составе Черноморского флота России. Равных им до сих пор не имеет ни одно иностранное государство.

Развитие военно-морского оружия в мире во второй половине 70-х годов прошлого века достигло такого уровня, что для решения задач ВМФ СССР требовалось большое количество ракетных катеров с улучшенными тактико-техническими элементами на замену устаревающим РКА более ранних проектов. Была проделана колоссальная работа, результатом которой стало создание ракетных катеров семейства «Молния» и развертывание их массового строительства.

За короткий промежуток времени союзники по Варшавскому договору и дружественные СССР страны получили более двух десятков современных мощных ударных катеров, которые за рубежом классифицировались как ракетные корветы. После распада СССР американцы смогли провести испытания одной из «Молний» из состава флота бывшей ГДР, обнародовав их результаты. В июне 1992 г. газета New York Times так оценила работу ЦМКБ «Алмаз»: «Этот корабль является плавучей кладовой технологии для морских специалистов… и одним из самых быстрых и смертоносных кораблей своего класса в мире». Заложенные конструктивные решения оказались столь удачными, что строительство модификаций «Молнии», ставшей наиболее массовым российским экспортным кораблем, продолжается и поныне.

Трудности начала 1990-х годов наше бюро преодолело благодаря накопленному научно-техническому потенциалу и умелому руководству. В 1998 г. ЦМКБ «Алмаз» присоединяет Западное ПКБ, полностью сохранив его наработки. Разумная стратегия - зарабатывать, проектируя корабли на экспорт, и работать на перспективу - позволила коллективу ЦМКБ «Алмаз» победить в конкурсе на создание для Военно-морского флота России корабля ближней морской зоны - корвета. Со строительства головного корвета «Стерегущий», который был сдан флоту в 2007 году, практически началось возрождение отечественного судостроения, потому что это был первый крупный кораблестроительный проект после развала Советского Союза. Корабли этого проекта обладают мощным ударным ракетным, артиллерийским и противолодочным оружием, несут авиационное вооружение и по своим тактико-техническим характеристикам соответствуют лучшим мировым аналогам. Создание корвета в 2010 году было отмечено премией правительства РФ.

На протяжении всей 70-летней истории приоритетной государственной задачей для инженеров и конструкторов бюро являлось создание кораблей и катеров для Морской пограничной охраны. Долгие годы основу морских пограничных сил составляли «Тарантулы», «Молнии», «Грифы» и «Светляки», спроектированные ЦМКБ «Алмаз».

В конце 1990-х годов, понимая, что техническое состояние большинства катеров пограничного флота требует замены, бюро инициативно разрабатывает проекты скоростных патрульных катеров «Мираж», а затем «Соболь», где впервые в мире реализован комплекс автоматически управляемых днищевых интерцепторов, позволивших значительно улучшить их мореходные качества, - моряки- пограничники получили новую передовую технику.

Огромное значение Арктического региона для экономики и военной безопасности России в условиях обострения международного соперничества за влияние в Арктике обусловило принятие руководством страны целого ряда решений, а перед морскими пограничниками поставлены новые задачи по охране исключительной экономической зоны. Для их решения понадобились новые корабли, способные действовать в арктических морях.

Выиграв в объявленном заказчиком конкурсе, ЦМКБ «Алмаз» разработало проект «Океан». Это патрульный корабль неограниченного района плавания, предназначенный для эксплуатации в ледовых условиях. Он оборудован бортовыми спускоподъемными устройствами для скоростных жестко-надувных дежурных шлюпок, имеет авиационно-технический комплекс, предназначенный для доставки на суда-нарушители досмотровых групп, визуального наблюдения за надводной обстановкой, доставки пассажиров и грузов и поисково-спасательного обеспечения. В настоящее время головной корабль «Полярная звезда» несет службу в Береговой охране ПС ФСБ России в Арктике. Строительство серии продолжается.

Новейшие отечественные и зарубежные разработки в области спасения экипажей подводных лодок воплощены в проекте спасательного судна «Дельфин», по составу технических средств и оборудования не имеющего аналогов ни в одном флоте мира. Это же можно сказать и о судах специального назначения семейства «Звездочка», создатели которых в 2018 г. удостоены премии правительства РФ, океанографических исследовательских судах проекта «Крюйс», строящихся по заказу Главного управления глубоководных исследований МО РФ.

В 2015 году командованием ВМФ России перед ЦМКБ «Алмаз» была поставлена задача: спроектировать корабль весьма ограниченного водоизмещения, обладающий высокой мореходностью и автономностью, эффективной ПВО, ударным ракетным вооружением, который мог бы быть быстро освоен отечественной промышленностью, а за счет относительно невысокой цены - построен достаточно крупной серией.

Уникальный опыт, полученный в ходе создания «Оводов», позволил в кратчайшие сроки спроектировать и начать строительство крупной серии МРК нового поколения - проекта «Каракурт», вооруженных получившим мировую известность ракетным комплексом «Калибр».

Проектирование кораблей противоминной обороны (ПМО) являлось одним из важнейших направлений деятельности Западного ПКБ, а затем и ЦМКБ «Алмаз». С упадком судостроительной отрасли в начале 90-х годов прошлого века печальная участь постигла и корабли ПМО: флот их не заказывал и не строил.

С началом возрождения российского флота и усилением минной опасности на вероятных морских театрах военных действий со всей остротой встал вопрос об оснащении ВМФ серией кораблей ПМО, имеющих современное минно-тральное вооружение. И тут оказались востребованными наш опыт и уникальные наработки. Работа бюро над созданием проекта «Александрит» завершилась передачей флоту в декабре 2016 года головного корабля.

Корабль имеет корпус из монолитного стеклопластика, сформированный методом вакуумной инфузии, что позволило снизить уровень физических полей и увеличить объем полезной нагрузки, повысить взрывостойкость и срок службы корпуса в сравнении с корпусами из маломагнитной стали. На корабле создан противоминный контур с применением новейших образцов оружия, гидроакустических станций, движительно-рулевого комплекса и автоматизированной системы управления противоминными действиями.

За семьдесят лет по проектам, разработанным коллективом ЦМКБ «Алмаз», построено более 26 тысяч катеров, кораблей и судов различного назначения. Более 40 стран мира имеют в составе своих флотов спроектированные в бюро катера и корабли, количество же построенных на экспорт превысило тысячу единиц. Узкие рамки газетной статьи не позволяют рассказать обо всех уникальных разработках ЦМКБ «Алмаз». Можно лишь упомянуть о правительственных яхтах, телеуправляемых катерах специального назначения, не имеющих мировых аналогов спасательных судах, плавучих доках.

Заслуги ЦМКБ в деле обеспечения безопасности морских рубежей России высоко оценены государством. Создание боевых катеров и кораблей на протяжении всей 70-летней истории ЦМКБ отмечалось Ленинскими, Государственными и правительственными премиями и государственными наградами наиболее отличившихся сотрудников.

Своим успехом ЦМКБ «Алмаз» обязано конструкторам-корабелам нескольких поколений, среди которых Е. И. Юхнин, П. Г. Гойнкис, Л. Л. Ермаш, В. М. Бурлаков, Ю. Ю. Бенуа, И. П. Пегов, В. Н. Устинов, Д. И. Рудаков, В. И. Немудров, Ш. А. Мустафин, В. И. Блинов, В. С. Сергеев, М. В. Кошкин, Р.Е. Путилин, М. К. Горшков, Л. А. Петраков, А. Г. Минаев, М. А. Ловягин, Л. В. Озимов, Ю. М. Мохов, В. А. Абрамовский, А. П. Городянко, К. Ж. Аванесов, В. П. Липиёв, Ю. В. Арсеньев, А. Л. Ивченко, Н. А. Серков, И. Я. Баскаков, Ю. Ф. Оглоблин, Л. В. Ельский, И. Н. Иванов, А. А. Форст, Г. Д. Коронатов, А. Н. Осинкин, Д. Е. Цымляков, Б. А. Лейкис, В. А. Шималович и многие другие, а также руководители - Е. И. Юхнин, А. В. Шляхтенко, А. Г. Соколов, Н. П. Пегов, Г. А. Мангаев, Ю. А. Ляпунов, А. М. Лазарев, К. Г. Голубев.

Александр ШЛЯХТЕНКО, генеральный директор, профессор, д. т. н.

ФОТО предоставлено ЦМКБ «Алмаз»

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 198 (6551) от 22.10.2019 под заголовком «Создавая корабли будущего».

Нет сведений о финансовой (бухгалтерской) отчетности ФГУП ЦМКБ "АЛМАЗ" ?

Руководитель

Учредители ФГУП ЦМКБ "АЛМАЗ"

Нет сведений об учредителях организации ?

Правопреемники

1. ОАО "ЦЕНТРАЛЬНОЕ МОРСКОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО" АЛМАЗ"
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ЦЕНТРАЛЬНОЕ МОРСКОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО" АЛМАЗ"

Связи

Руководитель ФГУП ЦМКБ "АЛМАЗ" также является руководителем или учредителем 1 другой организации

1. АО "ЦМКБ "АЛМАЗ"
196128, г. Санкт-Петербург, ул. Варшавская, д. 50
Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие
Руководитель — Шляхтенко Александр Васильевич

Не найдено ни одной связи по учредителям

ФГУП ЦМКБ "АЛМАЗ" не является управляющей организацией

ФГУП ЦМКБ "АЛМАЗ" не является учредителем других организаций

Госзакупки

Сведения об участии ФГУП ЦМКБ "АЛМАЗ" в госзакупках в качестве поставщика или заказчика по 94-ФЗ, 44-ФЗ или 223-ФЗ отсутствуют

Проверки

ФГИС "Единый Реестр Проверок" Генеральной Прокуратуры РФ не содержит сведений о проверках в отношении организации ФГУП ЦМКБ "АЛМАЗ"

Налоги и сборы

Нет сведений об уплаченных за прошлый отчетный период налогах и сборах

Нет сведений о задолженностях по пеням и штрафам

История изменений

Филиал №25 Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации

Реквизиты юридического лица — ОГРН 1027804889727, ИНН 7801002122, КПП 781001001. Регистрационный номер в ПФР — 088009029517, регистрационный номер в ФСС — 781200015478251. Уставный капитал составлял 500 тыс. руб.

Генеральный директор-генеральный конструктор — Шляхтенко Александр Васильевич. Сведения об учредителях отсутствуют.

Юридическое лицо было ликвидировано 18 ноября 2008 года.

Смотрите также

Прочие фирмы и организации

ООО "ПЛАНЕТА ЗЕРКАЛ"
Производство прочей мебели
г. Пенза
ГАПОУ СО "СТОТ"
Образование профессиональное среднее
г. Саратов
ППОГБУЗ РК "КРКПБ №1"ПСРЗРФ"
Деятельность профессиональных союзов
г. Симферополь
ООО "АГРО-АИСТ"
Выращивание однолетних кормовых культур
д. Сельниково
ООО "СПЕЦТРАНССТРОЙ"
Строительство жилых и нежилых зданий
г. Москва

Подключив сервис "Мой бизнес" вы сможете добавить логотип и описание вашей компании, редактировать контактную информацию, отключить рекламу, загрузить фото и многое другое

Краткий отчет по организации в формате PDF успешно подготовлен

Соединение с официальным сайтом ФНС и подготовка ссылки на выписку из ЕГРЮЛ в формате PDF.


Вы можете скопировать QR-код и использовать:
• при составлении любого договора в разделе “Реквизиты”, для быстрого получения актуальной информации о компании (Вашей или Вашего Контрагента);
• на визитках, презентациях или рекламных буклетах (для быстрого получения информации о Вашей компании);
• в любых других случаях, где нужно предоставить актуальную официальную информацию о Вашей компании.

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ЦЕНТРАЛЬНОЕ МОРСКОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО "АЛМАЗ"7810537558

Действующее

Дата регистрации

Юридический адрес

Руководитель Юридического Лица

Блокировка счетов

Рекомендуем проверять перед платежом на расчетный счет организации
Проверить

Наличие обеспечительных мер

Рекомендуем проверять перед заключением договора с организацией
Проверить

Банкротство

Проверка наличия сведений в реестре о банкротстве (ЕФРСБ)
Проверить

Документы на внесение изменений в ЕГРЮЛ

Проверка изменений до официальной регистрации
Проверить

Основной вид деятельности

72.19 Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие

Дополнительные ОКВЭД

Специальный налоговый режим

Коды статистики
ОКАТО

Реестр недобросовестных поставщиков

Реестр террористов и экстремистов (new)


Цель обработки персональных данных:

Отзывы об организации

Выписка из ЕГРЮЛ
С подписью ФНС / на нужную дату

Бухгалтерская отчётность
По годам

Должная осмотрительность
Отчет о рисках по нормативам ФНС.
С рекомендациями по сбору документов.

Сводный отчёт
Общие сведения об организации.
Отчет предоставляется бесплатно.

Руководителем организации является: Генеральный Директор - Шляхтенко Александр Васильевич, ИНН 781400242408. У организации 0 Учредителей. Основным направлением деятельности является "научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие".

Читайте также: