Главный конструктор или генеральный конструктор

Обновлено: 17.05.2024

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 19 июня 1996 г. N 944 "О генеральных конструкторах по важнейшим направлениям создания видов систем и комплексов вооружения и военной техники" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о генеральном конструкторе по важнейшим направлениям создания видов систем и комплексов вооружения и военной техники.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 24 августа 1996 г. N 1002 "Об утверждении Положения о генеральном конструкторе по важнейшим направлениям создания видов систем и комплексов вооружения и военной техники" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 36, ст. 4239).

Председатель Правительства
Российской Федерации

Положение
о генеральном конструкторе по важнейшим направлениям создания видов систем и комплексов вооружения и военной техники
(утв. постановлением Правительства РФ от 3 мая 2007 г. N 258)

1. Генеральный конструктор по важнейшим направлениям создания видов систем и комплексов вооружения и военной техники (далее - генеральный конструктор) является научно-техническим руководителем работ по созданию технически сложных, ресурсоемких, стратегически значимых систем и комплексов вооружения и военной техники (в том числе ракетно-космической и специальной техники), определяющих боевой потенциал видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - вооружение и военная техника), а в исключительных случаях - работ по созданию уникальных компонентов указанных систем и комплексов.

В своей деятельности генеральный конструктор руководствуется федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами, настоящим Положением, а также решениями Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации.

2. Перечень важнейших направлений работ по созданию вооружения и военной техники, реализуемых под руководством генерального конструктора, утверждается Военно-промышленной комиссией при Правительстве Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации, согласованному с Федеральным агентством по атомной энергии, Федеральным космическим агентством и другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по обеспечению реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в оборонно-промышленном комплексе в части, отнесенной к сфере их ведения, каждые 5 лет одновременно с рассмотрением проекта государственной программы вооружения на новый программный период.

3. В качестве кандидатуры для осуществления полномочий генерального конструктора рекомендуется рассматривать высококвалифицированных специалистов, имеющих конкретные достижения в области создания вооружения и военной техники, опыт работы по выполнению заданий государственного оборонного заказа, ученую степень, а также опыт координации деятельности организаций, участвующих в совместном выполнении работ.

Предложение по указанной кандидатуре по представлению организации оборонно-промышленного комплекса, которая государственным заказчиком вооружения и военной техники определена головной организацией по соответствующему виду вооружения и военной техники (далее - головная организация), вносится федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится или вопросами установленной сферы деятельности которого занимается головная организация, и указанным государственным заказчиком по согласованию с Федеральной службой по оборонному заказу в Военно-промышленную комиссию при Правительстве Российской Федерации.

После принятия Военно-промышленной комиссией при Правительстве Российской Федерации решения о назначении генеральный конструктор может быть в установленном законодательством Российской Федерации порядке назначен на соответствующую должность в головной организации.

Генеральным конструктором может быть назначено лицо, являющееся руководителем (генеральным директором, директором и т.п.) головной организации или заместителем руководителя головной организации.

Генеральный конструктор выполняет свои обязанности, осуществляет свои права и несет ответственность в соответствии с настоящим Положением и трудовым договором, заключенным с ним в установленном порядке.

Полномочия, порядок взаимодействия с руководителем головной организации, функции и условия оплаты труда генерального конструктора определяются уставом головной организации, другими ее внутренними документами и трудовым договором.

Решение о прекращении полномочий генерального конструктора принимает Военно-промышленная комиссия при Правительстве Российской Федерации.

Освобождение генерального конструктора от должности осуществляется в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

4. Генеральному конструктору непосредственно подчиняются структурные подразделения головной организации, работающие по порученной ему тематике на всех стадиях создания и использования образцов техники (в том числе научно-технические и опытно-конструкторские подразделения, опытное производство, испытательная и экспериментальная базы). Перечень таких подразделений по представлению генерального конструктора определяется головной организацией.

5. Генеральный конструктор в рамках своих обязанностей:

а) осуществляет научно-техническое руководство созданием вооружения и военной техники по закрепленным за ним направлениям на всех стадиях проектных, макетных, экспериментальных и доводочных работ, проведением стендовых, натурных и эксплуатационных испытаний;

б) осуществляет научно-техническое сопровождение работ, выполняемых соответствующими подразделениями организаций-соисполнителей, участвующих в создании вооружения и военной техники, по закрепленным за ним направлениям;

в) участвует в работе комиссий по проведению государственных и межведомственных сертификационных испытаний, а также комиссий (экспертных и других) по подготовке соответствующих комплексных целевых программ и проекта государственной программы вооружения;

г) организует в установленном порядке передачу заинтересованным организациям результатов научно-технических и конструкторско-технологических разработок, выполненных под его руководством;

д) участвует в управлении финансовыми ресурсами, выделяемыми государственными заказчиками на реализацию работ по созданию вооружения и военной техники по закрепленным за ним направлениям, а также в осуществлении контроля за целевым расходованием этих ресурсов;

е) согласовывает тактико-технические (технические) задания и проекты контрактов (договоров) на выполнение соответствующих работ, а также акты о выполнении работ по заключенным договорам;

ж) согласовывает планы опытного и серийного производства разработанных вооружения и военной техники;

з) осуществляет авторский надзор за ходом освоения производства разработанных под его руководством образцов вооружения и военной техники, за качеством их изготовления и эксплуатацией и вносит предложения для принятия мер к устранению недостатков;

и) согласовывает объемы и направления расходования бюджетных средств на приобретение оборудования, приборов и материалов, реконструкцию и техническое перевооружение, использование и развитие научно-исследовательской и опытно-экспериментальной базы, необходимых для создания вооружения и военной техники по закрепленным за ним направлениям;

к) согласовывает корректировки объемов и сроков выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в случае изменения условий финансирования государственного оборонного заказа;

л) согласовывает мероприятия по повышению качества и конкурентоспособности вооружения и военной техники, разработанных под его руководством;

м) согласовывает продление ресурса и сроков службы вооружения и военной техники, разработанных под его руководством;

н) согласовывает в установленном порядке приказы о назначении на должности главных конструкторов по закрепленным за ним направлениям в головной организации и дает рекомендации по кандидатурам для назначения на эти должности в организациях-соисполнителях;

о) создает и возглавляет советы главных конструкторов в целях координации работ по закрепленным за ним направлениям.

6. Генеральный конструктор несет ответственность за:

а) формирование и проведение единой научно-технической и промышленной политики по закрепленным за ним направлениям;

б) координацию работ по закрепленным за ним направлениям, проводимых в рамках государственной программы вооружения, и их увязку с технологическими работами, проводимыми в рамках федеральных целевых программ и комплексных целевых программ в соответствии с установленным порядком;

в) обеспечение заданных тактико-технических, технико-экономических, технологических и эксплуатационных показателей и конкурентоспособности создаваемых под его руководством вооружения и военной техники;

г) своевременность выдачи технического задания организациям-соисполнителям;

д) строгое соблюдение установленных сроков выполнения работ на всех этапах создания вооружения и военной техники;

е) достижение прогрессивных показателей проектной трудоемкости в целях соответствия стоимости создания вооружения и военной техники заданным показателям;

ж) создание и отработку образца вооружения и военной техники как комплексной единицы, комплексирование всех систем и устройств, входящих в состав образца, на всех этапах разработки и испытаний;

з) формирование рациональной кооперации организаций-соисполнителей и координацию выполняемых ими работ по созданию соответствующих вооружения и военной техники;

и) выполнение научно-исследовательских и экспериментальных работ по закрепленным за ним направлениям;

к) разработку предложений по совершенствованию и повышению конструкторского и технологического уровня производства и экспериментальной базы по закрепленным за ним направлениям.

7. Генеральный конструктор может в установленном порядке включаться в состав научно-технического совета Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 3 мая 2007 г. N 258 "Об утверждении Положения о генеральном конструкторе по важнейшим направлениям создания видов систем и комплексов вооружения и военной техники"

Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 7 мая 2007 г. N 19 ст. 2359

Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2016 г. N 986 настоящее постановление признано утратившим силу

Статус генерального конструктора

После выхода Указа № 18 многие эксперты, политики и СМИ заговорили о том, что Генеральные конструктора получают очень большие полномочия в техническом и экономическом плане. Заявление Президента России о том, что Генеральных конструкторов на все проекты будет не больше 20-ти человек подтверждает, что это должны быть лучшие из лучших. Заместитель председателя Военно-промышленной комиссии Российской Федерации Олег Бочкарев добавляет к этому, что эти люди будут первым лицом компании в рамках своих полномочий.

Для того, чтобы понять, что же из себя сможет представлять это новое лицо - Генеральный конструктор, попытаемся посмотреть на статус и возможности Генерального конструктора не через эмоции и мнения, а через пункты Положения о Генеральном конструкторе.

Согласно Положения генеральному конструктору вменяется в обязанности, по сути, весь комплекс работ по проектированию, разработке и модернизации военной техники в рамках его компетенции. Ответственность определена за конкретные работы и направления.

А вот дальше у генерального конструктора всё становится весьма неоднозначно.

Генеральный конструктор, после утверждения Военно-Промышленной Комиссией, назначается заместителем руководителя организации в соответствие с законодательством РФ.

В положении никак не рассмотрены какие-либо особые полномочия заместителя руководителя организации со статусом Генерального конструктора. В Положении прямо указано, что полномочия Генерального конструктора регулируются уставом предприятия, иными регламентирующими документами компании и трудовым договором, который подписывает с Генеральным конструктором организация.

Все мы знаем, что у руководителя организации не один заместитель, их число иногда превышает число пальцев на руках. Каждый из этих руководителей имеет своё направление ответственности, как собственно и Генеральный конструктор. С каждым из них заключены трудовые договора в соответствие с законодательством РФ и взаимоотношения с руководителем компании регулируются уставом, и другими регламентирующими документами компании.

  • зам. руководителя по финансам
  • зам. руководителя по персоналу
  • зам. руководителя по производству
  • главный инженер – зам. руководителя

и вот появляется Генеральный конструктор – зам. руководителя организации.

В положении написано, что генеральный конструктор, после назначения заместителем руководителя организации «может быть наделен правом принятия решений ресурсного обеспечения проекта, реализуемого под его руководством, в том числе по финансовым вопросам, актом руководителя организации» (п. 8).

Может быть наделен, а может - и не наделен…?

Право давать ли ему ресурсные возможности принимает руководитель компании, причем не в обязательном порядке…

Вариант 1. Руководитель компании принимает решение о предоставлении генеральному конструктору права принимать ресурсные решения.

Что же делать руководителю компании с зам. руководителя по финансам и зам. руководителя по кадрам? Делить полномочия в одной и той же сфере ответственности?

Но ведь в соответствие с тем же положением, Генеральному конструктору поручается (п. 14), причем без всяких может, а конкретно отвечать за своевременное выполнение программ и контроль эффективности расходования выделенных средств, причем не только по разработке, но и по модернизации, и по развитию, и по ремонту….

Получается, что для выполнения этих обязательств, генеральному конструктору необходимо управлять не только финансовыми и кадровыми ресурсами, но и закупочными, и производственными, и оборудованием, и его ремонтом…

Исходя из этого, все, перечисленные выше замы руководителя, должны бы, по сути, ориентироваться на задачи зам. руководителя – Генерального конструктора, как на приоритетные? Но, как и чем это регулируется? И как это реализовать на практике, при условии, что предприятие одновременно реализует не один проект, каждый из них может находиться на разных этапах и совсем не обязательно, что все эти проекты входят в компетенцию Генерального конструктора.

Остается только надеяться, что в России найдутся предприятия ВПК, которые добровольно (поскольку положение указа 18 не обязывает) изменят приоритеты 80 % своих замов на задачи одного Генерального конструктора и смогут в таких условиях не нарушить выполнение других направлений работы.

В связи с этим, остается непонятным, почему, те, кто готовил Указ № 18 и Положение к нему, не помогли Генеральным конструкторам и руководителям компании с упрощением выбора модели взаимодействия, прописав однозначно, что Генеральный конструктор должен быть принят на предприятие на должность первого заместителя руководителя компании? Это не решит проблем разделения полномочий на предприятии целиком, но позволит Генеральному конструктору однозначно получить некий приоритет по отстаиванию ресурсов на реализацию проекта.

Вариант 2. Руководитель компании принимает решение не наделять Генерального конструктора правами принятия ресурсных решений.

Этот пункт отсылает нас к Положению о Генеральном конструкторе, введенным указом Президента России № 18, чтобы попытаться понять, а что же говорит нам этот документ на такой случай?

  • предоставлять предложения по финансовой потребности
  • подготавливать предложения по новым технологиям;
  • осуществлять отбор и рекомендовать специалистов;
  • подготавливать предложения по заработной плате и штатному расписанию, но только в пределах установленного ФОТ

Согласно этим пунктам Положения, прием Генерального конструктора на должность заместителя руководителя компании полностью укладывается существующий порядок вещей в нашей теоретической компании без необходимости каких-либо изменений, потому что Генеральный конструктор, согласно Положения, получает лишь теоретические полномочия по обеспечению ресурсами.

  • либо руководители направлений, ответственные за обеспечение конкретными ресурсами предприятия;
  • либо руководитель компании, которому подчиняется Генеральный конструктор;
  • либо совет директоров;
  • либо основные акционеры.
  • в самом крайнем случае - Военно-Промышленная Комиссия

Однако, согласно Положения к Указу № 18 п. 10 «Генеральный конструктор не может … владеть акциями акционерных обществ, связанных с реализацией проекта». О том, может ли, или должен ли Генеральный конструктор входить в совет директоров, Положение умалчивает.

Такой подход предполагает, что полномочия Генерального конструктора по обеспечению проекта ресурсами ограничены подготовкой предложений в соответствие с действующими на предприятии положениями.

Является ли такой механизм достаточным для обеспечения проекта ресурсами – сказать сложно, однако, несложно увидеть, что данное Положение и полномочия не сильно отличаются от полномочий обычного заместителя руководителя по своему направлению. Практика недофинансирования или несвоевременного финансирования, неэффективного использования средств на предприятиях, говорит о том, что стандартные полномочия, для решения критичных задач – не подходят.

Так что же такого уникального получил Генеральный конструктор, помимо широкого, четко определенного круга обязанностей и ответственности, а также потенциальных полномочий?

  • назначается Генеральным конструктором только по решению Военно-Промышленной Комиссии
  • прекратить действие полномочий Генерального Конструктора может тоже только Военно-Промышленная Комиссия
  • Генеральный конструктор получает право докладывать о своей работе не только руководителю компании, но и на Военно-Промышленной Комиссии.
  • в какой именно области претендент должен быть «высококвалифицированным специалистом»?
  • каковы критерии высокой квалификации для данной категории работника?
  • в какой области знаний претендент должен иметь ученую степень доктора наук?
  • каков минимальный уровень инженерно-конструкторских должностей, которые должен занимать претендент в течение последних 10 лет?
  • какой именно опыт участия в реализации государственных программ должен иметь претендент?
  • в каких областях, и по каким конкретно направлениям претендент должен иметь научные достижения?

Единственным неоспоримым и не субъективным критерием для выбора кандидата, согласно принятого Положения, по сути, является – наличие высшего технического образования…

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

В связи с решением возродить в оборонном комплексе РФ институт генеральных конструкторов следует напомнить молодому поколению, не заставшему такой должности, её значение.

Латинское слово generalis имеет два значения: «общий» и «главный». Например, воинское звание «генерал» означает «главный», а, скажем, названия известных фирм «General electric», «General motors» следует понимать скорее как «общий». Так, «Всеобщая электрическая компания» действительно пыталась одно время подмять под себя весь рынок электрооборудования и электроприборов в Соединённых Государствах Америки.

В термине «генеральный конструктор» сочетаются оба эти значения. Он главный в работе на каком-то конструкторском направлении: именно он отвечает за выбор решений, именно он вправе напрямую предписать тот или иной вариант конструкции в целом или любого её узла. Кроме того, он действительно общий — в том смысле, что отвечает за конструкцию в целом, охватывает всю её, все возможные сферы её применения.

Вдобавок генеральный конструктор решает, с какими смежными производствами работать — где брать те узлы, что нецелесообразно создавать самостоятельно. Сергей Павлович Королёв — самый известный из наших генеральных конструкторов (хотя этот термин тогда ещё был не в ходу, и он назывался просто «Главный Конструктор» — оба слова с большой буквы, поскольку тогда причастность любого конкретного лица к ракетостроению при его жизни засекречивалась) — особо следил за тем, чтобы в ракетах, создаваемых под его руководством, максимально использовались узлы из авиационной промышленности. Ведь там оборудование не только выпускается большими тиражами, но ещё и проверяется в ходе эксплуатации и дорабатывается на основе изучения уже поработавших образцов, тогда как всё заложенное в ракету используется один раз и после пуска далеко не всегда доступно для исследования, а стендовые испытания не в полной мере отражают условия эксплуатации. Так что он был общим конструктором ещё и в том плане, что охватывал своим конструкторским взором не только ракетостроение, но и смежные отрасли — и знал, что оттуда извлечь для пользы общего дела.

Восстановление института генеральных конструкторов означает: мы снова берёмся за большие проекты, где участвует много разных конструкторских и производственных коллективов, и нужны люди, охватывающие своим инженерным сознанием все эти коллективы, все эти направления деятельности. Причём эти люди несут полную ответственность за все принятые решения и за их осуществление. Понятно: раз генеральный конструктор отвечает за взаимодействие многих коллективов, он должен быть наделён и правом напрямую отдавать этим коллективам распоряжения и следить за их исполнением. На мой взгляд, раз мы возрождаем институт генеральных конструкторов — значит, возвращаемся к советской концепции больших проектов, в своё время давшей нам колоссальное ускорение на самых разных направлениях деятельности.

Кстати, замечу: применительно к космосу наш опыт очень активно использовали американцы. В частности, лунная программа Соединённых Государств Америки осуществлялась практически по той же организационной схеме, что и все наши космические программы. Роль генерального конструктора формально исполняло Национальное управление по авиации и космонавтике (National Aeronautics and Space Administration — NASA), а неформально — бывший создатель первой в мире серийной баллистической ракеты A-4 (от немецкого Aggregat — агрегат), более известной как Фау-2 (от немецкого Vergeltung — возмездие), и творец лунной ракеты Saturn-5 Вернер Магнус Максимиллиан Магнусович фрайхерр фон Браун (1912.03.23–1977.06.16).

Да и в других отраслях промышленности СГА тоже хватает людей с обязанностями генерального конструктора. Правда, скажем, генеральные конструкторы фирмы Lockheed Кларенс Леонард [отчества не знаю] Джонсон (1910.02.27–1990.12.21) и его преемник Бенджамен Робёрт Исидорович Рич (1925.06.18–1995.01.05) известны даже в авиационном мире, не говоря уж о широкой публике, куда меньше, чем наш Павел Осипович Сухой (1895.07.22–1985.09.15), хотя и существенно больше, чем его первый преемник Евгений Алексеевич Иванов (1911.02.13–1983.07.10), изрядно оттеснённый на задний план истории авиации последующими руководителями КБ. Но менее массовая известность западных генеральных конструкторов связана только с тем, что на рынке — особенно американском — всё ещё верна формула: «доллар — тому, кто придумал; десять — тому, кто сделал; сто — тому, кто продал».

Надеюсь, возрождение института генеральных конструкторов — шаг к восстановлению системы управления хозяйством, известной у нас как советская. Правда, по мере развития хозяйства система столкнулась с непреодолимыми сложностями, ибо охватывать хозяйство единым управлением тем труднее, чем оно разнообразнее. Но уже сейчас доступные нам управленческие средства (и прежде всего вычислительная техника) достаточны для координации проекта на пару порядков большей сложности, чем была технически обозрима тогда.

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О генеральном конструкторе по созданию вооружения, военной и специальной техники

(с изменениями на 16 ноября 2017 года)

Документ с изменениями, внесенными:

В целях реализации единой военно-технической политики в области создания и совершенствования вооружения, военной и специальной техники

2. Установить, что генеральные конструкторы по важнейшим направлениям создания видов систем и комплексов вооружения и военной техники, назначенные до вступления в силу настоящего Указа, продолжают осуществлять свою деятельность до принятия решения о наделении генеральных конструкторов по созданию вооружения, военной и специальной техники полномочиями в соответствии с Положением, утвержденным настоящим Указом.

4. Правительству Российской Федерации в 3-месячный срок:

а) представить предложения по приведению актов Президента Российской Федерации в соответствие с настоящим Указом;

б) привести свои акты в соответствие с настоящим Указом.

5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации
В.Путин

Москва, Кремль
19 января 2015 года
N 18

УТВЕРЖДЕНО
Указом Президента
Российской Федерации
от 19 января 2015 года N 18

Положение о генеральном конструкторе по созданию вооружения, военной и специальной техники

(с изменениями на 16 ноября 2017 года)

1. Настоящим Положением определяются права, обязанности и ответственность генерального конструктора по созданию вооружения, военной и специальной техники (далее - генеральный конструктор), а также регулируются другие вопросы, связанные с его деятельностью.

2. Генеральный конструктор является руководителем проекта по созданию новых (перспективных), технически сложных (ресурсоемких) образцов (комплексов, систем) вооружения, военной и специальной техники (далее - образцы вооружения и военной техники), имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (далее - проект).

3. Генеральный конструктор в своей деятельности руководствуется федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, решениями Военно-промышленной комиссии Российской Федерации и ее коллегии, а также настоящим Положением.

4. Кандидатуры для наделения полномочиями генерального конструктора рассматриваются коллегией Военно-промышленной комиссии Российской Федерации.

5. Кандидатом для наделения полномочиями генерального конструктора может быть высококвалифицированный специалист, имеющий высшее техническое образование, ученую степень доктора наук (как правило), стаж работы не менее десяти лет на инженерно-конструкторских должностях по соответствующему направлению работ в организациях оборонно-промышленного комплекса (далее - организации), опыт участия в реализации государственных, федеральных и иных программ, а также научные достижения.

6. Решения о наделении кандидата полномочиями генерального конструктора и о прекращении таких полномочий принимаются Военно-промышленной комиссией Российской Федерации по представлению коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации.

7. После принятия Военно-промышленной комиссией Российской Федерации решения о наделении кандидата полномочиями генерального конструктора он в установленном законодательством Российской Федерации порядке назначается на должность руководителя или заместителя руководителя организации, осуществляющей выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, координацию этих работ (их составных частей) в рамках реализации проекта, и включается в состав коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации.

8. Генеральный конструктор, назначенный на должность заместителя руководителя организации, может быть наделен правом принятия решений по вопросам ресурсного обеспечения проекта, реализуемого под его руководством, в том числе по финансовым вопросам, актом руководителя организации.

9. В случае назначения генерального конструктора на должность заместителя руководителя организации порядок его взаимодействия с руководителем организации и руководителями ее подразделений определяется уставом и иными внутренними документами организации, а также трудовым договором, заключенным с генеральным конструктором в установленном порядке.

10. Генеральный конструктор не может быть назначен на должность в организацию, являющуюся соисполнителем работ, выполняемых в рамках проекта (далее - организация-соисполнитель), а также владеть акциями акционерных обществ, связанных с реализацией проекта.

11. Освобождение генерального конструктора от должности руководителя или заместителя руководителя организации осуществляется в установленном законодательством Российской Федерации порядке после принятия Военно-промышленной комиссией Российской Федерации решения о прекращении полномочий генерального конструктора.

12. Права, обязанности и ответственность генерального конструктора регулируются законодательством Российской Федерации, настоящим Положением и трудовым договором, заключенным с ним в установленном порядке.

12_1. В трудовом договоре, заключенном с генеральным конструктором, могут содержаться дополнительные условия, связанные с особенностями реализации проекта, а также показатели эффективности его деятельности в соответствующей области.

13. Генеральный конструктор имеет право:

а) согласовывать проекты государственных контрактов (контрактов) на создание образцов вооружения и военной техники и их составных частей, а также акты приемки работ, выполняемых в рамках таких государственных контрактов (контрактов);

б) утверждать технические задания на разработку составных частей образцов вооружения и военной техники или согласовывать их в тех случаях, когда они утверждаются государственным заказчиком вооружения, военной и специальной техники;

в) координировать работу организаций-соисполнителей, а также осуществлять приемку результатов (составных частей) научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых в соответствии с утвержденным им техническим заданием;

г) утверждать в установленном порядке программы и методики предварительных испытаний образцов вооружения и военной техники;

д) согласовывать проекты программ и методик государственных испытаний образцов вооружения и военной техники, осуществлять техническое руководство испытаниями, входить в состав государственной комиссии по проведению испытаний созданных образцов вооружения и военной техники в качестве заместителя председателя этой комиссии;

е) контролировать выполнение работ по модернизации созданных под его руководством образцов вооружения и военной техники;

ж) представлять в установленном порядке предложения о выделении финансовых ресурсов на техническое перевооружение, реконструкцию и расширение научно-экспериментальной базы, на приобретение материалов, комплектующих изделий, лабораторно-испытательного оборудования, а также на поощрение наиболее отличившихся работников организации;

з) подготавливать предложения по созданию и внедрению новых технологий, комплектующих изделий и материалов, использование которых обеспечит высокий технический уровень разработок;

и) осуществлять отбор квалифицированных специалистов и рекомендовать их в установленном порядке для назначения на должности в организации и организации-соисполнители;

к) подготавливать в пределах установленного фонда оплаты труда предложения по изменению организационно-штатной структуры и численности научно-исследовательских, конструкторских и испытательных подразделений организации исходя из служебной и производственной необходимости;

л) представлять в установленном порядке предложения о проведении новых научно-исследовательских работ, необходимых для реализации проекта;

м) согласовывать в установленном порядке приказы о назначении главных конструкторов, участвующих в реализации проекта, а также рекомендовать кандидатуры для назначения главных конструкторов в организации-соисполнители;

н) утверждать по согласованию с коллегией Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, руководителями организаций-соисполнителей, а в случае назначения генерального конструктора на должность заместителя руководителя организации - также по согласованию с руководителем организации положение о главном конструкторе, участвующем в реализации проекта, предусмотрев в нем требования к главному конструктору, его права, обязанности и ответственность;

о) создавать и возглавлять советы главных конструкторов в целях всестороннего обеспечения реализации конструкторских решений и координации работ, выполняемых в рамках проекта.

14. Генеральный конструктор обязан:

а) анализировать тенденции развития технологий в области создания вооружения, военной и специальной техники в ведущих иностранных государствах в целях их использования при разработке новых образцов вооружения и военной техники;

б) использовать при создании образцов вооружения и военной техники новейшие научно-технические достижения, обеспечивающие военно-техническое превосходство над зарубежными аналогами;

в) обеспечивать соответствие разрабатываемых образцов вооружения и военной техники тактико-техническим заданиям и требованиям в отношении надежности, ресурса, ремонтопригодности, качества и технологичности, предъявляемым к ним;

г) разрабатывать и утверждать совместно с государственным заказчиком вооружения, военной и специальной техники по согласованию с коллегией Военно-промышленной комиссии Российской Федерации план-график реализации проекта, включая мероприятия по его ресурсному обеспечению (материальному, технологическому, производственному и другому);

д) осуществлять авторский надзор за разработанными образцами вооружения и военной техники, качеством их изготовления, вносить предложения о мерах по устранению выявленных недостатков, а также осуществлять надзор за состоянием находящихся на вооружении образцов вооружения и военной техники;

е) осуществлять контроль за целевым расходованием финансовых ресурсов, выделяемых на создание образцов вооружения и военной техники;

ж) согласовывать тактико-технические (технические) задания на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, тактико-технические требования к разрабатываемым образцам вооружения и военной техники;

з) обеспечивать высокую технологичность разрабатываемых образцов вооружения и военной техники, использовать наиболее перспективные технические решения при организации их серийного производства;

и) осуществлять научно-техническое сопровождение работ, выполняемых в рамках проекта организациями-соисполнителями;

к) организовывать изучение работы новых образцов вооружения и военной техники в эксплуатационных условиях и на основе результатов такого изучения обеспечивать их совершенствование (увеличение их надежности и ресурса, уменьшение затрат, сокращение потребления энергии, горюче-смазочных и других материалов при производстве и эксплуатации);

л) участвовать в работе комиссий по проведению государственных испытаний разрабатываемых образцов вооружения и военной техники, а также комиссий (экспертных групп) по подготовке предложений по проектам государственной программы вооружения, государственных, федеральных и иных программ в сфере обеспечения обороны страны и безопасности государства;

м) согласовывать планы опытного и серийного производства разработанных образцов вооружения и военной техники;

н) принимать меры по обеспечению (оснащению) конструкторских подразделений экспериментальным и испытательным оборудованием, вычислительной техникой, контрольно-измерительными приборами, системами автоматизированного проектирования на уровне, обеспечивающем проведение работ по созданию и доводке новых образцов вооружения и военной техники;

о) принимать участие в разработке и согласовании проекта государственной программы вооружения и в работе научно-технического совета головной научно-технической организации - заказчика вооружения, военной и специальной техники.

15. Генеральный конструктор несет ответственность за:

а) формирование и реализацию в соответствии со своей компетенцией единой научно-технической и инновационной политики в сфере обеспечения обороны страны и безопасности государства;

б) координацию работ, выполняемых в рамках проекта, их увязку с технологическими работами, фундаментальными, поисковыми и прогнозными исследованиями, проводимыми в ходе реализации государственного оборонного заказа, государственных, федеральных и иных программ в сфере обеспечения обороны страны и безопасности государства;

в) создание образцов вооружения и военной техники на уровне мировых стандартов;

г) строгое соблюдение установленных сроков создания образцов вооружения и военной техники в пределах выделенных на эти цели финансовых ресурсов;

д) создание и качественную отработку образцов вооружения и военной техники, комплексирование систем и устройств, входящих в состав образцов вооружения и военной техники, на всех этапах разработки и испытаний;

е) обеспечение рациональной кооперации организаций-соисполнителей и координацию работ, выполняемых ими в рамках проекта;

ж) своевременную выдачу технических заданий организациям-соисполнителям;

з) организацию проведения научно-исследовательских и экспериментальных работ, необходимых для создания научно-технического задела;

и) систематическое повышение технического и технологического уровня образцов вооружения и военной техники, выпускаемых в соответствии с утвержденной конструкторской документацией организациями, на которых освоено их серийное производство, и своевременное обеспечение производственных мощностей перспективными конструкторскими разработками;

к) разработку предложений по совершенствованию конструкторского и технологического уровня производства и экспериментальной базы организаций;

л) реализацию рекомендаций, содержащихся в заключениях (отзывах) государственных заказчиков вооружения, военной и специальной техники, в том числе в части, касающейся стандартизации, унификации, технологичности и метрологического обеспечения разрабатываемых образцов вооружения и военной техники и их составных частей;

м) своевременную подготовку к выпуску новых и модернизированных образцов вооружения и военной техники, созданных под его руководством, взамен подлежащих снятию с производства.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 19 июня 1996 г. N 944 "О генеральных конструкторах по важнейшим направлениям создания видов систем и комплексов вооружения и военной техники" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о генеральном конструкторе по важнейшим направлениям создания видов систем и комплексов вооружения и военной техники.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 24 августа 1996 г. N 1002 "Об утверждении Положения о генеральном конструкторе по важнейшим направлениям создания видов систем и комплексов вооружения и военной техники" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 36, ст. 4239).

Председатель Правительства
Российской Федерации

Положение
о генеральном конструкторе по важнейшим направлениям создания видов систем и комплексов вооружения и военной техники
(утв. постановлением Правительства РФ от 3 мая 2007 г. N 258)

С изменениями и дополнениями от:

22 апреля 2009 г.

1. Генеральный конструктор по важнейшим направлениям создания видов систем и комплексов вооружения и военной техники (далее - генеральный конструктор) является научно-техническим руководителем работ по созданию технически сложных, ресурсоемких, стратегически значимых систем и комплексов вооружения и военной техники (в том числе ракетно-космической и специальной техники), определяющих боевой потенциал видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - вооружение и военная техника), а в исключительных случаях - работ по созданию уникальных компонентов указанных систем и комплексов.

В своей деятельности генеральный конструктор руководствуется федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами, настоящим Положением, а также решениями Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. N 344 в пункт 2 настоящего Положения внесены изменения

2. Перечень важнейших направлений работ по созданию вооружения и военной техники, реализуемых под руководством генерального конструктора, утверждается Военно-промышленной комиссией при Правительстве Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации, согласованному с Федеральным космическим агентством и другими федеральными органами исполнительной власти, а также с Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", осуществляющими функции по обеспечению реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в оборонно-промышленном комплексе в части, отнесенной к сфере их ведения, каждые 5 лет одновременно с рассмотрением проекта государственной программы вооружения на новый программный период.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. N 344 в пункт 3 настоящего Положения внесены изменения

3. В качестве кандидатуры для осуществления полномочий генерального конструктора рекомендуется рассматривать высококвалифицированных специалистов, имеющих конкретные достижения в области создания вооружения и военной техники, опыт работы по выполнению заданий государственного оборонного заказа, ученую степень, а также опыт координации деятельности организаций, участвующих в совместном выполнении работ.

Предложение по указанной кандидатуре по представлению организации оборонно-промышленного комплекса, которая государственным заказчиком вооружения и военной техники определена головной организацией по соответствующему виду вооружения и военной техники (далее - головная организация), вносится федеральным органом исполнительной власти (либо Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом"), в ведении которого находится или вопросами установленной сферы деятельности которого занимается головная организация, и указанным государственным заказчиком по согласованию с Федеральной службой по оборонному заказу в Военно-промышленную комиссию при Правительстве Российской Федерации.

После принятия Военно-промышленной комиссией при Правительстве Российской Федерации решения о назначении генеральный конструктор может быть в установленном законодательством Российской Федерации порядке назначен на соответствующую должность в головной организации.

Генеральным конструктором может быть назначено лицо, являющееся руководителем (генеральным директором, директором и т.п.) головной организации или заместителем руководителя головной организации.

Генеральный конструктор выполняет свои обязанности, осуществляет свои права и несет ответственность в соответствии с настоящим Положением и трудовым договором, заключенным с ним в установленном порядке.

Полномочия, порядок взаимодействия с руководителем головной организации, функции и условия оплаты труда генерального конструктора определяются уставом головной организации, другими ее внутренними документами и трудовым договором.

Решение о прекращении полномочий генерального конструктора принимает Военно-промышленная комиссия при Правительстве Российской Федерации.

Освобождение генерального конструктора от должности осуществляется в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

4. Генеральному конструктору непосредственно подчиняются структурные подразделения головной организации, работающие по порученной ему тематике на всех стадиях создания и использования образцов техники (в том числе научно-технические и опытно-конструкторские подразделения, опытное производство, испытательная и экспериментальная базы). Перечень таких подразделений по представлению генерального конструктора определяется головной организацией.

5. Генеральный конструктор в рамках своих обязанностей:

а) осуществляет научно-техническое руководство созданием вооружения и военной техники по закрепленным за ним направлениям на всех стадиях проектных, макетных, экспериментальных и доводочных работ, проведением стендовых, натурных и эксплуатационных испытаний;

б) осуществляет научно-техническое сопровождение работ, выполняемых соответствующими подразделениями организаций-соисполнителей, участвующих в создании вооружения и военной техники, по закрепленным за ним направлениям;

в) участвует в работе комиссий по проведению государственных и межведомственных сертификационных испытаний, а также комиссий (экспертных и других) по подготовке соответствующих комплексных целевых программ и проекта государственной программы вооружения;

г) организует в установленном порядке передачу заинтересованным организациям результатов научно-технических и конструкторско-технологических разработок, выполненных под его руководством;

д) участвует в управлении финансовыми ресурсами, выделяемыми государственными заказчиками на реализацию работ по созданию вооружения и военной техники по закрепленным за ним направлениям, а также в осуществлении контроля за целевым расходованием этих ресурсов;

е) согласовывает тактико-технические (технические) задания и проекты контрактов (договоров) на выполнение соответствующих работ, а также акты о выполнении работ по заключенным договорам;

ж) согласовывает планы опытного и серийного производства разработанных вооружения и военной техники;

з) осуществляет авторский надзор за ходом освоения производства разработанных под его руководством образцов вооружения и военной техники, за качеством их изготовления и эксплуатацией и вносит предложения для принятия мер к устранению недостатков;

и) согласовывает объемы и направления расходования бюджетных средств на приобретение оборудования, приборов и материалов, реконструкцию и техническое перевооружение, использование и развитие научно-исследовательской и опытно-экспериментальной базы, необходимых для создания вооружения и военной техники по закрепленным за ним направлениям;

к) согласовывает корректировки объемов и сроков выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в случае изменения условий финансирования государственного оборонного заказа;

л) согласовывает мероприятия по повышению качества и конкурентоспособности вооружения и военной техники, разработанных под его руководством;

м) согласовывает продление ресурса и сроков службы вооружения и военной техники, разработанных под его руководством;

н) согласовывает в установленном порядке приказы о назначении на должности главных конструкторов по закрепленным за ним направлениям в головной организации и дает рекомендации по кандидатурам для назначения на эти должности в организациях-соисполнителях;

о) создает и возглавляет советы главных конструкторов в целях координации работ по закрепленным за ним направлениям.

6. Генеральный конструктор несет ответственность за:

а) формирование и проведение единой научно-технической и промышленной политики по закрепленным за ним направлениям;

б) координацию работ по закрепленным за ним направлениям, проводимых в рамках государственной программы вооружения, и их увязку с технологическими работами, проводимыми в рамках федеральных целевых программ и комплексных целевых программ в соответствии с установленным порядком;

в) обеспечение заданных тактико-технических, технико-экономических, технологических и эксплуатационных показателей и конкурентоспособности создаваемых под его руководством вооружения и военной техники;

г) своевременность выдачи технического задания организациям-соисполнителям;

д) строгое соблюдение установленных сроков выполнения работ на всех этапах создания вооружения и военной техники;

е) достижение прогрессивных показателей проектной трудоемкости в целях соответствия стоимости создания вооружения и военной техники заданным показателям;

ж) создание и отработку образца вооружения и военной техники как комплексной единицы, комплексирование всех систем и устройств, входящих в состав образца, на всех этапах разработки и испытаний;

з) формирование рациональной кооперации организаций-соисполнителей и координацию выполняемых ими работ по созданию соответствующих вооружения и военной техники;

и) выполнение научно-исследовательских и экспериментальных работ по закрепленным за ним направлениям;

к) разработку предложений по совершенствованию и повышению конструкторского и технологического уровня производства и экспериментальной базы по закрепленным за ним направлениям.

7. Генеральный конструктор может в установленном порядке включаться в состав научно-технического совета Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации.

Утверждено новое Положение о генеральном конструкторе по важнейшим направлениям создания видов систем и комплексов вооружения и военной техники.

Положение определяет правовой статус генерального конструктора, направления его работы, порядок назначения и освобождения его от должности.

Генеральный конструктор является научно-техническим руководителем работ по созданию технически сложных, ресурсоемких, стратегически значимых систем и комплексов вооружения и военной техники (в том числе ракетно-космической и специальной техники), определяющих боевой потенциал видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации, а в исключительных случаях - работ по созданию уникальных компонентов указанных систем и комплексов.

Предложение по указанной кандидатуре по представлению организации оборонно-промышленного комплекса, которая государственным заказчиком вооружения и военной техники определена головной организацией по соответствующему виду вооружения и военной техники, вносится федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится или вопросами установленной сферы деятельности которого занимается головная организация, и указанным государственным заказчиком по согласованию с Федеральной службой по оборонному заказу в Военно-промышленную комиссию при Правительстве РФ. Генеральным конструктором может быть назначено лицо, являющееся руководителем головной организации или заместителем руководителя головной организации.

Перечень важнейших направлений работ по созданию вооружения и военной техники, реализуемых под руководством генерального конструктора, утверждается Военно-промышленной комиссией при Правительстве РФ каждые 5 лет одновременно с рассмотрением проекта государственной программы вооружения на новый программный период.

Постановление Правительства РФ от 24 августа 1996 г. N 1002 "Об утверждении Положения о генеральном конструкторе по важнейшим направлениям создания видов систем и комплексов вооружения и военной техники" признано утратившим силу.

Постановление Правительства РФ от 3 мая 2007 г. N 258 "Об утверждении Положения о генеральном конструкторе по важнейшим направлениям создания видов систем и комплексов вооружения и военной техники"

Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 7 мая 2007 г. N 19 ст. 2359

Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2016 г. N 986 настоящее постановление признано утратившим силу

Читайте также: