Главный конструктор лада калина

Обновлено: 13.05.2024


Конец девяностых. Специалисты Волжского автозавода работают над обновлением запущенного недавно ВАЗ-2110 до Приоры, параллельно занимаясь проектом рестайлинга семейства «Самара». Одновременно с ними на конвейере остается «классика», ведущая свою историю из далеких шестидесятых. Постепенно становится понятно, что одним только обновлением существующих моделей уже не обойтись – заводу нужен новый автомобиль, который принес бы свежий дизайн и позволил привлечь новую аудиторию. Эту роль и взяла на себя Калина – компактная «малолитражка» с «сочным» именем и принципиально отличной от всей тогдашней модельной гаммы внешностью.

Новое с налетом старого

Еще в начале 90-х на ВАЗе по заказу концерна AVVA был выполнен проект «народного автомобиля» под индексом 1116, но. собранных за счет продажи акций денег на запуск автомобиля в серийное производство не хватило. Несколько лет спустя было принято решение использовать наработки для создания новой машины на той же платформе, на которой были сделаны Самара и «десятка».

Оно и понятно: именно разработка основы автомобиля является самой трудозатратной и дорогостоящей для любого производителя, а в непростые девяностые годы уже российский ВАЗ просто не мог позволить себе подобной роскоши. Да и острой необходимости в новой архитектуре не было, ведь благодаря «генам» Porsche переднеприводные автомобили получились довольно удачными – в отличие, например, от «мертворожденного» АЗЛК-2141 или не слишком практичной Таврии. Почти сразу же будущий автомобиль нарекли «Калиной», благодаря чему впоследствии машину практически никто не называл по цифровому индексу, как это было принято с «десяткой».

lada_kalina_sedan_12.jpg

Почему же новая модель получила индекс, начинающийся с единички? Именно так в отраслевой нормали СССР обозначали автомобили более низкого класса, чем Жигули и Самары, индексы которых всегда начинались с двойки. Ошибки здесь нет: конструкторы понимали, что автомобиль на платформе Самары уже не будет походить на «подросший» к тому времени С-класс, и решили создавать полноценную машину класса В, обозначив её соответствующим образом. Вдобавок это теоретически позволило бы «развести» ВАЗовские авто по разным сегментам в глазах покупателей.

Новую модель сразу задумывали в виде целого семейства, причем кроме привычных нам седана и хэтчбека Калина должна была стать и. минивэном, который мог бы быть альтернативой Надежде! Увы, по технологическим соображениям от такой идеи конструкторам пришлось отказаться в пользу обычного универсала, который впоследствии встал на конвейер под индексом 1117.

Универсал 1117 запустили в серию последним

Интересно, что первым дизайнеры создали именно хэтчбек 1119, а не седан 1118, выпуск которого начался раньше остальных модификаций. Видимо, именно поэтому короткая пятидверка смотрится наиболее гармонично и цельно. Но памятуя о проколе с ВАЗ-2108, первым в серийное производство ВАЗовские маркетологи впоследствии запустили наиболее востребованный нашим потребителем четырехдверный седан.

Хэтчбек и седан выглядят вполне гармонично

Успех проектантов

Внешность Калины вполне соответствовала современным тенденциям и веяниям девяностых годов – мягкие линии, округлые поверхности. Ведь в то время везде господствовал биодизайн, и в Тольятти не могли игнорировать модный тренд еще и потому, что машина в будущем должна была поставляться и на экспорт. Звучит удивительно, но Калину первого поколения покупали даже в пресыщенной автомобилями Германии!

Несмотря на еще советскую основу, у Калины появилась не только новая внешность. Конструкторы приняли решение отказаться от прежних наработок по интерьеру, поскольку детали Самары и «десятки» не соответствовали округлой внешности Калины. Изначально ВАЗовцами было уделено много внимания проработке компоновки автомобиля. К слову, Калина была первой моделью ВАЗа, интерьер которой спроектировали в математических моделях с использованием новейшего оборудования. Это обеспечило компактной машине на удивление неплохую эргономику – по простору и удобству посадки эту машину не сравнить с прежними переднеприводниками, хотя база, по сути, осталась той же! Но подход был другим – более современным, что и привело к такому результату.

vaz_1119__kalina__prototip_1.jpg

Интерьер прототипа отличается от серийного варианта – например, решением центральной консоли

Несмотря на трудности, связанные с ситуацией в стране (один дефолт 1998 года чего стоит!), на решениях в интерьере не экономили, что благоприятно отразилось не только на дизайне салона, но и на его техническом исполнении.

lada_kalina_hetchbek_19.jpg

lada_kalina_hetchbek_23.jpg

Интерьер Калины получился современным и симпатичным

Один из примеров – салазки сидений и реклайнеры (механизмы регулировки наклона спинки). Они заметно отличаются от восьмерочных, поскольку изготовлены не традиционным ВАЗовским поставщиком, а немецкой фирмой Keiper (Recaro Group), которая занимается разработкой подобных узлов. Кроме того, в проектировке калиновских сидений участвовали и другие зарубежные компании.

lada_kalina_hetchbek_20.jpg

Передние сиденья Калины сделаны на порядок лучше прежних ВАЗовских «стульев»

Конечно, Калина была более прогрессивной и современной машиной именно в сравнении с предыдущими моделями, поскольку до одноклассников из Европы и Азии автомобиль на момент начала серийного выпуска объективно все же не дотягивал. Тем не менее, именно при разработке Калины ВАЗовцами были на уровне серийной модели реализованы такие современные решения, как светодиодная подсветка комбинации приборов и клавиш, электроблокировка включения задней передачи, вращающийся «по-иномарочному» переключатель света, отлично освещающие дорогу фары с электрокорректором и поликарбонатным стеклом без рассеивателя, система отопления и вентиляции с рециркуляцией, встроенный в комбинацию приборов маршрутный компьютер, «люксовая» комплектация с заводским кондиционером, который умел автоматически регулировать температуру в салоне… На фоне остальных моделей ВАЗ конца девяностых Калина выделялась, что называется, всем.

vaz_1119_prototip_3.jpg

Прототип отличался «улыбающимся» передком, выполненным в стиле биодизайн

Однако не обошлось и без ложки дегтя. В своё время немало шума наделал случай, когда вследствие неисправности электроусилителя рулевого управления Калина «самозарулила» в дерево (!), а на первых выпусках автомобилей отказывало от 30 до 50% усилителей! Позднее узел стал более надежным и предсказуемым, но осадочек, как говорится, остался.

lada_kalina_sedan_28.jpg

Серийный автомобиль получил другое «выражение лица» – более серьезное

Зато электрический усилитель руля по достоинству оценили женщины, которым быстро понравился «легкий руль». А принципиально само техническое решение (электрика вместо гидравлики) следует признать вполне резонным на автомобиле такого класса. Ведь гидроусилитель – это сложный механизм высокого давления, трубки, исполнительный механизм… Вдобавок все это отнимает у мотора мощность, да и настроить ЭУР гораздо проще, задав требуемую информативность рулевого управления.

lada_kalina_universal_18.jpg

Рулевое управление получилось легким, но не без сюрпризов

Проверенные решения

Итак, к 2001 году Калина обрела свой окончательный облик, уйдя при этом от образа «смеющегося дельфина», то есть начала выглядеть вполне современно и однозначно. Увы, по-настоящему серийным автомобилем она стала только в 2004-м. Тем не менее, машина сразу нашла своего покупателя, которому понравился ладный седанчик с удобным салоном и вполне презентабельной внешностью, которая делала её удивительно схожей на Opel Corsa для латиноамериканского рынка.

Chevrolet Corsa выглядит похоже на ВАЗовский седанчик. Точнее, наоборот

В итоге у ВАЗовцев получилась машина того же класса, как Fiat Palio или Renault Symbol, но гораздо более доступная и при этом куда более «городская» и компактная, чем прежние модели. Иными словами, главное преимущество Калины было в том, что её изначально «заточили» под стандарты В-класса, причем сделали это вполне современными средствами.

Единственное, что жестко ограничивало конструкторов «сверху» – архитектура платформы. Трудно обеспечить такую машину сбалансированными ходовыми качествами, когда рулевая рейка расположена высоко и закреплена на податливом моторном щите, а не на мощном подрамнике, как это сделано на большинстве аналогов (и позже – на самих ВАЗах). Игрой с параметрами подвесок ВАЗовцам удалось избавиться от пресловутой «желейности» ВАЗ-2110 на в поворотах, но «драйверс-каром» обычная Калина от этого, разумеется, не стала. Впрочем, потребителю в массе своей это было и не нужно, ведь в отличие от Приоры, Калину покупали более степенные автомобилисты для обычной эксплуатации.

Под стать концепции «минимум глобальных технических нововведений» был и тяговитый 1,6-литровый восьмиклапанный мотор 21114, который представлял собой дальнейшее развитие обычной «полторашки» от Лады Самары.

Неувядаемая

lada_kalina_hetchbek_2.jpg

Изначально на Калину устанавливали обычный восьмиклапанник объемом 1,6 литра

Конечно, для российского производителя по надежности не только усилителя руля, но и вполне традиционных деталей это была не столько Lada, сколько обычный ВАЗ, но многие Логаны и Нексии лишились своих потенциальных владельцев именно благодаря волжской «ягодке». А это значит, что желание заводчан сделать автомобиль нового поколения на качественно ином уровне удалось воплотить в жизнь даже на платформе не самой первой свежести. Не случайно ведь Калина первого поколения продержалась на конвейере почти десять лет – до 2013 года, а большинство технических решений живут и здравствуют нынче в Калине-2, которая осталась «ягодкой опять» до наших дней.

Разработка автомобиля начата АвтоВАЗом в 1993 году. В 1998 проектируемый автомобиль получил название Лада Калина. Прототипы демонстрировались в 1999 — хетчбек и в 2000 — седан.




Во всем мире период подготовки и освоения производства автомобилей длится в основном три — четыре года. Некоторые фирмы поставили себе цель — освоить выпуск автомобиля на конвейере за три года. Отдельные производители сократили этот срок до двух лет. АВТОВАЗ поставил на конвейер автомобиль LADA KALINA менее чем за четыре года, что соответствует мировому уровню. И, конечно же, сроки разработки и промышленного освоения автомобиля LADA KALINA меньше, чем у предыдущих вазовских моделей.

Время разработки автомобиля позволили сократить современные технологии. Во- первых, проектировщики применили математическое моделирование. Во-вторых, перешли на детально-узловой состав автомобиля. В-третьих — внедрили электронную систему конструкторской спецификации. В результате конструкторам стало проще работать, легче взаимодействовать с дизайнерами, технологами и производственниками. Использованные в проекте LADA KALINA технологии математического моделирования позволили сократить время и объемы испытаний. Результаты некоторых испытаний дали гарантию того, что LADA KALINA выдержит сертификационные и омологационные испытания. Кроме того, новые методы проектирования в дальнейшем обеспечат высокое качество изготовления автомобиля, потому что оборудование настраивается по математическим моделям, по электронной документации.

После того, как основные элементы конструкции автомобиля LADA KALINA были созданы, прототипы поступили на испытания. С учетом технического задания и законодательных требований испытатели оценивали автомобили более чем по 120 параметрам на соответствие примерно 300 международным и российским автомобильным стандартам. Испытатели отмечают, что благодаря новому уровню проектирования автомобили LADA KALINA потребовали сравнительно небольшой объем доводочных работ.

Оборудование дирекции по техническому развитию ОАО "АВТОВАЗ" позволяет проводить практически весь комплекс испытаний независимо от погодных условий. В основном, все испытания и доводочные работы по проекту LADA KALINA выполнялись на базе лабораторий научно-технического центра АВТОВАЗа и на комплексе испытательных автодорог.

В специальных лабораториях испытывались аэродинамика автомобиля, система отопления и вентиляции, система охлаждения двигателя, вибро-акустические параметры, электромагнитная совместимость и другие характеристики. Аэродинамические испытания по проекту "LADA KALINA" начались с испытаний автомобилей-аналогов: Opel Corsa Swing, Toyota Starlet, Fiat Bravo. Были определены ОАО «АВТОВАЗ» фактические коэффициенты аэродинамического сопротивления для автомобилей этого класса (они находились в диапазоне 0,37 — 0,39) и спрогнозированы изменения их значений с учетом возможных модернизаций на несколько лет вперед.

В результате работы над макетом автомобиля LADA KALINA в масштабе 1:4 удалось снизить коэффициент аэродинамического сопротивления на 10 %. В конструкторскую документацию были внесены коррективы по высоте и геометрии крышки багажника, задним крыльям, фонарям, заднему бамперу, геометрии задней кромки капота, нижней кромки переднего бампера, зеркалам и брызговику двигателя. Всё это реализовано в базовом исполнении LADA KALINA, а в комплектации "люкс" дополнительно введены аэродинамические щитки перед передними и задними колесами, удлинитель крышки багажника. При испытаниях макета LADA KALINA в масштабе 1:1 коэффициент аэродинамического сопротивления был снижен на 12 %. В результате доводки аэродинамические характеристики автомобилей семейства LADA KALINA находятся на уровне зарубежных аналогов.
седан LADA KALINA в комплектации "норма" Сх=0,378;
седан LADA KALINA в комплектации "люкс" Сх=0,347.

Опыт по выполнению норм пассивной безопасности R-94, R-95 для автомобилей семейства LADA 110 был применен и получил дальнейшее развитие в реализации проекта LADA KALINA. Так, 12 % деталей от веса кузова изготовлены из сталей повышенной прочности, что значительно улучшило показатели LADA KALINA по пассивной безопасности по сравнению с другими отечественными автомобилями. Эти стали обладают большим запасом динамической и усталостной прочности. То есть, они позволяют выдерживать большие деформации без разрывов и разрушений, что повышает энергоемкость кузова при ударе. Все ударные испытания проводились на сертифицированном комплексе, расположенном на испытательном треке АВТОВАЗа. При этом использовались специализированные манекены, которые оснащены датчиками для определения степени травмирования (критерии регламентированы Правилами ЕЭК ООН). Наряду с критериями травмирования манекенов, определенные требования предъявляются также к поведению элементов автомобиля — к перемещению руля, педалей, стоек кузова, количеству разлива топлива и т.д. Все доводочные испытания автомобиля LADA KALINA по пассивной безопасности были завершены с положительным результатом и с достаточным запасом по основным показателям.

Имеющееся в научно-техническом центре АВТОВАЗа оборудование в сочетании с высокой квалификацией специалистов позволяет проводить сложные испытания с высокой степенью точности. Недаром на АВТОВАЗ часто поступают заказы на такие работы от зарубежных автопроизводителей.

Немалая часть работы над LADA KALINA проведена испытателями-дорожниками. Для оптимизации конструкции ряда систем LADA KALINA велись испытания на дорогах автополигона с периодическими выездами на полигон НАМИ. Было опробовано большое количество вариантов подвески с различным сочетанием по характеристикам (пружины различной жесткости, амортизаторы с различными характеристиками сжатия и отбоя, различные передний и задний стабилизаторы поперечной устойчивости и т.д.), и на сегодня поставленная цель достигнута. Один из примеров новых конструкторских решений — впервые на автомобилях LADA будут применяться конические пружины передней подвески.

По загородным дорогам общего пользования, по скоростной трассе вазовского полигона, по городским улицам, по булыжным, грунтовым, горным дорогам автомобили LADA KALINA "накрутили" в общей сложности более 3 миллионов километров. Испытания проводились в северных, южных и горных районах России. Все трудности автомобиль выдержал успешно. Свою надежность LADA KALINA подтвердила и в автопробеге "Наша марка", который был организован журналом "За рулем". Вазовская новинка без проблем преодолела путь от Москвы до Владивостока (примерно 11 тысяч километров). Вскоре после начала производства автомобили LADA KALINA начнут поступать в автосалоны страны — сначала для ознакомления, затем для продажи. Пока на месте ОАО «АВТОВАЗ» потребителя смогли ощутить себя только журналисты и испытатели-эксперты управления дорожных испытаний и доводки автомобилей ОАО "АВТОВАЗ".

Методика экспертной оценки автомобиля — это "высший пилотаж" в испытаниях. Такая работа основана на использовании опыта высококвалифицированных специалистов, оценка машин проводится субъективно, без применения измерительной аппаратуры. Часто не инструментальные измерения, а именно мнение экспертов является окончательным и решающим, поскольку испытатель учитывает все нюансы, влияющие на ощущения потребителя.

При разработке методик экспертных испытаний использован опыт ряда иностранных фирм, а также отечественных научно-исследовательских институтов. Учтены и особенности эксплуатации автомобилей в российских условиях. Экспертные испытания — серьезный, весьма трудоемкий процесс. В состав экспертной группы входят только очень опытные специалисты. Их оценка субъективна, но методика позволяет отсеивать мнения, возникшие под влиянием "человеческого фактора" — плохого настроения или чего-либо еще.
Вазовская методика испытаний, уровень квалификации экспертов признаны многими зарубежными предприятиями. За последние несколько лет проведены работы по заказам таких фирм как "Фиат", "Опель", "Дженерал Моторс", "Мишлен", "Континенталь", "Бриджстоун".

Что же касается экспертной оценки LADA KALINA, то автомобиль достиг заданных проектом показателей по ездовым характеристикам, комфорту посадки, акустическому, климатическому комфорту, по динамическим характеристикам, устойчивости- управляемости и другим потребительским свойствам. LADA KALINA полностью подходит для тех условий эксплуатации, в которых сейчас находится большинство автомобилей: город, пригород, изредка поездки в другой населенный пункт. В машине с комфортом размещаются пятеро человек. Объем багажника достаточно большой. Оптимальное сочетание клиренса и коротких переднего и заднего свесов способствует хорошей проходимости автомобиля. Благодаря тому, что при создании LADA KALINA применялись новые технологии проектирования и большой опыт разработчиков, по результатам испытаний LADA KALINA потребовался сравнительно небольшой объем доводочных работ. Ряд решений, которые применены в LADA KALINA, будут использованы и в других моделях АВТОВАЗа, например, в LADA PRIORA. Еще до завершения комплекса испытаний, в мае 2004 года, началось освоение технологии сборки автомобилей в опытно-промышленном производстве АВТОВАЗа. Одним из главных принципов сборки пилотных образцов автомобилей LADA KALINA было строгое соблюдение технологической последовательности. И хотя полностью оценить прогрессивность технологии сборки новой модели можно только на заводской площадке, уже тогда стало ясно, что передовые методы обеспечат высокое качество продукции.
Одновременно с отработкой технологии производства автомобиля осваивались автокомпоненты, которые будут в нем применяться. В каждом следующем пилотном автомобиле использовалось больше деталей, изготовленных по основной технологии, чем в предыдущем образце.

Подготовка производства автомобилей LADA KALINA стала общезаводской задачей, и решалась она в тесном взаимодействии всех подразделений АВТОВАЗа. В рамках этой работы в опытно-промышленном производстве осуществлялась подготовка специалистов сборочно-кузовного производства, которым предстояло собирать автомобили LADA KALINA на новом конвейере.
Изготовление пилотных партий автомобилей LADA KALINA использовалось и для оценки цветовой гаммы, специально разработанной для новой модели. Все автомобили окрашивались в разные цвета.

Большинство пилотных образцов отправились на различные испытания. Некоторые машины в качестве выставочных экземпляров приняли участие в российских и международных автосалонах.

До начала серийного производства было собрано несколько десятков пилотных автомобилей LADA KALINA . До конца 2004 года с конвейера сойдет несколько десятков серийных автомобилей. План на 2005 год — 20 тысяч автомобилей LADA KALINA. Эта цифра может быть пересмотрена в сторону увеличения. ОАО «АВТОВАЗ»

В 2006 году был представлен прототип LADA Kalina GTi, также называемый Лада Калина R2.


23 февраля 2018 года умер Георгий Мирзоев.
Мирзоев был самым «долгоиграющим» главным конструктором ВАЗа, с 1976 по 1998 год. В эти 22 года уложилось несколько эпох: при Мирзоеве с конвейера сошли первые Нивы, появились обновленные Жигули — 2104, -05, -07. И все последующее тоже сделано им или при его участии, от «восьмерки» и Оки до Калины и Приоры. Георгий Константинович (или просто Гоги, если совсем для своих, ибо родился в Грузии) сделал ВАЗ таким, каким его знают несколько поколений советских и постсоветских людей. Кого еще из главных конструкторов завода мы помним? Петра Прусова, разве что, но он был на этой должности недолго и заметного следа на этом поприще не оставил (в отличие от проекта Нива). Остальные проходят малоизвестными фамилиями в хрониках. И только Мирзоев возвышается глыбой своего авторитета над всеми коллегами, узнаваемой, пассионарной глыбой, только Мирзоев сопоставим по масштабу личности с Поляковым, первым директором ВАЗа. Но Поляков давно превратился в икону локального применения, фактически бога ВАЗа, а Мирзоев еще вчера был своим, живым, только протяни руку, только позвони.

Мало кто помнит, что Мирзоев, вообще-то, начинал свою конструкторскую жизнь на УАЗе, разрабатывая первые «буханки» и «головастики» (модели 450-452). В Тольятти он приехал много позже, уже после аспирантуры МАМИ. И что необычно: стал главным конструктором не будучи «коренным» ВАЗовцем, не проработав на этом заводе ни дня. Поляков лично утверждал его на эту должность. И не пожалел потом ни секунды.

«Боевым крещением» для Мирзоева стал проект обновления «жигулевского» семейства. Он сам рассказывал, что попал на первое заседание технического совета в УГК прямо с поезда. И сразу влился в работу над моделью 2105.

Но уже тогда Жигули виделись не особо перспективными. И Мирзоев начинает убеждать всех и вся в необходимости внедрения переднего привода.

Над такой компоновкой ВАЗ уже работал ранее, еще в 1971 году построили образец «Микруша» (ВАЗ-1101), потом сделали еще несколько разных прототипов. Но это были опытные работы, на всякий случай. О полноценном серийном переднеприводном семействе задумались как раз в 1976 году, пусть и не с подачи, но при активном лоббировании со стороны Мирзоева. И к концу 1978 года уже изготовили первый образец того, что потом получит индекс 2108. Заметьте: еще никаких Porsche, все делали сами. Немецкие партнеры появились в проекте только в 1980 году (т.н. «проект Гамма»). Контракт с Porsche подписывался, разумеется, при участии Мирзоева.

«Восьмерка» была для СССР прорывом в неизведанное, первым переднеприводником, мало уступающим западным образцам (по совокупности характеристик, конечно, а не качеству изготовления). И это был его — Мирзоева — личный прорыв. Восемь лет работы, все — впервые, риск сумасшедший. Но «восьмерка» получилась, а пятидесятилетний на тот момент Мирзоев вписал себя в пантеон лучших конструкторов СССР.

Потом уже были Ока, «десятка», Нива-2 (2123), минивэн Надежда, множество концепт-каров, начало работы над проектом 1116, ставшим потом Калиной… Но именно Самара «сделала» биографию Мирзоева, одной этой модели достаточно, чтобы навсегда поселиться на Олимпе.

А еще мы сильно недооцениваем вклад Георгия Константиновича в появление множества ВАЗовских электромобилей. Да, серийными они не стали (если не считать нескольких десятков машин ВАЗ-2801, собранных на базе «двойки»), но след оставили заметный. Электро-Ока побеждала во множестве эко-ралли, в том числе и за границей, а машины серии Пони до сих пор вспоминают как образцы смелого дизайна и оригинального инжиниринга.

Мирзоев вообще «болел» темой альтернативных источников энергии для автомобилей. Сам проектировал машины на топливных элементах (проект АНТЭЛ), всяко лоббировал работы «электромобильщиков», которых руководство ВАЗ всегда финансировало по остаточному принципу. И, конечно, «педалировал» газовую тему. В одном разговоре в середине 90-х он мне сказал: «можно ВАЗовские моторы довести до Евро-5, но это будет сделано гиперусилиями. И наверняка серийные двигатели не будут стопроцентно отвечать этим нормам эмиссии. А на газу мы в Евро-5 вписываемся надежно и без особых затрат. И резерв еще остается под будущие нормы». Именно в метане видел Мирзоев наиболее перспективное топливо, именно он был инициатором создания первых CNG-версий «десятки». Сейчас это направление развивается, вполне успешно, хоть и не столь тотально, как хотел Георгий Константинович.

В последние годы он сильно болел. Жил в Москве, но иногда появлялся на заводе, на конференциях всяких, семинарах, презентациях. Мы часто пересекались, обменивались малозначащими словами, но я все время держал в голове: вот соберусь и приеду к Мирзоеву «на чай», там-то и поговорим вдоволь. Понимал, что могу не успеть. Но все откладывал, откладывал…

Теперь — все. Инсульт, реанимация, несколько часов комы. Теперь Георгиконстантиныч — чистая легенда, надмирная, светлая. Поговорить не получится, но вспоминать будем часто. Как и Полякова, как Прусова.

Спасибо тебе, первый после бога.

История народного автомобиля Лада Калина (ВАЗ 1118)

Небольшой экскурс в историю Лада Калина.
В начале 90-х был разработан автомобиль под индексом 1116, но средств для реализации проекта не хватало, поэтому серийное производство машин было приостановлено. Спустя некоторое время конструкторы приняли решение использовать основу проекта 1116 для разработки качественно нового автомобиля на прежней платформе «Самары» и 2110. Именно так в последствие появился привычный нам автомобиль.
Почему именно разработки 1116 легли в основу «Калины»?

Ни для кого не секрет, что самая трудоемкая и дорогостоящая часть создания любого проекта авто — разработка его основы. В 90-е годы ВАЗ не мог себе позволить просто так выкинуть лишние средства, забросить наполовину готовый проект. Именно поэтому разработчики АвтоВАЗа решили не останавливаться и пустить в ход проект под индексом 1116. Будущий автомобиль был назван «Калиной».

Лада Калина (ВАЗ 1118)

Разработчики планировали создать что-то абсолютно новое, прогрессивное для АвтоВАЗа. Модель автомобиля должна была получиться очень маневренной, хорошо приспособленной для передвижения в черте города.

Почему индекс автомобиля 111*?

Индексация, начинающаяся в 1 — говорит о том, что автомобиль более низкого класса, что привычные нам Жигули (2***).

Новый автомобиль изначально задумывался в виде линейки. Помимо привычного нам хэтчбека и седана, задумывалось выпустить и настоящий минивэн! В последствии от этой идеи отказались из-за технологических сложностей. Вместо минивэна был выпущен универсал под индексом. Данная модель была выпущена самой последней из своей серии. Хочется отметить, что изначально дизайнеры создали именно модель хэтчбек 1119. Однако, чтобы не повторять ошибок ВАЗ-2108, маркетологи решили, что первой в серийное производство должен выйти четырехдверный седан.

Дизайнерские решения.

Внешний вид «Калины» отвечал модным в то время тенденциям, очень популярен в 90-е годы был биодизайн, благодаря чему перед машины получился «милым и улыбающимся». Благодаря своим плавным линиям, округлым формам машина смотрелась вполне себе современно и гармонично, о чем говорит тот факт, что она пользовалась спросом не только в России, но в таких странах, как, например, Германия.

Помимо экстерьера, дизайнеры отказались от прежних наработок интерьера, которые совсем не соответствовали внешнему виду автомобиля. Именно так появился обновленный салон, который был спроектирован при помощи новейшего оборудования в математических моделях. Простор и удобство посадки «Калины» во много раз превышал уровень прежних моделей.

Лада Калина история автомобиля

На дизайне интерьера «Калины» совсем не экономили, в результате чего салон получился не только современным, но и весьма эргономичным.

Перейдем к конкретным примерам. Один из них — механизм регулировки наклона спинки сидения. Данные механизмы изготовлены немецкой компанией Keiper, которая специализируется на разработке данных узлов. Это не единственный пример участия зарубежных компаний в разработке интерьера «Калины», сидения также спроектированы с помощью других зарубежных фирм.

В конце 90-х начинка «Калина» во многом отличалась от своих родственников:

  • подсветка панели приборов светодиодами;
  • электрическая блокировка задней передачи;
  • заводской кондиционер, который мог сам регулировать температуру;
  • световой переключатель;
  • фары нового поколения;
  • рециркуляция системы отопления и системы вентиляции.

Устройство платформы — вот что действительно не давало свободы действий конструкторам. Рулевая рейка расположена достаточно высоко и прикреплена к моторному щиту. Из-за этого проблематично сбалансировать ходовые качества авто. Экспериментируя в подвеской, «Калине» удалось придать точность на поворотах, в отличии от ВАЗ-2110.

Первое время на «Калину» устанавливали восьмиклапанный двигатель объемом 1,6 литра.

Однако не может быть все идеально!

Первые автомобили «прославились» тем, что в них до 50% усилителей рулевого управления оказывались неисправными, они попросту отказывали! Это существенная недоработка наделала много шума в народе, ведь были случаи, когда машины сворачивали совсем не туда.

Спасибо за подписку!

Позже, конечно, данный недочет был исправлен конструкторами «Калины». Перед серийного автомобиля был немного видоизменен, однако легкий и плавный руль был по достоинству оценен (в большей степени женщинами). Электроусилитель вместо гидравлики — верное решение для «Калины».

Лада Калина история автомобиля

Таким образом, по средствам экспериментов с внутренним и внешним обликом «Калины», к 2001 году она обрела свой окончательный вид. Измененный внешний вид «Калины» очень напоминал Opel Corsa, а седан схож с Chevrolet Corsa.

В конечном итоге у конструкторов вышла машина, заточенная под В-класс. Ее можно было сравнить с Fiat Palio и Renault Symbol. Однако «Калина» оказалась более доступной в своей ценовой категории и более компактной.

Итак, ВАЗовцам удалось создать автомобиль нового поколения, который практически во всем отличался от своих предшественников, даже не смотря на платформу не первой свежести. В «Калине-2», которая успешно используется в наши дни, осталось достаточно большое количество технических решений от старой версии «Калины».

Лада Калина в кузове Седан

Обслуживание

Не секрет, что на данный момент Лада Калина входит в число самых популярных в России автомобилей. Обусловлено это целым рядом факторов, среди которых неплохое качество, надежность и, конечно же, доступность данной модели.

Но сейчас мы хотим совершить небольшой экскурс в прошлое и рассказать вам о том, как зарождалось производство новой модели, с чего все начиналось и каково положение Калины на сегодняшний день.

Как зарождалось производство автомобиля

Разработка стартовала еще до наступления двухтысячных годов. Так, в 1998 году закончили работу над проектом, который ознаменовал скорое появление нового автомобиля. Первые концепты АвтоВАЗ показал в 1999 и в 2000 году, презентовав сперва хетчбек, а затем уже и седан.

Истинная Калина была утверждена только в августе 2000 года, когда конструкторы и дизайнеры получили техническое задание с точным указанием того, каким именно должен стать автомобиль. В следующем году согласовали проект дизайнеров, а уже в 2002 году зарегистрировали имя модели. Только после этого стартовала подготовка производственного поля.

Первая Калина сошла с конвейера 26 февраля 2004 года.

Так выглядит производство Лада Калина

В производственную базу вошел цех сварки кузовных элементов, окраска и непосредственно цех по сборке автомобилей. Причем покраска и сборка осуществлялась в отдельных от сварочного цеха корпусах, и каждый из них занимал площадь порядка 45 000 квадратных метров. Генподрядчик, коим выступило управление по капитальному строительству промышленных зданий и сооружений ОАО АвтоВАЗ, принял на себя основной объем работ по налаживанию производства новой модели отечественного автопрома. Также были выбраны еще 12 субподрядчиков.

Совместными усилиями за девять месяцев того самого 2004 года благоустраивали корпус, велась подготовка цехов по покраске и сборке. Всего специалистам довелось использовать более 60 километров электропроводов, свыше 5 000 разнообразных светильников, более 400 единиц тех-оборудования, 23 системы конвейерной сборки.

Первые автомобили Лада Калина

Начало производства Лады Калины в кузове седан приходится на 18 ноября 2004 года. 21 июля 2006 года, на свет появился первый хетчбек Калина. 4 августа 2006 года продали первый новый отечественный автомобиль. С лета 2007 года стартовало производство Калины с новым двигателем, объем которого составил 1,4 литра. В сентябре этого же года появилась первая Калина с системой ABS.

Прошло не так много времени, и автолюбителям была предоставлена возможность познакомиться с очередной новинкой, выпускаемой под именем Калина. На сей раз был август 2007 года, а в роли новшества выступил кузов универсал, который, как оказалось, понравился многим даже больше хетчбека и седана.

Внешний вид автомобилей Лада Калина

Проблемы производства

К сожалению, выпуск новой Калины омрачился пару неприятных инцидентов, вызванных обнаруженными дефектами.

Так, в 2007 года выявили серьезную проблему в работе рулевой колонки, из-за чего пришлось отзывать свыше 6000 автомобилей, которые выпустили в период с декабря 2005 года по январь 2006 года. Ремонт осуществляла компания Брянск-Лада — дилер АвтоВАЗа.

Еще свыше 170 машин, которые сошла с конвейера 24 и 25 мая 2006 года отозвали, поскольку в них обнаружили дефект в картере рулевого механизма.

На этом злоключения Калины не закончились, поскольку около 8,5 тысяч автомобилей отозвали обратно к производителю для устранения другой проблемы, которая на сей раз крылась в опоре двигателя.

Президент проводит тест-драйв Калины

Путин проводит тест-драйв автомобиля Лада Калина

Новый автомобиль привлек внимание высшего руководства страны в лице Владимира Путина, который в мае 2007 года побывал на производстве новинки, и даже организовал своего рода тест-драйв.

Его усадили за руль новенькой Калины и предложили показаться по треку. По словам самого президента, в ходе испытаний ему удалось разогнать машину до 120 километров в час.

Всего за два года с начала производства компании удалось собрать восемьдесят тысяч машин Лада Калина. За день производственные цехи собирали от начала и до конца по 335 автомобилей. Уже в 2007 году компания АвтоВАЗ поставила перед собой цель выпускать по 145 тысяч экземпляров ежегодно. К 2009 году, как показывает статистика, в России продали свыше 60 тысяч Lada Kalina.

Семейство Kalina существует вот уже 10 лет, и за это время автомобили обрели серьезную популярность не только в России, но и странах СНГ и других государствах, куда АвтоВАЗ осуществляет поставки своих новинок.

Несмотря на появление своего рода наследника Калины в виде модели Granta, история для семейства вовсе не закончена. На данный момент наибольший интерес вызывает Kalina Cross — это псевдокроссовер, построенный на базе обычной Калины, но который отличается более современным дизайном, увеличенным клиренсом и рядом других приятных и интересных особенностей.

Читайте также: