Главный конструктор нпо лавочкина

Обновлено: 03.05.2024

ФГУП «Научно-производственное объединение им. С. А. Лавочкина» — предприятие российской ракетно-космической промышленности. Основная продукция в настоящее время — космические аппараты и разгонные блоки.

Предприятие расположено в г. Химки Московской области. Создано в апреле 1937 года как авиационный завод Народного комиссариата оборонной промышленности СССР на базе бывшей мебельной фабрики. Приказом НКОП № 0121 от 1 июня 1937 г. заводу был присвоен № 301. Первым директором завода был назначен Ю. Б. Эскин. На этой должности он проработал всё военное время.
В то время ведущую роль на предприятии играли не руководители производства, а начальники ОКБ. На них возлагались обязанности не только конструирования машин, но и доводка, внедрение, организация производства самолётов на заводе.
Первым начальником ОКБ-301 стал А. А. Дубровин (до декабря 1938 г.).
В конце мая 1939 г. было создано новое ОКБ-301 для создания скоростного истребителя из дельта-древесины И-301 (в дальнейшем ЛаГГ-3) под коллективным руководством В. П. Горбунова, С. А. Лавочкина, М. И. Гудкова. 15 июля 1939 г. приказом Народного Комиссариата авиационной промышленности СССР начальником ОКБ-301 был назначен В. П. Горбунов, а с 14 декабря 1939 г. до 6 июля 1943 года ОКБ-301 возглавлял М. И. Гудков.
В годы войны производственные мощности авиазавода № 301 были эвакуированы в Новосибирск и заняты производством истребителей Як-1, Як-7 и деталей ЛаГГ-3, а на территории эвакуированного завода были организованы ремонтные мастерские Ремотдела НКАП.
В апреле 1942 года часть ОКБ-301 во главе с М. И. Гудковым вернулось из эвакуации в Химки. Другая часть коллектива оставалась в Горьком на авиазаводе № 21 (до начала июля 1943 г.), третья — в Новосибирске на авиазаводе № 156 (в сентябре 1942 г. переведена в г. Горький).
Начальником ОКБ-301 С. А. Лавочкин стал в начале октября1945 года, после перевода с должности начальника ОКБ-21 в г. Горьком, и до самой смерти 9 июня 1960 г.
Его заместителем и главным конструктором ОКБ-301 стал Черняков Н. С.
После смерти Генерального конструктора С. А. Лавочкина решением Правительства ОКБ-301 получило новое наименование — Машиностроительный завод имени С. А. Лавочкина.
С 1962 по 1964 гг. завод был филиалом № 3 ОКБ — 52 под руководством В. Н. Челомея по конструированию ракет для ВМФ.
В 1965 г. предприятие было передано в Министерство общего машиностроения СССР и стало заниматься созданием космических систем связи, спутников, спускаемых аппаратов по исследованию планет.
С 1971 г. предприятие стало называться — Научно-производственное объединение имени С. А. Лавочкина.
В настоящее время — Федеральное государственное унитарное предприятие «Научно-производственное объединение имени С. А. Лавочкина».

Содержание

Продукция

  • Серийные поршневые самолёты — истребителиЛаГГ-1 (1939 г.), ЛаГГ-3 (1940 г.), Ла-9 (1946 г.), Ла-11 (1947 г.).
  • Опытные поршневые самолёты — истребители Гу-82 (1941 г.), К-37 (1941 г.), Гу-1 (1943 г.).
  • Серийный реактивный самолёт — истребительЛа-15 (1948 г.).
  • Опытные реактивные самолёты — истребители Гу-ВРД (март 1943 г.,проект), Ла-150 (1946 г.), Ла-152 (1946 г.), Ла-156 (1947 г.), Ла-160 (1947 г.), Ла-168 (1948 г.), Ла-174ТК (1948 г.), Ла-176 (1948 г.), Ла-190 (1951 г.), Ла-200 (1949 г.), Ла-250 (1956 г.). для ПВО Москвы, зенитные управляемые ракеты В-300 и В-500 (в рамках работ по созданию первой отечественной системы ПВО «Беркут» (С-25) в 1950—1955 гг.).
  • Ракеты класса «воздух-воздух» Г-300 (уменьшённый вариант ракеты В-300).
  • Первая в мире сверхзвуковая крылатая ракета «Буря».
  • Космические астрофизические обсерватории. «Фрегат». .
  • Лунная программа (Луноход-1 и др.),
  • Космические аппараты:
      (1963—1983), Венера-1 была первым аппаратом, запущенным человеком, предназначенный для исследования планет. В числе других замеров она определила параметры солнечного ветра. (исследование Марса и его спутника Фобоса), (исследование Венеры и кометы Галлея),

    Примечания

    Самолёты ЛаГГ-1 и ЛаГГ-3 созданы ОКБ-301 под руководством В. П. Горбунова.
    Ряд усовершенствованных серий ЛаГГ-3 созданы ОКБ-31 (с июля 1941 года — серийное КБ) под руководством В. П. Горбунова в г.Тбилиси в 1941—1944 г.
    Опытные самолёты Гу-82, К-37, Гу-1 созданы ОКБ-301 под руководством М. И. Гудкова.
    Самолёты ряда серий ЛаГГ-3, истребители Ла-5 и его модификации, Ла-7 и его модификации созданы ОКБ-21 под руководством С. А. Лавочкина в г. Горьком в 1941—1945 гг.
    Истребители Ла-9, Ла-11, а также реактивные самолёты, боевые ракеты, в том числе МКР «Буря», созданы ОКБ-301 под руководством С. А. Лавочкина в 1945—1960 гг.

    Иностранные партнёры

    Государственные награды предприятия

      (1944) — за создание новых типов истребительных самолётов во время Великой Отечественной войны (коллектив ОКБ-21 под руководством С. А. Лавочкина в г. Горьком). (1956) — за успешное выполнение задания правительства по созданию специальной техники. (1971) — за успешное выполнение пятилетнего плана и организацию производства новой техники.

    Музей

    НПО С. А. Лавочкина имеет собственный музей. Адрес музея: 141400, Московская область, г. Химки-2, ул. Ленинградская, 24.

    Lavochkin

    В 2020 году исполняется 120 лет со дня рождения выдающегося конструктора авиационной и ракетной техники Семёна Алексеевича Лавочкина, имя которого, начиная с 1960 года, с гордостью носит наше предприятие.

    ЛАВОЧКИН Семён Алексеевич (11.09.1900 – 09.06.1960). Дважды Герой Социалистического Труда, четырежды лауреат Государственной премии СССР. Генерал-майор инженерно-авиационной службы. Член-корреспондент Академии наук СССР, доктор технических наук.

    В 1939-1940 гг. – совместно с В.П. Горбуновым и М.И. Гудковым — главный конструктор завода №301. 1940-1945 гг. – главный конструктор завода № 21 НКАП (г. Горький). 1945-1960 гг. – главный, затем генеральный конструктор – ответственный руководитель завода №301 МАП (в настоящее время АО «НПО Лавочкина»).

    Под руководством С.А. Лавочкина были созданы прославленные винтомоторные и реактивные истребители «ЛА», первая в мире межконтинентальная сверхзвуковая крылатая ракета «Буря», первые отечественные зенитные управляемые ракеты В-300 для системы ПВО Москвы С-25, зенитный комплекс ПВО «Даль».

    Человек широкой эрудиции, высококлассный специалист, талантливый руководитель. Под руководством Семёна Алексеевича Лавочкина – основателя самобытного конструкторского коллектива, достигнуты впечатляющие результаты в области создания авиационной и ракетной техники.

    Именем Семёна Алексеевича Лавочкина названы улицы в Москве и подмосковных Химках, в городах Волгоград, Смоленск и Липецк. Мы гордимся, что память о выдающемся конструкторе и незаурядном человеке живет и сегодня в названии нашего предприятия. Гордимся, что созданная С.А. Лавочкиным конструкторская школа продолжает существовать и развиваться дальше.

    В статье Семёна Алексеевича Лавочкина «Письмо незнакомому мальчику» невероятно мудрые и душевные слова всем поколениям. Прочитать «Письмо незнакомому мальчику».

    Акционерное общество «Научно-производственное объединение имени Лавочкина» является ведущей организацией ракетно-космической промышленности по разработке, изготовлению и практическому использованию автоматических космических комплексов и систем для проведения фундаментальных научных, астрофизических, планетных исследований, а также дистанционного зондирования Земли, и разгонных блоков для выведения на расчетные околоземные орбиты.

    Научный и конструкторский потенциал предприятия обеспечивается профессиональным и высококвалифицированным кадрам, благодаря современному производственному оборудованию, уникальной в отрасли оптимизированной инфраструктуре, средствам моделирования, стендам, испытательной базе. Основные задачи предприятия - создание инновационной космической техники, наращивание объемов производства, повышение производительности труда, выпуск изделий, мировых стандартов и обладающие конкурентными преимуществами среди аналогов.

    Колмыков Владимир Афанасьевич - Генеральный директор

    Графодатский Олег Сергеевич - Первый заместитель ГД

    Ширшаков Александр Евгеньевич - Заместитель ГД генеральный конструктор

    Катунин Константин Викторович - Заместитель ГД по качеству

    Вычеров Александр Николаевич - Заместитель ГД главный инженер предприятия

    Панишев Владимир Валерьевич - Заместитель ГД по материально-техническому снабжению

    Ярёменко Дмитрий Эдуардович - Заместитель ГД по контрактной и договорной деятельности

    Данильченко Марина Владимировна - Заместитель ГД по персоналу

    Трифонов Андрей Анатольевич - И.о. заместителя ГД по экономике

    Камнев Алексей Александрович - Заместитель ГД по информационным технологиям

    Тютюнников Александр Петрович - Заместитель ГД по производству

    Карчаев Харун Жекерияевич - Заместитель генерального директора

    Шевченко Сергей Николаевич - Заместитель ГД по научной работе

    Ероменок Дмитрий Николаевич - Заместитель ГД по радиотехническим системам и наземным комплексам

    Владимир Колмыков родился 1 июня 1957 года в селе Верх-Жилино, Алтайский край. С 1972 по 1976 год обучался в Барнаульском машиностроительном техникуме. После чего в течении шести месяцев работал сверловщиком на Бийском котельном заводе. Осенью того же года призван на службу в Советскую Армию. После возвращения из армии до 1985 года работал шлифовщиком, мастером, старшим мастером Красноярского машиностроительного завода.

    В период с 1985 года в течении семи лет последовательно занимал должности заместителя начальника цеха, начальник цеха, начальник планово-производственного отдела производственного объединения «Красноярский машиностроительный завод».

    В 1988 году получил высшее образование на заводе - ВТУЗ Красноярского политехнического института, по направлению экономика и организация производства.

    В 1992 году назначен на должность начальника планово-производственного отдела концерна «Красмаш». Через год получил должность начальника планово-экономического отдела, и в последующие десять лет занимал посты заместителя генерального директора по экономике, директора по экономике и маркетингу - первого заместителя генерального директора государственного предприятия «Красноярский машиностроительный завод».

    В 2003 году назначен на должность первого заместителя генерального директора федерального государственного унитарного предприятия «Красмаш». В период с декабря 2004 года по июль 2005 года исполнял обязанности генерального директора ФГУ «Красмаш».

    Владимир Колмыков с сентября 2005 года в течении тринадцати лет занимал должность генерального директора на предприятии «Красмаш».

    Совет директоров «НПО им Лавочкина» 10 августа 2018 года утвердил Владимира Колмыкова генеральным директором предприятия.

    Государственные награды (ордена, медали, почетные звания):

    Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II ст.(2003)

    Премия Правительства РФ в области науки и техники (2006)

    Почетная грамота Правительства Российской Федерации (2007)

    Присвоено Звание «Заслуженный машиностроитель Российской Федерации» (2008)

    Иные награды и знаки отличия, в том числе общественных и других организаций:

    «25 лет гарантийному авторскому надзору» (1999)

    «В честь 25-летия Профсоюза» (2002)

    «200 лет МВД России» (2002)

    «100 лет Профсоюзам России» (2004)

    «100 лет подводному флоту» (2006)

    Медали Федерации космонавтики России:

    «40 лет полета Ю.А. Гагарина» (2001)

    «Имени академика Макеева» (2002)

    «Имени академика Н.А. Семихатова» (2004)

    «Имени академика С.П. Королева» (2006)

    Памятный знак «Ю.А. Гагарин» Федерального космического агентства (2009)

    Медаль «За содействие донорскому движению» (2010)

    Знак «50 лет первого полета человека в космос» (2011)

    За достижение высоких показателей ему присвоены почетные звания предприятия:

    «Мастер 1 класса», «Лучший мастер» (1985), «Заслуженный красмашевец» (2001), «Ветеран труда Красмаша» (2004)

    В 2006 году награжден Почетной грамотой Главы администрации города Красноярска

    Российский авиаконструктор. Генерал-майор инженерно-авиационной службы. Член-корреспондент Академии наук Советского Союза. Дважды Герой Социалистического Труда. Четырежды лауреат Сталинской премии. Трижды избирался депутатом Верховного Совета СССР.

    Семен Лавочкин родился 11 сентября 1900 года в городе Смоленск. Мальчик вырос в семье учителя Алтера Ильича и домохозяйки Гиты Савельевны. Окончив городское училище в Рославле, в 1917 году завершил обучение в Курской мужской гимназии с золотой медалью. Через три года поступил в Московский государственный технический университет имени Николая Баумана и окончил его аэромеханический факультет, получив квалификацию «инженер-аэромеханик». Преддипломную практику проходил в конструкторском бюро Андрея Туполева, приняв участие в разработке первого отечественного бомбардировщика «АНТ-4» (ТБ-1).

    После окончания Курской гимназии участвовал в Гражданской войне в составе Рабоче-Крестьянской Красной Армии. В 1920 году служил в пограничной охране, откуда был демобилизован и направлен на учебу в Москву. До 1939 года работал в ряде конструкторских бюро в Москве: бюро Поля Ришара, Бюро новых конструкций, особом конструкторском бюро Объединенного государственного политического управления, Главном управлении Народного комиссариата авиационной промышленности Советского Союза.

    С 1939 по 1940 год Лавочкин являлся главным конструктор ОКБ авиационного завода №301. Вместе с Владимиром Горбуновым и Михаилом Гудковым разработал истребитель «ЛаГГ-3». С 23 ноября 1940 по осень 1945 год, в ходе Великой Отечественной войны занимал пост начальника ОКБ-21 в эвакуации в Нижнем Новгороде. Под руководством Лавочкина в этот период были разработаны такие истребители, как «Ла-5», «Ла-5Ф», «Ла-5ФН» и «Ла-7». После возвращения из эвакуации Семен Алексеевич назначен руководителем опытно-конструкторского бюро-301, а затем получил служебное звание генерального конструктора.

    За выдающиеся заслуги в деле создания авиационной техники в трудных условиях военного времени Указом Президиума Верховного Совета Советского Союза от 21 июня 1943 года Лавочкину Семену Алексеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Mолот».

    В послевоенные годы создавал серийные и экспериментальные истребители, в том числе «Ла-160»: первый отечественный самолет со стреловидным крылом; «Ла-176», на котором впервые в СССР достигнута скорость полета, равная скорости звука; всепогодный двухместный истребитель «Ла-200»; сверхзвуковой истребитель «Ла-190». Под руководством Лавочкина также разработан беспилотный самолет-мишень «Ла-17», который выпускался на протяжении сорока лет. Разведывательный вариант этого беспилотника применялся качестве фронтового фоторазведчика.

    Лавочкин также работал и над ракетной техникой. Под руководством Семена Алексеевича создана первая отечественная система противовоздушной обороны с зенитными управляемыми ракетами: стационарная зенитно-ракетная система «С-25 «Беркут». До 1960 года коллектив под руководством конструктора создал межконтинентальную сверхзвуковую стратегическую крылатую ракету «Буря» и зенитный комплекс ПВО «Даль» с ракетами «земля-воздух» большой дальности.

    За создание образцов реактивного вооружения для системы противовоздушной обороны С-25 Указом Президиума Верховного Совета Советского Союза от 20 апреля 1956 года Лавочкину Семену Алексеевичу повторно присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением второй золотой медали «Серп и Молот».

    Помимо военной деятельности Семен Лавочкин вел и общественную работе. Избирался депутатом Верховного совета Советского Союза с третьего по пятый созывы. Имел звание «Генерал-майор инженерно-технической службы». Четырежды получил государственные премии.

    Семен Алексеевич Лавочкин скончался 9 июня 1960 года на военном полигоне Сары-Шаган в Казахстане от острой сердечной недостаточности во время одного из испытаний. Похоронен Дважды Герой Социалистического труда в Москве на Новодевичьем кладбище.

    Семья Семена Лавочкина

    Отец - Алтер Ильич Лавочкин, учитель еврейской школы.
    Мать - Гита Савельевна Лавочкиной, домохозяйка.

    Награды Семена Лавочкина

    Дважды Герой Социалистического Труда (1943, 1956)
    Три ордена Ленина
    Орден Красного Знамени
    Орден Суворова I степени
    Орден Суворова II степени
    Медаль «За боевые заслуги»
    Сталинская премия первой степени (1941) - за разработку новой конструкции самолета («ЛаГГ-3»)
    Сталинская премия первой степени (1943) - за модификацию самолета («Ла-5»)
    Сталинская премия второй степени (1946) - за создание нового вида самолета («Ла-7»)
    Сталинская премия первой степени (1948) - за создание новых типов боевых самолетов

    Память о Семене Лавочкине

    В 1960 году, сразу после смерти Семена Алексеевича решением правительства ОКБ-301 получило новое наименование - Машиностроительный завод имени С. А. Лавочкина. Ныне известен как НПО Лавочкина.

    Имя С. А. Лавочкина носят улицы в городах:

    Волгоград
    Москва
    Липецк
    Смоленск
    Краснодар
    Химки
    Хадера (Израиль)

    Мемориальные доски установлены:

    На доме № 19 по Тверской улице (Москва), где жил С. А. Лавочкин

    На улице Агурина (Ахтубинск Астраханской области)

    На доме № 16 по улице Чаадаева (Нижний Новгород), где С. А. Лавочкин в жил 1940-1944 годы, возглавляя ОКБ-21.

    В 1985 году Министерством связи СССР выпущен художественный маркированный конверт с портретом С. А. Лавочкина (14.05.1985)

    Самолеты Семена Лавочкина

    Ла-5 - истребитель. Первый полет в 1942 году. Всего за время серийного выпуска было изготовлено 10 002 самолетов Ла-5 всех модификаций. Ла-5 участвовал в боях практически на всех фронтах Великой отечественной войны. В 1947 году самолеты Ла-5 и его модификации были официально сняты с вооружения.

    Ла-7 - истребитель. Первый полет в 1944 году. Самолет Ла-7 считается лучшим истребителем Второй мировой войны. Серийное производство Ла-7 продолжалось до 1945 года. Всего было изготовлено 5905 самолетов. Ла-7 был снят с вооружения в 1947 году.

    Ла-ВРД - истребитель ( проект ). 1944 год. Проект истребителя нового типа с реактивными двигателями.

    Ла-9 - одномоторный поршневой истребитель. Первый полет в 1946 году. Серийный выпуск продолжался с 1946 по 1948 годы. Всего было изготовлено 1559 самолетов. Ла-9 эксплуатировался до 1959 года. На базе Ла-9 был выпущен двухместный учебно-тренировочный самолет Ла-9УТИ.

    Ла-11 - одноместный дальний истребитель сопровождения. Первый полет в 1947 году. Серийное производство с 1947 по 1951 годы. Всего было выпущено 1182 самолета. Самолет принимал участие в боевых действиях в Корее и Китае. Ла-11 эксплуатировался до 1966 года.

    Ла-15 - одноместный реактивный истребитель. Первый полет в 1948 году. Самолет эксплуатировался с 1949 по 1954 годы. С 1953 года Ла-15 были сняты с вооружения и часть самолетов использовалось как мишени. Всего было изготовлено 235 самолетов Ла-15.

    Ла-150 - истребитель. Первый полет в 1946 году. Самолет строился малой серией. Всего было изготовлено 8 самолетов.

    Ла-152 - фронтовой истребитель. Первый полет в 1946 году. Самолет был построен в единственном экземпляре. При проведении государственных испытаний в результате вынужденной посадки, из-за отказа двигателя, самолет был сильно поврежден. В дальнейшем не восстанавливался и проект Ла-152 был закрыт.

    Ла-156 - опытный истребитель. Первый полет в 1947 году. На самолете Ла-156 был осуществлен первый в СССР полет с включением форсажа на взлете. Всего было построено два экземпляра. Самолет в дальнейшем использовался как летающая лаборатория.

    Ла-160 Стрелка - фронтовой истребитель. Первый полет в 1947 году. Первый реактивный истребитель со стреловидным крылом. Ла-160 был построен в единственном экземпляре. В серийное производство самолет не передавался.

    Ла-168 - фронтовой истребитель. Первый полет в 1948 году. В процессе государственных испытаний Ла-168 показал отличные пилотажные данные, однако к этому времени уже было принято решение о серийном производстве МиГ-15, поэтому Ла-168 остался только в опытном экземпляре.

    Ла-174ТК (тонкое крыло) - экспериментальный истребитель. Первый полет в сентябре 1947 года. Самолет был построен в единственном экземпляре. Самолет использовался в качестве летающей лаборатории.

    Ла-190 - истребитель-перехватчик. Первый полет в 1951 году. Истребитель создавался для борьбы с бомбардировщиками на высотах 15 000 - 16 000 метров. На Ла-190 впервые была превышена скорость звука в горизонтальном полете. Из-за проблем с двигателем испытания самолета были прерваны. В серийное производство самолет не передавался.

    Ла-200 - опытный всепогодный истребитель-перехватчик. Первый полет в 1949 году. Экипаж два человека. В 1952 году был выпущен модернизированный перехватчик Ла-200Б. После испытаний самолета с различными РЛС самолет не был передан в серийное производство, так как в это время появилось управляемое ракетное оружие, которому военные отдали предпочтение.

    Ла-250 - дальний сверхзвуковой истребитель-ракетоносец. Первый полет в 1956 году. Первый истребитель-перехватчик с ракетами воздух-воздух и системой наведения. После нескольких аварий во время испытаний самолета в 1959 году все работы по Ла-250 были прекращены. Ла-250 был последним самолетом С. А. Лавочкина.

    ЛаГГ-1 - истребитель. Первый полет в 1940 году. Разработчики: Лавочкин, Горбунов, Гудков. Самолет стоял на вооружении перед и во время Великой Отечественной войны. Использовался в качестве истребителя, истребителя-перехватчика, истребителя-бомбардировщика, самолета-разведчика. Всего было изготовлено около 100 самолетов ЛаГГ-1.

    ЛаГГ-3 - истребитель. Доработка истребителя ЛаГГ-1. Первый полет серийного ЛаГГ-3 в январе 1941 года, а марте самолет был уже принят на вооружение. Всего было выпущено 6 528 самолетов. Самолет был снят с вооружения в 1944 году

    Читайте также: