Главный конструктор нпо молния

Обновлено: 28.04.2024

Предварительные проработки НПО "Энергия" в 1975 г. по созданию многоразовой космической системы (МКС), выполненные под руководством академика В.П.Глушко, легли в основу секретного Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР N 132-51от 17 февраля 1976 г. "О создании МКС в составе разгонной ступени, ОС, межорбитального буксира-корабля, комплекса управления системой, стартово-посадочного и ремонтно-восстановительного комплексов и других наземных средств, обеспечивающих выведение на северо-восточные орбиты высотой 200 км полезных грузов массой до 30 т и возвращение с орбиты грузов массой до 20 т". Постановлением определялся заказчик - Министерство обороны СССР, и головной разработчик ракеты-носителя и МКС в целом - НПО "Энергия" (до 1974 г. - ЦКБЭМ, еще ранее ОКБ-1 С.П.Королева).

На Министерство авиационной промышленности (МАП) была возложена задача создания планера орбитального корабля (ОК) "Буран". Для выполнения этой задачи по инициативе министра МАП П.В.Дементьева на базе трех КБ (КБ "Молния", КБ "Буревестник" и Экспериментальный машиностроительный завод во главе с Генеральным конструктором В.М.Мясищевым) было образовано специализированное предприятие - Научно-производственное объединение "Молния" (п / я В-8058), ставшее головным по разработке планера ОК "Буран". В качестве основной производственной базы был выбран Тушинский машиностроительный завод.
Для обеспечения использования в новой разработке имеющегося научно-технического задела приказом министра МАП в НПО "Молния" были переведены из ОКБ А.И.Микояна и ОКБ "Радуга" основные специалисты, ранее работавшие по проекту "Спираль". Созданное НПО возглавил Г.Е.Лозино-Лозинский.

Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский (1909-2001) - доктор технических наук (1985г.), Герой Социалистического Труда (1975г.), Генеральный конструктор НПО "Молния" (с 1976г.), Генеральный директор НПО "Молния" (1976-1994гг.), Ленинская премия (1962г.), Гос.премия СССР (1950, 1952гг.), награжден двумя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями.

Окончив Харьковский механико-машиностроительный институт в 1930г., работал там же до 1942г. над проектом паротурбинной установки для самолета А.Н.Туполева. Разработал проекты различных вариантов реактивных газотурбинных двигателей. С 1941г. работал в ОКБ А.И.Микояна заместителем главного конструктора, главным конструктором. Работал над освоением силовых установок нового типа, в том числе комбинированных (ПД+ВРД), с ТРД, оснащенными форсажными камерами, систем их регулирования, методов их расчета. Внес большой вклад в развитие теории и практики создания высокоскоростных маневренных самолетов.
Руководитель разработки планера орбитального корабля "Буран".

Г.Е.Лозино-Лозинский являлся не только генеральным конструктором по должности, он был генеральным конструктором по существу - творческим началом всех проводимых работ, генератором идей, мастером простых решений сложных вопросов. Проведенные под его руководством и при его непосредственном участии работы по совершенствованию двигательных установок самолетов МИГ, авиакосмическим системам "Спираль" и "МАКС" с подвесным баком и трехкомпонентным двигателем, орбитальному кораблю "Буран" с многоразовой теплозащитой и автоматической посадкой, самолетам схемы "триплан" являются величайшими конструкторскими достижениями в авиационной и авиакосмической технике.
Г.Е.Лозино-Лозинский - один из основателей Российской инженерной академии. Возглавлял секцию "Авиакосмическая", являлся научным редактором журнала "Авиакосмическая техника и технология", организатором регулярно проводимого в Москве Международного аэрокосмического конгресса, заведушим кафедрой "Авиационно-космические системы" в МГТУ им.К.Э.Циолковского. В знак признания большого вклада Г.Е.Лозино-Лозинского в развитие мировой аэрокосмической науки и техники Германским обществом аэронавтики и астронавтики была присуждена престижная премия имени Зенгера.
Глеб Евгеньевич обладал исключительными личными качествами: талант конструктора, колоссальная работоспособность, убежденность и упорство в достижении поставленной цели, незаурядный дар предвидения.

Геннадий Петрович Дементьев (21.03.1932-1996) - доктор технических наук, Лауреат Государственной премии (1976г.), Герой Социалистического Труда, награжден Орденом Ленина, орденами "Знак Почета" и "Трудового Красного Знамени", член Российской инженерной академии, академии космонавтики и Международной астронавтической академии.

Специалисты НПО "Молния"

Башилов А.С. Микоян С.А. Тимошенко В.П. Коннов В.В.
Сергеев К.Н. Труфанов Ю.Н. Подколзин В.Г. Потопалов А.В.
Воинов Л.П. Яхно В.А. Балашов М.П. Каримов А.Г.
Фомин Н.Л. Саенко В.И. Федотов В.А. Скороделов В.А.

Тарасов А.Т. Осин М.И. Некрасов О.Н. Виктор Соколов
Самсонов Е.А. Селецкий Я.И. Решетников Д.А. Красиков А.И.

Набойщиков Г.Ф. Каденко В.В.
www.vkadenko.narod.ru
Владимир Труфакин Блохин Ю.Д.

Специалисты смежных организаций - участников создания ОК "Буран"

Сводный алфавитный список

Заранее извинимся перед теми, кто не найдет себя в нижеприведенном списке - над "Бураном" работало более тысячи организаций,
общее количество участников программы "Энергия-Буран" - более миллиона человек по всему бывшему Советскому Союзу. Пишите нам, и мы добавим вашу (или известную вам) фамилию в список.

Научно-производственное объединение «Молния» основано 26 февраля 1976 года при Министерстве авиационной промышленности СССР. Целью предприятия было создание орбитального космического корабля многоразового использования «Буран».

Предприятие образовалось на базе трех конструкторских бюро – «Молния», «Буревестник» и Экспериментального машиностроительного завода. В качестве основной производственной площадки был выбран Тушинский машиностроительный завод.

Генеральным директором и главным конструктором НПО «Молния» был назначен Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский, который к тому времени уже имел опыт создания авиационно-космической системы «Спираль».

Основу коллектива составили специалисты, пришедшие из КБ «Зенит», ОКБ «Радуга», КБ «Салют», НПО «Энергия», ЦНИИмаш и других ведущих ракетных и авиационных предприятий страны.

Орбитальный корабль

Орбитальный корабль "Буран" в сборочном цехе и во время статических испытаний

С 1976 по 1980 годы предприятием было сконструировано и изготовлено уникальное оборудование, необходимое для создания «Бурана». Затем в цехах Тушинского машиностроительного завода началась сборка опытных образцов и их испытания.

Помимо этого, специалисты решали целый ряд важных сопутствующих вопросов. В результате были найдены уникальные решения в таких областях как разработка эффективной теплозащиты космического корабля, создание беспилотного управления «Бурана» и его посадки в автоматическом режиме.

Со всеми задачами конструкторы и инженеры НПО «Молния» успешно справились. Первый полномасштабный экземпляр космического корабля был изготовлен в 1984 году. В том же году он был доставлен на Байконур, где начались его аэродромные и летные испытания.

15 ноября 1988 года состоялся первый полет «Бурана». Он стартовал с помощью ракеты-носителя «Энергия» и успешно вышел на орбиту.

Г.Е. Лозино-Лозинский показывает сборку

В космосе корабль сделал два витка вокруг Земли, после чего произвел высокоточную посадку на аэродроме «Юбилейный» на Байконуре.

Весь полет занял 205 минут и проходил полностью в автоматическом режиме с использованием бортовых вычислительных комплексов.

В дальнейшем запуски должны были стать пилотируемыми. Для этих целей были подготовлены экипажи летчиков в составе командира и второго пилота.

Старт Бурана Посадка Бурана

Старт! Космодром "Байконур", 15 ноября 1988 г. Приземление на аэродроме "Юбилейный", 15 ноября 1988 г.

После успешного старта «Бурана» с земли с помощью ракеты-носителя специалисты «Молнии» разработали проект многоразовой авиационно-космической системы (МАКС), которая предполагала воздушный старт орбитального самолета с самолета-разгонщика.

В качестве воздушного судна, с которого должен был производиться запуск, предполагали использовать Ан-225 «Мрия».

После старта орбитальный космоплан должен был с помощью собственных двигателей выходить на орбиту, совершать маневры и самостоятельно возвращаться на аэродром базирования.

Также специалисты НПО «Молнии» разработали проекты целой серии воздушных судов разного класса. В том числе перспективного транспортного самолета «Геракл». В случае реализации проекта это воздушное судно могло стать самым грузоподъемным в мире.

Буран, Мрия

В настоящее время предприятие входит в структуру Корпорации «Тактическое ракетное вооружение». Помимо космической программы НПО «Молния» активно развивает несколько направлений в области производства военной техники.

Ведущее из них – это создание сверхзвуковых ракет-мишеней различных модификаций.

Основное назначение этих изделий – имитация нападения авиации, крылатых и баллистических ракет. С их помощью отечественные войска ПВО и ПРО отрабатывают методы противодействия таким атакам.

Предыдущие ракеты-мишени создавались на основе снятых с вооружения зенитных управляемых ракет. Сегодня НПО «Молния» предлагает принципиально новые решения в этой области, создавая самые сложные цели для «тренировки» отечественных комплексов противоракетной обороны.

ракеты-мишени

Также предприятие изготавливает оборудование, необходимое для проведения пусков ракет-мишеней и производит их сервисное обслуживание.

Еще одним важным направлением работы НПО «Молния» является оказание услуг в области испытания различных аппаратов космического и авиационного назначения.

Для этих целей используется уникальное оборудование, позволяющее на Земле воссоздать условия, которые воздействуют на объекты в космосе и в верхних слоях атмосферы.

Это солнечное излучение, вакуум, сверхнизкие и сверхвысокие температуры, различные виды перегрузок и воздействие контактирующих деталей друг на друга.

Музей истории НПО «Молния» был торжественно открыт 15 ноября 2018 года в честь 30-летия первого полета ОК "Буран". Сбор и систематизация материалов, ставших основой коллекции музея, начались еще в 1969 году. С тех пор фонды музея регулярно пополнялись новыми экспонатами, на сегодняшний день насчитывается более 300 уникальных предметов и документов, в том числе образцы техники, выпускаемые предприятием в разные годы.

зал 1
зал 2

В музее два зала: зал истории ТМЗ (слева) и зал, посвященный НПО "Молния" и ОК "Буран" (справа)

Экспозиция представлена в двух залах и рассказывают об основных этапах развития Тушинской промышленной площадки с момента основания в 1932 году до наших дней.

Отдельный зал полностью посвящен разработке и созданию первого советского орбитального корабля «Буран». Уникальные фотографии, документы, схемы и чертежи, а также подлинные узлы и агрегаты ракетоплана позволяют посетителям проследить всю историю «советского чуда», открывшего новую веху в отечественной космонавтике и ракетостроение.

экспонат 1
экспонат 2
экспонат 3

Экспонаты музея истории НПО "Молния"

Отдельный стенд посвящен жизни и работе создателя «Бурана», генерального конструктора НПО «Молния» Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского.

стенд г е
автограф

Стенд, посвященный Г. Е. Лозино-Лозинскому (слева); памятная надпись дочери Г. Е. Лозино-Лозинского Ирины Глебовны в книги отзывов музея (справа)

Музей располагается в 8 корпусе на 1 этаже. Для посещения экспозиция открыта по будням с 10:00 до 16:00. Обеденный перерыв – с 12:00 до 13:00. Проводятся групповые экскурсии для учащихся школ и профессиональных учебных заведения, а также организаций района. Посещение и проведение экскурсий – только по предварительной заявке, обращаться к хранителю музея Устиновой Евгении Вадимовне (тел. 8 495 580-71-86, доб. 2143).

награждение 1
награждение 2
награждение 3

награждение 4
награждение 5

На «Молнии» выбрали лучших сотрудников 2020 года

Победителей конкурса «Лучший сотрудник предприятия» выбирали в восьми номинациях. Лауреатами главной из них – «Человек года» - стали специалисты, внесшие значительный вклад в реализацию ключевых проектов. Ими стали - за работу над мишенным комплексом «РМ - Гвоздика» ведущий инженер-испытатель Алексей Гущин и монтажник радио и специального оборудования Игорь Чумаков; за выполнение плана по выпуску ракет-мишеней «Стриж» и «Армавир» слесарь-сборщик Александр Яблонский;за работу над макетом авиационно-космической системы и за активное участие в форуме «Армия 2020» заместитель начальника отдела конструкции планера Денис Клюйков; за вклад в развитие предприятия и успешную реализацию программ по ракетам-мишеням начальник производства-главный технолог Валентин Романов. Все они получили почетные грамоты и памятные подарки из рук генерального директора «Молнии» Ольги Михайловны Соколовой.

«Наставником года» стали инженеры-испытатели Сергей Емельяненко и Иван Парамонов, грамотно организовавшие работы по выпуску ракет-мишеней «Стриж» и «Армавир». «Открытием года» признали: начальника участка ТВИ Владислава Александрова, инженера-конструктора Кирилла Балясного, слесаря-сборщика Ивана Кузина, монтажника радио и спецоборудования Елизавету Карпову и инженера-испытателя Дмитрия Рябоконя. «Карьеру года» по мнению жюри построили начальник первого отдела Ирина Агринская и заместитель коммерческого директора Наталья Данилова. «Признательность и уважение» заслужила многолетний помощник руководителя Татьяна Михайловна Антохина, работающая на «Молнии» больше сорока лет, «Командой года» стал имущественный комплекс, сотрудники которого за минувший год проделали колоссальный объем работ по поддержанию жизнедеятельности предприятия, в том числе и во время карантина из-за пандемии коронавируса.

Всего награды получили 42 человека. Генеральный директор Ольга Михайловна Соколова отметила, что вклад каждого из номинантов в общий успех и стабильную работу предприятия неоценим, а проведение церемонии награждения в канун юбилея НПО – очень символично, и должно стать доброй традицией: «В этом году мы решили подведение итогов конкурса «Лучший сотрудник» провести в новом формате – накануне 45-го дня рождения нашей любимой «Молнии», с торжественным вручением грамот и подарков. Это отличная идея, думаю такие церемонии награждения станут у нас традиционными, и будут проходить накануне важных для предприятия дат».

В конце этого года будем отмечаться 110-летие со дня рождения создателя «Бурана» Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского. Он родился 25 декабря 1909 года по старому стилю (7 января – по новому). Но так как в его документы не вносились никакие изменения, сам Глеб Евгеньевич считал своим днем рождения 25 декабря 1909 года по новому стилю.

01.jpg

Он вошёл в историю, как основатель авиакосмического направления в нашей стране и мире, «патриарх крылатого космоса». В 1976 году Г. Е. Лозино-Лозинский стал генеральным директором и генеральным конструктором НП0 «Молния», головным предприятием по разработке планера орбитального корабля «Буран». В цехах Тушинского машиностроительного завода проводились сборка и заводские испытания опытных космических кораблей.

22.jpg

НПО "Молния" возникло на базе двух конструкторских бюро - "Буревестник" (Главный конструктор А.В. Потопалов), имевшего опыт создания конструкций больших сверхзвуковых самолётов и зенитных ракет, и "Молния" (Главный конструктор М.Р. Бисноват), разрабатывавшего беспилотные летательные аппараты, - и Экспериментального машиностроительного завода (Генеральный конструктор В.М. Мясищев), на котором проектировались и испытывались тяжёлые и высотные самолёты.

02.jpg

03.jpg

Головная команда для работы над "Бураном" пришла вместе с Г.Е. Лозино-Лозинским из конструкторского бюро А.И. Микояна "Зенит" и из Дубненского ОКБ "Радуга" - более ста человек, работавших в своё время над "Спиралью". Были также приглашены специалисты из КБ "Салют", НПО "Энергия", ЦНИИ МАШ и других ракетных и авиационных фирм. Об уровне коллектива говорит уже то, что в его составе работало более 250 докторов и кандидатов наук.

Лозино-Лозинский ещё в середине 1960-х годов занимался разработкой проекта «Спираль» — военной авиационно-космической системы с воздушным стартом.

4.jpg

Суперсистема "Спираль”, состоит из гиперзвукового самолета-разгонщика (ГСР) и военного орбитального самолета (ОС) с ракетным ускорителем. Запуск орбитального самолета должен происходить на высоте 24-30 километров, при скорости в 6 раз превышающей скорость звука. После завершения полета предусматривался планирующий его спуск в атмосфере с посадкой на аэродром. Было принято решение о постройке дозвукового аналога орбитального самолета «Спираль», испытания аналога «Спирали» продолжались до 1978 года. Но уже с 1976 года по настоянию лиц, ответственных за космонавтику, проект «Спираль» Лозино-Лозинского сочли преждевременным и свернули. Опыт работы над «Спиралью» значительно облегчил и ускорил создание «Бурана».

Зверев Игорь К.jpg

В 1974 году директором Тушинского машиностроительного завода стал Зверев Игорь Кириллович, который начал свою трудовую деятельность на заводе в 1952 году конструктором. То, что Тушино стало малой Родиной "Бурана" – это заслуга Зверева. Это он смог убедить руководство МАП поместить заказ на изготовление ОК "Буран" на ТМЗ. На коллегии Минавиапрома он выступил с заявлением, что готов обеспечить постройку "Бурана" с учетом широкой кооперации с другими предприятиями авиационной промышленности и уточнения сроков реализации программы.

21.jpg

Арутюнов Сурен Григорьевич был директором Тушинского Машиностроительного завода с 1983 по 1998 год.

Под их руководством коллектив завода с 1976 по 1988 годы создавал орбитальный космический корабль "Буран".

05.jpg

На «Молнии» и ТМЗ в создании Бурана работало половина жителей Тушина. До сих пор у людей это вызывает ностальгию, у кого-то слезы, ведь люди вложили годы жизни и труда в этот проект. И, конечно, для них закрытие программы стало большой трагедией.


В 1972 г.президент США Никсон объявил о начале разработки многоразовой космической системы (МКТС) “Space Shuttle”Она была объявлена как национальная, рассчитанная на 60 пусков челноков в год.

Аналитические исследования, проведенные в институтах Академии наук СССР и НПО «Энергия» в 1971 … 1975 годах, показали, что США ,введя в эксплуатацию МКТС “Space Shuttle”, смогут получить решающее военное превосходство в плане превентивного удара по жизненно важным объектам на территории нашей страны.

В решениях НТС Министерства общего машиностроения и Министерства обороны ставилась задача исключить возможную техническую и военную внезапность, связанную с появления у потенциального противника МКТС “Space Shuttle”.

Проектные исследования по МКТС «Энергия – БУРАН» были начаты в 1975 г. в Научно – производственном объединении «Энергия».

В феврале 1976 года после выхода Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании МКТС «Энергия – Буран» Министром авиационной промышленности был подписан приказ об организации Научно – производственного объединения «Молния», на которое было возложено создание планера орбитального корабля «Буран» в составе МКТС «Энергия – Буран».

Генеральным директором, Главным конструктором НПО «Молния» был назначен Г.Е. Лозино - Лозинский, ранее (с 1966 г.) являющийся Главным конструктором проекта двухступенчатой многоразовой авиационно – космической системы «Спираль», разрабатываемой в ОКБ им. Микояна А.И. (вторая ступень воздушно – космической системы «Спираль» представляла собой спускаемый орбитальный самолёт изменяемой геометрии в схеме «несущий корпус» с аэродинамическим качеством).

Во вновь образованное научно – производственное объединение вошли:

- Конструкторское бюро «Буревестник» (Главный конструктор Потопалов А.В. );

- Конструкторское бюро «Молния» ( Главный конструктор Бисноват М.Р.);

- Экспериментальный машиностр. завод (ЭМЗ ) (Генеральный директор Мясищев В.М.)

Для использования в новой разработке имеющегося научно – технического задела приказом Министра авиационной промышл. в НПО «Молния» были переведены из ОКБ им. Микояна А.И. и его филиала (г.Дубна) основные специалисты, работавшие по проекту «Спираль» (1965 – 1979гг.).

Итак,в 1976г. было создано НПО "Молния",куда вошли КБ "Буревестник"(гл.конструктор Потопалов А.В.),КБ "Молния" (гл.конструктор Бисноват М.Р.)и Экспер.Маш.завод в г. Жуковском (Руководитель Мясищев В.М.).

В мае 1976г.приказом по НПО "Молния" было создано отделение 500 -"Аэродинамика и динамика полета"во главе с Зам.Главного конструктора Самсоновым Евгением Алексеевичем. В состав отделения вошли:

1.Отдел 510 - "Аэродинамика орбитального корабля "(начальник отдела - Каденко В.В.),

2.Отдел 520 - "Динамика полета"(начальник отдела-Труфакин В.А.)

3.Отд.540 -Аналоговое моделирование (начальник отдела -Ковалёв А.В. ).).

В дальнейшем в отделении были созданы отделы 530 (нач.отдела Кирпищиков В.П.)по исследованию автоматического управления и отдел 550 (нач.отдела Найдёнов В.В.,затемГорбатенко В.В.) по исследованию динамики движения.

Всего 55 лет жизни отпустила судьба Е.А.Самсонову,но он успел выполнить основную задачу своей профессиональной жизни - он создал коллектив,который под его руководством

блестяще справился с главной задачей : научил " Буран" летать!

К тысячам технических отчетов и сотням тысяч различных документов,в которых отражена научно-техническая сторона создания "Бурана" можно было бы добавить собрание сочинений о психологических ньюансах,почти детективных историях,круто закрученных человеческих судьбах,интригах,трагедиях,страхах и переживаниях,перемешанных с положительными эмоциями и удовлетворением от творческой работы.

Где –то во второй половине 1975г пошли разговоры о возможном создании в Москве новой организации, которая будет заниматься космической тематикой и, конкретно, созданием Многоразовой Транспортной Космической Системы .Мы уже не понаслышке знали многое о создаваемой в США системе Space Shuttle,

Читали и анализировали открытые и закрытые источники с изложением концепции и характеристик новой системы. Мы по-прежнему много времени проводили в Москве на фирме Артема Микояна и в ЦАГИ (в г. Жуковском), продолжая заниматься аэродинамикой «Спирали».Постепенно Е.А. Самсонов и Л.П.Воинов стали привлекать нас к расчетным работам по аэродинамике и динамике американской системы Спейс Шаттл.

На фирме появилось много закрытых отчётов с характеристиками Орбитального Корабля этой системы.. Постепенно это стало нашей основной работой, которую, кстати ,мы скрывали от руководства нашего ОК-105 в Дубне и выписывали там командировки в Москву, Жуковский и Звёздный городок как-бы для продолжения работ по «Спирали».Так продолжалось некоторое время, но уже к концу 1975 г. мы делали это

открыто ,а где-то в руководящих сферах основного ОКБ и филиала уже ощущалось напряжение .Точно я не могу утверждать, но, вероятно, Юрий Дмитриевич Блохин, чувствуя предстоящую гибель «Спирали»,а затем и филиала, пытался бороться за их сохранение и не хотел терять специалистов, которые уже настроились на переход в Москву и на работу по новой тематике. Как следует из статьи В.В. Студнева «К 100-летию Г.Е.Лозино-Лозинского», уже шли скрытые переговоры о подборе кандидатов для продолжения работ на новой фирме. А мы, аэродинамики, уже знали, где и чем мы будем заниматься в ближайшие несколько лет. Практически к началу 1976г. уже вся бригада В.П.Найдёнова работала на новый проект. Начались некоторые конфликты с руководством ОК – 105 ,и мы уже часто подписывали свои командировки не в Дубне, а на головной фирме в Москве.

Министр разрешил перевести с ММЗ «Зенит» на будущую «Молнию» всего десять человек, чтобы до минимума снизить потери по разработке новых боевых самолётов. Г.Е.производил жесткий отбор, и ,в результате,с «Зенита» были переведены Приказом министра: Г.Е.Лозино-Лозинский, Г.П.Дементьев, Я.И.Селецкий, Л.П.Воинов, М.П.Балашов, Е.А.Самсонов, Д.Г.Кошелев, В.Е.Соколов, В.В.Студнев,И.Г.Розанов.

Читайте также: