Главный конструктор пак да

Обновлено: 18.05.2024

Перспективный авиационный комплекс дальней аваиации. Программа ПАК ДА (условное наименование) ставит своей задачей создание бомбардировщика большой дальности для замены на вооружении ВВС России самолетов Ту-160, Ту-95МС (по версии лета 2009 г. и ранее) и Ту-22М3 (согласно заявлениям сделанным в декабре 2009 г.). Предварительные проработки облика ПАК ДА в конструкторских бюро и формирование требований к самолету со стороны ВВС начаты в 1999 г. Подготовка к участию разных КБ в конкурсе на создание бомбардировщика пятого поколения начата в апреле 2007 г. В декабре 2007 г. объявлено о том, что ВВС России сформулировали тактико-технические требования по программе ПАК ДА (интервью главкома ВВС России Александра Зелина агентству "Интерфакс", декабрь 2007 г.).

Командование ДА ВВС России выдало ТТЗ на создание бомбардировщика 20.12.2011 г. К февралю 2012 г. НИР ПАК ДА завершена и ведется разработка аванпроекта самолета. Главный конструктор и первый заместитель директора программы перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА) по состоянию на 2013 г. - Михаил Юрьевич Асеев (источник).

Данные носят предположительный характер и во многом отражают наш субъективный взгляд на проект самолета.

28 ноября 2013 г. в СМИ заявлено, что в сентябре 2013 г. завершено согласование ОАК проектов с Министерством обороны и с 2014 г. начнутся полномасштабные ОКР по проекту ПАК ДА.

Предполагаемая дата первого полета (по планам 2007 г.) - 2015-2017 г.г., летом 2009 г. объявлено о том, что первый полет состоится в 2015 г. В конце 2011 г. первый полет прототипа планируется уже на 2020 г., принятие самолета на вооружение планируется в 2025 г. 28 июня 2012 г. в СМИ появились заявления Главкома ВВС генерал-майора Виктора Бондарева о том. что облик самолета уже сформирован и ведутся доработки тактико-технического задания. Согласно заявлениям для прессы 2011 г. - первой половины 2012 г. первый полет самолета ожидается в 2020 г. 26 сентября 2012 г. в заявлении для прессы Главком ВВС Виктор Бондарев сообщил, что разработка ПАК ДА идет по плану, облик самолета (в очередной раз) утвержден. Появление первого самолета и начало испытаний планируется уже на 2022 г. (источник).

11 апреля 2013 г. главком ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев заявил, что "создание комплекса идет по программе. Его принципиальный облик сформирован, акты подписаны, и сейчас промышленность начинает элементную разработку систем в этом самолете". Производство самолета в перспективе планируется на Казанском авиазаводе. 09 июля 2013 г. в СМИ объявлено, что разработка самолета начнется в 2014 г. «Туполев» закончит работы над тактико-техническими характеристиками ПАК ДА до конца 2013 года, а в начале 2014 года представит Министерству обороны России расчет бюджета научно-исследовательских работ по проекту. Согласно действующим планам, серийное производство бомбардировщика должно начаться в 2020 году. Наконец, 06.08.2013 г. главком ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев заявил СМИ, что ПАК ДА будет дозвуковым, а так же будет нести больше вооружения и "более серьезного", чем, например, Ту-160.

23 декабря 2013 г. командующий ДА ВВС России Анатолий Жихарев заявил, что разработка ПАК ДА на этапе проекта завершена в 2013 г. (видимо имеется ввиду эскизный проект), в 2014 г. начнется стадия ОКР. Самолет выйдет на испытания в 2019 г. и в 2025 г. начнутся поставки самолета в ВВС. Позже, 13.02.2014 г. заявлено, что контракт на создание ПАК ДА подписан в декабре 2013 г. и программа будет включена в программу создания вооружений на 2016-2025 г.г.

В 2015 г появилась информация о возможных планах на приостановку создания самолета ПАК ДА и концентрации на работах по бомбардировщику Ту-160М2. Но 13.09.2016 г. заместитель министра обороны России Юрий Борисов заявил, что в 2018 г. ожидается представление публике облика ПАК ДА (источник).

1 марта 2017 г. в СМИ появилась информация о том, что в КБ Туполева создан полноразмерный макет ПАК ДА из дерева, а так же несколько масштабных макетов ПАК ДА из композиционных материалов (источник).

Дата объявления планов Планируемый год первого полета
2007 г. 2015-2017 г.г.
лето 2009 г. 2017 г.
20.12.2011 г., 28.06.2012 г. 2020 г. - первый полет прототипа, 2025 г. - принятие на вооружение
сентябрь 2012 г. 2022 г.
2013 г. 2020 г. - серийное производство и поступление в ВВС ( ист. - главком ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев )
2013 г. декабрь 2019 г. - первый полет
2025 г. - поступление в ВВС (командующий ДА ВВС России Анатолий Жихарев, источник)
2014 г. май 2019 г. - первый полет (подтверждено 13.02.2015 г.)
2023 г. - завершение испытаний и поставки в ВВС (главком ВВС России Виктор Бондарев, источник)
2015 г. июль 2023-2024 г.г. - первый полет с серийным двигателем (источник)
2016 г. сентябрь 2018 г. - премьера внешнего вида (источник)
2017 г. март 2025 г. - первый полет (источник)

Конструкция самолета будет выполнена с широким использованием композиционных и радиопоглощающих материалов с целью облегчения массы конструкции и снижения ЭПР самолета. При разработке самолета исползуется цифровое проектирование и, вероятно, наиболее современные технологические решения значительно понижающие стоимость производства самолета. Нами считается, что стоимость производства ПАК ДА должна быть значительно ниже, чем стоимость производства Ту-160 (в части работ по конструкции самолета, прогнозная оценка).

После информации от 06.08.2013 г. о том, что самолет будет выполнен дозвуковым и сможет нести больше и более мощной полезной нагрузки, чем, например, Ту-160 не лишено смысла рассмотрение аэродинамической схемы "летающее крыло" с несколькими параллельными отсеками для полезной нагрузки.

В конце мая 2013 г. в отделении аэродинамики самолетов и ракет ЦАГИ завершен первый этап испытаний модели схемы «Летающее крыло» при крейсерских скоростях (до М=0.88) и больших числах Рейнольдса (М=0.2). Исследования проводились в трансзвуковой трубе Т-106 ЦАГИ и были направлены на уточнение аэродинамических характеристик перспективного летательного аппарата. Специальная тематическая модель «Летающее крыло» с различными вариантами расположения двигателей и геометрии хвостового оперения была спроектирована и изготовлена в ЦАГИ в 2011 году. В 2012 г. модель испытали в дозвуковых АДТ Т-102 и Т-107. «Уже первые экспериментальные исследования модели принесли ряд новых ценных результатов. Так, приятной неожиданностью для нас стала высокая эффективность руля высоты на центроплане на всех углах атаки. Вместе с тем интерференция при верхнем расположении мотогондол двигателей оказалась хуже, чем мы предполагали и т.д. Есть о чем подумать, чтобы правильно спланировать будущие экспериментальные исследования и расчетно-проектировочные работы по совершенствованию характеристик ЛК», — прокомментировал начальник отдела отделения аэродинамики самолетов и ракет ЦАГИ Анатолий Болсуновский. Исследования по формированию облика дальнемагистрального пассажирского самолета схемы «Летающее крыло» в ЦАГИ ведутся уже более 25 лет. Ранее основное внимание уделялось самолетам ЛК сверхбольшой пассажировместимости — до 1000 мест. Сегодня усилия исследователей сконцентрированы на самолете меньших - до 200 мест - размеров (источник).



Модель варианта компоновки лайнера типа "летающее крыло". ЦАГИ, 2011-2013 г.г. (источник).

Двигатели: в 2011 г. начаты работы по двигателям для ПАК ДА. В разработке двигателей принимает участие ФГУП "ЦИАМ им. П.И. Баранова":
- к началу 2012 г. проведено обоснование облика и основных данных для до и сверхзвукового вариантов ПАК ДА;
- разработан аванпроект двигателя;
- сформирован перечень критических технологий.
(источник)

Вариант - 4 х ТРДД с тягой по 15500-18000 кг класса "изделие 117C" (предположительная информация).
Удельный расход топлива - 1 кг/км пути на 1 двигатель

ОКО "Кузнецов" (двигатели НК) - в 2012 г. по проекту разработки двигателя для ПАК ДА подготовлено техническое предложение по двигателю для включения в эскизный проект ПАК ДА (ист. - Чуйко).

Так же вероятно использование двигателя НК-32 второго этапа модернизации производства ОАО "Кузнецов" с тягой до 30000 кг. Двигатель должен быть подготовлен в 2017-2018 г.г. Возможно, в источнике двигатель упоминается не в связи с программой ПАК ДА, а в связи с программой модернизации Ту-160 (источник). 7 ноября 2014 г. ОАО "Кузнецов" сообщает об успешном завершении первых стендовых испытаний прототипа двигателя (источник). Программа и методики проведения испытаний разработаны и утверждены. Работы с двигателем – прототипом будут проводиться с участием специалистов ОАО «Туполев» и ЦИАМ им. П.И. Баранова (источник). Предположительно, в качестве прототипа использован двигатель НК-56, образец которого был изъят из музея.

14.07.2015 г. объявлено, что подписан контракт на эскизно-техническое проектирование серийного двигателя для ПАК ДА по уже согласованному техническому заданию со сдачей эскизного проекта в ноябре 2015 г. (источник).

ТТХ НК-56:
Диаметр входа в компрессор - 2050 мм
Степень двухконтурности - 4.9
Масса двигателя - 3340 кг
Тяга взлётная - 18000 кг
Тяга крейсерская - 3600 кг
Степень повышения давления - 23-25,5
Удельный расход топлива - 0,74 кг/кг в час
Температура газов перед турбиной (Тг) - 1571 К



Двигатель НК-56, фото 1980-х годов (обработано).



ТТХ самолета:
Масса - около 125000 кг
Масса топлива - до 50000 кг
Масса полезной нагрузки - не менее 30 т

Дальность действия - 12500 км
Радиус действия - 6000-9000 км (вероятно, с дозаправкой)
Скорость максимальная:
- 1.5-2 М (оценка, сверхзвуковой вариант)
- 0.88М (оценка, дозвуковой вариант, источник)
Скорость крейсерская - более 1 М (оценка, сверхзвуковой вариант)

- высокоточные УАБ и КР малой дальности, в т.ч. противорадиллокационные (для прорыва ПВО противника);

- ракеты "воздух-воздух" для самообороны, в т.ч. большой дальности (см.ниже).

На самолете будут использоваться ракеты "воздух-воздух" и "воздух-поверхность" большой дальности. По состоянию на август 2013 г. часть ракет такого класса разработки корпорации ТРВ для вооружения ПАК ДА уже готовы (источник).


Оборудование:
БИУС, система управления вооружением Аванпроект интеграционнного комплекса БРЭО к аванпроекту ПАК ДА подготовлен ВНИИРА в 2011 г. (источник)
Средства обнаружения и целеуказания Разработка РЛК для проекта ПАК ДА ведется НИИ приборостроения им.В.В.Тихомирова. 04 марта 2014 г. сообщается о завершении разработки аванпроекта РЛК и передаче его ОАО "Туполев", ожидается корректировка проекта после уточнения тенического задания (источник).
Средства наблюдения
Навигационный комплекс
Комплекс радиосвязи
Радиотехнические системы
Система воздушных сигналов
Общесамолетные системы
Оборудование дозаправки
Прочее

- 2009 г. - проектируется, вероятно производство в ближайшие годы макетов или даже опытных образцов, не испытывался.

- 2009 г. 22 декабря - командующий ДА ВВС России генерал-майор Анатолий Жихарев заявил, что ПАК ДА заменит "и дальние, и стратегические бомбардировщики, и ракетоносцы" Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3. так же заявлено, что новый бомбардировщик поступит на вооружение в 2025-2030 годгодах. Впервые заявлено о том, что ПАК ДА будет заменять в т.ч. и Ту-22М3, что косвенно подтверждает наше видение концепции ПАК ДА - сверхзвуковой всережимный стратегический бомбардировщик представляющий из себя что-то среднее между Ту-22М3 и Ту-160.

- 2009 г. 23 декабря - в интервью ИА "Интерфакс" президент компании "Туполев" Александр Бобрышев заявил, что НИР по теме ПАК ДА завершатся в 2012 г. и КБ приступит собственно к НИОКР, которые завершатся в 2017 г. Всего планируется построить и принять на вооружение 100 шт в период до 2027 года.

- 2010 г. - Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение подготовила информационно-аналитические материалы по системе вооружения ПАК ДА (годовой отчет КТРВ за 2010 г.).

- 2012 г. 28 июня - в СМИ появились заявления Главкома ВВС генерал-майора Виктора Бондарева о том, что облик самолета уже сформирован и ведутся доработки тактико-технического задания.

- 2013 г. 06 августа - главком ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев заявил сегодня СМИ, что перспективный Авиационный Комплекс Дальней Авиации (ПАК ДА) будет дозвуковым. Так же самолет будет нести больше вооружения и "более серьезного", чем, например, Ту-160. Предыдущий министр обороны России Анатолий Сердюков сообщал, что премьер Дмитрий Медведев принял решение о создании на территории Казанского производственного объединения имени Горбунова нового современного завода. Ожидается, что там будет производиться Ан-70, а в перспективе и ПАК ДА (источник).

- 2013 г. 30 августа - главком ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев подтвердил СМИ, что ПАК Да Заменит в ВВС Ту-160 Ту-95МС и Ту-22М, а так же сообщил, что самолет будет вооружен в т.ч. гиперзвуковыми ракетами (источник).

Ганин С.М., Карпенко А.В., Колногоров В,В,, Отечественные бомбардировщики (1945-2000). Часть 2. М. - С-Пб., ТМ - Бастион, 2001 г.

Цымбалов А.Г., Стратегические бомбардировщики XXI века. // Независимое военное обозрение. 21.01.2005 г.

http://www.naivix.com/mil/2010-07-15/, 2011 г.
Чуйко В.М. Президент Ассоциации "Союз авиационного двигателестроения". 2012 г. (источник).

Каталог

    ВОЗДУХ
      Бомбардировщики / ударные самолеты
        Тяжелые бомбардировщики
        • Ту-64 (проект)
        • Ту-4 - BULL
        • ЕФ-140 (проект)
        • Ту-80
        • Ту-82 - BUTCHER
        • Самолет 485 (проект)
        • Ту-85 - BARGE
        • Ту-95 - BEAR
        • М-4 - BISON
        • М-50 - BOUNDER
        • Ту-160 - BLACKJACK
        • М-60Б (проект)
        • ПАК ДА (проект)
        • Loading.
        • Loading.
        • Loading.
        • Loading.
        • Loading.
        • Loading.
        • Loading.
        • Loading.
        • Loading.
        • Loading.
        • Loading.
        • Loading.
        • Loading.
        • Loading.
        • Loading.
        • Loading.
        • Loading.
        • Loading.
        • Loading.

        Последние комментарии

        Вы думаете, чего и почему задержки с ПАК ДА - ответ прост - Пак Д. был избит Кокориным с Мамаевым. russians

        Перспективный авиационный комплекс дальней аваиации. Программа ПАК ДА (условное наименование) ставит своей задачей создание бомбардировщика большой дальности для замены на вооружении ВВС России самолетов Ту-160, Ту-95МС (по версии лета 2009 г. и ранее) и Ту-22М3 (согласно заявлениям сделанным в декабре 2009 г.). Предварительные проработки облика ПАК ДА в конструкторских бюро и формирование требований к самолету со стороны ВВС начаты в 1999 г. Подготовка к участию разных КБ в конкурсе на создание бомбардировщика пятого поколения начата в апреле 2007 г. В декабре 2007 г. объявлено о том, что ВВС России сформулировали тактико-технические требования по программе ПАК ДА (интервью главкома ВВС России Александра Зелина агентству "Интерфакс", декабрь 2007 г.).

        Командование ДА ВВС России выдало ТТЗ на создание бомбардировщика 20.12.2011 г. К февралю 2012 г. НИР ПАК ДА завершена и ведется разработка аванпроекта самолета. Главный конструктор и первый заместитель директора программы перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА) по состоянию на 2013 г. - Михаил Юрьевич Асеев (источник).

        Данные носят предположительный характер и во многом отражают наш субъективный взгляд на проект самолета.

        28 ноября 2013 г. в СМИ заявлено, что в сентябре 2013 г. завершено согласование ОАК проектов с Министерством обороны и с 2014 г. начнутся полномасштабные ОКР по проекту ПАК ДА.

        Предполагаемая дата первого полета (по планам 2007 г.) - 2015-2017 г.г., летом 2009 г. объявлено о том, что первый полет состоится в 2015 г. В конце 2011 г. первый полет прототипа планируется уже на 2020 г., принятие самолета на вооружение планируется в 2025 г. 28 июня 2012 г. в СМИ появились заявления Главкома ВВС генерал-майора Виктора Бондарева о том. что облик самолета уже сформирован и ведутся доработки тактико-технического задания. Согласно заявлениям для прессы 2011 г. - первой половины 2012 г. первый полет самолета ожидается в 2020 г. 26 сентября 2012 г. в заявлении для прессы Главком ВВС Виктор Бондарев сообщил, что разработка ПАК ДА идет по плану, облик самолета (в очередной раз) утвержден. Появление первого самолета и начало испытаний планируется уже на 2022 г. (источник).

        11 апреля 2013 г. главком ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев заявил, что "создание комплекса идет по программе. Его принципиальный облик сформирован, акты подписаны, и сейчас промышленность начинает элементную разработку систем в этом самолете". Производство самолета в перспективе планируется на Казанском авиазаводе. 09 июля 2013 г. в СМИ объявлено, что разработка самолета начнется в 2014 г. «Туполев» закончит работы над тактико-техническими характеристиками ПАК ДА до конца 2013 года, а в начале 2014 года представит Министерству обороны России расчет бюджета научно-исследовательских работ по проекту. Согласно действующим планам, серийное производство бомбардировщика должно начаться в 2020 году. Наконец, 06.08.2013 г. главком ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев заявил СМИ, что ПАК ДА будет дозвуковым, а так же будет нести больше вооружения и "более серьезного", чем, например, Ту-160.

        23 декабря 2013 г. командующий ДА ВВС России Анатолий Жихарев заявил, что разработка ПАК ДА на этапе проекта завершена в 2013 г. (видимо имеется ввиду эскизный проект), в 2014 г. начнется стадия ОКР. Самолет выйдет на испытания в 2019 г. и в 2025 г. начнутся поставки самолета в ВВС. Позже, 13.02.2014 г. заявлено, что контракт на создание ПАК ДА подписан в декабре 2013 г. и программа будет включена в программу создания вооружений на 2016-2025 г.г.

        В 2015 г появилась информация о возможных планах на приостановку создания самолета ПАК ДА и концентрации на работах по бомбардировщику Ту-160М2. Но 13.09.2016 г. заместитель министра обороны России Юрий Борисов заявил, что в 2018 г. ожидается представление публике облика ПАК ДА (источник).

        1 марта 2017 г. в СМИ появилась информация о том, что в КБ Туполева создан полноразмерный макет ПАК ДА из дерева, а так же несколько масштабных макетов ПАК ДА из композиционных материалов (источник).

        Дата объявления планов Планируемый год первого полета
        2007 г. 2015-2017 г.г.
        лето 2009 г. 2017 г.
        20.12.2011 г., 28.06.2012 г. 2020 г. - первый полет прототипа, 2025 г. - принятие на вооружение
        сентябрь 2012 г. 2022 г.
        2013 г. 2020 г. - серийное производство и поступление в ВВС ( ист. - главком ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев )
        2013 г. декабрь 2019 г. - первый полет
        2025 г. - поступление в ВВС (командующий ДА ВВС России Анатолий Жихарев, источник)
        2014 г. май 2019 г. - первый полет (подтверждено 13.02.2015 г.)
        2023 г. - завершение испытаний и поставки в ВВС (главком ВВС России Виктор Бондарев, источник)
        2015 г. июль 2023-2024 г.г. - первый полет с серийным двигателем (источник)
        2016 г. сентябрь 2018 г. - премьера внешнего вида (источник)
        2017 г. март 2025 г. - первый полет (источник)

        Конструкция самолета будет выполнена с широким использованием композиционных и радиопоглощающих материалов с целью облегчения массы конструкции и снижения ЭПР самолета. При разработке самолета исползуется цифровое проектирование и, вероятно, наиболее современные технологические решения значительно понижающие стоимость производства самолета. Нами считается, что стоимость производства ПАК ДА должна быть значительно ниже, чем стоимость производства Ту-160 (в части работ по конструкции самолета, прогнозная оценка).

        После информации от 06.08.2013 г. о том, что самолет будет выполнен дозвуковым и сможет нести больше и более мощной полезной нагрузки, чем, например, Ту-160 не лишено смысла рассмотрение аэродинамической схемы "летающее крыло" с несколькими параллельными отсеками для полезной нагрузки.

        В конце мая 2013 г. в отделении аэродинамики самолетов и ракет ЦАГИ завершен первый этап испытаний модели схемы «Летающее крыло» при крейсерских скоростях (до М=0.88) и больших числах Рейнольдса (М=0.2). Исследования проводились в трансзвуковой трубе Т-106 ЦАГИ и были направлены на уточнение аэродинамических характеристик перспективного летательного аппарата. Специальная тематическая модель «Летающее крыло» с различными вариантами расположения двигателей и геометрии хвостового оперения была спроектирована и изготовлена в ЦАГИ в 2011 году. В 2012 г. модель испытали в дозвуковых АДТ Т-102 и Т-107. «Уже первые экспериментальные исследования модели принесли ряд новых ценных результатов. Так, приятной неожиданностью для нас стала высокая эффективность руля высоты на центроплане на всех углах атаки. Вместе с тем интерференция при верхнем расположении мотогондол двигателей оказалась хуже, чем мы предполагали и т.д. Есть о чем подумать, чтобы правильно спланировать будущие экспериментальные исследования и расчетно-проектировочные работы по совершенствованию характеристик ЛК», — прокомментировал начальник отдела отделения аэродинамики самолетов и ракет ЦАГИ Анатолий Болсуновский. Исследования по формированию облика дальнемагистрального пассажирского самолета схемы «Летающее крыло» в ЦАГИ ведутся уже более 25 лет. Ранее основное внимание уделялось самолетам ЛК сверхбольшой пассажировместимости — до 1000 мест. Сегодня усилия исследователей сконцентрированы на самолете меньших - до 200 мест - размеров (источник).



        Модель варианта компоновки лайнера типа "летающее крыло". ЦАГИ, 2011-2013 г.г. (источник).

        Двигатели: в 2011 г. начаты работы по двигателям для ПАК ДА. В разработке двигателей принимает участие ФГУП "ЦИАМ им. П.И. Баранова":
        - к началу 2012 г. проведено обоснование облика и основных данных для до и сверхзвукового вариантов ПАК ДА;
        - разработан аванпроект двигателя;
        - сформирован перечень критических технологий.
        (источник)

        Вариант - 4 х ТРДД с тягой по 15500-18000 кг класса "изделие 117C" (предположительная информация).
        Удельный расход топлива - 1 кг/км пути на 1 двигатель

        ОКО "Кузнецов" (двигатели НК) - в 2012 г. по проекту разработки двигателя для ПАК ДА подготовлено техническое предложение по двигателю для включения в эскизный проект ПАК ДА (ист. - Чуйко).

        Так же вероятно использование двигателя НК-32 второго этапа модернизации производства ОАО "Кузнецов" с тягой до 30000 кг. Двигатель должен быть подготовлен в 2017-2018 г.г. Возможно, в источнике двигатель упоминается не в связи с программой ПАК ДА, а в связи с программой модернизации Ту-160 (источник). 7 ноября 2014 г. ОАО "Кузнецов" сообщает об успешном завершении первых стендовых испытаний прототипа двигателя (источник). Программа и методики проведения испытаний разработаны и утверждены. Работы с двигателем – прототипом будут проводиться с участием специалистов ОАО «Туполев» и ЦИАМ им. П.И. Баранова (источник). Предположительно, в качестве прототипа использован двигатель НК-56, образец которого был изъят из музея.

        14.07.2015 г. объявлено, что подписан контракт на эскизно-техническое проектирование серийного двигателя для ПАК ДА по уже согласованному техническому заданию со сдачей эскизного проекта в ноябре 2015 г. (источник).

        ТТХ НК-56:
        Диаметр входа в компрессор - 2050 мм
        Степень двухконтурности - 4.9
        Масса двигателя - 3340 кг
        Тяга взлётная - 18000 кг
        Тяга крейсерская - 3600 кг
        Степень повышения давления - 23-25,5
        Удельный расход топлива - 0,74 кг/кг в час
        Температура газов перед турбиной (Тг) - 1571 К



        Двигатель НК-56, фото 1980-х годов (обработано).



        ТТХ самолета:
        Масса - около 125000 кг
        Масса топлива - до 50000 кг
        Масса полезной нагрузки - не менее 30 т

        Дальность действия - 12500 км
        Радиус действия - 6000-9000 км (вероятно, с дозаправкой)
        Скорость максимальная:
        - 1.5-2 М (оценка, сверхзвуковой вариант)
        - 0.88М (оценка, дозвуковой вариант, источник)
        Скорость крейсерская - более 1 М (оценка, сверхзвуковой вариант)

        - высокоточные УАБ и КР малой дальности, в т.ч. противорадиллокационные (для прорыва ПВО противника);

        - ракеты "воздух-воздух" для самообороны, в т.ч. большой дальности (см.ниже).

        На самолете будут использоваться ракеты "воздух-воздух" и "воздух-поверхность" большой дальности. По состоянию на август 2013 г. часть ракет такого класса разработки корпорации ТРВ для вооружения ПАК ДА уже готовы (источник).


        Оборудование:
        БИУС, система управления вооружением Аванпроект интеграционнного комплекса БРЭО к аванпроекту ПАК ДА подготовлен ВНИИРА в 2011 г. (источник)
        Средства обнаружения и целеуказания Разработка РЛК для проекта ПАК ДА ведется НИИ приборостроения им.В.В.Тихомирова. 04 марта 2014 г. сообщается о завершении разработки аванпроекта РЛК и передаче его ОАО "Туполев", ожидается корректировка проекта после уточнения тенического задания (источник).
        Средства наблюдения
        Навигационный комплекс
        Комплекс радиосвязи
        Радиотехнические системы
        Система воздушных сигналов
        Общесамолетные системы
        Оборудование дозаправки
        Прочее

        - 2009 г. - проектируется, вероятно производство в ближайшие годы макетов или даже опытных образцов, не испытывался.

        - 2009 г. 22 декабря - командующий ДА ВВС России генерал-майор Анатолий Жихарев заявил, что ПАК ДА заменит "и дальние, и стратегические бомбардировщики, и ракетоносцы" Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3. так же заявлено, что новый бомбардировщик поступит на вооружение в 2025-2030 годгодах. Впервые заявлено о том, что ПАК ДА будет заменять в т.ч. и Ту-22М3, что косвенно подтверждает наше видение концепции ПАК ДА - сверхзвуковой всережимный стратегический бомбардировщик представляющий из себя что-то среднее между Ту-22М3 и Ту-160.

        - 2009 г. 23 декабря - в интервью ИА "Интерфакс" президент компании "Туполев" Александр Бобрышев заявил, что НИР по теме ПАК ДА завершатся в 2012 г. и КБ приступит собственно к НИОКР, которые завершатся в 2017 г. Всего планируется построить и принять на вооружение 100 шт в период до 2027 года.

        - 2010 г. - Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение подготовила информационно-аналитические материалы по системе вооружения ПАК ДА (годовой отчет КТРВ за 2010 г.).

        - 2012 г. 28 июня - в СМИ появились заявления Главкома ВВС генерал-майора Виктора Бондарева о том, что облик самолета уже сформирован и ведутся доработки тактико-технического задания.

        - 2013 г. 06 августа - главком ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев заявил сегодня СМИ, что перспективный Авиационный Комплекс Дальней Авиации (ПАК ДА) будет дозвуковым. Так же самолет будет нести больше вооружения и "более серьезного", чем, например, Ту-160. Предыдущий министр обороны России Анатолий Сердюков сообщал, что премьер Дмитрий Медведев принял решение о создании на территории Казанского производственного объединения имени Горбунова нового современного завода. Ожидается, что там будет производиться Ан-70, а в перспективе и ПАК ДА (источник).

        - 2013 г. 30 августа - главком ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев подтвердил СМИ, что ПАК Да Заменит в ВВС Ту-160 Ту-95МС и Ту-22М, а так же сообщил, что самолет будет вооружен в т.ч. гиперзвуковыми ракетами (источник).

        Ганин С.М., Карпенко А.В., Колногоров В,В,, Отечественные бомбардировщики (1945-2000). Часть 2. М. - С-Пб., ТМ - Бастион, 2001 г.

        Цымбалов А.Г., Стратегические бомбардировщики XXI века. // Независимое военное обозрение. 21.01.2005 г.

        http://www.naivix.com/mil/2010-07-15/, 2011 г.
        Чуйко В.М. Президент Ассоциации "Союз авиационного двигателестроения". 2012 г. (источник).

        Каталог

          ВОЗДУХ
            Бомбардировщики / ударные самолеты
              Тяжелые бомбардировщики
              • Ту-64 (проект)
              • Ту-4 - BULL
              • ЕФ-140 (проект)
              • Ту-80
              • Ту-82 - BUTCHER
              • Самолет 485 (проект)
              • Ту-85 - BARGE
              • Ту-95 - BEAR
              • М-4 - BISON
              • М-50 - BOUNDER
              • Ту-160 - BLACKJACK
              • М-60Б (проект)
              • ПАК ДА (проект)
              • Loading.
              • Loading.
              • Loading.
              • Loading.
              • Loading.
              • Loading.
              • Loading.
              • Loading.
              • Loading.
              • Loading.
              • Loading.
              • Loading.
              • Loading.
              • Loading.
              • Loading.
              • Loading.
              • Loading.
              • Loading.
              • Loading.

              Последние комментарии

              Вы думаете, чего и почему задержки с ПАК ДА - ответ прост - Пак Д. был избит Кокориным с Мамаевым. russians

              Перспективный авиационный комплекс дальней аваиации. Программа ПАК ДА (условное наименование) ставит своей задачей создание бомбардировщика большой дальности для замены на вооружении ВВС России самолетов Ту-160, Ту-95МС (по версии лета 2009 г. и ранее) и Ту-22М3 (согласно заявлениям сделанным в декабре 2009 г.). Предварительные проработки облика ПАК ДА в конструкторских бюро и формирование требований к самолету со стороны ВВС начаты в 1999 г. Подготовка к участию разных КБ в конкурсе на создание бомбардировщика пятого поколения начата в апреле 2007 г. В декабре 2007 г. объявлено о том, что ВВС России сформулировали тактико-технические требования по программе ПАК ДА (интервью главкома ВВС России Александра Зелина агентству "Интерфакс", декабрь 2007 г.).

              Командование ДА ВВС России выдало ТТЗ на создание бомбардировщика 20.12.2011 г. К февралю 2012 г. НИР ПАК ДА завершена и ведется разработка аванпроекта самолета. Главный конструктор и первый заместитель директора программы перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА) по состоянию на 2013 г. - Михаил Юрьевич Асеев (источник).

              Данные носят предположительный характер и во многом отражают наш субъективный взгляд на проект самолета.

              28 ноября 2013 г. в СМИ заявлено, что в сентябре 2013 г. завершено согласование ОАК проектов с Министерством обороны и с 2014 г. начнутся полномасштабные ОКР по проекту ПАК ДА.

              Предполагаемая дата первого полета (по планам 2007 г.) - 2015-2017 г.г., летом 2009 г. объявлено о том, что первый полет состоится в 2015 г. В конце 2011 г. первый полет прототипа планируется уже на 2020 г., принятие самолета на вооружение планируется в 2025 г. 28 июня 2012 г. в СМИ появились заявления Главкома ВВС генерал-майора Виктора Бондарева о том. что облик самолета уже сформирован и ведутся доработки тактико-технического задания. Согласно заявлениям для прессы 2011 г. - первой половины 2012 г. первый полет самолета ожидается в 2020 г. 26 сентября 2012 г. в заявлении для прессы Главком ВВС Виктор Бондарев сообщил, что разработка ПАК ДА идет по плану, облик самолета (в очередной раз) утвержден. Появление первого самолета и начало испытаний планируется уже на 2022 г. (источник).

              11 апреля 2013 г. главком ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев заявил, что "создание комплекса идет по программе. Его принципиальный облик сформирован, акты подписаны, и сейчас промышленность начинает элементную разработку систем в этом самолете". Производство самолета в перспективе планируется на Казанском авиазаводе. 09 июля 2013 г. в СМИ объявлено, что разработка самолета начнется в 2014 г. «Туполев» закончит работы над тактико-техническими характеристиками ПАК ДА до конца 2013 года, а в начале 2014 года представит Министерству обороны России расчет бюджета научно-исследовательских работ по проекту. Согласно действующим планам, серийное производство бомбардировщика должно начаться в 2020 году. Наконец, 06.08.2013 г. главком ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев заявил СМИ, что ПАК ДА будет дозвуковым, а так же будет нести больше вооружения и "более серьезного", чем, например, Ту-160.

              23 декабря 2013 г. командующий ДА ВВС России Анатолий Жихарев заявил, что разработка ПАК ДА на этапе проекта завершена в 2013 г. (видимо имеется ввиду эскизный проект), в 2014 г. начнется стадия ОКР. Самолет выйдет на испытания в 2019 г. и в 2025 г. начнутся поставки самолета в ВВС. Позже, 13.02.2014 г. заявлено, что контракт на создание ПАК ДА подписан в декабре 2013 г. и программа будет включена в программу создания вооружений на 2016-2025 г.г.

              В 2015 г появилась информация о возможных планах на приостановку создания самолета ПАК ДА и концентрации на работах по бомбардировщику Ту-160М2. Но 13.09.2016 г. заместитель министра обороны России Юрий Борисов заявил, что в 2018 г. ожидается представление публике облика ПАК ДА (источник).

              1 марта 2017 г. в СМИ появилась информация о том, что в КБ Туполева создан полноразмерный макет ПАК ДА из дерева, а так же несколько масштабных макетов ПАК ДА из композиционных материалов (источник).

              Дата объявления планов Планируемый год первого полета
              2007 г. 2015-2017 г.г.
              лето 2009 г. 2017 г.
              20.12.2011 г., 28.06.2012 г. 2020 г. - первый полет прототипа, 2025 г. - принятие на вооружение
              сентябрь 2012 г. 2022 г.
              2013 г. 2020 г. - серийное производство и поступление в ВВС ( ист. - главком ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев )
              2013 г. декабрь 2019 г. - первый полет
              2025 г. - поступление в ВВС (командующий ДА ВВС России Анатолий Жихарев, источник)
              2014 г. май 2019 г. - первый полет (подтверждено 13.02.2015 г.)
              2023 г. - завершение испытаний и поставки в ВВС (главком ВВС России Виктор Бондарев, источник)
              2015 г. июль 2023-2024 г.г. - первый полет с серийным двигателем (источник)
              2016 г. сентябрь 2018 г. - премьера внешнего вида (источник)
              2017 г. март 2025 г. - первый полет (источник)

              Конструкция самолета будет выполнена с широким использованием композиционных и радиопоглощающих материалов с целью облегчения массы конструкции и снижения ЭПР самолета. При разработке самолета исползуется цифровое проектирование и, вероятно, наиболее современные технологические решения значительно понижающие стоимость производства самолета. Нами считается, что стоимость производства ПАК ДА должна быть значительно ниже, чем стоимость производства Ту-160 (в части работ по конструкции самолета, прогнозная оценка).

              После информации от 06.08.2013 г. о том, что самолет будет выполнен дозвуковым и сможет нести больше и более мощной полезной нагрузки, чем, например, Ту-160 не лишено смысла рассмотрение аэродинамической схемы "летающее крыло" с несколькими параллельными отсеками для полезной нагрузки.

              В конце мая 2013 г. в отделении аэродинамики самолетов и ракет ЦАГИ завершен первый этап испытаний модели схемы «Летающее крыло» при крейсерских скоростях (до М=0.88) и больших числах Рейнольдса (М=0.2). Исследования проводились в трансзвуковой трубе Т-106 ЦАГИ и были направлены на уточнение аэродинамических характеристик перспективного летательного аппарата. Специальная тематическая модель «Летающее крыло» с различными вариантами расположения двигателей и геометрии хвостового оперения была спроектирована и изготовлена в ЦАГИ в 2011 году. В 2012 г. модель испытали в дозвуковых АДТ Т-102 и Т-107. «Уже первые экспериментальные исследования модели принесли ряд новых ценных результатов. Так, приятной неожиданностью для нас стала высокая эффективность руля высоты на центроплане на всех углах атаки. Вместе с тем интерференция при верхнем расположении мотогондол двигателей оказалась хуже, чем мы предполагали и т.д. Есть о чем подумать, чтобы правильно спланировать будущие экспериментальные исследования и расчетно-проектировочные работы по совершенствованию характеристик ЛК», — прокомментировал начальник отдела отделения аэродинамики самолетов и ракет ЦАГИ Анатолий Болсуновский. Исследования по формированию облика дальнемагистрального пассажирского самолета схемы «Летающее крыло» в ЦАГИ ведутся уже более 25 лет. Ранее основное внимание уделялось самолетам ЛК сверхбольшой пассажировместимости — до 1000 мест. Сегодня усилия исследователей сконцентрированы на самолете меньших - до 200 мест - размеров (источник).



              Модель варианта компоновки лайнера типа "летающее крыло". ЦАГИ, 2011-2013 г.г. (источник).

              Двигатели: в 2011 г. начаты работы по двигателям для ПАК ДА. В разработке двигателей принимает участие ФГУП "ЦИАМ им. П.И. Баранова":
              - к началу 2012 г. проведено обоснование облика и основных данных для до и сверхзвукового вариантов ПАК ДА;
              - разработан аванпроект двигателя;
              - сформирован перечень критических технологий.
              (источник)

              Вариант - 4 х ТРДД с тягой по 15500-18000 кг класса "изделие 117C" (предположительная информация).
              Удельный расход топлива - 1 кг/км пути на 1 двигатель

              ОКО "Кузнецов" (двигатели НК) - в 2012 г. по проекту разработки двигателя для ПАК ДА подготовлено техническое предложение по двигателю для включения в эскизный проект ПАК ДА (ист. - Чуйко).

              Так же вероятно использование двигателя НК-32 второго этапа модернизации производства ОАО "Кузнецов" с тягой до 30000 кг. Двигатель должен быть подготовлен в 2017-2018 г.г. Возможно, в источнике двигатель упоминается не в связи с программой ПАК ДА, а в связи с программой модернизации Ту-160 (источник). 7 ноября 2014 г. ОАО "Кузнецов" сообщает об успешном завершении первых стендовых испытаний прототипа двигателя (источник). Программа и методики проведения испытаний разработаны и утверждены. Работы с двигателем – прототипом будут проводиться с участием специалистов ОАО «Туполев» и ЦИАМ им. П.И. Баранова (источник). Предположительно, в качестве прототипа использован двигатель НК-56, образец которого был изъят из музея.

              14.07.2015 г. объявлено, что подписан контракт на эскизно-техническое проектирование серийного двигателя для ПАК ДА по уже согласованному техническому заданию со сдачей эскизного проекта в ноябре 2015 г. (источник).

              ТТХ НК-56:
              Диаметр входа в компрессор - 2050 мм
              Степень двухконтурности - 4.9
              Масса двигателя - 3340 кг
              Тяга взлётная - 18000 кг
              Тяга крейсерская - 3600 кг
              Степень повышения давления - 23-25,5
              Удельный расход топлива - 0,74 кг/кг в час
              Температура газов перед турбиной (Тг) - 1571 К



              Двигатель НК-56, фото 1980-х годов (обработано).



              ТТХ самолета:
              Масса - около 125000 кг
              Масса топлива - до 50000 кг
              Масса полезной нагрузки - не менее 30 т

              Дальность действия - 12500 км
              Радиус действия - 6000-9000 км (вероятно, с дозаправкой)
              Скорость максимальная:
              - 1.5-2 М (оценка, сверхзвуковой вариант)
              - 0.88М (оценка, дозвуковой вариант, источник)
              Скорость крейсерская - более 1 М (оценка, сверхзвуковой вариант)

              - высокоточные УАБ и КР малой дальности, в т.ч. противорадиллокационные (для прорыва ПВО противника);

              - ракеты "воздух-воздух" для самообороны, в т.ч. большой дальности (см.ниже).

              На самолете будут использоваться ракеты "воздух-воздух" и "воздух-поверхность" большой дальности. По состоянию на август 2013 г. часть ракет такого класса разработки корпорации ТРВ для вооружения ПАК ДА уже готовы (источник).


              Оборудование:
              БИУС, система управления вооружением Аванпроект интеграционнного комплекса БРЭО к аванпроекту ПАК ДА подготовлен ВНИИРА в 2011 г. (источник)
              Средства обнаружения и целеуказания Разработка РЛК для проекта ПАК ДА ведется НИИ приборостроения им.В.В.Тихомирова. 04 марта 2014 г. сообщается о завершении разработки аванпроекта РЛК и передаче его ОАО "Туполев", ожидается корректировка проекта после уточнения тенического задания (источник).
              Средства наблюдения
              Навигационный комплекс
              Комплекс радиосвязи
              Радиотехнические системы
              Система воздушных сигналов
              Общесамолетные системы
              Оборудование дозаправки
              Прочее

              - 2009 г. - проектируется, вероятно производство в ближайшие годы макетов или даже опытных образцов, не испытывался.

              - 2009 г. 22 декабря - командующий ДА ВВС России генерал-майор Анатолий Жихарев заявил, что ПАК ДА заменит "и дальние, и стратегические бомбардировщики, и ракетоносцы" Ту-160, Ту-95МС и Ту-22М3. так же заявлено, что новый бомбардировщик поступит на вооружение в 2025-2030 годгодах. Впервые заявлено о том, что ПАК ДА будет заменять в т.ч. и Ту-22М3, что косвенно подтверждает наше видение концепции ПАК ДА - сверхзвуковой всережимный стратегический бомбардировщик представляющий из себя что-то среднее между Ту-22М3 и Ту-160.

              - 2009 г. 23 декабря - в интервью ИА "Интерфакс" президент компании "Туполев" Александр Бобрышев заявил, что НИР по теме ПАК ДА завершатся в 2012 г. и КБ приступит собственно к НИОКР, которые завершатся в 2017 г. Всего планируется построить и принять на вооружение 100 шт в период до 2027 года.

              - 2010 г. - Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение подготовила информационно-аналитические материалы по системе вооружения ПАК ДА (годовой отчет КТРВ за 2010 г.).

              - 2012 г. 28 июня - в СМИ появились заявления Главкома ВВС генерал-майора Виктора Бондарева о том, что облик самолета уже сформирован и ведутся доработки тактико-технического задания.

              - 2013 г. 06 августа - главком ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев заявил сегодня СМИ, что перспективный Авиационный Комплекс Дальней Авиации (ПАК ДА) будет дозвуковым. Так же самолет будет нести больше вооружения и "более серьезного", чем, например, Ту-160. Предыдущий министр обороны России Анатолий Сердюков сообщал, что премьер Дмитрий Медведев принял решение о создании на территории Казанского производственного объединения имени Горбунова нового современного завода. Ожидается, что там будет производиться Ан-70, а в перспективе и ПАК ДА (источник).

              - 2013 г. 30 августа - главком ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев подтвердил СМИ, что ПАК Да Заменит в ВВС Ту-160 Ту-95МС и Ту-22М, а так же сообщил, что самолет будет вооружен в т.ч. гиперзвуковыми ракетами (источник).

              Ганин С.М., Карпенко А.В., Колногоров В,В,, Отечественные бомбардировщики (1945-2000). Часть 2. М. - С-Пб., ТМ - Бастион, 2001 г.

              Цымбалов А.Г., Стратегические бомбардировщики XXI века. // Независимое военное обозрение. 21.01.2005 г.

              http://www.naivix.com/mil/2010-07-15/, 2011 г.
              Чуйко В.М. Президент Ассоциации "Союз авиационного двигателестроения". 2012 г. (источник).

              Каталог

                ВОЗДУХ
                  Бомбардировщики / ударные самолеты
                    Тяжелые бомбардировщики
                    • Ту-64 (проект)
                    • Ту-4 - BULL
                    • ЕФ-140 (проект)
                    • Ту-80
                    • Ту-82 - BUTCHER
                    • Самолет 485 (проект)
                    • Ту-85 - BARGE
                    • Ту-95 - BEAR
                    • М-4 - BISON
                    • М-50 - BOUNDER
                    • Ту-160 - BLACKJACK
                    • М-60Б (проект)
                    • ПАК ДА (проект)
                    • Loading.
                    • Loading.
                    • Loading.
                    • Loading.
                    • Loading.
                    • Loading.
                    • Loading.
                    • Loading.
                    • Loading.
                    • Loading.
                    • Loading.
                    • Loading.
                    • Loading.
                    • Loading.
                    • Loading.
                    • Loading.
                    • Loading.
                    • Loading.
                    • Loading.

                    Последние комментарии

                    Вы думаете, чего и почему задержки с ПАК ДА - ответ прост - Пак Д. был избит Кокориным с Мамаевым. russians

                    Программа ПАК ДА: на полпути к успеху

                    С 2009 г. ПАО «Туполев» и другие предприятия отрасли вели работы по «Перспективному авиационному комплексу дальней авиации» (ПАК ДА). К настоящему времени проектные работы завершились, и программа переходит на новый этап. Теперь главной задачей ее участников является строительство опытного бомбардировщика для проведения испытаний.

                    Последние события

                    Не так давно, в начале прошлого года сообщалось об утверждении окончательного облика будущего ПАК ДА. Отечественные СМИ тогда утверждали, что уже появились документы, необходимые для строительства опытной техники. В декабре замминистра обороны Алексей Криворучко рассказал о готовности эскизного проекта, начале нового этапа работ, а также о запуске изготовления отдельных агрегатов опытного ПАК ДА.

                    26 мая информагентство ТАСС сообщило о запуске строительства опытного самолета. Информация об этом была получена от двух неназванных источников в оборонной промышленности. По данным одного из источников, к настоящему времени завершена разработка рабочей конструкторской документации; ее уже передали на производство.

                    Один из авиазаводов Объединенной авиастроительной корпорации получает необходимые материалы и теперь должен заняться изготовлением элементов планера. Второй источник ТАСС рассказал о начале сборки кабины. Также он отметил, что прототип бомбардировщика будет завершен в 2021 г.


                    Объединенная авиастроительная корпорация, фирма «Туполев» или министерство обороны официально не сообщали о запуске строительства ПАК ДА. Возможно, пресс-релизы такого рода появятся позже.

                    Ожидаемые сроки

                    К настоящему времени стали известны запланированные сроки выполнения основных этапов программы ПАК ДА. Еще в январе «Известия» получили доступ к одному из контрактов между Минобороны и ПАО «Туполев», оговаривающему создание средств спасения для нового бомбардировщика. В этом документе упоминаются сроки реализации различных работ.

                    Из контракта следует, что для проведения летных испытаний построят три опытных бомбардировщика. Предварительные испытания как всех систем, так и самолетов в целом начнутся в 2023 г. и продлятся до 2025-го. В начале 2026 г. стартуют государственные испытания. При их успешном завершении, уже в 2027 г. может состояться запуск серийного производства.

                    Параллельно со строительством опытной техники будет вестись отработка отдельных элементов. В частности, продолжаются работы по перспективному двигателю для ПАК ДА. В этом году планируется начать испытания изделия на стенде, а затем поднять его в воздух при помощи летающей лаборатории на базе самолета Ил-76. Точные сведения о разработке других бортовых систем и агрегатов пока отсутствуют.

                    Предполагаемый облик


                    Сообщается, что ПАК ДА будет представлять собой дозвуковой малозаметный бомбардировщик-ракетоносец, построенный по схеме «летающее крыло». Такая конструкция позволяет получить некоторый прирост характеристик в сравнении с существующими образцами дальней авиации. К примеру, максимальная продолжительность полета должна превышать 30 ч, а дальность без дозаправки достигнет 15 тыс. км.

                    По разным оценкам, с точки зрения конструкции ПАК ДА принципиально отличается от существующих дальних бомбардировщиков. Используются современные и перспективные материалы и технологии изготовления.

                    Специально для ПАК ДА разрабатывается новый турбореактивный двигатель. Разработка такого изделия ведется Объединенной двигателестроительной корпорацией с 2018 г. Этот двигатель должен будет обеспечивать продолжительный полет с высокой дозвуковой скоростью. Максимальная тяга – 23 тс. По разным версиям, в связи со значительной взлетной массой бомбардировщик получит четыре таких двигателя.

                    ПАК ДА должен нести перспективную авионику с открытой архитектурой. Это обеспечит получение нужных характеристик, а также упростит дальнейшие модернизации. В прессе сообщается об унификации аппаратуры ПАК ДА, Ту-22М3М и Ту-160М2. Также упоминается возможное использование сложного комплекса систем обзора, обеспечивающего наблюдение за всем окружающим пространством.

                    Имеющаяся информация о вооружении самолета весьма интересна, но не дает никакой конкретики. Официальные лица упоминали совместимость с существующими и перспективными авиационными вооружениями стратегического назначения. По боевой нагрузке он будет превосходить Ту-160. Возможно расширение номенклатуры боеприпасов за счет средств самообороны – ракет «воздух-воздух».


                    Имеют место и более смелые предположения. В околоавиационных кругах от ПАК ДА «в отдаленной перспективе» ожидают электромагнитное, лазерное и иное оружие на новых принципах. Насколько вероятно такое развитие событий и нужны ли такие системы дальнему бомбардировщику – отдельный вопрос.

                    Задел на будущее

                    Очевидно, что проект ПАК ДА создается с прицелом на несколько следующих десятилетий. Серийное строительство самолетов этого типа начнется только в 2027 г., а первые эскадрильи удастся сформировать лишь к началу тридцатых годов. Ввиду ограниченных темпов производства ПАК ДА изначально будут лишь дополнением к существующей технике разных типов.

                    Однако продолжение серийного производства позволит наращивать их долю и постепенно осуществлять модернизацию всего парка дальней авиации. Предполагается, что в первые годы службы ПАК ДА смогут заменить устаревающие самолеты Ту-95МС, близкие по летно-техническим характеристикам. Также ПАК ДА сможет взять на себя часть задач бомбардировщиков Ту-22М3 и Ту-160. И только в более поздний период возможна перестройка дальней авиации, в ходе которой ПАК ДА приобретет ведущую роль.

                    Учитывая сроки начала службы, можно предполагать, что ПАК ДА будут оставаться в строю, как минимум, до рубежа пятидесятых и шестидесятых годов. К этому времени современные образцы уйдут из эксплуатации, а им на смену придут новые разработки. В СМИ и на профильных ресурсах уже сейчас обсуждаются вопросы дальнейшего развития стратегических ракетоносцев – пока, впрочем, на уровне самых общих соображений.

                    Половина пути

                    От начала научно-исследовательских работ до запуска строительства опытного ПАК ДА прошло чуть более 10 лет – вполне нормальный срок для проекта такой сложности. Начатое строительство займет менее двух лет, после чего стартуют наземные и летные испытания. На проверку и доводку отводится еще четыре года. Если проект не столкнется с неожиданными трудностями, серийное производство удастся начать в 2027 г.

                    Таким образом, фирма «Туполев» и авиастроение в целом уже сделали достаточно много для создания перспективного самолета и будущего обновления дальней авиации. Однако не меньше предстоит сделать, чтобы имеющийся проект превратился в готовую технику, готовую к эксплуатации и службе.

                    Проект фактически находится на половине пути, и теперь наибольший интерес представляют два вопроса. Первый – удастся ли выполнить все запланированные работы в указанные сроки? И второй, более интересный для общественности, – когда точный облик ПАК ДА станет известен не только ограниченному кругу лиц с соответствующими допусками?

                    Стратегические бомбардировщики мелькают в прессе гораздо меньше истребителей. Хотя они и вызывают интерес, все же при прочих равных чаще мелькнет и ляжет в копилку новость о Су-57, чем о новом стратегическом комплексе ПАК ДА. Однако для защиты государства именно этот самолет имеет гораздо более важное значение, и ему стоит уделять гораздо больше внимания.


                    Су-57 является основным ньюсмейкером в негласном противостоянии новых авиационных комплексов. К нему проявляется огромный интерес. В тот момент, когда Турция говорит «о другом самолете» взамен возможной потери F-35, возникает идея о «Сухом».

                    Однако для России не менее важную роль играет перспективный комплекс стратегической дальней авиации. Ведь именно на него ляжет основная задача по сдерживанию потенциального противника.

                    История создания

                    15 февраля этого года стало известно о том, что разработчики успешно защитили проект т.н. «Изделия 80». А до этого, 29 января, главный конструктор ПАО «Туполев» Александр Конюхов сообщил, что ПАК ДА будет создан в ближайшие пять-семь лет.

                    Впервые информация о новом дальнем стратегическом бомбардировщике появилась в 2008 году – на тот момент на посту президента Владимира Путина сменил Дмитрий Медведев. Предполагалось, что новый перспективный комплекс должен сменить сразу трех стратегов – Ту-22М, Ту-95МС и Ту-160. Об этом в 2010 году говорил генерал-майор Анатолий Жихарев, командующий дальней стратегической авиацией. Тогда же он добавил, что в 2025-2030 годах предполагаемый новый бомбардировщик должен присоединиться к Военно-воздушным силам.

                    В 2013 году появились данные, что ПАК ДА должен быть построен по схеме летающее крыло. Максимальная взлётная масса предполагается в пределах от 130 до 145 тонн. Дальность полёта - около 15 тыс. км.

                    Новый комплекс будет оснащен четырьмя двигателями, которые, в свою очередь, будут развитием линейки двигателей Ту-160 НК-32. Мощность новой силовой установки даст прирост тяги примерно на 10 процентов. Также, возможно, в конструкции будут использованы наработки по Су-57: в частности, авионика.

                    По предварительным данным, разработчики «стратега» сосредоточились на малозаметности. В частности, все оружие будет размещено во внутренних отсеках.

                    Сам бомбардировщик, как ранее отмечалось, будет дозвуковым, в отличие от Ту-160. Однако он будет оснащен гиперзвуковыми ракетами, которые на данный момент находятся в разработке. Успехи России в разработке оружия такого типа заставляют США активно вкладываться в аналогичные разработки и соответствующие средства защиты.

                    В частности, в начале апреля стало известно, что американской корпорации Raytheon удалось защитить эскизный проект перспективной гиперзвуковой ракеты DeepStrike. Компания уже приступила к сборке образцов. Также США срочно модернизирует свою систему противоракетной обороны, вкладывая в ее развитие порядка 13 миллиардов долларов и пытаясь расширить свою группировку спутников наблюдения. Всего же программа может обойтись в 24 миллиарда.

                    Нельзя сказать, что путь перспективного авиационного комплекса выстлан лепестками роз. Еще в июне 2012 года Дмитрий Рогозин заявил, проект вызывает сомнения, и новый дизайн бомбардировщика может не понадобиться. Также, судя по речи Владимира Путина в тот же период, проект испытывал как технические, так и финансовые проблемы. Окончательно о запуске «проекта 80» было сообщено лишь в 2018 году.

                    Программа ПАК ДА важнее Су-57

                    Су-57 как серийная машина может вообще не увидеть свет или увидеть, но в ограниченном количестве. Изначально предполагалось, что будет закуплено всего 60 машин этого типа. Если сравнить ситуацию с США, то там в строй встанет более 2000 истребителей 5 поколения. Насколько эффективно даже самые лучшие истребители в количестве 60 единиц в мире могут противостоять сотням самолетов потенциального противника?

                    Для того, чтобы выставить хотя бы несколько сот самолетов, нужно наладить систему логистики и производства колоссальных масштабов. Для этого потребуются сотни миллиардов, а то и триллионы рублей.

                    Поэтому именно ПАК ДА могут стать приоритетными крыльями Российской Федерации. Когда встает вопрос «неприемлемого» для противника ущерба, новые способы и средства доставки способны создать необходимый паритет. Именно поэтому в России появился, например, «Посейдон». И именно поэтому ПАК ДА важнее Су-57.

                    Хотя вполне понятно, что у самолётов совершенные разные по своим масштабам боевые задачи. Но с точки зрения именно эффективного сдерживания потенциального противника важность программы ПАК ДА сложно переоценить.

                    Читайте также: