Главный конструктор пао камаз макаров евгений геннадьевич

Обновлено: 23.05.2024

Главным конструктором ПАО «КАМАЗ» – директором научно-технического центра блока заместителя генерального директора КАМАЗа – директора по развитию назначен 45-летний Евгений Макаров. С 23 сентября этого года Евгений Геннадьевич был официально назначен преемником Даниса Хадиевича Валеева, который находился на этом посту без малого четверть века, сообщают «Вести КАМАЗа».

Евгений Макаров родился в Казани. Камский политехнический институт по специальности «Автомобилестроение» окончил в 1996 году, получив специальность инженера-механика. Заочно в 2000 году окончил второй вуз – Казанский государственный технологический университет. В 26 лет стал кандидатом технических наук.

Трудовую деятельность на КАМАЗе начал после окончания КамПИ с августа 1996 года инженером-конструктором в бюро ведущих мостов КО трансмиссий. С 1998 по 2005 год работал на малых предприятиях города. Должность «главный конструктор» появилась в его трудовой книжке в 2003 году в период работы в ООО «КОМ-проект». В этом же качестве он работал в ООО «Клевер», откуда в декабре 2005 года вновь вернулся на КАМАЗ, в департамент проектирования автомобильной техники НТЦ заместителем главного конструктора по новым разработкам автомобильных агрегатов и спецтехники. С этого времени Евгений Геннадьевич руководит самыми главными проектами НТЦ, включая «Перспективные автомобили КАМАЗ» и «Реинжиниринг автопроизводства». Автор ряда патентов на промышленные образцы.

В 2014 году Макарову было присвоено звание «Почётный машиностроитель Минпромторга РФ», в 2015 году по итогам республиканского конкурса признан «Руководителем года».

У нового главного конструктора КАМАЗа широчайший круг интересов: он много читает, любит лыжи и садоводство. Женат, в семье растут два сына.

Первый кандидат на пост, который занимал Евгений Макаров до своего нынешнего назначения, – Игорь Валеев.

Данис Хадиевич Валеев (в этом году ему исполнилось 67 лет), обладатель многих почётных званий и ряда государственных наград, переходит на должность советника генерального директора ПАО «КАМАЗ».


Главный конструктор ПАО «КАМАЗ» Евгений Макаров стал победителем республиканского конкурса «Руководитель года 2020». Торжественная церемония награждения лауреатов конкурса, в которой принял участие Президент Татарстана Рустам Минниханов, состоялась в Казани.

Заслуги главного конструктора ПАО «КАМАЗ» ‒ директора Научно-технического центра Евгения Макарова отмечены в номинации «За цифровую трансформацию предприятия». Кандидатура этого руководителя была предложена компанией для участия в конкурсе на основании достигнутых результатов по разработке и успешному испытанию магистрального тягача КАМАЗ–54901 – перспективной модели премиум сегмента с принципиально новой кабиной пятого поколения КАМАЗ К5. Награду камазовцу вручил Премьер-министр РТ Алексей Песошин.

Конкурс «Руководитель года» ‒ хорошая возможность поблагодарить трудовые коллективы и их руководителей за вклад в экономику Татарстана. Об этом Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов заявил на церемонии награждения. Также он отметил, что, несмотря на сложности, связанные с пандемией, Татарстан сохраняет лидирующие позиции по многим социально-экономическим показателям. В республике реализуются масштабные программы и проекты, развивается социальная и транспортная инфраструктура.

«Мы завершаем 2020 год с большими потерями, особенно серьезно пострадала доходная часть бюджета. В то же время, есть отрасли, которые показали рост. Великолепно сработал «КАМАЗ», рост по нефтепереработке и сельскому хозяйству», ‒ подчеркнул Рустам Минниханов в рамках пресс-конференции, которая состоялась накануне.

Президент РТ поблагодарил руководителей предприятий, которые в сложной эпидемиологической и экономической обстановке сохранили занятость и не допустили массовых увольнений. «Ряд организаций оперативно развернули выпуск одноразовых масок и других средств защиты, смогли нарастить производство дезинфицирующих средств. Многие предприятия активно поддержали медицинских работников и население: в медучреждения на безвозмездной основе передавались средства индивидуальной защиты», ‒ отметил Рустам Минниханов.

Вы успешно подписались на новостную рассылку, но её нужно подтвердить, мы выслали вам на указанный E-Mail письмо со ссылкой для подтверждения.

Главный конструктор ПАО «КАМАЗ» ‒ директор НТЦ Евгений Макаров уже во второй раз стал лауреатом республиканского конкурса «Руководитель года». По итогам 2020 года – в номинации «За цифровую трансформацию предприятия», в 2015 году – «За достижения в инновационной деятельности». О том, какие задачи стоят перед главным конструктором, какими решениями он гордится, о перспективных проектах и кадровом вопросе узнали корреспонденты «Вестей КАМАЗа».

– Евгений Геннадьевич, поздравляем с наградой «Руководитель года-2020»! Расскажите, какими качествами должен обладать современный успешный руководитель?

– Спасибо за поздравление. Мир постоянно меняется, он динамичен, и привычные методы, если придерживаться только их, могут привести к некоторой стагнации. Нужно уметь быстро менять и себя, и своих сотрудников. И важно умение выстраивать отношения так, чтобы коллектив стал целостной командой. Надо уметь слышать советы своих же сотрудников, учитывать их мнение, уметь извлекать дополнительную информацию. Я надеюсь, что умею слушать и принимать правильные решения.

– Награду вы получили в номинации «За цифровую трансформацию предприятия». Что конкретно было представлено на конкурс?

– В НТЦ реализуется большое количество проектов, и каждый из них уникален и интересен. В 2020 году акцентом были автомобили К5, и ещё мы сформировали оригинальное построение структуры состава автомобиля, которое назвали «модульное построение состава». Система управления составами работает в зависимости от тех или иных опций и автоматизированно конфигурируется в автомобиль согласно выбранным параметрам.

– Какими разработками гордитесь лично вы?

– Как раз эта структура далась непросто, за ней стоит огромная работа в целом всего коллектива НТЦ. На базе модульных структур сформированы составы автомобилей поколений К4 и К5. Наверное, эти проекты более значимы для меня. Поколение К5 замышлялось как подключенный к общей системе автомобиль. Мы можем отслеживать, какие проблемы возникают с машиной, и своевременно предупреждать владельцев о необходимости посетить сервисный центр. Мы разработали программный модуль, который может провести оценку качества вождения и подсказать водителю, как он должен действовать, чтобы снизить расход топлива. Наши клиенты позитивно отзываются о работе этой системы. На тестовом маршруте Набережные Челны – Казань КАМАЗ-54901 при полной загрузке расходует 26 литров топлива на 100 км. Это достаточно хороший показатель, и мы в числе лидеров.

Сейчас самосвалы поколения К5 проходят тестовую подконтрольную эксплуатацию, а затем поступят в серию


– Блок развития и в частности НТЦ – это мозг компании. Всегда интересно, как создаются современные конкурентоспособные автомобили.

– Автомобиль сам по себе не несёт никакой ценности. Ценность несёт та работа, которую он выполняет. Поэтому нужно понять, для чего автомобиль, для какого клиента. Для этого изучаются тенденции на рынке, имеющиеся требования к автомобилям. Создавая К5, мы ориентировались на снижение расхода топлива, увеличение межсервисного интервала до 120 тыс. км пробега, на безопасность транспортных средств. А остальное – это рутинная работа.

– Учитывается ли на уровне конструктора стоимость будущего автомобиля?

– Мы реализовали систему, которая позволяет осуществлять проектирование по заданной стоимости. Не всё получается с первого раза, но это и есть итерационный процесс – разрабатывая, конструктор имеет возможность увидеть стоимость разработанного узла и сопоставить её с целевой, что мотивирует на улучшения. Так или иначе, ставим перед собой цель при высоком качестве автомобиля достичь значения по минимизации его стоимости.

– Через какое время затраты на разработку и создание К5 окупятся?

–В течение пяти-семи лет после старта серийного производства 54901, то есть с 2020 года.

– КАМАЗ-54901 проходил тестовую подконтрольную эксплуатацию в транспортных компаниях. Будет ли продолжена такая практика с другими моделями?

– Мы начинаем передачу самосвалов К5. Для нас очень важны отчёты потребителей – проверяя автомобиль в реальных условиях, есть шанс внести улучшения в конструкцию. Например, первые автомобили К5 мы формировали с двумя топливными баками, суммарная ёмкость составляла 1400 литров. Поступило пожелание оставить один бак, при этом установить холодильник, чего раньше в базовом исполнении не было. В результате сформировали такую комплектацию КАМАЗ-54901, она уже продаётся и, думаю, станет самой массовой.

– У «КАМАЗа» была программа инновационного развития на период до 2020 года. Всего ли удалось достичь?

– Мы справились и вывели на рынок автомобили поколения К5. В 2021 году стоит задача расширить модельный ряд. Разработано уже несколько десятков моделей, все они на завершающей стадии доводки. Будем развивать грузовой электротранспорт. В первую очередь это небольшие грузовички для выполнения развозных работ.

Программа расширения модельного ряда К4 на газовом топливе тоже реализована. Это модели КАМАЗ-5490 с компримированным газом, сжиженным природным газом, а также модель с их комбинацией, есть модель для перевозки опасных грузов. В прошлом году мы активно их продавали. Но от К4 будем уходить, для этого и создавался К5. Полная смена произойдёт на рубеже 2023–2024 годов.

КАМАЗ-54901 – это действительно многоликий автомобиль. Начинали с дизельной версии, в настоящее время на испытаниях находятся ещё три: газовая, газодизельная и «Евро-6».

Ещё одна перспективная версия – High Tech, это седельные тягачи 54901 с максимальной комплектацией. Так мы решаем несколько задач: уровень комфорта, повышение безопасности за счёт ADAS-системы, снижение топлива путём установки двигателя до 550 л.с., на ветровом стекле появится камера, в облицовке буфера – радар. Версию High Tech планируется показать на «Комтрансе-2021», а с двигателем «Евро-6» – в 2023 году.

Следом идёт поколение К6. Образ уже есть, он активно обсуждается. У него серьёзные отличия от К5.

– Какова перспектива легкового автомобиля «КАМА-1»?

– В поле зрения он тоже присутствует, но решение о реализации проекта должно приниматься на уровне Правления ПАО «КАМАЗ».

Идёт работа над дизайном руля для нового автомобиля


– Что будет с беспилотниками?

– Это направление непрерывно развивается. Система (например, ADAS) может быть встроена на широкую линейку транспорта – начиная от грузового автомобиля и заканчивая электробусом. Различают пять стадий развития систем автономного движения, мы работаем параллельно по всем, и уже скоро продемонстрируем на рынке автомобили с вмонтированными на борту системами первого и второго уровня.

– Что ожидает наших «ветеранов» – автомобили поколений К1, К2, К3?

– Это условное разделение. На самом деле все они строились на базовой модели, с годами вносились улучшения, проводилась модернизация. Сейчас широко используется каркас К3, например, в коммунальном и сельском хозяйствах, где вполне достаточно этого решения, в том числе и с экономической точки зрения. К3 будет выпускаться до 25–26 годов.

– В НТЦ сложилась хорошая традиция – воспитывать будущие кадры со студенческой скамьи…

– На последних курсах обучения студенты проходят практику в НТЦ и, получив диплом, практически 100% из них трудоустраиваются. Но к нам могут устроиться не только они, мы заинтересованы в грамотных, инициативных, неравнодушных сотрудниках. Для реализации перспективных направлений в автомобилестроении нам нужны электрики, электронщики, специалисты по программированию.

Пример успешной работы молодых работников службы главного конструктора – победа в WorldSkills Russia-2020


В Казани состоялась Торжественная церемония награждения лауреатов Республиканского общественного конкурса «Руководитель года» с участием Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова.

Конкурс «Руководитель года» - хорошая возможность поблагодарить трудовые коллективы и их руководителей за вклад в экономику Татарстана. Об этом Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов заявил на церемонии награждения. В мероприятии приняли участие Государственный Советник РТ Минтимер Шаймиев, Председатель Государственного Совета РТ Фарид Мухаметшин, Премьер-министр РТ Алексей Песошин.

Рустам Минниханов отметил, что, несмотря на сложности, связанные с пандемией, Татарстан сохраняет лидирующие позиции по многим социально-экономическим показателям. В республике реализуются масштабные программы и проекты, развивается социальная и транспортная инфраструктура.

«Мы завершаем 2020 год с большими потерями, особенно серьезно пострадала доходная часть бюджета. Это и снижение цен на нефть, и ограничения добычи согласно ОПЕК+, и снижение спроса на нашу продукцию. В то же время, есть отрасли, которые показали рост. Великолепно сработал «КАМАЗ», рост по нефтепереработке и сельскому хозяйству», - подчеркнул Президент Татарстана в пресс-конференции, которая состоялась накануне.

Президент РТ поблагодарил руководителей предприятий, которые в сложной эпидемиологической и экономической обстановке сохранили занятость и не допустили массовых увольнений. «Также ряд организаций оперативно развернули выпуск одноразовых масок и других средств защиты, смогли нарастить производство дезинфицирующих средств. Многие предприятия активно поддержали медицинских работников и население: в медучреждения на безвозмездной основе передавались средства индивидуальной защиты», - отметил Рустам Минниханов.

В номинации «За цифровую трансформацию предприятия» награду получил Евгений Макаров – главный конструктор ПАО «КАМАЗ» ‒ директор Научно-технического центра. Компания выдвинула Евгения Макаров на конкурс за разработку и успешное испытание магистрального тягача КАМАЗ–54901 – перспективной модели премиум сегмента с принципиально новой кабиной пятого поколения КАМАЗ–К5. Награду камазовцу вручил Алексей Песошин.


В традиционном камазовском конкурсе лучшим изобретателем по итогам 2021 года стал главный специалист подвесок и осей – руководитель группы конструкторского отдела агрегатов шасси НТЦ Айдар Зиятдинов. Он – автор 81 патента, и победа такого уровня у него уже третья: он был лучшим в 2015 и 2016 годах.

Зиятдинов окончил Камский политехнический институт по специальности «Гидравлические машины, гидропривод и гидропневмоавтоматика». Выбор был осознанным. В 2007 году устроился на работу в Научно-технический центр. Начинал с должности инженера-конструктора в подразделении главного конструктора по автомобильным агрегатам и спецтехнике, а сейчас, спустя 15 лет, – руководитель группы подвесок в конструкторском отделе агрегатов шасси в службе главного конструктора по автомобильным агрегатам.

– Мое первое изобретение – «Передняя подвеска транспортного средства» в 2013 году, – вспоминает сотрудник компании. – Идея подачи заявки на изобретение появилась после того, как я разработал переднюю подвеску автобусного шасси для «Маркополо». Получив одобрение от Роспатента на свой первый патент, я понял, что на этом останавливаться нельзя.

Сейчас у него 81 изобретение. В основном они касаются передней и задней подвесок шасси автомобиля КАМАЗ. Также Айдар Зиятдинов работал над выводом узлов подвески на мировой уровень, над увеличением работоспособности узлов, их ремонтопригодностью и самое главное – над созданием комфортности для водителя, пассажира и удобства для перевозки грузов.

– Самые значимые патенты, полученные в 2021 году, с моей точки зрения, – это «Механизм блокировки системы подрессоривания автомобиля» и «Стойка стабилизатора поперечной устойчивости». Оба внедрены на автомобильном заводе, – делится новатор. – Думаю, именно они сыграли весомую роль в моей победе в конкурсе «Лучший изобретатель». Если же выбирать из этих двух, то я предпочитаю стойку. Почему? Помнится, что перед разработкой и выпуском автомобилей КАМАЗ поколения К5 руководство компании поставило перед нами задачу: вновь разрабатываемые грузовики должны быть конкурентноспособными. В подвеске автомобилей поколений К3 и К4 самым слабым местом был низкий ресурс резиновых изделий стабилизатора поперечной устойчивости (СПУ). Конкуренты на тот момент уже применяли СПУ на сайлентблоках, поэтому и нам на К5 необходимо было как минимум их установить. Естественно, мы не применили сайлентблоки зарубежных фирм, а разработали свои.

Изобретатель не планирует останавливаться на достигнутом. Говорит, что еще много работы предстоит в плане усовершенствования комплектующих по подвеске автомобиля КАМАЗ.

Читайте также: