Главный конструктор поткин владимир иванович

Обновлено: 14.05.2024

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Про перспективные танки 90-х.

Читаю вот книгу (спасибо А. Хлопотову) воспоминаний про конструктора В. Поткина и немного удивляюсь. Воспоминания Э. Вавилонского в основном даже не про Поткина (главный конструктор УКБТМ), а про представлявшего ХКБМ Ю. Апухтина, точнее критика его воспоминаний (ПОСЛЕДНИЙ РЫВОК СОВЕТСКИХ ТАНКОСТРОИТЕЛЕЙ (дневник участника разработки танка «Боксер»)).
И что-то мне говорит, что мнение Вавилонского далеко от объективности. Хотя, думаю, Ю. Апухтин сам может на это ответить.
Меня же интересует один вопрос - чего же создав такой шикарный ТИУС в УКБТМ в конце 80-х - самом начале 90-х он куда-то пропал и не показывается все эти 28 лет?
Вот это и есть пример «правильного» ТИУС-В -



Фрагмент отображаемой информации на дисплее пульта водителя ИУС-В

Что-то не вижу в такой логике ТИУС никаких преимуществ, просто большой спидометр и указатель температуры масла.
Кроме того в отрывке весьма интересный момент про 6ТД как единый двигатель для Харьковских и Тагильских танков. Но вот поздно уже было для такого решения.

.
Долгие годы все руководство ХКБМ, включая главного конструктора Н.А. Шомина, слепо верило Апухтину, что тот стоит на верном пути в создании ТИУС для перспективного танка. Любые задержки в выполнении работ он мог объяснить сложностью стоящих перед ним проблем.

Организация работ по ТИУС, основанная на изолированности отдела и его замкнутости, плохом знании основ электроники в других отделах, вначале создали в КБ ореол исключительности подразделения Апухтина, находившегося много лет вне критики администрации.

Но шло время, ХКБМ приступило к выполнению работ по созданию перспективного танка в рамках ОКР «Боксер», а работы по ТИУС пришлось перевести на этап НИР.
По состоянию на 10 июля 1990 года ни одно ТЗ на алгоритмы, разработанные в отделе Апухтина, не имело согласующих подписей на титульном листе.

Из этого следовало, что отработанных образцов ТИУС еще долго не видать. Такая же картина наблюдалась нами и в части создания пультов ТИУС. Они многократно перекомпоновывались.

Окончательную конструкцию пультов нам не предъявили. Бросалась в глаза плохо продуманная организация рабочего места механика-водителя харьковского изделия «477А» в сравнении с изделием «187». Например: – У «Броши-1» на пульте водителя были расположены 34 индикатора, рассредоточенные по всей площади пульта водителя!

Всю информацию для механка-водителя на изделии «187» ИУС-В выводила только на экран дисплея;

– В харьковском ТИУС информация, снимаемая с температурных датчиков, выводилась на экран дисплея в цифровом виде, а в ИУС-В – в графическом. Цифровая индикация неудобна в работе, поскольку из-за мелькания цифр плохо запоминается и не позволяет определять скорость изменения измеряемого параметра;

– В яркий солнечный день при положении водителя «по-походному» в харьковском танке информация на экране будет не видна, поскольку яркость свечения в два раза ниже (100…130 канделл/м2), чем в ИУС-В, а цвет свечения – оранжевый.
Яркость свечения выводимой на экране дисплея ИУС-В информации – 250…300 канделл/м2, цвет свечения – зеленый;

– Экран дисплея «Брошь-1» перенасыщен информацией. На нем постоянно высвечивались четыре параметра, а «по вызову» – четырнадцать параметров одновременно!

Но было уже поздно. Апухтин был сломлен неудачами. У него отбирали куски работ, как неоправдавшего надежды многих руководителей. Его ругали все от заместителя главного конструктора до заместителя министра обороны.

А в результате нашей совместной работы с харьковчанами было принято согласованное решение принять для последующей разработки единое МТО с харьковским двигателем 6ТД-2, но со всеми танковыми системами двигателя, созданными тагильчанами.

Кроме того, новый генеральный конструктор ХКБМ Михаил Демьянович Борисюк без колебаний принял для изделия «477А» в качестве базового комплекса ИУС-В, созданную уральскими конструкторами. Для меня эти решения были двойной радостью, как для специалиста по силовым установкам и менеджера по проведению работ в части ИУС.
К сожалению, из-за распада СССР эта интересная работа не получила дальнейшего развития.
Но вернемся к делам УКБТМ. Начиная с 1990 года особой «фишкой» для демонстрации достижений УКБТМ стал обязательный показ высокопоставленным руководителям информационно-управляющей системы в действии.
27 апреля 1990 года Уралвагонзавод посетил Президент СССР М.С. Горбачев
со своей супругой [74].

Читателю может показаться, что я излишне подробно рассказал о работе, в которую был вовлечен В.И. Поткиным. Но эти вопросы никогда не освещались в печати и могут быть полезны для историков военной техники. А сделанная попытка бывшего начальника отделения ХКБМ Ю.М. Апухтина унизить уральских конструкторов потребовала моих доказательных комментариев.

А вскоре наступил худший период 1990-х годов, когда инженеры оборонки начали искать любые способы заработка на стороне.
И отдел № 8 СКБ «Ротор» в прежнем составе перестал существовать.
Работы по ИУС-В возобновились только через несколько лет благодаря настойчивому требованию и энергичным действиям В.И. Поткина.

Э.Б. ВАВИЛОНСКИЙ
(начальник отдела силовых установок, ведущий конструктор отдела нового проектирования УКБТМ. С 2007 г. – на пенсии)
Источник - ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКТОР ВЛАДИМИР ПОТКИН. ТАНКОВЫЙ ПРОРЫВ. Сборник статей. – Нижний Тагил: ООО Рекламно-издательская группа «ДиАл», 2013.

Т-90 или «Владимир» — российский средний и основной танк. Сокращённо ОБТ Т-90. Есть его модификации Т-90 С, Т-90 МС.

Конструктором этого танка стал Владимир Иванович Поткин, именно он предложил модернизировать тогда устаревший танк Т-72. По сути дела этот танк является глубокой модернизацией танка Т-72 Б. На его платформе есть и «Терминатор» — российская боевая машина огневой поддержки, предназначенная для действия в составе танковых формирований с целью поражения противотанковых средств противника: для эффективного подавления живой силы противника, оснащённой гранатомётами, противотанковыми комплексами, стрелковым оружием; есть также возможность поражать на ходу и с места танки, БМП, дот, дзот и другие высокозащищённые цели.

Когда разрабатывался данный образец получил название «Объект 199», которое является индексом ГАБТУ, присваиваемым только на время испытаний.

По моему он является самым манёвренным и хорошо защищённым, перенял все качества танка Т-90. Работы по БМПТ начались ещё в середине 1980-х годов, первый вариант машины был создан в ЧТЗ, на базе танка Т-72А (ничего общего с современной машиной не имеет), также в разработке принимало участие Омское КБ. Созданию БМПТ предшествовала разработка на рубеже 1980—90-х годов специализированных боевых машин — «танков для пограничных войск».

ПТУР типа «Атака» 9М120-1 (УР 9М120-1Ф, 9М120-1Ф-1) с лазерной системой наведения (четыре УР на ПУ башни);

В 2002 году на машине было установлено уже две 30-мм пушки 2А42 и КУВ «Атака-Т». Причиной отказа от малокалиберных пушек калибром больше 30 мм стали:

Резкое сокращение боекомплекта и боевой скорострельности боевого модуля — повышение калибра на 10 мм влечет сокращение боезапаса в 1,5 раза;

Отсутствие в Российской Федерации на тот момент отработанных технических решений автоматической подачи и зарядки пушки калибром больше 30 мм;

Увеличение массогабаритных показателей вооружения при возрастании калибра;

Отсутствие унифицированной номенклатуры боеприпасов калибра больше 30-мм.

За время государственных испытаний два опытных образца БМПТ прошли около 10000 км, произвели несколько тысяч выстрелов из штатного вооружения и несколько десятков пусков ПТУР. Государственные испытания успешно были завершены в 2006 году[10], а в 2008 году состоялась защита диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук сотрудником 38 НИИИ МО РФ к.т. н. Парфеновым Евгением Ивановичем на тему «Обоснование и оценка технического облика машины для поддержки танков (БМПТ)».

Вернёмся к танку Т-90. К разработке нового танка специалисты УКБТМ приступили согласно постановлению ЦК КПСС и Совета министров СССР № 741—208 от 19 июня 1986 года. Первые корпуса были изготовлены в апреле 1988 года. Конструкторы, по словам Владимира Поткина, вложили в неё полный опыт боевых испытаний и войсковой эксплуатации танков Т-72. «Объект 188» разрабатывался параллельно со значительно более совершенным экспериментальным танком «Объект 187», оба объекта проходили по программе доведения танка Т-72Б до уровня Т-80У\УД. Бронирование Т-72Б поздних серий (образца 1989 года) соответствовало данному уровню, а главным недостатком являлось отсутствие автоматизированной системы управления огнём. Очень простой и надёжный прицельный комплекс 1А40-1 уже не обеспечивал современных требований, предъявляемых к танкам. Для увеличения огневой мощи танка планировалось установить на него новую СУО. Решением стало установка комплекса управления огнём 1А45 «Иртыш», отработанного на танках Т-80У и Т-80УД. Его доработали для функционирования совместно с автоматом заряжания танка Т-72. Доработанный комплекс получил обозначение 1А45Т. Комплекс управляемого вооружения 9К119 «Рефлекс» позволил увеличить дальность огня до 5000 м по целям, движущимся со скоростью до 70 км/час. В отличие от Т-72Б «Объект 188» мог стрелять ракетой на ходу со скоростью до 30 км/час. Впервые в мире на машине был установлен комплекс оптико-электронного подавления ТШУ-1. Разработчики защиты пришли к выводу, что самый лучший способ отражения «умных» боеприпасов — вообще не допускать их попадания.

Вооружение танка состоит из лазерного канала управления с баллистическим вычислителем, блока автоматики и выстрелов с управляемыми ракетами для танковой пушки. Выстрелы с управляемыми ракетами, марки 3УБК14 или 3УБК20 , имеют те же габариты, что и стандартные 125-мм артиллерийские выстрелы и состоят из твердотопливной ракеты и уменьшенного метательного заряда, необходимого для придания начальной скорости ракете, а также обеспечения отката пушки и открытия её затвора после выстрела.

Вспомогательное вооружение Т-90 состоит из спаренного пулемёта, зенитной пулемётной установки и личного оружия экипажа. В спаренной с пушкой установке размещается 7,62-мм пулемёт ПКТ или ПКТМ . Боекомплект пулемёта состоит из 2000 патронов в восьми лентах по 250 штук, боевая скорострельность составляет около 250 выстрелов в минуту. Зенитная пулемётная установка размещается на крыше башни на командирской башенке и представляет собой дистанционно наводимый автономный 12,7-мм пулемёт, НСВТ «Утёс» на танках первых выпусков или 6П49 «Корд» — на поздних машинах. Наведение пулемёта в горизонтальной и вертикальной плоскости осуществляется при помощи электромеханического привода. Боекомплект пулемёта составляет 300 патронов в двух лентах по 150 штук .

Экипаж состоит из трёх человек .

Он поставлялся на экспорт таких стран как Ирак, Индия, Перу, Казахстан, Алжир, Сирия.

После смерти Владимира Ивановича Поткина, главного конструктора танка, решением правительства Российской Федерации Т-90 было присвоено словесное название «Владимир». В период с 2001 по 2010 годы Т-90 стал самым продаваемым на мировом рынке новым ОБТ.

То, что танк Т-90 и его модификации лучший в своём роде согласны не все, но то как некоторые страны его пытаются копировать или перенимать его технологические особенности говорят об обратном!

Вот некоторые примеры.

Иранский танк Karrar-"Атакующий". Полностью пожож на Т-90 МС.

С некотрыми изменениями этот танк повторяет контуры нашего танка и по мнению иранских военных он полностью превосходит наш аналог, но это мнение разделяют не все военные специалисты. Как озвучивали в некоторых СМИ на этом танке стоят некоторые системы уже устаревшие на сегодня, а всё почему, а потому, что иранские разрамотчики хотели тоже получить более или менее затратную боевую машину. Ниже в описании вы можете увидеть все его плюсы и минусы.

Судьба Т-90, несмотря на его текущую популярность и успешность на мировом рынке, была не самая простой и в трудный для страны период 90-х мог попасть на полку как еще один и возможных проектов .
Но это не произошло и это очень даже хорошо!
Начнем с названия, почему же он танк «Владимир»?
А назван о так в честь главного конструктора Владимира Ивановича Поткина.
В 1986 г. Согласно постановлению ЦК, были начаты работы по модернизации танка Т-72 и уже через 2 года были выпущены первые образцы " Объекта 188 ". И получил свое кодовое название как "Объект 188"

Задачей КБ являлось не просто модернизировать танк до современного уровня, но и включить в конструкцию весь опыт боевого применения танка. А именно: устранить все недостатки танка Т-72, которые были выявлены в боевых условиях!
Не простая задача!
Одним из главных недостатков танка Т-72 являлась устаревшая система управления огнем (СУО). На тот момент стояла надежная 1А40-1. Однако эффективность этого прицельного комплекса была уже не на том же уровне и её применения было невозможным.

Для решения этой проблемы за основу было взято СУО «Иртыш» 1А45, который отлично справлялся со своими задачами на танках Т-80У. Комплекс этот получил название 1А45Т
Доработанный комплекс позволял вести огонь на расстоянии до 5000м в движущуюся мишень со скоростью до 70 км/ч.

Главным достижением в новом танке являлось применение первой в мире системы оптико-электронного подавления ТШУ. Главной причиной применения нового комплекса было то, что КБ было решено не увеличивать броню до безумных характеристик, а вовсе исключить попадание ракет противника! Что для того времени — гениально

Успешные испытания танка закончились в 1989 г. и было принято решение о том, что необходимо произвести запуск танка в серийное производство. Однако исторические события того времени, а именно: развал СССР и выводы боевого применения танка Т-72 в операции «Буря в пустыне» не позволили приступить к производству танка.
Лишь в 92-м Ельциным принято решение о необходимости производства данного танка, а главной причиной запуска, стало желание руководства страны иметь «первый танк РФ». хотя это и не являлось таковым!
Производство началось, однако из-за малого финансирования Армии в период с 92 по 98 год было выпущено лишь 120 танков. И только после подписания контракта с Индией о поставке новых танков в 2001 году, их выпуск стал увеличиваться. После чего в 2004 году танк был модернизирован, получив название Т-90А. Всего в период с 2004 года по 2011 было выпушено 450 танков.
О том, какие изменения были включены в танк Т-90А мы обязательно поговорим в следующих статьях!
Вот такая интересная и непростая судьба была у «Объекта 188»

А на этом у меня все!
Статья была интересна. Ставьте лайк и подписывайтесь на канал.
До скорых встреч!

Владимир Иванович ПОТКИН (21 января 1938, с. Калманка, Алтайский край, РСФСР, СССР — 13 мая 1999, Нижний Тагил, Свердловская область, Россия) — советский конструктор танков, создатель современного российского танка Т-90,лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники,звание "Заслуженный изобретатель СССР". Автор 13 свидетельств и 4 патентов на изобретения.

Владимир Поткин родился 21 января 1938года в с. Калманка Алтайского края. Жил на Алтае недолго, в первый класс он пошёл уже в новосибирскую школу № 49. Окончив её, поступил в Ташкентское танковое училище. После учебы Поткин семь лет командовал взводом — сначала в одной из частей группы советских войск в Германии, потом — в Симферополе. С 1965 по 1970 годы слушатель Военной академии бронетанковых войск, военный инженер-конструктор. Службу в войсках Поткин закончил в должности заместителя командира батальона по технической части.

Владимир Иванович принимал участие в модификации танка Т-72. В 1987 году назначен главным конструктором и начальником Уральского КБ транспортного машиностроения. Создатель танка Т-90, принятого на вооружение российской армией в 1993 году.Решением правительства РФ танку Т-90 присвоено имя "Владимир".

Одновременно под его руководством на Уралвагонзаводе разработаны и внедрены в производство универсальный малогабаритный погрузчик ПУМ-500, экскаватор одноковшовый универсальный гидравлический на гусеничном ходу ЭО-5126, экскаватор гидравлический полноповоротный на колесном ходу ЭО-33211. В апреле 1999г.был подписан контракт,предусматривающий испытания в Индии 3 танков Т-90 (сумма заключенного котракта составила 1 миллиард долларов).

Владимир Иванович Поткин скоропостижно скончался от сердечного приступа за своим рабочим столом утром 13 мая 1999 года. Похоронен на кладбище «Пихтовые горы". Посмертно награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" lll степени. В честь Владимира Поткина назвали улицу в Нижнем Тагиле,на доме,где жил конструктор в Дзержинском районе установлена мемориальная доска.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

21 января 1938 г. В. И. Поткин


Участвовал в раз­работке транс­миссии и ходовой части танка Т-72; под его руковод­ством были соз­даны и поставлены на серийное производство танк Т-90 (1992) и его модификации — танки Т-90К (1994), Т-90С (1997), инженерная ма­шина разграждения ИМР-2МА (1997) и брони­рованная машина разминирования БМР-3М (1999).

Recent Posts from This Journal


22 июня 1978 г. на вооружении принят Т-80Б

Приказом Министра обороны СССР № 0114 на вооружение Советской Армии был принят танк Т-80Б. Разработан конструкторским бюро Ленинградского…


22 Июня 1979. На вооружение был принят танк Т-72А

Приказом Министра обороны СССР № 9103 на вооружение Советской Армии был принят танк Т-72А. Разработан Уральским конструкторским бюро транспортного…


21 июня 1954 г. ТО-54

ТО-54 был принят на вооружение приказом министра обороны СССР от 21 июня 1954 г. Серийное производство огнеметных танков было организовано на…

PZH 2000

· 30 км – дальность действия при стрельбе стандартным для стран НАТО боеприпасом и > 40 км – снарядом с формой основания,…


16 июня 1961 г. На вооружение принят РПГ-7


Южнокорейские танки завоевывают рынки

Действительно сбалансированная высокотехнологичная и современная машина, в отличие от всевозможных «Армат» уже в серии и хорошо…


M60A3 PI TANK PROGRAM

IN 1969, A SENIOR OFFICER MATERIEL REVIEW BOARD RECOMMENDED THAT THE M60A1 TANK BE PRODUCT IMPROVED. FIGURE 3 SHOWS THE PROGRESS WE HAVE MADE SO FAR…

Читайте также: