Главный конструктор владимир поткин танковый прорыв

Обновлено: 17.04.2024

В конце 90-х, обучаясь в ВУЗЕ мне, довелось пройти обучение на Военной кафедре по специальности командир танка. Так в ходе обучения наши отцы командиры утверждали, что основным танком для войны против НАТО и США рассматривался, именно Т-64 , а гордость российского танкопрома – Т-72 , это машина для туземцев, лишённая многих полезных систем и прежде всего инновационного двигателя 5ТДФ.

Нужно сделать оговорку о том что на эту тему идут жаркие споры, конца и края которым не видно. Вероятно, тем кто учился по аналогичной специальности в России на танке Т-72, говорили то же самое, только про конкурирующую машину. Но я как говориться, за что купил, за то и продал. Правда в подтверждение моих слов есть ещё один неоспоримый факт – Западные округа СССР были укомплектованы как раз Т-64, затем эти танки, кстати, перекочевали в армию независимой Украины.

Кроме этого, разработчик Т-64 – ХКБМ им. Морозова, считался в СССР головным конструкторским бюро по разработке перспективной бронетехники, и естественно, именно, это бюро первое начало работы по танкам 4-го поколения , и вероятно, если бы СССР не развалился, то аналог современной Арматы , появился бы на много раньше, где-то в 90-х, тем более что работы в этом направлении велись ещё с конца 70-х годов.

Работы по новому харьковскому танку официально велись с начала 1980-х годов под руководством Н.А. Шомина, главного конструктора ХКБМ. Инициативные же работы по новому среднему танку 80-х годов НСТ-80 начались еще раньше, с 17.08.1977 года, когда была сформирована группа конструкторов утвержденная Н. А. Шоминым.

Компоновку перспективного танка была представлена двумя проектами – разрабатываемый Е. А. Морозовым с конца 70-х годов двухместный «Объект 490» и «Объект 490А» с экипажем три человека, низкопрофильной башней и вынесенным вооружением, разработку которого отстаивал Ковалюх Вадим Романович, возглавлявший в КБ отдел систем вооружения, заместитель главного конструктора ХКБМ.

Компоновка «Объект 490» Е. А. Морозова имела рискованное и требующее дальнейшей проработки решение, связанное с экипажем, состоящим из двух человек, что повышало требования к информационному обеспечению и средствам управления, при этом решения по автомату заряжания были лаконичные и не вызывающие проблемных вопросов. В танке «Объект 490А» несмотря на относительную простоту компоновки делалась ставка на еще не отработанные и требующие затрат времени на доводку перспективные решения по боекомплекту, связанные с зарядами изменяемой формы (ЗИФ).

Компоновка

29.01.83. Был с Ковалюхом на деревянном макете машины с вынесенной пушкой, наводчик и командир сидят рядом. Посидел внутри и почувствовал, что вариант компановки, по всей видимости, получится. Бершов и Ковалюх почему-то считали, что я решу все вопросы по размещению аппаратуры. На макете я увидел, что ошибался в пультах управления. Их надо делать по-другому! Необходима единая панель, многие органы управления можно делать общими для обоих операторов - это обеспечивает размещение операторов рядом.

4.11.83. Документация на макет изделия почти вся выдана. Сделали деревянный макет, нашли много недостатков, нашу аппаратуру размещать практически негде. Говорил с Ковалюхом, он начал доказывать, что все будет обеспечено, но, на мой взгляд, необходимо просмотреть еще варианты компоновки.

Танк имел низкопрофильную башню с вынесенным вооружением, водитель располагался слева (по ходу танка), справа от него размещался внутренний запас топлива объемом 1290 литров. Наводчик и командир размещались слева в башне друг за другом. Командир за наводчиком слева от пушки. Посадка и покидание танка обеспечивалось через люк в башне.

К 1982 году был изготовлен деревянный макет в натуральную величину танка «Объект 490А». В дальнейшем был изготовлен ходовой макет и опытный образец танка.

Вооружение состояло из 125 мм пушки повышенного могущества. Механизированная укладка занимала правую часть боевого отделения. Выстрелы размещались горизонтально в 5 рядов. Экипаж был отделен от элементов механизма заряжания перегородкой.

В качестве перспективы предполагалось применить новые решения по боекомплекту танка - выстрелы с зарядом изменяемой формы (ЗИФ). Такие выстрелы позволяли создать автомат заряжания с максимальной возможной плотностью использования внутреннего объема танка.

В 1984-86 году был разработан новый вариант компоновки танка «Объект 490А» в которой экипаж размещался по классической схеме. Наводчик слева, а командир справа в низкопрофильной башне.

Впервые вооружение танка состояло из 152 мм пушки.

Автомат заряжания был изменен, боекомплект размещался в двух механизированных укладках в переднем и заднем секторе кабины. Выстрелы в лотках с системой фиксации размещались горизонтально. В центре кормовой части кабины размещался механизм подъема выстрелов, которые поступали в вынесенную установку вооружения через люк в крыше боевого отделения. Из укладок выстрелы поступали в кольцевой конвейер, расположенный под платформой экипажа. Боекомплект танка составлял 40 выстрелов.

Объект 490А (Боксер). Масса 46 тонн. Пушка 152 мм гладкоствольная с безгильзовым заряжанием, боекомплект в МЗ – 32 выстрела, общий – 40. Бронепробиваемость БПС 700 мм, КС – 1100, ТУР – 1200 мм.

Объект 490А (Боксер). Масса 46 тонн. Пушка 152 мм гладкоствольная с безгильзовым заряжанием, боекомплект в МЗ – 32 выстрела, общий – 40. Бронепробиваемость БПС 700 мм, КС – 1100, ТУР – 1200 мм.

Эквивалентная горизонтальная толщина брони корпуса и башни – 700 мм от БПС и 1300 от КС. Днище корпуса сталь+композит+сталь, 100…60 мм, крыша и люки 200 мм . Борт – 185 + 80 мм экраны. Отсек топлива в корпусе – 16 мм .

Локальная защита членов экипажа.

Активная защита – рассматривались варианты установки «Арена», «Дождь», «Штандарт». КАЗ обеспечивала защиту от ПТУР, ПГ, артснарядов, БПС и суббоеприпасов (средств нападения сверху). Защитные выстрелы размещались по периметру корпуса танка. РЛС – по бортам башни.

Ставка в процессе проектирования делалась на нетрадиционную установку пушки и на боекомплект, основанный на так называемых «зарядах изменяемой формы». Эти заряды, собственно говоря, и погубили машину, несмотря на заложенные в нее прогрессивные решения по другим комплексам, потому что так и не появились вовремя. Это повлекло за собой коренную ломку конструкции автомата заряжания со всеми вытекающими последствиями. Цитата В. А. Григорян. Главный конструктор Владимир Поткин. Танковый прорыв. Сборник статей. – Нижний Тагил: ООО Рекламно-издательская группа «ДиАл», 2013.

Огневая мощь

В танке «Объект 490А» применен принцип построения СУО на основе оптических сопряженных блоков с ис­пользованием волоконно-оптических устройств. Прицельный комплекс наводчика предполагалось выполнить в виде отдельно расположенного справа (по ходу танка) теле-тепловизионного модуля и дневного прицела с визуальным каналом непосредственно на месте наводчика.

Предполагалось, что прицельный модуль будет содержать теплотелевизионный блок, блок лазерного дальномера, канал наведе­ния управляемого снаряда, который может быть сопряжен с блоком автоматического захвата и со­провождения цели. Это давало следующие преимущества: упрощение оптико-кинематической схемы, уменьшение вход­ных окон и размеров приборов, дублирование огня с рабочих мест командира и наводчика танка, по­вышение точности связи прицелов с вооружением, улучшение компоновки боевого отделения, а также ремонтопригодности.

Волоконно-оптические устройства изначально также применялись для обеспечения статического обзора экипажа танка, преимущество таких устройств благодаря гибким жгутам-световодам могли обеспечить статический круговой обзор для командира без зон перекрываемых вынесенной установкой вооружения. Но на тот период реализовать потенциал оптико-волоконных систем не удалось – результаты испытаний показали, что в условиях дневного наблюдения макеты приборов имеют низкий пре­дел разрешения и, как следствие этого, небольшую дальность опознавания цели. При проектировании нового варианта компоновки «Объект 490А» в 1984- 86 г . и в дальнейших разработках применялись классические призменные приборы. Вопросы применения волоконно-оптических устройств рассмотрены в материалах Проблемы использования волоконной оптики в приборах вгм и Возможная схема усовершенствованной системы управления огнем танка.

На ходовом макете 490А «Бунтаря» устанавливалась 125 мм пушка повышенного могущества с безгильзовым заряжанием, вынесенное размещение вооружения позволило обеспечить достаточно высокий, по советским меркам, угол склонения пушки - 8°. В качестве перспективы танкового вооружения в тот период рассматривалась пушка безгильзового заряжания с зарядами изменяемой формы. Разработкой с 1980 года занимался отдел № 31 ЦНИИ «Буревестник».

На «Боксере» (индекс тот же – 490А) планировали устанавливать 152 мм пушку также с безгильзовым заряжанием.

Ответственным исполнителем был назначен В.А. Галяутдинов. В октябре 1980 года тому же отделу № 31 доверили выполнить работы по НИР "Бунтарь" (головной исполнитель - предприятие п/я А-3530).

Так, в рамках тем "Содружество", "Бунтарь" и "Таран" были собраны образцы 125-мм танковой пушки безгильзового заряжания с изящным решением затворного узла и 152-мм пушки большой огневой мощи ЛП-81 и ЛП-83 …

Из книги АО "ЦНИИ "Буревестник" под названием "40 лет на страже Отечества и мира. 1970-2010 гг."

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Про перспективные танки 90-х.

Читаю вот книгу (спасибо А. Хлопотову) воспоминаний про конструктора В. Поткина и немного удивляюсь. Воспоминания Э. Вавилонского в основном даже не про Поткина (главный конструктор УКБТМ), а про представлявшего ХКБМ Ю. Апухтина, точнее критика его воспоминаний (ПОСЛЕДНИЙ РЫВОК СОВЕТСКИХ ТАНКОСТРОИТЕЛЕЙ (дневник участника разработки танка «Боксер»)).
И что-то мне говорит, что мнение Вавилонского далеко от объективности. Хотя, думаю, Ю. Апухтин сам может на это ответить.
Меня же интересует один вопрос - чего же создав такой шикарный ТИУС в УКБТМ в конце 80-х - самом начале 90-х он куда-то пропал и не показывается все эти 28 лет?
Вот это и есть пример «правильного» ТИУС-В -



Фрагмент отображаемой информации на дисплее пульта водителя ИУС-В

Что-то не вижу в такой логике ТИУС никаких преимуществ, просто большой спидометр и указатель температуры масла.
Кроме того в отрывке весьма интересный момент про 6ТД как единый двигатель для Харьковских и Тагильских танков. Но вот поздно уже было для такого решения.

.
Долгие годы все руководство ХКБМ, включая главного конструктора Н.А. Шомина, слепо верило Апухтину, что тот стоит на верном пути в создании ТИУС для перспективного танка. Любые задержки в выполнении работ он мог объяснить сложностью стоящих перед ним проблем.

Организация работ по ТИУС, основанная на изолированности отдела и его замкнутости, плохом знании основ электроники в других отделах, вначале создали в КБ ореол исключительности подразделения Апухтина, находившегося много лет вне критики администрации.

Но шло время, ХКБМ приступило к выполнению работ по созданию перспективного танка в рамках ОКР «Боксер», а работы по ТИУС пришлось перевести на этап НИР.
По состоянию на 10 июля 1990 года ни одно ТЗ на алгоритмы, разработанные в отделе Апухтина, не имело согласующих подписей на титульном листе.

Из этого следовало, что отработанных образцов ТИУС еще долго не видать. Такая же картина наблюдалась нами и в части создания пультов ТИУС. Они многократно перекомпоновывались.

Окончательную конструкцию пультов нам не предъявили. Бросалась в глаза плохо продуманная организация рабочего места механика-водителя харьковского изделия «477А» в сравнении с изделием «187». Например: – У «Броши-1» на пульте водителя были расположены 34 индикатора, рассредоточенные по всей площади пульта водителя!

Всю информацию для механка-водителя на изделии «187» ИУС-В выводила только на экран дисплея;

– В харьковском ТИУС информация, снимаемая с температурных датчиков, выводилась на экран дисплея в цифровом виде, а в ИУС-В – в графическом. Цифровая индикация неудобна в работе, поскольку из-за мелькания цифр плохо запоминается и не позволяет определять скорость изменения измеряемого параметра;

– В яркий солнечный день при положении водителя «по-походному» в харьковском танке информация на экране будет не видна, поскольку яркость свечения в два раза ниже (100…130 канделл/м2), чем в ИУС-В, а цвет свечения – оранжевый.
Яркость свечения выводимой на экране дисплея ИУС-В информации – 250…300 канделл/м2, цвет свечения – зеленый;

– Экран дисплея «Брошь-1» перенасыщен информацией. На нем постоянно высвечивались четыре параметра, а «по вызову» – четырнадцать параметров одновременно!

Но было уже поздно. Апухтин был сломлен неудачами. У него отбирали куски работ, как неоправдавшего надежды многих руководителей. Его ругали все от заместителя главного конструктора до заместителя министра обороны.

А в результате нашей совместной работы с харьковчанами было принято согласованное решение принять для последующей разработки единое МТО с харьковским двигателем 6ТД-2, но со всеми танковыми системами двигателя, созданными тагильчанами.

Кроме того, новый генеральный конструктор ХКБМ Михаил Демьянович Борисюк без колебаний принял для изделия «477А» в качестве базового комплекса ИУС-В, созданную уральскими конструкторами. Для меня эти решения были двойной радостью, как для специалиста по силовым установкам и менеджера по проведению работ в части ИУС.
К сожалению, из-за распада СССР эта интересная работа не получила дальнейшего развития.
Но вернемся к делам УКБТМ. Начиная с 1990 года особой «фишкой» для демонстрации достижений УКБТМ стал обязательный показ высокопоставленным руководителям информационно-управляющей системы в действии.
27 апреля 1990 года Уралвагонзавод посетил Президент СССР М.С. Горбачев
со своей супругой [74].

Читателю может показаться, что я излишне подробно рассказал о работе, в которую был вовлечен В.И. Поткиным. Но эти вопросы никогда не освещались в печати и могут быть полезны для историков военной техники. А сделанная попытка бывшего начальника отделения ХКБМ Ю.М. Апухтина унизить уральских конструкторов потребовала моих доказательных комментариев.

А вскоре наступил худший период 1990-х годов, когда инженеры оборонки начали искать любые способы заработка на стороне.
И отдел № 8 СКБ «Ротор» в прежнем составе перестал существовать.
Работы по ИУС-В возобновились только через несколько лет благодаря настойчивому требованию и энергичным действиям В.И. Поткина.

Э.Б. ВАВИЛОНСКИЙ
(начальник отдела силовых установок, ведущий конструктор отдела нового проектирования УКБТМ. С 2007 г. – на пенсии)
Источник - ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКТОР ВЛАДИМИР ПОТКИН. ТАНКОВЫЙ ПРОРЫВ. Сборник статей. – Нижний Тагил: ООО Рекламно-издательская группа «ДиАл», 2013.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Про выбор перспективного танка РФ

Почитал интересную книгу - ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКТОР ВЛАДИМИР ПОТКИН. ТАНКОВЫЙ ПРОРЫВ. Сборник статей. Есть там много любопытного, есть и много крайне спорных моментов.
Но, в этом спорного нет, хотя и ясности тоже, хотя из сказанного понятно, что до развала Союза альтернатив «Молоту» не было -

С 1988 по 1991 год я, в основном, был сосредоточен на организации военно-технического сопровождения разработки нового танка «объект 477» в ХКБМ (г. Харьков). С В.И. Поткиным, ставшим в 1987 году начальником – главным конструктором УКБТМ, приходилось встречаться на заседаниях Совета главных
конструкторов. Первое, по настоящему плотное, взаимодействие с Владимиром Ивановичем произошло в 1990 году при разработке СКБТМ (Санкт-Петербург), ХКБМ (Харьков) и УКБТМ (Нижний Тагил) материалов технических предложений по созданию перспективного танка.
Материалы отзывов готовились в 38 НИИИ БТВТ. Работы проводились в кратчайшие сроки, материалы готовились круглосуточно, ночное время для лабораторий института было расписано по часам, и нам с Геннадием Михайловичем Жарабиным при подготовке окончательной редакции приходилось спать практически по четыре часа. ХКБМ представил полный комплект конструкторской документации модернизированного варианта образца «объект 477», СКБТМ – «объекта 299», УКБТМ – модернизированного варианта «объекта 187А».

В ходе предварительного обсуждения отзывов в институт приезжал В.И. Поткин со своими специалистами.
Владимир Иванович внимательно изучил материалы проекта отзыва и очень высоко оценил профессионализм сотрудников института. В ходе встреч со специалистами института был очень сдержан, но тепло и подолгу беседовал с В.В. Смолиным, Л.В.Олизаревичем, Г.И. Новым. Особенно его интересовали вопросы разработки концепции применения танков на современном поле боя и проводимые работы по унификации и стандартизации. Практически со всеми замечаниями Поткин согласился.
Необходимо отметить, что Владимир Иванович высоко оценил вариант «объекта 299» СКБТМ за его необычную компоновку и использование в конструкции нетрадиционных решений, в том числе установку пушки с поворотной каморой в необитаемом отделении.

После развала Советского Союза руководством ГАБТУ было принято решение по сосредоточению усилий по разработке перспективных образцов в УКБТМ.
Под руководством С.В. Дмитриева наш отдел совместно со специалистами
института разработал тактико-технические требования к перспективному образцу на базе ТТЗ на «объект 477А».
С этого момента в рамках военно-технического сопровождения (ВТС) разработки ≪ объекта 187 ≫ началась подготовка нашего отзыва на технический проект любимого детища В.И. Поткина.
Работа в УКБТМ проводилась по отработанной схеме ВТС по ≪ объекту 477А ≫ .
Нашим специалистам приходилось по нескольку раз в год выезжать в УКБТМ и на месте изучать материалы технического проекта.
Первую бригаду возглавили С.В. Дмитриев и Владимир Васильевич Пыжи ков. В.И. Поткин встретил их очень тепло. На общем совещании с руководителями структурных подразделений УКБТМ Владимир Иванович сразу поставил задачу, чтобы специалистов института допустили ко всем материалам, интересующим их.
А своим сотрудникам поставил задачу прислушиваться к тому, что предлагают военные инженеры – специалисты 38 НИИИ. По результатам нашей работы в КБ была достигнута договоренность с В.И. Поткиным о направлении из института в КБ всех материалов, которые имелись по «объекту 477А» (в том числе и комплекта РКД). Это, в последствии, было институтом выполнено.

Б.М. ВОРОНКОВ
(полковник, начальник отдела ГАБТУ МО РФ)

Источник - ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКТОР ВЛАДИМИР ПОТКИН. ТАНКОВЫЙ ПРОРЫВ. Сборник статей. – Нижний Тагил: ООО ≪ Рекламно-издательская группа «ДиАл», 2013.

Т-90 или «Владимир» — российский средний и основной танк. Сокращённо ОБТ Т-90. Есть его модификации Т-90 С, Т-90 МС.

Конструктором этого танка стал Владимир Иванович Поткин, именно он предложил модернизировать тогда устаревший танк Т-72. По сути дела этот танк является глубокой модернизацией танка Т-72 Б. На его платформе есть и «Терминатор» — российская боевая машина огневой поддержки, предназначенная для действия в составе танковых формирований с целью поражения противотанковых средств противника: для эффективного подавления живой силы противника, оснащённой гранатомётами, противотанковыми комплексами, стрелковым оружием; есть также возможность поражать на ходу и с места танки, БМП, дот, дзот и другие высокозащищённые цели.

Когда разрабатывался данный образец получил название «Объект 199», которое является индексом ГАБТУ, присваиваемым только на время испытаний.

По моему он является самым манёвренным и хорошо защищённым, перенял все качества танка Т-90. Работы по БМПТ начались ещё в середине 1980-х годов, первый вариант машины был создан в ЧТЗ, на базе танка Т-72А (ничего общего с современной машиной не имеет), также в разработке принимало участие Омское КБ. Созданию БМПТ предшествовала разработка на рубеже 1980—90-х годов специализированных боевых машин — «танков для пограничных войск».

ПТУР типа «Атака» 9М120-1 (УР 9М120-1Ф, 9М120-1Ф-1) с лазерной системой наведения (четыре УР на ПУ башни);

В 2002 году на машине было установлено уже две 30-мм пушки 2А42 и КУВ «Атака-Т». Причиной отказа от малокалиберных пушек калибром больше 30 мм стали:

Резкое сокращение боекомплекта и боевой скорострельности боевого модуля — повышение калибра на 10 мм влечет сокращение боезапаса в 1,5 раза;

Отсутствие в Российской Федерации на тот момент отработанных технических решений автоматической подачи и зарядки пушки калибром больше 30 мм;

Увеличение массогабаритных показателей вооружения при возрастании калибра;

Отсутствие унифицированной номенклатуры боеприпасов калибра больше 30-мм.

За время государственных испытаний два опытных образца БМПТ прошли около 10000 км, произвели несколько тысяч выстрелов из штатного вооружения и несколько десятков пусков ПТУР. Государственные испытания успешно были завершены в 2006 году[10], а в 2008 году состоялась защита диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук сотрудником 38 НИИИ МО РФ к.т. н. Парфеновым Евгением Ивановичем на тему «Обоснование и оценка технического облика машины для поддержки танков (БМПТ)».

Вернёмся к танку Т-90. К разработке нового танка специалисты УКБТМ приступили согласно постановлению ЦК КПСС и Совета министров СССР № 741—208 от 19 июня 1986 года. Первые корпуса были изготовлены в апреле 1988 года. Конструкторы, по словам Владимира Поткина, вложили в неё полный опыт боевых испытаний и войсковой эксплуатации танков Т-72. «Объект 188» разрабатывался параллельно со значительно более совершенным экспериментальным танком «Объект 187», оба объекта проходили по программе доведения танка Т-72Б до уровня Т-80У\УД. Бронирование Т-72Б поздних серий (образца 1989 года) соответствовало данному уровню, а главным недостатком являлось отсутствие автоматизированной системы управления огнём. Очень простой и надёжный прицельный комплекс 1А40-1 уже не обеспечивал современных требований, предъявляемых к танкам. Для увеличения огневой мощи танка планировалось установить на него новую СУО. Решением стало установка комплекса управления огнём 1А45 «Иртыш», отработанного на танках Т-80У и Т-80УД. Его доработали для функционирования совместно с автоматом заряжания танка Т-72. Доработанный комплекс получил обозначение 1А45Т. Комплекс управляемого вооружения 9К119 «Рефлекс» позволил увеличить дальность огня до 5000 м по целям, движущимся со скоростью до 70 км/час. В отличие от Т-72Б «Объект 188» мог стрелять ракетой на ходу со скоростью до 30 км/час. Впервые в мире на машине был установлен комплекс оптико-электронного подавления ТШУ-1. Разработчики защиты пришли к выводу, что самый лучший способ отражения «умных» боеприпасов — вообще не допускать их попадания.

Вооружение танка состоит из лазерного канала управления с баллистическим вычислителем, блока автоматики и выстрелов с управляемыми ракетами для танковой пушки. Выстрелы с управляемыми ракетами, марки 3УБК14 или 3УБК20 , имеют те же габариты, что и стандартные 125-мм артиллерийские выстрелы и состоят из твердотопливной ракеты и уменьшенного метательного заряда, необходимого для придания начальной скорости ракете, а также обеспечения отката пушки и открытия её затвора после выстрела.

Вспомогательное вооружение Т-90 состоит из спаренного пулемёта, зенитной пулемётной установки и личного оружия экипажа. В спаренной с пушкой установке размещается 7,62-мм пулемёт ПКТ или ПКТМ . Боекомплект пулемёта состоит из 2000 патронов в восьми лентах по 250 штук, боевая скорострельность составляет около 250 выстрелов в минуту. Зенитная пулемётная установка размещается на крыше башни на командирской башенке и представляет собой дистанционно наводимый автономный 12,7-мм пулемёт, НСВТ «Утёс» на танках первых выпусков или 6П49 «Корд» — на поздних машинах. Наведение пулемёта в горизонтальной и вертикальной плоскости осуществляется при помощи электромеханического привода. Боекомплект пулемёта составляет 300 патронов в двух лентах по 150 штук .

Экипаж состоит из трёх человек .

Он поставлялся на экспорт таких стран как Ирак, Индия, Перу, Казахстан, Алжир, Сирия.

После смерти Владимира Ивановича Поткина, главного конструктора танка, решением правительства Российской Федерации Т-90 было присвоено словесное название «Владимир». В период с 2001 по 2010 годы Т-90 стал самым продаваемым на мировом рынке новым ОБТ.

То, что танк Т-90 и его модификации лучший в своём роде согласны не все, но то как некоторые страны его пытаются копировать или перенимать его технологические особенности говорят об обратном!

Вот некоторые примеры.

Иранский танк Karrar-"Атакующий". Полностью пожож на Т-90 МС.

С некотрыми изменениями этот танк повторяет контуры нашего танка и по мнению иранских военных он полностью превосходит наш аналог, но это мнение разделяют не все военные специалисты. Как озвучивали в некоторых СМИ на этом танке стоят некоторые системы уже устаревшие на сегодня, а всё почему, а потому, что иранские разрамотчики хотели тоже получить более или менее затратную боевую машину. Ниже в описании вы можете увидеть все его плюсы и минусы.

В октябре 1984 года руководство ГБТУ и ГРАУ прибыли в ХКБМ во главе с генералом Потаповым и Баженовым, чтобы ознакомиться с развитием разработки перспективного танка. На «Объект 490А» была установлена пушка калибра 125 мм (разрабатывался вариант 130 мм), и разговоры о повышении калибра продолжались уже давно. Начались споры о том, какой калибр выбрать — 140 мм или 152 мм. В этот момент генерал Литвиненко, глава НКТ ГРАУ (Научный комитет главного артиллерийского и ракетного управления), сделал диаграмму очень хорошо и четко демонстрирующую насколько эффективен калибра 152 мм для танка. С этого момента калибр 152 мм был принят для будущего проекта, и никто никогда не возвращался к этому вопросу.

Полноразмерный макет перспективного советского танка «Объект 490», разрабатывавшегося в Харьковском конструкторском бюро по машиностроению имени А. А. Морозова (ХКБМ) (с) btvt.info

Полноразмерный макет перспективного советского танка «Объект 490», разрабатывавшегося в Харьковском конструкторском бюро по машиностроению имени А. А. Морозова (ХКБМ) (с) btvt.info

Компоновка «Бунтаря» претерпела изменения, в результате которых был создан танк «Объект 477 », компоновка которого была утверждена в 1985 году. Из дневников Ю. М. Апухтина: 12.05.85. … Шомин, наконец, утвердил компоновку. Ковалюх добился, что конструкция автомата заряжания не кольцевая, а сзади замкнутый контур с подпиткой боеприпасами из корпуса. Посмотрим, что из этого получится.

Таким образом, в проекте вернулись к компоновке близкой классической за исключением вынесенного вооружения. Новый вариант «Объект 490» Е. А. Морозова находился в разработке параллельно с «Боксером»/«Молотом», и также был перепроектирован для оснащения орудием 152 мм 2А73.

Это привело к созданию одного из самых необычных и принципиально новых проектов в истории танкостроения, отличающегося не имеющими аналогов уровнями защиты экипажа, подвижности и огневой мощи:

— защита экипажа с уровнем, эквивалентным ~2000 и ~4500 от БПС и КС, 200 и 600 с верхней полусферы;

— 32 унитарных выстрела L=1400 в полностью автоматизированной укладке;

— мощность двигателей до 2000 л.с.

— возможность движения при повреждении 2-х гусеничных движителей (с противоположных сторон).

Описание компоновки танка

Основным принципом, реализованным в этом варианте, является условное расчленение всей машины на 5 изолированных друг от друга отсеков и распо­ложение их вдоль продольной оси от носа к корме в последовательности, соответствующей их вкладу и боевую эффективность танка.

Размещение отсеков танка «Объект 490». Вариант по публикации в ВБТТ №7. 1991, последней публикации Е. А. Морозова. При разработке проекта большое внимание уделено защите от боеприпасов, атакующих сверху. 1 — топливный отсек; 2 — отсек систем двигателя и силовой установки; 3 — отсек ос­новного вооружения; 4 — отсек автомата заряжания; 5 — отсек экипажа (с) btvt.info

Размещение отсеков танка «Объект 490». Вариант по публикации в ВБТТ №7. 1991, последней публикации Е. А. Морозова. При разработке проекта большое внимание уделено защите от боеприпасов, атакующих сверху. 1 — топливный отсек; 2 — отсек систем двигателя и силовой установки; 3 — отсек ос­новного вооружения; 4 — отсек автомата заряжания; 5 — отсек экипажа (с) btvt.info

Первым расположен топливный отсек с ми­нимально допустимым уровнем броневой защиты от наиболее массовых средств поражения танка (700 и 1000 мм от БПС и КС). Повреждение этого отсека, разделенного продольными перегородками, и частичная утрата топ­лива в бою не приведут к потере танком своей боеспособности.

За топливным отсеком в корпусе расположен отсек систем двигателя и силовой установки, а над ним — отсек ос­новного вооружения. Эти отсеки имеют более высокий уровень защиты, так как выход из строя двигателя или пушки существенно снижает боевые возможности танка. Расположенный в носовой части корпуса топливный отсек является эк­раном для силовой установки и повышает ее живучесть при снарядном обстреле. Силовая установка включает в себя 2 одина­ковых двигателя (на макете 5ТДФ, в перспективе планировалась установка 4ТД). Трансмиссия с гидрообъемной передачей позволяет регулировать ве­личину мощности, передаваемой на каждый гусеничный обвод. Это позволяет:

  • использовать двигатели умеренной мощности (800-1000 л.с.) при высокой мощности силовой установки в целом;
  • продолжить движение при боевых повреждени­ях одного из двигателей;
  • снижать путевые расходы топлива за счет ис­пользования одного из двигателей или обоих вместе в зависимости от дорожных условий.
  • скорость хода вперед и назад аналогичная – более 75 км/ч, что значительно увеличивает выживаемость танка в бою.

Затем размещается отсек автомата заряжания (A3) с боекомплектом, имеющий еще более вы­сокий уровень защиты и экранируемый от фрон­тального огня тремя предыдущими, а в верхнем поясе отсеком основного вооружения. Поражение этого отсека, кроме потери танком своей огневой мощи, может привести к детонации зарядов с тяжелыми последствиями. Для нейтрализации вы­соких давлений, возникающих в случае детонации зарядов, в днище отсека предусмотрены «вышибные пластины» (на первом варианте в крыше), выполняющие функции предохранительного клапана. Длина отсека A3 предусмат­ривает возможность размещения унитарного боеприпаса ( L =1400 мм) и позволяет упростить кинематику подачи и досылания боеприпаса в камору пушки. В первом варианте компоновки танка выстрелы в АЗ размещались в конвейерах вертикально (32 выстрела), поступая в размещенный по центру расходный механизм на 4 выстрела, в заключительном варианте – горизонтально.

Последним в кормовой части танка размещен отсек экипажа. Экипаж расположен в удобной позе — сидя с обеспечением всех эргономических требований (санузел, отопление, кондиционер, приготовление пищи). На крыше, во второй башне, размещен комплекс электронно-оптических средств поиска целей и управ­ления основным и дополнительным вооружением. Такая компоновка танка обеспечивает диффе­ренцирование уровня защиты и живучести отдель­ных компонентов танка в соответствии с их зна­чимостью.

Интересной особенностью компоновки являюсь применение ствола пушки в качестве трубы забора воздуха ОПВТ (высота подъема 4,6 м при максимальном возвышении на корму 30°).

Новый вариант перспективного танка отличался от первоначального решениями по схеме броневой защиты, автомата заряжания и гусеничного движители (4+2 катка).

Полноразмерный макет перспективного советского танка «Объект 490», разрабатывавшегося в Харьковском конструкторском бюро по машиностроению имени А. А. Морозова (ХКБМ), снимок 1989-1991 годов. Вооружение — 152-мм пушка 2А73 с автоматом заряжания с двумя горизонтально расположенными конвейерами, 30-мм гранатомет на задней башне и два 7,62-мм пулемета ТКБ-666. По периметру танка и в шахтах между бортами отсека экипажа для поражения целей, атакующих сверху были размещены 26 мортир КАЗ «Штандарт» (с) btvt.info

Полноразмерный макет перспективного советского танка «Объект 490», разрабатывавшегося в Харьковском конструкторском бюро по машиностроению имени А. А. Морозова (ХКБМ), снимок 1989-1991 годов. Вооружение — 152-мм пушка 2А73 с автоматом заряжания с двумя горизонтально расположенными конвейерами, 30-мм гранатомет на задней башне и два 7,62-мм пулемета ТКБ-666. По периметру танка и в шахтах между бортами отсека экипажа для поражения целей, атакующих сверху были размещены 26 мортир КАЗ «Штандарт» (с) btvt.info

Развитие проекта танка «Объект 490». 1 и 2 – с вертикальным размещением выстрелов в двух конвейерах АЗ и расходным механизмом в центре, вышибные пластины выполнены в крыше отсека АЗ; 3 – с горизонтальным размещением в двух конвейерах. Вышибные пластины выполнены в днище отсека АЗ (с) btvt.info

Развитие проекта танка «Объект 490». 1 и 2 – с вертикальным размещением выстрелов в двух конвейерах АЗ и расходным механизмом в центре, вышибные пластины выполнены в крыше отсека АЗ; 3 – с горизонтальным размещением в двух конвейерах. Вышибные пластины выполнены в днище отсека АЗ (с) btvt.info

Огневая мощь

Хотя танк является уни­версальной машиной, способной поражать разнооб­разные цели, его главная задача (в соответствии с концепцией основного танка) – борьба с сильнобронированными целями типа танк. Необходимость ее решения определяет «облик» и состав комплекса танкового вооружения, тип и характеристики основного оружия. Данная концепция сохраняется и в наше время.

Основное вооружение финального варианта танка состояло из 152 мм пушки 2А73 с полностью автоматизированным боекомплектом из 32 унитарных выстрелов расположенным в двух конвейерах. Каждый конвейер имел свою систему досылания выстрела. Хотя башня обеспечивала круговое вращение углы возвышения/склонения пушки относительно горизонта составляли -5°, +10° только в диапазоне курсовых углов ±45°. Этот недостаток компенсировался за счет применения управляемой гидропневматической подвески, что за счет изменения дифферента машины позволяет увеличить углы наведения пушки в вертикальной плоскости.

В то же время значительно возросла насыщенность поля боя танкоопасной живой силой, вооруженной носимыми противотанковыми средствами – РПГ, ПТРК. Борьбе с такими целями уделялось важное внимание при создании харьковского танка 21 века. Дополнительное вооружение включало два, расположенных по обеим сторонам кормовой части блока вооружения 2-ствольных 7,62 мм курсовых пулемета ТКБ-666 (ЦКИБ СОО) с независимым наведением по вертикали. Углы возвышения (+45°) позволяли поражать цели расположенные на верхних этажах зданий и в горной местности. Готовый боекомплект каждого пулемета составлял 1500 патронов. На задней башне, расположенной над капсулой экипажа размещался 30 мм автоматический гранатомет с углами наведения по горизонту 360°, по вертикали -10°, +45°).

Особенно лаконично была построена СУО танка. Прицельные комплексы строились в виде отдельно расположенного тепловизионного модуля и лазерного дальномера размещенного справа (по ходу танка) в бронемаске. Телевизионный модуль и канал наведения управляемого снаряда размещался слева. Панарамический прицел с визуальным каналом располагался на задней башне, изображение передавалось как командиру-наводчику так и механику водителю. Дневно-ночная ТВ панорама размещалась на станке автоматического гранатомета на задней башне.

Модульная установка тепловизионного и телевизионного прицелов в бронемаске танка позволяла размещать разработанные и производимые серийно в 80-е годы приборы, например 1ПН71 1ПН126 «Аргус» и пр. имевшие большие габаритные размеры, при этом приводы по углу места и азимуту не требовались, так как прицелы стабилизировались с пушкой. Дополнительная точность достигалась благодаря «активной» подвеске, снижавшей нагрузки на стабилизатор вооружения. Поиск целей (при приведении к углу и положению заряжания) мог в то же время осуществляться независимым дневным панорамическим прицелом и дневно-ночной панорамой установленными на блоке вооружения второй башни.

Интересной особенностью компоновки танка «Объект 490» являлось применение ствола пушки в качестве трубы забора воздуха ОПВТ (высота подъема 4,6 м при максимальном возвышении на корму 30°). На лобовой части корпуса, а также на надгусеничных полках устанавливались камеры переднего обзора. Камера заднего обзора устанавливалась в центральной части кормы танка. По бортам башни устанавливались мортиры системы «Туча» — 12 штук (с) btvt.info

Интересной особенностью компоновки танка «Объект 490» являлось применение ствола пушки в качестве трубы забора воздуха ОПВТ (высота подъема 4,6 м при максимальном возвышении на корму 30°). На лобовой части корпуса, а также на надгусеничных полках устанавливались камеры переднего обзора. Камера заднего обзора устанавливалась в центральной части кормы танка. По бортам башни устанавливались мортиры системы «Туча» — 12 штук (с) btvt.info

Над отсеком экипажа танка «Объект 490» размещалась вторая башня с дополнительным вооружением, панарамическим прицелом с визуальным каналом и дневно-ночной телевизионный прицел, устанавливающийся на станке вместе с автоматическим гранатометом. Вид на корму – вторая башня с блоками динамической защиты и дополнительным вооружением, установлен максимальный угол возвышения пушки. Мортиры КАЗ «Штандарт» в кормовой части и бортах отсека экипажа. В кормовой части отсека два люка экипажа, люк механика-водителя снабжен иллюминатором для вождения по-походному (кормой вперед) (с) btvt.info

Над отсеком экипажа танка «Объект 490» размещалась вторая башня с дополнительным вооружением, панарамическим прицелом с визуальным каналом и дневно-ночной телевизионный прицел, устанавливающийся на станке вместе с автоматическим гранатометом. Вид на корму – вторая башня с блоками динамической защиты и дополнительным вооружением, установлен максимальный угол возвышения пушки. Мортиры КАЗ «Штандарт» в кормовой части и бортах отсека экипажа. В кормовой части отсека два люка экипажа, люк механика-водителя снабжен иллюминатором для вождения по-походному (кормой вперед) (с) btvt.info

К ограничениям компоновки танка «Объект 490» можно отнести недостаточные углы склонения пушки на борт и корму (с) btvt.info

К ограничениям компоновки танка «Объект 490» можно отнести недостаточные углы склонения пушки на борт и корму (с) btvt.info

Проблему создания и серийного производства компактных танковых прицелов с тепловизионным каналом не удалось решить спустя десятилетия после развала СССР. На данный момент проблема решается путем закупки и лицензионного производства зарубежных компонентов (в РФ). Уровень развития технологий в СССР, РФ отражает прибор 1ПН126, принят в 2005 г. Сложно представить себе вариант «альтернативной истории» развития систем технического зрения в СССР, в случае если бы он не развалился, но надеяться на компактность и высокие характеристики, позволяющие отказаться от визуального канала было бы безосновательно.

Круговой обзор из танка планировалось реализовать при помощи телекамер переднего обзора расположенных на верхней лобовой детали носового узла корпуса и на надгусеничных полках, а так же камер заднего обзора размещенной по центру кормы корпуса. Также у экипажа имелись призменные приборы наблюдения с выводом изображения над окулярами панорамического прицела.

Защита

4.04.74 . Проскуряков (ВНИИТМ):

— Защита должна быть дифференцированной и обеспечивать угол обстрела ±25 .. 35 градусов. Виды защиты: броня, активная защита и маскировка. Броня должна быть существенно поднята по сравнению с изделием «225» и «226» .

Надо обеспечить защиту от натовского снаряда калибра 120 мм с увеличенной начальной скоростью. Без брони танка нет. Защиту решать не за счет толщины, а за счет новых решений .

Маневренность должна быть повышена за счет гидромеханической трансмиссии. Ее сейчас Исаков делает совместно с ВНИИТрансмашем на мощность 1500 л.с. Это должно повысить средние скорости движения, уменьшить время разгона, повысить управляемость, плавное изменение радиусов поворота машины, обеспечить максимальную скорость заднего хода .

Решения компоновки танка 21 века уделяли ключевое внимание обеспечению защиты компонентов танка в соответствии с их вкладом в боевую эффективность. Если первый (топливный) отсек имел лобовую противоснарядную защиту на уровне, заданном ТТТ, то последний отсек (эки­пажа) будет практически защищен в 2-2,5 раза сильнее. Поскольку создание снарядов с таким уровнем бронепробиваемости в обозримом будущем невозможно, указанное построение компоно­вочной схемы дает возможность обеспечить высо­кую вероятность выживаемости танка в бою при минимальной массе брони.

Читайте также: