Гуревич евгений самойлович конструктор

Обновлено: 19.04.2024

Обычное оружие может создаваться и для самозащиты, и для того чтобы просто напугать или остановить противника. А вот бесшумное оружие всегда создается исключительно для убийства. Два основных способа, направленных на борьбу со звуком выстрела, были придуманы и запатентованы еще на рубеже XIX – XX веков, но военные и спецслужбы разных стран всерьез обратили внимание на данные изобретения лишь перед началом Второй мировой войны.

Так в 1929 году в СССР братья Иван и Василий Митины получили патент на револьвер «для беззвучной стрельбы», созданный на базе системы Нагана. Револьвер братьев Митиных использовал патроны с подкалиберными пулями, а зазор между гильзой и пулей заполнял цилиндрический поддон, который играл роль поршня. На конце ствола револьвера был установлен дополнительный барабан с каморами, которые пропускали малокалиберную пулю, но останавливали поддон, запирая в стволе пистолета пороховые газы (после выстрела они стравливались через зазоры). Оставшиеся во втором барабане поддоны извлекались после выстрела вручную при помощи шомпола. Другим изобретением, в котором также использовался принцип отсечки пороховых газов, был револьвер и бесшумные патроны Гуревича, созданные уже в годы Великой Отечественной войны.

Гуревич предложил следующее решение: порох в гильзе закрывался стальным пыжом, который заливался парафином, а сверху заливалась дистиллированная вода и лишь затем вставлялась втулка с пулей. В момент выстрела стальной пыж выдавливал воду, которая и разгоняла пулю в стволе револьвера, а сам пыж заклинивался внутри гильзы. Данное оружие проходило всесторонние испытания, однако показало себя не слишком надежным образцом. Испытатели отмечали разрывы гильзы, выпадение втулки вместе с пулей, а также тот факт, что вода могла просто замерзнуть при морозной погоде. Многие из этих замечаний удалось устранить, к примеру, был решен вопрос и с замерзанием жидкости. В любом случае можно говорить о том, что бесшумный револьвер Гуревича был достаточно необычным образцом стрелкового оружия.
Примечательно, что автором разработки стал инженер, имеющий отношение к НКВД. Причем отношение это было двояким – ему довелось побывать и заключенным, при этом ранее Евгений Самойлович Гуревич сам длительное время работал в различных структурах ЧК-ГПУ и даже был лично знаком с Дзержинским. В 1941 году он вновь попал на работу в НКВД, на этот раз уже как инженер-оружейник. Первоначально он занимался доработкой 50-мм минометов, но достаточно быстро получил новое задание.

Сам конструктор позднее вспоминал. «В 1942 году, работая в Архангельском НКВД по разработке и выпуску ротных 50-мм минометов моей конструкции, я получил от Г. П. Шнюкова замначальника отдела НКВД новое задание на разработку бесшумных боеприпасов, так как различные глушители и резиновые наконечники типа «Брамит» не удовлетворяли нуждам оружия специального назначения. В результате пришлось крепко поломать голову, испробовав десятки различных вариантов, чтобы в мае 1943 года представить патрон, который стрелял без дыма, запах, отдачи и без шума. В работе мне помогло то, что, начиная с 1936 года, я занимался изобретательством, накопив в этой области большой опыт. В Архангельске было изготовлено три модели пистолетов и боеприпасы к ним. В конце 1943 года об изобретении было доложено лично Маленкову и по его непосредственному указанию образцы были всесторонне изучены и опробованы. В результате ГАУ КА – Главное артиллерийское управление Красной Армии разработало тактико-техническое задание, и в Туле, в ЦКБ-14, куда я был отправлен в командировку, было произведено 53 револьвера, два пистолета и порядка 1000 патронов к ним. Образец нового оружия и боеприпас прошли в 1944 году полигонные испытания на Щуровском полигоне, где получили положительный отзыв и были приняты на вооружение». Сам Евгений Гуревич получил за свою разработку благодарность в приказе от маршала артиллерии Воронова.

Можно говорить о том, что в мае 1943 года Евгений Гуревич совершил настоящий прорыв в области разработки бесшумного оружия, использовав отсечку пороховых газов в гильзе патрона, им был на практике применен принцип «жидкого толкателя». Между поршнем и пулей в его револьвере находилась жидкость, которая проталкивала пулю через канал ствола револьвера. Объем жидкости был сопоставим с объемом канала ствола, и поршень, совершив движение до дульца гильзы, упирался в него и запирал пороховые газы внутри замкнутого объема гильзы. Одновременно с этим пыж вытеснял воду из гильзы, по этой причине пуля двигалась по каналу ствола револьвера Гуревича со скоростью истечения жидкости. Так как вода, как и другие жидкости, является практически несжимаемой, то скорость движения пули будет во столько раз больше скорости движения пыжа, во сколько раз площадь поперечного сечения канала ствола револьвера будет меньше площади поперечного сечения гильзы (реализован принцип гидравлического редуктора).

В результате предложенных конструкторских решений при выстреле отсутствовала звуковая ударная волна, а низкая начальная скорость полета пули (189-239 м/с) исключала также возможность возникновения баллистической волны. Благодаря этому обеспечивалась почти полная бесшумность выстрела, однако образующееся большое облако «водяных брызг» могло выдать стрелка. Более того применение воды в роли толкателя пули затрудняло использование оружия зимой при отрицательных температурах воздуха. К недостаткам также относили большую потерю энергии пороховых газов, энергия тратилась на преодоление сопротивления при перетекании жидкости. Для стрельбы своими бесшумными патронами Гуревич спроектировал два однозарядных пистолета калибра 5,6-мм и 6,5-мм, которые работали по принципу обычного охотничьего ружья, и пятизарядный револьвер калибра 7,62-мм.

Оба однозарядных пистолета представляли собой не полноценные боевые образцы стрелкового оружия, а скорее экспериментальные модели для отработки на практике самой идеи «патрона на принципе гидропередачи», как описывалось данное решение в документах тех лет. Оба однозарядных пистолета прошли испытания в ноябре 1943 года, продемонстрировав ряд проблем с экстракцией и прочностью гильзы. Несмотря на недостатки, офицеры-испытатели подчеркивали, что примененный Евгением Гуревичем принцип является вполне пригодным для разработки ручного оружия спецназначения.

Следующим шагом конструктора стала разработка настоящей боевой системы – револьвера. Это было пятизарядное оружие с ударно-спусковым механизмом двойного действия. Стоит отметить, что ось барабана револьвера могла выкручиваться, это позволяло сравнительно быстро заменить барабан на новый снаряженный, в том случае, если в первом барабане раздутые гильзы застряли в каморах. Необходимо отметить, что данную проблему Гуревич так и не смог решить без ухудшения характеристик используемых боеприпасов.

Револьвер получился довольно крупным, а его внешний вид нельзя было назвать элегантным. Глядя на оружие, возникало ощущение, что револьвер слишком загроможден, очень большим виделся контраст между самим револьвером и его рукояткой. Внешний вид револьвера можно было объяснить тем, что оружие питалось не самыми маленькими по размерам патронами, что в свою очередь обуславливало размер барабана, а значит и всей модели в целом.

На Щуровский полигон 7,62-мм револьвер Гуревича вместе со спецбоеприпасами к нему попал в июле 1944 года. Для проведения сравнительных испытаний был использован штатный на тот момент времени револьвер системы Нагана с глушителем типа «Брамит» и также со специальными патронами (с остроконечной пулей). При одинаковой массе образцов, револьвер Гуревича отличался меньшими габаритами и при этом выделялся большей длиной прицельной линии, чем револьвер системы Нагана с глушителем. К револьверу Евгения Гуревича имелось три типа патронов, которые отличались между собой навеской пороха и длиной штуцера. В качестве жидкости использовалась смесь, состоящая на 40 процентов из глицерина и на 60 процентов из спирта.

Сначала револьверы проверили «на слышимость» – из обоих образцов отстреляли по одному барабану. Для наблюдателя, а точнее говоря, слушателя, который располагался в 40 шагах от стрелка, звуки выстрелов из Нагана с глушителем воспринимались как отдаленные выстрелы из малокалиберной винтовки. В то же время звук выстрелов из револьвера Гуревича был более слабым, к тому же он не был похож на выстрел. В отчете указывалось, что он больше был похож на звук открывания бутылки. У двух сравниваемых револьверов наблюдатели, находившиеся у мишени, слышали лишь звук полета пули и удара о саму мишень. При этом пули, выпущенные из револьвера системы Нагана, издавали более сильный жужжащий звук, а пули из револьвера Гуревича – тихое шипение, которое было слышно не при каждом выстреле. Также наблюдатели отметили, что револьвер Гуревича был стабильнее и стрелял кучнее, хотя на дистанции 50 метров второй револьвер показал себя чуть лучше.

За Наганом остался и тест на пробивную способность пуль. На дистанции в те же 50 метров выпущенная из него пуля стабильно пробивала четыре ряда свинцовых досок, а в отдельных случаях фиксировалось пробитие и пятой доски. В то же время пули из револьвера Гуревича застревали в третьей по счету доске. Впрочем, как было зафиксировано в отчете, этого было достаточно, чтобы пуля на дальности 50 метров обладала энергией, способной вывести из строя человека.

В итоговом выводе Главного артиллерийского управления по результатам полигонных испытаний говорилось о том, что Артком ГАУ КА считает необходимым изготовить в ЦКБ-14 НКВ серию бесшумных револьверов Гуревича в количестве 50 экземпляров, а также 5 тысяч патронов к ним для проведения всесторонних испытаний на НИПСМВО, а также в специальных частях Красной Армии и на курсах Выстрел. Помимо этого предлагалось проверить патроны к револьверу на герметичность при длительном хранении, а также при различных условиях эксплуатации.

Однако с завершением Великой Отечественной войны интерес к данной модели оружия пропал. Всерьез вернулись к разработке таких патронов лишь в конце 1950-х годов, правда, от жидкости, которая выполняла роль толкателя, было решено отказаться. В СССР было создано достаточно большое количество образцов патронов, среди которых: 7,62-мм патроны «Змея» ИЗ, ПЗА, ПЗАМ для двуствольных пистолетов С-4 и С-4М «Гроза»; 7,62-мм патроны СП-2 и СП-3 – для малогабаритного пистолета МСП и стреляющего ножа НРС; 7,62-мм патрон СП-4 – для самозарядного пистолета ПСС и стреляющего ножа НРС-2 и ряд других образцов.

В любом случае сегодня уже можно говорить о том, что конструкция Гуревича, скорее всего, действительно была первым в мире бесшумным патроном, который был доведен до стадии действующего образца, прошел государственные испытания, был принят на вооружение и производился серийно, пусть и небольшой серией.


Евгений Самойлович Гуревич — советский оружейник и изобретатель бесшумного боеприпаса, бесшумного миномёта, бесшумного револьвера для специальных операций, танкового дизеля без коленчатого вала и других изобретений [1] .

Евгений Гуревич родился 21 января 1901 года в с. Лифино в Полтавская губернии в крещённой семье. Его родственник — Михаил Иосифович Гуревич.

В 1919 году экстерном окончил гимназию. К этому времени успел поучиться «на оружейного мастера в Харькове у Эдельберга и на шофёра у Тевса», и участвовать в революционных событиях 1917 года «в составе боевой дружины братьев Межлаук», а «в 1918 году в кавалерийском отряде Раскинда сражался против петлюровцев и немцев».

В 1919 году был призван в Белую армию и служил в Крыму. Затем перешёл к Красным.

В феврале 1921 года поступил на службу в ГПУ Украины на должность уполномоченного по охране границ Украины и Крыма.

В январе 1924 года был уволен из органов.

Затем работал на авторемонтном заводе.

В мае 1924 года устроился секретарём в контору «Экспортугля» — подразделения «Укргосторга», с августа — заведующий технической частью конторы, с октября — управляющий делами «Экспортугля».

С февраля 1925 года — секретарь импортного отдела Госторга УССР.

С мая 1925 года — помощник заведующего техническим бюро и заведующий комиссионной частью технического бюро импортного отдела.

С января 1926 года — заведующий отделом автотранспорта и оборудования коммунальных хозяйств Технической конторы Госторга УССР.

В 1927 году вошёл в состав Стрелкового комитета при Высшем совете по физической культуре Украинской ССР.

В 1930 году репрессирован.

17 мая 1930 года уголовно–кассационная коллегия Верховного суда УССР заменяет ему расстрел на 10 лет лагерей, с последующими пятью годами ссылки, поражением в правах и конфискацией имущества.

Срок отбывал на Соловках, затем на Дальнем Востоке, руководил автоотрядом на строительстве БАМ.

Был по факту вторым человеком на строительстве после Лазаря Когана, начальника «Беломорстроя».

Когда в 1931 году начальником стал Нафталий Френкель, Гуревич стал начальником транспорта «Беломорстроя».

Однако позднее попал в штрафной изолятор за вредительство, но потом стал начальником материально-технического снабжения в Управлении Соловецких лагерей особого назначения.

В августе 1933 года Френкель был назначен начальником строительства Байкало-Амурской железной дороги. Гуревича перевели в управление БАМлага на должность начальника автогруппы. Под его руководством оказывается 5200 единиц техники с личным составом. Гуревич жил в городе Свободный (бывший Алексеевск) без конвоя, и даже охотился и хранил охотничье ружьё.

Осенью 1933 года сделал своё первое серьёзное изобретение — двигатель внутреннего сгорания без коленчатого вала, передача момента в котором происходит от поршня через штангу на наклонный диск или винтовую реборду. В то время шли работы по проектированию плавающей танкетки, которой требовался очень компактный двигатель. Изобретение Гуревича пришлось кстати. В 1935 году Гуревича перевели в Хабаровск старшим инженером-консультантом Дальлага и предоставляют квартиру. В 1936—1937 годах двигатель был создан и испытан.

В 1936 году работал в конструкторском бюро по танковым двигателям.

С.А. Бутурлина в 1937 году в работе «Дробовое ружьё» писал:

Совершенно новый для оружия принцип использовал недавно инж. Е.С. Гуревич, построив необыкновенно простой, компактный и остроумный замок с проволочной крутильной боевой пружиной. Так как металл на кручение утомляется меньше, чем при других формах работы, прямая проволока почти не требует вырезов в дереве ложи, и проволока может быть взята без всяких неудобств нужной длины и толщины, то пружина эта может быть очень сильной. В замок этот его изобретатель включил очень простой и прочный интерсептор, и простой один спуск на оба замка двустволки. Замок располагается на спусковой скобе или на нижнем хвостовике колодки, и укрепляет переднюю часть дерева ложи по сравнению с обычными замками.

В 1938 году снова арестован, из Гуревича выбивали показания на Блюхера.

5 мая 1939 года был освобождён.

Затем занимался разработками огнестрельного оружия.

К 1940 году создал двуствольное дробовое ружьё оригинальной системы для охоты ГЕС-7.

С 1 февраля 1941 года начал работать дома над новой конструкцией — ружьём ГЕС-8.

Примерно в тоже время женился на Нине Никифоровне Дорожкиной, которая была его моложе на 19 лет. 6 марта 1941 года у них родилась дочь Элеонора.

Последним довоенным ружьём Гуревича стала модель ГЕС-9 20-го калибра с рычагом затвора на боковом основании ствольной коробки.

В ноябре 1941 года поступил на службу в НКВД и в должности старшего инженера участвовал в организации производства штатных миномётов на спецзаводе НКВД №2 («Севдормаш», Северодвинск).

Сохранился документ от 31 января 1942 года — письмо заместителя начальника УНКВД по Архангельской области Шнюкова заместителю Берии Чернышову, в котором говорится:

Инженер – оружейник НКВД АО тов. Гуревич Е.С. за время его работы по освоению выпуска штатных миномётов на спецзаводе 2 сконструировал и выполнил несколько новых систем ротного миномёта, из которых последняя его система имеет ряд преимуществ перед существующим штатным как в части упрощения и облегчения конструкции, так равно в более высоких тактических качествах. Тов. Гуревич Командующим АВО – генерал-лейтенантом тов. Романовским командирован в НКО для представления образцов его миномёта. Прошу Вашего содействия в продвижении этого вопроса, так как по моему убеждению и по отзыву ряда наших работников эта система ввиду её малого габарита, портативности и постоянной готовности к бою особенна ценна для нужд истребительных батальонов.

Изобрёл «50 мм миномёт с глушителем и упрощённым краном».

В 1942 году дважды ездил в Москву в Народный комиссариат обороны, где представлял свои разработки.

1 апреля 1942 года уволился из НКВД и стал конструктором и экспертом с удостоверением «старшего инженера оружейника изобретателя» при начальнике Управления артиллерии Архангельского военного округа.

Занимаясь миномётами, пришёл к выводу, что живучесть расчёта на поле боя можно повысить, минимизировав демаскирующие признаки самого выстрела.

В ноябре 1943 года прошли испытания бесшумных патронов Гуревича. Под эти патроны калибра 5.6 и 6.5 мм были изготовлены примитивные однозарядные пистолеты, спроектированные Гуревичем по схеме охотничьей «переломки». В испытаниях наименьшую слышимость продемонстрировал патрон калибра 6.5 мм, далее — калибра 5.6 мм, револьвер «Наган» с глушителем «Брамит», пистолет «ТК» Коровина, «Наган» без «Брамита» и пистолет «ТТ». Патроны Гуревича показали лучшую кучность, чем «Наган» с «Брамитом».

С 1943 года проходили полигонные испытания неких секретных конструкций Гуревича. Известны только некоторые их названия, например, «Поток» или «ГАРС» (Гуревича активно-реактивный снаряд).

В 1944 году результатом его работы Гуревича над оружием для бесшумный стрельбы стал его револьвер «для поражения живой силы на близких расстояниях при специальных заданиях» и патрон для него калибра 7.62 мм. Револьвер Гуревича имеет несколько модификаций.

Также в 1944 году было изобретено ружьё ГМ-14 (ГМ — Гуревича модель), в котором впервые был применён ударниковый замок.

Победу встретил с новым ружьём ГМ-16. В том же 1945 году Главный маршал артиллерии Н.Н. Воронов писал: «Необходимо изготовить серию мод.16 тов. Гуревича в количестве 1000 ружей для широкой проверки охотниками в различных областях Советского Союза, а затем можно будет рекомендовать на валовое производство. Ружьё простое, прочное и рабочее».

До февраля 1946 года работал старшим инженером–оружейником при Артиллерийском Комитете ГАУ КА под началом председателя Арткома генерал-полковника артиллерии В.И. Хохлова.

В 1949 году его женой стала Нина Михайловна Шорохова. Она работала парикмахером и была моложе Гуревича на 26 лет.

В 1952 году Тульский горпромкомбинат заплатил Гуревичу 4000 рублей за новый способ выделки кожи.

С 1958 года — консультант областного ВОИР («Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов»).

Умер 26 декабря 1981 года в Туле.

Персональные инструменты
Пространства имён
Варианты
Просмотры
Действия
Поиск
Навигация
Инструменты

Текст страницы доступен по условиям лицензии GNU Free Documentation License. Материалы могут быть скопированы при условии указания активной ссылки на источник копирования в теле статьи (на той же странице). В отдельных случаях могут действовать условия лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike (CC BY-SA 3.0), информацию об этом можно просмотреть на странице обсуждения или в истории правок. В частности, условия лицензии CC BY-SA 3.0 действуют в отношении статей, перенесенных из Википедии (указание на факт переноса всегда есть в истории правок статьи или на ее странице обсуждения).

В текстах упоминаются организации, признанные на территории Российской Федерации террористическими и/или в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о запрете деятельности. В том числе:

Признаны террористическими организациями: «Исламское государство» (другие названия: «Исламское Государство Ирака и Сирии», «Исламское Государство Ирака и Леванта», «Исламское Государство Ирака и Шама»), «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Движение Талибан», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), Джебхат ан-Нусра (Фронт победы) (другие названия: «Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам» (Фронт поддержки Великой Сирии), Всероссийское общественное движение «Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского», Международное религиозное объединение «АУМ Синрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph) — см. полный список.

Деятельность запрещена по решению суда: Межрегиональная общественная организация «Национал-большевистская партия», Межрегиональная общественная организация «Движение против нелегальной иммиграции», Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея — Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство», Межрегиональное общественное объединение — организация «Народная Социальная Инициатива» (другие названия: «Народная Социалистическая Инициатива», «Национальная Социальная Инициатива», «Национальная Социалистическая Инициатива»), Межрегиональное общественное объединение «Этнополитическое объединение „Русские“», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа», Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящие в ее структуру местные религиозные организации, Межрегиональное общественное движение «Артподготовка» — см. полный список.

Вашему вниманию предоставляется интересный образец стрелкового вооружения советских конструкторов, а именно Евгения Самойловича Гуревича - бесшумный револьвер Гуревича калибра 7,62 мм .

Все началась в 1942 году после того, как Евгению Самойловичу дали задание на создание нового бесшумного боеприпаса, который бы позволил заменить используемые для " Нагана " специальные патроны и глушитель " БРАМИТ ", а так же превзойти их по всем параметрам.

Итак, в начале 1943 года Гуревич сконструировал и представил специальный бесшумный боеприпас и три однозарядных пистолета. И если само вооружение не представляло из себя чего то удивительного, то патрон был по истине нестандартным. Евгений Самойлович любил на досуге заниматься изобретательством и приложив свой живой ум и накопленный опыт сконструировал патрон с использованием отсечки пороховых газов - удлиненная гильза заполнялась водой, которая после накаливания капсюля и детонации пороха начинала сжиматься поршнем, и тем самым выталкивала закрепленную пулю через канал ствола, а поршень, упираясь в дульце гильзы, запирал пороховые газы.

После проведенных испытаний, которые выявили некоторые недостатки пистолетов, которые по своей сути являлись экспериментальными образцами, Евгений Самойлович сконструировал полноценное боевое оружие - бесшумный револьвер калибра 7,62 мм , который после испытаний, в которых принимал участие " Наган " с глушителем системы " БРАМИТ ", показал себя в основном с хорошей стороны.

Громкость выстрела револьвера Гуревича была намного тише и он (выстрел) не был похож на звук выстрела, кучность до дистанции 50 метров была выше у образца Евгения Самойловича , " Наган " заметно уступал в длине оппоненту, как и в надежности стрельбы при замораживании - у глушителя " БРАМИТ " при стрельбе выбивало переднюю пробку, а так же начинали заваливаться пули, а в бесшумных патронах Гуревича вода была заменена на смесь спирта с глицерином, которая оставалась работоспособной при температуре -75°C .

После в целом успешных испытаний и заказе на изготовление 50 револьверов и 5 тысяч патронов, револьверы поступили в войска, правда после окончания войны интерес к этому отличному оружию угас и о нем постепенно забыли, но Евгений Самойлович Гуревич остается основоположником разработки бесшумных патронов в России , проложив тем самым дорогу к начинаниям будущих конструкторов и созданию более совершенных и высококачественных вооружений таких как ОЦ-38 " Ворчун " Стечкина , ПСС " Вул ", АПС ( Автомат подводный специальный ) и т.д.

Сейчас в интернетах постоянно возникают споры об авторстве конструкции ТОЗ-34. О самом ружье можно говорить много, но я задену лишь основное, боюсь что большую и проработанную аналитическую записку на Яндекс Дзене читать никто не будет. Хотя в реальности история очень интересная.

ТОЗ-34 используется на охоте и в наше время. Достаточно долгоживущая конструкция, несмотря на все свои недостатки

ТОЗ-34 используется на охоте и в наше время. Достаточно долгоживущая конструкция, несмотря на все свои недостатки

Фактически это ружье можно охарактеризовать оригинальной системой запирания ствола, таким же УСМ и довольно безобразным креплением колодки и приклада. В тоже время ружье получилось очень удачным, с низким расположением стволов, тонкой шейкой приклада и достаточно прикладистым. Это объясняется:

  • Кольцевым шарниром, расположенным на уровне нижнего ствола ружья, а не ниже его - это позволило расположить стволы ружья на уровне приклада, снизив тем самым влияние отдачи на точность выстрела.
  • Использованием в УСМ ружья плоских боевых пружин, это позволило уменьшить габариты колодки и следовательно сделать шейку приклада более изящной и тонкой.

Кто же был его конструктором - Гуревич Е.С., достаточно именитый изобретатель, автор ружей ГЕС, основатель конструкторской школы ЦКИБ, изобретатель и двигатель как кольцевого шарнира использующегося в ТОЗ-34, так и знаменитого "мертвого" шарнира, до настоящего времени, использующегося на ружьях СОО ЦКИБ, автор многочисленных инноваций и рационализаторских предложений в области армейских вооружений и автомобильных двигателей. Или молодой конструктор Николай Иванович Коровяков, за спиной которого на момент появления ТОЗ-34 не было ничего.

Если коснутся истории, то Е.С. Гуревич был достаточно интересным человеком, за его спиной была и служба в ГПУ, сталинские лагеря, работа в "шарашке" и огромный ворох авторских свидетельств и патентов. В том числе и охотничьи ружья с вертикальным расположением ствола, выпускавшиеся в 30-50-х годах под марками ГЕС. Интересно в этих ружьях использование кольцевого шарнира и достаточно оригинальные УСМ ударникового типа, в которых использовались торсионные боевые пружины работающие на кручение или спиральные пружины на направляющих, размещенные в глубине колодки, что опять же позволяло уменьшить диаметр колодки. Почитать про него и его жизнь можно тут .

За Николаем Ивановичем Коровяковым не наблюдается особых скандалов и резких взлетов, единственный спорный, или даже скандальный, момент в его биографии - это признание его трудов антинаучными в 2004 году. Подробно я это описывать не буду, так как к ружью - это отношения не имеет. Но, в тоже время именно ему и ряду соавторов официально принадлежит авторство ТОЗ-34. И это правильно, на мой взгляд, Коровяков и Ко использовали идеи Гуревича, но несколько усовершенствовали их, в ТОЗ-34 видно влияние Гуревича, но нет его авторства. Фото размещены для понимания направления и метода работы Гуревича, источник .

Ружье ТОЗ-34 не типично для Гуревича . Первое, на что можно обратить внимание - это использование плоских боевых пружин и курков, Евгений Самуилович же тяготел именно к спиральным, более надежным, или торсионным пружинам и ударниковому механизму. Вторым моментом служит крепление приклада. Использовав идеи кольцевого шарнира, коллектив авторов под руководством Коровякова, не задумался о надежном методе крепления его. Дело тут скорее всего в том что ружья Гуревича, ввиду использования длинных пружин торсионного типа имели достаточно вытянутую колодку которая доходила до середины шейки приклада, при этом окончание шейки приклада было достаточно простым по форме и подгонки приклада не требовалось. Сама колодка с боков закрывалась накладками, крепление приклада осуществлялось анкерным болтом, или как его называют стяжным винтом. Колодка ТОЗ-34 имеет достаточно сложную конфигурацию и требует врезки в приклад. при этом крепление осуществляется винтами, одна из основных проблем ТОЗ-34 как раз и является расхождение щечек приклада из-за неудачной конструкции как самой колодки, так и "сырости" и непродуманности способа ее крепления.

Недостатки ТОЗ-34 и показывают что конструировал его достаточно молодой коллектив авторов с использованием и компилированием известных идей, но несколько неумелым их приложением на практике. По этой причине я и оставляю авторство ТОЗ-34 за Николаем Ивановичем Коровяковым. Но, при этом я надеюсь что идеи Евгения Самуиловича Гуревича все таки найдут своем место в конструкции гладкоствольных переломных ружей. Интересны также его работы в области пуль с баллистическим наконечником из древесины, для гладкого оружия и его изобретения в области бесшумного оружия. В общем, рекомендую таки посмотреть биографию этого человека.


Выдающийся авиаконструктор Михаил Иосифович Гуревич не так широко известен, как руководители и основатели советских авиационных ОКБ, которые стали впоследствии всемирно знаменитыми и носят сегодня имена своих основателей: Туполева, Яковлева, Ильюшина, Сухого, Мясищева, Миля и Камова. Он всегда был в тени непосредственного руководителя Артема Ивановича Микояна. Однако его заслуги в создании отечественной истребительной авиации невозможно переоценить. И следует отдать должное Микояну: когда решался вопрос о выборе названия спроектированных в ОКБ истребителей, он настоял, чтобы они несли в себе фамилии двух создателей: Микояна и Гуревича. Подчеркнув тем самым огромный вклад своего зама в разработку истребителей нового поколения. Так появился МиГ-1 и МиГ-3 и, пожалуй, самая известная и знаменитая в ХХ веке истребительная фирма МиГ. Впрочем, и сам по себе Михаил Иосифович Гуревич тоже был МИГом.

Родился М.И. Гуревич в 1892 году в Курской губернии. Его отец был механиком на винокуренном заводе, мать вела домашнее хозяйство. Гимназию юный Миша Гуревич окончил с серебряной медалью. А затем поступил учиться в Харьковский университет на матфак. Через год, однако, был исключен в связи с происходившими тогда студенческими волнениями.

В то время не так сложно было продолжить образование за рубежом. И в 1912 году Михаил едет во Францию, где поступает в университет в Монпелье. Во Франции он жил и учился на помощь отца и на заработки от частных уроков. Однако полный курс университета в Монпелье окончить так и не довелось. Вскоре после приезда Гуревича домой на каникулы началась первая мировая война. Чем только не приходилось ему заниматься в это время: работал чертежником, рисовал плакаты, давал частные уроки.

Второй в МиГе

До февральской революции 1917 года Михаил сумел поступить в Харьковский технологический институт, где, как он указывал в своей автобиографии, обучался с большими перерывами, связанными с идущей гражданской войной. Здесь с небольшой группой студентов он участвовал в работе авиационного кружка. Именно в это время и появился у него большой интерес к авиации, который не покидал всю жизнь. Деятельность кружковцев, поддерживаемая преподавателями института, в особенности профессором, а впоследствии академиком Г. Проскурой, обусловила сначала появление новой специальности на факультете, а впоследствии и целого нового факультета, ставшего основой, образовавшегося позднее Харьковского авиационного института.

Вместе с друзьями, членами институтской секции «Общества авиации и воздухоплавания Украины и Крыма», Гуревич разработал и построил два планера: «Аист» и «Бумеранг», которые участвовали во II Всесоюзных планерных соревнованиях в Коктебеле в 1924 году. К сожалению, в одном из полетов «Бумеранг» разрушился в воздухе — прочность оказалась недостаточной. Под сильным впечатлением от этой аварии Гуревич написал свою первую научную статью «Практическое руководство по постройке планера», изданную в 1925 году обществом «Агрохим» в Харькове. В ней он изложил рекомендации по сборке отдельных деталей, агрегатов и узлов планера. Все схемы и чертежи были выполнены автором, проявившим незаурядные конструкторские способности.

Гуревич блестяще окончил институт по специальности самолетостроение. Тема его дипломной работы — «Пассажирский самолет». А вот трудиться ему пришлось инженером-конструктором промышленных вентиляционных машин в Харьковском филиале общества «Тепло и сила». Он безупречно выполнял расчеты различных вентиляционных устройств, однако в 1929 году эра нэпа закончилась, и деятельность подобных обществ прекратилась.

В поисках работы Гуревич в том же году приехал в Москву и поступил в конструкторское бюро Поля Ришара. Этот известный французский авиаконструктор прибыл в СССР в 1928 году, по приглашению Авиапрома для создания гидросамолетов. Михаил Иосифович начал работать в этом бюро вместе с такими ставшими впоследствии известными конструкторами, как С. Королев, В. Шавров, Г. Бериев, И. Четвериков, Н. Камов. Через год коллектив возглавил французский авиаконструктор Андрэ Лявиль. Бюро было преобразовано в БНК (Бюро новых конструкций). Но вскоре оно распалось, и Гуревич вместе с другими конструкторами БНК оказался в ЦКБ, где разрабатывались самолеты различного назначения. Гуревич попал в бригаду, руководимую С. Кочеригиным.

В 1932 году Михаил Иосифович как проектировщик уже оказывал существенное влияние на создание облика и конструкции самолета-штурмовика ТШ-3: он предложил схему низкоплана с характерными обтекателями на шасси. Мотор в носовой части самолета был защищен бронекоробкой из плоских кусков гомогенной броневой стали. На каждой консоли крыла располагалось по пять пулеметов ШКАС. Кроме того, штурмовик нес фугасные бомбы и кассеты с осколочными бомбами.


Весной 1934 года В. Коккинаки провел испытания ТШ-3. Однако этот самолет не приняли на вооружение, так как в ВВС еще не была до конца ясна сама концепция бронирования штурмовика.

В работе с Кочеригиным проявилась яркая индивидуальность Михаила Гуревича как авиационного специалиста, проектировщика-конструктора, а затем руководителя группы общих видов. В 1936 году бригаду Кочеригина перевели на авиазавод № 1. В начале следующего года Гуревича включили в состав советской делегации для поездки в США на ведущие американские авиафирмы. Группа, в которую входил Михаил Иосифович, принимала участие в покупке лицензии на производство в Советском Союзе одного из лучших американских грузопассажирских самолетов «Дуглас» ДС-3. Работая на заводах фирм «Дуглас» и «Мартин», Гуревич занимался приемкой документации, технологий и закупкой оборудования.

По возвращении из США в 1937 году авиаконструктор активно участвовал в освоении производства лицензионного ДС-3 на заводе № 84. Самолет получил название ПС-84 (пассажирский самолет), в дальнейшем — Ли-2 и выпускался серийно более 20 лет.

В декабре 1938 года Гуревич возглавил «мозговой центр» — группу проектов и эскизного проектирования — в ОКБ Н. Поликарпова. В это время он познакомился с Артемом Микояном, который занимался тогда модернизацией и серийным выпуском последнего в Советском Союзе истребителя-биплана И-153 «Чайка». У них быстро сложились хорошие деловые отношения, перешедшие вскоре в дружеские. Михаил Иосифович в феврале 1939 года стал заниматься разработкой истребителя-моноплана, который в ОКБ Поликарпова обозначался шифром «X». Проектом этого самолета предусматривалось применение мощного мотора жидкостного охлаждения конструкции Микулина. Ставка на этот мотор сулила достижение скорости 650 км/ч.

Угроза нападения на нашу страну фашистской Германии ощущалась все более реальной, и необходимо было срочно перевооружить ВВС современными истребителями. Именно в это время создаются новые КБ, в том числе для разработки истребителей. Одно из них, выделенное наркоматом авиапрома из состава ОКБ Поликарпова, возглавил А. Микоян. Для первой машины использовался весь поликарповский задел по проекту «X». Заместителем Микояна в КБ стал Гуревич.


Совместная работа Артема Ивановича и Михаила Иосифовича — пример яркого сотрудничества одаренных людей. Союз этих на редкость разных людей оказался удивительно удачным, Михаил был постарше, поопытнее и поосмотрительнее, Артем — темпераментнее, энергичнее, Объединившись, они прекрасно дополняли друг друга. Гуревич был причастен к созданию практически всех «мигов», вплоть до знаменитого и эпохального МиГ-25. Кроме того, он возглавил совершенно новое направление по разработке управляемых крылатых ракет, в котором ОКБ сумело в свое время добиться мирового первенства.


Все, кто был знаком с Михаилом Иосифовичем, запомнили его как человека высокой культуры, тактичного и доброжелательного. Он никогда не отказывал в помощи другим, а о его редкостной скромности ходили легенды.

Круг интересов М.И. Гуревича был очень широк и многообразен. Коллеги и друзья часто вспоминали, как внимательно следил Михаил Иосифович за новинками не только в науке и технике, но и в искусстве, каким он был тонким ценителем поэзии. Он любил и прекрасно знал художественную литературу, в том числе зарубежную, которую читал на английском и французском языках.

Доброжелательность, высокая культура Гуревича в общении с людьми порой заставили одуматься не одного любителя искать врагов вокруг себя. Вот один лишь пример. В 1955 году произошел самопроизвольный отрыв (отцепка) опытной крылатой ракеты (КС) от самолета-носителя. Но самое плохое было то, что в размещенной в ней вместо отсека с взрывчаткой кабине находился летчик-испытатель. Когда это случилось, один из высокопоставленных представителей бросил в лицо Михаилу Иосифовичу: «Ну-ка, говори, где окопались вредители? В твоем ОКБ или здесь, на летной станции?» К счастью, летчик-испытатель Амет-Хан Султан мастерски приземлил крылатую ракету. «Виновницей» тогда оказался брак пайки в электрическом разъеме. Генерал был вынужден принести извинения.


Гуревич имел ученую степень доктора технических наук, много раз он назначался председателем Государственной экзаменационной комиссии в Московском авиационном институте. Под его началом выросли многие отличные специалисты, прославившие отечественное самолетостроение.

В 1964 году Михаил Иосифович Гуревич, лауреат шести Государственных и Ленинской премий СССР, Герой Социалистического Труда, вынужден был уйти по состоянию здоровья на пенсию и вскоре переехал с женой в Ленинград, где скончался в 1976 году. Похоронен он был в Ленинграде на Серафимовском кладбище.

Сегодня МиГ, как и раньше, олицетворяет плеяду мощных боевых машин различных типов и назначения. По-видимому, это имя останется символом фирмы до тех пор, пока будут создаваться ее самолеты.


Источники:
Беляков Р. Мармен Ж. Самолеты МиГ. М.: Авикопресс, 1996. С.6-8.
Птичкин С. Второй из рода МиГ // Российская газета. № 5812. 21 июня 2012.
Ганапольский М. Что в имени «МиГ» // Авиация и космонавтика. 1992. №11. С. 22-23.
Пономарев А.Н. Советские авиационные конструкторы. М.: Воениздат, 1980. С. 73-76.
Якубович Н. Неизвестный МиГ. Гордость советского авиапрома. М.: Яуза, 2012. С. 6-7, 321-323.

Читайте также: