Гусеничный вездеход моделист конструктор

Обновлено: 26.04.2024

Так уж получилось, что я постоянно кручу гайки: то одну технику собираю, то другую. Не могу сидеть сложа руки! Вот и недавно изготовил очередной вездеход. Назвал его «Мишуткой». Это легкая гусеничная машина, весьма бюджетная по применяемым материалам и трудозатратам — такую сможет сделать каждый, кто знаком с автослесарным делом. Сегодня большинство самоделыциков-вездеходостроителей отдают предпочтение колесным аппаратам, но мне больше по душе гусеничные. Наверное, потому, что на службе в армии я водил ПТС-2 -плавающий транспортер средний. Проходимость у гусеничной техники в целом лучше, чем у колесной. Да и вид у нее посерьезнее, как мне кажется.

Постройка «Мишутки» заняла у меня около двух месяцев. Сначала прикинул общую компоновку, спроектировал раму, используя для этого программу САПР SolidWorks. Такой подход сильно экономит время. Имея чертежи будущей конструкции, затем занимаешься лишь их воплощением в металле, не тратишь время на подгонку деталей. К сожалению, у меня не было 3D-картинок двигателя и КПП, поэтому «покрутить» на мониторе компьютера, пристраивая их на свои места, не получилось — пришлось устанавливать по месту.

Основа «Мишутки» - герметичный кузов-лодка, представляющий собой каркас из стальных профилей, обшитый листовым железом

Основа «Мишутки» — герметичный кузов-лодка, представляющий собой каркас из стальных профилей, обшитый листовым железом

Одной из задач, которые я перед собой поставил, было оборудование машины удобным спальным местом. Для этого самодельные сиденья, скользя по специальным полозьям на бортах, трансформируются в ложе длиной 1900 мм, Такое решение актуально в первую очередь для охотников или рыбаков, для тех, кому нужно переночевать на природе. Я к этой категории лиц не отношусь, но мне был интересен сам процесс создания техники с определенными потребительскими свойствами, поэтому «Мишутку» можно расценивать как удачный прототип, который кто-то возьмет, возможно, за основу собственного вездехода.

Итак, я сделал выбор в пользу переднемоторной компоновки, поскольку она позволяет спланировать сзади большой багажный отсек, организовать сиденье для пассажиров, да и вообще места получается намного больше, чем в случае заднемоторной схемы. Основа вездехода — герметичный кузов-лодка. Каркас сварен из квадратного профиля 40×40 мм, с толщиной стенки 1,5 мм. Для облегчения конструкции на диагонали пустил профиль 40x20x1,5 мм, но в качестве передней и центральной осей и попутно поперечных силовых ребер кузова использовал профиль 50x50x3 мм. В местах его выхода из кузова приварил косынки для усиления. Моя практика строительства разного рода транспортных средств говорит о том, что для небольшого вездехода прочность кузова при использовании указанных материалов вполне достаточна.

Сварку кузова выполнял полуавтоматом в среде углекислоты (хотя и не имею «корочек» сварщика, но опыт — великое дело!), сечение сварочной проволоки 0,8 мм. Снаружи все обшил стальными листами толщиной 1,25 мм, выкроив их по требуемым размерам. Листы кладутся на профиль внахлест, однако не перекрывают его полностью, а лишь заходят с небольшим напуском в 5 мм. Во-первых, лишний метал — это ненужный вес. А во-вторых, изнутри лодки под листы неизбежно будет попадать влага, и значит, металл будет там ржаветь. В моем случае это исключено. Габариты кузова получились следующими: длина — 2482 мм, ширина — 800 мм, высота борта — 500 мм. Угол наклона передней части равен 45 градусам, задний борт находится под углом 20 градусов к вертикали.

Вездеход оборудован сиденьями, которые, скользи по специальным трубчатым полозьям на бортах, трансформируются в ложе длиной 1900 мм. На фото виден каркас переднего сиденья Оси паразитных катков изготовлены из квадратного профиля 50×50 мм, к нему приварены фланцы из стали 6 мм для крепления цапф колесных ступиц На оси каждого ведущего колеса установлено но дисковому тормозу, в которых используются тормозные суппорты от ВАЗ-2108 Листы кузова-лодки герметично приварены к каркасу внахлест, но не перекрывают его полностью. Верхняя рамка крепится на болтах

Спереди проем каркаса зашит мелкой сеткой, пропускающей воздух к двигателю, ведь он закрыт с боков, и его необходимо хоть немного охлаждать. Места стыковки деталей при сборке промазаны герметиком. Понятно, что в отличие от сварного шва, разъемное соединение не обеспечивает герметичности, однако наблюдая за своим прошлым вездеходом, я заметил, что погружался в воду он максимум по «крылья», так что опасаться затопления лодки во время форсирования водных преград не следует. Правда, при заезде в воду или выходе на берег, особенно, если он крутой, зачерпнуть немного воды реально. Впрочем, на мой взгляд, в воде вообще делать особо нечего: вездеход — это не катер и против течения он практически не идет, если не оснащен специальным водным движителем, конечно.

На машине установлен двигатель марки Carver мощностью 15 л.с. воздушного охлаждения с ручным стартером. Это бюджетный вариант, поскольку построить недорогой по затратам вездеход — это. напомню, была одна из основных целей, которые я перед собой ставил, приступая к данному проекту. Двигатель крепится непосредственно к раме кузова-лодки. Возможно, стоило бы предусмотреть специальный подрамник, но я обошелся без него, подложив под мотор кусок толстой резины для уменьшения вибраций, передающихся на кузов, и такой вариант пока меня всем устраивает.

Двигатель укомплектован редуктором, обеспечивающим понижение 1:2 и автоматическим центробежным сцеплением. Посмотрю, как данный агрегат покажет себя в работе. Хотя, по-хорошему, надо бы использовать вариатор, напрямую передающий момент на КПП. У меня же с редуктора на коробку идет мотоциклетная цепь с шагом 12,7 мм и передаточное отношение, исходя из количества зубьев на звездочках, равно 1:3,42. Пятиступенчатая КПП — от автомобилей ВАЗ классического семейства, она также жестко закреплена на кузове: спереди на четырех болтах, а сзади на двух. Карданный вал от автомобиля «Нива» передает крутящий момент от нее к редуктору заднего ведущего моста — он также от «Жигулей» (передаточное число главной пары 3,9). По условиям компоновки трансмиссии получилось, что рычаг КПП находится почти в центре вездехода по его длине — это не очень удобно. Хочу попробовать вывести механизм переключения ближе к двигателю, применив тяги. Четкость выбора передач ухудшится, быть может, зато управлять машиной будет сподручнее.

Очевидно, что изменяет траекторию движения вездеход такого типа за счет притормаживания гусеницы того или иного борта. Это происходит благодаря торможению правого или левого ведущих колес, оснащенных дисковыми тормозами. Таким образом, моя бюджетная конструкция имеет распространенный в среде самодельщиков дифференциальный принцип поворота со всеми его преимуществами (простота) и недостатками (низкий КПД, интенсивный износ узла) данной схемы. Главные тормозные цилиндры взяты от «Жигулей» (от привода сцепления), по одному на сторону. Они расположены по бокам у бортов, а не рядом с рычагами управления, как делают обычно. Больших плюсов у такой компоновки нет, наверное, но мне захотелось применить нетрадиционное техническое решение. Во всяком случае, оно позволяет использовать медные трубки для двух тормозных магистралей одинаковой длины, а это удобно. Рычаги изготовлены из профиля 40×20 мм, ручки сверху — из трубы диаметром 16 мм. Внизу рычаги приварены к трубам: правый — к длинной с внешним диаметром 20 мм, левый — к более толстой короткой диаметром 25 мм. Основная ось правого рычага идет от борта до борта, она держится на болтах, вращающихся внутри ушек, приваренных к вертикальным ребрам каркаса кузова. Насколько будет хватать болтов М12, работающих в подвижном соединении «сталь по стали» даже со смазкой — вопрос пока открытый. На трубе приварено ушко, которое связано со штоком правого главного тормозного цилиндра. Аналогично устроено управление тормозом левого борта, только рычаг качается на короткой трубе, охватывающей первую, свободно проворачивающейся на ней. В небольшой зазор между трубами при помощи специально установленной пресс-масленки я закачиваю консистентную смазку, но немного, чтобы она не вылезала по сторонам.

На оси каждого ведущего колеса установлено по дисковому тормозу, в которых используются тормозные суппорты от ВАЗ-2108 — по паре на колесо. Гидравлически они соединены между собой последовательно. Сначала попробовал ездить с одним тормозным механизмом на колесо — управление было ощутимо тяжелее. Хорошо, что сразу предусмотрел на пластине под крепление суппортов четыре отверстия, попарно симметрично расположенные относительно друг друга. Фигурная пластина получена лазерной резкой из стального листа толщиной 6 мм.

Главные тормозные цилиндры системы управлении расположены но бортам К рычагам управления приварены трубчатые оси: правая длинная, левая короткая К осям приварены ушки, которые соединяются со штоками тормозных цилиндров

Четыре остальных колеса, так называемые паразитные катки, свободно вращаются на своих ступицах, в качестве которых применены узлы от той же «восьмерки», с ее задней балки. Обычно фланец цапфы ступицы намертво приваривают к соответствующей оси кузова-лодки, ведь подвески вездеходы такого типа, как правило, лишены. Это просто осуществить, но считаю, что так поступать не следует. Во-первых, сварка двух деталей, изготовленных из разных материалов (сталей), не способствует высокой прочности получаемого соединения, и закаленная цапфа может «отпуститься». Во-вторых, если повредишь цапфу (в результате езды со сломанными ступичными подшипниками, например), то съемную деталь всегда легко заменить на новую. Можно даже взять с собой в тяжелую дорогу запасной узел про запас и установить его в случае поломки. Поэтому я вырезал на лазерном станке четыре фланца толщиной 6 мм, которые и приварил к квадратным профилям-осям кузова-лодки, а уже к ним, в свою очередь, на четырех болтах закрепил «восьмерочные» цапфы.

Чертеж съемного верхнего каркаса В передней части вездехода располагается двигатель Carver мощностью 15 л.с. воздушного охлаждения От встроенного редуктора мотора крутящий момент цепью передается к КПП от «Жигулей» Карданный вал от «Нивы» идет от КПП к ведущему мосту автомобилей ВАЗ Каждая гусеница изготовлена из двух полос, вырезанных из транспортерной ленты ТК-200, которые скреплены полусотней уголков

Все колеса — R13. Ведущие стоят так же, как на автомобиле, а четыре остальных выпуклой частью колесного диска внутрь, то есть у них большой отрицательный вылет. Это позволило сделать короткими консоли осей, выступающих из кузова-лодки, и уменьшить на них изгибающий момент. Очевидно, что все три колеса с каждого борта находятся в одной вертикальной плоскости, ведь на них перематывается гусеница, а вот по горизонтали средний мост смещен на 20-30 мм вниз. Получается, что на твердой поверхности вездеход слегка качается вперед-назад на колесах средней оси, но на мягком грунте опора на крайние колеса чуть меньше и они легче проскальзывают в поперечном направлении при повороте машины, что ощутимо облегчает управление.

В качестве гусениц (траков), я использовал шестислойную резинотканевую транспортерную ленту ТК-200 толщиной 12 мм. Такая применяется, например, в шахтах при добыче рудных материалов. Ленту распустил на полосы шириной 120 мм и длиной по 5200 мм. Затем нарезал сотню уголков 25×25 мм длиной 400 мм — по 50 штук на один трак. Из того же уголка напилил еще столько же кусочков длиной по 100 мм. которые приварил к первым по центру, чтобы получился закрытый квадратный профиль. Теперь посередине уголок усилен, и он не будет выгибаться наружу, когда на него наезжает колесо. По краям каждого уголка просверлил симметрично по два отверстия, чтобы в них свободно проходили болты М8. Расстояние между отверстиями 50 мм. Конечно, можно вооружиться электродрелью, но у меня в мастерской, где установлены беспроводные онлайн камеры, чтобы следить за ней, есть сверлильный станок: учитывая общее количество отверстий, которые предстоит сделать, можно считать, что он необходим. Ну и запас сверл не помешает…

Данные эскизы наглядно иллюстрируют трансформацию сидений в спальное место, а также предлагаю! вариант верхнего съемною багажника. В металле это пока не осуществлено, значит, возможности дальнейшего развития у «Мишутки» есть!

Данные эскизы наглядно иллюстрируют трансформацию сидений в спальное место, а также предлагаю! вариант верхнего съемною багажника. В металле это пока не осуществлено, значит, возможности дальнейшего развития у «Мишутки» есть!

Данные эскизы наглядно иллюстрируют трансформацию сидений в спальное место, а также предлагаю! вариант верхнего съемною багажника. В металле это пока не осуществлено, значит, возможности дальнейшего развития у «Мишутки» есть!

Данные эскизы наглядно иллюстрируют трансформацию сидений в спальное место, а также предлагают вариант верхнего съемною багажника. В металле это пока не осуществлено, значит, возможности дальнейшего развития у «Мишутки» есть!

К уголкам со стороны центра приварил U-образные клыки, согнутые из стального прутка (гладкой строительной арматуры) диаметром 10 мм. Вместе с уголками они формируют дорожку, по которой будут бежать ведущие и опорные катки гусеницы, и фиксируют ее на колесах. Высота клыка получается из расчета заготовки длиной 200 мм. Такие ограничители лучше, чем изготовленные из стальной полосы, так как они не рвут резину колес. Чтобы гнуть клыки, а их понадобится 200 штук, я изготовил простое приспособление, действующее по типу трубогиба. Полученные детали (усиленные уголки с приваренными клыками) зафиксировал болтами М8 с шагом 100 мм на отрезанных транспортерных лентах. Расстояние между ними зависит от типоразмера применяемых колес, у меня ширина гусеницы вышла около 470 мм. Два конца каждой ленты соединяются внахлест на длине чуть больше шага, чтобы в соединении участвовало по восемь болтов (то есть, по два уголка). Здесь нужно использовать болты немного длиннее. Я сшивал траки по месту, полностью выпустив давление из ведущих и опорных катков, и натягивал ленты при помощи автомобильных такелажных стяжек для груза. Потом колеса накачал до 1 атм.

В настоящие время «Мишутка» еще не достроен до конца, но ходовые испытания подтвердили, что конструкция получилась работоспособной. Правда, передачу в КПП лучше выбрать заранее, еще на месте, поскольку на ходу переключиться не всегда получается. В тяжелых условиях по грязи, для чего, собственно, и нужен вездеход, я езжу, в основном, на первой передаче. Скорость специально не замерял, но если провести теоретические расчеты, взяв за основу максимальные рабочие обороты двигателя, передаточные числа в цепочке «мотор — колесо» и диаметр колеса, то на четвертой, прямой, передаче удастся разогнаться примерно до 15 км/ч. Скоростные качества не впечатляют, конечно, но ведь и строят такие машины не для гонок. А с бездорожьем «Мишутка» справляется неплохо!

До мысли построить гусеничный вездеход дошел от безделья: работы у нас нет, а в зимнее время и домашних хлопот немного. Вот и решил сделать гусеничный вездеход. А вообще-то это была давняя мечта, думал, что уже не осуществимая. Но, изготовив первый «гусеничник», захотел собрать и второй. Сам я не ездок — ездит на вездеходе брат (он у меня испытатель), для меня главное — процесс создания машины. Если брат не сломал ее — значит техника пригодна для дальнейшего использования.

«Варвар» начал строить в 2015 году. На борту надпись ЮКОN ВАРВАР. «Юкоn» — это мой ник в Интернете, взял я его по названию одного лесного поселка и реки, на которой он стоит. Этот посёлок находится недалеко от моей малой родины и любимого места отдыха, охоты и рыбалки. «ВАРВАР» — от слова «ВАРиаторный» вездеход.

Двигатель снегоболотохода китайского производства — «Лифань» 190 FD рабочим объемом 420 см3 с принудительным воздушным охлаждением. Бензиновый (марки топлива — Аи-92), четырехтактный одноцилиндровый. Степень сжатия: 8,2; номинальная мощность — 11,6 л.с., а максимальная — 15 л.с при 3600 об./мин. Крутящий электростартером или от рукоятки, топливного бака — 6,5 л. Масса двигателя — 36 кг. Диаметр вала — 25 мм. Диаметр цилиндра — 90 мм. Ход поршня — 66 мм. Топливный бак штатный — емкостью 6,5 литра (при максимальном расходе два литра в час — это три с лишним часа хода).

Основные размеры гусеничного вездехода «Варвар»

Основные размеры гусеничного вездехода «Варвар»

Органы управлении вездеходом (а, б, в)

Органы управлении вездеходом (а, б, в):

1 — рычаг управления гусеницами (2 шт.); 2 — рычаг переключения передач с рукояткой включения ручного тормоза; 3 — гидроцилиндр (2 шт.); 4 — расширительный бачок; 5 — педаль «газа»; 6 — сектор «газа» с рычагом

Кокпит с диванным сиденьем

Кокпит с диванным сиденьем

Приводное переднее зубчатое колесо гусеницы с зубьями из ПНД

Приводное переднее зубчатое колесо гусеницы с зубьями из ПНД

Натяжной каток с бандажом из двух полос транспортерной ленты

Натяжной каток с бандажом из двух полос транспортерной ленты

Опорный каток (каток через кронштейны жестко прикреплен к балке)

Опорный каток (каток через кронштейны жестко прикреплен к балке)

Кинематическая схема трансмиссии вездехода

Кинематическая схема трансмиссии вездехода:

М — двигатель; I — выходной вал двигателя; 1 — ведущий шкив вариатора; 2 — вариаторный ремень; 3 — ведомый шкив вариатора; II — входной вал коробки перемены передач; 4-трансмиссионный тормоз; 5 — колодки трансмиссионного тормоза; 6 — коробка перемены передач; III — выходной вал коробки перемены передач; 7 — ведущая звездочка цепной передачи (z=14); 8 — цепная передача (t=19,05); 9 — ведомая звездочка цепной передачи (z=28); IV — первичное колено карданного вала; 10 — карданный шарнир; V вторичное колено карданного вала; 11 — конические шестерни главной передачи; 12 — дифференциал; VI — правая полуось; VII — левая полуось; 13 — бортовой фрикцион (2 шт.); 14 — колодка бортового фрикциона (2 пары); 15 — передние ведущие зубчатые колеса (2 шт.)

Трансмиссия. От «жигулевской» ВАЗ-2101 коробки перемены передач отрезал колокол корзины сцепления (сцепление не нужно, так как есть вариатор), чтобы выиграть в размерах и исключить излишние крепежи. Вал не отрезал — он встает на место ведомого вала вариатора «Сафари». Количество передач осталось штатным: четыре — вперед и задний ход. Холостой ход обеспечивается сбросом «газа» — и вариатор сам отключается. После этого возможно переключение передач.

Рама — пространственная, ферменной конструкции. Сварена из стальных профильных труб: лонжероны-пояса (две основные несущие балки, к которым закреплены оси катков) — сечением 60x40x1,5 мм, подкосы и стойки — сечением 20x20x1,5 мм.

Шасси вездехода

Шасси вездехода

Шасси вездехода

Шасси вездехода:

а — вид спереди (передний ведущий мост); б — вид сзади (за мотором расположен вариатор); в — вид сбоку (по три опорных катка с каждого борта); 1 — рама; 2 — передний ведущий мост (задний мост ВАЗ-2101); 3 — карданный вал трансмиссии; 4 — гусеница (2 шт.); 5 двигатель; 6 — вариатор; 7 — рычаги управления; 8 — опорные катки (колеса с шинами от автомобиля «Жигули», 6 шт.); 9 — ведущее зубчатое колесо (колесо от автомобиля «Жигули» с зубьями из ПМД, 2 шт.); 10 — гусеница (2 полосы транспортерной ленты, соединенные траками из стальной профильной трубы с приваренными дугами-ограничителями, 2 шт.); 11 — натяжной барабан (колесо от автомобиля «Жигули» с двумя приклепанными транспортерными лентами, 2 шт.)

Передний мост (от автомобиля ВА3-2101) с бор юными фрикционами (тормозными дисками и механизмами от передних колес «жигулей»)

Передний мост (от автомобиля ВА3-2101) с бор юными фрикционами (тормозными дисками и механизмами от передних колес «жигулей»)

Обшивка кузова — герметичная, из стального листа толщиной 1 мм, обработанного защитным покрытием GRAVIT 600 и грунтовкой РБМ. Передний борт (транец) кузова усилен для установки здесь лебедки.

Привод — передний, от пары самодельных восьмизубых колес. Колеса — «жигулевские», зубья из резины ПНД. Каждая гусеница состоит из двух параллельных транспортерных лент сечением 110×11 мм и длиной по 6200 мм, соединенных штампованными траками с приваренными к ним парами ограничительных боковых дуг. Траки изготовлены из профильной (прямоугольной) трубы 40х 20×1,5 мм. Ширина трака -400 мм.

Опорные поддерживающие катки (по три с каждого борта) — 13-дюймовые колеса с шинами от автомобиля «Жигули». Натяжные катки — такие же колеса, только вместо шин на них приклепаны две полосы транспортерной ленты.

Изготовление гусеницы из транспортерной ленты в кондукторе

Изготовление гусеницы из транспортерной ленты в кондукторе

Траки гусеницы с приваренными боковыми ограничителями (дужками)

Траки гусеницы с приваренными боковыми ограничителями (дужками)

Силовой блок вездехода: на мотоподрамнике-двигатель; под ним - трансмиссионный тормоз; справа - вариатор; слева - коробка перемены передач и цепная передача

Силовой блок вездехода: на мотоподрамнике-двигатель; под ним — трансмиссионный тормоз; справа — вариатор; слева — коробка перемены передач и цепная передача

Электрооборудование. Система зажигания — бесконтактная, полупроводниковая. Запуск двигателя может осуществляться электростартером и от рукоятки. Вездеход оборудован фарами и сигналом.

Тормоза — дисковые, гидравлические, трансмиссионные с саморегулирующимися колодками.

Управление — фрикционное, гидравлическое (а потому — легкое). Осуществляется притормаживанием вращения ведущих катков правого или левого бортов (соответственно повороту), с помощью дисковых тормозов от автомобиля «Жигули», смонтированных на полуосях.

Вездеход сохраняет работоспособность и может эксплуатироваться при температуре окружающей среды от -30 до +35 °С и относительной влажности воздуха 90 % и использоваться для движения по бездорожью средней сложности:

Вездеход может буксировать прицеп с грузом общей массой до 300 кг и двигаться по снежной целине с покровом до 50 см, преодолевать вплавь водные преграды. Не желательна эксплуатация с нарушением развесовки по посадочным и грузовым местам.

Манёвренные, компактные транспортные средства жизненно необходимы, особенно в заснеженных и лесистых районах. В некоторых странах, например, в США, Канаде, Японии эта проблема решается выпуском малогабаритных машин типа мотонарт. Наша промышленность также приступила к выпуску такой техники: появились мотонарты «Буран», «Амурец» и другие. Однако машины эти скорее прогулочные, они не имеют даже утеплённой кабины.

В нашей лаборатории конструирования малогабаритной техники построили небольшую, но «рабочую» машину — микровездеход для лесника (см. фото). Он сочетает достоинства больших гусеничных вездеходов — высокую проходимость и манёвренность, возможность иметь утеплённую кабину, необходимую мощность и скорость передвижения — с небольшими габаритами и массой.

Всё это делает вездеход удобным для использования работниками лесного хозяйства в труднопроходимых районах нашей страны.

Описание конструкции

Рама (рис. 2) замкнутой прямоугольной формы состоит из двух продольных лонжеронов из трубы диаметром 42 мм, к которым снизу привариваются четыре корпуса торсионных подвесок от переднего моста мотоколяски СЗА и трубы диаметром 22 и диаметром 27 мм, повторяющие силуэт кузова.

Кузов выполнен из листовой стали толщиной 0,5 — 0,8 мм. Для простоты и удобства его изготовления сначала были вырезаны из тонкого картона шаблоны. Затем по ним делались заготовки, которые фиксировались электро- или газосваркой к трубам каркаса кузова.

Спереди на раме установлены механизмы для натяжения гусеницы (рис. 1, Б — Б).

В передней части кузова под капотом расположен бензобак. Топливо подаётся в карбюраторы самотёком. Приборный щиток — от автомобиля УАЗ-452. На нём имеются замок зажигания, указатель уровня бензина в бензобаке, указатель температуры двигателя, сигнальные лампочки поворотов.

Рис. 1. Гусеничный вездеход

Рис. 1. Гусеничный вездеход:

1 — натяжной каток; 2 — топливный бак; 3 — ветровое стекло; 4 — приборный щиток; 5 — педаль газа; 6 — рычаг тормоза; 7 — ручка переключения передач; 8 — рычаг кик-стартёра; 9 — сиденье; 10 — верхний поддерживающий каток; 11 — кожух ленточного тормоза; 12 — кронштейн полуоси; 13 — ведущая звёздочка; 14 — карбюратор; 15 — бензонасос; 16 — кожух вентилятора; 17 — полуось; 18 — дифференциал; 19 — двигатель М-62; 20 — ведомый вал; 21 — полуось; 22 — промежуточный вал; 23 — тяга тормоза; 24 — ведущая звёздочка двигателя; 25 — коробка перемены передач; 26 — тяга кик-стартёра; 27 — жалюзи; 28 — аккумулятор; 29 — вентилятор (кожух снят); 30 — гусеница; 31 — глушитель; 32 — опорный каток; 33 — втулка; 34 — корпус торсиона; 35 — рама; 36 — рычаг торсиона; 37 — стопорный болт; 38 — ось катка; 39 — подшипник № 302; 40 — червяк для натяжения гусеницы; 41 — червячное колесо; 42 — шпонка; 43 — подшипник № 303; 44 — направляющий выступ ленты; 45 — цепь; 46 — грунтозацеп

Ветровое стекло из органического стекла закреплено в трубчатом каркасе уплотнительной резиной.

В зимнее время и в непогоду предусмотрена установка брезентовой кабины, которая натягивается на съёмный каркас, выполненный из дюралюминиевых труб диаметром 18 мм. Обогрев салона водителя производится от глушителя, который крепится к выхлопной трубе двигателя с помощью фланцев. В зимнее время он размещён под ногами водителя, а в летнее, благодаря фланцевому креплению, повёрнут в противоположную сторону и выведен под правую гусеницу. Дополнительный обогрев даёт и тёплый воздух от вентиляторов принудительного охлаждения двигателя.

Двигатель — модернизированный М-62 «Урал». Расположен в задней части кузова. Переделка его под принудительное воздушное охлаждение заключается в следующем: через переднюю крышку двигателя выведен вал (рис. 3, поз. 13), который приваривается электросваркой к малой шестерне газораспределения. К передней крышке двигателя аргонно-дуговой сваркой приваривается корпус подшипника № 204, который является второй опорой вала привода вентиляторов. При отсутствии аргонно-дуговой сварки корпус подшипника можно закрепить болтами М6 через прокладку, чтобы избежать утечки масла из картера двигателя. Вал привода вентилятора вместе с малой шестерней газораспределения крепится на коленчатом валу двигателя шпонкой и болтом М8.

На вал привода насаживается двухручьевой шкив (рис. 3, поз. 6), который при помощи клиновых ремней передаёт вращение на два ведомых шкива. На них крепятся осевые восьмилопастные вентиляторы. Шкивы расположены непосредственно перед цилиндрами двигателя и закреплены на кронштейнах, которые привариваются к раме кузова.

Поток воздуха направляется на цилиндры с помощью кожухов (рис. 1, поз. 16, кожух другого вентилятора не показан). После охлаждения цилиндра поток воздуха отводится наружу через жалюзи днища моторного отсека, которые расположены по ходу движения вездехода. В зимнее время жалюзи днища закрыты, и воздух поступает в салон. Забор воздуха для охлаждения двигателя производится через жалюзи в верхних крышках моторного отсека.

Запуск двигателя осуществляется вручную, с помощью рычага, находящегося с левой стороны сиденья водителя. Рычаг тягой соединён с укороченной педалью кик-стартёра.

Рис. 2. Рама и каркас вездехода

Рис. 2. Рама и каркас вездехода

Рис. 4. Схема главной передачи

Рис. 4. Схема главной передачи

Рис. 4. Схема главной передачи:

1 — подшипник № 205; 2 — винт М14; 3 — внешняя опора полуоси; 4 — ведущая звёздочка; 5 — болт М10; 6,7 — шпонки; 8 — ступица тормозного шкива; 9,10 — болты M10; 11 — рычаг ленточного тормоза; 12 — корпус подшипника; 13 — дифференциал (СЗА); 14 — вал дифференциала; 15 — звёздочка вала дифференциала; 16 — подшипник № 205; 17 — полуось; 18 — подшипник № 206; 19 — корпус подшипника; 20 — рама; 21 — ленточный тормоз; 22 — тормозной шкив; 23 — ведущая звёздочка

Рис. 5. Схема гусеницы

Рис. 5. Схема гусеницы:

1 — транспортёрная лента; 2 — цепь; 3 — направляющий выступ; 4 — грунтозацеп; 5,6- заклёпки

На вездеходе применяется цепная передача от двигателя к дифференциалу. Это вызвано конструктивным расположением двигателя на раме вездехода и использованием дифференциала от мотоколяски СЗА, приспособленного к цепной передаче.

Переделка двигателя М-62 «Урал» под цепную передачу вторичного вала коробки передач заключается в следующем: снимается вилка кардана и протачивается посадочное место звёздочки (от мотоцикла Иж-56), имеющей шаг 15,88 мм и число зубьев — 18. Звёздочка приваривается к вилке кардана электросваркой.

В процессе испытаний вездехода выявилась необходимость поставить понижающий промежуточный цепной редуктор с передаточным числом 3. Это позволило уменьшить максимальную скорость до 50 км/ч и повысить тяговое усилие на гусеницы. Вращение от редуктора дифференциалу сообщается цепной передачей. Таким образом, крутящий момент передаётся от двигателя на редуктор, затем на вал дифференциала (рис. 4) и далее на полуоси. На них крепятся по две звёздочки, имеющие шаг 37 мм и количество зубьев — 26 (рис. 4, поз. 4, 23). Звёздочки приводят в движение гусеницы. Так как полуось значительно выступает за пределы опоры на раме и может согнуться при нагрузке, наружный конец её имеет дополнительную опору в виде кронштейна, закреплённого на каркасе кузова.

У вездехода четыре передачи скорости вперёд и столько же назад. Их переключение, а также реверсирование вездехода производятся одним рычагом, взятым от автомобиля УАЗ-452.

Поворот вездехода осуществляется путём торможения одной из двух полуосей дифференциала. Когда одна гусеница замедляет движение, другая начинает двигаться с удвоенной скоростью, как бы забегая вперёд: вездеход поворачивается.

Для торможения полуосей дифференциала используется ленточный тормоз (рис. 4, поз. 21), который состоит из тормозного шкива, прикреплённого болтами М10 к ступице, сидящей на полуоси, и металлической ленты шириной 38 мм. К ней медными или алюминиевыми заклёпками крепятся фрикционные накладки размерами 40x70x6 мм. При работе ленточный тормоз должен охватывать примерно три четверти его шкива. Один конец ленты крепится к кронштейну, приваренному к раме, другой шарнирно соединяется с рычагом привода (рис. 4, поз. 11) ленточного тормоза, расположенного в салоне водителя.

На вездеходе используются две педали управления: газа и сцепления. Педаль тормоза отсутствует, так как достаточно потянуть на себя оба рычага, предварительно выжав сцепление, как гусеницы затормаживаются, и вездеход останавливается.

Гусеницы — резино-металлические, с двумя параллельно расположенными цепями с шагом 37 мм (рис. 5) от транспортёра сельхозмашин. Имеющиеся на цепи выступы обрабатываются по форме грунтозацепов из стального уголка 20x20x3. К ним заклёпками диаметром 6 мм крепится резиновая кордолента от транспортёра толщиной 7 мм.

Рис. 3. Устройство воздушного охлаждения двигателя

Рис. 3. Устройство воздушного охлаждения двигателя:

1 — коленчатый вал двигателя; 2 — распорная втулка; 3 — передняя крышка двигателя; 4 — корпус подшипника: 5 — клиноремень; 6 — двухручьевой шкив; 7 — распорная втулка; 8 — гайка крепления шкива; 9 — болт М8: 10 — шпонка; 11 — подшипник № 204; 12 — малая шестерня газораспределения; 13 — вал привода вентилятора: 14 — шкив; 15 — подшипник № 202; 16 — подшипник № 204; 17 — восьмилопастный вентилятор; 18 — рама: 19 — болт М10

Для направления движения катков применяются резиновые выступы (рис. 5, поз. 3) из клинового ремня (профиль «Е» ГОСТ 1284-57), которые прикрепляются к ленте заклёпками диаметром 8 мм, проходящими через грунтозацеп и приваренными к его внешней стороне.

При конструировании гусеницы необходимо учесть, что середина толщины резиновой ленты должна лежать точно на линии, соединяющей центры заклёпок цепей. В противном случае лента испытывает деформацию, работая на растяжение или на сжатие, что приводит к преждевременному её износу.

Закалённые цепи, качественная сварка, прочная кордолента создают лёгкую и надёжную гусеницу, а достаточная её ширина определяет удельное давление на грунт при полной нагрузке в пределах 70 г/см 2 . Вездеход хорошо идёт по рыхлому снегу, грязи, по сухому грунту и асфальту — почти бесшумно, без привычного лязганья гусениц.

Самодельный гусеничный вездеход своими руками, чертежи, свежее видео

Самодельный гусеничный вездеход «ПАРМА» — это изделие Михаила из Перми. Начал он строительство с января 2012 года и в настоящее время уже вездеход «Парма» рассекает по болотам и бездорожью необъятной нашей страны.

Все данные взяты из форума сайта «Луноходов.Нет», где он делится своими наработками и умением под ником mishanya68.

Задачи, первоначально поставленные перед вездеходостроителем .

В технических требованиях и пожеланиях такие пункты:
1. уверенное движение по снегу средней глубины и плотности для Урала.
2. вместимость 2 человека, плюс 50-80 кг груза.
3. минимум, должен уверенно держаться на воде (основное применение рыбалка и плавучесть для безопасности ).
4. основное применение снег и лед 90%, остальное осень и весна-снег с грязью.
5. по максимуму применение готовых серийных деталей и агрегатов.

В связи с этим проектом еще раз перечитал темы по «Тазику», «Лунтику», «Барсику» и «Юкону»-это готовые уже вездеходы, описанные на сайте «Луноходов.Нет». Большое спасибо авторам проектов за то, что они поделились своим опытом, наработками и чертежами, которыми они пользовались.

Исходя из опыта предыдущих строителей наметил примерную конструкцию
1. поворот на дифференциале с задним мостом, но поставим цилиндрический.
2. двигатель 2-цилиндровый, китайского производства с объемом цилиндров 690 кубических мм.
3. трансмиссия: вариатор ременный — коробка перемены передач от ВАЗ 5ступенчатая — задний мост от ВАЗ.
4. габариты 2500х1750 мм.

Задний мост взят от «Жигулей»-классика. Вместо колес одеты звездочки (ведущие колеса для гусеницы)

Балка была б/у. С разборки, после проверки на прямоту, срезал лишнее и сразу почистил, чистил лепестковыми кругами с зерном 40. Достаточно быстро получилось ,1.5-2 часа на все, а чистка заняла минут 30. Но это время потом экономится на сварке и покраске.


Двигатель китайского производства.


Разработаны чертежи для производства направляющих, которые закрепляются к внутренней стороне ленты гусеницы и препятствуют сходу гусениц во время движения и поворотов.



Полуось купленная,найди отличия! Поэтому было решено оставить заводские полуоси, но с заменой подшипников.


Купил ремни для производства гусениц в магазине резинотехнических изделий на ремзаводе в Перми.

Можно подробнее: что такое «повышенной прочности». В цифрах. 4 прокладки — это хорошо, 12 мм это не много?

Прочность ленты создаётся за счёт прокладок — остальное резина, которая сама по себе не несёт нагрузку, НО защищает прокладки от повреждения. Я, например, брал такую, чтобы с одной стороны (наружной) было 3-4 мм, а с другой (внутренней) — 1 мм. С внутренней стороны повреждений практически не предвидится, а лишняя толщина — лишний вес и не малый! Что касается прокладок — они ВСЕГДА одной толщины — 1мм., остальное от их количества!

По метражу: я брал 4 шт. с длиной 6.5 м, ширина-150мм, толщина-8мм, слойность-7. Вышло на 10 т.руб.


Начал варить раму будущего вездехода. Кто-то называет рамой, кто-то лодкой, кто-то остов, а автор именует эту конструкцию килем, так как вездеход больше предназначен для плавания.


Закругленный перед киля должен улучшить плавучие качество автосамоделки.


Было решено сделать вездеход без балансира, так как предназначен для поездок в зимнее время, дороги более гладкие, уменьшается вес конструкции, технически легче для исполнения.


Рама в сборе с опорными катками по обеим сторонам, колеса применены самые обыкновенные и распространенные с R 13 от ВАЗ, низ звезды приподнят от уровня пола на 350 мм, колесо диаметром 570 мм.


Подготовка траков для изготовления гусеницы.


Пластины для крепления.


Шаблон для сверления.


Готовые отверстия на транспортерных лентах для изготовления гусеницы.


Сверление отверстий по шаблону.



Приспособление для сверления отверстий по резине по методу пробойника,но здесь не надо бить по пробойнику, оно зажимается в патрон дрели и резина режется, получаются очень хорошие отверстия и усилия нужно меньше.


Можно посмотреть на видео ,как это делается.

Фото приспособления, зажатой в патрон дрели.


Фото приспособления для загибания прижимных пластин и гнутые пластины.


Гусеница одна готова.


Техника безопасности. Чтобы не больно было биться об концы трубы и не царапаться, лучше обезопасить себя, хотя бы перчатками.


Гусеница облегает звездочку,все траки соприкасаются с зубьями.



Механизм натяжения, сделан так что оба ленивца натягиваются одновременно, есть плюсы и минусы этого способа. Плюс самый большой-одинаковый натяг гусениц при условии,что гусеницы одинаковы во время изготовления и одинаково растянуты, простота в исполнении и надежнее крепление оси ленивца. При соблюдении данных условии прямолинейность езды обеспечен.

Минусы-плохая герметизация лодки, так как вал ленивца проходит внутри лодки, если слетела одна гусеница, то расслабляются обе стороны для того, чтобы одеть. Также, чтобы снять для ремонта в случае необходимости.


Пластины для крепления механизмов натяжения.


Укосины и усилители приварены.



Установка дисковых тормозов на мост от ВАЗ, за счет торможения ведущих колес будет происходить поворот вездехода во время езды.


Направляющие с внутренней стороны гусеницы, на верхнем сгибе по краям клыка продавлено на 9 мм, это при ширине пластины 40 мм, толщина стали-2.5 мм . это предел для пресса с усилием 10 тонн.


Направляющие, со сваренной внутри пластиной для крепления к тракам.


Приспособление для изготовления направляющих пластин с помощью пресса.


Так будет проходить направляющая по натяжному колесу.


Направляющая пластина задевает тормозной шланг от дисковых тормозов на звездочке, поэтому надо поменять тормозные шланги и ставить от «Нивы».


Зазоры между направляющими для прохождении гусеницы по звездочке гусеницы допустимы.


Все пластины нарублены и загнуты.


Гусеница-самая трудоемкая и трудозатратная часть вездехода.


Гусеница и звездочка должны взаимодействовать друг с другом без заедании на входе и на выходе со звезды. Проверка проведена.



Установка муфты сцепления и коробки перемены передач.



Вариатор на шкиву двигателя. Трансмиссия-пока только положительные результаты, каюровский вариатор работает с китайским мотором очень четко. Вначале проблемы были с отпусканием ремня на холостых, но после регулировки карба, все пришло в норму. Полностью отпускает примерно на 1000-1100 оборотах двигателя, схватывание примерно на 1500-1700 об. Полностью сжимается примерно на 2500-2800 об.

Не мог понять, почему на слух максимальные обороты меньше 3000 об., потом увидел болт ограничения газа завернут полностью, китайцы, видимо, закрутили для спокойной обкатки, также доделал рычаги управления.


Первый выезд состоялся. Первые впечатления отличные.

Все что я говорил про дифференциальный поворот, несовсем верно. Есть моменты о которых чуть позже. Вездеход получился пока достаточно легкий и верткий.

По гаражу руками катается в одного, разворачивается в 2 человека. На видео, поверхность укатанный снег, передача первая и треть газа, рычаги нажимаю одним пальцем, шума от звезд почти нет.

Закончил работу с органами управления (кулиса переключения передач и привод газа), а также сделал каркас защиты кардана. Сделал небольшой выезд. Сейчас все работает четко. Завтра все разберу под обварку лодки и покраску.



Разобрал вездеход для обварки и покраски.


Перевернул на спину.


Обварил дно,остались борта и можно покрасить.



Вал шкива внутри кожуха.



Обварил бока и покрасил.


Покрасил все внутри.


Редуктор снаружи с пробкой для заливки масла а дифференциал.


Обшивка внутрянки задней части рифленым листом алюминия, толщина 1,5 мм.Это рифленый алюминий. Одна сторона гладкая, другая рифленка. Толщина бывает от 0.5 мм до 5 мм. Также различается по марке алюминия, один твердый, хрен загнешь, другой спокойно гнется.

Именно этот 1.5 мм, стоимость листа 1.2мх3м почти 4т.р. На обшивку ушло 2 листа.


Обшивка внутрянки передней части.


Обшивка карданного вала установка рычага переключения скоростей.


Обшивка КПП и установка тяги рычага КПП.




Отсек для двигателя.


Капот на двигатель.


Рама для лобового стекла.


Отверстие для забора воздуха и охлаждения двигателя.


Закончил капот и установил сиденье.


Установил фары и подключил.


Сиденья для пассажиров.



Рычаги управления готовы.


Установил топливный бак.


Видео очень много, если кого -то заинтересовало, можете посмотреть на сайте «Луноходов.Нет».Доработки вездехода гусеничного «Парма» будут продолжены после обкатки и выявления неисправностей. А сейчас пожелаем удачи вездехододелателям.

Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.


Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!

*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных

самодельный гусеничный вездеход своими руками, чертежи, свежее видео

Гусеничный вездеход своими руками

Гусеничные вездеходы своими руками

Самодельный Гусеничный Вездеход Чертеж Транспортерная Техника Болотоход Каракат Для Рыбалки Для Охоты

самодельный гусеничный вездеход своими руками, чертежи, свежее видео

Самодельный гусеничный вездеход из запчастей ВАЗ (размеры)

Крутой гусеничный вездеход своими руками (15 фото)

Конструкции гусениц и звездочек для самодельного вездехода

Модераторы:новичок, Вопрос, argon84, Володька Николаев, mmcl200

Лёгкий и практичный гусеничный вездеход: фото пошаговой сборки вездехода с подробным описанием всего процесса изготовления самоделки, а также, видео испытаний.

Технические характеристики:

  • Двигатель и КПП ВАЗ 2106.
  • Раздаточная коробка с ВАЗ 2121.
  • Передний привод.
  • Кузов – герметичная лодка.
  • Вес 600 кг.
  • Вместимость водитель + пассажир.
  • Грузоподъёмность около 100 кг груза.
  • Максимальная скорость до 40 км/ч.

Далее на фото предоставлен пошаговый процесс сборки гусеничного вездехода своими руками.

Автор использовал двигатель и КПП ВАЗ 2106.

гусеничный вездеход Марс

Раздаточная коробка от Нивы.


Подготовлены ступицы и суппорты.


Гусеницы будут сделаны из конвейерной ленты толщиной 10 мм.


Из профильной трубы 40 х 20 х 2 мм нарезаны заготовки для траков гусениц.


Автор изготовил самодельное приспособление для штамповки траков, перед штамповкой заготовки нужно смазывать отработкой моторного масла.


Насверлены отверстия под крепёж.


Траки будут крепиться к ленте вот такими пластинами.






Подготовлены рычаги подвески.







Ведущий мост вездехода.



Опорные колёса на R13.



Дисковые тормоза на ведущем мосту.



Амортизаторы установлены на рычаги подвески.




Механизм натяжения гусеницы.





Примеряем раздаточную коробку.


Процесс установки 4 ступенчатой КПП.


Коробки соединяем вот таким переходником.





Переходим к изготовлению ведущих звёздочек, на каждой звезде будет по 8 зубьев.



Зубья автор изготовил из полиэтилена низкого давления.


Заготовки отпилены на пилораме.


К ступице привариваем гайки, к которым будут крепиться зубья звездочки.


Крепление зуба на ступицу (ступицы обмотаны конвеерной лентой).



Ведущая звезда в сборе.


Согнуты клыки ограничители для траков длиной по 10 см.


Устанавливаем коробку и двигатель.







К раме приварены крепления для двигателя.


Будущая кабина, панель приборов с жигулей шестой модели.


К тракам привариваем грунтозацепы.


Собираем гусеницу, в каждой гусенице по 44 трака.

гусеницы для вездехода

По задумке автора корпус гусеничного вездехода будет лодкой, поэтому рама была обварена листовым металлом толщиной 1,5 мм.

рама вездехода




Рычаги управления вездеходом.

рычаги управления


Радиатор охлаждения позаимствован от ВАЗ 2108.


двигатель

Подготовлена выхлопная система.


Пробный выезд самодельной техники.


Кузов автор обшил листовым алюминием.

изготовление гусеничного вездехода



Автор решил изготовить дуги и натянуть тент.



постройка вездехода



Марс на гусеницах

гусеничный

вездеход на гусеницах

гусеничный вездеход сделанный своими руками

вездеход Марс

Под радиатор изготовлен воздухозаборник.

мини вездеход


маленький гусеничный вездеход

самодельный вездеход гусеничный

Вездеход также с лёгкостью преодолевает водные преграды, смотрим видео испытаний самоделки.

Ещё видео с гусеничным вездеходом.

Автор вездехода Евгений из Витебска решил назвать свой самодельный гусеничный вездеход — «Марс-3».

Читайте также: