Художник как конструктор эпохи возрождения

Обновлено: 29.04.2024

Цель исследования – охарактеризовать художника как первого конструктора Эпохи Возрождения.
В соответствии с целью выделяются следующие задачи исследования:
• дать общую характеристику Италии в Эпоху Возрождения;
• описать основные периоды Итальянского Возрождения;
• выявить степень влияния художников Эпохи Возрождения на развитие культурной жизни европейских стран;
• выявить новые черты в творчестве художников.

Содержание

Введение 2
1. Искусство эпохи Возрождения 4
1.1. Италия – очаг развития Ренессансной культуры 4
1.2. Периодизация Итальянского Возрождения 9
2. Художник как конструктор эпохи Возрождения 12
2.1. Джотто – родоначальник искусства Возрождения 12
2.2. Художники кватроченто – продолжатели традиций Возрождения 24
2.3. Высокое Возрождение, вклад его мастеров в искусство Ренессанса 30
Заключение 42
Список источников и литературы 45
Список иллюстраций 45

Прикрепленные файлы: 1 файл

Искусство эпохи Возрождения.doc

В скульптуре XVI в. доминируют две школы – венецианская и римско-тосканская. В первой (ее ярким представителем был Якопо Сансовино) долго сохранялись ренессансные традиции, ее отличало тяготение к декоративности. Вторая испытала сильное воздействие маньеризма, что особенно отчетливо проявилось в произведениях крупного скульптора и ювелира Позднего Возрождения Бенвенуто Челлини. Он работал во Флоренции, Риме, ряде других городов Италии, а также в Париже. Шедевром его малой пластики стала золотая солонка, созданная по заказу французского короля Франциска I. Типично маньеристической работой была его бронзовая скульптура «Персей». Челлини прожил бурную жизнь, которую мастерски описал в автобиографии.

Культурная жизнь Италии XVI в., богатая ярчайшими талантами в самых разных областях творчества, отличалась многообразием новых явлений и тенденций. Одним из таких явлений стало возникновение различных академий – литературных, научных, художественных, музыкальных. Эти добровольные сообщества объединяли людей независимо от их социального положения в коллективы единомышленников, увлеченных общим интересом, стремившихся к свободному самовыражению в творчестве. Академии стимулировали поиск новых путей в науке, литературе, музыке, изобразительном и театральном искусстве.

Иным, комплексным по своему характеру явлением стала придворная культура Чинквеченто. Она включала и связывала друг с другом практически все виды художественного творчества. Итальянские правители обеспечивали своими заказами создание многих выдающихся архитектурных, садово-парковых, порой даже градостроительных ансамблей. Их дворы, обладавшие также богатыми библиотеками, коллекциями антиков, собраниями нового искусства, приобретали значение важных культурных центров. Придворная культура, носившая подчеркнуто аристократический характер, развивалась вначале в русле Ренессанса, а позднее стала главной сферой проявления маньеризма.

Одной из характерных примет придворной культуры, особенно с середины XVI в. стало прямое вмешательство в художественную жизнь правителей абсолютистского типа (во Флоренции, Мантуе, Ферраре, Риме, Неаполе) с целью использования архитектуры и изобразительного искусства для прославления своих режимов. В Великом герцогстве Тосканском, столицей которого была Флоренция, при Козимо I Медичи (1537-1573) и его преемниках происходила унификация различных сфер жизни – от манеры поведения и моды до идейных позиций, вольномыслие не допускалось. Искусство стало главной сферой настойчивой художественной политики правителей, добивавшихся апологии и мифологизации власти. Лучшие флорентийские мастера середины и второй половины XVI в. (Дж. Вазари, Б. Буонталенти, Джамболонья и др.) выполняли заказы герцогов, строго следуя указаниям власти. Дворцы и виллы Медичи, в архитектуре и декоре которых черты маньеризма сочетались с традициями Кватроченто, должны были служить репрезентативным целям, подчеркивать величие и богатство правителей. Скульптурные бюсты Козимо I работы Б. Челлини и Б. Бандинелли имели прототипом портреты римских императоров и служили удовлетворению амбиций герцога. Живописные парадные портреты Козимо I и его семьи, артистично выполненные Бронзино, были подчинены той же задаче идеализации властных персон. При Медичи широко практиковались пышные праздничные церемонии, театрализованные шествия, карнавалы, вовлекавшие массу жителей Флоренции. В этих празднествах сочетались развлекательные и пропагандистские задачи, стремление продемонстрировать населению заслуги и процветание правящего дома. Взаимоотношения власти и общества облекались в эстетические формы, как это нередко происходило и в XV в. Но Кватроченто не знало такой продуманной и энергичной системы действий властей, для которых использование искусства в политических целях стало неотъемлемой частью искусства политики.

Широчайшим пластом культурной жизни Италии XVI в. оставалась народная культура города и деревни с ее прочно устоявшимися традициями. Но и она, вступая во взаимодействие с «высокой» культурой, давала новые всходы в музыке и танце, театре, литературе, праздничных действах. Достижения разных культурных течений и направлений стремилась приспособить к своим целям и церковь, что сказалось, в частности, в организации ее системы образования, особенно в школах, создававшихся орденом иезуитов в разных городах Италии. Борьба с ересями и вольномыслием, стремление утвердить во всех слоях общества ортодоксальные взгляды были провозглашены Тридентским собором главной задачей церковной политики. Реализация этой цели велась на основе использования в интересах церкви многих достижений гуманитарных наук ренессансной эпохи. На протяжении двух с половиной столетий Возрождение давало, таким образом, мощный стимул развитию самых разных направлений в культурной жизни Италии.

Искусство Возрождения в Италии, оказавшее мощное воздействие на развитие художественной культуры в Европе, не вышло за пределы XVI в. На рубеже XVI и XVII столетий на смену ему идут два формирующихся в эту пору новых направления – барокко и академизм. Их развитие и расцвет в Италии связаны уже с XVII в.

Заключение

В период Возрождения пробудился интерес к искусству Древней Греции и Рима, что побудило Европу на перемены, которые ознаменовали конец Средневековья и начало нового времени. Этот период был не только временем «оживления» античного прошлого, это было время открытий и исследований, время новых идей. Классические примеры вдохновляли новое мышление, особое внимание уделялось человеческой личности, развитию и проявлению способностей, а не их ограниченности, что было характерно для средневековья. Обучение и научные исследования больше не были исключительно делом церкви. Возникли новые школы и университеты, проводились естественно-научные и медицинские эксперименты. Художники и скульпторы стремились в своем творчестве к естественности, к реалистичному воссозданию мира и человека. Изучались классические статуи и анатомия человека. Художники начали использовать перспективу, отказавшись от плоскостного изображения. Объектами искусства стали человеческое тело, классические и современные сюжеты, а также религиозные темы. В Италии зарождались капиталистические отношения, и дипломатия стала использоваться как инструмент в отношениях между городами-государствами. Научные и технические открытия, такие, как изобретение книгопечатания, способствовали распространению новых идей. Постепенно новые идеи овладели всей Европой.

Связь искусства и науки составляет одну из характернейших особенностей культуры Возрождения. Правдивое изображение мира и человека должно было опираться на их познание, поэтому познавательное начало играло в искусстве этой поры особенно важную роль. Естественно, что художники искали опору в науках, нередко стимулируя их развитие.

Рисуя идеал человеческой личности, деятели Возрождения подчеркивали ее доброту, силу, героизм, способность творить и создавать вокруг себя новый мир.

Эпоха Возрождения – время великих открытий, великих мастеров и их выдающихся произведений. Она отмечена появлением целой плеяды художников-ученых.

Это было время титанизма, который проявился и в искусстве, и в жизни. Достаточно вспомнить героические образы, созданные Микеланджело, и самого их творца – поэта, художника, скульптора. Люди, подобные Микеланджело или Леонардо да Винчи, являли собой реальные образцы безграничных возможностей человека. Художники стали видеть мир иначе: плоскостные, как бы бестелесные изображения средневекового искусства уступили место трехмерному, рельефному, выпуклому пространству. Рафаэль Санти (1483-1520 г.г.), Леонардо да Винчи (1452-1519 г.г.), Микеланджело Буонарроти (1475-1564 г.г.) воспевали своим творчеством совершенную личность, в которой физическая и духовная красота сливаются воедино в соответствии с требованиями античной эстетики. Художники Ренессанса опираются на принципы подражания природе, используют перспективу, правило «золотого сечения» в построении человеческого тела. Леонардо да Винчи характеризует живопись как «величайшую из наук». Принцип «природосообразности», стремление как можно точнее воспроизвести изображаемый объект, а также присущий данному периоду интерес к индивидуальности сообщают тонкий психологизм работам мастеров Возрождения. Характерной чертой Ренессанса была тесная связь науки и искусства. Это обусловило титанизм личности Возрождения: мастера Ренессанса, особенно Высокого, совмещали в себе и художников, и поэтов, и инженеров, и музыкантов. Наиболее яркими примерами титанов Возрождения можно назвать Леонардо и Микеланджело, Рафаэль Санти, Тициан Вечеллио.

Тем самым можно по праву считать художника первым конструктором Эпохи Возрождения.

Курсовая работа - Художник как первый конструктор эпохи Возрождения

45 страниц + 29 иллюстраций
Искусство эпохи Возрождения
Италия – очаг развития Ренессансной культуры
Периодизация Итальянского Возрождения
Художник как конструктор эпохи Возрождения
Джотто – родоначальник искусства Возрождения
Художники кватроченто – продолжатели традиций Возрождения
Высокое Возрождение, вклад его мастеров в искусство Ренессанса

Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения

  • формат pdf
  • размер 10.53 МБ
  • добавлен 23 июля 2010 г.

Изд.: Прогресс; Год: 1986; Стр. : 396; Настоящая книга представляет собой цикл работ Эудженио Гарэна - одного из крупнейших современных исследователей истории культуры эпохи Возрождения, видного итальянского ученого, который пользуется всемирной известностью. Автор воссоздает многогранную, синтетическую картину ренессансной культуры, углубляет и обогащает представление об этой эпохе.

Лазарев В.Н. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве

  • формат doc
  • размер 1.44 МБ
  • добавлен 01 января 2011 г.

М. , 1979г. -с. Настоящая работа посвящена первому этапу в развитии искусства раннего Возрождения. В ней идет речь лишь о наиболее значительных явлениях в художественной культуре раннего кватроченто. Работа эта представляет собой продолжение двух первых томов исследования «Происхождение итальянского Возрождения» (М. , I956-I959) но она имеет и самостоятельное значение, поскольку в ней разрабатывается проблематика уже новой эпохи.

Реферат - Дюрер Альбрехт: биография и творчество

  • формат doc
  • размер 53.98 КБ
  • добавлен 29 мая 2011 г.

Самым ярким представителем искусства Германии эпохи Возрождения был живописец, рисовальщик, гравер, гуманист, ученый Альбрехт Дюрер, - первый художник в Германии, который стал изучать математику и механику, строительное и фортификационное дело. Он первый в Германии пытался применить в искусстве свои научные знания в области перспективы и пропорций; он был единственным немецким художником 16 века, оставившим после себя литературное наследие. Необы.

Реферат - Идеи и образы эпохи возрождения

  • формат docx
  • размер 39.74 КБ
  • добавлен 28 мая 2009 г.

Введение. Истоки Возрождения. Живопись эпохи Возрожденияждения. Скульптура эпохи Возрождения. Архитектура эпохи Возрождения. Заключение. Список используемой литературы.

Реферат - Искусство Италии эпохи возрождения. Ранее возрождение

  • формат docx
  • размер 6.88 МБ
  • добавлен 31 января 2010 г.

Содержание Введение Живопись эпохи раннего возрождения Мазаччо Мазолино Беноццо Гоццоли Пьеро Делла Франческо Андреа Мантенья Джованни Беллини Антонелло да Мессина Доменико Гирландайо Сандро Боттичелли Скульптура эпохи раннего возрождения Донателло Лореенцо Гибеерти Архитектура эпохи раннего возрождения Филиппо Брунеллески Заключение Список литературы

Реферат - Искусство эпохи Возрождения

  • формат doc
  • размер 202 КБ
  • добавлен 30 сентября 2010 г.

Содержание: Введение Проторенессанс Первый из «Титанов» Джотто Раннее возрождение Высокое возрождение Величайшие Леонардо Да Винчи Рафаэль Санти Микеланджело Заключение. Список использованной литературы.rn

Реферат - Эпоха Возрождения в Японии

  • формат rtf
  • размер 203.96 КБ
  • добавлен 25 июня 2011 г.

Г. Екатеринбург 2009 - 23 стр. Введение Страна с захлопнутой дверью Культура Японии Япония и Европа Искусство эпохи Возрождения Литература Живопись Драматургия и театр Заключение Список литературы

Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV-XV века

  • формат djvu
  • размер 20.61 МБ
  • добавлен 21 ноября 2011 г.

Год: 2003 Жанр: искусствоведение, монография Издательство: Азбука-классика ISBN: 5-352-00597-6 Серия: Новая история искусства Количество страниц: 505 В предлагаемой читателям книге искусство итальянского кватроченто представлено на широком историческом фоне. Автор увлекательно рассказывает о жизни и творчестве мастеров раннего Возрождения - Джотто, Брунеллески, Донателло, Мазаччо, Верроккьо, Боттичелли, Перуджино и других. Рассматривая созданные.

Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV-XV века

  • формат pdf
  • размер 48.71 МБ
  • добавлен 21 ноября 2011 г.

Год: 2003 Жанр: искусствоведение, монография Издательство: Азбука-классика ISBN: 5-352-00597-6 Серия: Новая история искусства Количество страниц: 505 В предлагаемой читателям книге искусство итальянского кватроченто представлено на широком историческом фоне. Автор увлекательно рассказывает о жизни и творчестве мастеров раннего Возрождения - Джотто, Брунеллески, Донателло, Мазаччо, Верроккьо, Боттичелли, Перуджино и других. Рассматривая созданные.

Реферат - Искусство эпохи Возрождения

Содержание:
Введение
Проторенессанс
Первый из «Титанов» Джотто
Раннее возрождение
Высокое возрождение
Величайшие
Леонардо Да Винчи
Рафаэль Санти
Микеланджело
Заключение.
Список использованной литературы.

Курсовая работа - Художник как первый конструктор эпохи Возрождения

  • формат doc
  • размер 25.81 МБ
  • добавлен 09 мая 2011 г.

45 страниц + 29 иллюстраций Искусство эпохи Возрождения Италия – очаг развития Ренессансной культуры Периодизация Итальянского Возрождения Художник как конструктор эпохи Возрождения Джотто – родоначальник искусства Возрождения Художники кватроченто – продолжатели традиций Возрождения Высокое Возрождение, вклад его мастеров в искусство Ренессанса

Лекции по истории искусств

  • формат doc
  • размер 532.57 КБ
  • добавлен 14 сентября 2011 г.

Реферат - Идеи и образы эпохи возрождения

  • формат docx
  • размер 39.74 КБ
  • добавлен 28 мая 2009 г.

Введение. Истоки Возрождения. Живопись эпохи Возрожденияждения. Скульптура эпохи Возрождения. Архитектура эпохи Возрождения. Заключение. Список используемой литературы.

Реферат - Искусство Италии эпохи возрождения. Ранее возрождение

  • формат docx
  • размер 6.88 МБ
  • добавлен 31 января 2010 г.

Содержание Введение Живопись эпохи раннего возрождения Мазаччо Мазолино Беноццо Гоццоли Пьеро Делла Франческо Андреа Мантенья Джованни Беллини Антонелло да Мессина Доменико Гирландайо Сандро Боттичелли Скульптура эпохи раннего возрождения Донателло Лореенцо Гибеерти Архитектура эпохи раннего возрождения Филиппо Брунеллески Заключение Список литературы

Реферат - Первобытное искусство

  • формат rtf
  • размер 75.52 КБ
  • добавлен 29 августа 2011 г.

Взгляды на происхождение искусства. Искусство эпохи палеолита. Искусство эпохи мезолита. Искусство эпохи неолита. (1 курс, спец. СО)

Реферат - Эпоха Возрождения в Японии

  • формат rtf
  • размер 203.96 КБ
  • добавлен 25 июня 2011 г.

Г. Екатеринбург 2009 - 23 стр. Введение Страна с захлопнутой дверью Культура Японии Япония и Европа Искусство эпохи Возрождения Литература Живопись Драматургия и театр Заключение Список литературы

Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV-XV века

  • формат djvu
  • размер 20.61 МБ
  • добавлен 21 ноября 2011 г.

Год: 2003 Жанр: искусствоведение, монография Издательство: Азбука-классика ISBN: 5-352-00597-6 Серия: Новая история искусства Количество страниц: 505 В предлагаемой читателям книге искусство итальянского кватроченто представлено на широком историческом фоне. Автор увлекательно рассказывает о жизни и творчестве мастеров раннего Возрождения - Джотто, Брунеллески, Донателло, Мазаччо, Верроккьо, Боттичелли, Перуджино и других. Рассматривая созданные.

Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV-XV века

  • формат pdf
  • размер 48.71 МБ
  • добавлен 21 ноября 2011 г.

Год: 2003 Жанр: искусствоведение, монография Издательство: Азбука-классика ISBN: 5-352-00597-6 Серия: Новая история искусства Количество страниц: 505 В предлагаемой читателям книге искусство итальянского кватроченто представлено на широком историческом фоне. Автор увлекательно рассказывает о жизни и творчестве мастеров раннего Возрождения - Джотто, Брунеллески, Донателло, Мазаччо, Верроккьо, Боттичелли, Перуджино и других. Рассматривая созданные.

Таблица - Исторические этапы развития искусства

  • формат doc
  • размер 77 КБ
  • добавлен 26 мая 2010 г.

Исторические этапы развития искусства, виды и жанры в виде обобщённой таблицы с выписками основных характеристик периода. Искусство Древнего мира до н. э. (Древний Египет, Древняя Индия, Древняя Греция., Древний Рим. Искусство Китая и Японии) Искусство Средневековья и эпохи Возрождения (5-14 вв. ) ( Романский стиль.10-12 (13) вв, Мавританский стиль (условный термин)., Готический стиль в 12 - 15 (14) вв) Искусство 16 - 19 веков (Академизм., Барокк.

Презентация - Художники эпохи Возрождения

Произведения величайших мастеров эпохи Ренессанса итальянских художников Леонардо ди сер Пьеро да Винчи и Микеланджело Буонарроти. Портрет Бальдассаре Кастильоне итальянского живописца, архитектора, представителя флорентийской школы Рафаэля Санти.

Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения

  • формат pdf
  • размер 10.53 МБ
  • добавлен 23 июля 2010 г.

Изд.: Прогресс; Год: 1986; Стр. : 396; Настоящая книга представляет собой цикл работ Эудженио Гарэна - одного из крупнейших современных исследователей истории культуры эпохи Возрождения, видного итальянского ученого, который пользуется всемирной известностью. Автор воссоздает многогранную, синтетическую картину ренессансной культуры, углубляет и обогащает представление об этой эпохе.

Контрольная работа - Искусство Нового времени и Просвещения

  • формат docx
  • размер 43.21 КБ
  • добавлен 08 февраля 2011 г.

Курсовая работа - Художник как первый конструктор эпохи Возрождения

  • формат doc
  • размер 25.81 МБ
  • добавлен 09 мая 2011 г.

45 страниц + 29 иллюстраций Искусство эпохи Возрождения Италия – очаг развития Ренессансной культуры Периодизация Итальянского Возрождения Художник как конструктор эпохи Возрождения Джотто – родоначальник искусства Возрождения Художники кватроченто – продолжатели традиций Возрождения Высокое Возрождение, вклад его мастеров в искусство Ренессанса

Презентация - Маньеризм. Основные художники (1522-1600)

  • формат ppt
  • размер 3.3 МБ
  • добавлен 13 декабря 2010 г.

Презентация - Маньеризм. Основные художники. 18 слайдов Питер Брейгель Эль Греко Пармиджанино Бартоломеус Шпрангер

Презентация - Ренессанс.Основные художники

  • формат ppt
  • размер 5.9 МБ
  • добавлен 13 декабря 2010 г.

Презентация - Ренессанс. Основные художники. 23 слайда Ботичелли Джордоне Белини Леонардо да Винчи Микеланджело Буонарроти Рафаэль Санти

Презентация - Ян ван Эйк Гентский алтарь

  • формат ppt
  • размер 3.33 МБ
  • добавлен 17 января 2012 г.

Презентация. О знаменитой работе художника Северного Возрождения Яна ван Эйка "Гентский алтарь" 14 слайдов

Реферат - Идеи и образы эпохи возрождения

  • формат docx
  • размер 39.74 КБ
  • добавлен 28 мая 2009 г.

Введение. Истоки Возрождения. Живопись эпохи Возрожденияждения. Скульптура эпохи Возрождения. Архитектура эпохи Возрождения. Заключение. Список используемой литературы.

Реферат - Искусство Италии эпохи возрождения. Ранее возрождение

  • формат docx
  • размер 6.88 МБ
  • добавлен 31 января 2010 г.

Содержание Введение Живопись эпохи раннего возрождения Мазаччо Мазолино Беноццо Гоццоли Пьеро Делла Франческо Андреа Мантенья Джованни Беллини Антонелло да Мессина Доменико Гирландайо Сандро Боттичелли Скульптура эпохи раннего возрождения Донателло Лореенцо Гибеерти Архитектура эпохи раннего возрождения Филиппо Брунеллески Заключение Список литературы

Реферат - Эпоха Возрождения в Японии

  • формат rtf
  • размер 203.96 КБ
  • добавлен 25 июня 2011 г.

Г. Екатеринбург 2009 - 23 стр. Введение Страна с захлопнутой дверью Культура Японии Япония и Европа Искусство эпохи Возрождения Литература Живопись Драматургия и театр Заключение Список литературы

Тихомиров А.Н. Искусство итальянского Возрождения

  • формат pdf
  • размер 13.32 МБ
  • добавлен 17 января 2010 г.

Издательство Академии художеств СССР, 1963. - 70 с. (OCR) Кроме произведений искусства и их описания книга содержит исторические моменты и факты из жизни самих великих художников а также общества того времени. Издание содержит множество иллюстрации классических произведений эпохи Возрождения. Для широкого круга читателей.

Цель исследования – охарактеризовать художника как первого конструктора Эпохи Возрождения.
В соответствии с целью выделяются следующие задачи исследования:
• дать общую характеристику Италии в Эпоху Возрождения;
• описать основные периоды Итальянского Возрождения;
• выявить степень влияния художников Эпохи Возрождения на развитие культурной жизни европейских стран;
• выявить новые черты в творчестве художников.

Содержание

Введение 2
1. Искусство эпохи Возрождения 4
1.1. Италия – очаг развития Ренессансной культуры 4
1.2. Периодизация Итальянского Возрождения 9
2. Художник как конструктор эпохи Возрождения 12
2.1. Джотто – родоначальник искусства Возрождения 12
2.2. Художники кватроченто – продолжатели традиций Возрождения 24
2.3. Высокое Возрождение, вклад его мастеров в искусство Ренессанса 30
Заключение 42
Список источников и литературы 45
Список иллюстраций 45

Прикрепленные файлы: 1 файл

Искусство эпохи Возрождения.doc

Культура Возрождения в Италии прошла несколько этапов развития. Их границы отмечены столетиями – XIV, XV, XVI вв. (по-итальянски Треченто, Кватроченто, Чинквеченто) и хронологическими рубежами внутри них [11, С.22; 18, С.85].

В итальянском Ренессансе обычно выделяют следующие основные периоды: проторенессанс (предренессанс) – конец XIII-начало XIV вв. – переходная эпоха между Средневековьем и собственно Возрождением; Раннее Возрождение – период с середины XIV в. до примерно 1475 г.; зрелое, или Высокое Возрождение – последняя четверть XV-начало XVI в. (квадроченто); и период XVI-начало XVII вв. – Позднее Возрождение (чинквеченто) [7, С.582].

В итальянской культуре XIII-XIV вв. на фоне ещё сильных византийских и готических традиций стали появляться черты нового искусства – будущего искусства Возрождения. Потому этот период его истории и назвали Проторенессансом (т. е. подготовившим наступление Ренессанса; от греч. «протос» – «первый»). Аналогичного переходного периода не было ни в одной из европейских стран. В самой Италии проторенессансное искусство существовало только в Тоскане и Риме [10, С. 112].

Этап раннего гуманизма завершился к началу XV в., выдвинув программу построения новой культуры на базе studia humanitatis – широкого комплекса гуманитарных дисциплин. Кватроченто претворило в жизнь эту программу. Характерным для него стало возникновение многочисленных центров ренессансной культуры – во Флоренции (она лидировала вплоть до начала XVI в.) Милане, Венеции, Риме, Неаполе и небольших государствах – Ферраре, Мантуе, Урбино, Болонье, Римини. Это предопределило не только распространение гуманизма и ренессансного искусства вширь, но и их исключительное многообразие, формирование в их рамках различных школ и направлений. В течение XV в. сложилось мощное гуманистическое движение, охватившее многие стороны культурной и общественной жизни Италии. Роль новой интеллигенции в структуре общества и развитии культуры значительно возросла во второй половине XV в. Она все более уверенно утверждала свои позиции в системе образования, на государственной службе, в сфере науки и литературы, изобразительном искусстве и архитектуре, в культурном строительстве в целом. Именно с ее деятельностью было связано разыскание и изучение античных памятников, создание новых библиотек и коллекций произведений искусства древности, а с началом книгопечатания в Италии в 60-е годы XV в. – и пропаганда на его основе ренессансных идей и мировоззренческих принципов [11, С.23-24].

Яркой чертой времени стал поиск новых форм самоорганизации гуманистов, создание ими сообществ и академий. Новые явления сказались и в развитии ренессансного искусства в художественных мастерских (боттегах), выпадавших из старых ремесленных корпораций.

К концу столетия ренессансная культура уже занимала лидирующие позиции во многих сферах духовной жизни общества и в искусстве. Влияние гуманистической образованности стало накладывать отпечаток и на ряд явлений народно-городской, церковной, дворянской культуры, из которых в свою очередь черпала и сама ренессансная культура.

В итальянской культуре переплетались черты старого и нового. «Последний поэт Средневековья» и первый поэт новой эпохи Данте Алигьери (1265-1321) создал итальянский литературный язык. Начатое Данте продолжили другие великие флорентийцы XIV столетия – Франческо Петрарка (1304-1374), родоначальник европейской лирической поэзии, и Джованни Боккаччо (1313-1375), основоположник жанра новеллы (небольшого рассказа) в мировой литературе. Гордостью эпохи являются архитекторы и скульпторы Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио и живописец Джотто ди Бондоне [18, С. 90].

В культуре итальянского Возрождения архитектура и изобразительное искусство занимают выдающееся место. По обилию талантливых мастеров, размаху и многообразию художественного творчества, а главное, по его смелому новаторству Италия опередила в XV в. все другие страны Европы. Итальянское искусство Кватроченто развивалось в рамках локальных школ. В архитектуре сложились тосканская, ломбардская, венецианская школы, в стилистике которых новые веяния нередко сочетались с местными традициями. В изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, также сформировалось несколько школ – флорентийская, умбрийская, североиталъянская, венецианская – со своими неповторимыми стилистическими особенностями.

Именно в художественном творчестве новая культура реализовала себя с наибольшей выразительностью, именно в искусстве она воплотилась в сокровища, над которыми не властно время. Гармония, красота обретут незыблемую основу в так называемом золотом сечении (этот термин был введен Леонардо да Винчи; впоследствии применялся и другой: «божественная пропорция»), известном еще в древности, но интерес к которому возник именно в XV в. в связи с его применением как в геометрии, так и в искусстве, особенно в архитектуре. Для Возрождения характерен культ красоты, прежде всего красоты человека. Итальянская живопись, которая на время становится ведущим видом искусства, изображает прекрасных, совершенных людей. Живопись Раннего Возрождения представлена творчеством Боттичелли (1445-1510), создавшего произведения на религиозные и мифологические сюжеты, в том числе картины «Весна» и «Рождение Венеры». Крупнейший архитектор Раннего Возрождения – Брунеллески (1377-1446). Он стремился сочетать элементы древнеримского и готического стилей, строил храмы, дворцы, капеллы.

Эпоха Раннего Возрождения завершилась к концу XV в., на смену ему пришло Высокое Возрождение – время наивысшего расцвета гуманистической культуры Италии. Именно тогда с наибольшей полнотой и силой были высказаны идеи о чести и достоинстве человека, его высоком предназначении на Земле. Титанами Высокого Возрождения были Леонардо да Винчи (1456-1519), Рафаэль Санти (1483-1520), последним великим представителем культуры Высокого Возрождения был Микеланджело Буонаротти (1475-1654). Замечательными художниками этого периода был Джорджоне (1477-1510) и Тициан (1477-1576).

Искусство Высокого Возрождения представляет собой живой и сложный художественный процесс с ослепительно яркими взлётами и последующим кризисом. Золотой век итальянского искусства – это век свободы. Живописцы Высокого Возрождения владеют всеми средствами изображения – острым и мужественным рисунком, вскрывающим остров человеческого тела, колоритом, передающим уже и воздух, и тени, и свет. Законы перспективы как-то сразу осваиваются художниками, словно без всякого усилия. Фигуры задвигались, и гармония была достигнута в их полном раскрепощении. Овладев формой, светотенью, овладев третьим измерением, художники Высокого Возрождения овладели видимым миром во всем его бесконечном разнообразии, во всех его просторах и тайниках, чтобы представить нам его уже не дробно, а в могучем обобщении, в полном блеске его солнечной красоты.

Художник как конструктор эпохи Возрождения

Джотто – родоначальник искусства Возрождения

Становление и развитие ренессансной живописи было сложным процессом. Еще в первой трети XIV в. великий художник Джотто в своих фресках в капелле дель Арена в Падуе, в росписях капелл Перуцци и Барди в церкви Санта Кроче во Флоренции утверждал красоту земных образов, обращаясь к творческим поискам, опережавшим его время. Стремясь приблизиться к жизнеподобности композиций, он помещает фигуры, обретающие объем, в трехмерное, хотя и неглубокое пространство [11, С. 46].

Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone) (1266 или 1267-1337), флорентийский художник, величайший живописец и архитектор периода Предвозрождения. В истории изобразительного искусства Западной Европы его имя стало символом глубокого обновления. Хотя он не был единственным художником-реформатором своего времени, однако целеустремленность, решительность, смелый разрыв с византийскими средневековыми живописными традициями делают его родоначальником нового искусства. Яркая личность Джотто выделяется среди итальянских мастеров Проторенессанса прежде всего склонностью к новаторству, к созданию новой художественной манеры, предопределившей классический стиль грядущей эпохи Возрождения.

В своих работах Джотто подчас достигал такой силы в столкновении контрастов и передаче человеческих чувств, которая позволяет видеть в нем предшественника величайших мастеров Возрождения. Он работал как живописец, скульптор и архитектор. Но все же главным его призванием была живопись.

Многолетняя деятельность Джотто подняла престиж живописи среди других искусств. Благодаря ему, итальянская живопись в течение нескольких лет изменилась радикальнее, чем за многие предшествующие столетия. В целом толчок, который Джотто придал изобразительному мышлению, определил дальнейшее направление западной живописи. Уже к середине XIV века Европа познакомилась с новациями Джотто – открытием объемности предметов, реального и измеримого пространства, в котором они помещаются, естественных качеств поверхности вещей, индивидуализирующих черт реальности, – все это сделалось достоянием европейского искусства, которое со все возрастающим интересом обращалось к изобразительной культуре итальянцев.

Джотто – первый в истории западноевропейской живописи художник, порвавший с канонами средневекового искусства и внесший в свои произведения элементы реализма. Именно у Джотто живопись перестает быть лишь вспомогательным комментарием к Священному Писанию, обретая самостоятельное значение. В его библейских сценах действуют живые люди, испытывающие живые человеческие эмоции. Для современного изощренного глаза его живопись может показаться «примитивной», однако для своего времени Джотто был величайшим революционером. До него в живописи царствовала плоскость – у него пространство картины стало объемным. До него персонажи фресок носили скорее символический характер – у него они приобрели индивидуальные черты. До него живопись была строго функциональна – у него атмосфера наполнилась разнообразными эмоциями. С творчества Джотто начинается новый этап искусства, когда пластические качества предметов и глубина пространства становятся главной задачей живописи, когда первостепенное значение приобретает моделировка объема тенью.

Его влияние простирается на целые века. Творчество Джотто заложило основу искусства Ренессанса, в великую эпоху которого его значение было не меньше, чем значение Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэля или Мазаччо.

С именем Джотто связан переворот в развитии итальянской живописи. Реформатор итальянской живописи, Джотто открыл новый этап в истории живописи всей Европы и явился предвестником искусства Возрождения. Преодолев средневековые итало-византийские традиции готического средневековья, Джотто создал облик мира, приближенный к реальному по материальности и пространственной протяженности.

Творения Джотто произвели сильное впечатление его на современников, Петрарка писал, что перед образами Джотто испытываешь восторг, доходящий до оцепенения. «Джотто снова вывел на свет искусство, которое многие столетия было погребено под ошибками тех, кто, работая красками, более стремится забавлять глаза невежд, чем удовлетворять разуму мудрых», – говорит Боккаччо в одной из новелл Декамерона (написанного чуть более десяти лет спустя после кончины художника), в которой (пятая новелла шестого дня) описывается физическая непривлекательность, но вместе с тем и живость ума «лучшего в мире живописца».

Спустя сто лет прославленный флорентийский скульптор Гиберти отзывался о нем: «Джотто видел в искусстве то, что другим было недоступно. Он принес естественное искусство. Он явился изобретателем и открывателем великой науки, которая была погребена около шестисот лет». «Естественное искусство», ибо основано на изображении окружающего мира таким, каким его видит наш глаз [8, С.54].

Начиная с Джотто, природа и человек переместились в центр внимания, проявляя красоту и духовное богатство. Мир словно заново раскрывался перед людьми. Именно в этом была заслуга Раннего Возрождения, его великое философско-художественное открытие: порыв к человеку и природе как к сфере красоты и добра означал перенесение эстетического и этического центра тяжести из небесной сферы в мир земной, реальный, человеческий.

Но здесь же таилась и слабость: восхищенное открывшимся перед ним миром искусство нелегко сбивалось на путь мелочного натурализма. Многие художники не выдержали искушения и создавали красочные картины, полные праздничной или бытовой мишуры, но где затерявшийся человек изображен мелко и невыразительно. Искусство Раннего Возрождения было сложным и противоречивым, и эта внутренняя противоречивость вела его вперед, наряду с мелочной детализацией, с самого же начала намечается другая тенденция: неразрывно связанная с созданием обобщенного, монументального и героического образа человека.

Джотто, сохраняя традиции готического искусства, впервые в истории итальянской живописи вынес точку зрения за пределы картины, создав, таким образом, независимое от зрителя живописное пространство, чем немало удивил своих современников. П. Флоренский назвал «джоттизм» своеобразной ересью, «францисканством» в искусстве на фоне символизма традиционной религиозной живописи. «Джотто смотрит в иную сторону… Его веселый и счастливый гений был склонен к по-возрожденчески неглубокому взгляду на жизнь». Он не был мистиком и в отличие от Данте, «дышал иным воздухом». Джотто испытал самый первый, предутренний ветерок натурализма и сделался его провозвестником.

Исследования последних лет все больше раскрывают подробности жизни и творчества художника, с его именем и поныне связан миф о рождении современного искусства. Этот человек почти совершенно независимо от других, один, перестроил отношения между художником и обществом, между взглядами общества и художественными произведениями. Он единственный, кого в изобразительном искусстве Проторенессанса можно поставить рядом с Данте, его современником. Новое ощущение человеческого достоинства выразилось во фресках Джотто едва ли не с такой же силой, как в «Божественной комедии».

С Джотто прекращается двойственность, которая до него господствовала в христианском искусстве. Нет больше отдельного ирреального мира искусства, основанного на вере в небесное, как и противостоящей ему обыденной действительности, рассматриваемой как временное местопребывание человека на земле, в долине испытаний, скорби и слез. Для Джотто формой проявления Бога и веры является сама действительность.

Читайте также: