Играем в конструктор с ребенком

Обновлено: 14.05.2024

Кубики - один из первых конструкторов, с которыми сталкиваются маленькие дети. Даже такой простой принцип конструирования порождает множество возможностей, с которыми можно познакомить детей 2-5 лет.

Кубики - один из первых конструкторов, с которыми сталкиваются маленькие дети. Обычно в таких наборах присутствуют и другие фигуры, не только кубы, так что западное название "building blocks" более корректно. Как сказать это по-русски? Строительный набор? Длинновато.

В общем, давайте лучше оставим слово "кубики" - просто будем иметь в виду конструкторы, в которых нет никаких соединительных элементов. Всё держится только на силе тяжести. Оказывается, даже такой простой принцип порождает множество возможностей, с которыми можно познакомить детей 2-5 лет.

Но прежде, чем рассказывать о различных видах "кубичных конструкторов", я хотел бы поделиться одним наблюдением. Взрослым часто кажется, что кубики - вообще простейшая игрушка. И правда, что может быть проще - поставить один кубик на другой, а сверху поставить третий, вот и башня.

Но для детей такая игра в "башню" совсем не очевидна. В шесть-восемь месяцев, начиная активно осваивать квартиру, они увлекаются открыванием и закрыванием разных емкостей (коробок, кастрюль). Здесь же появляется интерес к засовыванию вещей в эти емкости. В один прекрасный день вы обнаруживаете, что мячик намертво забит в стакан, а остальные игрушки - в стиральную машину. Годовалый ребенок умеет надевать кольца на пирамидку, откручивать крышки от бутылок. Ближе к двум годам он может поразить вас тем, что включит телевизор с помощью пульта. И еще множество "конструкторских" умений он может продемонстрировать в этом возрасте.

При этом ставить кубики друг на друга ему будет по-прежнему неинтересно!

И это логично. Он ведь копирует вас - смотрит, как вы открываете ящики шкафов, как поворачиваете ключ в замке или пользуетесь пультом от телевизора. но вы не строитель, да? Вы ничего особенного не строите, устанавливая вещи друг на друга. Так зачем ребенку этим заниматься? Очевидно, в жизни наших предков было гораздо больше строительства. Люди сами строили себе дома, из-за этого "кубики" так и закрепились в культуре. Есть ли в них смысл сейчас - или это одна из множества ненужных игрушек, которые нам впаривает индустрия?

Мне кажется, даже без повседневного строительства такие конструкторы могут играть полезную роль. Я бы назвал это "физической математикой" - изучение геометрических свойств предметов через представление об их весе, устойчивости, совместимости друг с другом. Почему кубик стоит на другом кубике, а шарик - скатывается? Под каким углом друг к другу поставить призмы, чтобы они не падали? Потом, в школе, все это обернется абстрактными формулами. Но гораздо проще научить ребенка всем этим вещам на практике. На кубиках.

И еще три простых совета, которые следуют из этих же наблюдений:

(1) Нужно показывать, и не раз. Не ждите, что ребенок сразу будет повторять за вами. Скорее всего, он построит свою первую конструкцию где-нибудь через месяц, когда вы уже будете думать, что все ваши примеры были напрасны.

(2) Нужно "оживлять" постройки. Абстрактная установка блоков не имеет для ребенка никакого смысла - цель непонятна. Другое дело, если вы строите дом для какого-нибудь персонажа, или мост для перехода игрушек через "реку". У нас с сыном для такого "оживляжа" использовался набор маленьких фигурок. Некоторые были из киндер-сюрпризов, другие - из сувенирных магазинов. Пара бегемотов, черепашка, лягушка - мы постоянно носили их в карманах, и с помощью них могли начать игру в любом месте: то ли в песочнице построить замок, то ли в снегу выкопать пещерный город.

(3) Не стесняйтесь купить кубики себе. На самом деле, при наличии фантазии получить отличный строительный конструктор можно из обычной посуды на кухне. Зачем же еще покупать? А это всем известно: родители часто заводят детям игрушки, которыми сами хотели бы поиграть. Так что если уж решили купить навороченный набор - надо честно признать, что покупаете себе. Чтобы потом не сваливать на ребенка - мол, "я ему купил, потратился, а он не играет. ". Да ладно, скажите честно: самому нравится. Так и стройте сами! Кубики - очень полезная медитация для родителей. А если вам будет интересно строить, то и дети скорее подтянутся.

Ну вот, а теперь поглядим, какие они бывают. Этот обзор не претендует на полный охват - но я надеюсь, он покажет, что мир кубиков не ограничен теми скучными наборами, которыми завалены наши магазины.

Вогнутые многогранники

Обычно наборы кубиков состоят только из выпуклых многогранников и призм. А мы сразу сделаем открытие - многогранники бывают не только выпуклые. И с такими стройка выходит гораздо интереснее.

построить (например, изображение или схема дома).

При конструировании по условиям образца нет - задаются только условия,

которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен

быть маленьким, а для лошадки - большим).

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо

внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в

материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше

остальных развивает творческие способности малыша.

Но главное - конструирование позволяет ребенку из любых подручных средств

творить свой собственный неповторимый мир. Дети очень любят создавать игровое

пространство из того, что есть под рукой: мебели, диванных подушек, бумаги, а также

разнообразного природного материала (веточек, камешков, шишек и т. п.). Широкие

возможности предоставляют простые картонные коробки: из них можно сделать домик

и для кукол, и для самого малыша.

Для этой важной и чрезвычайно полезной детской деятельности существуют и

специальные игрушки - конструкторы.

Начинаем с кубиков

Одной из первых игрушек для конструирования могут быть простые кубики. Их

можно использовать уже для годовалого малыша. Сейчас в продаже большое

количество разных видов кубиков : есть и традиционные деревянные, и пластиковые, и

даже кубики из мягких материалов. Пластмассовые и мягкие кубики, конечно,

наиболее безопасны. Однако поверхность деревянных не покрытых лаком кубиков

лучше стимулирует развитие тактильных ощущений.

Вначале малышу достаточно 2-3 кубиков. Покажите ему, как построить башенку,

и дайте возможность разрушить ее. Любимое занятие маленьких детей - ломать

сделанные постройки. Не расстраивайтесь, если сначала ребенок будет только

разрушать. Это самое доступное для него и имеющее видимый результат действие.

Держать в руке кубики, а уж тем более что-то строить из них гораздо сложнее. Но

позже малыш научится и этому, и строить ему будет уже интереснее, чем ломать.

Покажите, как можно построить и другие простые конструкции : паровозик,

ворота для машинки или мячика и т. п.

Количество кубиков можно увеличить до 6-8 штук и строить не только башенку,

но и домики с окошками: поставьте два кубика на небольшом расстоянии друг от

друга, а сверху накройте третьим. Если у малыша получается, то попробуйте строить

домик из большего количества кубиков.

В это же время малышу уже можно предложить традиционный набор

строительных материалов, состоящий из деталей разнообразной формы : конусов,

пирамидок, брусков и т. п. Такой строительный материал до сих пор не утратил своей

актуальности. Благодаря простоте и разнообразным возможностям он интересен детям

на протяжении всего дошкольного возраста. Есть, конечно, специальные наборы для

самых маленьких с меньшим количеством деталей, но лучше сразу купить большой и

самому отобрать несколько деталей, а позже постепенно добавлять в игру остальные.

Попытки малыша строить по показанному образцу или самостоятельное

манипулирование деталями от 1,5 до 3 лет сами по себе являются игрой.

Для юных архитекторов

К 3 годам конструирование приобретает для ребенка новый смысл. В этом

возрасте оно тесно связывается с сюжетными играми. Интересная постройка может

давать толчок к новой игре или менять ее направление. В свою очередь в игре для

каждой куклы или собачки нужен свой домик, кроватка, стол. Горки для катания

шариков, домики и мебель для кукол, гаражи, мосты и целые города - все это можно

построить из разнообразных строительных наборов.

Поскольку детали не скрепляются друг с другом, то постройки можно легко

изменять. Например, кукла "подросла", и ей нужен домик побольше; по мосту ездит

очень много машин; река "разлилась", и мост необходимо переделать и т. п. Кроме

того, отдельные детали таких наборов могут быть предметами- заместителями,

обозначающими в игре реальные предметы (утюг, расческу, машинку и т. п.) и даже

В продаже есть напольные строительные наборы с довольно крупными и

тяжелыми деталями. Хотя они в большей степени предназначены для детских садов, их

можно использовать и в домашних условиях. Однако из-за тяжести деталей играть с

ними ребенок сможет только лет с 5-6.

Сейчас снова появились строительные наборы для построек из "бревен". Из них

получаются очень привлекательные дома и даже деревни в русском стиле. Детали

скрепляются между собой, как в настоящем строительстве срубов, по принципу

вкладывания: вырезанные в "бревнах" пазы вставляются друг в друга.

В последнее время появляется все больше тематических наборов для

конструирования. Они включают как детали для конструирования, так и фигурки

животных, человечков или растений. Такие наборы дают возможность моделировать

ту или иную среду: зоопарк, теремок, фермерское хозяйство, замок. Часто такие

игрушки имеют очень ограниченные возможности непосредственно для

конструирования, однако они открывают богатые возможности для игры. Персонажи -

куколки и животные небольших, удобных для ребенка размеров, позволяют

разыгрывать разнообразные сюжеты : сказочные, бытовые, виденные на улице и дома

или самостоятельно придуманные.

Следующие, уже традиционные для нас - блочные конструкторы из

пластмассы. Самый известный такой конструктор - "Лего". Появившийся в 50-х

годах прошлого века, он произвел революцию и положил начало бурному развитию

конструкторов. В отличие от строительных наборов, "Лего" предложил детали,

которые скреплялись между собой. В результате полученные постройки были

прочными и устойчивыми, что по достоинству оценили дети всего мира.

Современные конструкторы "Лего" обладают большим разнообразием : есть

варианты и для самых маленьких, и для младших школьников. Для каждого возраста

разработаны удобные по размеру детали (крупные - для малышей, более мелкие - для

детей постарше). Возможна постройка домов и конструирование различной техники. В

наборах обычно есть дополнительные детали в виде окон, колес и т. п. Сделанная из

такого конструктора машинка будет легко катиться по столу или полу, а построенный

дом не развалится.

Блочные конструкторы также могут быть тематическими и содержать

фигурки людей и животных. Малыш может играть, а из деталей конструктора по

необходимости создавать новое пространство для игры. Характерной

особенностью таких конструкторов является совместимость деталей с любыми

аналогичными наборами данной фирмы. Это позволяет значительно расширить

игровые и строительные возможности конструктора.

От простого - к сложному

К концу дошкольного возраста конструирование становится самостоятельной

деятельностью и интересно ребенку уже само по себе, как возможность создания чеголибо.

Начиная с 6-7 лет можно предложить ребенку более сложные по способу

крепления и более абстрактные конструкторы, например с болтовым соединением.

Наиболее известными среди них являются металлические конструкторы. Их детали

представляют собой пластинки различной формы с дырочками и болты с гайками для

скрепления пластинок между собой. Они позволяют собирать в основном различную

технику: подъемные краны, вертолеты и т. п., а также дают возможность познакомить

ребенка с настоящими инструментами (отвертка, гаечный ключ) и их использованием.

Сейчас есть и пластмассовые варианты конструкторов с болтовым

соединением, предназначенные для детей от 3 лет. Пластмассовые детали в них

крупнее, а отверстие под отвертку в болте больше, чем в металлических. Однако

пластмассовая резьба довольно быстро стачивается.

Не так давно в наших магазинах появились магнитные конструкторы, из

которых можно создавать необычные по форме и свойствам поделки. Они состоят из

намагниченных деталей (разной формы палочек или пластинок) и металлических

Конструируя, ребенок сможет "потрогать руками" магниты и увидеть их

свойства. Использование магнитных свойств позволяет создавать оригинальные

постройки: разнообразные архитектурные строения, конструкции с вращающимися

частями, технику, модели животных и многое другое.

Как выбирать конструктор

В первую очередь следует ориентироваться на возраст ребенка : для самых

маленьких лучше подбирать конструкторы с деталями среднего размера, которые

малышу удобно брать в руки (от 5 до 10 см). Чем старше ребенок, тем меньше или,

наоборот, больше могут быть детали.

Как правило, в магазинах есть открытые образцы всех видов конструкторов. Не

поленитесь и попробуйте что-нибудь сделать, а потом представьте себе вашего

Возможности игры могут быть ограничены как материалом (слишком мелкие, тонкие

или крупные детали, так и просто плохим качеством конкретного конструктора.

Часто наборы конструкторов комплектуются слишком маленьким количеством

деталей, что сильно ограничивает их возможности. Особенно это касается дорогих

конструкторов, когда из одного набора (а то и нескольких таких наборов) просто

невозможно создать что-либо, кроме двух-трех конструкций. Такая игрушка может

разочаровать ребенка, к тому же теряются и ее развивающие возможности. Покупая

конструктор, следует об этом помнить и, например, выбирать сразу несколько

комплектов или один, но большой.

При небольшом количестве деталей следует обратить внимание на цвет, чтобы

постройки не получились слишком пестрые. Часто достаточно одного цвета

(например, деревянные конструкторы хороши и без окраски). При большом количестве

деталей, когда есть возможность строить, не только ориентируясь на форму, но и

подбирая детали по цвету, может быть несколько сочетающихся друг с другом цветов.

Обратите также внимание на наличие или отсутствие упаковки. Хорошая

коробка поможет хранить игрушку, а также воспитать в ребенке стремление к порядку

Уборка конструктора - вопрос деликатный. Конечно, если по полу

разбросаны отдельные детали, то их надо убрать в коробку или шкаф. К тому же,

малыши до 3 лет не придают большого значения собственным постройкам.

Однако после 3 лет дети становятся очень чувствительны по отношению к

собственному творчеству. Созерцание готового результата собственных усилий

вызывает у малыша радость, эстетическое удовольствие и чувство уверенности в своих

силах. Поэтому не разрушайте построек и не заставляйте ребенка каждый раз

после игры непременно убирать все на место!

Ваша задача - сделать купленный конструктор интересным и привлекательным

для ребенка : поиграйте вместе с ним, придумайте оригинальное задание. С другой

стороны, не следует все время показывать и объяснять, как и что надо сделать: дайте

возможность малышу самому поэкспериментировать с материалом и что-нибудь

Как и во всех видах продуктивной деятельности, в конструировании есть

опасность "застревания" на шаблонах и образцах. Поэтому необходимо вовремя

подтолкнуть ребенка к поиску новых форм и идей, помочь включить конструирование

в игру. И тогда ваш малыш сможет выразить себя и создать свой собственный

«В гости с ребенком». Консультация для родителей

«В гости с ребенком». Консультация для родителей Чем старше становится ваш ребенок,тем чаще родители берут его с собой на разные торжества. На что надо обратить внимание, чтобы за столом.

Консультация для родителей «Как научить детей играть вместе»

Консультация для родителей «Как научить детей играть вместе» Игра является универсальным помощником родителей. Наблюдая за играющим ребенком, можно многое узнать о его характере и при необходимости.

Консультация для родителей «С ребенком в парке»

Консультация для родителей «С ребенком в парке» В природе мы воспринимаем окружающее не только глазами, но и через запахи, звуки. Находясь с ребенком в парке необходимо напомнить ему.

Консультация для родителей «Учите детей играть» Когда ребенок подрастает у него появляется большое желание себя чем-то занять, проще говоря во что-то поиграть. Родители должны знать, что.

Консультация для родителей «Во что поиграть с ребенком?» Консультация для родителей: "Во что поиграть с ребёнком?" Очень часто, находясь с детьми в машине, очереди или кафе, родителями приходится.

Консультация для родителей «Зачем мальчикам машинки и как с ними играть» Практически у каждого маленького мужчины дома имеется собственный гараж со всевозможными автомобилями. Кроме того, транспорт должен где-то.

Консультация для воспитателей «Виды театров»

Консультация для воспитателей «Виды театров» Театр! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним! А когда ожившие куклы начинают двигаться,.

Консультация «Как добавить публикацию на МAAM, используя мобильный телефон» (из опыта)

Консультация «Как добавить публикацию на МAAM, используя мобильный телефон» (из опыта) Ура! Ура! Ура! Рубрика "Загадки" Хочется поделиться с коллегами маленькой радостью: я научилась добавлять публикации не на компьютере,.

Играем в конструктор. Как заинтересовать ребенка конструктором и, как им увлечь?

Несколько слов о конструкторе , ибо в последнее время наблюдаю к нему интерес со стороны ребенка. Да, бывают самостоятельные моменты, когда ребенок увлеченно что-то строит сам, но все же, в нашем случае, в игре с конструктором необходима поддержка и направление . Во-первых, он не относится к группе самых любимых игрушек. А это значит, ребенок может быстро переключить внимание на более интересное занятие. А во-вторых, ребенок еще не почувствовал весь интерес от самого процесса. Значит надо научить его играть, вовлечь в нее и показать, что интересным может быть не только по результат, а сам процесс.

И поэтому мне хочется поделиться тем, как играем в конструктор мы. Тем, как можно заинтересовать ребенка конструируя . К тому же это замечательная развивающая игрушка, которую можно преподнести в различных вариантах.

1. Конструировать по шаблону или нет?

Можно по всякому :), к тому же каждый такой вариант имеет свою ценность и чему то учит ребенка. Давайте разберем конструирование по шаблону.

Итак в этом варианте:

§ фантазия ребенка ограничена определенными рамками и, если ребенок креативный и творческий он способен привнести что-то свое. Можно предположить, что шаблонное конструирование в скором времени ему надоест и это с подвигнет его на создание своих моделей;

§ ребенок учится работать со схемой. Сопоставляет и переносит элементы конструктора с картинки и в действительность;

§ ролевая игра, как правило возникает после того, когда модель сконструирована. То есть, как правило, в конструировании по шаблону интересует конечный вариант;

§ на первых этапах, ребенок нуждается в помощи взрослых, имею ввиду маленьких детей

А теперь разберем свободное конструирование и выделим такие моменты, как:

§ фантазия ребенка не ограничена и он изначально учится конструировать свои модели. Учится планировать, определять цель и переносить ее в действия;

§ ролевая игра может начаться до того, как ребенок взял конструктор в руки. То есть по ходу своей ролевой игры ребенок конструирует;

§ помощь взрослых может не понадобится, конечно, если ребенок знаком с конструктором. На первых этапах ребенок не будет строить сложные модели, так как у него есть одна ценная черта, он видит в нескольких элементах, соединенных между собой, определенный объект. Думаю, не раз наблюдали за ребенком, что взяв, к примеру, пробку — она становится автомобилем, а камушек водителем. Точно также и с конструированием, буквально 2 — 3 элемента могут быть уже домом, машиной и так далее. По ходу игры может, возникать необходимость в том, чтобы эту конструкцию дополнить, достроить.

И поговорим о том, что можно применить и в том и другом случае ;).

Обсуждаем с ребенком строительство конструкции. Ставим и озвучиваем цели. Обращаем внимание на то, как крепятся детали, какой они формы, цвета, длины. Обсуждаем строительство. Спрашиваем ребенка, как лучше, а как правильно. Интересуемся его мнением. Просим ребенка, чтобы он показал нам, как правильно, и что для этого необходимо.

Назначаем ребенка помощником. Причем в такой форме, чтобы вы и сами были его помощником. Каламбур? Попробую объяснить. Помощник — это не только тот кто подносит и подает. А тот, кто активно помогает в конструировании: советует, строит, исправляет, показывает.

Своими действиями необходимо побуждать ребенка к самостоятельному конструированию.

Очень удобно в конструировании развивать элементарные математические навыки. Например, прошу подать три зеленых длинных элемента. А для ясности, что я имею ввиду, могу показать этот элемент на картинке. Не жду, когда ребенок найдет и подаст мне этот элемент, а прошу найти еще два красных колесика с зубчиками. Обращаю внимание на то, что именно с зубчиками.

Таким образом, ребенок учится улавливать просьбу на слух, учится находить то что прошу. К тому же не прошу считать, а подвожу к счету и ребенок начинает самостоятельно считать детали . Очень редко в игре с конструктором прошу считать, по большей части анализирую сама. То есть озвучиваю, что нашел мало и не хватает еще одной, двух или четырех элементов. Точно также в меньшую сторону.

Порой изображаю, что ищу вместе с ребенком, просто оглядывая место «свалки» конструктора и не двигаясь с места. Изображаю для того, чтобы создалось впечатление, что ищем как бы вместе, а на самом деле ищет только ребенок. К тому же в это время мои руки заняты тем, что держат конструкцию или детали к ней, то есть у меня есть повод, чтобы не принимать более активное участие.

В том случае, если ребенок не находит деталь — ищу деталь активней, подхожу, перебираю, но все равно делаю вид, что не нахожу, зачем ребенку давать повод сдаться. Порой незаметно, кладу нужную деталь прямо перед ребенком и он находит или показываю, где ему искать, и в этом случае он находит ее снова сам. Однако все происходит в меру и игра не утомляет, и не кажется затянувшейся.

Мне нравится, что играя с конструктором, ребенок развивает крупную моторику , здесь идет акцент на координацию движений. Конечно, конструкторы разные, но это присутствует в каждом, что нельзя сказать о мелкой моторике. Замечательно, когда конструктор содержит детали развивающие пальчики, то есть мелкую моторику. В нашем конструкторе, это болты с шайбами, которые закручиваем и откручиваем.

Самое главное и ценное — это то, что конструктор, как и любая другая игра, сближает с ребенком. Мы общаемся и заняты общим делом, что и объединяет.

Игры с конструктором

Игры с различными конструкторами приносят огромную пользу:
1. Они развивают. Малыш сравнивает детали, примеряет их, проведя множество экспериментов, пытается получить результат. После множества подобных попыток он приобретает новые навыки, начинает опираться на свое зрительное восприятие.
2. Умственное воспитание. Конструктор способствует воспитанию наблюдательности, учит ребенка анализировать, сравнивать предметы, он получает свои первые знание о форме и величине.
3. Творческий процесс. Создание модели, даже если он копирует схему – это творчество, поиск новых решений, развитие воображения.
4. Развитие мелкой моторики. Этот пункт тоже важен, так как от развития мелкой моторики зависит формирование речи, а в будущем и письма.

Игры с конструктором

Сходить в магазин и купить игрушку, а потом отдать его ребенку – это не все. Важно показать малышу, как играть, как скреплять детали, увлечь его игрой. Поэтому первое время маме или папе придется сидеть рядом и играть вместе с ним. Но это хороший повод для совместного времяпровождения, особенно для вовлечения в игры папы, которому тоже будет интересно разбираться в деталях конструктора.

Первое знакомство

Знакомиться с конструктором можно уже в 1 год. Покажите его ребенку. Пусть он возьмет в руки детальки, пощупает, даже попробует на зуб. Когда он наиграется, можно начать обучение. Возьмите ручку малыша с кубиком и вместе поставьте его на другой кубик, можно надеть одну деталь на другую. Потом также можно разобрать получившуюся башенку. Сначала ребенок станет разрушать постройки, которые сделала мама, а потом пытаться самостоятельно собрать свою башенку.

Игры с кубиками для детей от 1,5 до 3 лет

Малыш подрос. По-прежнему актуально строительство башенок из кубиков, но теперь она может получиться очень высокой. Пусть он один или с помощью мамы ставит один кубик на другой, пока башня не сломается. Или же можно строить маленькие башни, а потом ломать их мячиком. Кстати, одновременно объясните ребенку такие понятия, как «высокий» и «низкий». Например, скажите, что эта башня выше, а эта ниже, спрашивайте у ребенка, какая из построек низкая, какая – высокая. Или предложите собрать башенку выше этой. В таких играх легко выучить и такие понятия, как «длиннее», «короче», так как детали тоже бывают разных размеров. Одновременно можно изучать и цвета, главное – не забывайте постоянно повторять их, чтобы малыш запомнил.

Пора строить свои первые домики из конструктора. Сначала мама или папа должны показать, как это делается: ставим два кирпичика, накрываем их третьим. Домик готов. В него можно поселить маленькие игрушки. А можно сделать не дом, а гараж. Соорудите дорожку для машин, не забывая акцентировать внимание ребенка на длине дорожки, чтобы закрепить понятия «длиннее», «короче». Хотите сделать игру более увлекательной? Стройте не просто домик, а сказочный дом, с помощью игрушек разыграйте простые сказки, например, «Теремок» или «Заюшкина избушка».

Игры для детей от 4 до 5 лет

Это простые, но полезные игры помогут не только развлечь ребенка, но и провести время с пользой. Каждая мама хочет вырастить самого умного, самого счастливого ребенка, у которого все получается и в садике, и в школе. Чтобы достичь этой цели, необходимо заниматься с малышом. И занятия – это не обязательно платные курсы, не менее полезны развивающие игры, в которые можно играть дома, каждый день, вместе с ребенком. Это вам подтвердит любой квалифицированный педагог или детский психолог. Развитие – это, прежде всего, время, проведенное с ребенком, полезные игры и занятия в игровой форме.

Их давали нам, чтобы не мешали старшим чтобы котелок и мелкая моторика шли рука об руку. Но фишка конструкторов не только в этом.


Для начала, что называть конструктором? Например, пирамидки, паззлы, сортеры (когда детальке надо найти формочку), матрешки — это не конструкторы. Они называются «дидактическими игрушками» и учат работать по шаблону. Это, конечно, полезно и важно, но как тренировка. Поэтому иногда так хочется дать по рукам подтолкнуть ребенка, чтобы «закончили упражнение».

Настоящие конструкторы задумывались такими, чтобы человек работал в своем темпе и не до конца следовал шаблону.

Например

Первый массовый металлический конструктор «Меккано» (Англия) исходно вообще не содержал определенных схем.


«Меккано» — это тот самый «металлический конструктор» из детства. Просто в СССР он был известен под общим именем «Конструктор». И креативный подход в нем был — помните альбомы с самоделками, которые можно было собирать из комплектов таких вот деталей?

Давайте посмотрим, как мог повлиять на вас такой набор. Для тех, кто рос уже в эпоху Lego — тоже будет много интересного.


Говорят британские ученые и педагоги

Исследования, доказывающие практическую пользу конструкторов для человека (скажем, влияние на развитие моторики), проводились много где начиная с 1970-х. Чаще всего в них применялись блочные пластмассовые конструкторы по типу «Лего». Мы отобрали несколько интересных, а иногда просто забавных фактов из них.


1. Интерес к конструкторам влияет на способности к математике

Связаны ли развитие пространственного мышления, которое происходит с помощью конструкторов, и развитие способностей к математике и STEM вообще? То, что увлечение конструкторами в дошкольном возрасте влияет на дальнейшие успехи в математике, смогли показать сразу несколько специалистов.

А) В 1982 году группа исследователей наблюдала за четырехлетними детьми и тем, как и во что они играют. В 1998 году ученые взяли и проанализировали школьные ведомости тех детей. Оказалось, что с возраста 11-12 лет наблюдалась прямая корреляция между тем, как ребенок успевал по математике, и его детским интересом к конструкторам.

Результаты этой работы были опубликованы в 2001 году — их можно найти по запросу: «Block play performance among preschoolers as a predictor of later school achievement in mathematics».

Б) Джулия Буллард из университета Западной Монтаны пришла к аналогичным выводам. Своими исследованиями она занимается с 1989-го, фокусируясь на воспитании детей до 8 лет.

Вопросу развития математических способностей через игры и конструкторы она посвятила целую главу в своей научно-популярной книге «Creating Environments for Learning: Birth to Age Eight».

В) Если брать малый возраст, есть интересное исследование про связь между умением собирать конструктор и умением оперировать с числами у детей 3-4 лет. Если коротко, чем лучше ребенок управляется со сборкой, тем лучше знает счет.


На скрине результирующая таблица из исследования. Полностью исследование на 12 страниц доступно в онлайне, как невычитанная копия (uncorrected proof — могут быть пропущены запятые, например).

Г) Похожее исследование проводилось в более старшем возрасте. Ученые наблюдали за группой шестиклашек (это 10-11 лет) в голландской школе. И нашли связь между тем, сколько времени дети играли в конструкторы и способностью решать математические задачки.


2. Помимо моторики и математических способностей, конструктор развивает:

А) Логику и самостоятельность при решении задач, способность находить разные пути.

Б) Речь и навыки социализации — конструкторы используют даже при лечении речевых нарушений и аутизма: дети в процессе объясняют, что делают, отвечают на вопросы, начинают чаще использовать прилагательные. О том, как конструкторы работают с обычными детьми — в пункте 3 (“А что в России?”).

В) И наше любимое — интерес к технике и творчеству. Об этом мы тоже еще поговорим.


3. А что в России?

О пользе строительных игр, в которых можно что-то конструировать, писала еще Крупская, жена Ленина (Н.К. Крупская, “О дошкольном воспитании”). Её, естественно, много цитировали.

А если серьезно, чтобы получить актуальный и полезный список книг о влиянии конструкторов на развитие ребенка, сегодня достаточно зайти в любой нормальный детский садик (для интересующихся, список в первом комментарии).

Штука в том, что с 2010 года есть целая рекомендованная программа «Конструирование и ручной труд в детском саду». И по ней в садиках делают свои исследования. В феврале 2016-го, например, закончился эксперимент в одном из садиков в Ямало-Ненецком округе. У них очень структурированное исследование. Почитайте как-нибудь (ссылка в первом комментарии), а мы пока расскажем результат.

Исходно педагоги выявили в группе большой процент детей с низким уровнем социально-коммуникативного развития (41%) и «недостаточным уровнем сформированности конструктивных умений» (45%).


Так было. Показатель “социально-коммуникативные навыки” замерялся по 10 параметрам (далее для группы “низкий” будет оцениваться снижение параметра, для остальных — его рост).

Педагоги предложили детям 13 коротких занятий с простым пластмассовым конструктором — помогали собрать робота, ракету или домик, причем часть времени дошкольники работали самостоятельно. По итогам, показатели улучшились в среднем на 12%. Т.е. почти на 1 пункт лучше за каждые полчаса игры.


Всего лишь возня с конструктором, Карл!


4. Ученые говорят сами за себя

А вот пример из серии: «Совпадение?! Не думаю!» В 1880-х немцы стали выпускать «каменный», из смеси кварца и мела, конструктор. Он был как “Лего”, только реалистичней: из блоков нужно было собирать копии зданий, но в то же время — и делать что-то свое. В детстве такой конструктор был у Альберта Эйнштейна, Макса Борна и Роберта Оппенгеймера.


«Конструктор как у Эйнштейна» назывался Anker-Steinbaukasten. Оригинальное производство прекратилось в 1963 году, но торговая марка используется до сих пор.


То есть, конструкторы делают из нас «я у мамы инженера»?

А) Индийские психологи считают, что да:


Подчеркнуто красным: «Увлечен конструкторами и читает инженерные журналы — технарь!» — Спасибо, кэп! (скрин из книги General Psycology, 2003)

Б) Советский педагог Макаренко считал аналогично: «Игра в жизни ребенка имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет». Звучит логично, но…

В) На самом деле, мы не знаем. И ради интереса провели мини-исследование у себя. Опросили где-то треть сотрудников. Половина — разработчики и системные администраторы (20 человек), половина — управленцы, маркетинг, дизайнеры, юристы и бухгалтерия (20 человек).


Задавали четыре вопроса. Два в анкете были обязательными. Выше ответы на первый обязательный вопрос.

А вот ответы на второй обязательный вопрос:


Перейдем к разбивке “технари” и “не технари”.

В «технической» группе 16 человек в детстве часто играли с конструктором. Десять уверены, что на выбор профессии это повлияло («начал с конструкторов, потом стал собирать компьютеры, сайты и т.д.»), трое — что точно нет. Остальные не определились.

В «нетехнической» группе конструкторы в детстве любили почти так же — 15 человек. Пятеро видят связь «начал с конструкторов, стал собирать компьютеры, сайты и т.д.» — это дизайнеры и менеджеры проектов. Семеро не видят связи между выбором профессии и детскими увлечениями.

Г) Интересно, а вы чувствуете связь между тем, во что играли в детстве, и кем стали? Расскажите, пожалуйста — мини-опрос в конце поста.

Что делать, когда вы выросли

Конструкторы полезны для детей. Иногда это даже сказывается на их будущем. А что делать, если вы испытываете недостаток в конструировании после 18? Мы собрали несколько советов, проверенных собой, временем и Гиктаймсом.

Играть с детьми. Это беспалевный способ попробовать кучу конструкторов. Кстати, говорят, что конструирование — это хорошая профилактика болезни Альцгеймера.

Завести хобби. Инженер Apple Эндрю Кэрол сделал рабочую копию «Антикитерского механизма», воспользовавшись все тем же Lego.


И не скажешь же, что потратил время зря.

Сделать бизнес. Это отличный вариант конструктора с непредсказуемым результатом.
Можно даже сделать свой конструктор — и продавать его.

Если останетесь в нише малого бизнеса, мы придумали конструктор сайтов для вас.

Конструировать сайты. Вариант хорош тем, что с нынешним уровнем развития технологий подходит многим — знать тот же HTML больше не обязательно.

Завести Ардуино. Этот метод описывается на Гиктаймсе в среднем раз в сутки.

Ностальгировать. Когда мы делали опрос внутри компании, люди вспоминали, как хранили и передавали по наследству детские конструкторы, мастерили из палок и веревок и… как “любая вещь после разборки превращалась в конструктор”.

Читайте также: