Интересные факты о конструкторе королеве

Обновлено: 19.04.2024

Сергей Королев — выдающийся советский конструктор и ученый, академик АН СССР, основоположник космонавтики и крупнейший специалист в области космического кораблестроения. Сегодня достижения исследователя используются в современном ракетостроении.

Детство и юность

Сергей Павлович родился 12 января 1907 года (по старому стилю — 31 декабря 1906-го) в Житомире. Отец, из разночинцев, работал учителем. После распада семьи мальчика отправили к родителям матери в Нежин, где он воспитывался в купеческой семье. С 1917 года будущий ученый жил в Одессе с матерью Марией Николаевной и отчимом Григорием Михайловичем Баланиным. Школьную программу осваивал дома, с 1922 по 1924 год учился в строительной школе.

Начало карьеры

В 1921 году Королев познакомился с летчиками гидроотряда и участвовал в авиационной жизни, а уже в 16 лет читал лекции об авиации. Первое изобретение, созданное юношей в 17 лет, — безмоторный самолет К-5, рекомендованный к постройке. Окончив строительную школу, молодой конструктор поступил в Киевский политех.

В 1926 году Сергей перевелся в высшее техническое училище в Москве. В столице парень участвовал в организации планерной школы, стал инструктором и испытателем планеров, закончил школу летчиков, посещал аэродинамический кружок и разрабатывал легкие самолеты. Начиная с четвертого курса Королев работал в конструкторском бюро.

В 1929-м в биографии конструктора состоялась знаковая встреча с Константином Циолковским, который посоветовал Сергею заняться полетами в космос, подарил книгу «Космические ракетные поезда» и рекомендовал обратиться к Фридриху Артуровичу Цандеру — инженеру ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института).

В феврале 1930 года под руководством Андрея Туполева Королев защитил проект самолета СК-4. Одновременно с этим молодой ученый создал планер СК-3 «Красная звезда», на котором в свободном полете выполнялись петли Нестерова. В марте 1931 года он начал работу в ЦАГИ старшим инженером по летным испытаниям. Главное событие этого периода — встреча с Цандером, который занимался испытаниями двигателя ОР-1.

Позднее Королев возглавил научно-технический совет московской Группы изучения реактивного движения. Первостепенное внимание в ней уделялось ракетному оружию, необходимому для укрепления обороноспособности страны. Сергей Павлович создал первое КБ, вошедшее в историю ракетостроения.

Достижением этого периода стал запуск жидкостной ракеты ГИРД-09, поднявшейся на высоту 400 м. Результаты работы Королев описал в книге «Ракетный полет в стратосфере». Здесь же он осветил возможности некосмического использования ракет в военных и научных целях.

В сентябре 1933 года 26-летнего Королева назначили заместителем директора Реактивного института. Надежды гирдовцев о переходе к серьезным проектам не оправдались, тематика разработок сократилась, и в 1934 году Королев был освобожден от должности. Он остался работать в институте рядовым инженером, сосредоточив усилия на разработке крылатых ракет.

В 1936 году Сергей Павловича назначили главным конструктором отдела РНИИ, разрабатывавшего ракетные летательные аппараты. Ученый обладал удивительной интуицией, энциклопедическими знаниями и опытом. В частности, он первым обосновал концепцию ракетного истребителя-перехватчика, достигающего за несколько минут большой высоты и атакующего самолеты, угрожающие защищаемому объекту.

Арест

Сергея Павловича приговорили к 10 годам в исправительно-трудовых лагерях, а также к 5 годам поражения в правах. В апреле 1939-го инженера этапировали на Колыму, в лагерь, где он занимался тяжелыми работами на золотых приисках. Плохие бытовые условия и суровый климат скоро негативно сказались на здоровье конструктора — он заболел цингой. Только благодаря ходатайству Михаила Усачева Королева выходили в местной санчасти.

Тем временем родственники боролись за освобождение Сергея Павловича, в результате чего дело конструктора пересмотрели, и в 1939-м его отправили в Москву. Только в марте 1940-го, задержавшись в пути из-за болезни, ученый попал в столицу, где прошел новые судебные разбирательства. Теперь его приговорили к 8 годам, после чего перевели в спецтюрьму, где он смог продолжить научную деятельность.

Великая Отечественная война

Находясь в заключении, Королев выступал ассистентом Льва Термена в отделе, занимавшемся проектированием беспилотных летательных аппаратов. Позже, уже под руководством Андрея Туполева, разрабатывал несколько объектов, среди которых оказались бомбардировщики и аэроторпеды. В декабре 1941 года коллектив Туполева эвакуировали в Омск. Здесь самолет Ту-2 был запущен в производство.

Успехи конструктора способствовали его переводу в Казань, где Королев занялся усовершенствованием ракетных двигателей, которые затем применялись в авиации. В 1943-м совершил полет пикирующий бомбардировщик Пе-2 — Сергей Павлович приложил руку к улучшению характеристик этой модели. Через год инженер был досрочно освобожден по приказу Иосифа Сталина, а после начал работать преподавателем в Казанском авиационном институте.

Конструктор МБР

В мае 1946 года советское руководство приняло постановление, положившее начало развитию ракетостроения. В подмосковном Калининграде (сегодня — Королев) создали Государственный союзный НИИ реактивного вооружения (НИИ-88). Сергея Павловича назначили одним из главных его конструкторов.

Далее события развивались стремительно. По указанию Сталина создали копию немецкой ракеты. Проводились испытания ракет А-4, собранных из трофейных узлов в институтах Нордхаузен и НИИ-88. Испытывались первые ракеты Р-1, воспроизводившие А-4 уже из своих материалов и по отечественной документации. Королев оказался не только талантливым конструктором, но и организатором, сумевшим скоординировать работу всех подразделений.

Освоение вершин военной техники началось с создания ракеты с дальностью 300 км. В 1948 году была создана ракета Р-2 с дальностью 600 км, способная достичь некоторых американских баз. В результате дальнейших разработок появилась РДД Р-5М с дальностью 1200 км и ядерной боевой частью. Испытания стратегической ракеты проводились на Семипалатинском полигоне 2 февраля 1956 года.

Основным направлением деятельности Королева стала разработка многоступенчатых межконтинентальных ракет. Созданная им баллистическая ракета (МБР) Р-7 имела дальность 8 тыс. км, а модернизированный вариант Р-7А — 12 тыс. км. Жидкостные МБР проигрывали американским твердотопливным, поэтому создали экспериментальную ракету РТ-1 на твердом топливе.

Космонавтика

Военные разработки стали для Королева условием для дальнейшего освоения космоса. 4 октября 1957 года впервые в истории землян запустили искусственный спутник. Спустя месяц, 3 ноября, на орбиту был отправлен второй спутник, на борту которого находилась собака Лайка. 12 апреля 1961 года в космос полетел Юрий Алексеевич Гагарин. В реализации этих проектов были задействованы специалисты Совета главных конструкторов, созданного Королевым.

При жизни исследователя успешно осуществили еще семь полетов пилотируемых кораблей, запустили спутники, космические научные станции и системы. Также инженер разрабатывал идеи покорения Луны и Марса.

Личная жизнь

Личная жизнь конструктора оказалась относительно спокойной и гармоничной. Сергей Королев был дважды женат. Первый раз инженер зарегистрировал отношения в августе 1931 года с одноклассницей Ксении Винцентини, в 1935 году супруга родила ему дочь. В 1948 году семья распалась.

Со второй женой Ниной Ивановной Котенковой, переводчицей в НИИ-88, исследователь познакомился на работе.

Смерть

Главного конструктора не стало 14 января 1966 года. Причиной смерти была признана остановка сердца во время хирургической операции. При оперативном вмешательстве для удаления полипов в кишечнике внезапно выявились непредвиденные обстоятельства (у больного обнаружили опухоль, возникла необходимость экстренного введения общего наркоза, чтобы убрать новообразование). Возникли сложности и с интубацией (по некоторым сведениям, у ученого после допросов в конце 30-х годов была сломана челюсть, которая оставалась малоподвижной). Организм Королева не выдержал такой нагрузки.

Память

В память о конструкторе дом в Житомире, в котором родился Сергей Павлович, переоборудовали в музей. Также мемориальный музей открылся в Москве. Имя инженера носит город, где он работал, а также многие улицы и проспекты не только в России, но и в странах СНГ. В разных уголках Земли открыты памятники ученому (некоторые скульптуры запечатлели Королева вместе с Юрием Гагариным, например в Таганроге, перед корпусом радиотехнического института). В честь покорителя космоса названы и космические объекты.

Фамилию исследователя носит самый большой конференц-зал в компании SpaceX, возглавляемой Илоном Маском. Этого американского предпринимателя, миллиардера и инженера многие сравнивают с Сергеем Павловичем по прогрессивности предлагаемых идей и созданных объектов для покорения космоса. В 2021-м американец устроил экскурсию по заводу, производящему корабли Сrew Dragon, для внука и правнука советского конструктора. Маск отметил, что вместе с командой при инновационных разработках обращался к достижениям Королева.

Фигура Сергея Павловича (или же его прообраз) появляется в советских и российских фильмах. В разное время образ конструктора успели примерить на себя актеры Георгий Жженов, Кирилл Лавров, Владимир Ильин и другие. Также биографии ученого посвятила книгу дочь Наталия Сергеевна.

12 января исполнится 115 лет со дня рождения легендарного инженера-конструктора Сергея Павловича Королева. Мы подготовили 13 фактов, которые помогут понять суть «феномена Королева».

1. Гений из Житомира

О том, что Главный конструктор советской космической программы родился в Житомире, украинцы узнали из некролога. Так началась история исследования биографии одного из самых секретных инженеров СССР.

Сергей Королев родился 12 января 1907 года в доме на два входа по улице Дмитриевской. Сегодня это Мемориальный дом-музей, где по воспоминаниям матери Королева Марии Николаевны воспроизведен интерьер начала ХХ века. Мать конструктора передала в музей личные вещи, принадлежавшие семье: фотографии, посуду, предметы быта, записи и чертежи, сделанные рукой гениального ученого, его костюм и даже прядь волос с первой стрижки.


Королевы приехали в Житомир в 1906 году, куда направили на работу главу семьи. Павел Яковлевич, учитель по образованию, преподавал в Первой мужской гимназии русскую словесность и логику. Жизнь семьи не сложилась, потому что Мария Николаевна, которую выдали замуж против собственной воли, так и не полюбила своего мужа. Не спасло брак и рождение первенца. Когда маленькому Сереже было три года, его родители развелись, и мальчика отправили в Нежин — к бабушке по материнской линии.

2. Казацкого рода

Бабушка Сергея Королева — Мария Матвеевна Москаленко (Фурса) — дочь бывшего строевого казака Матвея Ивановича Фурсы, женатого на Евдокии Тимофеевне Петренко. Она была из семьи греческих колонистов, которые при Богдане Хмельницком переселились на Гетманщину.


В семье много читали, обсуждали политические события и играли на музыкальных инструментах. В пять лет мальчик выучил алфавит и научился писать. Друзей-сверстников у него не было. Выпускать его за пределы поместья боялись, поскольку родной отец угрожал его забрать. В Нежине Сережа увидел первый полет самолета, пилотируемого летчиком Уточкиным, и восторженно сказал бабушке: «Летать могут не только птицы».

3. Свой первый планер построил в 17 лет

Еще в школьные годы в Одессе, куда на работу был направлен отчим Королева, будущий конструктор начал проектировать планеры и самолеты. Учась в стройпрофшколе, он параллельно стал членом только что организованного Общества авиации и воздухоплавания Украины и Крыма. Там он окончил курсы по теории и практике проектирования летательных аппаратов.


В июле 1924 года президиум одесского отделения Общества утвердил чертеж планера, разработанного семнадцатилетним Королевым. Проект безмоторного самолета К-5 был признан достойным воплощения и направлен в Центральную спортивную секцию в Харькове, в то время столицу Украины.

Обучение в Киевском политехническом институте, а затем на аэромеханическом факультете МВТУ им. М. Баумана по специальности «самолетостроение», Сергей Королев совмещал с работой на предприятиях авиационной промышленности. Из техника он вырос до инженера-конструктора.


Тем временем Королев практически убедился, что винтовая авиация исчерпала себя. В 1931 году он присоединился к вновь созданной группе изучения реактивного движения. В июле 1932 года (в 25-летнем возрасте) его назначили начальником группы на общественных началах.

В 1933 году в Москве был сформирован Реактивный научно-исследовательский институт, Королева назначили заместителем его начальника, а в 1937-м он возглавил группу ракетных аппаратов.

4. Он не любил золото

27 июня 1938 года Королева поглотила сталинская репрессивная машина. Он был арестован по статье «Подрыв государственной промышленности». Приговор: десять лет исправительно-трудовых лагерей с лишением прав на пять лет и конфискацией имущества. Место наказания — Колыма.

Так Сергей Королев оказался на руднике Мальдяк, где добывал золото. Там легендарный конструктор столкнулся с издевательствами преступников и охранников, испытал каторжный труд, заболел цингой и только чудом остался жив.


Дочь Королева вспоминала, что до последних дней жизни ее отец ненавидел золото. Ему приходилось по восемь, а иногда и больше часов в сутки возить с карьера золотоносный песок. «Песок, песок, песок… ради горстки золотых щепоток… Стоит ли золото такого тяжелого и изнурительного труда?! Лучше бы лежало веками в земле…» — цитирует Королева один из его биографов Александр Романов.

5. Опоздал на корабль и остался жив

За колымского заключенного ходатайствовали многие знаменитые люди. Неизвестно, дошли ли до Сталина письма выдающихся лётчиков Михаила Громова и Валентины Гризодубовой, но в 1939 году Берия получил от Сталина указание пересмотреть дела оборонных специалистов.

В ноябре 1939-го Королеву сообщили, что он уезжает в Москву.

До Магадана под конвоем он добирался несколько суток. Задержка с оформлением документов привела к тому, что Сергей Королев опоздал на последний в том году пароход во Владивосток. Позже он это воспринял как знак судьбы. Пароход «Индигирка» 12 декабря во время шторма затонул у берегов японского острова Хоккайдо. Все заключенные, закрытые в трюмах, погибли.

6. «Враг народа» и Главный конструктор одновременно

С сентября 1940 года Королев отбывал срок в ЦКБ-29, которым руководил «зек» Туполев. В годы войны в том же ранге узников они вместе с Туполевым разработали «Ту-2». Позже будущий Главный конструктор работал в подобной «шарашке» (так называли секретные научно-исследовательские или проектные институты, где под контролем органов госбезопасности творили ученые и инженеры, обычно «враги народа»), где разрабатывали реактивные двигатели. В 1944 году его освободили из тюрьмы, а в сентябре 1945-го отправили в Германию в составе комиссии по изучению немецкой трофейной техники, прежде всего ракетной.

В 1946 году Королева назначили Главным конструктором баллистических ракет и начальником отдела НИИ-88. Под его руководством последовательно создавались первые в Советском Союзе баллистические ракеты (которые при полете практически не использовали аэродинамику).


С августа 1956 года Сергей Королев — руководитель и главный конструктор крупнейшего в государстве ракетного центра ОКБ-1, он контролировал деятельность многих научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро. Все это время он все еще формально был «врагом народа». Реабилитировали его только 18 апреля 1957-го, за полгода до запуска им первого в мире искусственного спутника Земли.

7. Мог быть дважды нобелевским лауреатом

Запуск первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года открыл новую эру в истории человечества — эру практического освоения космоса. Кроме научного, спутник имел важное политическое значение. Его полет увидел весь мир. Излучаемый им сигнал ловили радиолюбители по всему земному шару.

Из-за секретности Королев не получил высшую научную награду планеты. Когда комитет по присуждению Нобелевских премий обратился к советскому руководству с просьбой назвать имя конструктора первого искусственного спутника Земли, глава государства Никита Хрущев ответил, что разработчиком новой техники в СССР является весь народ, а не один человек.

История с Нобелевской премией повторилась и после запуска в космос первого человека — Юрия Гагарина.


Юрий Гагарин перед стартом

8. Десять королёвских «впервые в истории человечества»

За менее чем 10 лет освоения космического пространства Сергей Королев осуществил столько достижений, что его рекорд до сих пор не побит.

1957 — запущен первый в истории искусственный спутник Земли.

1959 — космический аппарат «Луна-2» впервые достиг спутника Земли и оставил на его поверхности вымпелы.

1959 — «Луна-3» впервые сфотографировала обратную сторону нашего естественного спутника.

1961 — первый человек (летчик-космонавт Юрий Гагарин) совершил успешный полет в космос на корабле «Восток».

1962 — «Марс-1» — первый в истории космический аппарат, выведенный на траекторию полета к Красной планете.

1962 — первый групповой полет космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4». Два космонавта впервые сближались, маневрировали и коммуницировали в космосе.


Валентина Терешкова и Сергей Королев

1963 — космический полет первой женщины (Валентины Терешковой).

1964 — выведен на орбиту первый многоместный корабль серии «Восход» с тремя космонавтами на борту.

1965 — космонавт Алексей Леонов впервые в истории выходит из корабля «Восход-2» в открытое космическое пространство.

1965 — «Венера-2» впервые совершила перелет на другую планету Солнечной системы.


18 марта 1965 года космонавт Алексей Леонов совершил первый в истории выход в открытый космос

9. Его «Союзы» до сих пор летают

В 1962 году под руководством Королева началась разработка космического корабля «Союз» для лунной программы. Позже трехместный корабль стал главной «рабочей лошадкой» Советского Союза, а затем и России, для доставки космонавтов и грузов в космос.

Более того, после завершения полетов американских многоразовых кораблей Space Shuttle в 2011 году «Союзы» Королева (конечно, уже хорошо модернизированные) стали единственным средством доставки экипажей на Международную космическую станцию. Такая ситуация продолжалась до 2020 года.

10. Лунная программа Королева

Космический корабль для полета космонавтов на Луну «Л-3» также разрабатывался под руководством Королева. Как и американский Apollo, он состоял из двух частей: орбитального корабля и посадочного модуля. Интересно, что посадочный модуль советского лунного корабля, получивший название «Блок Е», производился в Украине, в тогдашнем Днепропетровске.

11. С Украиной в сердце

Дочь Сергея Королева вспоминает: «Именно слово «Украина» произносили в нашей семье трепетно, с большой любовью. Первые 24 года, почти половину своего жизненного пути, отец провел в Украине. Он очень любил ее. Любил украинские песни, украинский язык. Это точно. «Дивлюсь я на небо», «Реве та стоне Дніпр широкий» — любимые песни бабушки и отца».

Когда Королев запустил ракету с первым украинским космонавтом Павлом Поповичем, тот спел из космоса для Главного конструктора его любимую песню «Дивлюсь я на небо…»

12. Две копейки на удачу

Друзья Сергея Королева вспоминали, что, как и все ракетчики, он был суеверным: не любил старты в понедельник, а еще имел авиаторскую привычку носить с собой две однокопеечные монеты на удачу.

В январе 1966 года Главный конструктор лег на относительно несложную операцию по удалению полипов на кишечнике, но во время операционного вмешательства возникли осложнения, и сердце Королева не выдержало. Он скончался в возрасте 59 лет.

Вторая жена конструктора Нина Ивановна вспоминала, что когда вернулась домой из больницы, заметила, что все карманы пиджаков были вывернуты — муж искал свои талисманы.

13. Первый отечественный художественно-документальный фильм о Королеве


Съемки фильма «Несокрушимый. Путь к мечте»

И напоследок — информация для тех, кто хочет узнать больше о легендарном украинце. Житомирский режиссер и актер Петр Авраменко работает над первым отечественным художественно-документальным фильмом о жизни Сергея Королева под названием «Несокрушимый. Путь к мечте».

Лента рассказывает о жизни инженера Сергея Королева — с детства до последних дней. Работают над ней в рамках проекта «Неизвестное об известном». Самое сложное, признается режиссер, было найти исполнителей роли «звездного конструктора». Все актеры — житомиряне. Самому молодому всего 8 лет. Части картины снимали в Житомире, Бердичеве, Нежине, Одессе.

Засекреченный учёный, Колыма и две счастливые монетки

Есть люди, которые просто идут к своей цели. А есть люди, одержимые мечтой. Академик Сергей Королёв относился к таким мечтателям и титул отца русской космонавтики заслужил по праву. Сегодня в его честь назван город, а также множество улиц, проспектов и площадей России. Но при жизни его почти никто не знал, кто стоит за покорением космоса.

Собрали для вас 10 фактов о конструкторе Королёве из новой книги «Чему я могу научиться у Сергея Королёва» :

1. Сергей Королёв родился в 1907 году в Житомире (Украина). Сегодня дом, в котором когда-то рос учёный, стал местной достопримечательностью — Музеем космонавтики. В одном корпусе воссоздан интерьер дома Королёвых , во втором действует постоянная экспозиция, посвящённая ракетостроению и космонавтике.

2. Во время учёбы в Киевском политехническом институте Королёву приходилось много работать: стипендии не хватало на жизнь. Будущий учёный не гнушался работой грузчика, разносчика газет, столяра и кровельщика. Хорошая физическая форма, которую Королёв обрёл в эти годы, помогла ему впоследствии выдержать суровые условия ссылки на Колыме.

3. В 1938 году Королёва объявили «врагом народа» и арестовали. Учёный прошёл московскую Бутырку, тюрьму в Новочеркасске и ссылку на Колыме. Несмотря на все его достижения и уникальный талант, Королёв подвергался пыткам и едва избежал смерти. С тех самых пор он пользовался только душистым мылом: запах хозяйственного напоминал о тюрьме.

4. Свою дочь Королёв назвал Наталией — в честь любимой литературной героини из романа «Война и мир». Наташа Ростова была для учёного идеалом красоты и женственности.

5. Идейными вдохновителями Сергея Королёва были:

  • Григорий Баланин — отчим Королёва, по профессии инженер, начальник электростанции Одесского порта. Он самого детства поддерживал стремление пасынка к изучению авиамоделирования.
  • Константина Циолковский — учёный-изобретатель, теоретик космоса. Его труды подтолкнули Королёва к изучению реактивного движения.
  • Фридрихом Цандер — инженер, один создателей первой советской ракеты. Его достижения укрепили веру Королёва в реальность космических полётов.

6. Первые лекции по авиации Королёв прочитал в 16 лет , а в 17 разработал проект безмоторного самолёта, который защитил перед авиационной комиссией.

Королёв Сергей Павлович – советский конструктор, создатель ракетного оружия и ракетно-космической техники. Наиболее значимая личность ХХ века в космическом кораблестроении.

Королёв Сергей Павлович – советский конструктор, создатель ракетного оружия и ракетно-космической техники. Наиболее значимая личность ХХ века в космическом кораблестроении.

Сергей Павлович Королёв появился на свет 12 января 1907 года в Житомире, на Украине, которая тогда входила в состав Российской империи. Отец, Павел Яковлевич Королёв, работал учителем русской словесности. Мать – Мария Николаевна Москаленко.

В 1915 году Королёв поступает в гимназию в Киеве. Спустя два года, окончив подготовительные классы, переходит в Одесскую гимназию. Здесь Сергей Павлович надолго не задержался – вскоре гимназия прекратила работу. Королёв четыре месяца учится в единой трудовой школе, после этого переходит на домашнее образование. Учили его мать и отчим, которые имели педагогическое и инженерное образование.

В 1921 году Сергей Павлович знакомится с пилотами Одесского гидроотряда и с увлечением погружается в авиационную жизнь. В 17 лет он уже защитил проект безмоторного самолета перед специальной комиссией.

В 1924 году Королев становится студентом Киевского политехнического института, изучает авиационную технику. Все инженерные дисциплины Сергей Павлович прекрасно осваивает за два года. После этого переходит в Московское высшее техническое училище.

В 1931 году Королев совместно с Фридрихом Цандером добился создания Группы изучения реактивного движения. Эта организация вскоре приступает к созданию ракетных летательных аппаратов. 17 августа 1933 года состоялся первый успешный запуск летательного аппарата.

В том же году создается Реактивный научно-исследовательский институт, в котором Королёв становится заместителем директора. До 1938 года Сергей Павлович возглавляет отдел ракетных летательных аппаратов. За это время отдел испытал зенитные, крылатые, баллистические ракеты, зенитные твердотопливные и авиационные ракеты для стрельбы по разным видам целей.

27 июня 1938 года Королева обвинили во вредительстве и арестовали. На допросах применяли пытки. Военная Коллегия Верховного Суда СССР приговаривает Королёва к 10 годам лишения свободы в исправительно-трудовом лагере. В 1939 году Королёва отправляют на Колыму, а в 1940 году возвращают в Москву и оставляют работать в тюремных камерах КГБ.

Сначала Королев работает в ЦКБ-29, которым руководит Туполев. Затем Сергея Павловича переводят в ОКБ-16 Казани. В 1943 году назначают главным конструктором группы реактивных установок.

В июле 1944 года Королева освобождают досрочно, он приступает к разработке баллистических ракет. В 1950 году поступает на вооружение ракета Р-1, которая была полной копией Фау-2.

В 1960 году наступил триумф Королёва и его соратников: на вооружение принимают межконтинентальную двухступенчатую ракету Р-7.

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на пилотируемом космическом корабле «Восток-1» впервые отправляется на околоземную орбиту. Это был звездный час не только Гагарина, но и Королева, который продемонстрировал всему миру свои конструкторские таланты. После этого были спроектированы корабли «Восток-2», «Союз», начинается создание проекта тяжелой орбитальной станции, тяжелого межпланетного корабля.

Королев Сергей Павлович

Сергей Павлович Королёв (1907-1966) — выдающийся конструктор и ученый, работавший в области ракетной и ракетно-космической техники. Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик Академии наук СССР, он является создателем отечественного стратегического ракетного оружия средней и межконтинентальной дальности и основоположником практической космонавтики. Его конструкторские разработки в области ракетной техники представляют исключительную ценность для развития отечественного ракетного вооружения, а в области космонавтики имеют мировое значение. Он по праву является отцом отечественной ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей наше государство передовой ракетно-космической державой.

С.П. Королёв родился 12 января 1907 г. в г. Житомире в семье учителя русской словесности П.Я. Королёва. Уже в школьные годы Сергей отличался неукротимой тягой к новой тогда авиационной технике. В 17 лет он уже разработал проект летательного аппарата оригинальной конструкции — «безмоторного самолета К-5». Поступив в 1924 г. в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, Королёв за два года освоил в нем общие инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом. Осенью 1926 г. он переводится в Московское высшее техническое училище (МВТУ), где получил известность как молодой способный конструктор и опытный планерист. Спроектированные и построенные им летательные аппараты: планеры «Коктебель», «Красная Звезда» и легкий самолет СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полета, показали незаурядные способности Королёва. Особенно его увлекали полеты в стратосфере и принципы реактивного движения. В сентябре 1931 г. С.П. Королёв и Ф.А. Цандер добиваются создания в Москве с помощью Осоавиахима общественной организации - Группы изучения реактивного движения (ГИРД). В апреле 1932 г. она становится по существу государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов, в которой создаются и запускаются первые отечественные жидкостные баллистические ракеты (БР) ГИРД-09 и ГИРД-10.

В 1933 г. на базе московской ГИРД и ленинградской Газодинамической лаборатории (ГДЛ) основывается Реактивный научно-исследовательский институт под руководством И.Т. Клейменова. С.П. Королёв назначается его заместителем. Однако расхождения во взглядах с руководителями лаборатории на перспективы развития ракетной техники заставляют С.П. Королёва перейти на творческую инженерную работу, и ему как начальнику отдела ракетных летательных аппаратов в 1936 г. удалось довести до испытаний крылатые ракеты.

Год он провёл в Бутырской тюрьме. На допросах подвергался жестоким пыткам и избиениям в результате которых Королёву сломали челюсти (также получил сотрясение мозга). В 1939 г. попал на Колыму, где находился на золотом прииске Мальдяк и был занят на «общих работах». В 1940 г. направлен на новое место заключения - в московскую спецтюрьму НКВД ЦКБ-29, где под руководством А.Н. Туполева, также заключённого, принимал активное участие в создании бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2 и одновременно инициативно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика. Это послужило причиной для перевода Королёва в 1942 г. в другое КБ тюремного типа - ОКБ-16 при Казанском авиазаводе № 16, где велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации.

В 1946 г. Был создан единый научно-исследовательский институт «Нордхаузен», директором которого был назначен генерал-майор Л. М. Гайдуков, а главным инженером - С.П. Королёв. В 1948 г. С. П. Королёв начинает летно-конструкторские испытания баллистической ракеты Р-1 и в 1950 г. успешно сдает ее на вооружение. Параллельно С.

Занимаясь боевыми баллистическими ракетами, С.П. Королёв стремился к большему - к покорению космического пространства. В 1955 г. С.П. Королёв, М.В. Келдыш, М.К. Тихонравов выходят в правительство с предложением о выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли. И уже 4 октября 1957 г. С.П. Королёв запускает на околоземную орбиту первый в истории человечества искусственный спутник Земли. Работы над спутниками ведутся параллельно с подготовкой полета в космос человека.

12 апреля 1961 г. С.П. Королёв снова поражает мировую общественность. Создав первый пилотируемый космический корабль «Восток», он реализует первый в мире полет человека-гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина по околоземной орбите.

С.П. Королёв был генератором многих неординарных идей и прародителем выдающихся конструкторских коллективов, работающих в области ракетно-космической техники, его вклад в развитие отечественной и мировой пилотируемой космонавтики является решающим. Можно только удивляться многогранности таланта Сергея Павловича, его неиссякаемой творческой энергии. Он является первопроходцем многих основных направлений развития отечественного ракетного вооружения и ракетно-космической техники. Трудно себе даже представить, какого уровня достигла бы она, если бы преждевременная смерть 14 января 1966 г. Сергея Павловича не прервала творческий полёт его мыслей. Урна с прахом С.П. Королёва захоронена в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

Читайте также: