Использование лего на занятиях в доу

Обновлено: 02.05.2024

Автор: Гуревичева Мария Александровна

Организация: МБДОУ «Кемлянский детский сад «Радуга» комб. вида»

Населенный пункт: Республика Мордовия, Кемля

1. Тема педагогического опыта: «Внедрение LEGO-конструировaния и образовательной робототехники в образовательный процесс дошкольной организации с целью повышения кaчества образования дошкольников»

2. Автор: Гуревичева Мария Александровна, высшее образование, общий стаж 12 лет, в данной образовательной организации 4 года.

3. Актуальность: Современное время по прaву считается веком компьютеризaции и роботостроения. Нaучно-технический прогресс диктует новые требовaния к содержанию и организации образовательного процесса. Появляются новые технологии и средства информатизации, которые благодaря приоритетному национальному проекту «Образование» aктивно поступают в российские образовательные учреждения. Детям с раннего возраста интересны различные устройства и механизмы: а именно, как они устроены, как сaмим конструировaть и собирать такие механизмы. При этом ребенку необходимо не только владеть определённым багaжом знаний, но и уметь добывать эти знания самостоятельно, оперировать ими, трансформировать и адаптировать имеющийся опыт к быстро меняющимся условиям. Этим и обуславливается актуальность данной темы, перед педагогами стоят новые задачи в развитии технического творчества детей. Раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире – именно так определены цели современного образования в ФГОС ДО. В связи с этим возрастают требования ФГОС ДО к созданию развивающей предметно - пространственной среды, ориентированной на овладение детьми способами усвоения знаний на основе системно-деятельностного подхода. Это означает, что для развития детей необходимо организовать содержательную деятельность в структурированной развивающей предметно-пространственной среде детского сада. Такую стратегию обучения возможно реализовать в образовательной среде LEGO-конструирования и робототехники.

4.Основная идея моего опыта заключается в организации практической и методической помощи воспитателям, обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышении теоретического уровня педагогов по данной теме и как следствие улучшение образования дошкольников.

5.Теоретическая база изучением вопросов о развитии конструктивной деятельности и ее значении для образного мышления мы наблюдаем в трудах Н.Н. Поддьякова, И.С. Якиманской, а для развития пространственного воображения МБ.Ребуса.

Психолого-педaгогические исследования (Л.С. Выготский, А.В. Зaпорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парaмонова и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создaние детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения.

Тaкже исходные теоретические положения опыта касаются исследований особенностей конструктивного мышления у дошкольников: непрерывное сочетaние и взаимодействие мыслительных и практических актов (Т. В. Кудрявцев, Э. А. Фарапонова и др.); возможности решать задачу разными путями, связи конструирования с повседневной жизнью, с другими видами деятельности (В. Г. Нечаева, З. В. Лиштван, В. Ф. Изотова).

В основу опытa положены теоретические разработки в области компьютеризации образовaния (Я. А. Ваграменко, Б. С. Гершунский, Г. Л. Луканкин, А. Л. Семенов).

6. Новизна опыта заключается в создании эффективной обрaзовательной среды, в изменении подходов к организации конструктивной, познaвательно-исследовательской деятельности детей, а именно - внедрению в образовательный процесс современных комплексов игрового оборудования на основе образовательных технологий по роботехнике (Lego Duplo, Lego Education, Magformers, прогрaммируемых конструкторов Lego Education WeDo, Lego Education WeDo-2, «ROBO-KIDS»), что, в свою очередь, будет побуждать детей решать разнообразные познавательно-продуктивные и манипулятивно - конструкторские проблемы, способствовать авторскому воплощению замысла в автоматизированные модели и проекты; сформирует особенный тип мышления - исследовательский, творческий, креативный, инженерно-технический, создаст атмосферу полной вовлечённости дошкольников в созидaтельную деятельность. Интегрирование различных образовательных областей в проекте откроет возможности для овлaдения дошкольниками новых навыков, расширит границы социализации ребёнка в обществе, активизирует познавательную деятельность, направленную на пропаганду профессий инженерно - технической направленности.

7. Технология опыта

С 2017 года в МБДОУ «Кемлянский детский сад «Радуга» комбинированного вида» функционирует кружок технической направленности «Робототехника для дошкольников», руководителем, которого я являюсь по настоящее время. Работая с детьми по данному направлению, я задумалась о внедрении в образовательную практику педагогов нашего детского сада LEGO-конструкторов и образовательной робототехники. Данное направление ориентировано на организацию работы с детьми, родителями и педагогическими работниками ДОУ и направлено на развитие конструктивной деятельности, технического творчества дошкольников 5-7 лет посредством использования конструкторов LEGO и программированных роботов.

В основу легла деятельность по разработке и реализации новой модели организации образовательного процесса (образовательной системы) через создание специальной LEGO-инфраструктуры. МБДОУ «Кемлянский детский сад «Радуга» комбинированного вида» единственный в районе детский сад, который имеет специально оборудованное помещение - интерактивную комнату, которую мы используем в качестве LEGO - студии, она оснащена интерактивной Smart-доской, ноутбуками, конструкторами LEGO Wedo 2.0 и LEGO DUPLO. В МБДОУ создана абсолютно новая система педагогической работы, взаимодействие с родителями, повышение профессиональной компетентности педагогов, взаимодействие учреждений образования, сотрудничество в рамках сетевого взаимодействия с ГБПОУ РМ Ичалковским педагогическим колледжем, в рамках проведения различных мероприятий разного уровня, направленной на развитие конструктивной деятельности, технического творчества детей 5-7 лет посредством LEGO – конструирования и робототехники.

В рамках обязательной части общеобразовательной программы МБДОУ «Кемлянский детский сад «Радуга» комбинированного вида» предполагается реализация образовательной деятельности с использованием LEGO-конструкторов и программируемых роботов (возрастная категория от 5 до 7 лет).
Системность и направленность данного процесса обеспечивается включением конструкторов LEGO в регламент образовательной деятельности детского сада, реализуется в рамках образовательных областей:

Одним из важнейших свойств природы человека является стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, стремление находиться в активном поиске новых задач. Развитию ребенка в наибольшей мере способствует предоставление ему возможности исследовать окружающую среду и воздействовать на нее.

Развитие познавательных интересов детей во многом зависит от того, насколько ребенок вовлекается в собственный творческий поиск, открытие новых знаний, в исследовательскую деятельность.

С ведением ФГОС ДО отличительной особенностью которого, является системно - деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребенка, потребность в использовании новых развивающих технологий. Столкнувшись с их многообразием я выбрала и использую в своей работе Лего-технологии.

Лего-технологи – одна из известных и распространенных сегодня образовательных систем, использующая модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

Обучаясь игре с Лего, дети проходят путь от простого к сложному. Простота и строительные возможности конструктора, позволяют детям увидеть модель построенную своими руками, которая выполняет поставленную детьми задачу. А самое главное, что это материал и герои востребованы на данный день.

Через использование данных конструкторов можно реализовать все пять образовательных областей (речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое и социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие).

Целью конструкторской деятельности детей является:

Развитие творческих способностей, конструкторских умений и навыков, речи детей; воспитание личности, способной самостоятельно ставить перед собой задачи и находить оригинальные способы решения.

При этом решаются такие задачи:

- Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество;

-Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением;

- Развивать умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.

В работе с Лего- технологиями перед педагогом раскрывается большой выбор тем для работы с детьми, которые я стараюсь формировать в блоки и проводить целую тематическую неделю с использованием лего- конструирования.

Важными принципами при обучении в игре с «Лего» являются:

- Последовательность и систематичность;

- учет возрастных особенностей детей;

- доступность и наглядность.

Ведь конструирование – один из излюбленных видов детской деятельности. Отличительной особенностью такой деятельности является самостоятельность и творчество. Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Специфика детского конструирования тесно связано с игрой – ребенок конструирует - создает и одновременно играет – выстраивает отношения.

А так же, я использую Лего -элементы в дидактических играх и упражнениях, при ознакомлении с окружающим миром.

Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых, интегрированных, тематических занятий дети развивают свои конструкторские навыки, у детей развивается умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами, развивается логическое мышление, коммуникативные навыки.

На занятиях использую разные виды конструирования. Это:

• Конструирование по образцу с использованием готовой модели того, что нужно построить (например, машину. Я использую изображение или схему машины).

• Конструирование по условиям. В работе с использованием такого конструирования образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, загон для овечки должен быть маленький, дом большой с лесенкой).

• Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности. Дети с удовольствием сконструировали «домик мечты», «Зоопарк», которые в последствии использовали в играх по развитию речи «Опиши и угадай животных»

Конструкторы ЛЕГО позволяют учитывать и гендерные особенности детей. Благодаря этому в ходе игры идет усвоение содержания женской и мужской модели личности, формирование системы потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения характерных для того или иного пола. Здесь, помимо навыков проектирования и конструирования, совершенствуются социально-коммуникативные навыки (дети учатся договариваться, согласовывают развитие сюжета, распределяют роли).

На одном из занятий дети сконструировали дом и родителей «мама, папа, я вот моя семья». Таким образом, выстраивая дом для своей семьи: детьми были установлены социальные связи, вместе с детьми разыграны межличностные ситуации, которые возникают в их семье.

Было приятно, что дети самостоятельно обдумали и догадались, как разместить каждого, чем занимаются взрослые во дворике. Здесь происходит социально-нравственное воспитание через игру.

Очень важно, что игровое пространство с Лего не постоянно. Оно трансформируется, обрастает новыми атрибутами, сюжеты имеют творческое развитие.

Образовательные области в ДОУ не существуют в «чистом виде». Всегда происходит их интеграция, а с помощью применения ЛЕГО-конструирования легко можно интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование с художественно-эстетическим развитием, когда мы говорим о творческом конструировании, с социально – коммуникативным развитием и с другими образовательными областями.

Так, например, выстраивая «город, районы, многоэтажные башни», мы решаем множество задач из разных областей:

• социально-коммуникативная область развития, (умение общаться, договариваться, сотрудничать);

• познавательная область развития (это сенсорное развитие, повторение и применение знаний о количестве и счете, величине, форме, умение ориентироваться в пространстве; умение группировать фигуры, предметы, персонажи по нескольким признакам). При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «спереди», «под», «над», различать понятия «между тем-то и тем-то» т. д., тем самым, формируя понимание пространственных отношений между предметами.

• речевая область развития (активизируется, пополняется активный и пассивный словарь детей, постепенно отрабатывается правильность построения монологической и диалогической речи детей).

Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.

Общение и взаимодействие ребенка с родителями в игре вызывает особый интерес у детей.

В ходе этого проводятся выставки работ выполненных детьми совместно с родителями, помогаем родителям определиться с выбором Лего-конструктора в

Соответствии возрасту ребенка.

Таким образом, в ходе конструкторской деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.

Использование Лего-технологий в проектной деятельности дошкольников «Использование ЛЕГО-технологий в проектной деятельности дошкольников» Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. В. А. Сухомлинский.

Развитие связной речи с использованием лего-технологий в работе с детьми дошкольного возраста Дошкольное детство – это возраст игры. Ребенок играя не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Конструкторы ЛЕГО позволяют.

Интеллектуальная игра для педагогов «Play today» по теме «Использование различных технологий в работе с дошкольниками» Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Чарльза Диккенса 1. Метод «Найди похожих».

Использование «Лего» — технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи Муниципальное дошкольное бюджетное учреждение «Азинский детский сад» Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми.

Использование образовательных технологий в работе со старшими дошкольниками Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Консультация для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с детьми-дошкольниками» С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который предъявляет ряд.

Консультация «Использование современных образовательных технологий в работе с дошкольниками» «Использование современных образовательных технологий в работе с детьми дошкольного возраста» Использование современных образовательных.

Использование метода экспериментирования в работе с дошкольниками

Использование метода экспериментирования в работе с дошкольниками Метод детского экспериментирования – деятельность, которая присуща практически каждому малышу, ибо каждый ребёнок в душе является экспериментатором.

Семинар для педагогов ДОУ: «Использование современных технологий в работе с дошкольниками» Воспитатель: МКДОУ ЦРР - ДС №36 «Ласточка» г. Светлоград. Беловицкая Л. А. Цель: Повышение уровня профессионального мастерства педагогов.

Семинар-практикум для педагогов ДОО «Использование лего-конструирования в образовательной работе с дошкольниками» Семинар-практикум «Использование LEGO-конструирования в образовательной работе с дошкольниками» Конструирование любимый вид деятельности.

Лего-конструирование

С помощью лего-конструктора малыши могут создавать свой уникальный мир, попутно осваивая сложнейшие математические знания, развивая двигательную координацию, мелкую моторику, тренируя глазомер. Занятия по конструированию стимулируют любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству. Перед педагогом стоит важнейшая задача — создать необходимые условия для вовлечения детей в увлекательный вид деятельности, позволяющий раскрыть потенциальные способности своих воспитанников.

Цели обучения Лего-конструированию в детском саду, конкретные задачи и приёмы

Лего-конструирование — вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании (строительные игры) с использованием широкого диапазона универсальных Лего-элементов. Использование Лего-конструкторов помогает реализовать серьёзные образовательные задачи, поскольку в процессе увлекательной творческой и познавательной игры создаются благоприятные условия, стимулирующие всестороннее развитие дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС.

Дети, разбившись на группы, собирают конструктор

В процессе конструирования создаются благоприятные условия, способствующие всестороннему развитию дошкольников

Лего-технология — пример интеграции всех образовательных областей как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Приведём пример пересечения образовательных и воспитательных направлений в процессе детского конструирования:

  • Развитие математических способностей — ребёнок отбирает, отсчитывает необходимые по размеру, цвету, конфигурации детали.
  • Развитие речевых и коммуникационных навыков — ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со взрослыми, задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства.
  • Коррекционная работа — оказывает благотворное воздействие на развитие ребёнка в целом (развивается мелкая моторика, память, внимание, логическое и пространственное мышление, творческие способности и т. д.).
  • Воспитательная работа — совместная игра с другими детьми и со взрослыми помогает малышу стать более организованным, дисциплинированным, целеустремлённым, эмоционально стабильным и работоспособным, таким образом, играет позитивную роль в процессе подготовки ребёнка к школе.

Видео: логопедическое занятие с использованием Лего

Задачи Лего-методики

Младший дошкольный возраст (2–4 года):

  • учить различать и правильно называть детали Лего-конструктора «Дупло» (кирпичик, клювик, мостик, основа машины, полукруг, овал и т. д.);
  • знакомить с элементарными умственными операциями анализа построек по таким параметрам: форма, величина, цвет деталей, учить сравнивать предметы;
  • создавать простейшую конструкцию по образцу и оговорённым условиям, например, забор для фермы, гараж для машинки;
  • пополнять словарь новыми словосочетаниями: длинная (короткая), широкая (узкая) дорожка синего цвета;
  • развивать мелкую моторику и зрительную координацию в процессе крепления деталей конструктора.

Конструирование с малышами

С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей

Средний дошкольный возраст (4–5 лет):

  • формировать знания о симметрии, пропорциях, понятии части и целого;
  • учить конструированию с использованием Лего-карточек;
  • запоминать и свободно использовать в речи названия Лего-деталей.

Конструирование в средней группе

В средней группе используются элементы конструктора среднего размера, применяются схемы, фото и картинки с изображениями моделей

Старшая и подготовительная группы:

  • стимулировать детское техническое творчество;
  • обучать моделированию по чертежу и собственному замыслу;
  • формировать умение самостоятельно решать технические задачи;
  • познакомить с основами компьютерного моделирования.

Конструирование в старшей группе

В работе со старшими дошкольниками можно использовать усложнённые модели из мелких деталей

Базовые идеи Лего-технологии:

  • от простого к сложному;
  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей;
  • созидательность и результативность;
  • развитие творческих способностей;
  • комплексный подход, который предусматривает синтез обучающей, игровой, развивающей деятельности.

Особенности практического использования с учётом возраста детей:

  • С малышами 3–4 лет используются Лего-наборы с крупными элементами и простыми соединениями деталей.
  • С детьми 4–5 лет конструирование усложняется, используются элементы среднего размера, применяются более сложные варианты соединения деталей. В средней группе используются цветные фото и картинки с изображениями моделей, по которым дети должны выполнить постройку. Созидательная деятельность осуществляется по теме, образцу, замыслу и простейшим условиям.
  • В 6–7 лет для технического творчества предлагаются разнообразные виды Лего-конструкторов, от крупных с простыми соединениями элементов до самых миниатюрных со сложной техникой исполнения. В работе со старшими дошкольниками можно использовать задания в виде графических схем, усложнённые модели будущих построек, работу по замыслу, условиям, разнообразные тематические задания.

Фестиваль по конструированию

Одной из форм реализации Лего-методики является фестиваль

Формы реализации Лего-методики в детском саду:

  • Плановые занятия (10–15 минут в младшей группе, 20 минут в средней, 25–30 минут в старшей и подготовительной).
  • Индивидуальная работа педагога в паре с ребёнком или с подгруппой детей (1 раз в неделю не более 40 минут):
    • подготовка ребёнка к конкурсу;
    • работа с одарёнными или отстающими детьми.
    • воспитатель;
    • дети и родители.

    Свободная игра с конструктором

    Театрализованная игра развивает фантазию и творческие способности

    Приёмы работы с детьми на занятиях по конструированию из блочного конструктора

    В процессе обучения используются такие педагогические приёмы:

    • Вступительная беседа, с помощью которой педагог привлекает внимание к теме занятия. Например, в начале занятия в подготовительной группе педагог рассказывает увлекательную сказку о доброй птичке, с которой никто не хотел дружить из-за её большого клюва. Птичка долго печалилась, но потом узнала, что существует на свете удивительная страна под названием Лего, в которой все животные и птицы живут очень дружно. В этой чудесной стране все предметы и даже жители сделаны из маленьких деталей. Попасть туда можно только одним способом — нужно пройти через волшебный мост, который превращает любого, ступившего на него, в горсть мелких кубиков и кирпичиков. Если дети правильно соберут фигурку птички по схеме, то помогут ей ожить и преодолеть все испытания на пути в страну дружбы и счастья, в которой она сможет подружиться с крокодильчиком и обезьянкой.
    • Проблемная ситуация, которая заинтересует, активизирует мышление и вовлечёт детей в активную конструктивную деятельность. Например, под звуки музыки на воздушном шаре спускается Лего-космонавт, он приветствует детей и рассказывает свою удивительную историю. Дети узнают, что он прилетел с далёкой Лего-планеты. Во время посадки на Землю его космический корабль потерпел крушение, и теперь он не может вернуться домой. Лего-человечек просит ребят помочь ему смоделировать новую ракету, которая доставит его на родную планету.
    • Сюжетно-ролевая игра. Как правило, Лего-конструирование переходит в игровую деятельность: дети используют построенные ими модели железнодорожных станций, кораблей, машин и т. д. в ролевых играх, а также играх-театрализациях, когда ребята сначала строят декорации, создают сказочных персонажей из конструктора. Разыгрывание мини-спектаклей на Лего-сцене помогает ребёнку глубже осознать сюжетную линию, отработать навыки пересказа или коммуникации.

    Сюжетно-ролевая игра с конструктором

    Лего-конструирование часто переходит в игровую деятельность: дети используют построенные ими модели в ролевых играх


    В статье авторы описывают технологию лего-конструирования и робототехники, на примере своего опыта работы в детском саду.

    Ключевые слова: конструирование, дети, лего, робототехника.

    Детскими психологами доказано, что если в жизни ребенка не присутствует образная игра, то он начинает неадекватно воспринимать окружающий мир. Лего-конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более наборов лего, можно собирать практически неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры [1, с. 4].

    Конструирование из лего-конструктора полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Следовательно, благодаря ей ребенок особенно быстро совершенствуется в навыках и умениях, в умственном и эстетическом развитии. Известно, что тонкая моторика рук связана с центрами речи, значит, у продвинутого в конструировании ребенка быстрее развивается речь. Ловкие, точные движения рук дают ему возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.

    Ребенок — прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество [2, с. 3].

    Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Характерная черта нашей жизни — нарастание темпов изменений. Мы живем в мире, который совсем не похож на тот, в котором мы родились. И темп изменений продолжает нарастать.

    Сегодняшним дошкольникам предстоит:

    − работать по профессиям, которых пока нет;

    − использовать технологии, которые еще не созданы;

    − решать задачи, о которых мы можем только догадываться.

    Именно поэтому современное дошкольное образование должно соответствовать целям опережающего развития и современные дети должны изучать технологии, которые пригодятся в будущем, а это и есть робототехника.

    С 2018 года в нашем детском саду был открыт кружок «Lego-детки», с целью овладения навыками начального технического конструирования, развитие воображения и мелкой моторики, координации глаз и рук, изучение понятий «конструкция» и ее основных свойств.

    D:\IMG_20190416_110224.jpg

    Рис. 1. Работа с конструктором Lego «Домашние животные»

    Занятия посещают дети всех возрастных групп. В распоряжении детей младшего и среднего дошкольного возраста находятся такие виды конструктора, как «Lego Duplo», «Построй свою эмоцию», «Домашние животные», а также интересный и увлекательный набор «Веселые горки», с помощью которого дети не только строят различные конструкции, но могут и экспериментировать, запуская шарик по туннелям.

    С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок, исследователи (З. В. Лиштван, В. Г. Нечаева, Л. А. Парамонова) предложили различные формы организации обучения:

    − конструирование по образцу;

    − конструирование по модели;

    − конструирование по условиям;

    − конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам;

    − конструирование по замыслу;

    − конструирование по теме [1, с. 6].

    Данные формы активно используются на занятиях по лего-конструированию и робототехники.

    Один из конструкторов для старших групп «Простые механизмы». В процессе работы с набором дети имеют возможность понять, что такое подъёмная сила, равновесие, стойкость конструкции, знакомятся с такими деталями, как рычаг, зубчатые колеса, шестеренка, изучают простейшие механизмы, которые окружают нас в повседневной жизни.

    D:\Фото2.jpg

    Рис. 2. Строительство по схеме

    Хотелось обратить внимание на робототехническую новику LegoWedo 2.0. Данный продукт позволяет детям самостоятельно создавать различных роботов и с помощью программного обеспечения задавать параметры и условия для тестирования разработанного продукта.

    Lego WeDo 2.0 представляет собой не только средство развития памяти, внимания, мышления, сенсорики учащихся, но и средство достижения целей, сформулированных во ФГОС второго поколения как результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО).

    Есть несколько способов проведения занятий с конструктором Lego WeDо 2.0. Продолжительность занятий зависит от сложности моделей, времени на обсуждение результата и проведения анализа собранной модели, экспериментирования и т. д. Дети работают как индивидуально, так и в командах.

    Для начала ребята знакомятся с элементами конструктора и их названиями, рассматривают детали, сортируют их по коробочкам (по цвету, по размеру, по фигурам и т. д.), пробуют собрать несложные модели из этих элементов.

    Затем дошкольники знакомятся с интерфейсом программы конструктора Lego WeDо 2.0., а также объясняются основы построения программы для «оживления» собранных моделей, происходит знакомство с пиктограммами команд и их назначением.

    C:\Users\User\Downloads\Фото1.jpg

    Рис. 3. Работа с конструктором Lego WeDо 2.0.

    Далее дети собирают базовые модели комплекта. Желательно, чтобы ребята проговаривали свои действия при сборке моделей, грамотно называли элементы, умели объяснить процессы, применяемые для «оживления» этих моделей. А в конце занятия оформляется выставка собранных моделей.

    Занятия проходят в легкой и непринуждённой обстановке. Ребята с большим интересом запоминают названия деталей и способы крепления конструктора, создают свои конструкции и строят по схеме.

    Lego-конструирование позволяет в полном объеме реализовать применение современных информационных и коммуникационных технологий для развития навыков общения, творческих способностей детей, для решения познавательных, практических, исследовательских и коммуникативных задач, для реализации проектной деятельности дошкольников.

    1. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие — М.: ТЦ Сфера, 2018;

    2. Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала — М.: Мозаика — Синтез, 2017.

    Главная Конструирование

    Интеграция образовательных областей через лего – конструирование.
    Конструирование
    Автор: Андрианова Дарья Владимировна
    06.02.2016 00:31

    Интеграция образовательных областей через лего – конструирование.

    Интеграция образовательных областей через лего – конструирование.

    В мире существует множество разновидностей конструктора.

    Конструкторы ЛЕГО на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольные учрежденья. Дети любят играть в свободной деятельности.

    ЛЕГО – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широкая использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка.

    Игра является важнейшим спутник детства. ЛЕГО позволяет детям учиться, играя, и обучаться в игре. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.

    Для многих Лего ассоциируется только с конструированием и ни с чем больше.

    Тем не менее на основе ЛЕГО – конструирования осуществляется интеграция следующих образовательных областей:

    Образовательные области в ДОУ не существуют в «чистом виде». Всегда происходит их интеграция, а с помощью применения ЛЕГО-конструирования легко можно интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование с художественно-эстетическим развитием, когда мы говорим о творческом конструировании, с социально – коммуникативным развитием и с другими образовательными областями.

    Лего позволяет: создавать совместные постройки, объединенные одной идеей, одним проектом; развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;

    формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества.

    Наборы Лего специально разработаны для поддержки социально-эмоционального развития дошкольников по трем направлениям: постижение себя, постижение окружающих и постижение мира, окружающего ребенка и затрагивают разнообразные темы.

    Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование. Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности.

    В процессе конструирования важнейшими являются способность к точному восприятию таких внешних свойств вещей, как форма, размерные и пространственные отношения; способность мышления к обобщению, соотнесению предметов к определенным категориям на основе выделения в них существенных свойств и установления связей и зависимостей между ними.

    - Количество и счет (формирование представлений о числе и количестве).

    «Волшебная лесенка»

    «Классики»

    1. собери классики
    2. расставь цифры в правильном порядке или вставь пропущенные цифры и т. д.

    Лего – мозаика «Цифры»

    • собери цифру по образцу
    • собери цифру по памяти
    • закончи цифру и т. д.
    • Развитие пространственной ориентировки.

    «Волшебная лесенка»

    Пример заданий:

    • Посчитайте, сколько ступенек идёт вверх, сколько ступенек идёт вниз.
    • Посчитайте, сколько деталей в каждом ряду.
    • Пронумеруй ступеньки снизу вверх и сверху вниз.

    Основные понятия: Вверх, вниз, справа, слева.

    Сравнение величины построек.

    Конструирование построек разных форм.

    Развивая речетворчество дошкольников при помощи лего, воспитатель может предложить детям придумать сказку о том, что это за постройка, из чего она построена, кто в ней будет жить, описать ее и т.д.

    Созданные постройки из ЛЕГО можно использовать в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества. Выполняя постройку, дети создают объемное изображение, которое способствует лучшему запоминанию образа объекта. О доме, животном или растении, который сделал сам, ребенок рассказывает охотнее, придумывает разные истории и т. д.

    Данное использование ЛЕГО — конструирование способствует и речевому творчеству: во время постройки персонажа ребенок описывает своего героя. Можно также предложить детям придумать свое окончание знакомой сказки, обыграть лучшую или все по очереди.

    Используются ЛЕГО — элементы и в дидактических играх и упражнениях. Педагог может разработать различные пособия и использовать их для проведения упражнений с целью развития речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению, формирования коммуникативной функции. Например, игру «Чудесный мешочек», в которой у детей развиваются тактильное восприятия формы и речь, можно проводить с ЛЕГО.

    Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО-элементов достаточно эффективно при проведении занятий по подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношения, ознакомлению с окружающим миром и т. д.

    При помощи деталей лего можно познакомить детей не только с формой, величиной, но и с цветами. Усвоить такое понятие как «чередование» и применять чередование цветов в собственный постройках, создавая узоры с использованием различных цветов.

    Также конструктор можно использовать для изучения цветов и закрепления. Например, «Игра «цветные домики (гаражи, заборчики и т.д.)»

    Оборудование (материалы): кубики цветные.

    Строим из кубиков несколько домиков (гаражей, заборчиков и т.д.) разных цветов.

    Подбираем предметы разных цветов.

    Инструкция № 1. Ребенку предлагается красную машинку привезти к желтому дому, поселить лошадку в синюю конюшню.

    Инструкция № 2. Ребенку предлагают собрать у зеленого дома только зеленые предметы, а у красного только красные.

    Задания можно усложнять и упрощать с учетом возрастных особенностей детей.

    Помимо мелкой моторики обеих рук лего – конструирование также способствует развитию крупной моторики. Конструктор лего можно использовать как инвентарь для проведения занятий по физической культуре.

    Проведение физической культуры с использованием лего – деталей.

    • ходьба/бег змейкой между деталями конструктора
    • челночный бег
    • удержание равновесия
    • упражнения на развитие координации движений
    • упражнения на развитие гибкости, быстроты и ловкости.

    Для корригирующей гимнастики и профилактики плоскостопия можно использовать коврики из лего — конструктора. Данные коврики будут массировать стопы ног за счет выпуклой формы деталей лего, а также будут привлекать детей своей яркостью за счет разнообразной цветовой гаммы.

    Это лишь малая часть вариантов использования лего в непосредственно образовательной деятельности ДОУ. Таким образом, традиционные средства конструирования при интегративном подходе в обучении дают возможность развивать разносторонние интеллектуальные и личностные качества дошкольника.

    Читайте также: