Использование лего в работе логопеда

Обновлено: 27.04.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Использование конструктора ЛЕГО в работе логопеда

Так как ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста- игровая, то, играя, он не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности. Необходимость постоянного внимания к игре детей со стороны взрослых обусловлена тем, что она является критерием психофизического развития дошкольника (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).

Поэтому перед педагогом встает проблема поиска эффективной технологии, позволяющей формировать у детей с речевыми нарушениями как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности.

Одной из таких технологий является ЛЕГО-технология, которая, в рамках введения федерального государственного стандарта дошкольного образования позволяет реализовать системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Такой подход легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как конструкторы ЛЕГО позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Это дает возможность формировать у детей с тяжелыми нарушениями речи как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности. Поэтому применение ЛЕГО-технологий, являются незаменимыми в коррекционно-логопедической работе. Применение наборов ЛЕГО-конструктора в логопедической работе имеет следующие преимущества:

— конструктор безопасен для детей, удовлетворяет самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности;

— конструктор яркий, красочный, привлекательный;

— облегчает процесс мотивации ребенка;

— конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, и даже на стене и ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей;

— игровое восприятие заданий педагога, когда задание можно преподнести ребенку в виде увлекательной игры;

— применение конструктора позволяет ребенку проявлять творческий подход, фантазировать.

Работая с детьми с тяжёлым нарушением речи и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Применение лего-технологии на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:

- развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определённых тем;

- формированию грамматической составляющей речи (обрабатыванию навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразованию существительных с предлогами и без, словообразованию глаголов с использованием различных приставок, а так же образование сложных слов);

- формированию и развитию правильного длительного выдоха. Причём чем причудливее декорации для данного этапа работы, построенные самим ребёнком, тем живее проходит эта работа;

- постановке и автоматизации звуков в ходе игры (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребёнок «проходит», называя соответствующие слоги и слова);

- формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на ощупь;

- овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков);

-формированию пространственной ориентации и схемы собственного тела – это классическая профилактика нарушений письма;

-развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);

- тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (конструктор «Лего» оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи).

Лего-технологии используются в логопедии с разнообразной направленностью:

– диагностика (свободная конструктивно-игровая деятельность позволяет не только быстрее установить контакт между учителем-логопедом и детьми, но и полнее раскрыть некоторые особенности ребёнка с точки зрения сформированности эмоционально-волевой и двигательной сфер, выявить речевые возможности малыша, установить уровень коммуникативности);

– дидактические игры (на основе описанных в общей и специальной педагогике дидактических игр учитель-логопед может разработать различные пособия и использовать их для проведения упражнений с целью развития и коррекции речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению, формирования коммуникативной функции);

– В ходе театрализованной игры у ребёнка появляется возможность создать собственного героя и наделить свой персонаж теми качествами, которыми он хочет. Игры создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу. Посредством героев сказки, выполненных своими руками, малышу легче раскрыть свои индивидуальные особенности.

С поделками из конструктора ЛЕГО ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить. Конструктор безопасен: нет риска порезаться, проглотить ядовитый химический состав, например клей. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро. При использовании конструктора ЛЕГО у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психическое состояние успеха. В работе с конструктором ЛЕГО у ребенка возникает чувство безопасности, так как конструирование – это мир под его контролем. Конструктор ЛЕГО не вызывает у ребёнка негативного отношения и вся коррекционно-развивающая работа воспринимается им как игра. Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, и даже на стене, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей. Работа с ЛЕГО позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

Применение ЛЕГО на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует: развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем; формированию грамматической составляющей речи (обрабатыванию навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразованию существительных с предлогами и без, словообразованию глаголов с использованием различных приставок, а так же образование сложных слов); формированию и развитию правильного длительного выдоха. Причем чем причудливее декорации для данного этапа работы, построенные самим ребенком, тем живее проходит эта работа. постановке и автоматизации звуков в ходе игры (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие слоги и слова); формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на ощупь; овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных); формированию пространственной ориентации и схемы собственного тела – это классическая профилактика нарушений письма; развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления); тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (ЛЕГО оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи)

Современные дошкольники часто отдают своё предпочтение ЛЕГО-конструктору. Применение ЛЕГО на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:

- развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определённых тем;

- формированию грамматической составляющей речи (обрабатыванию навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразованию существительных с предлогами м без, словообразованию глаголов с использованием различных приставок, а также образование новых слов);

- постановке и автоматизации звуков в ходе игры;

- формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на ощупь;

- овладению звукобуквенным анализом и слого-звуковым составом слов;

- раскрытие индивидуальности каждого ребёнка, разрешение его психологических и речевых затруднений, развитию способности осознать свои желания и возможность их реализации.

«Заведи мотор»

Цель: закрепить правильное изолированное произношение звука «Р»; развивать мышление, воображение, фонематический слух, мелкую моторику пальцев рук.

Материал: конструктор ЛЕГО.

Ход игры: ребёнок конструирует ЛЕГО-машину. После того, как ребёнок сконструировал её, взрослый рассказывает небольшую сказку, чтобы заинтриговать ребёнка. Например: «У Ромы сломалась его любимая машина. Рома очень расстроен, ведь ему нужно ехать на работу. Помоги ему! Чтобы завести машину, нужно завести моторчик. Машина волшебная, ведь ты собрал её из ЛЕГО, поэтому нужно завести каждый кирпичик». Ребёнок, нажимая на каждый кирпичик, произносит изолированно звук «Р».

«Слоговая лесенка»

Цель: закрепить умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове; развитие фонематического восприятия, мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор ЛЕГО. Сконструированная лестница из конструктора ЛЕГО.

Ход игры: взрослый называет слово, ребёнок произносит это слово по слогам. Каждая ступенька — это слог. На какой ступеньке остановились пальчики ребёнка, столько и слогов в заданном слове.

Цель: закрепить умения придумывать слова на заданный звук; развитие фонематического восприятия, мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор ЛЕГО.

Ход игры: дети, придумывая слова на заданный звук, конструируют из ЛЕГО-элементов гусеницу. Один кирпичик-одно слово. Выигрывает тот, у кого будет длиннее гусеница.

«Пингвины на льдине»

Цель: закрепить умения придумывать слова на заданный звук; развитие фонематического восприятия, мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор ЛЕГО.

Ход игры: дети, придумывая слова на заданный звук, продвигают фигурки пингвинов по платформе – льдине. Один ход – одно слово. Выигрывает тот, чей пингвин первым доберётся до края платформы.

«Подарки для роботов»

Цель: закрепить умение дифференциации звуков по твёрдости-мягкости; развитие фонематического восприятия, фонематического слуха, мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор ЛЕГО.

Ход игры: дети конструируют синего и зелёного роботов. Необходимо разложить перед ними предметные картинки с нужным звуком. Синий робот – картинки с твёрдым звуком, зелёный робот – картинки с мягким звуком.

Цель: закрепить умение дифференциации звуков по твёрдости-мягкости; развитие фонематического восприятия, фонематического слуха, мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор ЛЕГО.

Ход игры: дети конструируют домики с синей и зелёной крышей. Далее им нужно «поселить» в домики тех или иных животных. В домики с синей крышей – животных с твёрдым звуком, в домики с зелёной крышей – животных с мягким звуком.

Цель: закрепить умение проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки (согласные и гласные, соотносить слово с заданной схемой; развивать внимание, зрительную память, мелкую моторику пальцев рук.

Материал: звуковые схемы слов из конструктора ЛЕГО, предметные картинки/фигурки к сконструированным схемам.

Ход игры: ребёнок должен подобрать предметную картинку/фигурку к заданной звуковой схеме.

Предлагаю вам окунуться в мир ЛЕГО и на практике увидеть, как конструктор способствует развитию речи детей дошкольного возраста.

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Фотоотчет о конструировании зоопарка из конструктора «Лего»

Фотоотчет о конструировании зоопарка из конструктора «Лего» Добрый день гости моей странички! Очень рада, что могу поделиться сегодня с вами прошедшим, замечательным занятием по конструированию из.

Использование интеллект-карт в работе логопеда

Использование интеллект-карт в работе логопеда .

Использование конструктора Лего для развития мелкой моторики старших дошкольников с ОНР

Использование конструктора Лего для развития мелкой моторики старших дошкольников с ОНР В логопедической группе развитие мелкой моторики у детей является одним из основных направлений. В том числе и летом, когда непосредственно.

Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда»

Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда» Хочу поделиться с коллегами, как я использую логопедическое пособие «Логокуб». Пособие представляет собой куб с 6-ю гранями разного цвета.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Праздник конструирования «Мультик из Лего-конструктора»

Праздник конструирования «Мультик из Лего-конструктора» Праздник конструирования «Мультик из Лего-конструктора» В нашем детском саду ежегодно проводится праздник конструирования из Лего, в этом.

Дидактические игры с использованием конструктора Лего

Дидактические игры с использованием конструктора Лего Для многих Лего ассоциируется только с конструированием и ни с чем больше. Тем не менее на основе Лего – конструирования осуществляется.

Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.

Улицы нашего города из лего-конструктора (фотоотчет)

Улицы нашего города из лего-конструктора (фотоотчет) Для того чтобы закрепить правила дорожного движения я решила создать игру "Улицы нашего города" применяя конструктор Лего. Мои дети с.

Цель: ознакомление педагогов с технологией Лего конструирования и применение его в речевом развитии дошкольников.

Задачи:

- познакомить педагогов с возможностями применения ЛЕГО конструктора в речевом развитии детей, с играми, используемыми на занятиях по речевому развитию.

- способствовать развитию интереса к данной методике и введению её в практическую деятельность.

Оборудование: презентация; конструктор ЛЕГО; детали ЛЕГО для игры «Назови одним словом»; детали ЛЕГО для игры «Цепочка слов», готовая схема из деталей ЛЕГО для игры «Цепочка слов» к стартовому, начальному, слову (СКСК); 2 большие пластины-Лего; мешочек с деталями синего и зеленого цвета (по количеству участников); мелкие игрушки и лего-человечки для обыгрывания сюжета.

Ход мастер-класса:

«ЛЕГО» - умная игра,

Интересно здесь играть,

Строить, составлять, искать!

Приглашаю всех друзей

«ЛЕГО» собирать скорей.

Там и взрослым интересно:

В «ЛЕГО» поиграть полезно!

Дошкольное детство - это возраст игры. Играя, ребенок не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Речь ребёнка и игровая деятельность развиваются взаимосвязано.

Одним из таких универсальных приемов, которые позволяют развивать речь детей через игру, считаю применение конструктора Лего.

Яркость и красочность материала привлекает детей, не вызывает усталости и негативизма, делает коррекционную работу интересной, увлекательной, а самое главное - эффективной.

Использование конструкторов ЛЕГО способствует развитию мелкой моторики, стимулирует различные отделы коры полушарий головного мозга, тем самым активизируя речевой центр, а также способствует развитию психических процессов – внимание, восприятие, память и мышление, которые составляют психологическую базу развития речи.

Конструктор ЛЕГО универсален. Его можно применять в познавательном, художественно-эстетическом, физическом и других направлениях развития ребенка.

То же самое касается и развития речи. Здесь конструктор Лего можно применить в работе над всеми сторонами развития речи ребенка – фонетической, лексико-грамматической, связной речи, подготовке к обучению грамоте.

В своей практике я использую конструктор Лего и хочу сегодня поделиться с вами опытом своей работы.

1. Для начала предлагаю поиграть в игру «Назови одним словом».

Перед вами лежат детали Лего, на которых изображены картинки. Внимательно посмотрите и подумайте, что вам нужно сделать с этитми картинками? (Соединить лего-детальки друг с другом в соответствии с лексической темой)

2. А теперь предлагаю вам объединиться в команды (игра «Чудесный мешочек» – педагоги достают из мешочка детали синего или зеленого цвета, таким образом, объединяясь в 2 группы).

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (три медведя)

- Загадка для 2 команды:

Диван, кресло, шкаф, кровать

Не устану я считать (мебель)

Сейчас я предлагаю 1 команде представить, что вы оказались в сказке «3 медведя» и воссоздать образ комнаты, где жили медведи, а 2 команде – отобразить магазин мебели. И всё это нужно построить из деталей Лего (на стол участников ставится разнос с Лего, большие пластины. Участники выполняют задание)

Первая команда должна рассказать сказку «3 медведя», а 2 команда -прорекламировать мебель в своём мебельном магазине так, чтобы нам захотелось её купить (слушаем участников мастер-класса).

3. Отработка лексико-грамматических категорий.

А теперь назовите, пожалуйста, части мебели.

Вопросы для 1 команды – какие цветом ножки у вашей кровати? Каким цветом шкаф у вас получился?

Вопросы для 2 команды – каким цветом у вас диван? Стул? Какая спинка у вашей кровати? (и так далее).

Мы видим, что конструктор Лего можно применить в развитии лексико- грамматических категорий, а именно в назывании частей мебели и согласовании существительных с прилагательными.

4. Работа над пространственными предлогами.

Скажите, пожалуйста, где стоит стол? (около шкафа, справа от стула)

Где находится кровать? Шкаф?

Поставьте, пожалуйста, стул справа от шкафа.

Поставьте стол между стульями.

Расположите комод за диваном. Поставьте кровать у шкафа. И так далее.

Какая мебель стоит в правом верхнем углу?

Какая мебель находится в левом нижнем углу? Что находится в центре комнаты?

В данном задании мы видим, что Лего используют при работе с пространственными предлогами.

4. Игра «Цепочка слов»

Следующая игра направлена на развитие фонематического слуха у детей, умения определять последний звук в слове.

Перед вами детали ЛЕГО с картинками. Ваша цель построить цепочку из деталей ЛЕГО-картинок, определяя последний звук в слове. Чтобы угадать первое, стартовое, слово вам поможет эта схема (СКСК – для первой команды слово ШУБА, для второй команды - ВАЗА).

Команды выполняют задание.

Возможности конструктора ЛЕГО в развитии речи детей огромны. В рамках мастер-класса мне удалось показать вам лишь некоторые приемы работы с Лего. И вы увидели это в ходе мастер-класса. Надеюсь, что мне удалось заинтересовать вас. И что вы будете применять Лего или его элементы в своей практике.

Спасибо вам за работу и сотрудничество.

5. Рефлексия «Светофор».

В заключение мастер-класса предлагаю построить пирамиду эмоций, используя кирпичики Лего.

Зеленый цвет означает, что данный мастер-класс вам понравился и вы будете использовать Лего в своей практике; оранжевый – мастер-класс понравился, но вы еще что-то хотели бы увидеть, ну, красный цвет - к сожалению, сегодня вы не узнали ничего нового.

Участники строят пирамиду своих эмоций из деталей Лего трех цветов.

Спасибо всем! До новых встреч!

Мастер-класс для педагогов «Использование конструктора Лего в работе учителя-логопеда»





Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Использование конструктора Лего для развития мелкой моторики старших дошкольников с ОНР

Использование конструктора Лего для развития мелкой моторики старших дошкольников с ОНР В логопедической группе развитие мелкой моторики у детей является одним из основных направлений. В том числе и летом, когда непосредственно.

Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда»

Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда» Хочу поделиться с коллегами, как я использую логопедическое пособие «Логокуб». Пособие представляет собой куб с 6-ю гранями разного цвета.

На сегодняшний день очень часто тяжелые нарушения речи у детей сопровождаются сопутствующими и вторичными отклонениями в развитии нервно-психической сферы. К ним относятся отрицательные личностные проявления, нарушения эмоционально-волевой сферы (повышенная возбудимость, расторможенность, замкнутость, негативизм и др.). Нередко встречаются расстройства внимания и целенаправленного восприятия, а также снижение общей работоспособности. Зачастую такие дети даже в 5-6 лет оказываются психологически неготовыми к активному участию в логопедической деятельности.

Чтобы отрабатываемый изо дня в день речевой материал не наскучил ребенку, был для него интересен, необходим постоянный поиск современных эффективных приемов работы. Большую помощь в преодолении трудностей оказывают игровые приемы и формы работы.

Именно поэтому в своей работе я стала использовать элементы лего-конструирования. Ведь современный дошкольник всегда выбирает Лего! Лего – это конструктор для всех возрастных категорий детей. Он хорошо знаком детям дошкольного возраста, его использование на занятиях может вызывать устойчивый интерес и формировать положительную мотивацию, что приведет впоследствии к желаемому результату.

Фирмой Лего предлагается широкий выбор наборов, которые могут быть использованы в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР I, II и III уровней.

Работа с лего-конструктором позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка.

Лего - конструктором включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно и на развитие речи. Поэтому применение Лего-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики являются незаменимыми в логопедической работе.

Применение Лего на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:

  • Тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на ощупь.
  • Овладению звуко-буквенным анализом
  • Развитию у детей сенсорных представлений (детали конструктора различной формы и цвета);
  • Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);
  • Тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи).
  • Развитию лексико-грамматических категорий;
  • Автоматизации и дифференциации звуков в ходе игры (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие слоги и слова);
  • Формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также развитию и слого-звуковым составом слов (применяются кирпичики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных);
  • Формированию пространственной ориентации (классическая профилактика нарушений письма).

Цель проекта : создать условия для успешного развития речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи при использовании элементов лего-конструирования.

  • пробудить у детей желание активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
  • расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
  • повысить познавательную активность и работоспособность детей;
  • активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
  • создать положительный эмоциональный настрой у детей и желание заниматься;
  • повысить интерес родителей к проблеме развития речи своих детей;
  • привлечь родителей к сотрудничеству.

9 месяцев (сентябрь 2018 г.- май 2019г.)

учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.

  • Положительная динамика речевого развития детей.
  • Выработка устойчивой мотивации и положительного эмоционального настроя на логопедические занятия.
  • Привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ по коррекционно-логопедическому направлению;
  • Осуществление взаимосвязи в работе логопеда и воспитателей.

На подготовительном этапе было проведено:

  • Подбор информации о лего-конструкторе, его значимости в развитии детей.
  • Приобретение лего-конструктора, специального контейнера для хранения.

Основной этап включил в себя:

Время проведения мероприятия

Работа с детьми

Работа с родителями

Диагностика речевого развития детей.

Родительское собрание в форме круглого стола «Особенности речевого развития детей 5-6 лет».

Проект «Использование элементов лего-конструирования на логопедических занятиях».

Конструирование игровых моделей положения языка при выполнении артикуляционной гимнастики («лопаточка», «чашечка», «грибок», «горка», «качели»);

Конструирование игрушек для игр-звукоподражаний;

Конструирование изучаемых букв;

Практикум на тему: «Организация и проведение артикуляционной гимнастики».

При помощи лего - конструктора моделирование звуков (гласный – согласный).

Дифференциация звуков по твердости-мягкости с использованием лего-конструктора.

Конструирование изучаемых букв;

Открытое занятие для родителей.

Практикум на тему: «Развиваем фонематический слух».

При помощи лего - конструктора моделирование звуков, слогов и схем слов при формировании звукового анализа и синтеза.

Автоматизация с опорой на лего-конструктор.

Конструирование изучаемых букв;

Практикум: «Автоматизация поставленных звуков – важнейший этап!».

Отработка чистоговорок по лего-дорожкам, нажимая на лего-кнопочки.

Работа над слоговой структурой слова с использованием лего-конструктора.

Конструирование изучаемых букв;

Консультация: «Чистоговорки и скороговорки в логопедической работе».

Проведение речевых игр по развитию лексико-грамматического строя речи с использованием лего-конструирования.

Составление рассказов по заданной постройке.

Конструирование изучаемых букв;

Родительское собрание «Итоги первого полугодия».

Консультация «Речевые игры».

При помощи лего - конструктора моделирование звуков, слогов и схем слов при формировании звукового анализа и синтеза.

Конструирование изучаемых букв;

Консультация « Игры для пальчиков».

Индивидуальные консультации о ходе коррекционной работы.

При помощи лего - конструктора моделирование звуков, слогов и схем слов при формировании звукового анализа и синтеза.

Конструирование изучаемых букв;

Консультация «Слушаем внимательно – говорим старательно!».

Индивидуальные консультации о ходе коррекционной работы.

Проведение речевых игр по развитию лексико-грамматического строя речи с использованием лего-конструирования.

Составление рассказов по заданной постройке.

При помощи лего - конструктора моделирование звуков, слогов и схем слов при формировании звукового анализа и синтеза.

Конструирование изучаемых букв;

Собрание: «Итоги года» - подведение итогов коррекционной работы, рекомендации на летний период.

Подведение итогов по проекту ««Использование элементов лего-конструирования на логопедических занятиях».

«Логопедическая сказка с участием детей».

Логопедическая викторина «Здравствуй, лето».

В своей работе разработала и проводила такие игры:

Игра «Приготовь бутерброд или пирожное»

  1. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
  2. Развитие фонематического восприятия.
  3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор Лего дупло, предметные картинки.

Игрок 1-2 человека называют картинку и за это получают деталь Лего. Кто быстрее соберет гамбургер, тот и выиграл.

Логопед: " Перед вами детали Лего. Кто правильно назовет картинку, тот получит деталь. Кто первый приготовит бутерброд, тот победил"

Игра «Слушай внимательно, выполняй старательно»

1.Развитие слухового внимания.

2. Закрепление понятий «вверху – внизу», «справа – слева».

3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор Лего, пластина.

Может участвовать 1-2 игрока. По словесной инструкции логопеда ребенок размещает детали Лего на пластине.

1.Автоматизация звука Л в предложениях.

2.Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор Лего дупло, предметные картинки со звуком Л.

Может участвовать 1игрок. Ребенку предлагается построить колодец. Затем предметные картинки опускаются в колодец и ребенок проговаривает: «В колодец упал…лук» и т.д. Потом предлагается достать картинки, проговаривая: «Я достал из колодца…»

Игра «Придумай историю»

1.Автоматизация звука С в предложениях.

2.Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор Лего дупло, лего-человечки, предметные картинки со звуком С.

Ребенку предлагается выбрать человечков для игры. Придумываются имена Соня и Саня. Затем ребенок выполняет игровые действия с конструктором и предметными картинками. Ребенок составляет предложения, следя за правильным произношением звука С. (Соня и Саня сидят за столом. Соня ест сливу. Саня ест ананас. Соня пьет сок из стакана. Поехала на автобусе. Саня полетел на самолете. Соня увидела лису. Саня увидел сову и т.д.).

1.Упражнять в подборе слов признаков.

2.Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор Лего дупло, пластина, предметная или сюжетная картинка.

Может участвовать 1игрок. Ребенку предлагается сделать рамку для картины из элементов конструктора Лего. При этом, на каждую деталь подбирается слово – признак к картине.

Игра «Разноцветная дорожка»

1.Упражнять в подборе слов антонимов.

2.Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор Лего, пластина.

Может участвовать 1игрок. Ребенок и логопед совместно выкладывают дорожку из разноцветных элементов Лего. На каждый элемент, ребенок должен назвать слово с противоположным значением

Игра «На полянке»

1.Автоматизация звуков Ж, Ч.

2.Развитие фонематического восприятия.

3.Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор Лего дупло, маленькие игрушки пчела, кузнечик.

Ребенку предлагается посадить на полянке цветы.

Логопед: На полянку прилетела пчела. Пчела летала, медок собирала и громко жужжала: Жжжжж.

Ребенок произносит звук Ж, играя с пчелой.

Логопед: На полянке появился кузнечик. Кузнечик прыгает :Чччч.

Ребенок повторяет за логопедом.

1.Автоматизация звуков в слогах.

2.Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор лего, пластина.

Ребенку предлагается выложить дорожку из элементов лего разной высоты, при этом повторяя заданный слог, если выше – громко, ниже – тихо.

Игра «Найди место звука в слове»

1.Развитие фонематического слуха.

2. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материал: конструктор Лего, пластина, предметные картинки с заданным звуком.

Ребенку предлагается картинка, в которой нужно определить место заданного звука. Ребенок кладет под картинку длинный кирпичик желтого цвета и прикрепляет модель звука либо вначале, либо в середине, либо в конце.

С помощью конструктора Лего дети могут выкладывать схемы слов и схемы предложений. Для лучшего запоминания образа буквы также используется Лего-конструктор, при этом задействуется зрительный, тактильный и кинестетический анализатор.

В своей работе мне хотелось:

  • пробудить у детей желание активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
  • расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
  • повысить познавательную активность и работоспособность детей;
  • активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
  • создать положительный эмоциональный настрой у детей и желание заниматься;

Логопедическая работа с использованием лего-конструирования сделала коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению коррекционного материала. Использование элементов Лего-конструирования способствовало выработка устойчивой мотивации и положительного эмоционального настроя на логопедические занятия.

В этой статье я попыталась поделиться опытом работы использования ЛЕГО конструктора на занятиях.

ВложениеРазмер
Использование ЛЕГО-технологий в логопедии 22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ЛЕГО-технологий в логопедии (1,2 слайд)

Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш играя не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение.

(3) Помимо традиционных методик обучения в последнее время в психолого-педагогическом процессе всё шире используются ЛЕГО-технологии. Отечественные логопеды и зарубежные педагоги отмечают, что использование в работе с детьми наборов ЛЕГО позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в коррекции, психокоррекции, обучении и воспитании

ЛЕГО – позволяет учиться играя и обучаться в игре.

В дальнейшем компания наладила производство тематических наборов : «Ферма», «Дом», «Город»,…

Каждый ребёнок любит и хочет играть, но не каждый может научиться это делать самостоятельно. Учеными (Стребелева, Косова) доказано, что дети, имеющие речевые нарушения или умственные отклонения в развитии, требуют более внимательного и целенаправленного руководства игрой со стороны педагога, чем их нормально развивающие сверстники. В то же время, как показали экспериментальные исследования, проделанные отечественными педагогами, игра в ЛЕГО эффективно содействует развитию и детей с нормальным развитием.

(6) Даже самый маленький набор строительных элементов открывает ребенку новый мир. Ребёнок не потребляет, он творит: создаёт предметы и жизнь.

Возможно ли сделать так, чтобы игра стала действительно мощным стимулирующим развивающим и корригирующим средством?

Ища ответ на этот вопрос, мы решили вместе с традиционными методиками обучения использовать в коррекционно-развивающей работе конструктор ЛЕГО.

(7) Особая значимость ЛЕГО на формирование речи, состоит в том, что дидактические игры и занятия с конструктором ЛЕГО оказывает положительное влияние на формирование мыслительных процессов, без которых дальнейшее обучение и развитие ребенка невозможна.

(8) ЛЕГО – конструирование обладает большим диапазоном для развития всех психических процессов, а так же формирует волю детей, умение рассуждать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Во время выполнения практических заданий включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы.

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно на развитие речи. Поэтому применение ЛЕГО-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в коррекционной работе. Конструктор ЛЕГО помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлеченно работая и видя конечный результат.

(9) Основным компонентами работы с применением ЛЕГО-технологий является :

  • Конструирование декораций;
  • Воспроизведение действий персонажей с озвучиванием;
  • Конструирование моделей с последующим их описания;
  • Использование сконструированных моделей для развития лексико-грамматической составляющей речи.

(10) При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить: «право», «лево», «сзади», «спереди», «на», «под» . Различать понятия «между», «там-то» . Тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами.

Например: При игре «Квартира» в данном варианте ребёнок выполняет инструкцию педагога. Положи кубик под стол, на кровать, между столом и креслом.

(11) Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО – элементов достаточно эффективно при проведении занятий по подготовке к обучению грамоте. (12) Использование конструктора упрощает работу по анализу и синтезу слогов.

(13) Также можно использовать конструктор в формировании графических образов букв. (14)

(15) Используя ЛЕГО в процессе постановки звуков, логопед скрашивает порой неприятные, болевые ощущения ребенка, вызванные монотонностью постановки звуков.

Например: постановка звука Р - может растянуться на долгий срок. Можно предложить сделать из ЛЕГО трактор или другую машину и придумать небольшую сказку (у королевы красивой речи сломалась ее любимая машина, а ей нужно вернуться в королевство.Помоги ей.) Чтобы завести машину, нужно завести моторчик. Подобные приемы направлены на формирование интереса к обучению, снятию негативного отношения.

(16-18) Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО – конструктора имеющего широкий выбор наборов даёт возможность детям запомнить новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное.

Например: при конструировании фигур животных дети учатся выделять части целого и отрабатывать падежные окончания (петух – без чего? – без хвоста.)

Проводя занятия с построением на лексические темы: дети учатсяобщаться. Поэтому важным моментом является возникновение самого диалога: сначала коррегируемого логопедом, потом спонтанного или наоборот.

(19) В работе по формированию связной речи так же можно использовать ЛЕГО: при пересказе, составлении рассказов, диалогов.

Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объектному образу декораций из конструктора, помогает ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным.

Составление рассказов по построенным декорациям помогает детям проследить пространственно-временные отношения необходимые для связности высказывания.

Из этого можно сделать вывод коррекционного влияния ЛЕГО на детей. Я перечислила только некоторые из возможных вариантов использования данного конструктора в процессе коррекции звукопроизношения, развития речи и подготовки к обучению грамоте.

(20) Применение ЛЕГО – технологий на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует следующим характеристикам:

  • Развитию лексико-грамматических средств;
  • Формированию грамматической составляющей речи (согласование числительных с существительным, словообразование глаголов,…);
  • Формированию и развитию правильного длительного выдоха;
  • Постановке и автоматизации звуков в ходе игры (выстраивание лесенок, дорожек, по которым ребенок «походит» называя соответствующие слоги с лова);
  • Формированию графического образа букв при обучении грамоте, а так же развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами);
  • Овладению звуко-буквенным анализом составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных - согласных, твёрдых – мягких звуков);
  • Формированию произносительной ориентировки, схемы собственного тела;
  • Развитию и совершенствованию ВПФ;
  • Тренировке дифференцированных движений пальцев и кистей рук.

(21) Для оказания более успешной коррекционной помощи педагог проводит большую работу с родителями. Совместная ЛЕГО – игра родителя с ребенком способствует не только установлению контакта, но и выявляет имеющиеся отклонения в развитии ребенка.

Вот некоторые методы, которые можно использовать во взаимодействии с родителями.

Для более эффективной работы , мы по мере возможности пополняем дидактический материал (это книги, схемы, вырезки. ) (23) .

Работа по развитию речи с применением ЛЕГО – технологий сделала коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятие как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению коррекционного материала. Чем разнообразнее будут приемы, тем успешнее будет формирование речи. (24)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи

Использование «ЛЕГО» - технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речиБлохина Н.Н., учитель-логопед ГБОУ ЦПМСС «Родник»Проблема развития диалога в речи детей остается одной.


Новые формы организации учебного процесса с использованием лего-технологий.

Конспект НОД по лего - конструированию. Тема: "Домик для друзей".


Использование ЛЕГО-технологии в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи

Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Одной, из которых является ЛЕГО-технология.Отличительно.


Статья "Использование лего-технологий в логопедической работе с детьми с ОНР".

Статья "Использование лего-технологий в логопедической работе с детьми с ОНР".


Презентация к педсовету "Использование лего-технологий в социально-коммуникативном развитии"

Использование Лего техноогий в образовательной области "Социализация".


Использование ЛЕГО-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда

Использование ЛЕГО-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда.


Мастер-класс для педагогов "Игры с использованием ЛЕГО-технологии в работе учителя-логопеда".

Авторская разработка дидактических игр с применением кирпичиков конструктора ЛЕГО для совершенствования фонематических процессов и навыков звуко-буквенного анализа у детей с тяжёлыми наруш.

Читайте также: