К событию которому посвящен данный плакат был причастен конструктор с п королев

Обновлено: 27.04.2024

Первый полёт человека в космос едва не закончился катастрофой . У корабля не до конца закрывалась крышка люка; ракета оказалась на орбите на 85 км выше, чем предполагалось; тормозная система была не доработана, а у аппарата не получилось долететь до места посадки. Несмотря на череду проблем, Юрий Гагарин вернулся на землю живым и стал национальным, а вскоре и международным героем — дату его полёта во всём мире отмечают как День космонавтики.

В идеологической повестке успех СССР воспринимался как победа над американцами в космической гонке и шаг к светлому коммунистическому будущему. Образы атлетичных героев-космонавтов использовались в качестве пропаганды советской власти и коллективизма, захватывая пространства заводов и фабрик, проникая в кино, литературу, живопись и графику. В честь шестидесятилетия первого полёта в космос публикуем подборку уникальных советских плакатов, посвящённых достижениям учёных, космонавтов и простых рабочих, без вклада которых сегодняшний мир был бы совершенно другим.

Попасть на другие планеты люди мечтали столетия назад. Учёные и писатели предлагали идею конструирования специальных летательных аппаратов ещё с середины XIV века: тогда польский генерал Казимир Семенович разработал чертёж трёхступенчатой ракеты. В XIX веке шотландский астроном Уильям Лейтч опубликовал эссе «Путешествие сквозь космос», где впервые указал на возможность использования ракет для путешествия по вселенной. Реальное же освоение космического пространства началось только в XX столетии. Первым теоретической частью полётов всерьёз занялся Константин Циолковский: в 1903 году он вывел формулу, определяющую скорость космического аппарата. Следующие три десятилетия ученые всего мира вывели основное уравнение ракетной техники, разработали чертёж ракетного двигателя и сформировали новую отрасль науки — небесную механику. Ключевую роль в развитии отечественных космических технологий сыграли Сергей Королёв и Фридрих Цандер, возглавившие ГИРД — группу изучения реактивного движения, которая занималась разработкой ракет и двигателей в 30-е годы прошлого столетия.

После Второй мировой войны космос стал пространством политической борьбы: весь мир следил за противостоянием США и СССР. Под руководством Королёва в конце 50-х страна начала производить первые мощные ракеты, действительно способные ворваться в космическое пространство, а также «Спутник-1» — маленький и неприметный на первый взгляд, однако открывший новую эру в истории человечества. С момента запуска первого искусственного спутника в октябре 1957 года в Америке начался так называемый « спутниковый кризис » — СССР вырвался вперёд, и стартовала настоящая космическая гонка.

Советский Союз стал первой страной, выпустившей на орбиту живых существ, оставшихся невредимыми после путешествия: знаменитые собаки Белка и Стрелка в 1960 году провели 25 часов в «Спутнике-5» и совершили 17 полных витков вокруг Земли. До Белки и Стрелки в космос отправились приземления, а также не менее десятка собак — Дезик, Цыган, Мишка, Чижик, Рыжик, Бульба и другие.

С тех пор, как человек впервые вышел на орбиту Земли, изучение безвоздушного пространства серьёзно продвинулось вперёд. В 1963 году полёт совершила первая в мире космонавтка Валентина Терешкова. В 1969-м командир экипажа Нил Армстронг и пилот Базз Олдрин на корабле «Аполлон-11» сумели совершить высадку на Луну. В 2000-м прошла первая долговременная экспедиция Международной космической станции, экипаж которой состоял из трёх человек — американца Уильяма Шеперда и российских космонавтов Юрия Гидзенко и Сергея Крикалёва. Сегодня Илон Маск планирует полёт человека на Марс с целью дальнейшей колонизации планеты и анонсирует запуск туристических шаттлов в космос.

В XXI веке спутники, неторопливо плавающие на орбите Земли, обеспечивают сотовую связь и стабильный доступ в интернет, работу телевидения и цифрового радио, а также помогают отслеживать тонущие суда, прогнозировать погоду, фиксировать экологическое и климатическое состояние Земли, регистрируя мусорные пятна и озоновые дыры. Искусственные созвездия также служат ориентирами для моряков и лётчиков.

Успехи в покорении космоса стали ключевыми в идеологической повестке Советского Союза: полёт Гагарина воспринимался как победа над американцами в космической гонке и великий шаг к светлому коммунистическому будущему. Образ космонавта-героя, совершившего подвиг, подхватили художники в агитплакатах. В новом дискурсе: простые рабочие, дотянувшиеся до звёзд; космонавт как фигура героя, освободителя и покорителя новых пространств; эволюция технологий благодаря советской власти и победа одного как достижение коллективного труда.


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

В тесте представлены задания различного уровня сложности, охватывающие хронологический период, связанный с послевоенным развитием Советского государства и периодом "Оттепели".

Список вопросов теста

Вопрос 1

Одной из причин быстрого восстановления хозяйства СССР после войны было

  • ослабление напряжённости в международных отношениях
  • вложение западных капиталов
  • использование труда немецких военнопленных и заключённых ГУЛАГа
  • разрешение создавать мелкие частные предприятия в лёгкой промышленности
Вопрос 2

Термин "железный занавес" означает

  • раскол мира на два враждующих лагеря - социалистический и капиталистический
  • берлинскую стену
  • жёсткую систему охраны границ СССР
  • превращение стран Европы и Азии в два враждующих лагеря
Вопрос 3

Варшавский договор был подписан

  • в 1945 г.
  • в 1949 г.
  • в 1955 г.
  • в 1956 г.
Вопрос 4

В первые послевоенные годы в СССР была проведена

  • отмена карточек
  • приватизация собственности
  • ликвидация частных крестьянских хозяйств
  • коллективизация хозяйств Центра России
Вопрос 5

Освоение целины в 1950-е годы проходило

  • в Узбекистане
  • в Киргизии
  • в Таджикистане
  • в Казахстане
Вопрос 6

Укажите год первого испытания атомной бомбы в СССР

  • 1945 г.
  • 1947 г.
  • 1949 г.
  • 1951 г.
Вопрос 7

В начале 1960-х гг. международные отношения отмечены

  • образованием ООН
  • образование НАТО
  • Генуэзской конференцией
  • Карибским кризисом
Вопрос 8

XX съезд КПСС состоялся

  • 1956 г.
  • 1959 г.
  • 1961 г.
  • 1964 г.
Вопрос 9

Какие из перечисленных ниже событий относятся к 2953-1964 гг? Выберите три события

  • создание Коминформа
  • исключение СССР из Лиги Наций
  • запуск первого искусственного спутника Земли
  • вывод советских войск из Австрии
  • советско-китайский пограничный конфликт на острове Даманский
  • первый визит руководителя СССР в США
Вопрос 10

Прочтите отрывок из воспоминаний Ф.М. Бурлацкого и напишите фамилию военачальника, о котором идет речь.

«…Хрущев добился освобождения (его) с постов члена Президиума ЦК и министра обороны СССР. Сделано это было в традиционном для того времени духе – в момент, когда маршал находился в зарубежной командировке. Ему не было представлено минимальной возможности объясниться, точно так же, как не было дано необходимого разъяснения партии и народу о причинах изгнания с политической арены самого выдающегося полководца Великой Отечественной войны. И причина изгнания опять-таки традиционная – страх перед сильным человеком».

Вопрос 11

Прочтите отрывок из труда отечественных историков и напишите название периода, о котором идет речь в тексте.

«Процессы демократизации общества, активизация общественного мнения… создавали обстановку, в которой линия на преодоление последствий культа личности без преодоления субъекта культа все более обнаруживала свою непоследовательность, политическую ограниченность и ущербность. Пробивала себе дорогу, прежде всего через живых свидетелей, возвращенных в общество, подлинная жестокая правда о временах и деяниях Сталина. Придерживаться и дальше «фигуры умолчания» было уже невозможно без риска политической компрометации партийного и государственного руководства».

  • оттепель
  • неосталинизм
  • ждановщина
Вопрос 12

Какие три из названных положений характеризуют сталинскую политику после войны? Соответствующие цифры запишите в ответ.

  • борьба с комополитизмом
  • снижение налогов с колхозов
  • антисемитская кампания, ограничение возможностей для творческой и карьерной самореализации евреев
  • поощрение развития самостоятельности национальных образований в составе СССР
  • проведение репрессий среди местных партийных деятелей
  • политика отказа от ротаций (постоянной смены) партийных кадров
Вопрос 13

Рассмотрите изображение и выполните задание


Какие суждения о плакате являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.

  • плакат появился в годы восстановительной пятилетки
  • руководителем страны в период появления плаката был Н.С. Хрущев
  • Период, когда появился данный плакат, вошёл в историю как «оттепель».
  • При освоении целины зерновая культура, которой посвящён плакат, была преобладающей.
  • Результатом кукурузной компании было решение проблемы снабжения страны продовольствием.
Вопрос 14

Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.


  • К событию, которому посвящён данный плакат, был причастен конструктор С. П. Королёв.
  • Данный плакат относится к времени руководства страной И. В. Сталина.
  • Плакат подчёркивает, что событие, которому он посвящён, является триумфом советского строя.
  • Событие, которому посвящен данный плакат, относится к 1940-м гг.
  • На плакате изображён А. И. Покрышкин.
Вопрос 15

Какие из плакатов, представленных ниже, относятся к тому же периоду, что и данный? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.


Вопрос 16

Какие из приведённых ниже плакатов относятся к тому же периоду, что и изображённый выше? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

В тесте представлены задания различного уровня сложности, охватывающие хронологический период, связанный с послевоенным развитием Советского государства и периодом "Оттепели".

Список вопросов теста

Вопрос 1

Одной из причин быстрого восстановления хозяйства СССР после войны было

  • ослабление напряжённости в международных отношениях
  • вложение западных капиталов
  • использование труда немецких военнопленных и заключённых ГУЛАГа
  • разрешение создавать мелкие частные предприятия в лёгкой промышленности
Вопрос 2

Термин "железный занавес" означает

  • раскол мира на два враждующих лагеря - социалистический и капиталистический
  • берлинскую стену
  • жёсткую систему охраны границ СССР
  • превращение стран Европы и Азии в два враждующих лагеря
Вопрос 3

Варшавский договор был подписан

  • в 1945 г.
  • в 1949 г.
  • в 1955 г.
  • в 1956 г.
Вопрос 4

В первые послевоенные годы в СССР была проведена

  • отмена карточек
  • приватизация собственности
  • ликвидация частных крестьянских хозяйств
  • коллективизация хозяйств Центра России
Вопрос 5

Освоение целины в 1950-е годы проходило

  • в Узбекистане
  • в Киргизии
  • в Таджикистане
  • в Казахстане
Вопрос 6

Укажите год первого испытания атомной бомбы в СССР

  • 1945 г.
  • 1947 г.
  • 1949 г.
  • 1951 г.
Вопрос 7

В начале 1960-х гг. международные отношения отмечены

  • образованием ООН
  • образование НАТО
  • Генуэзской конференцией
  • Карибским кризисом
Вопрос 8

XX съезд КПСС состоялся

  • 1956 г.
  • 1959 г.
  • 1961 г.
  • 1964 г.
Вопрос 9

Какие из перечисленных ниже событий относятся к 2953-1964 гг? Выберите три события

  • создание Коминформа
  • исключение СССР из Лиги Наций
  • запуск первого искусственного спутника Земли
  • вывод советских войск из Австрии
  • советско-китайский пограничный конфликт на острове Даманский
  • первый визит руководителя СССР в США
Вопрос 10

Прочтите отрывок из воспоминаний Ф.М. Бурлацкого и напишите фамилию военачальника, о котором идет речь.

«…Хрущев добился освобождения (его) с постов члена Президиума ЦК и министра обороны СССР. Сделано это было в традиционном для того времени духе – в момент, когда маршал находился в зарубежной командировке. Ему не было представлено минимальной возможности объясниться, точно так же, как не было дано необходимого разъяснения партии и народу о причинах изгнания с политической арены самого выдающегося полководца Великой Отечественной войны. И причина изгнания опять-таки традиционная – страх перед сильным человеком».

Вопрос 11

Прочтите отрывок из труда отечественных историков и напишите название периода, о котором идет речь в тексте.

«Процессы демократизации общества, активизация общественного мнения… создавали обстановку, в которой линия на преодоление последствий культа личности без преодоления субъекта культа все более обнаруживала свою непоследовательность, политическую ограниченность и ущербность. Пробивала себе дорогу, прежде всего через живых свидетелей, возвращенных в общество, подлинная жестокая правда о временах и деяниях Сталина. Придерживаться и дальше «фигуры умолчания» было уже невозможно без риска политической компрометации партийного и государственного руководства».

  • оттепель
  • неосталинизм
  • ждановщина
Вопрос 12

Какие три из названных положений характеризуют сталинскую политику после войны? Соответствующие цифры запишите в ответ.

  • борьба с комополитизмом
  • снижение налогов с колхозов
  • антисемитская кампания, ограничение возможностей для творческой и карьерной самореализации евреев
  • поощрение развития самостоятельности национальных образований в составе СССР
  • проведение репрессий среди местных партийных деятелей
  • политика отказа от ротаций (постоянной смены) партийных кадров
Вопрос 13

Рассмотрите изображение и выполните задание


Какие суждения о плакате являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.

  • плакат появился в годы восстановительной пятилетки
  • руководителем страны в период появления плаката был Н.С. Хрущев
  • Период, когда появился данный плакат, вошёл в историю как «оттепель».
  • При освоении целины зерновая культура, которой посвящён плакат, была преобладающей.
  • Результатом кукурузной компании было решение проблемы снабжения страны продовольствием.
Вопрос 14

Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.


  • К событию, которому посвящён данный плакат, был причастен конструктор С. П. Королёв.
  • Данный плакат относится к времени руководства страной И. В. Сталина.
  • Плакат подчёркивает, что событие, которому он посвящён, является триумфом советского строя.
  • Событие, которому посвящен данный плакат, относится к 1940-м гг.
  • На плакате изображён А. И. Покрышкин.
Вопрос 15

Какие из плакатов, представленных ниже, относятся к тому же периоду, что и данный? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.


Вопрос 16

Какие из приведённых ниже плакатов относятся к тому же периоду, что и изображённый выше? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

11 класс, история

Контрольная работа № 2

1. Рас­смот­ри­те изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те за­да­ние

Какие суж­де­ния о пла­ка­те яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те два суж­де­ния из пяти пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Пла­кат по­явил­ся в годы вос­ста­но­ви­тель­ной пя­ти­лет­ки.

2) Ру­ко­во­ди­те­лем стра­ны в пе­ри­од по­яв­ле­ния пла­ка­та был Н. С. Хрущёв.

3) Пе­ри­од, когда по­явил­ся дан­ный пла­кат, вошёл в ис­то­рию как «от­те­пель».

4) При осво­е­нии це­ли­ны зер­но­вая куль­ту­ра, ко­то­рой по­свящён пла­кат, была пре­об­ла­да­ю­щей.

5) Ре­зуль­та­том ку­ку­руз­ной ком­па­нии было ре­ше­ние про­бле­мы снаб­же­ния стра­ны про­до­воль­стви­ем.

2. В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные про­бле­мы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся раз­лич­ные, часто про­ти­во­ре­чи­вые, точки зре­ния. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зре­ния, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке:

Н. С. Хру­щев начал борь­бу с "куль­том лич­но­сти" и по­ли­ти­ку де­ста­ли­ни­за­ции в целях уси­ле­ния своей лич­ной вла­сти

Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зре­ния, и два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её.

Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде.

Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние:

Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

3. В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные про­бле­мы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся раз­лич­ные, часто про­ти­во­ре­чи­вые точки зре­ния. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зре­ния, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке.

«По­ли­ти­ка со­вет­ско­го ру­ко­вод­ства 1953-1964 гг. в об­ла­сти куль­ту­ры ка­че­ствен­но из­ме­ни­лась по срав­не­нию с пе­ри­о­дом ру­ко­вод­ства И.В. Ста­ли­на».

Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зре­ния, и два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её.

4. После окон­ча­ния Вто­рой ми­ро­вой войны сло­жи­лись усло­вия для со­хра­не­ния тес­но­го союза СССР с за­пад­ны­ми стра­на­ми (США и Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей) в ин­те­ре­сах предот­вра­ще­ния новой войны и борь­бы про­тив воз­мож­но­сти воз­рож­де­ния фа­шиз­ма. В таком духе де­ла­лись за­яв­ле­ния ли­де­ра­ми сразу после окон­ча­ния войны.

Но вско­ре про­зву­ча­ла речь У. Чер­чил­ля в Фул­то­не, и на­ча­лась «хо­лод­ная война» между быв­ши­ми со­юз­ни­ка­ми. При­ве­ди­те три объ­яс­не­ния та­ко­го по­во­ро­та со­бы­тий.

5. Про­чти­те от­ры­вок из до­кла­да по­ли­ти­че­ско­го де­я­те­ля на съез­де пар­тии.

«В на­сто­я­щем до­кла­де не ста­вит­ся за­да­ча дать все­сто­рон­нюю оцен­ку жизни и де­я­тель­но­сти Ста­ли­на. О за­слу­гах Ста­ли­на при его жизни на­пи­са­но впол­не до­ста­точ­ное ко­ли­че­ство книг, бро­шюр, ис­сле­до­ва­ний. Об­ще­из­вест­на роль Ста­ли­на в под­го­тов­ке и про­ве­де­нии со­ци­а­ли­сти­че­ской ре­во­лю­ции, в граж­дан­ской войне, в борь­бе за по­стро­е­ние со­ци­а­лиз­ма в нашей стра­не. Это всем хо­ро­шо из­вест­но. Сей­час речь идёт о во­про­се, име­ю­щем огром­ное зна­че­ние и для на­сто­я­ще­го, и для бу­ду­ще­го пар­тии, - речь идёт о том, как по­сте­пен­но скла­ды­вал­ся культ лич­но­сти Ста­ли­на, ко­то­рый пре­вра­тил­ся на опре­делённом этапе в ис­точ­ник це­ло­го ряда из­вра­ще­ний пар­тий­ных прин­ци­пов, пар­тий­ной де­мо­кра­тии, ре­во­лю­ци­он­ной за­кон­но­сти.

В связи с тем, что не все ещё пред­став­ля­ют себе, к чему на прак­ти­ке при­во­дил культ лич­но­сти, (. ) Цен­траль­ный ко­ми­тет пар­тии счи­та­ет не­об­хо­ди­мым до­ло­жить XX съез­ду Ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии Со­вет­ско­го Союза ма­те­ри­а­лы по этому во­про­су. (. )

Ста­ли­ну были со­вер­шен­но чужды ле­нин­ские черты: про­во­дить тер­пе­ли­вую ра­бо­ту с лю­дь­ми, упор­но и кро­пот­ли­во вос­пи­ты­вать их, уметь по­ве­сти за собой людей не путём при­нуж­де­ния, а ока­зы­вая на них воз­дей­ствие всем кол­лек­ти­вом с идей­ных по­зи­ций. Он от­бра­сы­вал ле­нин­ский метод убеж­де­ния и вос­пи­та­ния; пе­ре­хо­дил с по­зи­ций идей­ной борь­бы на путь ад­ми­ни­стра­тив­но­го по­дав­ле­ния, на путь мас­со­вых ре­прес­сий, на путь тер­ро­ра. Он дей­ство­вал всё шире и на­стой­чи­вее через ка­ра­тель­ные ор­га­ны, часто на­ру­шая при этом все су­ще­ству­ю­щие нормы мо­ра­ли и со­вет­ские за­ко­ны.

Про­из­вол од­но­го лица по­ощ­рял и до­пус­кал про­из­вол дру­гих лиц. Мас­со­вые аре­сты и ссыл­ки тысяч и тысяч людей, казни без суда и нор­маль­но­го след­ствия по­рож­да­ли не­уве­рен­ность, вы­зы­ва­ли страх и даже озлоб­ле­ние».

Ука­жи­те год съезда, автора доклада и не менее трёх по­след­ствий дан­но­го до­кла­да для стра­ны и меж­ду­на­род­ных от­но­ше­ний.

11 класс, история

Контрольная работа № 2

1. Какие суж­де­ния о дан­ном изоб­ра­же­нии яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те два суж­де­ния из пяти пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

https://hist-ege.sdamgia.ru/get_file?id=21202

1) К со­бы­тию, ко­то­ро­му по­свящён дан­ный пла­кат, был при­ча­стен кон­струк­тор С. П. Королёв.

2) Дан­ный пла­кат от­но­сит­ся к вре­ме­ни ру­ко­вод­ства стра­ной И. В. Ста­ли­на.

3) Пла­кат подчёрки­ва­ет, что со­бы­тие, ко­то­ро­му он по­свящён, яв­ля­ет­ся три­ум­фом со­вет­ско­го строя.

4) Со­бы­тие, ко­то­ро­му по­свя­щен дан­ный пла­кат, от­но­сит­ся к 1940-м гг.

5) На пла­ка­те изоб­ражён А. И. По­крыш­кин.

2. В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные про­бле­мы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся раз­лич­ные, часто про­ти­во­ре­чи­вые, точки зре­ния. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зре­ния, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке:

"До­клад Н.С. Хрущёва с раз­об­ла­че­ни­ем куль­та лич­но­сти И.В. Ста­ли­на был пре­да­тель­ским шагом по от­но­ше­нию к ис­то­рии стра­ны, к че­ло­ве­ку, ко­то­рый имел много за­слуг перед на­ро­дом."

Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зре­ния, и два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её.

Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде.

Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние:

Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

3. В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные про­бле­мы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся раз­лич­ные, часто про­ти­во­ре­чи­вые точки зре­ния. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зре­ния, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке.

«Внут­рен­няя по­ли­ти­ка Н. С. Хрущёва имела ли­бе­раль­ный ха­рак­тер».

Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зре­ния, и два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её. При из­ло­же­нии ар­гу­мен­тов обя­за­тель­но ис­поль­зуй­те ис­то­ри­че­ские факты.

4. Не­смот­ря на сов­мест­ные дей­ствия СССР и США про­тив на­цист­ской Гер­ма­нии в ходе Вто­рой ми­ро­вой войны, по­сле­во­ен­ная по­ли­ти­ка ока­за­лась по­став­лен­ной в за­ви­си­мость от идео­ло­ги­че­ских и дру­гих раз­но­гла­сий. Какие факты под­твер­жда­ют на­ли­чие между двумя стра­на­ми раз­но­гла­сий, су­ще­ство­вав­ших во вто­рой по­ло­ви­не 1940-х гг. и по­лу­чив­ших на­зва­ние «хо­лод­ная война»? При­ве­ди­те любые три факта

5. Про­чти­те от­ры­вок из до­кла­да по­ли­ти­че­ско­го де­я­те­ля на съез­де пар­тии.

«В на­сто­я­щем до­кла­де не ста­вит­ся за­да­ча дать все­сто­рон­нюю оцен­ку жизни и де­я­тель­но­сти Ста­ли­на. О за­слу­гах Ста­ли­на при его жизни на­пи­са­но впол­не до­ста­точ­ное ко­ли­че­ство книг, бро­шюр, ис­сле­до­ва­ний. Об­ще­из­вест­на роль Ста­ли­на в под­го­тов­ке и про­ве­де­нии со­ци­а­ли­сти­че­ской ре­во­лю­ции, в граж­дан­ской войне, в борь­бе за по­стро­е­ние со­ци­а­лиз­ма в нашей стра­не. Это всем хо­ро­шо из­вест­но. Сей­час речь идёт о во­про­се, име­ю­щем огром­ное зна­че­ние и для на­сто­я­ще­го, и для бу­ду­ще­го пар­тии, - речь идёт о том, как по­сте­пен­но скла­ды­вал­ся культ лич­но­сти Ста­ли­на, ко­то­рый пре­вра­тил­ся на опре­делённом этапе в ис­точ­ник це­ло­го ряда из­вра­ще­ний пар­тий­ных прин­ци­пов, пар­тий­ной де­мо­кра­тии, ре­во­лю­ци­он­ной за­кон­но­сти.

В связи с тем, что не все ещё пред­став­ля­ют себе, к чему на прак­ти­ке при­во­дил культ лич­но­сти, (. ) Цен­траль­ный ко­ми­тет пар­тии счи­та­ет не­об­хо­ди­мым до­ло­жить XX съез­ду Ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии Со­вет­ско­го Союза ма­те­ри­а­лы по этому во­про­су. (. )

Ста­ли­ну были со­вер­шен­но чужды ле­нин­ские черты: про­во­дить тер­пе­ли­вую ра­бо­ту с лю­дь­ми, упор­но и кро­пот­ли­во вос­пи­ты­вать их, уметь по­ве­сти за собой людей не путём при­нуж­де­ния, а ока­зы­вая на них воз­дей­ствие всем кол­лек­ти­вом с идей­ных по­зи­ций. Он от­бра­сы­вал ле­нин­ский метод убеж­де­ния и вос­пи­та­ния; пе­ре­хо­дил с по­зи­ций идей­ной борь­бы на путь ад­ми­ни­стра­тив­но­го по­дав­ле­ния, на путь мас­со­вых ре­прес­сий, на путь тер­ро­ра. Он дей­ство­вал всё шире и на­стой­чи­вее через ка­ра­тель­ные ор­га­ны, часто на­ру­шая при этом все су­ще­ству­ю­щие нормы мо­ра­ли и со­вет­ские за­ко­ны.

Про­из­вол од­но­го лица по­ощ­рял и до­пус­кал про­из­вол дру­гих лиц. Мас­со­вые аре­сты и ссыл­ки тысяч и тысяч людей, казни без суда и нор­маль­но­го след­ствия по­рож­да­ли не­уве­рен­ность, вы­зы­ва­ли страх и даже озлоб­ле­ние».

Ука­жи­те год съезда, автора доклада и не менее трёх по­след­ствий дан­но­го до­кла­да для стра­ны и меж­ду­на­род­ных от­но­ше­ний.

1. Какие суж­де­ния о дан­ном изоб­ра­же­нии яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те два суж­де­ния из пяти пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.


1) К со­бы­тию, ко­то­ро­му по­свящён дан­ный пла­кат, был при­ча­стен кон­струк­тор С. П. Королёв.

2) Дан­ный пла­кат от­но­сит­ся к вре­ме­ни ру­ко­вод­ства стра­ной И. В. Ста­ли­на.

3) Пла­кат подчёрки­ва­ет, что со­бы­тие, ко­то­ро­му он по­свящён, яв­ля­ет­ся три­ум­фом со­вет­ско­го строя.

4) Со­бы­тие, ко­то­ро­му по­свя­щен дан­ный пла­кат, от­но­сит­ся к 1940-м гг.

5) На пла­ка­те изоб­ражён А. И. По­крыш­кин.

2. В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные про­бле­мы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся раз­лич­ные, часто про­ти­во­ре­чи­вые, точки зре­ния. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зре­ния, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке:

"До­клад Н.С. Хрущёва с раз­об­ла­че­ни­ем куль­та лич­но­сти И.В. Ста­ли­на был пре­да­тель­ским шагом по от­но­ше­нию к ис­то­рии стра­ны, к че­ло­ве­ку, ко­то­рый имел много за­слуг перед на­ро­дом."

Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зре­ния, и два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её.

Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде.

Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние:

1)выступление Н.С. Хрущёва на съезде раскололо советское общество на сторонников и противников разоблачения культа личности Сталина;

2) разоблачение культа личности Сталина привело к падению авторитета СССР за рубежом, к расколу среди руководства социалистических стран

Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

1) началось проведение экономических преобразований, хотя и не очень продуманных, непоследовательных;

2) были предприняты попытки провести демократические преобразования внутри партии, усилить роль Советов, национальных республик;

3. В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные про­бле­мы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся раз­лич­ные, часто про­ти­во­ре­чи­вые точки зре­ния. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зре­ния, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке.

«Внут­рен­няя по­ли­ти­ка Н. С. Хрущёва имела ли­бе­раль­ный ха­рак­тер».

Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зре­ния, и два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её. При из­ло­же­нии ар­гу­мен­тов обя­за­тель­но ис­поль­зуй­те ис­то­ри­че­ские факты.

1) в подтверждение:

· разоблачение культа личности И.В. Сталина на ХХ съезде КПСС (1956 г.);

· произошёл сдвиг в социальной политике в пользу простых людей (повышение пенсий в ходе пенсионной реформы; введение гарантированной денежной оплаты колхозникам; введение паспортов в деревне, право колхозников свободно переходить в другие колхозы и право уезжать в город, массовое жилищное строительство, обгонявшее по темпам прирост населения);

2) в опровержение:

· применялись методы репрессий к гражданам СССР (расстрел рабочей демонстрации в Новочеркасске в 1962 г.);

· усилились гонения власти на Русскую Православную Церковь (массовое закрытие церквей и монастырей, усиление атеистической пропаганды в СМИ);

4. Не­смот­ря на сов­мест­ные дей­ствия СССР и США про­тив на­цист­ской Гер­ма­нии в ходе Вто­рой ми­ро­вой войны, по­сле­во­ен­ная по­ли­ти­ка ока­за­лась по­став­лен­ной в за­ви­си­мость от идео­ло­ги­че­ских и дру­гих раз­но­гла­сий. Какие факты под­твер­жда­ют на­ли­чие между двумя стра­на­ми раз­но­гла­сий, су­ще­ство­вав­ших во вто­рой по­ло­ви­не 1940-х гг. и по­лу­чив­ших на­зва­ние «хо­лод­ная война»? При­ве­ди­те любые три факта

-создание НАТО 1949 год;

-речь Черчилля в Фултоне, начало "холодной" войны 1946 год;

-создание ФРГ и ГДР

5. Про­чти­те от­ры­вок из до­кла­да по­ли­ти­че­ско­го де­я­те­ля на съез­де пар­тии.

«В на­сто­я­щем до­кла­де не ста­вит­ся за­да­ча дать все­сто­рон­нюю оцен­ку жизни и де­я­тель­но­сти Ста­ли­на. О за­слу­гах Ста­ли­на при его жизни на­пи­са­но впол­не до­ста­точ­ное ко­ли­че­ство книг, бро­шюр, ис­сле­до­ва­ний. Об­ще­из­вест­на роль Ста­ли­на в под­го­тов­ке и про­ве­де­нии со­ци­а­ли­сти­че­ской ре­во­лю­ции, в граж­дан­ской войне, в борь­бе за по­стро­е­ние со­ци­а­лиз­ма в нашей стра­не. Это всем хо­ро­шо из­вест­но. Сей­час речь идёт о во­про­се, име­ю­щем огром­ное зна­че­ние и для на­сто­я­ще­го, и для бу­ду­ще­го пар­тии, - речь идёт о том, как по­сте­пен­но скла­ды­вал­ся культ лич­но­сти Ста­ли­на, ко­то­рый пре­вра­тил­ся на опре­делённом этапе в ис­точ­ник це­ло­го ряда из­вра­ще­ний пар­тий­ных прин­ци­пов, пар­тий­ной де­мо­кра­тии, ре­во­лю­ци­он­ной за­кон­но­сти.

В связи с тем, что не все ещё пред­став­ля­ют себе, к чему на прак­ти­ке при­во­дил культ лич­но­сти, (. ) Цен­траль­ный ко­ми­тет пар­тии счи­та­ет не­об­хо­ди­мым до­ло­жить XX съез­ду Ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии Со­вет­ско­го Союза ма­те­ри­а­лы по этому во­про­су. (. )

Ста­ли­ну были со­вер­шен­но чужды ле­нин­ские черты: про­во­дить тер­пе­ли­вую ра­бо­ту с лю­дь­ми, упор­но и кро­пот­ли­во вос­пи­ты­вать их, уметь по­ве­сти за собой людей не путём при­нуж­де­ния, а ока­зы­вая на них воз­дей­ствие всем кол­лек­ти­вом с идей­ных по­зи­ций. Он от­бра­сы­вал ле­нин­ский метод убеж­де­ния и вос­пи­та­ния; пе­ре­хо­дил с по­зи­ций идей­ной борь­бы на путь ад­ми­ни­стра­тив­но­го по­дав­ле­ния, на путь мас­со­вых ре­прес­сий, на путь тер­ро­ра. Он дей­ство­вал всё шире и на­стой­чи­вее через ка­ра­тель­ные ор­га­ны, часто на­ру­шая при этом все су­ще­ству­ю­щие нормы мо­ра­ли и со­вет­ские за­ко­ны.

Про­из­вол од­но­го лица по­ощ­рял и до­пус­кал про­из­вол дру­гих лиц. Мас­со­вые аре­сты и ссыл­ки тысяч и тысяч людей, казни без суда и нор­маль­но­го след­ствия по­рож­да­ли не­уве­рен­ность, вы­зы­ва­ли страх и даже озлоб­ле­ние».

Ука­жи­те год съезда, автора доклада и не менее трёх по­след­ствий дан­но­го до­кла­да для стра­ны и меж­ду­на­род­ных от­но­ше­ний.

Читайте также: