Как пополняются внешние справочники конструктора цифровых регламентов

Обновлено: 01.05.2024

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 20 июля 2021 года N 1228

Об утверждении Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

1. Утвердить прилагаемые:

2. Признать утратившими силу акты и отдельные положения актов Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

3. Рекомендовать высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и местным администрациям руководствоваться Правилами, утвержденными настоящим постановлением, при утверждении порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, административных регламентов предоставления муниципальных услуг, проведения экспертизы проектов административных регламентов исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, административных регламентов предоставления муниципальных услуг.

4. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации до 1 декабря 2021 г. обеспечить доработку федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" в целях реализации Правил, утвержденных настоящим постановлением.

5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 декабря 2021 г., за исключением пункта 4 настоящего постановления, который вступает в силу со дня официального опубликования настоящего постановления, и пунктов 1 и 13 приложения к настоящему постановлению, которые вступают в силу с 1 января 2025 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 20 июля 2021 года N 1228

Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" (далее соответственно - орган, предоставляющий государственные услуги, административный регламент).

2. Административные регламенты разрабатываются и утверждаются органами, предоставляющими государственные услуги.

3. Административные регламенты разрабатываются в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в соответствии с единым стандартом предоставления государственной услуги (при его наличии) после внесения сведений о государственной услуге в федеральную государственную информационную систему "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - реестр услуг).

В случае если нормативным правовым актом, устанавливающим конкретное полномочие органа, предоставляющего государственную услугу, предусмотрено принятие отдельного нормативного правового акта, устанавливающего порядок осуществления такого полномочия, наряду с разработкой этого нормативного правового акта подлежит утверждению административный регламент предоставления соответствующей государственной услуги. При этом указанным порядком осуществления полномочия, утвержденным нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа государственного внебюджетного фонда или государственной корпорации, не регулируются вопросы, относящиеся к предмету регулирования административного регламента в соответствии с настоящими Правилами.

Исполнение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Российской Федерации, переданных им на основании федеральных законов с предоставлением субвенций из федерального бюджета, осуществляется в порядке, установленном административным регламентом предоставления государственной услуги в сфере переданных полномочий, который утверждается соответствующим федеральным органом исполнительной власти, если иное не установлено федеральным законом.

4. Разработка, согласование, проведение экспертизы и утверждение проектов административных регламентов осуществляются органами, предоставляющими государственные услуги, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение экспертизы, с использованием программно-технических средств реестра услуг.

5. Разработка административных регламентов включает следующие этапы:

а) внесение в реестр услуг органами, предоставляющими государственные услуги, сведений о государственной услуге, в том числе о логически обособленных последовательностях административных действий при ее предоставлении (далее - административные процедуры);

в) автоматическое формирование из сведений, указанных в подпункте "б" настоящего пункта, проекта административного регламента в соответствии с требованиями к структуре и содержанию административных регламентов, установленными разделом II настоящих Правил.

6. Сведения о государственной услуге, указанные в подпункте "а" пункта 5 настоящих Правил, должны быть достаточны для описания:

всех возможных категорий заявителей, обратившихся за одним результатом предоставления государственной услуги и объединенных общими признаками;

уникальных для каждой категории заявителей, указанной в абзаце втором настоящего пункта, сроков и порядка осуществления административных процедур, в том числе оснований для начала административных процедур, критериев принятия решений, результатов административных процедур и способов их фиксации, сведений о составе документов и (или) информации, необходимых для предоставления государственной услуги, основаниях для отказа в приеме таких документов и (или) информации, основаниях для приостановления предоставления государственной услуги, критериях принятия решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) государственной услуги, а также максимального срока предоставления государственной услуги (далее - вариант предоставления государственной услуги).

Сведения о государственной услуге, преобразованные в машиночитаемый вид в соответствии с подпунктом "б" пункта 5 настоящих Правил, могут быть использованы для автоматизированного исполнения административного регламента после вступления в силу соответствующего административного регламента.

7. При разработке административных регламентов органы, предоставляющие государственные услуги, предусматривают оптимизацию (повышение качества) предоставления государственных услуг, в том числе возможность предоставления государственной услуги в упреждающем (проактивном) режиме, многоканальность и экстерриториальность получения государственных услуг, описания всех вариантов предоставления государственной услуги, устранение избыточных административных процедур и сроков их осуществления, а также документов и (или) информации, требуемых для получения государственной услуги, внедрение реестровой модели предоставления государственных услуг, а также внедрение иных принципов предоставления государственных услуг, предусмотренных Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

8. Наименование административных регламентов определяется органами, предоставляющими государственные услуги, с учетом формулировки нормативного правового акта, которым предусмотрена соответствующая государственная услуга.

II. Требования к структуре и содержанию административных регламентов

9. В административный регламент включаются следующие разделы:

а) общие положения;

б) стандарт предоставления государственной услуги;

в) состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур;

г) формы контроля за исполнением административного регламента;

д) досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, многофункционального центра, организаций, указанных в части 1_1 статьи 16 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", а также их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, работников.

10. В раздел "Общие положения" включаются следующие положения:

а) предмет регулирования административного регламента;

б) круг заявителей;

в) требование предоставления заявителю государственной услуги в соответствии с вариантом предоставления государственной услуги, соответствующим признакам заявителя, определенным в результате анкетирования, проводимого органом, предоставляющим услугу (далее - профилирование), а также результата, за предоставлением которого обратился заявитель.

11. Раздел "Стандарт предоставления государственной услуги" состоит из следующих подразделов:

а) наименование государственной услуги;

б) наименование органа, предоставляющего государственную услугу;

в) результат предоставления государственной услуги;

г) срок предоставления государственной услуги;

д) правовые основания для предоставления государственной услуги;

е) исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги;

ж) исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги;

з) исчерпывающий перечень оснований для приостановления предоставления государственной услуги или отказа в предоставлении государственной услуги;

и) размер платы, взимаемой с заявителя при предоставлении государственной услуги, и способы ее взимания;

к) максимальный срок ожидания в очереди при подаче заявителем запроса о предоставлении государственной услуги и при получении результата предоставления государственной услуги;

л) срок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;

м) требования к помещениям, в которых предоставляются государственные услуги;

н) показатели доступности и качества государственной услуги;

о) иные требования к предоставлению государственной услуги, в том числе учитывающие особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах и особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

12. Подраздел "Наименование органа, предоставляющего государственную услугу" должен включать следующие положения:

а) полное наименование органа, предоставляющего государственную услугу;

б) возможность (невозможность) принятия многофункциональным центром решения об отказе в приеме запроса и документов и (или) информации, необходимых для предоставления государственной услуги (в случае, если запрос о предоставлении государственной услуги может быть подан в многофункциональный центр).

13. Подраздел "Результат предоставления государственной услуги" должен включать следующие положения:

наименование результата (результатов) предоставления государственной услуги;

наименование и состав реквизитов документа, содержащего решение о предоставлении государственной услуги, на основании которого заявителю предоставляется результат государственной услуги;

состав реестровой записи о результате предоставления государственной услуги, а также наименование информационного ресурса, в котором размещена такая реестровая запись (в случае, если результатом предоставления государственной услуги является реестровая запись);

наименование информационной системы, в которой фиксируется факт получения заявителем результата предоставления государственной услуги;

способ получения результата предоставления государственной услуги.

14. Положения, указанные в пункте 13 настоящих Правил, приводятся для каждого варианта предоставления государственной услуги в содержащих описания таких вариантов подразделах административного регламента.

15. Подраздел "Срок предоставления государственной услуги" должен включать сведения о максимальном сроке предоставления государственной услуги, который исчисляется со дня регистрации запроса и документов и (или) информации, необходимых для предоставления государственной услуги:

в органе, предоставляющем государственную услугу, в том числе в случае, если запрос и документы и (или) информация, необходимые для предоставления государственной услуги, поданы заявителем посредством почтового отправления в орган, предоставляющий государственную услугу;

в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал государственных и муниципальных услуг), на официальном сайте органа, предоставляющего государственную услугу;

в многофункциональном центре в случае, если запрос и документы и (или) информация, необходимые для предоставления государственной услуги, поданы заявителем в многофункциональном центре.

Максимальный срок предоставления государственной услуги для каждого варианта предоставления услуги приводится в содержащих описания таких вариантов подразделах административного регламента.

16. Подраздел "Правовые основания для предоставления государственной услуги" должен включать сведения о размещении на официальном сайте органа, предоставляющего государственную услугу, а также на Едином портале государственных и муниципальных услуг перечня нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственной услуги, информации о порядке досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) органов, предоставляющих государственные услуги, а также их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, работников.

17. Подраздел "Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги" должен включать исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия, а также следующие положения:

состав и способы подачи запроса о предоставлении государственной услуги, который должен содержать:

До конца 2022 года регламенты по всем федеральным услугам должны быть переведены в цифровой формат, конструктор цифровых регламентов заработал с 1 декабря, заявила директор департамента обеспечения качества предоставления государственных услуг населению Минэкономразвития Елена Казмерчук на круглом столе в Совете Федерации «Актуальные вопросы увеличения доли массовых социально значимых услуг в электронном формате».

По её словам, закрепление новых принципов оказания госуслуг позволит выполнить поручение президента — обеспечить к 2024 году предоставление абсолютного большинства массовых социально значимых услуг в дистанционном формате.

Основные принципы нового порядка предоставления госуслуг — проактивный формат, реестровость и экстерриториальность — были установлены в законе, принятом в конце прошлого года, напомнила Казмерчук. Согласно новым положениям, все массовые социально значимые услуги должны быть включены в реестр госуслуг.

«Во исполнение этого положения Минэкономразвития разработало постановления о новых правилах создания административных регламентов и о требованиях к реестру государственных услуг», — сказала Казмерчук. Эти новшества позволят полностью пересмотреть процесс конструирования всех госуслуг, сообщила она. Новый порядок, по словам Казмерчук, позволяет собирать административный регламент как конструктор из стандартных блоков информации, содержащейся в реестре госуслуг.

«Цифровой административный регламент станет отправной точкой процесса предоставления госуслуг как с использованием платформы государственных сервисов, так и порталов предоставления услуг», — сказала представитель ведомства. Особую роль конструктор цифровых регламентов, по её словам, сыграет в цифровизации массовых социально значимых услуг.

В соответствии с законодательством до конца 2022 года регламенты по всем федеральным услугам должны быть переведены в цифровой формат, сообщила Казмерчук. Все региональные административные регламенты должны быть приведены в соответствие с новыми принципами до конца 2023 года.

«Сам конструктор цифровых регламентов заработал со вчерашнего дня. Сотрудники 15 федеральных органов власти уже приступили к разработке своих цифровых регламентов», — сообщила представитель Минэкономразвития.

По её словам, ожидается, что к концу года будут разработаны административные регламенты по порядка 50 федеральным государственным услугам, а с начала следующего года начнётся процесс разработки цифровых административных регламентов по всем массовым социально значимым услугам. Это, указала Казмерчук, станет началом большой работы по исполнению майского поручения президента, озвученного в ходе Послания Федеральному Собранию, в соответствии с которым к 2024 году необходимо обеспечить предоставление абсолютного большинства государственных и муниципальных услуг гражданам дистанционно в режиме 24 часа в сутки 7 дней в неделю, и в том числе в МФЦ.

На портале реализован новый инструмент запуска госуслуг – визуальный конструктор. С его помощью аналитики и разработчики ведомств могут «собирать» услуги в самые короткие сроки, что повышает доступность электронных сервисов для граждан. Для работы в конструкторе достаточно базовых знаний программирования. Об этом CNews сообщили представители Минцифры.

«Смысл визуального конструктора услуг заключается в самостоятельном выводе ведомством своих сервисов на “Госуслугах”. Конструктор позволяет проектировать услугу на основе стандартных элементов по “принципу LEGO”. Первые ведомства уже успешно запустили свои услуги таким способом. При этом сроки вывода при использовании конструктора по сравнению со стандартными инструментами сократились примерно в три раза», – отметил замглавы Минцифры Дмитрий Огуряев.

Как сейчас проектируются услуги

Стандартный подход в проектировании сервиса зачастую строится от нормативного акта, регулирующего госуслугу. После принятия закона или постановления продумывается процесс предоставления сервиса, далее для данного процесса проектируются форматы (источники данных) и лишь на финальном этапе разрабатываются фронтальные формы – то, как пользователь видит услугу на портале.

Какие преимущества дает визуальный конструктор

Визуальный конструктор «Госуслуг» гораздо больше, чем просто техническое решение. Такой подход к проектированию сервиса строится из потребностей пользователя: сначала продумываются фронтальные формы, подходящие к жизненной ситуации, затем подбирается вид сведений, которые необходимы для предоставления сервиса, и лишь на конечном этапе услуга фиксируется в нормативно-правовых актах. Благодаря такому подходу услуга становится более удобной, простой и понятной пользователю.


«Впервые мы использовали конструктор при переводе государственных услуг Росаккредитации в электронный вид. Функционал конструктора существенно сократил сроки технологического процесса по выводу интерактивных форм в промышленную эксплуатацию, весь процесс занял всего три месяца. Процедура создания экранных форм включает интуитивно понятный интерфейс по базовым компонентам, есть возможность оперативно вносить правки и отслеживать результат без ожидания публикаций в среде разработки. Теперь мы и дальше планируем при работе с органами государственной власти самостоятельно собирать интерактивные формы, исключив из процесса разработчиков портала. Это позволит оптимизировать ресурсы и ускорить темпы цифровой трансформации», – сказал заместитель генерального директора компании-разработчика «Ред софт» Алексей Коптев.

В визуальном конструкторе работают более 40 ведомств, а шесть сервисов уже успешно выведены на портал. Например, 7000 заявлений уже подано на созданную в конструкторе услугу «Отправка уведомлений МЧС о выполнении работ по монтажу и обслуживанию средств пожарной безопасности зданий». К новации также присоединились регионы: ЯНАО, Оренбургская, Тульская, Новосибирская области. Первые региональные сервисы, созданные в конструкторе, появятся в июле 2022 г.

К концу 2022 г. более половины сервисов на портале будет разрабатываться внутри визуального конструктора. Остальные, требующие особых настроек и кастомизации, будут по-прежнему создаваться разработчиками портала.

Спецпроекты


Обзор: Импортозамещение 2022

Платформа-конструктор: создаем информационные системы управления регионального и федерального уровней

Сегодня крупные организации и органы власти столкнулись с необходимостью форсировать процессы цифровой трансформации. Оптимальным инструментом для построения информационных систем становятся технологически продвинутые цифровые платформы. Отечественная цифровая платформа SiTex аккумулирует в себе богатый инструментарий для кастомизации и глубокую отраслевую экспертизу разработчика, что позволяет создавать гибкие, высокопроизводительные информационные системы, адаптированные под необходимость постоянных изменений в условиях ограничений по бюджетам и срокам.

Какая она, идеальная платформа будущего?

Высокая скорость изменений в современном мире привела к настоящим прорывам в качестве цифровизации. Важнейшим свойством информационных систем организаций стала гибкость — большинство новых задач требует специализированного подхода, который сложно реализовать посредством готовых продуктов. На смену прежней стратегии автоматизации, когда для решения задач выбирался коробочный продукт или с нуля разрабатывалось собственное ИТ-решение, приходит новая. Информационные системы строятся на базе цифровых преднастроенных платформ с возможностью кастомизации и доработки любого уровня сложности.

Другой важной чертой современных информационных систем, особенно для крупных организаций, является легкость масштабирования. Возрастающая популярность электронных услуг и сервисов приводит к дефициту мощностей, необходимых для корректной работы существующих систем. Задачи быстрого выделения нужного количества ресурсов при росте нагрузки уже невозможно решать, используя старые подходы, тем более в сжатые сроки. Россия не отстает в освоении новых подходов к масштабированию информационных систем от мирового сообщества: ИТ-инфраструктура все большего числа организаций размещается в облаках, частных корпоративных или публичных.

Изменились и ожидания заказчиков. Если раньше внедренческие компании могли «гастролировать» по регионам или организациям и внедрять в каждом из них систему отдельно и не спеша, то сегодня, под меняющиеся законы и проводимые реформы, сроки проектов сжались до нескольких месяцев на внедрение кардинально новой информационной системы уровня страны.

Состоящая из отдельных универсальных (переиспользуемых) сервисов, которые можно собирать в отдельные композитные приложения для решения конкретных задач, современная информационная система может быть сравнима с конструктором Lego, с помощью которого организация строит свой цифровой контур. Эта метафора подходит применительно к подходу в работе «Систематики Консалтинг» над проектами, в которых продукты линейки SiTex и множество разработанных микросервисов собираются в композитные приложения и становятся компонентами больших облачных цифровых платформ. Такой подход дает возможность заказчикам переиспользовать лучшие практики и лучшие решения, аккумулирующие 25-летний опыт и экспертизу разработчика.

Универсальность vs Кастомизация

Информационные системы на базе SiTex работают в более чем 30 субъектах Российской Федерации. Это решения для МФЦ, информационные системы для социальной поддержки населения, разнообразные масштабные системы управления информацией регионального и федерального уровней.

Сегодня SiTex эволюционно развивается в сторону микросервисной архитектуры. Это ИТ-продукты на актуальных технологических стеках, созданные с использованием современных подходов к разработке программного обеспечения. При создании новой функциональности учитываются отзывы и рекомендация заказчиков и конечных пользователей.


SiTex легко встраивается в существующий ИТ-ландшафт, обеспечивая возможность информационного взаимодействия с системами и базами данных заказчика на основе стандартизированных протоколов обмена. К цифровой платформе SiTex могут быть подключены как микросервисы собственной разработки, так и сторонних разработчиков. Таким образом, под нужды конкретного заказчика могут быть кастомизированы и отдельные функциональные блоки, и приложение в целом.

Цифровая платформа поддерживает кроссплатформенность и может использоваться с основными типами операционных систем и СУБД. SiTex включена в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, имеет лицензии ФСБ и ФСТЭК.

High Load в фокусе внимания

Для таких нагрузок нужен не только оптимальное программного обеспечение для написания кода, но и правильно выбранные средства хранения данных. SiTex использует базы данных разного типа для разных сервисов, и может вспомогательно задействовать довольно большой спектр внешнего ПО. При необходимости используемое ПО или базы данных могут быть заменены на более подходящие, при этом изменения будут внесены только в те сервисы или модули, которые требуют изменений.

Чтобы система могла выдерживать значительные нагрузки, часть модулей функционирует в среде Kubernetes — открытого программного обеспечения для автоматизации развёртывания, масштабирования контейнеризированных приложений и управления ими.

Управление крупным регионом с решением «Систематика Консалтинг»

В проекте «Систематика Консалтинг» по созданию центра управления одним из крупных регионов (ЦУР) требовалось разработать единую систему для мониторинга качества предоставления услуг федеральными и местными органами власти. В качестве основы для разработки был взят SiTex с его стандартными блоками публикаций и страниц. Чтобы графики имели современный дизайн и были интерактивными, использовалась внешняя библиотека Highcharts, написанная на JavaScript.

ЦУР представляет собой дашборд губернатора региона, где можно отследить просрочки по услугам, отстающих и лидеров по ведомствам и МФЦ, аналитику прироста заявлений относительно предыдущего периода и многое другое. Есть несколько параметров, по которым происходит оценка качества и скорости оказания услуг. Это статус заявления, просрочка исполнения, а также способ подачи, то есть откуда пришло заявление. Решение «Систематика Консалтинг» позволяет расширить аналитические возможности системы региона в части получения детальной аналитики по каждому заявлению: например, причину просрочки, детали его обработки и т.п.

Самым сложным в реализации проекта оказался просчет статистики. Команде проекта пришлось несколько раз оптимизировать процесс и переделывать алгоритм общей агрегации данных — по мере роста количество данных просчет занимал все больше времени. В результате удалось реализовать такой алгоритм, что на так называемую «ночную задачу», или обработку общей статистики за сутки, уходит примерно 5-7 минут. Все остальные данные динамические и изменяются на ходу, для их учета требуются миллисекунды. При этом система работает стабильно вне зависимости от количества подключенных к ней региональных ведомств и МФЦ.

Масштабы подобного регионального проекта нельзя назвать небольшими: к ЦУР данного региона подключены 40 профильных ведомств и все МФЦ. За год накоплено порядка 15 миллионов заявлений. На каждое заявление приходится в среднем 4-5 записей, это порядка 50 миллионов записей статусов. Заявки от жителей поступают не только с РПГУ, МФЦ и профильных ведомств, но и со специализированного портала и системы, а также горячей линии губернатора и других общественных приемных. Ограничений в этом плане нет: внешние системы имеют возможность писать данные через стандартный модуль истории SiTex в нужном формате.

Системы социальной поддержки населения на базе SiTex

«Систематика Консалтинг» много лет занимается созданием информационных систем для органов социальной защиты населения и социальной сферы регионов в целом. На платформе SiTex разработана специализированная система Электронный социальный регистр населения (ЭСРН), позволяющая обеспечить предоставление гражданам мер социальной поддержки.

Цифровая платформа SiTex, на базе которой разработана система ЭСРН, может использоваться как low-code платформа для быстрой разработки новых сервисов и автоматизации административных процессов без использования программирования. Широкие возможности SiTex в качестве средства создания прототипов позволяет сотрудникам ведомств своими силами формировать любые агрегированные аналитические данные в различных срезах и выгружать их из системы, настраивать интерфейсное расположение учетных данных, создавать несложные учетные подсистемы и пр.


Информационные системы строятся на базе цифровых преднастроенных платформ с возможностью кастомизации

Система способна обеспечить качественно новый подход для запуска новых сервисов в работу, особенно необходимый органам социальной защиты в условиях массовой оцифровки федеральных и муниципальных мер социальной поддержки. Например, комплексная автоматизация процесса денежных выплат семьям с детьми от 3 до 7 лет, и среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума, анонсированных весной 2020 года, заняла всего 2 месяца. Услуга Ежемесячной денежной выплаты 3-7 лет была реализована по принципу предоставления гражданами только удостоверения личности и заявления одной из первых. Чтобы остальную работу по сбору персональных данных (из ФНС, ЗАГС, ПФР и других ведомств) могло взять на себя министерство, в системе налажено межведомственное взаимодействие с использованием СМЭВ. Успешность проекта автоматизации предоставления ежемесячной денежной выплаты детям дошкольного возраста была отмечена министром цифрового развития и связи Оренбургской области.

ЭСРН позволяет в сжатые сроки реализовывать пробные проекты автоматизации новых федеральных инициатив, оперативно переводить массовые социально-значимые услуги в электронный формат или организовывать межведомственное взаимодействие с использованием СМЭВ. В настоящее время ведется разработка подобного пилотного проекта — Системы долговременного ухода за инвалидами и пожилыми людьми.

ЭСРН может быть интегрирована не только с ведомственными информационными системами, но и с региональными картами платежной системы «Мир» с нефинансовыми сервисами. В Оренбургской области подобная интеграция выполнена с региональной Картой оренбуржца. В перспективе карта оренбуржца должна стать универсальной картой жителя региона, выполняющей функции полиса ОМС, рецепта на льготные лекарства, единой транспортной карты, бумажной справки для проезда в пригородных поездах. В органах соцзащиты и соцобслуживания населения карта может заменить паспорт – в считанные секунды сотрудники считают с нее всю необходимую информацию о владельце.

АРМ сотрудника органа власти: максимальная автоматизации процессов

При создании новых версий продуктов на базе SiTex усилия проектных команд сконцентрированы на оптимизации и максимальной автоматизации рабочих процессов заказчиков, повышении скорости обработки входящей информации и упрощении работы пользователей. «АРМ ППУ 2.0», один из продуктов «Систематика Консалтинг», позволяет в автоматическом или полуавтоматическом режиме рассматривать заявления граждан на предоставление госуслуг и принимать решения по ним.

Интерфейс и архитектура решения стратегически продуманы для дальнейшего движения в сторону Big Data, машинного обучения и искусственного интеллекта. В системе агрегируется большой объем данных, которые в дальнейшем могут быть использованы для анализа и оптимизации процессов оказания государственных услуг населению, начиная от улучшения формы заявления (какие поля в ней нужны, как они должны быть расположены для максимально комфортной работы гражданина) и заканчивая оптимизацией административного регламента оказания услуги.

Для минимизации участия сотрудника органа власти в процессе оказания государственных и муниципальных услуг в системе предусмотрено автоматическое заполнение полей данных, номеров заявлений, автоматическое формирование и отправка межведомственных запросов. Перевести обработку заявлений в полностью автоматический режим позволяют автоматическая отправка межведомственных запросов по сложным комплексным сценариям и цепочек запросов и алгоритмизация критериев принятия решения по оказанию услуги для автоматического вынесения резолюций.

По подсчетам заказчика решения, ГКУ ТО «Центр информационных технологий Тюменской Области», после автоматизации затраты на прием, регистрацию и обработку сложных заявлений снизились со 120 до 30 минут, а обработка простого заявления теперь занимает всего 2-3 минуты, вместо 60 минут.

Актуальные задачи и эволюция Sitex

Среди последних новинок продуктовой линейки SiTex — новые микросервисы для отправки уведомлений, межведомственных запросов. «Сервис реестров лицензий» — микросервис, предназначенный для создания и хранения реестровых записей о результатах оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Решение может быть настроено под конкретную услугу и интегрировано с любыми внешними системами. Сервис реестров лицензий был использован как компонент в первом в стране проекте по автоматизации процедуры направления и подписания концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве на региональном интернет-портале государственных и муниципальных услуг Нижегородской области.

Кроме десктопных приложений, продуктовая линейка SiTex дополняется мобильными приложениями. Кроссплатформенное мобильное приложение с поддержкой нативных графических интерфейсов «Госуслуги.Регион» позволяет иметь доступ к региональному порталу госуслуг и использовать его сервисы в режиме 24/7. В мобильном приложении можно подать заявления, получить уведомления о ходе их рассмотрения, записаться на прием в ведомство и многое другое.

SiTex как продукт для импортозамещения аккумулирует в себе мощное ядро, богатый инструментарий для кастомизации и глубокую отраслевую экспертизу разработчика. Это позволяет создавать гибкие, высокопроизводительные информационные системы, адаптированные под необходимость постоянных изменений в условиях ограничений по бюджетам и срокам.

Ключевой компонент успеха — люди

«Систематика Консалтинг» сегодня – это команда увлеченных профессионалов с глубокой экспертизой в предметной области, которая 25 лет решает задачи обеспечения максимальной эффективности управления процессами предоставления государственных услуг в электронном виде. Сейчас в компании работают более 300 разработчиков, архитекторов, аналитиков, руководителей проектов.

Вадим Злобин, генеральный директор и лидер команды на протяжении более 20 лет: «В процессе развития цифровой платформы «Систематике Консалтинг» удалось добиться синергии накопленного опыта внедрения и сопровождения создаваемых систем и работы в стиле R&D, постоянно двигающей наши технологии вперед. Сегодня мы, как разработчик современной отечественной цифровой платформы, активно используем в работе над масштабными проектами собственные технические и организационные методики, что позволяет вести проекты «под ключ», учитывая особенности и потребности конкретных регионов страны и федеральных заказчиков компании».

Без внимания экспертов не остаются и последние общемировые тренды в сфере технологий. Это позволяет команде мыслить стратегически, планируя возможные траектории развития информационных систем заказчиков и выбирая наиболее подходящий стек технологий для развития своей продуктовой линейки.

Читайте также: