Как сделать из лего венерину мухоловку

Обновлено: 05.05.2024

Насекомоядные растения (используются также термины хищные растения и плотоядные растения) — собирательное название около 600 видов растений из 19 семейств, которые приспособились к ловле и перевариванию небольших животных, в основном насекомых. Таким образом, они дополняют своё нормальное автотрофное питание (фотосинтез) одной из форм гетеротрофного питания. В результате насекомоядные растения менее зависят от почвенного неорганического азота, необходимого для синтеза их собственных белков.

Насекомоядные -преимущественно многолетние травянистые растения, встречающиеся во всех частях света. На территории СНГ встречаются 18 видов из четырёх родов, относящихся к двум семействам: Росянковые и Пузырчатковые.

Считается, что истинные насекомоядные растения эволюционировали независимо друг от друга в пяти различных группах цветковых растений.

Все насекомоядные растения можно условно разделить на две группы по механизму ловли:

активно ловящие — с активно движущимися органами для ловли насекомых (росянка, мухоловка);

- со слизистыми и клейкими выделениями на листьях, улавливающими насекомых (росолист, жирянка);

- с ловушками — кувшинчиками, пузырьками и тому подобным (пузырчатка, непентес, генлисия, саррацения).

Растения используют пять основных типов ловушек для ловли добычи:

ловчие листья в форме кувшинов;

листья, которые смыкаются в виде капканов;

ловушка типа крабовой клешни.

Тип ловушки не зависит от принадлежности растения к определённому семейству. [3]

Венерина мухоловка ( Dionaea muscipula ) известна как самое знаменитое хищное растение в мире. (Рисунок 2.1.1, Приложения) Оно обладает невероятными рефлексами, которые помогают поедать жуков и даже лягушек. Растение заманивает свою жертву благодаря ароматному и сладкому нектару. Но как бы приятно это не звучало, Венерина мухоловка выглядит довольно устрашающе. Хотя цветы этого растения весьма привлекательны, ее листья напоминают капкан или раскрытую, голодную и очень зубастую пасть. Внутри капкан покрыт тонкими и очень чувствительными волосками, задев которые жертва активирует захлопывание ловушки. (Рисунок 2.1.2, Приложения) Механизм этот мухоловка совершенствовала долгие годы эволюции. [4]

Биологи из Германии изучая венерину мухоловку, обнаружили у нее своеобразные способности к арифметике. Чтобы створки сомкнулись необходимо задеть минимум 2 волоска с интервалом не более 20 секунд. Необходимые для переваривания ферменты начинают выделяться после того, как насекомое коснулось волосков в третий и четвертый раз. А процесс всасывания питательных веществ стартует уже с пятого прикосновения.

Механизм ловушки относится к активно ловящим, то есть с активно движущимися органами для ловли насекомых. [3] Построен он на химических и клеточных процессах. Когда жертва стимулирует чувствительные волоски, генерируется потенциал действия за счет ионов калия, который распространяется по долям листа и стимулирует клетки. Когда ловушка открыта, ее доли изогнуты наружу (так жертве будет проще попасть в ловушку), а когда ловушка закрывается, доли изгибаются в обратном направлении. Таким образом формируется внутреннее пространство. Живая жертва не будет стоять на месте, а будет постоянно двигаться, пытаясь выбраться. Постоянные движения жертвы стимулируют волоски, что приводит к выделению пищеварительного фермента. [5]

Росянки — одни из наиболее распространенных среди насекомоядных растений. Такое название цветок получил за счёт капель жидкости, что выделяются на волосках, расположившихся на его листьях. Один из видов: росянка круглолистная (Рисунок 2.2.1, Приложения), или обыкновенная росянка — морозостойкое розеточное растение, наиболее широко распространённый вид произрастающих на территории нашей страны. [3] В Красном списке 1997 года она помещена среди находящихся в опасности видов.

Ловчие листья этого растения необычны — они напоминают небольшую тарелочку, верхняя часть которой покрыта многочисленными волосками, а на кончике каждого из них — искрящаяся на солнце капелька клейкой жидкости, привлекающая внимание потенциальной жертвы. Манящая капля “росы” оказывается на поверку липкой слизью, которая и лишает насекомое возможности спастись. Лист росянки необычайно чувствителен — достаточно легчайшего прикосновения, и все его волоски приходят в движение, изгибаясь к центру в стремлении как можно “щедрее” облепить жертву клейким веществом и переместить ее в самую середину листа — туда, где находятся пищеварительные ворсинки. Постепенно лист росянки смыкается над насекомым, превращаясь в некое подобие крошечного желудка. (Рисунок 2.2.1, Приложения) Процесс пищеварения обычно занимает несколько дней.[9]
Если на растение попадет дождевая капля, песок, земля росянка не реагирует.

Железы росянки выделяют жидкость, содержащую органические кислоты (в основном бензойную и муравьиную) и пищеварительные ферменты типа пепсина, расщепляющие белки насекомого до более простых соединений, которые растение способно усвоить. Чарльз Дарвин, проводивший многочисленные наблюдения и эксперименты с росянкой, обнаружил удивительную способность этого растения переваривать даже кусочки кости и хряща. От насекомых же, пойманных росянкой, остаются лишь нерастворимые ферментами хитиновые покровы, которые вскоре смываются с поверхности ловчего листа дождем или уносятся ветром.

Росянка считается одним из немногих растений с самой быстрой реакцией, ворсинки могут сжиматься со скоростью от десятой доли до пары секунд (в зависимости от вида), после контакта с жертвой.

Саррацения – одно из редких и удивительных растений, называемых зелеными хищниками. Относится она к многолетним травам семейства саррацениевых, все представители которых являются насекомоядными (Рисунок 3.1.1, Приложения).

Произрастая на болотах, бедных питательными веществами, растение, питаясь насекомыми, восполняет дефицит необходимых веществ.

Ареал распространения южная и юго-восточная части Северной Америки вдоль Атлантического побережья, от Канады до Мексиканского залива. Некоторые из видов находятся под угрозой уничтожения. В странах Европы с мягким климатом выращивают как садовую культуру, а в России в частных домашних коллекциях она появилась еще 1950 г.

Необычный образ жизни сказался на внешнем виде растения. У саррацении непосредственно от толстого корневища вырастают видоизмененные листья, свернутые в полую трубочку. Примерно посередине трубочки имеется утолщение, где скапливается вода и куда выделяется секрет, с помощью которого перевариваются попавшие вовнутрь насекомые.

Такое приспособление называется «ловчая яма» или «ловчий кувшинчик», поскольку у большинства видов саррацении листья действительно похожи на миниатюрные кувшинчики. Верхняя часть листа представляет собой раскрытую воронку со своеобразным навесом из листовой пластинки. Края воронки и навес имеют более яркую окраску, часто с декоративными прожилками и узорами, что делает их похожими на цветок и служит для дополнительного привлечения насекомых.

Саррацения относится к пассивным хищникам. Она не удерживает насильно своих жертв. Привлеченные красивым видом и ароматом, который источают специальные железы, выделяющие нектар внутри листа, насекомые постепенно спускаются глубоко вниз. Обратному их движению препятствуют волоски, направление роста которых, ведет к основанию, которыми покрыты стены ловушки.(Рисунок 3.1.2, Приложения)

Попав внутрь «кувшинчика», жертва просто соскальзывает к основанию, даже пауки, которых природа одарила способностью выбираться на любые поверхности, не могут оттуда убежать. В кувшинках находили даже полупереваренные останки маленьких лягушек.

Саррацения относится к самым крупным зеленым хищникам. У нее толстое и продолговатое корневище длиной 25-30 см., а собранные в розетку кувшинчатые листья, которые называются асцидии, в высоту могут достигать 70-100 см. и в диаметре до 8 см. но есть виды и гораздо мельче. Листья обычно светло – зеленые с красноватыми или желтоватыми жилками или пурпурные.[6]

Саррацения Пситтацина – единственный среди представителей рода вид, который отличается агрессивным поведением. Ловчие листья широко распростерты и напоминают клешню с куполовидным навесом. Когда насекомые попадают внутрь, то приклеиваются.

Непе́нтес, или Кувши́ночник (лат. Nepēnthes), — единственный род хищных растений монотипного семейства Непе́нтовые. Научное название рода взято из древнегреческой мифологии , образовано от названия легендарной травы забвения — непенф .

Большинство представителей рода произрастает в тропической Азии, особенно на острове Калимантан. На западе граница распространения рода достигает Сейшельских островов и Мадагаскара, а на востоке — Новой Гвинеи, Северной Австралии и Новой Каледонии.

Виды рода — большей частью кустарниковые или полукустарниковые лианы, произрастающие во влажных местах обитания. Листья непентесов очередные, крупные, с хорошо выраженной выпуклой средней жилкой и более или менее оттянутой верхушкой. Наряду с обычными листьями развиты своеобразные кувшинчатые листья. У таких листьев нижняя часть черешка, ближайшая к стеблю, плоская, широкая и зелёная. Она выполняет функцию фотосинтеза. Далее черешок преображается в тоненький длинный усик, обвивающий ветку дерева-хозяина. На его конце, образованном пластинкой листа, висит кувшин для ловли насекомых, несколько напоминающий необычный яркий цветок. У разных видов непентеса кувшины различного размера, формы и расцветки. Их длина варьирует от 2,5 до 30 см, а у некоторых видов может достигать 50 см. Чаще кувшины окрашены в яркие цвета: красные, матово-белые, расцвеченные пятнистым рисунком или светло-зелёные с пурпуровыми пятнышками. На внешней, более выпуклой стенке кувшина имеется зазубренная оторочка. Верхний его край, загнутый внутрь, покрыт розовыми или лиловыми бороздками, между которыми течёт сладкий душистый нектар, выделяемый железистыми нектарниками.[6](Рисунок 3.2.1, 3.2.2, Приложения)

Цветки мелкие невзрачные двудомные, актиноморфные и безлепестные, с четырьмя (иногда тремя) черепитчатыми чашелистиками.

Плод — кожистая коробочка, разделённая внутренними перегородками на отдельные камеры, в каждой из которых прикреплены к колонке семена с мясистым эндоспермом и прямым цилиндрическим мелким зародышем. Семена мелкие.

Установлены различные симбиотические связи между непентесами и различного вида млекопитающими. Так, было обнаружено, что крупные непентесы помимо поедания насекомых также пользуются помётом горной тупайи: зверьки этого вида забираются на растение, как на унитаз, чтобы полакомиться сладким нектаром. Ободок такого «туалета» не скользкий, а вся конструкция усилена, чтобы выдержать дополнительный вес. Растение, таким образом, пользуясь помётом животного в качестве удобрения, устанавливает с ним симбиотическую связь. (Рисунок 3.2.3, Приложения)

Ещё одним примером взаимовыгодных отношений служит взаимодействие растений вида Nepenthes hemsleyana, растущих на Калимантане, с летучими мышами. Летучие мыши используют кувшины растений как место для сна: здесь их не донимают насекомыепаразиты, кроме того, здесь они не конкурируют за ночлег с другими рукокрылыми. Растения, как и в случае с горными тупайями, получают от животных богатые азотом фекалии.

Непентес относится к насекомоядным растениям. Жертвами растения становятся пауки, муравьи и другие членистоногие, который привлекает сладкий секрет, выделяемый на дне листа. В его кувшинчиках образуется пищеварительный фермент, насекомые, завлеченные ароматом и упавшие в кувшинчик, перевариваются и дают растению недостающие элементы питания. Дело в том, что в природе непентесы растут на очень бедных почвах, где не хватает минеральных веществ, а приспособившись питаться насекомыми, эти растения получают необходимые для развития макро и микроэлементы. (Рисунок 3.2.4, Приложения)
Непентес — это вообще уникальное растение, которое является миксотрофом, то есть он способен использовать разные источники питания и энергии. Первым совершил открытие о существовании растений – хищников Чарльз Дарвин.[7]

Над моделью Венерина мухоловка работал Савелий. Так как это растение является активно ловящим, задача Савелия была создать механизм захлопывания ловушки.(Рисунок 4.1.1, Приложения)

Используя мотор и зубчатую передачу, получилось реализовать идею. Мотор передает энергию на прямозубую среднюю шестеренку, которая является ведущей. (Рисунок 4.1.2, Приложения) Та в свою очередь передает вращение на другое зубчатое колесо, которое переходит в зацепление с еще одним.

Промежуточное и ведомое зубчатые колеса вращаются в разные стороны, тем самым открывая и закрывая ловушку. (Рисунок 4.1.3, Приложения)

Листьями служат изогнутые балки. Роль чувствительных волосков играют Lego украшения виде зубьев.

Управляется модель при помощи программного обеспечения Lego Wedo . При нажатии на клавиатуре на стрелку «вверх», ловушка захлопывается, (Рисунок 4.1.4, Приложения) при нажатии стрелочки «вниз» листья раскрываются. (Рисунок 4.1.5, Приложения)

Еще одного представителя хищников в мире флоры – круглолистную росянку сконструировал Кирилл. (Рисунок 4.2.1, Приложения) Листья с длинными черешками, собраны в прикорневую розетку.

Листья сверху усажены красными кубиками – это железистые волоски. (Рисунок 4.2.2, Приложения) Именно они выделяют жидкость в виде росы и привлекают насекомое своим блеском. В нашей конструкции видно, что растение уже поймало свою жертву – пчелу.

Ресничка, к которой прилипла жертва, согнута к центру листочка так же как и соседние реснички, благодаря чему происходит удушение насекомого. (Рисунок 4.2.3, Приложения)

В завершение всего загибается край листовой пластины, и западня захлопывается. Для этого использовались такие детали как петли и шарниры, обеспечивающие закругление листа. Важным этапом является рычаг, подняв или отпустив который, можно раскрыть/закрыть ловушку. (Рисунок 4.2.4, Приложения)

Василий выбрал Саррацению – одно из редких и удивительных растений. (Рисунок 4.3.1, Приложения)

Саррацения относится к пассивным хищникам. Она не удерживает насильно своих жертв. Конструкция растения состоит из кувшинчика, листочка, опоры и насекомого. У саррацении непосредственно от толстого корневища вырастают видоизмененные листья, свернутые в полую трубочку, похожие на кувшинчик. Примерно посередине этого кувшинчика имимеется утолщение, где скапливается вода и куда выделяется секрет, с помощью которого перевариваются попавшие вовнутрь насекомые. Именно там установлены зубчатые колеса, которые вращает мотор при помощи понижающей передачи. Так Василий показал процесс переваривания насекомого. (Рисунок 4.3.2, Приложения)

Второй мотор отвечает за движение насекомого. Пчела, привлеченная нектаром и ярких окрасом, вращается вокруг кувшинчика.

Включение моторов производится при помощи специального переключателя, работающего от батареек.

Оригинальное растение, которое так же относят к пассивно ловящим – непентос собрал Паша. Задача была - сделать реалистичную конструкцию, сохранив пропорции.

Отличительной особенностью растения являются наличие кувшин образного органа (Рисунок 4.4.1, Приложения), который накрыт сверху изящной изогнутой крышечкой-листком.

Крышка-лист выполняет роль посадочной площадки для насекомых, не позволяет испаряться находящейся внутри жидкости и защищает кувшин от попадания мусора и осадков. В данной модели лист является подвижной частью растения. (Рисунок 4.4.2, Приложения) Он поднимается и опускается при помощи рукоятки. Вращая рукоятку, запускаем сложный механизм – понижающую зубчатую передачу. (Рисунок 4.4.3, Приложения)

Кувшин непентеса в природе достигает 60 см, поэтому данная модель является самой крупной по отношению к другим LEGO растениям.

Так же в модели соблюдена цветовая гамма. Цвета кувшинов от розового до красно-оранжевого. Лист, как правило, в основном имеет зеленый окрас.

Растительный мир очень разнообразен и каждое растение интересно по-своему. Услышав однажды о существовании хищных растений, стало интересно узнать, как они живут и питаются.

На первых этапах изучения, мы узнали, что все насекомоядные растения можно условно разделить на две группы по механизму ловли: активно ловящие и пассивно ловящие.

Мы отобрали по два самых ярких представителя каждого типа и начали подробно изучать их внешний вид и механизм ловушек. Из активно ловящих - это венерина мухоловка и росянка, из пассивно ловящих - саррацения и непентес.

После изучения, мы приступили к практической части. У пассивно ловящих, главная задача была сделать Lego растения реалистичными, сохранив пропорции и цветовую гамму, дополнив конструкцию механизмом. Непентес – яркое растение, внушительных размеров и подвижным листком. Саррацения – растение меньших размеров, в ней используются два мотора. Первый мотор отвечает за движение насекомого, второй - процесс переваривания насекомого, при помощи комбинации зубчатых колес.

У активно ловящих, задачей было реализовать механизм ловушек в точности, как в природе. У Венериной мухоловки – это капкан, который приходит в движение благодаря мотору и зубчатой передачи. У росянки – изгиб листовой пластины, используя шарниры и рычаг.

Наша работа может быть использована на уроках биологии и робототехники.

LEGO Книга идей: новая жизнь старых деталей: 181 удивительный механизм и устройство; [пер. с англ. А. Аревшатян]. – Москва, Издательство «Эсмо», 2015. - 200 с.;

Оценить 1575 0

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Благодарю за отзыв! Да, тема учителя, учительского труда, призвания всегда актуальна - ведь у каждог. Подробнее.

Очень интересная и доступная для детей дидактическая игра «Дорожки», которая помогает сравнивать пре. Подробнее.

Очень интересные и доступные советы логопеда, которые необходимо соблюдать, чтобы сформировать у дет. Подробнее.

Мне очень понравилось развлечение для детей младшего дошкольного возраста "Насекомые - наши маленьки. Подробнее.

Памятка для родителей детей, впервые посещающих детский сад очень нужна в младших группах детского с. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Сертификат соответствия качества предоставляемых услуг рег. № 04 ЕАС1.СУ.01217 от 19.11.2019. Услуга: Дополнительное профессиональное образование.По результатам оценки оказания услуг, оценки процесса оказания услуг и проверки результатов оказываемых услуг данный документ подтверждает соответствие предоставляемых ООО «Центр Развития Педагогики» услуг всем нормативным требованиям.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Мастер-класс

Робот – цветок «Венерина мухоловка»

Составитель: Гринько А.С., Селянин Д.В.,

педагоги дополнительного образования

МАУ ДО ДДТ г. Тобольска

(СП ДТ «Кванториум-Тобольск»)

Цель: собрать действующую м одель робота-цветка «Венерина мухоловка», используя конструктор LEGO Mindstorms EV3

Образовательные:

· изучить механизм захлопывания ловушки у растения «Венерина мухоловка», находящегося в красной книге;

· собрать по инструкции робот-цветок;

· провести испытание работы робота-цветка.

Развивающие:

· развить любознательность, интерес к окружающему миру;

· развить мелкую моторику и художественное восприятие.

Воспитательные:

· воспитать бережное отношение к природе;

· сформировать обобщенные представления детей о том, что человеку необходимо оберегать растительный мир;

· воспитать аккуратность, ответственность, усидчивость, трудолюбие.

Целевая аудитория : 13-15 лет

Продолжительность мастер-класса : 60 минут

Оборудование :

- конструктор LEGO Mindstorms EV3 – 12 шт ;

- программное обеспечение LEGO MINDSTORMS Education EV 3 – 12 шт;

- интерактивная доска – 1 шт;

- ноутбуки – 12 шт;

- пошаговая инструкция по сборке в формате PDF

Название этапа

Время проведения

Оборудование /

Вступительная часть (приветствие, инструктаж)

Педагог: Добрый день!

Рады вас приветствовать на мастер-классе в ДТ «Кванториуме». Какие первые признаки весны вы знаете? (ответы детей) (Почки распускаются, птички поют, лёд таит, цветы начинают распускаться и т.д.)

Педагог: Молодцы! Сегодня мы соберём с вами робот-цветок, который находится в настоящее время в красной книге, так как он на грани вымирания. Выглядит данный цветок — вот так. (Слайд с изображением Венериной Мухоловки). Знаете, как называется этот цветок? (ответы детей)

Педагог: Правильно, это Венерина Мухоловка. А называется он так в честь Венеры – богини любви и растений. Сейчас рядом с каждым из вас находится ноутбук и комплект конструктора. При сборке внимательно следим за деталями, что они никуда не улетали, детали и собранные конструкции из кабинета не выносим, если что-то не получается – всегда можете обратиться к нам за помощью, мы вам в ней не откажем. В конструкторе в каждом отделе лежат определённые детали, какие именно – на самом отсеке есть наклейка с изображением тех деталей, которые там лежат.

Интерактивная доска, презентация

Основная часть (практическая)

Сейчас у каждого из вас на рабочем столе открыт файл с пошаговой сборкой нашего цветка. Если есть какие-то вопросы, то внимательно слушаю (отвечаем на вопросы). Если вопросов больше нет, то предлагаю приступить к сборке, у нас много шагов, поэтому начинаем.

/дети собирают робота по инструкции, ответственный помогает по необходимости, также при возможности ответственный знакомит детей с названиями деталей/.

Ноутбуки, конструкторы, пошаговая инструкция по сборке в формате P DF .

Педагог: Какие вы молодцы! Те, кто не успел собрать можете посмотреть на готовый вариант данного робота цветка. А те, кто успел собрать посмотрите: у всех на контроллерах уже установлена программа для данного робота, поэтому давайте включим контроллер и запустим её. Для этого необходимо: (пошаговые действия прописаны на слайде).

Давайте посмотрим и подумаем, что делает данный робот цветок?

- благодаря датчику касания воссоздаётся процесс того, как Венерина Мухоловка питается насекомыми;

- благодаря датчику цвета, мы наблюдаем процесс того, что цветок, когда темнеет – закрывает свои лепестки, а когда светлеет – раскрывает;

- Венерина Мухоловка не питается по ночам, для неё важнее сон.

Спасибо вам всем большое, что пришли на наш мастер-класс! Вам понравилось? Приходите обязательно ещё!

Список литературы

2. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.

4. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.: Наука, 2013. 319 с

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Технологическая карта занятия

ФИО: Ставенчук Дарья Александровна

Тема занятия: «Венерина Мухоловка»

Цель: формирование конструкторских умений через конструирование модели «Венерина мухоловка» с помощью набора LEGO WEDO и запрограммировать ее.

Образовательные:

1.Способствовать обучению конструирования модели «Венерина мухоловка» с помощью конструктора LEGO WEDO.

2.Способствовать расширению знаний о Венериной мухоловке.

Предметные:

Знают основные принципы механики;

Умеют работать по предложенным инструкциям;

Умеют запрограммировать модель с использованием простейшей программы Lego Wedo.

Развивающие:

1.Развивать познавательный интерес, конструкторское мышление, память, внимание, воображение, творческие способности.

2.Развитие конструктивного мышления средствами робототехники.

3.Развивать мелкую моторику рук.

Метапредметные:

Регулятивные:

формирование умения самоорганизовывать себя; формирование умения связывать и анализировать различные виды информации (рисунок, текст); развитие образного мышления; умение оценивания, самооценивания. Познавательные:

формирование навыков и умений безопасной работы с конструктором и компьютерными устройствами; развитие умения работать в информационной среде с учебными моделями.

Коммуникативные:

развитие взаимопонимания, развитие умения слушать, умения донести до окружающих свою точку зрения, используя нормы этики.

Воспитательные:

1.Приобщать детей к компьютерной культуре, воспитание ответственности за результаты своего труда и умение использовать полученные знания в жизни.

2.Создать условия для формирования эстетического вкуса и культуры труда.

3.Способствовать формированию нравственных качеств личности .

Личностные:

Проявляет познавательный интерес к технике, конструированию и

Материалы и оборудование: конструкторы LEGO WE DO, персональный компьютер, проектор

Технологии: здоровье-сберегающая технология, технология проблемного обучения.

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Замотивировать детей на дальнейшую работу.

Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть.

Словесные (прием «беседа», «слово учителя»), метод эмоционального настроя.

Дети замотивированы и готовы работать.

-Сегодня мы поговорим с вами о хищниках.

- О том, что животные поедают растения, давно всем известно.

-А знаете ли вы, что некоторые растения “ловят” и “поедают” животных? Например, такое хищное растение как Венерина Мухоловка.

-Ребята, кто из вас знает, чем питается Венерина Мухоловка?

Словесные (прием «беседа», «слово учителя»),

Внимательно слушают и отвечают на вопросы

Предполагаемый ответ: «насекомыми»

Этап постановки проблемы

Формулировка темы и цели занятия.

-Ребята, а можно ли сконструировать из конструктора Lego WeDo хищное растение Венерину мухоловку? (Слайд 2)

- А хотите узнать?

- Какова будет цель нашего занятия?

Метод проблемного обучения (прием «наводящих вопросов»,

Отвечают на вопросы учителя.

Умеют формулировать тему и цель занятия.

Этап ознакомления с материалом

Подготовка мышления учащихся к организации осознания ими внутренней потребности.

-Немного о Венериной Мухоловке…

«Венерина Мухоловка» (Слайд 3,4)

Чем питается Венерина Мухоловка? (Слайд 5)

Как образована ловушка этого растения? (Слайд 6)

-Итак, ребята, для начала мы с вами разберем из каких деталей состоит наша модель.

-Модель использует мотор для вращения большого зубчатого колеса. Большое зубчатое колесо вращает коронное колесо. Коронное колесо вращает ось, поворачивающую лепесток цветка и большое зубчатое колесо. Через два малых зубчатых колеса вращение от большого колеса передается на коронное колесо. Коронное зубчатое колесо поворачивает ось с закрепленным на ней вторым лепестком цветка.

-Смотрят презентацию, внимательно слушают учителя.

-Рассматривают вместе с учителем из каких деталей состоит модель.

Дети расширили знания о хищном растении «Венерина Мухоловка».

Знают из каких деталей состоит модель «Венерина Мухоловка».

Этап практического решения проблемы

Конструирование и программирование модели.

-Итак, ребята, мы с вами знаем, что представляет собой растение Венерина Мухоловка и из каких деталей состоит модель.

-Теперь, следуя инструкции, вы самостоятельно попробуете собрать это хищное растение.

- Для начала вспомним ТБ при работе с конструктором и выполним физминутку

«Два на два» – малыш-крепыш,

Мал кирпичик, словно мышь.

А еще есть у меня

Подлиннее – с четырьмя!

А еще в коробке есть

Кирпич ЛЕГО «два на шесть»!

А еще найдем мы в ней

«Два на восемь» – всех длинней!.

-Если у вас возникнут трудности, то можете обратиться ко мне за помощью.

-Молодцы, ребята, у всех здорово получилось!

-А теперь давайте сравним растение Венерина мухоловка и нашу модель. (Слайд 7)

Теперь мы с вами будем программировать нашу модель.

Словесный (беседа), практический метод, художественное слово.

Дети вспоминают ТБ при работе с конструктором, собирают модель Венериной Мухоловки.

Дети умеют конструировать по образцу.

Самооценка учащимися результатов занятия.

- Итак, что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

-Что больше всего вам понравилось?

- Мы достигли нашей цели?

- Ребята, если вам понравилось наше занятие, все было понятно и не возникло вопросов – поднимите 1 руку, если были какие – то сложности и не всё было понятно – 2 руки.

- Спасибо за занятие, мне было очень приятно с вами работать. До свидания!

Мухи — самые распространённые и назойливые насекомые, живущие бок о бок с человеком. Избавление от них порой становится самой настоящей проблемой, при этом часто не обойтись без специальных средств, одно из которых — ловушка для мух. Конечно, можно купить её, но несложно сделать и своими руками.

Нужно ли бороться с мухами и почему

Данные насекомые не только надоедают своим жужжанием — их соседство гораздо опаснее, чем может показаться. Мухи являются переносчиками возбудителей различных заболеваний — кишечных инфекций, болезней глаз, туберкулёза. Также на своих лапках они часто заносят яйца глистов на продукты, на которые садятся. Именно поэтому борьба с ними в помещениях является важной задачей для обеспечения санитарии и сохранения здоровья человека.

муха

Основные виды ловушек, их эффективность, достоинства и недостатки

Одним из самых универсальных средств для истребления нежелательных соседей является ловушка для мух. Собственноручно можно сделать множество вариантов её исполнения из подручных материалов.

Самая простая — из пластиковой бутылки со сладкой приманкой (помогает и от ос)

Ловушка из пластиковой бутылки

Простота изготовления является её главным преимуществом. Для этого нужна одна пустая пластиковая бутылка объёмом 1,5–2 л.

Для того, чтобы сделать ловушку, необходимо:

ловушка для мух из бутылки

  1. Разрезать бутылку на линии, проходящей на 2/3 её высоты.
  2. Верхнюю часть перевернуть и опустить в нижнюю горлышком вниз.
  3. Закрепить обе части скотчем.
  4. Залить в мухоловку приманку — разбавленное варенье, пиво, мёд или сахарный сироп.
  5. Поставить ловушку в комнате, где требуется отловить насекомых.

Недостаток данной мухоловки в том, что небольшая часть насекомых может покинуть ловушку, также нужно постоянно менять приманку с выловленными мухами. Забродившая приманка может неприятно пахнуть.

Вариант из стеклянной банки

Принцип улавливания мухоловки из стеклянной банки такой же, как и в варианте с бутылкой.

Изготавливается она следующим образом:

  1. В банку объёмом от 0,5 до 3 л положить фрукты или же налить сахаросодержащую жидкость.
  2. Воронку для разлива жидкости вставить узким концом в горлышко банки и закрепить её скотчем.
  3. Поставить ловушку в месте, где требуется отловить насекомых.

Эффективность данной мухоловки сравнима с ловушкой из бутылки. Периодически необходимо менять приманку и удалять пойманных насекомых.

Аналог из любой ёмкости и пищевой плёнки

Для изготовления данной мухоловки используется пластиковый контейнер любой формы — круглый или квадратный. Ловушка делается следующим образом:

мухоловка из банки и пленки

  1. В контейнер поместить приманку.
  2. Верх сосуда плотно обтянуть пищевой плёнкой, в которой сделать ножом или шилом небольшие отверстия диаметром 3–4 мм, чтобы в них смогла пролезть комнатная муха.
  3. Ловушку поставить в место с большим количеством насекомых.

Принцип работы ловушки такой же, как и у предыдущих. Некоторые мухи могут покинуть западню, а её эффективность будет зависеть от того, насколько привлекательна для насекомых окажется приманка.

Домашняя липкая лента

Преимущество данной ловушки в том, что мухам не требуется проникать внутрь закрытого пространства, что пугает некоторых насекомых, поэтому её эффективность выше, чем у предыдущих представленных вариантов. Сделать её своими руками можно следующим образом:

  1. Смешать 2 части сосновой смолы с 1 частью льняного масла и небольшим количеством сахарного сиропа.
  2. Нарезать из полиэтиленовой плёнки полосы шириной 3–4 см.
  3. Нанести приготовленную клейкую смесь при помощи кисточки на ленты.
  4. Развесить ловушки в помещении, где требуется уничтожить насекомых.

Одним из недостатков клейких лент является их низкая эстетичность.

«Народные» отпугиватели насекомых — полиэтиленовые пакеты с водой

Простое, хотя и несколько спорное решение защиты от мух. Для того, чтобы сделать такой отпугиватель, нужно следующее:

Изобретатель утверждает, что данное приспособление по эффективности можно сопоставить с противомоскитными сетками, однако это достаточно спорный вопрос.

Подвеска-липучка из компакт-диска

Чтобы изготовить данную ловушку, необходимо следующее:

липучка для мух из диска

  1. Компакт диск намазать мёдом или густым сахарным сиропом.
  2. Поместить его в морозильную камеру на 0,5 часа.
  3. Привязать к диску нитку, за которую подвесить его в помещении, где нужно отловить насекомых.

Недостаток данной мухоловки в том, что периодически необходимо очищать диск от мух, смазывать клейкой основой и отправлять в морозильную камеру.

Как сделать электрическую ловушку мух

Для изготовления этой категории ловушек необходимо обладать электротехническими навыками. К тому же, нужно иметь перечень необходимых материалов, которые окажутся не в каждом доме.

Электросачок: инструкция по изготовлению

Принцип работы данной электроловушки основан на убеждении, что мухи будут лететь на свет лампы, однако даже профессиональные мухоловки с использованием для приманивания ламп оказываются более эффективными против комаров, в то время как мухи, по отзывам пользователей, часто обходят ловушку стороной.

Для изготовления этой мухоловки потребуются следующие материалы и инструменты:

  • Плоскогубцы;
  • Отвёртка;
  • Ножницы по металлу;
  • Небольшой электромоторчик от проигрывателя;
  • Обычная лампочка с патроном;
  • Пара консервных банок с разным диаметром;
  • Алюминиевая или жестяная полоса размером 20х100 мм;
  • 2 шайбы из пластика;
  • Эпоксидная смола с загустителем;
  • Металлические полоски;
  • Шурупы и болты М4;
  • Круглое основание из дерева;
  • Капроновый чулок;
  • Кольцо из резины;
  • Источник питания — пара батареек AA.

Изготовить ловушку необходимо следующим образом:

электросачок на дереве

  1. Из алюминиевой или жестяной пластины вырезать ножницами по металлу винт пропеллера, посередине которого сделать отверстие для его посадки на вал двигателя.
  2. Закрепить его на валу при помощи пластиковых шайб. Для надёжности можно использовать эпоксидный клей.
  3. В деревянном основании закрепить шурупами патрон с лампой.
  4. Соединить контакты патрона со стартером электродвигателя металлическими полосками. Они также выполняют роль кронштейнов. Расстояние между лампочкой и валом электродвигателя должно быть около 5 см.
  5. Установить получившуюся конструкцию в банку так, чтобы лопасти пропеллера были скрыты в ней примерно на 15 мм.
  6. Основание патрона закрыть второй консервной банкой. Между корпусом и крышкой должно быть расстояние около 5 см — чтобы свет был виден насекомым.
  7. На нижнюю часто корпуса прикрепить вырезанный из чулка мешок-ловушку, зафиксировав его резиновым кольцом.
  8. Подключить устройство к источнику питания.

Недостатком этой ловушки является сложность её изготовления и низкая эффективность для ловли мух в сравнении с другими ловушками.

Мухоловка-электрошок

Для приманивания насекомых в данной мухоловке также используется свет лампы, что на практике далеко не всегда оказывается эффективным именно против мух. Чтобы его сделать, потребуются следующие материалы:

  • Лампочка-экономка;
  • Обычная пальчиковая батарейка или «Крона».
  • Высоковольтный модуль.
  • Алюминиевая проволока.

Изготавливается электрошок следующим образом:

  1. Лампочку-экономку разобрать и просверлить два отверстия друг напротив друга по бокам пластикового основания.
  2. Вставить в каждое отверстие алюминиевую проволоку и обмотать ей корпус.
  3. Один из проводов, которые выходят из неоновой лампы, соединить концом проволоки.
  4. Оставшиеся два контакта неоновой лампочки соединить с высоковольтным модулем.
  5. Подключить высоковольтный модуль к батарейкам через кнопку-выключатель.
  6. Зафиксировать модуль и батарейки на корпусе лампочки изолентой.
  7. Включить прибор — привлекаемые светом насекомые при касании алюминиевого провода будут поражаться электрическим током.

Недостаток данной ловушки в том, что она небезопасна и для человека в случае, если по неосторожности коснуться оголённого провода, также у нее низкая эффективность в сравнении с ловушками, в которых в качестве приманки используются сахаросодержащие вещества или феромоны.

Растения, которые едят для мух

Хищные растения — достаточно экзотический способ отлова мух, однако помочь избавиться от нескольких назойливых насекомых они всё же состоянии. Чаще всего в комнатных условиях выращиваются следующие виды:

  • Венерина мухоловка. Этот цветок очень любит свет и высокую влажность, а вот при нарушении этих условий содержания листья превращаются в обычные и теряют свойство ловить мух.
  • Росянка. Особенность её выращивания — низкая температура в зимний период, которая не должна превышать 10 градусов. Также данное растение нуждается в ярком свете и поливе мягкой водой.
  • Дарлингтония. Растение родом из Калифорнии. Любит влажность, а на зиму впадает в своеобразную спячку, не проявляя хищнической активности.

Промышленные ловушки для комнат и сада

Существуют и промышленные варианты ловушек для мух.

  • Aeroxon. Клеевая ловушка, в состав приманки которой входят экологически чистые ингредиенты.
  • DELUX AKL-31. Ловушка, принцип которой основывается на привлечении насекомых ультрафиолетовым светом. Подлетевшие к ней мухи поражаются электрическим током. Хотя производитель позиционирует её, как универсальное устройство от москитов, комаров и мух, последние достаточно редко становятся трофеями данной ловушки.
  • FC001. Механическая ловушка, внутрь которой необходимо вставить таблетку с привлекающим веществом, в состав которого входит синтезированный (Z) -9-Трикозин — феромон, выделяемый мухами для привлечения особей противоположного пола при спаривании. Действие таблетки очень продолжительное — на один сезон может хватить 2–3 таблетки.

Профессиональные ловушки различны по стоимости, также они превосходят в удобстве и эффективности самодельные варианты.

Самый симпатичный вариант — австралийская ловушка-тумба

Данная ловушка может быть использована на открытом воздухе — например, около обеденного стола под навесом на даче, так как её улавливающая способность достаточно высока, а действия по обслуживанию производятся крайне редко.

Внешне мухоловка похожа на тумбочку из деревянного каркаса с маленькими ножками, со всех сторон обтянутого мелкой сеткой, под дно которого ставится блюдце с сахаросодержащей жидкостью. Секрет же улавливания мух кроется в пирамидальной форме сетчатого дна ловушки, в котором есть отверстие. Как правило, насытившись, мухи взлетают вверх, не обращая внимания на прозрачную сетку. В итоге насекомые через отверстие в дне попадают в мухоловку.

Для изготовления потребуются следующие материалы:

австралийская мухоловка

  • Деревянные планки длинной около 30 см.
  • Навесы.
  • Навесной крючок со скобой для фиксации крышки в закрытом состоянии.
  • Саморезы по дереву и металлу.
  • Металлическая мелкоячеистая сетка. Важно, чтобы в ячейку не могла пролезть муха.
  • Герметик.

Процесс изготовления мухоловки таков:

  1. Из деревянных планок собрать каркас таким образом, чтобы вся конструкция стояла на ножках высотой около 5 см, верхнюю часть прикрепить на навесы и оборудовать крючком.
  2. Обтянуть все стороны, кроме дна, металлической сеткой.
  3. Изготовить из сетки пирамидальное дно ловушки, соединив швы сетки саморезами по металлу, также для этого можно использовать скобы для мебельного степлера.
  4. Прикрепить дно к каркасу ловушки саморезами по дереву.
  5. На вершине пирамидального дна вырезать отверстие диаметром 2 см для того, чтобы мухи через него проникали в ловушку.
  6. Промазать все стыки между сеткой и деревянными планками герметиком.
  7. Поставить ловушку в требуемом месте, предварительно подложив под нее блюдце с приманивающей жидкостью — сахарным сиропом либо вареньем. Также можно использовать промышленные аттрактанты для мух.

Достоинства этой мухоловки — достаточно редкое обслуживание, так как иногда требуется только освободить мух из ловушки, а также заменить в блюдце приманивающую жидкость.

Профилактика появления мух в доме

Для того, чтобы мухи не досаждали, необходимо постоянно придерживаться профилактических мер, предупреждающих их появление:

значок перечеркнутая муха

  • Защищать окна и двери москитными сетками и занавесками.
  • Не оставлять в открытых местах продуты, которые могут привлечь насекомых.
  • Периодически проводить дезинсекцию помещений, в которых могут появляться мухи, с привлечением специалистов санитарно-эпидемиологической службы.
  • Утилизировать пищевые отходы.

Выполняя данные профилактические меры, можно значительно снизить количество назойливых насекомых. Также рекомендуется устанавливать ловушки даже в тех помещениях, где количество насекомых незначительно.

Читайте также: