Как сделать конструктор литосферных плит 5 класс география

Обновлено: 25.04.2024

Практическая работа № 1 Составление календаря природы.

Наблюдение за природой.

Задание: Наблюдайте каждый день за изменениями в природе, наблюдения оформите в виде календаря. (Оформление наблюдений может быть в виде предложенной таблицы или своим.) Соответствуют ли описания изменений в природе народов ханты, манси, русского народа лично вашим наблюдениям?

1 Название месяца

2 Название у народов ханты и манси..

Месяц листопада», «месяц щекура», «месяц опадания листвы» .

– «Месяц замерзания малых рек». Зимний новый год начинался с октября — поры «большой осени» или «малой зимы»

«Месяц ледостава», «месяц застывания Оби», «месяц потери рогов оленями» . Большая зима начинается в ноябре, именуемом на Средней Оби «плечом осени», «месяцем большого жертвоприношения», «месяцем толстого снега» ,

3 Важные события в жизненном укладе. народов Югры

В сентябре проходит нерест белой рыбы, после чего она скатывается в низовья Оби . Месяц облетающих листьев - им завершается летнее полугодие. Оленеводы собирают домашних олений в стадо, у охотников начинается гон лосей и охота на тетерева.

Замерзают небольшие речушки, идет последний промысел рыбы гымгами (мордушками). Охотники отправляются на первую зимнюю охоту.

. В календарях охотников ноябрь называется «беличьим месяцем» и означает начало долгого осенне-зимнего промысла. Ханты переезжают в зимние, утепленные чумы и начинается долгое противоборство человека с холодом и темнотой.

4 У русского народа приметы

Сентябрь- новосел осени, «руен» - за желтый цвет, ревун- за непогодь, дожди-водолеи, хмурень- и дни короткие и ненастье часто, листопадник, вечер года

Октябрь-листопад, паздерник, грудень, свадебник, зазимье, предзимье: землицу прикроет где листком, где снежком, грязник – «ни колеса, ни полоза не любит», листобой, корень осени, кисельник, хлебник – убирают последние плоды, капустник – убирают, квасят капусту.

Ноябрь- грудень- «мерзкая кочковатая земля», полузимник, ворота зимы, листопад, «сентябрев внук, октябрев сын, декабрев брат, зиме родной батюшка», сумерки года, ледовый кузнец, снеговей, листогной, лета обидчик, бездорожник.

5 Температура воздуха и осадки ( наблюдаем в одно время). Величина светового дня.

7 Изменения с растениями

8 Изменения в поведении животных,птиц, насекомых

9 Стихи, загадки о месяце

10 Свой рисунок или фотография

По образцу можно продолжить наблюдение за природой и в другие месяцы года. Дополнительная информация дана в сводной таблице.

1 Название месяца

2 Название у народов ханты и манси..

«Месяц длинных ночей», «месяц коротких дней», «месяц большой темноты», или «холодный месяц

«Месяц середины года», «месяц умирания Оби», «топорище ломающий месяц», у северных манси - «месяц тридцати топорищ» .

– «Месяц ленивого орла», «плута-орла месяц», «ленивый орел: один день летает, другой день - нет», «то тепло, то холодно: один день длинный, другой короткий» .

3 Важные события в жизненном укладе. народов Югры

В декабре женщины обычно откладывают в сторону привычное шитье, и занимаются почти исключительно приготовлением пищи и поддержанием тепла, а мужчины охотятся. Раз в несколько лет к декабрю добавлялся 13-й месяц «сверххолодный» .

В это время черпают у ключей задыхающуюся от замора рыбу, неподалеку от дома ловят слопцами и петлями зайцев и тетеревов. Взрослые промысловики выходят на охоту по особому поводу — «шевелить» медведя в берлоге. Январь - это нижняя точка зимы, время затишья хозяйственной активности. Замиранию природы противопоставляется оживление общения между людьми: проходят гостевания, сопровождающиеся договорами о последующей совместной деятельности, взаимным одариванием - отдариванием (поездка в гости называется у ханты «к подарку ехать»).

В названиях февраля обычно упоминается орел, по распространенному хантыйскому преданию: орел сватался к Матери-Огню - Солнцу, и хотя их браку не суждено было свершиться, он каждый год предвещает пробуждение Солнца и тем самым спасает людей от гибели.

4 У русского народа приметы

Декабрь-студень, хмурень- чистое небо показывается изредка, глухозимье

Январь-батюшка ( звали январь Васильевичем, т.к. 1 января был Васильев день), просинец: в стужу до дна мелкие речки промерзают, вода просочившаяся на поверхность льда, делает его синим

Февраль-снежень – за снега глубокие, сечень – за то, что зиму «сечет пополам», бокогрей- пусть холодно, да все ж одному бочку потеплей, межень- граница зимы и весны, лютень – морозы сильны, вьюговей – «у февраля два друга: метель да вьюга»

1 Название месяцев

2 Название у народов ханты и манси..

«Месяц малого наста» .

«Месяц ледохода», «месяц прилета уток», «месяц нереста рыбы», «месяц рождения оленят», «месяц нереста рыбы» .

3 Важные события в жизненном укладе. народов Югры

В это время природа «отдыхает», копит силы для весеннего пробуждения и летнего цветения. Это один из самых напряженных месяцев в годовом хозяйственном цикле ханты. С наступлением весеннего равноденствия завершалось зимнее полугодие, оканчивался сезон охоты на пушного зверя, ханты переезжали из зимних поселений в весенне-осенние стойбища. Возвратившись к зимникам, охотники становились рыболовами — использовали последнюю перед ледоходом возможность завести невод или «почерпать» рыбу у ключей

Толстая заледенелая корка на оседающем глубоком снегу оказывает немало хлопот для оленеводов. Олени остерегаются идти по насту, так как острые края льда режут ноги. «Месяц Вороны» - ворона почиталась как вестник весны. По примете, если ворона садилась на низкое дерево – ожидалась короткая весна, если на высокое – затяжная. В это время начинается охота на лосей.

С мая обские угры «сетковали» по озерам и старицам. В конце месяца - проходила охота перевесами на уток. Это время согревания земли, из-за распутицы прекращаются дальние поездки, все готовятся к половодью.

4 У русского народа приметы

Март – позимье, «сверху печет, снизу студит», «март – февралю – бокогрею младший брат», протальник, утро года.

Апрель- цветень – распускаются первоцветы, березозол, снегогон, пролетень, «красная горка» - Солнце с апрельской горки в лето катится, водолей.

Май- травень – трава буйно идет в рост

1 Название месяца

2 Название у народов ханты и манси..

«Месяц зеленой листвы», «месяц высокой воды» .

«Месяц вонзевой рыбы», «месяц заливных озер», «месяц спадающей воды», «месяц линьки птиц» .

«Месяц пойменных озер», «месяц сбора ягод», «месяц середины лета» .

3 Важные события в жизненном укладе. народов Югры

Обильное появление зеленой травы, листьев на деревьях, а так же комаров и другого гнуса. Это время подготовки к рыбной ловле, изготовление лодок, заготовки бересты (из которой изготовлялось множество бытовых предметов).

Это время «умиротворенности», отсутствие противоборства человека с природными стихиями. Пик летнего года связан с периодом хозяйственной активности: ремонт чумов , построек, инвентаря охотничьего и рыболовного и т.д. И, конечно же, заготовка рыбы на долгую зиму.

Оленеводы ухаживают за стадом: ровняют рога, удаляют наросты на копытах, часть стада забивается и т.д. Проводится ритуал, посвященный переходу жизни на «темную сторону», с августа начинается отсчет угасания солнца. Собирается ягода: смородина, черника, брусника, морошка.

4 У русского народа приметы

Июнь-червень, разноцвет – за буйство цветов

Июль –страдник, сенокос, макушка лета, краснолетье, экватор года, сенозарник, грозник, грозовик, зенит лета. Ягодник

Август- жнивень, разносол, собериха, припасиха, серпень-разгар жатвы: «серпы греют, вода холодит», зарев, зорник – яркие, холодные зори, зарник – сияние зарниц, межняк, «густарь» - работы густо: и косить . и пахать, и сеять, закат лета

П.р. 2 Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом .

Продолжить работу нужно дома, используя план работы, данный в параграфе 2 на стр.12-13.Результаты записать в Дневник

Практическая работа№ 3 Создание конструктора литосферных плит. Модель вулкана.

-Используя карту литосферных плит, попробуйте переместить их в направлении, указанном стрелками.

-Опишите, что вы наблюдаете при перемещении плит в разном направлении?

- В каких участках Вы наблюдали «нахлест», «надвиг» плит друг на друга?

- Как вы думаете, к чему это может привести в реальной ситуации?

- Куда она в последующем будет устремляться? Чем будет сопровождаться?

- Как называется этот процесс?

Сделайте вывод. В чем причина вулканизма?

Делаем и Моделирование вулкана из пластилина.

1 Приготовить картон и пластилин.

2Намочить руки водой.

3 Размять кусочек черного пластилина и положить на середину картона.

4 Пальцами размазать края пластилина по картону.

5 На вершине сделать углубление- кратер

6 Внутрь кратера положить кусочек красного пластилина, а так же размазать его по краям вулкана сверху вниз.

Практическая .работа №.4 Горные породы, слагающие земную кору

Описать по плану горные породы

3. плотная, рыхлая, сыпучая

4. вес (тяжелый, средней тяжести, легкий)

7. Блеск (металлический, неметаллический, стеклянный, перламутровый, матовый)

8. твердый (мягкий)

9. Структура (зернистая, землистая, плотная)

10. Есть ли органические следы (на бумаге, на руках)

. Практическая работа№ 5 Описание географического положения горы по плану

Определение по карте географического положения гор и равнин. Определять относительную высоту холма с использованием самодельного нивелира на местности

План описания гор:

1. На каком материке и в какой его части находятся горы;

2. Общее направление горной системы и её протяжённость;

3. Между какими географическим объектами(равнины, моря, океаны и т.д.) находятся горы (по сторонам горизонта);

4. Вид гор по абсолютной высоте;

5. Крупнейшая вершина и её географические координаты

Практическая работа № 6 Составление прогноза погоды по народным приметам.
Народные приметы позволяют предвидеть погоду для сравнительно небольшого района и на срок обычно не более суток. Чтобы прогноз был реальным, его надо делать по многим природным явлениям, по их комплексам, а не по отдельным двум-трем приметам.

Работу начинаем на уроке и заканчивают ребята ее дома.

Задание 1 Используя народные приметы, сделайте краткосрочный прогноз погоды для Нижневартовска на следующий день. Запишите его . Описание представьте в виде последовательного рассказа, при этом выскажите личные мнения, суждения, обязательно сделайте вывод.

К хорошей погоде:

1 В сплошных облаках появляются просветы.

2 Золотистая или светло-розовая заря при восходе и заходе солнца.

3 Дым вертикально поднимается вверх.

4 Ночью выпадает сильная роса или садится иней.

5 Звезды слабо мерцают зеленоватым цветом.
6 Подняты вверх ветки ели, можжевельника и другие приметы.

К плохой погоде :

1 Утренняя заря ярко-красная, вечерняя - багрового цвета (к ветру).

2 Ветер к вечеру усиливается,

3 Наблюдаются большие круги вокруг солнца или луны.

4 Днем небо и без облаков кажется белесым, мутным.

5 Солнце садится в тучу.

6 Воробьи сидят нахохлившиеся.

7 Облака идут против ветра - к снегу.

8 Сильно мерцают звезды (красноватым или ярко-синим светом). и другие приметы

Задание 2 Используя рубрику " Школа географа- следопыта" ,стр. 80-82,узнайте в Интернете, какая была погода в Нижневартовске 18 и 19 августа, 14 и 23 сентября, 8 и 14 октября. По народным приметам составить долгосрочный прогноз погоды на зиму и записать его в своем Дневнике географа -следопыта. Таблица на стр. 81-82.сравните прогноз, составленный по народным приметам, с фактической погодой. Сделайте вывод о том, насколько оправдался составленный вами прогноз.

Задание 3 Используя рубрику " Школа географа- следопыта" делаем своими руками метеорологические приборы- флюгер, дождемер, термометр. Планы на стр.73- 75

Практическая работа № 7 Описание реки по плану.

. Дайте с помощью разных источников информации описание рек Волги и Терека

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4

20 _____ учебный год г-к Анапа

ПУТЕШЕСТВИЕ В ГЛУБЬ ЗЕМЛИ

Автор проекта и класс:

ПРОЕКТ-КОНСТРУКТОР – это 6 «П»

2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ (ПЛАНИРОВАНИЕ)

3. ПОИСК ИНФОРМАЦИИ

Тебе предлагается выполнить по итогам изученной темы по географии проект-конструктор.

Цели и задачи (проблема) проекта-конструктора состоит в том, чтобы каждый квест помог тебе вспомнить, проверить и закрепить полученные знания и умения, узнать новое по теме «Литосфера». Обрати внимание, что квесты требуют от тебя и творчества!

Правильное планирование (проектирование) сэкономят тебе время, поэтому лучше работать с квестами в течение учебного года!

Поиск информации не ограничивает тебя только учебником. Обрати внимание, что все источники ты должен указать в соответствии с общепринятыми правилами при оформлении списка использованной литературы и информационных ресурсов.

Помни, что твой проект-конструктор должен быть в портфолио!

Квест 1. Вспомни и запиши, что такое ЛИТОСФЕРА

Квест 2. С помощью аппликации (используй цветную бумагу) покажи внутреннее строение Земли. Учти мощность слоёв. Каждый подпиши.

Квест 3. Работа со схемой “Строение литосферы”

http://festival.1september.ru/articles/602450/1.jpg

а – осадочные породы

б – гранитный слой

в - базальтовый слой

Квест4. На рисунке соответствующими цифрами обозначены формы рельефа дна океана: материковая отмель (шельф) -……………, материковый склон-……. котловина-……. срединно-океанический хребет-………., глубоководный желоб-……….

http://festival.1september.ru/articles/602450/3.jpg

Квест 5. Реши кроссворд:

1. Верхний плодородный слой земли.

2. Каменная оболочка Земли.

3. Центральная часть земного шара.

4. Верхняя твердая оболочка Земли.

5. Как называется учебник, по которому мы занимаемся?

6. Предположения ученых о происхождении нашей Земли.

Квест 6 . Сравни данные формы рельефа.

Особенности рельефа (плоский, холмистый)

Высота равнины, м

Какие имеются города и крупные реки

Что между ними общее?

В чём разница?________________________________________________________________

Квест 7. Из предложенного списка полезных ископаемых выберите топливные и нерудные, изобразив их условными знаками.

1) железная руда 2) поваренная соль 3) олово 4) нефть 5)слюда 6)золото 7) газ 8) графит 9) каменный уголь 10) медь 11) торф 12) асбест 13) бурый уголь 14) фосфориты 15) калийная соль 16) алмазы 17) апатиты 18) горючие сланцы.

Квест 8. Что тебе известно об анапаите ?__________________________

Квест 9. Подумай, какие профессии связаны с изучением литосферы, использованием горных пород и минералов. Запиши.

Квест 10. Реши задачи по действиям.

1)Цыбанова балка ( находится в с. Цыбанобалка и п.Пятихатки нашего района ) имеет протяженность 6 км. Балка Уташинская на 5,6 км длиннее Цыбановой балки. Балка Гарькавая на 3,8 км короче Уташинской и длиннее Михайловской балки. Найдите протяженность балок и запишите их в порядке убывания.

начало хребта Ирандык, рання .

2)Удивительными природными объектами являются грязевые вулканы на Таманском полуострове Краснодарского края. Высота г. Карабетовой составляет 150м, а Курчанская – на 30м ниже. Какова высота г. Чирковой, если она на 38м выше Курчанской, но на 8м ниже Комендантской? Как называется самый высокий грязевой вулкан? А наименьший из них по высоте?

Квест 11. Как использует в Анапе человек горные породы и минералы? Нарисуй (или фото).

Квест 12. Исследуй топографическую карту. Выполни задания.

Определите по карте расстояние на местности по прямой от родника до церкви. Измерение проводите между центрами условных знаков. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите в виде числа. Ответ: ___________м.

Определите по карте, в каком направлении от башни находится родник. Ответ: ___________________________.

Фермер выбирает участок для закладки нового фруктового сада. Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лучше всего прогревается солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, больше всего отвечает указанным требованиям. Для обоснования Вашего ответа приведите два довода.

Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве в карьере. Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего).

Запишите цифры, которыми обозначены слои горных пород, в правильной последовательности в таблицу.

2) суглинок с валунами

Квест 14. О каком природном явлении идёт речь? Допиши.

Магма по жерлу рвется наружу
Выход из кратера ей очень нужен,
Если проход на поверхность дан,
Значит, проснулся грозный …………………………………………

Зарисуй его строение, подпиши составные части .

- Что во внешнем облике отличает вулкан от обычной горы?

Квест 15. Пользуясь атласом, заполни таблицу .

19 0 сш 98 0 зд

35 0 сш 137 0 вд

15 0 сш 92 0 зд

38 0 юш 175 0 вд

На к\к обозначь их под соответствующими цифрами таблицы.

Квест 16. На Кубани представлен необычный вулканизм. Чем он интересен на Таманском полуострове?

Пользуясь физической картой края , запиши все формы рельефа, которые пересекает 45 параллель с В на З:…………………………………………………………………………………………………………………….

Запиши населённые пункты в правильной последовательности по высоте над уровнем моря: Майкоп, Анапа, Красная Поляна

Квест 18. Определи, что обозначают цифры , указанные на карточках:

КАРТОЧКА № 1

от 200 до 500 м
55 0 с.ш. 150 0 в.д.
более 3 млн км 2

КАРТОЧКА № 2

более 2000 м
38 0 с.ш. 72 0 в.д.
около 2 млн км 2

Квест 19. Прочитай текст и напиши небольшое эссе ( сочинение-рассуждение не более 100 слов, где ты выражаешь личное мнение по данной проблеме). Помни, что оно состоит из 3 частей; используй следующие выражения:

Основная часть

Для меня эта фраза является ключом к пониманию.

Во-первых, .
Во-вторых, .
В-третьих, .

Подведем общий итог рассуждению.

Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание.

Проиллюстрируем это положение следующим примером.

Я согласен с мнением автора, т.к….

Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что.

Как человек влияет на литосферу?

С развитием хозяйства люди стали вторгаться в глубины Земли. Чтобы извлечь из недр руды или уголь, роют шахты. Если богатые пласты залегают неглубоко, гораздо дешевле вырыть карьер и вести добычу открытым способом. Для добычи нефти и газа бурят скважины. Извлечённые из недр полезные ископаемые доставляют на заводы и фабрики для промышленной переработки.

Добывая с помощью современных машин полезные ископаемые, человек ежегодно извлекает из недр Земли около 100 млрд т горных пород. Только за один прошлый век из недр Земли их извлечено больше, чем за всю предшествующую историю человечества.

При добыче полезных ископаемых происходит истощение минеральных ресурсов, нарушение земель, отведение их под отвалы. Загрязняются воды, воздух, почвы. Порой в подземных пустотах горных выработок происходит обрушение, что может стать даже причиной землетрясения.

Люди обязаны чувствовать ответственность за сохранение природных богатств.(Алексеев А.И. и др. География. Академический школьный учебник 5-6 классы//М, Просвещение,2012-с 90).

Как человек влияет на литосферу?

1. Легко ли ты справился с работой над проектом-конструктором? а)да б) нет

2. Какие затруднения вызвала работа над проектом-конструктором? а)трудностей не было б) трудности были (какие? Квест №…………………………………………………………………………..

3. Как ты поступил(а) в этом случае? Обратились за помощью а) к одноклассникам б) к родителям в) справились сами. Как.

5.Что узнал нового. ……………

1. В каких олимпиадах, конкурсах по географии ты принял участие в этом году? Твои результаты.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Использование метода моделирования на уроках географииПодготовила: Битюкова И.

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя


Курс повышения квалификации

Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС


Курс повышения квалификации

Теория и методика педагогического проектирования


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Использование метода моделирования на уроках географииПодготовила: Битюкова И.

Использование метода моделирования на уроках географии
Подготовила:
Битюкова И.И.

учитель географии
МБУ «Школа №62»
г. Тольятти

Учебник помогает по-новому организовать учебный процесс!

Метод Моделирование в географииСпособствует изучению темы более быстрыми тем.

Метод Моделирование в географии
Способствует изучению темы более быстрыми темпами
Облегчают самостоятельное выполнение заданий творческого характера
Обеспечивают динамичность подачи информации , что позволяет снижать перегрузку учащихся

Формирует более высокий теоретический уровень мышления Обеспечивает качествен.

Формирует более высокий теоретический уровень мышления
Обеспечивает качественный анализ учебного материала
Дают возможность сжато излагать информацию и воспроизводить ее.

Применение метода в географииДля повышения мотивации учебной деятельности При.

Применение метода в географии
Для повышения мотивации учебной деятельности
При изучении нового материала
При проверке знаний, умений.
при обобщении систематизации

В своей практике использую Школу географа-следопыта Учатся ориентироваться П.

В своей практике использую Школу географа-следопыта

Познают тайны географии.

Учатся проводить измерения
Учатся составлять карты , схемы , модели.

Примерами опыта моей работы являются :Модель батискафа Создание барометра Мак.

Примерами опыта моей работы являются :
Модель батискафа
Создание барометра
Макет вулкана
Модель земли
Конструктор литосферных плит
Метеорологическая станция

Моделирование батискафаОборудование: учебник «География. Начальный кур.

Моделирование батискафа
Оборудование:
учебник «География. Начальный курс 5 класс»; атлас, физическая карта мира; картон, клей , линейка , циркуль, цветные карандаши , определитель «морские обитатели»

Цель
Создать модель «батискафа».
Совершить «погружение» в глубины Атлантического океана.
Изучить способы приспособления животных к условиям своего обитания.

Батискаф -глубоководный, самоходный аппарат для исследования глубин океана.

План работы1.Картон разделите на 2 части: 1 полоса – для отметки глубин и те.

План работы
1.Картон разделите на 2 части:
1 полоса – для отметки глубин и температуры
(отступить 2 см от левого края картона)
2 полоса – для выделения глубины зон (этажей)океана.
2.Закрасьте вторую полосу (сверху- вниз) в соответствующие цвета зоны:
световая - голубой ;
сумеречная - синий;
ночная - черный.
3.На 1 полосе заклейте отметки глубин и температуры воды (данные в конверте с надписью зоны).
4.На закрашенной второй полосе ,найдите свою зону (этаж) .
5. Выбрать из конверта морских обитателей этой зоны (опираясь на определитель в учебнике), заклейте на картон.

6.Сделайте бегунок по схеме, данной в учебнике. 7.Вставьте схему глубинных зо.

6.Сделайте бегунок по схеме, данной в учебнике.
7.Вставьте схему глубинных зон океана в бегунок так, чтобы через круглое окошко было видно изображение морских обитателей, а через маленькое боковое окошко-значение глубин (h,м) и температуры воды (t,С).
8. Начните «погружение» в морские пучины. 9.Обратите внимание на размеры каждой глубинной зоны. Какая из них самая мощная, а какая -самая незначительная по толщине.
10.Изучите морских животных ,которых вы наблюдаете при «погружении», с помощью определителя морских обитателей.
11. Сделайте вывод о том, как живые организмы приспосабливаются к условиям жизни в океана на различных глубинах(величина и форма тела морских животных, способность светиться, окраска спины и брюха).

Выделяют 3 зоны

Выделяют 3 зоны

Атмосферное давлениеСоздание модели барометра.

Атмосферное давление
Создание модели барометра.


Макет вулкана. Вулканы — геологические образования на поверхности земной кор.

Вулканы — геологические образования на поверхности земной коры или коры другой планеты, где магма выходит на поверхность, образуя лаву, вулканические газы, камни (вулканические бомбы) и пирокластические потоки.
Слово «Вулкан» происходит от имени древнеримского бога огня Вулкана . В переводе с латинского — бог огня и кузнечного дела.

Пошаговое описание работы Сначала нам нужно приготовить солёное тесто для изг.

Пошаговое описание работы

Сначала нам нужно приготовить солёное тесто для изготовления Макета Вулкана. Для приготовления солёного теста, нам понадобится 400 гр. муки, 200 гр. мелкой соли и 150 мл. воды.
Тесто готово, можно приступать к работе.
Для изготовления подножия Макета нам необходимо подготовить квадрат зелёной цветной бумаги 20/20 см и лист картона 20/20 см
Наносим клей ПВА на картон
Подножие Макета Вулкана готово
. Кладём тесто на подножие, в центре делаем отверстие и ставим в него стеклянный стаканчик, который будет выполнять роль жерло.

Придаём форму Макету. Нам необходимо сутки, чтобы тесто высохло. Можно ускорить процесс сушки, поставить макет в духовой шкаф на 20 мин., поочерёдно меняя сторонами
Приступаем к окрашиванию макета, используем краски-гуашь. Послойно наносим краску. Нижнюю часть склона покрываем зелёным цветом.

Добавляем несколько светлых тонов зелёной краски. Среднюю и верхнюю часть скл.

Добавляем несколько светлых тонов зелёной краски.
Среднюю и верхнюю часть склона макета покрываем коричневой краской.
Необходимо дать краске высохнуть, чтобы нанести на макет Вулкана стекающую лаву, используя красный цвет гуаши.
Макет Вулкана готов для проведения эксперимента
Для опытно-экспериментальной деятельности, нам понадобится подкрашенный красной гуашью уксус и сода в небольшом количестве.
В жерло макета мы насыпаем соду, а затем наливаем подкрашенный уксус. Вулканизм начинается!
Наблюдаем как лава стекает по склону.
В ходе исследовательской деятельности подтвердилось: можно создать искусственный вулкан путем опытно-экспериментальной деятельности.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Снимок

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа

села Рощинский муниципального района

Стерлитамакский район Республики Башкортостан

Мастер - класс

«Развитие ассоциативного мышления

в преподавании географии»

Автор работы: учитель географии

МОБУ СОШ с.Рощинский

Зинатуллина Елена Рашитовна

фон

Мастер-класс

Тема: « Развитие ассоциативного мышления на уроках географии »

Цель: демонстр ация практическо го использовани я приёмов ассоциативного мышления через конкретные примеры и формы работы, направленные на достижение обозначенн ой цел и ;

- систематизировать накопленный опыт и методические материалы в данном направлении;

- познакомить педагогов с при ё мами использования примеров ассоциаций , помогающими активизировать память школьника ;

- рассмотреть примеры конкретных ассоциаций в области предмета «География»;

- создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса , возможность разви тия творческо го и критического мышлени е , фантази и педагогов, выполнить задания в процессе имитационной игры;

Оборудование : материалы по имитационной игре, конверты, презентация, географический словарь «Геоподсказки», материалы по эксперементу

Форма проведения мастер-класса:

- лекция с элементами презентации , имитационная игра с практическ ими заданиями .

- презентация по теме мастер-класса;

- методические разработки педагога и школьников ;

- методические материалы (схемы, задания, шаблоны) для практической работы по теме.

Структура мастер – класса:

1.Вступительная часть.

- Целеполагание по теме мастер - класса «Ассоциативный прием, связь с жизнью», вопрос аудитории. Формулировка цели и задач мастер-класса , его содержания . Описание основных приемов в работе.

2. Теоретическо - демонстрационная часть.

- Основные этапы выполнения проекта. Обзор литературы, термин - ассоциация.

3. Практическая часть - имитационная игра. Выполнение практических заданий по теме в группах (составление тематических кластеров, ладдер-схема, ассоциаций - экспериментов и т.д.).

- Освоение приемов выполнения практических заданий в рабочей группе.

4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

Ход мастер-класса

1. Вступительная часть . Целеполагание

1. Организационный момент. Встреча и размещение участников. Подготовка к практической части мастер-класса.

2. Целевые установки. Целеполагание. Содержание мастер-класса.

Тема нашего мастер-класса сегодня – « Развитие ассоциативного мышления в преподавании географии ». Это один из при ё мов , используемы х на этапах критического мышления . В начале мне хотелось раскрыть суть этого приёма, как используется данное направление на уроках географии , а в процессе практической деятельности вы попробуете поработать с заданиями по данной теме, возможно продумаете свои ассоциативные кластеры, схемы, рисунки, тексты и т.д.

2. Теоретическо - демонстрационная часть . Обзор литературы

Впервые метод ассоциаций был предложен З.Фрейдом в качестве альтернативы метода гипноза. Данный метод учитывает особенности деятельности мозга человека, вырабатывающего новые идеи при возникновении новых ассоциативных связей.

В современном мире знания успевают устареть и обновиться несколько раз, пока дети учатся в школе. Поэтому на смену классического образования пришла модель развивающего обучения. А её целью является развитие творческого мышления. Ассоциативное мышление ориентировано на всех учеников, а не только сильного. Оно способно заинтересовать в области любой изучаемой темы, даже тяжело поддающейся для запоминания. Особо важное значение оно имеет при подготовке к итоговой аттестации учащихся в 9 и 11 классах. В среднем человек запоминает одно из пяти того , что слышит; три из пяти из того, что видит. Из того, что человеку покажут с объяснением, он может запомнить четыре из пяти . Задача учителя найти зацепочки и ассоциации и умело примен и ть их и учить этому учеников. Часто о людях говорят, что у них удивительная память, выясняется, что они используют ассоциативную память. Ассоциативная память – это связь между представлениями и предметами, либо обстоятельствами. Эта память изучается наукой уже достаточ но долго . Для того чтобы лучше запомнить определённый материал или событие человеку необходимо подобрать ассоциацию, которая будет связана с запоминаемым явлением. Использование их поможет в определенный момент легко вспомнить детали . Чтобы создать ассоциацию, не нужно прикладывать много усилий. Этот процесс скорее творческий, чем умственный. К примеру, в обычной жизни мне удаётся запомнить номера телефонов, банковских карт с помощью особого расположения цифр, либо приуроченных ко дню рождения, праздникам. Все, что запоминается с помощью ассоциаций, может очень долго хранится в памяти. Пароли и логины различных сайтов удаётся вспомнить даже через продолжительное время. Благодаря ассоциативн ой памят и , человек может запомнить большой объем информации, при этом хорошо развивается память. Это может стимулировать развитие воображения, помогает создавать новые идеи.

География - наука разносторонняя, содержит очень много информации по цифрам, терминологии, присутствует понятие причинно-следственных связей и т.д. Запомнить информацию можно, но часто в старших классах при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ данная информация рассеивается, приходится снова повторять данную тему. При использовании приёма ассоциаций мне показалось, что большая часть информации хорошо запоминается, кроме того: всё, что касается нестандартных приёмов у школьников вызывает бурный интерес, что в последствие хорошо откладывается в памяти.

Ассоциация (от средневекового латинского слова association – соединение) – это связь, возникающая при определ ё нных условиях между объектами и явлениями окружающего нас мира. К этому времени ассоциативных элементов в нашей копилке набралось не мало. Но следует учесть такой факт, что школьники определившие свою ассоциацию, запомнили её лучше, чем предложенную учителем. Ассоциации должны быть красочными, яркими, интересными, необычными, парадоксальными. Приёмы метода ассоциаций: перевод слова в образ, приём символизации, кодирование по созвучию, кодирование через хорошо знакомую информацию, толкование лексики.

Для удобства все примеры ассоциаций, которые используем в работе, были систематизированы в определённые группы:

1) Картографические ассоциации (связанные с примерами географических объектов на карте, очертания полуостровов, островов, речных систем, озерных котловин, горных систем и т.д.)

2) Опорно - схематичные ассоциации (кластеры по странам, субъектам, ладдер - схемы причин и фактов, гирлянда событий причинно-следственных связей, ассоциативный куст, географическое дерево)

3) Словесные ассоциации (информация о географических объектах в стихотворной форме, прозе, термины - понятия)

4) Числовые ассоциации (запоминание цифровой информации с помощью символов, хорошо знакомую информацию)

5) Ассоциация - эксперимент (экспериментально-опытная работа, творческие и научные проекты)

Группы ассоциаций в географии

1.Картографические ассоциации. Кратографические ассоциации связаны со зрительным запоминанием географических объектов на карте. Любой географический объект напоминает форму чего-либо. Можно силуэты стран связать с изображением животных, растений, предметов. Такая форма запоминания для школьников вызывает интерес.

1.1 Страны мира . Карта мира олицетворяющая все материки в виде обуви, ассоциация России - валенки, что самая холодная страна. Футбольные бутсы - это Южная Америка,здесь находятся футбольные страны. Либо на карте может изображаться традиционные символы стран мира. Пирамиды в Египте, матрешки в России, кенгуру в Австралии и т.д.

1.2 Карты стран . Силуэты стран очень похожи на животных, различные предметы в обыденной жизни. Именно так школьники пытаются выучить политическую карту. Кроме изображений можно добавить изображение флага, герба и т.д. Италия - это новомодный сапог, очертания Казахстана напоминают крупную рыбу, Словения - это петушок, Кипр - морской скат, Болгария напоминает маленького котёнка, Португалия - гусеница, Нидерланды - голова кабана, Бельгия - это броненосец, Испания- варежка, Украина - цыпленок, а Германия представлена в виде строгой фрау, устремившей свой взор в сторону Великобритании. Карта России напоминает лошадь, устремлённую на Восток, а части тела запоминаем как субъекты. Сложность изучения административного деления РФ в 9 классе заключается в большом количестве теоретического материала, а если не много пофантазировать, можно запомнить все пограничные субъекты. К примеру, голова у лошади - это Чукотский полуостров или Чукотский автономный округ, коротенький хвостик - это Мурманская область на Кольском полуострове. Передние ноги - Приморский край, а задние - регион Кавказ. В области живота находятся республики Тыва, Хакасия. А вот седло - это полуостров Таймыр, север Красноярского края. Мордочка лошади - это Камчатский край, полуостров Камчатка.


1.3 Физическая география - ассоциация на карте мира. Полуострова и острова на карте мира. Три брата полуострова расположились на южных берегах Азии. Старший брат - Аравийский, средний - Индостан, третий брат - Индокитай. Фигуры полуостровов отмечены геометрическими фигурами соответствующих своим размерам. Так школьники запомнят какой из полуостровов самый крупный по площади и т.д. Аналогично, полуострова Европы в Средиземном море: Пиренейский, Апенинский, Балканский, Пиренейский.

2) Опорно - схематичные ассоциации. О порн о - схем атичные ассоциации – это компактное графическое отображения основного учебного материала с указанием логической структуры. Назначение их в том, чтобы создать у учеников чёткое, наглядное представление о научном материале в целом как о системе знаний. Помочь обучающимся разобраться в его структуре, выделить главное, существенное в излагаемом материале, способствовать наиболее осмысленному усвоению понятий, формированию глубоких знаний, их систематизации, развитию умения самостоятельной работы, самоконтроля, а также наиболее быстрому запоминанию нового материала. Обучение с применением опорных логических конспектов развивает память, мышление, способность к анализу, раскрывает творческий потенциал и индивидуальные способности обучающихся. В нашем словаре к опорно - схематическим ассоциациям можно отнести географические кластеры, ладдер-схемы.

2.2 Ладдер - схема - (англ. ladder в переводе - веревочная лестница ) графическое изображение, которое помогает наглядно отобразить причинно-следственные связи географических явлений. Нижняя ступень обозначает вопрос, тему или проблему, на второй и третьей фиксируются причины, понятия какого - либо явления, верхняя содержит выводы по теме.

3) Словесные ассоциации. Информация о географических объектах в стихотворной форме, прозе. Термины и понятия, которые не запоминаются можно ассоциировать с более простыми словами из обыденной жизни. Особенно прием подходит для запоминания столиц стран мира.

Создание модели движения литосферных плит с целью дальнейшего использования на уроках географии.

ВложениеРазмер
model_-lit.plity_.docx 18.61 КБ

Предварительный просмотр:

Создание модели «движение литосферных плит».

обучающийся 5 класса МБОУ Кузинская ООШ

Бурдакова Елена Михайловна,

Учитель географии МБОУ Кузинская ООШ

Обучающиеся ОУ (5-6кл.)

Сделать модель с целью дальнейшего использования на уроках географии.

1) узнать время возникновения и образования континентов и океанов;

2) реконструировать движение литосферных плит

Краткосрочный (2 недели)

Поэтапный план работы над проектом

1. Подготовка: определение темы и целей проекта.

а) определение источников необходимой информации;

б) определение способов сбора и анализа информации;

в) определение способа представления результатов.

а) сбор и уточнение информации (литература по геологии, ресурсы Интернет);

б) выявление и обсуждение с руководителем альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта;

в) выбор оптимального варианта хода проекта;

г) поэтапное выполнение исследовательских задач.

а) анализ собранной информации;

б) формулирование выводов.

5. Защита проекта: устный отчет с демонстрацией модели.

Данную модель можно использовать на уроках географии при изучении темы «Литосфера».

1этап. Подготовка к проектной работе.

Я выяснил, что нарушения в земной коре происходят из-за движения литосферных плит. Большинство действующих вулканов расположено на границах литосферных плит, там же происходят и сильные землетрясения.

Я создам упрощённую модель разломов и буду «двигать» литосферные плиты.

2 этап. Необходимые материалы.

Для модели потребуется картон, ножницы, карандаш, копировальная бумага, краски и клей.

3 этап. Создание модели.

1). С помощью копировальной бумаги я перенёс на два листа картона упрощённую схему литосферных плит. Один лист картона разрезал по линии разломов, ограничивающих литосферные плиты. Из второго листа картона вырезал изображения материков и крупных островов.

2). Наклеил детали, изображающие материки и крупные острова, на соответствующие детали, изображающие литосферные плиты. Раскрасил океаны и моря синей краской. Красной линией показал положение Тихоокеанского огненного кольца – полосы действующих вулканов.

3). Значками обозначил положение действующих вулканов, которые упоминаются в тексте параграфа и которые показаны на снимках.

4). Клей и краска высохли. Можно сложить схему.

4 этап. Реконструкция модели готова.

Данную модель можно использовать на уроках географии при изучении темы «Литосфера».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 6 класс.Тема: Движение литосферных плит. Землетрясения.

Предмет: география Название учебно-методического комплекса:Линия учебно-методических комплексов по географии для 6-9 классов под редакцией О. А. Климановой, А. И. Алексеева Класс: 6 класс Тема: Дви.

Урок 6 класс. Презентация. Движение литосферных плит. Землетрясения.

Урок 6класс. Презентация.

Тектоника литосферных плит

Тектоника литосферных плит и происхождение Земли.


земная кора и литосферные плиты

архив содержит план-конспект урока по географии для 5 класса, а также презентацию к нему.


Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Движение литосферных плит". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .

Учёные считают, что Красное море и озеро Байкал — это нарождающиеся океаны. Можете ли вы привести доводы в пользу этих предположений.


Движение литосферных плит

Тестовые задания для учащихся 7 класса в формате ВПР при изучении темы "Литосфера и рельеф Земли".

Читайте также: