Как собирать конструктор для детей

Обновлено: 24.04.2024

Возраст до 3 лет является решающим в формировании личности ребенка, поэтому так важно уделить особое внимание разностороннему развитию малыша и выбору для него правильных игрушек, одной из которых в этом возрасте является конструктор

Его положительное влияние сложно переоценить, наряду с совершенствованием мелкой моторики и глазомера, конструктор помогает развивать пространственное мышление, закреплять цвета, понятия величины, длины и высоты, изучать цифры. Игры с конструктором и кубиками формируют образное мышление, воображение и фантазию, ведь для того, чтобы построить что-либо, нужно сначала придумать это, а затем уже осуществить в реальности.

Как выбрать правильный конструктор

Сегодня в продаже представлена масса конструкторов различных форм и материалов. Это классические наборы кубиков, цилиндров и кирпичиков разных размеров, деревянные конструкторы необычных фантазийных форм, блочные конструкторы, детали которых плотно соединяются друг с другом, например, всем известный LEGO. Есть также варианты с игольчатым, трубчатым или магнитным соединением. Чем разнообразнее ваш арсенал конструкторов, тем шире поле для деятельности юного строителя.

Чтобы не ошибиться в выборе, стоит помнить некоторые правила. Во-первых, конструктор должен соответствовать возрасту вашего ребенка. Чем младше ребенок, а начинать конструирование можно с самого раннего возраста, тем больше по размеру должны быть детали конструктора, количество же деталей лучше ограничить, чтобы не распылять внимание малыша.

Ближе к 3 годам конструктор становится одной из основных игрушек ребенка, активно участвует во всех ролевых играх, поэтому стоит выбирать набор с большим количеством деталей, фигурками людей, животных и другими частями, с помощью которых можно придумывать новые ролевые игры, конструкторы LEGO подходят для этого как нельзя кстати, молодая мама или папа могут ознакомиться с каталогом в сети фирменных магазинов LEGO . Однако не стоит увлекаться наборами с заранее определенным сюжетом, это ограничивает фантазию малыша, чем больше вариантов сборки, тем лучше.

И, конечно же, стоит помнить о качестве материала, из которого изготовлен конструктор, его прочность и экологичность являются залогом безопасности здоровья вашего малыша.

Как привлечь ребенка к игре в конструктор

Предлагая малышу конструктор, будьте готовы, что первое время он будет лишь разбрасывать детали и рушить построенные вами башенки. Со временем, к 2-3 годам, малыш научится сооружать простейшие конструкции, повторяя за вами, а позже и придумывать свой собственный новый мир из кубиков, кирпичиков и блоков Lego.

Для начала вручите ребенку новый конструктор и дайте поиграть с ним самостоятельно. Возможно, малыш с первых же секунд начнет исследовать игрушку и её возможности, а не разбрасывать конструктор по комнате. Позже можно начать совместную игру, показывая как построить башню, дорожку, забор или столик. Залогом успеха совместной игры будет ваша увлеченность строительством. Только искренне заинтересованная мама сможет привлечь внимание ребенка к игре, поэтому если сейчас вы не хотите заниматься с конструктором, не предлагайте его ребенку, вряд ли это приведет к успеху.

Начинайте привлечение ребенка к конструированию с просьбы вам помочь, объясняйте словами, что нужно сделать, позже можно просить малыша повторять постройку за вами симметрично с другой стороны, а потом и создавать похожее сооружение одновременно с вами. Конечно, сооружения в данном случае должны быть простыми и быстро воспроизводимыми. Хвалите малыша, независимо от того, что у него получилось, и обязательно поощряйте проявление инициативы в его занятиях с конструктором. Сначала малыш будет повторять за вами, потом строить сам по вашему заданию и постепенно придет к самостоятельно придуманным сооружениям и героям.

Как играть с ребенком в конструктор

Самыми первыми сооружениями, которые стоит показать малышу будет башня из стоящих друг на друге кубиков, дорожка из приложенных друг к другу прямоугольных плашек, лесенка из кубиков разной величины, домик, гараж. Такие сооружения не только развивают фантазию и образное мышление, на их примере ребенок может закрепить понятия большой/маленький, больше/меньше, высокий/низкий, выше/ниже (например башня или дом), широкий/узкий, длинный/короткий (например, дорожка), для этого мама должна обратить внимание малыша на эти понятия и проговаривать их, например, "эта башня высокая, а эта низкая".

После 2 лет конструктор становится активным участником ролевых игр мамы и малыша. С его помощью можно разыгрывать сказки и песенки, придумывать и строить свои истории, основанные на опыте, которым уже обладает ребенок. Сначала это будет домик, на разных этажах которого живут небольшие фигурки людей и животных, или гараж, где стоят машины, на которых те же фигурки могут поехать в парк или магазин. Можно сложить из кубиков детскую площадку, загоны для животных, стол, стул, другую миниатюрную мебель и даже машину или паровозик, главное, не просто показать, как их строить, но и придумать с ними небольшую историю, такие игры обязательно понравятся малышу и заинтересуют его.

Позже начнут появляться целые города и деревни из конструктора, где машины будут ездить по дорожкам, а фигурки людей и животных жить в домиках, ходить по делам и ездить в гости. Очень скоро малыш начнет придумывать свои интереснейшие сюжеты и игры.

К 3 годам ребенок освоит не менее занимательные игры, где нужно повторить сооружение, нарисованное на бумаге. При всей важности свободного конструирования, развивающего воображение и фантазию, навык точного повторения по образцу, воспитывающий внимание и собранность, будет также очень полезен ребенку в дальнейшем обучении и будущей жизни.

Освоив простейшее конструирование в возрасте до 5 лет, позже ребенок с легкостью будет собирать более сложные конструкторы с болтовым соединением, создавая всевозможные модели самолетов, машин, прочей техники и не только, развивая свои инженерные и конструкторские способности.

Конструктор, позволяющий одновременно развивать и творческие навыки ребенка, и логическое мышление, является незаменимой игрушкой с самого раннего детства. Помогая своему малышу освоить все возможности игр и занятий с конструктором, вы закладываете базу его будущих знаний, умений и интересов, основу дальнейшего выбора профессии и предназначения в жизни.

Как выбрать самый интересный и подходящий детский конструктор, «Летидору» рассказали разработчики развивающих наборов «Фанкластик».

«Летидор» обратился к разработчикам нового вида конструкторов «Фанкластик», чтобы узнать, как выбрать самый интересный набор для своего ребенка.

Особой популярностью конструкторы пользуются у школьников начальных классов: в этом возрасте дети стремительно развиваются, поэтому «умные» игрушки для них особенно полезны.

Конструктор развивает:

  • мелкую моторику;
  • наблюдательность;
  • память;
  • воображение;
  • пространственное мышление;
  • логическое мышление;
  • эстетическое и цветовое восприятие;
  • привычку доделывать начатое до конца;
  • усидчивость и концентрацию внимания.

Давайте разберемся, на что родителям следует обращать внимание при покупке развивающего набора.

Как правильно выбрать конструктор ребенку

  • Возраст. Помните, что сложность набора должна соответствовать возрасту ребенка. Например, крохе будет достаточно кубиков со зверюшками, а дошкольникам и ученикам начальных классов нужна игрушка посложнее.
  • Количество деталей. Если хотите надолго занять ребенка игрой, выбирайте набор с достаточным количеством фрагментов. Желательно, чтобы в наборе находились детали не только для сборки моделей по инструкции, но и для создания придуманных фигур.
  • Качество. По возможности перед покупкой проверьте игрушку. Собранная модель хорошего конструктора не рассыпается от прикосновения, а детали не должны окрашивать руки.
  • Ваша личная симпатия. Покупайте только тот конструктор, который понравился вам самим. Ваше участие очень важно для ребенка! Не стоит ограничиваться собиранием только предложенных производителем шаблонов, помогайте детям изобретать новые конструкции.
  • Вид конструктора. Если вы не разбираетесь в том, какими бывают развивающие конструкторы, советуем перед покупкой ознакомиться с этой информацией. Это поможет вам не ошибиться в выборе игрушки.

Какие развивающие конструкторы бывают

Блочные. Геометрические фигуры разного размера, соединяющиеся друг с другом.

Магнитные. Это намагниченные палочки и шарики, которые «прилипают» друг к другу.

Деревянные. В таком наборе малыш найдет кубики, бруски, треугольники, конусы, из которых можно строить пирамидки, домики, крепости и целые города.

Болтовые. Самый сложный конструктор, элементы которого приходится скреплять с помощью винтиков и болтов.

Электронные. Конструкторы на основе электросхем: с помощью выключателей, лампочек, светодиодов, электромоторов и прочих элементов ребенок может собрать своими руками электронный прибор.

Суставные. Детали такого конструктора имеют соединительные элементы, похожие на человеческие суставы.

Мягкие. Конструкторы, изготовленные из нетоксичного «вспененного» материала. Особенно приятен такой вид игрушки малышам.

Лабиринты. Набор, состоящий из трубочек и желобков, которые соединяются между собой в огромный лабиринт.

Для малышей

Идеальным вариантом для маленьких «строителей» станут мягкие и деревянные конструкторы – они достаточно просты в использовании и многие из них имеют относительно крупные детали, что очень нравится малышам.

Лаконичные блочные и магнитные конструкторы тоже отлично подойдут для крох от 1 года, ведь их сборка не требует сложного поиска соединений между частями.

А в магнитных еще присутствует элемент волшебства: достаточно поднести детали друг к другу – и они чудесным образом «склеятся» между собой.

Что любят дети постарше

Суставные конструкторы и конструкторы-лабиринты оценят девочки и мальчики школьного возраста: здесь нужна сноровка и определенный уровень логического мышления.

Болтовые и электронные конструкторы скорее подойдут для мальчишек постарше, которые обожают разбираться с механизмами и не прочь заняться кропотливой работой.

Но наибольший интерес у детей 6-12 лет вызывают блочные конструкторы: из легких пластмассовых кубиков ребенок может создать практически любую фигурку, будь то домик, животное или машинка.

Например, такие наборы предлагают Lego и Mega Block. Однако их детали крепятся друг к другу лишь с одной стороны, поэтому с одним конструктором можно собрать только один-два варианта моделей, нарисованных на коробке.

Разработчики давно задумывались над тем, как изобрести такой блочный конструктор, с которым можно придумывать свои уникальные модели. Современным детям посчастливилось – наконец такие наборы стали реальностью.

Идея от математика: новинка среди конструкторов

У ребенка остался старый конструктор, например, Lego? Отлично! С помощью новинки – блочного конструктора «Фанкластик» – и специальных переходников в него можно вдохнуть новую жизнь.

«Фанкластик» разработал московский математик. Каждый фрагмент игрушки имеет крепления со всех стороны: это три типа соединений деталей, которые позволяют создавать модель в трех измерениях. В результате получаются прочные масштабные конструкции.

Главный плюс нового вида конструктора – совместимость всех деталей между собой. Из комплекта можно собрать от 3 до 30 тематических моделей, к каждой из которых прилагается поэтапная видеоинструкция на канале Youtube. А в наборы «Стартика» и «Миникрафтика» вкладываются бумажные инструкции.

Одна и та же фигурка может превращаться в пистолет, дерево или волшебную палочку. Для ребенка подобная свобода в игре – просто находка!

Какими получатся башни, мосты, транспортные средства, замки, динозавры, роботы, подводные лодки, самолеты, монстры или добрые герои, ребенок решит сам. В любом случае это будет прочная конструкция, которую можно передвигать или бросать на пол, не опасаясь, что она рассыплется. А когда модель надоест, ее можно разобрать и создать своими руками новую игрушку – такую, какой ни у кого нет.

Детский конструктор — незаменимое средство для развития пространственного воображения и фантазии. Но чтобы он не превратился в свалку бесполезных железок или деревяшек, его необходимо научиться собирать.

Из конструктора можно сделать игрушки для сюжетных игр

  • Конструктор
  • Инструкция к конструктору
  • Набор рисунков, если есть

Купив конструктор, прежде всего ознакомьтесь с тем, что в нем есть. Вполне возможно, что потребуются еще какие-то инструменты — например, гаечный ключ или отвертка.

Ознакомьтесь с инструкцией. Если вы собираете конструктор вместе с ребенком, прочтите инструкцию ребенку вслух и расскажите, как прикреплять те или иные детали.

Выберите конструкцию, которую вы будете собирать. Посмотрите, какие детали и инструменты для нее потребуются. Детали оставьте в коробке, просто имейте в виду, что они понадобятся.

Спланируйте, какие детали нужно прикреплять сначала, а какие - потом. Возможно, что некоторые детали можно заменить другими или вообще обойтись без них.

Соберите основу конструкции. Это может быть платформа машины из металлического конструктора или первый этаж дома из lego, каркас тачки или фигуры человечка.

Рисунки к конструктору можно сделать и самим. Посмотрите, какие есть детали и подумайте, что можно из них сделать. Не обязательно использовать все детали.

В некоторых случаях требуется сначала собрать и украсить отдельные элементы конструкции, а уже потом соединить их вместе. Если порядок работы не указан в инструкции, подумайте сами, в каком порядке вам удобно собирать ту или иную игрушку, чтобы она была прочной и аккуратной.

Разобрав конструкцию, сложите детали в расположенные на внутренней части коробки полости. Если детали хранить правильно, конструктор прослужит долго, к тому же нужные части всегда будут под рукой. Винтики и прочие мелкие детали храните в маленьких полиэтиленовых пакетиках или пластмассовых баночках.

Периодически обновляйте конструктор, покупая новый того же типа. Это даст возможность делать более сложные игрушки.

Следите за тем, чтобы ребенок вывинчивал винты предназначенными для этого инструментами, а не выдергивал их, срывая резьбу.

Собрав несколько конструкций по готовым картинкам, соберите что-нибудь по своей схеме.

текст при наведении

Как из конструктора ЛЕГО собирать различные предметы, такие как машина, робот, город? Видео инструкции приветствуются.

Обычно, если нет под рукой инструкции по сборке лего, ребенок включает фантазию. Вот мой сын достает коробку с многочисленными деталями от лего, и собирает города, машины, да на что только у него фантазия приходит. Вот есть ссылка на сборку спортивного автомобиля -

Лего бывает разное: Лего Дупло и просто Лего. Лего Дупло создано для маленьких малышей в возрасте от года до 3 лет. Собирать его очень просто, потому что деталек там не много - специально сделано для малышей, чтобы они и детальки не проглотили, и интересно им было. Пример Лего Дупло:

текст при наведении

Бывает Лего Дупло и с большим количеством деталек. Стоят такие наборчики около 5 000 рублей. К примеру, такой зоопарк:

текст при наведении

Оно тоже относится к серии Дупло.

Есть лего простое, для детей от 7 до 14 лет. там детальки очень маленькие, поэтому и возраст уже большой указан. Ребенок смышленным становится, и уж мелкие детальки точно не будет глотать. Обычно из мелких деталек лего можно создать не только что-то по инструкции, например, космический корабль, но и другие фигурки. Чем мне оно и нравится.+полная совместимость лего с другими наборами (с дупло не совмещается, у дупло детали большие)

Пример маленького лего. Детальки очень маленькие.

текст при наведении

текст при наведении

В каждом наборе лего прилагается инструкция, причем подробная и пошаговая. Так что собрать необходимую вещь достаточно легко. 7 летний ребенок без посторонней помощи по картинкам умудрялся сам все собирать (из жизни).

Конструкторы ЛЕГО - замечательное средство для развития ребенка, потому что, кроме развития мелкой моторики, позволяет будить пространственное воображение и умение синтезировать из отдельного общее.

Вопрос, как собирать ЛЕГО, обычно возникает при первом взгляде на большое количество деталей, которые, казалось бы, никак не связаны между собой. Однако вскоре становится понятно, что все эти части прекрасно совмещаются друг с другом.

Однако, прежде, чем собирать ЛЕГО, лучше все-таки ознакомиться с инструкцией и первую сборку провести по ней. То, что у вас должно получиться в результате, обычно изображено на коробке. Как правило, предлагается собрать из деталей ЛЕГО несколько разных конструкций. А уже потом, когда, в процессе учебных сборок, станет понятно, для чего нужна каждая деталь, можно использовать ЛЕГО для реализации собственных разработок.

Их давали нам, чтобы не мешали старшим чтобы котелок и мелкая моторика шли рука об руку. Но фишка конструкторов не только в этом.


Для начала, что называть конструктором? Например, пирамидки, паззлы, сортеры (когда детальке надо найти формочку), матрешки — это не конструкторы. Они называются «дидактическими игрушками» и учат работать по шаблону. Это, конечно, полезно и важно, но как тренировка. Поэтому иногда так хочется дать по рукам подтолкнуть ребенка, чтобы «закончили упражнение».

Настоящие конструкторы задумывались такими, чтобы человек работал в своем темпе и не до конца следовал шаблону.

Например

Первый массовый металлический конструктор «Меккано» (Англия) исходно вообще не содержал определенных схем.


«Меккано» — это тот самый «металлический конструктор» из детства. Просто в СССР он был известен под общим именем «Конструктор». И креативный подход в нем был — помните альбомы с самоделками, которые можно было собирать из комплектов таких вот деталей?

Давайте посмотрим, как мог повлиять на вас такой набор. Для тех, кто рос уже в эпоху Lego — тоже будет много интересного.


Говорят британские ученые и педагоги

Исследования, доказывающие практическую пользу конструкторов для человека (скажем, влияние на развитие моторики), проводились много где начиная с 1970-х. Чаще всего в них применялись блочные пластмассовые конструкторы по типу «Лего». Мы отобрали несколько интересных, а иногда просто забавных фактов из них.


1. Интерес к конструкторам влияет на способности к математике

Связаны ли развитие пространственного мышления, которое происходит с помощью конструкторов, и развитие способностей к математике и STEM вообще? То, что увлечение конструкторами в дошкольном возрасте влияет на дальнейшие успехи в математике, смогли показать сразу несколько специалистов.

А) В 1982 году группа исследователей наблюдала за четырехлетними детьми и тем, как и во что они играют. В 1998 году ученые взяли и проанализировали школьные ведомости тех детей. Оказалось, что с возраста 11-12 лет наблюдалась прямая корреляция между тем, как ребенок успевал по математике, и его детским интересом к конструкторам.

Результаты этой работы были опубликованы в 2001 году — их можно найти по запросу: «Block play performance among preschoolers as a predictor of later school achievement in mathematics».

Б) Джулия Буллард из университета Западной Монтаны пришла к аналогичным выводам. Своими исследованиями она занимается с 1989-го, фокусируясь на воспитании детей до 8 лет.

Вопросу развития математических способностей через игры и конструкторы она посвятила целую главу в своей научно-популярной книге «Creating Environments for Learning: Birth to Age Eight».

В) Если брать малый возраст, есть интересное исследование про связь между умением собирать конструктор и умением оперировать с числами у детей 3-4 лет. Если коротко, чем лучше ребенок управляется со сборкой, тем лучше знает счет.


На скрине результирующая таблица из исследования. Полностью исследование на 12 страниц доступно в онлайне, как невычитанная копия (uncorrected proof — могут быть пропущены запятые, например).

Г) Похожее исследование проводилось в более старшем возрасте. Ученые наблюдали за группой шестиклашек (это 10-11 лет) в голландской школе. И нашли связь между тем, сколько времени дети играли в конструкторы и способностью решать математические задачки.


2. Помимо моторики и математических способностей, конструктор развивает:

А) Логику и самостоятельность при решении задач, способность находить разные пути.

Б) Речь и навыки социализации — конструкторы используют даже при лечении речевых нарушений и аутизма: дети в процессе объясняют, что делают, отвечают на вопросы, начинают чаще использовать прилагательные. О том, как конструкторы работают с обычными детьми — в пункте 3 (“А что в России?”).

В) И наше любимое — интерес к технике и творчеству. Об этом мы тоже еще поговорим.


3. А что в России?

О пользе строительных игр, в которых можно что-то конструировать, писала еще Крупская, жена Ленина (Н.К. Крупская, “О дошкольном воспитании”). Её, естественно, много цитировали.

А если серьезно, чтобы получить актуальный и полезный список книг о влиянии конструкторов на развитие ребенка, сегодня достаточно зайти в любой нормальный детский садик (для интересующихся, список в первом комментарии).

Штука в том, что с 2010 года есть целая рекомендованная программа «Конструирование и ручной труд в детском саду». И по ней в садиках делают свои исследования. В феврале 2016-го, например, закончился эксперимент в одном из садиков в Ямало-Ненецком округе. У них очень структурированное исследование. Почитайте как-нибудь (ссылка в первом комментарии), а мы пока расскажем результат.

Исходно педагоги выявили в группе большой процент детей с низким уровнем социально-коммуникативного развития (41%) и «недостаточным уровнем сформированности конструктивных умений» (45%).


Так было. Показатель “социально-коммуникативные навыки” замерялся по 10 параметрам (далее для группы “низкий” будет оцениваться снижение параметра, для остальных — его рост).

Педагоги предложили детям 13 коротких занятий с простым пластмассовым конструктором — помогали собрать робота, ракету или домик, причем часть времени дошкольники работали самостоятельно. По итогам, показатели улучшились в среднем на 12%. Т.е. почти на 1 пункт лучше за каждые полчаса игры.


Всего лишь возня с конструктором, Карл!


4. Ученые говорят сами за себя

А вот пример из серии: «Совпадение?! Не думаю!» В 1880-х немцы стали выпускать «каменный», из смеси кварца и мела, конструктор. Он был как “Лего”, только реалистичней: из блоков нужно было собирать копии зданий, но в то же время — и делать что-то свое. В детстве такой конструктор был у Альберта Эйнштейна, Макса Борна и Роберта Оппенгеймера.


«Конструктор как у Эйнштейна» назывался Anker-Steinbaukasten. Оригинальное производство прекратилось в 1963 году, но торговая марка используется до сих пор.


То есть, конструкторы делают из нас «я у мамы инженера»?

А) Индийские психологи считают, что да:


Подчеркнуто красным: «Увлечен конструкторами и читает инженерные журналы — технарь!» — Спасибо, кэп! (скрин из книги General Psycology, 2003)

Б) Советский педагог Макаренко считал аналогично: «Игра в жизни ребенка имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет». Звучит логично, но…

В) На самом деле, мы не знаем. И ради интереса провели мини-исследование у себя. Опросили где-то треть сотрудников. Половина — разработчики и системные администраторы (20 человек), половина — управленцы, маркетинг, дизайнеры, юристы и бухгалтерия (20 человек).


Задавали четыре вопроса. Два в анкете были обязательными. Выше ответы на первый обязательный вопрос.

А вот ответы на второй обязательный вопрос:


Перейдем к разбивке “технари” и “не технари”.

В «технической» группе 16 человек в детстве часто играли с конструктором. Десять уверены, что на выбор профессии это повлияло («начал с конструкторов, потом стал собирать компьютеры, сайты и т.д.»), трое — что точно нет. Остальные не определились.

В «нетехнической» группе конструкторы в детстве любили почти так же — 15 человек. Пятеро видят связь «начал с конструкторов, стал собирать компьютеры, сайты и т.д.» — это дизайнеры и менеджеры проектов. Семеро не видят связи между выбором профессии и детскими увлечениями.

Г) Интересно, а вы чувствуете связь между тем, во что играли в детстве, и кем стали? Расскажите, пожалуйста — мини-опрос в конце поста.

Что делать, когда вы выросли

Конструкторы полезны для детей. Иногда это даже сказывается на их будущем. А что делать, если вы испытываете недостаток в конструировании после 18? Мы собрали несколько советов, проверенных собой, временем и Гиктаймсом.

Играть с детьми. Это беспалевный способ попробовать кучу конструкторов. Кстати, говорят, что конструирование — это хорошая профилактика болезни Альцгеймера.

Завести хобби. Инженер Apple Эндрю Кэрол сделал рабочую копию «Антикитерского механизма», воспользовавшись все тем же Lego.


И не скажешь же, что потратил время зря.

Сделать бизнес. Это отличный вариант конструктора с непредсказуемым результатом.
Можно даже сделать свой конструктор — и продавать его.

Если останетесь в нише малого бизнеса, мы придумали конструктор сайтов для вас.

Конструировать сайты. Вариант хорош тем, что с нынешним уровнем развития технологий подходит многим — знать тот же HTML больше не обязательно.

Завести Ардуино. Этот метод описывается на Гиктаймсе в среднем раз в сутки.

Ностальгировать. Когда мы делали опрос внутри компании, люди вспоминали, как хранили и передавали по наследству детские конструкторы, мастерили из палок и веревок и… как “любая вещь после разборки превращалась в конструктор”.

Читайте также: