Как создать конструктор литосферных плит 5 класс школа географа следопыта

Обновлено: 04.05.2024

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Райковская средняя общеобразовательная школа имени Н.И. Носова»

на заседании ШМО

зам директора по УВР

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Школа географа - следопыта»

(общеинтеллектуальное направление) для 5 класса

У чител ь географии: Шурышева Надежда Алексеевна.

а ал Райков, 2018г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Школа географа-следопыта» д ля 5 класс а составлена на основе:

· Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12. 2010 № 1897;

· СанПиН 2.4.2.2821 – 10 с последующими дополнениями и изменениями «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях;

· Учебного плана «Райковская СОШ им. Н. И. Носова»;

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.

Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Курс рассчитан на 18 учебных часов (0,5 час в неделю)

Целью курс а является расширение географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.

При изучении данного курса решаются следующие задачи:

- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска, включая работу с различными источниками географической информации;

Создание модели движения литосферных плит с целью дальнейшего использования на уроках географии.

ВложениеРазмер
model_-lit.plity_.docx 18.61 КБ

Предварительный просмотр:

Создание модели «движение литосферных плит».

обучающийся 5 класса МБОУ Кузинская ООШ

Бурдакова Елена Михайловна,

Учитель географии МБОУ Кузинская ООШ

Обучающиеся ОУ (5-6кл.)

Сделать модель с целью дальнейшего использования на уроках географии.

1) узнать время возникновения и образования континентов и океанов;

2) реконструировать движение литосферных плит

Краткосрочный (2 недели)

Поэтапный план работы над проектом

1. Подготовка: определение темы и целей проекта.

а) определение источников необходимой информации;

б) определение способов сбора и анализа информации;

в) определение способа представления результатов.

а) сбор и уточнение информации (литература по геологии, ресурсы Интернет);

б) выявление и обсуждение с руководителем альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта;

в) выбор оптимального варианта хода проекта;

г) поэтапное выполнение исследовательских задач.

а) анализ собранной информации;

б) формулирование выводов.

5. Защита проекта: устный отчет с демонстрацией модели.

Данную модель можно использовать на уроках географии при изучении темы «Литосфера».

1этап. Подготовка к проектной работе.

Я выяснил, что нарушения в земной коре происходят из-за движения литосферных плит. Большинство действующих вулканов расположено на границах литосферных плит, там же происходят и сильные землетрясения.

Я создам упрощённую модель разломов и буду «двигать» литосферные плиты.

2 этап. Необходимые материалы.

Для модели потребуется картон, ножницы, карандаш, копировальная бумага, краски и клей.

3 этап. Создание модели.

1). С помощью копировальной бумаги я перенёс на два листа картона упрощённую схему литосферных плит. Один лист картона разрезал по линии разломов, ограничивающих литосферные плиты. Из второго листа картона вырезал изображения материков и крупных островов.

2). Наклеил детали, изображающие материки и крупные острова, на соответствующие детали, изображающие литосферные плиты. Раскрасил океаны и моря синей краской. Красной линией показал положение Тихоокеанского огненного кольца – полосы действующих вулканов.

3). Значками обозначил положение действующих вулканов, которые упоминаются в тексте параграфа и которые показаны на снимках.

4). Клей и краска высохли. Можно сложить схему.

4 этап. Реконструкция модели готова.

Данную модель можно использовать на уроках географии при изучении темы «Литосфера».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок 6 класс.Тема: Движение литосферных плит. Землетрясения.

Предмет: география Название учебно-методического комплекса:Линия учебно-методических комплексов по географии для 6-9 классов под редакцией О. А. Климановой, А. И. Алексеева Класс: 6 класс Тема: Дви.

Урок 6 класс. Презентация. Движение литосферных плит. Землетрясения.

Урок 6класс. Презентация.

Тектоника литосферных плит

Тектоника литосферных плит и происхождение Земли.


земная кора и литосферные плиты

архив содержит план-конспект урока по географии для 5 класса, а также презентацию к нему.


Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Движение литосферных плит". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .

Учёные считают, что Красное море и озеро Байкал — это нарождающиеся океаны. Можете ли вы привести доводы в пользу этих предположений.


Движение литосферных плит

Тестовые задания для учащихся 7 класса в формате ВПР при изучении темы "Литосфера и рельеф Земли".

Практическая работа № 1 Составление календаря природы.

Наблюдение за природой.

Задание: Наблюдайте каждый день за изменениями в природе, наблюдения оформите в виде календаря. (Оформление наблюдений может быть в виде предложенной таблицы или своим.) Соответствуют ли описания изменений в природе народов ханты, манси, русского народа лично вашим наблюдениям?

1 Название месяца

2 Название у народов ханты и манси..

Месяц листопада», «месяц щекура», «месяц опадания листвы» .

– «Месяц замерзания малых рек». Зимний новый год начинался с октября — поры «большой осени» или «малой зимы»

«Месяц ледостава», «месяц застывания Оби», «месяц потери рогов оленями» . Большая зима начинается в ноябре, именуемом на Средней Оби «плечом осени», «месяцем большого жертвоприношения», «месяцем толстого снега» ,

3 Важные события в жизненном укладе. народов Югры

В сентябре проходит нерест белой рыбы, после чего она скатывается в низовья Оби . Месяц облетающих листьев - им завершается летнее полугодие. Оленеводы собирают домашних олений в стадо, у охотников начинается гон лосей и охота на тетерева.

Замерзают небольшие речушки, идет последний промысел рыбы гымгами (мордушками). Охотники отправляются на первую зимнюю охоту.

. В календарях охотников ноябрь называется «беличьим месяцем» и означает начало долгого осенне-зимнего промысла. Ханты переезжают в зимние, утепленные чумы и начинается долгое противоборство человека с холодом и темнотой.

4 У русского народа приметы

Сентябрь- новосел осени, «руен» - за желтый цвет, ревун- за непогодь, дожди-водолеи, хмурень- и дни короткие и ненастье часто, листопадник, вечер года

Октябрь-листопад, паздерник, грудень, свадебник, зазимье, предзимье: землицу прикроет где листком, где снежком, грязник – «ни колеса, ни полоза не любит», листобой, корень осени, кисельник, хлебник – убирают последние плоды, капустник – убирают, квасят капусту.

Ноябрь- грудень- «мерзкая кочковатая земля», полузимник, ворота зимы, листопад, «сентябрев внук, октябрев сын, декабрев брат, зиме родной батюшка», сумерки года, ледовый кузнец, снеговей, листогной, лета обидчик, бездорожник.

5 Температура воздуха и осадки ( наблюдаем в одно время). Величина светового дня.

7 Изменения с растениями

8 Изменения в поведении животных,птиц, насекомых

9 Стихи, загадки о месяце

10 Свой рисунок или фотография

По образцу можно продолжить наблюдение за природой и в другие месяцы года. Дополнительная информация дана в сводной таблице.

1 Название месяца

2 Название у народов ханты и манси..

«Месяц длинных ночей», «месяц коротких дней», «месяц большой темноты», или «холодный месяц

«Месяц середины года», «месяц умирания Оби», «топорище ломающий месяц», у северных манси - «месяц тридцати топорищ» .

– «Месяц ленивого орла», «плута-орла месяц», «ленивый орел: один день летает, другой день - нет», «то тепло, то холодно: один день длинный, другой короткий» .

3 Важные события в жизненном укладе. народов Югры

В декабре женщины обычно откладывают в сторону привычное шитье, и занимаются почти исключительно приготовлением пищи и поддержанием тепла, а мужчины охотятся. Раз в несколько лет к декабрю добавлялся 13-й месяц «сверххолодный» .

В это время черпают у ключей задыхающуюся от замора рыбу, неподалеку от дома ловят слопцами и петлями зайцев и тетеревов. Взрослые промысловики выходят на охоту по особому поводу — «шевелить» медведя в берлоге. Январь - это нижняя точка зимы, время затишья хозяйственной активности. Замиранию природы противопоставляется оживление общения между людьми: проходят гостевания, сопровождающиеся договорами о последующей совместной деятельности, взаимным одариванием - отдариванием (поездка в гости называется у ханты «к подарку ехать»).

В названиях февраля обычно упоминается орел, по распространенному хантыйскому преданию: орел сватался к Матери-Огню - Солнцу, и хотя их браку не суждено было свершиться, он каждый год предвещает пробуждение Солнца и тем самым спасает людей от гибели.

4 У русского народа приметы

Декабрь-студень, хмурень- чистое небо показывается изредка, глухозимье

Январь-батюшка ( звали январь Васильевичем, т.к. 1 января был Васильев день), просинец: в стужу до дна мелкие речки промерзают, вода просочившаяся на поверхность льда, делает его синим

Февраль-снежень – за снега глубокие, сечень – за то, что зиму «сечет пополам», бокогрей- пусть холодно, да все ж одному бочку потеплей, межень- граница зимы и весны, лютень – морозы сильны, вьюговей – «у февраля два друга: метель да вьюга»

1 Название месяцев

2 Название у народов ханты и манси..

«Месяц малого наста» .

«Месяц ледохода», «месяц прилета уток», «месяц нереста рыбы», «месяц рождения оленят», «месяц нереста рыбы» .

3 Важные события в жизненном укладе. народов Югры

В это время природа «отдыхает», копит силы для весеннего пробуждения и летнего цветения. Это один из самых напряженных месяцев в годовом хозяйственном цикле ханты. С наступлением весеннего равноденствия завершалось зимнее полугодие, оканчивался сезон охоты на пушного зверя, ханты переезжали из зимних поселений в весенне-осенние стойбища. Возвратившись к зимникам, охотники становились рыболовами — использовали последнюю перед ледоходом возможность завести невод или «почерпать» рыбу у ключей

Толстая заледенелая корка на оседающем глубоком снегу оказывает немало хлопот для оленеводов. Олени остерегаются идти по насту, так как острые края льда режут ноги. «Месяц Вороны» - ворона почиталась как вестник весны. По примете, если ворона садилась на низкое дерево – ожидалась короткая весна, если на высокое – затяжная. В это время начинается охота на лосей.

С мая обские угры «сетковали» по озерам и старицам. В конце месяца - проходила охота перевесами на уток. Это время согревания земли, из-за распутицы прекращаются дальние поездки, все готовятся к половодью.

4 У русского народа приметы

Март – позимье, «сверху печет, снизу студит», «март – февралю – бокогрею младший брат», протальник, утро года.

Апрель- цветень – распускаются первоцветы, березозол, снегогон, пролетень, «красная горка» - Солнце с апрельской горки в лето катится, водолей.

Май- травень – трава буйно идет в рост

1 Название месяца

2 Название у народов ханты и манси..

«Месяц зеленой листвы», «месяц высокой воды» .

«Месяц вонзевой рыбы», «месяц заливных озер», «месяц спадающей воды», «месяц линьки птиц» .

«Месяц пойменных озер», «месяц сбора ягод», «месяц середины лета» .

3 Важные события в жизненном укладе. народов Югры

Обильное появление зеленой травы, листьев на деревьях, а так же комаров и другого гнуса. Это время подготовки к рыбной ловле, изготовление лодок, заготовки бересты (из которой изготовлялось множество бытовых предметов).

Это время «умиротворенности», отсутствие противоборства человека с природными стихиями. Пик летнего года связан с периодом хозяйственной активности: ремонт чумов , построек, инвентаря охотничьего и рыболовного и т.д. И, конечно же, заготовка рыбы на долгую зиму.

Оленеводы ухаживают за стадом: ровняют рога, удаляют наросты на копытах, часть стада забивается и т.д. Проводится ритуал, посвященный переходу жизни на «темную сторону», с августа начинается отсчет угасания солнца. Собирается ягода: смородина, черника, брусника, морошка.

4 У русского народа приметы

Июнь-червень, разноцвет – за буйство цветов

Июль –страдник, сенокос, макушка лета, краснолетье, экватор года, сенозарник, грозник, грозовик, зенит лета. Ягодник

Август- жнивень, разносол, собериха, припасиха, серпень-разгар жатвы: «серпы греют, вода холодит», зарев, зорник – яркие, холодные зори, зарник – сияние зарниц, межняк, «густарь» - работы густо: и косить . и пахать, и сеять, закат лета

П.р. 2 Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом .

Продолжить работу нужно дома, используя план работы, данный в параграфе 2 на стр.12-13.Результаты записать в Дневник

Практическая работа№ 3 Создание конструктора литосферных плит. Модель вулкана.

-Используя карту литосферных плит, попробуйте переместить их в направлении, указанном стрелками.

-Опишите, что вы наблюдаете при перемещении плит в разном направлении?

- В каких участках Вы наблюдали «нахлест», «надвиг» плит друг на друга?

- Как вы думаете, к чему это может привести в реальной ситуации?

- Куда она в последующем будет устремляться? Чем будет сопровождаться?

- Как называется этот процесс?

Сделайте вывод. В чем причина вулканизма?

Делаем и Моделирование вулкана из пластилина.

1 Приготовить картон и пластилин.

2Намочить руки водой.

3 Размять кусочек черного пластилина и положить на середину картона.

4 Пальцами размазать края пластилина по картону.

5 На вершине сделать углубление- кратер

6 Внутрь кратера положить кусочек красного пластилина, а так же размазать его по краям вулкана сверху вниз.

Практическая .работа №.4 Горные породы, слагающие земную кору

Описать по плану горные породы

3. плотная, рыхлая, сыпучая

4. вес (тяжелый, средней тяжести, легкий)

7. Блеск (металлический, неметаллический, стеклянный, перламутровый, матовый)

8. твердый (мягкий)

9. Структура (зернистая, землистая, плотная)

10. Есть ли органические следы (на бумаге, на руках)

. Практическая работа№ 5 Описание географического положения горы по плану

Определение по карте географического положения гор и равнин. Определять относительную высоту холма с использованием самодельного нивелира на местности

План описания гор:

1. На каком материке и в какой его части находятся горы;

2. Общее направление горной системы и её протяжённость;

3. Между какими географическим объектами(равнины, моря, океаны и т.д.) находятся горы (по сторонам горизонта);

4. Вид гор по абсолютной высоте;

5. Крупнейшая вершина и её географические координаты

Практическая работа № 6 Составление прогноза погоды по народным приметам.
Народные приметы позволяют предвидеть погоду для сравнительно небольшого района и на срок обычно не более суток. Чтобы прогноз был реальным, его надо делать по многим природным явлениям, по их комплексам, а не по отдельным двум-трем приметам.

Работу начинаем на уроке и заканчивают ребята ее дома.

Задание 1 Используя народные приметы, сделайте краткосрочный прогноз погоды для Нижневартовска на следующий день. Запишите его . Описание представьте в виде последовательного рассказа, при этом выскажите личные мнения, суждения, обязательно сделайте вывод.

К хорошей погоде:

1 В сплошных облаках появляются просветы.

2 Золотистая или светло-розовая заря при восходе и заходе солнца.

3 Дым вертикально поднимается вверх.

4 Ночью выпадает сильная роса или садится иней.

5 Звезды слабо мерцают зеленоватым цветом.
6 Подняты вверх ветки ели, можжевельника и другие приметы.

К плохой погоде :

1 Утренняя заря ярко-красная, вечерняя - багрового цвета (к ветру).

2 Ветер к вечеру усиливается,

3 Наблюдаются большие круги вокруг солнца или луны.

4 Днем небо и без облаков кажется белесым, мутным.

5 Солнце садится в тучу.

6 Воробьи сидят нахохлившиеся.

7 Облака идут против ветра - к снегу.

8 Сильно мерцают звезды (красноватым или ярко-синим светом). и другие приметы

Задание 2 Используя рубрику " Школа географа- следопыта" ,стр. 80-82,узнайте в Интернете, какая была погода в Нижневартовске 18 и 19 августа, 14 и 23 сентября, 8 и 14 октября. По народным приметам составить долгосрочный прогноз погоды на зиму и записать его в своем Дневнике географа -следопыта. Таблица на стр. 81-82.сравните прогноз, составленный по народным приметам, с фактической погодой. Сделайте вывод о том, насколько оправдался составленный вами прогноз.

Задание 3 Используя рубрику " Школа географа- следопыта" делаем своими руками метеорологические приборы- флюгер, дождемер, термометр. Планы на стр.73- 75

Практическая работа № 7 Описание реки по плану.

. Дайте с помощью разных источников информации описание рек Волги и Терека

Моделирование позволяет детям более полно освоить материал и творчески подойти к изучению какой-либо темы.

ВложениеРазмер
1.pptx 1.81 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Использование метода моделирования на уроках географии Подготовила: Битюкова И.И. учитель географии МБУ «Школа №62» г. Тольятти

Учебник помогает по-новому организовать учебный процесс!

Метод Моделирование в географии Способствует изучению темы более быстрыми темпами Облегчают самостоятельное выполнение заданий творческого характера Обеспечивают динамичность подачи информации , что позволяет снижать перегрузку учащихся

Формирует более высокий теоретический уровень мышления Обеспечивает качественный анализ учебного материала Дают возможность сжато излагать информацию и воспроизводить ее.

Применение метода в географии Для повышения мотивации учебной деятельности При изучении нового материала При проверке знаний, умений. при обобщении систематизации

В своей практике использую Школу географа-следопыта Учатся ориентироваться Познают тайны географии. Создают игротеку Учатся проводить измерения Учатся составлять карты , схемы , модели.

Примерами опыта моей работы являются : Модель батискафа Создание барометра Макет вулкана Модель земли Конструктор литосферных плит Метеорологическая станция

Моделирование батискафа Оборудование: учебник «География. Начальный курс 5 класс»; атлас, физическая карта мира; картон, клей , линейка , циркуль, цветные карандаши , определитель «морские обитатели» Цель Создать модель «батискафа ». Совершить «погружение» в глубины Атлантического океана. Изучить способы приспособления животных к условиям своего обитания . Батискаф -глубоководный, самоходный аппарат для исследования глубин океана.

План работы 1.Картон разделите на 2 части: 1 полоса – для отметки глубин и температуры (отступить 2 см от левого края картона) 2 полоса – для выделения глубины зон (этажей)океана. 2.Закрасьте вторую полосу (сверху- вниз) в соответствующие цвета зоны: световая - голубой ; сумеречная - синий; ночная - черный. 3.На 1 полосе заклейте отметки глубин и температуры воды (данные в конверте с надписью зоны ). 4.На закрашенной второй полосе ,найдите свою зону (этаж) . 5. Выбрать из конверта морских обитателей этой зоны (опираясь на определитель в учебнике), заклейте на картон.

6.Сделайте бегунок по схеме, данной в учебнике. 7.Вставьте схему глубинных зон океана в бегунок так, чтобы через круглое окошко было видно изображение морских обитателей, а через маленькое боковое окошко-значение глубин ( h ,м) и температуры воды ( t ,С). 8. Начните «погружение» в морские пучины. 9.Обратите внимание на размеры каждой глубинной зоны. Какая из них самая мощная, а какая -самая незначительная по толщине. 10.Изучите морских животных ,которых вы наблюдаете при «погружении», с помощью определителя морских обитателей. 11. Сделайте вывод о том, как живые организмы приспосабливаются к условиям жизни в океана на различных глубинах(величина и форма тела морских животных, способность светиться, окраска спины и брюха).

Выделяют 3 зоны Признаки световая сумеречная ночная глубина До 100 м От 100 м до 1000 м Ниже 1000 м температура От 20 С до 15 С От 13С до 6 С От 3.3 С до 0 С Морские обитатели П ортугальский кораблик, Летучая рыба, Луна-рыба, Полосатый дельфин, Кашалот и др Светящиеся анчоусы, Хаулиод , Рыба-топорик, Средневодная медуза, Макрурус Мизида , Черный живоглот, Кальмар-вампир, Морской черт, Морской огурец


Учебник помогает Учебник помогает по-новому организовать учебный процесс!


Метод Моделирование в географии Способствует изучению темы более быстрыми темпами Облегчают самостоятельное выполнение заданий творческого характера Обеспечивают динамичность подачи информации , что позволяет снижать перегрузку учащихся


Формирует более высокий теоретический уровень мышления Обеспечивает качественный анализ учебного материала Дают возможность сжато излагать информацию и воспроизводить ее.


Применение метода в географии Для повышения мотивации учебной деятельности При изучении нового материала При проверке знаний, умений. При обобщении систематизации


В своей практике использую Школу географа-следопыта Учатся ориентироваться Познают тайны географии. Создают игротеку Учатся проводить измерения Учатся составлять карты , схемы , модели.


Примерами опыта моей работы для урока «Вулканы Земли» являются : Модель вулкана Конструктор литосферных плит


Модель вулкана. Вулканы — геологические образования на поверхности земной коры или коры другой планеты, где магма выходит на поверхность, образуя лаву, вулканические газы, камни (вулканические бомбы) и пирокластические потоки. Слово «Вулкан» происходит от имени древнеримского бога огня Вулкана . В переводе с латинского — бог огня и кузнечного дела.


Пошаговое описание работы Сначала нужно взять картон и вырезать конус Приготовить пластиковую бутылку размером 0,33 и к голышку бутылки прикрепить конус из картона. Для изготовления подножия Модели необходимо подготовить квадрат зелёной цветной бумаги 20/20 см и лист картона 20/20 см Наносим клей ПВА на картон, приклеиваем квадрат зеленой цветной бумаги, по центру приклеиваем бутылку с конусом. Подножие Макета Вулкана готово Берем пластилин коричневого,оранжевого и зеленого цвета, обмазываем конус пластилином, чтобы получился внешне похожий на вулкан.


7.Модель Вулкана готов для проведения эксперимента 8.Для опытно-экспериментальной деятельности, нам понадобится подкрашенный красной гуашью уксус и сода в небольшом количестве. В жерло макета мы насыпаем соду, а затем наливаем подкрашенный уксус. Вулканизм начинается! Наблюдаем как лава стекает по склону. В ходе исследовательской деятельности подтвердилось: можно создать искусственный вулкан путем опытно-экспериментальной деятельности.

Читайте также: