Как стать главным конструктором

Обновлено: 19.04.2024

Эта статья будет интересна не только тем, что предполагает погрузиться в « болото » российского авиапрома и связать с ним своё дальнейшее будущее, но и тем, кому интересно узнать реальную картину, особенно конспирологам и ура-патриотам – что на сегодняшний день может наш авиапром, и что он хочет производить в лице Руководителей (и их адекватность), набирающих себе кадры. В статье Вы увидите весьма красноречивую информацию с комментариями.

А что же происходит сейчас? Что представляет из себя нынешняя карьерная лестница в области проектирования авиационной техники и что ждёт человека, решившего пойти в проектирование?

«Куда пойти по миру» искать «романтизм» профессии,

«куда продаться» и «за сколько Вас купят»?

Что предлагает сегодня рынок труда

Всё зависит от квалификации, которой обладает инженер-конструктор.

Для вчерашнего студента с радостью откроются двери таких фирм, как

Научно инженерная компания (Бывший «Би-Ди-Си» - подразделение Боинг в России), ECAR (подразделение Эйрбас в России), Tucana Engineering, Прогресстех и подобные им другие фирмы.

Там для начинающего инженера-конструктора весьма заманчивые условия, но сыр бывает сами знаете где. Все эти фирмы сами ничего с нуля не проектируют и берут подряды от Боинга, Эрбаса и других фирм. Всё бы неплохо, только этим фирмам требуются только одно – дешёвая рабочая сила, которую не выгодно нанимать в богатых странах, т.е. драфтеры (чертёжники, рисовальщики 3D) и расчётчики. Примерно такая же ситуация с программистами в Индии, которые работают за тарелку супа. Отношение соответствующее. Там работа по инструкциям и ни шагу в сторону, но зарплата чуть выше, чем в «нормальных КБ» у специалистов начального уровня.

Те, кто пришёл оттуда в «нормальные КБ», авиационные фирмы, примерно в 98% случаев абсолютно не могут мыслить на уровне людей, изначально работавших в «нормальных КБ». Они копают отсюда и до обеда, но много и абсолютно не понимают, как «жить» без инструкции. Все управляющие проектированием «мозги» представительств зарубежных фирм находятся, естественно, в том же самом Эрбасе или Боинге. Потому, судя по отсутствию отзывов на моё резюме, специалисты высшей квалификации , вакансии которых вывешены на зарубежных сайтах Боинга и Эрбаса, именно в России не нужны . Придётся ехать туда ( в России мозги не нужны ), а это очень большие проблемы, особенно для людей с «секретностью» и/или с недостаточным английским.

Когда создавался RRJ95, привлекался «Прогресстех» в 2005-2012 годах. Квалификация сотрудников тогда была абсолютно разная. Крайне мало было действительно грамотных людей. Это было буквально несколько человек из нескольких десятков, с которыми я работал. И то это были выходцы из Ильюшинской и Туполевской фирм, работавшие в «Прогресстехе», а не «коренные жители» «Прогресстеха». Тогда мне пришлось несколько человек, которых выделили мне в бригаду, имеющих образование, никак не связанное с авиацией, учить с нуля. В таких «подрядных фирмах» работают не только люди из авиационной отрасли, а, пожалуй, откуда угодно, имеющие высшее образование и просто владеющие компьютером. 15 лет назад ходила байка о «взломе» базы в «БиДиСи», когда среди работников нашёлся бывший нейрохирург. Полагаю, что ситуация там сейчас как и 15 лет назад, и соответствует назначению и задачам, решаемым этими фирмами. Фирмы свои задачи успешно решают.

ECAR, в отличии от других, указанных выше фирм, просит «не беспокоить» без знаний английского. Там после неудачной попытки конвертации А320 в грузовик, а именно, в последнее время, осуществляется фактически одно сопровождение производства по текущим проектам и требуется соответствующий этому делу уровень квалификации инженера-конструктора (про уровень квалификации подробно можно прочитать в части II данной статьи).

Теперь посмотрим на исконно наш «болотистый» авиапром . Вот тут самая интересная пища для размышления. Наверное, я огорчу конспирологов и ура-патриотов реальностью. Посмотрим на фирму «Туполев», которая, пожалуй, больше остальных гордится своей военной и гражданской продукцией. Сейчас с гражданской продукцией в прессе тихо, а военными темами они занимаются и делают широко разрекламированный «ПАК ДА» и вроде даже модернизируют не менее разрекламированный Ту-160. Итак, барабанная дробь:

Вот про IT-шников там почти не забывают, если закрыть глаза на «ценник» на высококлассных IT-шников на рынке труда в других фирмах, а «инженегры» высокого уровня, коих в России единицы, пусть идут в таксисты и там зарабатывают по 100 000 рублей в месяц.

Но проблема там не только в разнице в деньгах. Когда я планировал туда устроиться в 2013 году, там было настоящее «кидалово». З/П в то время состояла из копеечного оклада около 20 тыс. и кучи доплат и премий, включая секретность. И цена «От» почему-то оказывалась ценой «До» и «грязными» . Кроме того, можно почитать отзывы о работодателе в общем доступе , как там кидают с выплатой премий и доплат из заявленного состава з/п. Вероятно, фирма «стабильная» и в этом. Тогда, в 2013 году я принял звонок от отдела кадров «Туполей» через 2 месяца после отправки им моего резюме, когда я уже давно и активно пахал в другой фирме. «Барским тоном » мне сказали: «Ваше резюме у меня на столе». Далее – «а что, Вы уже нашли работу и за эти деньги? (имеются ввиду деньги, указанные в моём резюме)» И таки да – я тут же нашёл, на следующий день! Там были деньги вполне адекватные моей тогдашней квалификации рядового, продуктивного конструктора с хорошим опытом.

Вот так работает Туполевская фирма. Естественно, что туда пойдут только те, у кого есть проблемы с трудоустройством в другие фирмы. Результат работы таких людей ожидаемый, а ещё есть незыблемое правило: «Как заплачено – так и зафигачено!».

«ГСС» или как теперь называется «ГСС» после её поглощения Иркутом - «Региональные самолёты».

Сейчас там вакансии «пропали», но долгое время там требовались материаловеды, технологи, включая технологов ПКМ, конструктора. Вероятно, что они уже отчаялись найти специалистов и просто сняли вакансии. Это вполне можно понять, поскольку туда особо никто идти не хочет, поскольку в 2012-2013 годах там устроили развал ( см. статью - там про это немного написано), потом ежегодно или чаще сменялись президенты. И с 2018 года з/п, треть от которой составляет премия, уже платили как Бог на душу положит. То по случаю слияния с «Иркутом» перестали платить премию, то пятна на солнце и т.д. Уровень оплаты труда примерно равен Туполевскому. Ну, может, местами в отдельных подразделениях на 10% повыше.

Ильюшинская фирма сейчас пребывает в шоке после катастрофы Ил-112 и процессе всероссийского «слияния». Там набор закрыт и идут сокращения. В нашей отрасли всех со всеми решили слить. Т.е. исключить конкуренцию между фирмами и в части продукции, и в части условий работы специалистов. На мой взгляд – это будет глобальная российская помойка -свалка из нормальных специалистов и просиживающих свои должности сотрудников.

«Иркут». Это в большем и целом Яковлевская фирма. В общем и целом, по моему опыту работы с «Иркутянами» бывшими Яковлевцами и прильнувшими к ним бывшими Туполевцами – это днище! Много сотрудников залезли на должности, но по профессиональные качества явно не доросли до этих должностей (об этом подробно написано в части I). При этом уровень зарплат там на 10-15% выше, чем в ГСС.

Перспективы карьерного роста у нынешнего «инженера –конструктора»

Несложно понять, что оплата труда обычно зависит от уровня квалификации. Но бывают исключения, когда нужно заткнуть дыру в штатном расписании и/или выбрать «жертвенного» конструктора, когда уже всё провалили. Тут к «сыру» нужно подходить весьма осторожно, предварительно наводить справки, тщательно «прозванивать» на собеседовании потенциального работодателя и выявлять недомолвки и откровенную «лапшу». Но в общем и целом картина выглядит так:

Сейчас для вчерашнего студента или инженера-конструктора 3 кат.:

- есть выбор или в какой-то мере отупеть за чуть большие деньги в фирмах, обслуживающих зарубежных авиапроизводителей, упомянутых выше, но получить фактически квалификацию зарубежного раба-чертёжника/3D рисовальщика и выше этого не подняться, пусть даже получив там через несколько лет работы заветную запись в трудовой «Ведущий инженер-конструктор». Я таких персонажей видел…;

- погрузиться в наше «болото», и если ну очень-очень повезло и там есть нормальный наставник – получить более-менее приличные и очень необходимые знания исключительно на «живом» проекте. Притом, придётся образовываться и учить великий и могучий язык Шекспира самостоятельно. Доход, конечно, будет мягко говоря не высоким – «work for food». Здесь есть один подводный камень – нормальных конструкторов почти не осталось, а по-настоящему «живых» проектов сейчас нет. Те, кто чему-то учил меня, ушли в лучшем случае на пенсию. Сейчас из своих сверстников (35-45 лет) в целом я не вижу сколь-нибудь грамотных проектировщиков именно каркаса планера самолёта, которые были бы на уровне «стариков». Наиболее приблизившихся к этому уровню своих сверстников я знаю человек 5 по всей России - тех, кто может самостоятельно качественно «завязать» и «отвести до конца» свой агрегат планера с нуля, а остальным очень далеко за 60.

Для инженера-конструктора средней квалификации (2-я и 1-я кат.):

- если человек хочет остановиться в своём развитии и продолжать всю жизнь заворачивать одну и ту же гайку, то добро пожаловать в вышеупомянутые представительства зарубежных фирм и обслуживать зарубежных авиапроизводителей. Зато можно уже «не париться». За тебя всё решат и подумают. Даже английский подтянешь до уровня, необходимого для работы драфтером. У прочнистов и технологов там аналогичная картина.

- в «болотистых» фирмах, если в данный момент там идёт проект - это будет работа фактически по сопровождению нашего «руко@опого производства» и много-много рутины и командировок. Очень повезёт, если у Вас будет нормальный наставник. В противном случае, придётся плыть самостоятельно, набивая шишки и регулярно получая «люлей». Если очень повезёт, то можно поднять уровень квалификации до Ведущего. Обычно, на живом проекте это происходит через 6-8 лет после окончания ВУЗа. Но у нас не так всё однозначно с квалификацией (подробнее - читай части I и II этой статьи).

Для инженера-конструктора высшей квалификации (Ведущий и выше - structure analysis engineer), т.е. для «мозгов»:

Здесь я не буду упоминать о ПСЕВДО ведущих конструкторов, коих, к сожалению, предостаточно.

Вот тут ситуация самая сложная. Казалось бы, АБСУРД, ведь квалификация-то самая высокая?

- путь первый – присоединиться к орде псевдо ведущих, заняться поддержкой производства, остановить своё развитие и фактически отупеть.

- путь второй – самый сложный – заняться своим делом – проектированием агрегатов планера, поддержкой испытаний, подготовкой методик испытаний, подготовкой ТЗ. Но тут опять вмешивается человеческий фактор (подробнее читай в статье ). Многие начальники не желают видеть подчинённых умнее их самих. Нормальный начальник радовался бы, что он может спокойно отдать работу и забыть, зная, что она будет выполнена на надлежащем уровне и в разумные сроки. И тут я понимаю, что у нас АЗИЯ.

Поэтому европейские и американские авиапроизводители смотрят на Россию как на обезьян, даже в отличии от «отсталых» по их меркам бразильцев, которые держат 3-е место по выпуску самолётов после «А и В». В Китае тот же самый подход, что и у нас (я начальник – ты дурак + обязательная «лояльность» и никакого логичного диалога), потому что-то, кроме копирования или продукции, сделанной «на отшибись», они ничего не могут осилить. Наш авиапром в лице Иркута с МС-21 сейчас вполне сопоставим по уровню развития с C919. Там проблемы с европейской сертификацией из-за того же самого клинического идиотизма, что и у нас в России. Санкции, да, сильно повлияли, но это всего лишь часть проблем, которые необходимо устранить.

Дополнение по вакансиям к этой части статьи - выуживаем из вакансии всю нужную нам информацию о потенциальном Работодателе и даже то, что он от нас пытается скрыть. Учимся читать между строк.

Продолжение статьи: Часть IV. «Романтика профессии» Или где и как рождаются идеи?

image

У большинства из нас найдётся знакомый, который недоволен выбранной профессией и воспринимает походы на работу как обязаловку и повинность. А возможно, что вы и есть тот самый недовольный. Возникает вопрос: «Что же с этим делать?». В этой статье я хочу рассказать, как сам преодолел такую сложность. Забегая вперёд, скажу, что усилия себя оправдали: вместо того, чтобы обречь себя на судьбу конструктора на заводе, я работаю QA-инженером в IT-компании. Может быть, это послужит кому-то мотивацией.

Жизнь на самотёк

В юности мало кто думает о том, чего же он действительно хочет от жизни и кем хочет стать. Вот и я не думал и не знал. После школы я поступил в технический ВУЗ на специальность «Конструирование и производство радиоаппаратуры». Что это такое, я себе слабо представлял; всё, что меня туда манило — это военная кафедра, образ весёлого студенчества и возможность стать инженером, как мама и папа, потому что сам я мало чем интересовался.

Учёба проходила действительно весело, интереса к занятиям было немного, а учился я так, чтобы сдать хоть что-то хоть как-то. К третьему-четвёртому курсу я уже имел понятие о выбранной профессии, но что будет на практике — да чёрт его знает.

Приближалась защита диплома. Так как я поступил по целевому направлению, я был прикреплён к заводу, на который меня направил мой дипломный руководитель.

Завод на меня произвёл впечатление страшного, забытого богом места, где люди несчастливы, но ничего не делают, чтобы это изменить, потому что так было всегда. Одинокая бабуля-технолог, играющая сама с собой в шашки в грязном, тёмном углу одного из цехов, могла бы сниться в кошмарах, если бы я не спросил у неё дорогу и тем самым не убедился, что она разговаривает и вообще живой человек.

image

На заводе мне помогли с написанием диплома, показали какие-то разработки, погрузили в специфику устройства, которое впоследствии я использовал для изучения в своей дипломной работе. Коммуникация была налажена, хоть и относились ко мне с недоверием — предприятие режимное, все материалы под защитой.

Новый мир. Мнимое чувство нужности

Есть у меня характерная черта: когда получаю челлендж и ясно вижу цель — выдаю максимальный результат. Поэтому, несмотря на посредственную учёбу, я получил за диплом «отлично», чем произвёл впечатление на заводских инженеров, которые были на защите. Поступили предложения о трудоустройстве. Я выбрал тот самый завод, с которого получил целевое направление. Я не был обязан работать на них, но ведь они помогли мне с дипломом и позвали меня тоже они. Вывод напрашивался один: я им нужен.

На заводе молодой специалист вроде меня должен мечтать о том, чтобы начать вести изделие, то есть полностью знать его и при возникновении любого вопроса быть одним из главных ответственных лиц. Для этого требовалось повысить свою категорию, а повышение категории инженера связано только со стажем работы. Так что я учился в магистратуре и нарабатывал стаж — сначала технологом, затем конструктором.

Работа заключалась в следующем. Я получал заявки с неисправностями из цеха: что-то не работает, не подходит, не там отверстия просверлили, винты не вкручиваются и т.д. Были изменения и другого вида, так называемая модернизация, когда элементы на плате невозможно больше заказывать, или нужны поновее и помощнее, конструкцию корпуса нужно переработать и т.д. Я изучал заявления, смотрел огромные папки с чертежами из архива, сверял, находил причины и чертил новый чертёж или часть чертежа, где было показано, что заменить.


После того, как я составлял извещение об изменении, нужно было его согласовать с моим начальником (главным конструктором), собрать шесть подписей от людей из разных отделов и ещё раз согласовать, но уже с заказчиком. Заказчики на оборонных предприятиях — это военные люди, а доказать им что-то, если ты в их глазах не отслуживший студентишка, очень тяжело.

Так я занимался неинтересными для меня вещами, сидя в бумагах. Всё это время два моих лучших друга каждый раз при нашей встрече говорили мне: «Пошли к нам в тестирование. Вот литература, блоги — почитай, посмотри, попробуй!». А я всё твердил, что я гордый инженер, что я работаю на оборонку, что всё будет хорошо, ЧТО МНЕ НРАВИТСЯ. В те моменты я себя обманывал. Я был несчастлив и пускал пыль в глаза самому себе.

Подготовка к переменам

Прошло два года, я снова защитил диплом на «отлично» и получил степень магистра. В мыслях всякое: «Наконец-то категорию присвоят, изделие дадут, буду развиваться, я инженер». Но вместо этого мне сказали, что на заводе идёт сокращение, и диплом магистра означает увеличение моей зарплаты, чего предприятие никак не может позволить. Вот так я был нужен на самом деле.


Грустил я недолго, потому что этот случай открыл мне глаза: не нравилось мне всё это на самом деле. Делал свою работу качественно, отдавал всего себя, а осязаемого результата и необходимых для меня челленджей нет.

Вот тогда я и вспомнил про тестирование. Снова поговорил с друзьями, которые посоветовали мне профильной литературы:

За чтением я начал замечать кучу сходств между тестированием и ОТК (Отдел технического контроля) на заводе. В отделе работали ребята, которые писали мне заявления об изменениях или недочётах в изделиях, а я должен был их изучить и предложить решение. В то время я часто ходил к ним в отдел и смотрел, как они проводят испытания: климатические, приёмочные, на механическую прочность, виброустойчивость и т.д. Я видел, как люди боролись за качество, горели своим делом, чувствовали ответственность, и мне это казалось интересным.

Я уже был знаком с тестированием в масштабах заводского производства, а создание ПО — это тоже производство, где процесс налажен аналогично с тем, что я уже видел и знаю.

Шли месяцы. Я основательно окопался в теории о тестировании и QA, узнал, какими методами тестируется тот или иной тип ПО, и представлял, как я проверю ту или иную функциональность. Но вот проблема: человек без опыта. На завод возвращаться я не хотел, хоть и ездил на собеседования в разные производственные компании. Ох и наслушался я там о себе! Заводчане — простые и без чувства такта настолько, что фраза «Да ты даже и 10 тысяч не стоишь» произносилась ими прямым текстом мне в глаза. Пошлые шутки про геев — у меня татуировки, что для некоторых людей признак гея, удивительно — и прочие грязные вещи, которые мне пришлось слушать, стали последней каплей. На первом заводе, впрочем, тоже были подколы по этому поводу, но сдержанные — меня там уже знали с профессиональной стороны.

Хождения по собеседованиям не давали никакого результата. «Мы вам перезвоним» — всё, что я слышал после каждого похода или созвона по скайпу. Но после каждого собеседования я получал бесценный опыт, и те вопросы, на которые я не мог ответить, записывал и изучал, становясь всё сильнее в терминологии.

После очередного неудачного собеседования мне позвонил один из моих друзей, говоривший со мной о тестировании. На этот раз он позвал меня на собеседование: по плану личного развития ему нужно было найти и обучить стажёра.

Меня ввели в курс дела, рассказали, чем занимается компания (мобильные технологии, Android, iOS, web) и какой человек им нужен. Далее он начал задавать базовые вопросы из области тестирования. И только потом я понял, что мои знания в терминологии тестирования ПО не были ключевым фактором в выборе кандидата на эту должность. Ключевым было узнать, справлюсь ли я, вольюсь ли в коллектив, легко ли меня обучать и т.д. Логика была такая: зачем нанимать специалиста без огня в глазах?

После череды проведённых собеседований компания выбрала меня. Другие кандидаты либо были слишком скованы, что грозило сложностями в общении, либо запросили слишком высокую зарплату. Меня же привлекли проекты, над которыми там трудились. Я всегда интересовался технологиями: был опытным пользователем ПК и Android, каждый день смотрел разные материалы про мобайл, перепрошивал свои смартфоны, переустанавливал всё и вся.

Мне сразу же объяснили, что я не буду классическим тестировщиком, а буду развиваться именно как QA-инженер. Это не исполнитель, который получает сборку, тестирует её, заносит баги, скидывает репорт и освобождается до следующей сборки. От меня потребуется погружаться в проект, вести его (чего я добивался на заводе), предлагать решения, которые будут понятны и удобны пользователю, улучшать логику приложений, работать в команде, развиваться, внедрять процессы в производство ПО для повышения качества.

На заводе фраза «чтобы работало» частенько была показателем качества. В студии разработки стремятся к максимальному качеству на каждом проекте. Ежедневный челлендж — то, чего я всегда и хотел, то, что меня мотивировало.

Выводы

Теперь я профессионально занимаюсь тестированием/QA-инжинирингом в студии мобильной разработки Live Typing, уже прошёл испытательный срок и работаю над сложными и масштабными проектами. Кроме QA я начал изучать принципы менеджмента, дизайна, разработки (ведь автотесты никто не отменял) и пишу эту статью, в конце концов. Я каждый день встречаюсь с новыми проблемами, понимаю, кто чем занимается, понимаю жизненный цикл ПО и мне доверяют.

Я не спорю, кому-то очень нравится работать на производстве, я знаю таких людей и у них всё хорошо. Но я был несчастлив, чувствовал, что делаю что-то не так. Главное — или вовремя поймать самого себя на этой мысли, или благодарить судьбу за пинок под зад, как было в моём случае. Иначе в какой-то момент окажется слишком поздно начинать жизнь, в которой ты существуешь в гармонии со своей работой. И в этом, пожалуй, смысл моей статьи.

Если у вас есть свои истории о подобных метаниях и решении этой проблемы, то мне будет интересно почитать их в комментариях.

Профессия инженера-конструктора считается престижной и востребованной в любой развитой стране. Такие специалисты создают механизмы, инструменты, здания и сооружения, требующиеся для производства и рынка сбыта. Многие вещи, используемые в быту, создаются инженерами-конструкторами, поэтому данная профессия в современном мире является одной из наиболее значимых.

Профессия инженер-конструктор

Кто такой инженер-конструктор: что нужно знать о профессии?

Инженер-конструктор изобретает конструкции, инструменты, механизмы, здания или сооружения. Также он может разрабатывать концепты для продуктов, машин, систем. Эта специальность предполагает и модернизацию ранее созданных продуктов – например, создание более производительного станка или модернизированного транспорта.

Инженеры-конструкторы выполняют необходимые вычисления, а также генерируют модели готовых чертежей с использованием специальных программ и трехмерного программного обеспечения. Обычно в процессе разработки используются виртуальные компьютерные модели.

Задачи и обязанности

Зачастую инженер-конструктор получает заказ на разработку изделия у маркетолога или у промышленного дизайнера. Затем специалисту выдают технические характеристики – детальное техническое задание, согласованное в установленном с руководством документе. Конструктор разрабатывает и представляет руководству варианты для выбора наиболее подходящего. Потом готовится сборочный чертеж, проводится спецификация изделий и документация.

В задачи инженера-конструктора также может входить анализ готовых изделий и осуществление нормативного контроля.

Работа и зарплата

Инженеры-конструкторы могут работать в конструкторских бюро, на предприятиях, в научных центрах или институтах. Востребованность профессии на рынке труда не дает таким специалистам остаться без работы, однако выпускник ВУЗа должен быть готов к тому, что его труд будет не сразу высоко оплачиваться.

Уровень зарплаты зависит от опыта и места работы специалиста. Молодой сотрудник без опыта может рассчитывать на 20 000-30 000 рублей в месяц, а состоявшийся профессионал – на оклад до 127 000 рублей.

На сегодняшний день инженеры-конструкторы могут трудится в удаленном режиме, а многие опытные специалисты и вовсе открывают свой бизнес.

Плюсы и минусы профессии

У профессии присутствуют следующие преимущества:

  • высокая востребованность;
  • высокая оплата труда;
  • возможность видеть результаты своей работы (готовые изделия).

Существуют в специализации и недостатки:

  • сложности с поиском работы в маленьких городах;
  • необходимость постоянно повышать свой профессиональный уровень;
  • высокая степень ответственности на производстве.

Как стать инженером-конструктором?

В данной сфере деятельности требуются наличие высшего или среднего профессионального образования. Во многих мегаполисах присутствуют технические вузы, которые обучают будущих инженеров-конструкторов.

Какие навыки нужны?

В профессиональной деятельности конструктору потребуются: аналитическое мышление, развитое пространственное воображение, изобретательность, усидчивость, повышенное чувство ответственности и умение работать в команде. Не обойтись и без хладнокровия, эмоциональной стабильности. Данная специальность также требует коммуникабельности, аккуратности, лидерских качеств.

Какое образование необходимо, и куда можно поступать?

Будущему инженеру-конструктору понадобится получить высшее техническое образование. Начать освоение профессии можно с подачи документов в среднее специальное учебное заведение, где предоставляется базовая подготовка для освоения профессии.

Специалистам с дипломами нужно периодически прослушивать курсы повышения квалификации, совершенствуя приобретенные знания и компетенции

Что нужно сдавать?

Для зачисления в высшее учебное заведение необходимо успешно сдать единый государственный экзамен. Предполагается обязательная демонстрация знаний по русскому языку и математике. В зависимости от программы ВУЗа абитуриенту также может понадобиться сертификат ЕГЭ по физике или химии.

Сколько учиться после 9 и 11 класса?

Учеба в высшем учебном заведении по уровню подготовки бакалавриата занимает 4 года. Данное направление подготовки доступно лишь ученикам 11 класса. У выпускников 9 класса имеется возможность осваивать специальность в средних специальных учебных заведениях – обучение в ССУЗе отнимает от 34 до 46 месяцев.

Возможно ли дистанционное обучение?

Дистанционное освоение данной специальности возможно лишь на базе и высшего или среднего специального образования. Подготовка инженеров-конструкторов с нуля на онлайн-курсах не осуществляется, более того, овладеть данной профессии на краткосрочных семинарах или интенсивах не получится, так как эта сфера деятельности требует длительного обучения, доступного лишь в университетах или колледжах.

Где учиться?

Многие учебные заведения России готовят инженеров-конструкторов. При выборе ВУЗа или ССУЗа лучше ориентироваться на конкретную программу подготовки, сразу определяя будущую специализацию.

ВУЗы и академии

Многие высшие учебные заведения Москвы готовят инженеров- конструкторов.

  1. Российский государственный университет нефти и газа имени Губкина. Предлагает 2 программы обучения со 100 бюджетными местами. Стоимость контракта – 235 000 рублей.
  2. Российский экономический университет имени Плеханова. Приглашает получить высшее образование на базе подготовки по программе «Инжиниринг высокотехнологического оборудования». Есть 15 бюджетных мест, контракт стоит 220000 рублей.
  3. Российский технологический университет. Здесь готовят бакалавров, срок обучения 4 года, цена контракта 188 000 рублей.
  4. Российский химико-технологический университет имени Менделеева. Предлагает обучиться в бакалавриате, присутствует 57 бюджетных мест, цена контракта – 204000 рублей.
  5. Московский государственный технический университет имени Баумана. Здесь существует 19 программ подготовки, есть возможность учиться на бюджете.

Предоставляют данную программу подготовки и санкт-петербургские ВУЗы.

  1. Санкт-Петербургский государственный технологический университет. Располагает одной программой подготовки на механическом факультете. Есть 30 бюджетных мест.
  2. Санкт-Петербургский горный университет. В наличии 3 профиля, 97 бюджетных мест. Стоимость платного обучения – от 260000 рублей.
  3. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Предлагает 7 программ обучения, в общей сложности присутствует 81 бюджетное место.
  4. Санкт-Петербургский государственный морской технический университет. Здесь реализуется 5 программ подготовки, присутствует 53 бюджетных места, цена контракта от 176000 рублей.
  5. Санкт-Петербургский государственный университет. В этот ВУЗе действует программа бакалавриата, присутствуют бюджетные и контрактные места.

Колледжи и техникумы

Немало столичных колледжей и техникумов дают возможность получить среднее специальное образование по данной профессии.

  1. Политехнический колледж № 8 имени Павлова. Здесь существует 10 программ подготовки на базе 9 или 11 класса. Обучение ведется за счет бюджетных ассигнований.
  2. Политехнический колледж имени Годовикова. Предлагает получить образование по программе сроком от 34 месяцев. Стоимость обучения – от 121000 рублей.
  3. Московский технологический колледж. Здесь присутствует 4 программы обучения для подготовки специалистов сроком от 34 месяцев. Есть 170 мест.
  4. Мытищинский колледж. Реализует 5 направлений подготовки, присутствует 170 бюджетных мест. Контрактной формы обучения нет.
  5. Западный комплекс непрерывного образования. Здесь присутствует 7 профилей обучения специалистов, длительность учебы от 22 месяцев. Цена контракта – от 120000 рублей.

Присутствует подобный профиль и санкт-петербургских ССУЗах.

  1. Электромашиностроительный колледж. Выпускает специалистов по 6 направлениям подготовки, обучение ведется за счет бюджетных средств.
  2. Техникум электромашиностроения и металлообработки. Предлагает получить среднее специальное образование по двум программам. Длительность обучения – от 22 месяцев, присутствует 75 бюджетных мест.
  3. Колледж технологий, моделирования и управления. Здесь готовят по 4 направлениям, длительность учебы от 10 до 46 месяцев. Присутствуют бюджетные и контрактные места.
  4. Индустриально-судостроительный лицей. Реализует 3 направления, присутствует 110 бюджетных мест, контрактная форма не предусмотрена.
  5. Академия машиностроения имени Котина. В этом ССУЗе можно получить среднее специальное образование на базе 9 или 11 класса, есть 100 бюджетных мест, цена контракта от 45000 рублей.

Курсы и тренинги

Курсы для инженеров-конструкторов можно закончить в Москве.

  1. Русская школа управления. Здесь проводятся курсы повышения квалификации и переподготовки для специалистов по объему от 72 академических часов. Стоимость курса от 23000 рублей.
  2. Межрегиональная академия строительного и промышленного комплекса. Предлагает закончить курсы профессиональной переподготовки по программе «Инженер-конструктор». Длительность занятий от 208 часов, стоимость зависит от количества участников в группе.
  3. Учебный центр при МГТУ имени Баумана «Специалист». Предлагает несколько программ обучения и повышения квалификации для инженеров- конструкторов по цене от 37 000 рублей. Объем курса – от 120 часов.
  4. Компания «Инфорс». Предлагает курсы обучения для инженеров- конструкторов разного уровня подготовки. Здесь присутствует несколько направлений, от которых зависит цена и длительность занятий.
  5. ООО «Юниконс». Приглашает пройти курсы повышения квалификации для инженеров-конструкторов по цене от 33 000 рублей за 77 академических часов.

Коммерческие центры Санкт-Петербурга также предлагают получить новые знания в рамках этой специализации.

  1. Учебный центр «Амилен». Проводит курсы повышения квалификации на срок от 2 недель. Занятия начинаются по мере набора группы, стоимость занятий от 26 000 рублей.
  2. Центр подготовки кадров «Профессионал». Здесь реализуется несколько программ переподготовки или повышения квалификации для специалистов продолжительностью от 132 часов. Стоимость занятий зависит от количества слушателей в группе.
  3. Балтийский государственный технический университет. Предлагает курсы повышения квалификации для специалистов по объему до 120 часов. Стоимость курса – от 25 000 рублей.
  4. Центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов СПбГАСУ. Здесь проводятся курсы повышения квалификации объемом от 24 часов, цена – от 10000 рублей.
  5. Центр статистических технологий. Предлагает пройти интенсивы сроком от 4 дней по цене от 39 500 рублей.

Таким образом, инженеры-конструкторы разрабатывают, проектируют машины, технику или производственные линии. Они участвуют практически в каждом шаге разработки продукта до рыночной стадии. Профессия находится в постоянном развитии, что связано с появлением новых технологий, а значит, специалисту для достижения успеха важно идти в ногу со временем и постоянно развиваться.

Евгения Крайс

Хотелось бы услышать советы и пожелания начинающим специалистам, от более опытных коллег. Что бы вы посоветовали начинающим конструкторам? На что обратить внимание, как стать "настоящим" инженером-конструктором? Как вы добились своих высот в этом деле?
Очень интересно, т.к. сама являюсь начинающим конструктором, и хотелось бы развиваться в этом направлении

Пьяный Ежик

Углубляйтесь в технологию, наконструировать можно все что угодно, важно знать как это потом будет сделано.

Евгения Крайс

Евгения Крайс

Евгения Крайс

Илья, спасибо за ответ. Хорошо что есть люди, у которых мы, новички, можем набираться опыта.
(а вопросы не по теме и не ко мне)

DELETED

Ленар Светич

DELETED

Ленар, Я работал и на вертолетном и на других, могу похвастаться проектами. Зайдите в тему невостребованная профессия, там они есть. Самый главный совет начинающим конструкторам, если вы выпускник, если вы ещё молоды и вся жизнь впереди, НИКОГДА слышите НИКОГДА не лезьте в это болото. Это тяжелейшая и изматывающая в моральном и умственном плане работа, которая в какой то момент из творчества превращается конвейер, за которую никто ничего не хочет платить в нашей стране, и не будет платить никогда. Ибо мы сырьевой придаток. Продажники, которые затрачивают меньше энергии и сил получая в 5 раз больше будут ухахатываться над вами. Это будут делать даже таксисты и официанты, потому что они богаче инженера. За несколько лет жизни за чертой нищеты в самом прямом смысле этих слов вы дорастете до профессионала, а потом вам поднимут зарплату на 3 копейки и скажут марш работать, жаба. Искать другую контору БЕСПОЛЕЗНО, там в лучшем случае то же самое, в худшем вообще начнете с нуля доказывать что вы не верблюд. КОНСТРУКТОР-синоним слова НИЩИЙ, у вас не будет своей крыши над головой, у вас никогда не будет машины, мусор вроде старых жигулей не в счёт, у вас не будет своей семьи, а если она по какому случайному недоразумению появится, то она будет страдать оттого, что вы не можете её ни содержать ни прокормить, также как и себя. ВАША ЖИЗНЬ В ВАШИХ РУКАХ НЕ ПОВТОРЯЙТЕ ЧУЖИХ ОШИБОК И НЕ НАСТУПАЙТЕ НА ЭТУ МИНУ, иначе потеряете много лет впустую и будете жалеть о том, что в 30 лет у вас в трудовой книжке запись " Инженер-конструктор" а это значит что вы априори нигде и никому не нужны, будете начинать жизнь заново с чистого листа, оперативно осваивая профессии, которые стоят хоть каких то денег.

DELETED

Байки про конструкторов, которые где то там в Газмпроме зарабатывают по 100 тыс с месяц оставьте бабушкам возле подъезда. Ибо вас ни в одну из таких контор из журнала форбс не подпустят и на пушечный выстрел, будь вы хоть семи пядей во лбу, и вы это прекрасно знаете, только никому вслух не скажете по понятным причинам.

Ленар Светич

Евгения Крайс

Евгений,Сочувствую вашей сложной судьбе.Но считаю что эта профессия ничем не хуже остальных, работаю 4й год, есть хорошие места-коммерческие предприятия,на которых можно заработать (на миллионы не претендую но на жизнь хватает) плюс при желании всегда находится доп. заработок. К тому же кто сильно хочет может открыть и свое конструкторское бюро. ИМХО хороший конструктор в цене,тем более если нравится работа. Надеюсь никого не обидела.

DELETED

Евгения, У всякого свой вкус, кому нравится арбуз а кому свиной хрящик. Это к вопросу о зарплате. Для меня 20-25 тысяч чудовищно мало и унизительно, для вас может быть нормально. А что касается "подзаработать" то за калым который делаете 3 дня могут предложить денег меньше чем пьяному грузчику дяде Васе за час работы по переноске мебели на 3 ий этаж.
Либо "респектабельная суперкомпания" вам может предложить соорудить грандиозный проект века в 3D и с полным комплектом чертежей, примерно килограмма 2-3 бумаги и не меньше трех сотен позиций в спецификации, срок 1 месяц=)))) права на ошибку у вас нет, как и времени, и даже если вы будете без выходных лопатить с утра до ночи, не успеете к сроку и оно не стоит даже таких денег. Прием называется возложи трудную задачу в нереальные сроки, чтобы потом было чем банковать при разборе полетов.

DELETED

Евгения, Коммерческие предприятия? уж не те ли это коммерческие предприятия где вам предлагают зп в 1,5 раза больше, чем на заводе, причем 1/3 денег в черную в конверте, где вы будете делать в одиночку работу за пятерых За конструктора, технолога, снабженца, выездного замерщика, ещё и слесаря механосборочных работ с болгаркой впридачу) Хотя там одного только конструктора достаточно (речь к примеру о большом и сложном оборудовании, за напильники и отвертки вам никто в 1, 5 раза больше, чем на заводе платить не станет) потому что в таких маленьких говеных конторках больше 1 человека редко нанимают, ибо жаба задушит, а жить работодателю хоца красиво и на халяву. Вот такие фраера и ищут по полгода специалиста, найдя его, через пару месяцев он сбегает, потому что дебил работодатель даже не подозревает об элементрных нормах труда, он вообще не знает что такое цепочка производства, технология пр-ва и конструкторская работа, думает пару верстаков закупил и какой нибудь лох ему за 3 дня агрегат с бортовым компьютером наваяет за его несчастные 18 тысяч на испытательном сроке, думает что можно силами двух алкашей рабочих и 1 конструктора работающих за бутерброды подсчитывать миллионные прибыли и натыкается на жесткий разврыв шаблона когда реальность не в его пользу. И после увольнения пятого конструктора за год они снова начинают искать, и будут искать постоянно пока у них мозги на место не встанут, потому что упёртые тупые бараны не в курсе, что труд оказывается ещё и оплачивается, и что один человек не может на своем хребте тянуть лямку за всю организацию, а если ты не готов вкладывать деньги в производство чтобы раскрутиться ( на то ты и предприниматель чтобы рисковать), тогда пошел нафиг с рынка. А делается это чтобы сэкономить колоссальные средства на ваших же костях, этот фокус тот же самый, что в предыдущем посте трактуется как повесить на работника физически невыполнимую задачу за немыслимые сроки.

DELETED

Ну и в заключении. Открыть своё конструкторское бюро? Как у вас всё просто на словах, Евгения. Это не бананами торговать и быть обычным конструктором тут недостаточно.

Евгения Крайс

Евгений, Да уж, как вам действительно не повезло,смотрите на жизнь позитивнее!Видимо мне повезло больше в жизни и в работодателях.Ни с какими болгарками и отвертками мы не работаем,у нас нормальные полноценные тех. отделы, а так же собственники предприятий сами бывшие производственники.Вобщем,спорить с вами я не намерена, желаю всего хорошего. В конце концов смену проф. ориентации никто не отменял

Около 15 лет работаю конструктором. Да. К сожалению требований к конструкторам на миллион, а зарплаты унизительно копеечные..)

То, что сегодня робототехника - это модная тема и под нее закупаются конструкторы и оборудование в школы и технопарки, а дети учатся на LEGO и им это нравится - я не спорю, но не в этом дело. Важно во всем этом - приоритетное направление развития в применении различных роботов и систем управления на производствах, где реально создается прибавочная стоимость и исходя из чего считается вся экономика.

Нет заказчика, - нет профессиональной робототехники, а это значит что нет запроса на специалистов, создающих и поддерживающих эти решения.

Сервисная робототехника, - это кот в мешке, он нужен конечному потребителю, а его потребность уникальна.

Получается, что если готовить наших ребят к работе в этой отрасли, выращивать из них будущих инженеров-конструкторов, специалистов по ремонту и сопровождению сложных программно-аппаратных решений, то необходимо понимать, что их работодатель (если планируют работать по найму) или рынок потребителей (если будут предпринимателями со своим бизнесом), - это рынок на 90% международный, ну а 10% оставим из оптимистичного настроя для рынка в России.

Итак, возвращаясь к теме этой статьи - как стать инженером-конструктором в области робототехники и работать в нем международном уровне?

Частично, ответ уже в этом вопросе - это должен быть международный уровень знаний и опыта, возможность применять свои практики независимо от страны потребителя и производителя. Как и в отношении программных продуктов, программист в обязательном порядке знает и применяет английский язык, поскольку практически все написано с синтаксисом этого лингвистического языка, - такое же правило распространяется и для робототехника.

Нужно быть готовым и к другим языкам, таким как немецкому и китайскому. Все чаще и чаще приходится искать переводы команд, надписей и руководств с китайскими иероглифами.

На кружковых занятиях по робототехнике наши ребята практически начинают знакомиться и работать с командами и синтаксисом английского языка. Первоначально это Scratch-языки программирования, а для старших ребят уже C++.

При всем уважение к успешной мировой компании, LEGO решения не для будущих инженеров-конструкторов, это ограниченный сектор потребления, зародившийся как набор для творчества детей и расширившийся до уровня узко специализированных конструкторов. Это отдельный мир, со своими правилам, куда приходят для реализации своих амбиций с возможностью показать себя на международном уровне, но это не профессиональное будущее, если только не посвятить себя преподавания этих технологий в школе или кружке робототехники.

Я поддерживаю и применяю в своей преподавательской практике такие технологические решения как Arduino и ESP контроллеры для разработки проектов. Первые проекты ребята делают по шаблонам уже реализованных кем-то проектов, в т.ч. международных, а далее создают свои. Здесь нет ограничений, ни лицензионных, ни функциональных, - все как говорится в твоих руках, изучай и твори.

Эти проекты уже могут быть повторены такими же ребятами скажем из Индии, Швеции или другой страны. Они поймут и смогут повторить этот проект.

Какие знания необходимо давать и на чем делать акцент в рекомендациях для самостоятельного изучения дома, в школе или с репетитором?

Я не раз в общении с родителями своих учеников затрагивал эту тему, - поскольку я не могу дать все знания ребенку, какие-то знания и опыт он должен получить от другого профессионала. Это касается математики, тригонометрии, физики, информатики, дающих структурированные знания с возможностью применения их на практике в кружке.

Конструкторские задатки, должны формироваться вместе с понятием красоты изделия, дизайна и возможности интеграции этих решений - дизайна и технологий. Как сделать не только красивым робота, но технически функциональным, удобным для его обслуживания и работы.

Применение линейки, циркуля, карандаша! Простая задача, нарисовать эскиз будущей конструкции - это правило для ребят создающих свой проект. Не получится хорошее изделие, если ребенок не может сделать эскиз.

Отдельный комментарий по онлайн-занятиям. Робототехника не может изучаться онлайн! И если это не понимать и продолжать идти путем дистанционного образования - это путь к деградации для потенциального инженера-конструктора.

И последний момент - это, как причинно-следственное от предыдущего утверждения. Оборудование, инструменты, лаборатории, - все то, что окружает и дает возможность для творчества ребенку. Оснащение таких лабораторий должно позволять пилить, точить, шлифовать, вырезать, клеить, паять. всех процессов в котором появляется опыт. Ребята в наших лабораториях трудятся, делают свои ошибки и учатся на них. Это детские ошибки нужны для того, что бы они появились во взрослых проектах.

Не так давно я оснастил свою лабораторию 3D-принтером. По применению этого оборудования, для чего оно нужно и что ребята делают на нем будет отдельная статья. А здесь я скажу просто - это очень нужное и полезное оборудование для реализации задуманного. Как пример этого, у мальчишки в его проекте начала "люфтить" помпа, которую он поставил на робота. Вариантов было два, - заменить ее или придумать какой-нибудь адаптер для уменьшения люфта хода поршня. И напечатанная на принтере деталь решила этот вопрос - легко и просто.

С уважением к читателям, Михалев С.И., руководитель конструкторского бюро и лабораторий детской робототехники

Подписывайтесь, делайте комментарии, - я буду рад обсудить с вами эту статью.

Читайте также: